Машина без бензина. Машина без бензина


Машина без бензина

Очень часто в рекламных целях автопроизводители заявляют об экономичности своей продукции, но имеют в виду только потребление топлива. Между тем факторов, облегчающих карман автовладельца, значительно больше.

Помимо отпускной стоимости, при выборе автомобиля специалисты рекомендуют рассчитывать еще и стоимость владения машиной. Существуют специальные таблицы и параметры, которые помогают определить, что в итоге окажется дороже – Mitsubishi или «Жигули». Тем временем производители средств передвижения самостоятельно формируют стратегию развития своих марок. Так, дорогие автомобили позиционируются как более надежные, а отечественные ВАЗы и УАЗы традиционно считаются более пригодными для ремонта силами владельца или «дяди Васи», за счет своей простоты, дешевизны и распространенности деталей.

Введение высоких пошлин на ввозимые подержанные иномарки, как ответ на падение спроса, продемонстрировало неспособность конкурировать на равных новых российских автомобилей с пятилетним иностранным «автохламом». В апреле 2009 года премьер Владимир Путин призвал российских чиновников пересесть на отечественные машины. Первым откликнулся губернатор Амурской области, выставив на торги все иномарки областной администрации. Заменить их планировалось на отечественную новинку – «Волгу Сайбер» (Chrysler Sebring). Однако дальше популистская мера не пошла. Наиболее откровенно о причинах чиновничьего ступора отозвался первый зампред комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Олег Пантелеев, заявив, что «не готов пересесть на российскую машину из-за соображений безопасности». Кроме того, он отметил, что ни у одной администрации не хватит бюджетных средств на обслуживание «Волг». «Доказано, что содержание парка отечественных автомобилей обходится в полтора-два раза дороже, чем такого же количества импортных машин», – подчеркнул Пантелеев. Так непатриотичная бухгалтерия Совета Федерации доказала, что Mercedes и Toyota оказываются экономнее «Волги» и «Жигулей».

С точки зрения экономии на топливе, по результатам исследования журнала Forbes самым экономичным автомобилем, производимым серийно, является Toyota Prius. В среднем владелец дорогого гибрида (цена в США 22 800 долл.) тратит 596 долл. на 24 тыс. км пробега, то есть в среднем за год. Владелец экономичного, но негибридного автомобиля примерно того же класса Toyota Corolla (цена в США 15 450 долл.) отдает 965 долл. на преодоление того же расстояния. Нехитрыми вычислениями можно определить, что экономия на топливе компенсирует переплату «за гибридность» через 20 лет, при том условии, что машина сохранит свои пользовательские характеристики. По факту ситуация еще гораздо сложнее, чем и объясняется продолжающееся лидерство обыкновенных бензиновых и дизельных машин на дорогах мира.

Воплощением идеи «самой-самой» экономичной машины стала модель Volkswagen 1-Liter Car. Эта двухместная дизельная машина родилась как концепт-кар в 2002 году, с тех пор сменила несколько двигателей и дизайн, едва приблизившись к конвейеру. 1-Liter Car – воплощение идеи топливной экономичности, на которую способна современная человеческая цивилизация. Первоначально при мощности 8,4 л.с. объем двигателя был всего 299 куб. см. В угоду обтекаемости пассажир сидел позади водителя, зеркал заднего вида вообще не было – их заменили видеокамерами; даже днище машины сделали гладким, чтобы снизить воздушное сопротивление. Для облегчения транспортного средства активно применялись карбон и алюминий: инженерам удалось сделать машину всего в 290 кг пустого веса. Название она получила за свою способность потреблять всего 1 литр топлива на 100 км пробега. Максимальная скорость – 120 км/ч.

«Даю гарантию…»

Автомобильный прогресс – это вечная борьба между денежными интересами производителя, усилиями конкурентов и потребительским спросом. Любой производитель заинтересован в том, чтобы его автомобили покупались как можно чаще. Для этих целей используется масса средств. Расширение рынков происходит как «вширь» – за счет увеличения дилерской сети и перехвата покупателей у конкурентов, так и «вглубь» – за счет стимулирования частого обмена «старых» машин на новые. У любого автопроизводителя имеются две главные статьи дохода: продажа и обслуживание. Гарантия на автомобиль чаще всего распространяется на срок до трех лет. В течение этого времени автовладелец вынужден ремонтировать свой автомобиль исключительно в фирменных сервисных центрах, хотя сторонние компании могли бы предложить стоимость обслуживания ниже. Но производители очень ревниво относятся к вторжению под капот и за любое несертифицированное «вскрытие» грозят лишением гарантии.

