"Извините, идет прием топлива". Как журналист принимал на АЗС нефтепродукты. Прием бензина на азс


Учет топлива на АЗС

Особенности учета топлива на АЗС

Для учета топлива на современных автозаправочных станциях используется автоматизированное оборудование. Тем не менее, существуют официальные инструкции, регламентирующие ручной учет, которым все еще пользуются на небольших частных АЗС. Подробнее об этом – далее в нашем материале.

Общая информация

Учет движения бензина и других продуктов на АЗС, производимый вручную, состоит из ряда обязательных этапов. Они регламентированы единой Инструкцией о порядке поступления, хранения, учета и отпуска нефтепродуктов на АЗС.

Самая главная особенность заключается в различных используемых системах мер. Так закупки у оптового поставщика чаще всего производятся по массе (в килограммах), а отпуск частным покупателям для удобства и простоты – по объему (в литрах). Отсюда возникает сложность, вызванная физическими особенностями среды: при разных показателях температуры и давления в окружающей среде объем топлива меняется, но масса при этом остается неизменной. Поэтому ведение учета одновременно в двух системах крайне желательно.

Согласно вышеуказанной инструкции, масса топлива высчитывается как произведение его плотности на объем. Метод расчета называется, соответственно, объемно-массовым.

Для его применения необходимо определить количество топлива:

  • в трубопроводах,
  • в резервуарах (для каждого отдельно),
  • суммарно по маркам,
  • количество отпущенного продукта.

Приемка

Основа правильного учета – качественная приемка продукции от поставщика.

Во время поставки учет производится на двух основаниях:

  1. Информации о марке, температуре, плотности, объеме и весе, указанной в накладной.
  2. Значениях, полученных при измерениях, произведенных непосредственно во время приемки. При этом они должны производиться в тех же условиях, при которых производилась погрузка на транспорт.

При наличии расхождений в данных составляется акт недостачи в 3 экземплярах: для водителя, для хранения на АЗС и для прикрепления к отчету по смене.

Отпуск

Отпуск горючего разрешается производить исключительно через установленные топливораздаточные колонки. Соответственно, учет отпущенного топлива ведется на основании их показаний. Конкретные значения высчитываются по вышеуказанному методу и формуле для каждой отдельно взятой марки.

Сдача и приемка смены

Также проверка основных показателей осуществляется ежедневно при сдаче и приемке смены. Сдающий и принимающий совместно:

  • фиксируют данные всех приборов учета,
  • измеряют объем проданной за смену продукции,
  • вычисляют остаток для каждого резервуара (по массе),
  • отмечают наличие и величину погрешности каждой ТРК.

Полученные данные заносятся в стандартную или внутреннюю форму отчета.

В нем же в килограммах указывается наличие недостачи или излишков нефтепродуктов, выявленное при соотношении показаний счетчиков ТРК и собственных замеров остатков топлива в резервуарах.

Все обнаруженные данные фиксируются бухгалтерией в накопительной ведомости, итог которой подводится в момент проведения инвентаризации.

Инвентаризация

Согласно регламенту, инвентаризация должна проходить ежемесячно. Отчетной датой обычно является первое число.

При ее осуществлении фиксируется объем оставшихся нефтепродуктов. Полученные значения вкупе с показателями плотности и температуры во время замеров позволяют осуществить расчет оставшейся массы топлива каждой марки. Эти значения сравниваются с информацией, содержащейся в документах.

Обнаруженная недостача или излишки заносятся в счислительную ведомость. Убытки, которые несет АЗС в результате недостачи, могут нивелироваться одним из двух способов:

  • Если они не превышают установленную норму – распределяются между собственниками.
  • При наличии превышений норм недостачи – покрываются равными долями за счет всех материально-ответственных лиц.

Дополнительно о плотности топлива

При необходимости ручного учета движения нефтепродуктов многие АЗС прибегают к так называемой средней плотности топлива. Значение средней плотности обычно рассчитывается на определенный период (например, на сезон) и изменяется после его окончания и проведения инвентаризации.

