Аппарат определения октанового числа бензина ОКМ-1. Октановое число бензина измеритель


Аппарат определения октанового числа бензина ОКМ-1. В наличии и под заказ

Данный аппарат используется для определения детонационной стойкости бензина по шкале октанового числа, согласно ГОСТу:

  • Моторный метод- ГОСТ 511-82;
  • Исследовательский метод – ГОСТ 8226-82;

Аппарат используется:

  • В лабораториях нефтеперерабатывающих заводов для контроля технологического процесса;
  • Для сравнения: Точность стандартных методов определения октанового числа в основном зависит от оператора, который проводит анализ, а метод требует частой калибровки оборудования; приблизительное время такого анализа составляет – более 25 минут для каждой пробы, стоимость такого анализа составляет в среднем 25-35 долларов; в то время как установка ОКМ-1 способна принять основную нагрузку по оперативному определению октанового числа бензина, предоставив тем самым, моторной установке действовать только в экстренной ситуации;
  • В местах продажи и хранения коммерческого бензина;
  • Таможенными органами, природоохранными инспекциями. У которых нет собственных моторных установок;

Функции и возможности аппарата:

  • Высокая скорость и значительное уменьшение пробы, при проведении анализа;
  • Возможность установки прибора в передвижную лабораторию, благодаря возможности подключения аппарата к прикуривателю в автомобиле;
Технические характеристики

Параметр

Значение

Величина

1

Диапазон определения ОЧ бензина

Эквивалент моторному по ГОСТ 511-82

от 60 до 90

о.е.

Эквивалент исследовательскому по ГОСТ 8226-82

от 80 до 100

о.е.

2

Пределы погрешности по ГОСТ

+-0,5

о.е

3

Расхождение результатов ОКМ-1 и моторной установки

+-1

 

4

Сходимость результатов

0,5

о.е.

5

Время проведения анализа

15

сек.

6

Объем пробы

5

мм3

7

Питание от сети

220

В

8

Питание от аккумулятора

12…16

В

9

Мощность

25

Вт

10

Габариты

300х300х80

мм

11

Вес

3,5

кг

12

Интерфейс

RS-232

 

Преимущества прибора ОКМ-1 перед известными и более дорогими приборами, такими как:
  • Zeltex ZX-101C;
  • РОМБ-П;
  • Октаномер модель 12-1111;
  • ПЭ-7300.

В данных приборах определение ОЧ происходит путем анализа косвенных признаков пробы (рефрактометрические свойства, сравнение спектральных портретов, диэлектрической проницаемости). Проба топлива в этих приборах подвергается окислению в струе воздуха при постоянно высокой температуре в фазе, перед детонацией. Метод определения в двигателе, моторной установке и аппарате ОКМ-1 – практически идентичны, отличие лишь в том, что время проведение опытов разное.

Помимо этого, приборы, которые определяют косвенные признаки бензина, не сумеют определить октановое число, если в бензине есть присадки неизвестного (для прибора) происхождения, или воду растворенною на молекулярном уровне. По этому, при поверке метрологической службы, такие приборы попадают под классификацию «индикаторы ОЧ». Прибор ОКМ-1 в свою очередь, измеряет параметр теплового эффекта реакции холодно-пламенного окисления бензина в струе воздуха, и устанавливает однозначную взаимосвязь этих параметров с октановым числом с воспроизводимостью, эквивалентной стандартным методам.

Преимущества использования ОКМ-1 перед использованием стандартного метода:
  • Время проведения анализа более чем в 30 меньше;
  • Стоимость проведения анализа более чем в 10 раз меньше;
  • Кол-во топлива для 1 пробы более чем в 1000 раз меньше.

Работать с прибором не требует специальных навыков. ОКМ-1 имеет сертификат метрологической поверки РФ.

Комплектация

  1. Измеритель октанового числа бензина ОКМ-1 - 1 шт.
  2. Микрошприц 10 мм3 (погрешность дозы ±5%) - 1 шт.
  3. Кабель №1 питания - 1 шт.
  4. Кабель №2 связи с компьютером (модемный) - 1 шт.
  5. Кабель №3 питания от аккумулятора - 1 шт.
  6. Просечка для изготовления прокладок инжектора - 1 шт.
  7. Прокладка инжектора - 10 шт.
  8. Шаблон для дозирования пробы - 2 шт.
  9. Дискета 3.5" (программа документирования ОКМ-1) - 1 шт.
  10. Руководство по эксплуатации - 1 шт.
  11. Кейс (упаковка) - 1 шт.

texnogaz.ru

Измеритель октанового числа бензина ОКМ-2

Данное оборудование указано в следующих разделах каталога:

Измеритель октанового числа бензина ОКМ-2

Предназначен для определения детонационной стойкости бензинов с помощью условной шкалы октановых чисел, эквивалентно стандартным методам, моторному ГОСТ Р 52946­2008 (EN ISO 5163: 2005) и исследовательскому ГОСТ Р 52947-2008 (EN ISO 5164: 2005).

