Причина дорожающего бензина: налоги или экспорт? В цене бензина налоги


Причина дорожающего бензина: налоги или экспорт?

Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась, почему в стране бензин дорожает с самого начала года. А в последний месяц рост цен не останавливается ни на день. Ведомство запросило объяснения у сырьевных компаний.

По версии ФАС, виноваты нефтяники, которые гонят продукцию на экспорт, а не продают ее на внутреннем рынке. «Роснефти» было предписано до 8 июня увеличить продажи топлива на бирже. У «Газпрома» запросили информацию по объемам экспорта.

«В отношении компаний «ТАИФ-НК», «ФортеИнвест», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «Антипинский НПЗ» направлены уведомления об исполнении обязательств по продаже бензина», - говоритися в сообщении антимонопольщиков.

Сами сырьевые компании винят в росте цен (и многие эксперты с ними согласны) не экспорт, а существующую налоговую систему. Она стимулирует продажу топлива за границу, а переработку нефти делает убыточной.

По оценкам экспертов, нефтедобытчикам сейчас выгоднее продавать топливо на экспорт, чем реализовывать его на внутреннем рынке. Лишние 5990 рублей с тонны Аи-92 и 5390 рублей с тонны дизеля заработают сырьевые компании, отправив топливо за границу.

- Несмотря на сложившуюся в результате изменений в фискальном регулировании отрасли ситуацию, обеспечивающую устойчивую убыточность нефтепереработки для внутреннего рынка, компания проводит беспрецедентную модернизацию своих НПЗ объёмом 1,4 трлн рублей, - заявили в «Роснефти».

Компания тратит деньги на обновление своих заводов несмотря ни на что. 850 млрд рублей из запланированного объема инвестиций уже потрачено. Кроме того, завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки.

- Вся произведенная на них (основных установках — Ред.) продукция поставляется на внутренний рынок, - добавили в «Роснефти».

Если говорить обо всем производстве «Роснефти», то компания продала на российской бирже 24,4% от всех произведенных ей автобензинов при нормативе в 10%. То есть, корпорация полностью выполнила требования ФАС и Минэнерго.

Компании с госучастием обычно несут большую социальную ответственность, поэтому они в первую очередь думаю о поставках на внутренний рынок. Частные же структуры, наоборот, нацелены на получение максимальной прибыли — поэтому и на экспорт они отправляют больше топлива.

По данным информагентства «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса» (ЦДУ ТЭК), «Роснефть» отправляет на экспорт только 2,4% бензина Класса 5 (К5). Это минимум среди игроков рынка. Для сравнения, у «Лукойла» за границу идет 7,4% бензина К5, у «Газпромнефти» - 10,6%, у «Сургутнефтегаза» - 12,3%.

ЦДУ ТЭК сообщает, что общий рост экспорта автобензинов Класса 5 всеми участниками рынка с начала года составил 365 тыс. тонн. Это на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Позицию «Роснефти» поддержали многие эксперты.

- У нас около 70% стоимости автомобильного топлива – это фактически платежи государств, - рассказал журналистам директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев. - И год от года они только выше. Если еще несколько лет назад нефтеперерабатывающие заводы работали с маржой порядка 10%, то сегодня, благодаря так называемому налоговому маневру, доходность переработки не просто обнулилась, а ушла в глубокий минус. По заводам, расположенным на европейской части страны, убыток составляет порядка 17%. Поэтому, если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило налоги на заводы.

По словам Разуваева, цены на бензин растут вместе с российской экономикой.

- Более того, цены на топливо в России не такие уж и высокие. Они гораздо ниже, чем в Европе и в Белоруссии, - добавил эксперт.

Член комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев согласен, что нынешняя налоговая система делает экспорт слишком привлекательным по сравнению с продажами на внутреннем рынке.

- Цена на нефть очень маленькую долю составляет в цене бензина и дизельного топлива, и изменение мировых цен и внутренних цен на нефть мало сказывается на ценах на бензин и на дизтопливо, - добавил Танкаев.

И еще: продажа нефти на АЗС, на самом деле, почти не приносит прибыли. Доходность заправочных сетей не превышает 2%.

- У нас огромная территория, и многие регионы, не имея своей нефтепереработки, завозили от соседей бензин и дизельное топливо. Это было выгодно. Сейчас это невыгодно, у нас сейчас импорт равен нулю, - констатирует эксперт.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин согласен с тем, что цены на топливо находятся в руках правительства.

- Рост налоговой нагрузки (на нефтяников) - это не случайность и никакая не алчность. Это стратегия, которая называется налоговый маневр. Она осуществляется достаточно долго, и сейчас прошли сообщения, что правительство собирается за счет этого налогового маневра получить еще триллион рублей. Смысл, следующий: повышается налог на добычу полезных ископаемых в части нефти, и снижается экспортная пошлина. Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает внутреннюю цену нефти, и соответственно, внутреннюю цену бензина, - отметил Михаил Делягин.

www.kp.ru

Львиная акцизная доля. Как в России складывается цена на бензин | Новосибирская область

С начала года россиян поджидала очередная волна удорожаний – с 1 января в силу вступили закон, согласно которому в течение трех лет будут постепенно повышаться акцизы на алкоголь, табак, топливо. И, хотя парламентарии на этапе принятия этого закона говорили о том, что подорожание будет постепенным, рост стоимости бензина на себе уже ощутили многие. Одними из первых отреагировали жители Новосибирска – их возмущение даже привело к призывам бойкотировать закупку бензина на крупных сетевых заправках (таких как «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКойл»). Но поможет ли решительный протест исправить ситуацию? И из чего и как на самом деле складывается цена за литр автомобильного топлива? «ФедералПресс» продолжает разбираться в том, кто виноват и что делать.

В начале было слово

Прошлый год был богатым на громкие экономические темы: сокращение дефицита госбюджета до 4 %, на которое правительство бросило все свои силы, замедление темпов инфляции, стабилизация цен на нефть, выборы президента США, в ожидании которых, казалось, замер весь мир… На фоне таких громких и активно обсуждаемых тем внутренняя финансовая политика в России, казалось, отошла на второй план.

Между тем, в конце прошлого года правительство и Госдума практически заложили новый вектор движения для финансового и налогового сектора экономики России на ближайшие годы. Одним из наиболее важных решений стали изменения в Налоговый кодекс, которые Госдума утвердила в ноябре прошлого года. Парламентарии увеличили акцизы сразу на несколько видов товаров: алкоголь, табак и топливо.

Ставки акцизов в течение трех лет (2017–2019 годы) будут подниматься на вина и шампанское (кроме отечественного), сидр и медовуху, пиво, крепкий алкоголь, а также на все виды табака (и даже электронные сигареты), автомобильный бензин 5-го класса, дизельное топливо и средние дистилляты.

Повышение коснулось оптовых цен на топливо, и было зафиксировано в денежном выражении. Так, рост ставки акциза на автомобильный бензин 5-го класса вырос с 10,13 тыс. рублей за тонну до 10,535 тыс. рублей за тонну в 2018 году (рост на 4 %), и до 10,957 тыс. рублей – в 2019 году (рост на 8,16 % по сравнению с 2016 годом).

На дизельное топливо депутаты установили ставку 6,8 тыс. рублей в 2017 году, 7,072 тыс. рублей в 2018 году и 7,335 тыс. рублей в 2019 году. Это существенный рост – в ноябре 2016 года ставка составляла 5,293 тыс. рублей за тонну. Если сопоставить стоимость, получается, что уже в этом году оптовая цена на дизтопливо вырастет на треть – 28,5 %! К 2019 году разница увеличится на 39 %.

