Рубрика “Нефтепродукты”. Нефтепродукты бензин


это что такое и где их используют?

Нефть (или «черное золото») – горючее жидкое ископаемое, имеющее биологическое происхождение. Это своеобразная смесь углеводородов с соединениями, которые содержат кислород, серу и азот.

Что такое нефтепродукты?

Нефтепродукты – это полученные смеси после переработки «черного золота». Изначально осуществляется перегонка. Затем очистка. В нефти находятся почти пятьсот химических соединений. Все они находятся в различных агрегатных состояниях. Они могут быть газообразные, твердые и жидкие.

Как определить наличие нефти в сточных водах?

Определение нефтепродуктов в сточных водах производится тремя основными методами:

  • гравиметрическим;
  • газохроматографическим;
  • ИК-спектрометрическим.

При правильном применении любого из перечисленных методов получаются точные результаты определения наличия и количества нефти. Существует еще два способа определения. Но они показывают не совсем точные результаты и требуют дополнительной проверки. Основной метод определения нефти называется гравиметрическим.

Промышленная ценность нефти

Нефть – один из наиболее ценных видов сырья, имеющий второе название – «черное золото». И все потому, что страны, в которых есть месторождения этого горючего жидкого ископаемого, являются ведущими в мировой экономике. Нефтепродукты – это переработанная нефть, продукты которой вошли во все сферы человеческой жизнедеятельности.

В повседневной жизни люди часто используют вещества или предметы, изготовленные из «черного золота». Причем часто даже не догадываются, что в состав привычных в быту вещей входит горючее ископаемое. Это чайники, стиральные машинки, игрушки и многое другое.

Где хранятся нефтепродукты?

Хранение «черного золота» и нефтепродуктов осуществляется в специальных емкостях, которые устанавливаются не только на нефтепромыслах, но и перекачивающих и наливных станциях. А также на заводах по переработке, нефтебазах и АЗС.

Резервуар для нефтепродуктов изготавливается из несгораемых материалов. Емкости могут быть расположены непосредственно на земле или под ней. Самые популярные – цилиндрические резервуары, сделанные из стали. На небольших нефтебазах устанавливаются под- и надземные горизонтальные цилиндрические емкости. Распространены резервуары РВС со сферической, щитовой и конической кровлей. Днище у них плоское.

Резервуары могут быть с низким, высоким и избыточным давлением. Большие запасы нефти и нефтепродуктов хранятся в основном в подземных хранилищах. Безопасная и правильная эксплуатация резервуаров обеспечивается благодаря дополнительному специальному оборудованию.

Контроль за качеством нефтепродуктов

Качество нефтепродуктов проверяется в лабораториях методом проб. Начиная с момента получения жидкого ископаемого, до конечного потребления. Образцы нефти иногда сильно отличаются. Качество «черного золота» во многом зависит от глубины его нахождения. А нефтепродукты различаются по месту и способу производства, как именно оно осуществлялось. Немаловажны условия и длительность хранения. Поэтому для определения качества нефтепродуктов существуют ГОСТы, на которые стоит ориентироваться.

В каких областях используются нефть и нефтепродукты?

Одно из наиболее ценных свойств нефти – горение. Поэтому, в первую очередь, это жидкое ископаемое используется в промышленности в качестве топлива. Современное топливо состоит из нефти более чем на 50%. На втором месте по использованию нефти и нефтепродуктов находится бытовая сфера. Кроме этого, в виде вторичного сырья применяется в медицине и косметологии. Из нефтепродуктов делаются украшения и синтетические ткани.

Где используется нефть и ее отходы в сыром виде?

В первозданном виде как жидкое природное ископаемое нефть используется редко. Только при строительстве трубопроводов и линий электропередач. После добычи «черное золото» проходит специальную переработку. Сначала сырье очищается. Затем проводится первичная переработка. В этот время нефть перегоняется, разделяясь на составляющие компоненты. Затем происходит вторичная обработка «черного золота», когда изменяется структура углеродов природного ископаемого.

Использование нефти в промышленности

Отходы «черного золота» используются для производства кокса, который затем применяется в металлургии, и для изготовления сварочных электродов. Переработанная нефть - это нефтепродукты. Россия – одна из стран, имеющая на своей территории огромные запасы «черного золота», его добыча ведется круглогодично.

Существует даже такая разновидность, как «белая нефть», которая содержит более восьмидесяти процентов керосина, она применяется для лечения онкологии. Народные целители делают из такой нефти настойки, компрессы и мази.

После первичной переработки получаются различные виды веществ:

После переработки мазута появляется нефтяной остаток, из которого изготавливаются:

  • битум;
  • парафин;
  • жидкое топливо для котельных;
  • многие масла;
  • асфальт.

Компоненты, которые получаются при первичной обработке нефти, используются в косметической сфере, строительстве дорог и домов.

После вторичной переработки нефть используется для изготовления:

  • каучука;
  • полимеров;
  • синтетических тканей;
  • резины;
  • пленочных материалов;
  • моющих средств;
  • лакокрасочных покрытий;
  • удобрений;
  • дорожных покрытий и т. д.

Использование нефти в косметологии

Высокое качество некоторых нефтепродуктов позволяет широко применять их в косметологии. Переработанное «черное золото» стало основой для теней, лаков, карандашей для глаз и губ. Большинство парфюмерных и туалетных вод частично состоят из нефтепродуктов. А также они входят в состав красителей и различной бижутерии.

Использование «черного золота» в медицине

Нефтепродукты – это прошедшее переработку и очистку «черное золото». В нем было обнаружено множество полезных свойств, которые нашли свое применение в медицине. Самое распространенное лекарство – ацетилсалициловая кислота, или «Аспирин». В конце девятнадцатого века ученые нашли способ извлечения из фенола лекарственного средства. На его основе теперь изготавливаются:

  • антибиотики;
  • медицинские препараты от заболеваний желудочно-кишечного тракта;
  • антисептики;
  • противотуберкулезные лекарства;
  • успокоительные средства.

