От вентиля до бака автомобиля. Большой репортаж с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Мозырский бензин


От вентиля до бака автомобиля. Репортаж с Мозырского нефтеперерабатывающего завода

Как нефть становится топливом, которое мы заливаем в бак своего автомобиля? Чтобы узнать все этапы волшебного превращения, мы отправились на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. И все оказалось намного сложнее, чем мы думали.

Где же «черное золото»?

На самом деле рассмотреть что-либо из происходящих с нефтью метаморфоз на заводе сложно. Говорят, даже проработавшие по десятку лет сотрудники не видели в глаза сырой нефти. Все процессы производства скрыты. Здесь нет цехов, где в чанах «варится» нефть и смешиваются нефтепродукты.

— В Мозыре завод строился для обеспечения моторным и котельным топливом не только южных областей тогдашней Белорусской ССР, но и прилегающих территорий Украины и России, а также стран Западной Европы. Так что с самого своего основания он был рассчитан на экспорт продукции. В далеком 1975 году завод производил два вида топлива: бензин марки А-76 и дизельное топливо. В высокой глубине переработки нефти не было необходимости. После распада Советского Союза возник вопрос дальнейшей судьбы завода. Работать эффективно при существующей тогда глубине переработки было невозможно. И тогда была разработана стратегия поэтапной модернизации завода, которая не прекращается и сейчас, — рассказывает генеральный директор Мозырского НПЗ Виталий Павлов.

Фото из архива МНПЗ. Виталий Петрович Павлов, генеральный директор Мозырского НПЗ

Сейчас Мозырский НПЗ, как и «Нафтан», производит топливо по европейским стандартам и все так же ориентирован на экспорт продукции. Заправиться белорусским топливом можно в Украине, Молдове, Венгрии, Румынии, Нидерландах, Словакии, Чехии, Польше, странах Балтии, Италии и даже (!) Великобритании.

Откуда же все начинается? По сути, на заводе не существует нулевой точки, с которой начинается процесс производства топлива. Нефть на предприятия поступает двумя путями: по системе магистральных трубопроводов и железнодорожным транспортом. На заводе вспоминают курьезный случай, когда журналист назвал идущие к заводу над землей трубы теплотрассы нефтепроводом «Дружба».

— Вы никогда не увидите знаменитый нефтепровод «Дружба». Его трубы проходят под землей и выходят наверх на территории завода. Если хотите, это можно считать отправной точкой, — говорит начальник производственно-диспетчерского отдела Дмитрий Шурпач.

Фото из архива МНПЗ. Так на самом деле выглядит часть нефтепровода «Дружба» на территории НПЗ

Туда мы и отправляемся. Нефтепровод никак не обозначен. Из-под земли видны трубы и огромный вентиль. Чисто символически можно считать, что с его открытием нефть попадает на завод и начинается процесс ее переработки.

Первая стадия — разделение на фракции

Сырая нефть поступает в резервуары пятого цеха. Там она хранится и потом откачивается на комплексы ЛК-6У № 1 и ЛК-6У № 2. Комплекс ЛК-6У состоит из четырех секций.

На секции 100 происходит первичная переработка нефти. Здесь она разделяется на фракции — прямогонная бензиновая, прямогонный керосин, дизель, мазут и сжиженный газ. Секция 100 является поставщиком основных сырьевых компонентов для остальных процессов предприятия. Если говорить просто — нефть нагревается до различных температур, а выделяющиеся при этом пары конденсируются. Так получаются прямогонные фракции.

— В 1975 году на этом комплексе был получен первый бензин. ЛК-6У — это Ленинградская комбинированная установка. «Шесть» означает первоначальную производительность — шесть миллионов тонн нефти в год. Сейчас мощность завода составляет 12 млн тонн сырой нефти в год. На всем пространстве бывшего Союза около 10 таких установок, но именно наша была первой, — рассказал нам заместитель начальника топливно-каталитического производства Николай Дашкевич.

Обслуживает установку смена операторов, причем работают здесь только мужчины. Все процессы компьютеризированы, и наблюдают за ними из здания операторной. Более десятка человек беспрерывно смотрят в мониторы компьютеров. Женщины здесь не работают, потому что установка — опасное технологическое производство.

Одна смена — 25 человек, они контролируют процессы всего комплекса (все четыре секции установки). Этот же персонал обслуживает все оборудование установки, несет ответственность за его исправность и выходит на ремонтные работы в случае поломки. Ответственность колоссальная. Но конкурс на открытые вакансии почти как в вуз — восемь человек на место.

Выход чистого продукта при первичной перегонке невелик, поэтому за ней следует еще несколько куда более сложных стадий. Говоря проще, из нефти нужно выжать максимум полезного, то есть увеличить глубину переработки. И это — основная задача, ради которой проводится масштабная модернизация завода. После этапа первичной перегонки мы отправляемся на установку каталитического крекинга.

Бензин: более 10 компонентов и 15 установок

— На момент строительства таких установок в мире было всего пять. Две — на территории СНГ, включая нашу, и три — в США. Установка строилась три года и была введена в эксплуатацию в 2004 году. Мощность переработки — два миллиона тонн сырья в год. Уже существует план по ее реконструкции, так как на месте стоять нельзя. Хотя установка работает уже 13 лет и делает это отлично, — делится с нами секретами начальник установки каталитического крекинга Борис Данилов.

Фото из архива МНПЗ

Установка нужна для выпуска 92-го и 95-го бензина. Сырьем для каталитического крекинга является вакуумный газойль. Это один из самых дешевых компонентов, который остается в процессе переработки нефти. Эта установка стала вторым рождением завода, окупив себя буквально за три года. Благодаря каталитическому крекингу можно получить до 50% бензина.

Товарный бензин компаундируется более чем из десятка различных компонентов, которые производятся на пятнадцати установках (секциях) завода. К ним относятся и установка каталитического риформинга, и установка экстрактивной дистилляции бензола, и установка изомеризации, и комплекс каталитического крекинга, и установка алкилирования, и другие.

Фото из архива МНПЗ

До недавних пор один из компонентов для производства 95-го бензина закупали за границей. С пуском в 2016 году комбинированной установки производства высокооктановых бензинов, которая состоит из трех установок, удалось добиться того, что все компоненты теперь производятся на заводе.

Фото из архива МНПЗ

Дизельное топливо — на очистку и депарафинизацию

Дизельное топливо, полученное путем перегонки на комплексах ЛК-6У, проходит дополнительные стадии обработки. Современная установка гидроочистки введена в строй в 2012 году. Основная задача на этом этапе — понизить содержание серы до требуемых евростандартом 10 ppm (ЕВРО-5). При этом технологии завода позволяют перекрыть этот показатель с запасом. Сегодня уже проходит ее модернизация. Устанавливаются дополнительные реакторы.

На установке легкого гидрокрекинга происходит гидроочистка и депарафинизация некоторых объемов топлива, очистка его от парафинов с получением после добавления различных присадок товарного топлива «Арктика».

Фото из архива МНПЗ

Переработка тяжелых нефтяных остатков — еще больше топлива

Особая гордость завода и самый дорогой инвестиционный проект за всю его историю — это строительство комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков. Стоит он более 1 млрд евро! И состоит из трех технологических объектов: установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки по производству водорода и установки по производству серы, а также 21 объекта вспомогательного назначения. Это колоссальный объем строительно-монтажных работ, огромное количество поступающего оборудования и материалов.

Реализация этого проекта позволит получать дополнительные объемы моторного топлива за счет значительного увеличения глубины переработки нефти (до 90%, сейчас — 72%), наладить выпуск низкосернистого котельного топлива, соответствующего европейским стандартам, гидроочищенного вакуумного газойля. Выход светлых нефтепродуктов будет на уровне 65−66%, сейчас — около 60%.

Как признаются на заводе, это большой шаг вперед, фактически — мировой уровень нефтепереработки. Построив этот объект, завод будет в числе лидеров нефтепереработки. Окончание работ по строительству комплекса планируется в 2019 году.

— Срок окупаемости закладывается примерно на восемь лет, но из практики эксплуатации тех объектов, что уже реализованы, происходит это, как правило, раньше, — признался Виталий Павлов.

Проверка качества на всех этапах

На каждом этапе производства топлива проводится его лабораторный контроль. Лаборатория — одно из немногих мест на заводе, где работают женщины.

— На всех стадиях производства идет очень жесткий контроль. Даже если чисто теоретически предположить, что какая-то партия топлива окажется плохого качества, то она просто не будет отгружена потребителю и отправится в повторное производство, — рассказали нам в лаборатории.

