Дизельное топливо Л-0,2-62 (летнее) ГОСТ 305-82 с изм. №1-7. Температура застывания бензина гост


ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование показателяНорма для маркиМетод испытанияЛЗА
1. Цетановое число, не менее454545По ГОСТ 3122
2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше280280255
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше360340330
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт)3,0–6,01,8–5,01,5–4,0По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной–10–35
холодной–45–55
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной–5–25
холодной–35
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже По ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин624035
для дизелей общего назначения403530
7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: По ГОСТ 19121
вида I0,200,200,20
вида II0,500,500,40
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более0,010,010,01По ГОСТ 17323
9. Содержание сероводородаОтсутствиеПо ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинкеВыдерживаетПо ГОСТ 6321
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочейОтсутствиеПо ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см³ топлива, не более403030По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см³ топлива, не более555По ГОСТ 5985
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более666По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более0,10,10,1По ГОСТ 1401
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более0,20,30,3По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более333По ГОСТ 19006
18. Содержание механических примесейОтсутствиеПо ГОСТ 6370
19. Содержание водыТо жеПо ГОСТ 2477
20. Плотность при 20 °С, кг/м³, не более860840830По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше–5По ГОСТ 22254

Примечания:

1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.

3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KOH и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

  • массовая доля серы, %, не более - 0,2;
  • концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более - 25;
  • йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;
  • зольность, %, не более - 0,008;
  • коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;
  • коэффициент фильтруемости, не более - 2.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А - не более 860 кг/м3.

10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.

11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

elarum.ru

Все ГОСТы на дизельное топливо: технические характеристики

В действующей на сегодня нормативной документации в отношении дизельного топлива разобраться достаточно сложно. Многие из них пересекаются в отношении области их применения, поэтому часто возникает определённая путаница, в которой стоит разобраться.

ГОСТ 305-2013

Применяется в отношении дизельного топлива, которое используется для работы быстроходных газотурбинных или дизельных двигателей, которыми комплектуется как судовая, так и наземная техника. Горючее данной категории производится путём переработки газового конденсата или нефти. В стандарте прописана классификация горючего с делением

  • на летнее Л, эксплуатируемое при температуре выше -5 ⁰С;
  • зимнее З - для использования в морозы не ниже -25 ⁰С;
  • межсезонное Е - для температуры выше -15 ⁰С;
  • арктическое А - для морозов до -45 ⁰С.

Также регламентируется состав горючего. В частности, действует норма на содержание серы, содержание которой не должно превышать отметку 2000 мг/кг. При этом массовая доля меркаптановой серы не должна быть выше 0,01 %.

ГОСТ 1667-68

Стандарт действует в отношении мало- и среднеоборотных дизельных двигателей. ГОСТ регламентирует поставки топлива марки ДТ, которая вырабатывается из сернистой нефти. В данном случае коксуемость горючего не должна превышать отметки 4 %, а содержание серы допускается не более 2 %. Также регламентом допускается содержание воды не выше 2 % в топливе, которое транспортировалось речным или морским судном. Температура застывания дизельного топлива, указанная предприятием-производителем, действительна в течение 1 месяца, начиная с дня выпуска. Кроме того, обязательно нужно использовать присадки в случае применения для работы дизельных двигателей моторного горючего, содержащего более 0,5 % серы.

ГОСТ 32511-2013

Данный ГОСТ был разработан для дизельного топлива ЕВРО, чтобы регламентировать требования к его характеристикам, технологии изготовления. Указана классификация в зависимости от уровня содержания серы:

  • К3 – до 350 мг/кг;
  • К4 – до 50 мг/кг;
  • К5 – до 10 мг/кг.

При этом минимальное цетановое число составляет 51, а индекс – 46. Плотность топлива ЕВРО может варьироваться в пределах 820-845 кг/м3. Допускается использование присадок для улучшения характеристик горючего, но они не должны наносить вред экологии, здоровью людей. Нельзя вводить в состав дизельного топлива данной категории металлосодержащие присадки (исключение сделано только для антистатических составов).

ГОСТ 52368-2005

Данный ГОСТ ориентирован на дизельное топливо класса ЕВРО. В частности в зависимости от сорта, вида и класса горючего устанавливаются коды ОКП. По техническим характеристикам, регулирующим допустимые параметры в составе солярки, стоит выделить:

  • коксуемость до 0,3 %,
  • зольность до 0,01,
  • общее загрязнение до 24 мг/кг,
  • содержание воды до 200 мг/кг,
  • кинематическая вязкость может варьироваться в пределах 2-4,5 мм2/с.

При этом важно учитывать, что такой показатель как коксуемость корректно можно определить только до введения присадок, предназначенных для улучшения воспламенения топлива.

