Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Облагораживание бензина


Облагораживание - бензин - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Облагораживание - бензин

Cтраница 1

Облагораживание бензина, а) Сырье - бензиновая фракция 100 - 150, отогнанная на кубиках Гадаскина от товарного автомобильного крекинг-бензина.  [1]

Облагораживание бензинов термического крекинга / / Матер.  [2]

Облагораживание бензинов термического и термоконтактного крекинга методов каталитического риформинга на платиновом катализаторе приводит к значительному улучшению качества бензина, в том числе его октанового числа. Однако этот метод требует тщательной предварительной гидроочистки бензина для удаления серы и других примесей, отравляющих платиновый катализатор.  [3]

Гидро облагораживание бензинов с высоким содержанием непредельных углеводородов проводят, как правило, в две ступени. В первой ступени насыщение непредельных углеводородов осуществляется при низкой температуре в жидкой фазе без рециркуляции водорода.  [4]

Что касается облагораживания бензинов коксования в процессе каталитического крекинга широких фракций коксования гудрона, то ввиду незначительного улучшения качества бензинов и резкого снижения их выхода этот путь следует считать нерациональным.  [5]

В процессе облагораживания бензинов происходит удаление из них части ненасыщенных смолооб-разующих углеводородов сернистых и азотистых соединении и соответственно, повышается их химическая стабильность.  [6]

С целью облагораживания бензина каталитическому риформингу подвергают фракцию 85 - 180 С. Регенерируют катализатор при 450 - 500 С инертным газом, содержащим не более 1 5 % объемн.  [7]

Оптимальными условиями облагораживания бензинов вторичного происхожцения, с учетом качества и выхода целевых продуктов бензина и газа, является температура 480 С и условное время 1 час.  [8]

Описанные выше методы облагораживания бензинов тер - мического, каталитического крекинга и коксования от сернистых в непредельных углеводородов на алюмосиликатном катализаторе могут быть применены также и для новых систем каталитического крекинга.  [9]

При изучении процесса облагораживания низкокачественных бензинов крекингового происхождения с помощью фтористого водорода в лабораторных условиях были получены положительные результаты ( Д. Ф. Варфоломеев, В. Г. Плюснин, 1963 г.; Д. Ф. Варфоломеев, 1965 г -) Последнее вызвало необходимость сооружения укрупненной непрерывно действующей установки для проверки лабораторных данных, снятия технологических и балансовых показателей. На этой установке испытаниям были подвергнуты различные бензины и керосины термического происхождения, полученные из высокосернистых нефтей и имеющие непредельный характер.  [10]

Процесс гидроочистки проводят для облагораживания бензинов, дизельных топлив, масел и других нефтепродуктов путем разрушения содержащихся в них сернистых соединений и удаления серы в виде сероводорода.  [11]

Исследована серия катализаторов для облагораживания бензина и крекинга газойля, приготовленная пропиткой чистого силикагеля подкисленными водными растворами сульфата алюминия различной концентрации.  [13]

Гидроочистку проводят с целью облагораживания бензинов, дизельных топлив, масел и других нефтепродуктов путем разрушения содержащихся в них сернистых соединений и удаления серы в виде сероводорода. Наиболее типичные катализаторы-алю-мо-кобальт - и алюмо-никель-молибденовые. Наряду с обессерива-нием происходит насыщение непредельных углеводородов, а при более глубокой форме процесса - гидрирование ароматических углеводородов до нафтеновых.  [14]

Гидроочистку проводят с целью облагораживания бензинов, дизельных топлив, масел и других нефтепродуктов путем разрушения содержащихся в них сернистых соединений и удаления серы в виде сероводорода. Наиболее типичные катализаторы - алюмо-кобальт - и алюмо-никель-молибдено-вые. Наряду с обессериванием происходит насыщение непредельных углеводородов, а при более глубокой форме процесса - гидрирование ароматических углеводородов до нафтеновых.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Облагораживание бензина - Справочник химика 21

    Бензин пиролиза бутиленового режима после облагораживания Бензин термического крекинга полугудрона Бензин с комбинированной установки термического крекинга мазута и термического риформинга лигроина [c.114]

    Комбинированная установка ЛК-6У (ЭЛОУ-АТ, каталитический риформинг на облагораживание бензина, гидроочистка дизельного топлива, гидроочистка керосина, га-зофракционирование) [c.594]

    Процесс гидроочистки проводят для облагораживания бензинов, дизельных топлив, масел и других нефтепродуктов путем разрушения содержащихся в них сернистых соединений и удаления серы в виде сероводорода. [c.85]

    ОТДЕЛ V. ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ БЕНЗИНОВ [c.183]

    Отдел V. Облагораживание бензинов..... [c.235]

    Облагораживание бензинов термодеструктивных процессов [c.111]

    Бензин термического крекинга мазута из куйбышевских нефтей из саратовских нефтей Бензин термоконтактного крекинга гудрона арлан-ской нефти Он же после облагораживания Бензин замедленного коксования гудрона Бензин пиролиза этиленового режима после облагораживания [c.114]

    В связи с тенденцией к сокращению применения этиловой жидкости возникла необходимость облагораживать даже такой, казалось бы, полноценный компонент автомобильного бензина, как бензин каталитического крекинга. Легкая фракция крекинг-бензина богата изопарафинами, более тяжелые его фракции содержат ароматические и непредельные. Эти фракции можно подвергать риформингу, однако необходимость предварительной гидроочистки, в процессе которой часть высокооктановых олефинов превращается в низкооктановые нормальные парафины, отчасти обесценивают этот процесс он может быть рациональным только для самой тяжелой фракции. Промежуточную же фракцию (75— 150°С) целесообразно подвергать изомеризации. Схема облагораживания бензина каталитического крекинга представлена на [c.78]

    Аналогичный подход использован и для каталитического облагораживания бензина [27]. Этот процесс также проводится в движущемся слое катализатора и описывается системой уравнений балансов в соответствии со схемой  [c.143]

    Пропанол 59 Пропилен 318, 630, 684 Пропилена тетрамер 742 Реформинг газов 97, 534 Реформинг и комбинированные процессы облагораживания бензинов 98, 127, [c.711]

    По себестоимости бензина (стабильного катализата) каталитического риформинга на облагораживание бензина По средней себестоимости основной продукции перегонки нефти [c.596]

    Эффективность платформинга в приложении к различным видам сырья, а также сравнительная характеристика различных видов облагораживания бензинов прямой гонки приведена в табл. 39 и 40. [c.145]

    Сырьем для производства ароматических углеводородов [51] служат нефтяные фракции бензола (62—85 °С), толуола (85— 120 °С) и ксилолов (120—140 °С). С целью облагораживания бензина каталитическому риформингу подвергают фракцию 85— 180 °С. Объемная скорость подачи сырья для платинового катализатора 1—5 Ч , для всех остальных 0,5—1,5 ч . Регенерируют катализатор при 450—500 °С инертным газом, содержащим не более 1,5% объемн. кислорода [52]. [c.174]

    Облагораживание бензинов вторичного происхождения. Берг Г.А. [c.128]

    Бензин, получаемый при первичной переработке нефти, имеет обычно невысокое октановое число, от 50 до 70. Октановое число бензина, получаемого при деструктивной переработке нефти, чаще всего бывает выше 70. Для того чтобы повысить антидетонационную способность бензина, получаемого из нефти при ее перегонке, смешивают этот бензин с высокооктановым бензином деструктивной переработки нефти, производят облагораживание бензина путем риформинга (см. ниже), добавляют отдельные фракции термической и каталитической переработки нефти и добавляют специальные присадки — антидетонаторы. В результате получают определенные сорта бензина с тем или иным октановым числом. [c.258]

    Технологический процесс платформинга, проводимый с целью получения индивидуальных ароматических углеводородов (ароматизация) не отличается принципиально по аппаратуре и условиям от процесса облагораживания бензина, но имеет ряд особенностей  [c.148]

    Чем отличается облагораживание бензина (повышение октанового числа) от ароматизации (синтез индивидуальных углеводородов)  [c.153]

    Расход водорода, включая предварительное двухступенчатое гидро . облагораживание бензина пиролиза, составил 4,3 вес. %. [c.265]

    В отечественной [122] и зарубежной [245] литературе предлагаются следующие принципиальные схемы облагораживания бензинов вторичного происхождения  [c.128]

    Каталитический риформинг для облагораживания бензина. 9,0 [c.62]