На этапе обсуждения поправок Минфин уверял – в целом по стране и дизель, и 5-й бензин подорожают несущественно, на 1–2 рубля. Однако в реальности динамика, с которой цены начали расти уже в январе, похоже, превзошла правительственные ожидания. Удорожание бензина ощутили россияне по всей стране.

Учитывая, что картина с ростом цен одинакова практически везде, несмотря на особенности местных рынков и присутствующих там игроков, редакция «ФедералПресс» задалась вопросом – что именно стимулирует рост цен на автомобильное топливо.

Слоеный бензиновый пирог

С целью выяснить, как формируется цена на бензин, редакция «ФедералПресс» опросила нескольких экспертов. Выяснилось, что сам принцип ценообразования топлива в России аналогичен формированию цен в других странах: конечная стоимость складывается из затрат на добычу, переработку, транспортировку и розничной наценки продавцов.

Однако если смотреть на динамику стоимости сырой нефти и бензина как продукта нефтепереработки, наблюдается противоречие: цены на нефть за последние три года падали (и лишь относительно недавно закрепились на уровне в 50 долларов за баррель). Тогда как розничные (и оптовые) цены на бензин самых ходовых марок и дизтопливо только росли.

Оказывается, в цепочке «сырье – бензин» есть условный «третий лишний». И этот третий лишний – большая доля налогов и сборов, которыми облагается процесс производства и сбыта топлива в нашей стране. В России выплаты государству в виде акцизных и налоговых сборов составляют 60 %. Если пересчитать в рублевом выражении, то на литр бензина в Новосибирской области (средней розничной стоимостью 35,4 рубля) приходится 22 рубля акцизных сборов!

ca7f822cee3ffca7fc1aa0334f1afd8a.png

2855ec4c74e19d6f2859d8dafd5681c6.png

Наценка АЗС далеко не так существенна – всего 16 %, или 5,3 рубля, наценка нефтеперерабатывающих предприятий – 13 %. Еще 7 % в структуре цены занимают расходы на транспортировку (2,4 рубля) и лишь 4 % - непосредственно стоимость самой нефти. Как видим, мировые котировки на нефтяное сырье со стоимостью бензина практически не коррелируют – поэтому фактор ценовых колебаний можно смело списать со счета.

Таким образом, получается, что сильнее всего на стоимость бензина влияют именно внутренние факторы. И налоговая политика здесь – первоочередной фактор. Помимо акцизов в этот блок входит налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который выплачивают государству все компании-недропользователи, налог на транспортировку…

Акцизы при этом являются косвенным налогом – однако их доля в себестоимости бензина достаточно высока. Текущая ставка акциза на бензин составляет 13,1 тысячи руб. за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,3 тыс. литров) становится очевидным, что доля акциза составляет примерно 10 рублей на литр или около 35 %. Вот почему любое повышение акцизных ставок сразу приводят к ощутимому росту конечных цен для потребителя.

Все познается в сравнении

Логично разобраться – а как обстоит ситуация с формированием цен на топливо и налоговой политикой в других странах? В Сети периодически попадаются данные, которые наводят на раздумья – почему, к примеру, в Венесуэле бензин дешев настолько, что их цены шокируют весь мир? По текущему курсу в 6,3 боливара он стоит около 1,5 цента США (90 российских копеек). Или – почему в США бензин стоит примерно столько же, сколько и в России, хотя наша страна является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, а США – напротив, крупнейшим импортером углеводородов, да и уровень жизни населения там выше? Все страны мира действительно исходят приблизительно из одной и той же цены на нефть, пояснил «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов. Однако в каждом государстве не только своя налоговая политика – во многих странах производство и реализация бензина субсидируются. От соотношения субсидий и налогов и зависит конечная стоимость продукта.

По данным РИА «Новости», размер субсидий на бензин в той же Венесуэле достигает 12,5 млрд долларов – что с учетом текущей стоимости национальной валюты является огромной суммой. Сравнение же с США, по мнению Ивана Капитонова, и вовсе «не репрезентативно», настолько отличается налоговая политика и производственный цикл в Штатах и России.

«Исключение объясняется весьма просто: США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая бременем оплат население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще еще допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть», - пояснил эксперт.

Добавим также, что структура ценообразования на бензин в США также разительно отличается: в себестоимости американской нефти самую большую роль играет транспортная составляющая (50 %, так как нефть приходится завозить издалека). Собственная сланцевая нефть также достаточно дорога в разработке. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20 %, внутренняя транспортировка и реализация на территории Штатов – еще 10 %. В итоге на налоговое бремя остается всего 20 %. То есть втрое меньше, чем в России.

Если же сравнивать с Европой и странами Третьего мира, выясняется, что при столь же высокой доле налогов в ценообразовании (около 60 %) цены на бензин в Великобритании, Франции, Германии и Италии выше российских в два-три раза. В Пакистане, Ираке и Монголии литр бензина АИ-95 стоит столько же, сколько и в России – однако и уровень жизни, и уровень доходов у населения заведомо меньше, отмечает Иван Капитонов.

Что год грядущий нам готовит?

Бензин за 2017 год подорожает в пределах инфляции (которая, по прогнозу ЦБ РФ, должна составить 4 %), заявлял в декабре вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако уже тогда некоторые эксперты выражали с этим несогласие. Так, управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон говорил ТАСС, что рост средней цены бензина будет выше инфляции (на 1,5–2,5 рубля из-за увеличения акциза). По словам Выгона, в среднем по году стоимость бензина вырастет больше инфляции, и это отразится на общем росте цен, так как приведет к росту стоимости грузоперевозок на 5-7 %.

А вот председатель общественного совета при Минтрансе Новосибирской области, автопутешественник и блогер Алексей Носов в беседе с «ФедералПресс» был более категоричен. По его подсчетам, к концу 2019 года бензин будет стоить 45 рублей за литр.

«В очередной раз экономический блок правительства не увидел иных способов исправления собственных ошибок, кроме как залезть в карман населению, – заявил Носов «ФедералПресс». – По результатам наших проверок до 40 % бензина, и до 60 % дизтоплива на рынке – это контрафакт. То есть, государство недополучает по акцизам до половины положенных средств, но правительство никаких мер не предпринимает. И я не готов понимать, почему чиновники не желают забрать причитающиеся стране деньги у жуликов, а в очередной раз решают свои проблемы за счет народа. Притом, не только за счет автомобилистов. Акциз, а вместе с ним и розничные цены, вырастут в первую очередь на солярку, значит, вырастет и стоимость работы сельскохозяйственной техники, грузового и пассажирского транспорта. Соответственно, вырастут цены и на прилавках магазинов, и на проезд в транспорте».

fedpress.ru

Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и США

Очень часто ко мне приходят вопросы — про себестоимость бензина, а сейчас (видно из-за кризиса) такие вопросы намного увеличились. Народу интересно, а сколько реально стоит произвести 1 литр топлива, скажем АИ – 92? Так ли это сложно как кажется и откуда берется такая большая стоимость бензина в стране? Лично я очень долго изучал этот вопрос, на который сегодня постараюсь вам ответить простыми, что говорится, словами …

Как мы с вами уже знаем — бензин производится из нефти, способов всего два: метод прямой перегонки и более совершенный метод крекинга (термического или каталитического). Но для того чтобы получить нефть нужно для начала найти месторождение, произвести геологические изыскания и только после этого начинать бурить. После этого нефть нужно доставить на перерабатывающее предприятие, которое уже изготовит бензин (доведет до нужных стандартов), после чего его транспортируют на сеть АЗС. После этого заправочная станция в комфортных для вас условиях продаст вам литр топлива, за который вы собственно и платите! Компания, которая произвела и продала вам топливо, должна заплатить акцизы и налоги в государственный бюджет. Именно из всей этой совокупности и складывается цена 1 литра топлива.

