Бензин: октановое число не выбирают? Октановое число бензина характеризует


Октановое число бензина - что это такое?

Содержание статьи

С большой долей уверенности можно сказать, что абсолютно все владельцы авто слышали об октановом числе бензина, однако, немногие из них знают, что на самом деле представляет собой это число, от чего оно зависит, и что зависит от него. Именно о нем пойдет речь в этой статье, но прежде давайте рассмотрим такое явление, как детонация.

Что такое детонация, и в чем заключается ее пагубность для двигателя

Одним из основных требований к автомобильному бензину является его устойчивость к детонации. Горючая смесь в цилиндре ни в коем случае не должна воспламеняться до того момента, пока ее не подожжет искра с электродов свечи зажигания. В случае самовоспламенения топливной смеси под воздействием высокого давления, в цилиндре неизбежно возникнет детонационный эффект – взрывное возгорание топлива, сопровождающееся соответствующим звуком.

1

Это явление оказывает пагубное, а порой даже разрушительное влияние на детали поршневой группы. Дело в том, что скорость полного сгорания топливной смеси в цилиндре, при условии ее поджога от искры, составляет 15-60 м/с, а при возникновении детонационного эффекта она сгорает со скоростью 2000-2500 м/с. А это уже не горение, а настоящий взрыв, повторяющийся с каждым циклом, вызывая резонанс. Вредное воздействие последнего приводит к разрушению самого поршня, поршневого пальца, шатуна и других деталей двигателя.

Благо, современные автомобили оснащаются датчиками детонации, которые способны улавливать ее малейшие признаки и передавать соответствующий сигнал на электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, который, в свою очередь, либо уменьшает количество топлива в смеси, либо корректирует угол опережения зажигания. Однако и ЭБУ не всегда может справиться с подобной проблемой, особенно если в баке находится некачественный или несоответствующий требованиям двигателя бензин.

2

Понятие октанового числа

Каждый из водителей, заправляя свой автомобиль на АЗС, заказывает оператору нужное количество топлива, указывая его привычное наименование (80, 92, 95, 98). На самом деле это не наименование, не марка, не степень горючести, и даже не мера детонации, как объясняют некоторые «специалисты». Цифры в названии бензина указывают на его октановое число, определяющее его детонационную устойчивость. Оно в процентном отношении определяет содержание смеси изооктана с н-гептаном в бензине. Почему именно эти вещества? Все просто. Дело в том, что изооктан практически не взрывоопасен, из-за чего он не поддается детонации, а его детонационная устойчивость равна 100. В свою очередь, н-гептан взрывается при малейшем увеличении давления, поэтому его устойчивость к детонационным процессам приравнивают к нулю.

Смешивая данные вещества в нужных пропорциях, и добавляя их в топливо, мы имеем возможность регулировать величину его октанового числа, тем самым приспосабливая бензин под разные двигатели.

3

Как определяется октановое число

Есть два общепринятых способа вычисления октанового числа: исследовательский и моторный. Первый способ предполагает проверку бензина на его устойчивость к детонационным процессам при умеренной нагрузке на силовой агрегат. Испытания проводятся на специальном стенде с использованием одноцилиндрового бензинового мотора при переменной нагрузке, оборотах 600 об/мин, температуре воздуха в топливной смеси +520С и угле опережения зажигания, равном 130. Мотор сначала работает на испытуемом топливе до возникновения детонации. После ее фиксации двигатель при той же нагрузке переводят на эталонное топливо из смеси изооктана и н-гептана в разных концентрациях. Зафиксировав момент возникновения детонационного эффекта, испытания прекращают. Количество изооктана в бензине, при котором начался процесс детонации – это так называемое, исследовательское октановое число. И если в маркировке бензина присутствует литера «И» (АИ), это значит, что оно было определено вышеописанным исследовательским методом.

