Перевод авто на ГАЗ: плюсы и минусы. Переделать бензин на газ


Перевод, переделка, переоборудование авто на газ: цена

Пропан и метан обладают рядом полезных свойств, которые делают их эффективным и экономически выгодным топливом для работы двигателя внутреннего сгорания. Газобаллонное оборудование (ГБО) получило широкое распространение в мире благодаря:

  • высокой экологичности газа;
  • меньшей стоимости газа по сравнению с бензином;
  • уменьшению нагрузки на цилиндры и поршни двигателя;
  • сохранению возможности параллельно использовать бензин.

Компания 2GAS осуществит перевод авто на газ по приемлемой цене без внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Газ для заправки автомобиля

В России вы можете приобрести два вида газового топлива, каждый из которых имеет отличительные характеристики:

  • Пропан (пропан-бутан). Это сжиженная смесь двух компонентов, выделяемых из конденсата нефти и ее газов. Пропан применяется в качества топлива для легковых автомобилей.

  • Метан. Этот природный продукт выделяется низкой плотностью и хранится в специальных особо прочных баллонах.

Стоимость пропана несколько дороже метана. В целом по стране цена на газ зависит от региона и вида заправочной стоимости. Однако повсеместно сохраняется соотношение стоимости бензина и газа примерно два к одному.

Специалисты рекомендуют задуматься об альтернативе бензину, если ваш ежегодный пробег составляет 30 тысяч км и больше. Если взять для примера Opel Zafira B (он может работать на бензине АИ-95, дизельном топливе, пропане и метане), то согласно заявленным для этого автомобиля характеристикам получим следующую картину:

Топливо

АИ-95

дизель

пропан

метан

Цена за 1 л (куб.м), в руб.

38,7

38,8

17,3

13,7

Средний расход на 100 км

7,6

6,1

8,7

6,4

Стоимость 1 км пробега, руб.

2,94

2,37

1,50

0,88

Экономия относительно АИ-95

-

0,57

1,44

2,06

Затраты на 30 тысяч пробега, руб.

88200

71100

45000

26400

Экономия за 30 тысяч км относительно АИ-95

-

17100

43200

61800

Стоимость топлива взята на одной из автозаправочных станций Екатеринбурга на момент подготовки материала. При просчете для других автомобилей закономерности сохранятся.

Просмотрев таблицу, несложно сделать вывод о том, что наиболее выгодным является использование в качестве топлива метана. Даже по сравнению с пропаном, он демонстрирует завидную экономичность. Однако переоборудование авто на газ формирует конечную цену несколько сложнее. Все дело в дорогостоящих баллонах для метана.

Стоимость газового оборудования

В условиях кризиса автомобилисты урезают свои расходы, а потому производители и установщики ГБО стараются сохранять свои цены на прежнем уровне. Несмотря на это, метановое оборудование по-прежнему заметно дороже, чем пропановое. Все дело в баллонах, которые должны соответствовать особым условиям хранения метана. Вы можете ознакомиться с прайсом компании 2GAS и проследить соотношение для ГБО на метане и пропане, которое сохраняется в пределах всего рынка.

Для того чтобы переделка авто на газ прошла по оптимальной для вас цене, стоит учесть всю имеющуюся совокупность факторов. Метан даст вам большую экономию в плане расхода топлива, однако потребует и больших капиталовложений при первоначальном оборудовании газовой системой. Только внимательный просчет для каждого конкретного случая даст вам ответ, какое ГБО подойдет лучше именно для вас. В любом случае перевод автомобиля на газ – это верный и экономически целесообразный шаг.

2gas.ru

Перевод авто на ГАЗ: плюсы и минусы. Новый закон 2017

Вопрос «нужен ли перевод авто на газ: плюсы и минусы данной процедуры» сейчас волнует многих. Главная причина этому – постоянное увеличение цен на бензин, несмотря на уменьшение стоимости нефти.

Многие автолюбители всерьёз задумываются, насколько выгоднее для них будет ездить на газу и нужно ли менять топливо.

Перевод авто на ГАЗ

Итак, стоит ли в 2018 году переходить на газовые баллоны? Каковы особенности, сильные и слабые стороны данной процедуры? Как не просчитать с выгодой? Ответы на эти и другие вопросы в статье.

Перевод авто на газ: плюсы и минусы

Переход на газовое топливо, как и любая другая процедура, имеет ряд положительных и отрицательных сторон для автомобиля и его водителя.

Можно выделить следующие плюсы:

  • Главное достоинство газа – его низкая стоимость при заправке. Однако цена его, в среднем, на 1/3 ниже, чем того же количества бензина. Буквально несколько лет назад автолюбители могли купить газ по цене, вдвое меньшей, но с увеличением качества данного вещества и повышения его безопасности в использовании выросла и цена.
  • Октановое число газа считается высоким (105). Для автомобиля это очень хорошо, поскольку риск возгорания снижается. Но оно может являться причиной прогорания клапанов, хотя эту проблему и решили в новых моделях авто.
  • Если на машине с жидким топливом можно проехать без дозаправки около 500 километров, то газ в этом случае выигрывает с отрывом (почти в два раза!). При дальних путешествиях по глухой местности это является значительным преимуществом.
  • Высокая экологичность газа по сравнению с другими видами топлива позволяет заботиться о природе.
  • Для двигателя газ считается более щадящим топливом (хотя многие считают наоборот), которое сделает срок службы автомобиля более долгим. Это создаёт более комфортные условия для пассажиров, ведь мотор начинает работать без рывков.
  • Газ – более чистое топливо, так как расходы на его разбавление значительно превосходят его стоимость.
  • Не стоит забывать также, что при использовании баллонов функциональность баков для бензина никуда не девается. В любой момент можно заправиться привычным топливом (например, если поблизости нет газовой заправки) и продолжать движение.

На минусы также стоит обратить внимание:

  • При использовании баллонов с газом, часть багажника (и довольно большая!) будет непригодна к использованию, для многих это очень значительный недостаток.
  • Температура воздуха внутри автомобиля на газу намного ниже, чем в том, где используется бензин. При наличии кондиционера или в жаркую погоду это не будет проблемой, но вот зимой ездить будет менее комфортно.
  • При плохом уходе за автомобилем и длительных переездах без остановок газ может стать пожароопасным. Если бензин немного охлаждает двигатель при использовании, то газ не обладает этим свойством.
  • Если стоимость самого газа достаточно низкая, то за оборудование для возможности им заправляться придётся заплатить немало.
  • Следует узнать наличие и расположение газовых заправок в вашем городе, ведь их намного меньше, чем с бензином.

Стоит ли переводить авто на газ

Когда обычный человек начинает искать в интернете или узнавать у друзей ответ на вопрос «Стоит ли делать перевод авто на газ?», он сталкивается с огромным количеством нюансов и противоречий.

Одни считают, что это панацея против постоянно растущих цен на бензин и призывают всех в срочном порядке устанавливать себе газовые баллоны. Другие же с завидным упорством убеждают отказаться от этой затеи, поскольку она буквально убивает двигатель, а иногда и самого водителя.

Кто же прав? Попробуем разобраться. Газ на самом деле постепенно приводит в негодность автомобиль. Однако не его целиком и даже не двигатель, а лишь клапаны и головки блока.

