Замороженный бензин. Когда перестанут расти цены на топливо. В россии бензин подешевеет


Подешевеет ли бензин в России?

Рост цен на автомобильное топливо в России последние две недели опережает инфляцию примерно в 15 раз. Одновременно быстро росли мировые цены на нефть. Впервые за три с половиной года они были выше 80 долларов за баррель. Однако нет прямой связи между нефтяными котировками и ценами на заправках, уверены эксперты. Подробнее смотрите в сюжете программы «Вместе выгодно».

«Последние полгода потребление топлива выросло на 3,2%. За это же время производство топлива упало на 2%. Спрос превышает предложение. Мы на грани дефицита на внутреннем рынке. Спасает нас государственное регулирование – давление на производителей бензина. И то, что большую часть бензина производят госкомпании «Газпром-нефть» и «Роснефть», – говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Несколько лет подряд потребление моторного топлива в России снижалось. Нефтяники активно наращивали экспорт излишек. Теперь ситуация на внутреннем рынке изменилась. Но направлять обратно в Россию то, что шло за рубеж, не было стимулов – пока рублевые цены не выросли. Только в мае литр бензина подорожал примерно на два рубля. Но и эти цены по-прежнему самые низкие в Европе.

«Рост цен был меньше, чем уровень инфляции. И вот это накопленное, по сути, отставание, сейчас и сыграло. И плюс к этому нефтяники не хотели повышать цены на топливо еще в преддверии выборов. То есть электоральный цикл всегда накладывает определенные ограничения на рынок. И потом ускоренно начинают цены расти», – говорит преподаватель Финансового университета при правительстве Игорь Юшков.

Снижение акцизов – это минус примерно два с половиной рубля с литра топлива. Но эксперты и чиновники уже сейчас говорят, что цен на бензин ниже, чем сейчас, все равно не будет.

«Они ни сколько не снизятся. Они просто перестанут расти. Потому что мы имеем значительный потенциал роста, связанный с тем, что цены низкие, и маржа, прибыль производителя и продавца бензина ничтожны или отрицательны сейчас», – говорит Танкаев.

Снижение акциза произойдет с 1 июля. До этого момента сдерживать цены будет только конкуренция между поставщиками топлива. В России она низкая, а значит, не исключен и новый всплеск цен.

«Это разогревает инфляционные ожидания. Все относятся к этому так: смотрите, бензин подорожал, может, и мы сможем поднять цену на свою продукцию. Мы что, хуже что ли? И начинается такая цепная реакция. И в результате общий уровень инфляции естественно растет», – говорит директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

Бюджет РФ недополучит 140 миллиардов рублей из-за снижения акцизов, подсчитали в Минфине. Однако если позволить топливу сильно дорожать, потери и для бюджета, и для экономики в целом могут быть выше.

«Если у нас цены перестанут расти, а при этом покупательная способность населения расти будет, то объемы потребления увеличатся. Соответственно увеличатся и налоги, которые приходят от продажи бензина и дизельного топлива. И увеличение может быть очень значительным. Совсем не факт, что мы получим картину выпадающих доходов. Очень может быть, что мы получим добавку к бюджетным доходам, а не их снижение», – говорит Танкаев.

Стоимость продуктов питания зависит от топливных цен сильнее, чем других товаров. И в посевную, и в уборочную аграрии расходуют большое количество моторного топлива. Однако эта проблема давно не новая для правительства, и роста продовольственной инфляции эксперты не прогнозируют.

«Есть определенная квота от компаний, которую государство предоставляет, чтобы они продавали дизельное топливо по фиксированной цене. То есть в рамках поддержки сельского хозяйства есть такая программа, когда они не на рынке, не на заправку трактор едет, а они специально, компании привозят дизельное топливо по специальным ценам», – говорит Юшков.

Осенью правительство будет решать: чем возместить выпадающие доходы казны из-за снижения акцизов. В худшем случае это будут займы. В лучшем – дополнительные доходы из-за роста экономики. Незапланированные поступления от высоких мировых цен на нефть запрещает тратить «бюджетное правило». Эти деньги пойдут в резервы.

mir24.tv

Замороженный бензин. Когда перестанут расти цены на топливо

МОСКВА, 2 июня — РИА Новости, Максим Рубченко. Нефтяники по просьбе правительства согласились не повышать расценки в обмен на снижение акцизов с 1 июня. Остановит ли это удорожание бензина и как топливный кризис связан с покупкой валюты Минфином — в материале РИА Новости.

