Экспертиза качества бензины: методы исследования, присадки, производство. Методы исследования бензина


Екатеринбург | Экспертиза качества бензины: методы исследования, присадки, производство - БезФормата.Ru

Статья рассматривает различные технологии производства бензина, как с использованием каталитического риформинга, так и с различными присадками, призванными повысить октановое число. Приводится классификация различных присадок, описывается метод определения наличия таковых в бензинах — метод инфракрасной спектроскопии и преимущества этого метода. Раскрывается понятие «октановое число», описывается способ его определения.

В России выпускаются следующие сорта бензина:

Нормаль-80 — имеет октановое число 80; Регуляр-92 — имеет октановое число 92; Премиум-95 — имеет октановое число 95; Супер-98 — имеет октановое число 98.

Что такое октановое число?

Самым стабильным бензином, выходит, является «Супер-98», потому что октановое число указывает на стабильность бензина. Чем выше октановое число, тем лучше бензин сопротивляется детонации. Значит, существуют, так называемые, ОЧИ, октановые числа, которые определяют исследователи. А что такое тогда ОЧМ, определяемое по моторному методу?

Конечно, никакой связи с личным мнением исследователя или какого-либо моториста с ОЧМ нет. И ОЧИ, и ОЧМ определяется на хитрой установке с одним цилиндром, которая называется УИТ-65 или УИТ-85. Такие установки имеют переменную степень сжатия. Состоит такая установка из трёх элементарных карбюраторов, которые «обучены» менять состав смеси в динамике. В добавок ко всему имеется и три небольшие топливные ёмкости, в одну из которых заливают бензин, предназначенный для испытания, а в две других ёмкость — два эталонных топлива, октановые числа которых должны отличаться на пару единиц. Специальный датчик детонации монтируется на блок цилиндра и позволяет оценивать интенсивность как эталонных бензинов, так и испытуемого. Из полученных данных путём вычисления получается ОЧ.

Между прочим, определение ОЧИ и ОЧМ происходит по одному принципу, только в разных режимах работы этой хитрой установки. Для получения ОЧИ двигатель работает при 600 оборотах в минуту, а для получения ОЧМ разгоняется до 900. Принято считать, что ОЧИ является моделью условий детонации в городских условиях езды, а ОЧМ при езде за городом. Помните, что маркировка бензина указывает ОЧИ. Связь между ОЧИ и ОЧИ следующая: для бензинов А-80 ОЧМ должно быть 76, для 91 — 82,5, для 95 — 85, для 98 — 88.

Как получают бензин?

Самая передовая технология — каталитический риформинг, позволяет получать нужные октановые числа сразу. Такая технология требует больших затрат, поскольку в большинстве случаев доля полученного бензина среди других высокооктановых топлив не превышает 50%. Остальные топлива вырабатываются с использованием более простых технологий в числе которых можно назвать каталитический крекинг или гидрокрекинг. Самые простые способы для получения прямогонных бензинов дают топливо с октановым числом не выше 50-60 единиц. По имеющимся у нас данным доля бензина полученного с использованием каталитического риформинга составляет всего 30 %. Весь остальной бензин который мы покупаем на заправках это бензин с различными присадками повышающими октановое число.

Чем так плох бензин с присадками?

Все присадки можно разделить на три группы. Металлосодержащие присадки попадают в первую группу. В них используется такие вещества как тетраэтилсвинец, которые позволил получить этилированный бензин, который сейчас просто запрещён. Такая присадка была просто кладом нефтяника, потому что стоила очень дёшево, оставаясь при этом очень эффективной. Бензины, полученные с применением таких присадок, при сгорании выделяли канцерогены. Сейчас такие присадки сменил ферроцен, являющийся не таким опасным.

Надо сказать, что такие присадки ещё и оставляют налёт в камере сгорания, на свечах и в других важных компонентах двигателя автомобиля. За предельным уровнем ферроцена (который является 0,017%) никто не следит. Также существуют присадки, имеющие основой никель или марганец, но проблемы остаются теми же.