    С развитием термических процессов встает вопрос об облагораживании и квалифицированном использовании дистиллятных продуктов этих процессов в связи о особенностями их физико-химического состава — высокой концентрацией серо- и азотсодержащих соединений, непредельных углеводородов, в том числе диеновых. Для облагораживания бензинов термических процессов могут использоваться [234, 235, 236  [c.228]

    Разработаны различные варианты облагораживания бензинов термических процессов очистка на установках каталитического крекинга [321], селективная гидроочистка для удаления соединений серы и диеновых углеводородов [322, 323, 326], глубокое гидрирование в чистом виде [324], гидроочистка в смеси с прямогонными бензиновыми или дизельными фракциями [43-46, 235, 236, 324, 327]. [c.342]

    Берг Г. А. и др. Облагораживание бензинов вторичного происхождения. Схемы и процессы глубокой переработки нефтяных остатков // Сб. трудов БашНИИ НП. М. ЦНИИТЭНефтехим, 1983. Вып. 22. С. 27. [c.378]

    В настоящее время в УГНТУ проводятся научно-исследовательские работы по разработке технологии облагораживания бензинов вторичного происхождения методом оксигенирования с получением экологически чистых моторных топлив. [c.217]

    Гидроочистку проводят с целью облагораживания бензинов, дизельных топлив, масел и других нефтепродуктов путем разрушения содержащихся в них сернистых соединений и удаления серы в виде сероводорода. Наиболее типичные катализаторы - алюмо-кобальт- и алюмо-никель-молибдено-вые. Наряду с обессериванием происходит насыщение непредельных углеводородов, а при более глубокой форме процесса - гидрирование ароматических углеводородов до нафтеновых. [c.37]

    Влажным каталитическим процессом является ароматизация углеводородов, т. е. превращение парафинов и циклопарафинов в ароматические углеводороды. При нагревании тяжелых фракций нефтепродуктов в присутствии катализатора (платины или молибдена) углеводороды, содержащие 6—8 атомов углерода в молекуле, превращаются в ароматические углеводороды. Эти процессы протекают при риформинге (облагораживании бензинов). [c.304]

    Например, при коксовании гудрона сернистой нефти (в камерах) при выходе кокса 24% образуется 16% бензина (до 205°С), 26% керосино-газойлевой фракции (205—350°С) и 23% тяжелого газойля (>350 °С). Все эти дистилляты содержат непредельные углеводороды, т. е. нестабильны если перерабатывают сернистое сырье, то эти дистилляты к тому же и сернистые, т. е. нуждаются в облагораживании. Бензин имеет невысокое октановое число, но он может быть подвергнут гидроочистке с последующим каталитическим риформингом и дает 80% масс. (т.е. 16-0,8=12,8% масс, на сырье коксования) высококачественного бензина с октановым числом не ниже 80. Керосино-газойлевую фракцию после гидроочистки для удаления сернистых соединений и непредельных углеводородов используют как компонент дизельного топлива. Выход последнего при гидроочистке составляет 95% масс. (т. е. 26-0,95=24,7% масс, на сырье). Наконец, тяжелый газойль может [c.81]

    Облагораживание бензинов термических процессов методом катали [c.4]

    В настоящее время трудно найти такую отрасль нефтепереработки и нефтехимии, в которой не использовались бы катализаторы. Кроме каталитического крекинга катализаторы применяются в процессах алкилировапия, гидрогенизации, полимеризации и др. облагораживание бензинов (риформинг) и контактную очистку нефтепродуктов также проводят в присутствии катализаторов. Эффективность действия катализаторов зависит от характеристики вторичной пористой структуры, величины и свойств внутренней поверхности, а также от химической природы и размеров молекул реагирующего вещества. [c.13]

    Гидрогенизационное облагораживание бензинов было одним из первых в СССР практически осуществленных методов катализа нефтепродуктов в среде водорода. Специально разработанный хромовый катализатор обеспечивал глубокое гидрооблагораживание бензинов термического крекинга. Тогда же были разработаны и изучены на модельных установках заводские схемы гидроочистки топлив и гидрокрекинга различных нефтепродуктов. На крупной пилотной установке удалось получить все данные, необходимые для проекгирования первой в СССР промышленной установки гидроочистки нефтяных дистиллятов [41]. В 1940 г. проект установки был завершен, но внедрить процесс в промышленность помешала отечественная война. [c.194]

    В последние годы в СССР и за рубежом предложены и успешно применяются комбинированные методы облагораживания бензинов— повышения нх октанового числа. В этих процессах адсорбционная денарафниизация бензиновых фракций на цеолитах сочетается с изомеризацией, риформингол и алкилированием. [c.74]

    В ближайшие годы ожидается увеличение мощностей процессов замедленного коксования, которое обеспечит не только рост производства нефтяного кокса, но и выработку значительных объемов дистиллятов коксования. В связи с этим нужно ожидать значительного увеличения доли бензинов коксовадия наряду с бензинами термического 1фекинга в общем объеме вырабатываемых легких фракций. Однако следует иметь в виду, что использование их непосредственно в качестве ковшонентов товарных бензинов из-за низкого качества (большое содержание серы, олефинов) весьма ограничено. Ясно.что разработка вариантов облагораживания бензинов является важной проблемой нефтепереработки. [c.27]

    При адсорбционных очистке и разделении используют способность различных веществ (адсорбентов) концентрировать (адсорбировать) на своей поверхности компоненты разделяемого или очищаемого продукта. В качестве адсорбентов используют ссю-ственные и активированные глины, искусственпые алюмосиликаты, алюмогель, активированные окись алюминия и уголь и другие вещества с высокой адсорбирующей способностью. Большой иптерос представляют цеолиты (молекулярные сита) — адсорбенты, способные разделять вещества в соответствии с размером пх молекул. Способность цеолитов адсорбировать нормальные парафины используют для их получепия из парафинистого сырья и для облагораживания бензинов прямой перегонки и каталитического риформинга. [c.226]

    Э. П. Левашовой и др. [33, с. 222] на пилотной установке было проведено облагораживание бензина методом каталитической очистки на цеолитсодержащем катализаторе ЦЕОКАР-2. Каталитическому крекингу в двухзонном реакторе (прямоточный реактор, заканчивающийся зоной кипящего слоя) подвергали два образца вакуумного дистиллята из ромашкинской нефти, содержащих фракции до 350°С (5,1 и 17,8% масс.) и серы соответственно [c.107]

    В СССР также последовательно реализуется программа перехода на производство неэтилированных бензинов. В Москве, Ленинграде и курортных зонах запрещено использование этилированных бензинов. Часть нефтеперерабатывающих предприятий страны уже в настоящее время вырабатывают только неэтилированные бензины. Для перехода на производство неэтилированных бензинов в масштабах нефтеперерабатывающей промышленности страны потребуется значительное увеличение мощностей по каталитическому риформингу и крекингу, изомеризации, получению трет-бутилметилового эфира (ТБМЭ), облагораживанию бензинов термических процессов и др. [c.45]

    Проведены промышленные опыты по совместной очистке бензинов термокрекинга и прямой перегонки в различных соотношениях с целью получения компонента, пригодного для последующего каталитического риформинга. Качественное сырье для каталитического риформинга можно получить при умеренных температурах и сравнительно невысоком выделении тепла реакции [17]. Например, при гидрировании бензина термического крекинга (н. к. 180 °С) тяжелых остатков сернистых нефтей в смеси с прямфр нным бензином в соотношении 1 1 температура в верхней зоне реактора равнялась 330—355 °С, а общий перепад ее составлял 30—50 °С. При гидрировании смеси бензинов в соотношении 1 3 перепад температур в реакторе достигал 25—30 °С. Как показали расчеты, тепловой эффект реакции при облагораживании бензина термического крекинга составляет 400—500 кДж, при облагораживании смеси 1 1 и 1 3 он равен соответственно 188—210 и 105 кДж на 1 кг бензина. [c.77]

chem21.info

Облагораживание - топливо - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Облагораживание - топливо

Cтраница 1

Облагораживание топлива перед сжиганием для уменьшения загрязнения воздушной среды особенно целесообразно, если оно сжигается в котельных малой мощности, поскольку в них для очистки дымовых газов практически можно применить лишь инерционные газа очистные установки. Последние, работая на дымовых газах с мелкодисперсными примесями, имеют низкую эффективность. К тому же при использования инерционных газоочистных установок необходимо применять дымососы, что создает неудобства, так как для их размещения требуется дополнительная площадь, кроме того, они создают шум при работе.  [1]

Наряду с облагораживанием топлива для развивающейся промышленности органического синтеза требуются все большие количества топлив в качестве сырья. При переработке их для этой цели производится как извлечение из топлива содержащихся в нем ценных природных веществ, так и разрушение сложных соединений, имеющихся в топливе, на более простые активные вещества, используемые как химическое сырье.  [3]

