Дороже нефти: цены на бензин в России только повышаются. Потребления бензина в россии


с чем связан галопирующий рост цен на бензин в России — РТ на русском

Совет Федерации намерен обратиться в правительство по поводу удорожания бензина. По данным Росстата, в апреле производители топлива подняли цену на 13%, тогда как годом ранее она выросла на 4,9%. Сенаторы не исключают проблем в сельском хозяйстве из-за галопирующего роста стоимости топлива. В свою очередь, эксперты отмечают, что кабмину необходимо устранить возникший дисбаланс между внутренним и внешним рынками нефтепродуктов. В чём причина резкого роста цен и какие меры могут исправить ситуацию — в материале RT.

Российские сенаторы обеспокоились ростом цен на бензин и дизтопливо. Так, 30 мая спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе пленарного заседания верхней палаты парламента сообщила, что в среднем по стране стоимость топлива выросла на 22,5%, тогда как инфляция держится на уровне 4%.

По мнению парламентариев, в такой ситуации нагрузку почувствуют не только граждане, которые покупают бензин в розницу. Рост оптовых цен может спровоцировать трудности в сельском хозяйстве. Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам Совфеда подготовить письмо в министерства с требованием решить проблему удорожания стоимости топлива.

«Надо останавливать этот галопирующий рост цен на топливо. Давайте очень жёстко и оперативно обратимся, и пусть они нам дадут ответ, они собираются как-то влиять на эту ситуацию», — цитирует ТАСС Матвиенко.

В свою очередь, пресс-служба Министерства энергетики распространила сообщение, в котором говорится, что ситуация с топливным обеспечением внутрироссийского рынка является стабильной, а сама нефтеперерабатывающая отрасль работает в штатном режиме.

Впрочем, пока официальная статистика свидетельствует о резком подорожании топлива. По данным Росстата, в апреле производители подняли цены на бензин сразу на 13% по сравнению с мартом. За аналогичный период прошлого года этот показатель вырос лишь на 4,9%. Зимой топливо дешевело — на 10,3% в январе и на 2,8% в феврале. Сейчас розничные цены на бензин колеблются в диапазоне от 37 до 42 рублей за литр в зависимости от региона.

Неподъёмная ноша

«Ускорение роста розничных цен происходит из-за того, что относительно дешёвые запасы нефтепродуктов, которые участники рынка сформировали несколько месяцев назад, уже израсходованы. Поскольку закупаемый сейчас товар имеет гораздо более высокую себестоимость, операторы розничного рынка вынуждены быстрее повышать цены на заправках», — говорится в последнем отчёте агентства «Аналитика товарных рынков».

Как пояснил в беседе с RT президент Независимого топливного союза Павел Баженов, сейчас разница между оптовой и розничной ценой за литр бензина составляет всего около восьми копеек. Из этой суммы ретейлерам также требуется вычесть расходы на транспортировку, зарплаты рабочим и прочие расходы. В такой ситуации владельцы заправок вынуждены повышать отпускную цену, чтобы оставаться «в плюсе».

В свою очередь, крупные производители нефтепродуктов стремятся повысить цену на фоне ощутимой налоговой нагрузки, отметил эксперт.

«Существующая налоговая нагрузка создаёт в целом негативную ситуацию на рынке. Регулятором созданы правила игры, согласно которым внутренний рынок находится в проигрышных условиях по сравнению с внешним рынком. Нефтекомпании не справились с режимом административной регулировки, и цена на нефтепродукты пошла вверх», — пояснил Павел Баженов.

Также по теме

«Нужны системные меры, а не точечные решения»: как снижение акцизов повлияет на стоимость бензина и дизтоплива

Решение правительства России о снижении акцизов на топливо — это временная мера. Такое заявление сделал директор департамента...

Аналогичное давление ощущают и небольшие нефтедобывающие компании России, сообщили RT в Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть».

«Налоговый маневр в нефтяной отрасли должен был перестроить соотношение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины — он запустил процесс поэтапного повышения НДПИ и соответствующего понижения экспортной пошлины. Увеличение НДПИ сказалось на себестоимости продукции. Но крупные вертикально интегрированные компании получили в ходе маневра компенсацию за счёт снижения экспортной пошлины. Тогда как большинство небольших компаний, не имеющих экспорта, не получили такую возможность», — пояснила RT советник по экономике «АссоНефти», завкафедрой международного нефтегазового бизнеса РГУНГ им. Губкина Маргарита Козеняшева.

Она отметила, что также существенными факторами, оказывающими влияние на уровень цен на нефтепродукты, являются инфляция и ослабление рубля. По мнению экспертов «Аналитики товарных рынков», внешние факторы также сыграли свою роль в ценообразовании — внутренний рынок стал менее привлекательным на фоне роста мировых цен на нефть и нефтепродукты благодаря сделке ОПЕК+.

Опрошенные RT аналитики также отмечают высокое значение акцизных сборов в структуре ценообразования на нефтепродукты.

«Если взять литр бензина, то около 60% его цены составят прямые налоги: НДПИ, акциз и НДС. К примеру, в литре бензина АИ-92 акциз составит около 8,35 рубля, НДПИ — 8,58 рубля, НДС — 7,58 рубля. Косвенные налоги также перекладываются на плечи автовладельцев», — пояснил Павел Баженов.

В свою очередь, сенаторы опасаются, что возможное снижение акцизов на бензин создаст дополнительные проблемы для региональных бюджетов, поскольку в этот сбор включены федеральная и региональная составляющие. Выпадающие доходы для российских регионов могут составить около 140 млрд руб., передаёт РИА Новости со ссылкой на сенатора от Орловской области Василия Иконникова.

Насытить внутренний рынок

По мнению Павла Баженова, снижение акциза способно снизить темпы роста цен на бензин и дизтопливо, но не предотвратить удорожание в принципе.