Если вывести цепочку то она получается примерно: — себестоимость добычи (разведки) + затраты на транспортировку + затраты на переработку + расходы на розницу + налог на прибыль + Акциз + НДС + НДПИ + совокупная прибыль (производителя и переработчика) = стоимость 1 литра.

С одной стороны кажется — что все сложно, цепочка большая! Но с другой стороны самое сложное это добыть нефть, а уже дальше это дело техники – переработка и доставка до потребителя, ну и конечно налоги – налоги! А куда же без них. Сегодня я хочу остановиться подробнее на каждом пункте, по его значимости в цепочки, в конце будет расклад в процентном соотношении.

Сразу хочется оговориться ребята — я пользовался информацией с государственных сайтов, а также с крупных масс-медиа (например «ВЗГЛЯД», «Московский Комсомолец» и т.д.). Также хочется отметить, что данные взяты за промежуток с 2012 по 2015 года, на 2016 год пока данных не нашел. Но думаю, мало что изменится. НУ что поехали.

<pre> </pre>

Себестоимость добычи разведки нефти

Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.

Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.

Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.

<pre> </pre>

Транспортировка

Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:

  • Обычные автоцистерны
    • Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»
    • Поезда железнодорожные цистерны.

    Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.

  • Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.

    Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.

    <pre> </pre>

    Переработка на НПЗ

    Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:

    • Бензин
    • Дизель
    • Керосин
    • Прочие химические объекты

    Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой  промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.

  •  

Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».

Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.

<pre> </pre>

Расходы на розницу

Это, как вы наверное догадались – сеть заправочных станций по стране. Что стоит тоже не дешево! Ведь нужно найти место (а в больших городах это сложно), построить саму станцию, подвести дороги, нанять персонал (платить зарплаты и социальные выплаты), да и конце концов содержать станции. Все это также сложно и вроде бы должно стоить дорого!

Однако это всего лишь – 11% от конечной себестоимости бензина.

Теперь самое интересное — а именно налоги!

<pre> </pre>

Совокупная прибыль

Это то, что можно распределить на всю цепочку от разведки (добычи) + транспортировка + переработка + реализация. То есть каждый в своем звене закладывает прибыль, чтобы не уйти в минус. Ведь нужно на что-то развиваться. Это самая большая цифра она составляет примерно – 23,3%. Однако поймите что процесс очень длинный и иногда это разные предприятия, то есть общая прибыль делиться на части. Также есть и гиганты на рынке, например РОСНЕФТЬ, которая сама разрабатывает, транспортирует, перерабатывает и после продает бензин.

<pre> </pre>

Налоги на бензин

Их мягко сказать немало, причем они отъедают «львиную долю» стоимости бензина, постараюсь перечислить по пунктам:

  • Налог на прибыль – (от стоимости бензина) – 4,8%
  • Акциз – 12%
  • НДС – налог на добавочную стоимость – 15,3%
  • НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых – 16,9%

Если подбить по общему процентному соотношению 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%.

<pre> </pre>

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

НУ что ребята давайте подобьем общую стоимость:

  • Себестоимость – 9,5 + 1,2 + 6 + 11 = 27,7%
  • Прибыль – 23,3%
  • Налоги – 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%

Как видите, налоги доходят почти до 50 процентов от стоимости топлива. Таким образом, если взять среднюю цену АИ-92 в 33 рубля за литр. То получается:

  • 33 Х 27,7% = 9,141 рубля
  • 33 Х 23,3% = 7,689 рубля
  • 33 Х 49% = 16,17 рубля

Таким образом, без налогов 1 литр топлива стоит – 16,83 рубля!

<pre> </pre>

А как у них, и у нас (я про США)?

Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.

Этому есть несколько объяснений:

Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.

Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!

Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.

Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

 

maxpark.com

Кто назначает стоимость бензина в России?

Цена горючего — воля государства

12.10.2014 в 18:21, просмотров: 34956

Ценообразование бензина — одна из самых больших загадок мировой экономики. Самое дешевое топливо продают в Венесуэле — за литр просят всего 2 цента США. Самый дорогой бензин в Норвегии — 2 евро. И та, и другая страна не только обеспечивает себя собственной нефтью, но и является одним из самых активных игроков на мировом рынке энергоресурсов. Объективно рыночная стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка. Вроде все просто. Но только не в нашей стране. В России, которая делит первое место с Саудовской Аравией по уровню добычи «черного золота», только за 9 месяцев этого года цифры на ценниках на АЗС «взлетели» на 11,5%. Это значительно выше реальных темпов инфляции, составляющих на сегодняшний день около 8%. При этом за последние три месяца стоимость нефти упала почти на четверть. Что же толкает внутренние цены вверх? Это происходит благодаря тому, что до 65% стоимости нефтепродуктов в России состоит из налогов и сборов. Так же как и в одной из самых дорогих стран мира — Норвегии.

Кто назначает стоимость бензина в России?

фото: Геннадий Черкасов

В первой половине октября цены на бензин выросли в большинстве российских регионов. Больше всего горючее подорожало в Якутии — на 1,9%. Есть примеры и снижения — во Владикавказе бензин упал в цене на 0,1%. В среднем на российских АЗС, например в Москве и Санкт-Петербурге, литр АИ-92 стоит от 31,95 до 33,90 рубля, а АИ-95 — от 34,90 до 36,70 рубля.

Существует несколько причин, почему рядовые отечественные потребители сегодня получают топливо по завышенной цене при условии, что Россия — крупнейшая нефтяная держава.

Причина №1: рост автомобильного рынка

Наш автомобильный рынок продолжает расширяться, несмотря на кризис и падение продаж. Соответственно, и спрос на топливо пропорционально возрастает. Личными автомобилями владеют более 40% российских семей, поэтому проблема подорожания бензина становится весьма актуальна. В 2014 году возможен рост количества автомобилей еще на 4–5%, уверен директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Очевидно, что это поднимает спрос на топливо. Однако это далеко не всё. Помимо моторного топлива значительно растет спрос на авиатопливо. Такая тенденция наблюдалась всю вторую половину года и к декабрю обещает достигнуть максимума.

Специалисты отмечают, что расход топлива обусловлен в том числе геополитическими рисками: начиная с мая в России резко увеличилось количество военных учений, которые потребовали дополнительного топлива.

фото: Михаил Ковалев

Причина №2: отсутствие госдотаций

Как правило, страны — экспортеры нефти дотируют производителей бензина, не позволяя им устанавливать высокие цены. В России же, наоборот, власти не дотируют производителей и потребителей бензина, несмотря на экспортный потенциал страны, и облагают топливо налогами, которые повышают его цену.

Например, в Венесуэле цены на бензин не меняются уже 17 лет. Литр горючего стоит там 9 сентимов, а заправка 50-литрового бака — 4,5 боливара. Американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина в Венесуэле обходится водителю всего в 75 центов, или примерно 25 рублей.

Несмотря на то что экономика Венесуэлы все эти годы испытывает серьезные трудности, Каракас не перекладывает государственные проблемы на плечи рядового населения.

Причина №3: налоги и акцизы

Стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортное плечо, перегонка (первичная — идущая на сырье для моторного топлива, и более глубокая — для получения высокооктановых бензинов) и розничная наценка.

Вместе с этим, несмотря на непростую логистическую цепочку, наибольшая доля (60–65%) стоимости горючего складывается из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает вертикально интегрированные нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается «отжать» это направление по максимуму.

