Это еще не конец: что будет с ценами на бензин в Украине. На украине дорожает бензин


Новости Украины - Ажиотаж на рынке: что будет с ценами на бензин и автогаз в Украине

В Украине стремительно дорожает автогаз. При этом цены на бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях пока стабильны, но не исключено, что и они подрастут в ближайшее время. Главная причина подорожания нефтепродуктов – в росте мировых котировок на нефть, которые достигли максимума за последние четыре года. "Апостроф" разбирался, чего ждать в будущем.

В начале 2018 года в Украине существенно подорожали нефтепродукты. Рост цен на бензин, дизельное топливо и автогаз начался еще в конце 2017 года и стал одним из неприятных "подарков" для украинцев к Новому году. К концу января розничная цена бензина А-95 уверенно преодолела психологическую отметку в 30 грн/л, сжиженный газ на автозаправках продавался по средней цене 13 грн/л.

Однако с середины февраля цены пошли на спад. Этому способствовали изменения двух ключевых факторов ценообразования на украинском рынке нефтепродуктов – котировки нефти на мировом рынке и курс гривны к доллару (есть еще третий фактор – конъюнктура самого рынка). Вскоре ситуация стабилизировалась.

Таможня не дает добро

Но в последнее время рынок сжиженного газа начало немного лихорадить. Цены на автогаз растут – только в последние несколько дней они увеличились на 10-30 коп/л. Согласно данным консалтинговой компании UPECO, по состоянию на 27 апреля, его розничная цена в среднем составляла 12,69 грн/л.

Основная причина подорожания – рост оптовых цен.

"Импорт повысился в цене – за прошлый месяц на границе было примерно 8% роста", - сказал "Апострофу" директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. По его словам, это связано с тем, что цены на сжиженный нефтяной газ коррелируют с нефтяными котировками, которые достигли четырехлетних максимумов.

Фото: pixabay.com

Кроме того, сыграл свою роль сезонный фактор.

"Мы находимся в начале сезона активного потребления газа. Это – естественная ситуация, которая происходит практически каждый год", - сказал "Апострофу" аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. При этом он напомнил, что в прошлом году была обратная история: тогда в конце апреля – начале мая котировки ушли вниз.

Однако есть и ситуативные факторы – те, что относятся к категории конъюнктуры рынка.

По словам аналитика консалтинговой компании "А-95" Артема Куюна, с 13 по 15 апреля наблюдались перебои в работе таможни, в результате чего в этот период были проблемы с таможенным оформлением сжиженного газа.

"Запасов не было, и поэтому создался небольшой ажиотажный спрос. Было проведено несколько аукционов, на которых этот спрос отразился – трейдеры давали цену очень высокую. Сейчас мы видим, как это отыгрывается в рознице", - рассказал эксперт.

Неясный тренд

Что будет с ценами на аватогаз дальше?

Как отметил Геннадий Рябцев, последнее повышение в среднем составило примерно 20 коп./л, и в ближайшие дни не исключен рост розничных цен еще примерно на 20 коп./л.

Однако ажиотажный спрос в связи с перебоями на таможне уже спал. При этом, по словам Артема Куюна, есть факторы, которые вряд ли позволят ценам откатиться на те уровни, которые сложились к середине апреля.

В частности, появилось сообщение о том, что в России принято решение ограничить железнодорожные перевозки опасных грузов в регионах, в которых будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, и сжиженный газ попал туда. "Как правило, любые подобные сбои приводят к росту цены", - пояснил Артем Куюн.

Свою роль сыграет приостановка из-за ремонта Мозырского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Беларуси и расположенного в Харьковской области Шебелинского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) – это тоже может создать небольшое напряжение на рынке.

Фото: pixabay.com

При этом Александр Сиренко не исключает, что к лету котировка может развернуться. Он пояснил, что даже на месяц цены на нефтепродукты прогнозировать практически невозможно. С этим согласны и другие эксперты.

По словам Геннадия Рябцева, цены на автогаз будут зависеть от стоимости бензина. "Если цены на бензин пойдут вверх, за ними потянутся цены на сжиженный нефтяной газ. Если розничники не будут поднимать (или поднимут несущественно) цены на бензин, тогда сжиженный не должен сильно повыситься в цене", - рассказал он.

Без сюрпризов

Что касается ситуации с бензином и дизельным топливом, то в апреле цены на эти нефтепродукты даже несколько снизились. Как отметил Александр Сиренко, сейчас в мире установились достаточно высокие котировки на нефть – около $75 за баррель. Это не позволяет ценам на нефтепродукты в Украине существенно опуститься, несмотря на то, что крепкая гривна этому способствует.