Вице-премьер Дмитрий Козак провел экстренное правительственное совещание по ситуации на бензиновом рынке с участием представителей крупнейших нефтяных компаний. Ситуация по-настоящему критическая.

Автозаправочная станция. Архивное фотоРост цен на бензин: кто виноват и что делать

По данным Росстата, с начала года по конец мая бензин в рознице в среднем по стране подорожал на 7,3%, дизельное топливо — на 7,9%. В Москве и того больше: Аи-92 прибавил 8,6%, Аи-95 — 8,2%, дизель — 8,6%. Только за последние две недели мая средние общероссийские цены повысились почти на полтора рубля.

Такого давно не было. В итоге в конце мая литр девяносто пятого в столице стоил под 48 рублей, а девяносто второго — почти 46. По опросу Фонда общественного мнения, каждый третий россиянин сегодня считает рост цен на бензин "очень сильным".

Топливо протестов

Чисто экономическая проблема приобрела политический характер. В ряде регионов — Дагестане, Новосибирске, Омске — состоялись протестные акции автомобилистов. В Ставрополе, Братске, Иркутске и некоторых других городах подобные мероприятия планируются на ближайшие дни.

Мужчина на автозаправочной станцииСбавить обороты: подешевеет ли бензин после снижения акцизов

Выступили законодатели. Совет Федерации на этой неделе направил официальное письмо в Минэнерго России с призывом отреагировать на резкий рост стоимости топлива. Госдума, в свою очередь, настоятельно рекомендовала Федеральной антимонопольной службе (ФАС) "проверить обоснованность резкого роста цен на бензин".

Надо отдать должное ФАС, она моментально направила "Роснефти" требование "обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок", а также снизить экспорт топлива, чтобы увеличить его продажи в стране. Как отметили антимонопольщики, именно на "Роснефть" пришлась "основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов", дефицит которых мог "послужить причиной роста цен на бензины марки Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо".

"Роснефть" в ответ обвинила ФАС в том, что та "переводит стрелки" на компанию, вместо того чтобы принимать меры по урегулированию ситуации на топливном рынке. В эту неконструктивную перепалку пришлось срочно вмешаться Дмитрию Козаку.

Кто расплачиваться будет

В результате на совещании у вице-премьера нефтяники пообещали не повышать цены на бензин в течение месяца. Правительство, со своей стороны, приняло решение с 1 июня снизить акцизы почти на треть — на три тысячи рублей за тонну (на дизтопливо — на две тысячи). А с учетом отмены планировавшегося ранее повышения акцизов с 1 июля на 700 рублей налоговое бремя уменьшится на 3700 и 2700 рублей соответственно.

Мужчина на автозаправочной станции Лукойл в МосквеТопливо инфляции. Будет ли бензин летом стоить 50 рублей

По оценкам экспертов, это снизит оптовые цены на топливо в пределах 2,2-2,5 рубля за литр. Однако в рознице такой динамики ждать не приходится. По оптимистическим прогнозам, бензин на АЗС может подешеветь максимум на рубль. Пессимисты уверены, что вообще не подешевеет.

Пока же, согласно данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, оптовые цены на бензин Аи-95 уменьшились за сутки на 1,2%, на дизельное топливо — на два процента, на девяносто второй — на 2,2%. Впрочем, эксперты сомневаются в устойчивости позитивной тенденции.

Главный риск возобновления роста цен связан с тем, что экспорт нефтепродуктов по-прежнему существенно выгоднее продаж на внутреннем рынке. Так, реализация каждой тонны девяносто пятого бензина за рубежом приносит на 4600 рублей больше, чем в России. Для Аи-92 этот показатель — 4300 рублей, для дизеля — четыре тысячи.

Поэтому нефтяники считают летнее снижение акцизов недостаточным и просят добавить еще процентов десять, чтобы выровнять доходность между экспортом и внутренним рынком. Альтернатива снижению акцизов — временное жесткое ограничение экспорта нефтепродуктов. Такой вариант предложил пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев.

В краткосрочной перспективе административный вариант выглядит очень соблазнительно. Дело в том, что уже нынешнее снижение акцизов приведет к падению бюджетных доходов примерно на 125 миллиардов рублей, а с июля — на 150-160 миллиардов.

