Чем вреден свинец для человека? Свинец в бензине вреден


Откуда в топливе взялись присадки со свинцом?

В своей книге «Кое-что новое под Солнцем» историк Джон Р. Макнил написал, что Томас Миджли «оказал наибольшее влияние на атмосферу, чем любой другой живой организм в истории Земли».

Этот американский инженер и химик изобрел хлорфторуглероды (фреоны) и этилированный бензин.

Выпускник Корнеллского университета, Миджли начал свою карьеру в 1916 году в компании General Motors под началом знаменитого Чарльза Кеттеринга. Проблема, которой в начале 1920-х занимался Кеттеринг, была связана с детонацией — преждевременным (до поджигания искрой) самовоспламенением бензо-воздушной смеси в цилиндрах ДВС. Это вредное явление, которое проявляется как «стук» или «звон» в двигателе, приводит к неэффективной работе, повышенному износу и быстрому выходу двигателя из строя. Миджли выяснил причину: к детонации приводил быстрый рост давления смеси — и предложил… добавить в бензин красный краситель, чтобы повысить поглощение тепла и улучшить испарение топлива. Это решение выглядело нелепым, но Томасу повезло: субботним вечером магазины уже были закрыты, и единственным растворимым в бензине красителем, который он смог раздобыть, был йод, добавка которого полностью прекратила детонацию. Вскоре выяснилось, что цвет тут ни при чем, а настоящей причиной стали молекулярные свойства топлива. Вооружившись таблицей Менделеева, Миджли начал эксперименты и обнаружил закономерность: антидетонационный эффект усиливался по группам сверху вниз, а по периодам — справа налево. Многие из возможных кандидатов были отсеяны, и в итоге в 1921 году он остановился на тетраэтилсвинце (ТЭС).

Томас Миджли решил две важные задачи своего времени, и не его вина, что позже его детища были признаны главными загрязнителями воздуха на планете.
  • Наука

    Кофе: вред или польза, или кратко о кофейной химии

  • Наука

    Какие химические элементы являются рукотворными?

Токсичность соединений свинца была известна, но Миджли и Кеттеринг посчитали, что эффекты будут незначительны из-за низкого содержания присадки в бензине, и вскоре для производства ТЭС было создано совместное предприятие GM, DuPont и Standard Oil — Ethyl Gasoline Corporation. Однако с 1923 по 1925 год на производстве погибли два десятка рабочих и многие стали инвалидами. Сам Миджли, работавший в лаборатории с ТЭС и даже демонстрировавший на пресс-конференции безопасность присадки, вдыхая ее пары, заработал отравление свинцом, от которого потом долго лечился. Тем не менее производство ТЭС удалось наладить, хотя из маркетинговых соображений присадку называли просто Ethyl, без упоминания свинца. Ее добавляли в топливо до начала 1980-х, пока широкое распространение автомобильных каталитических конвертеров (с которыми ТЭС несовместим) не сделало содержащую свинец присадку достоянием истории.

Статья «Без стука» опубликована в журнале «Популярная механика»(№2, Февраль 2016).

mag-m.com

Токсичное изобретение | Журнал Популярная Механика

В своей книге «Кое-что новое под Солнцем» историк Джон Р. Макнил написал, что Томас Миджли «оказал наибольшее влияние на атмосферу, чем любой другой живой организм в истории Земли».

Этот американский инженер и химик изобрел хлорфторуглероды (фреоны) и этилированный бензин.