Эксперт напомнил, что в мае на ремонт останавливаются Мозырский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. "Если присутствие "Шебелинки" на рынке дизтоплива и бензинов не такое большое, то Мозырь – весомый игрок, особенно на рынке бензинов", - отметил Сиренко. Однако новость о ремонте Мозырского НПЗ в опте уже отыграла. "Все сейчас накачали рынок и отправились в "советские" выходные (в Украине это выходные, приуроченные к Дню труда – с 28 апреля по 1 мая, – "Апостроф")", - сказал он.

При этом вряд ли остановка на ремонт двух упомянутых заводов сильно повлияет на цены.

"У нас, как правило, сети подписывают контракты на поставку на протяжении определенного периода времени", - пояснил Геннадий Рябцев. Кроме того, это – плановый ремонт, и проблем возникнуть не должно.

С этим согласен и директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. "Есть такой фактор (остановка заводов на ремонт, – "Апостроф"), но я не думаю, что это должно сказаться на стабильности работы рынка", - сказал он в комментарии изданию.

По его мнению, намного более серьезным фактором влияния на украинский рынок нефтепродуктов является повышение мировых цен на нефть. Он напомнил, что, например, год назад цена нефтяного барреля колебалась в диапазоне $50-55. "Если продержится такая ситуация (с ценой нефти на уровне $70-75 за баррель, – "Апостроф") еще неделю или дней десять, я боюсь, что может произойти определенная коррекция цен", - сказал Сергей Куюн.

Фото: pixabay.com

Карточный домик

Как и с автогазом, эксперты воздерживаются от долгосрочных прогнозов.

"Нефть – высокая, гривна – укреплена, дай Бог ей здоровья! Я больше, чем уверен, что майские (праздники) мы переживем как минимум в текущих ценах. В первой половине мая никто ничего менять не будет. Что будет (с ценами) дальше – сложно сказать", - заявил Александр Сиренко.

"Если будет продолжаться напряженность на мировом рынке, то, я думаю, в пределах одной гривны на литре такую коррекцию можно предвидеть", - отметил Сергей Куюн. По его словам, такие ценовые изменения могли произойти и раньше, но у ритейлеров был запас прочности еще с марта – повышения удалось избежать, но рост уже выбрал весь этот запас прочности.

При этом все эксперты убеждены, что нынешние цены на нефть искусственно раздуты.

По словам Геннадия Рябцева, экономически обоснованная цена нефти на сегодня составляет порядка $40 за баррель. "Нынешние $70-75 – это сверхприбыли. Этот рынок нефтяных деривативов должен в обозримом будущем измениться, как изменился рынок газа. И это произойдет, когда американцы нарастят добычу вдвое (с нынешних почти 10 млн баррелей в сутки, – "Апостроф") – тогда весь этот карточный домик ОПЕК рухнет", - резюмировал специалист.

economy.apostrophe.ua

что будет с ценами на бензин в Украине

Бензин и дизельное топливо в Украине продолжают дорожать, и, скорее всего, в ближайшее время цены на них вырастут еще больше. От чего зависит стоимость нефтепродуктов и как можно сдержать ее рост, выяснял “Апостроф”.

Цены на нефтепродукты в розничных сетях Украины продолжают расти. За 2017 год бензин в среднем подорожал на 20%, дизельное топливо — более чем на 22%. С начала 2018 года ценовой рост продолжился. Если в большинстве розничных сетей бензин А-95 продается по 30-32 грн/л, то на отдельных АЗС цена превышает 33 грн/л.

Сжиженный газ на украинских автозаправках также дорожает: согласно данным мониторинга консалтинговой компании UPECO, средняя стоимость автогаза на АЗС по состоянию на 23 января составила 13 грн/л. При этом за минувший год цены на сжиженный газ выросли менее чем на 3%, несмотря на резкий скачок в августе из-за образовавшегося дефицита.

Два фактора

Дефицита топлива в конце прошлого года и в начале нынешнего не было, соответственно, факторы, повлиявшие на рост цен, — другие.

 

“Сыграли два фактора. Цена на нефть и котировки на нефтепродукты в Европе, по которым работает украинский рынок, выросли более чем на 10% за последний месяц. Вторая причина подорожания, такого резкого и динамичного с начала года, — валюта. Конечно же, это сразу же отражается на тех товарах, которые заходят к нам по импорту, и это, в первую очередь, топливо, 80% которого мы завозим из-за границы”, — сказал “Апострофу” аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

С такой оценкой согласен директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

“Эти два фактора выстрелили — еще в декабре, когда цена на нефть пошла вверх. Год закончился на отметке $66 за баррель, на прошлой неделе было $70, сейчас, слава Богу, рынок подостыл”, — сказал он в комментарии “Апострофу”.

При этом курс доллара к гривне является еще более важным фактором, влияющим на цену бензина. Как известно, доллар значительно подорожал к гривне к концу 2017 года и с начала нынешнего продолжает расти в цене, приблизившись вплотную к отметке в 29 грн/$1.