Применение

  • В лабораториях НПЗ для определения контроля технологического процесса.
  • Вместах хранения и продажи для мониторинга коммерческого бензина.
  • Таможенными органами, транспортными инспекциями, природоохранными инспекциями.

Преимущества

Преимуществом данного прибора в сравнении с известными экспресс-октанометрами, такими как Zeltex ZX-101C, ПЭ-7300 и т.д., в которых октановое число определяется путем анализа косвенных признаков пробы бензина (сравнение «спектральных портретов», рефрактометрических свойств, диэлектрических проницаемостей), состоит в том, что проба топлива подвергается окислению в струе воздуха (сжиганию) при стабильно высокой температуре в фазе, предшествующей детонации. Таким образом, процессы, происходящие в двигателях, моторной установке и установке ОКМ-2, практически идентичны и отличаются, главным образом, временем протекания.

Кроме того, перечисленные выше анализаторы косвенных признаков бензина, не смогут определить ОЧ, если бензин содержит присадку неизвестного (для прибора) происхождения или растворенную на молекулярном уровне воду. Поэтому, чаще всего такие приборы оцениваются метрологическими службами как индикаторы ОЧ. Установка ОКМ-2, измеряя параметры теплового эффекта реакции холодно-пламенного окисления бензина в струе воздуха, устанавливает однозначную взаимосвязь этих параметров с ОЧ с воспроизводимостью, эквивалентной стандартным тестовым методам.

Однако, по сравнению с последними определение ОЧ при помощи установки ОКМ-2 сокращает:

  • время определения, не менее чем в 30 раз
  • стоимость анализа — в десятки раз
  • количество топлива, необходимое для проведения анализа, в тысячи раз.

Работа с прибором не требует специальной подготовки.

Совместное использование октанометра и компьютера позволяет документировать резуль­таты испытаний. При необходимости, может быть выдан протокол с указанием октановых чисел бен­зинов и даты проведения испытаний.

Технические характеристики

Диапазоны измерений октанового числа бензинов, октановых единиц (о.е.), эквивалентно моторному методу, ГОСТ Р 52946-2008 (EN ISO 5163: 2005), о.е. 50...90
исследовательскому методу, ГОСТ Р 52947-2008 (EN ISO 5164: 2005), о.е. 75...100
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений, о.е. контрольных топлив ±0,5
бензинов ±1
Сходимость результатов определения не более, о.е. 0,5
Время одного определения не более, сек. 30
Объем испытуемой пробы, не более, мм³ 5
Время выхода октанометра на режим (время нагрева), мин, не более 15
Тип интерфейса USB
Напряжение питания октанометра от сети переменного тока, В 90...245
Частота в сети электропитания, Гц 50...60
Напряжение питания октанометра от аккумуляторной батареи, В 12...16
Потребляемая мощность, Вт, не более 30
Условия эксплуатации температура окружающей среды, °C 10...35
относительная влажность воздуха, % до 80
атмосферное давление, кПа 84...107
Габаритные размеры, мм 300×300×90
Масса, кг, не более 2,5

Комплект поставки:

Наименование Количество Примечание
Измеритель октанового числа бензина ОКМ-2 1
Микрошприц 10 мм³ (погрешность дозы ±5 %) 1
Кабель питания, №1 1
Кабель USB, №2 1
Кабель питания от аккумулятора, №3 1
Просечка для изготовления прокладок инжектора 1
Прокладка инжектора 10
Шаблон для дозирования пробы 1 3 мл
Трубка для отвода продуктов окисления 1 1.5...2 м
Программа документирования Fuel Test (диск) 1
Фильтрующий элемент диаметром 25 мм 100
Руководство по эксплуатации 1
Кейс 1 Упаковка

granat-e.ru

Как проверить октановое число бензина?

