Почему бензин дорожает каждый день – объясняют эксперты. Подорожал бензин в россии


Золотой литр. Почему в России дорожает бензин

08:0002.04.2018

(обновлено: 12:28 02.04.2018)

14634036502

МОСКВА, 2 апр — РИА Новости, Игорь Наумов. Бензин в России может подорожать на пять рублей. С таким предостережением выступили в Совете по топливным рынкам. ФАС отреагировала незамедлительно, заверив, что объективных причин для этого нет. Тем не менее в прошлом году рост цен на бензин в три раза превысил инфляцию. О механизме ценообразования автомобильного топлива в России и причинах его подорожания — в материале РИА Новости.

Свисток арбитра

В конце прошлой недели ФАС вынесла предостережение главе правления Совета по товарным рынкам Илье Морозу о недопустимости действий, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Под такими действиями подразумевается заявление о возможном росте стоимости автомобильного топлива. Накануне Мороз в беседе с журналистом не исключил того, что в течение трех месяцев цены на российских АЗС повысятся на пять рублей.

"Высказывания в СМИ прогнозов о росте цен на автомобильные бензины могут провоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и необоснованный рост цен на них", — разъяснил официальную позицию заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Глава ведомства Игорь Артемьев, в свою очередь, заверил, что дефицита бензина в России в настоящее время нет, а значит, нет и предпосылок к его резкому подорожанию. Если же производители допустят необоснованное повышение цен либо другие нарушения, то к ним применят соответствующие меры, предупредил Артемьев.

Топливные пистолеты на автозаправочной станции. Архивное фотоЭксперт назвал причины резкого скачка цен на бензин в России

Ранее, 19 марта, "Сургутнефтегазу" указали на нарушение принципа преимущественного удовлетворения внутреннего спроса. Компания увеличила экспорт автомобильного топлива. По мнению антимонопольщиков, это ведет к сокращению поставок российским потребителям.

В декабре 2016 года предупреждение от ФАС получил лично президент "Лукойла" Вагит Алекперов. Антимонопольщики сочли "неуместным" его заявление о росте цен на автомобильное топливо на 10-15% из-за предстоящего повышения акцизов. Голомолзин расценил слова Алекперова как призыв к другим нефтяным компаниям следовать примеру "Лукойла".

Табло заправочной колонки на АЗС

Рыночный механизм

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша признал в беседе с РИА Новости, что его тоже неоднократно предупреждали о недопустимости прогнозов по ценам на моторное топливо.

Заправщик. Архивное фотоБелоруссия планирует довести цены на автомобильное топливо до российских

"ФАС считает нас регулятором рынка. Какая-то правда в этом есть", — отметил он.

Высказываемые публично оценки и суждения действительно способны влиять на стоимость различных активов, подтверждают эксперты. Такие прогнозы, как правило, и учитывают спекулянты в своих стратегиях.

"Это можно наблюдать каждый день на фондовых и товарных биржах, где многие отчеты, сдвигающие курсы бумаг вверх или вниз, выполняются частными компаниями. Часто как раз с целью спекулятивных операций", — напомнил доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.

Водитель бензовоза у въезда на нефтеперерабатывающее предприятие

Вечный приоритет

Для ФАС предотвращение резких колебаний топливного рынка — один из приоритетов. Ведь затраты на бензин заложены в себестоимости практически всех товаров и услуг. Таким образом, от цен на автозаправках напрямую зависят показатели инфляции.

Потребительские цены в России в январе выросли на 0,3%, а в феврале — на 0,2%. Бензин, по данным Росстата, с начала года подорожал на 0,4%.

Причина — рост топливных акцизов на 50 копеек. Второе повышение запланировано на 1 июля. В итоге, по расчетам Минэнерго, стоимость литра бензина в рознице в 2018 году из-за акцизов увеличится в общей сложности на 1,5%.

Это подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он подчеркнул, что предпосылок для резкого подорожания автомобильного топлива нет, однако небольшие колебания вполне возможны, поскольку повысились акцизы.

В прошлом году темпы роста цен на бензин почти в три раза обогнали инфляцию — 7,3% против 2,5%. ФАС объяснила: сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен на нефть, рост отраслевых издержек, начало плановых ремонтов ряда НПЗ и, как следствие, снижение предложения на внутреннем рынке.

Однако ключевой фактор — высокая доля фискальных сборов. Директор центра тарифного регулирования в сфере энергетики РЭУ имени Плеханова Иван Капитонов привел в пример структуру цены литра бензина марки АИ-92. На налоги приходится 65%, на затраты на переработку и логистику — 30%. Еще пять процентов — это прибыль АЗС.

ria.ru

Россиянам грозит резкое подорожание бензина

Владельцы АЗС вспомнили об акцизах

02.04.2018 в 17:52, просмотров: 53178

На топливном рынке случился маленький «пожар». После того как в Санкт-Петербурге на товарно-сырьевой бирже оптовые цены на бензин достигли исторического максимума, трейдеры заговорили о резком, на 5 руб. за 1 литр, подорожании цен на АЗС. Чтобы пресечь панику, ФАС перешла на язык ультиматумов. Насколько это поможет?

Россиянам грозит резкое подорожание бензина

Предвыборный фактор

До окончания президентской гонки мало кто беспокоился за ценники на автозаправках. Все было стабильно и предсказуемо. «До выборов президента сделано все, чтобы цены на топливо не увеличивались», — отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Хотя налоги (на добычу полезных ископаемых, НДС, на прибыль, акцизы) — главный фактор ценообразования — выросли. Так, с 1 января 2018 года ставка акциза на бензин класса 5 увеличилась на 10,7%, на дизтопливо — на 8,4%. В пересчете на литр топлива ценники должны были подняться в среднем сразу на 50 копеек. Но цены на АЗС «замерзли».

Как сообщил Росстат, средние потребительские цены на бензин в России не меняются 11 недель подряд, а с начала года бензин подорожал на 0,4%. Цены на дизельное топливо не менялись 8 недель подряд. С начала года они поднялись на 1,2%. Заметнее всего прибавил в цене бензин на Северном Кавказе и в Сибири. В конце марта, по данным Thomson Reuters Kortes, 1 литр бензина марок Аи-92 и Аи-95 в рознице стоил 38,25 руб. и 41,06 руб. соответственно.

Такая «заморозка» выглядит немного странно. Ведь из-за налогового маневра правительства доходы нефтяников в рознице и нефтепереработке неуклонно сокращаются. По оценке Vygon Consulting, среднеотраслевая маржа НПЗ в России в 2015 году была $3,5 за баррель, а в 2016-м снизилась до $1,7 за баррель. Сейчас нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты за рубеж за твердую валюту, чем наращивать мощности по нефтепереработке и развивать розничную сеть.