Первое, что измеряется, это плотность. Даже марки бензина отличаются по этому показателю. А вот по цвету — нет. Как правило, топливо сейчас одинакового цвета. Специалисты говорят, что качество топлива по цвету сейчас не определить. И 92-й, и 95-й бензины имеют желтоватый оттенок, цвета благородного белого вина. По цвету сорт бензина определить невозможно.

Многие автолюбители утверждают, что, заправившись за границей, чувствуют, что машина едет лучше — динамичнее и экономичнее. А на белорусском топливе эти показатели ухудшаются.

Специалисты в лаборатории уверены, что это не более чем самообман. На заводе не разделяют топливо на «экспортное» и «для внутреннего рынка». Все оно разливается, как говорится, «из одной бочки».

По цвету сорт бензина определить невозможно

Вся товарная продукция хранится в резервуарах, из них и отгружается потребителям. Эти резервуары спроектированы не для хранения, а для отгрузки и безостановочного функционирования объектов. Более десяти дней топливо в огромных танках не задерживается. Паспортизация продукции производится из резервуара. Он наполняется, топливо в нем выдерживается определенные сроки. Потом оттуда берут пробы, и выдается паспорт на конкретную партию.

С нефтебазы — на АЗС

Часть топлива с НПЗ по трубам длиной полтора километра поступает на Мозырский склад хранения нефтепродуктов, откуда потом уже автомобильным транспортом оно доставляется по различным АЗС. Резервуарный парк склада относительно небольшой — - около 6000 кубометров. Он состоит из 12 резервуаров. Шесть отданы под дизельное топливо, один из которых — под ДТ-З-К5, класс 2 («Арктика»). Три резервуара предназначены для хранения 92-го бензина, два — 95-го и один резервуар для 98-го. Поступление топлива с завода проходит в круглосуточном режиме, так же, как и отгрузка.

Даже несмотря на то, что на НПЗ есть выходной контроль качества топлива, на складе проводится свой анализ. Лаборанты отбирают пробы, исследуют их на основные параметры и сравнивают с данными завода. И уже по паспорту качества склада нефтепродуктов топливо отгружается на АЗС.

Все управление — прием и отпуск — осуществляется одним оператором с помощью компьютера. Человеческий фактор благодаря компьютерным технологиям практически исключен, так что в емкость для дизельного топлива бензин не нальют. При этом контроль происходит не только на нефтебазе, но и удаленно, в режиме реального времени в главном офисе «Белоруснефти» в Гомеле.

После того как топливо загружается в цистерну автомобиля, люк пломбируется, и машина отправляется на АЗС. Сорвать пломбу невозможно, ее номер указывается в накладной, так что варианты, что водитель сольет или разбавит топливо в пути, исключены. На АЗС при приемке проверяется состояние пломбы. Если все в порядке, она срывается, топливо из цистерны сливается в подземные резервуары АЗС. Оттуда оно поступает в топливно-раздаточную колонку и заканчивает свой путь в баке автомобиля.

Мы заправляем полный бак на АЗС. Здесь заканчивает свое путешествие сырая нефть в виде готового бензина или дизельного топлива

Что ждет НПЗ в век электрификации

—  Этот вопрос для нас очень актуален, особенно в последнее время. Естественно, специалисты завода уделяют этому большое внимание. Темпы роста потребления топлива снижаются, но не падают. Пока еще перевод грузового транспорта на электротягу не имеет массового характера, да и всеобщая электрификация автотранспорта пока под вопросом. Так что мы считаем что с учетом постоянного ужесточения требований к качеству топлив и возможному переходу на новые стандарты моторных топлив следует уделять дальнейшее внимание развитию производства, в то же время необходимо мониторить ситуацию изменения конъюнктуры рынков для обеспечения гибкости производства — говорит Виталий Павлов.

Уже и так содержание вредных примесей минимально. Но все равно идет постепенное снижение их количества. Конечно, вряд ли оно будет равно нулю, но технологически завод готов к еще более жестким нормам.

auto.tut.by

ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» | TORGOIL

Автор: Administrator

12.07.2010 14:37

Организационная форма: ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Адрес: 247760, Республика Беларусь, Гомельская область, город Мозырь-11

Мозырский НПЗ (Мозырский нефтеперерабатывающий завод) (сокращенное название - ОАО «Мозырская НПК»).

Целью любого предприятия является обеспечение стабильного финансового положения и получение максимальной прибыли. В современных условиях хозяйствования это становится возможным благодаря выпуску востребованной продукции, соответствующей по своему качеству требованиям мирового рынка. Основа достижения цели – создание современной производственной базы в результате проведения реконструкции, модернизации и техперевооружения действующего производства, а также строительства новых высокотехнологичных объектов.

ОАО «Мозырский НПЗ» сегодня - это развивающееся предприятие, крупнейший экспортер и налогоплательщик Республики Беларусь. Завершены 4 этапа реконструкции завода, в результате которых увеличились глубина переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов, увеличился выпуск высокооктановых бензинов А-92 и А-95, весь объем дизельного топлива соответствует требованиям европейского стандарта EN 590:2004. Завершен первый этап «Программы развития на период 2005 – 2010 г.г.», в результате которого были введены в эксплуатацию парк низкосернистой нефти, комплекс по производству бензола, комплекс алкилирования, установка гидрообессеривания бензина каталитического крекинг, что позволило увеличить выработку бензинов, снизить содержание бензола и серы в бензинах и выпускать новые виды продукции: бензол, компонент бензиновый высокооктановый (алкилат) и автобензин соответствующий требованиям EN 228:2008 (Евро-5).

Стратегическим направлением развития ОАО «Мозырский НПЗ» является целенаправленная деятельность по повышению конкурентоспособности продукции путем улучшения ее качества.

«Программой развития завода на период 2010 - 2015 г.г.» предусмотрено строительство установок, обеспечивающих:

  • производство автомобильных бензинов в соответствии с требованиями европейского стандарта EN 228:2008;
  • увеличение мощностей по производству дизельного топлива с учетом перспективных требований экологического законодательства;
  • увеличение мощности по процессам вакуумной перегонки мазута и гидроконверсии вакуумного газойля;
  • переработку нефтяных остатков с производством малосернистого котельного топлива;

Сертификаты на соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 и системы охраны окружающей среды требованиям ISO 14001:2004 и СТБ ИСО 14001-2005 подтверждают способность предприятия стабильно выпускать продукцию самого высокого качества, оказывающую минимальное вредное воздействие на окружающую среду. Ведется работа по внедрению на предприятии системы менеджмента охраной труда в соответствии с требованиями стандарта OHSAS 18001:2007.

ОАО «Мозырский НПЗ» является лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь в области качества 2002 и 2005 годов, дипломантом Премии Содружества Независимых государств 2007 года за достижения в области качества продукции и услуг.

ИСТОРИЯ

1975 Ввод в эксплуатацию установки ЛК-6У №1 и очистных сооружений. 1976 Ввод в эксплуатацию установки производства серы. 1978 Ввод в эксплуатацию комбинированной установки производства битума и секции 100 установки ЛК-6У №2. 1979 На нормальном технологическом режиме работают все секции установки ЛК-6У №2. 1981 Пуск первой установки по производству н-парафинов и установки регенерации серной кислоты. 1982 Ввод в эксплуатацию установки Парекс-2. 1986 Ввод в эксплуатацию первой автоматической линии по производству обуви из ПВХ. Заключен договор об аренде между Миннефтехимпромом ССР и Мозырским НПЗ. 1987 Ввод в эксплуатацию установки "Детол" по производству бензола. 1988 С 1-го сентября открыто движение трамвая по маршруту "Город - МНПЗ". 1990 Ввод в эксплуатацию установки Парекс-3.Открыт Дворец Культуры Мозырского НПЗ. 1994 Зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Мозырский нефтеперерабатывающий завод". Начала коммерческую деятельность российско-белорусская НГК "Славнефть". После реконструкции введена в эксплуатацию установка легкого гидрокрекинга. 1995 Остановлена на реконструкцию установка ЛК-6У №2. 1996 Ввод в эксплуатацию первого блока ПГТ ТЭС. 1997 Ввод в эксплуатацию после реконструкции установки ЛК-6У №2. 1998 Ввод в эксплуатацию установки концентрирования водорода PSA. 1999 Ввод в эксплуатацию установки вакуумной дистилляции мазута. 2000 Ввод в эксплуатацию установок гидроконверсии вакуумного газойля и отпарки кислых вод. 2001 Модернизация реакторного блока установки гидроочистки дизельного топлива ЛК-6У № 2. 2003 Ввод в эксплуатацию установки висбрекинга. Ввод в эксплуатацию эстакады слива нефти и мазута, что дало возможность принимать нефть по железной дороге. Восстановление мощностей по первичной переработке нефти установки ЛК-6У №1. Ввод в эксплуатацию станции УФ обеззараживания стоков на очистных сооружениях. 2004 Ввод в эксплуатацию комбинированной установки каталитического крекинга. 2006 Ввод в эксплуатацию блока выделения бензольного концентрата и установки экстрактивной дистилляции бензола. 2008 Ввод в эксплуатацию комбинированной установки алкилирования. 2010 Ввод в эксплуатацию установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга.

ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" - это традиционно высокое качество продукции и культура производства.

  • Более 35 лет на рынке нефтепродуктов с автомобильными бензинами, реактивным, дизельным и котельным топливами и нефтяными битумами.

  • Автомобильные топлива с улучшенными экологическими характеристиками.

  • Более 10 лет работы в составе первой российско-белорусской нефтегазовой компании "Славнефть".

  • Основные акционеры ОАО "Мозырский НПЗ":

    • Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь - 42,76% акций;
    • ОАО НГК "Славнефть" - 42,58% акций;
    • ООО «МНПЗ плюс» - 12,25% акций;
    • Физические лица – 2,41% акций.
  • Расположение завода и железнодорожных коммуникаций позволяет доставлять нефтепродукты в любую точку Республики Беларусь в течение четырех суток.

  • Выгодное географическое положение завода, близость нефте- и продуктопроводов, разветвленная сеть железнодорожных и автомобильных магистралей делают нашу продукцию доступной для потребителей России, Украины, Молдовы, Венгрии, Румынии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы.

  • Высокий профессионализм специалистов и рабочих завода позволяет не только четко и слажено вести технологический режим на установках и получать продукцию безупречного качества, но и организовать квалифицированную работу с поставщиками сырья и покупателями продукции на внутреннем и внешнем рынках.

  • Непрерывное совершенствование технологической схемы завода позволяет улучшать качество продукции, ориентируясь на требования мирового рынка и требования природоохранного законодательства.

Мозырский нефтеперерабатывающий завод расположен на юге Республики Беларусь в Гомельской области. Поэтому традиционными рынками сбыта для завода были северные области Украины, западные области России, юг Беларуси, Польша и Чехия. Система продуктопроводов обеспечивает выход нефтепродуктов в страны Восточной Европы.

Нефть поступает на завод по двум нефтепроводам: российская нефть по нефтепроводу "Дружба" и белорусская нефть с Речицких месторождений. Отработана схема приема углеводородсодержащего сырья по железной дороге.

Продукция Мозырского НПЗ всегда отличалась высоким качеством:

  • низким содержанием сернистых соединений в дизельном топливе;
  • отсутствием тетраэтилсвинца в автомобильных бензинах;
  • высокой теплотворной способностью мазутов.

Начальная технологическая схема завода предполагала глубину переработки нефти до 50%, поскольку большая потребность в мазуте энергетического комплекса республики и низкие затраты на переработку на комплексе ЛК-6У обеспечивали устойчивое экономическое состояние завода.

В 90-х годах началась реконструкция завода. Первая реконструированная установка легкого гидрокрекинга вакуумного газойля, введенная в эксплуатацию в 1994 году, позволила на 2% увеличить выход светлых нефтепродуктов. К этому времени сформировалась концепция поэтапной реконструкции завода на основе технологических процессов, обеспечивающих цели реконструкции:

Реконструкция завода предполагала четыре этапа, при реализации каждого из которых была получена новая продукция или сырье для последующих этапов.

На первых этапах реконструкции были модернизированы действующие технологические установки, входящие в комплекс ЛК-6У, установка по производству битума, а также построены новые объекты:

  • парогазотурбинная теплоэлектростанция;
  • котел для выработки пара давлением 40 атмосфер;
  • установка концентрирования водорода (PSA) по лицензии фирмы Линде;
  • установка вакуумной дистилляции мазута;
  • установка гидроконверсии вакуумного газойля;
  • установка отпарки «кислой воды».

В результате реконструкции и модернизации были получены:

  • дизельное топливо с содержанием серы менее 0,0050%, соответствующее по качеству требованиям к топливам для автомобилей класса Евро-4;
  • гидроочищенный вакуумный газойль с содержанием серы менее 0,10% – сырье для установки каталитического крекинга;
  • печное топливо с содержанием серы менее 0,10%.

По третьему этапу реконструкции введена в действие установка висбрекинга, предназначенная для получения стандартного котельного топлива из остатка вакуумной перегонки мазута, что позволило увеличить выход светлых нефтепродуктов на 7-8%.

По четвертому этапу реконструкции построена и введена в эксплуатацию комбинированная установка каталитического крекинга по лицензии UOP. Технология процесса позволяет использовать в качестве сырья смесь гидроочищенного вакуумного газойля западно-сибирской нефти и мазут белорусской нефти или эквивалентное по содержанию серы количество прямогонного вакуумного газойля.

Строительство комплекса каталитического крекинга позволило достичь глубины переработки нефти около 67% и получить возможность дальнейшего развития технологической схемы завода.

Кроме того, в 2003 году было проведено восстановление мощностей установки ЛК-6У № 1, что позволило увеличить мощности по первичной переработке нефти и дало возможность реализовать идею раздельной переработки смеси белорусской и низкосернистых российских нефтей для вовлечения полученного мазута в сырье установки каталитического крекинга для увеличения ее производительности.

В 2006 году введен в эксплуатацию комплекс по производству бензола, что позволило снизить содержание бензола в выпускаемых автомобильных бензинах. В ассортименте товарной продукции появился новый продукт – бензол нефтяной, важное сырье для нефтехимического комплекса Республики Беларусь.

В августе 2008 года на комбинированной установке алкилирования был получен алкилат – высокооктановый компонент автомобильных бензинов.

Строительство и ввод в эксплуатацию установок гидрообессеривания бензина каталитического крекинга, изомеризации и установок по производству оксигенатов позволит производить бензины для автомобилей класса Евро-5.

В июне 2010 года завершились пусковые операции на установке гидрообессеривания бензина каталитического крекинга. Пуск установки позволит снизить содержание серы в товарных автобензинах до уровня менее 10 ppm, а также приступить к выпуску бензина Евро-5, с закупкой МТБЭ со стороны.

Программа развития ОАО «Мозырский НПЗ» на период 2010 – 2015 гг. предусматривает строительство новых технологических объектов, направленных на получение топлив, соответствующих требованиям мировых стандартов в части снижения содержания серы и ароматических углеводородов в автомобильных бензинах и дизельном топливе, бензола в бензинах, а также улучшения низкотемпературных характеристик дизельного топлива.

Для гарантированного производства дизельного топлива для автомобилей класса Евро-5 Программой развития предусмотрено внедрение технологии глубокого обессеривания с частичной деароматизацией, которая обеспечит снижение массовой доли серы и повышение цетанового числа. Это будет достигнуто за счет строительства новой установки гидроочистки дизельного топлива. Ввод в эксплуатацию новой установки гидроочистки дизельного топлива позволит увеличить производительность по первичной переработке нефти до 12 млн. т/год.

Учитывая ужесточение требований европейского стандарта по содержанию серы в котельном топливе (не более 1% масс.), Программой развития предусматривается строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, что позволит получать дополнительные объемы моторных топлив и производить котельное топливо, соответствующее требованиям европейских стандартов.

