Статья: Топливные потери и недостачи (Медведева Е.А.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, n 1). Недостача бензина у водителя


Статья: Топливные потери и недостачи (Медведева Е.А.) ("Транспортные услуги:

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1ТОПЛИВНЫЕ ПОТЕРИ И НЕДОСТАЧИНа страницах бухгалтерских изданий довольно часто освещаются вопросы приобретения, расходования и учета горюче-смазочных материалов. Для транспортного предприятия повышенное внимание к данному вопросу объяснимо - расходы на приобретение ГСМ являются одной из существенных статей затрат в бюджете любого перевозчика. Поэтому ему важно не только приобрести и сохранить его без потерь, но использовать по прямому назначению, не выходя за пределы установленных норм. Практика показывает, что должностным лицам не всегда удается это сделать, с потерями и недостачами ГСМ сталкиваются многие предприятия. Для того чтобы исключить такие ситуации, следует соблюдать правила приема, хранения и выдачи горючего, а в случае если потерь и недостач избежать не удалось - принять соответствующие меры по взысканию причиненного ущерба с виновных лиц. Эти и другие вопросы учета топливных потерь и недостач в организациях автомобильного транспорта стали темой данной статьи.Какие топливные потери и недостачи бывают?В общем случае в организациях потери и недостачи материальных ценностей могут быть выявлены как на стадии их приемки от поставщиков, так и в процессе их хранения и отпуска на реализацию. Во всех случаях важно своевременно обнаружить недостачу и принять решение о ее списании, порядок которого зависит от суммы выявленных потерь и недостач, а также от причин их возникновения. Потери и недостачи ГСМ, как правило, разделяют на две основные группы. Первая - потери, не предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов, - чаще всего от утечек или перерасхода топлива. Обнаружив их, необходимо принять меры для предотвращения дальнейших потерь и недостач ГСМ, после чего рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности или списании причиненного ущерба за счет собственных источников предприятия. Вторая - потери, предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов (например, от испарения, от вентиляции или насыщения газового пространства). Недостачи, образовавшиеся в результате естественной убыли, могут быть списаны на себестоимость, но в пределах установленных норм. При превышении этих норм суммы недостач подлежат возмещению за счет виновных лиц. Следует учитывать, что нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефтепродуктов. К естественной убыли не относятся потери нефтепродуктов, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации, хранения, браком, ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, их переоборудованием (дооборудованием), все виды аварийных потерь. О недостачах и потерях, вызванных естественной убылью, можно говорить в случае, когда транспортное предприятие имеет собственные емкости для хранения бензина и соответствующее разрешение. У организаций, которые не имеют возможности закупать и хранить ГСМ, топливные недостачи и потери возникают чаще всего вследствие перерасхода ГСМ в ходе эксплуатации транспортных средств. С чем связан перерасход и как с ним бороться? Остановимся на этом подробнее.Когда возникает перерасход?Начнем с определения перерасхода (пережога) горючего, которое можно дать исходя из отраслевой специфики эксплуатации автомобильного транспорта. Это расход горючего на работу техники сверх установленных постоянных или временных норм с дополнительными надбавками к ним или снижением норм. Его определяют как разность между фактическими и установленными нормативами расхода топлива. Как показывает практика, чаще всего перерасход ГСМ вызван: - техническими неисправностями автотранспорта; - особыми условиями работы транспортных механизмов; - использованием ГСМ и транспортных средств не по назначению. Не во всех из перечисленных ситуаций выявленный перерасход следует расценивать как недостачу. Перерасход, связанный с условиями работы автотранспорта, более логично рассматривать как вынужденные потери ГСМ в ходе эксплуатации автотранспорта. При этом и потери, и недостачи должны корректировать учетные данные использования ГСМ на транспортном предприятии. Рассмотрим, каким образом это можно сделать.Как учесть состояние авто и климатические условия?Перерасход топлива, произошедший по причине технической неисправности транспортных средств или в результате их работы в сложных дорожных и климатических условиях, как вынужденные потери "закладывается" в нормы расхода ГСМ на предприятии. Напомним, в этом вопросе, а также при обосновании топливных расходов с позиций налогообложения (Письмах УФНС по г. Москве от 10.07.2007 N 24-17/0536 и Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640) перевозчикам следует руководствоваться минтрансовскими Нормами расхода топлива и смазочных материалов . В них для каждой марки автомобиля установлена базовая норма расхода топлива исходя из расчета на 100 км пробега, утверждены надбавки к нормам расхода топлива по эксплуатации автомобиля в зимнее время и езде в горной местности, по дорогам со сложным планом и закруглениями, по городу (поселкам городского типа) при наличии светофоров и знаков дорожного движения. -------------------------------- Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утв. Руководящим документом Минтранса России от 29.04.2003 N Р 3112194-0366-03.