Проблема эта легко решаема, да и возникает она далеко не сразу (в среднем после путешествий на 200-300 тысяч километров).

Согласитесь, ведь за то время, пока средний автолюбитель накатает такое приличное расстояние, стоимость на установку оборудования и ремонт успеет окупиться. А некоторые и вовсе успевают за это время продать машину и приобрести новую.

Перевод авто на ГАЗ: плюсы и минусы

Также считается, что сами баллоны под газ весят слишком много и занимают большую часть багажника. Да, место в багажнике никак не расширить, это правда. А вот с весом дела обстоят по-другому. Люди вспоминают года, когда баллоны могли весить около сотни килограмм, но сейчас прогресс ушёл далеко вперёд и пустая ёмкость достигает веса лишь около 10 кг.

Вопрос о надёжности также затрагивается в кругах знакомых и интернете. Стоит заметить, что тут основная проблема связана с некачественным и дешёвым оборудованием, которое люди стремятся установить себе в машину.

Понятное дело, что оно будет менее безопасным и может сломаться раньше. Кроме того очень важны мастера, которые устанавливают систему в вашу машину. Если их профессионализм оставляет желать лучшего, то и работа будет выполнена соответственно, и качество получится не самым лучшим.

Стоимость установки системы и баллонов варьируется в районе 30-40 тысяч для пропана, метановый же обойдётся водителю в среднем на четверть дороже. И если первый может окупиться за год, то второму потребуется для этого не менее 3-4 лет.

Окупаемость рассчитана на 20 тысяч км в год. Следовательно, приобретать газовые баллоны действительно необходимо тем людям, чьи машины либо проезжают значительно большее расстояние, либо имеют очень высокий расход бензина.

Газ на авто: новый закон 2017 — 2018

Однако не всё так просто. В настоящее время законодательство нашей страны строго следит за тем, чтобы всё оборудование на автомобиле было зарегистрировано во избежание несчастных случаев на дороге.

Газ на авто: новый закон 2018 заключается в том, что устанавливать баллоны с газом без обязательной регистрации в органах ГИБДД строго запрещено. Нарушение этого правила карается штрафом в размере 500 рублей.

То есть по сравнению с прошлым годом правила не изменились и штраф не стал больше. Оборудование необходимо также устанавливать согласно строгим правилам, которые можно найти в особом регламенте. Оно не должно понижать экологический класс машины и обязано иметь сертификат.

Как выбрать ГБО

Существует несколько поколений оборудования:

  • Первое поколение устанавливают на карбюраторные и инжекторные автомобили.
  • Второе есть возможность установить только на машины с наличием датчика содержания кислорода.
  • Третьему необходимо множество различных датчиков. Зато оно способно регулировать количество топлива.
  • В четвёртом поколении оборудование может индивидуально дозировать газ для каждого цилиндра.
  • Появились также пятое и шестое поколения, которых пока нет на нашем рынке из-за слишком высокой частоты газа.

Итак, проводить перевод машины на газ сложно считать рациональным, если её двигатель мал по объёму, а пробег за год довольно низок. Даже в случае установки дешёвого оборудования окупиться оно сможет не ранее, чем через 4-5 лет.

За это время автолюбитель может пожелать сменить машину на более новую по причине износа или по личной прихоти. Зато для мощных автомобилей и водителей, проезжающих огромные расстояния, выгода будет очевидной.

Читайте также:

avtohomenew.ru

Надо ли переходить с бензина на газ? Есть ли смысл переводить автомобиль на газ?

Многие автовладельцы хотя бы раз в жизни задумывались о переходе с бензина на газ, потому что обслуживание автомобиля на газе, как правило, обходится дешевле. Здесь мы постараемся выяснить, следует ли на самом деле задуматься о газовой силовой установке или игра не стоит свеч?

Бытует мнение, что газовое оборудование приводит к уменьшению моторесурса, к «прогоранию клапанов» и другим неприятным вещам. Тем не менее большой опыт применения газовых машин позволяет утверждать, что при правильном использовании негативных последствий быть не должно: до появления необходимости в капитальном ремонте как минимум 500 тыс. км пробега обеспечено.

Сегодня существуют две разновидности газовых силовых установок со своими достоинствами и минусами. 1-я (CNG) работает на метане, а 2-я (LPG) — на сжиженном газе.

Метановые силовые установки

В странах Евросоюза автомобили с метановым оборудованием (CNG) облагаются налогом. За один киловатт-час энергии, полученной при помощи бензина, жителю Европы придется заплатить 0,047 евро, а в случае с дизтопливом налог составит 0,073 евро. Столько же энергии, полученной из сжатого газа, обойдется всего в 0,015 евро. При этом в ряде стран ЕС действуют различные меры, касающиеся машин на метане: например, запрет на езду в пределах города, отсутствие «возрастных» ограничений для авто и т. д.

Принцип работы метановой установки следующий. Баллон, куда закачивают газовое топливо, выдерживает давление в 300 атм. — это же касается и газопроводной арматуры, отвечающей за заправку и подвод газового топлива от баллона к понижающему редуктору. Обычно в баллон закачивается газ под давлением в две сотни атмосфер. К сожалению, непросто найти баллон высокого давления для «легковушки», так как стандартно метановое оборудование ставится лишь на грузовики и автобусы, однако есть шанс купить метановый автомобиль прямо на автозаводе. Такие машины могут похвастаться приличным запасом хода — 200-300 км до переключения на бензин.

В настоящее время сжатый газ стоит приблизительно 6 рублей за кубометр, что на 30% дешевле, по сравнению с традиционным видом топлива. Впрочем, из-за неразвитой инфраструктуры могут понадобиться дополнительные поездки на заправочные станции, что снизит экономию до 20%. Понять, сколько примерно удастся сэкономить, позволит простой расчет: представим, что наша автомашина расходует 10 л. топлива и столько же кубов сжатого газа на сто километров пробега. За 10 км получится сэкономить около 2 рублей, за 10 000 км — около 200, а за 100 000 км — порядка 20 тыс., тогда как за саму метановую установку нужно выложить около 7-10 тыс. рублей (в основном это затраты на баллон).

Метановая газовая установка ГБО

Пропан-бутановые газовые установки

У силовых установок, работающих на сжиженном газе (LPG), экологические бонусы отсутствуют. Пропан является всего-навсего побочным продуктом нефтеперерабатывающей промышленности и потому имеет невысокую стоимость. Простейшее газовое оборудование для авто типа LPG продается меньше, чем за 3 тыс. рублей, и эта сумма уже включает в себя его установку. Чтобы снизить свои затраты, можно приобрести б/у ГБО. Отметим, что у пропановых баллонов довольно небольшой объем. Условно, Chevrolet Lanos с обычным 60-литровым баллоном сумеет преодолеть свыше 600 км дороги без дозаправки.

Примечательно, что Lanos со стандартным четырехцилиндровым мотором без проблем переходит на газ за счет самого обыкновенного ГБО, а вот модели с шести-или восьми цилиндровым движком нуждаются в чем-то посерьезнее. Приобретение отдельных блоков электронного управления впрыском для установок 4-й генерации и газовых магистралей с насосами для установок 5-й генерации выльется в 10-15 тыс. рублей. Теперь попытаемся узнать, когда подобные инвестиции начнут себя окупать.