Нефть в составе продуктов питания

В современное время нефтепродукты – это и часть составляющих некоторых продуктов питания. Использовать жидкое природное ископаемое для человеческой пищи стало возможно благодаря синтезу белка. Его производят из отходов нефтепродуктов. Полученный искусственный белок прекрасно заменяет животный и широко используется для производства многих продуктов питания.

Перечислять все, что производится из нефти, можно долго. Это многие предметы, используемые людьми в повседневной жизни. Широкое использование нефти – главная причина регулярного роста ее цены. И это справедливо, так как «черное золото» дает возможность согреваться, быстро передвигаться, а также способствует созданию удобных условий в быту. Без всего этого современную жизнь представить достаточно трудно.

fb.ru

Удивительная нефть и основные виды нефтепродуктов

Под общим названием нефтепродукты объединяют индивидуальные углеводороды и их смеси, получаемые путем переработки нефти и сопутствующих газов.

По агрегатному состоянию различают нефтепродукты газообразные, жидкие и твердые.

В классификации по применению различают нефтяные масла, осветительные керосины, топлива, битумы, нефтяные растворители, твердые углеводороды.

Сжиженные углеводородные газы

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) – чистые газы или газовые смеси, полученные из широкой фракции летучих углеводородов. Сжиженные газы применяются в химической промышленности для синтеза более сложных органических соединений.

Газовые смеси широко применяются в качестве топлива для автомобилей, теплосетей и различных отраслях промышленности.

Разделение фракции летучих углеводородов производится путем газофракционирования. При этом на выходе получают бутан, пропан, изобутилен, изобутан, изопентан, пентан.

Бутан, пропан и бутан-пропановые смеси используются в качестве топлива, остальные углеводороды служат исходным сырьем в производстве полимерных материалов.

Использование газового топлива намного безопаснее для окружающей среды, чем сжигание бензина и других более высокомолекулярных фракций нефти.

Бензин

Самая легкая жидкая фракция углеводородов – бензин, светлая легковоспламеняющаяся жидкость, склонная к детонации. Состоит из углеводородов, выкипающих при температуре до 110°С.

Бензин производится путем прямой перегонки сырой нефти, а также в процессе крекинга, изомеризации, алкилирования, риформинга других фракций нефти.

Бензины подразделяются на автомобильные, авиационные и растворители.

Удивительная нефть

Нафта

Нафта, или лигроин, – жидкая углеводородная фракция, выделяющаяся после отгонки низкомолекулярных углеводородов в температурном интервале 110…240°С.

Ранее использовался в качестве моторного топлива, по состоянию на сегодня – как исходное сырье в производстве высокооктановых добавок, некоторых сортов бензина, олефинов.

Нафта применяется как растворитель в лакокрасочной промышленности, реже – как осветительное топливо.

Керосин

Керосин состоит из углеводородов С9-С16, отгоняющихся при температуре до 320°С. Содержит предельные и непредельные углеводороды, нафтены, бициклические соединения.

Керосин применяется как реактивное и ракетное топливо, как сырье в химической промышленности и осветительное топливо.

Авиационные керосины служат также хладагентами в охладительных системах двигателей.

Дизельное топливо

Дизельное топливо производится из керосино-газойлевых фракций, полученных при перегонке сырой нефти и каталитического крекинга высокомолекулярных фракций.

По назначению выделяют две группы дизельных топлив: для быстроходных и тихоходных двигателей.

Для быстроходных двигателей применяются дистиллятные топлива из керосино-газойлевых фракций, остаточное топливо для тихоходных двигателей производится из керосино-газойлевых прямогонных фракций в смеси с мазутами.

Мазут

Мазут – жидкая фракция нефти, остающаяся после отгонки легких фракций нефти, относящихся к группе светлых нефтепродуктов. Содержит высокомолекулярные алифатические углеводороды, нефтяные смолы, карбены, асфальтены, металлоорганические соединения. Качественный и количественный состав мазута, а также его свойства зависят от характеристик исходного сырья, а также степени отделения более легких фракций.

Применяется как топливо для промышленных печей, котельных установок, паровых котлов. В последнее время все большее распространение получает технология вакуумной перегонки мазута, при которой из него выделяются дистиллятные фракции, выкипающие в разных температурных диапазонах.

Вакуумные дистилляты используют для производства некоторых видов топлива и смазочных масел.

Из остатка после вакуумной перегонки получают остаточные смазочные масла и битум, или подвергают крекингу для получения более легких углеводородных фракций.

Остаточные нефтяные топлива

Кроме топочных мазутов к остаточным топливам в России относят и другие темные нефтепродукты, содержащие нефтяные остатки. Это топлива для среднеоборотных двигателей ДМ и ДТ, флотские котельные мазуты и судовые топлива высокой вязкости.

Остаточные нефтяные топлива классифицируют по особенностям их применения.

Резина

Резина – искусственный полимерный материал, полученный в результате реакции изопренового или бутадиенового каучука с серой в процессе вулканизации. Во время реакции линейный полимер приобретает пространственную структуру.

Свойства резины зависят от условий проведения вулканизации и содержания различных добавок, улучшающих эксплуатационные характеристикиматериала.

Масла

Группу нефтяных масел составляют сложные смеси высококипящих углеводородов. В составе масел присутствуют предельные, нафтеновые, ароматические и гибридные углеводороды, металлорганические и гетеропроизводные.

Чем выше вязкость и плотность нефтяного масла, тем сложнее его состав. Поскольку разделение фракции на индивидуальные компоненты сильно затруднено, определяется содержание отдельных групп соединений.