Вторая группа добавок повышает октановое число топлива путём смешения базового бензина с каким-нибудь очень стабильным веществом. Самым распространённым «стабилизатором» является монометиланилин, октановое число которого составляет 280. Такие бензины получается дороже, чем бензины первой группы, к тому же они совсем не всегда проходят нормы Евро-III и Евро-IV.

Самая серьёзная группа, третья, — это эфиры и спирты. Топлива этой группы не имеют проблем с экологией, но возникают другие сложности. У таких веществ небольшое октановое число (около 120), что повышает общую долю присадки в топливе вплоть до 10%. Также падает эффективность такого бензина, поскольку применение спиртов приводит к понижению теплотворных качеств. Также имеется ограничение по доле эфиров- 15%, что связано с агрессией этих веществ к резине, краске или пластику.

Подвоха от некачественного бензина можно ждать с трех сторон. Во-первых, у него низкая детонационная стойкость из-за несоответствия реального октанового числа (ОЧ) требованиям двигателя. Отсюда – детонация, падение мощности, а далее прогоревшие клапаны и поршни, разрушенные перемычки канавок под кольца, задранные подшипники.

Можно ли определить присадки используя «моторный» метод экспертизы бензина?

Как было описано выше моторный метод основан на определении октанового числа на установках УИТ-65 или УИТ-85. Этот метод описан в ГОСТ 8226-82 «Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа», но, во первых при применении данного метода мы не получим ответа на вопрос о наличии присадок, а во вторых это исследовательский метод. То есть результаты получают в ходе проведения некого эксперимента, да еще при сравнении с некими эталонами. Таким образом, метод, в условиях существующей реальности на топливном рынке, по сути является субъективным.

Как определить наличие присадок в бензине?

В настоящее время единственный метод, способный дать ответ о наличии присадок в бензинах является метод инфракрасной спектроскопии. Использование данного метода регламентировано ГОСТ Р 52256-2004 «БЕНЗИНЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ, ДИПЭ, МЕТАНОЛА, ЭТАНОЛА И ТРЕТ-БУТАНОЛА МЕТОДОМ ИНФРАКРАСНОЙ СПЕКТРОСКОПИИ»

В ИК-области спектра находятся все основные гармоники колебательных спектров основных углеводородов, входящих в состав бензинов. Таким образом, ИК-спектр бензина является его уникальной характеристикой, по которой можно проводить определение таких показателей качества, как наличие присадок, фракционный состав, октановое число и др.

При современном развитии методов ИК спектроскопии возможно определение присадок в бензинах не только на качественном уровне (есть/нет), но и расчет их количественного (процентного) содержания.

В чем еще преимущество использования методов ИК спектроскопии?

Прежде всего это отсутствие субъективных факторов анализа, не используются эталоны (зачастую не соответствующие требованиям). Анализ проводится не по «механическим» показателям, зависящим от выработанности (старости) прибора, климатических условий в лаборатории, а анализируется стабильный не зависящий от внешних факторов спектр в инфракрасной области. Экспрессность метода. Малое количество анализируемой пробы, для проведения анализа нужно всего 50-100 мг топлива.

Источник: http://sud-expertiza.ru/ekspertiza-kachestva-benzina/

Google+ Кирилл Форманчук

ekaterinburg.bezformata.ru

Исследование - бензин - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Исследование - бензин

Cтраница 3

Решению поставленной задачи предшествовало исследование масс-спектров индивидуальных углеводородов [1 - 4], в результате которого были установлены некоторые новые закономерности, обеспечившие возможность создания унифицированного масс-спектрометрического метода исследования бензинов.  [31]

В табл. 54 представлены данные о содержании ( средние значения) некоторых нафтенов в бензинах прямой гонки из нефтей метанового и нафтенового оснований; данные получены в основном при исследовании американских и русских бензинов.  [32]

