Справочник химика 21. Взрывоопасность бензина


Бензин взрывоопасные смеси - Справочник химика 21

    К 1-й категории отнесены продукты с относительно меньшей опасностью образования взрывоопасной смеси. Например, метан образует взрывоопасную смесь с 5% воздуха. Бензин образует взрывоопасную смесь в присутствии 1,5% воздуха. Он отнесен ко 2-й группе. Сероводород отнесен к 4-й группе, так как он имеет широкий предел взрываемости от 4,3 до 45,5%. В табл. Х-2 приведено распределение горючих веществ по категориям и группам взрывоопасности. [c.426]

    Если взять обыкновенную пустую железную бочку емкостью в 250 л, то достаточно всего 11—15 г бензина, чтобы внутри бочки образовалась взрывоопасная смесь. Были случаи, когда, заведомо зная, что бочка из-под бензина пуста, подносили к ее отверстию спичку— и немедленно следовал взрыв. За рубежом есть даже такой плакат, вернее, предупреждающая надпись Джон решил проверить зажженной спичкой остался ли еще в бочке бензин. Покой-  [c.33]

    Пары нефтепродукта в смеси с воздухом могут не только вспыхнуть, но и взорваться. Взрыв в отличие от вспышки представляет собой практически мгновенное сгорание смеси, сопровождающееся выделением большого количества нагретых газов большой разрушительной силы. Смесь паров нефтепродукта с воздухом взрывоопасна только в определенных пределах. Существуют нижний и верхний пределы взрываемости смеси как по концентрации содержащихся в смеси паров углеводородов,, так и по температуре смеси. Например, смесь паров бензина с воздухом взрывоопасна, когда в ней содержится от 0,8 да 8,0% (об.) паров бензина. Для топлива ТС-1 концентрационные пределы взрываемости лежат в пределах от 1,2 до 7,1% (об.), для дизельных топлив — от 2,1 до 12,0% (об.). Температурные пределы взрываемости для бензинов от —50 до —10 °С, для топлива ТС-1 — от 28 до 57 °С. [c.88]

    В практике известны случаи, когда причиной взрывов и пожаров было само электрооборудование, не отвечающее правилам эксплуатации во взрыво- и пожароопасных производствах. Так, на одном из заводов после капитального ремонта оборудование не проверили на герметичность, произошла утечка бензина из фланцевых соединений трубопроводов, который скопился в кабельном канале, не засыпанном песком, как это требуют правила безопасности. Вследствие испарения бензина в помещении образовалась смесь взрывоопасной концентрации. При включении одного из насосов, двигатель которого не был взрывобезопасного исполнения, возникла искра, послужившая импульсом взрыва, приведшего к травмированию работающих. Поэтому в такого рода производствах применяют только взрывозащищенное электрооборудование. [c.347]

    Температура вспышки нефти или нефтепродукта — минимальная температура нагреваемых в стандартных условиях нефти или нефтепродукта, при которой смесь паров нефти или нефтепродукта с воздухом в условиях атмосферного давления при поднесении к ней пламени вспыхивает и сразу затухает. Температура вспышки нефти колеблется в широких пределах (от 35 до 120 °С) в зависимости от ее фракционного состава. Температура вспышки нефтепродуктов легковоспламеняющихся бензинов — ниже 28°С, керосинов — 28—45 °С горючих нефтепродуктов (моторное и дизельное топливо, мазуты) 45—120°С. Кроме того, пары нефти или нефтепродукта обладают взрывоопасностью. Взрыв паров нефти или нефтепродуктов при наличии открытого огня или искр возможен при определенном их содержании в воздухе. При этом наименьшее и наибольшее содержание паров нефти или нефтепродуктов в воздухе называют соответственно нижним и верхним пределами взрываемости. При концентрации паров выше верхнего предела взрываемости смесь паров нефти и нефтепродуктов с воздухом горит. Пределы взрываемости нефти или нефтепродуктов зависят от их состава и колеблются в широких пределах. Например, для бензина при температуре 20 °С и атмосферном давлении нижний предел взрываемости — 1,1 %, а верхний — 6 % (объемных). [c.15]

    Эти зоны взрываемости носят условный характер. Смесь, в которой концентрация паров нефтепродукта ниже предела взрываемости при контакте с источником воспламенения иногда может взорваться. Если произойдет вспышка, выделившееся при этом тепло приведет, к испарению дополнительного количества нефтепродукта и концентрация паров в смеси может оказаться взрывоопасной. Если концентрация паров в смеси очень велика и превышает верхний предел взрываемости, в результате вспышки части паров или притока свежего воздуха (в зависимости от конкретных условий) возможно и снижение концентрации паров в смеси вплоть до взрывоопасной. Следует отметить, что концентрация паров нефтепродукта в смеси с воздухом не остается постоянной. При горении в резервуарах и цистернах таких нефтепродуктов, как бензин или керосин, обяза- [c.88]

    В котельном корпусе щепа от воздуха отделялась в системе циклонов и через соответствующие бункера питателями подавалась в топки котлов. В день аварии произошла утечка бензина из одного экстрактора, и в воздух, забираемый вентилятором, попали пары бензина. Поэтому в транспортной линии, циклонах и бункерах, а также в значительном объеме помещения и окружающей атмосфере в районе выброса воздуха из циклона создалась взрывоопасная смесь паров бензина в воздухе, которая взорвалась. [c.277]

    ВСПЫШКИ ТЕМПЕРАТУРА — самая низкая температура, при которой смесь паров горючей жидкости с воздухом в закрытом сосуде способна воспламениться от постороннего источника зажигания (зажженной спички, искры, горячего тела). Вспышка предварительно нагретого вещества без постороннего источника зажигания называется самовоспламенением. В. т. зависит от условий ее определения и не является постоянной характеристикой горючей жидкости. Если В. т. определять в стандартном закрытом приборе, тогда она может быть основой классификации горючих жидкостей по степени их пожарной опасности. В. т. при постоянном давлении является постоянной для данной жидкости и характеризует взрывоопасность ее паров. Для углеводородов с низкими температурами кипения и бензинов В. т. колеблется от —30 до —40 С для керосина от 26 до 60 С для масляных фракций от 130 до 325 С. [c.60]