По способу получения различают масла остаточные, дистилляционные и компаундированные, по назначению – консервационные, изоляционные, белые и смазочные.

Нефтяные масла служат основой для производства смазочных и смазочно-охлаждающих материалов, а также гидравлических жидкостей.

Гудрон

Гудрон образуется после отгонки всех фракций нефти, выкипающих при температуре до 600°С и составляет до 45% от массы сырья. В зависимости от состава нефти гудрон может быть жидким или твердым, асфальтоподобным.

Кроме высокомолекулярных парафинов, ароматических соединений и нафтенов гудроновую фракцию составляют смолы и асфальтены. При переработке гудрона получают смазочные масла, моторные топлива, битумы, горючие газы.

Газоконденсат

Газовый конденсат представляет собой смесь углеводородов, выкипающих в пределах 30…250°С. Химический состав газового конденсата близок к бензиновым и керосиновым фракциям, полученным путем прямой перегонки нефти. В условиях высоких давлений и температур летучие фракции находятся в газообразном состоянии и переходят в жидкую фазу после добычи газа.

Газоконденсат содержится в природном газе, сопутствующих нефтяных газах, а также встречается в виде газоконденсатных залежей. В конденсированном виде представляет собой почти бесцветную или желтоватую жидкость. Применяется как моторное топливо и исходное сырье для органического синтеза.

Прямогон и пластмассы

Прямогонами называют фракции нефти, полученные путем прямой перегонки. Чаще всего под прямогоном подразумевается прямогонный бензин, самая легкокипящая фракция нефти.

Детонационная стойкость прямогонного бензина слишком низка, поэтому он непригоден для применения в качестве моторного топлива.

Область применения прямогона – производство аммония, пропилена (а из него — вторичного полипропилена), этилена и других диеновых углеводородов. Из прямогонной бензиновой фракции получают осветительные керосины, используют как компонент реактивных топлив и «неполуфабрикатных» бензинов.

Помимо использования прямогонного бензина в качестве сырья для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония он нередко является компонентом товарных «неполуфабрикатных» бензинов, реактивных топлив, и осветительных керосинов.

Магнитный сепаратор используется для отделения металлических отходов от других.

Вторичный полистирол используется для изготовления продукции строительства и упаковки. Об основных свойствах данного материала читайте здесь.

Экологию Пензы очень сильно ухудшает наличие завода в селе Леонидовка и завода «Биосинтез». Полную картину экологической ситуации Пензы можно прочитать по http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/penza.html ссылке.

Ацетон

Ацетон, диметилкетон – простейший представитель гомологического ряда алифатических кетонов. В нормальных условиях представляет собой летучую легковоспламеняющуюся жидкость, которая легко смешивается с водой и органическими растворителями.

В чистом виде применяется редко, ввиду больших потерь через испарение. Основное применение ацетона – растворитель для масел, смол, полистирола и ряда других органических соединений, лакокрасочных материалов.

Применяется для обезжиривания поверхностей и в фармацевтической промышленности для синтеза некоторых альдегидов, спиртов, более сложных кетонов и ряда других соединений.

greenologia.ru

Нефтепродукты бензин - Справочник химика 21

    Слив нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) из железнодорожных цистерн должен осуществляться через нижние сливные устройства (только в случае их неисправности или отсутствия — через верхние люки цистерн). [c.97]

    Метод определения содержания механических примесей весовым способом состоит в разбавлении нефтепродукта бензином, фильтровании раствора, промывании остатка на фильтре тем же растворителем и в определении остатка весовым способом. [c.163]

    На сероводородное растрескивание оказывают влияние такие параметры среды, как наличие водной фазы, ее pH, содержание сероводорода, присутствие хлоридов. Сероводородное растрескивание стали при низких температурах происходит только под действием водных растворов сероводорода. Ни сухой сероводород, ни насыщенные сероводородом нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо) не вызывают растрескивания сталей. В сероводородных средах при температуре выше точки кипения водной фазы также не наблюдалось случаев растрескивания металла. [c.148]

    Процесс гидрокрекинга с трехфазным псевдоожиженным слоем катализатора предназначен для переработки нефтяных остатков с высоким содержанием смол, сернистых и металлорганических соединений с целью получения малосернистых нефтепродуктов бензина, реактивного, дизельного и котельного топлив. Сырьем могут служить мазут, гудрон, тяжелые вакуумные газойли, газойли коксования, крекинг-остатки, высоковязкие нефти из битуминозных пород и др. [5]. [c.49]

    Вертикальные цилиндрические резервуары просты по конструкции и довольно экономичны по расходу металла на единицу объема (от 44 до 18 кг/м ) по сравнению с резервуарами других тииов. Однако они рассчитаны на рабочее давление до 2000 Па и разрежение 250 Па, а при специальной конструкции днища и кровли на давление до 5000 Па и разрежение 700 Па. Поэтому хранение в этих резервуарах светлых нефтепродуктов (бензина, керосина), а также нестабилизированных нефтей связано с большими потерями ценных нефтепродуктов вследствие малых и больших дыханий . Для сокращения потерь нефтепродуктов вертикальные цилиндрические резервуары снабжают плавающими, металлическими понтонами, применяют плавающие пористые маты из полимерных материалов и др. [c.292]

    Как известно, перегонку нефти для получения светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива) осуществляют на установках, работающих под атмосферным давлением (АТ). Для получения фракций с более высокими температурами кипения остаток, полученный на атмосферной установке (мазут), перегоняют на установках, работающих под вакуумом. Атмосферные и вакуумные установки (АВТ) могут эксплуатироваться совершенно раздельно одна от другой и могут быть [c.81]

    Итак, в процессе исторического развития нефтепромышленности из единого сырого продукта выделились четыре основные группы дериватов-нефтепродуктов бензин керосин, нефтетопливо и смазочные масла. [c.13]

