Стоит ли ожидать снижения цен на бензин и сжиженный газ в Таджикистане. Таджикистан цены на бензин


Сколько стоит бензин и газ в Таджикистане

ДУШАНБЕ, 20 июн — Sputnik, Вадим Попов. В Таджикистане выросли цены на автомобильное топливо.

Бензин подорожал на 50 дирамов и достиг 7-7,2 сомони за литр. Цены на сжиженный газ на автозаправочных станциях города Душанбе выросли с 3,40 до 3,90 — 4 сомони за литр.

© Sputnik Victoria Lyubavina

Рост цен на бензин в 2017 году в разных городах Таджикистана

Что стоит за ростом цен на топливо в республике, проанализировал Sputnik Таджикистан.

К чему ведет повышение цен на автомобильные перевозки в Таджикистане

В любой современной стране от цен на автомобильное топливо зависит целый ряд экономических процессов, а в Таджикистане еще и внутренние коммуникации между регионами. Ведь большая часть перевозок и передвижений в республике осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Кроме того, одно из важнейших направлений экономического развития Таджикистана — туризм — невозможен без автомобильных поездок. Но если путешественники, приезжающие в республику, знают, на что им рассчитывать, и готовы платить за переезды, то для граждан повышение цен на топливо может поставить под угрозу перспективы летнего отдыха, сократив передвижения по стране.

Дороги, реклама и документы: три главные проблемы туризма в Таджикистане

Дороговизна перевозок также влияет и на предпринимательскую деятельность. Соответствующие затраты закладываются в цены товаров на розничном рынке.

Торговцы реже обновляют ассортимент, предпочитают минимизировать свои издержки на перемещение. А коммерция и мелкий бизнес очень сильно связаны с перевозом товаров в отдаленные места, где наблюдается их дефицит.

Таким образом, повышение цен на автомобильное топливо ударяет по карманам всех граждан, но особенно влияет на бюджет наименее обеспеченных.

Во сколько таджикской семье обходится отдых ребенка на каникулах

Естественно, население волнует, в связи с чем поднялись цены, можно ли ожидать их снижение и кто за это отвечает.

Бизнес или политика

Социальная значимость цен на автомобильное топливо делает их рост политической проблемой. Именно поэтому во многих странах топливный рынок берется под контроль властью. Бензин выступает не как товар, а как часть социальных гарантий государства. Тогда переработку осуществляют госкомпании, и налоги при этом очень низкие.

Цена на топливо складывается из четырех основных составляющих: стоимости сырья, переработки, налогов или акцизных сборов и прибыли АЗС.

Самые низкие цены на бензин в Венесуэле, такова политика государства. Подобное положение нельзя считать благом, отмечает эксперт, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его мнению, в бюджете страны не хватает денег, много дешевого бензина, а экономическое развитие это не стимулирует. Но Венесуэла обладает собственным сырьем для производства топлива. А государства, импортирующие нефть, зависят от мировых цен на углеводороды.

В Узбекистане деньги нужнее, чем низкие цены на бензин

Если цена на нефть растет, это прямое основание для того, чтобы автомобильное топливо дорожало. Но, когда мировые цены на углеводороды начинают снижаться, цены на бензин далеко не всегда падают. В таком случае перерабатывающие компании просто получают больше прибыли, поскольку основная составляющая цены на национальных рынках формируется на этапе переработки. И от перерабатывающих компаний чаще всего зависит рост цен на топливо.

Достигнув весной отметки в 80 долларов, цены на нефть начали снижаться, и сейчас баррель марки Brent продается за 73 доллара. В конце июня на саммите ОПЕК в Вене экспортеры могут договориться об увеличении объемов добычи нефти, что сделает ее более дешевой.

Означает ли это, что можно рассчитывать на снижение цен на бензин в Таджикистане?

Почему в Таджикистане выросли цены на бензин

В республике рынок автомобильного топлива практически не регулируется властью. Государство избавило себя от "головной боли" каждый раз объяснять народу, почему растут цены. Между тем они повышаются дважды в год — весной и осенью. Но это не всегда сезонный фактор.

Так и нынешнее повышение не связано лишь с подготовкой к летнему периоду. Ведь рост цен на бензин начался еще в феврале — и вот очередное повышение.

В Таджикистане выросли цены на бензин, одежду и стройматериалы

Дело в том, что потребность республики в бензине не покрывается за счет внутренней переработки. Большую часть автомобильного топлива Таджикистан вынужден импортировать.

Главным поставщиком нефтепродуктов является Россия, на долю которой приходится 91,5% от общего объема поставок. Незначительный объем продуктов нефтеперегонки поступает из Туркменистана (4,8%) и других стран.

У России и Таджикистана есть договор на беспошлинные поставки топлива в объеме до 1 миллиона тонн в год. Все, что требуется республике сверх квоты, импортируется по более высоким ценам. Бензин составляет около трети импортируемого объема топлива.

Но любое повышение цен на бензин в России или его дефицит сказываются на поставках в Таджикистан.

Таджикистан импортировал из РФ 209 тысяч тонн нефтепродуктов за полгода

Кроме того, внутренняя переработка не позволяет производить топливо высокого класса в нужных объемах. На черном рынке качество продаваемого бензина также оставляет желать лучшего. Все это в дополнение к высокой стоимости вынуждает автомобилистов переходить на сжиженный газ.

Может ли газ стать альтернативой дорогому бензину в Таджикистане

По статистке Минэкономразвития и торговли республики в настоящее время более 60% автомобильного транспорта используют газ, который Таджикистан закупает в основном в Казахстане.

Газ дешевле бензина и меньше изнашивает автомобиль. Но установка газоболонного оборудования стоит дорого. Тем, кто хочет перейти на газ, надо хорошо подумать, за какое время окупятся их вложения. Кроме того, расход газа выше, чем бензина. Экономия небольшая. В 2016-м был период, когда цены на газ упали до 2,8 сомони за литр, но потом снова выросли, дойдя до 3,4 сомони.