«Нужен комплекс мер, который позволил бы сбалансировать внутренний и внешний рынки. Мы выступаем за отмену акциза, учитывая сверхпремию компаний от экспорта нефти. Насытить внутренний рынок мы предлагаем за счёт интенсивных торгов на Санкт-Петербургской бирже. Нужно увеличить объёмы нефтепродуктов, которые предписывается реализовывать через биржу: 25% от производимого дизтоплива вместо текущих 5%, 50% бензина вместо существующих 10%», — пояснил RT Баженов.

По его мнению, также необходимо изменить алгоритм торгов — биржа должна генерировать цену в реальном времени (сейчас торги проходят с временным лагом). Кроме того, реализовывать нефтепродукты на торговой площадке должны все российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с ежегодным объёмом производства от 1 млн тонн.

Как отметила Маргарита Козеняшева, российская налоговая система в топливно-энергетическом секторе является достаточно сложной и её реформирование требует взвешенного и продуманного подхода.

«Нигде в мире нет налоговой системы, которая имела бы один налог, удовлетворяющий всех. С другой стороны, нет в мире и налоговой системы, неизменной на протяжении десятков лет. Но когда мы видим постоянные изменения фискальной системы, это дезориентирует участников рынка. Стабильность — одно из необходимых решений в данной ситуации», — резюмировала эксперт.

russian.rt.com

Резкий рост экспорта взвинтит цены на топливо для россиян: Бизнес: Экономика: Lenta.ru

Представители Российского топливного союза бьют тревогу по поводу грядущего дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке и даже размещают открытые письма руководству страны, требуя навести порядок в ценообразовании, уничтожающем независимых производителей. На этом фоне нефтетранспортная монополия «Транснефть» рапортует о начале промышленной эксплуатации экспортного трубопровода от Волгограда до Новороссийска мощностью 8,7 миллиона тонн в год. Почему нефтяным компаниям выгоднее экспортировать углеводороды, чем перерабатывать в России, и к чему это может привести — в материале «Ленты.ру».

Российский топливный союз (РТС) обратился с открытым письмом к председателю правительства Дмитрию Медведеву. Участники некоммерческой организации жалуются на ценовые потрясения, связанные с беспрецедентным ростом оптовых цен на бензин и дизельное топливо, уровень которых «бьет исторические рекорды».

«По состоянию на 11 мая региональный биржевой индекс (Москва) на бензин АИ-92 вырос (за период со дня выборов президента РФ — 18 марта) на 28,8 процента, подорожав с 43 481 до 56 044 рублей за тонну; на бензин АИ-95 вырос более чем на 23 процента, подорожав с 45 543 до 56 073 рублей за тонну; на дизтопливо вырос на 15 процентов. Аналогичный рост оптовых цен наблюдается и по другим региональным индексам», — говорится в документе.

По данным РТС, по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост биржевых ценовых индикаторов по АИ-92 составил более 30 процентов, по АИ-95 — 27,8 процента, по дизельному топливу — более 37 процентов.

Представители топливного рынка утверждают, что работать в условиях постоянного диспаритета оптовых и розничных цен могут позволить себе только АЗС нефтяных компаний, у которых «центр прибыли переносится в оптовое звено, и убытки розничных продаж покрываются прибылью от других видов деятельности». При этом независимые АЗС терпят убытки и разоряются.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

На фоне нервозного состояния на внутреннем топливном рынке «Транснефть» в начале апреля запустила в промышленную эксплуатацию систему нефтепродуктопроводов «Юг» от Волгоградского НПЗ до Новороссийского порта. Она предназначена для поставки дизтоплива с черноморского побережья России за рубеж, в Европу, мощность трубы составит до 8,7 миллиона тонн в год. В компании пояснили, что проект «Юг» позволит нефтеперерабатывающим предприятиям Юга, не подключенным к магистральной сети, направлять энергоносители на экспорт.

Общий объем внутреннего потребления дизельного топлива в России в 2017 году составил 33 миллиона тонн. Таким образом, 8 миллионов тонн, которые могут отправить на экспорт по новому продуктопроводу, — это четверть годового потребления России. В результате экспортеры не только заработают премию в 50 долларов за тонну, что невозможно при поставках на внутренний рынок, но и получат логистические преимущества. Однако увеличение экспортных поставок на фоне снижения объемов внутренней переработки грозит дефицитом дизтоплива, причем накануне посевной кампании.

Эксперты топливного рынка сходятся во мнении, что одной из ключевых причин является действующая модель налогообложения, которая понизила эффективность переработки и привела к отрицательной доходности этой отрасли.

«Учитывая существующую фискальную модель, можно не сомневаться, что южный экспортный продуктопровод "Транснефти", по которому будет поставляться дизельное топливо, будет загружен под завязку. Тем более что чисто географически он заточен под интересы частных компаний — в первую очередь "Лукойла" и "Сургутнефтегаза"», — говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Он подчеркивает, что частные компании «с пониженной социальной ответственностью» получают возможность максимизировать не только экспорт сырой нефти, но и экспорт нефтепродуктов, загрузив в том числе свои перерабатывающие мощности. «С точки зрения дикого капитализма, ситуация для них идеальная. Но очень странно, что в авангарде — государственная инфраструктурная монополия, в задачи которой входит обеспечение эффективности транспортировки и равные условия для участников рынка в интересах государства», — добавляет эксперт.

Гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз соглашается с тем, что с появлением новых экспортных мощностей ситуация с дефицитом топлива на внутреннем рынке может усугубиться. Поставки по трубе на четверть ниже стоимости транспортировки по железной дороге, поэтому сомнений в том, что труба будет заполнена, у экспертов нет.

Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша отмечает, что рост экспортного паритета — увеличение маржинальности поставок за рубеж — сильно влияет на насыщение внутреннего рынка и, соответственно, на цены. «На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году. Но главным остается биржевой фактор — оптовые цены привязаны к биржевым индикаторам», — подчеркивает эксперт.

«С введением трубопровода ситуация действительно становится критической. Южные российские регионы теряют значительные объемы топлива, цена на него автоматически взлетает: ведь поставкам на внутренний рынок предлагается альтернатива, которая выглядит куда заманчивей», — указывает Танкаев.

Вслед за оттоком топлива за рубеж снижается и объем топлива, обращающийся на бирже. Сейчас, по закону, нефтегазовые холдинги должны продавать через биржу не менее пяти процентов от объема собственного производства дизтоплива (по автомобильным бензинам норматив составляет 10 процентов). «Эти нормы бесконечно устарели, — сетует Илья Мороз. — Они утверждались на заре биржевой торговли, но с тех пор количество игроков на рынке существенно увеличилось, вырос и спрос на топливо». По словам эксперта, в настоящее время обсуждается инициатива пересмотра этих нормативов в сторону увеличения: до 8 процентов — по дизтопливу и до 15 процентов — по автобензинам.

По данным ЦДУ ТЭК за первый квартал 2018 года, крупнейшими поставщиками дизтоплива на биржу были «Роснефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Объемы продаж у всех компаний де-факто выше нормативов: «Роснефть» поставила 9,7 процента при пятипроцентом нормативе, показатель «Лукойла» — 6,7 процента, Сургутнефтегаза — 6,8 процента. У госкомпании есть социальные обязательства в регионах, поэтому объемы поставок на внутренний рынок у нее априори выше, поясняют эксперты.

«Конечно, независимые производители, которые бьют сейчас в набат, заботятся в первую очередь о своем выживании. Но они абсолютно правы, требуя принять срочные меры для предотвращения дефицита топлива на внутреннем рынке, если никак невозможно сбалансировать фискальное регулирование», — считает Рустам Танкаев. Одним из вариантов таких мер, по его мнению, могут стать квоты на экспорт нефтепродуктов.

lenta.ru

Государство может ограничить цены на бензин

Государство может ограничить цены на бензин

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Средняя розничная цена на бензин в России с начала года выросла на 3,4 процента и превысила отметку 41 рубль за литр. Эксперты прогнозируют дальнейшее подорожание топлива, но в Госдуме считают, что цены на него нужно ограничить.

Российский топливный союз бьёт тревогу

После того как в апреле Российской топливный союз (РТС) обратил внимание президента Владимира Путина на проблему дорожающего топлива, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пригрозила сурово штрафовать за завышение цен на горючее. Однако, несмотря на это, бензин продолжил дорожать. К середине мая положение, по мнению региональных организаций, состоящих в РТС, стало критическим.

По данным Росстата, с 7 по 14 мая в среднем по стране стоимость топлива увеличилась на 46 копеек — до 41,28 рубля. Сильнее всего с начала года бензин подорожал в Махачкале — на 4,8 процента, в Рязани — на 3,2 и в Кирове — на 2,8 процента. В Москве цены выросли на 1,5 процента, в Санкт-Петербурге — на 0,8 процента. К 14 мая средняя стоимость бензина марки АИ-92 составила 39,51 рубля за литр, а АИ-95 — до 42,49 рубля. Цена литра бензина марки Аи-98 составила 47,71 рубля за литр. Дизельное топливо подорожало до 42,41 рубля за литр.

Чтобы хоть как-то поспособствовать разрешению кризиса, 18 мая они направили открытое письмо председателю Правительства Дмитрию Медведеву, в котором призвали к экстренным мерам по снижению стремительно растущих цен. Организации предложили кабмину немедленно вмешаться в ситуацию, увеличить объём поставок топлива на внутренний рынок и объём продаж в процессе биржевых торгов. Также, по их мнению, помочь может введение моратория на поставку нефтепродуктов за рубеж или повышение экспортных пошлин.

Цены предоставлены сами себе

В Российском топливном союзе отмечают, что цены на бензин фактически предоставлены сами себе. Если цены на продукты питания контролируются Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой и прочими госструктурами, то стоимость топлива может расти в цене фактически бесконтрольно. Объясняется это тем, что бензин не считается продуктом первой необходимости. В результате цены на горючее с 90-х годов в среднесрочной перспективе не снижались ни разу, даже когда падала цена на нефть.

«В России нет логики ценообразования на топливо, — сказал «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). — По идее, эта цена должна зависеть от колебаний цены на нефть на внешнем рынке. Но парадокс в том, что, даже если нефть дешевеет, стоимость топлива всё равно только растёт».

По словам депутата, подорожанию топлива препятствовать сложно. Очень часто оно связано не с ростом цены за баррель нефти, а с иными затратами. Так, в цену российского бензина включены не только сырьё (4-8 процентов), транспортные расходы (15 процентов стоимости), прибыль нефтяников и заправок (15-17 процентов). Оставшаяся часть — переработка нефти на заводах. Таким образом, на стоимость бензина могут повлиять даже зарплаты топ-менеджеров нефтеперерабатывающих компаний. «Но в России рыночное ценообразование, а рынок невозможно регулировать», — отметил Вячеслав Лысаков.

Как остановить дальнейшее подорожание

Отсутствие контроля за стоимостью топлива председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов (КПРФ) назвал «полным разбоем», отметив в комментарии «Парламентской газете», что бензин стабильно дорожает каждую весну и осень. «Государство обязано регулировать цены на топливо, — считает депутат. — Иначе сельскохозяйственное производство никогда не встанет на ноги».

