Рекуперация паров для нефтебаз и нефтезаводов. Рекуперация бензина


Технологии рекуперации паров бензина и нефтепродуктов

Современная индустрия оперирует такими объёмами нефти и нефтепродуктов, что появились очень веские причины для уделения пристального внимания и их испарениям.

Исследования показывают, что на долю потерь от испарения приходится до 75% всех потерь при хранении и сливо-наливных операциях (остальные приходятся на утечки, смешение продуктов, аварии). Ущерб, наносимый этими потерями, является как экономическим - прямые потери нефтепродуктов (в России за год потери бензина от испарения только на нефтебазах составляет более 100 тыс. тонн, на АЗС - более 140 тыс.тонн), так и экологическим (загрязнение воздуха в местах расположения объектов хранения и налива нефтепродуктов – в соответствии с Европейскими стандартами концентрация испарений не должна превышать 10...35 г/м3).

Традиционные средства сокращения потерь нефтепродуктов (диски-отражатели, газоуравнительные системы, понтоны, плавающие крыши) во многих случаях либо не применимы, либо малоэффективны.

Наиболее полно решить проблему сокращения потерь и выбросов в атмосферу при приёме, отпуске и хранении нефтепродуктов можно с помощью систем улавливания и рекуперации паров нефтепродуктов.

Если исключить сжигание паровоздушной смеси, как способ ликвидации выбросов, то технологии улавливания и рекуперации паров, можно свести к следующим группам методов: адсорбционные, абсорбционные, компрессионные, мембранные, конденсационные и их комбинации. Все они имеют свои преимущества и недостатки.

Адсорбционный способ

Основан на поглощении газов твёрдыми поглотителями (адсорбентами) например, активированным углём.

Преимущества: высокая степень очистки, способность обрабатывать малонасыщенные пары.

Недостатки: высокая стоимость оборудования, сложность систем автоматики, необходимость регенерации адсорбента, необходимость периодической замены адсорбента с последующей его утилизацией, пожаровзрывоопасность, большие габариты.

Абсорбционный способ

Основан на процессе поглощения газа жидким поглотителем (абсорбентом), чаще всего дизельным топливом, что определяет основные преимущества и недостатки технологии. Абсорбционные процессы проводят в специальных массообменных контактных аппаратах (абсорберах).

Вертикальные абсорбционные аппараты

Преимущества: высокая степень улавливания.

Недостатки: большая металлоёмкость и габариты, значительное гидравлическое сопротивление, необходимость в абсорбенте (в среднем до 100 литров на 1 м3 паровоздушной смеси), пожаровзрывоопасность.

Горизонтальные абсорбционные аппараты

Преимущества: высокая степень улавливания, в технологии нет высоких или низких температур и давлений, небольшие капитальные и эксплуатационные затраты, не требуются площадки обслуживания, надёжная работа установки в летний и зимний период; простота монтажа и обслуживания установки.

Недостатки: наличие вращающегося вала с дисковыми элементами усложняет конструкцию, вызывает дополнительный расход энергии и увеличивает пожаровзрывоопасность установки, относительная скорость газа выше рекомендованных значений для атмосферных аппаратов, что снижает эффективность абсорбции, требуются дополнительные насосы для периодической подачи и откачки абсорбента (нефтепродукта) из подземной ёмкости в резервуар хранения.

Компрессионный способ

Сжатие паров углеводородов с последующим охлаждением до температуры окружающей среды и конденсации паров. Осуществляют созданием повышенного давления с помощью компрессоров или жидкостных эжекторов. Компрессор предусматривает сжатие смеси до давления 0,7-5 МПа (от 7 до 50 атм.) при этом конденсируется 50-99% углеводородов, содержащихся в смеси.

Преимущества: не требуется абсорбентов и адсорбентов, позволяет осуществлять сбор и транспортирование газа.

Недостатки: высокие энергетические затраты на сжатие, высокая степень конденсации достигается при очень больших давлениях сжатия, опасность компремирования смесей, содержащих кислород (из-за возникновения взрывоопасной ситуации), требуются дополнительные затраты на заполнение резервуаров инертным газом, требуется специальная аппаратура для согласования поступающего потока ПВС из резервуара и производительности компрессора установки (с целью исключения снижения давления на входе (в резервуарах) ниже атмосферного, что может привести к избыточной откачке ПВС, что вызывает дополнительное испарение нефтепродукта или даже к смятию резервуаров).