4

Моторный способ подразумевает определение устойчивости топлива к детонационным явлениям в условиях реальной езды при повышенной нагрузке на мотор (900 об/мин при температуре топливной смеси +1490С и переменном угле опережения зажигания). Процесс определения октанового числа – аналогичный вышеописанному.

Существует еще один метод установления величины октанового числа. Его суть заключается в измерении количества изооктана специальным прибором – цифровым октанометром. Он довольно прост и удобен в использовании. Принцип действия октанометра заключается в сравнении состава исследуемого бензина с эталонными образцами топлива, и основан на его диэлектрических особенностях. Данный метод на сегодняшний день еще не сертифицирован на территории России, поэтому октанометр не может являться официальным инструментом для проведения исследований.

5

Величина октанового числа при разных методах его определения может несущественно отличаться. Ниже приведена таблица основных марок бензина с указанием их октанового числа

Метод определения
Исследовательский А-80 А-91 АИ-92 АИ-93 АИ-95 АИ-98
Моторный А-76 А-82,4 А-83 А-87 А-85 А-89
Октановое число 78 86,7 87,5 91 89 93,5

Как влияет использование бензина с повышенным или пониженным октановым числом на работу двигателя

Для каждой марки и модели автомобиля заводом-изготовителем предусмотрен бензин с определенным октановым числом. Узнать его можно из руководства по эксплуатации авто. Но что же произойдет, если не придерживаться рекомендаций?

Применение топлива с меньшим октановым числом, как мы уже знаем, ведет к детонации. Кроме этого увеличивается расход, снижается мощность двигателя, а при длительной нагрузке на него возможно прогорание клапанов, перегрев двигателя, выход из строя деталей поршневой группы. При использовании бензина с большим октановым числом ничего страшного не произойдет, разве, что немного снизится динамика за счет более длительного времени сгорания горючей смеси.

6

Ниже представлена таблица, из которой можно узнать, какое топливо лучше подойдет для двигателей с разной степенью сжатия.

Степень сжатия Марка бензина
< 10 АИ-92 (кроме «Турбо»)
10-12 АИ-95
12-14 АИ-98

Как повысить октановое число

До недавнего времени производители топлива для повышения его устойчивости к детонации применяли тетраэтилсвинец – вещество, с высокими антидетонационными характеристиками. Но, поскольку оно оказалось еще и сверхядовитым, а также быстро выводило из строя катализаторы и кислородные датчики в выхлопной системе, ему быстро нашли альтернативу.

Сегодня для повышения октанового числа используются различные ароматические (имеют большое октановое число) и парафиновые углеводороды (обладают наименьшим октановым числом), именуемые прсадками. Многие из них имеют большие показатели летучести, что нередко приводит к тому, что бензин, в который они были добавлены, при негерметичной емкости может быстро из 95 стать, например, 92 или 80.

78

Увеличить октановое число можно и самостоятельно. Для этого необходимо приобрести какую-нибудь из присадок и добавить ее в топливо. Одним из таких средств является метилтретбутиловый эфир. Эта присадка считается практически безвредной для окружающей среды и элементов двигателя, чего не скажешь о ферроцене, в составе которого находится обыкновенное железо, оседающее прочным красноватым налетом на электродах свечей.

miravto24.ru

Бензин: октановое число не выбирают?

Почти все об октановом числе бензина я узнал много лет назад в рейде «Контрольная заправка». Тогда, помню, на большей части АЗС у дороги по «Золотому кольцу» бензин, мягко говоря, разбавляли. В этом я убедился, просидев почти неделю в исследовательском центре у моторной установки, куда по стакану заливали отобранные нами пробы. Многое ли изменилось с тех пор, и скажутся ли новые нормативные документы на качестве продаваемых бензинов? Зайдем поговорить об этом с зав. отделом экспертиз «ЗР» Михаилом Колодочкиным.