По идее, эта цена должна зависеть от колебаний цены на нефть на внешнем рынке. Но парадокс в том, что, даже если нефть дешевеет, стоимость топлива всё равно только растёт.

Он обратил внимание, что от роста цен на топливо страдают не только обычные автомобилисты, но и все отрасли промышленности. Топливные расходы закладывают в стоимость продукции, в результате повышение цен на бензин приводит к подорожанию товаров массового потребления, в том числе продуктов питания. Николай Харитонов уверен, что государство должно установить предельный порог цены на бензин — не больше 35 рублей за литр.

Единственный орган, который может препятствовать необоснованному росту цен и защитить потребителей, — это Федеральная антимонопольная служба. ФАС имеет право штрафовать нефтяных трейдеров, если они искусственно накручивают цены на бензин. Например, осенью 2016 года пять крымских компаний были оштрафованы на 129 миллионов рублей за картельный сговор, приведший к подорожанию бензина. Но в этом году ведомство считает рост цен обоснованным.

«Ответ здесь достаточно простой: цены на мировых рынках нефти выросли», — сказал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, комментируя подорожание топлива. Однако эксперты на это справедливо отметили, что летом 2008 года, когда цена нефти марки Brent была под 120 долларов за баррель, литр бензина АИ-95 стоил всего-то 25 рублей.

Между тем эксперты прогнозируют дальнейший рост. По словам ведущего аналитика Центра современных инвестиционных технологий Дениса Владимирова, до конца года литр бензина подорожает как минимум до 45 рублей. Он связывает рост цены с общими сложностями в экономике из-за неблагоприятной ситуации с санкциями и внешнеполитическим фоном.

Вместе с тем нельзя забывать, что свою роль в растущих ценах на топливо сыграло увеличение акцизов на бензин — с 1 января 2018 года они выросли на 50 копеек. Настолько же они должны увеличиться с 1 июля, из-за чего рост стоимости горючего может ещё ускориться. Поэтому глава ФАС Игорь Артемьев уже заявил, что, если мировые цены на нефть будут расти слишком резко, власти будут обсуждать вопрос снижения акциза.

«Мы тогда подумаем о снижении акцизов прежде всего потому, что акцизы в последние годы были главной причиной, провоцирующей рост (цен на нефтепродукты. — Прим. ред.)», — сказал он.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

www.pnp.ru

Экономику спасет бензин | Oilcapital

Возможность смены экспортно ориентированной модели развития российской экономики сегодня практически никем не рассматривается. Споры вызывает лишь структура экспорта – должна ли она базироваться на углеводородном сырье либо на продуктах высокотехнологичного производства. Не является приоритетом и развитие потребительской способности промышленности и граждан России. На среднестатистического россиянина приходится только 1,01 тонны нефти в год, в то время как граждане Канады используют не менее 2,75 тонны.

Между тем непонятно, почему увеличение внутреннего потребления нефти и газа в РФ не рассматривается в качестве важного направления развития российского ТЭК. Неужели Россия столь непривлекательна? И финансовая несостоятельность здесь ни при чем – ведь даже потенциал теневой экономики РФ, который может быть задействован в этом случае, составляет, по данным Росстата, 15-16% от ВВП, или $300 млрд. Не нужно забывать, что высокое потребление углеводородов неминуемо приведет к оживлению всей экономики страны и, как следствие, к росту уровня жизни россиян.

Европа развивает энергоэффективность

Стоит отметить, что объемы потребления углеводородного сырья не во всех случаях точно показывают уровень жизни населения – это спорный критерий. В частности, граждане ЕС используют немногим больше россиян – 1,2 тонны на человека. Но если учесть, что в Старом Свете совсем иные расстояния и гораздо теплее, становится понятно, что уровень жизни населения выше. Стоит также учитывать факт, что главный потребитель нефти в Европе – это Германия, население которой тратит по 1,36 тонны в год. Это одна из немногих экономик ЕС с растущим промышленным производством. Великобритания (1,6 тонны), Франция (1,13 тонны), Италия (0,97 тонны) значительно отстают от этого показателя.

Основные потребители газа на планете распределены несколько другим образом.

Согласно «Статистическому ежегоднику мировой энергетики 2017», по производству и потреблению газа далеко впереди все

oilcapital.ru

Запахло весной и дефицитом бензина | Статьи

МОСКВА, 21 мар - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. В России производство товарного бензина немногим превышает потребление. Для предотвращения дефицита на внутреннем рынке Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предпринимает меры, направленные на сокращение вывоза бензина из страны. Однако угроза возникновения дефицита сохраняется. Только увеличение собственного производства может окончательно решить проблему нехватки этого вида моторного топлива.  

Бензин уходит на экспорт

ФАС направила компании "Сургутнефтегаз"  предостережение в связи намерением поставлять товарный бензин за рубеж "при одновременном неудовлетворении внутреннего спроса на этот товар". 

По данным ФАС, "Сургутнефтегаз" в феврале на 13% снизил объемы реализации автомобильного бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по сравнению с месяцем ранее. 

Более того, "Сургутнефтегаз" объявил тендер на поставку за рубеж автомобильного бензина класса Евро 5 в объеме до 160 тысяч тонн, произведенного на НПЗ "Киришинефтеоргсинтез", что вызвало серьезную озабоченность федерального ведомства. Экспортировать топливо планируется в апреле-июне 2018 года – во время автомобильного сезона. Поставка будет осуществляться с единственного нефтеперерабатывающего предприятия "Сургутнефтегаза", расположенного в Ленинградской области вблизи российских экспортных терминалов на Балтике, что позволяет свести к минимуму транспортные издержки, связанные с экспортом нефтепродуктов.