Тарасова [194] в лаборатории Николая Дмитриевича установила, что при работе по методу Н. Д. Зелинского парафины не ацетилируются, то очевидно, что эта реакция может применяться для отделения нафтенов от парафинов, для исследования бензинов [ 194а ] и может служить также методом синтеза кетонов циклапарафиновогю ряда с карбонильной группой в боковой цепи.  [33]

Существенным условием всякого плодотворного исследования является применение точной методики, поэтому надо было убедиться, что указанные выше превращения циклопентанопых и парафиновых углеводородов не могут оказать существенного влияния на те результаты, которые получаются при исследовании бензинов методом избирательного дсгидрогепи-зационного катализа.  [34]

Существенным условием всякого плодотворного исследования является применение точной методики, поэтому надо было убедиться, что указанные выше превращения циклопентановых и парафиновых углеводородов не могут оказать существенного влияния на те результаты, которые получаются при исследовании бензинов методом избирательного дегидрогенизационного катализа.  [35]

Весьма существенным этапом предложенного недавно способа исследования индивидуального состава бензинов прямой гонки [4] является каталитическая дегидрогенизация шестичленных нафтенов; поэтому было бы очень важно выяснить, насколько избирательный характер имеет эта реакция при соблюдении условий, рекомендуемых для исследования бензинов, и, в частности, не подвергаются ли изомеризации имеющиеся в бензине парафиновые углеводороды, что искажало бы результаты анализа.  [36]

В условиях, применяемых для исследования индивидуального состава бензинов прямой гонки, из к-гептана и н-октана образуются небольшие количества непредельных ( меньше 2 %) и ароматических ( - 1 %) углеводородов; остатки после удаления из них продуктов реакции почти не отличаются по свойствам от исходных н-гептана или н-октана. Таким образом, в этих условиях парафиновые углеводороды не подвергаются сколько-нибудь заметным изменениям; при исследовании бензинов комбинированным методом необходимо строго придерживаться рекомендованных условий дегидрогенизации.  [37]

Такие вещества применяются преимущественно в качестве антидетонаторов в моторном топливе и в качестве антиокислителей в углеводородах. Поскольку тетраэтил - или тетрафенилсвинец, применяемые наиболее часто, очень летучи, а также чрезвычайно ядовиты, надежный метод обнаружения этих соединений приобретает важное практическое значение. Для исследования бензина и других видов моторного топлива вполне применима следующая реакция.  [38]

Сравнение спектров фракций, в которых сохранены циклогексановые углеводороды, со спектрами таковых же фракций после их удаления со всей очевидностью показывает, насколько упрощается обработка таких спектров и насколько увеличивается точность получаемых при этом результатов. При исследовании бензина из карачухурской нефти - результаты исследования приведены в табл. 1 ( бензин № 7) - наряду с исследованием нарафино-нафтеновой фракции по принятой нами методике, были исследованы также фракции этого бензина, из которых циклогексановые углеводороды предварительно не были удалены. Оказалось что, во-первых, ввиду разбавления фракции присутствующими циклогексановыми углеводородами, ослабляются в соответствующей степени линии других углеводородов и, во-вторых, яркие линии циклогексановых углеводородов перекрывают сравнительно более слабые липни циклопентанов и парафинов.  [39]

Октановые числа бензинов прямой гонки, как правило, связаны с содержанием в них парафиновых углеводородов с разветвленным углеродным скелетом. Данные по исследованию бензинов прямой гонки [1] показывают, что содержание парафинов с прямой цепочкой в них довольно велико, а октановые числа бензинов тем выше, чем ниже содержание в них парафиновых углеводородов с неразветвлсп-ным скелетом. В ряде исследований [2-5] было установлено, что под влиянием катализаторов типа хлористого алюминия парафиновые углеводороды с прямой цепочкой могут частично превращаться в изосоедине-ния. В настоящий момент установлена только принципиальная возможность осуществления процессов изомеризации парафинов. Катализаторы и условия, при которых должна вестись в производственном масштабе изомеризация для повышения октановых чисел бензинов, должны быть подобраны экспериментально. Реакции изомеризации не текут до конца - они обратимы. При каждой заданной температуре изомеризация доводит смесь углеводородов до определенного, зависящего от температуры равновесного состава.  [40]