В бюджеты разных уровней добытчики «черного золота» платят несколько видов налогов: налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители распределяют налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль. Например, в прошлом году нефтяники выплатили лишь на 2,7% НДПИ больше, нежели в предыдущем году. Причем этот рост был скорее связан с изменением правил взимания налогов и размера ставок сборов, нежели с конкретными производственными показателями. По экспортным пошлинам на сырую нефть в сравнении с 2012 годом произошло проседание — на 6,3% (156 млрд рублей).

Причина №4: сверхдоходы нефтекомпаний

Российские нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть, поскольку чем выше мировая цена, тем выгоднее ее экспортировать и тем менее доходно ее перерабатывать внутри страны. Чтобы большая часть нефти перерабатывалась в России, ранее правительство повышало экспортные пошлины. Эти меры позволяли если не снизить цены на бензин, то остановить их рост.

В этом году чиновники приготовили производителям и потребителям топлива очередной сюрприз. Минфин проводит так называемый большой налоговый маневр. С одной стороны, ведомство Антона Силуанова снижает экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, сокращая действующие ставки более чем вдвое уже в 2016 году. Также Минфин предлагает повысить пошлину на темные нефтепродукты в 2015 году только на 75%, а не на 100%, как это заложено сейчас в бюджете.

Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство собирается за счет увеличения ставки НДПИ в 2016 году более чем в два раза. Чтобы цены на внутреннем рынке резко не рванули вверх, Минфин предлагает в несколько раз сократить акцизы.

В чем же логика этого предложения? Каким образом за счет манипуляции с налогами чиновники намерены продолжать наполнять бюджет нефтедолларами от экспорта сырья и не сильно ударить по карману рядового автолюбителя?

Эффект маневра для бюджета, по мнению Минфина, будет нейтральным. Несмотря на бюджетные потери в 7 млрд рублей в 2015 году, еще через год казна получит дополнительно 87 млрд рублей. Общее влияние на отрасль министерство также считает положительным: компании смогут зарабатывать 280 млрд руб. в год по сравнению с прежним сценарием, предусматривающим рост пошлин на мазут.

Влияние на розничные цены планируется умеренным: Минфин ожидает рост цен в следующие два года примерно на 1,5 рубля за литр АИ-95 и на 2 рубля — за тот же объем дизеля. При этом министерство предлагает меры субсидирования для прямогонного бензина и авиакеросина за счет налогового вычета по акцизам для компаний, которые поставляют это топливо на внутренний рынок.

Другими словами, нефтяники смогут экспортировать больше нефти и светлых нефтепродуктов, а бюджет компенсирует свои потери, получая больше налогов с добычи «черного золота». Розничный рынок России при этом не должен пострадать. Продавцы, которые реализуют свое топливо внутри страны, получат определенные льготы, способные, как полагают чиновники, нивелировать рост НДПИ.

Но за это заплатят рядовые потребители.

В настоящее время российские чиновники подозревают крупных участников биржевых торгов в манипулировании ценами на нефтепродукты. Если их подозрения подтвердятся, то топливные компании ожидают многомиллиардные штрафы, но потребителям вряд ли стоит готовиться к снижению цен.

Рост цены на бензин — это билет в один конец. Рост уже начался, и в ближайшее время он продолжится.

ЭКСПЕРТ «МК»

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:

— Прямой связи между дешевеющей на мировом рынке нефтью и внутренними ценами на бензин и дизтопливо нет, поскольку до 65% стоимость нефтепродуктов состоит из налогов и сборов. В этом году государство совершило очередной «налоговый маневр», начав трехлетнее сокращение экспортных пошлин с 60% до 55% с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году — до 530 рублей, в 2016-м — до 559 рублей. Рост за три года на 19%. Таким образом, дорожает себестоимость производства нефтепродуктов, и это вкупе с сезонным фактором (осенью спрос на нефтепродукты из-за сбора урожая и увеличения автоперевозок растет. — Авт.) оказывает сильнейшее давление на внутренние цены на топливо. Добавьте сюда ежегодные миллиардные расходы нефтяных компаний на модернизацию НПЗ, часть из которых еще не перешла на производство «евро-4», и все станет понятно.

Наконец, еще один фактор, о котором многие забывают. Так сложилось, что 95-й бензин у нас негласно привязан к валютному курсу рубля: 1 литр стоит $1. В первой половине года мы достигли таких показателей. Дело в том, что большая часть издержек нефтяных компаний номинирована в валюте: кредиты, затраты на геологоразведку, нефтесервис и т.д. Соответственно, нефтяники стремятся выдерживать паритет между стоимостью валюты и рублевой ценой бензина. Однако сейчас национальная валюта девальвировалась, а 95-й остался на прежнем ценовом уровне 37 рублей за литр. В связи с этим мой прогноз следующий: до конца года бензин подорожает до 38–38,5 рубля.

www.mk.ru

Налоги в цене российского бензина

Различные варианты вычисления суммы налогов

12.01.2010 «Анализ вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов» http://minenergo.gov.ru/news/min_news/2640.htmlhttp://minenergo.gov.ru/upload/iblock/f4a/f4ae00f4423b15810faef3e8d332e272.ziphttps://yadi.sk/i/pJirBUgSdsjtt

12 января 2010 Почти половину стоимости бензина в России составляют налоги http://lenta.ru/news/2010/01/12/bensin/В стоимость бензина на российском розничном рынке входит 44,1 процента различных налогов. Об этом говорится в "Анализе вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов", подготовленном Минэнерго и опубликованном на сайте ведомства.

Так, если учесть, что средняя стоимость литра Аи-92 составляет 22,39 рубля, то в эту сумму входит почти 10 рублей налогов: 3,42 рубля налога на добавленную стоимость, 3,78 рубля налога на добычу полезных ископаемых и 2,69 рубля акциза.

Для дизельного топлива налоги составляют 43,1 процента от конечной цены: акциз составляет всего 90 копеек, зато НДПИ - 4,25 рубля, а НДС - 2,82 рубля при цене литра топлива в 18,5 рубля.

В Минэнерго обратили внимание на то, что сейчас в России один из самых низких уровней цен на моторные виды топлива, если очистить их от косвенных налогов. Более низкие цены существуют только в странах, жестко регулирующих стоимость топлива, например, в Иране и Венесуэле. С учетом налогов стоимость бензина в России также является низкой, отмечают чиновники.

Федерация Автовладельцев России Московское представительство http://www.far-msk.ru/

5 Март 2011 Сколько все-таки налогов в цене бензина? http://www.far-msk.ru/?p=12076С тем, что налоги составляют основную часть цены, согласны все, но цифры называются разные. Отчасти это связано с изменением доли налогов в цене бензина при изменении мировой цены на нефть. Проведем собственный расчет.

Проще всего с налогом на добавленную стоимость. Ставке налога 18% соответствует 15,25% в конечной цене. При розничной цене А-95 26,60 рубля за литр это 4,06 рубля, то есть без НДС розничная цена А-95 составляла бы 22,54 рубля за литр.

Следующим в розничной цене, перешедшим в нее из цены оптовой, стоит акциз на нефтепродукты. Ставка акциза для бензина класса 3 в 2011 году составляет 4,14 рубля на литр, что соответствует 15,6% конечной цены А-95 или 16,2% цены А-92.

К 2013 году эта ставка акциза возрастет до 6,68 рубля за литр, что при той же цене бензина составит 25,1% цены А-95 или 26,1% цены А-92. Однако более вероятно, что цена бензина возрастет вместе с ростом акцизов, превысив 33 рубля за литр.

Ставка акциза для дизельного топлива класса 3 в 2011 году составляет 2,09 рубля на литр, что соответствует 8,5% от цены 24,60 рубля за литр. К 2013 году эта ставка возрастет до 4,38 рубля за литр, что при той же цене составит 17,8% цены. Или чуть меньше 15%, если цена дизельного топлива достигнет 30 рублей за литр.