    Нефтеперерабатывающая промышленность Венесуэлы отличается неглубокой переработкой нефти. Основная часть (80— 82%) вырабатываемых продуктов относится к тяжелым топливам (мазут, в меньшей мере дистилляты). На долю светлых нефтепродуктов (бензин, керосин) приходится всего 16—18%. [c.29]

    Для количественного определения се])ы в нефтепродуктах предложено много различных способов, которые по характеру применения можно разбить на две группы. Способы первой группы служат для определения содержания серы в светлых нефтепродуктах бензинах, лигроинах, керосинах, реактивных и дизельных топливах способы второй группы служат для [c.391]

    Светлые нефтепродукты (бензин, лигроин, керосин, бензол и т. п.) горят на свободной поверхности интенсивнее, чем темные нефтепродукты, и высота факела пламени достигает 20—40 м. [c.161]

    Удаление серы из дистиллятного сырья представляло собой неизмеримо более легкую задачу, чем получение искусственного жидкого топлива из угля или смол. Естественно, что она могла быть решена применением простых и дешевых установок среднего давления в одну ступень и использовапием более дешевых и легко регенерируемых, хотя и менее активных катализаторов. Сначала гидроочистке подвергались более легкие дистилляты, затем все более тяжелые, включая газойли и смазочные масла. Было заманчиво при гидроочистке тяжелого сырья осуществить и его деструкцию. Так, с конца пятидесятых годов в опытных масштабах, а с начала шестидесятых — в промышленных масштабах стали развиваться процессы гидрокрекинга, имевшие целью повысить выход наиболее цев(ных нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива, а также улучшить качество сырья для каталитического крекинга. Процессы гидрокрекинга не были возвратом к многоступенчатой технологии деструктивной гидрогенизации смол и углей, хотя и носили в себе основные черты последней. Видимо, поэтому к ним и применили новый термин — гидрокрекинг. В процессах деструктивной гидрогенизации разделение их на ступени и применение высоких давлений было вынужденной мерой, так как катализаторы были дороги, не регенерировались и были слишком чувствительны к ядам. В современных процессах гидрокрекинга применяются новые, более активные катализаторы, многие из которых могут регенерироваться. Процессы осуществляются максимум в две ступени и при меньшем давлении водорода. Многие из вновь разработанных катализаторов обладают [c.11]

    Содержание нефти, ее составляющих или продуктов неполного окисления нефти (фенолов, нафтеновых кислот) в питьевой или в пспользуемой в быту воде допустимо до известных пределов, называемых санитарными нормами. Нефть и нефтепродукты (бензин, керосин, нефтяные масла и др.) могут придавать воде запах и вкус, делающие воду непригодной для питья ири таких концентрациях (в мг/л)  [c.92]

    По топливному варианту возможны неглубокая и глубокая переработки нефти. Целью неглубокой переработки нефти является максимальное извлечение светлых нефтепродуктов — бензина, керосина, дизельного топлива. Заводы, перерабатывающие нефть по этому методу, сооружаются в районах, обеспеченных дешевым топливом (углем, газом). При неглубокой переработке нефти учитывают потребность экономического района не только в бензинах, дизельных топливах, маслах, но и в котельных топливах. [c.12]

    Назначение. Процесс гидрокрекинга предназначен для получения светлых нефтепродуктов — бензина, керосина, дизельного топлива, а также сжиженных газов Сз—С4 при переработке под давлением водорода нефтяного сырья, имеющего молекулярную массу более высокую, чем получаемые целевые продукты. [c.147]

    На этом приборе можно разгонять нефть, но чаще он применяется для определения фракционного состава светлых нефтепродуктов (бензинов, керосинов, дизельного топлива). В колбу заливают 100 мл исследуемого продукта. Так как отгоняемые фракции отсчитывают также в миллилитрах, то это дает возможность выражать выход фракций непосредственно в объемных процентах. [c.27]

    Однако при выборе способа переработки нефти, т. е. для производственной и проектной оценки нефти как исходного сырья, знание группового химического состава оказалось недостаточным. Была разработана новая стандартная промышленная советская классификация нефтей, в основу которой были положены признаки, определяющие способ переработки нефти (содержание в нефти серы, парафина и смол), а также качество получаемых при переработке нефтепродуктов (бензинов, керосинов и масел). [c.29]

    В конденсаторах смешения пары нефтепродукта конденсируются путем непосредственного смешения с охлаждающей водой. Конденсат и вода собираются в низу аппарата после отстаивания их разделяют. Конденсаторы смешения применяются для легких нефтепродуктов (бензина, керосина), так как чем тяжелее нефтепродукт, т. е. чем ближе его удельный вес к единице, тем труднее отделить его от воды, тем большая возможность образования эмульсии. [c.68]

    В очистном отделении установки установлено семь отстойников для выщелачивания и промывки фракций светлых нефтепродуктов бензина, топлива Т-1, дизельных топлив. [c.180]

    Поэтому установлено, что дизельные топлива, как и все другие товарные нефтепродукты (бензины, масла и др.), перед их внедрением в эксплуатацию и стандартизацией проходят три стадии испытаний. [c.113]

    Крупнотоннажными могут быть светлые нефтепродукты (бензины, керосины и дизельные топлива), темные нефтепродукты (мазуты различных марок), масла и сжиженные газы. Принятые к транспортировке нефтепродукты подаются. с НПЗ по самостоятельным трубопроводам в резервуары головной перекачечной станции. Из резервуаров продукты забираются насосами этой станции и направляются в магистральный трубопровод. [c.9]