Выпускник Корнеллского университета, Миджли начал свою карьеру в 1916 году в компании General Motors под началом знаменитого Чарльза Кеттеринга. Проблема, которой в начале 1920-х занимался Кеттеринг, была связана с детонацией — преждевременным (до поджигания искрой) самовоспламенением бензо-воздушной смеси в цилиндрах ДВС. Это вредное явление, которое проявляется как «стук» или «звон» в двигателе, приводит к неэффективной работе, повышенному износу и быстрому выходу двигателя из строя. Миджли выяснил причину: к детонации приводил быстрый рост давления смеси — и предложил… добавить в бензин красный краситель, чтобы повысить поглощение тепла и улучшить испарение топлива. Это решение выглядело нелепым, но Томасу повезло: субботним вечером магазины уже были закрыты, и единственным растворимым в бензине красителем, который он смог раздобыть, был йод, добавка которого полностью прекратила детонацию. Вскоре выяснилось, что цвет тут ни при чем, а настоящей причиной стали молекулярные свойства топлива. Вооружившись таблицей Менделеева, Миджли начал эксперименты и обнаружил закономерность: антидетонационный эффект усиливался по группам сверху вниз, а по периодам — справа налево. Многие из возможных кандидатов были отсеяны, и в итоге в 1921 году он остановился на тетраэтилсвинце (ТЭС).

Томас Миджли решил две важные задачи своего времени, и не его вина, что позже его детища были признаны главными загрязнителями воздуха на планете.

Токсичность соединений свинца была известна, но Миджли и Кеттеринг посчитали, что эффекты будут незначительны из-за низкого содержания присадки в бензине, и вскоре для производства ТЭС было создано совместное предприятие GM, DuPont и Standard Oil — Ethyl Gasoline Corporation. Однако с 1923 по 1925 год на производстве погибли два десятка рабочих и многие стали инвалидами. Сам Миджли, работавший в лаборатории с ТЭС и даже демонстрировавший на пресс-конференции безопасность присадки, вдыхая ее пары, заработал отравление свинцом, от которого потом долго лечился. Тем не менее производство ТЭС удалось наладить, хотя из маркетинговых соображений присадку называли просто Ethyl, без упоминания свинца. Ее добавляли в топливо до начала 1980-х, пока широкое распространение автомобильных каталитических конвертеров (с которыми ТЭС несовместим) не сделало содержащую свинец присадку достоянием истории.

Статья «Без стука» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2016).

www.popmech.ru

в чем опасность тяжелого металла?

Существует мнение о том, что свинец вреден для здоровья. При этом совсем неважно, то ли человек вдыхает, глотает или поглощает частицы свинца любым другим путем, последствия для здоровья одинаковы. Однако организм поглощает более высокие уровни свинца именно во время дыхания. Поэтому, наиболее опасными являются случаи, когда данный элемент присутствует в воздухе в достаточно больших количествах.

Попадая в организм человека, металл очень быстро поглощается и хранится в костях, крови и тканях. Он не остается там постоянно, скорее, он хранится там как источник постоянного внутреннего облучения.

Известно, что с возрастом, кости деминерализуют, и внутренние воздействие металла может увеличиваться. Это происходит в результате больших выбросов свинца из костной ткани. Существует опасение, что свинец достаточно быстро мобилизуется из кости у женщин, подвергающихся менопаузе. Научно доказано, что после менопаузы у женщины обнаруживаются более высокие уровни содержания свинца в крови, чем раннее.

В связи с этим, все врачи единогласно рекомендуют женщинам такого возраста регулярно посещать эндокринолога, гинеколога, а также других специалистов, могущих своевременно обнаружить такие изменения в организме и помочь минимизировать возможные риски для здоровья.

Влияние свинца на здоровье

Отравление свинцом может произойти в случае, когда человек подвергается очень высоким уровням травления металлом, причем происходит это в течение короткого периода времени. Когда это произойдет, человек может почувствовать:

  1. Боль в животе.
  2. Запор.
  3. Усталость.
  4. Достаточно сильную головную боль.
  5. Повышенную раздражительность.
  6. Потерю аппетита.
  7. Потерю памяти;
  8. Боль или покалывание в руках и / или ногах.
  9. Слабость.

Поскольку эти симптомы могут возникать медленно или могут быть вызваны другими вещами, отравление свинцом можно легко упустить. Воздействие высокого уровня элемента может вызвать анемию, слабость и повреждение почек и головного мозга. Очень высокое воздействие приводит к смерти человека.