#1

Октановое число один из важнейших показателей качества бензина, оно характеризует стойкость топлива к детонации. Многие АЗС для доведения октанового числа до нормы применяют различные присадки. Качество бензина с большой точностью сегодня можно определить только в лабораторных условиях. Октановое число определят по моторной и исследовательской методикам. Эти методики позволяют с большой точностью определить октановое число и соответственно марку топлива.

#2

Как проверить октановое число бензина заправленного в автомобиль во время движения ? Самым простым способом определения октанового числа «на глазок» является поведение заправленного топливом автомобиля: - Увеличенный расход топлива. - Технически исправный автомобиль не заводится или в лучшем случае плохо заводится. - Работа двигателя характеризуется частыми перебоями и снижением мощности. - Появление на свечах зажигания большого количества нагара. - Появление металлического стука при попытке развить мощность. Подобные признаки могут характеризовать топливо с низким октановым числом.

#3

Сегодня для определения октанового числа автомобилистам предложены бытовые бензиномеры. В основе этого прибора заложен принцип измерения плотности проверяемого топлива: - Топливо заливается в емкость, затем в нее опускают бензиномер. - Деление, указанное на приборе показывает плотность проверяемого топлива. - По таблице определяется, какому виду топлива оно соответствует. Подобный метод позволяет получать лишь приблизительный результат, т. к. плотность может варьироваться (погода, время года и т. п.) и зависит от многих факторов не связанных с октановым числом.

#4

Определение октанового числа более качественно можно провести, используя топливный тестер Digatron или октанометры. К сожалению, высокая стоимость подобных приборов делает их недоступными для большинства автомобилистов. Появившаяся отечественная разработка по стоимости более приемлема. Работа индикатора ОКТИС-2 заключается в определении октанового числа топлива и дает более реальные цифры.

#5

Она позволяет информировать владельца автомобиля о содержании октаноповышающих добавок в бензине. Принцип работы прибора заключается в диэлектрической проницаемости топлива в зависимости от значения октанового числа. Предусмотрены два режима. В первом прибор надевается на заливочный шланг и работает в проточном режиме при заливке топлива в бак на заправочной станции. Во втором в емкость с залитым бензином погружается часть прибора для получения результатов. Разработчики допускают погрешность не более 2%, а это значит прибору можно доверять.

uznay-kak.ru

устройство для измерения октанового числа бензинов - патент РФ 2460065

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для оценки качества бензина. Устройство согласно изобретению содержит емкостной датчик 1 и датчик температуры 3, подключенные к генераторам 3 и 4, аналого-цифровой преобразователь 5 и блок обработки данных 6, размещенные в корпусе 7. Блок сопряжения с компьютером 8, блок индикации 9 и автономный блок питания 10 размещены в рукоятке 11 устройства. Схема генератора 3 собрана на полевом транзисторе с RC-фильтром в цепи истока, падение напряжения на котором пропорционально электрической проводимости бензина и используется в качестве поправки в результаты измерений и характеризует процентное содержание воды в бензине. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения октанового числа при наличии воды. 2 ил. устройство для измерения октанового числа бензинов, патент № 2460065

Рисунки к патенту РФ 2460065

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для экспрессного измерения октанового числа бензина разных марок.

Известно устройство для измерения октанового числа бензина в бензопроводе автомобиля, содержащее цилиндрический емкостный датчик, датчик температуры, встроенный в цилиндрический корпус емкостного датчика, RC-фильтр, генератор, блок клавиатуры, аналого-цифровой преобразователь, вычислительный блок и блок индикации [Патент № 2380695, МПК G01N 27/02].

Недостатком этого октанометра является зависимость результатов измерений от электрической проводимости контролируемого бензина, которая шунтирует емкость датчика. Это приводит к увеличению погрешности измерений октанового числа и даже к срыву колебаний генератора.

Известно также устройство для экспрессного контроля качества автомобильного бензина, содержащее генератор, емкостный датчик цилиндрической формы, источник напряжения питания и блок цифровой индикации на основе аналого-цифрового преобразователя и жидкокристаллического индикатора [Патент РФ № 2287811, МПК G01N 27/22].