Сигнал тревоги

В течение двух последних недель, сразу после выборов, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин стабильно дорожал. Так, с 13 по 19 марта средняя цена на Аи-92 выросла на 962 рубля — до 42 тыс. 541 рубля за тонну, на Аи-95 — на 673 рубля, до 44 тыс. 405 рублей за тонну. Топливо продолжило дорожать и в конце марта, пока не достигло исторического максимума.

Нефтяные компании наперегонки продавали нефть и нефтепродукты за рубеж. ФАС вынуждена была демонстративно показать «желтую карточку» «Сургутнефтегазу» за рост экспорта бензина на фоне неудовлетворенного внутреннего спроса на этот товар. «Сейчас в России присутствует превышение спроса над предложением. Отчасти эта проблема связана с тем, что не все нефтяники завершили модернизацию оборудования для увеличения глубины переработки топлива. Отчасти же предложение на внутреннем рынке недостаточное из-за того, что многие компании предпочитают продавать топливо за рубеж, где оно заметно дороже», — считает Алексей Коренев.

Но настоящий гром грянул 29 марта, когда Илья Мороз, предправления совета по товарным рынкам, объединяющего независимых трейдеров, обратился от имени организации к ФАС, заявив, что политика крупных игроков по созданию искусственного дефицита на рынке может привести к росту цен до 5 руб. за литр уже этим летом. «Если такая динамика продолжится, то независимые АЗС просто прекратят торговать топливом», — предупредил Мороз.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев оперативно осадил эксперта: «У нас нет дефицита бензина... если цена пойдет наверх, мы оштрафуем всех». Его поддержал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве вопросы переработки углеводородов, исключивший возможность значительного роста цен на бензин: «Нет никаких поводов для резкого увеличения цен, небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, конечно, это постепенно перекладывается».

Все выше и выше

Однако с аргументами чиновников не согласны независимые эксперты. «Накануне выборов Президента РФ нефтяники, следуя негласной установке контролирующих органов, взяли дополнительную нагрузку на себя. Но экономические законы неумолимы — недополученная прибыль будет все равно компенсирована за счет потребителей», — подметил заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич. На его взгляд, в апреле и мае, в период роста сезонного спроса, ценники будут плавно подниматься.

Напомним, второе повышение акцизов в текущем году предусмотрено с 1 июля: бензин класса 5 подорожает на 6,0%, дизельное топливо — на 7,7%. «Акциз по своей экономической природе есть налог на потребление, который напрямую закладывается в стоимость топлива. Как только у нас меняются акцизы, следует ожидать, что и ценники со временем подрастут соответственно», — добавил Станкевич. Так что с середины лета 1 литр топлива, скорее всего, подорожает еще на 50 коп.

«Рост цен на бензин и дизельное топливо в 2018 году будет заметно обгонять темпы инфляции. Что бы нам ни обещали с высоких трибун, иного способа — получить дополнительные и гарантированные доходы — у государства просто нет. Вероятнее всего, к концу текущего года стоит ожидать, что стоимость бензина Аи-92 поднимется до уровня примерно в 42–45 руб., а Аи-95 — до 44–46 руб. Где-то на этом же уровне, 44–47 руб., будет стоить дизельное топливо», — уверен Алексей Коренев.

С подобным прогнозом в целом согласен и директор Центра тарифного регулирования в сфере энергетики ВШТР РЭУ Иван Капитонов: «Цены на 92-й бензин в этом году превысят психологическую отметку 40 руб. и достигнут 44 руб. за литр к концу года по Москве».

В соответствии с планами правительства рост акцизов запланирован не только на текущий год, но и на последующие годы. Как считает Алексей Коренев, скорей всего, и размеры, и сроки изменения акцизов будут пересматриваться если не в текущем, то в следующих годах почти наверняка.

Отметим, что влияние других факторов, например цены барреля нефти, будет ограничено. Очень часто у водителей возникает вопрос: «Почему ценники на АЗС растут, когда снижается стоимость нефти на мировом рынке?» «65% в цене топлива составляют налоги, которые изымает государство. Эта цифра приведена в официальном разъяснении ФАС. Остальные 35% приходятся на нефтепереработку, транспортировку, операционные затраты, связанные с реализацией нефтепродуктов, и себестоимость нефти. Доля последней в процентном отношении очень незначительна, так что колебания на мировых биржах практически не влияют на розничные цены», — разъяснил Юрий Станкевич.

10% контрафакта

Помимо повышения цен на топливо многих водителей также беспокоит «паленый» бензин. На сегодняшний день на территории России находится около 15 тыс. автозаправок. Из них только 40% принадлежит ВИНК (вертикально интегрированные нефтекомпании: добыча, переработка, розница). Остальная доля розничного рынка принадлежит независимым компаниям. Но по «показателю пролива» (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная: ВИНК продают больше — их доля в продажах около 60%.

При этом ВИНК находятся в зоне постоянного внимания надзорных ведомств и общественности, что побуждает их к развитию внутренних систем контроля качества топлива на АЗС. «Риск нарваться на контрафакт на заправках независимых компаний значительно выше. Минимальная рентабельность розницы (до 5% при наилучшем сценарии) вкупе с перманентным ростом налоговой нагрузки зажигает зеленый сигнал светофора на магистрали «серого» (зачастую — подчеркиваю — вынужденного становиться «серым») бизнеса», — говорит Станкевич.

Миллионы тонн контрафактной продукции — это вам не Василии Алибабаевичи, заправляющие по ночам украдкой автомобиль нерадивого водителя-любителя. Это десятки и сотни мини-НПЗ и нефтебаз, снабжающих напрямую, минуя брендированные АЗС, муниципальные предприятия общественного транспорта, сельхозпроизводителей. Это огромный товарно-денежный поток, о котором подробно осведомлены региональные власти, территориальные правоохранительные и надзирающие структуры.

По экспертным оценкам, которые неоднократно подтверждались данными Минэнерго и Росстандарта, ежегодный оборот некачественного топлива в нашей стране может достигать 7–10 млн тонн, что соответствует примерно 10% от общего объема внутреннего потребления. Это колоссальные деньги — 300–350 млрд рублей.

«По данным РСПП, сформированным на основе опроса владельцев, менеджеров ВИНК и независимых участников рынка, наибольший объем контрафакта реализуется в Приволжском и Южном федеральных округах», — сообщил Юрий Станкевич. По его мнению, в Москве ситуация лучше в силу высокой конкуренции в борьбе за потребителя, а также многолетней системы экологического контроля, созданной еще при мэре Лужкове.