В Душанбе резко повысились цены на сжиженный газ

Таджикистан может покупать сжиженный газ не только у казахов, немалые объемы топлива может поставлять Узбекистан.

В этом случае возможно сокращение затрат на транспортировку. Тем более что в Казахстане за последнее время почти удвоился спрос на сжиженный газ. При сохранении такой тенденции дефицит этого топлива можно ожидать уже в следующем году. Об этом шла речь в мае в парламенте Казахстана. Тогда решался вопрос о том, как регулировать поставки газа на внутреннем рынке Казахстана, что неизбежно отразится на его цене. Таким образом, казахский газ в ближайшее время будет дорожать.

Казахстан хочет продать свой бензин

Но у Казахстана в настоящее момент сконцентрированы большие запасы бензина. И республика ищет возможность продавать его соседям по Центральной Азии.

Чтобы казахский бензин "потек" в Таджикистан, нужны соответствующие договоренности. Тогда можно ожидать некоторое снижение цены, что не выгодно конкурентам Казахстана, в том числе России.

Сейчас Казахстан активно ведет переговоры, чтобы открыть экспорт в Центральную Азию.

"И в этом направлении мы также работаем, чтобы выйти в Центральную Азию. К концу лета планируем добиться новых соглашений – подписать. Какие-то придется ратифицировать, но часть бензина мы будем экспортировать, потому что, если мы не будем экспортировать, при нынешней загрузке НПЗ к октябрю запасы будут 600 тысяч тонн, нам некуда будет заливать", — сказал министр энергетики Канат Бозумбаев.

Ранее на портале электронного правительства Казахстана был опубликован проект приказа министра энергетики о запрете ввоза бензина из России железнодорожным транспортом. Ожидается, что мера может быть введена в июне после публичного обсуждения.

В конечном счете топливный рынок — предмет соглашений нескольких крупных поставщиков. Республики Центральной Азии должны будут провести переговоры, и каждый надеется на свои аргументы. В противном случае, бензин хлынет на черные рынки, создавая проблемы всем, от легальных производителей до автомобилистов.

И многое в этом вопросе зависит от России, поскольку именно РФ является крупнейшим поставщиком топлива в регионе.

Импорт нефти, бензина или газа — что предпочтет Таджикистан

В середине декабря прошлого года в Душанбе резко повысились цены на сжиженный газ. Одна из причин роста цен — увеличение стоимости нефтепродуктов на мировых биржах.

Другой причиной подорожания сжиженного газа в Таджикистане, которое наблюдалось ежедневно в течение недели, могла быть проблема с доставкой данного вида ГСМ в республику.

По неофициальным данным, на территории Узбекистана задержались порядка 800 вагонов со сжиженным газом, направляющихся в Таджикистан.

В каждом вагоне-цистерне содержалось 55-60 тонн топлива. Тогда в ГУП "Таджикские железные дороги" (ТЖД) не подтвердили информацию о якобы задержке вагонов на территории соседнего Узбекистана.

В январе 2018-го в Таджикистане поползли цены на продовольственные товары. Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана направил в Антимонопольную службу письмо с просьбой объяснить причины роста цен. Отмечается, что это был первый случай, когда ГКНБ обращался к ведомству с такой просьбой.

ГКНБ Таджикистана разбирается в причинах повышения цен на продовольствие

Какое объяснение антимонопольщики дали комитету, неизвестно. Но на наши вопросы о причинах повышения цен на автомобильное топливо они не ответили.

Одной из проблем топливного рынка в республике остается непрозрачность отношений в данной сфере. О причинах некоторых действий остается только догадываться.

Так, с 5 апреля в Таджикистане выросли внутренние тарифы на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам севера республики почти на 60%, перевозка сжиженного газа – на 93%.

К примеру, доставка одной тонны бензина от КПП "Сары Агач" (Казахстан) до Худжанда теперь будет обходиться поставщикам в 57,94 доллара (раньше было 37,85 доллара). За аналогичный объем сжиженного газа поставщик должен платить 40,16 доллара (ранее 28,8 доллара).

Данная мера, которая не коснется только узбекских грузов, будет действовать до конца нынешнего года. Примечательно, что повышающие коэффициенты не коснулись южных железнодорожных направлений. Означает ли это, что в Душанбе намерены переориентировать свой топливный рынок на поставки из Узбекистана?

Возможно, власти Таджикистана таким путем предполагают увеличить спрос на продукцию, произведенную внутри страны.

В настоящее время на 99% завершено строительство первой очереди нефтеперерабатывающего предприятия в свободной экономической зоне "Дангара" на юге Таджикистана. Сейчас персонал обучается работе с оборудованием.

Инвестор проекта — китайская компания — уже провел переговоры в России и Иране о поставках сырой нефти. После решения всех вопросов по части строительства и поставок сырой нефти ожидается, что завод заработает в будущем году.

Вопрос о том, что выгоднее Таджикистану, покупать бензин в Казахстане или России, импортировать узбекский газ или перерабатывать иранскую нефть на китайском заводе в "Дангаре" остается открытым.

В любом случае автомобильный транспорт еще долго будет оставаться основным средством передвижения в республике и потребность в топливе будет только расти. Одно можно сказать с уверенностью — до конца лета цены на бензин и газ вряд ли снизятся. А к осени начнется новый виток повышения, ведь впереди будет пора уборки в сельском хозяйстве, а значит, и повышенный спрос на топливо.

ru.sputnik-tj.com

Стоит ли ожидать снижения цен на бензин и сжиженный газ в Таджикистане

В Таджикистане выросли цены на автомобильное топливо.