В этом приборе для получения результата измерения, пропорционального октановому числу, применена кусочно-линейная аппроксимация характеристики преобразования с помощью аналоговых схем детектора, сумматора и пороговых усилителей, нестабильность параметров которых приводит к уменьшению точности контроля. На погрешность устройства существенное влияние оказывает также температура контролируемого бензина, увеличение которой приводит к пропорциональному повышению получаемых результатов, так как октановое число зависит не только от диэлектрической проницаемости бензина, но и от температуры и плотности бензина. Несмотря на то что в данном устройстве выполняется разновременное измерение диэлектрической проницаемости и электрической проводимости бензина, наличие аналоговых функциональных преобразователей сигналов приводит к ограничению диапазона контроля. В частности, измерение дополнительного параметра - удельной электрической проводимости - выполняется в диапазоне наносименс/метр, что эквивалентно измерению сопротивления бензина в диапазоне от сотен мегаом до десятков гигаом. Однако наличие даже небольшого процентного состава воды или других примесей в бензине приводит к уменьшению активного сопротивления между обкладками емкостного датчика до десятков-сотен килоом, что значительно уменьшает точность измерения октанового числа и ограничивает универсальность применения такого прибора.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является октанометр, содержащий емкостный датчик со встроенным датчиком температуры, блок обработки данных и индикации, в котором емкостный датчик с коаксиально расположенными цилиндрическими обкладками подключен к входу первого генератора, а резистивный датчик температуры соединен с входом второго генератора, причем емкостный датчик и датчик температуры установлены в корпусе устройства. Выход первого генератора соединен с первым входом блока обработки данных и индикации, выход второго генератора соединен со вторым входом этого блока, выход которого через устройство сопряжения подключен к персональному компьютеру [Патент № 2206085, МПК G01N 27/22].

Недостатком данного устройства является то, что на частоту колебаний первого генератора оказывает существенное влияние электрическая проводимость бензина, и наличие в нем даже относительно небольшого содержания воды приводит к большим погрешностям измерений октанового числа и, как следствие, к уменьшению достоверности результатов контроля.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является повышение точности контроля за счет исключения влияния электрической проводности бензина на результаты измерения октанового числа, а также уменьшение потребляемой мощности устройства.

Для достижения этого технического результата в устройство, содержащее встроенные в общий корпус цилиндрический емкостной датчик и датчик температуры, подключенные соответственно к входам первого и второго генераторов, выходы которых соединены с первым и вторым входами блока обработки данных, выход которого соединен с блоком сопряжения и блоком индикации, дополнительно введены автономный блок питания и аналого-цифровой преобразователь, выход которого соединен с третьим входом блока обработки данных, один из выходов которого подключен к управляющему входу аналого-цифрового преобразователя. При этом сигнальный вход аналого-цифрового преобразователя соединен с дополнительным выходом первого генератора, выполненного по схеме индуктивной трехточки на полевом транзисторе, исток которого через первую индуктивность и резистивно-емкостной фильтр подключен к корпусу устройства, а также через вторую индуктивность соединен с емкостным датчиком, который через конденсатор обратной связи соединен с затвором полевого транзистора и через параллельно соединенные резистор и диод подключен к корпусу устройства. Дополнительный выход первого генератора соединен с резистивно-емкостным фильтром. Конструктивно все функциональные блоки размещены в корпусе устройства, на торце рукоятки которого расположен блок индикации.

Проведенный анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностью признаков, тождественных всем признакам заявленного технического решения, отсутствуют, что указывает на соответствие изобретения условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной и смежных областях техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного объекта, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из уровня техники также не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

На фиг.1 изображена функциональная схема предлагаемого устройства для измерения октанового числа бензинов, а на фиг.2 показана схема первого генератора с подключенным к нему емкостным датчиком.

В состав устройства входит емкостной датчик 1 цилиндрической формы, один из электродов которого выполнен в виде короткого стержня, расположенного внутри цилиндра с загнутыми внутрь краями. На одной из внутренних стенок этого цилиндра закреплен малогабаритный полупроводниковый датчик температуры 2. Внутренний электрод емкостного датчика 1 подключен к резонансному контуру первого генератора 3, а выход датчика температуры 2 соединен с входом второго генератора 4. Дополнительный выход первого генератора 3 через аналого-цифровой преобразователь 5 подключен к третьему входу блока обработки данных 6, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами генераторов 3 и 4. Основные функциональные узлы размещены в корпусе 7 устройства. К выходу блока обработки данных 6 подключены блок сопряжения 8 с персональным компьютером и блок индикации 9. Для получения напряжения питания функциональных узлов применен автономный блок питания 10, расположенный в рукоятке 11 устройства, а общая клемма блока питания подключена к корпусу устройства.