КОНТАКТЫ

Республика Беларусь, 247760,г.Мозырь-11, Гомельской обл.,ОАО "Мозырский НПЗ"

Веб-сайт: http://mnpz.byE-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

РУКОВОДСТВО ЗАВОДА

(через секретаря)    37-33-30, 33-07-77, 37-34-99

Факс: (0236)33-05-43Телетайп: 610361 Метан: 610339 Метан:

ОТДЕЛ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ (ОВЭС)

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГАОТДЕЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМПОРТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Телефоны:

  • (+375-236) 37-45-53(русский)
  • (+375-236) 37-39-75(русский)
  • (+375-236) 37-46-79(русский)
  • (+375-236) 37-34-19(русский)
  • (+375-236) 37-37-67(русский, английский, немецкий)
  • (+375-236) 37-46-81(русский)
  • (+375-236) 37-40-16(русский)

Факсы:

  • (+375-236) 37-46-47
  • (+375-236) 37-45-80

Телефоны:

  • (+375-236) 37-45-04(русский, английский)
  • (+375-236) 37-46-85(русский, английский)
  • (+375-236) 37-39-38(русский, английский)
  • (+375-236) 37-48-00(русский, английский)
  • (+375-236) 37-45-69(русский, английский)
  • (+375-236) 37-48-10(русский, английский)
  • (+375-236) 37-47-67(русский, английский)
  • (+375-236) 37-37-08(русский, английский)

Факсы:

  • (+375-236) 37-37-38
  • (+375-236) 37-35-83
  • (+375-236) 37-45-15

ОТДЕЛ СБЫТА

Телефоны:

  • (+375-236) 37-38-97(русский)
  • (+375-236) 37-38-63(русский)
  • (+375-236) 37-35-79(русский)

Факсы:

  • (+375-236) 37-37-82
  • (+375-236) 37-46-05

Источник: http://mnpz.by

Обновлено ( 16.05.2011 18:16 )

torgoil.com.ua

От вентиля до бака автомобиля. Репортаж с Мозырского нефтеперерабатывающего завода

3 сентября — День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности

Как нефть становится топливом, которое мы заливаем в бак своего автомобиля? Чтобы узнать все этапы волшебного превращения, мы отправились на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. И все оказалось намного сложнее, чем мы думали.

Где же «черное золото»?

На самом деле рассмотреть что-либо из происходящих с нефтью метаморфоз на заводе сложно. Говорят, даже проработавшие по десятку лет сотрудники не видели в глаза сырой нефти. Все процессы производства скрыты. Здесь нет цехов, где в чанах «варится» нефть и смешиваются нефтепродукты.

— В Мозыре завод строился для обеспечения моторным и котельным топливом не только южных областей тогдашней Белорусской ССР, но и прилегающих территорий Украины и России, а также стран Западной Европы. Так что с самого своего основания он был рассчитан на экспорт продукции. В далеком 1975 году завод производил два вида топлива: бензин марки А-76 и дизельное топливо. В высокой глубине переработки нефти не было необходимости. После распада Советского Союза возник вопрос дальнейшей судьбы завода. Работать эффективно при существующей тогда глубине переработки было невозможно. И тогда была разработана стратегия поэтапной модернизации завода, которая не прекращается и сейчас, — рассказывает генеральный директор Мозырского НПЗ Виталий Павлов.

Фото из архива МНЗ. Виталий Петрович Павлов, генеральный директор Мозырского НПЗ

Сейчас Мозырский НПЗ, как и «Нафтан», производит топливо по европейским стандартам и все так же ориентирован на экспорт продукции. Заправиться белорусским топливом можно в Украине, Молдове, Венгрии, Румынии, Нидерландах, Словакии, Чехии, Польше, странах Балтии, Италии и даже (!) Великобритании.

Откуда же все начинается? По сути, на заводе не существует нулевой точки, с которой начинается процесс производства топлива. Нефть на предприятия поступает двумя путями: по системе магистральных трубопроводов и железнодорожным транспортом. На заводе вспоминают курьезный случай, когда журналист назвал идущие к заводу над землей трубы теплотрассы нефтепроводом «Дружба».

— Вы никогда не увидите знаменитый нефтепровод «Дружба». Его трубы проходят под землей и выходят наверх на территории завода. Если хотите, это можно считать отправной точкой, — говорит начальник производственно-диспетчерского отдела Дмитрий Шурпач.

Фото из архива МНЗ. Так на самом деле выглядит часть нефтепровода «Дружба» на территории НПЗ

Туда мы и отправляемся. Нефтепровод никак не обозначен. Из-под земли видны трубы и огромный вентиль. Чисто символически можно считать, что с его открытием нефть попадает на завод и начинается процесс ее переработки.

Первая стадия — разделение на фракции

Сырая нефть поступает в резервуары пятого цеха. Там она хранится и потом откачивается на комплексы ЛК-6У №?1 и ЛК-6У №?2. Комплекс ЛК-6У состоит из четырех секций.

На секции 100 происходит первичная переработка нефти. Здесь она разделяется на фракции — прямогонная бензиновая, прямогонный керосин, дизель, мазут и сжиженный газ. Секция 100 является поставщиком основных сырьевых компонентов для остальных процессов предприятия. Если говорить просто — нефть нагревается до различных температур, а выделяющиеся при этом пары конденсируются. Так получаются прямогонные фракции.

— В 1975 году на этом комплексе был получен первый бензин. ЛК-6У — это Ленинградская комбинированная установка. «Шесть» означает первоначальную производительность — шесть миллионов тонн нефти в год. Сейчас мощность завода составляет 12 млн тонн сырой нефти в год. На всем пространстве бывшего Союза около 10 таких установок, но именно наша была первой, — рассказал нам заместитель начальника топливно-каталитического производства Николай Дашкевич.

Обслуживает установку смена операторов, причем работают здесь только мужчины. Все процессы компьютеризированы, и наблюдают за ними из здания операторной. Более десятка человек беспрерывно смотрят в мониторы компьютеров. Женщины здесь не работают, потому что установка — опасное технологическое производство.

Одна смена — 25 человек, они контролируют процессы всего комплекса (все четыре секции установки). Этот же персонал обслуживает все оборудование установки, несет ответственность за его исправность и выходит на ремонтные работы в случае поломки. Ответственность колоссальная. Но конкурс на открытые вакансии почти как в вуз — восемь человек на место.

Выход чистого продукта при первичной перегонке невелик, поэтому за ней следует еще несколько куда более сложных стадий. Говоря проще, из нефти нужно выжать максимум полезного, то есть увеличить глубину переработки. И это — основная задача, ради которой проводится масштабная модернизация завода. После этапа первичной перегонки мы отправляемся на установку каталитического крекинга.

Бензин: более 10 компонентов и 15 установок

— На момент строительства таких установок в мире было всего пять. Две — на территории СНГ, включая нашу, и три — в США. Установка строилась три года и была введена в эксплуатацию в 2004 году. Мощность переработки — два миллиона тонн сырья в год. Уже существует план по ее реконструкции, так как на месте стоять нельзя. Хотя установка работает уже 13 лет и делает это отлично, — делится с нами секретами начальник установки каталитического крекинга Борис Данилов.

Фото из архива МНЗ

Установка нужна для выпуска 92-го и 95-го бензина. Сырьем для каталитического крекинга является вакуумный газойль. Это один из самых дешевых компонентов, который остается в процессе переработки нефти. Эта установка стала вторым рождением завода, окупив себя буквально за три года. Благодаря каталитическому крекингу можно получить до 50% бензина.

Товарный бензин компаундируется более чем из десятка различных компонентов, которые производятся на пятнадцати установках (секциях) завода. К ним относятся и установка каталитического риформинга, и установка экстрактивной дистилляции бензола, и установка изомеризации, и комплекс каталитического крекинга, и установка алкилирования, и другие.

Фото из архива МНЗ

До недавних пор один из компонентов для производства 95-го бензина закупали за границей. С пуском в 2016 году комбинированной установки производства высокооктановых бензинов, которая состоит из трех установок, удалось добиться того, что все компоненты теперь производятся на заводе.

Фото из архива МНЗ

Дизельное топливо — на очистку и депарафинизацию

Дизельное топливо, полученное путем перегонки на комплексах ЛК-6У, проходит дополнительные стадии обработки. Современная установка гидроочистки введена в строй в 2012 году. Основная задача на этом этапе — понизить содержание серы до требуемых евростандартом 10 ppm (ЕВРО-5). При этом технологии завода позволяют перекрыть этот показатель с запасом. Сегодня уже проходит ее модернизация. Устанавливаются дополнительные реакторы.

На установке легкого гидрокрекинга происходит гидроочистка и депарафинизация некоторых объемов топлива, очистка его от парафинов с получением после добавления различных присадок товарного топлива «Арктика».

Фото из архива МНЗ

Переработка тяжелых нефтяных остатков — еще больше топлива

Особая гордость завода и самый дорогой инвестиционный проект за всю его историю — это строительство комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков. Стоит он более 1 млрд евро! И состоит из трех технологических объектов: установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки по производству водорода и установки по производству серы, а также 21 объекта вспомогательного назначения. Это колоссальный объем строительно-монтажных работ, огромное количество поступающего оборудования и материалов.