Металл, попадающий в организм, может пересекать плацентарный барьер, это означает то, что беременные женщины, подвергающиеся воздействию свинца, также подвергают опасности своего будущего ребенка. Свинец может повредить нервную систему развивающегося ребенка. Было обнаружено, что даже низкоуровневое воздействие элемента при развитии младенцев влияет на поведение и интеллект.

Также отравление металлом может вызывать выкидыш, мертворождение и бесплодие. В последнем случае проблема развивается как у мужчин, так и у женщин.

Последствия длительного воздействия свинца на организм

Поражение организма у детей происходит реже, чем у взрослых.

Дети, как правило, демонстрируют признаки сильной токсичности свинца на более низких уровнях, чем взрослые.

Отравление свинцом произошло у детей, чей родитель случайно принес домой свинцовую пыль на своей одежде.

Неврологические эффекты и умственная отсталость имели место у детей, если родители подвергались воздействие свинца на работе.

Человек, подвергшийся длительному воздействию свинца, со временем может чувствовать такие побочные эффекты, как:

  • боль в животе
  • изменение стула, а проблемы с опорожнением кишечника;
  • подавленное эмоциональное состояние;
  • невралгические проблемы;
  • постоянную забывчивость;
  • повышенную раздражительность и многое другое.

По сути, симптомы такие же, как и те, что происходят вследствие короткого воздействия металла на организм, только вот они намного мощнее и проявляются чаще. Допустим, люди с длительным воздействием металла на организм также могут подвергаться риску возникновения высокого кровяного давления, сердечных заболеваний, болезни почек и снижения рождаемости.

Также научно доказано, что длительное воздействие данного элемента на организм человека, становится причиной развития злокачественного образования. Причем опухоль может начать развиваться в любом органе и, соответственно, в любой части тела. Поэтому, пациентам, регулярно переносящим контакт с данным металлом, важно регулярно походить обследование у онколога и следить за общим состоянием своего здоровья.

Особенно, это касается людей, работающих на производствах, где присутствует повышенный уровень данного металла.

Как уберечься от воздействия свинца?

Безусловно, влияние данного металла опасно для любого человека. Причем организм страдает как от больших доз вещества, так и от маленьких. То же самое касается и сроков контакта со свинцом, если период короткий, но дозы достаточно высокие, происходит быстрое отравление. А вот когда период воздействия длительный, но при этом, дозы металла небольшие, начинается хроническая интоксикация.

Свинец — это металл, встречающийся в естественном виде в земной коре, но человеческая деятельность — добыча, сжигание ископаемого топлива и производство — привела к тому, что он стал более распространенным.  Свинцовые трубы, латунные сантехнические светильники и медные трубы, спаянные свинцом, могут выделять частицы вещества в водопроводную воду.

Его также иногда также можно найти в:

  1. Почве (когда частицы вещества, что содержаться в краске или бензине оседают в землю).
  2. Бытовой пыли (в этом случае частицы могут образоваться из чипов или любых других предметов в доме, содержащих данный металл).
  3. Элементы, найденные на некоторой керамике, фарфоре, могут выщелачиваться в еде, подаваемой или хранящейся в посуде, сделанной из данного сырья.

Конечно, любое свинцовое изделие может оказать весомый вред здоровью человека. Поэтому, желательно минимизировать данный контакт. Особенно, если рядом имеются детки или беременные женщины.

Неважно, то ли это длительное воздействие, или короткий период контакта, в результате организм человека получает достаточно сильный урон.

polzovred.ru

Свинец в выхлопных газах - Справочник химика 21

    Однако наилучшие результаты достигаются при добавке совместно с тетраэтилсвинцом бромистого этилена, превращающего свинец в сравнительно легколетучий бромистый свинец, удаляемый с выхлопными газами. [c.211]

    Большая доли выбросов приходится на автомобильный транспорт. В выхлопных газах двигателей содержатся оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, оксиды серы, канцерогенные вещества (например, бензпирен), а также свинец, поскольку до сих пор применяется этилированный бензин. [c.7]

    Свинец, входящий в состав этой добавки, при сгорании бензина выделяется вместе с выхлопными газами в атмосферу. Из-за вредного влияния свинца на окружающую среду во многих странах приняты законы, ограничивающие или запрещающие использование тетраэтилсвинца.  [c.210]