Вроде бы ничего страшного: цена нефти сейчас почти вдвое превышает заложенные в бюджете консервативные 40 долларов за баррель, так что доходы федерального бюджета от экспорта углеводородов по итогам года достигнут примерно 2,75 триллиона рублей, в пять раз больше плана (527,6 миллиарда рублей). То есть потери от снижения акцизов легко возмещаются.

Автозаправочная станция. Архивное фотоАналитик объяснил рост цен на бензин в России

Но доходы от нефтяного экспорта получит федеральный бюджет, а в акциз на топливо заложена существенная региональная составляющая. Из-за снижения акцизов в бюджетах регионов образуется дыра на десятки миллиардов рублей. Федеральному центру придется организовывать дополнительные бюджетные трансферты для компенсации этих потерь.

По сравнению с такими сложностями ограничение экспорта нефтепродуктов волевым решением властей кажется простым и эффективным. Но силовое вмешательство в рыночные процессы практически всегда приводит к негативным побочным эффектам. В случае с экспортом бензина мы, скорее всего, получим лишь расцвет различных контрабандных схем, без какого-либо заметного эффекта для внутренних цен.

Дешевый рубль — дорогой бензин

У проблемы выравнивания доходности между экспортными и внутренними продажами топлива есть еще одно, достаточно неожиданное решение. Дело в том, что ключевой фактор привлекательности вывоза бензина за рубеж — курс рубля. Чем он ниже, тем прибыльнее экспорт.

На Петербургском экономическом форуме министр экономразвития Максим Орешкин заявил, что сейчас курс рубля усилиями Центробанка и Минфина искусственно занижен почти на 20%. Это результат бюджетного правила, по которому Минфин скупает на бирже валюту и продает рубли, направляя на это все бюджетные доходы от цены на нефть выше 40 долларов за баррель.

"Если бы мы не сделали то, что мы сделали, то при цене 80 долларов за баррель рубль вернулся бы к отметке 50 рублей за доллар и ниже", — объяснил Орешкин. Стоит Минфину прекратить скупать валюту, экспорт в глазах нефтяников лишится преимущества, и цены на топливо перестанут расти. Даже без снижения акцизов и дополнительных административных ограничений.  

ria.ru

Когда в России подешевеет бензин :: Экономика :: Дни.ру

Беспрецедентный рост цен на бензин с начала 2018 года заставил правительство отменить планировавшееся повышение акцизов на нефтепродукты с 1 июля. Мало того, опасаясь неконтролируемого разгона инфляции, кабмин решил снизить акцизы, не обещая при этом хоть какого-то снижения цен на бензин и дизельное топливо.

Цены на бензин выросли с января по май на 5%, этот показатель более чем в два раза превышает динамику инфляции. За последнюю неделю рост достиг 1,8% и если бы правительство не приняло решение о снижении акцизов, то за год бензин подорожал бы на 30%. Вероятно, что цена на топливо потянула бы за собой цены на продукты и промышленные товары, в итоге к концу года инфляция могла бы взлететь до космических высот.

Как заявил сегодня, 23 мая вице-премьер Дмитрий Козак, правительство видело риск роста цены на бензин и дизельное топливо, поэтому было принято решение о снижении акцизов на дизельное топливо на две тысячи рублей.

Также правительство не будет вводить дополнительные 500 рублей акцизов с тонны солярки (так планировалось в начале года), а на бензин решено снизить косвенный налог аж на три тысячи рублей.

Фото: GLOBAL LOOK press/ChinaFotoPress

Таким образом, с 1 июля производители бензина будут платить государству около восьми тысяч рублей за тонну вместо 11 тысяч. Пойдут ли они при этом на снижение цен? Очевидно, что нет.

В истории России такого еще не было, ведь экономика работает по принципу "спрос рождает предложение". Даже в случае с нынешней средней ценой 95-го бензина в 44 рубля за литр машин на улицах и шоссе меньше не становится, а значит, спрос остается на прежнем уровне.

Фото: GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov

Что касается причин такого резкого скачка цен на бензин, то все дело кроется в росте мировых цен на нефть, вызванном, в свою очередь, решением Трампа выйти из иранской ядерной сделки. Российские нефтяные компании решили поймать волну и на фоне высоких цен нарастили экспорт в стремлении заработать как можно больше. На внутреннем рынке из-за этого возник дефицит топлива и, как следствие, рост цен на него.