Инструкция рекомендует заправлять бензин, например, 98-й или 95-й, могу ли я в целях экономии или по необходимости перейти на ступень ниже. Что будет если в обычный мотор «Калины» заливать 98-й? Еще, пример, «Субару» на заснеженном треке едет с большой скоростью и расходует много топлива – какой ей лучше бензин залить – подороже с высоким октановым числом или дешевле с числом пониже?

Subaru Impreza

Subaru ImprezaSubaru ImprezaSubaru Impreza

М.К. Лей только то, что рекомендует завод. В крайнем случае – на класс по октановому числу ниже, и то – ненадолго, чтобы до следующей АЗС доехать. И перебор с ОЧ ничего хорошего не даст – денег потратишь, а улучшения не получишь.

На Ваш взгляд журналиста, как изменилось качество бензинов за последние 20 лет? Его по-прежнему разбавляют? Что показывают Ваши экспертизы?

Двадцать лет было все хреново, но уклавывалось в ГОСТ – поближе к Москве и Питеру. Подальше – пыхтели самовары, лили свинец и ферроцен ( свинец в основном). Но машины были попроще и это не так ощущалось. Потом, до ввода нового регламента, ситуация постепенно улучшалась, причем и у нас, и не только. А теперь наступил период беспредела – и топливо резко разделилось на две категории – от современных заводов, где оно стало намного лучше, и на от отстойных НПЗ, которое протягивают по регламенту, но мотор на нем не едет, или дохнет быстро. Причина – чудный регламент. Он действует, вроде как. Его совершенствуют все время. И киваем на Европу, где октановое число на АЗС не пишут: Нормаль, Премиум -– и хватит… Просто сравнения смешные: там в голову не придет не от «октан» лить. За это очень сильно взгреют.

Самый известный параметр бензина – его октановое число. Возможно, не все понимают его смысл, но очевидно, что именно оно определяет степень пригодности топлива к использованию в том или ином двигателе.

Не волнуйтесь, при помощи этих инструментов октановое число не определяют.Не волнуйтесь, при помощи этих инструментов октановое число не определяют.Не волнуйтесь, при помощи этих инструментов октановое число не определяют.Не волнуйтесь, при помощи этих инструментов октановое число не определяют.

Так октановое число не определяют, это просто рабочее место исследователя за чашкой чая.

Да, по известности с октановым числом тягаться сложно. Хотя, с точки зрения педанта, оно характеризует только возможность использования данного топлива в автомобилях с меньшей или большей степенью сжатия рабочей смеси – и не более того.

Вспомним, какие бывают октановые числа? Исследовательские, моторные…

Октановое число – это характеристика бензинов, характеризующая их детонационную стойкость, то есть способность противостоять самовоспламенению под действием волны давления, образующейся в камере сгорания при горении топлива. Оно определяется по сопоставлению интенсивности детонации исследуемого топлива по сравнению с эталонным, имеющим фиксированное октановое число. Для этого используют специальную одноцилиндровую установку с переменной степенью сжатия (УИТ-65 или УИТ-85).

Это для исследовательского числа или для моторного?

Для обоих!!! Почему-то многие полагают, что исследовательские числа получают где-то в пробирках, а моторное – на живых моторах… На самом же деле разница в определении этих чисел – исключительно в режимах работы установки УИТ. Для определения ОЧИ обороты коленчатого вала – 600 об/мин, для ОЧМ – 900 об/мин. Кроме того, при определении ОЧМ используется подогрев смеси перед двигателем.

А что характеризует каждое из этих чисел?

Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива на городском цикле эксплуатации автомобиля, а ОЧМ – на шоссейном цикле. Кстати, еще есть Дорожное ОЧ, определяемое на реальном двигателе путем сопоставления пределов детонации на эксплутационных режимах при работе на исследуемом и эталонных бензинах. Но мы уже полезли в дебри…

Бензин: октановое число

Бензин: октановое числоБензин: октановое числоБензин: октановое число

Да, давайте выбираться обратно. Вопрос в лоб: сильно ли уступают 80-е и 92-е бензины по экономии и экологии своим высокооктановым коллегам?