    Вредные выбросы. Точно установлено, что двигатели внутреннего сгорания, прежде всего автомобильные карбюраторные двигатели, являются основными источниками загрязнения. Выхлопные газы автомобилей, работающих на бензине, в отличие от автомобилей, работающих на СНГ, содержат соединения свинца. Такие антидетонационные добавки, как тетраэтилсвинец,— наиболее дешевое средство приспособления обычных бензинов к современным двигателям с высокой степенью сжатия. После сгорания свинецсодержащие компоненты этих добавок попадают в атмосферу. Если применяются очистительные фильтры каталитического действия, то поглощаемые ими соединения свинца дезактивируют катализатор, в результате чего не только свинец, но и окись углерода, несгоревшие углеводороды выбрасываются вместе с выхлопными газами в количестве, зависящем от условий и стандартов на эксплуатацию двигателей, а также от условий очистки и ряда других факторов. Количественно концентрацию загрязняющих компонентов в выхлопных газах при работе двигателей как на бензине, так и на СНГ определяют по методике, хорошо известной теперь как калифорнийский цикл испытаний . При проведении большинства экспериментов было выявлено, что перевод двигателей с бензина на СНГ приводит к снижению количества выбросов окиси углерода в 5 раз и несгоревших углеводородов в 2 раза. [c.217]

    Однако применять тетраэтилсвинец в чистом виде нельзя. Образующийся металлический свинец осаждается в виде нагара на стенках цилиндра, поршня и вскоре делает работу двигателя невозможной. Поэтому тетраэтилсвинец на практике смешивают с различными алкилгалогенидами. В условиях высокой температуры они разлагаются и образуют со свинцом летучие соли, которые удаляются из двигателя вместе с выхлопными газами. [c.90]

    Этилирование оказалось весьма эффективным методом борьбы с детонацией. Добавка буквально долей процента этиловой жидкости в бензин позволяет увеличить его октановое число на 5—10 пунктов. Но, к сожалению, и свинец, и тетраэтилсвинец в особенности — очень ядовиты. Попадая на кожу, они фильтруются в кровь. И человек может тяжело заболеть. А свинцовые соединения, удаляющиеся из двигателя с выхлопными газами, оседают на почве и придорожной растительности. Даже в шерсти городских собак содержание свинца повышено. [c.90]

    В выхлопных газах содержатся соединения свинца. Свинец — токсичный элемент, обладает кумулятивными свойствами, действует на ферментные системы и обмен веществ, накапливается в морских отложениях и в пресной воде. В продуктах сгорания топлива содержится также ртуть — один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения она накапливается в организме и вредно действует на нервную систему. [c.218]

    В выхлопных газах содержатся соединения свинца. Свинец — токсичный, элемент, обладает кумулятивными свойствам и, действует на [c.719]

    Дождевая вода удаляет свинец из атмосферы содержание свинца в ней 18 мкг/л. Недавно было проведено исследование содержания радиоактивного свинца в дождевой воде, собранной вблизи перегруженного транспортом шоссе в пригороде Чикаго, а также в дождевой воде, собранной в сельской местности в центральной части штата Мичиган, в 40 км от ближайшего города. Установлено, что радиоактивна лишь 1 часть из 10 частей общего количества собранного таким образом свинца и что удельная активность образца из центрального Мичигана приблизительно вдвое выше, чем образца, собранного вблизи Чикаго. Низкая концентрация радиоактивного свинца свидетельствует о том, что практически весь свинец появляется в атмосфере из автомобильных выхлопных газов кроме того, поставленный эксперимент показывает, что образующийся таким образом свинец широко распространяется в атмосфере воздушными потоками, и [c.515]