ГОСТ Р 53605-2009

Дизельное топливо

Разработан для топлива, которое используется для работы двигателей внутреннего сгорания, а также метиловых эфиров жирных кислот в случае их использования при 100 % концентрации. Последние активно используются в качестве биотоплива или компонента для производства других видов горючего. Для его применения автомобили и другие агрегаты должны быть предварительно переоборудованы для использования данного вида топлива. В их составе массовая доля эфиров может составлять 96,5 % при плотности жидкости 860-900 кг/м3. Максимальное содержание серы в горючем может составлять до 10 мг/кг.

ГОСТ Р 55475-2013

Разработан для дизельного депарафинированнного арктического или зимнего топлива, которое широко применяется для наземной техники, работающей с применением быстроходных двигателей. Для производства горючего данного класса используется среднедистиллятная фракция, полученная при переработке газового конденсата или нефтепродуктов. Цетановое число может составлять от 47 при индексе от 43. Массовая доля серы не должна превышать 350 для категории К3.

ООО «Компания «Нипетойл» - компания, которая готова организовать поставки дизельного топлива высокого качества партиями объёмом от 1000 л по Москве и области по доступным ценам. Мы сотрудничаем напрямую с производителями, поэтому готовы обеспечить доставку топлива по любому удобному для клиента графику в нужном объёме силами нашего транспортного подразделения. Позвоните нам для получения более детальной информации по всем возникшим вопросам.

Остались вопросы и нужна консультация?

www.nipetoil.ru

ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания, ГОСТ от 13 мая 1991 года №20287-91

ГОСТ 20287-91

Группа Б09

МКС 75.080ОКСТУ 0209

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.05.91 N 671

3. Стандарт в части метода А предусматривает прямое применение МС ИСО 3016-74 с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства

4. ВЗАМЕН ГОСТ 25262-82, ГОСТ 20287-74

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Настоящий стандарт распространяется на нефтепродукты и устанавливает два метода:А - определение температуры текучести;Б - определение температуры застывания.Сущность методов заключается в предварительном нагревании образца испытуемого нефтепродукта с последующим охлаждением его с заданной скоростью до температуры, при которой образец остается неподвижным. Указанную температуру принимают за температуру застывания.Наиболее низкую температуру, при которой наблюдается движение нефтепродуктов в условиях испытания, принимают за температуру текучести.

1. МЕТОД А

1.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517.

1.2. Аппаратура, реактивы и материалы - по разд.4 приложения.Кроме того используют:термометр любого типа для измерения температуры охлаждающей смеси с градуировкой шкалы 1 °С;баню масляную, водяную или воздушную;твердую углекислоту по ГОСТ 12162 или твердую углекислоту, полученную дросселированием жидкой углекислоты в плотный мешок, ацетон по ГОСТ 2603, или спирт этиловый ректификованный по ГОСТ 18300, или спирт сырец по ГОСТ 131*, или спирт этиловый регенерированный, или нефрас С2-80/120, С3-80/120 по НТД - для температур до минус 57 °С;

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52193-2003. секундомер любого типа.

Примечания:

1. Допускается использовать другие охлаждающие смеси, позволяющие обеспечивать проведение испытания.

2. Допускается применять аппараты типа ЛЗН по ТУ 38.110246, ЛАЗ-68 по ТУ 25-111428 или аналогичные, обеспечивающие проведение испытаний с точностью, указанной в стандарте.

1.3. Проведение испытаний и обработка результатов - см. приложение, разд.5 и 6.

2. МЕТОД Б

2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517.

2.2. Аппаратура, реактивы и материалы

2.2.1. Пробирка стеклянная со сферическим дном, высотой (160±10) мм, внутренним диаметром (20±1) мм. На наружной боковой поверхности пробирки на расстоянии 30 мм от дна должна быть несмываемая кольцевая метка.Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026.Сетка проволочная.Вата гигроскопическая.Воронка для фильтрования.Сульфат натрия безводный по ГОСТ 4166.Натрий хлористый по ГОСТ 4233.Кальций хлористый по ТУ 6-094711, обезвоженный.Муфта стеклянная с вогнутым или сферическим дном, высотой (130±10) мм, внутренним диаметром (40±2) мм.Пробка корковая или резиновая, соответствующая внутреннему диаметру пробирки, с отверстием в центре для термометра.Термометры типа ТИН-3, ТН-8 по ГОСТ 400, ТН-6 по ТУ 92.887017.Термометр любого типа для измерения температуры охлажденной смеси с градуировкой шкалы 1 °С.Баня произвольной формы и размеров. Требуемая температура бани поддерживается с помощью холодильного устройства или охлаждающей смеси. Допускается применять полуавтоматические лабораторные аппараты типа ЛАЗ-68 или аппараты аналогичного типа, обеспечивающие проведение испытаний с точностью не ниже указанной в стандарте.Охлаждающие смеси - по приложению, п.4.7.