“Каждая гривна в курсе доллара — это автоматически (прибавка) 80 коп. на автозаправочной станции”, — отметил эксперт.

Потенциал для роста есть

Цена бензина А-95, выросшая в отдельных розничных сетях до 33 грн/л, — это далеко не предел.

“Я боюсь, что это не конец”, — заявил Александр Сиренко. При этом он отказался называть конкретные цифры, чтобы не провоцировать дополнительную панику среди населения.

Директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает, что до конца января цены на нефтепродукты на автозаправках поднимутся еще примерно на 40 коп./л, и это лишь отголосок изменений, произошедших в начале месяца.

Сергей Куюн прогнозирует еще большее подорожание в ближайшее время.

“Если смотреть с начала декабря, то рост нефтяных котировок добавил ценам 1,5-1,6 грн/л, девальвация добавила еще 1,3 грн/л, то есть суммарно — до 3 грн/л. Пока что цены за этот период поднялись в среднем на 2 грн/л. Поэтому еще имеем потенциал роста на 1 грн/л в течение ближайшего времени”, — сказал специалист.

Пальцем в небо

Эксперты, опрошенные “Апострофом”, не решаются дать долгосрочный прогноз по ценам на топливо.

“Примерно 1% усредненного роста цены на границе — это через две недели плюс 10 коп./л к розничной цене. Влияние курса — каждая лишняя гривна в курсе — это через две недели рост цен на 70-80 коп. Если эти два фактора совпадают, то они будут действовать одновременно. Если они идут на противоходе, то нужно отнимать одно из другого. Так будут вести себя цены до конца 2018 года”, — рассказал “Апострофу” Геннадий Рябцев.

Конкретные цифры прогнозировать крайне сложно. К тому же цены значительно варьируются в разных сетях (в пределах 4 грн/л и больше) и в различных регионах Украины.

“В тех регионах, где платежеспособность населения ниже, цены, даже в крупных сетях, тоже ниже. В первую очередь, речь идет о дизельном топливе. Если раньше сети придерживались одинаковой ценовой политики по всей территории Украины, то теперь многие сети учитывают разную платежеспособность автомобилистов”, — пояснил Рябцев.

 Эксперты поясняют, что не везде высокая цена на топливо, в тех регионах, где платежеспособность населения ниже, цены тоже ниже Фото: pixabay.com

 

Учитывая, что цена бензина и дизтоплива во многом зависит от мировых котировок нефти, прогнозировать ее на длительное время крайне сложно, считает Сергей Куюн. “Не то, что до конца года, тут за один месяц развернулась такая ситуация”, — отметил эксперт.

При этом он считает, что нефть вряд ли будет дешеветь в ближайшей перспективе. “Похоже, что, все-таки, работает договоренность стран ОПЕК и не-ОПЕК (Россия и ряд других нефтедобывающих стран, не входящих в картель, — “Апостроф”) по поводу ограничения добычи. Снизились запасы нефти в три раза, подсушили рынок, при этом включился второй фактор — рост мировой экономики”, — сказал Куюн.

Вместе с тем, относительно высокие цены, по логике, должны стимулировать добычу нефти, в частности, в США, которые не участвуют в сделке по заморозке нефтедобычи (что, наоборот, приведет к снижению котировок, — “Апостроф”). “Но смогут ли они повлиять — вопрос”, — добавил эксперт.

Как снизить цену

Цены на топливо не обязательно должны расти. Более того, власти могут принять меры для того, чтобы не допустить резкого подорожания.

Александр Сиренко отметил, что в цене бензина, помимо нефтяных котировок и курса доллара, есть еще одна составляющая — налоги.

“Люди просто станут меньше ездить, потому что таких рекордных цен в гривне еще не было. И, чтобы зафиксировать ситуацию или даже откатить назад, нужно менять налоговую политику”, — сказал он.

Эксперт также считает, что зафиксированный в евро акциз “было бы неплохо перевести в гривну”. Кроме того, возможно, имеет смысл ввести плавающий акциз, действовавший в Украине некоторое время в 2012 году. “Когда котировки на нефть и нефтепродукты идут вверх, акциз снижается, и наоборот”, — подчеркнул он.

Сиренко не исключает, что цены на нефтепродукты в течение года могут снижаться под влиянием все тех же факторов — курс доллара к гривне и мировые котировки на нефть (соответственно, при укреплении гривны и падении цен на нефть, — “Апостроф”).

“И здесь должны подключаться контролирующие органы, например, Антимонопольный комитет”, — сказал он, добавив, что прошлым летом, когда дешевела нефть (и падал курс доллара, — “Апостроф”), цены на АЗС не снижались.