Таким образом, НДС и акцизы составляют треть розничной цены бензина и четверть – дизельного топлива, с перспективой дальнейшего роста. В отсутствие НДС и акцизов розничные цены на АЗС могли бы составить 18-19 рублей за литр.http://www.far-msk.ru/?p=12076Следующим спецналогом в цене является налог на добычу полезных ископаемых. Для нефти он устанавливается в рублях за тонну и зависит от разности мировой цены на баррель нефти «Юралс» и ее условной стоимости 15 долларов за баррель. Для его расчета делим 419 на 261 (загадочный коэффициент, известный только Минфину), умножаем на разность мировой цены и 15 долларов, и переводим результат в рубли, умножая на курс рубля к доллару.

При мировой цене 100 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 30,5 рубля за доллар получаем НДПИ 4 160 рублей за тонну, при мировой цене 110 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 29 рублей за доллар получаем НДПИ 4 420 рублей за тонну. Количество литров в тонне может немного варьировать в зависимости от плотности нефти. Для расчета возьмем 1 165 литров в тонне, получим 3,57-3,79 рублей на литр нефти.

Потери нефти при производстве нефтепродуктов составляют около 5%, то есть налога в цене нефтепродуктов должно быть на 5% больше. Кроме того, оптовая цена высокооктановых бензинов может в 2-3 раза превышать цену мазута, хотя их плотность (количество литров в тонне) отличается обычно не более чем в 1,35 раза. То есть долю НДПИ в цене легких фракций было бы логично увеличить, в цене тяжелых – уменьшить.

Поскольку нас интересует минимальная оценка доли налогов в конечной цене, примем НДПИ для дизельного топлива 3,88 рубля на литр, для бензинов 4,18 рубля на литр. Это еще 15,8% в цене дизельного топлива и 15,8%-16,3% в цене бензина.

А в сумме НДПИ, НДС и акцизы составляют 40% в цене дизельного топлива и 47-48% в цене автомобильного бензина. И вследствие внесенных в Налоговый кодекс поправок об увеличении ставок акцизов и НДПИ эта доля должна расти. Но, скорее всего, будет расти цена бензина.

Определить долю других налогов в цене нефтепродуктов сложнее. За основу возьмем налоги ОАО «Роснефть» в 2010 году. Предположим, что налоги с фонда оплаты труда, на имущество, на прибыль, региональные и местные налоги распределяются на всю реализуемую продукцию равномерно. Тогда их долю в цене можно определить как долю в совокупной выручке без НДС, уменьшенной на стоимость нефти и нефтепродуктов, приобретаемых у сторонних поставщиков.

В результате расчета на данных ОАО «Роснефть» получаем долю налога на прибыль 4,36%, налога на имущество 0,47%, отчислений на социальное страхование с подоходным налогом 1,18%. Налог на землю, транспортный налог и прочие – еще 0,14%, итого по общим налогам 6,15%.

Всего получаем минимум 46% налогов в цене дизельного топлива и 53-54% налогов в цене бензина. На этом можно было бы остановиться. Но пока мы учли только те налоги, которые перечисляет в бюджет непосредственно нефтяная компания.

В приобретаемых компанией материалах, комплектующих, услугах также «сидят» налоги, которые переходят в цену реализуемой продукции. Точно рассчитать их сумму довольно сложно, но на основе структуры капитальных, транспортных и производственных затрат НК «Роснефть», произведенных на территории РФ, можно получить минимальную оценку «вложенных» налогов в размере 5-6% выручки (без НДС, принятого к вычету).

Возможно, у кого-то есть более точные данные, называют и 63%, и даже 72% налогов в конечной цене бензина. Но наш предельно консервативный расчет дает минимальную оценку для цены бензина 53-54% налогов, перечисляемых непосредственно нефтяной компанией, и 58-60% конечной цены с учетом «вложенных» налогов. Для дизельного топлива – 46% и 53-54% соответственно.

В выручке государственной «Роснефти» за 2010 год налоги, акцизы и пошлины без учета НДС составляли 48,1%. В 2011 году они растут, покушаясь на рекорд 2008 года (56,1%). У других производителей – примерно то же самое. По данным ОАО «Лукойл», в структуре их доходов 4% составляют дивиденды, 22% — инвестиции, 73% — налоги.

низить цены на автомобильное топливо можно, добившись снижения НДС и отмены акцизов на нефтепродукты.

Потери бюджета от отмены акцизов не столь велики, как может кому-то показаться. Например, в «Роснефти» отношение к выручке (без НДС) экспортной пошлины на нефть составляет 20,7%, на нефтепродукты – 5,9%, налога на добычу полезных ископаемых – 14,3%, а акцизов – всего 1,8%.Чтобы восстановить поступления в бюджет от «Роснефти» при отмене акцизов достаточно, например, увеличить ставку НДПИ всего на 12,5% — до 470 рублей на тонну. Кстати, именно такой рост уже предусмотрен к 2013 году поправками в Налоговый кодекс.

Почему перенос налоговой нагрузки с нефтепродуктов на сырую нефть должен привести к снижению цен, изложено в предыдущих публикациях. Следует отметить, что НДПИ взимается со всей добываемой нефти, как направляемой в переработку, так и поставляемой на экспорт.

Действующие ставки акцизов на нефтепродукты примерно совпадают с величиной НДПИ для текущей мировой цены нефти 100-110 долларов за баррель. А ставка акциза 6,68 рублей за литр на 2013 год будет соответствовать НДПИ для мировой цены нефти 160-170 долларов за баррель. Кто-то в правительстве, видимо, считает, что реализация нефтепродуктов российскому потребителю – еще больший «клондайк», чем добыча нефти при текущей мировой цене.

В феврале 2011 года экспортная пошлина на дизтопливо и бензин составляла 3,4-4,9 рубля за литр, что сопоставимо со ставками акцизов, установленными для внутреннего рынка. Если текущая цена нефти сохранится, в 2013 году российский потребитель будет платить акцизы, на 30-40% превышающие экспортные пошлины. А если цена снизится, а она должна снизится, иначе новой волны кризиса и падения цены не избежать – превышение будет еще больше.

28 Февраль 2011 Можно ли не переплачивать за бензин? http://www.far-msk.ru/?p=11745Произошедшее после известной пиар-акции «директивное» снижение цен на АЗС на 1 рубль обернулось ожидаемыми проблемами для автомобилистов. Увеличился недолив автотоплива, который сейчас становится особенно заметным. Снижается качество бензина. Многие автовладельцы переходят на 92-й с 95-го, который все меньше отличается от 92-го.

Автомобилисты, которые считают цену не в рублях за литр, а в рублях на километр пробега, все чаще обнаруживают, что, несмотря на снижение цен, расходы на бензин все равно растут. Чуда не произошло, и потребитель опять остается крайним.

Можно ли не переплачивать за бензин? Какой может быть «справедливая» цена на автомобильное топливо, которая устроит хотя бы производителя и продавца, и им не придется хитрить и подворовывать?

Проведем «нехитрый» расчет. Предположим, что сырая нефть на российском рынке продается по мировой цене. Берем 100 долларов за баррель, умножаем на курс 29 рублей за доллар и делим на 159 (количество литров в барреле нефти). Получаем 18,2 рубля за литр.

Обычно в мировую цену входят все затраты на добычу нефти, включая зарплаты и налоги на зарплаты, другие операционные и капитальные затраты, прибыли нефтяных компаний и налоги с прибыли, налоги на добываемую нефть (НДПИ для России) и экспортные пошлины страны происхождения нефти, а также стоимость транспортировки до потребителя (нефтеперерабатывающего завода).