Средняя плотность – не что иное, как среднее арифметическое от измерений, полученных в результате всех проверок, включая ежедневную сдачу и приемку смены. Так как объем горючего зависит от температуры, полученное усредненное значение с помощью таблиц приводят к температуре +20 градусов.

Фактически все расчеты, произведенные на основании усредненной плотности, не являются достаточно верными для ведения бухгалтерии, так как расхождения с истинными значениями влияют на расчетное количество топлива, которое всегда будет расходиться с реальным. Таким образом, усредненную плотность можно рассчитывать исключительно для быстрого получения ориентировочных цифр.

Автоматизация

Ручные измерения достаточно сложны и неспособны дать достаточной точности, поэтому современные АЗС используют автоматизированные программно-аппаратные средства учета.

На рынке доступно сразу несколько решений универсальных систем. За исключением разницы в интерфейсе и ряде незначительных дополнительных функций, все они предлагают следующие возможности:

  • учет движения топлива,
  • отслеживание количества нефтепродуктов в резервуарах,
  • графическое представление наличия,
  • учет продаж товаров и дополнительных услуг на АЗС,
  • изменение цен по времени,
  • отслеживание счетчиков ТРК,
  • интеграция с кассой (мониторинг суммы, хранящейся наличными),
  • экспорт в 1С и аналоги,
  • составление отчетности за необходимый временной промежуток,
  • ведение приходной и расходной документации.

Использование подобной автоматизированной системы не только сильно упрощает учет и повышает точность расчетов, но и превращает разрозненные АЗС, работающие под одним брендом, в централизованную сеть с возможностью дистанционного отслеживания и контроля всех узлов. Именно поэтому крупные игроки рынка давно отошли от ручного учета и пользуются исключительно автоматизированными решениями, позволяющими контролировать не только собственные АЗС, но также нефтебазы и транспорт, перевозящий нефтепродукты.

gpn-trade.ru

Заправка на АЗС – секреты заправок, работа на АЗС, недолив на заправке бензина и топлива, пистолет и колонки – блог заправщика! :: Заработок на АЗС Работа на АЗС Секреты АЗС :: Приём бензовоза. Часть 2.

236804Следующий этап, это действия после слива.Во-первых, если ваш бензовоз без продувки, а ёмкости не вкопаны а стоят на земле (выше уровня земли), то нужно сливать оставшееся топливо из шлангов в металлические вёдра, и вручную переливать в ёмкость. Самый простой и естественный способ, это оставить бензин в ведре и продать знакомому таксисту, либо слить попозже в канистру и так же в последствии продать.