Когда же проходит трехлетний срок, автопроизводитель теряет всякий интерес к своему детищу и, более того, кровно заинтересован в том, чтобы оно вышло из строя или, как минимум, потеряло всякую привлекательность для владельца. Для этих целей в конструкцию закладывается трехлетний запас прочности. И если бы существовал такой металл, который рассыпался бы в прах ровно через три года, можно быть уверенным, что он применялся бы в автомобилестроении. Впрочем, неоцинкованное железо во многом соответствует таким требованиям, поэтому некоторые отечественные и китайские производители грешат его использованием.

Еще одним средством повышения продаж является частое обновление модельных линеек. В индустрии развитых стран сегодня считается правилом хорошего тона менять дизайн моделей как минимум раз в пять лет, а кое-где и того меньше. Помимо технических улучшений, производится своеобразная игра на субъективном восприятии автовладельца: с выходом новой модели он понимает, что ездит на «автохламе».

В таких условиях главной причиной технического прогресса становится не стремление сделать самую лучшую машину в мире, а простая конкурентная борьба между производителями. Хотя все вместе они заинтересованы в том, чтобы машины рассыпались через три года, по отдельности они должны создать такой автомобиль, который убедит покупателя, что он лучше, чем у других. Потому-то рекламные лозунги об экономичности ограничиваются разговорами о затратах на топливо.

Всемирный гибридный заговор

Отличной иллюстрацией к тому, как интересы автопроизводителей совмещаются с понятием экономичности, являются гибридные автомобили.

Сегодня развернута масштабная рекламная кампания, убеждающая всех и каждого, что гибриды – это экология, экономия, и вообще благо для всей планеты. Однако ни один производитель гибридов, как бы он ни конкурировал с другими, не признается, что изготавливать и продавать гибридные машины значительно выгоднее, чем электромобили. Дело даже не в пресловутой стоимости бензина и электроэнергии. Причина кроется в другом: сами автопроизводители не заинтересованы во «всеобщей электрификации».

Электродвигатель на порядок надежнее и экономичнее двигателя внутреннего сгорания. Для электромобиля не нужна система жидкостного охлаждения (радиаторы, сложные двигательные корпуса с системой циркуляции хладагента, гидронасосы, термостаты…), не нужна коробка скоростей и вообще трансмиссия (шестеренки КПП, сцепление, карданы, главные передачи, дифференциалы…), не нужен воздух для преобразования энергии (воздушные фильтры, свечи, инжекторы, форсунки…), не нужно жидкое топливо (топливные баки, насосы, фильтры, клапаны, поршни, распредвалы, выхлопные системы, «лямбда-зонды»…).

Получается, отказавшись от двигателя внутреннего сгорания, автопроизводители оставят без работы целые конвейерные линии, станки с программным управлением окажутся без дела так же, как и токари/фрезеровщики/сверлильщики высших категорий. Гибридные автомобили стали для автопроизводителей тем выгодным компромиссом, который позволяет совместить выгоду от использования ДВС и показать свое стремление быть впереди всех. Объективности ради стоит добавить, что если все дизельные и бензиновые машины заменить на электромобили, то современная мировая энергетическая система не сможет их обеспечить.

Потребность людей в экономичном электротранспорте удовлетворяют многочисленные молодые компании, вырастающие практически из гаражей каких-нибудь «народных умельцев», как сотню лет назад было с нынешними гигантами. Они производят машины штучными партиями, зато имеют постоянно растущий спрос, а значит – шанс оказаться в числе представителей нового поколения автопроизводителей будущего.