Большие перспективы дает также облагораживание топлив перед доставкой их на станции. Не говоря уже о разгрузке транспорта за счет уменьшения веса перевозимого облагороженного топлива, предварительное обогащение твердых топлив уменьшает все устройства станции, связанные с хранением, транспортом внутри станции, улавливанием летучей золы, золоудалением, а также снижает необходимые размеры топочных камер и хвостовых поверхностей и мощности, расходуемые на собственные нужды станции.  [4]

Сжигание угля для получения энергии не является процессом1 облагораживания топлива и по существу не относится к химической технологии, хотя иногда применяется термин энергетическое облагораживание угля. Однако поскольку пар и электроэнергия, получаемые в результате сжигания угля, являются энергетической основой всей химической технологии в целом, полезно вкратце рассмотреть процесс сжигания топлива и устройство паровых котлов. Каменный уголь с давних времен используется в качестве топлива в быту, в промышленности и на транспорте; бурый уголь стали применять позднее.  [5]

Сжигание угля для получения энергии не является процессом облагораживания топлива и по существу не относится к химической технологии, хотя иногда применяется термин энергетическое облагораживание угля. Однако поскольку пар и электроэнергия, получаемые в результате сжигания угля, являются энергетической основой всей химической технологии в целом, полезно вкратце рассмотреть процесс сжигания топлива и устройство паровых котлов. Каменный уголь с давних времен используется в качестве топлива в быту, в промышленности и на транспорте; бурый уголь стали применять позднее.  [6]

При подготовке ТГИ к полукоксованию в технологической схеме предусматриваются сушка и бертинирование - выделение оксидов углерода и воды, в результате чего происходит облагораживание топлива. Однако такая подготовка сказывается на выходах и качестве химических продуктов полукоксования.  [7]

Наиболее трудной задачей в решении указанной проблемы является охрана атмосферного воздуха от вредного воздействия ТЭС, реализация которой требует широкого внедрения технических решений по облагораживанию топлива перед сжиганием, изменению и совершенствованию технологии его сжигания, а также по улавливанию вредных веществ из дымовых газов и утилизации их в народном хозяйстве.  [8]

Наиболее трудной и дорогостоящей задачей в решении рассматриваемой проблемы является охрана атмосферного воздуха от вредного воздействия ТЭС, реализация которой требует широкого внедрения технических решений по облагораживанию топлива перед сжиганием, изменению и совершенствованию технологии его сжигания, улавливанию ( вредных веществ из дымовых газов и утилизации их в народном хозяйстве.  [9]

Очистка реактивных топлив простыми по технологическому оформлению так называемыми химическими методами, основанными чаще всего на окислении меркаптанов в дисульфиды, еще мало исследована, хотя использование этих методов для облагораживания топлив типа ТС-1 представляется целесообразным.  [10]

Однако целесообразность и экономические показатели облагораживания топлив и сырья для каталитического крекинга при помощи перечисленных выше методов, разумеется, зависят от существующей конъюнктуры и местных условий.  [12]

К, вода активно взаимодействует с топливом. В результате протекания сложных химических превращений происходит облагораживание топлива ( битуминизация) с выделением горючего газа и ценных химических соединений в жидкой фазе. При этом, отмечает И. В. Гринберг, в результате декарбоксилирования исходное органическое вещество обогащается водородом за счет воды.  [13]

Метод каталитического гидрирования, наряду с другими важнейшими процессами органической химии, широко используется в настоящее время в. Внедрение гидрирования в технику явилось стимулом для широкого развития процессов облагораживания топлива, синтезов, из окислов углерода и многочисленных реакций восстановления.  [14]

Метод каталитического гидрирования, наряду с другими важнейшими процессами органической химии, широко используется в настоящее время в промышленности и в научно-исследовательской работе для синтеза и анализа разнообразных органических соединений, а также для изучения их структуры. Внедрение гидрирования в технику явилось стимулом для широкого развития процессов деструктивного гидрирования, синтезов из окислов углерода, облагораживания топлива и многочисленных реакций восстановления.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Облагораживание - бензин - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Облагораживание - бензин

Cтраница 3

При ароматизации парафинов Сз-Су использованы опытно-промышленные партии катализаторов облагораживания прямогон-ных бензинов ( процессы Цеоформинг, Цеокат) после модифицирования цинком. Изученные закономерности ароматизации газообразных и жидких парафинов на этих катализаторах свидетельствуют о двух конкурирующих направлениях протекания реакции: прямой и деструктивной ароматизации. Выявлено, что при температурах 450 - 580 С, мольном соотношении бутана к бензолу 3 15: 1 скорости ароматизации бутана и алкилирования бензола продуктами крекинга сопоставимы.  [31]

Металлмодифицированные цеолиты рекомендовано также применять для очистки керосино-газой-лввой фракции и облагораживания бензинов термокрекинга.  [32]

Каталитический риформинг бензинов термических процессов на платиновом катализаторе является другим вариантом облагораживания бензинов со значительным улучшением их моторных качеств. Содержание серы в гидроочищен-ном бензине составляло 0 003 - 0 005 %, практически отсутствовали смолы, непредельные углеводороды и соединения азота. Октановое число бензинов при этом резко снижалось. Расход водорода по сравнению с избирательной неглубокой гидроочисткой увеличивается примерно в два раза. Результаты гидроочистки бензина термоконтактного крекинга гудрона ромашкинской нефти, качественные характеристики исходного бензина и более узких фракций до и после гидроочистки приведены в табл. 30, стр.  [33]

В настоящее время в УГНТУ проводятся научно-исследовательские работы по разработке технологии облагораживания бензинов вторичного происхождения методом оксигенирования с получением экологически чистых моторных топлив.  [34]

По мере увеличения спроса на высокооктановые автомобильные бензины возникает необходимость в облагораживании бензинов термического крекинга и коксовании остатков из высокосернистых нефтей. Одним из процессов, обеспечивающих получение высокооктановых бензинов, является каталитический риформинг. Однако непосредственный риформинг таких бензинов практически невозможен в связи с большим содержанием в них примесей, отравляющих катализатор.  [35]

Таким образом, в связи с уже наблюдаемым и перспективным ростом автомобильного парка, облагораживание бензинов путем удаления из них сернистых соединений является актуальной проблемой нефтеперерабатывающей промышленности как у нас в Союзе, так и за рубежом.  [36]

В последние годы в СССР и за рубежом предложены и успешно применяются комбинированные методы облагораживания бензинов - повышения их октанового числа. В этих процессах адсорбционная депарафинизация бензиновых фракций на цеолитах сочетается с изомеризацией, риформингол - и алкилированием.  [37]

Изучение реакций, происходящих в процессе каталитического крекинга нефтепродуктов, а также лри различных способах облагораживания бензинов, привело к выводу о том, что дегидрогенизация шестичленных циклов происходит и под влиянием алю-мосиликатных катализаторов. При 540 С некоторые алкилцикло-гексаны, по их наблюдениям, на 20 % превращались в ароматические углеводороды.  [38]

На установке каталитического крекинга ордена Ленина УНПЗ был - проведен промышленный пробег по испытанию технологии облагораживания выаокосернистого бензина термического крекинга.  [39]

На установке каталитического крекинга ордена Ленина Уфимского НПЗ был проведен промышленный пробег по испытанию технологии облагораживания высокосернистого бензина термического крекинга.  [40]

В марте 1949 г. фирмой Юниверсал ойл продактс был разработан процесс платформинга, который предназначался для облагораживания бензина прямой гонки или газового бензина при сравнительно небольших капиталовложениях и эксплуатационных расходах.  [42]

Изложенные обстоятельства требуют коренной реконструкции завода с включением в его схему установок таких вторичных процессов, как облагораживание бензинов, гидроочистка средних дистиллятов и масел, гидрокрекинг вакуумного газойля.  [43]

В отдельных случаях оказывается более экономичным установить дополнительное фракционирующее оборудование, чем повышать жесткость условии работы установок облагораживания бензина. Самым простым примером такого разделения может служить перегонка каталитических крекинг - и реформинг-бензинов. Головные фракции бензина каталитического крекинга имеют более высокие октановые числа, чем бензин в целом, а в реформинг-бензине, наоборот, хвостовые фракции имеют значительно более высокие октановые числа, чем головные. Поэтому, если производство высокосортного бензина лимитируется ресурсами высокооктановых компонентов, то недостающие компоненты можно получить фракционированием каталитических крекинг - и реформинг-бензинов для использования их высокооктановых фракции как компонентов высокосортного бензина.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Способ облагораживания бензина