Так, согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов организации вправе применять надбавки, увеличивающие норматив расхода топлива, с учетом: - времени года. Норма расхода топлива и смазочных средств в зимнее время увеличивается от 5 до 20%. В Приложении N 2 к Нормам расхода топлива и смазочных материалов установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также указано, в каком регионе какие месяцы считаются зимними. В организации издается приказ, устанавливающий надбавку в размере нормы расхода топлива по соответствующему транспортному средству, применяемую в зимнее время, которая может быть ниже или равна предельной; - работы автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (то есть на 100 км пути не менее 500). В этом случае размер надбавки не может превышать 10%; - работы автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива. Так, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, от 1 до 3 млн человек - до 20% и т.д. Причем когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются; - обкатки новых автомобилей. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%; при перегоне автомобилей в спаренном состоянии - до 15%, в строенном - до 20%. Нормы расхода топлива и смазочных материалов позволяют перевозчику применять одновременно несколько надбавок (зимнюю, надбавку за езду по городу с соответствующей плотностью населения, надбавку в связи с обкаткой автомобиля и т.д.). В этом случае норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы этих надбавок. Итак, если происходит перерасход топлива по сравнению с базовыми значениями работы автомобиля, но в пределах установленных для его эксплуатации норм, то такой перерасход учитывается как топливные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 40 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте) . -------------------------------- Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.Как видим, ничего сложного, рассмотрим другую ситуацию, когда выявленный по документам перерасход топлива является следствием не особых условий эксплуатации или состояния автомобиля, а халатности или иных действий водителей.Что предпринять в отношении виновника недостачи?Как правило, недостача ГСМ в результате перерасхода горючего по вине водителей транспортных средств выявляется при инвентаризации. Если такие недостачи превышают установленные нормы, то они подлежат возмещению за счет виновных лиц (п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете) . -------------------------------- Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".В этом случае на предприятии по решению руководителя может проводиться расследование, в ходе которого устанавливаются, при каких обстоятельствах, в каких условиях и с какой целью был осуществлен перерасход (пережог) горючего, степень вины подотчетного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность. На работника возлагается материальная ответственность в полном размере за ущерб организации при исполнении им трудовых обязанностей и за недостачу вверенных ему ценностей (п. п. 1, 2 ст. 243 ТК РФ). Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 ст. 243 ТК РФ). Возмещение убытков, причиненных юридическим или физическим лицом, регулируется ст. 15 ГК РФ. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Последнее освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Из этого следует, что не допускается привлечение виновных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Организация имеет право взыскать с работника прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя (ст. 238 ТК РФ). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета. В случае если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков, недостачи и потери списываются на финансовые результаты как прочие расходы при условии, если организация может документально подтвердить невозможность взыскания убытков, например, обращениями в соответствующие органы (органы МВД России, судебные органы) по фактам недостач и решениями этих органов, а также заключением, полученным от служб организации (например, отдела технического контроля) (п. 31 Методических указаний по учету МПЗ) . -------------------------------- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.Не исключен и такой вариант, что работодатель с учетом обстоятельств, при которых был причинен ущерб, может отказаться от его взыскания (ст. 240 ТК РФ). В этом случае работник освобождается от материальной ответственности. Однако расходы организации по возмещению ущерба и покрытию убытков от недостач и потерь списываются за счет собственных источников и не учитываются при налогообложении прибыли, так как не являются экономически обоснованными с позиций Налогового кодекса.Е.А.Медведева Эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 19.12.2007

www.lawmix.ru

Вопрос: Организация обнаружила недостачу бензина. Недостача удерживается из заработной платы водителя.