Эжекторные установки

Для сжатия используют энергию высокоскоростного жидкостного потока. В результате процесса эжектирования в струйном аппарате происходит сжатие ПВС и абсорбция паров рабочей жидкостью.

Преимущества: конструктивная простота эжектора, высокий уровень взрывопожаробезопасности.

Недостатки: низкая степень улавливания, высокие эксплуатационные энергозатраты насосного агрегата подающего рабочую жидкость, повышенные расходы рабочей жидкости, требуется специальная аппаратура для регулирования производительности потока газа и жидкости с целью исключения снижения давления на входе (в резервуарах) ниже атмосферного, что может привести к избыточной откачке ПВС, что вызывает дополнительное испарение нефтепродукта или к смятию резервуаров).

Мембранные технологии

Проблема выбора мембран требуемой селективности и проницаемости, ресурса работы, создания повышенных давлений перед мембраной (без возникновения взрывоопасных ситуаций), повышенными энергетическими затратами на осуществление процесса и необходимости введения абсорбционных или компрессионных контуров для утилизации выделенных (газообразных) углеводородов делают применение мембранных технологий весьма проблематичным.

Преимущества: отсутствие реагентов.

Недостатки: неустойчивость работы при наличии аэрозолей и воды, требуется подготовка газа, требуются дорогостоящие импортные мембраны и их периодическая замена.

Конденсационные технологии

Охлаждение ПВС без изменения давления до конденсации углеводородов в жидкую фазу.

Криогенный способ

Преимущества: могут использоваться как одиночные блоки, в оборудовании нет механических движущихся частей и электрических агрегатов, низкая степень взрывопожароопасности.

Недостатки: происходит вымораживание влаги на теплообменной поверхности и замерзание её в «мёртвых» зонах, необходима поставка жидкого азота, требуется специально подготовленный персонал, стоимость затрат выше стоимости полученного конденсата.

Конденсационные установки

Преимущества: возможность конденсировать газы несовместимые с активированным углём, не требуется наличие абсорбента.

Недостатки: высокая степень взрывопожароопасности за счёт подачи ПВС в холодильную машину, проблемы с льдообразованием, за счёт неудачно выбранных конструктивных и технологических решений.

Комбинированные технологии

Различные сочетания конденсационного и абсорбционного способов.

Преимущества: высокая степень улавливания.

Недостатки: высокая стоимость оборудования, высокая стоимость эксплуатации.

При выборе технологии (способа) в каждом конкретном случае оптимально использовать методологию разумно-приемлемой технологии.

Разумно-приемлемая технология определяется как метод, который обеспечивает минимальный уровень выбросов при выполнении технологически и экономически приемлемых мер. Принцип разумной достаточности: использование наилучшей доступной технологии (НДТ) или технологии максимального подавления выбросов (ТМП).

Существенные различия между НТД и ТМП заключаются в следующем:

  • Наилучшие и достаточные технологии можно использовать, когда содержание загрязнения не превышает предельно допустимого значения. При выборе Наилучшей и Достаточной Технологии необходимо учитывать стоимость различных вариантов систем улавливания.
  • Технологии Максимального Подавления используется, когда концентрация загрязнения превышает некоторое определенное значение. При выборе ТМП не учитывают экономические факторы.

Конденсато-абсорбционная технология, применяемая ООО «Газспецтехника» для установок ККР (комплексы конденсации и рассеивания) основана на снижении парциального давления паров при снижении температуры паровоздушной смеси и взаимной растворимости углеводородов.

Процесс конденсации идёт при атмосферном давлении.

Выбор технологической схемы рекуперации ПВС с промежуточным хладоносителем обоснован стремлением:

  1. максимально увеличить пожаровзрывобезопасность процесса,
  2. использовать холодильное и насосное оборудование в общепромышленном исполнении и располагать его на необходимом безопасном расстоянии,
  3. одновременно производить рекуперацию ПВС от разных нефтепродуктов (в отдельных теплообменниках-конденсаторах).

