Три составляющих цены на бензин: за что мы платим? Не плати за бензин


за что мы платим?: nikitskij

Цены на бензин растут медленно, но неуклонно. Сам по себе этот факт удивления не вызывает - а что, собственно, сейчас дешевеет? Ну вот и бензин понемногу дорожает вместе с другими товарами. Но давайте разберёмся, из чего складывается цена на бензин.

Бензин и дизельное топливо входят в небольшую группу так называемых «подакцизных товаров». Кроме них там ещё присутствуют алкоголь и сигареты. У всех этих товаров общая особенность - они продаются намного дороже стоимости изготовления, потому что государство взимает акцизный сбор. Именно по этой причине цена на водку не зависит от урожая зерна, а цена бензина - от котировок сырой нефти на биржах.

Акциз - самый удобный для государства способ сбора денег. От уплаты налогов граждане и организации так и норовят уклониться легальными (получив льготы) или нелегальными (найдя лазейку в законах) способами. От акциза вообще никак не спрячешься и льготу не получишь. Купил пачку сигарет с красивой акцизной маркой - капнула денежка в бюджет. Залил литр топлива в бак - аналогично. Удобно придумано, правда?

Цена на моторное топливо складывается из трёх составляющих. Тут большого ума не надо: а) акцизы и сборы (без них наша экономика никуда), б) покрытие текущих расходов (производство топлива, доставка до АЗС, зарплаты и всё такое), в) приятный остаточек - это собственная прибыль компании-продавца.

Как видим, больше половины стоимости за каждый купленный нами литр бензина — это разнообразные платежи в бюджет. Это не только акцизы, но и обычные налоги вроде НДС и налога на прибыль. Треть стоимости — это расходы на то, чтобы добыть нефть и получить из неё готовый продукт. Ну и ещё — доход компаний от продажи топлива, всего пять процентов. Получается, что даже если каким-то образом заставить заправщиков работать без прибыли, то цена в рознице особо и не изменится.

Чтобы заправщики не заработали больших барышей, много лет назад было введено специальное условие - цена на бензин не может подниматься выше официального уровня инфляции. Государство очень заботится о том, чтобы кто-то не заработал излишне много. Следить за установленным порядком поручили ФАС.

«Рост цен не опережает инфляцию, ни в коем случае. Не опережает и не будет опережать в ближайшие годы. Никогда этого не произойдет», - такие слова глава ФАС повторяет регулярно на протяжении многих лет. Не забыл он напомнить нефтяником это правило и в текущем году (а ну вдруг кто забыл).

Раньше эта схема нормально работала. Акцизы росли, АЗС понемногу поднимали цены (да-да, строго в рамках инфляции) и все были довольны. А сейчас, в этом году, вышло рассогласование небольшое. Акциз-то был увеличен как обычно, на полтора-два рубля за литр, в зависимости от сорта топлива. Другие расходы тоже немного увеличились (электричество, транспорт и тому подобное), и в итоге рубля три накинуть на литр было бы самое то.

Но внезапно оказалось, что официальная инфляция в России невероятно замедлилась. Стараниями Набиуллиной или умением тех, кто считает эту инфляцию - неважно в данном случае. Она всего 1,8% с начала года! Это, конечно, хорошо, что инфляции в стране почти нет. Но акцизы-то поднялись прежними темпами, что теперь АЗС - торговать в убыток?

Вообще крупные компании могут немного и в убыток поторговать. Они своё на экспорте получат, да и так у них денег много. Мелким заправщикам деваться некуда, надо срочно оптимизировать бизнес. Поднять цену нельзя, это будет сразу заметно и ответ со стороны ФАС последует незамедлительно. Но если немного разбавить бензин, или выдать девяносто второй за девяносто пятый, подмешав в него чего-нибудь для имитации высокого октанового числа... Это будет незаметно, в бензобак каждой машины ФАС не заглядывает.