Это популярный миф. Отвечаю тоже «в лоб» – вообще не уступают! Во всяком случае, никто ничего подобного еще не доказал! А поскольку более 60% машин автопарка стран Таможенного союза имеют степень сжатия, допускающую применение низкооктановых бензинов, то существует реальная потребность в этих топливах. Поэтому нет никаких оснований торопиться с запретом их применения.

Бензин: октановое числоБензин: октановое числоБензин: октановое числоБензин: октановое число

Даже для такой разборчивой реплики -крошки должно быть в продаже нужное ей топливо, не говоря о ее предшественнице.

На что происходит на практике?

Нечто странное. Опубликованы изменения регламента, согласно которым не только отменяется пункт, разрешающий применение высококачественных 80-х и 92-х бензинов, но и приведено «революционное» предложение вообще выбросить из контролируемых параметров показатель «октановое число»! Понять все это очень сложно.

Так какие же будут бензины?

Объявление цены на разные сорта топлива – хороший сервис АЗСОбъявление цены на разные сорта топлива – хороший сервис АЗСОбъявление цены на разные сорта топлива – хороший сервис АЗСОбъявление цены на разные сорта топлива – хороший сервис АЗС

Объявление цены на разные сорта топлива – хороший сервис, мы уже не представляем иначе наши современные АЗС.

Вот именно – какие? На табличке заправочной колонки будет что-то написано, но реально следить за этим теперь необязательно. Кстати, вот еще один идиотизм – насчет сертификации. Сегодня важным моментом регулирования «топливного рынка» в условиях России является наличие обязательной сертификации основных видов топлив. Так вот: предлагается заменить ее добровольной!

Ну и что в этом плохого? Мне кажется, вы сгущаете краски. На Западе все горюче-смазочные материалы подлежат добровольной сертификации – и ничего, живут… Зачем нам идти каким-то своим путем – ни к чему хорошему это не приводит!

Я категорически не согласен с этим. К сожалению, для современных условий в России ваш пример неприменим. Упомянутая «добровольность» – кажущаяся: на Западе абсолютно иной менталитет, а статус сертификации настолько привычно высок, что реализовать несертифицированную продукцию там практически невозможно. Это однозначно будет восприниматься как попытка сбыть что-то заведомо некондиционное или же произведенное незаконно. Само собой, что в случае каких-то претензий со стороны покупателя отсутствие сертификата является отягчающим обстоятельством для производителя при разбирательстве в суде. И суды на Западе тоже «немножко другие».

Почему вы считаете, что у нас не может быть то же самое?

Потому, что всю жизнь живу в нашей стране и немножко знаю ее историю! У нас, к сожалению, пока реально действует только «обязательность». Ее можно проконтролировать и тем самым защитить массового потребителя от некачественной продукции. Теперь же наносится двойной удар: предлагается не только убрать из контролируемых параметров бензина показатель октанового числа, но еще и заменить обязательную сертификацию добровольной! Отменить в современной России обязательность сертификации топлив – это обречь массового отечественного потребителя страны на беззащитность и полный хаос!

Но мы обязаны продвигаться к цивилизации!

Бензин: октановое число

Бензин: октановое числоБензин: октановое числоБензин: октановое число

Постепенно и вдумчиво, а не путем написания бездарного приказа объявить с завтрашнего дня всех счастливыми и защищенными! Это тема для утопических романов – таких было много. А мы живем в конкретной стране. Не учитывать ее национальные особенности нельзя.

Что ж, посмотрим, так ли уж все страшно? Ответ на затронутый нами вопрос дадут отзывы огромной массы тех, кто ежедневно заполняет топливные баки своих автомобилей продаваемым у нас топливом. Очень хочется верить, что никакая шоковая терапия нам в итоге все же не понадобится. C наступающим Новым годом и Рождеством Христовым.