Снижение акцизов и цен на нефть автоматически не приведет к снижению стоимости бензина и дизельного топлива. Государство уже давно ее не регулирует, а совести у производителей просто не хватит для такого шага.

Фото: GLOBAL LOOK press

Да и с точки зрения экономической целесообразности это неправильно: в поднявшейся до определенного уровня цене автоматически закладываются расходы на логистику, премии рабочим, другие траты. Никто добровольно не снизит цену, такое может произойти только в случае массового отказа от покупки бензина.

Что же такое акцизы и для чего они нужны? Товары массового потребления, но не первой необходимости, во многих странах облагаются дополнительным или косвенным налогом. Платит его производитель или продавец, а необходим он для регулирования спроса на такие товары. В России это – табачные изделия, алкоголь, новые автомобили и мотоциклы, моторные масла, топливо (газ, бензин, авиационный керосин и прочее).

Фото: GLOBAL LOOK press

Доходы от сбора акцизов идут в федеральный бюджет и перераспределяются в нем, в том числе, на строительство дорог и инфраструктуры. Нельзя, к примеру, утверждать, что Крымский мост построен исключительно на такие деньги, но часть средств, потраченных на него, является доходами от продажи подакцизных товаров.

Означает ли, что решение правительства по снижению акцизов на топливо приведет к тому, что в России станут меньше строить дорог? В кабмине говорят, что некоторое снижение поступлений в дорожные фонды будет наблюдаться, но одновременно было принято решение, что долю акцизов, которая зачисляется в федеральный бюджет, перераспределят в бюджеты регионов. Так что, на строительстве новых трасс и инфраструктуры снижение акцизов не отразится.

Фото: GLOBAL LOOK press

Стоит отметить, что наши цены на бензин далеко не самые высокие в мире. К примеру, в Великобритании литр бензина строит 104 рубля в пересчете на российскую валюту, а в Гонконге и того больше – 130 рублей. Страной с самым дешевым топливом вот уже много десятилетий остается Венесуэла, там литр бензина стоит 60 копеек.

Фото: GLOBAL LOOK press

www.dni.ru

Будет ли дешеветь бензин в России в 2018 году

В 2018 году россиянам не стоит рассчитывать на дешевый бензин, о чем предупреждают эксперты. Такие факторы, как недостаточный объем предложения, увеличение акцизов и неоднозначная ситуация на мировом рынке могут привести к подорожанию топлива для населения, что спровоцирует тотальный рост цен на другие группы товаров.

Заправочная станция

Предпосылки для роста

По состоянию на конец декабря 2017 года, согласно данным Росстата, литр бензина в среднем стоил 36,37 руб. Соответственно, за год его цена выросла на 6,8%, что существенно больше, чем официальный показатель темпа инфляции. Но эксперты уверены, что такой скачок цен далеко не последний, хотя россиянам бензин обходится на порядок дешевле, чем гражданам других стран. Так, к примеру, более дешевое топливо продается только в Белоруссии и Казахстане. А в США и Норвегии, где осуществляется добыча «черного золота», стоимость бензина может неприятно удивить российского потребителя: за марку А-95 придется заплатить 43 и 107,7 рублей соответственно. Не лучше ситуация с топливом в Германии, где граждане покупают топливо по 93 рубля, и в Эстонии, где за литр А-95 нужно платить 85 рублей.

Вполне понятно, что при такой цене компаниям, которые работают на топливном рынке, гораздо выгоднее вывести бензин из РФ, чтобы продать его с максимальной прибылью. В связи с этим, отвечая на вопрос, будет ли дешеветь бензин в России в 2018 году, нельзя не учитывать возможный дефицит предложения на топливном рынке, если экспортеры будут массово вывозить свою продукцию за границу. Впрочем, в Минэнерго считают, что влияние этого фактора на ценообразование топлива крайне незначительно, так как производство бензина в 2018 году тоже вырастет до 40,1 млн. тонн (на 2,8%).

Прогнозы аналитиков

По словам экспертов, ситуация на топливном рынке во многом зависит от санкций, которые не дают российской экономике полноценно расти и развиваться. И в этом направлении вряд ли можно ожидать ослабления давления, тем более что зимой были приняты новые ограничительные меры в отношении РФ, а в 2017 году власти США расширили ранее действующие секторальные санкции.