Способ как прост, так и опасен тем, что после приёма бензовоза может приехать начальство и пройдясь по территории АЗС найти ваше ведро с бензином. Естественно, все ваши отставленные вёдра прекрасно видит водитель бензовоза, но если вы закрываете глаза на его дела, то он естественно ничего не заметит.Во-вторых, нужно залезть на бензовоз и убедиться что в секции пусто и нет луж топлива. Естественно, если вы договорились с водителем, то можно немного и оставить, а он потом с вами расплатится.В-третьих, нужно проследить что бы водитель спустил всё топливо из системы. Дело в том, что в трубах под бензовозом остаётся до 30ти литров топлива! После слива вам топлива, водитель может просто собрать свои шланги и уехать, увозя с собой эти самые 30 литров, которые он сольёт чуть позже. Обычно на это закрывают глаза когда делают все замеры правильно. В итоге недостача списывается на «погрешности» и «усадки»…В-четвёртых, после того как всё сделали и отпустили бензовоз, нужно сделать замеры топлива в ёмкостях на АЗС. Фактическое количество принятого топлива расчитывается очень просто. От количества после бензовоза отнимаем количество топлива перед ним. Если вы производили какие либо махинации описанные в трёх предыдущих пунктах, то вам нужно подкорректировать ваш замер. Например, бензовоз привёз 1000л бензина. Вы отставили 20-ти литровое ведро в сторонку (оставили немного бенза в бензовозе, намеренно не слили топливо из системы). Что бы не было большой недостачи вы можете прибавить чуток к замеру, например 10 литров. Получается, что вам залили 990 а у следующей смены помимо всего будет недостача в 10 литров. Если оставить всё как есть, то получится такая ситуация, что в бензовоз налили 1000л а он привёз всего 980, т.е. 20л где то потерял. Это можно обьяснить например, опустившейся температурой (естественно, приспустили её вы). Можно добавить эти двадцать литров в замер, т.е. просто прибавить к объёму в ёмкости эти 20л, и при пересменке на следующее утро сделать то же самое (если конечно принимающая смена следит спустя рукава), тогда недостача вылезет через день у принимающей смены, когда они будут сдавать топливо следующей. Естественно, уже никто ничего доказать не сможет и так как бензовоз давно уехал а замеры делали 2 смены, концов вобще никто не найдёт.Важное уточнение! Если бензовоз помимо вас делит секцию с топливом ещё с какой то заправкой, то недостачу можно сделать любую и никто никогда виновных не найдёт! Сейчас объясню. К примеру, бензовоз с 1000 литров бензина должен развести его на две АЗС. Он приезжает на первую, сливает сколько нужно, потом едет на вторую и сливает остаток. Первая АЗС звонит начальству и докладывает, что приняла 450л. Вторая докладывает, что тоже приняла 450л. Начальство в шоке пытается понять куда делось 100л. Начинает выяснять с первой АЗС и задаёт такие вопросы:1. Вы посмотрели планку у бензовоза? Бензина было не меньше? – Да, всё было в норме.2. Вы меряли температуру и плотность? – Да, меряли. Почти такая же как и в накладной, изменения не существенны.3. Какой был минус за смену до слива (разница между фактическими и бухгалтерскими данными)? – Минус маленький, в пределах нормы (если бы был большой, т.е. большая разница между проданным топливом и фактическим расходом с начала смены, значит не правильно замерили топливо до слива с бензовоза).4. Вы правильно посчитали по таблице? Пересчитайте! – Пересчитали, всё ок.Далее следует звонок на АЗС2, оператору задаются те же вопросы а так же дополнительные:1. Когда отпускали бензовоз, вы слили топливо из шлангов и системы? – Да, конечно!2. Вы залазили на бензовоз? Секции пустые? – Да, всё пусто.После этого начальство принимает решение о том, что нужно подождать следующего дня, когда будут сделаны утренние замеры. Если где то ошиблись с замерами, то это выплывет избытком топлива в 100л.

Продолжение следует…

Первая часть статьи “Приём бензовоза или куда деваются литры?”.

azs13.ru

"Извините, идет прием топлива". Как журналист принимал на АЗС нефтепродукты.

priem topliva 00    Нередко, приезжая на АЗС, сталкиваешься с табличкой "Извините, идет слив топлива". Бывает, что АЗС не работает полностью, бывает, только некоторые ТРК (топливораздаточные краны), тогда прямо на них закрепляются таблички: "Извините, идет прием топлива".

    Понятное дело, никто не ждет, пока его (топливо) откуда-то сольют и куда-то примут, а сразу отправляется на другую автозаправочную станцию.

    А на самом деле, что кроется за этой табличкой, как происходят те самые, невидимые клиентам, слив и прием топлива?

priem topliva 01

    Задавшись такими и другими вопросами и предварительно оговорив время прибытия бензовоза, Татьяна Кудряшова из "Лидской газеты" отправилась на одну из автозаправочных станций "Белоруснефть", обслуживаемых ОАО "Лиданефтепродукт", – в Цыборы.

    Компьютер знает, хватает ли топлива на АЗС

    До того, как нефтепродукты приехали, с процессами их контроля и приемки корреспондента теоретически ознакомили начальник цеха АЗС ОАО "Лиданефтепродукт" Юрий Рымко, начальник производственно-технического отдела предприятия Виталий Гурьян, мастер, отвечающий за работу этой АЗС, Тадеуш Табола.