Зыснне фракции бензинов и лигроинов представляют собой столь сложные смеси углеводородов, что полная расшифровка их состава является неразрешимой задачей. Для их химического исследования вместо определения индивидуального химического состава углеводородов рекомендуется произвести оптический групповой анализ узких фракций. Он представляет собой видоизмененный метод исследования бензинов ( стр.  [41]

Даны результаты обследования прямых методов определения следов металлов без предварительного коксования нефти. Описаны также предварительные результаты применения спектрометрии для исследования бензинов, облученных нейтронами.  [42]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Научная работа Сравнительный анализ качественных характеристик автомобильного бензина на автозаправочных станциях города Мамадыш

МБОУ «Омарская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан

Районный конкурс научно-исследовательских работ и проектов учащихся образовательных учреждений

Мамадышского муниципального района

«Мой след в науке VIII»

Тема: Сравнительный анализ качественных характеристик автомобильного бензина на автозаправочных станциях города Мамадыш

Секция: естественные науки

Работу выполнила член НОУ «Я познаю мир»

Селина Елена, ученица 10 класса

Руководитель: Филиппов Андрей Александрович,

учитель биологии

2014 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Бензин, и его основные качественные характеристики……………………………………………………………………4

Глава 2. Организация исследования качественных характеристик автомобильного бензина марки Аи-92 на автозаправочных станциях города Мамадыш…………………………………………………………………………..8

2.1 Описание методики исследования качественных характеристик автомобильного бензина марки Аи-92 на автозаправочных станциях города Мамадыш…………………………………………………………………………..8

2.2. Результаты исследования бензина марки Аи-92, реализуемых на автозаправочных станциях г. Мамадыш……………………………………….11

Выводы……………………………………………………………………...13

Список использованной литературы……………………………………..14

Введение

В условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе страны постоянно возрастает. Быстрыми темпами растет его вклад в обеспечение мобильности населения. Естественно, говоря о транспорте любого вида, невозможно умолчать о бензинах. Бензины низкого качества разрушающе действуют не только на ходовую и топливную систему двигателя внутреннего сгорания, но и являются причиной появления загрязнителей 1го порядка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, в настоящее время, должен осуществляться особый контроль качества бензина , так как выхлопные газы автомобилей, работающих на некачественном топливе, отравляют воздух, почву, воду и в большинстве своём являются канцерогенами.

Цель: провести сравнительный анализ качественных характеристик автомобильного бензина на автозаправочных станциях города Мамадыш.

Объект исследования: автомобильный бензин, реализуемый на автозаправочных станциях города Мамадыш.

Предмет исследования: качественные характеристики автомобильного бензина.

Практическая значимость: результаты работы могут иметь социальную значимость. Автоводители смогут выбрать АЗС для того, чтобы заправлять бензин без угрозы поломки двигателя и выхода из строя других запасных частей в процессе эксплуатации транспорта. А также качество бензина предполагает влияние на вредные выбросы авто (отходы, выхлопные газы и т.д.), которые загрязняют атмосферу города, тем самым создавая угрозу здоровью населения (жителей).