    С начала 30-х годов к подавляющему большинству бензинов добавляют в качестве антидетонатора тетраметил- или тетраэтилсвинец в количестве 80 мг/л. При движении автомобиля от 25 до 75 % этого свинца выбрасывается в атмосферу, осаждается на землю, попадает в поверхностные воды. Свинец аккумулируется в почве и растительности вдоль автострад (в городах — вдоль улиц с оживленным движением), заметное количество соединений свинца содержится в воздухе крупных городов. По данным США и Великобритании, до 90 % всего свинца, содержащегося в атмосфере, следует отнести на счет выхлопных газов. В настоящее время в ряде стран (Япония и др.) использование этилированного бензина запрещено. [c.36]

    Дорожными испытаниями показано [18,27], что свинец, попадающий в двигатель с топливом, уходит с выхлопными газами (38%), осаждается в камере сгорания (17%), трубопроводе выхлопных газов (25%), масляном фильтре и смазочном масле (6%). [c.7]

    Находящийся в океане свинец попадает туда в результате естественного вымывания континентальных пород, но сегодня поступление свинца в океан происходит главным образом из воздуха, который все больше загрязняется выхлопными газами. Применение тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора в работающих на жидком топливе двигателях приводит к тому, что ежегодно из атмосферы и рек в океан выбрасывается 200 тыс. т свинца. Сильнее всего загрязняются им поверхность водоемов и осадочные породы. Иногда содержание свинца в дождевой воде доходит до 40 мкг/л, а в тумане — до 300 мкг на 1 л конденсата. Подсчитано [533—538], что в 1970 г. в одной только Англии и лишь за счет сжигания каменного угля в атмосферу было выброшено 120 т свинца. Расстройство обмена веществ у человека возможно уже при концентрации свинца, равной 0,2 м. д., а нижнему пределу токсичности соответствуют концентрации свинца от 0,3 до 0,5 м. д. При испытаниях на животных тетраэтилсвинец подавлял процесс клеточного [c.152]

    Бромистый свинец, отлагающийся на деталях двигателя, а также на участках фюзеляжа и крыльев самолета, соприкасающихся с выхлопными газами, вызывает коррозию последних [104]. Эта коррозия, получившая название холодной коррозии , обусловливается гидролизом бромистого свинца влагой, содержа-щейся в воздухе, с образованием бромистого водорода и окиси свинца. Холодная коррозия деталей двигателя наблюдается при его длительных остановках после работы па этилированных бензинах. [c.117]

    Чтобы предотвратить отложения окислов свинца на деталях двигателя (свечах, клапанах), ТЭС употребляют в смеси с бромистым этилом и монохлорнафталином. Бромистый этил способствует уносу из камеры сгорания с выхлопными газами окислов свинца, путем превращения их в легко летучий бромистый свинец, а присутствие монохлорнафталина уменьшает возможность заедания клапанов и поршневых колец. [c.123]

    Транспортные, связанные прежде всего с выхлопными газами автомобилей. Они содержат оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, канцерогенные полициклические углеводороды и наиболее активный из них 3,4-бензпирен, сажу, а также сильно токсичные продукты, содержащие свинец, хлор, бром. Оксиды углерода, серы и азота, в свою очередь, в результате взаимодействия с влагой воздуха образуют вторичные загрязнения, так называемые кислотные дожди . Сажевые частицы канцерогенны по той причине, что являются хорошим адсорбентом для бензпирена. Вредное воздействие выхлопных газов усиливается в связи с тем, что, поступая в приземные слои атмосферы, оседая на почве и концентрируясь на растениях (например, свинец в количестве 50 мг на 1 кг сухой биомассы), они затем попадают в организм животных, человека и становятся возбудителями канцерогенных заболеваний. Количество выделяемых в атмосферу транспортных загрязнителей зависит от численности и структуры автомобильного парка, технического состояния автомобиля и двигателя, типа двигателя и вида применяемого топлива, а также условий его эксплуатации. [c.841]

    Для снижения загрязненности воздушной среды выхлопными газами, содержащими свинец, предложено в глушитель автомобиля помещать пористые полипропиленовые волокна или ткань на их основе, обработанные в инертной атмосфере при 1000 °С. Волокна адсорбируют до 53% свинца, содержащегося в выхлопных газах. [c.160]

