"От стоимости сырья до ставок акцизов". Как белорусам объясняли, почему подорожал бензин. Подорожает бензин в белоруссии


Подорожание топлива в Беларуси

Не так давно концерн «Белнефтехим» вместе с очередным повышением стоимости бензина объявил о новом механизме ценообразования на топливо. Говорят, что теперь бензин на заправках будет не только дорожать, но и дешеветь. AUTO.TUT.BY попытался найти ответы на простые вопросы по топливной теме.

Почему цены на бензин решили считать по-новому?

Официальная формулировка расплывчата — «в целях совершенствования механизма ценообразования на нефтепродукты». Но, по сути, все сводится к попытке решить давнюю проблему: сделать продажи топлива на внутреннем рынке менее убыточными. До сих пор НПЗ отпускали бензин на заправки по цене ниже себестоимости. По сути, продажа топлива водителям субсидируется из тех денег, которые нефтезаводы получают от продажи топлива на экспорт. Но за последние четыре месяца даже они не покрывают убытки на внутреннем рынке.

Решить этот вопрос можно двумя способами: или помогать НПЗ финансово, или работать с ценами на заправках. Но поскольку бензин у нас товар социально значимый, то просто так поставить на него выгодную цену нефтяники не могут. В итоге выбрали вариант с новым механизмом образования цен.

Как теперь будет дорожать бензин?

Формулу, по которой теперь будут считать стоимость бензина на АЗС, не обнародовали. Но, как обещают, цены постепенно доведут до уровня российских. Сегодня разница составляет порядка 8% по бензину и 4,5% по дизельному топливу. Например, в день объявления нового механизма топливо подорожало на 1 копейку («дизель» подорожал на 2). Через неделю прибавка составила 0,76%, или все ту же 1 копейку.

Сравнять цены с восточной соседкой планируют к маю. Но в дальнейшем привязка к России сохранится.

А если поднять цены сразу?

При сегодняшнем курсе разница в цене, например, со Смоленском составляет порядке 10 копеек за литр 92-го бензина. Получается, чтобы сравнять цены с соседями при выбранном «шаге» подорожания в 1 копейку, цены должны меняться каждые 5−7 дней.

Почему не сделать это за один раз? Причина кроется все в той же социальной значимости бензина. Чтобы не шокировать автомобилистов единовременным ростом цены, было принято решение поднимать цены постепенно, шаг за шагом приводя их к уровню российских.

Почему мы равняемся именно на Россию?

Дело вовсе не в том, что наш дешевый бензин начнут вывозить к соседям. Один из главных факторов — наличие в Беларуси 250 АЗС российских сетей. Они закупают топливо в Беларуси по внутренней цене. Эти объемы НПЗ вынуждены снимать с экспорта и, соответственно, недополучать прибыль.

Равные цены позволят, наоборот, закупать топливо у российских компаний для реализации на внутреннем рынке, а свое — отправлять на экспорт, увеличивая прибыль.

Неужели теперь, когда нефть в мире подешевеет, то же самое будет и с нашим бензином?

К сожалению, не факт. Белорусские НПЗ большую часть нефти закупают в России. И цена для нас формируется не столько из мировых цен на нефть, сколько из ставок российских акцизов и налогов. Так что если в мире где-то подешевела нефть, это не значит, что в Беларуси упадут цены на топливо. Снижение экспортной пошлины на нефть Россия компенсирует ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В итоге с 2017 года российская нефть для белорусских НПЗ подорожала примерно на 23%.

Так что наши цены будут изменяться вместе с российскими, чтобы не допустить критической разницы, при которой белорусские НПЗ будут снова терять прибыль от экспорта. По сути, и подешеветь наш бензин может только вслед за российским.

Могут ли цены на топливо догнать европейские?

Такой вариант не исключен. Россия проводит так называемый налоговый маневр, который подразумевает в итоге отмену экспортной пошлины и перенос всей налоговой нагрузки на нефтедобывающую отрасль. Если налоговую реформу в России доведут до конца, то рост цен на топливо будет продолжаться, подбираясь к европейским ценам.

auto.tut.by

Как будут расти цены на топливо в Беларуси?

C 15 марта в Беларуси повышена стоимость автомобильного топлива, и такая практика будет продолжаться. Дело в том, что из-за продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке по субсидируемым ценам белорусские нефтеперерабатывающие заводы оказались в убытках. Чтобы исправить ситуацию, цены на бензин и дизтопливо весной будут поэтапно расти.