    Это испытание, служащее для определения наличия следов воды, не заметных для глаза (если в продукте имеется примесь спирта, ацетона, эфира и т, и.), может быть рекомендовано только для светлых нефтепродуктов (бензины, керосины, реактивные и дизельные топлива, бензол и т. д.). Заключается оно в том, что испытуемый продукт встряхивают в делительной воронке с порошком марганцевокислого калия. При наличии влаги образуется быстро исчезающая слабо-розовая окраска. Этот метод определения довольно чувствителен к наличию суспензированной воды и менее чувствителен к определению наличия растворенной воды. [c.13]

    Приборы для определения цвета светлых нефтепродуктов бензинов, лигроинов, керосинов, реактивных и легких дизельных топлив, а также высокоочищенных специальных масел (вазелиновых, трансформаторных и т. д.). [c.94]

    За ГОДЫ промышленного применения гидрокрекинг стал одним из наиболее гибких процессов нефтепереработки. Область использования процесса гидрокрекинга очень разнообразна как с точки зрения перерабатываемого сырья — от бензина до тяжелых нефтяных остатков, так и с точки зрения ассортимента получаемых продуктов — от сжиженных газов (Сз—С4) до остаточных котельных топлив с пониженным содержанием серы [64]. Однако основное направление гидрокрекинга — получение светлых нефтепродуктов бензина, реактивного и дизельного топлива. При гидрокрекинге на одном и том же сырье, применяя различные условия процесса, можно получить максимальный выход бензина, реактивного и дизельного топлив. [c.184]

    Широко развивается и переработка нефти с получением разнообразных нефтепродуктов — бензинов, керосинов, масел и других применительно к потребностям автомобильной, авиационной и ракетной техники, машиностроительной и других отраслей промышленности. Нефтяная промышленность в настоящее время является источником получения разнообразных продуктов для удовлетворения бытовых потребностей. Интенсивно развивается нефтехимия для получения синтетических волокон и пластмасс, синтетического каучука и других продуктов. [c.25]

    На крупных танкерах устанавливают мощные насосы, чтобы заполнение и слив нефтепродукта происходили достаточно быстро. Для перекачки маловязких нефтепродуктов (бензина, керосина, легкой нефти) применяют центробежные насосы, а для перекачки высоковязких — поршневые и ротационные. [c.185]

    Наипростейшей схемой первичной перегонки нефти является атмосферная трубчатая установка (АТ). Из сырых нестабильных нефтей извлекают компоненты светлых нефтепродуктов — бензина, керосина, дизельных топлив. Остатком атмосферной перегонки является мазут он подвергается вакуумной перегонке. При этом получают масляные фракции и тял елый остаток — гудрон. Для получения из мазута масляных фракций сооружают атмосферно-ваку-умные установки (АВТ  [c.24]

    В начале 1960 г. вследствие большой потребности народного хозяйства страны в массовых нефтепродуктах — бензине, дизельном топливе, минеральном масле, нефтебитумах — были разработаны проекты и по ним построены типовые установки АВТ производительностью 2 и 3 млн. т/год (А-12/4, А-12/5, А-12/6, А-12/7, А-12/5М, А-12/7М, А-12/9). Эти установки отличаются друг от друга числом технологических узлов, аппаратурным оформлением, компоновкой, технологическими и энергетическими решениями. В это же время на отечественных заводах строились утановки АВТ мощностью [c.82]

    В настоящее время широко применяют метод выщелачивания компонентов светлых нефтепродуктов (бензинов, керосинов, летних и зимних дизельных топлив и др.) в электрическом поле высокого напряжения с применением электроразделителей двух типов 1ЭРГ-50 и 1ЭРГ- 00. На рис. 58 приведена схема узла выщелачивания компонентов светлых нефтепродуктов в электрическом поле, входящего в состав укрупненной установки ЭЛОУ — АТ. Установка рассчитана на переработку азербайджанских нефтей, [c.157]

    Битумные лаки — это раствор асфальта в легком нефтепродукте (бензин, керосин и др.), представляющий легкоподвижную жидкость при нормальной температуре. Они классифицируются как быстро, средне и медленно текущие в зависимости от летучести растворителя, который определяет скорость испарения и окончательное отвердение [125—126]. Применяемые растворители описаны в разделе XIII-2. [c.553]

    Еще совсем недавно простейшей промышленной схемой первичной переработки (перегонки) нефти являлась атмосферная трубчатая установка (АТ) мощностью 3 млн. т нефти в год. Из сырых нестабильных нефтей на установке получали светлые нефтепродукты — бензин, керосин, дизельные топлива. После атмосферной перегонки оставался мазут, который подвергали вакуумной перегонке на атмосферно-вакуумной установке (АВТ). В результате вакуумной перегонки получали масляные фракции и тяжелый остаток — гудрон. С 1967 г. в нашей стране успешно эксплуатируются установки АТ и АВТ мощностью 6—8 млн. т нефти в год. В результате усовершенствования технологии первичной переработки нефти, а также внедрения автоматизации на АТ и АВТ начали сооружать дополнительные блоки — электрообес-соливания, стабилизации бензиновых фракций и др. Индивидуальные технологические установки были объединены в комбинированные атмосферно-вакуумные установки, получившие название ЭЛОУ — АВТ. Комбинированные установки компактны, требуют меньшего штата обслуживающего персонала и минимального резервуар-ного парка вся аппаратура установки обслуживается из одной операторной. Максимальная мощность современных промышленных установок ЭЛОУ—АВТ 11 млн. т нефти в год. [c.15]

    Процесс селективного гидрокрекинга предназначен для улучшения эксплуатационных свойств различных нефтепродуктов бензинов, реактивных и дизельных топлив, гидравлических жидкое -тей и масел. Основная направленность процесса - селективное удаление из перерабатываемого сырья алканов нормального строения 1и получение продуктов с низкими температурами застывания, выкипак -щих в пределах исходного сырья. [c.187]