О том, что на какой-то заправке обнаружено палёное топливо, СМИ сообщают часто (но никогда - что некачественное топливо было обнаружено на нефтеперерабатывающем заводе). Да, бодяжат его по дороге к потребителю изо всех сил. С дизтопливом не лучше - к нему могут подмешать и судовое топливо, и отопительное... Летом ещё ничего, а осенью, как похолодает, владельцы машин с дизельным двигателем обнаруживают в баках сомнительного вида студень.

Что же в этой ситуации делать нам, водителям, чтобы не допустить попадания палёного бензина в бак? Ответ один: заправляться на АЗС крупных и проверенных сетей, которые дорожат своей репутацией. Что там нам заливают на мелких заправках — даже богу неведомо, чую, бодяжат там топливо как хотят, лишь бы удержать цену на общем уровне, за счет машин клиентов, которые отправляются на ремонт или вовсе в утиль...

Козла отпущения, на которого можно свалить все грехи, в этой ситуации просто нет. Нужно полагаться только на свое внимание и здравый смысл. Вот такой вывод я бы сделал из всего вышеизложенного.

nikitskij.livejournal.com

Советы как платить меньше за бензин

Автомобили уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, а расходы на бензин — большой частью семейного бюджета. Бензин дорожает и перспективы снижения цен не наблюдается. Только за прошлый год цена на этот вид топлива выросла на 22% и будет только возрастать. И что же? Не будем же мы ездить на велосипеде (разумеется, для здоровья это полезнее, но сейчас не об это).В этой статье мы собрали самые действенные методы для снижения расходов топлива. Используя все нижеперечисленное, вы сможете сэкономить значительные средства на своих поездкахи платить меньше за бензин.

Способ 1. Поработать над обтекаемостью

Есть такая штука как коэффициент аэродинамического сопротивления авто (Cx).  Другими словами, сила воздуха, воздействующая на корпус автомобиля. Чем ниже этот показатель, тем меньше расход топлива.

Например, Mercedes-Benz Geländewagen имеет Cx=0,55

 Mercedes-Benz Geländewagen имеет Cx=0,55

 Audi A2 Cx=0,25

 Audi A2 Cx=0,25

 Acabion (чем бы он ни был) Cx=0,18

 Acabion Cx=0,18

 «Допустим, но что мне с «кирпичем». Корпус рихтовать под обтекаемость?»

«Корежить» машину мы не будем, а вот убрать лишнее можно. Смотрим табличку:

Способ 2. Как? Когда? Куда?

меньше платить

Расход так же зависит от того как мы ездим, когда мы ездим и какой маршрут выберем. И тут, по данным немецких исследований, можно сэкономить до 25% топлива.

По поводу вождения все просто. Разумно выбираем скорость, плавно набираем скорость и тормозим. Если еще упростить схему, то — меньше жмем на педаль тормоза, меньше тратим бензина.

Пробки – враг нашему кошельку. Стоит отслеживать этот момент. К счастью, сейчас есть множество сервисов для этого. В другой раз это может сэкономить вам несколько часов времени и пару литров бензина.

Способ 3. Сбросить балласт

меньше платить

Тоже все понятно. Меньше лишнего веса — меньше расходуем топлива. Но не стоит просто отмахиваться. Проверьте, не возите ли вы летом антифриз =)Учтите так же, что тюнинг и другие надстройки тоже увеличивают вес машины (невероятно, правда).

 Способ 4. Давление воздуха в шинах

меньше платить

Те же самые производители рекомендуют накачивать шины до верхнего предела. И они таки не зря советуют. Даже немного спущенные шины могут увеличить расход топлива на 3%.

 Способ 5. Подбор масла

меньше платить

Без правильного подбора масла, точно можно забыть и значительной экономии. Чем меньше сопротивление при движении поршней в двигателе, тем меньше энергии требуется и, следовательно, меньше бензина будет затрачиваться.

Моторное масло требуется для смазки всех подвижных деталей двигателя. Чем меньше вязкость масла, тем меньше бензина расходуется при работе. Так же, при выборе масла, стоит обращать внимание на время года, состояние и возраст машины.

 Способ 6. Поставить газ, в конце-то концов. 

