Сколько зарабатывает Беларусь на российской нефти? Сколько бензина россия импортирует


Россия может закупать дефицитный бензин за границей

Россия может закупать дефицитный бензин за границейРечь идет о требованиях четырехстороннего соглашения о модернизации НПЗ, которые монополия, по предварительным данным, в этом году полностью не выполнит ВСЕ ФОТО Россия может закупать дефицитный бензин за границей Moscow-Live.ru Речь идет о требованиях четырехстороннего соглашения о модернизации НПЗ, которые монополия, по предварительным данным, в этом году полностью не выполнит Moscow-Live.ru Когда "Газпром" в 2013 году переносил сроки модернизации, он давал гарантии, что в случае необходимости поставит на внутренний рынок бензин из внешних источников Moscow-Live.ru

Минэнерго направило в "Газпром" письмо с просьбой импортировать в Россию бензин. Речь идет о требованиях четырехстороннего соглашения о модернизации НПЗ, которые монополия, по предварительным данным, в этом году полностью не выполнит, поясняет "Коммерсант".

Когда "Газпром" в 2013 году переносил сроки модернизации, он давал гарантии, что в случае необходимости поставит на внутренний рынок бензин из внешних источников. В октябре компания должна ввезти не менее 20 тысяч тонн высокооктанового бензина.

Аналогичное письмо "Роснефти" предполагает импорт 1 млн тонн бензина в год, но пока Минэнерго не просило "Роснефть" о таких поставках. Компания и так активно завозит бензин в проблемные сибирские регионы, поставляя его с НПЗ в Центральной России и Белоруссии.

- В России сокращаются запасы бензина: начались перебои - Цены на бензин повысят в 2015 году

"Газпром" (без учета "Газпром нефти") владеет двумя сравнительно небольшими НПЗ в России - Астраханским и Сургутским, чья доля на рынке составляет около 6,5% (2,4 млн тонн). Гарантийное письмо монополии предполагает импорт бензина в объеме 250 тысяч тонн в год, что примерно соответствует среднемесячному импорту 20 тысяч тонн.

20 тысяч тонн в месяц - очень небольшой объем для российского рынка, он соответствует примерно 20% суточного потребления, или обороту биржевой торговли бензином за два дня. Однако для "Газпрома" он существен - это около 10% от объема его месячного производства.

Между тем аналитики считают, что сложившаяся ситуация свидетельствует о существовании проблем с топливоснабжением внутреннего рынка. Как говорит директор "Аналитики товарных рынков" Михаил Турукалов, в октябре на фоне резкого роста оптовых цен с существенными перебоями в поставках бензина столкнулись сибирские регионы, где остановилась часть АЗС.

Напомним, Госдума 21 октября приняла в первом чтении законопроект о налоговом маневре. Он предусматривает снижение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза и 1,7-5 раз - на нефтепродукты (в зависимости от их вида).

Такая необходимость вызвана вступлением в силу с 1 января 2015 года соглашения о создании Евразийского экономического союза. Оно заставляет Россию, Казахстан и Белоруссию заняться выравниванием ставок налогов и экспортных пошлин.

Маневр призван сблизить различающиеся сейчас в разы размеры российских и казахстанских пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов, что упростит процесс перехода к взаимной торговле без тарифных и нетарифных ограничений.

Из-за принятых налоговых решений по акцизам цены на бензин в следующем году в России вырастут, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Комментируя возможный рост цен на транспорт и продовольствие из-за роста цен на бензин, он сказал, что "транспорт будет расти в меру инфляции, даже чуть ниже".

"Доля топлива в цене продовольствия небольшая. Цены на продовольствие больше будут зависеть от общего баланса на рынке, насколько быстро сможем поддержать наше производство и увеличить предложение на рынке", - считает Дворкович.

www.newsru.com

Почему в России дорожает бензин | Мнения

Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, — это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.

В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.

Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.

В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.

Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.

Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году — только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня — 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.

Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше — в 2,07 раза, в Латвии — в 2,21 раза, в Швеции — в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.

Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка — это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея. 

И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер. 

Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.

Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании — менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?

Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России — сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.

Автор — член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭКа 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Сколько зарабатывает Беларусь на российской нефти?

Беларусь не может похвастаться богатыми природными ресурсами, но зато пользуется своим выгодным географическим положением и активно перерабатывает российскую нефть в бензин и топливо, а потом продает. Сколько зарабатывают на этом наши соседи?

 

Сколько нефти мы поставляем в Беларусь?

Вокруг экспорта газа и нефти между Россией и Беларусью не раз возникали конфликты, да и правила игры каждый год меняются. Но эта страна по-прежнему остается одним из самых крупных покупателей российской сырой нефти, несмотря на все разногласия.

По данным ФТС России, Беларусь занимает седьмое место среди импортеров сырой нефти из России и сырых нефтепродуктов, имея долю в 5,5%. В свою очередь для Беларуси Россия – первый и практически единственный продавец. Из данных Белстата следует, что в 2017 году 99% сырой нефти в страну прибыло из России и еще менее 1% – из Казахстана.

Все дело в том, что нефть из России в Беларусь едет по ценам ниже, чем у других стран. Средняя экспортная цена на нее, по данным Белстата, за 11 месяцев 2017 года составляла $288,5 тысячи за тонну, в то время как даже казахстанская нефть для белорусов стоила $327,9 тысячи за тонну. Кроме того, важно отметить, что поставки нефти осуществляются беспошлинно в рамках ЕАЭС. Экономисты называют такую льготу «субсидированием». Ежегодно упущенная выгода от продажи нефти по более низкой цене России обходится в $1-1,5 млрд.