 

Использование: нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Сущность изобретения: облагораживание бензина осуществляют при повышенных температуре и давлении, предпочтительно при 200 400°С, давлении 0,1 1 МПа, на алюмосиликатном цеолитсодержащем катализаторе, содержащем 0,5 5 мас. сверхвысококремнеземного цеолита типа пентасил с молярным отношением оксида кремния к оксиду алюминия, равным 25 90, в аморфной алюмосиликатной основе. Используемый катализатор имеет химический состав, мас. 0,5 7,5 оксида алюминия; 0,05 0,5 оксида натрия; остальное оксид кремния, или 0,5 7,5 оксида алюминия; 0,05 2,5 оксида цинка; 0,05 0,5 оксида натрия; остальное оксид кремния, или 0,5 7,5 оксида алюминия; 0,05 2,5 оксида галлия; 0,05 0,5 оксида натрия; остальное оксид кремния. 1 з. п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к каталитическому риформингу, в частности к облагораживанию бензина на цеолитсодержащих катализаторах, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Известен способ облагораживания бензина, полученного на установке термического крекинга, в присутствии катализатора, содержащего 9-29 мас. сверхвысококремнеземного цеолита с молярным отношением SiO2/Al2O3 30 в аморфной алюмосиликатной основе. Выход катализата при 480оС, продолжительности опыта 1 ч, массовой скорости подачи сырья 4,4-6,7 ч-1 составляет 75 мас. при октановом числе 76,4-79,6.

(Левинтер М. Е. и др. Облагораживание бензинов термического крекинга на высококремнеземном цеолитсодержащем катализаторе. "Нефтепереработка и нефтехимия", N 3, 1991, с. 7-9).

Задачей настоящего изобретения является разработка каталитического способа облагораживания бензина, позволяющего увеличить выход облагороженного бензина и его октановое число.

Поставленная задача решается предлагаемым способом облагораживания бензина на цеолитсодержащем катализаторе, содержащем сверхкремнеземный цеолит в аморфной алюмосиликатной основе при повышенных температуре и давлении, отличительная особенность которого состоит в том, что используют алюмосиликатный цеолитсодержащий катализатор, содержащий 0,5-5 мас. сверхвысококремнеземного цеолита типа пентасил с молярным отношением SiO2/Al2O3, равным 25-90, в аморфной алюмосиликатной основе, причем катализатор имеет следующий химический состав (мас. ) оксид алюминия 0,5-7,5; оксид натрия 0,05-0,5; оксид кремния остальное, или оксид алюминия 0,5-7,5% оксид цинка 0,05-2,5; оксид натрия 0,05-0,5; оксид кремния остальное, или оксид алюминия 0,5-7,5, оксид галлия 0,05-2,5% оксид натрия 0,05-0,5; оксид кремния остальное.

Процесс предпочтительно ведут при 200-400оС, давлении 0,1-1 МПа и объемной скорости подачи сырья 0,5-2,5 ч-1.

Сущность изобретения состоит в следующем.

Сырье прямогонный бензин или бензин термического крекинга пропускают через неподвижный слой катализатора прямоточной установки. Процесс ведут при 200-400оС, давлении 0,1-1 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,5 ч-1.

Характеристика используемого сырья представлена в примерах.

Ниже приведены примеры приготовления катализатора, а также результаты его испытания в предлагаемом способе облагораживания бензина (см. также данные табл.).

Как видно из представленных данных предлагаемый способ позволяет увеличить выход облагороженного бензина на 2-21,2 мас. с одновременным увеличением октанового числа бензина на 3,5-8,6.

П р и м е р 1. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 Al2O3 и 70 кг/м3 h3SO4, водный раствор силиката натрия (жидкое стекло) концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 и суспензию сверхвысококремнеземного (СВК) цеолита типа пентасил с молярным отношением SiO2/Al2O3 40, содержащую 100 кг/м3 СВК-цеолита, смешивают в смесителе с образованием гидрозоля, который коагулируют при 10оС и рН 8 в гидрогель шариковой формы в слое минерального масла. Затем гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата аммония концентрации 10 кг/м3 при 50оС в течение 18 ч, промывают конденсатной водой при 50оС в течение 20 ч от сульфат-ионов, сушат при 150оС и прокаливают при 550оС в течение 12 ч в токе воздуха.

Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,0 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальное (до 100) П р и м е р 2. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 Al2O3 и 70 кг/м3 h3SO4, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита типа пентасил с молярным отношением SiO2/Al2O3 40 в водном растворе сульфата алюминия, содержащую 100 кг/м3 СВК-цеолита и 5 кг/м3 Al2O3, смешивают в смесителе. Далее по примеру 1.

Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,1 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальное П р и м е р 3. Катализатор получают по примеру 1. После активации сульфатом аммония гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата алюминия концентрации 2 кг/м3 при 50оС в течение 6 ч, промывают конденсатной водой и далее по примеру 1.

Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальное.

П р и м е р 4. Катализатор получают по примеру 1. После промывки конденсатной водой гидрогель подвергают распылительной сушке при 400оС и прокалке при 600оС 12 ч в среде паровоздушной смеси, содержащей до 40 об. водяных паров. Катализатор имеет микросферическую форму. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 1.

П р и м е р 5. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 оксида алюминия и 70 кг/м3 серной кислоты и водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 смешивают в смесителе и далее по примеру 1. После промывки гидрогель диспергируют с СВК-цеолитом типа пентасил с мольным отношением SiO2/Al2O3 40 и подвергают распылительной сушке при условиях примера 4. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 1.

П р и м е р 6. Катализатор получают по примеру 5. После диспергации с СВК-цеолитом и отжимке на фильтр-прессе получают экструдат червячковой формы, который сушат при 150оС и прокаливают при 600оС 6 ч. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита имеет химический состав примера 1.

П р и м е р 7. Катализатор получают по примеру 6. После фильтр-пресса гидрогель сушат при 150оС. Затем формуют таблетки и прокаливают при 600оС 6 ч. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 1.

П р и м е р 8. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 2 кг/м3 Al2O3 и 90 кг/м3 h3SO4, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,8 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита с молярным отношением SiO2/Al2O3 25, содержащую 10 кг/м3 СВК-цеолита, смешивают в смесителе с образованием гидрозоля, который коагулируют при 5оС и рН 8,4 в гидрогель шариковой формы в слое минерального масла. Затем гидрогель обрабатывают водным раствором нитрата аммония концентрации 5 кг/м3 при 30оС в течение 36 ч, промывают конденсатной водой при 30оС в течение 18 ч от нитрат-ионов, сушат при 120оС и прокаливают при 500оС в течение 24 ч в токе воздуха.

Полученный катализатор содержит 0,5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 0,5 оксид натрия 0,05 оксид кремния остальное.

П р и м е р 9. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 25 кг/м3 Al2O3, и 50 кг/м3 h3/SO4, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,4 кг-экв./м3 и суспензию СВК-цеолита с молярным отношением SiO2/Al2O3 90, содержащую 150 кг/м3 СВК-цеолита, смешивают в смесителе с образованием гидрозоля, который коагулируют при 20оС и рН 7,8 в гидрогель шариковой формы в слое минерального масла. Затем гидрогель обрабатывают водным раствором хлорида аммония концентрации 20 кг/м3 при 60оС в течение 12 ч, промывают конденсатной водой при 60оС в течение 8 ч от хлорид-ионов, сушат при 190оС и прокаливают при 600оС в течение 6 ч в токе воздуха.

Полученный катализатор содержит 5 мас. СВК-цеолита и 95 мас. аморфной алюмосиликатной основы, имеющей следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид натрия 0,5 оксид кремния остальное.

П р и м е р 10 (для сравнения). Катализатор готовят согласно прототипу 1.

Полученный катализатор содержит 10 мас. СВК-цеолита с мольным отношением SiO2/Al2O3 30 и 90 мас. аморфной алюмосиликатной основы, имеющей следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6 оксид натрия 0,2 оксид кремния остальное.

Катализаторы по примерам 1-10 испытывали в процессе облагораживания прямогонного бензина на проточной установке с неподвижным слоем катализатора при атмосферном давлении, температуре 350оС, объемной скорости подачи сырья 1ч-1 и продолжительности опыта 0,5 ч.

Прямогонный бензин имел следующую характеристику: Плотность, г/см3 0,71 Пределы выкипания по ГОСТ, оС 35-190 Содержание серы, мас. 0,1 Октановое число (м.м.) 50,4 Групповой углеводородный состав, мас. Непредельные 4 Парафино-нафтеновые 87 Ароматические 9 П р и м е р ы 11-12. Катализатор по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 1-9 при 200оС и объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1.