Глава 1. Бензин, и его основные качественные характеристики

Бензин - это самая легкая из жидких фракций нефти. Эту фракцию получают в числе других в процессе возгонки нефти с целью получения различных нефтепродуктов. Обычный углеводородный состав бензина - молекулы длиной от C 5 до C 10 . Но бензины отличаются друг от друга, как по составу, так и по свойствам, ведь их получают не только как продукт первичной возгонки нефти. Бензин получают из попутного газа (газовый бензин) и из тяжелых фракций нефти (крекинг-бензин).      Бензин Аи-92 применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, при производстве парафина, чистке тканей (растворяет жиры), как горючий материал, как растворитель.      Бензин АИ-92 изготовляется зимнего и летнего видов:

  • зимний - для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах, а в остальных районах с 1 октября до 1 апреля;

  • летний - для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля до 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов.     Бензин АИ-92 содержит смесь углеводородов различного строения в виде бесцветной жидкости с пределами кипения 33-205°С.      Бензин АИ-92 , применяется в качестве топлива для карбюраторных автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения. Автомобильный бензин предназначен для карбюраторных и мотоциклетных двигателей в зависимости от конструктивных особенностей двигателей внутреннего сгорания, а также от условий, в которых они эксплуатируются.      Бензин АИ представляет собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов:

  • прямой перегонки нефти;

  • каталитического риформинга;

  • каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля;

  • изомеризации прямогонных фракций;

  • алкилирования;

  • ароматизации термического крекинга;

  • висбрекинга;     Компонентный состав бензина аи-92 зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Таблица 1.Технические характеристики

Марка

Аи-92

Октановое число, не менее: моторный метод

82,5

Октановое число, не менее: исследовательский метод

91,0

Содержание свинца, г/дм3, не более

0,010

Содержание марганца, мг/дм3, не более

18

Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более

5,0

Индукционный период бензина, мин, не менее

360

Массовая доля серы, %, не более

0,05

Объемная доля бензола, %, не более

5

Испытание на медной пластине

Выдерживает, класс 1

Внешний вид

Чистый, прозрачный

Плотность при 15 °С, кг/м3

725-780

    Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.      Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых - 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.      Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.      При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.      Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.

Глава 2. Организация исследования качественных характеристик автомобильного бензина марки Аи-92 на автозаправочных станциях города Мамадыш

2.1 Описание методики исследования качественных характеристик автомобильного бензина марки Аи-92 на автозаправочных станциях города Мамадыш

Качество бензина марки Аи-92 на АЗС города Мамадыш мы решили проверить по следующим показателям: цвет, наличие воды, наличие смол и масел, наличие примесей и значение pH. Нами были выбраны следующие методики:

1) Изучение специальной литературы и Интернет-ресурсов.

2) Определение состава и цвета бензина.

Бензины не должны содержать механических примесей и воды. Определение их отсутствия или наличия проводится по внешним признакам или с помощью специальных приборов. С помощью датчика оптической плотности измеряется оптическая плотность и коэффициент пропускания жидкостей

Для оценки по внешним признакам достаточно осмотреть образец бензина в стеклянном цилиндре. При этом невооруженным глазом не должно быть обнаружено твердых частиц, как во взвешенном состоянии, так и в осадке. В небольших количествах (сотые доли процента) вода способна раствориться в бензине, и он при этом не теряет прозрачности. Избыточное же количество воды в бензине при перемешивании вызовет помутнение бензина, а при отстаивании вследствие большего удельного веса приведет к скоплению ее на дне емкости отдельным слоем.

3) Определение воды в бензине

Чтобы определить содержание воды в бензине можно использовать марганцовку. Для этого берется прозрачный сосуд, в который наливается бензин. В него добавляем небольшое количество марганцовки. Если жидкость в сосуде резко изменится в цвете на розовый или фиолетовый, значит, в бензине присутствует вода.

4) Наличие масел

Для определения содержания масел в бензине в домашних условиях необходим чистый лист бумаги, на который нужно капнуть немного исследуемого бензина. После того как весь бензин испарится с листа бумаги, его нужно внимательно осмотреть. При качественном бензине, на бумаге не должно оставаться никаких пятен – она должна быть белой. Если оттенок бумаги изменился – в бензине есть примеси, или оно не соответствует стандартам.