Учитывая текущую стоимость пропана (около 4 рублей за куб), экономится целых 60%, если сравнивать с 1 л. бензинового топлива, но это в теории. На практике, чтобы компенсировать потерю мощности, надо увеличить расход газа — тогда экономия будет составлять приблизительно 30%, что, в принципе, тоже хорошо. В случае с Chevrolet Lanos, который условно «ест» 10 литров горючего на сотню км, экономия выглядит так: 10 км — 3 рубля, 10000 км — 3000, 100000 км — 30000 рублей. Другими словами, пропан-бутановая установка полностью окупится за первую сотню тысяч километров.

Машина, преодолевающая 100 км в день, за год проедет не более 30000 км — при таких условиях переход на сжиженный газ окупается намного быстрее, чем на метан. А если автомобилю предстоит пройти не больше 10000 км, то в переоборудовании смысла нет. Естественно, здесь подразумеваются силовые установки 4-го и 5-го поколения, предназначенные для дорогостоящих моделей. На дешевый же Lanos и другие подобные автомобили поставить ГБО 100% выгодно.

Напоследок скажем, что многое зависит от наших личных привычек. Если есть возможность менять авто как перчатки, то про ГБО можно забыть — это актуально в основном для тех, кто пользуется «железным конем» не менее 5-10 лет.

Пропан-бутановая газовая установка ГБО

21.03.2017

cartechnic.ru

Как переделать бензогенератор на газ

Бензогенераторы, даже самые дешевые китайского производства, незаменимая в хозяйстве вещь, особенно в местах, где полностью отсутствует центральное электроснабжение. Но при этом даже самые экономичные модели при интенсивном использовании достаточно быстро съедают все запасы бензина, стоимость которого повышается изо дня в день. Именно поэтому многие владельцы бензиновых генераторов ищут, как с помощью подручных средств перевести бензогенератор на газ, стоимость которого ниже бензина в несколько раз.

Бензогенератор, переделанный под газ

Сразу стоит отметить, что по надежности и стоимости работ, лучше приобрести изначально газовый генератор, чем впоследствии переводить бензогенератор на газ. Затраты времени и средств просто могут не оправдаться, особенно при использовании генератора в качестве редко используемого резервного источника энергии. При редком использовании или эксплуатации в условиях крайне низких температур лучше не устанавливать ГБО на бензогенератор, поскольку при минусовой температуре необходимо обеспечивать целый комплекс дополнительных мер для быстрого и надежного запуска бензогенератора, работающего на магистральном или баллонном газу.

Перевод китайского бензогенератора на магистральный газ или ГБО

Подключить газобаллонное оборудование, бытовой природный газ, осуществить переделку ДВС под пропан или пропан-бутан лучше всего в сертифицированной мастерской, использующей качественные расходные материалы и оборудование, а также предоставляющую гарантию на переделку под газ. Если же такая работа слишком уж дорогостоящая, либо в вашем регионе нет таких специалистов, лучше всего обратить внимание на дополнительное оборудование от непосредственного производителя электростанций. Лучшим примером является комплект для работы на газу для бензогенератора Huter - Ресанта 64.1.8. Дело в том, что бензогенераторы Huter с четырехтактным двигателем мощностью более 4кВт изначально продаются в разных комплектациях, в том числе с возможностью работы от магистрального газа или пропана (пропан-бутана). Поэтому используя необходимые запчасти для бензинового генератора и комплект работы на газу, можно без особых усилий, даже самостоятельно переделать бензогенератор в газовый генератор с возможностью работы на бензине, что очень пригодится при запуске электростанции при температуре ниже -15ºС.

Хочется обратить внимание, что в большинстве своем китайские бензогенераторы – близнецы братья даже у разных производителей, поскольку используют одни и те же комплектующие изделия. А это значит, что с большой доле вероятности, клапан, перекрывающий путь газу в карбюратор, смеситель и газовый жиклер (меньшего диаметра, чем бензиновый) от комплекта работы на газу Huter могут вполне подойти и к вашему бензогенератору. Но при этом конечно же прийдется в зависимости от конкретной модели бензогенератора и типа газа настроить зажигание.

Переделка двигателя бензогенератора под газ

Давно известно, что расходы на газ на один киловатт электроэнергии практически в два раза ниже, чем на производство такого же количества электричества на бензине. Но при этом за счет работы на обедненной смети топлива и газа, количество токсичных выхлопов при работе на газообразном топливе гораздо меньше (что немаловажно при работе генератора вблизи скопления людей), а моторесурс двигателя при оптимальных настройках и качественном масле возрастает более чем на четверть. Да конечно, есть и обратная сторона медали – мощность генератора при работе на газу падает на те же 25%, летом необходимо оберегать ДВС бензогенератора при работе на газу от перегрева, а зимой предпринимать ни абы какие усилия для запуска холодного мотора генератора.

комплект под газ

В продаже имеется достаточно большой выбор газовых редукторов и газобаллонного оборудования - Lovato, Landi Renzo, BRC, Voltran, Atiker, Fema или Ekogaz, с помощью которого на газ можно перевести любой четырехтактный двигатель. В сети находится достаточно много информации о том, как самостоятельно перевести бензогенератор на газ или как переделать бензиновый генератор на пропан-бутан с пошаговой инструкцией, фото и видео. Переделка двигателя бензогенератора под газ сама по себе не трудоемкая – основная сложность заключается не в монтаже, а в настройке газового оборудования.

elektrogenerator.net

Стоит ли менять бензин на газ?

Перед тем как разбирать преимущества и недостатки газового топлива для авто, необходимо определиться с каким именно газом мы будем иметь дело. Для заправки авто используются несколько видов газа. А именно:

  • пропан,
  • метан,
  • бутан.

Если рассматривать в качестве топлива для легкового автомобиля метан, то следует знать что:

  1. Требуется получить спец. разрешение.
  2. Установка обойдется дороже.
  3. Увеличится износ клапанной и поршневой систем, и двигателя в целом.

Из двух оставшихся выберем пропан, поскольку он более экономичен, ввиду того, что расходуется меньше.

Преимущества заправки автомобиля газом

Экономичность.

Применение газового топлива для авто, позволяет сэкономить деньги на заправке. Если сравнивать с бензином, то она будет около 10-15%, в зависимости от марки и октанового числа бензина. О чем говорит эта цифра? О том, что уже через 15-20 тыс. км, ваши затраты на оборудование и его установку — полностью окупятся.

Доступность.

Конечно, бензиновые заправки вы можете увидеть чаще, чем газовые. Но набирающая обороты тенденция, скоро уравняет их соотношение. Ведь с резким взлетом цен на бензин и дизель, многие стали переходить на газ, в результате чего, спрос породил предложение. Повсеместно начали появляться заправки с газовым топливом для авто. И не только в крупных городах, но на многих автотрассах и магистралях.

Экологичность.

Газы выхлопа, по сравнению с бензиновым двигателем, несут в себе намного меньше СО, а соединений свинца (опасных для здоровья) — не содержат вовсе. Газовые двигатели, в сравнении с бензиновыми, загрязняют воздух в 2 раза меньше.