Основные преимущества установок ККР

  • возможность использования для широкого спектра химических и нефтяных продуктов,
  • безопасность процессов рекуперации,
  • отсутствие загрязнённых вторичных отходов,
  • отсутствие расходов на приобретение и утилизацию адсорбентов или абсорбентов,
  • резервирование технологического оборудования в составе ККР,
  • минимальное гидравлическое сопротивление комплекса,
  • минимальные требования к контролю и автоматизации технологического процесса,
  • минимальный срок окупаемости за счёт продажи или использования полученного рекуперата (конденсата),
  • наличие широкой сети гарантийного и пост гарантийного обслуживания холодильного и насосного оборудования в регионах.

Установки ККР позволяют уловить до 98% выбросов углеводородов. В зависимости от изменения тепловой нагрузки на установку рекуперации (изменение объёмного расхода, состава или температуры ПВС) холодопроизводительность холодильной установки автоматически меняется, что позволяет экономить на потребляемой электроэнергии, при этом постоянно поддерживать заданную температуру конденсации.

Проектирование установок производится с учётом требований и пожеланий заказчика.

Справочная информация, книги, статьи, публикации

Глоссарий

Рекуперация (от лат. recuperatio — обратное получение), возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе.

Vapor recovery — улавливание паров.

Recovery of service station vapor — рекуперация бензиновых паров на АЗС.

Vapor recovery unit — установка для сбора резервуарных паров, установка для возвращения паров в жидкую фазу, установка улавливания легких фракций.

Историческая справка

Окатов Александр Петрович (р. 21 ноября (4 декабря 1889) в Петербурге) – профессор кафедры неорганической химии ТПИ. В 1928 году организовал проектное бюро рекуперации для возвращения части материала или энергии, расходуемых при проведении того или иного технологического процесса, для повторного использования в том же процессе. Оставил большое число научных работ, в том числе специальных, по заданию центральных военных учреждений. Более 40 работ были положены в основу проектирования рекуперационных установок.

gazst.ru

Рекуперация паров для нефтебаз и нефтезаводов

Установки улавливания и рекуперации паров (УРП) производства компании «Cool Sorption»

«Cool Sorption A/S»  - признанный лидер в области технологий снижения выбросов углеводородов для крупнейших нефтяных компаний во всем мире. Компания CS имеет тридцатилетний опыт разработки и запуска в эксплуатацию более 300 установок улавливания и рекуперации паров (УРП) по всей Европе, а также более 25 установок УРП в России и странах СНГ. Кроме того, компания ACS спроектировала и ввела в эксплуатацию 2 самые крупные установки УРП в мире, расположенные в Норвегии.

Установки улавливания и рекуперации паров используются для улавливания и восстановления паров всех видов нефтепродуктов.

Эффективность установок УРП

Эффективностью установок УРП является уровень восстановления поступающих паров. Средний показатель эффективности эксплуатации систем УРП на базе технологий      Cool Sorption составляет 98%.

Применение установок улавливания и рекуперации паров

Установки УРП применяются для улавливания паров при хранении и транспортировке продукта, а именно:

  • - при наливе в железнодорожные и автоцистерны;
  • - при наливе в танкеры;/li>
  • - при хранении продуктов в резервуарах хранения.

Установки улавливания и рекуперации паров способны работать со всеми видами нефтепродуктов, нефтью, а также с ароматическими соединениями. Для каждого вида продукта выбирается наиболее эффективная технология в зависимости от его свойств, типа налива и производственных мощностей площадки.

  • - Бензины
  • - Сырая нефть
  • - Конденсат.