2.3. Подготовка к испытанию

2.3.1. При наличии воды нефтепродукт обезвоживают. Значительное количество воды удаляют предварительным отстаиванием и последующим сливанием нефтепродукта.Дальнейшая осушка продуктов достигается различно.Легкоподвижные продукты взбалтывают периодически в течение 10-15 мин со свежепрокаленным и измельченным сульфатом натрия или хлористым кальцием, после чего отстаивают и фильтруют через сухой фильтр.Вязкие нефтепродукты подогревают до температуры не выше 45 °С и фильтруют через слой крупнокристаллической, свежепрокаленной поваренной соли. Для этого в стеклянную воронку вкладывают проволочную сетку или немного ваты и сверху насыпают соль. Сильно обводненные нефтепродукты фильтруют последовательно через две-три воронки.

2.3.2. Обезвоженный продукт наливают в сухую чистую стеклянную пробирку до метки так, чтобы он не растекался по стенкам пробирки. В пробирку при помощи корковой пробки плотно вставляют соответствующий термометр, укрепляя его так, чтобы он проходил по оси пробирки, а его резервуар находился на расстоянии 8-10 мм от дна пробирки. Для большей устойчивости термометра в его рабочем положении на нижнюю часть термометра (приблизительно на середине ее длины) надевают корковую пробку, пригнанную так, чтобы она входила в пробирку с небольшим трением.

2.3.3. Пробирку с продуктом и термометром помещают в водяную баню, нагретую предварительно до температуры (50±1) °С, и выдерживают до тех пор, пока продукт не примет температуру бани.

2.4. Проведение испытания

2.4.1. Пробирку с продуктом и термометром вынимают из водяной бани, насухо вытирают ее снаружи и укрепляют при помощи пробки в муфте так, чтобы ее стенки находились приблизительно на одинаковом расстоянии от стенок муфты. Пробирки с муфтой закрепляют в держателе штатива в вертикальном положении и оставляют при комнатной температуре до тех пор, пока нефтепродукт не охладится до температуры (35±5) °С, затем помещают его в сосуд с охлаждающей смесью, температуру которой предварительно устанавливают на 5 °С ниже намеченной для определения температуры застывания.Во время охлаждения продукта установленную температуру охлаждающей смеси поддерживают с погрешностью ±1 °С.Когда продукт в пробирке примет температуру, намеченную для определения застывания, пробирку наклоняют под углом 45° и, не вынимая из охлаждающей смеси, держат в таком положении в течение 1 мин.После этого пробирку с муфтой осторожно вынимают из охлаждающей смеси, быстро вытирают муфту и наблюдают, не сместился ли мениск испытуемого продукта.При определении температуры застывания ниже 0 °С в муфту перед испытанием помещают 0,5-1,0 смГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания серной кислоты, олеума или любого другого осушителя.

2.4.2. Если мениск сместился, то пробирку вынимают из муфты, снова подогревают до (50±1) °С и проводят новое определение при температуре на 4 °С ниже предыдущей до тех пор, пока при некоторой температуре мениск не перестанет смещаться.Примечание. Если температура, при которой проводилось определение, ниже минус 20 °С, то перед новым определением для предохранения пробирки от повреждений вследствие сильных тепловых воздействий пробирку с продуктом и термометром оставляют при комнатной температуре до тех пор, пока продукт не примет температуру минус 20 °С, и только после этого пробирку помещают в водяную баню.

2.4.3. Если мениск не сместился, то пробирку вынимают из муфты, снова подогревают до (50±1) °С, проводят новое определение застывания при температуре на 4 °С выше предыдущей до тех пор, пока при некоторой температуре мениск будет смещаться.

2.4.4. После нахождения границы застывания (переход от подвижности к неподвижности или наоборот) определение повторяют, понижая или повышая температуру испытания на 2 °С до тех пор, пока не будет установлена такая температура, при которой мениск продукта остается неподвижным, а при повторном испытании при температуре на 2 °С выше он сдвигается. Эту температуру фиксируют, как установленную для данного опыта.

2.4.5. Для установления температуры застывания продукта проводят два определения, начиная второе определение с температуры на 2 °С выше установленной при первом определении.

2.4.6. При проверке температуры застывания, установленной в стандартах на нефтепродукты, проверяют, смещается ли мениск этого продукта после его испытания по пп.2.3.2-2.4.1 при температуре на 2 °С выше температуры, установленной стандартами на конкретную продукцию.