    В опорожненной бензиновой бочке или топливном баке автомобиля находятся пары бензина, образующие с воздухом взрывоопасную смесь, способную взорваться от случайной искры, удара молотком по металлической пробке, пламени керосинового фонаря. Таким образом, порожняя тара из-под бензина является взрывоопасным источником. [c.121]

    В некоторых химических кабинетах для разогрева больших паяльников и других целей используют керосиновые паяльные лампы. Во избежание взрыва не следует заполнять эти лампы бензином или бензолом, а только керосином. Разжигать лампу следует только спиртом (денатурированным), так как бензин дает много копоти и опасен в отношении взрыва. При работе с лабораторной лампой Бартеля нельзя допускать полного выгорания бензина в лампе, так как в противном случае из горелки будет выделяться взрывоопасная смесь паров бензина с воздухом. [c.55]

    Очень велика роль непосредственных исполнителей — рабочих. Помимо знания технологии они должны иметь навыки в работе, выполнять свои обязанности таким образом, чтобы не допускать возникновения опасностей, а если они возникли, уметь их устранить. В результате отступлений от нормального режима работы и нарушений правил техники безопасности на установках замедленного коксования могут произойти аварии, пожары, несчастные случаи (ожоги, поражения электрическим током), отравления парами углеводородов и сероводородом. Наиболее огне- и взрывоопасными нефтепродуктами на установке являются газ и бензин — они могут образовать взрывоопасную концентрацию в любой точке установки. Горючая и взрывоопасная смесь углеводородных паров с воздухом может образоваться и внутри аппаратов, если из них (при ремонте) нефтепродукты удалены не полностью и если аппараты (при пуске) предварительно не продуты паром или инертным газом. Особую опасность представляет скопление углеводородных газов в насосных помещениях, где при малейших пропусках газа и розливе нефтепродукта может образоваться взрывоопасная концентрация их смеси с воздухом. [c.173]

    Взрыв паров бензина с воздухом. При содержании в воздухе паров бензина в количестве 2,5—4,8% смесь оказывается взрывоопасной. Такая смесь легко может образоваться, например, в открытой таре из-под бензина, что требует большой осторожности в обращении с ней. Приводимые опыты, кроме того, поясняют образование горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания (карбюрация бензина). [c.111]

    В результате отступлений от нормального режима работы и нарушений правил техники безопасности иа установках коксования могут произойти аварии, пожары, несчастные случаи (ожоги, поражения электрическим током), отравления парами углеводородов и сероводородом. Наиболее огне- и взрывоопасными нефтепродуктами на установках являются газ и бензин - они могут образовывать взрывоопасную концентрацию в любой точке установки. Горючая и взрывоопасная смесь углеводородных паров с воздухом может возникнуть и внутри аппаратов, если из них (при ремонте) нефтепродукты удалены неполностью и если аппараты (при пуске) предварительно не продуты инертным газом Особую опасность представляет скопление углеводородных газов в насосных помещениях, где при малейших пропусках газа и розливе нефтепродукта может образоваться взрывоопасная концентрация смеси газов с воздухом. [c.57]

    Получаемые на этих производствах газ, смола, газовый бензин, угольная пыль могут воспламениться и с воздухом образовать взрывоопасную смесь. Взрываемость смеси газа с воздухом возможна лишь при условии определенной концентрации газа в смеси, которая характерна для каждого компонента газа. Смесь водорода с воздухом, содержащая водорода меньше 4,0% объемн. (нижний предел) и больше 75% объемн. (верхний предел), не взрывоопасна. Для окиси углерода эти цифры составляют 12,0 и 75,0%, для метана 5,0 и 15,0%, для этилена 3,0 и 34%. Нижний и верхний пределы взрываемости газовой смеси могут быть определены по следующей формуле  [c.319]

    Бензин и уайт-спирит токсичны и огнеопасны, их заменяют негорючими хлорированными углеводами, например трихлорэтиленом поверхности изделий из алюминия обезжиривают тетрахлорэтиленом, так как алюминий в смеси с трихлорэтиленом образует взрывоопасную смесь. [c.190]

    Наибольшее распространение получили уайт-спирит, его смесь с бензином, ксилолом или сольвентом, а также сложные растворители из трех-четырех компонентов. Углеводородные, комбинированные растворители для ПИНС, в отличие от аналогичных растворителей для лакокрасочных материалов, должны быть менее токсичными, пожаро- и взрывоопасными, иметь несколько более высокую температуру кипения, вспышки и параметр растворимости. Значительное распространение получают ПИНС-7 и соответственно, хлор- и фторсодержащие растворители. Однако с точки зрения токсичности и пожароопасности наиболее перспективными являются водоэмульсионные ПИНС-с (см. гл. 5), где растворителем является вода. [c.176]

    Этиловый спирт — бесцветная, подвижная жидкость с ха-)актерным запахом р = 0,789 кип = 78,3°С пл = —111,8 °С. игроскопичен с водой образует азеотропную смесь, содержащую 95,57 % этанола и кипящую при 78,1 °С. Приблизительно такая же концентрация этанола в имеющемся в продаже спирте-ректификате. Этиловый спирт смешивается с водой, эфиром и многими другими органическими растворителями. Растворяет некоторые неорганические вещества и многие органические соединения. Легко воспламеняется, пары его с воздухом образуют взрывоопасные смеси, нижний предел 3,28 %, верхний 19,0 % С бензином смешивается в равных объемах. Абсолютный этанол прижигает слизистые оболочки и действует на организм как яд. [c.255]

    Ксилидины получают при нитровании и восстановлении смеси трех ксилолов. Смесь ксилидинов щироко применяют в качестве добавки к авиационному бензину для улучшения его антидетона-ционных качеств. Недавно описан метод их получения, основанный на каталитическом гидрировании нитроксилолов при высоком давлении. Нитроксилолы для этой цели получают при мононитровании ксилолов, образующихся в результате побочной реакции при каталитическом гидрировании нефтепродуктов до толуола. В подвергающихся гидрированию мононитропродуктах нежелательно присутствие динитропроизводных, так как они взрывоопасны. Метод отделения состоит в обработке динитропроизводных сульфидом натрия и извлечении образующихся нитроаминов кислотой. Два ксилидина используются как промежуточные продукты ж-4-ксили-дин (VI т. кип. 215,8—216,0°) для производства алых азокрасителей и Л-2-КСИЛИДИН (VII т. пл. 15,5°, т. кип. 213,5°) для производства аминоазосоединений. о-4-Ксилидин (VIII т. пл. 51 , т. кип. 226°) — важный промежуточный продукт при синтезе рибофлавина (лактофлавин, витамин Вг) [c.107]