Заправка

Рост акцизов – еще один фактор, который может существенно повлиять на стоимость бензина. Чтобы увеличить объем поступлений в дефицитный бюджет, правительство было вынуждено одобрить увеличение акцизов с 1 января и 1 июля 2018 года. Предполагается, что от реализации такой непопулярной меры в бюджет поступит около 40 млн. руб., которые будут направлены на финансирование строительства новых автомагистралей и дорог общего пользования. Только судя по тому, что рост акцизов компании всегда используют в качестве повода, чтобы поднять текущие цены, это явная демонстрация того, подешевеет ли бензин в 2018 году в России и стоит ли россиянам рассчитывать на недорогое топливо.

Второй фактор, который напрямую влияет на ценообразование – это увеличение налоговой нагрузки. Компании, которые занимаются добычей и продажей нефти, вынуждены платить большие налоги и эти расходы они вкладывают в стоимость своей продукции, что влечет за собой повсеместный рост цен.

В целом никто из экспертов не сомневается в том, что стоимость бензина будет только расти. Но повышение цен не произойдет за короткий срок, а будет растянуто во времени.

Позиция власти

В отличие от экспертов, представители власти не считают, что повышение акцизов поспособствует подорожанию бензина для населения. По словам Анатолия Голомолзина, замглавы ФАС, несмотря на то, что рост акцизов — это один из факторов, способствующих росту цен, в конечном итоге он не будет играть решающую роль при определении стоимости топлива. Аналогичного мнения придерживается Антон Силуанов, согласно прогнозу которого рост цен на бензин будет полностью соответствовать инфляционным ожиданиям и будет колебаться в пределах реального уровня инфляции.

Бензин

Не разделяют представители власти и опасений экспертов, что увеличение налоговой нагрузки компании полностью компенсируют за счет потребителей, заложив такие расходы в стоимость продукции. На самом деле на долю нефтяников сегодня приходится только 0,9% прибыли с каждого литра полученного бензина и при его цене в 42 рубля они получают не менее 80 копеек чистого дохода. Учитывая такую маленькую долю, основную часть прибыли получает государство и, соответственно, может диктовать свои условия для осуществления такой деятельности.

Но в правительстве соглашаются, что важным фактором, влияющим на стоимость бензина на внутреннем рынке, по-прежнему остается мировая цена на нефть. И здесь сложно делать прогнозы и предположения, учитывая, что пока неясно, как будет обстоять ситуация с добычей «черного золота» в США и странах ОПЕК. В любом случае представители власти не могут точно сказать, когда подешевеет бензин в 2018 году в России и стоит ли этого ждать в краткосрочной перспективе.

О реальных ценах на бензин в РФ: видео

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

В России за неделю подешевел бензин

13:5318.06.2018

(обновлено: 15:16 18.06.2018)

2864717450

МОСКВА, 18 июн — РИА Новости. Среднероссийские розничные цены на бензин и дизтопливо наконец начали снижаться, за неделю с 11 по 15 июня рост показал только бензин "Нормаль-80", но всего на четыре копейки, в оптовом сегменте дешевеют все марки бензина и дизель и только авиакеросин дорожает и в опте, и в аэропортах, свидетельствуют данные информационно-аналитического центра "Кортес".

Автозаправочная станция. Архивное фотоПравительство исключило рост цен на бензин до 100 рублейПодорожал с 11 по 15 июня только бензин "Нормаль-80", но лишь на четыре копейки (в предыдущем отчете аналитики фиксировали рост на 64 копейки). В итоге на "Нормаль-80" цена сложилась на уровне 38,71 рубля за литр. Остальные марки бензина подешевели. "Премиум-95" потерял в цене три копейки и стал стоить 44,64 рубля за литр, "Регуляр-92" — четыре копейки, его цена зафиксировалась на уровне 41,8 рубля за литр.

В мелкооптовом сегменте, где зачастую бензин покупают независимые АЗС, цены снизились по всем маркам бензина. Больше всего на прошедшей неделе подешевел бензин "Регуляр-92" — на 1,5%, до 55,601 тысячи рублей за тонну. "Премиум-95" снизился в цене на 1,2%, до 56,801 тысячи рублей за тонну; "Нормаль-80" — на 0,07%, до 51,315 тысячи рублей за тонну.