2.5. Обработка результатовЗа температуру застывания испытуемого нефтепродукта принимают среднеарифметическое результатов двух определений.

2.6. Точность метода

2.6.1. СходимостьДва результата определений, полученные одним исполнителем, признаются достоверными с 95%-ной доверительной вероятностью, если расхождение между ними не превышает 2 °С. 2.6.2. ВоспроизводимостьДва результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными с 95%-ной доверительной вероятностью, если расхождение между ними не превышает 8 °С.

ПРИЛОЖЕНИЕ (обязательное). МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 3016. "МАСЛА НЕФТЯНЫЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕКУЧЕСТИ".

ПРИЛОЖЕНИЕ Обязательное

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий международный стандарт устанавливает метод определения температуры текучести нефтяного масла любого вида. Определение температуры текучести темных, цилиндровых масел и недистиллятного котельного топлива описано в п.5.9.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Температура текучести - самая низкая температура, при которой сохраняется текучесть масла в охлажденном состоянии при условиях, установленных настоящим стандартом.

3. СУЩНОСТЬ МЕТОДА

После предварительного нагревания пробу охлаждают с определенной скоростью и через каждые 3 °С проверяют на состояние подвижности. Наиболее низкая температура, при которой наблюдается движение масла, считается температурой текучести.

4. АППАРАТУРА (см. чертеж)

Рис. Прибор для определения температуры текучести

Прибор для определения температуры текучести

ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания

1 - диск; 2 - баня; 3 - прокладка; 4 - пробирка; 5 - муфта; 6 - корковая пробка; 7 - термометр

4.1. Пробирка плоскодонная из прозрачного стекла, внутренний диаметр которой 30-33,5 мм, а высота 115-125 мм. На пробирке должна быть обозначена линия объема пробы, равного 45 смГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания, а также верхний и нижний допускаемые уровни, причем допускается отклонение от линии объема пробы ±3 мм.

4.2. Термометры частичного погружения (таблица)

Наименование показателя

Характеристика термометров для определения температуры текучести

высокой

низкой

Диапазон шкалы, °С

От -30 до +50

От -80 до +20

Глубина погружения, мм

108

76

Цена деления, °С

1

1

Удлинение линии через каждые

5 °С

Оцифровка через каждые

10 °С

Погрешность шкалы, °С:

0,5

-

до деления минус 33 °С

-

1

до деления ниже минус 33 °С

-

2

Предел нагревания, допускаемый камерой расширения, °С, не более

100

60

Общая длина, мм

231±5

232±5

Диаметр столбика, мм

7-8

Длина резервуара (шарика), мм

7-9,5

8-9,5

Диаметр резервуара, мм

5,5-7,0

5,0-6,5

Расстояние от дна резервуара, мм:

до деления минус 38 °С

120-130

-

до деления минус 57 °С

-

120-130

Расстояние от дна резервуара, мм:

до деления 49 °С

195-205

-

до деления 20 °С

-

182-196

4.3. Пробка для пробирки с отверстием в центре для термометра.

4.4. Муфта водонепроницаемая, цилиндрической формы, из стекла или металла, плоскодонная, глубиной 115 мм, внутренний диаметр которой на 9,5-12,5 мм больше наружного диаметра плоскодонной пробирки.

4.5. Диск из пробки или войлока толщиной 6 мм и диаметром, равным внутреннему диаметру муфты.

4.6. Прокладка кольцеобразной формы толщиной 4 мм, плотно прилегающая к наружной поверхности плоскодонной пробирки и свободно входящая в муфту. Прокладку изготовляют из пробки, войлока или другого соответствующего материала, способного сохранять свою форму. Прокладка должна предохранять пробирку от соприкосновения с муфтой.

4.7. Охлаждающая баняРазмеры и форма бани являются произвольными, но обязательным является штатив для крепления муфты в вертикальном положении. При определении температуры текучести ниже минус 10 °С требуется несколько бань, в которых с помощью холодильного устройства или охлаждающих смесей поддерживается необходимая температура.Примечание. В зависимости от требуемой температуры применяют следующие охлаждающие смеси:до +10 °С - лед или вода;до -12 °С - дробленый лед и кристаллы хлористого натрия;до -26 °С - дробленый лед и кристаллы хлористого кальция;до -57 °С - твердая углекислота и ацетон или лигроин*.___________________* Эту смесь готовят следующим образом: в накрытом металлическом химическом стакане охлаждается определенное количество ацетона или лигроина до температуры минус 12 °С или ниже при помощи смеси льда с солью. Для получения требуемой температуры к охлажденному ацетону или лигроину добавляют твердую углекислоту. При необходимости ее можно приготовить следующим образом: переворачивают цилиндр с жидкой двуокисью углерода и осторожно сливают в мешок из замши требуемое количество двуокиси углерода, которая в результате быстрого испарения превращается в твердую углекислоту.

5. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ

5.1. В пробирку наливают светлое масло до отметки уровня или между двумя вытравленными отметками. Если необходимо, то масло нагревают в водяной бане до состояния, при котором его легко вылить в пробирку.Примечание. Если пробу нагревали до температуры выше 45 °С в течение предшествующих 24 ч или неизвестны тепловые свойства пробы, то перед испытанием пробу выдерживают в течение 24 ч при комнатной температуре.

5.2. При испытании продукта с высокой температурой текучести пробирку закрывают пробкой и вставляют термометр (п.4.2), а если температура текучести выше 39 °С, то используют термометр, описанный в примечании 1. Необходимо, чтобы пробка плотно закрывала пробирку, термометр и пробирка были соосными, а шарик термометра был погружен таким образом, чтобы начало капилляра находилось на 3 мм ниже поверхности масла (см. примечание 2).Примечания:

1. При проведении испытаний выше 39 °С допускается применять любой термометр с диапазоном шкалы от 32 до 105 °С. Рекомендуется применять термометр полного погружения с ценой деления 0,5 °С.

2. В связи с тем, что периодически происходит разделение ртутной или толуольной нити термометров, а при испытании масел с высокой степенью помутнения и текучести это разделение нельзя определить непосредственно, рекомендуется проверять точки замерзания термометров непосредственно перед испытанием. Термометр, показывающий точку замерзания, отличную от 0 °С более чем на 1 °С, необходимо повторно проверить перед испытанием.

5.3. Масло в пробирке подвергают предварительной обработке, приведенной в пп.5.3.1-5.3.3.5.3.1. Масла с температурой текучести от плюс 33 °С до минус 33 °СМасло нагревают без перемешивания до 45 °С в бане с температурой 48 °С, затем охлаждают до 36 °С на воздухе или в водяной бане с температурой 25 °С. Далее поступают, как указано в п.5.4.5.3.2. Масла с температурой текучести выше 33 °СМасло нагревают в водяной бане без перемешивания до 45 °С или до температуры, приблизительно на 9 °С превышающей предполагаемую температуру текучести (см. п.5.2, примечание 1). Далее поступают, как указано в п.5.4. 5.3.3. Масла с температурой текучести ниже минус 33 °С

Масло нагревают, как указано в п.5.3.1, и охлаждают до 15 °С в водяной бане с температурой 7 °С. Вынимают термометр для определения высокой степени помутнения и помещают термометр для низкой степени помутнения. Далее поступают, как указано в п.5.4.

5.4. Диск помещают на дно муфты. На расстоянии 25 мм от дна на плоскодонную пробирку надевают кольцеобразную прокладку. Диск, прокладка, внутренняя и наружная поверхности муфты должны быть сухими и чистыми. Вставляют пробирку в муфту.

5.5. Температуру в охлаждающей бане поддерживают от минус 1 °С до плюс 2 °С. Устанавливают муфту с пробиркой в охлаждающую баню в вертикальном положении так, чтобы не более 25 мм муфты выступало из охлаждающей среды.

5.6. После охлаждения масла и начала образования кристаллов парафина следует быть очень осторожным, чтобы не нарушить массу масла и не допустить смещения термометра в масле; нарушение губчатой цепи кристаллов парафина может привести к неточным результатам.

5.7. Начиная с температуры, которая на 9 °С выше предполагаемой температуры текучести масел, имеющих температуру текучести выше 33 °С или на 12 °С выше температуры текучести для остальных масел, через каждые 3 °С осторожно вынимают сосуд из муфты и проверяют подвижность масла при наклоне. Полный цикл, при котором пробирку извлекают из муфты и помещают на место, не должен превышать 3 с. Если при достижении температуры 9 °С наблюдается подвижность масла, пробирку помещают в другую муфту во вторую баню с температурой от минус 15 до минус 18 °С (см. примечание). Если при температуре минус 6 °С наблюдается подвижность масла, сосуд в другой муфте переносят в баню с температурой от минус 31,5 до минус 34,5 °С.Для определения очень низкой температуры текучести необходимы дополнительные бани, при этом температура каждой бани должна быть на 17 °С ниже температуры предыдущей бани. Пробирку переносят в следующую баню, если температура масла на 27 °С выше температуры новой бани (см. примечание). Как только прекращается текучесть масла в пробирке, последнюю устанавливают в горизонтальном положении и наблюдают за поведением масла. Если в течение 5 с будет обнаружено какое-либо смещение поверхности масла (измерение времени проводят секундомером), сразу же помещают пробирку в муфту и повторяют испытание при температуре на 3 °С ниже предыдущей.Примечание. Муфта может быть оставлена в бане или перемещена с пробиркой. Не следует помещать пробирку непосредственно в охлаждающую среду.