Реализация этого проекта позволит получать дополнительные объемы моторного топлива за счет значительного увеличения глубины переработки нефти (до 90%, сейчас — 72%), наладить выпуск низкосернистого котельного топлива, соответствующего европейским стандартам, гидроочищенного вакуумного газойля. Выход светлых нефтепродуктов будет на уровне 65?66%, сейчас — около 60%.

Как признаются на заводе, это большой шаг вперед, фактически — мировой уровень нефтепереработки. Построив этот объект, завод будет в числе лидеров нефтепереработки. Окончание работ по строительству комплекса планируется в 2019 году.

— Срок окупаемости закладывается примерно на восемь лет, но из практики эксплуатации тех объектов, что уже реализованы, происходит это, как правило, раньше, — признался Виталий Павлов.

Проверка качества на всех этапах

На каждом этапе производства топлива проводится его лабораторный контроль. Лаборатория — одно из немногих мест на заводе, где работают женщины.

— На всех стадиях производства идет очень жесткий контроль. Даже если чисто теоретически предположить, что какая-то партия топлива окажется плохого качества, то она просто не будет отгружена потребителю и отправится в повторное производство, — рассказали нам в лаборатории.

Первое, что измеряется, это плотность. Даже марки бензина отличаются по этому показателю. А вот по цвету — нет. Как правило, топливо сейчас одинакового цвета. Специалисты говорят, что качество топлива по цвету сейчас не определить. И 92-й, и 95-й бензины имеют желтоватый оттенок, цвета благородного белого вина. По цвету сорт бензина определить невозможно.

Многие автолюбители утверждают, что, заправившись за границей, чувствуют, что машина едет лучше — динамичнее и экономичнее. А на белорусском топливе эти показатели ухудшаются.

Специалисты в лаборатории уверены, что это не более чем самообман. На заводе не разделяют топливо на «экспортное» и «для внутреннего рынка». Все оно разливается, как говорится, «из одной бочки».

По цвету сорт бензина определить невозможно

Вся товарная продукция хранится в резервуарах, из них и отгружается потребителям. Эти резервуары спроектированы не для хранения, а для отгрузки и безостановочного функционирования объектов. Более десяти дней топливо в огромных танках не задерживается. Паспортизация продукции производится из резервуара. Он наполняется, топливо в нем выдерживается определенные сроки. Потом оттуда берут пробы, и выдается паспорт на конкретную партию.

С нефтебазы — на АЗС

Часть топлива с НПЗ по трубам длиной полтора километра поступает на Мозырский склад хранения нефтепродуктов, откуда потом уже автомобильным транспортом оно доставляется по различным АЗС. Резервуарный парк склада относительно небольшой — — около 6000 кубометров. Он состоит из 12 резервуаров. Шесть отданы под дизельное топливо, один из которых — под ДТ-З-К5, класс 2 («Арктика»). Три резервуара предназначены для хранения 92-го бензина, два — 95-го и один резервуар для 98-го. Поступление топлива с завода проходит в круглосуточном режиме, так же, как и отгрузка.

Даже несмотря на то, что на НПЗ есть выходной контроль качества топлива, на складе проводится свой анализ. Лаборанты отбирают пробы, исследуют их на основные параметры и сравнивают с данными завода. И уже по паспорту качества склада нефтепродуктов топливо отгружается на АЗС.

Все управление — прием и отпуск — осуществляется одним оператором с помощью компьютера. Человеческий фактор благодаря компьютерным технологиям практически исключен, так что в емкость для дизельного топлива бензин не нальют. При этом контроль происходит не только на нефтебазе, но и удаленно, в режиме реального времени в главном офисе «Белоруснефти» в Гомеле.

После того как топливо загружается в цистерну автомобиля, люк пломбируется, и машина отправляется на АЗС. Сорвать пломбу невозможно, ее номер указывается в накладной, так что варианты, что водитель сольет или разбавит топливо в пути, исключены. На АЗС при приемке проверяется состояние пломбы. Если все в порядке, она срывается, топливо из цистерны сливается в подземные резервуары АЗС. Оттуда оно поступает в топливно-раздаточную колонку и заканчивает свой путь в баке автомобиля.

Мы заправляем полный бак на АЗС. Здесь заканчивает свое путешествие сырая нефть в виде готового бензина или дизельного топлива

Что ждет НПЗ в век электрификации

—  Этот вопрос для нас очень актуален, особенно в последнее время. Естественно, специалисты завода уделяют этому большое внимание. Темпы роста потребления топлива снижаются, но не падают. Пока еще перевод грузового транспорта на электротягу не имеет массового характера, да и всеобщая электрификация автотранспорта пока под вопросом. Так что мы считаем что с учетом постоянного ужесточения требований к качеству топлив и возможному переходу на новые стандарты моторных топлив следует уделять дальнейшее внимание развитию производства, в тоже время необходимо мониторить ситуацию изменения коньюктуры рынков для обеспечения гибкости производства, — говорит Виталий Павлов.

Уже и так содержание вредных примесей минимально. Но все равно идет постепенное снижение их количества. Конечно, вряд ли оно будет равно нулю, но технологически завод готов к еще более жестким нормам.

progomel.by

От вентиля до бака автомобиля. Большой репортаж с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. 21.by

Как нефть становится топливом, которое мы заливаем в бак своего автомобиля? Чтобы узнать все этапы волшебного превращения, мы отправились на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. И все оказалось намного сложнее, чем мы думали.

Где же «черное золото»?

На самом деле рассмотреть что-либо из происходящих с нефтью метаморфоз на заводе сложно. Говорят, даже проработавшие по десятку лет сотрудники не видели в глаза сырой нефти. Все процессы производства скрыты. Здесь нет цехов, где в чанах «варится» нефть и смешиваются нефтепродукты.

— В Мозыре завод строился для обеспечения моторным и котельным топливом не только южных областей тогдашней Белорусской ССР, но и прилегающих территорий Украины и России, а также стран Западной Европы. Так что с самого своего основания он был рассчитан на экспорт продукции. В далеком 1975 году завод производил два вида топлива: бензин марки А-76 и дизельное топливо. В высокой глубине переработки нефти не было необходимости. После распада Советского Союза возник вопрос дальнейшей судьбы завода. Работать эффективно при существующей тогда глубине переработки было невозможно. И тогда была разработана стратегия поэтапной модернизации завода, которая не прекращается и сейчас, — рассказывает генеральный директор Мозырского НПЗ Виталий Павлов.

Фото из архива МНЗ. Виталий Петрович Павлов, генеральный директор Мозырского НПЗ

Сейчас Мозырский НПЗ, как и «Нафтан», производит топливо по европейским стандартам и все так же ориентирован на экспорт продукции. Заправиться белорусским топливом можно в Украине, Молдове, Венгрии, Румынии, Нидерландах, Словакии, Чехии, Польше, странах Балтии, Италии и даже (!) Великобритании.

Откуда же все начинается? По сути, на заводе не существует нулевой точки, с которой начинается процесс производства топлива. Нефть на предприятия поступает двумя путями: по системе магистральных трубопроводов и железнодорожным транспортом. На заводе вспоминают курьезный случай, когда журналист назвал идущие к заводу над землей трубы теплотрассы нефтепроводом «Дружба».

— Вы никогда не увидите знаменитый нефтепровод «Дружба». Его трубы проходят под землей и выходят наверх на территории завода. Если хотите, это можно считать отправной точкой, — говорит начальник производственно-диспетчерского отдела Дмитрий Шурпач.

Фото из архива МНЗ.Так на самом деле выглядит часть нефтепровода «Дружба» на территории НПЗ

Туда мы и отправляемся. Нефтепровод никак не обозначен. Из-под земли видны трубы и огромный вентиль. Чисто символически можно считать, что с его открытием нефть попадает на завод и начинается процесс ее переработки.

Первая стадия — разделение на фракции

Сырая нефть поступает в резервуары пятого цеха. Там она хранится и потом откачивается на комплексы ЛК-6У № 1 и ЛК-6У № 2. Комплекс ЛК-6У состоит из четырех секций.

На секции 100 происходит первичная переработка нефти. Здесь она разделяется на фракции — прямогонная бензиновая, прямогонный керосин, дизель, мазут и сжиженный газ. Секция 100 является поставщиком основных сырьевых компонентов для остальных процессов предприятия. Если говорить просто — нефть нагревается до различных температур, а выделяющиеся при этом пары конденсируются. Так получаются прямогонные фракции.