Износостойкость.

Используя газ как топливо, вы увеличиваете срок жизни двигателя, так как его работа станет более равномерной. Уменьшится расход масла, благодаря чему, пропадет темный нагар на поршнях и клапанах.

Бесшумность.

Многие замечают, что при переходе с бензина на газ, уходит шум двигателя (ну или заметно снижается). Этому явлению есть объяснение. Из-за того, что у газа больше октановых единиц (100), не происходит детонации (взрыва) топлива.

газ в авто

Недостатки заправки автомобилей газом

Повышенная взрывоопасность.

Она появляется тогда, когда в воздухе объем газа составляет 5-10% и выше. На открытом воздухе этого не произойдет, при движении тем более (машина продувается). А вот в багажнике или под капотом, газ накопиться может. Поэтому, нужно почаще проходить ТО, и не экономить на запчастях для системы подачи газа.

Сокращение объема багажника.

Происходит это по самой простой причине, туда ставят большую часть оборудования. В легковых машинах его поставить больше некуда, разве что в салон. Но кому захочется ездить с потенциальной «бомбой» в салоне. Будет преследовать постоянное ощущение дискомфорта и опасности. А чтобы покурить, придется останавливаться и выходить из машины.

Ухудшение характеристик.

При использовании газа как топлива для автомобилей, езда становится не такой динамичной. Разгон замедляется примерно на 5%. Также страдают клапана, ведь газ горит дольше, чем бензин, а значит и температура в камере больше. В результате этого, жизнь клапанов укорачивается на 5-10%.

Заправлять или не заправлять свое авто газом, следует решать вам. Но напоследок следует сказать что, самая большая выгода от газа, в его стоимости. Поэтому, если ваша машина проходит всего 5-10 тысяч в год, то затраты окупятся нескоро. Удачной вам дороги!

mir-avto-moto.ru

ГБО: Меняю бензин на газ

Установка газобаллонного оборудования может существенно удешевить эксплуатацию автомобиля. Ведь газ намного дешевле 95-го и 92-го бензина: сжиженный стоит 1,60-1,75 грн./л, сжатый – 0,75-0,80 грн./м куб.

Установка газобаллонного оборудования может существенно удешевить эксплуатацию автомобиля. Ведь газ намного дешевле 95-го и 92-го бензина: сжиженный стоит 1,60-1,75 грн./л, сжатый – 0,75-0,80 грн./м куб.

На украинском рынке представлено достаточно много марок и моделей газобаллонного оборудования (ГБО) для работы автомобиля как на сжиженном, так и на сжатом газе. Большую часть составляет продукция итальянских брэндов – Bigas, BRС, Lovato, OML, Stefanelli, Tartarini Auto, Tomasetto. Встречается турецкое (Atiker, Voltran), а также российское и белорусское оборудование – соответственно Рязанского и Новогрудкинского заводов газовой аппаратуры. У автовладельцев возникают вопросы – по каким показателям, кроме цены, газ лучше бензина, можно ли укомплектовать ГБО составляющими от разных производителей, какому газу отдать предпочтение, насколько безопасны газотопливные системы. Попробуем дать краткие ответы.

Чем газ лучше

Сжатый и сжиженный газ превосходит бензин по многим показателям.

Газ имеет высокое октановое число – в диапазоне 100 – 115 единиц, что практически недостижимо для бензина.
За счет более высокого содержания атомов водорода в молекулах газа в составе выхлопа больше воды (Н2О) и меньше соединений углерода (СО2, СО), поэтому его токсичность в 1,5-2 раза ниже, чем при сжигании бензина.
На свечах, клапанах и в камере сгорания газ практически не оставляет нагара.
Газ не содержит вредных примесей, снижающих ресурс двигателя и катализатора.
Скорость сгорания газа несколько меньше, чем у бензина, поэтому нагрузка на детали мотора нарастает плавно и равномерно, без проявлений детонации (взрывного характера воспламенения). Это обеспечивает увеличение ресурса, более мягкую работу и уменьшение шумности двигателя.

Сжиженный или сжатый?

Сжиженный и сжатый газ имеют разное происхождение. Сжатый – природный газ метан, который сжимают с помощью компрессорных установок. Его плотность при атмосферном давлении в 1000 раз меньше, чем у бензина, поэтому для хранения в объеме, равном бензобаку, метан сжимают путем повышения давления до 200 атм.

Сжиженный, или нефтяной газ – пропан-бутан, называемый иногда синтетическим, получают из нефти и газов, выпавших в конденсат при ее добыче. Это топливо хранят и перевозят под давлением 16 атм. – так оно сохраняется жидкое состоянии.

Свойства сжиженного и сжатого газа практически одинаковы. Но при их использовании проявляются преимущества и недостатки, которые следует учитывать при выборе.

Главный плюс сжатого газа заключается в том, что он дешевле сжиженного – 0,75-0,80 грн. за м куб. против 1,60 – 1,75 грн. за литр. Обусловлено это огромными запасами и значительно большим объемом добычи метана. К тому же, на стоимость сжиженного газа влияют объемы добычи нефти и цены на бензин.

Один из основных недостатков переоборудования автомобиля для работы на сжатом газе – при таких же размерах баллонов, как для сжиженного, запас хода получается значительно меньшим. Чтобы компенсировать этот недостаток, приходится устанавливать больше баллонов (а это увеличение веса), что не всегда удается сделать в легковушке, так как объем багажника при этом заметно уменьшается.

Второй недостаток перехода на метан – более высокая стоимость ГБО, обусловленная ценой баллонов, рассчитанных на высокое давление (200 атм).

Из этого следует, что при выборе вида газа следует исходить из условий эксплуатации автомобиля. Если на машине не совершают дальних поездок и потребность в большом багажнике отсутствует (например, это учебное авто), целесообразнее установить ГБО под сжатый газ. В противном случае лучше отдать предпочтение сжиженному газу.

Пропановая аппаратура

Существует несколько поколений ГБО для работы на сжиженном газе. Самое простое – оборудование первого уровня, предназначенное для установки на автомобили с карбюраторной системой питания. Его основные элементы: редуктор-испаритель, смеситель, газовый и бензиновый электроклапаны, мультиклапан, баллон, переключатель вида топлива. Регулирование количества газо-воздушной смеси в этом оборудовании обеспечивает механическая система с пневматическим (вакуумным) приводом. Необходимое для подачи в цилиндры количество газа механика определяет автоматически на основании величины разрежения во впускном коллекторе.

Механическая система подачи газа имеет ряд недостатков, из-за которых в Европе ее уже не применяют. В частности, это невысокая точность дозирования, что отрицательно сказывается на токсичности, а также необходимость ручной (при помощи винтов) регулировки количества подаваемого газа.

В ГБО второго поколения за дозировку газа отвечает электроника, которая подает оптимальное его количество на всех режимах работы двигателя. Это положительно отражается на целом ряде характеристик – устойчивости работы мотора на холостом ходу, расходе топлива, токсичности выхлопа. На карбюраторных машинах такие системы практически не применяются, так как требуют установки лямбда-зонда и подключения к другим штатным датчикам, а это заметно удорожает конструкцию.