Бензин подорожал на 50 дирамов и достиг 7-7,2 сомони за литр. Цены на сжиженный газ на автозаправочных станциях города Душанбе выросли с 3,40 до 3,90 — 4 сомони за литр.

Что стоит за ростом цен на топливо в республике, проанализировал Sputnik Таджикистан.

К чему ведет повышение цен на автомобильные перевозки в Таджикистане

В любой современной стране от цен на автомобильное топливо зависит целый ряд экономических процессов, а в Таджикистане еще и внутренние коммуникации между регионами. Ведь большая часть перевозок и передвижений в республике осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Кроме того, одно из важнейших направлений экономического развития Таджикистана — туризм — невозможен без автомобильных поездок. Но если путешественники, приезжающие в республику, знают, на что им рассчитывать, и готовы платить за переезды, то для граждан республики повышение цен на топливо может поставить под угрозу перспективы летнего отдыха, сократив передвижения по стране.

Дороговизна перевозок также влияет и на предпринимательскую деятельность. Соответствующие затраты закладываются в цены товаров на розничном рынке.

Торговцы реже обновляют ассортимент, предпочитают минимизировать свои издержки на перемещение. А коммерция как фактор развития мелкого бизнеса очень сильно связана с перевозом товаров в отдаленные места, где наблюдается их дефицит.

Таким образом, повышение цен на автомобильное топливо ударяет по карманам всех граждан, но особенно влияет на бюджет наименее обеспеченных.

Естественно, население волнует, в связи с чем поднялись цены, можно ли ожидать их снижение и кто за это отвечает.

Бизнес или политика

Социальная значимость цен на автомобильное топливо делает их рост политической проблемой. Именно поэтому во многих странах топливный рынок берется под контроль властью. Бензин выступает не как товар, а как часть социальных гарантий государства. Тогда переработку осуществляют госкомпании, и налоги при этом очень низкие.

Цена на топливо складывается из четырех основных составляющих: стоимости сырья, переработки, налогов или акцизных сборов и прибыли АЗС.

Самые низкие цены на бензин в Венесуэле, такова политика государства. Подобное положение нельзя считать благом, отмечает эксперт, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его мнению, в бюджете страны не хватает денег, много дешевого бензина, а экономическое развитие это не стимулирует. Но Венесуэла обладает собственным сырьем для производства топлива. А государства, импортирующие нефть, зависят от мировых цен на углеводороды.

Если цена на нефть растет, это прямое основание для того, чтобы автомобильное топливо дорожало. Но, когда мировые цены на углеводороды начинают снижаться, цены на бензин далеко не всегда падают. В таком случае перерабатывающие компании просто получают больше прибыли, поскольку основная составляющая цены на национальных рынках формируется на этапе переработки. И от перерабатывающих компаний чаще всего зависит рост цен на топливо.

Достигнув весной отметки в 80 долларов, цены на нефть начали снижаться, и сейчас баррель марки Brent продается за 73 доллара. В конце июня на саммите ОПЕК в Вене экспортеры могут договориться об увеличении объемов добычи нефти, что сделает ее более дешевой.

Означает ли это, что можно рассчитывать на снижение цен на бензин в Таджикистане?

Почему в Таджикистане выросли цены на бензин

В республике рынок автомобильного топлива практически не регулируется властью. Государство избавило себя от «головной боли» каждый раз объяснять народу, почему растут цены. Между тем они повышаются дважды в год — весной и осенью. Но это не всегда сезонный фактор.

Так и нынешнее повышение не связано лишь с подготовкой к летнему периоду. Ведь рост цен на бензин начался еще в феврале — и вот очередное повышение.

Дело в том, что потребность республики в бензине не покрывается за счет внутренней переработки. Большую часть автомобильного топлива Таджикистан вынужден импортировать.

Главным поставщиком нефтепродуктов является Россия, на долю которой приходится 91,5% от общего объема поставок. Незначительный объем продуктов нефтеперегонки поступает из Туркменистана (4,8%) и других стран.

У России и Таджикистана есть договор на беспошлинные поставки топлива в объеме до 1 миллиона тонн в год. Все, что требуется республике сверх квоты, импортируется по более высоким ценам. Бензин составляет около трети импортируемого объема топлива.

Но любое повышение цен на бензин в России или сказываются и на поставках в Таджикистан.

Кроме того, внутренняя переработка не позволяет производить топливо высокого класса в нужных объемах. На черном рынке качество продаваемого бензина также оставляет желать лучшего. Все это в дополнение к высокой стоимости вынуждает автомобилистов переходить на сжиженный газ.

Может ли газ стать альтернативой дорогому бензину в Таджикистане

По статистке Минэкономразвития и торговли республики в настоящее время более 60% автомобильного транспорта используют газ, который Таджикистан закупает в основном в Казахстане.

Газ дешевле бензина и меньше изнашивает автомобиль. Но установка газоболонного оборудования стоит дорого. Тем, кто хочет перейти на газ, надо хорошо подумать, за какое время окупятся их вложения. Кроме того, расход газа выше, чем бензина. Экономия небольшая. В 2016-м был период, когда цены на газ упали до 2,8 сомони за литр, но потом снова выросли, дойдя до 3,4 сомони.

Таджикистан может покупать сжиженный газ не только у казахов, немалые объемы топлива может поставлять Узбекистан.

В этом случае возможно сокращение затрат на транспортировку. Тем более что в Казахстане за последнее время почти удвоился спрос на сжиженный газ. При сохранении такой тенденции дефицит этого топлива можно ожидать уже в следующем году. Об этом шла речь в мае в парламенте Казахстана. Тогда решался вопрос о том, как регулировать поставки газа на внутреннем рынке Казахстана, что неизбежно отразится на его цене. Таким образом, казахский газ в ближайшее время будет дорожать.