Преимущества установок улавливания и рекуперации паров на базе технологий Cool Sorption

  •   - Индивидуальный подход к проектированию позволяет создавать установки, идеально соответствующиеусловиям и требованиям каждого конкретного клиента.
  • - Эффективность работы УРП при работе установки с парами нефти  составляет 98% и выше в зависимости от химического состава продукта (нефти), при работе с парами бензинов  - 99,99%.
  • -  Соответствие самым строгим экологическим нормам. Уровень эмиссии на выходе УРП не превышает 150 мг/м³, что отвечает требованиям европейских и российских стандартов.
  •   - Работа со всеми видами паров нефтепродуктов (включая нефть, бензин, легкие нефтепродукты, химические продукты).
  •   - Работа со всеми видами налива: налив в танкеры, цистерны и автоналив.
  • -  УРП рассчитана на меняющийся поток углеводородов и не требовательна к постоянному потоку паров во время работы.Тем самым, достигается высокая гибкость работы установки в широком диапазоне интенсивности потока углеводородов.
  • - Быстрая окупаемость инвестиций. Поскольку УРП почти полностью регенерирует пары в продукт, из которого они испарились, установка имеет короткий срок окупаемости проекта от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от грузооборота рабочей площадки, что делает УРП экономически привлекательными.
  • - Система контроля подачи абсорбента позволяет добиться высокой эффективности работы УРП.
  • - Наличие представительств и центров технического обслуживания во многих странах мира позволяет качественно обслуживать и оперативно реагировать на запросы клиента.
  • - Прогрессивная система контроля вакуума создана, чтобы повысить эффективность установки и увеличить срок службы активированного угля.
  • - Высокая надежность ротационных лопастных вакуумных насосов: более 70 насосов в эксплуатации за последние 6лет, и ни одной поломки. Экономное энергопотребление – энергопотребление вакуумного насоса ротационного лопастного типа обычно на 25-30% меньше, чем у жидкостного кольцевого вакуумного насоса того же размера, а также на 10-15% меньше, нежели у спирального вакуумного насоса того же размера.
  • - Емкости тестируются при давлении 10 атмосфер (13 атмосфер для труб), чтобы обеспечить максимальную надежность и безопасность при работе установки.
  • - Все приводы пневматические:
    • - spanотказоустойчивые;
    • - не требуют греющих элементов;
    • - пожаробезопасные;
    • - долговечные (>400.000 циклов, электрические<100.000).
  • - Наличие системы мониторинга выбросов углеводородов позволяет контролировать в непрерывном режиме уровень эмиссии на выходе УРП и своевременно реагировать для принятия соответствующих мер.
  • - Режимы сохранения энергии:
    • - на основе показаний анализатора углеводородов;
    • - на основе сигнала старта загрузки продукта.
    • Эта функция позволяет минимизировать энергопотребление установки  при работе.
  • - Минерализованный таблетированный активированный уголь с высокой механической прочностью обеспечивает высокоэффективную и надежную работу установки.
  • Специальная система укладки угля продлевает его срок службы.
  • Минимальное время выравнивания давления в фильтрахповышает быстродействие установки.
  • - PROFIBUS интерфейс на всех установках ACS позволяет объединить их в единую,использующую стандартные протоколы связисеть на уровне датчиков и приводов.

УРП в эксплуатации

Statoil Mongstad - УРП для сырой нефти - Поток паров: 36000 м3/ч

Randgrid - Сырая нефть - УРП для эксплуатации на танкере - 2000 м3/ч

Preem Scanraf - Загрузка танкеров бензинами - 6000 м3/ч

Терминалы Nustar - Загрузка и разгрузка танкеров с бензинами - 2500 м3/ч

Heidrun III Asgard C - Сырая нефть - Танкер - 1650 м3/ч

Navion Europa - УРП для сырой нефти на танкере - 800 м3/ч

ОАО «РПК-Высоцк» ЛУКОЙЛ II». УРП для сырой нефти. Поток паров 4500 м3/час

ЗАО «БалтНафта» (дочерняя компания ОАО «ТАТНЕФТЬ»). УРП для паров бензина, образующихся при сливе ж.д. цистерн, наливе танкеров, дыханий от резервуарного парка. Поток паров 2000 м3/ч.