Необходимость в газотопливных системах второго поколения в большой степени была обусловлена появлением инжекторных систем питания. В ГБО второго поколения многие узлы электрические, и за топливоподачу отвечает электроника. Поэтому в нем появились дополнительные узлы – реле отключения топливного электронасоса (для механического и моновпрыска) и форсунок (так называемый эмулятор, имитирующий работу форсунок), «хлопушка» – устройство для защиты расходомера и воздушного фильтра (в случае обратной вспышки во впускном коллекторе), датчик количества газа, поступающего в двигатель. В некоторых комплектах для инжекторных моторов предусмотрены электрический дозатор газа с шаговым электродвигателем.

По мере развития инжекторных систем питания и ужесточения экологических норм совершенствовалось и ГБО. На данный момент создано оборудование третьего и четвертого поколений, которое отличается между собой «интеллектуальностью» электронного блока управления и конструкцией форсунок. В таких системах пропан-бутан (в газообразном состоянии) впрыскивается через форсунки, которые стоят недалеко от впускных клапанов каждого цилиндра. В системах третьего поколения эти детали механические и открываются под действием давления газа. В четвертом поколении ГБО форсунки электромагнитные и открываются «по команде» ЭБУ. Как и в бензиновых системах питания, такой распределенный впрыск позволил более точно дозировать количество газа и исключить вероятность обратных хлопков. ЭБУ дозирует газообразное топливо на основании данных нескольких датчиков – частоты вращения коленвала, положения дроссельной заслонки, лямбда-зонда, температуры газа в редукторе. Эти системы применяются для двигателей, соответствующих нормам токсичности Евро 3 и Евро 4.

Итак, газобаллонное оборудование можно установить не только на любой автомобиль производства СНГ, но и практически на все иномарки – как новые, так и старые. Исключением являются только модификации, в которых топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры (у Mitsubishi – GDI, у Toyota – D4, у Volkswagen – FSI и т. д.). Однако таких машин в Украину пока завозят очень мало.

 Безопасность прежде всего

На данном этапе с точки зрения безопасности зарубежное автомобильное газобаллонное оборудование не уступает бензиновым системам питания. Если ГБО исправно и правильно установлено, то исключены какие-либо утечки газа, которые при наличии открытого пламени могут стать причиной взрыва. Но надо помнить, что монтажом, проверкой и регулировкой газовых систем питания должны заниматься опытные мастера специализированных СТО.

 Оборудование под метан

Газо-топливная система для работы двигателя на метане аналогична пропановой. Отличия обусловлены более высоким давлением, при котором хранится газ. Так, метановый редуктор не двух-, а трехступенчатый, в смесителе при сходной конструкции отверстия для подачи газа больше. Мультиклапан как комплексное устройство в метановой ГБО отсутствует, а емкость для газа состоит из нескольких баллонов. Но из-за повышенного давления, при котором хранится метан, их делают толстостенными, соответственно и очень тяжелыми.

 Спецдокументы

СТО, которая оборудует автомобиль для работы на газе, должна иметь специальное разрешение на подобный вид деятельности. Это дает ей право выдавать водителю переоборудованной машины пакет документов для регистрации в ГАИ. Комплект бумаг включает копию свидетельства о согласовании конструкции транспортного средства, дополнение к нему, подтверждающее переоборудование автомобиля конкретной модели, и акт о выполненных работах. На основании этих документов в МРЕО фиксируется факт газификации машины и делается соответствующая запись в техпаспорте.

 Гарантия

Гарантия на ГБО любого производителя, установленное на автомобиль отечественными специализированными фирмами, обычно не превышает одного года или 20 тыс. км пробега. Это касается как пропановых, так и метановых систем.

 Расходы на приобретение и установку ГБО для некоторых автомобилей
Марка авто ВАЗ-2106, карбюр. Ford Mondeo, инжектор.
Тип газа пропан метан пропан метан
Объем, л 50 3 х 25,5 60 3 х 27,5
Запас хода*, км 440 200 600 270
Цена, у.е. 240 – 270 900 380 – 450 1100
* При условии, что бак заполнен на 80%

Распределение обязанностей

Цена редуктора зависит от наличия электроуправления и составляет 30 – 60 долларов.Редуктор-испаритель обеспечивает ступенчатое снижение давления жидкого газа и его переход в газообразное состояние для подачи во впускной коллектор двигателя. В продаже есть как полностью механические системы, в которых перед запуском мотора водитель вручную подает пусковую порцию газа, так и с автоматической подачей, где эту функцию выполняет электроника, совмещенная с переключателем «газ/бензин». Такие конструкции удобны и тем, что не приходится протягивать трубку для подвода разрежения от карбюратора к редуктору. По цене такая установка практически не отличается от обычной.

Ресурс редукторов во многом зависит от качества материала, из которого сделана мембрана. Срок ее службы заметно снижается, если для работы непрогретого двигателя используется газ или в таком тепловом режиме осуществляется переход с бензина на газ.

Блок с указателем уровня газа стоит до 15 долларов.Указатель уровня газа размещают на баллоне.Переключатель вида топлива дает возможность водителю со своего рабочего места переводить систему питания двигателя с одного вида горючего на другое. При этом активизируется один или оба из описанных далее электромагнитных клапанов.

Тип двигателя обуславливает конструкцию смесителя и его цену – от 7 до 50 долларов.Смеситель – узел, в котором газообразное топливо смешивается с воздухом, образуя топливо-воздушную смесь. Размещается на входе во впускной коллектор либо врезается в него. Этот узел в процессе эксплуатации практически не стареет и не изнашивается. Его цена обусловлена прежде всего сложностью конструкции, а также особенностями карбюратора и впускного коллектора двигателя. Не нужно бояться пластиковых смесителей – если они качественные, то работают ничуть не хуже, чем металлические аналоги, а стоят вдвое меньше. Правда, для их изготовления иногда используется материал, который имеет неприятный запах.

Мультиклапан с электроприводом стоит 60 долларов – вдвое дороже, чем обычный.После установки на баллон мультиклапан прячут в вентиляционную коробку.Мультиклапан, он же блок запорно-предохранительной аппаратуры, объединяет несколько клапанов. Один из них ограничивает максимальное давление газа в баллоне, выполняя функцию отсекателя для формирования паровой подушки в баллоне. Мультиклапан содержит также индикатор количества газа. Может быть оснащен не только аварийным, но и электрически (а не механически) управляемым расходным клапаном, который позволяет автоматически отключать всю топливную систему от баллона с высоким давлением после выключения зажигания. Стоит такой блок «автоматики» вдвое дороже, чем механический, – около $60.

Заправочный клапан как элемент мультиклапана не имеет своей цены.Заправочный клапан – это своего рода заливная горловина, но не бензобака, а газового баллона. Во всех современных газовых системах питания его делают выносным, «врезая» в задний бампер или устанавливая под ним. Очень часто клапан удается «врезать» в лючок горловины бензобака.

Бензиновый и газовый клапаны – недорогие комплектующие: $9 – 15.В корпусе газового клапана расположен фильтр.Бензиновый и газовый клапаны служат для перекрытия магистрали одного из видов топлива при работе двигателя на другом горючем.