Предвестники будущего

Разговор об экономичном транспорте не может обойтись без рассмотрения альтернативных видов топлива и двигательных систем. На сегодняшний день, помимо «гибридизации», существует несколько путей развития автотехники в сторону минимизации затрат на бензин. Это переход на природный газ, водород, спирто-бензиновую смесь (Е-85), усложнение и совершенствование классического ДВС.

Однако все эти схемы продолжают уже известные направления: либо двигатель внутреннего сгорания, либо электродвигатель. В качестве универсального топлива будущего можно рассматривать водород. Сегодня его научились использовать как в виде топливных элементов для электромобилей, так и просто сжигать в цилиндрах ДВС. Однако стоимость водорода такова, что гораздо экономичней жечь бензин.

Поэтому, в погоне за оригинальностью, инженер и дизайнер Лорен Кулесус предложил оснастить автомобиль собственной разработки… ядерной установкой.

По заверениям изобретателя, все узлы и агрегаты его машины Cadillac WTF предназначены для эксплуатации в течение 100 лет. Топливом для машины должен служить радиоактивный элемент торий, который дал название модели: World Thorium Fuel. Техник, правда, не объяснил, какую модель ториевого реактора он планирует использовать и как собирается обеспечить радиационную безопасность водителя, пассажира, соседей по гаражу и сотрудников дорожно-постовой службы. «Вечный» – в смысле не ломающийся – автомобиль Structural Skin сконструировал корейский изобретатель Чу Хянг Квон. По уверениям разработчика, внедорожник, созданный для участия в ралли Париж – Дакар, обладает колоссальным запасом прочности, что исключает его повреждения и поломки. Достигается это использованием новейших конструкционных материалов: аэрогель, жидкий металл, композит кевлара и карбона. Они обладают великолепной пластичностью и гибкостью, что позволяет машине не бояться никаких аварий. Хотя яркий автомобиль и носит логотип Citroen, ни один из крупных автопроизводителей не заинтересовался ни им самим, ни его дизайном марсохода. Впереди разработки двигателей на антиматерии, на «холодном термояде» и множество иных смелых идей, которые еще не скоро покинут страницы фантастических книг и появятся на улице. До того же времени человечеству придется дышать бензиновыми выхлопами и возить в багажниках набор инструментов.

Егоров Виталий

Журнал «Машины и механизмы»

Поделиться:

autooboz.info

автомобили без бензина / Как сэкономить

Расход топлива автомобиля – один из важнейших параметров при выборе машины большинством людей. Мало кто из простых смертных согласится ездить на невероятно прожорливом «чудовище», даже если оно демонстрирует настоящие чудеса мощности и скорости. Поэтому сегодня всё большую популярность приобретают электрокары — топливо им не нужно, а вот энергоэффективностью двигателя, от которой зависит пробег авто на одном заряде, озаботится стоит.

1. Kia Soul EV

Не самый плохой, но в тоже время не самый яркий представитель городских электрокаров. Автомобиль питается от классических литий-ионных аккумуляторов, которые снабжают энергией 109-сильный электродвигатель. Показатель топливной экономии у автомобиля – MPGe составляет 120 для города и 92 для шоссе.

2. Ford Focus Electric

Замечательный образец городского электронного хэтчбека с 5 дверями и таким же количеством сидений. Работает сия прелесть на 143-сильном электродвигателе, который питается от 23-кВтч литий-ионного аккумулятора. Расход энергии составляет 110 для города и 99 для шоссе по системе MPGe.

3. Smart Fortwo Electric Drive

Небольшой автомобиль, который позиционируется, как купе и кабриолет. Имеет два посадочных места. Питается от 17.6-кВтч литий-ионного аккумулятора. Показатель MPGe для города составляет 122 пункта, в то время, как для шоссе он равен 93 пунктам.

4. Fiat 500e

Другой небольшой автомобиль на долю которого приходиться основанная доля продаж марки. Питается от сравнительно небольшого аккумулятора всего ан т30 кВтч, при этом расход энергии по меркам MPGe совсем не плохой. В городе показатель потребления составляет 121 пункт, а на шоссе 103.

5. Mitsubishi I-MiEV

Еще один любопытный образец электрокара от 2016 года. Машина обрела особую популярность на территории США. Электромобиль использует комбинированную батарею 16-кВтч, а также относительно скромный двигатель на 66 лошадиных сил. Средний показатель MPGe при этом составляет 112 пунктов.