ЗАО «КНПЗ – КЭН» (г. Краснодар). УРП для паров бензина, образующихся при наливе ж.д. цистерн. Поток паров 1800 м3/час

ООО «ЛУКОЙЛ - Комплексный Нефтяной Терминал» (г. Калининград). УРП для паров бензина, нефти и газового конденсата, образующихся при сливе ж.д. цистерн, наливе танкеров, дыханий от резервуарного парка. Поток паров 2500 м3/ч

ТОО «Жаикмунай» (Казахстан, г. Уральск). УРП для паров сырой нефти и газового конденсата, образующихся при наливе ж.д. цистерн, наливе танкеров, дыханий от резервуарного парка. Поток паров 1800 м3/ч

ООО «Подольскнефтепродукт» (ОАО «РОСНЕФТЬ»), г. Подольск, Московская область. УРП для паров бензина, образующихся при наливе автоцистерн. Постоянная производительность 100 м3/ч.

www.kraftoil.ru

Классификация установок рекуперации паров

Установки улавливания и рекуперации паровспособны работать со всеми видами бензинов, нефтью, а также с ароматическими соединениями. Для каждого вида продукта в зависимости от его свойств, типа налива и производственных мощностей площадки выбирается наиболее эффективная технология.

Бензины 

Технология углеродно-вакуумной адсорбции (CVA). Наиболее распространенный технологический процесс рекуперации паров бензинов. Благодаря своей простоте в эксплуатации и эффективности улавливания является самой популярной технологией в мире. В зависимости от мощностей площадки применяются либо сухие вакуумные насосы, либо жидкостные кольцевые вакуумные насосы. Одинаково эффективна и для автоналива, и для ж/д-налива, и для работы с резервуарным парком.

Узел УРП состоит из двух одинаковых емкостей, наполненных активированным углем. Каждая емкость может работать в двух режимах: «режим адсорбции» и режим вакуумной регенерации. Емкость, готовую к режиму адсорбции, подключают к газоуравнительной линии и начинают пропускать через нее воздушную смесь, насыщенную углеводородами. Углеводороды адсорбируются на поверхности активированного угля, а очищенный воздух выбрасывается в атмосферу. После насыщения угля емкость переводится в режим вакуумной регенерации, во время которого насыщенный углеводородный пар выкачивается вакуумными насосами из активированного угля и направляется в абсорбционную колонну. В этой колонне большая часть углеводородов абсорбируется встречным потоком подходящего жидкого абсорбента из резервуарного парка или трубопровода. Присутствующий при этом незначительный объем воздуха, попавший во время воздушной продувки на стадии регенерации, выходит через верхнюю часть абсорбционной колонны, что приводит к уносу незначительной части углеводородов, подлежащих в дальнейшем возврату в угольный адсорбер, находящийся в стадии адсорбции. Попеременно используя емкости в режимах адсорбции и регенерации, получают систему, работающую непрерывно.

Преимущества

  • - Высокая эффективность (низкий уровень выбросов, исключая метан).
  • - Низкое энергопотребление.
  • - Высокая степень надежности.
  • - Малые перепады давления в паропроводе.
  • - Технология применима к широкому диапазону профилей загрузки и прерывистым загрузкам.

Недостатки:

  • - Неоправданно завышенное соотношение цена/качество при высоких концентрациях углеводородов
  • - Технология чувствительна к загрязняющим веществам, таким как сера и т.п.
  • - Необходима замена угля.

Углеродно-вакуумное конденсирование под давлением (CVPC). Это та же углеродно-вакуумная адсорбция, дополненная узлом циркуляции и компрессии абсорбента. Используется в случае отсутствия возможности подачи свежего абсорбента из резервуарного парка. В связи с отсутствием абсорбента добавляется один узел – узел циркуляции и компрессии абсорбента внутри установки.

Преимущество данного процесса в том, что не требуется поток абсорбента из резервуарного парка или трубопровода. Все восстановленные пары сжимаются и содержатся в установке в качестве абсорбента до тех пор, пока восстановленный продукт не будет возвращен в соответствующую емкость хранения. В процессе используется адсорбция с помощью активированного угля для удаления углеводородов из потока паров, которая позволяет выпускать чистый воздух из угольных фильтров. После этого адсорбированные углеводороды извлекаются из слоя активированного угля с помощью жидкостных кольцевых вакуумных насосов и усилителей вакуума. Дальше пары сжимаются и конденсируются в рециркулирующий поток абсорбента внутри УРП

Преимущества:

  • - Высокая эффективность.
  • -Высокая степень надёжности.
  • -Нет необходимости в абсорбенте.
  • -Небольшой внутренний диаметр труб для возврата восстановленного продукта.
  • -Процесс применим к широкому диапазону профилей загрузки и прерывистым загрузкам.