В Росстандарте отмечают изменение ситуации на рынке в лучшую сторону: число выявленных нарушителей было сокращено более чем в 2 раза — с 42,5% в 2015-м до 18% в 2016 году. В этом году чистого бензина на АЗС станет еще больше. С января этого года вступили в силу поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за реализацию суррогатов, вплоть до оборотных штрафов и приостановления деятельности АЗС. Кроме того, расширен перечень подакцизных товаров и увеличены ставки на средние дистилляты (основу, используемую при выпуске суррогатов топлива). Органы власти и компании рассчитывают, что данные решения приведут к сокращению контрафакта на рынке.

www.mk.ru

Почему бензин в России всегда только дорожает

Минфин наконец заметил то, на что в последние недели жалуются все автомобилисты, – существенный рост цен на бензин и дизтопливо. Называется и причина происходящего: повышение цен на нефть на мировом рынке, которое так радует российский бюджет. Однако действительно ли причина в этом – и что могло бы сделать правительство для сдерживания роста цен на топливо?

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов заявил, что ведомство продумывает формулу, которая снизит зависимость внутренних цен на топливо от мировых цен на нефть.

Май ознаменовался ростом цен на заправках на бензин и дизтопливо, которые дорожали гораздо быстрее инфляции. С начала года цены выросли на 3,4% и 4,2% соответственно, а инфляция в годовом выражении за четыре месяца составила лишь 2,4%. По данным Росстата на 21 мая, на этой неделе средняя цена на бензин в России превысила 42 рубля за литр. Таким образом, за последние пять недель бензин подорожал почти на два рубля. Если Минфин не примет никаких экстраординарных мер, то цены на нефтепродукты в России могут вырасти и на 20%, и на 30%, заявил Сазанов.

Чтобы не допустить такой ситуации, правительство решило пойти на беспрецедентный шаг – вместо запланированного повышения акцизов, наоборот, снизить их – на 2000 рублей за тонну на дизтопливо и на 3000 рублей за тонну бензина. Правда, рассчитывать на то, что заправка машины на АЗС станет дешевле, не стоит. Эта превентивная мера позволит лишь избежать дальнейшего повышения цен, говорит Сазанов.

Что же стало причиной удорожания бензина? Факторы, заставившие бензин вырасти в цене, называются разные. Это и увеличение стоимости мировой нефти, и рост акцизов, а также влияние отложенной инфляции (ранее цены на бензин росли медленней). Растут также расходы участников рынка, на ту же электроэнергию, и капитальные затраты. В ФАС в числе причин назвали проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, а также недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.

Считается, что в России мировые цены на нефть не являются главным фактором удорожания бензина, поэтому, когда они падают, бензин в России и не дешевеет. «В США и странах Европы бензин в основном коррелирует с ценами на нефть. Но в нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала и составляет до 10%», – говорит Дмитрий Баженов из «КИТ Финанс Брокер».

А вот львиная доля – около 65% – в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива, по данным ФАС, приходится на налоги (НДПИ, НДС, налог на прибыль, акциз). «В связи с постоянным повышением акцизов, которые приносят бюджету до нескольких сотен миллиардов рублей дополнительных доходов, и растут цены на бензин независимо от нефтяных котировок», – говорит Баженов.

Но акцизы росли и раньше, последний раз – в январе 2018 года, а резкий рост цен на бензин случился в апреле – мае. Как это объяснить?

Возможно, дело все-таки в отложенной инфляции и искусственном сдерживании цен? «Участники рынка сдерживали цены в 2015 и 2016 годах, когда темпы роста стоимости бензина были ниже уровня инфляции. В 2017 году рост цен лишь чуть-чуть превысил уровень инфляции, которая уже была крайне низкой. В итоге сжимающаяся пружина разжалась и произошел резкий рост цен на бензин», – говорит эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. «Я думаю, было некое джентльменское соглашение с руководством страны, чтобы не увеличивать цены на топливо, но сейчас участники рынка расслабились и вышли на открытые рыночные отношения, и цены быстро разогнались», – полагает собеседник.

Однако ситуацию, по его мнению, сложно назвать картельным сговором, иначе бы ФАС отреагировала на это соответствующим образом. «Реакция правительства в виде решения понизить акцизы, причем временно – на полгода, а также отсутствие реакции со стороны ФАС доказывают, что были объективные обстоятельства для роста цен на топливо», – говорит эксперт ФНЭБ.

Однако не все уверены, что мировые нефтяные цены здесь совсем ни при чем. Мировые цены на нефть влияют на рынок топлива в России иначе, чем в тех же США. Для нас важна не долларовая, а рублевая цена на нефть. Если посмотреть на ситуацию под углом именно рублевых нефтяных цен, то становится понятным, почему бензин в России не подешевел, даже когда нефть упала со 110 до 40 долларов за баррель.

Мировые цены на нефть измеряются в долларах, и при падении долларовых цен на нефть (как это было в предыдущие годы) происходит снижение рубля к доллару (девальвация). Поэтому рублевая стоимость цены на нефть падает в значительно меньшей мере, объясняет Александр Сидоров из ИК «Велес Капитал». В итоге рублевая цена на нефть в последние годы сильно не снижалась, а оставалась в районе 3–3,5 тыс. рублей за баррель (только кратковременно снижалась).

То есть когда нефть в долларах в мире упала, то на американских АЗС литр бензина сразу подешевел. В это же время в России нефть в рублях за счет девальвации подешеветь сильно не смогла, и наши автомобилисты изменений за АЗС не заметили. Параллельно накладываются и другие издержки. «Если добавить сюда постоянное повышение акцизов, инфляцию и олигополистическую структуру рынка нефтепродуктов в РФ, то получаем, что возможностей для падения цен на нефтепродукты практически нет», – говорит Сидоров.

Что же изменилось этой весной? Нефть в долларах серьезно выросла, но рубль после новых санкций США девальвировал и укрепляется совсем не так активно, как растет долларовая цена черного золота.

В итоге с апреля нефть в рублях подорожала и теперь приближается к 5 тыс. рублей за баррель. И это удорожание рублевой стоимости нефти давит на себестоимость литра бензина в России.

«Из-за роста мировых цен на нефть и слабого рубля экспортировать нефтепродукты стало гораздо выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Таким образом, рост цен на нефтепродукты внутри страны – это адаптация к внешней конъюнктуре. Внутренние цены стремятся к экспортному паритету», – говорит Сидоров.

Что же будет дальше?

Благодаря росту рублевой цены на нефть в бюджет (и резервы страны) текут дополнительные доходы. В такой ситуации Минфин стал добрей и готов сдержать рост цен на АЗС за счет снижения акцизов. Это обрадует, кстати, не только российских автомобилистов, но и российские авиакомпании вкупе с туристами. А в целом это решение важно для всех россиян, потому что топливо – крайне инфляционный продукт, и рост цен на него способен серьезно разогнать инфляцию. Правительству этого тоже не надо: России важно удержать инфляцию на уровне не выше 4%.

Тем временем Минфин планирует завершить в ТЭК налоговый маневр за шесть лет – снижать на 5% в год экспортную пошлину, что в итоге приведет к ее обнулению к 2024 году (соразмерно поднимут НДПИ), писали «Ведомости» со ссылкой на анонимные источники. Это делается для того, чтобы прибавить бюджету 1–1,6 трлн рублей дохода в зависимости от мировых цен на черное золото. Но появляется другая проблема – в этом случае сырье внутри страны подрастет в цене, то есть будет стоить так же, как и на внешних рынках, говорит Юшков. Иными словами, зависимость литра бензина в России от мировых цен на нефть серьезно увеличится.