6. Nissan Leaf

Компактный пятиместный электромобиль, созданный главным образом для езды по городу. Использует батарейный блок на 24 кВтч в сочетании с силовой установкой на 107 л.с. Этого более, чем достаточно для самых разных поездок. При этом средний показатель MPGe 114 пунктов. Он может колебаться на 5-15 пунктов в зависимости от модели и года выпуска Nissan Leaf.

7. Volkswagen Golf-е

Пройти мимо этого электромобиля будет достаточно сложно. Не самый разрекламированный образец на рынке, но также достойный внимания. Последняя модель имеет усредненный показатель MPGe в 116 пунктов. Машина использует комбинированный литий-ионный аккумулятор.

8. Chevrolet Bolt

Очередной электромобиль, который позиционируется, как «компактный». Данный хэтчбек работает на аккумуляторной литий-ионной батарее на 60-кВт. Мощный электродвигатель производит 200 л.с. Показатель MPGe для города составляет 128, а для шоссе 110 пунктов.

9. Chevrolet Spark EV

Городской миникар создававшийся первоначально только для рынка Южной Кореи. Автомобиль доступен в нескольких модификациях, которые разняться силовой установкой и емкостью аккумуляторных батарей. Усреднённые показатели MPGe составляют 128 для города и 109 для шоссе.

10. BMW i3

Напоследок стоит вспомнить, про такого красавца, как BMW i3. Небольшой премиальный электрокар производит только хорошее впечатление. Доступен он также в самых разных модификациях, которые сильно отличаются друг от друга. Средний MPGe составляет 124 пункта.

kaksekonomit.com

Машина без бензина

Машина без бензина

Игорь Мягченков

Растущая в геометрической прогрессии экономическая и стратегическая ценность углеводородных источников энергии — нефти и газа — заставила автопроизводителей искать пути радикального повышения экономичности автомобилей и снижения зависимости от нефтяных поставок

Наибольших успехов в использовании альтернативного топлива добились южноамериканские страны, где значительную часть автомобилей уже заправляют этанолом Е-85 (85% этилового спирта и 15% бензина) или дизельным топливом, полученным из сельскохозяйственных культур. Специально для этого рынка немецкая компания Bosch разработала систему управления Bosch Flex Fuel, которая позволяет автомобильному двигателю работать на этиловом спирте и бензине, смешанных в любых пропорциях (система отмечена наградой Министерства науки и технологий Бразилии). В прошлом году семьдесят процентов зарегистрированных в Бразилии новых авто были оснащены такой системой. Резкое удорожание сахара на мировом рынке напрямую связано с переводом южноамериканских автопарков на этанол — главным источником получения топливного спирта является вырабатываемый из тростника сахар-сырец.

Водородные автомобили проходят эксплуатационные испытания (в основном в Германии). Кроме того, такими транспортными средствами неожиданно заинтересовался Пентагон.

Автопроизводители из Японии пошли иным путем: там активно работают над многотопливными двигателями, «переваривающими» как бензин, так и сжиженный водород. Есть еще одна разновидность водородных автомобилей — электромобили, тяговые электромоторы которых получают энергию от топливных элементов. Принцип их работы — получение электричества в ходе химической реакции между заправленным в топливные элементы водородом и атмосферным кислородом. По оценкам экспертов, в Европе водородные автомобили будут запущены в серийное производство не раньше 2020 года.

Электромобили по-прежнему остаются дорогой игрушкой. Ими вдоволь наигрались муниципалитеты Швейцарии, однако дальше экспериментов дело не пошло. Украинцев может порадовать тот факт, что многие швейцарские электромобили были построены на платформе отечественной микролитражки «Таврия». Японцам удалось создать пятиместный электромобиль, передвигающийся со скоростью около 400 км/ч на расстояние более трехсот километров на одной зарядке тяговой батареи, однако при стоимости в несколько миллионов долларов говорить о его серийном производстве пока рано.

Наиболее привлекательными с коммерческой точки зрения являются гибридные автомобили. Их основным производителям стала Япония, а главным рынком сбыта — Северная Америка.