Правда, стоит отметить, что объемы закупок в последние годы только сокращаются, причем как в стоимостном, так и в физическом выражении.

По данным ФТС, за 11 месяцев 2017 года белорусы купили в России 16,5 млн тонн нефти на общую сумму в $4,72 млрд. Это выше, чем было в провальном 2016 году, когда цены на черное золото буквально обрушились, однако ниже, чем было в 2014-2015 году, когда белорусы закупали около 23 млн тонн нефти.

 

 

Помимо падения цен причиной сокращения поставок также стали нефтегазовые разногласия в конце 2016 – начале 2017 года.

Минск отказался возвращать в РФ часть переработанного из российской нефти топлива и к тому же не оплатил полную стоимость газа. К концу января 2017 года накопившаяся задолженность за газ достигла $550 млн, что стало еще одним поводом для конфликта.

В конечном итоге Москва сократила поставки нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов до 18 млн тонн в год вместо 24 млн тонн, которые планировалось поставлять ежегодно до 2024 года.

Правда, в 2017 году Россия все же решила сделать поблажку и экспортировать в общей сложности 24 млн тонн нефти, из которых 18 млн тонн пошло бы на переработку, а еще 6 млн тонн направили бы через территорию Беларуси в страны Евросоюза с зачислением пошлин в белорусский бюджет. Предполагалось, что это добавит белорусам еще $1,5 млрд. Однако год закончился, а 6 млн тонн российской нефти, обещанных Беларуси дополнительно, как не было, так и нет.

 

Сколько нефти идет на переработку?

Помимо того, что Беларусь импортирует нефть, она еще немного добывает самостоятельно. Промышленная добыча в основном ведется в районе Припятского прогиба. Впрочем, объемы совсем невелики. В среднем добывается около 1,6 млн тонн сырой нефти в год.

 

 

Вся нефть, добытая собственными силами, идет на продажу – в Германию, Нидерланды и Великобританию, и с нее Беларусь получает экспортные пошлины для своего бюджета (до 2015 года отдавала России). По данным Белстата, за январь-ноябрь 2017 года белорусы продали 1,49 млн тонн сырой нефти, включая газовый конденсат, общей стоимостью на $545,2 млн.

Около четверти нефти, которую белорусы закупают у России, идет на внутреннее потребление – в основном на производство бензина, а остальное перерабатывается и едет на продажу в Россию и другие страны.

С каждым годом объем переработки становится все ниже из-за падения поставок со стороны России. По данным концерна «Белнефтехим», в 2017 году объем переработки нефти на белорусских НПЗ составил 18,1 млн тонн, что на 2,6% меньше, чем в 2016 году. По предварительным данным Белстата, в этом году уровень переработки примерно соответствует прошлогоднему.

Что касается выработки основных видов продукции – бензина и дизельного топлива, – то их производство в стране постепенно сокращается. Особенно по дизельному топливу. По данным Белстата, в 2017 году его производство составило 6,5 млн тонн, в то время как наивысшей отметки за последние годы достигало в 2012 году – 11,47 млн тонн.

 

 

Сколько нефтепродуктов едет обратно в Россию?

Раньше белорусы по поставкам нефтепродуктов в РФ занимали первое место, но к 2017 году опустились на второе место, пропустив вперед Финляндию. С каждым годом Беларусь сокращает экспорт произведенной продукции в Россию и увеличивает – в другие страны. Для белорусского бюджета намного выгоднее продавать нефтепродукты в Европу, чем поставлять в Россию, поскольку европейцы покупают продукты переработки по более высоким ценам.

Сегодня ключевые покупатели белорусских нефтепродуктов – Великобритания (закупает 46% товаров, которые идут на экспорт) и Украина (30%). Кроме них белорусские нефтепродукты закупают Нидерланды, Сербия и Литва.

Всего в январе-ноябре 2017 года Беларусь экспортировала 11 млн тонн нефтепродуктов на $4,73 млрд. При этом в Россию ушла лишь 201 тысяча тонн нефтепродуктов на $104,5 млн.

 

 

Раньше между Россией и Беларусью действовало соглашение, по которому белорусы должны были поставлять в РФ заранее оговоренный объем нефтепродуктов, но это требование неоднократно нарушалось, и в конечном счете соглашение отменили, что также сказалось на объемах. Если в 2014 году на поставки в Россию приходилось 13,1% от всего экспорта нефтепродуктов Беларуси, то в январе-ноябре 2017 года – лишь 1,8%.

К тому же если в 2011-2014 годах белорусы платили пошлину за экспорт нефтепродуктов в российский бюджет (эту меру они тоже постоянно нарушали), то с 2015 года оставляют ее себе. В 2015 году бюджет Беларуси получил от экспортных пошлин $1,5 млрд. В 2016 году на фоне низких цен доходы составили около $1 млрд, и примерно в таком же объеме ожидаются доходы по итогам 2017 года.

Таким образом, если просто сравнить цифры, то получится, что Россия поставила в Беларусь сырой нефти на $4,72 млрд, упустив около $1 млрд прибыли из-за сниженных цен. Взамен к нам вернулись нефтепродукты всего лишь на $104,5 млн. При этом мы теперь не получаем никаких пошлин от продажи Беларусью нефти или нефтепродуктов в другие страны – теперь они идут в белорусский бюджет. Такая вот цена политической лояльности.

 

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Почему в России дорожает бензин

бензин цены

Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, — это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.

В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.

Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.

В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.

Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.

Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году — только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня — 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.

Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше — в 2,07 раза, в Латвии — в 2,21 раза, в Швеции — в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.

Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка — это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея. 

И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер. 

Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.

Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании — менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?

Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России — сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться, пишут Известия.

rcc.ru


Смотрите также