Поэтому Минфин и говорит, что надо подумать над некой формулой, чтобы этого избежать.

«Эта формула есть не что иное, как снижение акциза и временный отказ от его дальнейшего повышения – это единственный параметр цены, на который Минфин может напрямую повлиять. Можно попытаться также воздействовать через биржу: обязать продавать на бирже не 10% объема бензина, а 20–25%. Это долгосрочный инструмент с лагом в два–три месяца, но уже к осени рост цен можно было бы остановить», – предлагает Алексей Антонов из «Алор Брокер».

vz.ru

www.discred.ru

Рост цен на бензин в 2018 году

Уже больше месяца стоимость бензина неуклонно растет. За апрель топливо подорожало на 1,4% — втрое больше индекса потребительских цен (0,4%). Дальше — больше: с 29 апреля по 23 мая бензин вообще стал дороже на 3-7% (в некоторых регионах цена выросла сразу на 5 рублей за 92-й.

Причины подорожания бензина в России с начала 2018 года

Все началось с конца прошлого года, когда нефтетрейдеры из-за повышение акцизов на бензин в 2018 году стали запасаться топливом. Рост такого спроса еще больше подстегнул цены. Тогда в ситуацию решили вмешаться работники ФАС, поэтому подорожания удалось избежать.

В январе текущего года на рынке прошла волна очередного подорожания. В следующем месяце президент Российской Федерации заявил о вероятном снижении цен на бензин в связи с предстоящими президентскими выборами, поэтому до восемнадцатого марта бензин уверенно дорожал. После этого нефтетрейдеры начали догонять упущенное.

Почему так резко подорожал бензин в мае 2018 года? Первая причина – сезонная: топливо дорожает весной, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей. Вторая — высокие цены на нефть: нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. Третья причина — увеличение акцизов: по оценкам, сейчас цена на топливо могла бы быть ниже примерно на 10-15%.

Кроме того, цены на нефть сильно меняются на мировом рынке. Казалось бы, что это бессмысленно, ведь в нашей стране есть своя собственная нефть. Все дело в том, что, если на мировом рынке стоимость большая, нефтяникам намного выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать его дома.

При сочетании котировок нефти и курса доллара в данное время, отправка на экспорт одной тонны топлива дополнительно приносит семь тысяч рублей, по сравнению с реализацией на территории РФ.

Заманчивые перспективы экспорта приводят к нехватке топлива на нашем рынке. В данное время на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже продается в среднем пятнадцать тысяч тонн бензина в сутки. При этом, российским автомобильным заправкам на сутки нужно пятьдесят тысяч тонн.

Так, получается нехватка бензина, поэтому повышается цена. Тонна бензина в средней стоит пятьдесят пять тысяч рублей, а дизельное топливо около пятидесяти тысяч.

Последняя причина подорожания – поднятие акцизов. Осенью предыдущего года Государственная Дума Российской Федерации приняла решение о ежегодном повышении на протяжении трех лет на алкоголь, табак и топливо для автомобилей.60% от стоимости бензина уходит на налоги. Поэтому повышение фискального бремени сильно влияет на цену бензина.

Почему дорожает бензин в России в 2018 году? Специалисты считают, что для снижения стоимости бензина нужно увеличить объем топлива, которое поставляется на российские рынки, и снизить акцизы. В ФАС с такой точкой зрения соглашаются и уже подготовили приказ об увеличении норм продаж на бирже бензина.

При этом аналитики не ждут, что ситуация выправится: напротив, вскоре россияне увидят на АЗС новые цены.

Комментарии чиновников

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, который должен знать ситуацию лучше всех остальных, отказался комментировать эту информацию: «Я не буду это комментировать. Мне [руководитель ФАС России Игорь] Артемьев официально запретил давать прогнозы, так что извините», — ответил корреспонденту «Авто Mail.Ru» глава РТС.

А вот Михаил Турукалов, гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков», считает, что бензин и дизтопливо действительно могут резко подорожать, так как на рынке сложилась непростая ситуация: сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС!

В настоящее время биржевые цены на НПЗ и мелкооптовые цены на нефтебазах в регионах существенно выше, чем стоимость бензина и дизтоплива на АЗС. У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Причем рост цен на заправках в последние недели ускоряется. Мы это видим по данным, которые публикуют Росстат и Московская топливная ассоциация.

Но сколько прибавит топливо, эксперт предсказать не взялся. «Ждать ли повышения цен на 2-3 рубля в ближайшие месяцы, или еще более сильного роста — это будет зависеть от динамики цен на бирже и мелком опте. Пока мы видим, что у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию», — резюмировал Михаил Турукалов.

Прогнозы цены топлива

ФАС и Минэнерго подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%) — это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев.

РИА «Новости» считают, что приказ подействует, в лучшем случае, осенью. При этом ФАС также готовит свои предложения по акцизам: «В последние годы [акцизы] были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты», — говорил глава ведомства Игорь Артемьев. Однако резко снизить ставки нереально — от них зависят региональные бюджеты.

У ФАС есть предложение ввести механизм гибких ставок, зависящих от цены на нефть… Но такое предложение наверняка не устроит Минфин. И пока чиновники будут спорить, подоспеет очередное подорожание: с 1 июля акцизы опять повышаются — на 0,5 рубля на литр, как и в январе. И нефть продолжает дорожать… Здравствуй, бензин по 50 рублей?

Мнение экспертов

К середине мая рост цен на бензин всерьёз обеспокоил не только рядовых автомобилистов, но и профильные ассоциации. Российский топливный союз обвинил в сговоре оптовых продавцов топлива. Лайф разбирался, кто виноват в росте цен на бензин и когда это закончится.

— Темпы роста цен на бензин стали увеличиваться как раз в то время, когда на дорогах традиционно растёт поток машин, — отмечает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. — В России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года. Соответственно, на всех автозаправках стали действовать по принципу «грех не воспользоваться». Коммерческие затраты автоперевозчиков, вероятно, будут компенсироваться удорожанием их услуг. А вот рядовым автомобилистам придётся «проглотить пилюлю».

Действительно, цены на бензин фактически предоставлены сами себе. Если цены на продукты питания контролируются Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой и прочими госструктурами, то бензин может расти в цене фактически бесконтрольно. О чём и заметили в отраслевом союзе. Объясняется это очень просто: топливо не считается продуктом первой необходимости.

— Бензин дорожает из-за растущей нефти, — считает старший аналитик Альпари Роман Ткачук. — Цены на нефть вернулись к уровням четырёхлетней давности. За два месяца рублёвая стоимость барреля выросла на 35% — до 4935 рублей. Это приводит к росту расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены увеличивать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность.