Простой гибрид

Схема работы гибридной силовой установки проста. Под капотом автомобиля находятся два мотора: бензиновый и тяговый электрический. В городских пробках или во время движения с малой загрузкой на небольшой скорости в дело вступает электродвигатель, получающий энергию от аккумуляторной батареи. Бензиновый мотор при этом не работает и топлива не потребляет. Отключается он и при движении накатом или длительном торможении (например, при затяжном спуске).

На трассе или при большой загрузке работает только бензиновый двигатель. При этом связанный с ним генератор подзаряжает тяговую батарею, а электродвигатель отдыхает. В тех случаях, когда требуется выполнить критический маневр — экстренный обгон или рывок под горку, — запускаются оба мотора. Однако большую часть времени у гибридного автомобиля работает электрический двигатель — это позволяет экономить до 25% бензина.

Самый подходящий источник питания тягового электродвигателя — литий-ионная батарея. Она похожа на батарейку, которая поддерживает жизнедеятельность мобильного телефона. Существуют батареи и получше, но их стоимость — несколько сотен тысяч долларов за один машинокомплект.

Работа гибридной силовой установки невозможна без мощного бортового компьютера, постоянно оценивающего множество параметров в реальном времени. Значительная часть цены этого дорогостоящего устройства приходится на программное обеспечение (программисты называют его firmware).

Америка — «за»

В прошлом году в Канаде и США были приобретены 220 тыс. авто с гибридными моторами, это составило 1,3% от общего числа проданных автомобилей. Такую стремительную динамику спроса можно назвать рекордной, причем в Соединенных Штатах она носит устойчивый характер. Первые гибридные автомобили появились на американском рынке в 1999 году — тогда удалось продать около девяти тысяч экземпляров. По прогнозам консалтинговой фирмы J.D. Power and Associates, в 2010 году на долю гибридов придется 3,5% автомобильных продаж (около 646 тыс. машин), а емкость североамериканского рынка гибридных авто может достигнуть 13 млрд долларов.

Однако в США развитие этого рынка тормозит высокая стоимость бензин-электрических силовых агрегатов. Согласно исследованию маркетинговой компании R. L. Polk & Co., 78% американцев проявляют интерес к гибридным автомобилям, но 61% респондентов отдали предпочтение традиционным машинам из-за высокой стоимости бензин-электрических моделей.

Причина популярности гибридных автомобилей в Соединенных Штатах для психологов и маркетологов остается загадкой. С точки зрения «Эксперта», у этого феномена три составляющих. Во-первых, менталитет американцев. Одной из психологических особенностей нации является техноснобизм. Американцы отдают предпочтение высокотехнологичным товарам. Иметь гибридный автомобиль (как правило, японский) в США модно и патриотично. Покупая его, американец ощущает себя прогрессивной личностью, борцом за независимость своей страны от импортной нефти. Во-вторых, экология. Отказавшись подписать Киотский протокол о снижении выбросов в атмосферу веществ, вызывающих парниковый эффект, Соединенные Штаты предстали перед мировым сообществом едва ли не экологическим преступником. Американскому президенту и тем, кто стоит за его спиной, действительно нет дела до африканской засухи или таяния ледников Гренландии. Однако на своей территории американцы установили очень жесткие экологические стандарты. Этим и объясняется коммерческий успех японских гибридных автомобилей сначала в самой экологически благополучной Калифорнии (тут живет не только Арнольд Шварценнегер, но и большинство американских мультимиллионеров), а затем по всей стране. И, наконец, экономическая целесообразность. Использование гибридного двигателя позволяет снизить потребление топлива на 20–25%. При нынешних ценах на бензин и любви американцев к большим автомобилям, это существенная экономия даже для обеспеченных людей. По статистике, основными покупателями гибридных моделей являются образованные обеспеченные американцы (женщинам гибриды не нравятся) от сорока шести лет и старше.

Европа воздержалась

В Европе гибридные автомобили не прижились. Достаточно вспомнить малочисленность экспонатов с гибридными моторами на последнем автосалоне в Женеве. Основная причина такого отношения — дизельные двигатели.