 

Убытки перекрывают прибыль

Цены на топливо на внутреннем рынке регулируются государством, однако поскольку объявление о росте цен является непопулярной мерой, оно откладывалось. А тем временем входящая цена на нефть для белорусских нефтеперерабатывающих заводов существенно увеличивалась.

Так, в январе-феврале 2018 года средняя цена на нефть марки Urals увеличилась для Беларуси на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 65,99 доллара за баррель. Естественно, в связи с этим росли и экспортные цены на нефтепродукты, а вот внутренние цены на топливо, регулируемые государством, отставали от этого процесса.

Дошло уже до того, что в среднем экспортные контракты на белорусские нефтепродукты оказались в этом году на 150 долларов выше внутренних цен на топливо. Такая ситуация привела к тому, что убытки белорусских НПЗ от поставок топлива на внутренний рынок оказались больше, чем доходы от экспорта.

Вице-премьер Владимир Семашко ранее подтвердил этот факт и сообщил, что в январе белорусские НПЗ получили убытки. По информации БелаПАН, в начале года доходы нефтеперерабатывающих заводов от экспорта нефтепродуктов были примерно вдвое меньше по сравнению с убытками от реализации топлива на внутреннем рынке.

В связи с убыточной деятельностью нефтеперерабатывающих заводов правительством принято решение о поэтапном повышении стоимости топлива на внутреннем рынке. Задача состоит в том, чтобы постепенно привести цены на топливо на внутреннем рынке в соответствии с ценами на бензин и дизтопливо в приграничных с Беларусью регионах России.

«Сегодня отличие белорусских цен на топливо от цен на приграничных заправках в России составляет по бензину 8%, по дизельному топливу — 4,5%. В пошаговом режиме эта разница будет устраняться», — пояснил сложившуюся ситуацию представитель нефтеперабатывающей отрасли, отвечая на вопросы БелаПАН.

Предполагается, уточнил он, что начавшийся в первом квартале этап повышения цен на топливо продлится до мая.

«Если в мае придем к ценам на топливо на внутреннем рынке, которые сопоставимы с российскими, и не произойдет никаких макропотрясений, то оба нефтеперерабатывающих завода Беларуси получат прибыль от реализации продукции. Что касается чистой прибыли, то с учетом закредитованности заводов, многое в этом плане зависит от стабильности обменного курса рубля, поскольку кредиты привлекались в инвалюте», — уточнил представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

 

Модернизация оказалась под угрозой

В конце 2017 года белорусские власти заявляли о том, что для нормальной работы нефтеперерабатывающих заводов (чтобы они могли обслуживать текущие и инвестиционные кредиты) предприятиям нужно зарабатывать 30-35 долларов на тонне. Однако в последние месяцы сложилась противоположная ситуация.

Рост входящей цены на нефть и замораживание цен на топливо на внутреннем рынке привело к убыточной деятельности белорусских нефтеперерабатывающих заводов. «Кому интересно получать 1,5 доллара убытка с тонны переработки нефти?» — задается риторическим вопросов представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

Такие результаты привели к тому, что власти подошли к точке, когда нужно было принимать решение по повышению цен на топливо на внутреннем рынке. Терпеть дальше убытки было нельзя, учитывая, что белорусские НПЗ для привлечения и погашения инвестиционных кредитов должны иметь как минимум удовлетворительное финансовое состояние.

К слову, каждому из двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов для завершения модернизации необходимо привлечь еще порядка 400 млн долларов. Понятно, что сделать это на фоне убыточной деятельности будет практически нереально.

Напомним, модернизация белорусских НПЗ проводится для повышения глубины переработки нефти до 90% и увеличения выхода светлых нефтепродуктов. Модернизация должна завершиться до конца 2019 года, однако провести ее можно будет только при условии своевременного финансирования.

Между тем, как отмечают участники рынка, финансовая отчетность белорусских НПЗ в последние месяцы вызывала у кредиторов (банков) неприятные чувства.

«Банкиры под микроскопом смотрят на соотношение прибыли НПЗ к долгу, и оно не является сегодня хорошим, вызывающим улыбку у банкиров. Поэтому выход на справедливые цены на топливо на внутреннем рынке является математически актуальной задачей», — заявил корреспонденту БелаПАН представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

naviny.by

"От стоимости сырья до ставок акцизов". Как белорусам объясняли, почему подорожал бензин

«Белнефтехим» считает необходимым увеличить цены на нефтепродукты на 23% в связи с тем, что «в конце прошлого года на рынке нефти и нефтепродуктов произошли значительные изменения, влияющие на эффективность работы белорусских НПЗ». AUTO.TUT.BY посмотрел, по каким причинам менялась стоимость топлива за последние семь лет.