    Выше речь шла о 4ракциях, выкипающих по ИТК в определенном интервале температур, которые по своим физикр-химн-ческим свойствам могут не отвечать (и, как правило, не отвечают) требованиям, предъявляемым к конкретным нефтепродуктам. Условимся далее называть нефтепродуктами такие фракции, которые по основным своим физико-химическим свойствам отвечают требованием ГОСТ на качество с оответствующих нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо). [c.206]

    Так, если из нефти отбирается два нефтепродукта - бензин и дизельное топливо летнее, - то при изменении соотношения их долей отгона будет изменяться иг суммарный потвацнал. Связано это с тем, что с уменьшением, например, доли отгона бензина часть его вовлекается в дизельное топливо, и это позволяет расширит его пределы кипения по КК и в сумме получить эти два нефтепродукта в большем количестве, чем в случае увеличения отбора бензина. [c.208]

    Для трех нефтепродуктов (бензин - керосин - дизельное топливо) суммарный потенциал будет еще бопее сложной функцией от соотношения допей отгона всех трех нефтепрюдуктов. [c.208]

    Среди приборов, применяемых для измерения количества нефти и нефтепродуктов, одно нз первых мест занимают счетчики нефтепродуктов (бензина, керосииа, масел и т. д.). Счет-чикам[1 можно пользоваться на всем пути от места добычи нефти до потребителя нефтепродуктов. Счетчики могут быть применены для  [c.61]

    Из цистерн, в которых перевозились светлые нефтепродукты (бензины, лигроины, тракторные керосины и т. п.), согласно требованиям ГОСТ должен быть полностью удален остаток, а стенки дистерны протерты. Цистерны из-под смазочных масел и темных нефтепродуктов при подаче для налива в них дизельных топлив проходят так называемую операцию № 1, т. е. из них должен быть полностью удален остаток, цистерны доллсны быть пропарены и насухо протерты. [c.173]

    Метод хлорирования предельных углеводородов пятихлористой сурьмой применяется для определения содержания парафинов нормального строения в нефтепродуктах (бензинах, керосинах, маслах, твердых парафинах) [100, 101]. Хлорирование углеводородных смесей проводилось в растворе I4 в следующих стандартизированных условиях, которые обеспечивали полное хлорирование третичного атома углерода при практически полном исключении хлорирования вторичного и первичного атомов. [c.73]

    В первом случае процесс направлен на получение максимального выхода светлых нефтепродуктов —бензина и дизельного топлива. При неглубокой переработке нефти на заводе, наряду со светлыми нефтепродуктами, получают тяжелое остаточное котельное топливо. Потребность в этом виде топлива за последние годы значи7ельно возросла в связи с интенсивным строительством электростанций и промышленных предприятий, а также развитием водного транспорта. [c.350]

chem21.info

Нефть и нефтепродукты — Юнциклопедия

"Нефть не топливо. Топить можно и ассигнациями" — эти слова Д. И. Менделеева стали хрестоматийными, но справедливы они лишь отчасти. В начале XX в., еще при жизни Д. И. Менделеева, начался перевод кораблей военно-морского флота крупнейших держав с угольного топлива на нефтяное. К 1914 г., к началу первой мировой войны, он практически завершился в большинстве стран, в том числе и в России. Это увеличило мощность силовых установок, работавших на судах, на одну треть без строительства новых кораблей!

В наши дни в промышленно развитых странах вся добываемая и покупаемая нефть идет на переработку. Но при этом около 90% всей массы нефтепродуктов — топлива и масла и лишь 10% — сырье для нефтехимии. Таким образом, нефть не только топливо, но и основа многих совершенно необходимых нам топлив, прежде всего моторных. И потребность в них продолжает расти.

В 1896 г. в мире было несколько автомобилей. Через 15 лет их количество исчислялось уже миллионами. А в годы второй мировой войны в эксплуатации находилось около 40 млн автомобилей и тягачей, свыше 200 тыс. самолетов, почти 150 тыс. танков. Для того чтобы вся эта техника могла работать, необходимы были сотни миллионов тонн моторных и смазочных материалов…

Добыча и потребление нефти — важный показатель промышленного развития государств; организация её переработки отражает уровень химической науки и технологии.

В 1932 г. замечательный советский ученый академик И. М. Губкин выпустил книгу «Учение о нефти», ставшую впоследствии классической. Изучение нефти продолжается. Огромные научные коллективы исследуют состав и свойства нефти в целом и многочисленных её компонентов; совершенствуются методы добычи и переработки этого ценнейшего ископаемого сырья.

С точки зрения геологии нефть — важнейшее горючее ископаемое, маслянистая жидкость со специфическим запахом, образующая в недрах скопления (как правило, вместе с газообразными горючими ископаемыми), а на поверхности Земли обычно превращающаяся в полутвердый асфальт или густую мальту. В химии та же мальта называется продуктом осмоления и частичной полимеризации нефти, а сама нефть — сложной смесью углеводородов с другими органическими соединениями.