Кроме того, "Киришинефтеоргсинтез" является единственным крупным НПЗ на северо-западе России, где находится Санкт-Петербург – второй крупнейших город РФ. Принадлежащий "Новатэку" завод по переработке газового конденсата в Усть-Луге производит только прямогонный бензин, используемый в нефтехимическом производстве, и ориентирован исключительно на экспорт.

"Сургутнефтегаз" только в прошлом году смог провести модернизацию производства и начать производство товарного бензина класса 5 в соответствии с четырехсторонними соглашениями. 

Даешь модернизацию

В 2011 году ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт и российские нефтяники заключили так называемые четырехсторонние соглашения. 12 российских компаний обязались провести модернизацию своих НПЗ с целью перехода на производство качественных нефтепродуктов и обеспечения потребностей внутреннего рынка. Первоначально окончательным сроком завершения модернизации был определен 2015 год, но из-за отставания ряда компаний – включая "Сургутнефтегаз" и "Роснефть" – срок был перенесен на 2020 год. 

Несмотря на перенос срока, в начале 2016 года заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил о выполнении нефтяными компаниями плана модернизации НПЗ в рамках четырехсторонних соглашений, что позволило с 1 июля 2016 года осуществить переход на использование моторного топлива экологического класса 5 (российский аналог ЕВРО 5). Моторное топливо более низкого класса было запрещено к обороту. 

# Автозаправочная станция компании "Роснефть" в Москве
Когда и насколько может подешеветь бензин

Лидером модернизации отечественной нефтепереработки стал "Лукойл", который еще в 2012 году начал выпуск моторного топлива, отвечающего стандарту ЕВРО 5. Глава компании Вагит Алекперов в декабре 2016 года во время встречи с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым заявил о завершении модернизации в соответствии с четырехсторонними соглашениями. Алекперов особо подчеркнул, что все НПЗ "Лукойла" выпускают продукцию согласно европейским стандартами, а Волгоградский НПЗ даже способен выпускать бензин ЕВРО 6. 

Однако не все компании выполняют взятые на себя обязательства в оговоренные сроки, что стало серьезным препятствием для увеличения выпуска товарного бензина. Среди отстающих - независимые нефтеперерабатывающие компании, а также "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". 

Несбывшиеся прогнозы

В середине прошлого года Vygon Consulting – компания, специализирующаяся на стратегическом консалтинге – опубликовала прогноз развития отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в ближайшие годы. Согласно прогнозу, в результате модернизации российские НПЗ должны были резко увеличить выпуск нефтепродуктов, и в 2018 году в России должен образоваться профицит товарного бензина в объеме 10 млн тонн.

По расчетам экспертов консалтинговой компании, в 2017 году выпуск товарного бензина должен составить 42 млн тонн, а в 2018 году – 45,9 млн тонн. При этом, из-за кризисных явлений в экономике ожидалось снижение спроса на автомобильный бензин в России до 35 млн тонн в 2017 году и 34,6 млн т в 2018 году по сравнению с 35,9 млн тонн в 2014 году. 

Однако реальность внесла свои коррективы. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с марта прошлого года в России наблюдалась устойчивая тенденция увеличения продаж автомобилей. В итоге, продажи новых легковых автомобилей, включая легкие коммерческие транспортные средства, выросли в 2017 году на 11,9%, достигнув 1 млн 596 тыс., что стало полной неожиданностью для доморощенных экспертов, регуляторов и участников рынка. В России роста продаж автомобилей не наблюдалось с 2012 года. 

В январе этого года АЕБ сообщила о росте реализации новых автомобилей на 31% в годовом выражении. Очевидно, что такие темпы невозможно сохранять в течение долгого времени, но резкое увеличение продаж легковых машин привело к скачку спроса на бензин. В отличие от Европы, где большая часть транспортных средств используют дизельное топливо, в России предпочитают бензин. Доля автомобилей, работающих на бензине, стабильно растет, что ведет к увеличению потребления этого вида топлива.

В декабре прошлого года – в период низкого спроса – цены на бензин неожиданно резко пошли вверх. Причиной стало сокращение производства в октябре-ноябре и ожидание роста цен на моторное топливо с 1 января 2018 года в связи повышением акцизов. В конце декабря прошлого года стоимость отдельных оптовых партий бензина-95 на внутреннем рынке достигала 50 тыс. руб./т.

Минэнерго и ФАС были вынуждены предпринять экстренные меры, чтобы увеличить предложение бензина на внутреннем рынке и взять ситуацию под контроль. В начале года ажиотажный спрос прекратился, и цены пошли вниз. По данным агентства "Прайм", оптовая цена на бензин-95 класс 5 20 марта составила 45,096 тыс. руб./т. Однако угроза возникновения дефицита и резкого подорожания бензина остается, поскольку баланс спроса и предложения на внутреннем рынке шаток.  

Производство бензина не растет

В 2017 году добыча нефти в России составила 546,7 млн тонн. Из этого объема 279,5 млн тонн было направлено на переработку внутри страны. Выпуск дизельного топлива увеличился на 0,8% и достиг 76,8 млн тонн – гораздо больше, чем требуется для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Больше половины производимого в России дизельного топлива поставляется за рубеж, где оно пользуется спросом, поскольку полностью соответствует европейским стандартам. 

Однако с бензином ситуация не столь радужная. Для выпуска высокооктанового бензина класса 5 из российской нефти требуется не общая модернизация, а создание современных мощностей, предназначенных исключительно для производства этого вида моторного топлива. Не каждая компания готова вкладывать значительные средства в производство бензина. Эффективность таких инвестиций сомнительна, поскольку регуляторы проводят политику сдерживания цен на моторное топливо внутри страны. 

В прошлом году выпуск товарного бензина сократился на 1,8% (0,7 млн тонн) по сравнению с 2016 годом – до 39,2 млн тонн. Сокращение производства товарного бензина, соответствующего экологическому классу 5 (российский аналог ЕВРО 5), объяснялось снижением спроса на внутреннем рынке из-за кризисных явлений в российской экономике. 