    Нефтепродукты и в том числе отработанное регенерированное масло являются огнеопасными и легко воспламеняющимися веществами, а легкие фракции, отгоняемые от масла (бензин, керосин), кроме того, при обычных температурах их хранения взрывоопасны. Известно, что юри взрыве воспламеняется не продукт, а смесь углеводородных паров и воздуха. Для вспышки смеси необходима определенная температура, но взрыв может произойти и при температуре ниже температуры вспышки смеси паров продукта и воздуха. Это объясняется тем, что при подогреве нефтепродукта до температуры вспышки происходит частичное парообразование углеводородов и количество паров продукта в воздухе может достичь такой концентрации, при которой может произойти взрыв. Следовательно, при подогреве нефтепродуктов недостаточно руководствоваться одной только их температурой вспышки. Достаточно самого незначительного пламени, например электрической искры при коротком замыкании проводов, искры от удара твердых тел и пр., чтобы произошла вспышка или взрыв смеси углеводородов с воздухом. [c.284]

    На рис. 8.8 показана рекуперационная установка, применяемая для улавливания паров бензина, отсасываемых из-под ограждения (капсулы) клеепромазочной машины. Смесь паров бензина с воздухом подается взрывобезопасным вентилятором 1 в адсорбер 2, заполненный активным углем. Концентрация паров бензина в отсасываемом воздухе должна быть ниже взрывоопасного предела. Высота слоя активного угля в адсорбере, определяемая расчетом, должна быть такой, чтобы обеспечить полную очистку воздуха от паров бензина. При насыщении угля парами бензина первый адсорбер (2) отключают и включают второй адсорбер (8). Во время работы адсорбера 8 активный уголь, заполняющий адсорбер 2, подверхают регенерации. Благодаря этому обеспечивается непрерывная работа рекуперационной установки. [c.172]

    Растворимость в воде связана прежде всего с химическим составом, она уменьшается со снижением содержания в нефтепродуктах ароматических углеводородов и с повышением концентраций парафиновых, т. е. растворимость увеличивается в ряду ароматические углеводороды > циклопарафины > парафины. Величины растворимости для нефти составляют 10-50, бензинов - до 5, керосинов - 2-5, дизельного топлива -8-22 мг/л. Наибольшей растворимостью отличаются такие соединения, как бензол (1800), толуол (600), ксилол (200) и этилбензол (150 мг/л). Для ряда летучих нефтепродуктов одним из характерных является свойство образовывать с воздухом взрывоопасную смесь. Наибольшее и наименьшее содержание паров нефтепродуктов в смеси с воздухом, при котором возможен взрыв при внесении в эту смесь высокотемпературного источника, называют соответственно верхним и нимсним пределами взрываемости. [c.21]

    Вещества в газообразном или парообразном состоянии взакг модействуют между собой особенно быстро. Например, бензин, налитый в чашку сплошным слоем, медленно и спокойно сгорает коитяшим пламенем. Тот же бензин, но в парообразном состоянии, в смеси с воздухом при воспламенении дает взрыв. Подобные взрывы возможны при неосторожном обращении с огнеопасными легколетучими веществами (бензином, эфиром и т. п.) вблизи открытого огня. Паровоздушная бензиновая смесь используется в качестве рабочего горючего в двигателях внутреннего сгорания. Далее, смеси газообразных водорода или метана СН с кислородом или воздухо.м весьма взрывоопасны. Взрывчаты и газовые смеси Нг-f СЬ и т. д. [c.143]

    С1Мбсь углеводородных паров с воздухом становится взрывоопасной, когда в ней содержится определенное количество горючих паров. При незначительном содержании горючих паров в смеси с воздухом взрыва не будет, так как большая часть выделяющегося тепла израсходуется на нагревлние воздуха. Смесь не взорвется и в том случае, если в ней содержится мало воздуха, так как для поддержания процесса горения не хватит кислорода. Поэтому существуют верхний и нижний концентрационные пределы образования взрывоопасных смесей, промежуток между которыми называется областью взры-ваемости. Так, пары бензина взрываются от источника пламени, если их содержится в воздухе от 0,79 до 5,1— 7%., а сероводорода —от 4,3 до 46%. [c.174]

    ТОЛУОЛ (СуПв) - бесцветная жидкость с характерным запахом. По свойствам близок к бензолу. Не растворим в воде, смешивается с абс. спиртом и эфиром, растворим в ацетоне. С уксусной к-той образует азеотроп-ную смесь с т-рой кии. 104,2°. Легко воспламеняется. Т-ра вспышки 4°. Образует с воздухом взрывоопасные смеси, нижний предел воспламенения 1,27% объемн., верхний предел 7,0% объемн. Т-ра кин. 110,62°, т-ра плавл. —95,0°, плотность 0,8669. Содержится в бензинах прямой гонки и в бензинах каталитич. крекинга. Применяется в качестве растворителя и сырья для производства красок и взрывчатых веществ. [c.656]

    Вследствие нарушения технологии в загрузочную колонну экстрактора стал поступать мелкодисперсный материал, что вызвало забивку экстрактора, переполнение и переброс бензина из экстракционной колонны в испаритель, и пары бензина по шнеку удаления шрота попали из помещения экстракции в подготовительное отделение, в котором и образовалась смесь взрывоопасной концентрации. Для предотвращения подобных аварий были предусмотрены устройства, исключающие перелив растворителя и попадание его паров в некатегорируемые помещения установлены повышенной надежности средства автоматической сигнализации загазованности среды в пред-аварийной ситуации, а также блокировки и устройства сигнализации, срабатывающие при отклонении параметров от нормы обеспечен контроль основных параметров, определяющих безаварийную работу экстракционного производства (содержание паров бензина в шроте, уровень экстрагируемого материала, температура растворителя, подаваемого на экстракцию, и содержание в нем влаги, температура сырья, температура и давление пара). [c.98]