Тревожная для автолюбителей новость: нефть продолжает расти, поэтому на сколько подорожает бензин в 2018 году, можно только догадыватся. Не исключено, что в ситуацию вмешается государство. Например, оно может обязать нефтедобывающие компании делиться своей выросшей прибылью с НПЗ. Тогда удорожание бензина приостановится.

Будет ли снижение цен на бензин в 2018 году? Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, даже при коррекции барреля Brent в мире в России бензин дешеветь не начнёт и передышки, коррекции ждать не стоит. По его прогнозам, до конца года цена поднимется как минимум до 45 рублей. Аналитик связывает рост цены с общими сложностями в экономике из-за неблагоприятной ситуации с санкциями и внешнеполитическим фоном.

Впрочем, топливные кризисы случались в нашей стране и раньше. Были ситуации значительно более неприятные для потребителя, чем просто рост цен. Кроме дефицита бензина в 90-е, был сбой в поставках авиационного топлива в начале 2000-х. Как вспоминает руководитель группы анализа и исследований ICBF Павел Щипанов, каждый раз после решения проблемы цены неизменно повышались и выяснялось, что кризис был искусственный, как раз с целью оправдания повышения цен. Торговцы топливом очень чувствительны к различным изменениям в экономических условиях их работы. А сейчас как раз произошли такие изменения.

— В 2018 году был отменён транспортный налог, о чём, кстати, говорилось давно, — отмечает Павел Щипанов. — Сбор денег будет перенесён на акциз на топливо. И в преддверии этих изменений цены сразу пошли вверх. Это явление очень негативно сказывается на экономике страны. Топливо составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно тянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки.

Разгон общей инфляции девальвирует повышение цен на бензин, и всё повторяется по замкнутому кругу. В нынешнем году это стало особенно заметно, так как инфляция снизилась до рекордных 2,2%. Правительству и Центробанку стоит над этим задуматься, иначе рост цен на бензин в 2018 году может подорвать всю борьбу с инфляцией.

В России это происходит уже в четвертый раз: такое было в 1995 году, в 1998-1999 годах, в 2007-2008 годах, и сейчас очередной кризис, который начался в конце 2014 года.

Когда в стране происходит экономический кризис, резко падает курс национальной валюты, то правительство берет на себя административное регулирование рынков наиболее социально значимых товаров — в первую очередь бензина и дизельного топлива. В итоге получается, что цены на бензин и дизель становятся очень низкими в валютном выражении.

Сейчас розничная цена дизельного топлива и бензина на заправках в России в 2-3 раза ниже, чем в Европе. Из-за этого производители бензина и дизельного топлива с вожделением смотрят на внешний рынок, но ФАС стоит на страже, и не дает экспортировать большие объемы этих видов топлива. В итоге административное регулирование как всегда привело к тому, что у нас стало невыгодно производить моторные топлива. Это при том, что за последние годы у нас очень сильно выросли мощности по переработке: за три года было введено сразу восемь крупных нефтеперерабатывающих заводов.

Фактически компании отбивают прибыль от нефтепереработки за счет нефтехимии и разного рода асфальтов, битумов и так далее, но бензин и дизель прибыли не приносят. Полагаю, что от административного регулирования пора отказаться давно, так как в этом случае цены сразу подскочат. И для того, чтобы цены резко не подскочили, нужно осторожно отрегулировать рыночные механизмы.

Есть три главных механизма, которые нуждаются в настройке. Во-первых, налоги, которые входят в бензин и дизельное топливо — они уже выросли до 70% от розничной цены. Во-вторых, нельзя до бесконечности опускать курс национальной валюты, так как идет разбалансировка цен на топливо с внешним рынком.

Кроме того, нужно установить заградительные таможенные пошлины. Пошлины на вывоз дизельного топлива в этом году в 10 раз ниже, чем в 2014 году. Это при том, что надо защищать рынок. В этой ситуации наш монополист, транспортная компания «Транснефть», запустила систему продуктопроводов «Юг», которая соединяет центральную и восточную европейской части России с портом Новороссийск — откуда идет главный поток экспорта. Они намерены вывозить по нему 8 млн тонн, и 99,9% объема пойдет на экспорт. Это крайне неуместная мера, так как она приведет к снижению предложения на внутреннем рынке.

Сейчас эта система поставила под угрозу внутренний рынок, потому что если мы увеличим экспорт дизельного топлива на 8 млн тонн, этот объем ведь можно взять только с внутреннего рынка. Внутреннее потребление у нас и так низкое. Например, в Канаде и Норвегии потребление дизеля и бензина на душу населения в три раза больше, чем в России, при этом у нас одинаковые климатические условия. Сейчас государство взяло курс на повышение благосостояния населения, и если это будет сделано успешно, то потребление дизтоплива и бензина подскочит как минимум в два раза, а то и больше. В результате транспортная система «Юг» окажется совершенно ненужной.

На мой взгляд, на рынке сложилась предкризисная ситуация. Напомню, что и в 2000, и в 2008 году, когда возникали региональные дефициты дизельного топлива и бензина, цены за один день поднимались в два раза. В Москве, конечно, такого не допустят, а где-то в провинции это может произойти запросто.

По материалам – pronedra.ru и skolkozarabativaet.ru

111999.ru

Почему в России подорожал бензин и что с ним будет дальше

В России с апреля 2018 года начал резко дорожать бензин, и эксперты предрекают, что к концу года он может перейти отметку в 50 рублей. Причины подорожания называют разные, как экономические, вроде международного роста цен на топливо, так и политические, а также коррупционные. В соцсетях по привычке стараются шутить по этому поводу, но на деле водителям уже не до смеха и они предупреждают о грядущих социальных потрясениях. Medialeaks разбирался, что происходит с бензином и чего ждать от цен на топливо.

Резкий рост цен на российских АЗС начался в марте 2018 года, практически сразу после президентских выборов. Хотя ранее, 1 февраля, президент говорил, что в стране есть возможности для снижения цен на топливо.

Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура не развитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счёт с главой ведомства.

Как пишут «Ведомости», темпы роста в течение весны только ускорялись. Вот как рост за полугодие выглядит на графике.

Рост цен нефтяные компании объясняли повышением стоимости углеводородов на международном рынке и слабым рублём. Однако водители, привыкшие, что бензин дорожает вне зависимости от стоимости нефти, начали бунтовать, пишет «Новая газета».

Митинги автомобилистов прошли в нескольких городах России, а в некоторых протестующих даже поддержала власть. Например, в Новосибирске, где с водителями встретился мэр города Анатолий Локоть. Он заявил, что цены на топливо его волнуют не меньше, и пообещал пожаловаться в УФАС. А на Камчатке местный депутат в знак протеста лично пересел с автомобиля на коня, приведя в восторг местных жителей.