Если говорить о российской нефти, то на внутреннем рынке она должна стоить дешевле как минимум на стоимость транспортировки. Да и азербайджанская, туркменская, иранская и даже ближневосточная нефть в России стоила бы дешевле, чем в Европе.

По данным нефтяных компаний (например, отчет руководства ОАО «Роснефть» за 2010 год) стоимость транспортировки нефти на экспорт составляет 6-10 долларов в пересчете на баррель. Транспортировка до российских НПЗ обычно вдвое дешевле. Вычтем на транспортировку среднюю разницу, что составит 4% мировой цены. Итого получаем 17,5 рубля за литр – максимальная цена продажи нефти по мировой цене на российском рынке.

Информация об истинной себестоимости переработки нефти, как и ее добычи, обычно не разглашается. Веры финансовой отчетности нефтяных компаний не слишком много, поскольку перевод доходов в затраты является одним из элементов налогового планирования, за что менеджеры нефтяных компаний получают их скромные зарплаты.

По данным ВНИИ НП, себестоимость переработки нефти на российских НПЗ составляет 30-50 копеек на литр товарной продукции. Это согласуется с усредненными данными, содержащимися в отчетах нефтяных компаний, например, в отчетах руководства ОАО «Лукойл» и НК «Роснефть». В эту себестоимость входят потери нефти, амортизация, зарплаты и налоги на зарплаты, другие затраты производственного цикла. Не будем жадничать и добавим еще столько же на капитальные вложения и прибыль, обеспечив им операционную рентабельность 50%. Получаем стоимость переработки 80 копеек за литр плюс-минус 20 копеек.

Обычно на тяжелые фракции (мазут, котельное топливо) устанавливаются более низкие цены, чем на легкие фракции (бензины и дизтопливо). Поскольку нас интересуют именно легкие фракции, берем максимальную стоимость переработки, то есть 1 рубль на литр. С учетом цены нефти получаем среднюю оптовую цену 18,5 рубля за литр.

Теперь розница. Согласно данным ВНИИ НП, в прошедшие 3-4 года розничная наценка на АЗС составляла 12-15%, хотя в середине нулевых она опускалась до 7-9%. Оставим им их 15% – сюда входит доставка топлива до АЗС, зарплаты, налоги (если их платят), прочие затраты, возврат инвестиций и прибыль владельца АЗС. Итого получаем розничную цену на АЗС 21,3 рубля за литр, а с учетом применяемого разброса цен в зависимости от октанового числа – от 20,5 рубля за литр дизельного топлива до 22,5 рубля за литр А-95.

Мы включили в эту цену все затраты, сверхприбыли и налоги, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов. Но ведь и нефть на российском рынке продается не по мировым ценам, а намного ниже. Получается, что если бы мы жили в стране, которая не добывает, а импортирует нефть, и правительство наполняет бюджет за счет доходов, не связанных с нефтью и нефтепродуктами, мы бы платили на автозаправках меньше, чем платим сейчас.

Добавим к рассчитанной выше розничной цене налог на добавленную стоимость по действующей ставке 18%. Получим 25,1 рубля за литр, или в зависимости от октанового числа – от 24,2 рубля за литр дизельного топлива до 26,6 рубля за литр А-95. Это примерно то, что мы имеем сейчас на АЗС после снижения цен на 1 рубль.

То есть мы платим за автомобильное топливо как раз по той цене, которая соответствует мировой цене на нефть. А еще совсем недавно платили больше на 1 рубль за каждый литр. Как раз на рубль нам с января увеличили акцизы.

Как известно, директивное снижение цен произошло не за счет снижения налогов, а за счет снижения рентабельности производителей и продавцов. Получается, что налогообложение у нас устроено так, что при обычной рентабельности нефтяных компаний, составляющей согласно их отчетам от 9% до 16%, мы не только должны платить за добываемую в нашей стране нефть по мировым ценам, но еще и переплачивать.

Это происходит из-за несогласованности ставок акцизов на нефтепродукты, налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин. А также из-за принципа «равной доходности» от операций по экспорту и на внутреннем рынке, применяемом нефтяными компаниями при ценообразовании. Это и приводит к эффекту мировой цены на нефть на российском рынке.

2 Март 2011 Можно ли не переплачивать за бензин?! http://www.far-msk.ru/?p=11915Вернемся в 2009 год, когда мировая цена на нефть изменялась от 40 до 70 долл. за баррель, а курс – от 35,7 до 29,1 рубля за доллар. Повторим наш расчет для цены 55 долларов за баррель, что соответствует 11,2 рубля за литр при курсе 32,4 рубля за доллар. Получаем среднюю розничную цену 15,5 рубля за литр с учетом НДС.

Кто-нибудь встречал такую цену за литр А-92 в этот период? Розничная цена 92-го в 2009 году в Москве изменялась от 19,5 до 22,3 рубля за литр, дизельного топлива – составляла 20 рублей. А ведь внутренняя цена на нефть падала и до 2 000 рублей за тонну.

Мы переплачивали 4-6 рублей за литр и больше, во-первых, из-за жадности производителей, которые за наш счет компенсировали падение экспорта, причем рентабельность ряда НПЗ превышала 50%. Во-вторых, из-за акцизов на нефтепродукты, ставки которых включаются в оптовую цену и не снижаются при снижении цен на нефть.

А ведь ставки акцизов с 2011 года увеличены в среднем на 1,2 рубля за литр, а к 2013-му увеличатся еще на 2,5 рубля. Именно эти суммы мы будем переплачивать с каждого литра, если сохранится сегодняшняя мировая цена на нефть. А если она снизится до обоснованных 80-90 долларов за баррель или ниже, опять будем переплачивать более 3-5 рублей с каждого литра.

Какие из всего этого следуют выводы? Во-первых, если добиться снижения ставки НДС хотя бы до 9%, цены на АЗС должны снизиться приблизительно на 7,5%, что при сегодняшних ценах составит почти 2 рубля на литр.

Во-вторых, отмена акцизов с переносом всей налоговой нагрузки в цену сырой нефти, как минимум, не ухудшит положение российских автомобилистов. Очевидно, что при любой налоговой нагрузке внутренняя цена нефти не превысит мировую, в противном случае на российском рынке будет продаваться зарубежная нефть по мировым ценам. А как показано выше, при отмене акцизов цены на АЗС будут ниже даже при поставке нефти на НПЗ по мировым ценам.

На самом деле, из-за конкуренции цена нефти на российском рынке всегда будет ниже мировой, и чем ближе внутренняя цена к мировой, тем выше конкуренция. Кроме того, отмена акцизов откроет российский рынок для зарубежных нефтепродуктов, что неизбежно приведет к повышению их качества и снижению цен вследствие растущей конкуренции.

Что касается выпадающих доходов бюджета при отмене акцизов, то они могут быть компенсированы увеличением ставки налога на добываемую нефть. Тем более что «зазор» между внутренней и мировой ценой нефти для этого более чем достаточен – всегда более половины мировой цены.

При этом даже если налоговые аппетиты правительства возрастут «до мировой цены на нефть», это не скажется на интересах потребителей — автомобилистов. Рост поступлений в бюджет будет обеспечен за счет тех доходов, которые сейчас остаются в распоряжении нефтяных компаний. А нефтяным компаниям придется искать пути снижения своих затрат, иначе их место займут более эффективные производители.

Наконец, остается вопрос, что будет, если мировая цена нефти достигнет 150 долларов за баррель или выше. Если налогообложение по-прежнему будет привязано к спекулятивной мировой цене, как это происходит сейчас, внутренние цены на нефтепродукты также будут расти.