    Петролейный эфир — смесь легкокипящнх углеводородов, входящих в состав нефти и продуктов ее переработки. В состав петролейного эфира входят главным образом парафиновые, алициклические и олефиновые углеводороды, имеющие 5 или 6 атомов углерода (пентан, гексан и др.). Температура кипения 35— 70°. В зависимости от условий работы в химических лабораториях применяют различные фракции с т. кип. 30—50, 40—60, 45—70°. Часто в лабораториях эти фракции получают перегонкой легкого продажного бензина. Петролейный эфир применяется в качестве растворителя для жиров, углеводородов, эфирных масел и др. Петролейный эфир огнеопасен, имеет низкую температуру вспышки, легко воспламеняется и образует с воздухом взрывоопасные смеси. Температура вспышки его около 50" Пределы взрывоопасных концентраций с воздухом нижний— 1, верхний —6 об.%. Повышенные концентрации паров петролейного эфира в воздухе оказывают на организм наркотическое действие. [c.108]

    Категории взрывоо1пасных смесей устанавливают в зависимости от их способности цередавать взрыв из оболочки через узкую щель между двумя поверхностями при определенной ширине зазора. Если два сосуда, соединенные между собой узкой щелью, заполнить взрывоопасной смесью и воспламенить эту смесь в одном из сосудов, то окажется, что некоторые смеси вызывают взрыв в другом сосуде через щель, а другие не вызывают. Опытами установлено, что, например, взрывоопасная газо-воздушная смесь метан — воздух передает взрыв из одного сосуда в другой при ширине зазора более 0,9 мм. Если ширина зазора меньше, то взрыва во втором сосуде не произойдет. Пары бензина в смеси с воздухом зажигаются во втором сосуде при ши >ине зазора более 0,65 мм, а водорода —при зазоре менее 0,35 мм. [c.186]

    СКИПИДАР — смесь терпено-вых углеводородов, получаемая из смолистых продуктов сосны. Прозрачная, бесцветная, сильно преломляющая свет жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. При длительном пребывании на воздухе осмоляется вследствие поглощения кислорода и полимеризации. Не растворим в воде, смешивается с эфиром, хлороформом, бензином и жирными маслами. Горит сильно коптящим пламенем. Т-ра вспышки в закрыт, тигле 34°, т-ра самовосплам. 300°. Образует с воздухом взрывоопасные смеси — нижний предел взрываемости 0,8% объемн., т-рные пределы образования взрывоопасных смесей нижний 32°, верхний 53°. Действует раздра-1кающе на слизистые оболочки [c.565]

    В качестве растворителей в ПИНС наибольшее распространение получили уайт-спирит, его смесь с бензином, ксилолом или сольвентом, а также сложные растворители. Применяют также хлор- и фторсодержаш ие растворители, но, учитывая их пожаре- и взрывоопасность, наиболее перспективными являются водоэмульсионные ПИНС, где растворителем является вода [4]. Такие ПИНС (с содержанием воды до 50 %) применяют для долговременной заш.иты наружных и внутренних поверхностей металлоизделий со сроком защиты 2. .. 15 лет, в виде концентрированных дисперсий и эмульсий с содержанием воды 50. .. 90 %, а также в виде разбавленных эмульсий (5—10 %-ные водные дисперсии и эмульсии) со сроком защиты от 10 лёт при хранении в закрытых помещениях. При концентрации 0,001. .. 0,5 % ПИНС испсльзуют как присадки-ингибиторы для смазочно-охлаждающих и моюще-консер-вационных жидкостей или как ингибиторы коррозии в системах нефть —электролит, нефтепродукт — вода. [c.600]

    В эксплуатационных условиях наибольшую опасность представляет пустая тара из-под бензина, так как достаточно в 200-литровой бочке испарить 10—50 г бензина, чтобы получить взрывоопасную бензиновоздушную смесь. Вот почему запрещается отвинчивать ударами молотка или ключа пробку пустой стальной бочки из-под бензина или подходить к ней с огнем. При ремонте тары, если неизбежно использование открытого огня, необходимо принимать меры предупреждения взрывов бензиновых и других паров, смешанных с воздухом. Это относится не только к бочкам, но и к топливным бакам автомобилей. Для устранения такой опасности при ремонте тары применяют различные меры предосторожности тару заливают водой и в таком виде ремонтируют или пропаривают горячей водой, промывают, а затем ремонтируют, или заполняют диоксидом углерода и затем ремонтируют. [c.80]

    Для снижения взрывоопасности и предотвращения возможной детонации топлива практикуется разбавление однокомпонентного топлива бензином, спиртами и другими органическими растворителями. Это снижает взрывоопасность и создает более спокойное сгорание. Известно, например, топливо, представляющее собой смесь, состоящую из 30% метилового спирта (СН3ОН) и 70% метилнитрата ( H,,0N02). [c.189]

chem21.info

Взрывоопасные смеси паров бензина с воздухом

    Пары нефтепродукта в смеси с воздухом могут не только вспыхнуть, но и взорваться. Взрыв в отличие от вспышки представляет собой практически мгновенное сгорание смеси, сопровождающееся выделением большого количества нагретых газов большой разрушительной силы. Смесь паров нефтепродукта с воздухом взрывоопасна только в определенных пределах. Существуют нижний и верхний пределы взрываемости смеси как по концентрации содержащихся в смеси паров углеводородов,, так и по температуре смеси. Например, смесь паров бензина с воздухом взрывоопасна, когда в ней содержится от 0,8 да 8,0% (об.) паров бензина. Для топлива ТС-1 концентрационные пределы взрываемости лежат в пределах от 1,2 до 7,1% (об.), для дизельных топлив — от 2,1 до 12,0% (об.). Температурные пределы взрываемости для бензинов от —50 до —10 °С, для топлива ТС-1 — от 28 до 57 °С. [c.88]