Хранилища газа

Метановые баллоны отличаются от пропановых большими размерами и весом. Польские баллоны отличаются высоким качеством покраски (они никогда не бывают красными.) При монтаже тороидальных баллонов для хранения «запаски» предлагается специальная сумка. Размер баллона подбирают таким образом, чтобы его было удобно разместить в багажнике.

Сжиженный и сжатый газ хранятся при различном рабочем давлении – 16 и 200 атм. соответственно, для них нужны разные баллоны. В Украине выбор «баков» обоих видов не так уж велик.

Для сжиженного газа предлагаются в основном стальные польские баллоны Stako. Они немного дороже «эсэнговских», но отличаются более прочным покрытием.

Мало представлены в Украине итальянские баллоны. Дело в том, что они значительно дороже польских.

Для тех, кто не желает жертвовать объемом грузового отсека, зарубежные производители выпускают тороидальные баллоны. Они размещаются в нише багажника, предназначенной для хранения запасного колеса. Для автомобилей с внешним расположением «запаски» существует специальное исполнение с более прочным защитным покрытием. «Хранилище» сложной формы обойдется в $80 – 100 (цилиндрические баллоны дешевле – $30 – 60). Одна из последних новинок на рынке ГБО – тороидальные баллоны Stako для вертикального размещения в багажнике.

Ассортимент баллонов для хранения сжатого газа менее широкий. В этом сегменте представлены изделия отечественных производителей – Бердичевского машиностроительного завода «Прогресс» и Мариупольского металлургического комбината. Доминирующие позиции занимает продукция бердичевского предприятия, на котором внедрена технология изготовления облегченных баллонов – при объеме от 20 до 50 л и длине от 750 до 1650 мм они весят соответственно от 19 до 41 кг. Метановые баллоны довольно дорогие – цена одной емкости, эквивалентной 6 литрам бензина, колеблется от 130 до 180 у.е.

 Характеристики баллонов для сжатого газа (метана)
Производитель БМЗ* «Прогресс» БМЗ «Прогресс» БМЗ «Прогресс» БМЗ «Прогресс» н. д.
Страна Украина Украина Украина Украина Италия
Тип цилиндр. цилиндр. цилиндр. цилиндр. цилиндр.
Объем, л 21 (5,6**) 25,5 (6,9***) 27,5 (7,4**) 38 (10,0**) 70 (18,9**)
Вес, кг 19 22 23 27 76
Размеры, мм 750х220 880х220 920х220 1260х220 940х350
Цена, грн. 690*** 770*** 790*** 962*** 2120
* Бердичевский машиностроительный завод. **Эквивалент объему бензина. ***Цены завода-производителя
 Характеристики баллонов для сжиженного газа (пропан-бутан)
Производитель Stako Stako Stako Stako Stako Stako Stako Atiker НЗГА* НЗГА НЗГА
Страна Польша Польша Польша Польша Польша Польша Польша Турция Беларусь Беларусь Беларусь
Тип тороид. тороид. тороид. тороид. цилиндр. цилиндр. цилиндр. тороид. цилиндр. цилиндр. цилиндр.
Объем, л 35 42 53 60 65 40 50 35 40 50 60
Вес, кг 22 22 26 27 25 19,2 23,1 н.д. 18 21 24
Размер d/h, мм 565/180 600/200 630/225 630/250 300/1014 200/1387 270/977 565/180 300/650 300/820 300/945
Цена, грн. 530 530 530 530 215 200 185 425 185 185 215
* Новогрудкинский завод газовой аппаратуры

Газ на обслуживании

Газовые фильтры служат не более 20 тыс. км. Для более точной настройки ГБО некоторые специалисты «крутят» автомобиль на барабанах.

Как всякий автомобильный узел или агрегат, система ГБО требует периодического обслуживания. Установщики регламентируют следующие сроки и виды работ по ТО.

ТО-1 предписывается проходить через каждые 10 тыс. км пробега. Оно включает в себя проверку затяжки резьбовых соединений, внешнюю очистку аппаратуры и слив конденсата из редуктора. Следует также проверить и в случае надобности восстановить регулировки системы питания двигателя.

Во время ТО-2 проверяются крепления баллонов, разбирается для очистки газовый электромагнитный клапан и меняется его фильтр, а также фильтр редуктора. Эта процедура проводится через каждые 20 тыс. км и стоит 20 – 70 гривен. В некоторых мастерских ТО-1 бесплатное.

Юрий Дацык, Игорь ШирокунФото Юрия Нестерова

Редакция благодарит фирмы «Арника Автотема», «Коркос», «Мрия Импекс» и сайт www.autogas.com.ua за помощь в подготовке материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.autocentre.ua

ГБО: Меняю бензин на газ

Установка газобаллонного оборудования может существенно удешевить эксплуатацию автомобиля. Ведь газ намного дешевле 95-го и 92-го бензина: сжиженный стоит 1,60-1,75 грн./л, сжатый – 0,75-0,80 грн./м куб.

Установка газобаллонного оборудования может существенно удешевить эксплуатацию автомобиля. Ведь газ намного дешевле 95-го и 92-го бензина: сжиженный стоит 1,60-1,75 грн./л, сжатый – 0,75-0,80 грн./м куб.

На украинском рынке представлено достаточно много марок и моделей газобаллонного оборудования (ГБО) для работы автомобиля как на сжиженном, так и на сжатом газе. Большую часть составляет продукция итальянских брэндов – Bigas, BRС, Lovato, OML, Stefanelli, Tartarini Auto, Tomasetto. Встречается турецкое (Atiker, Voltran), а также российское и белорусское оборудование – соответственно Рязанского и Новогрудкинского заводов газовой аппаратуры. У автовладельцев возникают вопросы – по каким показателям, кроме цены, газ лучше бензина, можно ли укомплектовать ГБО составляющими от разных производителей, какому газу отдать предпочтение, насколько безопасны газотопливные системы. Попробуем дать краткие ответы.

Чем газ лучше

Сжатый и сжиженный газ превосходит бензин по многим показателям.

Газ имеет высокое октановое число – в диапазоне 100 – 115 единиц, что практически недостижимо для бензина.
За счет более высокого содержания атомов водорода в молекулах газа в составе выхлопа больше воды (Н2О) и меньше соединений углерода (СО2, СО), поэтому его токсичность в 1,5-2 раза ниже, чем при сжигании бензина.
На свечах, клапанах и в камере сгорания газ практически не оставляет нагара.
Газ не содержит вредных примесей, снижающих ресурс двигателя и катализатора.
Скорость сгорания газа несколько меньше, чем у бензина, поэтому нагрузка на детали мотора нарастает плавно и равномерно, без проявлений детонации (взрывного характера воспламенения). Это обеспечивает увеличение ресурса, более мягкую работу и уменьшение шумности двигателя.

Сжиженный или сжатый?

Сжиженный и сжатый газ имеют разное происхождение. Сжатый – природный газ метан, который сжимают с помощью компрессорных установок. Его плотность при атмосферном давлении в 1000 раз меньше, чем у бензина, поэтому для хранения в объеме, равном бензобаку, метан сжимают путем повышения давления до 200 атм.

Сжиженный, или нефтяной газ – пропан-бутан, называемый иногда синтетическим, получают из нефти и газов, выпавших в конденсат при ее добыче. Это топливо хранят и перевозят под давлением 16 атм. – так оно сохраняется жидкое состоянии.