Недостатки:

  • -Технология неприменима к интенсивным подачам ЛОС.
  • -Чувствительна к загрязняющим веществам, таким как сера и т.п.
  • -Требования по уходу за жидким продуктом.
  • -Высокое энергопотребление.
  • -Требования к компрессии ЛОС перед попаданием в абсорбер.
  • -Необходима замена угля.
  • -Жидкий продукт не является товарным.

Холодная жидкая абсорбция (CLA). Данный процесс является первой разработкой в истории обработки паров углеводородов. Так как он был разработан в 70х годах, то на данный момент является устаревшим и не дает такой эффективности, как более современный процесс CVA. Также имеет дополнительные технологические узлы, такие как узел рециркуляции охлаждающей жидкости, что приводит к усложнению эксплуатации.

Холодная жидкая абсорбция – двухступенчатый процесс атмосферной абсорбции. На первом этапе в качестве абсорбента используется керосин. Пары направляются в абсорбционную колонну, где они абсорбируются потоком холодного керосина. Неабсорбированные пары остаются в верхней части колоны, а смесь абсорбированных/конденсированных углеводородов и обогащенный керосин перекачиваются в головную технологическую часть установки. Обогащенный керосин предварительно подогревается и направляется в десорбционную колонну. Очищенный керосин возвращается в абсорбционную колонну. Десорбированные углеводороды высвобождаются через верхнюю часть десорбера, охлаждаются и направляются в абсорбционную колонну второй ступени, где в качестве абсорбента используется сырая нефть.

Преимущества:

  • - Высокая гибкость в диапазоне интенсивности потока и состава газов.
  • - Высокая степень надежности.
  • - Малые перепады давления в паропроводе.
  • - Большой выбор процессов реабсорбции.

Недостатки:

  • - Несколько различных этапов технологического процесса.
  • - Подача и обработка абсорбента.
  • - Малая эффективность процесса восстановления паров.

Процесс мембранной фильтрации.Практически не используется на нефтебазах из-за необходимости обеспечения постоянного потока паров на установку и низкой производительности систем.

После того, как продукт поступает на установку, первым этапом идет компрессия. После этого он попадает в конденсатор, где происходит частичная конденсация. После смесь перекачивается в сепаратор. В сепараторе смесь отделяется от конденсированного продукта, который после сепаратора сразу же возвращается из установки в резервуар хранения, а оставшаяся часть ПВС проходит через мембрану, которая улавливает большую часть углеводородов. После прохождения мембраны чистый воздух выводится в атмосферу, а часть ПВС в виде загущенного пермеата возвращается в резервуар, где конденсация происходит естественным путем, и абсорбентом является продукт, находящийся в резервуарах.

Преимущества:

  • - Малое потребление электроэнергии.
  • - Один этап технологического процесса.

Недостатки:

  • - Необходимость в постоянном потоке паров.
  • - Ограниченная пропускная способность.

Нефть

Углеродно-вакуумная адсорбция (CVA).Для нефти также возможно использование процесса CVA, но только в случае, если серосодержание в составе нефти не превышает 20 ppm. Иначе для очистки паров нефти, которые будут поступать на установку, необходимо устанавливать дорогостоящий скруббер. Это влечет за собой значительное увеличение срока окупаемости установки и усложнение ее эксплуатации.

Углеродно-вакуумное конденсирование под давлением (CVPC).Также может работать с парами нефти, как и технология CVA

Процесс PLA (жидкостная абсорбция под давлением).Одна из новейших мировых технологий. Применима при больших параметрах загрузки (например, загрузка танкеров) и при серосодержании в парах нефти выше 20 ppm. Также является самой простой в эксплуатации, нежели все остальные процессы, требует минимальных затрат на обслуживание.