Но у Казахстана в настоящее момент сконцентрированы большие запасы бензина. И республика ищет возможность продавать его соседям по Центральной Азии.

Чтобы казахский бензин «потек» в Таджикистан, нужны соответствующие договоренности. Тогда можно ожидать некоторое снижение цены, что не выгодно конкурентам Казахстана, в том числе России.

Сейчас Казахстан активно ведет переговоры, чтобы открыть экспорт в Центральную Азию.

«И в этом направлении мы также работаем, чтобы выйти в Центральную Азию. К концу лета планируем добиться новых соглашений – подписать. Какие-то придется ратифицировать, но часть бензина мы будем экспортировать, потому что, если мы не будем экспортировать, при нынешней загрузке НПЗ к октябрю запасы будут 600 тысяч тонн, нам некуда будет заливать», — сказал министр энергетики Канат Бозумбаев.

Ранее на портале электронного правительства Казахстана был опубликован проект приказа министра энергетики о запрете ввоза бензина из России железнодорожным транспортом. Ожидается, что мера может быть введена в июне после публичного обсуждения.

В конечном счете топливный рынок — предмет соглашений нескольких крупных поставщиков. Республики Центральной Азии должны будут провести переговоры, и каждый надеется на свои аргументы. В противном случае, бензин хлынет на черные рынки, создавая проблемы всем, от легальных производителей до автомобилистов.

И многое в этом вопросе зависит от России, поскольку именно РФ является крупнейшим поставщиком топлива в регионе.

Импорт нефти, бензина или газа — что предпочтет Таджикистан

В середине декабря прошлого года в Душанбе резко повысились цены на сжиженный газ. Одна из причин роста цен — увеличение стоимости нефтепродуктов на мировых биржах.

Другой причиной подорожания сжиженного газа в Таджикистане, которое наблюдалось ежедневно в течение недели, могла быть проблема с доставкой данного вида ГСМ в республику.

По неофициальным данным, на территории Узбекистана задержались порядка 800 вагонов со сжиженным газом, направляющихся в Таджикистан.

В каждом вагоне-цистерне содержалось 55-60 тонн топлива. Тогда в ГУП «Таджикские железные дороги» (ТЖД) не подтвердили информацию о якобы задержки вагонов на территории соседнего Узбекистана.

В январе 2018-го в Таджикистане поползли цены на продовольственные товары. Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана направил в Антимонопольную службу письмо с просьбой объяснить причины роста цен. Отмечается, что это был первый случай, когда ГКНБ обращался к ведомству с такой просьбой.

Какое объяснение антимонопольщики дали комитету, неизвестно. Но на наши вопросы о причинах повышения цен на автомобильное топливо они не ответили.

Одной из проблем топливного рынка в республике остается непрозрачность отношений в данной сфере. О причинах некоторых действий остается только догадываться.

Так, с 5 апреля в Таджикистане выросли внутренние тарифы на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам севера республики почти на 60%, перевозка сжиженного газа – на 93%.

К примеру, доставка одной тонны бензина от КПП «Сары Агач» (Казахстан) до Худжанда теперь будет обходиться поставщикам в 57,94 доллара (раньше было 37,85 доллара). За аналогичный объем сжиженного газа поставщик должен платить 40,16 доллара (ранее 28,8 доллара).

Данная мера, которая не коснется только узбекских грузов, будет действовать до конца нынешнего года. Примечательно, что повышающие коэффициенты не коснулись южных железнодорожных направлений. Означает ли это, что в Душанбе намерены переориентировать свой топливный рынок на поставки из Узбекистана?

Возможно, власти Таджикистана таким путем предполагают увеличить спрос на продукцию, произведенную внутри страны.

В настоящее время на 99% завершено строительство первой очереди нефтеперерабатывающего предприятия в свободной экономической зоне «Дангара» на юге Таджикистана. Сейчас персонал обучается работе с оборудованием.

Инвестор проекта — китайская компания — уже провел переговоры в России и Иране о поставках сырой нефти. После решения всех вопросов по части строительства и поставок сырой нефти ожидается, что завод заработает в будущем году.

Вопрос о том, что выгоднее Таджикистану, покупать бензин в Казахстане или России, импортировать узбекский газ или перерабатывать иранскую нефть на китайском заводе в «Дангаре» остается открытым.

В любом случае автомобильный транспорт еще долго будет оставаться основным средством передвижения в республике и потребность в топливе будет только расти. Одно можно сказать с уверенностью — до конца лета цены на бензин и газ вряд ли снизятся. А к осени начнется новый виток повышения, ведь впереди будет пора уборки в сельском хозяйстве, а значит, и повышенный спрос на топливо.

novosti.tj

Почем топливо для Таджикистана: где республике взять дешевый бензин и газ | Аналитика

В Таджикистане выросли цены на автомобильное топливо.

Бензин подорожал на 50 дирамов и достиг 7-7,2 сомони за литр. Цены на сжиженный газ на автозаправочных станциях города Душанбе выросли с 3,40 до 3,90 — 4 сомони за литр.

Что стоит за ростом цен на топливо в республике, проанализировал Sputnik Таджикистан.

К чему ведет повышение цен на автомобильные перевозки в Таджикистане

В любой современной стране от цен на автомобильное топливо зависит целый ряд экономических процессов, а в Таджикистане еще и внутренние коммуникации между регионами. Ведь большая часть перевозок и передвижений в республике осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Кроме того, одно из важнейших направлений экономического развития Таджикистана — туризм — невозможен без автомобильных поездок. Но если путешественники, приезжающие в республику, знают, на что им рассчитывать, и готовы платить за переезды, то для граждан республики повышение цен на топливо может поставить под угрозу перспективы летнего отдыха, сократив передвижения по стране.

Дороговизна перевозок также влияет и на предпринимательскую деятельность. Соответствующие затраты закладываются в цены товаров на розничном рынке.