Принципиальная схема емкостного датчика 1 содержит измеряемую емкость 1.1 и эквивалентное сопротивление 1.2, значение которого обратно пропорционально активной проводимости контролируемого бензина. Схема генератора 3 содержит полевой транзистор 3.1, исток которого через вторую катушку индуктивности 3.2 соединен с емкостным датчиком 1 и первым выходом генератора 3, а также через первую катушку индуктивности 3.3 соединен с дополнительным выходом генератора 3 и через резистивно-емкостной фильтр 3.4, 3.5 подключен к корпусу 7 устройства. Затвор полевого транзистора 3.1 через конденсатор обратной связи 3.6 соединен с первым выходом генератора 3, а также через параллельно соединенные резистор 3.7 и диод 3.8 подключен к корпусу устройства.

Устройство для измерения октанового числа бензинов работает следующим образом.

При выполнении измерений емкостной датчик 1 совместно с датчиком температуры погружается в бензин, в зависимости от октанового числа которого изменяется относительная диэлектрическая проницаемость между обкладками емкостного датчика 1. Это приводит к изменению эквивалентной емкости C1 датчика 1 и обратно пропорциональному изменению частоты колебаний f3 генератора 3, подаваемой на первый вход блока обработки данных 6.

Изменение температуры бензина приводит к изменению сопротивления термодатчика 2 и соответствующему изменению частоты f4 колебаний второго генератора 4, подаваемой на второй вход блока обработки данных 6. Цифровое измерение частоты колебаний, поступающих от генераторов 3 и 4, выполняется в блоке обработки данных 6 на интервале времени фиксированной длительности ТИЗМ =const, в конце которого в память блока обработки данных 6 записываются два кода: N3=f3·ТИЗМ и N4=f4·ТИЗМ.

Цифровой код N3 зависит от частоты f3 первого генератора 3 и соответствует диэлектрической проницаемости контролируемого бензина, а второй код N4 определяется частотой f 4 второго генератора 4 и пропорционален температуре бензина. Кроме этого, на третий вход блока обработки данных 6 поступает код N5 с выхода аналого-цифрового преобразователя 5, значение которого пропорционально электрической проводимости бензина.

Для получения результата преобразования, соответствующего октановому числу бензина, в программируемую память блока обработки данных 6 предварительно записывается калибровочная характеристика, т.е. зависимость октанового числа от кода N 3, пропорционального частоте выходного сигнала f3 первого генератора 3, а также две таблицы поправочных коэффициентов. Коэффициенты, записанные в первой таблице, зависят от кода N 4, пропорционального частоте f4 второго генератора 4, и при дальнейшей обработке данных служат для автоматического введения поправки на температуру бензина. Коэффициенты, записанные во второй таблице, зависят от значения кода N5, пропорционального электрической проводимости бензина, и в процессе обработки полученных данных служат для коррекции результата N3 цифрового измерения частоты f3 первого генератора 3. После совместной обработки кодов, реализуемой в микропроцессорном блоке обработки данных 6, получается результат преобразования, соответствующий октановому числу бензина, который выводится на блок индикации 9. Кроме того, на блок индикации выводится число, соответствующее процентному содержанию воды в контролируемом бензине, которое вычисляется в блоке обработки данных 6 по значению выходного кода N5 аналого-цифрового преобразователя 5.

Наличие информации об октановом числе и о процентном содержании воды в бензине позволяет потребителям судить о его реальном качестве и исключить возможную заправку автомобилей низкокачественным бензином.

Блок сопряжения 8 с ПЭВМ служит для записи калибровочной характеристики и поправочных коэффициентов в перепрограммируемую память блока обработки данных 6 в процессе калибровки устройства при использовании бензина разных марок с известным значением октанового числа. Калибровка устройства должна выполняться практически при разных температурах и при различном процентном содержании воды в бензине.

При эксплуатации устройства таблица соответствия октановых чисел бензина измеренной частоте, электрической проводимости и температуре хранится в памяти блока обработки данных 6, а промежуточные значения октановых чисел рассчитываются методом интерполяции.