Пары, собранные во время загрузки сырой нефти, направляются в систему восстановления летучих органических соединений (ЛОС). Газ собирается в паросборнике и направляется в блок компрессоров установки. Жидкостные кольцевые насосы установлены для обеспечения необходимого давления ЛОС при переменном значении потока паров, который идет на переработку. Сжатые ЛОС поступают в абсорбционную колонну, где абсорбируются встречным потоком керосина, например Jet A1. Керосин циркулируется и восстанавливается внутренне в процессе. Тем не менее, некоторое количество керосина должно подаваться снаружи, чтобы заменить небольшое количество керосина, которое испаряется через верх выпарной колонны. Углеводороды, содержащиеся в ЛОС, уходят с керосином через нижнюю часть скруббера, тогда как инертная часть ЛОС выбрасывается через верх колонны скруббера. Углеводороды, содержащиеся в керосине, в следующей фазе выводятся из керосина в выпарной колонне. После этого насыщенные углеводороды покидают выпарную колонну через верх и попадают в реабсорбер, где реабсорбируются с помощью сырой нефти, которая подается через верх. Промежуточная абсорбция керосином необходима для получения высоких параметров улавливания установки. Также на выходе может быть получен конденсированный продукт ШФЛУ. Кроме того, в процессе циркуляции керосин нагревается до высоких температур и теряет свои абсорбционные свойства. Для того чтобы этого избежать, в цепи рециркуляции керосина используется теплообменник, через который проходит керосин для понижения температуры

Преимущества:

  • - Высокая гибкость в диапазоне интенсивности потока и состава газов.
  • - Высокая степень надежности.
  • - Малые перепады давления в паропроводе.

Недостатки:

  • - Несколько различных этапов технологического процесса.
  • - Подача и обработка абсорбента.
  • - Газовый компрессор для потока ЛОС.

www.kraftoil.ru

Рекупрация паров на АЗС, аналитика

Рекупрация паров на АЗС

Рекуперация, улавливание или возврат?

В последнее время, на рынке «Оборудования для нефтеперерабатывающего комплекса», мы все чаще и чаще слышим такие выражения, как «рекуперация пара», «паровозврат», «улавливание паров». Это говорит о том, что вопросы хранения топлива, уменьшения его потерь, во время перевозки и перевалки, экологии становятся все более и более актуальны среди собственников АЗС и нефтебаз, а так же контролирующих государственных органов.

Ни для кого не секрет, что:

  • Суточные потери усредненной АЗС от "больших и малых дыханий" 50-80 кг, годовые 18-20 тонн с учетом выбросов паров при заправке автомобилей до 60 тонн в год.
  • При сливе бензина происходит залповый выброс легких углеводородов в количестве 0.3-0.6% от количества сливаемого топлива, при хранении ("малом дыхании") испарения составляют 0.1-0.4 % от общего объема хранения, т. е., АЗС с общим объемом емкостей 40м. куб. выбрасывает в атмосферу 4-4.5 тонн легких углеводородов в год.
  • При наливе любых емкостей открытым способом из последних вытесняется паровоздушная смесь с концентрацией, в зависимости от температуры от 500 до 1500 мл жидкого продукта в 1м. куб смеси, что увеличивает опасность пожаров, влияет на здоровье человека, наносит вред окружающей среде.

Эти проблемы наиболее актуальны для больших предприятий, владеющих большими сетями АЗС. Именно они, по мере роста своих активов, начинают все больше и больше задумываться о том, куда же девается часть того продукта, который предназначен для продажи и мог быть проданным, а по истечению отчетного периода в буквальном смысле слова "растворяется в воздухе".

Это не удивительно, так как Россия, медленно, но уверенно в своем развитии, двигается в сторону экономически развитых стран, таких как страны европейского сообщество и США. Если подобные темпы будут сохраняться, то мы рано или поздно придем к тому, что сегодня в Европе и США считается нормой, а это:      - пластиковые трубопроводы;      - двустенные резервуары;      - системы улавливания, возврата и рекуперации пара.

Основные определения:

Что же такое "рекуперация пара", "паровозврат", "улавливание паров"?

В английском языке, в терминологии использующейся на рынке "оборудования для АЗС и нефтебаз", существуют два термина Vapor Recovery Stage II и Vapor Recovery Stage I. Эти термины появились в конце 80-х, начале 90-х. Их появление было связно с ужесточением требований (US Environmental Protection Agency) Агенства по защите от загрязнения окружающей среды США, к охране воздушного пространства, так называемое air pollution.