Основные химические элементы нефти — углерод (82–87%) и водород (11–14%). Количество серы в ней колеблется от 0,1 до 5%, содержание азота и кислорода, как правило, не превышает десятых долей процента. Есть, правда, исключения: в калифорнийской нефти (США) 1,2% связанного кислорода и 1,7% азота. Кислород нефти обычно содержится в нафтеновых кислотах — асфальтосмолистых веществах, фенолах (производных бензола). Азот находится в пиридине (принадлежит к гетероциклическим соединениям), его производных и гомологах (см. Гомология). Сера — в тиофене и его производных, органических сульфидах и меркаптанах (спиртах, в которых кислород замещен серой), а также в виде сероводорода — в составе попутных нефтяных газов. Есть в нефти и вода (хотя взаимная растворимость этих двух веществ невелика), растворенные газы, немного минеральных солей. В золе, образующейся при сжигании нефти, найдено около 20 различных химических элементов, но о том, как мало их в нефти, можно судить хотя бы по тому, что самой золы образуется менее 0,5%. Главные и самые важные для нас компоненты нефти — это углеводороды: насыщенные углеводороды метанового ряда, алициклические соединения — нафтены, ароматические углеводороды…

Непредельных углеводородов — олефинов и диолефннов — в сырой нефти практически нет, но они образуются в процессе её вторичной переработки (см. Ненасыщенные углеводороды). Классифицируют нефти по принципу преобладания в них тех или иных углеводородов. Нефтяные залежи большинства месторождений смешанные: метано-нафтеновые, нафтено-ароматические и т. д. Молекулярная масса углеводородов нефти колеблется в очень широких пределах. Правда, нафтеновые углеводороды нефти представлены главным образом пяти- и шестичленными циклами.

Практически важные характеристики нефтей: вязкость, содержание серы, смол, парафинов, выход фракций (химических частей нефти) при различных режимах термообработки.

Сырая нефть, как правило, не сразу поступает на переработку, а проходит сначала определенную подготовку. Её обезвоживают, разрушают образовавшиеся в процессе добычи водонефтяные эмульсии, применяя для этого нагрев до 50–160 °C, иногда давление (5–10 ат), поверхностно-активные вещества и деэмульгаторы — разрушители эмульсий. Но при обезвоживании из нефти уходят не все растворенные в воде и в нефти хлористые соли. Если их не удалить, нужно будет применять коррозионно-устойчивые материалы при переработке нефти. Поэтому выгоднее полное удаление хлоридов на стадии подготовки нефти к переработке, что обеспечивает работа электрообессоливающих установок. Легкие нефти после обезвоживания и обессоливания подвергают еще и стабилизации — отгоняют легкую пропан‑бутановую, а частично и пентановую фракции. Если этого не сделать, велики будут потери ценных легких углеводородов в процессе их транспортировки. К тому же нестабилизированные легкие нефти опаснее в обращении, чем стабилизированные. Деление нефтей на легкие и тяжелые условно: эта классификация — по плотности и соответственно количеству присутствующих в нефти легчайших и наиболее летучих углеводородов. Легкими называют нефти с плотностью до 0,9 г/см3, тяжелыми — больше 0,9 г/см3.

Переработка нефти начинается с её перегонки — процесса термического разделения нефти на несколько основных фракций: бензин, лигроин, керосин, реактивное и дизельное топлива, топочный мазут. Последний используют не только как горючее, но и как сырье для производства парафина, смазочных масел, гудрона и некоторых других нефтепродуктов. Перегонку нефти ведут в непрерывно действующих трубчатых установках. Остатком перегонки обычно является мазут или гудрон; мазут перегоняется в вакууме, в результате чего отбираются масляные фракции и остается гудрон.

Но перегонка лишь начальная стадия переработки нефти. За первичной переработкой следуют вторичные: крекинг, риформинг, гидроформинг и другие, при которых происходит распад тяжелых углеводородов на более легкие.

Полученные нефтепродукты обязательно подвергают очистке, после чего к ним добавляют различные присадки, чтобы улучшить их эксплуатационные качества.

Теперь коротко о важнейших нефтепродуктах.

Бензин. Правильнее — бензины. Сложная смесь легких углеводородов нефти, применяемая главным образом как топливо для карбюраторных двигателей. Температура конца кипения не выше 205 °C, но 10% массы должно перегоняться при температуре 68–79 °C. Это так называемая пусковая фракция, от её характеристик зависит легкость запуска двигателя. Бензины получают как при прямой перегонке нефти, так и в процессах её вторичной переработки. Часть производимого бензина используется в химической промышленности как растворитель.

Керосин — это смесь углеводородов, выкипающих при температуре 180–320 °C, но некоторые керосины, например из суруханской и грозненской нефти, начинают кипеть при более низкой температуре. Сто лет назад керосин называли иначе — фотогеном, что в переводе с древнегреческого означает «рождающий свет». В то время керосин был лишь топливом осветительных (керосиновых) ламп. Однако позже он стал и моторным топливом: сначала для тракторов, а затем и для реактивных самолетов. Классические авиационные топлива — Т‑1 и Т‑5 — делаются на основе керосиновой фракции нефти. Используется керосин и как горючее в жидком ракетном топливе.

Дизельное топливо. На этом топливе работает дизель — двигатель внутреннего сгорания. Это средние и отчасти тяжелые фракции нефти. Пределы выкипания — 270–400 °C.

Минеральные масла: моторные, индустриальные (для смазки станков), приборные, трансмиссионные, цилиндровые, турбинные, компрессорные и др. Это все смазочные масла, а есть еще и несмазочные: трансформаторные, кабельные, поглотительные и др. Среди нефтепродуктов есть и медицинские препараты, например вазелиновое масло и просто вазелин. Все это достаточно тяжелые фракции нефти, подвергнутые специальной очистке.

Парафин, церезины — твердые углеводороды и их смеси с маслами. В состав парафина входят главным образом насыщенные углеводороды от C19h50 до C35H72 с температурами плавления 50–70 °C. Смесь высших твердых насыщенных углеводородов мелкокристаллического строения состава C37H76–C53h208 называется церезином. Больше всего парафина потребляет спичечная промышленность — им пропитывают древесину, чтобы она горела ровнее. В химической промышленности парафин используют для получения карбоновых кислот и спиртов, моющих средств, поверхностно-активных веществ.

Кроме того, в процессах нефтепереработки получают битумы и нефтяной кокс (из самых тяжелых фракций), сажу (необходимую резиновому производству), важнейшие растворители — бензол и толуол (см. Нефтехимия).