— В 1975 году на этом комплексе был получен первый бензин. ЛК-6У — это Ленинградская комбинированная установка. «Шесть» означает первоначальную производительность — шесть миллионов тонн нефти в год. Сейчас мощность завода составляет 12 млн тонн сырой нефти в год. На всем пространстве бывшего Союза около 10 таких установок, но именно наша была первой, — рассказал нам заместитель начальника топливно-каталитического производства Николай Дашкевич.

Обслуживает установку смена операторов, причем работают здесь только мужчины. Все процессы компьютеризированы, и наблюдают за ними из здания операторной. Более десятка человек беспрерывно смотрят в мониторы компьютеров. Женщины здесь не работают, потому что установка — опасное технологическое производство.

Одна смена — 25 человек, они контролируют процессы всего комплекса (все четыре секции установки). Этот же персонал обслуживает все оборудование установки, несет ответственность за его исправность и выходит на ремонтные работы в случае поломки. Ответственность колоссальная. Но конкурс на открытые вакансии почти как в вуз — восемь человек на место.

Выход чистого продукта при первичной перегонке невелик, поэтому за ней следует еще несколько куда более сложных стадий. Говоря проще, из нефти нужно выжать максимум полезного, то есть увеличить глубину переработки. И это — основная задача, ради которой проводится масштабная модернизация завода. После этапа первичной перегонки мы отправляемся на установку каталитического крекинга.

Бензин: более 10 компонентов и 15 установок

— На момент строительства таких установок в мире было всего пять. Две — на территории СНГ, включая нашу, и три — в США. Установка строилась три года и была введена в эксплуатацию в 2004 году. Мощность переработки — два миллиона тонн сырья в год. Уже существует план по ее реконструкции, так как на месте стоять нельзя. Хотя установка работает уже 13 лет и делает это отлично, — делится с нами секретами начальник установки каталитического крекинга Борис Данилов.

Фото из архива МНЗ

Установка нужна для выпуска 92-го и 95-го бензина. Сырьем для каталитического крекинга является вакуумный газойль. Это один из самых дешевых компонентов, который остается в процессе переработки нефти. Эта установка стала вторым рождением завода, окупив себя буквально за три года. Благодаря каталитическому крекингу можно получить до 50% бензина.

Товарный бензин компаундируется более чем из десятка различных компонентов, которые производятся на пятнадцати установках (секциях) завода. К ним относятся и установка каталитического риформинга, и установка экстрактивной дистилляции бензола, и установка изомеризации, и комплекс каталитического крекинга, и установка алкилирования, и другие.

Фото из архива МНЗ

До недавних пор один из компонентов для производства 95-го бензина закупали за границей. С пуском в 2016 году комбинированной установки производства высокооктановых бензинов, которая состоит из трех установок, удалось добиться того, что все компоненты теперь производятся на заводе.

Фото из архива МНЗ

Дизельное топливо — на очистку и депарафинизацию

Дизельное топливо, полученное путем перегонки на комплексах ЛК-6У, проходит дополнительные стадии обработки. Современная установка гидроочистки введена в строй в 2012 году. Основная задача на этом этапе — понизить содержание серы до требуемых евростандартом 10 ppm (ЕВРО-5). При этом технологии завода позволяют перекрыть этот показатель с запасом. Сегодня уже проходит ее модернизация. Устанавливаются дополнительные реакторы.

На установке легкого гидрокрекинга происходит гидроочистка и депарафинизация некоторых объемов топлива, очистка его от парафинов с получением после добавления различных присадок товарного топлива «Арктика».

Фото из архива МНЗ

Переработка тяжелых нефтяных остатков — еще больше топлива

Особая гордость завода и самый дорогой инвестиционный проект за всю его историю — это строительство комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков. Стоит он более 1 млрд евро! И состоит из трех технологических объектов: установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки по производству водорода и установки по производству серы, а также 21 объекта вспомогательного назначения. Это колоссальный объем строительно-монтажных работ, огромное количество поступающего оборудования и материалов.

Реализация этого проекта позволит получать дополнительные объемы моторного топлива за счет значительного увеличения глубины переработки нефти (до 90%, сейчас — 72%), наладить выпуск низкосернистого котельного топлива, соответствующего европейским стандартам, гидроочищенного вакуумного газойля. Выход светлых нефтепродуктов будет на уровне 65−66%, сейчас — около 60%.

Как признаются на заводе, это большой шаг вперед, фактически — мировой уровень нефтепереработки. Построив этот объект, завод будет в числе лидеров нефтепереработки. Окончание работ по строительству комплекса планируется в 2019 году.

— Срок окупаемости закладывается примерно на восемь лет, но из практики эксплуатации тех объектов, что уже реализованы, происходит это, как правило, раньше, — признался Виталий Павлов.

Проверка качества на всех этапах

На каждом этапе производства топлива проводится его лабораторный контроль. Лаборатория — одно из немногих мест на заводе, где работают женщины.

— На всех стадиях производства идет очень жесткий контроль. Даже если чисто теоретически предположить, что какая-то партия топлива окажется плохого качества, то она просто не будет отгружена потребителю и отправится в повторное производство, — рассказали нам в лаборатории.

Первое, что измеряется, это плотность. Даже марки бензина отличаются по этому показателю. А вот по цвету — нет. Как правило, топливо сейчас одинакового цвета. Специалисты говорят, что качество топлива по цвету сейчас не определить. И 92-й, и 95-й бензины имеют желтоватый оттенок, цвета благородного белого вина. По цвету сорт бензина определить невозможно.

Многие автолюбители утверждают, что, заправившись за границей, чувствуют, что машина едет лучше — динамичнее и экономичнее. А на белорусском топливе эти показатели ухудшаются.

Специалисты в лаборатории уверены, что это не более чем самообман. На заводе не разделяют топливо на «экспортное» и «для внутреннего рынка». Все оно разливается, как говорится, «из одной бочки».

По цвету сорт бензина определить невозможно

Вся товарная продукция хранится в резервуарах, из них и отгружается потребителям. Эти резервуары спроектированы не для хранения, а для отгрузки и безостановочного функционирования объектов. Более десяти дней топливо в огромных танках не задерживается. Паспортизация продукции производится из резервуара. Он наполняется, топливо в нем выдерживается определенные сроки. Потом оттуда берут пробы, и выдается паспорт на конкретную партию.

С нефтебазы — на АЗС

Часть топлива с НПЗ по трубам длиной полтора километра поступает на Мозырский склад хранения нефтепродуктов, откуда потом уже автомобильным транспортом оно доставляется по различным АЗС. Резервуарный парк склада относительно небольшой — - около 6000 кубометров. Он состоит из 12 резервуаров. Шесть отданы под дизельное топливо, один из которых — под ДТ-З-К5, класс 2 («Арктика»). Три резервуара предназначены для хранения 92-го бензина, два — 95-го и один резервуар для 98-го. Поступление топлива с завода проходит в круглосуточном режиме, так же, как и отгрузка.

Даже несмотря на то, что на НПЗ есть выходной контроль качества топлива, на складе проводится свой анализ. Лаборанты отбирают пробы, исследуют их на основные параметры и сравнивают с данными завода. И уже по паспорту качества склада нефтепродуктов топливо отгружается на АЗС.

Все управление — прием и отпуск — осуществляется одним оператором с помощью компьютера. Человеческий фактор благодаря компьютерным технологиям практически исключен, так что в емкость для дизельного топлива бензин не нальют. При этом контроль происходит не только на нефтебазе, но и удаленно, в режиме реального времени в главном офисе «Белоруснефти» в Гомеле.

После того как топливо загружается в цистерну автомобиля, люк пломбируется, и машина отправляется на АЗС. Сорвать пломбу невозможно, ее номер указывается в накладной, так что варианты, что водитель сольет или разбавит топливо в пути, исключены. На АЗС при приемке проверяется состояние пломбы. Если все в порядке, она срывается, топливо из цистерны сливается в подземные резервуары АЗС. Оттуда оно поступает в топливно-раздаточную колонку и заканчивает свой путь в баке автомобиля.

Мы заправляем полный бак на АЗС. Здесь заканчивает свое путешествие сырая нефть в виде готового бензина или дизельного топлива

Что ждет НПЗ в век электрификации

—  Этот вопрос для нас очень актуален, особенно в последнее время. Естественно, специалисты завода уделяют этому большое внимание. Темпы роста потребления топлива снижаются, но не падают. Пока еще перевод грузового транспорта на электротягу не имеет массового характера, да и всеобщая электрификация автотранспорта пока под вопросом. Так что мы считаем что с учетом постоянного ужесточения требований к качеству топлив и возможному переходу на новые стандарты моторных топлив следует уделять дальнейшее внимание развитию производства, в тоже время необходимо мониторить ситуацию изменения коньюктуры рынков для обеспечения гибкости производства — говорит Виталий Павлов.