Торговцы реже обновляют ассортимент, предпочитают минимизировать свои издержки на перемещение. А коммерция как фактор развития мелкого бизнеса очень сильно связана с перевозом товаров в отдаленные места, где наблюдается их дефицит.

Таким образом, повышение цен на автомобильное топливо ударяет по карманам всех граждан, но особенно влияет на бюджет наименее обеспеченных.

Естественно, население волнует, в связи с чем поднялись цены, можно ли ожидать их снижение и кто за это отвечает.

Бизнес или политика

Социальная значимость цен на автомобильное топливо делает их рост политической проблемой. Именно поэтому во многих странах топливный рынок берется под контроль властью. Бензин выступает не как товар, а как часть социальных гарантий государства. Тогда переработку осуществляют госкомпании, и налоги при этом очень низкие.

Цена на топливо складывается из четырех основных составляющих: стоимости сырья, переработки, налогов или акцизных сборов и прибыли АЗС.

Самые низкие цены на бензин в Венесуэле, такова политика государства. Подобное положение нельзя считать благом, отмечает эксперт, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его мнению, в бюджете страны не хватает денег, много дешевого бензина, а экономическое развитие это не стимулирует. Но Венесуэла обладает собственным сырьем для производства топлива. А государства, импортирующие нефть, зависят от мировых цен на углеводороды.

Если цена на нефть растет, это прямое основание для того, чтобы автомобильное топливо дорожало. Но, когда мировые цены на углеводороды начинают снижаться, цены на бензин далеко не всегда падают. В таком случае перерабатывающие компании просто получают больше прибыли, поскольку основная составляющая цены на национальных рынках формируется на этапе переработки. И от перерабатывающих компаний чаще всего зависит рост цен на топливо.

Достигнув весной отметки в 80 долларов, цены на нефть начали снижаться, и сейчас баррель марки Brent продается за 73 доллара. В конце июня на саммите ОПЕК в Вене экспортеры могут договориться об увеличении объемов добычи нефти, что сделает ее более дешевой.

Означает ли это, что можно рассчитывать на снижение цен на бензин в Таджикистане?

Почему в Таджикистане выросли цены на бензин

В республике рынок автомобильного топлива практически не регулируется властью. Государство избавило себя от "головной боли" каждый раз объяснять народу, почему растут цены. Между тем они повышаются дважды в год — весной и осенью. Но это не всегда сезонный фактор.

Так и нынешнее повышение не связано лишь с подготовкой к летнему периоду. Ведь рост цен на бензин начался еще в феврале — и вот очередное повышение.

Дело в том, что потребность республики в бензине не покрывается за счет внутренней переработки. Большую часть автомобильного топлива Таджикистан вынужден импортировать.

Главным поставщиком нефтепродуктов является Россия, на долю которой приходится 91,5% от общего объема поставок. Незначительный объем продуктов нефтеперегонки поступает из Туркменистана (4,8%) и других стран.

У России и Таджикистана есть договор на беспошлинные поставки топлива в объеме до 1 миллиона тонн в год. Все, что требуется республике сверх квоты, импортируется по более высоким ценам. Бензин составляет около трети импортируемого объема топлива.

Но любое повышение цен на бензин в России или сказываются и на поставках в Таджикистан.

Кроме того, внутренняя переработка не позволяет производить топливо высокого класса в нужных объемах. На черном рынке качество продаваемого бензина также оставляет желать лучшего. Все это в дополнение к высокой стоимости вынуждает автомобилистов переходить на сжиженный газ.

Может ли газ стать альтернативой дорогому бензину в Таджикистане

По статистке Минэкономразвития и торговли республики в настоящее время более 60% автомобильного транспорта используют газ, который Таджикистан закупает в основном в Казахстане.

Газ дешевле бензина и меньше изнашивает автомобиль. Но установка газоболонного оборудования стоит дорого. Тем, кто хочет перейти на газ, надо хорошо подумать, за какое время окупятся их вложения. Кроме того, расход газа выше, чем бензина. Экономия небольшая. В 2016-м был период, когда цены на газ упали до 2,8 сомони за литр, но потом снова выросли, дойдя до 3,4 сомони.

Таджикистан может покупать сжиженный газ не только у казахов, немалые объемы топлива может поставлять Узбекистан.

В этом случае возможно сокращение затрат на транспортировку. Тем более что в Казахстане за последнее время почти удвоился спрос на сжиженный газ. При сохранении такой тенденции дефицит этого топлива можно ожидать уже в следующем году. Об этом шла речь в мае в парламенте Казахстана. Тогда решался вопрос о том, как регулировать поставки газа на внутреннем рынке Казахстана, что неизбежно отразится на его цене. Таким образом, казахский газ в ближайшее время будет дорожать.

Но у Казахстана в настоящее момент сконцентрированы большие запасы бензина. И республика ищет возможность продавать его соседям по Центральной Азии.

Чтобы казахский бензин "потек" в Таджикистан, нужны соответствующие договоренности. Тогда можно ожидать некоторое снижение цены, что не выгодно конкурентам Казахстана, в том числе России.

Сейчас Казахстан активно ведет переговоры, чтобы открыть экспорт в Центральную Азию.

"И в этом направлении мы также работаем, чтобы выйти в Центральную Азию. К концу лета планируем добиться новых соглашений – подписать. Какие-то придется ратифицировать, но часть бензина мы будем экспортировать, потому что, если мы не будем экспортировать, при нынешней загрузке НПЗ к октябрю запасы будут 600 тысяч тонн, нам некуда будет заливать", — сказал министр энергетики Канат Бозумбаев.

Ранее на портале электронного правительства Казахстана был опубликован проект приказа министра энергетики о запрете ввоза бензина из России железнодорожным транспортом. Ожидается, что мера может быть введена в июне после публичного обсуждения.