Подорожание топлива стало одной из главных тем в соцсетях и на форумах. Несмотря на проблему, некоторые даже стараются шутить на тему бензина.

Михаил Бах

Оригинал Скоро бензин будет стоить столько, что я начну душиться им перед свиданием с женщинами.Оригинал

Д///ИХАД ‏

Оригинал Когда увидел цены на бензин на заправке и позвал друзей.Оригинал

Константин Ворон ‏

Оригинал Пятно краски на джинсах, конечно, можно оттереть небольшим количеством бензина, но дешевле купить новые джинсы.Оригинал

Читайте на Medialeaks: Японцы влюбились в русскую девушку-полицейского. Впрочем, увидев её, вы тоже влюбитесь

Почему подорожал бензин (по официальной версии)

Если без шуток, то пока нет единого объяснения, почему цены на топливо резко пошли вверх. Нефтяные компании объясняют это по-своему, эксперты имеют своё мнение, а борцы с коррупцией — третье.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак объясняет, что бензин в России подорожал, просто потому что он дорожает везде, пишет РБК.

В такой нефтяной стране как Норвегия они в рублёвом выражении в два раза выше, чем в нашей стране. В тех же Соединённых Штатах, которые занимают лидирующее место по добыче нефти, бензин подорожал вместе с мировыми ценами на нефть.

Козак добавил, что правительство договорилось с нефтяными компаниями и цены на топливо зафиксируют на уровне 30 мая, но снижение невозможно, поскольку мы живём «в условиях рыночной экономики». О том, что бензин подорожал из-за международных цен на нефть, заявили и в Центробанке.

Как пишут «Ведомости», к 4 июня как минимум в Москве АЗС перестали поднимать цены на бензин, как и обещал вице-премьер. Но вот в Свердловской области цены опять поднялись, сообщает 5 июня Znak.com.

О том, что в дальнейшем рост остановится, речи в принципе не идёт. В компании «Роснефть» (производит 40 процентов бензина и дизельного топлива в России) предрекли, что цены поднимутся ещё как минимум на полтора процента, несмотря на снижение акцизов.

«Роснефть» поддерживает предложенную правительством инициативу о временном снижении ставки акцизов для стабилизации цен на топливо, однако считает, что такие меры не смогут полностью решить системные проблемы в переработке и на рынке нефтепродуктов.

«Ведомости» при этом пишут, что из-за роста цен на международном рынке все российские нефтяные компании за последние четыре месяца на 50 процентов увеличили экспорт нефтепродуктов, так как их стало выгоднее продавать за границу, нежели на внутреннем рынке. За это ФАС 28 мая вынесла «Роснефти» предупреждение. В антимонопольной службе считают, что именно из-за снижения объёмов продаж на внутреннем рынке цены на бензин в России резко подскочили.

Основная доля снижения объёмов реализации нефтепродуктов приходится на «Роснефть». Кроме того, по ряду договоров, заключённых на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям. Также в ФАС России поступают жалобы на действия компании, связанные с ограничением (снижением) объёмов отгрузки нефтепродуктов мелким оптом. В связи с этим «Роснефти» выдано предупреждение о прекращении в срок до 08.06.2018 действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Ранее, 11 апреля, в ФАС заподозрили, что «Роснефть» может намеренно создавать дефицит на рынке бензина.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 4 июня заявил, что в отношении цен на бензин не должно быть «недопустимого эгоизма нефтяников», добавив, что правительство готово «разработать комплекс оперативных мер», чтобы нефтяные компании выполняли свои договорённости, пишет РБК.

В случае необходимости нужно готовить иные оперативные меры, направленные на то, чтобы достигнутые договорённости соблюдались, чтобы цены были стабильны, а в определённых случаях — чтобы они снижались, чтобы была произведена отрицательная коррекция.

Что говорят о подорожании бензина эксперты

Экономист Игорь Николаев в своём блоге на «Эхе Москвы» назвал одной из причин резкого повышения цен увеличение налогов.

Налоги (главные из них по бензину — акцизы и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)) составляют в конечной цене каждого проданного литра бензина около 65-70 процентов. И налоги у нас сильно выросли.

По мнению Николаева, рост цен получился «взрывным» из-за того, что «накануне президентских выборов никто не хотел обращать на себя гнев высокого начальства».

С трудом, похоже, дождались инаугурации, ну и понеслось.

Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов считает, что бензин продолжит дорожать, но в этом, по его мнению, можно найти даже плюсы. Как цитирует Шкуматова «Газета.Ru«, «в перспективе цена на топливо должна дойти до европейского уровня».

Наш бензин будет стоить как в Европе, если мы хотим дороги европейского качества. Средняя равновесная цена для центра за АИ-92 примерно 40-41 рубль за литр. Эта цена, скорее всего, сохранится впоследствии до конца года, если не будет каких-то изменений в акцизах.

Однако никаких снижений цен на топливо нам ждать не приходится, даже будет подорожание в дальнейшем. Я бы спрогнозировал повышение цены в перспективе 5 лет до 60 рублей за литр.

Политик Владимир Милов, в 2002 году работавший заместителем министра энергетики России, на канале «Навальный Live» заявил, что цены на бензин растут, чтобы уйти в карман главам нефтяных компаний, образно говоря, «на покупку яхт». В доказательство приводятся прежние расследования ФБК о недвижимости и предметах роскоши, покупаемых нефтяными корпорациями.

Вы должны понимать, что последним скачком на бензин, напрямую всё это оплачивать нам. Нам нужна полная демонополизация нашей нефтяной отрасли, нам нужен конкурентный нефтяной рынок, где цены устанавливались бы действительно в результате объективных факторов.

4 июня глава управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин рассказал «Коммерсанту», что с подорожанием бензина происходит «парадоксальная ситуация», поскольку оптовые цены на топливо стали выше розничной.

 Три-четыре рубля в год (рост цены на бензин) — это не только налоги, но и конъюнктура мировых цен на нефть, рост тарифов естественных монополий, которые платят нефтеперерабатывающие заводы и АЗС, и зарплат. При этом маржинальность на АЗС за эти годы только снижалась, в отличие от прибыли нефтяников, для которых самым выгодным предприятием до сих пор остаётся добыча сырой нефти, потому что это и проще, и прибыльнее. А вот ряд НПЗ и АЗС стали убыточными с ростом цен на нефть. Более того, нынешний подъём цены литра бензина окупить их затраты не в состоянии. Сегодня на российском топливном рынке мы наблюдаем парадокс: оптовая цена на топливо выше, чем розничная.

По мнению Махонина, после обещания правительства посодействовать НПЗ цены, во многом зависящие от биржевой котировки, «на ожидании действий правительства могут начать стабилизироваться».

Что говорят о повышении цен на топливо в социальных сетях

В соцсетях, как уже говорилось, цены на бензин стали одной из наиболее обсуждаемых за последние месяцы. Как сообщает BBC, только в твиттере количество постов со словом «бензин» увеличилось вдвое.