Повышение точности измерений в предлагаемом устройстве обеспечивается за счет компенсации влияния электрической проводимости бензина на результаты измерения его октанового числа. Это достигается в оригинальной схеме первого генератора 3 на полевом транзисторе 3.1 (фиг.2). Этот генератор позволяет выполнять основные требования, предъявляемые к приборам с автономным напряжением питания:

1) амплитуда выходного сигнала ограничивается на максимальном уровне UMустройство для измерения октанового числа бензинов, патент № 2460065 2 B за счет включения кремниевого диода VD в цепи затвора полевого транзистора, что позволяет автоматически согласовать уровни выходного сигнала генератора с микропроцессором блока обработки данных 6;

2) применение в цепи истока полевого транзистора 3.1 резистора 3.5 с сопротивлением R 3, зашунтированного фильтрующим конденсатором 3.4, позволяет ограничить постоянный ток питания генератора на микроамперном уровне и тем самым повысить температурную стабильность частоты f3 выходных колебаний при изменении напряжения питания генератора. При этом на резистивно-емкостном фильтре 3.4, 3.5 формируется напряжение U3, прямо пропорциональное электрической проводимости бензина.

На первом и дополнительном выходах схемы генератора 3 (фиг.2) формируются два параметра, характеризующих октановое число и электрическую проводимость бензина - по частоте колебаний f3 можно судить о диэлектрической проницаемости и октановом числе, а по напряжению U3 - об электрической проводимости бензина, которая повышается при увеличении содержания воды. Это позволяет использовать второй параметр (напряжение U3) для коррекции результатов измерений октанового числа бензинов, а также для расчета процентного содержания воды в контролируемом бензине.

Если не учитывать электрическую проводимость бензина, то частота выходных колебаний генератора 3 зависит от емкости C1 емкостного датчика 1 и индуктивностей L1 и L2 элементов 3.2 и 3.3 резонансного контура устройство для измерения октанового числа бензинов, патент № 2460065 (В.И.Мухин "Электротехника с основами электроники", с.258). Однако наличие электрической проводимости бензина приводит к уменьшению активного эквивалентного сопротивления R1 между обкладками емкостного датчика, вследствие чего реальная частота колебаний генератора 3 уменьшается и определяется выражением устройство для измерения октанового числа бензинов, патент № 2460065 (В.И.Мухин "Электротехника с основами электроники", с.262).

При уменьшении активного сопротивления бензина R1 увеличивается ток питания полевого транзистора 3.1 и повышается падение напряжения U3 на резистивно-емкостном фильтре, которое с учетом напряжения отсечки UОТС полевого транзистора определяется выражением устройство для измерения октанового числа бензинов, патент № 2460065 .

Вследствие этого в блоке обработки данных 6 вычислить скорректированное значение частоты выходных колебаний генератора 3 по формуле:

устройство для измерения октанового числа бензинов, патент № 2460065 .

Запись этой функции в память блока обработки данных 6 позволяет по известному значению напряжения отсечки UОТС и полученному на выходе аналого-цифрового преобразователя 5 коду N5, соответствующему значению напряжения U 3, вычислять скорректированное значение частоты f3 генератора 3 и определять октановое число бензина по калибровочной таблице, хранящейся в таблице блока обработки данных 6. Кроме того, по значению напряжения U3 и кода N5 вычисляется процентное содержание воды в бензине.

Второй положительный эффект изобретения - уменьшение потребляемой мощности - обеспечивается за счет применения генератора 3 на полевом транзисторе, который большую часть каждого периода колебаний работает в режиме отсечки, поэтому его максимальный ток питания не превышает десятков микроампер. Уменьшение энергопотребления также обеспечивается за счет применения КМОП микропроцессора и жидкокристаллического блока индикации, что в итоге повышает время автономной работы устройства.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Устройство для измерения октанового числа бензинов, содержащее встроенные в общий корпус цилиндрический емкостной датчик, датчик температуры, первый генератор, вход которого соединен с емкостным датчиком, второй генератор, вход которого соединен с датчиком температуры, блок обработки данных, два входа которого подключены соответственно к выходам первого и второго генераторов, а выход блока обработки данных соединен с блоком сопряжения и цифровым индикатором, отличающееся тем, что в него дополнительно введены автономный блок питания и аналого-цифровой преобразователь, выход которого соединен с третьим входом блока обработки данных, а вход аналого-цифрового преобразователя соединен с дополнительным выходом первого генератора, выполненного по схеме индуктивной трехточки на полевом транзисторе, исток которого через первую индуктивность и резистивно-емкостной фильтр подключен к корпусу устройства, а также через вторую индуктивность соединен с емкостным датчиком, который через конденсатор обратной связи соединен с затвором полевого транзистора, и через параллельно соединенные резистор и диод подключены к корпусу устройства, причем дополнительный выход первого генератора соединен с резистивно-емкостным фильтром, а все блоки устройства конструктивно размещены в корпусе устройства, на торце рукоятки которого расположен цифровой индикатор.

www.freepatent.ru