Уже и так содержание вредных примесей минимально. Но все равно идет постепенное снижение их количества. Конечно, вряд ли оно будет равно нулю, но технологически завод готов к еще более жестким нормам.

 

Теги: Гомель

 

 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

Сырая нефть проходит долгий путь до попадания в бак автомобиля. AUTO.TUT.BY узнал все этапы производства топлива, посетив Мозырский НПЗ.

 

news.21.by

«Есть чем гордиться, есть к чему стремиться» — Мозырь. Новости Мозыря. Жыццё Палесся

Роль Мозырского НПЗ в экономике страны сложно переоценить. От положения дел на предприятии зависит не только благосостояние заводского коллектива: будучи градообразующим, завод вносит огромный вклад в развитие нашего города, а также участвует в формировании бюджета региона и республики. Сегодня предприятие реализует масштабный инвестиционный проект «Строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков», которому нет аналогов на постсоветском пространстве, да и в мире таких — единицы. Более подробно о строительстве комплекса H-oil, о ценах на топливо и участии предприятия в развитии города — в нашем интервью с генеральным директором ОАО «Мозырский НПЗ» Виталием Петровичем Павловым.

— Профессиональный праздник — отличный повод подвести итоги, оценить результаты работы коллектива, сделать акцент на предстоящих задачах. Виталий Петрович, с каким настроением мозырские нефтепереработчики готовятся встретить профессиональный праздник?

— Мы работаем в достаточно непростых условиях: мировые цены на нефть продолжают вести себя непредсказуемо. Но можно констатировать, что к профессиональному празднику мы подходим с хорошим настроением. Несмотря на все трудности, мы справляемся с теми задачами, которые перед нами стоят на данный момент. Выполняются все показатели, которые были заложены в бизнес-плане. За семь месяцев завод уже переработал 5 млн. 856 тысяч тонн нефти. Всего на 2017 год за-планировано освоить 9,8 млн. тонн — аналогичный объем к уровню 2016 года. С этим, уверен, мы справимся, несмотря на то, что в середине сентября у нас начинается большой капитальный ремонт. Меня особо радует, что предприятие обеспечивает выполнение всех пунктов коллективного договора.

— Завод не один десяток лет ведет интенсивную работу по капитальному строительству, и именно модернизация позволяет ему выдерживать жесткие условия рынка. В какой стадии находится строительство комплекса H-oil?

— На заводе — постоянная стройка. В основе программы развития завода заложена концепция поэтапной модернизации предприятия, когда каждый предыдущий этап обеспечивает техническую и финансовую базу для реализации каждого последующего этапа. За последние 10 лет реализован целый ряд инвестиционных проектов, которые позволили увеличить глубину переработки нефти, отбор светлых нефтепродуктов и обеспечить качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов. Только в прошлом году на Мозырском НПЗ введено в эксплуатацию пять технологических объектов общей стоимостью $ 480 млн.

Поэтапный процесс модернизации позволил создать определенные благоприятные условия для реализации такого крупного инвестиционного проекта, как комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Его реализация сейчас находится в активной стадии. Этот комплекс состоит из трех технологических объектов: установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки по производству водорода и установки по производству серы, а также 21 объекта вспомогательного назначения. Это колоссальный объем строительно-монтажных работ, огромное количество поступающего оборудования и материалов. Перед коллективом предприятия, проектными, строительно-монтажными организациями стоят жесткие сроки.

Уже сегодня мы ведем тщательную подготовку кадров: операторы обучаются на аналогичной установке в Болгарии, частично подобран и инженерно-технический состав. Работу на новом комплексе получат около 200 человек.

Реализация проекта позволит получать дополнительные объемы моторного топлива за счет значительного увеличения глубины переработки нефти (до 90%, сейчас — 72%), наладить выпуск низкосернистого котельного топлива, соответствующего европейским стандартам, гидроочищенного вакуумного газойля. Выход светлых нефтепродуктов будет на уровне 65-66%, сейчас — около 60%. Это мощный скачок вперед, это — мировой уровень нефтепереработки. Построив этот объект, завод будет в числе лидеров нефтепереработки.

— Как известно, произошло падение цен на нефть, логично предположить, что и прибыль завода снизилась… Предприятие финансирует инвестпроект самостоятельно или используются кредитные ресурсы?

— На сегодняшний день предприятие работает на оптимальной загрузке, имеет достаточную прибыль для финансирования своей текущей деятельности и реализации инвестиционной программы. Кроме того,  состояние платеже-способности предприятия позволяет получать нам необходимые кредиты для финансирования этого масштабного проекта.

— Из каких стран сегодня поступает черное золото на Мозырский НПЗ?

— Мы используем сырье, которое поступает из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений. Сейчас предприятие обеспечено необходимым количеством сырья.

У нас есть опыт переработкинефти венесуэльской, азербайджанской. В этом году мы перерабатывали также иранскую нефть.

— Беларусь, как известно, имеет собственную, пусть и небольшую, нефтедобычу. Любопытно узнать, перерабатывает ли Мозырский НПЗ белорусскую нефть?

— С целью получения максимальной эффективности вся белорусская нефть реализуется на экспорт. Во-первых, это выгодно государству, потому что вся экспортная пошлина поступает в бюджет. Во-вторых, это валютная выручка, которая положительно влияет на торговый баланс страны.

— Что собой представляет соотношение внешнего и внутреннего рынков реализации нефтепродуктов, произведенных на Мозырском НПЗ?

— Примерно 25% продукции идет на внутренний рынок, 75% — на внешний. География поставок — более чем 20 стран. В целом мы ориентированы на работу с близлежащими рынками, для того чтобы получить максимальную прибыль. Ведь не секрет: чем меньше и удобнее логистическое плечо, тем больше эффект от реализации. В этом смысле для нас наиболее премиальна Украина. Но нужно понимать: емкость рынка ограничена, а объемы у нас немалые.

— Обывательский вопрос: мировые цены не нефть падают, а на бензин — растут, почему так? Каковы будут Ваши прогнозы по цене топлива? Будет ли дорожать бензин в ближайшее время? Это интересно всем автомобилистам.

— К слову, цены на нефть с первого августа резко возросли: если в прошлом месяце за баррель просили 48,5 доллара, то в этом — 51,5 доллара. То, о чем я говорил в начале нашей беседы: колебания цен непредсказуемы.

Потребители часто считают, если мировая цена на нефть снизилась, значит, и цена топлива на заправках должна снизиться. Каждое государство для себя выбирает стратегию формирования цен на нефтепродукты, при этом учитываются многочисленные факторы, например: курс национальной валюты, цена поставленного сырья, уровень цен на АЗС в сопредельных государствах (мы должны быть конкурентоспособными), покупательская способность (мы должны учитывать доходы населения), экономика предприятия и т.д. Поэтому однозначного ответа нет, что будет с ценой. Это сложно прогнозируется.

— Значит ли это, что старая формула о том, что литр бензина АИ-92 должен стоить 70 центов, уже не актуальна?

— Совершенно верно. Если цена на нефть будет расти до уровня предыдущих периодов, возможно, такие привязки будут действовать.

— Виталий Петрович, в последнем интервью для нашей газеты Вы говорили о том, что завод будет по-прежнему участвовать в развитии города. В каких проектах завод планирует выступить в качестве спонсора, что интересно лично Вам как депутату?

— Мне как депутату и как обычному горожанину хочется, чтобы Мозырь становился лучше и комфортнее для жизни. Если мы хотим, чтобы мозыряне жили здесь с удовольствием, естественно, мы должны способствовать его развитию. В ближайшей перспективе хотелось бы, чтобы наш долгострой — спортивно-оздоровительный центр — поменял свой статус и распахнул двери для мозырян и гостей города.

Как руководитель градообразующего предприятия я буду делать все от меня зависящее, чтобы завод успешно работал и имел возможность оказывать помощь родному городу.

— Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам накануне профессионального праздника?

— Хочу от души поздравить всех работников завода с профессиональным праздником. Нефтепереработчики всегда гордились своей профессиональной принадлежностью и показывали всем хороший пример в отношении к своему делу. Пусть так будет и дальше. Здоровья вам, оптимизма, уверенности в завтрашнем дне!

— Вас, коллектив, которым Вы руководите, поздравляем с праздником! Пусть все планы с успехом воплощаются в жизнь. Всех благ!

— Спасибо.