    Температура вспышки нефти или нефтепродукта — минимальная температура нагреваемых в стандартных условиях нефти или нефтепродукта, при которой смесь паров нефти или нефтепродукта с воздухом в условиях атмосферного давления при поднесении к ней пламени вспыхивает и сразу затухает. Температура вспышки нефти колеблется в широких пределах (от 35 до 120 °С) в зависимости от ее фракционного состава. Температура вспышки нефтепродуктов легковоспламеняющихся бензинов — ниже 28°С, керосинов — 28—45 °С горючих нефтепродуктов (моторное и дизельное топливо, мазуты) 45—120°С. Кроме того, пары нефти или нефтепродукта обладают взрывоопасностью. Взрыв паров нефти или нефтепродуктов при наличии открытого огня или искр возможен при определенном их содержании в воздухе. При этом наименьшее и наибольшее содержание паров нефти или нефтепродуктов в воздухе называют соответственно нижним и верхним пределами взрываемости. При концентрации паров выше верхнего предела взрываемости смесь паров нефти и нефтепродуктов с воздухом горит. Пределы взрываемости нефти или нефтепродуктов зависят от их состава и колеблются в широких пределах. Например, для бензина при температуре 20 °С и атмосферном давлении нижний предел взрываемости — 1,1 %, а верхний — 6 % (объемных). [c.15]

    ВСПЫШКИ ТЕМПЕРАТУРА — самая низкая температура, при которой смесь паров горючей жидкости с воздухом в закрытом сосуде способна воспламениться от постороннего источника зажигания (зажженной спички, искры, горячего тела). Вспышка предварительно нагретого вещества без постороннего источника зажигания называется самовоспламенением. В. т. зависит от условий ее определения и не является постоянной характеристикой горючей жидкости. Если В. т. определять в стандартном закрытом приборе, тогда она может быть основой классификации горючих жидкостей по степени их пожарной опасности. В. т. при постоянном давлении является постоянной для данной жидкости и характеризует взрывоопасность ее паров. Для углеводородов с низкими температурами кипения и бензинов В. т. колеблется от —30 до —40 С для керосина от 26 до 60 С для масляных фракций от 130 до 325 С. [c.60]

    Эти зоны взрываемости носят условный характер. Смесь, в которой концентрация паров нефтепродукта ниже предела взрываемости при контакте с источником воспламенения иногда может взорваться. Если произойдет вспышка, выделившееся при этом тепло приведет, к испарению дополнительного количества нефтепродукта и концентрация паров в смеси может оказаться взрывоопасной. Если концентрация паров в смеси очень велика и превышает верхний предел взрываемости, в результате вспышки части паров или притока свежего воздуха (в зависимости от конкретных условий) возможно и снижение концентрации паров в смеси вплоть до взрывоопасной. Следует отметить, что концентрация паров нефтепродукта в смеси с воздухом не остается постоянной. При горении в резервуарах и цистернах таких нефтепродуктов, как бензин или керосин, обяза- [c.88]

    Взрыв паров бензина с воздухом. При содержании в воздухе паров бензина в количестве 2,5—4,8% смесь оказывается взрывоопасной. Такая смесь легко может образоваться, например, в открытой таре из-под бензина, что требует большой осторожности в обращении с ней. Приводимые опыты, кроме того, поясняют образование горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания (карбюрация бензина). [c.111]

    В котельном корпусе щепа от воздуха отделялась в системе циклонов и через соответствующие бункера питателями подавалась в топки котлов. В день аварии произошла утечка бензина из одного экстрактора, и в воздух, забираемый вентилятором, попали пары бензина. Поэтому в транспортной линии, циклонах и бункерах, а также в значительном объеме помещения и окружающей атмосфере в районе выброса воздуха из циклона создалась взрывоопасная смесь паров бензина в воздухе, которая взорвалась. [c.277]

    В некоторых химических кабинетах для разогрева больших паяльников и других целей используют керосиновые паяльные лампы. Во избежание взрыва не следует заполнять эти лампы бензином или бензолом, а только керосином. Разжигать лампу следует только спиртом (денатурированным), так как бензин дает много копоти и опасен в отношении взрыва. При работе с лабораторной лампой Бартеля нельзя допускать полного выгорания бензина в лампе, так как в противном случае из горелки будет выделяться взрывоопасная смесь паров бензина с воздухом. [c.55]

    В опорожненной бензиновой бочке или топливном баке автомобиля находятся пары бензина, образующие с воздухом взрывоопасную смесь, способную взорваться от случайной искры, удара молотком по металлической пробке, пламени керосинового фонаря. Таким образом, порожняя тара из-под бензина является взрывоопасным источником. [c.121]

    Очень велика роль непосредственных исполнителей — рабочих. Помимо знания технологии они должны иметь навыки в работе, выполнять свои обязанности таким образом, чтобы не допускать возникновения опасностей, а если они возникли, уметь их устранить. В результате отступлений от нормального режима работы и нарушений правил техники безопасности на установках замедленного коксования могут произойти аварии, пожары, несчастные случаи (ожоги, поражения электрическим током), отравления парами углеводородов и сероводородом. Наиболее огне- и взрывоопасными нефтепродуктами на установке являются газ и бензин — они могут образовать взрывоопасную концентрацию в любой точке установки. Горючая и взрывоопасная смесь углеводородных паров с воздухом может образоваться и внутри аппаратов, если из них (при ремонте) нефтепродукты удалены не полностью и если аппараты (при пуске) предварительно не продуты паром или инертным газом. Особую опасность представляет скопление углеводородных газов в насосных помещениях, где при малейших пропусках газа и розливе нефтепродукта может образоваться взрывоопасная концентрация их смеси с воздухом. [c.173]

    В результате отступлений от нормального режима работы и нарушений правил техники безопасности иа установках коксования могут произойти аварии, пожары, несчастные случаи (ожоги, поражения электрическим током), отравления парами углеводородов и сероводородом. Наиболее огне- и взрывоопасными нефтепродуктами на установках являются газ и бензин - они могут образовывать взрывоопасную концентрацию в любой точке установки. Горючая и взрывоопасная смесь углеводородных паров с воздухом может возникнуть и внутри аппаратов, если из них (при ремонте) нефтепродукты удалены неполностью и если аппараты (при пуске) предварительно не продуты инертным газом Особую опасность представляет скопление углеводородных газов в насосных помещениях, где при малейших пропусках газа и розливе нефтепродукта может образоваться взрывоопасная концентрация смеси газов с воздухом. [c.57]