П р и м е р ы 13-14. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 1-9 при 400оС и объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1.

П р и м е р ы 15-16. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 1-9 при давлении 1 МПа, температуре 350оС, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и продолжительности опыта 0,5 ч.

П р и м е р ы 17-26. Катализаторы по примерам 1-10 соответственно испытывали в процессе облагораживания бензина термического крекинга при атмосферном давлении, температуре 350оС, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и продолжительности опыта 0,5 ч.

Бензин термического крекинга имел следующую характеристику: Плотность, г/см3 0,74 Пределы выкипания по ГОСТ, оС 60-180 Содержание серы, мас. 0,3 Октановое число (м.м.) 62,7 Групповой углеводородный состав, мас. Непредельные 38 Парафино-нафтеновые 51 Ароматические 11 П р и м е р ы 27-28. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 17-26 при 200оС и объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1.

П р и м е р ы 29-30. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 17-26 при 400оС и объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1.

П р и м е р ы 31-32. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 15-23 при давлении 1 МПа.

П р и м е р 33. Катализатор получают по примеру 1. После активации сульфатом аммония гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата цинка концентрации 2 кг/м3 при 50оС в течение 6 ч и далее по примеру 1.

Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,0 оксид цинка 1,0 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальное П р и м е р 34. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 2 кг/м3 оксида алюминия и 90 кг/м3 серной кислоты, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,8 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита типа пентасил с молярным отношением 25 в водном растворе сульфата цинка, содержащую 10 кг/м3 СВК-цеолита и 1 кг/м3 оксида цинка, смешивают в смесителе. Далее по примеру 8.

Полученный катализатор содержит 0,5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 0,5 оксид цинка 0,05 оксид натрия 0,05 оксид кремния остальноеП р и м е р 35. Водный раствор сульфата алюминия и цинка, содержащий 25 кг/м3 оксида алюминия, 8,3 кг/м3 оксида цинка и 50 кг/м3 серной кислоты. Далее по примеру 9.

Полученный катализатор содержит 5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид цинка 2,5 оксид натрия 0,5 оксид кремния остальноеП р и м е р 36. Катализатор получают по примеру 33. После промывки гидрогель подвергают распылительной сушке при 400оС и прокалке при 600оС в воздушной среде. Полученный катализатор имеет микросферическую форму и содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 33.

П р и м е р 37. Катализатор получают по примерам 33. После диспергации и отжима на фильтр-прессе получают экструдат червячковой формы при условиях примера 6. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 33.

Катализаторы по примерам 33-37 испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 1-10.

П р и м е р 38. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 11-12.

П р и м е р 39. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 13-14.

П р и м е р 40. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 15-16.

П р и м е р ы 41-45. Катализаторы по примерам 33-37 соответственно испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 17-26.

П р и м е р 46. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 27-28.

П р и м е р 47. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 29-30.

П р и м е р 48. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 31-32.

П р и м е р 49. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 оксида алюминия и 70 кг/м3 серной кислоты, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита типа пентасил с мольным отношением SiO2/Al2O3 40 в водном растворе азотнокислого галлия, содержащую 10 кг/м3 СВК-цеолита и 6 кг/м3 оксида галлия смешивают в смесителе. Далее по примеру 1.

Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,0 оксид галлия 1,2 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальноеП р и м е р 50. Водный раствор сульфата алюминия и галлия, содержащий 25 кг/м3 оксида алюминия, 8,3 кг/м3 оксида галлия и 50 кг/м3 серной кислоты. Далее по примеру 9. Полученный катализатор содержит 5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид галлия 2,5 оксид натрия 0,5 оксид кремния остальное.

П р и м е р 51. Катализатор получают по примеру 7. После активации сульфатом аммония гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата галлия концентрации 1 кг/м3 при 30оС в течение 6 ч и далее по примеру 8.

Полученный катализатор содержит 0,5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 0,5 оксид галлия 0,05 оксид натрия 0,05 оксид кремния остальное.

П р и м е р 52. Катализатор получают по примеру 49. После промывки гидрогель подвергают распылительной сушке при 400оС и прокалке при 600оС в воздушной среде. Полученный катализатор имеет микросферическую форму, содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 49.

П р и м е р 53. Катализатор получают при условиях примера 49. После диспергации и отжима на фильтр-прессе получают экструдат червячковой формы при условиях примера 6. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 49.

Катализаторы по примерам 49-53 испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 1-10.

П р и м е р 54. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 11-12.

П р и м е р 55. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 13-14.

П р и м е р 56. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 15-16.

П р и м е р ы 57-61. Катализаторы, полученные по примерам 49-53 соответственно, испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 17-26.

П р и м е р 62. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 27-28.

П р и м е р 63. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 29-30.

П р и м е р 64. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 31-32.

1. СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ БЕНЗИНА путем контактирования с катализатором, содержащим сверхвысококремнеземный цеолит в аморфной алюмосиликатной основе при повышенных температуре и давлении, отличающийся тем, что используют катализатор, содержащий в качестве сверхкремнеземного цеолита цеолит типа пентасил с молярным отношением SiO2 / Al2O3, равным 25 90, в количестве 0,5 5,0 мас. и имеющий химический состав, мас.

Оксид алюминия 0,5 7,5Оксид натрия 0,05 0,5Оксид кремния Остальноеили катализатор, содержащий в качестве цеолита цеолит типа пентасил с молярным отношением SiO2 / Al2O3, равным 25 90, дополнительно содержит оксид цинка и имеющий химический состав, мас.

Оксид алюминия 0,5 7,5Оксид цинка 0,05 2,5Оксид натрия 0,05 0,5Оксид кремния Остальноеили катализатор, содержащий в качестве цеолита цеолит типа пентасил с молярным отношением SiO2 / Al2O3, равным 25 90, дополнительно содержащий оксид галлия и имеющий химический состав, мас.

Оксид алюминия 0,5 7,5Оксид галлия 0,05 2,5Оксид натрия 0,05 0,5Оксид кремния Остальное2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что процесс проводят при температуре 200 400oС, давлении 0,1 1,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 2,5 ч-1.

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru

Способ облагораживания бензинов вторичного происхождения

 

Использование повышение октанового числа и снижение содержания сернистых соединений в бензинах термокатилитических процессов Сущность изобретгния обработка смеси высокосернистого бензина термического крекинга н.к - 170°С с содержанием серы 0 5 мае % и фракции высокопарафинистого вакуумного газойля н.к - 485°С, с низким содержанием серь, равным О 2 мае % пои массовом отношении бензин . газойль 1.3. Обработку ведут в протонном реакторе с цеолитсодержащим катализатором при 440°С путем подачи смеси в верхний слой катализатора Получают бензин с содержанием серы 0 1 мае % и о ч 76 пунктов (м м.) t f. I/ I faa.

СОГОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИНЕ СКИХ

РЕСПУБЛИК

Is1>s С 10 6 11/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 48142 1 1 /04 (22) 16,04.90 (46) 15.1 0.92. Б юл. ¹ 38 (71) Самарский политехнический институт им. В,В,Куйбышева (72) Р,А. Бакулин. М, Е.Леви нтер, О. H. Шевцова, Л.О,Маков. А.П Мальцез. Г Г.Телешев и А.А,Луканов (56) 1. H,À.0ëåô. р, Каталитическая очистка нефтепродуктов вторичного происхождения. — Киев, Наукова Думка, 1969, с.80.

2. А,М.Стехун, M С.Левитер и др, — Каталитическое обла1ораживание бензинов коксования. - Нефтепереработка и нефтехи1 ия, 1986. № 11. с. 18 — 19.

3. АвторскОе свидетегьство СССР № 827530, кл. С 10 С 11/16, 1978.

Изобретение относится;.. c;:oñoáàì переработки высокосернисTb!x HI13KOQKTBHQвых бензинов термических процессов (термокрекинга, висбрекинга, замедленноI o коксования) с целью получения высокооктанового малосер-. истого бензина. газообразных олефиновых изопарафиновых углеводородов. а также высококачественных газойлей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей нефтехимической, KoKoucn=нцевой и битумной промышЛЕННОСТИ.