5.8. Испытание продолжают до достижения того момента, при котором масло не течет, если сосуд находится в горизонтальном положении в течение 5 с. Записывают показания термометра.

5.9. Результат, полученный при испытании темных, цилиндровых масел и недистиллятного котельного топлива в соответствии с пп.5.1-5.8, является максимальной температурой текучести (см. примечание). При необходимости определяют минимальную температуру текучести следующим образом: пробу нагревают при перемешивании до 105 °С, переливают в плоскодонную пробирку, охлаждают до 36 °С и определяют температуру текучести в соответствии с пп.5.1-5.8.Примечание. Если пробу нагревали до температуры выше 45 °С в течение предшествующих 24 ч или неизвестны тепловые свойства пробы, то перед испытанием пробу нагревают до 100 °С и выдерживают при комнатной температуре в течение 24 ч.

6. ВЫРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

6.1. РасчетПрибавляют 3 °С к температуре, записанной по п.5.8.

6.2. Точность определения6.2.1. Сходимость результатовРасхождение между результатами параллельных определений, выполненных одним и тем же лаборантом, не должно превышать 3 °С (при 95%-ном доверительном уровне).6.2.2. Воспроизводимость результатовРезультаты, полученные разными лабораториями, считаются недействительными, если они отличаются более чем на 6 °С (при 95%-ном доверительном уровне). 6.2.3. Особый случай (см. п.5.9)При испытании масел в соответствии с п.5.9 не может быть получена воспроизводимость результатов, указанная в п.6.2.2, так как эти масла имеют аномальные температуры текучести, зависящие от их термических свойств.Примечание. Характерным свойством этих масел является то, что температура, которой они подвергнуты перед испытанием, влияет на температуры текучести. Минимальная температура текучести, определенная по специальной методике, приблизительно дает значение приведенной воспроизводимости; максимальная температура текучести имеет большое отклонение, зависящее от термических свойств масел.

7. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ

В протоколе испытания указывают температуру текучести. Если необходимо, то указывают максимальную или минимальную температуру текучести и дают ссылку на настоящий международный стандарт.Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:официальное изданиеНефтепродукты. Методы анализа. Часть 3:

Сб. ГОСТов. - М.: Стандартинформ, 2006

docs.cntd.ru

Дизельное топливо Л-0,2-62 летнее ГОСТ 305-82 с изм 1-7

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ГОСТ 305-82 (с изм. 1-5) Топливо дизельное предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой тех­ники, получается из продуктов переработки нефти. Допускается изготавливать топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:
  • Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше;
  • 3 (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 оС и выше (тем­пература застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не вышеминус 45 °С) ;
  • А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
I — массовая доля серы не более 0,2 %; II — массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %). В условное обозначение топлива дизельного должна входить массовая доля серы, а также для марки Л — температу­ра вспышки, для марки 3 — температура застывания.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ по ГОСТ 305-82 (с изм. 1-5)

Наименование показателя Норма для марки 1 cорт
(отличающиеся значения для марки высшего сорта указаны в скобках)
Л З А
1 Цетановое число, не менее 45 45 45
2 Фракционный состав:
— 50% перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
— 96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
3 Кинематическая вязкость при 20 °С, мм 2/с 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0
4 Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: — умеренной; Минус 10 Минус 35
— холодной - Минус 45 Минус 55
5 Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: — умеренной; Минус 5 Минус 25
— холодной Минус 35
6 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: — для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин; 62 40 35
— для дизелей общего назначения 40 35 30
7 Массовая доля серы, %, не более, в топливе вида (0,2) (0,2) (0,2)
I 0,20 0,20 0,20
II 0,50 0,50 0,40
8 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01
9 Содержание сероводорода Отсутствие Отсутствие Отсутствие
10 Испытание на медной пластинке Выдерживает Выдерживает Выдерживает
11 Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие Отсутствие Отсутствие
12 Концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более 40 (25) 30 (25) 30 (25)
13 Кислотность, мг КОН на 100 см 3 топлива, не более 5 5 5
14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6(5) 6(5) 6(5)
15 Зольность, %, не более 0,01 (0,008) 0,01 (0,008) 0,01 (0,008)
16 Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более 0,20 (0,20) 0,30 (0,10) 0,30 (0,10)
17 Коэффициент фильтруемости, не более 3(2) 3(2) 3(2)
18 Содержание механических примесей и воды Отсутствие Отсутствие Отсутствие
19 Содержание воды Отсутствие Отсутствие Отсутствие
20 Плотность при 20 °С, кг/м 3, не более 860 840 830
21 Предельная температура фильтруемости, оС, не выше Минус 5 -

oootorgprom.ru

ГОСТ 2084—56 Бензины автомобильные. Технические условия

    Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, существенно отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических требований. В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов рач аботан ГОСТ Р 51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия , который вводится в действие с 01.01.99 г. Этот [c.30]     Для обеспечения стабильности товарных автомобильных бензинов действующими техническими условиями (ГОСТ 2084—67) предусмотрено добавление в бензины каталитического крекинга и термических процессов специальных антиокислительных присадок. [c.232]