    На рис. 8.8 показана рекуперационная установка, применяемая для улавливания паров бензина, отсасываемых из-под ограждения (капсулы) клеепромазочной машины. Смесь паров бензина с воздухом подается взрывобезопасным вентилятором 1 в адсорбер 2, заполненный активным углем. Концентрация паров бензина в отсасываемом воздухе должна быть ниже взрывоопасного предела. Высота слоя активного угля в адсорбере, определяемая расчетом, должна быть такой, чтобы обеспечить полную очистку воздуха от паров бензина. При насыщении угля парами бензина первый адсорбер (2) отключают и включают второй адсорбер (8). Во время работы адсорбера 8 активный уголь, заполняющий адсорбер 2, подверхают регенерации. Благодаря этому обеспечивается непрерывная работа рекуперационной установки. [c.172]

    Нефтепродукты и в том числе отработанное регенерированное масло являются огнеопасными и легко воспламеняющимися веществами, а легкие фракции, отгоняемые от масла (бензин, керосин), кроме того, при обычных температурах их хранения взрывоопасны. Известно, что юри взрыве воспламеняется не продукт, а смесь углеводородных паров и воздуха. Для вспышки смеси необходима определенная температура, но взрыв может произойти и при температуре ниже температуры вспышки смеси паров продукта и воздуха. Это объясняется тем, что при подогреве нефтепродукта до температуры вспышки происходит частичное парообразование углеводородов и количество паров продукта в воздухе может достичь такой концентрации, при которой может произойти взрыв. Следовательно, при подогреве нефтепродуктов недостаточно руководствоваться одной только их температурой вспышки. Достаточно самого незначительного пламени, например электрической искры при коротком замыкании проводов, искры от удара твердых тел и пр., чтобы произошла вспышка или взрыв смеси углеводородов с воздухом. [c.284]

    Этиловый спирт — бесцветная, подвижная жидкость с ха-)актерным запахом р = 0,789 кип = 78,3°С пл = —111,8 °С. игроскопичен с водой образует азеотропную смесь, содержащую 95,57 % этанола и кипящую при 78,1 °С. Приблизительно такая же концентрация этанола в имеющемся в продаже спирте-ректификате. Этиловый спирт смешивается с водой, эфиром и многими другими органическими растворителями. Растворяет некоторые неорганические вещества и многие органические соединения. Легко воспламеняется, пары его с воздухом образуют взрывоопасные смеси, нижний предел 3,28 %, верхний 19,0 % С бензином смешивается в равных объемах. Абсолютный этанол прижигает слизистые оболочки и действует на организм как яд. [c.255]

    Растворимость в воде связана прежде всего с химическим составом, она уменьшается со снижением содержания в нефтепродуктах ароматических углеводородов и с повышением концентраций парафиновых, т. е. растворимость увеличивается в ряду ароматические углеводороды > циклопарафины > парафины. Величины растворимости для нефти составляют 10-50, бензинов - до 5, керосинов - 2-5, дизельного топлива -8-22 мг/л. Наибольшей растворимостью отличаются такие соединения, как бензол (1800), толуол (600), ксилол (200) и этилбензол (150 мг/л). Для ряда летучих нефтепродуктов одним из характерных является свойство образовывать с воздухом взрывоопасную смесь. Наибольшее и наименьшее содержание паров нефтепродуктов в смеси с воздухом, при котором возможен взрыв при внесении в эту смесь высокотемпературного источника, называют соответственно верхним и нимсним пределами взрываемости. [c.21]

    С1Мбсь углеводородных паров с воздухом становится взрывоопасной, когда в ней содержится определенное количество горючих паров. При незначительном содержании горючих паров в смеси с воздухом взрыва не будет, так как большая часть выделяющегося тепла израсходуется на нагревлние воздуха. Смесь не взорвется и в том случае, если в ней содержится мало воздуха, так как для поддержания процесса горения не хватит кислорода. Поэтому существуют верхний и нижний концентрационные пределы образования взрывоопасных смесей, промежуток между которыми называется областью взры-ваемости. Так, пары бензина взрываются от источника пламени, если их содержится в воздухе от 0,79 до 5,1— 7%., а сероводорода —от 4,3 до 46%. [c.174]

    Категории взрывоо1пасных смесей устанавливают в зависимости от их способности цередавать взрыв из оболочки через узкую щель между двумя поверхностями при определенной ширине зазора. Если два сосуда, соединенные между собой узкой щелью, заполнить взрывоопасной смесью и воспламенить эту смесь в одном из сосудов, то окажется, что некоторые смеси вызывают взрыв в другом сосуде через щель, а другие не вызывают. Опытами установлено, что, например, взрывоопасная газо-воздушная смесь метан — воздух передает взрыв из одного сосуда в другой при ширине зазора более 0,9 мм. Если ширина зазора меньше, то взрыва во втором сосуде не произойдет. Пары бензина в смеси с воздухом зажигаются во втором сосуде при ши >ине зазора более 0,65 мм, а водорода —при зазоре менее 0,35 мм. [c.186]

    Петролейный эфир — смесь легкокипящнх углеводородов, входящих в состав нефти и продуктов ее переработки. В состав петролейного эфира входят главным образом парафиновые, алициклические и олефиновые углеводороды, имеющие 5 или 6 атомов углерода (пентан, гексан и др.). Температура кипения 35— 70°. В зависимости от условий работы в химических лабораториях применяют различные фракции с т. кип. 30—50, 40—60, 45—70°. Часто в лабораториях эти фракции получают перегонкой легкого продажного бензина. Петролейный эфир применяется в качестве растворителя для жиров, углеводородов, эфирных масел и др. Петролейный эфир огнеопасен, имеет низкую температуру вспышки, легко воспламеняется и образует с воздухом взрывоопасные смеси. Температура вспышки его около 50" Пределы взрывоопасных концентраций с воздухом нижний— 1, верхний —6 об.%. Повышенные концентрации паров петролейного эфира в воздухе оказывают на организм наркотическое действие. [c.108]