В конечном счете топливный рынок — предмет соглашений нескольких крупных поставщиков. Республики Центральной Азии должны будут провести переговоры, и каждый надеется на свои аргументы. В противном случае, бензин хлынет на черные рынки, создавая проблемы всем, от легальных производителей до автомобилистов.

И многое в этом вопросе зависит от России, поскольку именно РФ является крупнейшим поставщиком топлива в регионе.

Импорт нефти, бензина или газа — что предпочтет Таджикистан

В середине декабря прошлого года в Душанбе резко повысились цены на сжиженный газ. Одна из причин роста цен — увеличение стоимости нефтепродуктов на мировых биржах.

Другой причиной подорожания сжиженного газа в Таджикистане, которое наблюдалось ежедневно в течение недели, могла быть проблема с доставкой данного вида ГСМ в республику.

По неофициальным данным, на территории Узбекистана задержались порядка 800 вагонов со сжиженным газом, направляющихся в Таджикистан.

В каждом вагоне-цистерне содержалось 55-60 тонн топлива. Тогда в ГУП "Таджикские железные дороги" (ТЖД) не подтвердили информацию о якобы задержки вагонов на территории соседнего Узбекистана.

В январе 2018-го в Таджикистане поползли цены на продовольственные товары. Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана направил в Антимонопольную службу письмо с просьбой объяснить причины роста цен. Отмечается, что это был первый случай, когда ГКНБ обращался к ведомству с такой просьбой.

Какое объяснение антимонопольщики дали комитету, неизвестно. Но на наши вопросы о причинах повышения цен на автомобильное топливо они не ответили.

Одной из проблем топливного рынка в республике остается непрозрачность отношений в данной сфере. О причинах некоторых действий остается только догадываться.

Так, с 5 апреля в Таджикистане выросли внутренние тарифы на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам севера республики почти на 60%, перевозка сжиженного газа – на 93%.

К примеру, доставка одной тонны бензина от КПП "Сары Агач" (Казахстан) до Худжанда теперь будет обходиться поставщикам в 57,94 доллара (раньше было 37,85 доллара). За аналогичный объем сжиженного газа поставщик должен платить 40,16 доллара (ранее 28,8 доллара).

Данная мера, которая не коснется только узбекских грузов, будет действовать до конца нынешнего года. Примечательно, что повышающие коэффициенты не коснулись южных железнодорожных направлений. Означает ли это, что в Душанбе намерены переориентировать свой топливный рынок на поставки из Узбекистана?

Возможно, власти Таджикистана таким путем предполагают увеличить спрос на продукцию, произведенную внутри страны.

В настоящее время на 99% завершено строительство первой очереди нефтеперерабатывающего предприятия в свободной экономической зоне "Дангара" на юге Таджикистана. Сейчас персонал обучается работе с оборудованием.

Инвестор проекта — китайская компания — уже провел переговоры в России и Иране о поставках сырой нефти. После решения всех вопросов по части строительства и поставок сырой нефти ожидается, что завод заработает в будущем году.

Вопрос о том, что выгоднее Таджикистану, покупать бензин в Казахстане или России, импортировать узбекский газ или перерабатывать иранскую нефть на китайском заводе в "Дангаре" остается открытым.

В любом случае автомобильный транспорт еще долго будет оставаться основным средством передвижения в республике и потребность в топливе будет только расти. Одно можно сказать с уверенностью — до конца лета цены на бензин и газ вряд ли снизятся. А к осени начнется новый виток повышения, ведь впереди будет пора уборки в сельском хозяйстве, а значит, и повышенный спрос на топливо.

Источник: Sputnik Таджикистан

www.dialog.tj

В Минэнерго Таджикистана рассказали, с чем связан рост цен на бензин

В Таджикистане резкий скачок цен на бензин связывают с увеличением стоимости топлива в странах-экспортерах, России и Казахстане

ДУШАНБЕ, 17 июл — Sputnik. Увеличение стоимости бензина в Таджикистане связано с повышением мировых цен на нефть, сообщил начальник управления нефти и газа Минэнерго Садриддин Саидзода на пресс-конференции в Душанбе.

Он также связывает удорожание бензина в республике со скачком цен на топливо в странах-экспортерах, России и Казахстане.

Представитель Минэнерго подчеркнул, что в настоящее время стоимость одного барреля нефти доходит до 77 долларов, в то время как в этот же период прошлого года он стоил 40-50 долларов.

Казахстан планирует начать поставки бензина в Таджикистан

По словам Саидзода за последний месяц автомобильное топливо в Таджикистане сильно подорожало, цены на бензин и дизельное топливо выросли примерно на 15%, а сжиженный газ подорожал почти на 50%.

Дело в том, что потребность республики в бензине не покрывается за счет внутренней переработки. Большую часть автомобильного топлива Таджикистан вынужден импортировать.Главным поставщиком нефтепродуктов является Россия, на долю которой приходится 91,5% от общего объема поставок.

В Таджикистане импортный бензин из России может стать еще дороже

Незначительный объем продуктов нефтеперегонки поступает из Туркменистана (4,8%) и других стран. Основным экспортером сжиженного газа в страну является Казахстан (до 90% от общего объема поставок).

У России и Таджикистана есть договор на беспошлинные поставки топлива в объеме до 1 миллиона тонн в год. Все, что требуется республике сверх квоты, импортируется по более высоким ценам. Бензин составляет около трети импортируемого объема топлива.

Фролов: Казахстан пока не может продавать качественный бензин Таджикистану

При этом любое повышение цен на бензин в России или его дефицит сказываются на поставках в Таджикистан.

ru.sputnik-tj.com

Цены на топливо растут. Спасёт ли ситуацию Дангаринский НПЗ?