    При понижении температуры эксплуатации двигателей могут произойти нарушения в их нормальной работе, связанные с изменением свойств применяемых бензинов. К таким нарушениям следует отнести прекращение подачи бензина в двигатель при низких температурах вследствие выпадения кристаллов льда или углеводородов и образование ледяных отложений на деталях карбюратора и впускной системы (обледенение карбюратора). Подавляющее большинство углеводородов, входящих в состав бензинов, застывает при очень низких температурах. Отдельные углеводороды с довольно высокими температурами застывания — бензол (5,5 °С), п-ксилол (13,0°С), циклогексан (6,3°С)—содержатся в бензинах обычно в небольших концентрациях и в смеси с другими углеводородами, поэтому не оказывают существенного влияния на температуру застывания. Температура застывания бензинов обычно ниже минус 60 °С, что вполне обеспечивает нормальную эксплуатацию двигателей в любых климатических условиях. Именно поэтому температура застывания автомобильных бензинов в технических условиях не регламентируется. Температура застывания авиационных бензинов в соответствии с ГОСТ должна быть ниже минус 60 °С. [c.33]

    Кроме автомобильных бензинов, выпускаемых по ГОСТ 2084—56, выпускают бензины по техническим условиям. Так, по ЭТУ 618—60 выпускаются экспортные бензины марок А-81 А-83 А-87 А-93 и А-98. Эти бензины отличаются более легким фракционным составом и применяются для автомобилей с форсированными двигателями повышенных степеней сжатия. [c.145]

    Автомобильные бензины выпускаются заводами, как правило, с некоторым запасом качеств, а по ряду показателей, наиболее значительно изменяющимся при хранении, такой запас качества специально предусмотрен техническими условиями на автомобильные бензины. Так, по ГОСТ 2084—67 предусмотрена норма на содержание фактических смол в бензине на месте производства при его поставке (7 иг/100 мл—для А-66 и 5 л г/100 мл — для всех других марок) и более высокая норма — на месте потребления бензина (15 л г/100 мл —для А-66 и 10 л(г/100 мл — для А-72 и А-76, и 7 л г/100 мл— для АИ-93 и АИ-98). [c.328]

    ТУ 38.401-58-171-96 распространяются на автомобильные бензины, вырабатываемые ОАО Московский НПЗ , ТУ 38.301-25-41-97 — на бензины, вырабатываемые ОАО Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез . По сравнению с ГОСТ Р 51105-97, в этих технических условиях установлены более жесткие нормы по содержанию бензола, предусмотрено нормирование ароматических углеводородов и добавление моющих присадок. Требования ТУ на бензины с улучшенными экологическими свойствами приведены в табл. 4.7. [c.328]

    Автомобильные бензины в нашей стране могут вырабатываться четырех (табл. 22) марок А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98 (по ГОСТ 2084—77). Кроме того, в небольшом количестве производится неэтилированный бензин Экстра (по техническим условиям), соответствующий марке АИ-Эб Такое большое число марок бензина вызвано разнородной структурой автомобильного парка страны. В дальнейшем предполагается выпуск двух марок массовых бензинов. Одна из них типа АИ-80 или АИ-82 будет предназначена для использования в грузовых автомобилях, вторая, типа АИ-90 или АИ-93, — для легковых автомобилей. [c.124]

    По мере развития техники и производства совершенствовались качество и номенклатура нефтяных моторных топлив бензинов автомобильных и авиационных, дизельных и реактивных топлив. Эти изменения закреплялись ГОСТ или техническими условиями. Основные из них приведены ниже с указанием официальных источников. [c.227]

    В настоящее время в России выпускаются бензины в соответствии с ГОСТ 2084—77 и новым ГОСТ Р 51105—97, который отвечает современным экологическим требованиям, а также по техническим условиям, вырабатываемым для конкретных НПЗ. Основные характеристики автомобильных бензинов в соответствии с ГОСТ представлены в табл. 5.1 и 5.2. [c.220]