В настоящее время российские НПЗ выпускают бензин в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но профицит предложения невелик. Кроме того, НПЗ имеют технические ограничения, которые не позволяют резко нарастить производство, в случае возникновения ажиотажного спроса – особенно в летние месяцы. 

Если российские компании последуют примеру "Сургутнефтегаза" и начнут вывозить большие объемы товарного бензина за рубеж, то на внутреннем рынке может образоваться нехватка этого вида топлива во время пика спроса. Дефицит бензина неминуемо приведет к очередному скачку цен, а ФАС и другим регуляторам снова придется принимать экстренные меры. 

Надежда на новых производителей

Увеличение предложения бензина в ближайшие месяцы можно ожидать только от двух производителей: принадлежащего "Татнефти" ТАНЕКО и Антипинского НПЗ, входящего в группу "Новый поток". Эти два предприятия являются лидерами среди российских НПЗ по глубине переработки нефти, которая достигает 98%, но выпускать товарный бензин пока не способны. 

В начале года президент РФ Владимир Путина запустил в эксплуатацию две технологические установки – изомеризации и гидроочистки нафты – на заводе ТАНЕКО, что позволит выпускать компоненты высокооктанового бензина класса 5. Однако точные сроки начала производства конечного продукта остаются неизвестны. Представители руководства "Татнефти" и ТАНЕКО заверяют, что это произойдет в этом году. Ранее неоднократно сообщалось о начале производства автомобильного бензина в 2016 году и 2017 году, но по разным причинам сроки постоянно переносились. 

Антипинский НПЗ также неоднократно откладывал начало выпуска автомобильного бензина. 15 марта пресс-служба "Нового потока" сообщила о завершении монтажа установки, на которой будет выпускаться высокооктановый бензин марок АИ-92 и АИ-95 стандарта ЕВРО 5. Начало производства запланировано на второй квартал 2018 года после завершения пуско-наладочных работ.

Эксперты полагают, что Антипинский НПЗ сможет выпускать более 1 млн тонн товарного бензина ежегодно, что поможет решить проблему дефицита даже во время автомобильного сезона, который начнется в следующем месяце.

1prime.ru

Как в регионах РФ реагируют на подорожание бензина - Экономика и бизнес

ТАСС, 7 июня. Рост цен на бензин и дизтопливо, который россияне в ходе "Прямой линии" с Владимиром Путиным назвали одной из наиболее злободневных проблем, привел к тому, что перевозчики во многих регионах РФ просят поднять цены на проезд. Так, этот вопрос обсуждают в Санкт-Петербурге и Алтайском крае, тогда как в южных курортных регионах роста тарифов до конца сезона не ожидается. Впрочем, повышение цен для пассажиров - не единственный способ выжить для транспортных компаний: некоторые из них уже переходят на более дешевое газомоторное топливо, а кто-то рассматривает вариант использования электробусов. Власти регионов и предприниматели уверены, что кардинально решить вопрос можно, только введя ограничения на рост цен на федеральном уровне.

В четверг на "Прямой линии" автомобилист из Санкт-Петербурга Алексей Караваев пожаловался Владимиру Путину на подорожание бензина. Путин назвал ситуацию неправильной, поручил правительству и ФАС следить за ее развитием и заявил, что осенью будут приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке топлива. Вице-премьер Дмитрий Козак заверил главу государства, что правительство будет контролировать ситуацию с ценами на бензин в ежедневном режиме, а нефтяники выполняют обещание по стабилизации внутренних цен на топливо.

Влияет на все

По данным Росстата, цены на бензин в России только в мае выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении - на 11,3%.

В частности, в Ростовской области повышение цен на бензин ощутили и на станциях скорой помощи. Как рассказал ТАСС начальник городского автотранспортного центра здравоохранения Ростова-на-Дону Анатолий Филимонов, компании теперь не хотят заключать контракты по поставки топлива на долгие сроки - только на месяц.

"Когда мы проводили очередной аукцион (по выбору поставщика топлива - прим. ТАСС), у нас никто не пришел, потому что компании боялись, что прогадают, если заключат с нами договор - может быть, за этот период, когда они будут поставлять, цена поменяется. У нас 81 машина регулярно работает по контракту с больницей скорой медицинской помощи на линии. Мы не имеем права, чтобы у нас машины стояли в неисправности, и независимо от того, как будут развиваться события, мы будем прилагать все усилия, чтобы машины работали", - сообщил Филимонов.

В Краснодарском крае рост цен на бензин сказывается в первую очередь на аграриях, которые совсем скоро должны приступить к уборочной кампании. Как ранее пояснял ТАСС председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Краснодарского края Виктор Сергеев, цены на дизтопливо за год выросли примерно на четверть, и это напрямую влияет на экономику предприятий.

Иная ситуация на Чукотке, одном из самых северных и самых труднодоступных регионов страны. Как сообщили в правительстве региона, сейчас литр бензина стоит 52 рубля, наценка минимальная.

"Поскольку топливо очень важно на Чукотке... цена продержится до следующего завоза. К сожалению, нефтяные компании не рассматривают регион для ведения бизнеса и тут работает один оператор. При этом стоимость бензина субсидируется правительством региона", - отметили в правительстве.

Поднимать или нет

В ряде регионов из-за подорожавших бензина и дизтоплива перевозчики предлагают повысить тарифы на проезд в общественном транспорте. "Есть призывы поднять [стоимость проезда] до 25 рублей, но все понимают, что регион небогатый, кризис, это ударит по карману пассажиров. Некоторые перевозчики с 15 июня планируют поднять цену на 2 рубля (до 22 рублей - прим. ТАСС), это нерегулируемые перевозки. А регулируемые ничего сделать не могут - остаются с 19 рублями, перевозчики очень сильно переживают из-за этого", - отметила глава Ассоциации автотранспортников Астраханской области Елена Ращепкина.