Известны спосооы каталитического облагораживания бензинов. деструктивного происхождения в присутствии цеолитсодержащих катализаторов типа ALLIHLl, и ЦЕОКАР— 2. При этом октановые числа вторичных бензинов llo вышаются на 8-10 пунктов, а содержание общей серы в них снижается на 50 — 60%, т.е.0,7 — 0.8 мас.% до 0,3-0,4 мас,%. что является

„г,5U„„1768618 Al (54) СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ БЕНЗИНОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (57) Использование: повышение QKтанового числа и снижение содержания сернистых соединений B бензинах термокатилитических процессов. Сущность изобретения: обрo"áотка смеси выcoKocернистого бензина термического крекинга н,к. — 170 C содержанием серы 0.5 маc % и фракции высокопарафинистого вакуумного газойля н.к.

485 С, с низким содержанием серь„равным

0,2 мас, /,, при массовом отношен11и бе1;зин

: газойль = 1:3, Обработку ведут в проточном реакторе с цеолитсодержащим катализатором при 440 С путем подачи смеси в верхо ний слой катализатора. Получают бензин с содержанием серы 0.1 мас. /, и о.ч. 76 пунктов (м.м.). недостаточным для получения т варных бензинов.

Наиболее близким к изобретен. ю является способ одновременной пере.)аботки смеси бензинов термического кре;инга и

ЗаМЕдЛЕННОГО КОКСОВаНИя (Н.К. — 205оС). KO торгя смешивается со смесью керосиновых фракций термокрекинга и замедленного коксования (205-350оС) в присутствии катализатора ЦЕОКАР-2 — прототип. При этом

От бензиновой фракции н.к. — 205о(отгоняrv леГкую фракциlс н.к. — 85 С и подавали в нижнюю часть слоя катализатора при тем пературе 430- 440 С. Смесь бел» lnol.oln фраКцИИ 85-205оС СМЕШИВаЛИ С KЕрОСИНОвой фракцией vl подавали s верхнк ю часть слоя катализатора при температуре 450

475 С. Исходные бензиновые фрак:„ии втяо ричного происхождения характеризэва Il,ob низким содеожанием обще; серь,. Содержание серы в бензиновых фракцияк:,е г1ре1768618 вы шало 0,2 мас.%, а в керосиновых не более

0,25 мас.%. После процесса оолагораживания содержание серы в бензине снижалось до 0,014 мас.%, а октановое число возрастало до 72 пунктов (м.м,).

Недостатком данного способа облагораживания смеси бензиновой и керосиновой фракции является необходимость выделения из смеси бензинов легкой фракции н,к. — 85 С и тяжелой фракции — 85—

205 С с последующим смешением последней с керосиновыми фракциями 205—

350 С и раздельной двухпоточной подачей этих фракций в реактор установки каталитического крекинга, Целью предлагаемого изобретения является расширение ресурсов сырья для получения высооктанового малосернистого бензина при одновременном высоком качестве других продуктов каталитического крекинга вакуумного газойля.

Поставленная цель достигается путем переработки смеси высокосернистого бензина термокрекинга с прямогонным высокопарафинистым газойлем мангышлакской нефти в соотношении 1:3 в присутствии цеолитсодержащего катализатора ЦЕОКАР— 3.

Существенным о личием заявляемого способа облагораживания бензина термокрекинга, по сравнению с прототипом, является исключение разделения бензина термокрекинга на легкую и тяжелую фракции, использование бензина термокрекинга с большим содера>книем серы 0,5 — 0,8 мас.%, применение в качестве второго компонента вместо легкой керосиновой фракции более тяжелого rlpBMOI он ного высокопарафинистого вакуумного газойля мангышлакской нефти(300 — 350 С) в присутствии более дешевого промышленного катализатора ЦЕОКАР-3 и введение смеси бензина термокрекинга с вакуумным газойлем одним потоком в верхнюю часть слоя катализатора в реакторе.

Процесс облагораживания бензина термокрекинга в смеси с высокопарафинистым вакуумным газойлем мангышлакской нефти проводили на проточной лабораторной установке при температуре 440 С, массовой

-I скорости подачи сырья 2 ч, продолжительности опыта 1 ч, при атмосферном давлении.

Бензин термокрекинга имеет следующие характеристики:

Плотность,, p4 . Г/см го з

О. 74

Фракционный состав, С н,к, 55

10% 75

50% 105

485

90% 147 к.к, 172

Групповой углеводородный состав, мас,%:

5 Ароматические 15

Непредельные 61

Парафина-нафтеновые 24

Содержание серы, мас.% 0,5

Октановое число (м.м.) 63

10 Характеристика вакуумного газойля мангышлакской нефти:

llJlo THoc Tb, Р о, г смз 0,84

Температура вспышки, С 160

Фракционный состав, С:

1Q%

25%

40%

63%

20 9Q%

К.К, Элементный состав, мас.%:

Углерод 85.5

Водород 14.2

Кислород 0,07

Сера 0.2

Азот 0,03

Соединения ванадия, ррм 15

Содержание никеля, ррм

0,5

Оценка качества сырья и получаемых продуктов осуществлялись по указанным ниже ГОСГ:

Содержание серы в бензине и вакуумном газойле, мас.% определяли ламповым методом по ГОСТ 1771 — 48.

Фракционный состав сырья и получаемых продуктов определяли в аппаратах Энглера по ГОСТ 2177-82;

Октановое число бензинов — моторный метод по ГОСТ 511- 61.

Содержание непреде lbHblx углеводородов в бензинах or. ределяли методом иодных чисел по ГОСТ 2070-55:

Групповой углеводородный состав бензинов определяли хроматографическим и спектральным методами.

Облагораживание бензина термокрекинга происходит за счет обессеривзния исходного сырья до сероводорода, 50 ароматизации и изомеризации непредельных углеводородов в ароматические и изопарафиновые углеводороды. В случае введения в вакуумный газойль бензина термокрекинга с содержанием до 60--70 мас.%

55 непредельных углеводородов процесс изомеризации и ароматизации ускоряется.

Ароматизация углеводородов тяжелого; азойля идет с большим перераспределением водорода, его количество увеличивается, 1768618 что приводит к более глубокому обессериванию бензиновых фракций по сравнению с их прямым облагораживанием.

Пример 1. Сравнительный. Иллюстрирует облагораживание бензина термокрекинга в присутствии катализатора

ЦЕОКАР— 4 при 440 С, массовой скорости подачи сырья 2 ч, продолжительности опыта 1 ч, атмосферном давлении, при этом получены следующие результаты;

Выход продуктов, мас. на сырье:

Газ + потери 13,1

Кокс 1,5

Катализат 85,4

Состав катализата, мас, ;

Ароматические 26

Неп редел ьные 18

Парафино-нафтеновые 56

Октановое число (м.м.) 70,2

Содержание серы, мас, 0,2

Из полученных результатов видно, что октановое число бензина после облагораживания увеличивается лишь на 72 пункта при остаточном содержании серы 0,2 мас. . Для товарного бензина А — 76 необходимо иметь октановое число 76 пунктов и содержание серы не более 0,1 мас. . Следовательно прямое облагораживание бензина термокрекинга в присутствии катализатора ЦЕОКАР— 3 является недостаточным, Пример 2, Иллюстрирует облагораживание бензина термокрекинга совместно с крекингом фракции вакуумного газойля

220 — 485 С в соотношении 1:3 (мас,доли) в присутствии катализатора ЦЕОКАР— 3 при условиях, что и в примере 1. При этом получены следующие результаты:

P ыход продуктов; мас. на сы рье

Сухой газ 6,0

Пропан-пропиленовая фракция 8,0

Бутан-бутиленовая фракция 11,0

Бензин С -205 С 46,0

Легкий газойль (205 — 350 С) 16,0

Тяжелый газойль (> 350 С) 10,0

Кокс 3,0

Полученный бензин имеет следующие характеристики:

Плотность, р ., г/см 0,75

Фракционный состав, С н.к. 45

1P o/, 70

500 110

90 / 180 к.к. 205

Содержание серы, мас. / 0,07

Октановое число (м.м.) 76

Групповой углеводородный состав, мас. /:

Ароматические 38

Непредельные 15

Парафино-нафтеновые 47

Из приведенных данных следует, что способ облагораживания бензинов термокрекинга в смеси с вакуумным газойлем позволяет расширить сырьевую базу процесса, а также повысить качество бензина термокрекинга до уровня товарного—

А — 76 и при этом получить фракцию (205—

350 С) ценную для производства технического углерода. Кроме того получают пропан-пропиленовую и бутан-бутиленовую фракции, используемые для производства авто- и авиоалкилатов, Таким образом, по изобретению используют высокосернистый бензин термокрекинга с содержанием серы 0,5 мас. u более доступный вакуумный газойль с концом кипения 485 С и содержанием серы 0,2 мас., т,к. керосиновые фракции 205—

350 С процесса термокрекинга в настоящее время целенаправленно используются как сырье для получения технического углерода. В связи с этим по предложенному способу применяют менее дефицитное сырье— вакуумный газойль с более высоким концом кипения — 485 С, который в настоящее время является сырьем каталитического крекинга. Новый катализатор ЦЕОКАР— 3 является более дешевым по сравнению с катализатором ЦЕОКАР— 2 по прототипу, и используется в настоящее время на промышленных установках каталитического крекинга типа à — 43 — 102 и по этой причине не требует изменения технологических параметров процесса по сравнению с прототипом.