5) Содержание смол

Для того чтобы выяснить, не много ли смол в топливе, достаточно капнуть бензина на выпуклое стекло и поджечь его. На стекле должна появиться специфичная окружность, цвет которой и скажет обо всем. Если вы наблюдаете желтоватый и коричневатый цвет – в бензине слишком много смол, если оттенок беловатый – все хорошо. Если после сгорания на стекле остались капли, это говорит о том, что топливо развели дизелем или добавили масло. 

6) Определение pH среды бензина

Нефтепродукты (топлива, масла) должны обладать минимальным коррозийным воздействием на металлы. Коррозионность нефтепродуктов обусловливается содержанием в них водорастворимых кислот и щелочей, органических кислот и сернистых соединений. В процессе производства горюче-смазочные материалы подвергаются обработке серной кислотой (h3SO4), а затем для удаления этой кислоты — щелочью.

Если процесс нейтрализации кислоты, а затем промывка продукта водой для удаления щелочи производится недостаточно, то в горюче-смазочных материалах остаются минеральные кислоты или щелочи.

Поскольку минеральные кислоты и щелочи, находящиеся в горюче-смазочных материалах, являются одной из причин, вызывающих коррозию деталей двигателя, а также металлической тары и емкостей, то горюче-смазочные материалы, содержащие их, непригодны к эксплуатации.

Значение pH определяли датчиком измерения pH (pH Sensor).

2.2. Результаты исследования бензина марки Аи-92, реализуемых на автозаправочных станциях г. Мамадыш

Для нашего исследования мы выбрали бензины марки Аи-92 следующих автозаправок города Мамадыш:

1. АЗС «Татнефтепродукт», находящийся по адресу: г.Мамадыш улица Давыдова.

2. АЗС «Транснефтепродукт», находящийся по адресу: г.Мамадыш улица Новозаводская улица.

3. АЗС «Ошма», находящийся по адресу: г.Мамадыш, Мамадышский тракт.

№1 - АЗС «Татнефтепродукт»

№2 – АЗС «Транснефтепродукт»

№3 - АЗС «Ошма»

В ходе нашего исследования мы получили следующие результаты:

Таблица 2.Определение цвета и состава исследуемых бензинов.

Таблица 3.Содержание воды в бензине

Таблица 4.Наличие масел в исследуемых образцах

Название АЗС

Наличие масел

АЗС «Татнефтепродукт»

отсутствуют

АЗС «Транснефтепродукт»

отсутствуют

АЗС «Ошма»

отсутствуют

Таблица 5.Наличие смол в исследуемых образцах

Таблица 6.Значения pH в исследуемых образцах

Выводы

1. По результатам проведённого исследования, мы установили, что все три образца исследуемого бензина содержат в своём составе воду, а это не допускается стандартом качества.

2. В исследуемых образцах не обнаружено содержание масел. Уровень рН соответствует стандарту. Это говорит об отсутствии щелочи в данных образцах бензина, которая приводит к поломки двигателя.

3. В бензине марки «Татнефтепродукт» мы обнаружили содержание смол, что не соответствует стандарту.

4. При визуальном осмотре мы не обнаружили наличие взвешенных или осевших на дно твердых частиц. Это является положительным показателем качества бензина.

5. После нашего исследования, мы рекомендуем использовать бензин Аи-92, реализуемых на автозаправочных станциях « Транснефтепродукт» и «Ошма», так как эти образцы имеют более высокие качественные характеристики.

Список использованной литературы

1. Алексеев С.В. Практикум по технологии производства бензина и дизельного топлива. Санкт-Петербург, 2005 г.