18:55, 23 июляАвтор: Пайрав Чоршанбиев, Asia-Plus

В антимонопольном ведомстве считают, что ситуацию на топливном рынке можно будет исправить только с началом производства собственных – отечественных нефтепродуктов.

Стоимость топлива  в Таджикистане за последний месяц резко выросла. Это привело к росту цен на некоторые продовольственные товары. Власти надеются, что ситуацию может изменить запуск отечественного производства топлива.  

 

Розничные цены на сжиженный газ за последний месяц повысились почти на 50%, а стоимость бензина и дизельного топлива выросла на 15%. Следом повысили стоимость своих услуг частные извозчики, а на рынках дорожает сельхозпродукция, которая доставляется автотранспортом.   

В соответствующих ведомствах страны подорожание горючего связывают с повышением его стоимости в странах-экспортерах, в частности, в России и Казахстане.

17:35 5 июля

В министерстве энергетики и водных ресурсов отмечают, что рост цен на нефтепродукты вызван повышением стоимости сырой нефти на мировых биржах. «Год назад один баррель нефти продавался за $40-50, сегодня он стоит уже более $70», - сказали в Минпроме.

В Антимонопольной службе говорят, что топливный рынок находится под постоянным контролем, и, что повышение цен на топливо имеет объективные причины.

По данным Службы, каждая тонна сжиженного газ, бензина и дизельного топлива сегодня обходится таджикским поставщикам почти на 100 долларов дороже, чем в начале года.

«Мы не можем заставить поставщиков работать себе во вред, продавая продукцию по заниженным ценам. Каждая компания работает на рынке, чтобы получить прибыль. Если же лишить поставщиков прибыли, они покинуть рынок и тогда нас ожидает дефицит, который спровоцирует еще более значительное подорожание топлива», - сказал первый заместитель начальника Антимонопольной службы Назар Одиназода.

По его словам, Таджикистан является импортером топлива, и мы вынуждены мириться с ростом цен на внешних рынках.

 

Надежда на собственные нефтепродукты  

В антимонопольном ведомстве считают, что ситуацию на топливном рынке можно будет исправить только с началом производства собственных – отечественных нефтепродуктов.

«В ближайшем будущем начнет функционировать построенный в Дангаринском районе нефтеперерабатывающий завод. Данное предприятие на начальной стадии будет перерабатывать 500 тысяч тонн нефти, и постепенно его мощность будет доведена до 1,2 миллиона тонн нефти в год. Это позволит обеспечивать наших потребителей топливом по более доступным ценам», - считает Назар Одиназода.

17:46 28 июня, 2011

Строительство первой очереди Дангарниского НПЗ, на который надеются в антимонопольном органе, была практически завершена еще в конце 2016 года. Завод возведен таджикско-китайским СП (китайская компания Dong Ying heli Investment and Development и таджикской - «Хасан и Ко»).

Однако его запуск откладывали уже несколько раз. Причину переноса срока сдачи в эксплуатацию в министерстве экономического развития и торговли объяснили тем, что китайские инвесторы пока не договорились с иностранными поставщиками относительно стоимости и объемов необходимого сырья. В министерстве отметили, что для бесперебойной деятельности завода нужно предварительно запасаться необходимым объемом нефти.

Ежегодные потребности Таджикистана в автомобильном топливе составляют 600-700 тысяч тонн, из которых примерно 50% составляют нефтепродукты, а оставшаяся половина приходится на сжиженный газ.

 

Выход есть, но власти на это не пойдут

Специалисты в области энергетики сомневаются, что запуск Дангаринского НПЗ может решить проблему с высокими ценами на нефтепродукты в стране. «Дело в том, что такие заводы обычно возводятся в тех местах, где имеются достаточные запасы нефти, и чем ближе к месторождению, тем лучше. Если уж решили строить на территориях, отдаленных от месторождений, нужно хотя бы позаботиться о прокладке нефтепровода, чтобы производство было рентабельным. В Таджикистане же нет больших запасов нефти, а на прокладку трубопровода из других стран нужны огромные средства. Поэтому придется доставлять его транспортом, а это, с учетом протяженности пути и высокой вывозной пошлины на сырье в странах-экспортерах, делает его переработку нецелесообразным», - считает независимый энергетик Зафар Аюбов.

11:15 8 июня

Он добавил, что наладить производство можно, но себестоимость вызывает у него сомнения. «Боюсь, что конечная продукция окажется дороже импортируемого топлива», - говорит он.

По мнению экономиста Рустама Саидова, единственное, что может хоть как-то стабилизировать ситуацию с ценами на внутреннем топливном рынке, это – налоговые послабления поставщикам и продавцам.

«Правительство может снизить ставки налогов и таможенных платежей на импорт и реализацию нефтепродуктов, способствуя, тем самым, снижению их стоимости», - отметил он.

Однако, по мнению экономиста, власти при нынешнем финансовом положении страны не смогут себе этого позволить, так как сами находятся в поисках новых источников для пополнения бюджета.

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus

news.tj

«Газпромнефть-Таджикистан» повысила цены на топливо

15:55, 11 мая, 2011Автор: Зарина Эргашева

С 10 мая, как и планировалось, цены на бензин и дизтопливо на столичных АЗС таджикской дочки российского "Газпрома" изменились в сторону повышения.

 

Душанбе. 11 мая. «Азия-Плюс» - | Розничные цены на бензин и дизтопливо на автозаправочных станциях ООО «Газпромнефть-Таджикистан», с 10 мая, как и планировалось, изменились в сторону повышения.

Как сообщили «АП» в ООО «Газпромнефть-Таджикистан», сегодня цена литра бензина марки АИ-92 составляет 5,25 сомони вместо ранее установленных 4,80 сомони. Стоимость дизтоплива выросла на 25 дирамов и составляет 5,85 сомони за 1 литр.