Оптовые цены продемонстрировали еще большее снижение, чем мелкооптовые. За неделю с 11 по 15 июня бензин "Регуляр-92" подешевел на 5,56%, до 50,671 тысячи рублей за тонну; "Премиум-95" — на 5,2%, до 51,8 тысячи рублей за тонну и "Нормаль-80" — на 2,6%, до 43,383 тысячи рублей за тонну.

  • Да, сильно ударило

  • Отразилось, но незначительно

  • Не заметил(а) повышения

  • У меня нет автомобиля

Цена на авиакеросин в оптовом сегменте выросла на 0,25% — до 46,852 тысячи рублей за тонну. Цена в аэропортах поднялась на 1,8% — до 56,511 тысячи рублей за тонну. Летнее дизтопливо в рознице подешевело на одну копейку, до 44,65 рубля за литр. На мелкооптовом рынке цены на него снизились на 0,86%, до 52,249 тысячи рублей за тонну, на оптовом — на 2%, до 48,665 тысячи рублей за тонну.

Цены на нефтепродукты в последнее время резко возросли: с середины апреля бензин в рознице в среднем по России стал дороже 40 рублей за литр, а в начале июня — уже дороже 43 рублей. Кабмин в этой ситуации принял решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорился с нефтекомпаниями о том, что они на время выработки решений о поддержке отрасли зафиксируют цены на уровне 30 мая.

ria.ru

Упадут ли цены на бензин

Бензин в России стремительно дорожает последние два месяца подряд (см. инфографику). Этот вопрос не был обойден вниманием и на прямой линии Владимира Путина. Житель Петербурга попросил президента объяснить, почему так происходит.

- Это недопустимо, это неправильно, но надо признать, что это — результат неточного, мягко говоря, регулирования в сфере энергетики, — заявил глава государства.

Президент рассказал о налоговом «маневре» правительства. Кабмин так пересмотрел налоги, что продавать нефтепродукты на экспорт оказалось гораздо выгоднее, чем реализовать их в России. Из-за этого цены на бензин поползли вверх.

О каком таком маневре речь? Еще в 2015 году правительство решило уменьшить экспортные пошлины на углеводороды, а налог на добычу полезных ископаемых увеличить. Результат: продавать тонну бензина за рубеж оказалось примерно на 6 тысяч рублей выгоднее, чем в России.

Параллельно каждые полгода стали повышать акцизы на топливо. Последний раз акцизы выросли 1 января 2018 года - на 6,4% для бензина, на 8,4% для дизтоплива.

Налоговый маневр и постепенный рост сборов сказались на ценах топлива. А по весне добавилось еще два фактора: подорожала нефть и начался сезонный рост спроса (аграриям нужна солярка, обычные водители стали ездить на дачу).

- Что было сделано: во-первых, снижен акциз, принято решение отменить планировавшееся ранее с 1 июля дальнейшее повышение акцизов, к осени текущего года должны быть приняты дополнительные меры к стабилизации ситуации на рынке, — рассказал на прямой линии Владимир Путин.

«В настоящее время ФАС выдано 7 предупреждений о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов, возбуждены дела в ряде регионов и направлены рекомендации производителям о необходимости соблюдения правил поведения на рынке», — дополнительно сообщила в тот же день Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Антимонопольщики требуют от нефтяных компаний, чтобы они больше топлива продавали в России, а меньше отправляли на экспорт.

Это не все — еще 30 мая вице-премьер Дмитрий Козак встретился с представителями крупнейших нефтяных компаний. Правительство и сырьевики договорились о «стабилизации» роста цен.

- Те компании, которые участвовали в совещании, взяли на себя такие обязательства, зафиксировали те цены, которые были по состоянию на 30 мая. Требовать (от сырьевых корпораций — Авт.) снижение невозможно. Опять же мы живем в рыночной экономике. Требовать работать себе в убыток тоже невозможно, - заявил журналистам Козак.

Договоренность и прочие меры частично уже сработали. После 30 мая средние цены на Аи-92 по стране скакнули еще на 50 копеек, но на этом и остановились. А дальше?

- Большие нефтяные компании, которым принадлежит и завод, и сеть АЗС, могут продавать топливо дешевле, чем у конкурентов, - рассказал гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. - Сырьевая корпорация сама себе (завод и заправки — обычно разные юрлица — Авт.) бензин продает дешево. Независимые же АЗС покупают топливо на нефтебазах по большей цене.