    Общие сведения об этом методе газоочистки изложены при описании работы горячих огарковых электрофильтров ( 35— 37). Мокрые электрофильтры контактных систем по устройству сходны с мокрыми электрофильтрами, применяемыми для осаждения кислотного тумана из выхлопных газов при упарке серной кислоты ( 60). Газы контактных систем не содержат окислов азота, а потому выбор коррозионностойких материалов для монтажа мокрых электрофильтров контактных систем упрощается. Раньше для этой цели применяли свинец в настоящее время стремятся применять взамен свинца другие конструкционные материалы, например винипласт или сталь, защищенную от коррозии покрытием из кислотостойких органических веществ. Винипласт и органические защитные покрытия неэлектропроводны, но благодаря электропроводности самого конденсата кислоты возможно заземление осадительных электродов, изготовленных из этих материалов. Наиболее целесообразной считается сотовая конструк- [c.184]

    Свинец в океан попадает за счет вымывания его соединений грунтовыми водами, а также с дождевой водой из атмосферы, куда он попадает с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания (тетраэтилсвинец — антидетонатор, повышающий октановое число моторных топлив), а также за счет сжигания каменного угля. Соединения меди, цинка, кадмия, хрома попадают в Мировой океан со сточными водами соответствующих металлургических предприятий, а также химических производств, выпускающих или использующих соли указанных металлов. [c.17]

    Открытие высоких антидетонационных свойств тетраэтилсвинца создало новую эпоху в деле получ(Шия высокооктанового моторного топлива. Тетраэтилсвинец прибавляется к бензину в виде так называемой этиловой жидкости] последняя содержит около 55% (по объему) тетраэтилсвинца, остальные же 45% приходятся в этой жидкости на долю некоторых галоидопроизводных (бромистый этил, бромистый этилен, а-хлорнафталин и др.). Эти галоидопроизводные, сгорая в цилиндре двигателя вместе с тетраэтилсвинцом, создают условия, при которых свинец пе отлагается в виде окиси в цилиндрах, а уносится в виде галоидной соли вместе с выхлопными газами. Кроме того, присутствие галоидопроизводных, повидимому, действует на тетраэтилсвинец стабилизирующим образом. [c.686]

    Действие выхлопных газов исследовалось и на сталях, применяемых для клапанов [33]. Установлено, что коррозия горячего клапана зависит от топлива и продуктов его сгорания. Наиболее важными составными частями горючей смеси, которые могут взаимодействовать со сталью до или после сгорания, являются кислород, углеводороды, альдегиды, СОз, СО, Нз, пары воды, S0. SOg, продукты разложения антидетонаторов, содержащих свинец, галогеноводороды, окислы азота, азот в момент выделения и свободный углерод. Повидимому, из всех перечисленных веществ наиболее агрессивны соединения свинца, кислород и восстановители. [c.689]

    Биогеохимические аномалии свинца образуются вдоль автомагистралей. С выхлопными газами свинец выносится в виде мелких твердых частиц оксидов, хлоридов, фторидов, нитратов, сульфатов и др. Большая часть их оседает близ автодорог. Ширина придорожных сильно загрязненных зон варьирует в зависимости от местных условий. Близ дорог максимальное содержание свинца в почве может составлять 600-700 мкг/г, в траве -40-50 мкг/г. [c.221]

    Длительное время для улучшения качества автомобильного бензина использовалось одно из молекулярных соединений свинца — тетраэтилсвинец С2Н5>4РЬ. К сожалению, при этом свинец через выхлопные газы попадает в атмосферу. Большая часть свинца попала в окружающую среду именно таким образом. В настоящее время все чаще и чаще используется неэтилированный бензин, т.е. бензин, не содержащий свинец. [c.73]