    В эксплуатационных условиях наибольшую опасность представляет пустая тара из-под бензина, так как достаточно в 200-литровой бочке испарить 10—50 г бензина, чтобы получить взрывоопасную бензиновоздушную смесь. Вот почему запрещается отвинчивать ударами молотка или ключа пробку пустой стальной бочки из-под бензина или подходить к ней с огнем. При ремонте тары, если неизбежно использование открытого огня, необходимо принимать меры предупреждения взрывов бензиновых и других паров, смешанных с воздухом. Это относится не только к бочкам, но и к топливным бакам автомобилей. Для устранения такой опасности при ремонте тары применяют различные меры предосторожности тару заливают водой и в таком виде ремонтируют или пропаривают горячей водой, промывают, а затем ремонтируют, или заполняют диоксидом углерода и затем ремонтируют. [c.80]

chem21.info

Взрывоопасная смесь - пар - топливо

Взрывоопасная смесь - пар - топливо

Cтраница 1

Взрывоопасные смеси паров топлива с воздухом образуются только в определенных температурных пределах.  [1]

Образование взрывоопасных смесей паров топлива с воздухом возможно только в определенных температурных пределах. В этой связи принято рассматривать нижний и верхний температурные пределы образования взрывоопасных смесей.  [2]

Образование взрывоопасных смесей паров топлива с воздухом в топливных баках самолетов зависит не только от сорта топлива ( давления его паров), но и от т-ры и давления атмосферного воздуха.  [3]

При образовании взрывоопасных смесей паров топлива с воздухом различают нижний и верхний т-рные пределы образования взрывоопасной зоны.  [4]

При аварии иногда в печи скапливается взрывоопасная смесь паров топлива и воздуха, которая при соприкосновении с перегретым материалом в самой печи или каким-нибудь внешним источником пламени может взорваться. При таком взрыве в закрытом пространстве температура дымовых газов достигает 2000 С, а давление 11 ата. При особом случае взрыва - детонации, когда в результате сжатия еще не сгоревшей смеси взрывной волной может произойти ускорение распространения пламени, давление может достичь 20 ата, причем скорость распространения пламени достигает 2000 - 3000 м / сек. Детонация возможна только при определенной конденсации паров топлива в воздухе, и границы этой концентрации значительно уже, чем границы концентрации при взрыве.  [5]

При применении двустенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом ( в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна быть ниже ЮО С.  [6]

При применении двустенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом ( в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна быть ниже 100 С.  [7]

Авторы отмечают, что такие взрывы чаще всего наблюдаются в конце заполнения цистерн или резервуаров топливом, когда образуется достаточно большой заряд статического электричества, а воздушное пространство емкости заполнено взрывоопасной смесью паров топлива.  [8]

По мере подъема на высоту, когда внешнее атмосферное давление понижается, испарение топлива увеличивается. Вследствие этого взрывоопасные смеси паров топлива с воздухом на высоте могут образоваться дри значительно более низких температурах, чем на земле при нормальном атмосферном давлении. Поэтому температурная зона взрывоопасных смесей по высоте смещается в сторону более низких температур.  [9]

По мере подъема на высоту, когда внешнее атмосферное давление падает, испарение топлива усиливается. Вследствие этого взрывоопасные смеси паров топлива с воздухом могут образоваться при значительно более низких т-рах, чем на земле.  [10]

По мере подъема, когда внешнее атмосферное давление понижается, испарение топлива увеличивается. Вследствие этого на той или иной высоте взрывоопасные смеси паров топлива с воздухом образуются при значительно более низких температурах, чем на земле, при нормальном атмосферном давлении. Поэтому температурная зона взрывоопасных смесей по высоте смещается в сторону более низких температур.  [11]

В свободном пространстве топливных баков самолетов может образоваться взрывоопасная смесь паров топлива с воздухом.  [12]

Температура самовоспламенения, как показано выше, является критерием, который достаточно объективно может характеризовать воспламеняемость топлива в дизельном двигателе. Но этот показатель в основном используют для установления группы взрывоопасной смеси паров топлива в воздухе.  [14]

Свободное газовое пространство топливных баков реактивных самолетов почти всегда заполнено взрывоопасной смесью паров топлива. Для устранения опасности взрыва при образовании элект трической искры или во время обстрела свободное газовое пространство топливных баков заполняют инертным газом. В качестве инертных газов чаще всего применяют азот и углекислый газ.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Условия, определяющие концентрацию горючих паров в емкостях и пылевзрывных смесей в воздухе

Смесь паров нефтепродуктов с воздухом при определенных условиях способна к химической реакции, т. е. к взаимодействию молекул нефтепродуктов с молекулами кислорода воздуха.

Химические реакции, которые протекают со скоростями, достигающими свыше тысячи метров в секунду, сопровождаются выделением большого количества тепла и газообразных продуктов, называются взрывными.

Взрыв отличается от горения мгновенной скоростью реакции. Смесь газов и паров с воздухом взрывается при наличии источника огня и только при определенном количественном соотноношении (объемной концентрации) их.

Рассмотрим пределы взрыва туймазинской нефти. На рис. 2 графически изображены области взрывов, вспышек и невоспламенения (отказов вспышек) паров нефти с воздухом в замкнутом объеме при температуре 20° С. Из рисунка видно, что об­ласть взрывов ограничивается снизу и сверху определенным про­центным содержанием паров нефти в воздухе. Нижний предел взрыва для данной нефти равен 1,56%, верхний 5,2%'. При пе­реходе границы верхнего предела взрыва появляется узкая об­ласть вспышек паров без взрывов. Дальнейшее увеличение про­центного содержания паров нефти в воздухе (7% и выше) исключает возможность воспламенения и взрывов. Такие смеси способны гореть при выходе через неплотности.

Пары нефтепродуктов могут гореть только над грузовыми танками и другими емкостями, в которых они скапливаются.

Перенасыщенная паровоздушная смесь внутри танков не вос­пламенится, так как для ее горения недостаточно кислорода воздуха. Она горит только на воздухе либо при дополнитель­ном притоке последнего в резервуар.

При прямом контакте пламени огня или искры с потоками паров нефтепродуктов, выходящими наружу из грузового танка, взрывных концентраций не возникает, происходит воспла­менение и пламенное горение их.

Характер горения газов и паров зависит от того, смешиваются ли они с воздухом до воспламенения или в процессе го­рения. При предварительном смешении их с воздухом горение происходит в форме взры­ва, при смешении в процес­се горения наблюдается медленное горение.

Смесь горючих паров и газов с воздухом имеет вполне определенные, присущие данной жидкости, концентрационные пределы воспламеняемости или взрываемости (табл. 1). Эти пре­делы обычно даются в про­центах, реже в миллиграммлитрах воздуха.