Свойства сжиженного и сжатого газа практически одинаковы. Но при их использовании проявляются преимущества и недостатки, которые следует учитывать при выборе.

Главный плюс сжатого газа заключается в том, что он дешевле сжиженного – 0,75-0,80 грн. за м куб. против 1,60 – 1,75 грн. за литр. Обусловлено это огромными запасами и значительно большим объемом добычи метана. К тому же, на стоимость сжиженного газа влияют объемы добычи нефти и цены на бензин.

Один из основных недостатков переоборудования автомобиля для работы на сжатом газе – при таких же размерах баллонов, как для сжиженного, запас хода получается значительно меньшим. Чтобы компенсировать этот недостаток, приходится устанавливать больше баллонов (а это увеличение веса), что не всегда удается сделать в легковушке, так как объем багажника при этом заметно уменьшается.

Второй недостаток перехода на метан – более высокая стоимость ГБО, обусловленная ценой баллонов, рассчитанных на высокое давление (200 атм).

Из этого следует, что при выборе вида газа следует исходить из условий эксплуатации автомобиля. Если на машине не совершают дальних поездок и потребность в большом багажнике отсутствует (например, это учебное авто), целесообразнее установить ГБО под сжатый газ. В противном случае лучше отдать предпочтение сжиженному газу.

Пропановая аппаратура

Существует несколько поколений ГБО для работы на сжиженном газе. Самое простое – оборудование первого уровня, предназначенное для установки на автомобили с карбюраторной системой питания. Его основные элементы: редуктор-испаритель, смеситель, газовый и бензиновый электроклапаны, мультиклапан, баллон, переключатель вида топлива. Регулирование количества газо-воздушной смеси в этом оборудовании обеспечивает механическая система с пневматическим (вакуумным) приводом. Необходимое для подачи в цилиндры количество газа механика определяет автоматически на основании величины разрежения во впускном коллекторе.

Механическая система подачи газа имеет ряд недостатков, из-за которых в Европе ее уже не применяют. В частности, это невысокая точность дозирования, что отрицательно сказывается на токсичности, а также необходимость ручной (при помощи винтов) регулировки количества подаваемого газа.

В ГБО второго поколения за дозировку газа отвечает электроника, которая подает оптимальное его количество на всех режимах работы двигателя. Это положительно отражается на целом ряде характеристик – устойчивости работы мотора на холостом ходу, расходе топлива, токсичности выхлопа. На карбюраторных машинах такие системы практически не применяются, так как требуют установки лямбда-зонда и подключения к другим штатным датчикам, а это заметно удорожает конструкцию.

Необходимость в газотопливных системах второго поколения в большой степени была обусловлена появлением инжекторных систем питания. В ГБО второго поколения многие узлы электрические, и за топливоподачу отвечает электроника. Поэтому в нем появились дополнительные узлы – реле отключения топливного электронасоса (для механического и моновпрыска) и форсунок (так называемый эмулятор, имитирующий работу форсунок), «хлопушка» – устройство для защиты расходомера и воздушного фильтра (в случае обратной вспышки во впускном коллекторе), датчик количества газа, поступающего в двигатель. В некоторых комплектах для инжекторных моторов предусмотрены электрический дозатор газа с шаговым электродвигателем.

По мере развития инжекторных систем питания и ужесточения экологических норм совершенствовалось и ГБО. На данный момент создано оборудование третьего и четвертого поколений, которое отличается между собой «интеллектуальностью» электронного блока управления и конструкцией форсунок. В таких системах пропан-бутан (в газообразном состоянии) впрыскивается через форсунки, которые стоят недалеко от впускных клапанов каждого цилиндра. В системах третьего поколения эти детали механические и открываются под действием давления газа. В четвертом поколении ГБО форсунки электромагнитные и открываются «по команде» ЭБУ. Как и в бензиновых системах питания, такой распределенный впрыск позволил более точно дозировать количество газа и исключить вероятность обратных хлопков. ЭБУ дозирует газообразное топливо на основании данных нескольких датчиков – частоты вращения коленвала, положения дроссельной заслонки, лямбда-зонда, температуры газа в редукторе. Эти системы применяются для двигателей, соответствующих нормам токсичности Евро 3 и Евро 4.

Итак, газобаллонное оборудование можно установить не только на любой автомобиль производства СНГ, но и практически на все иномарки – как новые, так и старые. Исключением являются только модификации, в которых топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры (у Mitsubishi – GDI, у Toyota – D4, у Volkswagen – FSI и т. д.). Однако таких машин в Украину пока завозят очень мало.

 Безопасность прежде всего

На данном этапе с точки зрения безопасности зарубежное автомобильное газобаллонное оборудование не уступает бензиновым системам питания. Если ГБО исправно и правильно установлено, то исключены какие-либо утечки газа, которые при наличии открытого пламени могут стать причиной взрыва. Но надо помнить, что монтажом, проверкой и регулировкой газовых систем питания должны заниматься опытные мастера специализированных СТО.

 Оборудование под метан

Газо-топливная система для работы двигателя на метане аналогична пропановой. Отличия обусловлены более высоким давлением, при котором хранится газ. Так, метановый редуктор не двух-, а трехступенчатый, в смесителе при сходной конструкции отверстия для подачи газа больше. Мультиклапан как комплексное устройство в метановой ГБО отсутствует, а емкость для газа состоит из нескольких баллонов. Но из-за повышенного давления, при котором хранится метан, их делают толстостенными, соответственно и очень тяжелыми.

 Спецдокументы

СТО, которая оборудует автомобиль для работы на газе, должна иметь специальное разрешение на подобный вид деятельности. Это дает ей право выдавать водителю переоборудованной машины пакет документов для регистрации в ГАИ. Комплект бумаг включает копию свидетельства о согласовании конструкции транспортного средства, дополнение к нему, подтверждающее переоборудование автомобиля конкретной модели, и акт о выполненных работах. На основании этих документов в МРЕО фиксируется факт газификации машины и делается соответствующая запись в техпаспорте.

 Гарантия

Гарантия на ГБО любого производителя, установленное на автомобиль отечественными специализированными фирмами, обычно не превышает одного года или 20 тыс. км пробега. Это касается как пропановых, так и метановых систем.

 Расходы на приобретение и установку ГБО для некоторых автомобилей
Марка авто ВАЗ-2106, карбюр. Ford Mondeo, инжектор.
Тип газа пропан метан пропан метан
Объем, л 50 3 х 25,5 60 3 х 27,5
Запас хода*, км 440 200 600 270
Цена, у.е. 240 – 270 900 380 – 450 1100
* При условии, что бак заполнен на 80%

Распределение обязанностей

Цена редуктора зависит от наличия электроуправления и составляет 30 – 60 долларов.Редуктор-испаритель обеспечивает ступенчатое снижение давления жидкого газа и его переход в газообразное состояние для подачи во впускной коллектор двигателя. В продаже есть как полностью механические системы, в которых перед запуском мотора водитель вручную подает пусковую порцию газа, так и с автоматической подачей, где эту функцию выполняет электроника, совмещенная с переключателем «газ/бензин». Такие конструкции удобны и тем, что не приходится протягивать трубку для подвода разрежения от карбюратора к редуктору. По цене такая установка практически не отличается от обычной.