"Экономико-правовой бюллетень", 2006, N 1Вопрос: Организация обнаружила недостачу бензина. Недостача удерживается из заработной платы водителя. По какой цене удерживать бензин с водителя: по розничной или покупной (бензин покупается оптом)? Нужно ли восстанавливать НДС? Если нужно, то как производить удержание: с учетом НДС (накрутить НДС на сумму недостачи) или без НДС?Ответ: Работник, виновный в утрате имущества, принадлежащего работодателю, обязан возместить последнему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты на приобретение или восстановление имущества. Согласно ст. 246 ТК РФ размер прямого действительного ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества (с учетом степени износа) по данным бухгалтерского учета. Бензин принимается к бухгалтерскому учету в составе МПЗ в сумме фактических затрат на его приобретение за исключением НДС (п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н). Определение рыночной цены в ТК РФ не приводится. Поэтому при решении вопроса о том, какую цену (оптовую или розничную) организация будет применять для целей оценки причиненного ей ущерба, на наш взгляд, нужно исходить из следующего. Так как в вышеназванных статьях ТК РФ идет речь о компенсации потерь организации, то и удержанию из заработной платы работника подлежит та сумма, в которую организации обойдется приобретение соответствующего (утраченного) количества бензина. Поскольку в рассматриваемой ситуации организация покупает бензин оптом, для нее рыночной ценой следует считать цену поставщика, действующую на дату выявления недостачи. Если рыночная цена окажется меньше стоимости бензина, сформированной в бухгалтерском учете (учетной цены), то недостача погашается по учетной цене. Восстановлению подлежат суммы НДС, учитываемые в стоимости товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ и неправомерно принятые налогоплательщиком к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ). Иных оснований для восстановления сумм налога гл. 21 НК РФ не предусматривает. Однако налоговые органы настаивают на восстановлении НДС в аналогичных ситуациях. Например, в Письме УМНС России по г. Москве от 01.09.2003 N 24-11/47441 говорится о необходимости восстановления сумм налога в части товаров, списанных по причине пожара. При этом приводятся следующие аргументы. Право на налоговый вычет по НДС предоставляется организации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления облагаемых НДС операций (п. 2 ст. 171 НК РФ). Поскольку фактически в деятельности, облагаемой НДС, используется меньшее количество товара, то НДС, приходящийся на сумму недостачи, должен быть восстановлен. Той же точки зрения придерживается и Минфин России (см. Письмо от 20.09.2004 N 03-04-11/155). Несогласие с позицией налоговых органов приведет к спору с последними, разрешать который придется в судебном порядке. Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение о том, будет ли она восстанавливать НДС в данной ситуации. На наш взгляд, НДС в части недостачи следует восстановить и отнести за счет работника. Если ущерб взыскивается с работника по рыночной цене, то она уже включает в себя сумму НДС. Поэтому дополнительно накручивать НДС на эту цену не нужно. Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет, будет покрыта за счет работника. При взыскании ущерба по учетной цене сумма недостачи определяется исходя из учетной цены, увеличенной на сумму восстановленного НДС.Подписано в печать 07.12.2005

www.lawmix.ru

материальная ответственность водителя за гсм

Автомобили в нашей организации работают в две смены, всего на каждом автомобиле 4 водителя

автомобили в нашей организации работают в две смены, всего на каждом автомобиле 4 водителя. Бывает у первого водителя за смену экономия Бензина 4 литра, у второго — экономия 2 литра, у третьего — еще 2 литра, у четвертого за одну смену экономия 1,5 литра, а за другую — перерасход 7 литров. Я считаю, что по факту перерасхода нужно провести служебную проверку и удержать стоимость бензина, израсходованного сверх нормы с водителя, его допустившего.