Ольга АРДАШЕВА

Фото Игоря МАЛАЩЕНКО

www.mazyr.by

На Мозырском НПЗ реализуется проект, аналогов которому на постсоветском пространстве нет

Первый бензин Мозырский нефтеперерабатывающий завод произвел в 1975 году. С тех пор, как принято говорить, много воды утекло. В нашем случае — тысячи тонн топлива, без которого невозможно представить жизнь современного мира. Само же предприятие продолжает динамично развиваться, занимая лидирующие позиции в нефтехимической отрасли страны и привлекая интерес зарубежных инвесторов.

Мозырский НПЗ сегодня — наиболее динамично развивающееся нефтеперерабатывающее предприятие в Восточной Европе.фото белта Главный принцип нефтепереработки достаточно прост. Чем глубже переработка сырой нефти, тем чище топливо и другая выпускаемая продукция. Следовательно, выше добавленная стоимость. При этом необходимо наращивать объемы производства и расширять номенклатуру товаров, которые должны соответствовать строгим стандартам качества. Технологии постоянно совершенствуются, и поэтому требующая колоссальных капиталовложений, сил и времени модернизация идет постоянно. Такие правила диктуют рынок и прогресс.

Концепция поэтапной реконструкции Мозырского НПЗ формировалась на рубеже веков — в непростые для всей страны 1990-е годы. Каждый из четырех этапов обеспечивал получение новой продукции или сырья для проведения следующего. Удалось сделать многое. Прежде всего — ввести в эксплуатацию ряд различных установок и агрегатов. Впрочем, это было лишь начало. Системная работа продолжалась, задачи и планы определялись пятилетними программами развития. К примеру, реализация программы 2011—2015 годов позволила начать производство топлива стандарта евро-5. А также увеличить объем переработки до 12 миллионов тонн в год, снизив при этом выбросы загрязняющих веществ.

Сейчас на предприятии реализуется программа развития до 2020 года. В активной стадии — самый амбициозный, дорогостоящий и крупномасштабный в истории МНПЗ инвестиционный проект стоимостью свыше миллиарда долларов. Аналогов на постсоветском пространстве ему нет. Да и в мире их можно пересчитать по пальцам.

Речь идет о строительстве комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. За сложным названием, которое ничего не скажет обывателю, — перспективы, от которых захватывает дух у специалистов. Ключевой показатель глубины переработки с нынешних 74 увеличится до 90%. Что означает почти безотходное производство. Для сравнения: когда-то начальная технологическая схема предполагала глубину переработки нефти до 50%. В те времена энергетический комплекс испытывал большую потребность в топочном мазуте. А его низкая себестоимость обеспечивала заводу устойчивое экономическое состояние.

Мазут хотя и используется в качестве котельного топлива по-прежнему, все же является отходами. А максимальное сокращение их — задача любого рационального производства. С вводом комплекса выпуск дизтоплива увеличится более чем на 800 тысяч тонн. А вот мазута станет меньше. Да и тот, который останется, будет чище. Содержание серы в нем не превысит 1%, что соответствует новейшим европейским стандартам.

Внешний вид комплекса уже напоминает антураж фантастического блокбастера о будущем. Посмотреть есть на что — шесть тысяч тонн металлоконструкций и оборудование, поставленное из 38 стран. К примеру, сердце комплекса — четыре реактора — доставлено из Японии. Завершение работ планируется в 2019 году. Прогнозируемый срок окупаемости — от 5 до 9 лет. Многое будет зависеть от конъюнктуры рынка и мировых цен на нефть.

Но при любом раскладе стратегическая цель по углублению переработки будет достигнута. Об интересе к предприятию со стороны потенциальных инвесторов свидетельствует недавняя научно-техническая конференция. Участие в ней приняли почти 200 экспертов из 14 стран. Главной темой стали ключевые проекты и стратегические планы Мозырского НПЗ. На его опыте специалисты изучают инновации и анализируют перспективы развития всей нефтехимии.

Принимавший гостей генеральный директор Виталий Павлов в интервью журналистам был лаконичен:

— Проведена глобальная работа. Это уже позволяет выпускать высококачественную продукцию, конкурентоспособную на всех рынках.

За сдержанной оценкой собственных  усилий — профессиональное понимание того, что покорение главных вершин еще впереди. Между тем участники конференции не скупились на заслуженные комплименты хозяевам. По их отзывам, Мозырский НПЗ сегодня — наиболее динамично развивающееся нефтеперерабатывающее предприятие в Восточной Европе.

— Для меня это лучший завод в России и СНГ, — заявил президент консалтинговой компании в сфере нефтепереработки Euro Petroleum Consultants Колин Чапман. — Здесь каждый год вводятся новые проекты, реализация которых интересна всем странам, присутствующим на нефтяном рынке.

Такое мнение разделил и технолог Французского института нефти Тибо Сож, назвавший технологии на предприятии самыми передовыми в мире.

И действительно, роль Мозырского НПЗ в экономической сфере сложно переоценить. От положения дел на предприятии зависит не только благосостояние коллектива, а это более 4000 человек. Будучи фактически градообразующим предприятием, завод вносит свой огромный вклад в развитие самого Мозыря. И, понятно, серьезно участвует в формировании бюджета страны.

Словом, состояние нефтехимической отрасли значительно определяет и самочувствие всей национальной экономики. Отставание ее флагманов от научно-технического прогресса обошлось бы слишком дорого. В ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» это отлично понимают. И впечатляющая нынешняя модернизация — залог уверенного будущего.

[email protected]

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

МОЗЫРСКИЙ НПЗ ОАО

УНП/ИНН/VAT: 400091131

Статус:

Действующий

Форма собственности: государственная

Расположение: Беларусь , Мозырь

Почтовый адрес: 247760 , Гомельская обл.,г. Мозырь,мкр-н Мозырь-11

Юридический адрес: Гомельская обл.,г. Мозырь,мкр-н Мозырь-11

Телефон: (+375 2351) 7-33-30

Факс: (+375 2351) 3-05-43

Официальный сайт: www.mnpz.by

Информация о деятельности предприятия:

Описание деятельности

елью любого предприятия является обеспечение стабильного финансового положения и получение максимальной прибыли. В современных условиях хозяйствования это становится возможным только благодаря выпуску востребованной продукции, соответствующей по своему качеству требованиям мирового рынка. Основа достижения цели – создание современной производственной базы в результате проведения реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующего производства, а также строительства новых высокотехнологичных объектов.

Стратегическим направлением развития ОАО «Мозырский НПЗ» является целенаправленная деятельность по повышению конкурентоспособности продукции путем улучшения ее качества и снижения затрат на производство.

Все высокооктановые автомобильные бензины, дизельное топливо и дорожные битумы производства ОАО «Мозырский НПЗ» соответствуют современным европейским требованиям.

Описание продукции

Программой развития ОАО «Мозырский НПЗ» предусмотрено строительство новых технологических объектов и внедрение лицензионных технологий, обеспечивающих:

производство всего объема автомобильных бензинов, соответствующих требованиям европейского стандарта EN 228; увеличение глубины переработки нефти за счет строительства установок вакуумной перегонки мазута и переработки тяжелых нефтяных остатков с производством малосернистого котельного топлива. Постоянное широкомасштабное совершенствование производства, направленное на создание самой современной производственной базы, высокопрофессиональный и мотивированный к работе персонал, использование современных программных продуктов для управления технологическими и бизнес-процессами организации дают возможность ОАО «Мозырский НПЗ» не только сохранять ведущие позиции среди нефтеперерабатывающих заводов стран СНГ, но и укреплять свой авторитет на мировом рынке.

Сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2008, системы управления охраной окружающей среды требованиям ISO 14001:2004 и СТБ ИСО 14001-2005 и системы менеджмента охраны труда требованиям стандарта OHSAS 18001:2007 подтверждают способность предприятия стабильно выпускать продукцию самого высокого качества, оказывая при этом минимальное вредное воздействие на окружающую среду и создавая безопасные условия труда для персонала.

ОАО «Мозырский НПЗ» является лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь в области качества 2002, 2005 и 2010 годов, дипломантом Премии Содружества Независимых государств 2007 года за достижения в области качества продукции и услуг, лауреатом 8-го Международного Турнира по качеству стран Центральной и Восточной Европы, что подтверждает правильность выбранного курса на постоянное совершенствование и развитие.

Виды деятельности

  • Химическая промышленность

Продукция и услуги:

  • Нефтепродукты

Целевой рынок

beltrade.by


Смотрите также