    Перед тем как отправить бензовоз на определенную АЗС, существуют предварительные мероприятия. Во-первых, график, который формируется диспетчерской службой, исходя из информации об остатках. Чтобы работа была бесперебойной, в резервуарах должен находиться трехдневный запас. Диспетчер с помощью компьютера видит на расстоянии, сколько и чего не хватает на конкретной АЗС, после отправляется электронная накладная, а количество и время еще раз согласовываются с оператором АЗС, который, кстати, тоже видит на экране компьютера, в каком резервуаре сколько определенного вида топлива.

    Сегодня мы будем заполнять два резервуара: с АИ-92 и дизельным топливом. Вот и бензовоз.

    ЧП не будет

    Водителя бензовоза Дмитрия Граховского встречаем за стойкой оператора. Он отдает накладные на бумажном носителе, которые дублируют электронные. Оператор сверяет: все точно, как в аптеке. Далее возвращаемся к бензовозу. Он может стоять только там, где стоит, – на специальной площадке. Где-то там и резервуары.

    Первым делом оператор (кстати, он должен быть в спецодежде определенного образца и даже иметь каску) проверяет, поставил ли водитель под колеса противооткатные упоры. Есть. Второе правило – пломба на ящике. В порядке. Ящик, за дверцей которого находятся большущие краны, открывается, и начинает действовать третье правило – заземление. Проще говоря, проволока цепляется за металлическую часть крана и соединяется со специальным столбиком на площадке. Это одна из необходимых мер предосторожности.

    Есть и другие. Например, до начала приема топлива обязательно надо открыть кран аварийного резервуара. Зачем? Казалось бы, незачем. Ведь требуемое количество топлива уже несколько раз перепроверено до грамма. В резервуар из бензовоза его попадет ровно столько, сколько заказано. Все подсчитала автоматика. Но мало ли что. В общем, кран аварийного резервуара открывается на непредвиденный случай перелива топлива. Если такое вдруг произойдет, то нефтепродукты не разольются по территории, а попадут в аварийное отверстие. Но даже если и хлынет бензиновый поток, все равно реки не получится, так как и на самой площадке, под бензовозом, зарешеченные аварийные отверстия, куда и попадет топливо.

    Можно ли "развести" топливо?

    Поговорим о "разбавлении" бензина. В обязанности оператора, принимающего топливо, входит и такая проверка. Вот тут Александру и требуется каска, так как придется залезать вверх, на цистерну. Люки там тоже опломбированы. В руках у Александра специальная штука, типа автомобильного щупа для проверки уровня масла. Выглядит как полутораметровая (примерно) металлическая линейка с делениями. Перед тем как опустить ее в люк, на кончик ее наносится специальная смазка-индикатор. Это для того, чтобы узнать, присутствуют ли в цистерне вода и другие непредусмотренные вещества. Если да, то смазка должна приобрести малиновый цвет. Нет, цвет остался прежним. Чтобы все-таки продемонстрировать, что индикатор в порядке, на него капают водой, цвет смазки мгновенно меняется.

    Почему так долго?

    Прием топлива происходит долго. Казалось бы, нацепил рукава – и вперед. Очень много степеней контроля. Впрочем, всё для нас же, клиентов.

    Оттуда же, из цистерны, оператор берет пробу для проверки качества, плотности, температуры. Все эти параметры определяются специальным прибором, похожим на обыкновенный градусник. Называется – ареометр. Для каждого вида топлива свой прибор. Затем проверенные пробы в запечатанном виде хранятся в специальном шкафчике до полной реализации данной партии нефтепродуктов.

    Далее водитель и оператор закрепляют рукава, идущие от бензовоза к кранам резервуаров, проверяется надежность и дается команда на слив. Наконец!

    Потом все происходит в обратном порядке: отсоединить рукава, закрыть кран аварийного резервуара, смотать проволоку заземления и так далее. Все по правилам. Они расписаны четко и очень подробно в документе, который называется "Порядок учета нефтепродуктов при приеме, хранении и отпуске на АЗС "Белоруснефть".

autogrodno.by


Смотрите также