    Отработанный газ двигателей внутреннего сгорания, работающих по циклу Отто или Дизеля, содержит небольшие количества несгоревших вешеств, а также окислы азота. Выхлопной газ двигателей, работающий по 1шклу Отто, содержит также СО. Эти примеси загрязняют воздух до концентраций, которые могут оказаться смертельными. Некоторые машины, например автопогрузчики с вилочньпи захватом, часто работают в закрытых помещениях, где эти загрязнения совершенно недопустимы. Обычные глушители на таких двигателях заменяют на каталитические, которые не только заглушают звук двигателя, но и окисляют остаточные горючие вешества до допустимого уровня. В качестве катализаторов в таких глушителях используют платину на тугоплавких (обычно керамических) носителях. Поскольку содержащийся в топливе свинец отравляет платину, использование этих катализаторов возможно только при условии, что в топливе нет добавок алкилатов свинца. Топливо для двигателей, работающих по циклу Дизеля, обычно не содержит свинца, однако в топливе, используемом в двигателях, которые работают по циклу Отто (автомобильные двигатели), алкилаты свинца присутствуют. Это следует иметь в виду при оборудовании двигателей каталитическими глушителями. [c.172]

    Автомобильные выхлопные газы являются основной причиной попадания в атмосферу значительных количеств свинца. В течение многих лет в качестве антидетонирующей добавки к бензину, снижающей скорость его сгорания в цилиндре двигателя внутреннего сгорания и обеспечивающей более равномерное давление на поршень, используется те траэтилсвинец РЬ(С2Н5)4. Свинец попадает в атмосферу так же в результате радиоактивного распада изотопов (см. гл 24) первые стадии этого распада происходят в земной коре а затем продолжаются в атмосфере в результате просачива ния в нее радиоактивного изотопа Радиоактивный ра [c.515]

    Свинец, содержащийся в автомобильных выхлопных газах, состоит только из устойчивых изотопов РЬ, РЬ, РЬ и 208рь [c.515]

    Все углеводородные масла, соприкасаясь с воздухом при достаточно высоких температурах и при достаточно длительном сроке взаимодействия, реагируют с кислородом. Двигатель внутреннего сгорания является поэтому идеальной окислительной машиной, поскольку в нем моторное масло энергично перемешивается с воздухом, часто при весьма повышенных температурах и в течение продолжительного времени. В пределах температур, имеющихся в двигателях, степень окисления масла примерно удваивается при каждом повышении температуры на 10°. Следовательно, масло, окисляемое при 140°, окислится в 32 раза сильнее, чем окисляемое при температуре 90°. Хорошо очищенные моторные масла при температурах 90° и ниже окисляются весьма незначительно, по уже прп 120° и выше окисление может стать весьма ощутимым. Кроме того, металлы действуют как эффективные катализаторы или усилители окисления, особенно железо, медь и свинец. Следовательно, степень окисления моторного масла может увеличиться в сотни раз ири повышенпой температуре при условии соприкосновения с металлической поверхностью двигателя, а также с частицами металла, являющимися результатом естественного износа двигателя, и при загрязнении масла твердыми частицами из выхлопных газов и пылью из воздуха [5, 6]. [c.164]

    Концентрация СО и углеводородо1в в наиболее растространенных выхлопных газах карбюраторных двигателей значительно больше, чем в газах дизельных двигателей, причем углеводороды могут состоять из представителей разных гомологических рядов, в зависимости от вида используемого топлива. В выхлопных газах, кроме того, могут присутствовать сернистые соединения, свинец и его производные. Состав выхлопных газов определяется режимом работы двигателя и может быть крайне различным содержание окислов азота повышается при переходе от нормальной работы двигателя к ускорению, при этом возрастает выделение СО и углеводородов при режиме холостого хода также резко увеличивается содержание токсичных компонентов. [c.301]

    Этиловая жидкость содержит, помимо тетраэтилсвинца (63%), также дибромэтан (26%), дихлорэтан (9%) и краситель (2%). Дибром-этаи является существенным компонентом, так как он реагирует с окисью свинца, образующейся при сгорании ТЭС, и превращает ее в летучий бромистый свинец, который выбрасывается из цилиндров с выхлопными газами. Производство больших количеств дибромэтана вначале представляло трудную проблему, так как бром не был доступен в достаточном количестве. Эта проблема была решена извлечением брома из морской воды, одна тонна которой содержит около 60 г брома. Первоначально извлечение брома проводилось путем прибавления анилина к хлорированной морской воде с последующим выделением брома из отфильтрованного осадка 2,4,6-триброманилина. В современном процессе бром выделяют из рапы окислением хлором, отгоняют с током воздуха и поглощают содовым раствором, из которого бром может быть затем легко выделен (эффективность процесса 95%)  [c.294]