На русский язык, эти термины можно перевести как Возврат Паров Уровень II, Возврат Паров Уровень I или Улавливание Паров Уровень II, Улавливание Паров Уровень I.

Теперь, что касается понятия Рекуперация паров.

Часто мы слышим: "Топливораздаточная колонка с рекуперацией пара", или "Рекуперация пара 1 и 2 уровня".

По мнению автора, это крайне безграмотно. Ни одна топливораздаточная колонка в мире не оснащена системой рекуперации пара. Процесс рекуперации подразумевает превращение паров в топливо. Сегодня ни один производитель ТРК не производит топливораздаточные колонки, оснащенные системами, превращающими пары в топливо.

В терминологии используемой в английском языке, на рынке "оборудования для топливораздаточного комплекса" слово recuperation отсутствует.

Нет этого понятия, даже близко, в тех правилах и нормативах, принятых в США, и касающихся защиты окружающей среды.

По мнению автора, произошла подмена терминов, так как обычно под названием "ТРК с рекуперацией пара" понимается топливораздаточная колонка с системой Улавливания Паров, а именно процесс, именуемый Vapor Recovery Stage II или на русском Улавливание паров уровень II.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что автор не отрицает существование систем превращающих паровоздушную смесь в топливо. Так как такие системы существуют и один из примеров, это VaporSaver I реализуемый компанией Dover, США, а именно одним из ее дивизионов известным нам под именем OPW. На рынке существует так же ряд подобных систем произведенных в России и Европе. Значение и место этих систем в комплексе "современной АЗС", мы так же попробуем определить в дальнейших публикациях.

Значение системы Улавливания паров имеет первостепенное значение еще и потому, что для того, чтобы пары превратить в топливо, их нужно сначала уловить и сохранить.

Что же такое "Улавливание паров Уровень II"?

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что Улавливание паров уровень I, Улавливание паров уровень II, Улавливание паров в системе "автоцистерна", Улавливание паров в системе наливного терминала на нефтебазе являются всего лишь частями одного комплекса, который условно можно назвать "Улавливание паров в системе топливораздаточного комплекса".

Обо всех этих этапах мы расскажем в последующих публикациях. Решение, о том, чтобы начать цикл с системы Улавливания Паров уровень II - не случайно. На наш взгляд это самый легкий и доступный, с точки зрения сложившейся на рынке оборудование для "Топливораздаточного комплекса" ситуации, для понимания и реализации этап, затрагивающий всего лишь топливораздаточную колонку. В случае широкого принятия соответствующих норм, по охране окружающей среды в Украине, к обязательному исполнению легче и дешевле всего будет реализовать именно этот этап.

Улавливание Паров уровень II

Система Улавливания Паров Уровень II была разработана с целью улавливания топливных паров испаряющихся во время заправки автомобиля. Согласно данным ЕРА, правильно установленная и функционирующая система улавливает около 95% паров, испаряющихся во время заправки автомобиля. Система возврата паров включает в себя топливораздаточный пистолет, который собирает пары, рукав, возвращающий пары обратно в резервуар. По существу количество топлива в резервуаре пополняется за счет улавливаемых и возвращенных паров.

Типы Системы Улавливания Паров Уровень II.

Существует два типа Системы Улавливания Паров Уровень II: Балансовая система и Вакуумная система. Вакуумная система является более современной и доминирующей на рынке. На сегодняшний момент Балансовая система сохранилась "точечно" в некоторых штатах США, в Европе она отсутствует вообще.

Балансовая система - принцип основан на естественном избыточном давлении, появляющимся в баке автомобиля во время заправки топлива. Попадающее в бак топливо выталкивает пары наружу. Метод является пассивным и требует хорошей прокладки/уплотнения между топливораздаточным пистолетом и горловиной бака.

Вакуумная система - Система включает в себя вакуумный насос, откачивающий пары. Не нужно дополнительной прокладки/уплотнения между топливораздаточным пистолетом и горловиной бака. Пистолет улавливает пары из окружающего пространства.

Журнал «Московский Топливный Рынок», октябрь 2004г.

Поиск продукции:
Рекомендуем:

Топливораздаточная колонка для АЗС Нара 28

Топливораздаточная колонка для АЗС НАРА 27М1С

tex-avto.ru


Смотрите также