Ресурс редукторов во многом зависит от качества материала, из которого сделана мембрана. Срок ее службы заметно снижается, если для работы непрогретого двигателя используется газ или в таком тепловом режиме осуществляется переход с бензина на газ.

Блок с указателем уровня газа стоит до 15 долларов.Указатель уровня газа размещают на баллоне.Переключатель вида топлива дает возможность водителю со своего рабочего места переводить систему питания двигателя с одного вида горючего на другое. При этом активизируется один или оба из описанных далее электромагнитных клапанов.

Тип двигателя обуславливает конструкцию смесителя и его цену – от 7 до 50 долларов.Смеситель – узел, в котором газообразное топливо смешивается с воздухом, образуя топливо-воздушную смесь. Размещается на входе во впускной коллектор либо врезается в него. Этот узел в процессе эксплуатации практически не стареет и не изнашивается. Его цена обусловлена прежде всего сложностью конструкции, а также особенностями карбюратора и впускного коллектора двигателя. Не нужно бояться пластиковых смесителей – если они качественные, то работают ничуть не хуже, чем металлические аналоги, а стоят вдвое меньше. Правда, для их изготовления иногда используется материал, который имеет неприятный запах.

Мультиклапан с электроприводом стоит 60 долларов – вдвое дороже, чем обычный.После установки на баллон мультиклапан прячут в вентиляционную коробку.Мультиклапан, он же блок запорно-предохранительной аппаратуры, объединяет несколько клапанов. Один из них ограничивает максимальное давление газа в баллоне, выполняя функцию отсекателя для формирования паровой подушки в баллоне. Мультиклапан содержит также индикатор количества газа. Может быть оснащен не только аварийным, но и электрически (а не механически) управляемым расходным клапаном, который позволяет автоматически отключать всю топливную систему от баллона с высоким давлением после выключения зажигания. Стоит такой блок «автоматики» вдвое дороже, чем механический, – около $60.

Заправочный клапан как элемент мультиклапана не имеет своей цены.Заправочный клапан – это своего рода заливная горловина, но не бензобака, а газового баллона. Во всех современных газовых системах питания его делают выносным, «врезая» в задний бампер или устанавливая под ним. Очень часто клапан удается «врезать» в лючок горловины бензобака.

Бензиновый и газовый клапаны – недорогие комплектующие: $9 – 15.В корпусе газового клапана расположен фильтр.Бензиновый и газовый клапаны служат для перекрытия магистрали одного из видов топлива при работе двигателя на другом горючем.

Хранилища газа

Метановые баллоны отличаются от пропановых большими размерами и весом. Польские баллоны отличаются высоким качеством покраски (они никогда не бывают красными.) При монтаже тороидальных баллонов для хранения «запаски» предлагается специальная сумка. Размер баллона подбирают таким образом, чтобы его было удобно разместить в багажнике.

Сжиженный и сжатый газ хранятся при различном рабочем давлении – 16 и 200 атм. соответственно, для них нужны разные баллоны. В Украине выбор «баков» обоих видов не так уж велик.

Для сжиженного газа предлагаются в основном стальные польские баллоны Stako. Они немного дороже «эсэнговских», но отличаются более прочным покрытием.

Мало представлены в Украине итальянские баллоны. Дело в том, что они значительно дороже польских.

Для тех, кто не желает жертвовать объемом грузового отсека, зарубежные производители выпускают тороидальные баллоны. Они размещаются в нише багажника, предназначенной для хранения запасного колеса. Для автомобилей с внешним расположением «запаски» существует специальное исполнение с более прочным защитным покрытием. «Хранилище» сложной формы обойдется в $80 – 100 (цилиндрические баллоны дешевле – $30 – 60). Одна из последних новинок на рынке ГБО – тороидальные баллоны Stako для вертикального размещения в багажнике.

Ассортимент баллонов для хранения сжатого газа менее широкий. В этом сегменте представлены изделия отечественных производителей – Бердичевского машиностроительного завода «Прогресс» и Мариупольского металлургического комбината. Доминирующие позиции занимает продукция бердичевского предприятия, на котором внедрена технология изготовления облегченных баллонов – при объеме от 20 до 50 л и длине от 750 до 1650 мм они весят соответственно от 19 до 41 кг. Метановые баллоны довольно дорогие – цена одной емкости, эквивалентной 6 литрам бензина, колеблется от 130 до 180 у.е.

 Характеристики баллонов для сжатого газа (метана)
Производитель БМЗ* «Прогресс» БМЗ «Прогресс» БМЗ «Прогресс» БМЗ «Прогресс» н. д.
Страна Украина Украина Украина Украина Италия
Тип цилиндр. цилиндр. цилиндр. цилиндр. цилиндр.
Объем, л 21 (5,6**) 25,5 (6,9***) 27,5 (7,4**) 38 (10,0**) 70 (18,9**)
Вес, кг 19 22 23 27 76
Размеры, мм 750х220 880х220 920х220 1260х220 940х350
Цена, грн. 690*** 770*** 790*** 962*** 2120
* Бердичевский машиностроительный завод. **Эквивалент объему бензина. ***Цены завода-производителя
 Характеристики баллонов для сжиженного газа (пропан-бутан)
Производитель Stako Stako Stako Stako Stako Stako Stako Atiker НЗГА* НЗГА НЗГА
Страна Польша Польша Польша Польша Польша Польша Польша Турция Беларусь Беларусь Беларусь
Тип тороид. тороид. тороид. тороид. цилиндр. цилиндр. цилиндр. тороид. цилиндр. цилиндр. цилиндр.
Объем, л 35 42 53 60 65 40 50 35 40 50 60
Вес, кг 22 22 26 27 25 19,2 23,1 н.д. 18 21 24
Размер d/h, мм 565/180 600/200 630/225 630/250 300/1014 200/1387 270/977 565/180 300/650 300/820 300/945
Цена, грн. 530 530 530 530 215 200 185 425 185 185 215
* Новогрудкинский завод газовой аппаратуры

Газ на обслуживании

Газовые фильтры служат не более 20 тыс. км. Для более точной настройки ГБО некоторые специалисты «крутят» автомобиль на барабанах.

Как всякий автомобильный узел или агрегат, система ГБО требует периодического обслуживания. Установщики регламентируют следующие сроки и виды работ по ТО.

ТО-1 предписывается проходить через каждые 10 тыс. км пробега. Оно включает в себя проверку затяжки резьбовых соединений, внешнюю очистку аппаратуры и слив конденсата из редуктора. Следует также проверить и в случае надобности восстановить регулировки системы питания двигателя.

Во время ТО-2 проверяются крепления баллонов, разбирается для очистки газовый электромагнитный клапан и меняется его фильтр, а также фильтр редуктора. Эта процедура проводится через каждые 20 тыс. км и стоит 20 – 70 гривен. В некоторых мастерских ТО-1 бесплатное.

Юрий Дацык, Игорь ШирокунФото Юрия Нестерова

Редакция благодарит фирмы «Арника Автотема», «Коркос», «Мрия Импекс» и сайт www.autogas.com.ua за помощь в подготовке материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.autocentre.ua


Смотрите также