    Авиационные бензины применяются для заправки самолетов и вертолетов с поршневыми двигателями. Особенность этих двигателей - принудительный впрыск бензина во впускную систему, что определяет некоторые различия технических требований к авиационным и автомобильным бензинам. Повышенные требования к авиационным бензинам связаны и с более жесткими условиями их применения. В их состав входят компоненты фракции прямой перегонки нефти, риформат, алкилат, изомеризат, высокооктановые добавки - алкилбензин, изооктан, изопентан, толуол. Для повышения детонационной стойкости бензинов добавляют этиловую жидкость (2-3,1 г ТЭС на 1 кг бензина). Для стабилизации этиловой жидкости при хранении бензинов в них добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1. Базовым компонентом при производстве авиабензинов является риформат. Наиболее широко применяется бензин Б-91/115 ( ГОСТ 1012-72 ) в авиадви- [c.119]

    Бензины, выпускаемые по ГОСТ Р 51105—97, удовлетворяют современным требованиям к качеству бензина, но не удовлетворяют перспективным. Для обеспечения регионов с высокой плотностью автомобильного транспорта экологически чистыми топливами в соответствии с экологической программой Евросоюза (Евро 2,3,4), в которой Россия принимает участие, разработан ряд технических условий на бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими характеристиками ( Городские — ТУ 38.401-58-171—96, ЯрМарка — ТУ 38.301.-25-41—97 и др.). По сравнению с ГОСТ Р 51105—97 в этих технических условиях установлены более жесткие нормы по содержанию бензола (не более 3—5 % об.), предусмотрено нормирование ароматических углеводородов ( не более 45 % об.) и добавление моющих присадок. [c.225]

    Антидетонационная добавка позволяет получать прирост октанового числа для газоконденсатных бензиновых фракций до 5-6 единиц. ВНИИГАЗом разработаны соответствующие ТУ 51-499-90 на газоконденсатные автомобильные бензины с экстралином. По своим физико-химическим показателям автомобильные газоконденсатные бензины (типа АГ-76) по ТУ 51-499-90 отвечают требованиям ГОСТ 2084-77, а по отдельным показателям (температуре перегонки 90%, концу кипения, индукционному периоду) нормы технических условий предусматривают даже более жесткие ограничения. [c.41]

    Проблема унификации автомобильных бензинов для нашей страны чрезвычайно важна. В настоящее время у нас производятся четыре марки бензина по ГОСТ 2084—77 и одна марка бензина Экстра по техническим условиям. В большинстве стран мира производят, как правило, два основных сорта бензина — регулярный и премиальный, и в некоторых странах в небольшом объеме вырабатывают третий сорт, наиболее высокооктановый Super. Высокая детонационная стойкость зарубежных бензинов достигалась главным образом за счет большого содержания антидетонаторов — тетраэтилсвинца и тетраметилсвинца.  [c.6]

    Эксплуатационные требования. Автомобильные и авиационные бензины должны бьпъ химически нейгральными и не вызывать коррозию металлов и емкостей, а продукты их сгорания — коррозию деталей двигателя. Коррозионная активность бензинов и продуктов их сгорания зависит от содержания общей и меркаптановой серы, кислотности, содержания водорастворимых кислот и щелочей, присутствия воды. Эти показатели нормируются в нормативно-технической документации на бензины. Бензин должен вьщерживать испытание на медной пластинке. При квалификационных испьгганиях автомобильных и авиационных бензинов определяется также их коррозионная активность в условиях конденсации воды по ГОСТ 18597—73. [c.26]

    В модель включены все процессы, направленные на производство автомобильных бензинов и дизельных топлив, а также процесс экстракции для получения сырья для технического углерода. Модель опи-, сывает условия производства автобензина АИ-93, дизельного топлива летнего и котельного топлива. В качестве критерия оптимальности применяется минимум приведенных затрат на переработку нефти при условии полного удовлетворения заданной потребностй в автомобильном бензине, дизельном топливе и сьфье для технического углерода как по качеству, так и по количеству. Модель включает ограничения по ресурсам сырья и промежуточным продуктам, по выпуску товарной продукции, а также по ее качеству и насчитывает 140 ограничений и 269 переменных. В модели были заданы следующие ограничения по качеству товарной продукции. По бензинт содержание серы в бензине принято 0,1% мае., содержание ароматических углеводородов - не более 45%, олефиновых - не более 15%, изопарафиновых - не менее 20%. Содержание в бензине бутана, определяющего его пусковые свойства, принято равным 5% мае. По дизельному топливу содержание серы в товарном дизельном топливе принято в соответствии с ГОСТом 0,2% мае. Учитывались также ограничения по фракционному составу, вязкости, температуре застывания и цетановому числу. По катальному то1пливт содержание серы принято 1,5% мае. предусмотрена возможность изменения содержания серы. [c.26]

chem21.info


Смотрите также