2. Вандяк И.Ф. Химия. Учебник для ВУЗов. М.: Стройиздат, 2001

3. Гоголев В. Экологические проблемы при использовании различных марок бензина. М.: Издательство стандартов, 2000

4. Ильяненко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986

5. Интернет – источники

6. Романов И.А. Производство бензина. М.: Стройиздат, 2006

1

resheba.ws

ГАРАНТИЮ КАЧЕСТВА БЕНЗИНА ДАЕТ МОТОРНЫЙ МЕТОД

В последнее время водители нередко сетуют: у машины вдруг заметно вырос аппетит. Причем без видимых на то оснований. Условия эксплуатации автомобиля остались прежними, а вот расход топлива значительно увеличился. В чем же дело? Ответ на этот вопрос мы попытались найти в автономной некоммерческой организации "Центр испытаний нефтепродуктов".

По мнению руководителя центра Марины ЕМЕЛИНОЙ, причину необоснованного роста расхода топлива скорее всего надо искать в некачественном бензине. "По нашим данным, - говорит Марина Викторовна, - еще с весны нынешнего года прослеживается тенденция ухудшения качества бензина. Происходит это вероятнее всего на фоне роста цен на топливо. В этой ситуации некоторые операторы рынка нефтепродуктов из-за неравномерного роста оптовой и розничной цены бензина ощутили снижение прибылей и, естественно, начали бороться с "издержками". Но вместо экономии и поиска разумных способов снижения своих затрат они встали на путь ограничения расходов за контролем качества. Они, по существу, перестали его проверять, что в итоге негативным образом отразилось на показателях качества бензина".

Основным показателем качества бензина специалисты называют октановое число. Кроме того, есть еще около пятнадцати показателей, по которым определяется соответствие нефтепродукта нормативам качества: допустимое содержание серы, свинца, бензола, смол, фракционный состав, давление насыщенных паров и так далее. Но из всех исследований самым дорогостоящим и сложным является проверка октанового числа. В нашей республике только лаборатория Центра испытаний нефтепродуктов оснащена современным, отвечающим госту оборудованием (это две уникальные установки УИТ-85), на котором проводится моторный метод определения октанового числа. Именно он является важнейшим показателем соответствия качества бензина требованиям госта или ТУ. Другими словами, это единственная в Удмуртии лаборатория, где октановое число проверяется по госту. "И если какая-то компания не проверяет в нашей лаборатории свое топливо на качество, - говорит Марина Викторовна, - то, скорее всего, оно вообще нигде не проверяется. Вряд ли компания повезет топливо на проверку в соседние регионы. Есть, правда, еще экспресс-метод проверки октанового числа. Но он не предусмотрен гостом, следовательно, полученные таким образом результаты не являются доказательством соответствия топлива требованиям национальных стандартов".

Можно ли считать, что компании, игнорирующие регулярный контроль качества, нарушают таким образом закон? Ответ очевиден. Согласно действующим нормативам, они обязаны ежемесячно проводить проверку качества топлива с каждого резервуара на каждой АЗС. Впрочем, данные вопросы уже относятся к компетенции контролирующих органов - Минтопэнерго, Роспотребнадзора. Центр испытаний нефтепродуктов предоставляет им отчеты о своей деятельности: какие исследования проводились для того или иного предприятия, какого рода несоответствия выявлены в процессе анализа, какие компании не предоставили образцы топлива для очередной проверки. Кстати, на сегодняшний день есть компании, которые уже несколько месяцев не проводили проверку октанового числа бензина моторным методом. Вывод, что называется, напрашивается сам собой. "К сожалению, - говорит Марина Емелина, - сложность заключается в том, что ни один автовладелец не заподозрит подвоха и не подумает о плохом качестве топлива, поскольку чаще всего у таких недобросовестных продавцов бензин отличается от нормы не намного. Скажем, вы уверены, что заливаете 92-й бензин, а фактически это 91-й. Понятно, что автомобиль на такую разницу не среагирует сразу, а значит, и водитель ничего не поймет. Но опасность такой ситуации очевидна: человек по привычке будет и дальше заправляться на этой АЗС, которая грешит продажей некачественного топлива. А постоянное использование нестандартного бензина в двигателе сделает свое "черное дело". Неизбежно потребуется его частый ремонт: то свечи водителю придется менять, то карбюратор потребует прочистки, а нередко и сам двигатель выходит из строя".