Естественным ограничением этого роста могли бы стать поставки зарубежной нефти и нефтепродуктов из стран, где налоговые аппетиты правительств не столь велики, и цены поэтому ниже внутренних российских цен. Не исключены, однако, и интервенции из госрезервов или временное административное регулирование цен, но только как крайняя мера на очень короткий срок. К чему приводит регулирование цен чиновниками, которые регулярно повышают налоги и «пилят» бюджет, видно на примере тарифов ЖКХ.

Хорошо известно, что после периода спекулятивного роста мировой цены наступает экономический спад с падением цен на нефть в 2-3 раза. При новом падении мировой цены ниже 50 долларов за баррель полностью компенсировать отмену акцизов налогами с сырой нефти, возможно, не удастся. Что может быть основным аргументом против отмены акцизов.

Однако следует учитывать, что акцизы в цене топлива – это деньги из карманов российских граждан, у которых в период спада доходы также снижаются. Поэтому задачей правительства страны — лидера мировой нефтедобычи должно быть не увеличение поборов со своих граждан, а контроль мировой цены на нефть и ее удержание в наиболее благоприятном диапазоне 80-90 долларов за баррель. Это во-первых.

Во-вторых, компенсировать потери бюджета в период кризиса за счет изъятия доходов у населения – не только аморально, но и экономически вредно. Потому что сокращение доходов потребителей ведет к снижению спроса и по цепочке – к снижению производства, инвестиций в производство, выплат зарплат, то есть дальнейшему снижению спроса и углублению кризиса. Государства, экономически развитые и уважающие своих граждан, ведут себя совершенно иначе – снижают налоги, стимулируют потребление, увеличивают выплаты за счет временного увеличения государственного долга.

Но мы имеем то, что имеем, и, похоже, кроме пиара, ничего не делается. Цены на топливо будут расти как в случае роста мировых цен, так и в случае их падения, если по-прежнему будут повышаться ставки акцизов. Предложения министерств и нефтяных компаний по изменению налогообложения нефтяной отрасли также не защищают от повышения цен.

При сем недавно нам сообщили, что резервный фонд, куда выводятся «лишние» доходы от налогообложения нефти и нефтепродуктов, к концу года увеличится почти до 2 триллионов рублей. И, тем не менее, готовятся предложения по дальнейшему увеличению налоговой нагрузки на граждан, в частности, повышению ставок налога на имущество физических лиц.

И все это на фоне сообщений Счетной палаты и Контрольного управления при Президенте о масштабах «нецелевых расходов» или попросту хищений из бюджета. Только на государственных закупках такие «потери» бюджета составляют не менее триллиона рублей в год. Одно только это в два с лишним раза больше, чем все поступления по акцизам на нефтепродукты и транспортному налогу вместе взятые.

2011 Почему в России дорогой бензин?!Расходы на переработку:

Себестоимость добычи нефти – 6,6%Расходы на транспортировку и маркетинг – 16,8%Прибыль нефтяных компаний – 10,1%Прибыль АЗС – 6,2%

Доля государства:Налог на добычу полезных ископаемых – 26,4%Акциз – 11,9%НДС – 15,4%Налог на прибыль – 5,3%

Выходит, что практически 60% стоимости литра топлива накручивает государство.http://www.drive2.ru/l/328315/

12.10.2014 Кто назначает стоимость бензина в России? http://www.mk.ru/economics/2014/10/12/cena-benzina-volya-gosudarstva.htmlВ России, которая делит первое место с Саудовской Аравией по уровню добычи «черного золота», только за 9 месяцев этого года цифры на ценниках на АЗС «взлетели» на 11,5%. Это значительно выше реальных темпов инфляции, составляющих на сегодняшний день около 8%. При этом за последние три месяца стоимость нефти упала почти на четверть. Что же толкает внутренние цены вверх? Это происходит благодаря тому, что до 65% стоимости нефтепродуктов в России состоит из налогов и сборов. Так же как и в одной из самых дорогих стран мира — Норвегии.

В первой половине октября цены на бензин выросли в большинстве российских регионов. Больше всего горючее подорожало в Якутии — на 1,9%. Есть примеры и снижения — во Владикавказе бензин упал в цене на 0,1%. В среднем на российских АЗС, например в Москве и Санкт-Петербурге, литр АИ-92 стоит от 31,95 до 33,90 рубля, а АИ-95 — от 34,90 до 36,70 рубля.

Существует несколько причин, почему рядовые отечественные потребители сегодня получают топливо по завышенной цене при условии, что Россия — крупнейшая нефтяная держава.

Причина №1: рост автомобильного рынка

Наш автомобильный рынок продолжает расширяться, несмотря на кризис и падение продаж. Соответственно, и спрос на топливо пропорционально возрастает. Личными автомобилями владеют более 40% российских семей, поэтому проблема подорожа

iv-g.livejournal.com

Акцизы на бензин в разных странах

Принято считать, что в цене российского бензина слишком большую долю составляют налоги. Интересно сравнить, сколько платят топливных акцизов в других странах.

Проанализировав данные из открытых источников (тут, тут и тут), у нас получилась следующая таблица

Дорожные сборы в цене литра бензина

Как видите, наша страна по ставке акциза находится внизу списка. Есть, конечно, государства, где дорожные сборы отсутствуют как таковые. Но это скорее исключение, которое подтверждает правило. В Европе, к которой мы близки и ментально и географически, акциз составляет от 0.3 до 0.7 евро за литр бензина. Это в несколько раз больше, чем платим мы.

Стоит ли удивляться, что в Европе дороги в несколько раз лучше по качеству, чем в России? И если кто-то хочет ездить по автобанам как в Германии, то и платить за это удовольствие придется как немцам.

Многие возразят, что в цене нашего бензина помимо топливных акцизов "сидит" еще и НДС, и НДПИ, и налог на прибыль нефтяных компаний. Однако налог на добавленную стоимость существует не только в России. Причем если у нас ставка НДС 18%, то в той же Европе она доходит до 25%. А налог на добычу полезных ископаемых включен в стоимость как нашего бензина, так и того, который сделан за границей из нашей нефти. Разница лишь в том, что мы платим деньги в бюджет своей страны, а европейцы в наш (ну или в бюджет какого-нибудь Катара).

Обратите внимание, что дорожные сборы никак не связаны с тем является ли страна нефтедобывающей или нет. Наличие собственного "черного золота" влияет на общую стоимость топлива (подробнее тут), но не на акциз. Качество и количество дорог зависит от финансирования их строительства и ремонта, а значит, от величины дорожных сборов, а не от наличия месторождений нефти в стране.

Поэтому самые лучшие автомагистрали находятся в Германии, а не в Нигерии. Однако за это немцам приходится платить 0.6 евро топливных акцизов с каждого литра бензина. Это между прочим 43 рубля, что больше стоимости топлива у нас на заправке.

Скупой платит дваждыЗа строительство и содержание дороги платит её пользователь. Можно, конечно, надеяться, что деньги придут из бюджета, но в России я бы на это всерьез не рассчитывал. За дороги заплатит автомобилист. Вопрос лишь в том, как он это сделат. Есть два способа: простой и сложный.

Первый - поднять акцизы на топливо. Однако это означает, что стоимость бензина должна значительно вырасти. Автомобилистам, конечно, это не нравится. С каждым повышением цены начинаются рассуждения на тему дорогого бензина в нефтедобывающей стране и сравнение с копеечной стоимостью топлива в Венесуэле.

Поэтому изобретен второй способ. Речь идет о платных дорогах. Я уже писал, что все федеральные магистрали станут платными. Пока речь идет только о взимании денег с фур. Но вы же понимаете, что это только начало. Вопрос лишь времени, когда с легковых автомобилей тоже начнут собирать деньги. Впрочем уже сейчас автовладельцы могут ощутить на себе как это будет, проехав по трассе М4. Мало того, что за проезд по этой дороге надо платить. Так еще придется час ждать в очереди на пункте оплаты!