В России 60% всех заправок относятся к независимым. Правительство договорилось только с крупными корпорациями. Поэтому и получается, что в среднем стоимость бензина на АЗС пока так и не опустилась даже до уровня 30 мая. И вряд ли особо опустится. Но стабилизировать цены хоть на каком-то уровне, чтоб не прыгали еще выше, все же удалось.

Остается только ждать дополнительных мер, обещанных к осени.

www.kp.ru

Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Дисклеймер: этот материал не является исчерпывающим научным исследованием, так как динамика цен на нефть и бензин в разных странах, их взаимосвязь, а также структура стоимости бензина – это сложные процессы и расчеты, на которые вдобавок оказывают влияние дополнительные факторы вроде курсов валют, объемов потребления, сезонных колебаний, отложенного спроса и так далее. Разумеется, простое сравнение цены на нефть и бензин в этих условиях не является абсолютно объективным отражением действительности. Но получить некоторую общую картину, сопоставляя эти данные, тем не менее, можно.

Дорого или не очень?

Перед тем, как говорить о динамике, давайте определимся с тем, как вообще российские цены на бензин выглядят на фоне других стран и как они соотносятся со средним доходом.

Россия в списке стран, выстроенном по увеличению стоимости литра бензина, занимает 30 место с показателем в 45,5 рублей. В число государств, в которых бензин ощутимо дешевле, разумеется, входят страны Ближнего Востока: в Ираке литр условного 95-го стоит чуть больше 39 рублей, в Катаре – 36 рублей, в Саудовской Аравии – около 34, а в Кувейте и вовсе дешевле 22 рублей.

Filling up with gas.

Кроме них в списке государств со сравнительно недорогим топливом числятся также страны бывшего СССР, такие как Узбекистан (менее 34 рублей за литр), Казахстан (32,5 рубля) и Туркменистан (менее 27 рублей), а также некоторые африканские государства – к примеру, Нигерия (26 рублей за литр), Алжир (22,5 рубля) и Судан (21 рубль).

Дальнейший список цен варьируется между «сравнительно дорого» и «очень дорого». Так, в США литр бензина стоит около 53 рублей, в Канаде – почти 74, а в Европе «входной порог» составляет 80 рублей – именно таков уровень цен в Литве и Болгарии. В Польше и Румынии ценник подбирается к 90 рублям, а в Эстонии и Словении уже переходит отметку в 100. Во Франции и Финляндии литр бензина стоит около 114 рублей, в Италии – 121, а в Норвегии – уже 129.

цены-бенз-2

 

Однако стоит отметить, что пересчете на средний доход даже эти цены – вполне приемлемые для большинства стран. Так, по данным Bloomberg, в США стоимость литра бензина составляет всего 0,46% среднего дневного дохода (составляющего 10,5 тысяч рублей), в Саудовской Аравии – 0,88%, а в Канаде – 0,89%. В Европе доступность топлива заметно ниже: за литр 95-го в Германии придется отдать 1,23% своего дохода за день, во Франции – 1,5%, в Италии – почти 2%, а в Польше – уже больше 3%.

Для России этот условный показатель составляет 2,23% при среднем дневном доходе в 1 860 рублей.

А вот Норвегия кроет высочайшие ценники высокими же доходами, и даже при стоимости бензина почти в 130 рублей это лишь 0,9% дневного заработка.

В списке стран с самым «труднодоступным» для населения бензином Bloomberg называет Турцию, где за каждый литр топлива нужно отдать 5% дохода за день, и Пакистан с показателем почти в 18%, а «лидирует» Индия, где на свою среднюю дневную зарплату можно купить 5 литров бензина (которых хватит разве что на аутодафе).

цены-бенз-3

 

Не так давно

Ну а теперь перейдем к динамике цен за 2018 год с актуальными датами и цифрами – узнаем, как изменились числа на мировых заправках за последние 3 месяца.

Список стран в этом отношении традиционно делится на две группы – те, где бензин подорожал, и те, где он стал дешевле несмотря на то, что стоимость барреля нефти на мировом рынке слегка выросла. Правда, вторых – буквально единицы: это Литва, где бензин подешевел на 1,4%, Пакистан, где сокращение составило 0,4%, а также Кения и Бирма с «вычетом» в 0,7% и 8,4% соответственно.