Денисов Макс

Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй — у Работника. Не разглашать третьим лицам информацию об «Имуществе», его местонахождении, охранных системах и другие сведения, относящиеся к «Имуществу». В случае привлечения Работника к полной материальной ответственности расчет размера денежных средств, подлежащих взысканию с Работника, производится с привлечением уполномоченных организаций, учреждений, граждан, имеющих надлежащим образом оформленные полномочия лицензию на занятие оценочной деятельностью.

Как правильно удержать перерасход ГСМ из зарплаты водителя?

При обнаружении перерасхода ГСМ с работника, согласно ч.2 ст.247 ТК РФ, необходимо потребовать по данному факту объяснение в письменном виде. Вся информация должна быть тщательно проверена. К примеру, в объяснительной записке работника может быть указано, что он в конкретное время отлучался от автомобиля по определенным нуждам. В этот момент бензин мог быть слит с бака кем-то неизвестным. Сам же он к этому событию ни малейшего отношения не имеет.

Как привлечь водителя организации к материальной ответственности за излишний расход ГСМ, при этом, если недостача ГСМ образовалась за два года

. Какая в этом случае может быть материальная ответственность (полная или ограниченная).

Для того, чтобы доказать тот факт, что водитель присваивает ГСМ необходимо доказательство того, что расход ГСМ конкретного транспортного средства соответствует определенному значению.

Материальная ответственность водителя за гсм

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности допускается заключать только с материально ответственными лицами. Вы справедливо заметили, что должность водителя как таковая перечнем, утвержденным Минтруда России, не предусмотрена (если, конечно, водитель не связан с перевозкой, получением, выдачей и др. материальных ценностей).

Но обратите внимание бухгалтера на другой важный момент.

Материальная ответственность водителя

Скажите, пожалуйста, нужно ли заключать договор о полной материальной ответственности с водителем в бюджетном учреждении, если в трудовом договоре с водителем есть пункт о том, что он несет материальную ответственность в соответствии с законодательством?

В соответствии со статьей 244 ТК РФ договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, которым передаются какие-либо материальные ценности.

Материальная ответственность за перерасход топлива

Я работаю водителем в организации, которая занимается грузоперевозками. В прошлом году с нами заключили договоры о полной материальной ответственности, потому что мы отвечаем за перевозимый груз. На прошлой неделе нас вызвали к руководству и сообщили, что была проведена проверка данных спидометров наших машин и показаний системы GPS, установленной на каждой машине. Выявили расхождения в показаниях и обвинили нас в перерасходе топлива.

Ответственность водителей скорой помощи за недостачу ГСМ

В сельской больнице два автомобиля скорой медицинской помощи, четыре водителя. Каждый получает на заправке бензин, за который расписывается. Согласно ст.244 и письма Роструда № 1746-6-1 от 19.10.2006г. организация не вправе заключать договора о материальной ответственности с лицами, должности которых не предусмотрены перечнем (№ 85 от 31.12.2002г.). В случае недостачи ГСМ кто должен нести ответственность?

С водителем автомобиля работодатель не вправе заключить договор о полной материальной ответственности, если только в трудовые обязанности водителя не входят, например, инкассаторские или экспедиторские функции, так как управление транспортным средством не предусмотрено перечнями должностей или работ, при выполнении которых с работниками могут быть заключены договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности.

Приобретение ГСМ по безналичному расчету

Как правило, ГСМ в порядке безналичного расчета приобретают специализированные автотранспортные организации и организации, насчитывающие большое количество транспортных средств.

pomoshjuristov.ru


Смотрите также