    В настоящее время соединения брома и иода находят весьма разнообразное применение. Бромистые соединения применяют главным образом (около 90% всей мировой выработки брома) в производстве антидетонаторов для моторных топлив. В состав так называемой этиловой жидкости , добавляемой к автомобильным и авиационным бензинам для повышения их детонационной стойкости, вводят тетраэтилсвинец и галоидированные углеводороды . При взаимодействии с последними свинец, выделяющийся при сгорании топлива, содержащего тетраэтилсвинец, переходит в летучие галоидные соединения, которые выносятся из двигателя с выхлопными газами. Если в бензин не добавлять галоидных соединений, то нри сгорании тетраэтилсвинца образуется окис1, свинца, которая отлагается на деталях двигателя, что приводит  [c.9]

    Галоидопроизводные необходимы для преврашения образующейся при сгорании окиси свинца в летучую галоидную соль, например в РЬВгг, удаляемую с выхлопными газами. Тетраэтил-свинец— прозрачная жидкость — сильный яд. [c.233]

    Особую опасность представляет загрязнение источников воды такими металлами, как ртуть, свинец, кадмий, медь, цинк и хром. Например, ртуть в воде превращается в прочное соединение — диметилртуть, которое, попадая в организм, накапливается там. Значительные количества ртути выбрасываюг целлюлозно-бумажные производства, использующие ее в качестве антисептиков электролитические предприятия при производстве хлора, щелочи и др. Соединения меди, цинка, кадмия и хрома попадают в водоемы со сточными водами соответствующих металлургических и химических предприятий, свинец — с дождевыми водами, содержащими токсичные компоненты выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. [c.167]

    Воздух городов повсеместно загрязнен следами тетраэтилсвинца, выделяемого автомобилями вместе с выхлопными газами. Предельно допустимая концентрация этого токсического вещества 0,1 мкг1м , поэтому контролировать его содержание удается лишь высокочувствительными методами. Благодаря массовому анализу воздуха выявлены пути распространения свинца. Это водные и воздушные течения, атмосферные осадки. Через их посредство свинец накапливается повсеместно на земной поверхности, не исключая льдов Арктики. [c.204]

    Из металлов в особенно больших количествах распыляется в воздухе свинец. Большинство моторных топлив содержит его соединение - тетраэтилсвинец, который снижает детонацию в двигателях. Вместе с выхлопными газами свинец попадает в атмосферу и вызывает как вредные для здоровья человека последствия, так и ускоренную коррозию металлов. Это подтверждает внешний вид глушителей и выхлопных труб, которые очень быстро подвергаются коррозии. Таким путем человечество теряет очень много свинца. Если вспомнить, как широко применяется этот металл, то можно предпсложить, что все известные сейчас запасы истощатся уже к 2000 году. По этим причинам применение тетраэтилсвинца необходимо или запретить, или хотя бы ограничить. [c.204]

    Относительная жаростойкость некоторых технически наиболее важных сталей для клапанов (в выхлопных газах, содержащих свинец) приведена в табл. 17. Благоприятное действие, кроме хрома, оказывает и кремний, если содержание хрома не превышает 207о. При большем содержании хрома кремний влияет незначительно. [c.689]

    Тетраэтилсвинец вводится в бензины в составе этиловой жидкости в смеси с выносителями . Реагируя с выносителями , металлический свинец и окись свинца после сгорания превращаются в летучие при высокой температуре соединения и в основном удаляются из камеры сгорания вместе с выхлопными газами. В качестве выносителей в настоящее время применяются гало-идоалкилы (СгНбВг и С2Н4ВГ2). Взаимодействие выносителя с 8 115 [c.115]

chem21.info