Интересно, учитывая, что за проезд так или иначе придется платить самим автомобилистам, что бы вы выбрали: повышение акциза на бензин или платные дороги?

Что для вас предпочтительнее:

Высокий акциз на топливо

68(59.1%)

Платные дороги

47(40.9%)

proboknet.livejournal.com

Дорожать бензин заставляют налоги — ВСП.RU

Цены на бензин уже несколько недель шокируют автолюбителей быстрым ростом. Власти требуют от нефтяных компаний увеличить продажу топлива на внутреннем рынке, однако специалисты уверены, что в приказном порядке проблему не решить. Бензин перегрузили налогами, и, чтобы успокоить цены на АЗС, правительству нужно в первую очередь пересмотреть свою налоговую политику.

В приказном порядке?

По данным Росстата, за прошедшую неделю средняя розничная стоимость литра бензина в стране выросла на 80 копеек и составила 42,83 рубля. За один только май топливо прибавило в цене 5,7%, с начала года – 7,3%. Дизель с 1 января подорожал ещё больше – на 7,9% – и сейчас стоит 43,91 рубля за литр. Такого стремительного подорожания топлива российские АЗС ещё не знали.

В ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба, предъявившая претензии нефтяным компаниям за недостаточные объёмы продаж топлива на внутреннем рынке. ФАС попросила предприятия ПАО «Газпром» обосновать увеличение отгрузки на экспорт прямогонных бензинов, направила уведомления пяти компаниям (ОАО «ТАИФ-НК», АО «ФортеИнвест», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть» и АО «Антипинский НПЗ») о необходимости исполнить обязательства по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок и предписала «Роснефти» к 8 июня увеличить поставку топлива на биржу.

Однако простым приказом цены не остановить. Дело в том, что проблема растущей стоимости топлива имеет более глубокие корни, нежели это объясняет ФАС. Оказалась нарушена сама экономика производства и продажи нефтепродуктов, в результате чего продавать их внутри страны стало не просто менее выгодно, но даже убыточно. Причина – текущая налоговая политика правительства. Именно она создаёт условия, по сути, выдавливающие топливо с внутреннего рынка.

Всё решают налоги

Во-первых, создаётся высокая налоговая нагрузка на топливо, ведь самую большую часть в цене литра бензина составляют именно налоги (НДПИ, акцизы, НДС). «У нас 60% стоимости автомобильного топлива – это фактически платежи государству. Если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило эту долю, – рассказал директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев. По его словам, повышение стоимости бензина связано также с ростом российской экономики. «Более того, цены на топливо в России не такие уж и высокие. Они гораздо ниже, чем, например, в Европе и Белоруссии», – добавил эксперт.

Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев отводит налогам ещё более высокую долю в цене бензина – 70%. Даже нефть, из которой производится топливо, не имеет столь сильного влияния на его стоимость. «Часто говорят, что нефтяники своими сверхприбылями повышают цены, но их доля в конечной цене бензина и дизельного топлива составляет всего лишь 2%, и они на это никак повлиять не могут, – поясняет Танкаев. – Всё находится в руках правительства, у которого есть три рычага для управления бензиновым рынком. Первый рычаг – это налоги, второй – это, как ни странно, курс национальной валюты по отношению к евро, третий рычаг – таможенные пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива».

Эксперт напомнил, что прежде многие регионы России завозили бензин из соседних стран, но сегодня импорт равен нулю, потому что у нас самые низкие цены на бензин и дизельное топливо в Европе и одни из самых низких в Юго-Восточной Азии.

Опасный маневр

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объясняет, что высокая налоговая нагрузка – результат действия так называемого налогового маневра. «Эта стратегия осуществляется достаточно долго, и сейчас прошли сообщения, что правительство собирается за счёт этого налогового маневра получить ещё триллион рублей», – отметил эксперт.

В рамках маневра повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) применительно к нефти и снижается экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. «Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, увеличивает внутреннюю цену нефти и, соответственно, внутреннюю цену бензина. У нас сегодня оптовая цена бензина на самом деле выше розничной», – поясняет Делягин. По его словам, текущая налоговая политика, по сути, затрудняет поставки на внутренний рынок, потому что при продаже внутри страны нефтепереработка становится убыточной.

Основная причина роста оптовых цен сегодня – значительное превышение экспортного паритета (альтернативная поставка топлива на экспорт) по отношению к ценам внутреннего рынка. Речь идёт о нескольких тысячах рублей с каждой тонны проданного бензина или дизеля. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, высокий экспортный паритет на фоне роста мировых цен на нефть – следствие проводимой правительством РФ тарифно-финансовой политики, то есть всё того же налогового маневра.

Проблема в том, что исполнители маневра отошли от изначального плана, который не предполагал рост акцизов на топливо. «Было задумано увеличивать налоги на добычу на входе при снижении экспортных пошлин. Но, чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсированно каждый раз при росте НДПИ снижать акциз, – поясняет Аркуша. – Но акциз за всё это время ни разу не снизился, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет более 11 тысяч рублей по бензинам и 7 тысяч по дизельному топливу. Если бы маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тысячи на дизельное топливо и примерно 4–4,5 тысячи на бензин».

Конечно, столь бурный рост цен не мог не вызвать беспокойство правительства, которое предложило чуть ослабить налоговую нагрузку на топливо, снизив с 1 июля акцизы на дизель на 2000 рублей на тонну от текущего уровня, на бензин – на 3000 рублей. Однако этого снижения может быть недостаточно.

«К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, что даже снижение цен на два-три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему. Потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превосходит указанную цифру», – отмечает Евгений Аркуша.

Работа в убыток

Не удивительно, что с начала года экспорт бензинов Евро-5 всеми участниками российского рынка, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, вырос на 365 тыс. тонн, или на 48%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Конечно, это не могло не сказаться на ценах. Но, как уже отмечалось, увеличенный экспорт – во многом вынужденная мера для НПЗ.

В крупнейшей по объёмам добычи нефти и производству нефтепродуктов компании «Роснефть» рассказали, что основная причина роста цен на бензин – непродуманная фискальная политика, из-за которой нефтепереработка в стране стала убыточной. Если учесть высокую стоимость бензина за рубежом, понятно, что всё больше топлива отправляется на экспорт.

Заводы не могут работать себе в убыток. Им нужно платить зарплаты, налоги, обновлять производство. «Роснефть», к примеру, планирует потратить на модернизацию своих НПЗ в общей сложности 1,4 трлн рублей, из которых 850 млрд рублей уже вложено, несмотря на убыточность нефтепереработки. Компания завершила строительство и модернизацию 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. «Вся произведённая на них продукция поставляется на внутренний рынок», – подчеркнули в «Роснефти».

Михаил Делягин отмечает, что даже в столь неблагоприятных условиях государственные компании стараются сдерживать поставки топлива за рубеж. «В той же «Роснефти», крупнейшей компании, доля экспорта бензина меньше 2,5% от производства», – отметил он. Действительно, по данным ЦДУ ТЭК, доля отправляемого на экспорт бензина Евро-5 у «Роснефти» наименьшая среди всех российских компаний – 2,4%. У «Лукойла» она составляет 7,4%, «Газпром нефть» отправляет за рубеж 10,6%, а «Сургутнефтегаз» – 12,3%.

Что касается поставок на внутренний рынок, то здесь «Роснефть» даже перевыполнила план поставок на биржу, отправляя туда с января по апрель 2018 года 24,4% всего произведённого компанией бензина при нормативе 10%. Нефтепереработчики делают всё что могут и порой даже больше, теперь очередь за правительством и его налоговым маневром.

www.vsp.ru


Смотрите также