Нефтяные технические битумы имеют широкое применение в народном хозяйстве: дорожные, строительные битумы и др. В качестве химического сырья используют газы нефтепереработки и многие другие продукты термической и каталитической переработки нефти.

yunc.org

Нефтепродукт - это... Что такое Нефтепродукт?

Нефтеперерабатывающий завод в Грейнджмуте, Шотландия.

Нефтепроду́кты — смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов. К нефтепродуктам относятся различные виды топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и др.), смазочные материалы, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё. Нефтепродукты получаются в результате химического процесса — перегонки нефти, от которой при разных температурах отделяются вещества (отгоны) в парообразном состоянии. Перегонка нефти может осуществляться, например, при помощи ректификационной колонны.

Основные продукты нефтепереработки

Конечные продукты нефтепереработки

Нефтеперерабатывающие заводы составляют смеси нефтепродуктов, добавляют необходимые присадки, обеспечивают кратковременное хранение и подготавливают их для загрузки на грузовики, баржи, корабли и вагоны.

  • Газообразное топливо, такое как пропан, загружается и транспортируется к потребителям в жидкой форме под давлением в специализированных вагонах.
  • Жидкое топливо проходит смешивание (автомобильное и авиационное горючее, керосин, различные виды топлива для авиационных турбин, дизельные топлива получаются путем добавления цветных присадок, детергентов, антидетонационных присадок, оксигенатов и фунгицидных добавок в соответствующих пропорциях). Доставляется на автоцистернах, баржах, поездах и танкерах. Может быть транспортировано к потребителю по трубам, к примеру авиационное топливо в аэропорт или к поставщику в мульти-продуктных трубах.
  • Смазки (светлые машинные масла, моторные масла и различные смазочные материалы получаются путем добавления стабилизаторов вязкости в необходимых количествах) обычно транспортируются в насыпной форме до прилегающей станции затаривания.
  • Парафин, используется, наряду с прочим, при упаковке замороженных пищевых продуктов. Может быть доставлен в насыпной форме для дальнейшей упаковки в блоки.
  • Сера (или серная кислота), побочные продукты очистки нефти, могут содержаться в количестве до нескольких процентов в виде органических серосодержащих включений. Сера и серная кислота — полезные промышленные материалы. Серная кислота обычно транспортируется и поставляется в виде кислотного прекурсора олеум.
  • Сыпучий дёготь доставляется на упаковочные заводы для дальнейшего использования в многослойной мягкой кровле с верхним покрывным слоем из дёгтебетона и других нужд.
  • Асфальт — используется как связующее вещество для щебня при изготовлении асфальтобетона, который используется при строительстве дорог, и т. д. Транспортируется и поставляется в сыпучем виде.
  • Нефтяной кокс, используется в различных углеродных продуктах, таких как некоторые виды электродов и твердое топливо.
  • Нефтехимикаты или нефтехимическое сырьё, часто отправляют на дальнейшую переработку. Нефтехимикаты могут быть олефинами, их прекурсорами или различными типами ароматических нефтехимикатов.
Нефтехимикаты обладают большим спектром применений. Они часто используются в качестве мономеров или сырья для их изготовления. Олефины, такие как альфа-олефины и диены, часто используются как мономеры, ароматические углеводороды так же могут быть использованы как прекурсоры мономеров. Затем мономеры проходят полимеризацию в различные виды полимеров. Полимерные материалы могут быть пластмассами, эластомерами или волокнами. Некоторые полимеры используются в качестве гелей и смазок. Нефтехимикаты также находят применения в качестве растворителей или сырья для их производства, прекурсоров для широкого диапазона веществ, таких как машинные жидкости, ПАВы для очистителей и т. д.

При транспортировке нефтепродуктов на тару обязательно должны наклеивать бумажную этикетку, где должна содержаться информация о наименовании нефтепродукта, его марке, изготовителе, объеме, дате изготовления, номере партии. Также, если продукт предназначен для продажи, должна быть указана его стоимость и надпись: «Огнеопасно», либо «Яд». Не допускается сокращать наименование нефтепродуктов в этикетках и документах.

Аналогичная надпись должна быть на каждой цистерне, перевозимой нефтепродукты, которая должна быть несмываемой. Также там должны быть указаны транспортная маркировка, манипуляционные знаки и маркировка, сообщающая об опасности груза.

Каждая партия нефтепродуктов должна быть обеспечена документом, подтверждающим его качество. В нем должно быть написано о показателях качества и результатах испытаний.

Тара для упаковки нефтепродуктов должна быть чистой и просушенной. Для вязких, высокозастывающих, мазеобразных и твердых веществ она должна быть заполнена на 100% от объема. Для жидких – не более 95%.

Твердые и мазеобразные нефтепродукты можно упаковывать в картонные навивные барабаны с полиэтиленовыми вкладышами. Остальные следует упаковывать в металлическую тару, деревянные бочки или фанерные барабаны, также с полиэтиленовыми вкладышами. Нефтепродукты, которые предназначены для бытового применения следует упаковывать в металлическую и полимерную тару (не более 5дм2), либо стеклянную (не более 1 дм2). Металлическая тара должна быть с внутренним маслобензоостойким и паростойким защитным покрытием, во избежание электростатической напряженности.

Температура наливаемой нефти не должна превышать 30 °С. Тара должна быть герметично закрыта. После заполнения тару протирают. Тара с жидкими нефтепродуктами должна быть опломбирована.

После транспортировки нефтепродукты должны быть полностью слиты.

Хранение нефтепродуктов разрешено только в металлических резервуарах с антикоррозийным покрытием. Нефти разных марок следует хранить в отдельной таре, во избежание попадания в них осадков и пыли.

Источники:

См. также

  • Ланолин — ланолиновые продукты являются натуральной альтернативой токсичным нефтехимическим обезжиривателям

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также