В Поволжье цены на проезд в общественном транспорте повысят в Оренбурге, там билеты подорожают с 1 июля. "Тариф не повышался с 2015 года с 1 июля 2018 года в автобусе и троллейбусе при наличном расчете плата составит 20 рублей, а при безналичном - 17 рублей", - сообщили в пресс-службе городской администрации.

На Северо-Западе стоимость проезда уже повысилась: в Архангельске с 1 июня она выросла с 21 до 26 рублей, в Северодвинске - с 25 до 27 рублей, а в Вологде - с 25 до 26 рублей. С 1 июля планируют плановое повышение примерно на 10% в Мурманской области. Рассматриваются варианты увеличения тарифов из-за роста цен на топливо и запчасти в Карелии, а также в Новгородской, Псковской, Калининградской областях. Не исключают повышения цен на общественный транспорт в 2019 году власти Санкт-Петербурга - сейчас тарифы не покрывают расходы транспортных компаний, а недостаток компенсируется за счет бюджета города.

Между тем в ряде городов - например, в Иркутске, Барнауле и Волгограде, - перевозчики не могут повысить цены на проезд, поскольку работают по регулируемым тарифам. Пока не планирует повышать стоимость проезда и новосибирский индивидуальный предприниматель Эдуард Остапенко, который обслуживает несколько маршрутов в крупнейшем городе Сибири, с ним солидарны и многие его коллеги. Летом пассажиропоток уменьшается, поэтому, считает Остапенко, "нелогично повышать цены на падающем рынке". Кроме того, частным перевозчикам приходится ждать повышения стоимости перевозок на муниципальном транспорте, а об этом речи пока не идет.

"Рентабельность падает... Если раньше на бензин уходило 1,2 тыс. рублей, сейчас - уже 1,5 тыс. Если так пойдет дальше, мы просто не сможем работать", - сказал собеседник.

В Сыктывкаре с 1 мая тариф, напротив, снизился до 20 рублей - почти год он составлял 24 рубля из-за включения в него расходов региональной компании "Комиавтотранс" на обновление автопарка. Инициировать вопрос о повышении тарифа предприятие пока не планирует, поскольку не имеет возможности обновлять автопарк дальше и не может просить о повышении тарифа чаще раза в год.

Берегут туристов

Во многих регионах цены на проезд не изменятся, в других - как, например, в Сочи - рост тарифов заморожен до конца туристического сезона. "Думаем, что сохраним старую стоимость проезда до конца курортного сезона. Это касается внутригородских маршрутов. Вопрос об изменении тарифов на проезд будет рассматриваться в Сочи ближе к концу года", - сказал ТАСС замдиректора департамента транспорта и дорожного хозяйства Сочи Вячеслав Бауэр.

Глава ассоциации турфирм Анапы Светлана Бурова отметила, что пока удалось договориться с перевозчиками о том, что цены на перевозки - а значит, и сами экскурсии - повышаться не будут. Но при дальнейшем росте цен это возможно - всё зависит от расценок предпринимателей, у которых турфирмы арендуют автобусы.

Также не намерены повышать цены на единый билет, по которому автобусы перевозят туристов от вокзалов и аэропортов Краснодарского края в Крым и Абхазию, пояснила ТАСС представитель оператора перевозок - "Единой транспортной дирекции".

В госпредприятии "Крымавтотранс", которая управляет всеми 62 автостанциями в регионе, ТАСС сообщили, что на сегодняшний день не поступало заявлений от перевозчиков о повышении стоимости проезда. Повышать цены пока не планируют и таксопарки, и сейчас цены колеблются от 15 до 18 рублей за километр поездки. При этом в пресс-службе Госкомцен Крыма ТАСС сообщили, что получили обращение Ассоциации автомобильных перевозчиков с просьбой пересмотреть тарифы на перевозки в пригородном сообщении.

Автоперевозчики Алтайского края цены поднимают, но постепенно, и тоже из-за туристов. "Повышение незначительное - перевозчики болезненно относятся к этой теме. Чтобы не потерять пассажира, в среднем рост сейчас составляет 6-7%", - рассказал ТАСС президент некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов.

Отказаться от бензина

Многие считают, что решить проблему - хотя и не полностью - поможет переход на альтернативное топливо, газовое. Этим начали заниматься транспортные компании Омской области и Алтайского края, но переходу мешает отсутствие в Сибири развитой сети газозаправочных станций.

В то же время на другом конце страны, в Адыгее, газ используют уже около 80% перевозчиков. "Перевозчик, покупая "Газель", сразу переоборудует ее на метан, а только потом выпускает на линию, чтобы минимизировать себестоимость перевозки пассажиров. И таксисты тоже в Адыгее все на метане, потому что тарифы маленькие. На бензине совсем не выгодно работать", - пояснили в правительстве республики.

В Ставропольском крае, где перевозчики уже повышают стоимость проезда, проблема также чувствуется не так сильно, поскольку в основном общественный транспорт ездит на газе.

Однако дорожает и газ: так, в Архангельске за полгода он "подрос" с 14,9 рубля до 21,1 рубля за литр. Директор занимающегося пассажирками перевозками "Архтрансавто" Николай Карягин отметил, что если тариф не будет пересмотрен повторно, то зимой, когда расход топлива повысится, придется менять маршрутную сеть и уменьшать количество автобусов на линии.