Некоторые автовладельцы убеждены, что все операторы местного рынка нефтепродуктов покупают топливо у одних производителей, и качество бензина у всех одинаковое. Так зачем, спрашивается, нужны какие-то дополнительные проверки его качества. Специалисты Центра испытаний нефтепродуктов напрочь развеивают этот миф. "Во-первых, - объясняет Марина Викторовна, - далеко не все операторы покупают топливо у производителей - скорее лишь те, у кого есть свои нефтебазы. А те, кто их не имеет (таких большинство), могут гнать на свои АЗС топливо бензовозами откуда угодно - из Татарстана, Башкирии... Кроме того, сейчас на рынке очень много бензина, выпускаемого для промышленных целей. Он значительно дешевле, продается официально, но не предназначен для использования в двигателях внутреннего сгорания, а должен использоваться лишь как техническая жидкость. Например, для промывки, в качестве растворителя. Предприимчивый частник вполне может купить несколько тонн такого бензина, пригнать его в Ижевск и, "поменяв" некоторые документы, сдать на АЗС. К слову, октановое число данного бензина может быть 95-102, а значит, машина на таком топливе никогда не застучит. Другой вопрос, что будет с этой машиной, да и с водителем через некоторое время? ! Однажды во время исследования технический бензин разъел резиновую пробку в приборе!

Во-вторых, важно не только откуда пришло топливо (к слову, крупные НПЗ оснащены хорошими лабораториями, следят за качеством нефтепродуктов и проводят при отгрузке все необходимые исследования), но и то, как оно хранится. Могу сказать, что качество нефтепродуктов закономерно ухудшается, если не выполняется регулярная очистка резервуаров. Именно поэтому в нормативных документах записано правило проверять нефтепродукт из каждого резервуара не реже одного раза в месяц. Увы, на деле не все компании выполняют это требование. Кстати, в нашем центре действует единственный в республике комплекс для мойки резервуаров".

Как же автолюбитель может защитить себя от недобросовестных продавцов? Выход один, и он очень простой - не покупать товар, если не уверен в его качестве. Важно помнить, что любой автовладелец на любой АЗС перед тем, как заправиться, вправе потребовать протоколы испытаний лаборатории за несколько последних месяцев: посмотреть даты, убедиться, что октановое число соответствует норме. Главное, чтобы это была лаборатория, аккредитованная Госстандартом. Клиент имеет также право требовать на АЗС паспорта качества, сертификаты. Продавцы обязаны иметь эти документы на АЗС, а не в офисах своих компаний. Если вам отказываются показать необходимые документы, есть повод задуматься - стоит ли вообще заправляться на этой АЗС.

Впрочем, есть и положительные примеры. Речь идет о тех компаниях, которые тщательно следят за качеством предлагаемого клиентам бензина. К примеру, ОАО "Удмуртнефтепродукт" проводит целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание высокой марки продукции. Это единственная в республике компания, имеющая в своем арсенале три современные лаборатории по проверке качества (в Глазове, Можге и Камбарке), которые осуществляют проверку качества топлива на всех этапах реализации. Кстати, одна из них аккредитована в системе Госстандарта РФ. ОАО "Удмуртнефтепродукт" вкладывает большие средства в исследование качества нефтепродуктов, в том числе моторным методом. "В системе качества этой компании, - отмечает Марина Емелина, - есть и входной контроль топлива из вагонов-цистерн (в том числе октанового числа), и контроль хранения и отпуска, и регулярные очистки резервуаров на АЗС и нефтебазах. На предприятии создана и ведет работу комиссия по качеству, которая осуществляет координационные функции по всем вопросам качества нефтепродуктов. Такие надежные предприятия, как ОАО "Удмуртнефтепродукт", можно смело рекомендовать автолюбителям".

www.autoclub.ru


Смотрите также