Степень пожарной опасности жидкости, находящей­ся в закрытой емкости, оп­ределяется также темпера­турными пределами взрываемости насыщенных паров. Зная температурные пределы данной жидкости, можно установить степень пожарной опасности или предусмотреть наступление ее при изменении температуры.

Например, температурные пределы взрываемости бензола (табл. 1) от —14 до +12° С. Это значит, что в указанном температурном интервале возможны взрывы его паров, находящихся  над поверхностью жидкости  в закрытой емкости (резервуаре, танке, цистерне и т. п.), если есть источник воспламене­нии (искра, нагретое тело, открытое пламя, разряд статического электричества или грозовой разряд).

Защита закрытых емкостей с жидкими горючими вещества   ми взрывов сводится к тому, чтобы создать такие условия

внутри них, которые даже при случайных источниках зажигания исключали бы воспламенение горючих паров.

При перевозке нефтепродуктов в речных судах наливом процентное содержание горючих паров в воздушном пространстве может колебаться в весьма широких пределах для одного и итого же нефтепродукта, имеющего определенную температуру вспышки.

Это зависит не только от вида нефтепродукта, но и от уровня его налива, т. е. соотношения объема емкости, занятой нефтепродуктом, и объема емкости, не заполненной им, от температуры окружающего воздуха, степени герметичности емкости и других условий.

В процессе налива нефтепродукта и выгрузки его изменяются соотношения объемов заполненного и свободного прост­ранства в грузовых танках. При этом концентрация паров в сво­бодном пространстве емкости удаляется от пределов взрываемости или приближается к ним. График зависимости концент­рации паров различных нефтепродуктов в свободном прост­ранстве емкости от уровня их налива приведен на рис. 3.

При нормальном заполнении танков нефтепродуктом, когда от груза свободно лишь незначительное подпалубпое пространство, опасность взрыва исключена, так как концентрация паров нефти в нем значительно превышает пределы взрываемости.

Если в грузовых танках остается небольшое количество неф­тепродукта, концентрация его паров является взрывоопасной, особенно при низких температурах наружного воздуха.

Не менее важным фактором, определяющим концентрацию паров в свободном пространстве емкости, является температура. С повышением ее испарение нефти и нефтепродуктов ста­новится более интенсивным и содержание паров в объеме воз­душного подпалубного пространства при прочих равных усло­виях возрастает.

При понижении же температуры процентное содержание паров в подпа лубном пространстве значительно снижается и прибли­жается к пределам взрываемости.

На рис. 4 приведено экспериментально установленное изменение процентного содержания горючих паров зольненской и туймазинской сырой нефти в подпалубном пространстве в зависимости от изменения температуры в пределах от +40 до —10°С.

Из рисунка видно, что при температуре около —10° С процентное содержание горючих паров в воздушном пространстве су ша, заполненном сырой нефтью, соответствует пределам взрываемости. Следовательно, при низких температурах опасность взрыва такой нефти резко возрастает.

Большое влияние на изменение процентного содержания па­рой нефтепродуктов в свободных пространствах емкостей оказывает герметичность последних. Недостаточная герметичность емкостей, особенно не заполненных нефтепродуктом, может спо­собствовать интенсивному выходу их паров из емкостей. В связи с этим процентное содержание паров понизится и может до­спи муть взрывоопасного предела.

При хранении и транспортировке необходимо иметь в виду, что допускаемое смешение нефтепродуктов различных классов также значительно изменяет интенсивность их испарения, а сле­довательно, и концентрацию паров в свободном пространстве емкости. Смесь мазута прямой перегонки с остатками сырой нефти и другими продуктами 1-го класса взрывоопасна.

Концентрация паров смеси в воздушном подпалубном пространстве при нормальном заполнении грузовых танков судна при смешении мазута с сырой нефтью или другими продуктами 1-го класса лежит в области пределов взрываемости.

При тщательном смешении мазута прямой перегонки с бензином или с другими грузами 1-го класса могут образоваться взрывоопасные смеси паров с воздухом, если содержание нефти пли бензинов в мазуте будет свыше 5%.

В коффердамах и сухих отсеках груженых судов пары нефтепродуктов могут достигать взрывных концентраций в летний период. Такие нефтепродукты, как тракторный керосин 1-го класса, топлива Т-1, Т-4, образуют взрывные концентрации в подпалубном пространстве груженых судов как в летний, так п в весенне-осенний периоды.

Чтобы исключить возможность взрыва даже при взрывной концентрации паров, в воздушное пространство вводят охлажденные дымовые газы, содержащие не менее 7,5% углекислого газа и не более 4,0—5,0% кислорода. К этому на речном тран­спорте прибегают только при перевозке темных нефтепродуктов. При транспортировке светлых нефтепродуктов (бензина и др.) задымление дымовыми газами подпалубного пространства неф­теналивных судов не производится, так как примеси, содержа­щиеся в составе дымовых газов, резко снижают качество неф­тепродукта.

Взрывобезопасной средой ВНИИПО считает концентрацию газа или пара в воздухе внутри технологического аппарата, не превышающую 50% величины нижнего предела воспламенения.

Обеспечение взрывобезопасности среды внутри аппаратуры при нормальном технологическом режиме, по «включению ВНИИПО, еще не свидетельствует о том, что данное оборудование взрывобезопасно. Предельно допустимой взрывобезопасной концент­рацией паров и газов при работах с огнем и искрящим инстру­ментом ВНИИПО считает концентрацию, котора не превышает

5% величины нижнего предела воспламенеиян данного пара или газа в воздухе.

Температура взрыва для большинства газов находится в пре­делах 1500—3000°С; давление при обычном взрыве газов и

паров не превышает 11 кгс/см2. При  увеличении концентрации

кислорода (выше 21%) давление во время взрыва резко возрас­тает и может достигнуть 20 кгс/см²

Скорость распространения пламени при нормальном горении газовоздушных смесей в трубач для большинства газов

равна 30—270 см/сек. При сгорании газовоздушных смесей

(водорода, метана) в сосудах сравнительно небольших размеров

(до 1 м²) она составляет 650 1000 см/сек и более. Пламя при

взрыве газов и паров может paпспpoстраняться скоростью, равной десяткам и сотням метров в  секунду.

trudova-ohrana.ru


Смотрите также