— В декабре 2017-го средние мировые котировки нефти составили 63,9 доллара за 1 баррель и на 25,8% превысили уровень котировок августа 2017 года ($ 50,8 за 1 баррель), — сказал заместитель председателя концерна Андрей Рыбаков. Любопытно, но за последние семь лет стоимость топлива менялась по меньшей мере раз двадцать, обоснования тоже были разными.

2011 год — рекордные 11 подорожаний за год

Белорусы уже не помнят, но в 2011 году топливо дорожало 11 раз. Чаще всего звучали версии о том, что «подорожание связано с удорожанием сырья и разницей цен с соседними странами». Мол, «дисбаланс цен способствует постоянно растущему вывозу нефтепродуктов в соседние государства». Кому от этого было плохо, неясно.

Тогда же концерн отмечал, что «основной составляющей в структуре затрат на производство нефтепродуктов (более 85%) является стоимость нефтяного сырья, а также цены на электроэнергию и газ, необходимых в технологическом процессе производства моторного топлива, железнодорожные тарифы на перевозку нефтепродуктов». Цена за баррель, напомним, тогда равнялась 111 долларам.

Помимо этого, важным фактором ценообразования в «Белнефтехиме» называли налоговую нагрузку в виде акцизов, ставки которых устанавливаются законодательно.

2012 год — «поэтапное сближение цен с Россией»

В 2012 году цены на топливо менялись четырежды. Концерн «Белнефтехим» пересмотр цен на нефтепродукты традиционно объяснял необходимостью «поэтапного сближения цен на товары в странах Таможенного союза, а также повышения эффективности работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения возможности дальнейшей модернизации производства». Цена за баррель тогда равнялась 121 доллару.

Не обошлось и без традиционной оговорки: «цены на топливо у соседей выше, чем в Беларуси».

2013 год. Пять подорожаний.

Богатый на подорожания топлива 2013 год оказался богатым на объяснения изменения цены на топливо. Средняя стоимость барреля нефти за год — около 109 долларов. Причинами повышения цен на топливо в Беларуси назывались выросшие ставки акцизов на бензин и дизель — на 20%. А также изменение курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

Считалось, что применение индексации розничных цен в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен и приблизить действующий в Республике Беларусь механизм ценообразования на автомобильное топливо к мировой практике. К тому же новый механизм даст возможность нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое белорусские нефтеперерабатывающие заводы приобретают в Российской Федерации по предоплате только за валюту.

2014 год. Раз и навсегда привязка к курсу доллара

В 2014-м стоимость топлива менялась четыре раза за год, среднегодовая стоимость барреля нефти была равна почти 99 долларам. Тогда же было принято «окончательное и бесповоротное решение» привязать стоимость топлива к курсу доллара по распоряжению президента Александра Лукашенко.

«Наш бензин средний — доллар. Не евро — доллар! Но все равно цена нашего бензина, по-моему, чуть ниже, чем в России, не говоря про Украину, про Европейский союз. Но куда денешься, баланс надо поддерживать, иначе будут вывозить», — сказал тогда президент.

Один доллар — литр топлива. Цены на них планировалось пересматривать один раз в конце квартала. Но что-то пошло не так.

2015−2016 годы. Годы стабильности.

Своеобразный рекорд для Беларуси. Цены на топливо держались чуть больше двух лет без изменений и дорожали за два года единожды — в январе 2015 года, сразу после новогодних праздников. Изменения произошли согласно принятой концепции — 1 литр топлива равен 1 доллару.

Привязка стоимости топлива к доллару должна была дать нефтеперерабатывающим заводам возможность «более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья», которое мы закупаем в России по предоплате за валюту, и позволить НПЗ обеспечивать «максимальную эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь и возможность для их дальнейшей модернизации». Но что-то пошло не так.

2017 год. Шаг в копейку, подорожание на 6%

После затяжного сдерживания цен на протяжении двух лет «Белнефтехим» заговорил о необходимости поднять цены на топливо. Тогда концерн объяснил повышение цен на моторное топливо «меняющейся конъюнктурой рынка» и пообещал, что впредь стоимость топлива будет изменяться только согласно этому направлению.

Изменение цены на копейку многие автомобилисты даже не заметили. Но к концу года стоимость литра топлива выросла в среднем на 6%. На 5% подорожал дизель, на 7% выросла стоимость бензина.

auto.tut.by


Смотрите также