В свою очередь, Сергей Куюн убежден, что трейдерам невыгодны высокие цены на топливо, так как в этом случае “люди начинают меньше покупать”. “Никому высокая цена не выгодна. Как только будет возможность цены снижать, это будут делать, потому что с высокой ценой ты сильно не заработаешь”, — резюмировал он.

Виктор АВДЕЕНКО

www.ukrrudprom.ua

Почему дорожают бензин и автогаз

В Украине дорожают бензин, дизельное топливо и автогаз. Это вызвано как объективными причинами, так и факторами более субъективного характера. "Апостроф" разбирался в причинах и выяснял, что будет с ценами дальше.

В Украине дорожают бензин и дизельное топливо (ДТ). По данным консалтинговой компании UPECO, в конце прошлой недели на автозаправочных станциях (АЗС), контролируемых группой компаний "Приват", цены повысились на 50 коп./л. С начала текущей недели топливо продолжает дорожать. 10-11 апреля на украинских АЗС бензины и ДТ выросли в цене на 0,1-1 грн/л. В частности, "Приват" снова повысил цены на 50 коп./л.

Как сообщили OilNews в "Консалтинговой группе А-95", на АЗС группы "Приват" цены на бензин А-95 выросли до 24 грн/л, на дизтопливо - до 22 грн/л.

Топливо у других операторов также дорожает, в частности, у SUN OIL, KLO, "БРСМ-Нафта", "Укргаздобыча". Здесь средние розничные цены увеличились на 19-23 коп./л. Розничные цены на топливо в Украине растут вслед за оптовыми, которые увеличиваются вторую неделю подряд. Они же, в свою очередь, следуют за общеевропейским трендом. Тенденция подорожания топлива сохраняется 12 апреля. Рост цен операторов в этот день составил 0,3-2,15 грн/л.

Данные консалтинговой компании UPECO

В последние дни в Украине также подорожал и автогаз. Цены на этот вид топлива выросли во многих крупных сетях, в частности, в AMIC, Shell, "БРСМ-Нафта", "Автотранс", "Маркет". По данным "Консалтинговой группы А-95", "Приват" торгует сжиженным углеводородным газом (СУГ) в диапазоне 10,8-12,1 грн/л, у других операторов цены СУГ составляют 11,15-11,45 грн/л.

Почему растут цены

По поводу причин подорожания нефтепродуктов на украинских АЗС эксперты единодушны. "Повышение цен на топливо является следствием роста котировок на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. За последний месяц нефть подорожала на 10%, до $55 за баррель и выше. Поскольку мы импортируем 80% нефтепродуктов, такие изменения не могут пройти бесследно", - сказал в комментарии "Апострофу" директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

В том же ключе комментирует сложившую ситуацию директор спецпроектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. "Розничные цены на украинских АЗС определяются двумя основными факторами - стоимостью топлива на границе и курсом гривны (весь импорт закупается за доллары или евро, плюс акциз платится в евро). Если до конца марта на рынке существовал потенциал для снижения цен на 2-3%, то в апреле ситуация изменилась. Всего за неделю цистерновые партии топлива подорожали на 4-6% в зависимости от марки. Причина - спекулятивный рост нефтяных котировок. Как следствие - на рынке начал формироваться восходящий тренд", - сказал он "Апострофу".

При этом Рябцев считает, что возникший потенциал для роста цен мог быть и не реализован, так как трейдеры понимают, что стоимость топлива для большинства потребителей и так критическая, "если бы не "Приват", ставший "застрельщиком" подорожания". "За заправками группы потянулись их непосредственные конкуренты-импортеры, а затем - все операторы нижнего ценового диапазона. В итоге имеем плюс 2% роста по бензину и дизелю всего за два-три дня", - отметил эксперт.

По его словам, на розничном рынке нефтепродуктов "в ближайшее время будет идти коррекция цен - компании будут восстанавливать "традиционный" разрыв с "Приватом". Сергей Куюн, в свою очередь, считает, что в перспективе "есть потенциал для дальнейшего повышения (цен) еще на 50 коп./л".

Что касается автогаза, то причины роста цен здесь несколько иные. "На ситуацию со сжиженным газом повлияла остановка экспорта российского газа - цены в опте взлетели на 20%", - отметил Куюн.

Геннадий Рябцев напоминает, что три четверти автогаза в Украину ввозятся, при этом три четверти импорта - это поставки из РФ. "В начале апреля оформление российского пропан-бутана было приостановлено. Официальная причина - нормативные изменения на российской таможне. Возник ситуативный дефицит ресурса. Результат - подорожание сжиженного газа в рознице на 5% за семь дней", - сказал он.

Несмотря на возобновление поставок из РФ, стремительный рост оптовых цен в ближайшее время отразится на рознице. Впрочем, Куюн не прогнозирует дальнейшего подорожания автогаза.

economy.apostrophe.ua


Смотрите также