Установить ГБО (газобаллонное оборудование) – возможность экономить значительные средства на топливе. Бензин дешевле и лучше не становится. Вне зависимости от того, что мы научились меньше его тратить, некачественный бензин повышает траты на техобслуживание — профилактики, ускоренный износ двигателя и многое другое. Думаю вы поняли мысль.Тут можно подробнее почитать о ГБО (тут ссылку на другую статью)

 Способ 7. Переехать в Венесуэллу.

Если все вышеперечисленные советы вам не помогли или вы считаете их недостаточно действующими — переезжайте в Венесуэлу. Цена на литр бензина там составляет всего 1 цент (25 копеек).

 Данные советы подразумевают, что ваше авто полностью исправно. Регулярное ТО тоже существенный способ меньше тратить топлива. Повышение расхода бензина может быть вызвано целым рядом технических неисправностей. Поэтому прежде всего регулярно проходить тех обслуживание и не в «гараже у дяди Васи», а в надежном СТО, зарекомендовавшем себя на рынке.

udacha-avto.com.ua

Как платить смартфоном за бензин — и какие проблемы это попутно решает?

Несмотря на весь прогресс автомототехнологий в последние десятилетия, остаётся в них один элемент, в развитии фактически застывший. Это заправочная колонка. О, конечно, сегодня она совсем не такая, какой была ещё четверть века назад! Её научили саму принимать деньги и пластиковые карты, в неё встроили компьютер, и даже счётчик отпущенного топлива стал цифровым. И всё-таки по сути своей заправка не изменилась: водитель точно так же вынужден возиться перед нею с деньгами или картами, а иногда и хуже, идти в кассу и выстаивать очередь! То ещё удовольствие в непогоду. А если в автомобиле дети?

Короче говоря, хорошо бы придумать чудесное средство, позволяющее этот вечный пункт — оплату! — исключить. Представьте, сколько проблем это сразу бы решило! Коммунизм, к сожалению, так и не наступил, но неужели высокие технологии неспособны предложить какое-то решение? И оно предложено. С марта началось внедрение по России новаторского механизма расчётов за услуги бензозаправок под названием Benzuber. Детище екатеринбуржских программистов, оно позволяет, попросту говоря, расплачиваться за бензин смартфоном. Доставать бумажник, а тем более стоять в очереди необходимости больше нет. Иногда можно даже из машины не выходить!

Идея, лежащая в основе Benzuber, до того простая, что даже удивительно, почему её так долго никто не мог реализовать (на самом деле причины есть, но о них позже). Прежде всего давайте напишем мобильное приложение — программу для смартфонов под управлением Android или iOS, которая запомнит номер вашей пластиковой карты. Подъехав к заправке, вы указываете приложению, где находитесь (чаще всего, впрочем, место определится автоматически), какого типа топливо и сколько желаете залить, и здесь же, на телефоне, жмёте кнопку оплаты. Потом вставляете пистолет в горловину или ждёте, пока это сделает заправщик. Всё, от вас больше ничего не требуется.

В то же самое время техника делает свою работу. Прежде всего через интернет приложение сообщает компании, владеющей заправкой, какое и сколько топлива вы желаете получить — и с вашей карты списывается соответствующая сумма. Далее, опять же через интернет, колонке даётся сигнал топливо отпустить. Если вошло не всё, разницу тут же вернут на карту, вам не потребуется даже ничего подтверждать. А ещё так же, в цифровом виде, могут применяться скидочные карты, действующие на данной заправке.

На самом деле, конечно, придуманы и другие схемы оплаты «телефоном». Можно встроить в колонку поддержку бесконтактных пластиковых карт (технология NFC) и принимать платежи с тех смартфонов, которые умеют имитировать такие карты (так работают электронные кошельки Apple Pay, Samsung Pay, Google Wallet). Можно сделать оплату через SMS, чтобы деньги списывались непосредственно со счёта телефона. Возможны и другие варианты, но все они либо требуют дорогостоящего дооснащения заправки, либо не слишком удобны для водителя. Вот почему победу одержал именно Benzuber. На Западе за прошедший год аналогичный механизм уже получил широкое распространение: так, например, работают тысячи заправок сети ExxonMobil (см. SpeedPass+). У нас создатели Benzuber за год планируют оснастить его поддержкой каждую восьмую заправку в стране и выйти в ближнее зарубежье.