Игорь Кротченко

Оригинал А что ФАС? У меня есть только одно разумное объяснение росту цен на бензин в России — картельный сговор. Или я не прав?Оригинал

Пятая Колонка ‏

Оригинал Вице-премьер Козак заявил, что цены на бензин растут, потому что ну а **** (почему бы) им не расти, если эти лохи и терпилы его всё равно покупают, надо будет, и по 100 рублей за литр ******* (сделаем), **** (что) вы нам сделаете: мы в другом городе и у нас ОМОН и Росгвардия. Конец цитаты.Оригинал

Водка и мельдоний

Оригинал Путин уже почти Америку на колени поставил, а с ценами на бензин пока справиться не может.Оригинал

Forpostation

Оригинал Камчатка, цены на бензин растут уже выше 50-ти рублей, заявления кремлядей о сговоре с нефтяными олигархами по поводу заморозки цен были ложью.Оригинал

Фейсбук и «ВКонтакте» по уровню негодования и мемов не отстают.

Паша Ман

Оригинал А вы в курсе, что акциз на бензин с 1 июня снижен на 3 000₽/тонна и на дизель 2 000₽/тонна, а это значит, что в среднем литр бензина ДОЛЖЕН БЫЛ «подешеветь» на три рубля/литр (диз. на 2₽/л), но этого почему-то так и не произошло…Даже июльское подорожание акциза на 700₽/тонна отменили, а 95-го по 42-43₽/л так и нет.А ведь прецедент был: когда отменяли НСП 5 %, некоторые цены реально падали.Что это, как не ****** с патологической жаждой наживы, друзья?!Оригинал

Подслушано в Павлово

Оригинал На водку прибавили цену — выжили, на сигареты прибавили — выжили, решили ценами на бензин задавить.Оригинал

Ульяновский водитель

Оригинал Ребята, я понимаю, что мемы про бензин достали. Они и нас самих достали, но их прилетает огромное количество в предложку, тема очень волнует подписчиков, хорошо, что к ней подходим с юмором, давайте радоваться этому )Оригинал

В то же время Федерация автовладельцев России (ФАР) подготовила обращение на прямую линию с Владимиром Путиным, которая должна пройти 7 июня. В ФАР заявили, что многие автовладельцы уже устраивают бойкот на заправках и в будущем это может привести «к серьёзному социальному резонансу».

В ФАР призвали всех неравнодушных водителей звонить на прямую линию и не ждать, «пока кто-то это сделает за вас». Может быть, такое упорство действительно приведёт к каким-то результатам. Например, к новому обещанию снижения цен.

В России не впервые проходят акции против повышения тарифов на топливо. Такие уже проводили в 2014 году в Красноярске. Тогда её также организовывала Федерация автовладельцев, которая требовала снизить цены на 15-20 процентов, аргументируя тем, что Россия — нефтедобывающая страна.

Слабый рубль, который нефтяники называют одной из причин подорожания топлива, в очередной раз начал становиться таким в апреле 2018 года, когда против ряда российских компаний и их владельцев были введены санкции со стороны США. Но тогда некоторые российские эксперты также заявляли, что падение курса — это хорошо.

medialeaks.ru

Бензин в России будет дорожать и дальше

Цены на бензин и дизельное топливо в России продолжат повышаться в силу «совершенно объективных причин», полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

По ее словам, «динамика цен на бензин в последние недели беспокоит каждого, кто имеет дело с транспортом». «Розничная стоимость литра топлива поднимается с космической скоростью — пожалуй, максимальной за всю историю новой России. Однако перспективы мрачные: бензин и дизель продолжат дорожать в силу совершенно объективных причин», — говорится в обзоре эксперта.

Она полагает, что «разговоры о том, что крупные нефтяные компании готовы удерживать розничные цены на бензин и дизель, фактически имеют мало общего с реальностью». «До мартовских президентских выборов топливо почти не дорожало — работал предвыборный фактор, в котором вся плоскость, так или иначе соприкасающаяся с кошельком избирателя, должна быть нейтральной. В то же самое время оптовые цены на бензин и дизель росли активными темпами — нефть шла в разгон. Что происходило на розничном рынке? Все было очень просто: крупные компании продавали топливо себе в убыток, потому что в пересчете на литр оптовая цена была выше розничной. Мелкие топливные компании и дистрибьюторы на время „завязывали пистолеты“ или приостанавливали работу заправочных комплексов, потому что не могли позволить себе работать без прибыли. Теперь цены на бензин отыгрывают четырехмесячный простой», — поясняет Бодрова.

Аналитик констатирует, что «за две майские недели стоимость литра Аи-95 поднялась в разных регионах на величину от 3 до 4 рублей и вплотную подошла к отметке 47 рублей».

«Такими темпами и до 50 рублей рукой подать. Есть несколько вопросов по поводу происходящего. Например, почему ФАС допустила столь масштабный рост стоимости топлива повсеместно? Почему розничные компании поднимают цену резко, скачками, а не плавным пересмотром цены — это было бы логично, население бы „проглотило“ такую динамику спокойнее. И финальный — почему финансовые ведомства не комментируют данные по инфляции, которая „бумажно“ за майскую неделю росла на 0,1%, а фактически — на все полпроцента? Этот вопрос, впрочем, носит риторический характер», — признает аналитик.

На ее взгляд, «пока цены на бензин продолжат расти». «Потенциал подъема — еще около 2-3%, после чего ценники на заправках перестанут меняться со скоростью света», — прогнозирует эксперт.

Она напоминает, что «с 1 июля в России (только через месяц) власти планируют снизить акцизы на бензин и дизель — решение об этом было принято правительством не так давно». «Но сокращения цены это не принесет. Максимум, на что можно рассчитывать в данном случае, — это на стабилизацию стоимости. Новая волна подъема цены — если, конечно, глобальный рынок нефти не преподнесет сюрпризов в виде новых ценовых рекордов — придется на начало осени. Для того чтобы в России перестали расти цены на бензин, нужно, чтобы правительство перестало качать максимум из кошельков потребителей. А это, к сожалению, совсем не наша история», — подытоживает Бодрова.

www.rosbalt.ru

Нормальный бензин в ненормальной экономике? За наш счет

Бензин будет дорожать несмотря на обещания правительства снизить акцизы, сказал "Правде.Ру" общественный активист Петр Шкуматов. Если мы хотим иметь хорошие дороги, то бензин должен стоить 80-95 рублей за литр, как в Европе и Турции. Если кто не заметил, теперь бюджет на покрытие дорожных расходов формируется, как и там, за наш счет, сказал "Правде.Ру" координатор движения "Общество синих ведерок".

Бензин будет дорожать, а обещать - не значит жениться. 387428.jpeg

С 21 по 25 мая розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 в России в среднем по стране выросли на семь процентов. И это после того, как премьер Дмитрий Медведев поручил минфину проработать снижение акцизов на бензин и дизельное топливо, что, по мнению властей, сдержит рост цен на внутреннем рынке.