цены-бенз (2)

В России бензин с апреля подорожал почти на 10%: если ранее средний ценник составлял 41,5 рубль, то теперь это 45,5 рублей. При этом аналогичные итоги трех месяцев – у Португалии, Венгрии, Швеции и Австрии, а за пределами Европы такой же рост цен зафиксирован, к примеру, в Бразилии, Мексике и Турции.

Где-то динамика роста поскромнее: здесь можно отметить Китай и Японию, где бензин стал дороже примерно на 6%. В Индии тоже не забывают, что секрет успеха – это небольшой, но стабильный рост: здесь он составил 5,5%.

Многие европейские государства также отметились удорожанием топлива на 6-9% — к примеру, это Германия, Испания, Италия и Франция. Однако 10% – это не рекорд трехмесячного прироста цен: в Канаде он составил 12%, в ОАЭ – 13%, а в США – почти 14%.

Golden Pumpjack And Spilled Oil Over Russian Rubles

Нефть падает – бензин растет

Одна из популярных грустных шуток гласит, что цена бензина в России растет вне зависимости от цены нефти, и она недалека от истины. А есть ли страны с прямой взаимосвязью стоимости нефти и бензина? Для наглядности рассмотрим середину 2015 – начало 2016 года, когда в период с июня по январь стоимость барреля нефти упала вдвое, с 64 до 32 долларов.

В среднем по России цена бензина АИ-95 на начало выбранного периода составляла 35 рублей 57 копеек. К осени она выросла до 37 рублей 26 копеек, достигнув максимума за выбранный период, а к январю даже немного снизилась до 36,68 рубля. Правда, за этим последовала очередная волна роста, и уже в июле 2016-го бензин стал стоить дороже 38 рублей за литр. Но в период с июня по январь прирост составил 1,11 рубля, или чуть больше 3%. А как сказалось удешевление сырья на стоимости бензина в мире?

В подавляющем большинстве стран снижение цены на нефть сопутствовало аналогичной динамике стоимости бензина. Самые ощутимые изменения, приезжая на заправку, почувствовали жители США, где, по данным Global Petrol Prices, бензин подешевел более чем на четверть – точнее, на 26%.

цены-бенз-1

Примерно на столько же – на 24%, подешевело топливо на Тайване, да и в целом Азия поддержала тренд: снижение стоимости составило 21% во Вьетнаме, 19% в Японии, 18% в Сингапуре и 15% в Китае. Аналогичная ситуация сложилась и в Европе: в Эстонии и Литве 95-й бензин подешевел на 19%, в Испании и Бельгии – на 16%, в Германии и Болгарии – на 15%, в Португалии и Финляндии – на 13%. Меньше всего почувствовали изменения на севере – в Швеции и Норвегии цена упала на 11%.

Однако во второй половине 2016 года в некоторых странах встречалась и обратная динамика цен на бензин. К примеру, в Казахстане он подорожал так же, как в России – примерно на 3% (а в другом соседнем государстве, Беларуси, не подорожал вовсе), в Уругвае – на 5%, в Бразилии – уже на 11%, а в Аргентине колебания курса национальной валюты привели к росту стоимости бензина на 14%.

14789

Итоги и бонус

Подводя итоги, остается сделать очевидный вывод: сейчас цены на бензин растут практически во всем мире, хотя и остаются зависимы далеко не от одной только стоимости нефти, из которой его изготавливают.

К примеру, в США и Канаде в итоговый ценник входит не только фиксированный государственный налог, но и налог штата или провинции, который, как правило, значительно превышает первый, и суммарная налоговая часть составляет более половины розничной стоимости бензина.

Ну а еще одним основополагающим показателем является соотношение стоимости бензина со средним доходом – и здесь результаты порой уже ощутимо отличаются от цены «в отрыве от реальности», оказываясь вполне удовлетворительными, даже несмотря на высокую цену.

В качестве интересного бонуса предлагаем вам взглянуть на нагляднейшую статистику, подготовленную агентством Bloomberg. Там можно выбрать удобную для себя валюту и нужный период времени с начала 2014 года по сегодняшний день, а также оценить не только стоимость бензина в разных странах мира в определенный момент, но и его доступность для населения, вычисляемую относительно среднего дневного дохода, а также то, какую часть зарплаты тратит среднестатистический водитель на топливо в год.

www.kolesa.ru


Смотрите также