Почему же такую простую схему начали внедрять только сейчас? Потому что простота здесь кажущаяся, а точнее — она достигается благодаря высокому уровню развития сопутствующих цифровых технологий. Тут и спутниковая навигация, позволяющая автоматически определить, на какой заправке вы находитесь. Тут и мобильный интернет, без которого невозможен быстрый обмен данными. Тут и стойкая криптография, надёжно защищающая номер вашей карты от кражи. Тут, наконец, само мобильное приложение: тоже сравнительно свежее изобретение, облегчающее взаимодействие с техникой. Без любого из этих компонентов «оплата смартфоном» было бы как минимум не так удобна, а скорее всего и невозможна.

Зато посмотрите теперь, сколько проблем и как элегантно такая оплата решает! Прежде всего это, конечно, экономия времени. Возня с расчётом у колонки или на кассе — это потерянные минуты, а часто и нервы: вводить, ждать, собирать чеки (тут, кстати, отчётность цифровая, что должно понравиться транспортным предприятиям). Но то, что для водителя — минуты, для владельцев самой заправки выливается в дни и недели экономии! Для них это лёгкий способ ускорить обслуживание, что особенно ценно там, где прочие средства исчерпаны.

Единственный просматривающийся недостаток оплаты смартфоном: на заправках, оснащённых мини-магазинами, у покупателя будет меньше поводов пройтись у прилавка, что таит риск сокращения суммы среднего чека. Впрочем, Benzuber и ему подобные будут лишь опцией, то есть дополнят, но не заменят оплату деньгами и картами. Но есть ещё и аспект безопасности. Автоматические заправки, входящие в моду (их производством, кстати, и занимается группа компаний «Скон», создатель Benzuber), уже стали одной из самых популярных точек для кражи пластиковых карт. Злоумышленники устанавливают здесь самодельные устройства для считывания номеров и пин-кода, а потом используют полученную информацию для создания дубликатов карт. У нас эта проблема пока ещё не стоит так остро, как на Западе, но чем популярней «пластик» в России, тем чаще население будет сталкиваться с подобными махинациями. Поэтому возможность обойтись на заправке без денег, это ценный подарок водителю! Ведь, расплачиваясь через смартфон, вы вообще не передаёте заправочной станции свои реквизиты (зашифрованный обмен ведётся только с сервером компании-владельца), так что и красть нечего.

Наконец, исчезает печально известная автомобилистам северных районов проблема суровых зим. Электроника автоматических заправок бывает самым натуральным образом замерзает, отказываясь работать вовсе или, того хуже, работая со сбоями (что требует последующего вызова оператора). Вариант с оплатой через смартфон решает эту проблему. Электроника, конечно, по-прежнему будет замерзать, но по крайней мере водитель не рискует, что заправка «зависнет» в момент оплаты.

Для успеха такой технологии необходим как можно более широкий охват заправочных станций: водители заинтересуются ею только если будут уверены, что смогут «расплатиться смартфоном» везде. Benzuber нацеливается именно на такой сценарий: в отличие от заграничных аналогов, его создатели не ограничиваются заправками какой-то одной марки. Но поддержать инновационный бизнес должны и местные власти.

Дело в том, что Benzuber, а равно и любые другие новаторские решения безналичных платежей, выгодны в том числе государству — если мыслить стратегически. Снижая роль наличных средств в обороте, вы улучшаете собираемость налогов (вспомните «Вывести из тени? Сделаем!»). Кроме того, вы ещё и бьёте по инертности россиян, настроенных неоправданно негативно к новым технологиям.

Таким образом эффект от внедрения Benzuber может оказаться намного более глубоким, чем кажется на первый взгляд. Хорошая новость в том, что теперь подобных продуктов и сервисов будет появляться всё больше: доступные населению цифровые технологии доросли до того уровня, после которого должно начаться лавинообразное их применение в сложных бытовых решениях.

P.S. Использованы графические работы Benzuber, Mark Freeth.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно. При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru


Смотрите также