"Ижевское пассажирское объединенное автотранспортное предприятие", которое является основным перевозчиком в столице Удмуртии, планирует использовать не только работающие на газомоторном топливе автобусы, но и электробусы. А автолюбители Ульяновска в социальной сети тоже предлагают отказаться от бензина - но уже в знак протеста. Они призывают не покупать топливо на заправках крупнейших поставщиков в течение месяца.

В ожидании решения "сверху"

В некоторых регионах, стремясь разрешить проблему, обращаются за помощью к контролирующим структурам. Астраханское УФАС проводит проверку по факту повышения цен на топливо, к антимонопольщикам обратился и губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь.

"ФАС, конечно может штрафовать нефтяные компании, но мы же понимаем, что цена бензина в основном складывается из акцизов. Тут нужно снижать акциз, других вариантов нет", - заявил член совета Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения "Всероссийского общества автомобилистов" Александр Холодов.

Как и он, многие из опрошенных ТАСС экспертов и представителей власти считают, что реально повлиять на ситуацию могут только федеральные власти.

Депутат Госдумы от Псковской области, основатель общественного движения "Убитые дороги" Александр Васильев отметил, что 60% дизельного топлива и бензина в РФ выпускают три крупнейшие нефтяные компании. "Надо разобраться с внутренним потреблением топлива, потому что от него в стране зависит очень многое. Правительство должно принять здесь четкие меры, потому что иначе аппетит может только нарастать. Это очень мощный бизнес, ему очень сложно противостоять даже такому ведомству, как ФАС", - сказал парламентарий.

tass.ru

Дороже нефти: цены на бензин в России только повышаются

Топливо по стоимости обгоняет "черное золото"

14.11.2017 в 19:45, просмотров: 13325

Россия, которая в равной степени с Саудовской Аравией считается главной топливной державой в мире, снова не может справиться с ростом цен на моторное топливо. Удорожание и снижение цен на «черное золото» пока отражается на показателе стоимости бензина только в одном направлении — ценник на АЗС растет в обеих ситуациях. Будущий год — не исключение. По прогнозам, литр Аи-95 подорожает до 42 рублей, а топливо Аи-98 рискует дотянуть до 50 рублей.

Дороже нефти: цены на бензин в России только повышаются

фото: Кирилл Искольдский

Доехать от Москвы до Ленинграда стоило до последнего времени (по расходу бензина) примерно 2,6 тыс. рублей. Теперь стоимость трансфера между двух столиц может дойти до 2,9 тыс., а то и до 3 тыс. рублей. Удовольствие не из дешевых, тем не менее более 10 млн россиян ежемесячно пользуются такой услугой.

В принципе, недорого. Билет на авиаперелет между Питером и Москвой в престижном классе стоит менее 5 тыс. рублей. Рейс «Сапсана» в оба конца в два-три раза дешевле — то есть стоит примерно столько же, сколько заплатить за бензин. Однако «железный конь» уже не является излюбленным транспортным средством отечественных путешественников. Топливо дорожает, поэтому количество междугородных пассажироперевозок падает. За последний год их число сократилось примерно на 10%, и эта тенденция увеличивается:

Уверенности не прибавляет и ОПЕК, которая в своем отчете за ноябрь улучшила прогноз по спросу на нефть в мире в 2017 году — почти до 100 млн баррелей. Как отмечают эксперты, это было сделано, чтобы отразить результаты из Китая в III квартале, которые превысили ожидаемые значения. Это связано с возросшими ожиданиями от стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также от КНР, Индии и других государств.

Кроме того, как отмечается в годовом отчете Международного энергетического агентства (МЭА — международная организация, отвечающая преимущественно на энергетическую политику США), всего мировая добыча «голубого топлива» к 2025 году должна превысить 4 трлн кубических метров, к 2040 году — 5,3 трлн.

«Как ожидается, американцы будут добывать к 2025 году 971 млрд кубометров, а к 2040 году — чуть более триллиона. Третьим производителем станет Иран с показателями 243 млрд кубометров (к 2025 году) и 338 млрд (к 2040 году) кубических метров соответственно. Доля российского газа в мировой торговле увеличится до 37% к 2025 году и 40% к 2040 году.

Цены на бензин в России на первый взгляд не привязаны к таким макроэкономическим показателям, как цены на нефть и газ. Однако такая зависимость прослеживается. Скачки стоимости «черного золота» отражаются на ценниках на АЗС — в России зафиксирован рекордный рост оптовых цен на моторное топливо. С начала ноября стоимость бензина Аи-92 выросла на 3%, до 43,2 тыс. рублей за тонну, а за тонну Аи-95 теперь требуют почти 45,7 тыс. рублей.

Чиновники уверены, что не следует впадать в панику. «Сейчас меняется конъюнктура внешнего рынка. Цены на нефть выросли существенным образом. Пошлина (на производство углеводородов. — «МК») меняется примерно с месячной задержкой. Это означает, что предел роста цен на бензин и стимул для снижения появятся в ближайшее время», — отмечает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

По словам специалиста Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, цены на бензин повышаются вне зависимости от нефтяного фактора. Это связано с налоговой системой, которая составляет до 80% стоимости бензина, с различными сборами, пошлинами и акцизами, идущими в бюджеты различных уровней вне зависимости от цен на сырье. Как отмечает эксперт, несмотря на то что нам рапортуют, будто инфляция чуть ли не нулевая, если взять потребительский сектор, то там инфляция в два-три раза обгоняет официальную. Поэтому уверенность в долгосрочной перспективе повышения цен, отвлеченно от мирового рынка энергоресурсов, будет однозначная. Литр Аи-95 вырастет в цене до 42 рублей, а Аи-98 дотянет до 50 рублей.

Николай Макеев

Заголовок в газете: Цены на бензин обгоняют нефтяные Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27546 от 15 ноября 2017

www.mk.ru


Смотрите также