Антимонопольная служба РФ сделала заключение о том, что российские производители, в частности "Роснефть", снизили поставки на внутренний рынок. По мнению ведомства, действия компаний и могли вызвать рост цен. Ранее трейдеры прогнозировали, что если рост цен будет продолжаться такими темпами, то цена топлива к лету может взлететь на пять рублей и это не предел.

Антимонопольная служба подчеркивает, что, по действующему законодательству, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию. Участники рынка устанавливают стоимость своей продукции самостоятельно. Антимонопольная служба констатировала, что если розничные цены на популярнейшую марку Аи-92 с января по май выросли на семь процентов, то оптовые — на 30 процентов. При этом с 1 по 22 мая розничные цены выросли на пять процентов, а оптовые — на 12 процентов.

Ситуацию "Правде.Ру" прокомментировал координатор движения "Общество синих ведерок" и один из учредителей общественно-политической организации "Лига избирателей" Петр Шкуматов.

— Цена на бензин в розницу только за одну неделю мая выросла примерно на рубль. С чем это связано?

— Если раньше дороги финансировались отдельно из бюджета, в котором появлялась некая строка на содержание дорог, и не понятно было, откуда эти деньги пришли, то сейчас за содержание, ремонт и развитие дорожной сети платят непосредственно пользователи этих дорог, то есть автомобилисты. Если кто не заметил, именно для этого появилась система "Платон".

Цена топлива определяется у нас двумя основными факторами. Первый — это цена самого топлива, а второй — это акцизы. Плюс еще, по мелочи, — это прибыль заправки, прибыль нефтяной компании, стоимость транспортировки и т. д. Примерно треть розничной цены бензина — это цена непосредственно самого бензина, две трети — это, соответственно, акцизы, налоги, сборы и т. д. Акцизы идут на ремонт и содержание дорог, их сейчас еле хватает на поддержание дорожной сети.

Конечно, есть неэффективное использование денег, воровство и коррупция в дорожной среде, но это из другой плоскости. Если мы хотим иметь дороги как в Европе, то бензин у нас будет стоить тоже как в Европе. Чудес не бывает.

— И сколько должен стоить бензин, чтобы были хорошие дороги?

— 85-90 рублей. В этом случае финансирование дорожной отрасли увеличится в два раза, и, соответственно, этих денег будет хватать не только на текущее поддержание дорог в нормальном состоянии, но и на развитие, на строительство, на реконструкцию.

— А как же тогда со складывающейся ситуацией коррелируется обещание снизить акцизы?

— Обещать — не значит жениться. Дело в том, что Путин в "майских указах" четко прописал, что необходимо уделить внимание дорогам, они должны прийти в нормативное состояние, там указаны цифры. Для того чтобы это все произошло, необходимо дополнительно к существующим расходам на дороги добавить пять триллионов рублей, по 800 миллиардов рублей в год. У государства таких денег нет в бюджете, откуда оно их возьмет? Вот вам и ответ.

— Дети уже понимают, что если бензин дорожает, продукты автоматически тоже дорожают, инфляция растет… Получается, борьба с ней, заявленная правительством, отменяется?

— Вклад топлива в инфляцию — сомнительный. Могу привести расчет на пальцах, чтобы было понятно. Вы везете 40 тонн картошки по 25 рублей за килограмм. Итого, стоимость груза — миллион рублей. Стоимость перевозки, допустим, из Липецкой области в Москву, вам обойдется примерно в 30 тысяч рублей. То есть в цене картошки стоимость доставки получается три процента. А теперь давайте посмотрим, насколько подорожает доставка, если бензин станет стоить на десять процентов дороже.

Фура, которая везет 40 тонн картошки, тратит примерно шесть-семь тысяч рублей на бензин. При подорожании на десять процентов она затратит — 7700. На 700 рублей подорожала картошка ценой в миллион рублей, ну на 1000, это 0,01 процента. А если вы будете лампочки везти — там будет одна тысячная процента.

— Незначительно…

— Конечно. Помните, когда по "Платону" дискутировали, насколько подорожает товар? На самом деле — в пределах 0,01, 0,001 процента.

— Это математическая задачка, которую частный предприниматель может решить по-своему… В свою пользу… И объяснить подорожание товаров именно тем, что подорожал бензин. Для тех, кто не умеет считать.

— Товары у нас дорожают, потому что у нас экономики как таковой нет. У нас нет конкуренции, не работают федеральные монопольные службы, в результате потребителям выкручивают руки банально, везде, на каждом шагу. И норма прибыли для таких квазимонополистов в 50, 100, 200 процентов является нормальной.

— Как вы относитесь к тому, что ФАС обвинила в росте цен на бензин нефтяные компании, которым, по мнению этого ведомства, выгоднее экспортировать бензин, чем реализовывать его на внутренним рынке?

— Если им выгодней экспортировать топливо и нефть, чем реализовывать на внутреннем рынке, то они это делают. Мы же в ВТО состоим, соответственно, эти правила установлены самим правительством, частью которого является ФАС. У нас свободная экономика. Если я могу продать товары за 1000 рублей, а они говорят, продавай на внутреннем рынке за 700… Слушайте, давайте я вам скажу, работайте журналистом не за 70 тысяч рублей, а за 30?… Вы покрутите пальцем у виска.

— Неужели ничего с этим поделать нельзя и цены на бензин будут расти?

— Я даже больше скажу: исходя из "майских указов" Путина, потенциал роста цены на бензин от текущего уровня и в ценах 2018 года — 15 рублей за пять лет. Но там будет еще инфляция накопленная. ;словно говоря, в номинальном выражении, скорее всего, будет 20-25 рублей. В общем, нас ждет к 2024 году бензин марки 95 по 70 рублей за литр.

— Понятно, что бизнес как возил, так и будет возить. А обычные люди наверняка откажутся от использования автомобилей в пользу городского транспорта?

— Нет, не откажутся. Для многих людей автомобиль — это не столько комфорт, сколько необходимость. Средняя зарплата у нас — 30 тысяч по стране. Средний пробег — десять тысяч километров, это тысяча литров бензина. Каждый автомобилист в среднем расходует в год 1000 литров по 40 рублей. Он был по 35 рублей — это 35 тысяч, по 45 — это 45 тысяч рублей. Расходы среднего автомобилиста вырастут на десять тысяч рублей в год, на 800 рублей в месяц. Для жителя Барнаула это будет в два-три раза чувствительней, нежели для жителя Москвы.

Читайте по теме:

Путин честно объяснил рост цен на бензин

Российские физики придумали, чем заменить бензин

В России треть бензина подделка. И это проблема не только автомобилистов…

Новый завод BMW и УМНЫЕ ДОРОГИ в России: ПМЭФ

www.pravda.ru


Смотрите также