Бензин: октановое число

Бензин: октановое числоБензин: октановое числоБензин: октановое число

automps.ru

Что такое октановое число ?

Каждый водитель, будь он опытным или нет, знает, что технические параметры двигателя, его надежность, а так же долговечность во многом зависят от свойств используемого бензина. А вот основной характеристикой горючего является так называемое октановое число, которым обозначается детонационная стойкость, и чем она выше, тем лучше.

Детонация – это воспламенение бензина, которое происходит самопроизвольно и нарушает при этом правильный процесс сгорания. Это нарушение ведет к падению мощности и повышает токсичность отработанных газов. При всём этом во время детонации происходит так называемый «стук пальцев» — резкие удары, приводящие к износу двигателя.

Октановое число получают при смещении в определенных компонентах горючего топлива. Изооктан практически не является взрывоопасным, если давление повышается. Его детонационная стойкость имеет значение 100. В это же время другая составляющая, н-гептан, является абсолютно нестойкой при повышении давления. По этой причине принято считать, что н-гептан обладает детонационной стойкостью 0. Именно от смеси этих компонентов зависит значение октанового числа топлива. Есть, конечно, и третье вещество, которое называется триметилпентан, но от него мало зависит изменение главной характеристики бензина.

Кроме всего прочего, нередко можно встретить бензин со значением ОЧ более 100. Такое значение достигается благодаря добавлению в топливо всевозможных присадок. Обычно при этом добавляют так называемые ароматические углеводороды, а так же алканы (парафиновые углеводороды) разветвленного строения. Следует отметить, что при этом высокооктановое топливо будет иметь более выраженный запах, нежели горючее, обладающее более низким октановым числом. Из-за этого фактора бензин с высоким ОЧ является более летучим. Контакт с окружающей средой «ароматного» горючего будет понижать со временем его октановое число. Именно из-за этого можно утверждать, что бензин должен всегда быть «свежим».

Помимо алканов и ароматических углеводородов для повышения ОЧ могут добавлять и ферроцен. Эта присадка содержит железо и ведет к появлению на свечах образования красноватого оттенка, которое является токопроводящим. Этот налет ведёт к ухудшению эксплуатационных характеристик, а так же неизбежно ведет к уменьшению срока службы самих свечей зажигания.

От октанового числа во многом зависит скорость, с которой будет сгорать бензин. Чем выше значение ОЧ используемого топлива, тем более плавным и длительным будет сгорание. Двигатель будет работать четко, плавно и равномерно, а мощность при этом не снизится.

Октановое число измеряется при помощи незамысловатого прибора – октанометра. Прибор, правда, дает погрешность в измерениях на 5-10 единиц. Поэтому без лабораторных исследований невозможно определить точное октановое число.

США, в отличие от нашей страны, пользуются другим показателем качества бензина, который называется октановым индексом. Октановый индекс – это значение октановых чисел, которое получается по исследовательскому и моторному методам измерения. Япония же пользуется исключительно исследовательским методом.

Использовать высокооктановый бензин, правда, можно далеко не на всех автомобилях. Существуют машины с двигателем, который рассчитан на бензин с низким октановым числом, ведь при первой прогонке получается бензин с ОЧ 70. Использование, например, бензина с числом 95 неизбежно приведет к перенастройке впускных и выпускных клапанов в полной мере и даже к замене определенных составляющих двигателя. То есть, бензин в подобном случае будет сгорать дольше, чем требуется, а мощность будет неизбежно падать, что, скорее всего, приведет к поломке.

Точно так же нельзя применять низкооктановое топливо для двигателей, которые рассчитаны на высокооктановое топливо. При длительном использовании автомобиля в таких условиях это может привести к прогоранию поршней и выпускных клапанов.

бензоколонка - тут видны октановые числа бензина

бензоколонка — тут видны октановые числа бензина

avtoexperts.ru


Смотрите также