Как сообщили в компании, цена реализуемого на АЗС компании бензина марки  АИ-95 составляет теперь 5,50 сомони за литр против прежних 5,30 сомони, АИ-98 - 5,65 сомони вместо 5,60 сомони и АИ-80 - 4,95 сомони вместо 4,70 сомони.

Источник отметил, что «Газпромнефть-Таджикистан» уведомил Антимонопольную службу страны о повышении цен, обосновав этот факт увеличившимися с 1 мая ставками экспортных пошлин на российское топливо.

По данным, приведённым на сайте правительства РФ, сегодня российская экспортная таможенная пошлина на бензин для стран, не являющихся членами Таможенного Союза, установленная с 1 мая, составляет $408,3 за тонну, а экспортная таможенная пошлина на остальные виды светлых нефтепродуктов составляет $304 за тонну.

«Мы удерживали цены до 10 мая, используя апрельские запасы топлива, однако с новым завозом ГСМ это делать нереально, потому что топливо приходит в Таджикистан уже с учетом новых экспортных таможенных пошлин», - отметили в таджикской дочке «Газпрома».

Стоит отметить, что цены на самую востребованную марку бензина (АИ-92) в столице Таджикистана в настоящее время варьируются от 5,20 до 5,80 сомони за литр.

Антимонопольная служба не исключает возможного существования спекуляции и необоснованного завышения цен на топливо.

«По городу осуществляют продажу топлива большие машины с цистернами, которые продают бензин по завышенным ценам, - отмечает источник в Антимонопольном ведомстве. - Я не имею ввиду красные машины, которые реализуют бензин и дизтопливо со стороны ГУП «Захирахои нефти». Я имею ввиду тех, которые, по всей видимости, скупают бензин оптом у поставщиков и осуществляют продажу незаконно».

Напомним, российская компания «Газпромнефть-Таджикистан» занимает 35% топливного рынка Таджикистана и входит в список доминирующих субъектов на товарном рынке страны. Кроме этого, в списке доминирующих компаний, занимающихся импортом топлива в Таджикистан, входят компании «Анахита» и «Нури Дильшод».

По данным Минэкономразвития и торговли РТ, в 2010 году в Таджикистан было завезено 630 тыс. тонн нефтепродуктов на общую сумму $435 млн., 90% из них являются долей России.

За первый квартал этого года Таджикистаном импортировано 141,3 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 82,8 тыс. тонн бензина и 35,7 тыс. тонн дизельного топлива. Из общего объема 112 тыс. тонн (79,3%) ввезено из Российской Федерации, 22,5 тыс. тонн – из Туркменистана и 4,9 тыс. тонн – из Казахстана.

Напомним, в апреле этого года ряд регионов России столкнулся с дефицитом бензина. В связи с дефицитом и резким ростом цен на автомобильное топливо в России, правительство РФ начало принимать меры по ликвидации последствий «топливного кризиса». Одним из методов оказалось повышение экспортных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты.

news.tj

В Таджикистане вновь поднялись цены на бензин

10:05, 12 апреля, 2011Автор: Зарина Эргашева

На душанбинских АЗС стоимость литра бензина достигла 5 сомони ($1,12).

 

Душанбе. 12 апреля. «Азия-Плюс» - | В Таджикистане зафиксировано подорожание бензина и дизтоплива. На столичных АЗС цены на бензин достигают 5 сомони ($1,12) за литр, в то время как в конце прошлой недели средняя цена за литр не превышала 4,70 сомони. 

Как стало известно «АП» в Антимонопольной службе при правительстве РТ, компании,  доминирующие на рынке ГСМ в Таджикистане, ещё на прошлой неделе согласовали свои цены с антимонопольным органом.

«Причина повышения цен проста и всем известна – это, в первую очередь, увеличение стоимости нефти на мировом рынке, повышение экспортных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты  со стороны России и рост тарифов на транзитные железнодорожные перевозки со стороны Узбекистана», - отметил источник.

По данным источника, доминантами на рынке ГСМ в Таджикистане являются три компании:  «Газпромнефть - Таджикистан», «Анахита» и «Нури Дилшод», завозящие топливо в основном из России.

Стоит отметить, что сегодня мировая цена на нефть составляет $122,3 за баррель, в то время как в начале этого года её цена не превышала $97 за баррель.

Исторический максимум цен на «чёрное золото» был отмечен в год мирового экономического кризиса в июле 2008 года, когда её цена достигла $133,8.

Экспортные таможенные пошлины на светлые нефтепродукты для стран, не являющихся членами Таможенного союза - Таджикистану и Кыргызстану были введены впервые с 1 мая 2010 года. С 1 апреля этого года Россия в очередной раз за последний год подняла ставки экспортных пошлин на нефтепродукты с $244,6 до $283,9 за тонну.

Повышение коснулось только Таджикистана. Кыргызстан был освобожден от выплаты таможенных пошлин в марте 2011 года. Взамен договоренностей о беспошлинном ввозе топлива, Киргизия освободила Россию от уплаты арендной платы за российскую военную базу, размещенную в городе Кант.

Увеличение ставок на топливо стало причиной резкого скачка цен не только на бензин, но и на продукты питания на внутреннем рынке Таджикистана.

По данным Антимонопольной службы при правительстве РТ, с весны и до осени 2010 года цены на топливо в Таджикистане повысились на 30%.

По данным Минэнергопрома РТ, импорт российских нефтепродуктов в Таджикистан за два первых месяца 2011 года составил 62 тыс. 12 тонн, что составляет 78,6% доли таджикского рынка нефтепродуктов, при этом лишь 35% завозится российской компанией «Газпром», остальная часть принадлежит другим частным компаниям.

Остальная часть нефтепродуктов в Таджикистан завозится из Туркменистана, Казахстана и Кыргызстана.

news.tj