Кроме того, в отличие от прототипа, процесс облагораживания бензина термокрекинга в смеси с вакуумным газойлем проводится в более мягких условиях — температура в реакторе (440 С) одинаковая по всему слою катализатора, При этом по изобретению получают бензин с содержанием серы менее 0,1 мас. / и октановым числом

76 пунктов (м,м,) в то время как в способе по прототипу октановое число получаемого бензина не превышает 72 пункта (м м.), Следует отметить, что в способе по изобретению подъема температуры в реакторе выше

440 С приведет к увеличению октанового числа бензина и уменьшению содержания в нем серы.

Формула изобретения

Способ облагораживания бензинов вторичного происхождения каталитической обработкой смеси двух углеводородных фракций с разным содержанием сернистых соединений в проточном реакторе с цеолит1768618

Составитель P.Áàêóëèí

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор M.Àíäðóøåíêo

Редактор

Заказ 3621 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 1

Н,К, — 170 С с высокопарафинистым вакуумным газойлем с температурой Н.К вЂ” 485 С и низким содержанием серы при массовом

5 отношении бензин: газойль = 1:3, причем смесь подают в верхний слой катализатора,

    

www.findpatent.ru

Способ облагораживания бензина | Банк патентов

Использование: нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Сущность изобретения: облагораживание бензина осуществляют при повышенных температуре и давлении, предпочтительно при 200 400°С, давлении 0,1 1 МПа, на алюмосиликатном цеолитсодержащем катализаторе, содержащем 0,5 5 мас. сверхвысококремнеземного цеолита типа пентасил с молярным отношением оксида кремния к оксиду алюминия, равным 25 90, в аморфной алюмосиликатной основе. Используемый катализатор имеет химический состав, мас. 0,5 7,5 оксида алюминия; 0,05 0,5 оксида натрия; остальное оксид кремния, или 0,5 7,5 оксида алюминия; 0,05 2,5 оксида цинка; 0,05 0,5 оксида натрия; остальное оксид кремния, или 0,5 7,5 оксида алюминия; 0,05 2,5 оксида галлия; 0,05 0,5 оксида натрия; остальное оксид кремния. 1 з. п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к каталитическому риформингу, в частности к облагораживанию бензина на цеолитсодержащих катализаторах, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Известен способ облагораживания бензина, полученного на установке термического крекинга, в присутствии катализатора, содержащего 9-29 мас. сверхвысококремнеземного цеолита с молярным отношением SiO2/Al2O3 30 в аморфной алюмосиликатной основе. Выход катализата при 480оС, продолжительности опыта 1 ч, массовой скорости подачи сырья 4,4-6,7 ч-1 составляет 75 мас. при октановом числе 76,4-79,6. (Левинтер М. Е. и др. Облагораживание бензинов термического крекинга на высококремнеземном цеолитсодержащем катализаторе. "Нефтепереработка и нефтехимия", N 3, 1991, с. 7-9). Задачей настоящего изобретения является разработка каталитического способа облагораживания бензина, позволяющего увеличить выход облагороженного бензина и его октановое число. Поставленная задача решается предлагаемым способом облагораживания бензина на цеолитсодержащем катализаторе, содержащем сверхкремнеземный цеолит в аморфной алюмосиликатной основе при повышенных температуре и давлении, отличительная особенность которого состоит в том, что используют алюмосиликатный цеолитсодержащий катализатор, содержащий 0,5-5 мас. сверхвысококремнеземного цеолита типа пентасил с молярным отношением SiO2/Al2O3, равным 25-90, в аморфной алюмосиликатной основе, причем катализатор имеет следующий химический состав (мас. ) оксид алюминия 0,5-7,5; оксид натрия 0,05-0,5; оксид кремния остальное, или оксид алюминия 0,5-7,5% оксид цинка 0,05-2,5; оксид натрия 0,05-0,5; оксид кремния остальное, или оксид алюминия 0,5-7,5, оксид галлия 0,05-2,5% оксид натрия 0,05-0,5; оксид кремния остальное. Процесс предпочтительно ведут при 200-400оС, давлении 0,1-1 МПа и объемной скорости подачи сырья 0,5-2,5 ч-1. Сущность изобретения состоит в следующем. Сырье прямогонный бензин или бензин термического крекинга пропускают через неподвижный слой катализатора прямоточной установки. Процесс ведут при 200-400оС, давлении 0,1-1 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,5 ч-1. Характеристика используемого сырья представлена в примерах. Ниже приведены примеры приготовления катализатора, а также результаты его испытания в предлагаемом способе облагораживания бензина (см. также данные табл.). Как видно из представленных данных предлагаемый способ позволяет увеличить выход облагороженного бензина на 2-21,2 мас. с одновременным увеличением октанового числа бензина на 3,5-8,6. П р и м е р 1. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 Al2O3 и 70 кг/м3 h3SO4, водный раствор силиката натрия (жидкое стекло) концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 и суспензию сверхвысококремнеземного (СВК) цеолита типа пентасил с молярным отношением SiO2/Al2O3 40, содержащую 100 кг/м3 СВК-цеолита, смешивают в смесителе с образованием гидрозоля, который коагулируют при 10оС и рН 8 в гидрогель шариковой формы в слое минерального масла. Затем гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата аммония концентрации 10 кг/м3 при 50оС в течение 18 ч, промывают конденсатной водой при 50оС в течение 20 ч от сульфат-ионов, сушат при 150оС и прокаливают при 550оС в течение 12 ч в токе воздуха. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,0 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальное (до 100)П р и м е р 2. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 Al2O3 и 70 кг/м3 h3SO4, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита типа пентасил с молярным отношением SiO2/Al2O3 40 в водном растворе сульфата алюминия, содержащую 100 кг/м3 СВК-цеолита и 5 кг/м3 Al2O3, смешивают в смесителе. Далее по примеру 1. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,1 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальноеП р и м е р 3. Катализатор получают по примеру 1. После активации сульфатом аммония гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата алюминия концентрации 2 кг/м3 при 50оС в течение 6 ч, промывают конденсатной водой и далее по примеру 1. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальное. П р и м е р 4. Катализатор получают по примеру 1. После промывки конденсатной водой гидрогель подвергают распылительной сушке при 400оС и прокалке при 600оС 12 ч в среде паровоздушной смеси, содержащей до 40 об. водяных паров. Катализатор имеет микросферическую форму. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 1. П р и м е р 5. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 оксида алюминия и 70 кг/м3 серной кислоты и водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 смешивают в смесителе и далее по примеру 1. После промывки гидрогель диспергируют с СВК-цеолитом типа пентасил с мольным отношением SiO2/Al2O3 40 и подвергают распылительной сушке при условиях примера 4. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 1. П р и м е р 6. Катализатор получают по примеру 5. После диспергации с СВК-цеолитом и отжимке на фильтр-прессе получают экструдат червячковой формы, который сушат при 150оС и прокаливают при 600оС 6 ч. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита имеет химический состав примера 1. П р и м е р 7. Катализатор получают по примеру 6. После фильтр-пресса гидрогель сушат при 150оС. Затем формуют таблетки и прокаливают при 600оС 6 ч. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 1. П р и м е р 8. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 2 кг/м3 Al2O3 и 90 кг/м3 h3SO4, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,8 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита с молярным отношением SiO2/Al2O3 25, содержащую 10 кг/м3 СВК-цеолита, смешивают в смесителе с образованием гидрозоля, который коагулируют при 5оС и рН 8,4 в гидрогель шариковой формы в слое минерального масла. Затем гидрогель обрабатывают водным раствором нитрата аммония концентрации 5 кг/м3 при 30оС в течение 36 ч, промывают конденсатной водой при 30оС в течение 18 ч от нитрат-ионов, сушат при 120оС и прокаливают при 500оС в течение 24 ч в токе воздуха. Полученный катализатор содержит 0,5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 0,5 оксид натрия 0,05 оксид кремния остальное. П р и м е р 9. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 25 кг/м3 Al2O3, и 50 кг/м3 h3/SO4, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,4 кг-экв./м3 и суспензию СВК-цеолита с молярным отношением SiO2/Al2O3 90, содержащую 150 кг/м3 СВК-цеолита, смешивают в смесителе с образованием гидрозоля, который коагулируют при 20оС и рН 7,8 в гидрогель шариковой формы в слое минерального масла. Затем гидрогель обрабатывают водным раствором хлорида аммония концентрации 20 кг/м3 при 60оС в течение 12 ч, промывают конденсатной водой при 60оС в течение 8 ч от хлорид-ионов, сушат при 190оС и прокаливают при 600оС в течение 6 ч в токе воздуха. Полученный катализатор содержит 5 мас. СВК-цеолита и 95 мас. аморфной алюмосиликатной основы, имеющей следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид натрия 0,5 оксид кремния остальное. П р и м е р 10 (для сравнения). Катализатор готовят согласно прототипу 1. Полученный катализатор содержит 10 мас. СВК-цеолита с мольным отношением SiO2/Al2O3 30 и 90 мас. аморфной алюмосиликатной основы, имеющей следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6 оксид натрия 0,2 оксид кремния остальное. Катализаторы по примерам 1-10 испытывали в процессе облагораживания прямогонного бензина на проточной установке с неподвижным слоем катализатора при атмосферном давлении, температуре 350оС, объемной скорости подачи сырья 1ч-1 и продолжительности опыта 0,5 ч. Прямогонный бензин имел следующую характеристику: Плотность, г/см3 0,71Пределы выкипания по ГОСТ, оС 35-190 Содержание серы, мас. 0,1 Октановое число (м.м.) 50,4Групповой углеводородный состав, мас. Непредельные 4 Парафино-нафтеновые 87 Ароматические 9П р и м е р ы 11-12. Катализатор по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 1-9 при 200оС и объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1. П р и м е р ы 13-14. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 1-9 при 400оС и объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1. П р и м е р ы 15-16. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 1-9 при давлении 1 МПа, температуре 350оС, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и продолжительности опыта 0,5 ч. П р и м е р ы 17-26. Катализаторы по примерам 1-10 соответственно испытывали в процессе облагораживания бензина термического крекинга при атмосферном давлении, температуре 350оС, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и продолжительности опыта 0,5 ч. Бензин термического крекинга имел следующую характеристику: Плотность, г/см3 0,74Пределы выкипания по ГОСТ, оС 60-180 Содержание серы, мас. 0,3 Октановое число (м.м.) 62,7Групповой углеводородный состав, мас. Непредельные 38 Парафино-нафтеновые 51 Ароматические 11П р и м е р ы 27-28. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 17-26 при 200оС и объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1. П р и м е р ы 29-30. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 17-26 при 400оС и объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1. П р и м е р ы 31-32. Катализаторы по примерам 1, 10 соответственно испытывали аналогично катализаторам примеров 15-23 при давлении 1 МПа. П р и м е р 33. Катализатор получают по примеру 1. После активации сульфатом аммония гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата цинка концентрации 2 кг/м3 при 50оС в течение 6 ч и далее по примеру 1. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,0 оксид цинка 1,0 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальноеП р и м е р 34. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 2 кг/м3 оксида алюминия и 90 кг/м3 серной кислоты, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,8 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита типа пентасил с молярным отношением 25 в водном растворе сульфата цинка, содержащую 10 кг/м3 СВК-цеолита и 1 кг/м3 оксида цинка, смешивают в смесителе. Далее по примеру 8. Полученный катализатор содержит 0,5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 0,5 оксид цинка 0,05 оксид натрия 0,05 оксид кремния остальноеП р и м е р 35. Водный раствор сульфата алюминия и цинка, содержащий 25 кг/м3 оксида алюминия, 8,3 кг/м3 оксида цинка и 50 кг/м3 серной кислоты. Далее по примеру 9. Полученный катализатор содержит 5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид цинка 2,5 оксид натрия 0,5 оксид кремния остальноеП р и м е р 36. Катализатор получают по примеру 33. После промывки гидрогель подвергают распылительной сушке при 400оС и прокалке при 600оС в воздушной среде. Полученный катализатор имеет микросферическую форму и содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 33. П р и м е р 37. Катализатор получают по примерам 33. После диспергации и отжима на фильтр-прессе получают экструдат червячковой формы при условиях примера 6. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 33. Катализаторы по примерам 33-37 испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 1-10. П р и м е р 38. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 11-12. П р и м е р 39. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 13-14. П р и м е р 40. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 15-16. П р и м е р ы 41-45. Катализаторы по примерам 33-37 соответственно испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 17-26. П р и м е р 46. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 27-28. П р и м е р 47. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 29-30. П р и м е р 48. Катализатор по примеру 33 испытывали при условиях примеров 31-32. П р и м е р 49. Водный раствор сульфата алюминия, содержащий 20 кг/м3 оксида алюминия и 70 кг/м3 серной кислоты, водный раствор силиката натрия концентрации по NaOH 1,6 кг-экв/м3 и суспензию СВК-цеолита типа пентасил с мольным отношением SiO2/Al2O3 40 в водном растворе азотнокислого галлия, содержащую 10 кг/м3 СВК-цеолита и 6 кг/м3 оксида галлия смешивают в смесителе. Далее по примеру 1. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 6,0 оксид галлия 1,2 оксид натрия 0,1 оксид кремния остальноеП р и м е р 50. Водный раствор сульфата алюминия и галлия, содержащий 25 кг/м3 оксида алюминия, 8,3 кг/м3 оксида галлия и 50 кг/м3 серной кислоты. Далее по примеру 9. Полученный катализатор содержит 5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 7,5 оксид галлия 2,5 оксид натрия 0,5 оксид кремния остальное. П р и м е р 51. Катализатор получают по примеру 7. После активации сульфатом аммония гидрогель обрабатывают водным раствором сульфата галлия концентрации 1 кг/м3 при 30оС в течение 6 ч и далее по примеру 8. Полученный катализатор содержит 0,5 мас. СВК-цеолита и имеет следующий химический состав, мас. оксид алюминия 0,5 оксид галлия 0,05 оксид натрия 0,05 оксид кремния остальное. П р и м е р 52. Катализатор получают по примеру 49. После промывки гидрогель подвергают распылительной сушке при 400оС и прокалке при 600оС в воздушной среде. Полученный катализатор имеет микросферическую форму, содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 49. П р и м е р 53. Катализатор получают при условиях примера 49. После диспергации и отжима на фильтр-прессе получают экструдат червячковой формы при условиях примера 6. Полученный катализатор содержит 2 мас. СВК-цеолита и имеет химический состав примера 49. Катализаторы по примерам 49-53 испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 1-10. П р и м е р 54. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 11-12. П р и м е р 55. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 13-14. П р и м е р 56. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 15-16. П р и м е р ы 57-61. Катализаторы, полученные по примерам 49-53 соответственно, испытывали при условиях испытания катализаторов примеров 17-26. П р и м е р 62. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 27-28. П р и м е р 63. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 29-30. П р и м е р 64. Катализатор по примеру 49 испытывали при условиях примеров 31-32.

Формула изобретения

1. СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ БЕНЗИНА путем контактирования с катализатором, содержащим сверхвысококремнеземный цеолит в аморфной алюмосиликатной основе при повышенных температуре и давлении, отличающийся тем, что используют катализатор, содержащий в качестве сверхкремнеземного цеолита цеолит типа пентасил с молярным отношением SiO2 / Al2O3, равным 25 90, в количестве 0,5 5,0 мас. и имеющий химический состав, мас. Оксид алюминия 0,5 7,5Оксид натрия 0,05 0,5Оксид кремния Остальноеили катализатор, содержащий в качестве цеолита цеолит типа пентасил с молярным отношением SiO2 / Al2O3, равным 25 90, дополнительно содержит оксид цинка и имеющий химический состав, мас. Оксид алюминия 0,5 7,5Оксид цинка 0,05 2,5Оксид натрия 0,05 0,5Оксид кремния Остальноеили катализатор, содержащий в качестве цеолита цеолит типа пентасил с молярным отношением SiO2 / Al2O3, равным 25 90, дополнительно содержащий оксид галлия и имеющий химический состав, мас. Оксид алюминия 0,5 7,5Оксид галлия 0,05 2,5Оксид натрия 0,05 0,5Оксид кремния Остальное2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что процесс проводят при температуре 200 400oС, давлении 0,1 1,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 2,5 ч-1.

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.01.2003

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2004

Извещение опубликовано: 10.05.2004        

bankpatentov.ru


Смотрите также