В каждой развитой европейской стране автомобилей с дизельными моторами в несколько раз больше, чем в США. Поэтому автопроизводители, поставляющие свою продукцию на европейский рынок, обязательно выпускают экономичные дизельные версии. Дальше всех пошли французские автомобильные компании — их дизельные микролитражки потребляют около четырех литров на 100 км. Ни одна из серийно выпускаемых гибридных машин не имеет таких показателей. К тому же современный дизель дешевле бензин-электрического мотора, не так капризен и прекрасно обходится без мощного компьютера. А главное, не требует создания специальной сервисной сети.

Начало массовых продаж гибридных автомобилей в Европе намечено на 2010 год. Однако пока неизвестно, чьи гибриды будут доминировать на европейском рынке — японские, французские (PSA Peugeot Citroеn) или немецкие (Volkswagen, Porsche, Audi).

Украина — «против»

В прошлом году в Украине были зарегистрированы 225 тыс. новых автомобилей. Появлению у нас предназначенных для американского рынка японских гибридов мы обязаны серым дилерам. В основном в нашу страну ввозятся гибридные внедорожники Lexus RX400h. По сравнению с моделями, оборудованными традиционными бензиновыми двигателями, гибриды примерно на 10 тыс. долларов дороже.

Однако заплатив за гибридный внедорожник премиум-класса 68–77 тыс. долларов (цена зависит от комплектации), украинцы зачастую не знают, что такой автомобиль требует особых навыков вождения. Разгоняться нужно плавно, по городу желательно передвигаться не быстрее 80 км/ч, по трассе лучше ехать в спокойном темпе со скоростью 120–140 км/ч. При соблюдении этих простых правил электродвигатель будет работать активнее бензинового мотора, и дорогостоящее топливо не будет расходоваться впустую.

Есть и более серьезные причины, почему гибридные авто не прижились в Украине. У нас отсутствуют СТО, на которых можно квалифицированно обслужить гибридный силовой агрегат и тяговую электробатарею. Нет диагностических стендов, взаимодействующих с программой бортового компьютера такого автомобиля.

Сейчас в Украине около пятидесяти гибридов, поставленных серыми дилерами. К осени ситуация может измениться: в России уже начались официальные продажи внедорожника Lexus RX400h, значит, через полгода они могут начаться и в Украине. По данным «Эксперта», Toyota тоже активно ведет работу, предшествующую началу продаж гибридных автомобилей. Конкуренцию Lexus RX400h (основная ставка делается именно на него — внедорожный рынок Украины считается одним из самых перспективных в Европе) может составить седан Toyota Prius (стоимость в США 19,5–23,4 тыс. долларов). Всего японская компания выпустила 367 тыс. этих авто. Из них 44% были предназначены для внутреннего рынка, остальные — для экспорта в Соединенные Штаты и Канаду.

Представители марки Honda также изучают перспективы продаж гибридных автомобилей на украинском рынке. Эта компания уже продала в Северной Америке 100 тыс. таких авто.

Однако перелом наступит с появлением гибридных двигателей третьего поколения. Из-за высокой цены, бензин-электрических моторы второго поколения используются только в моделях бизнес-класса. Как сказал президент корпорации Toyota Катсуаки Ватанабе, «мы близки к тому, чтобы снизить стоимость гибридов, чтобы наши машины стали доступными как можно большему количеству покупателей». Это значит, что компания вплотную подошла к тому, чтобы оснащать гибридными двигателями модели стоимостью 12–16 тыс. долларов.

По оценкам аналитиков «Эксперта», в этом году объем продаж гибридных автомобилей в Украине не превысит миллион долларов. В следующем — он может составить 3–3,5 млн долларов. Гибриды станут самостоятельным сегментом автомобильного рынка ко второй половине 2008 года, когда объем их продаж возрастет до 0,2–0,5% от общего количества новых автомобилей, зарегистрированных в Украине. К этому времени часть гибридов уже будет оборудована бензин-электрическими двигателями третьего поколения. К 2009−му емкость рынка гибридных автомобилей может приблизиться к 100 млн долларов.

Один из важных факторов успеха гибридных автомобилей в Украине — активная, но корректная маркетинговая стратегия.

doc4web.ru

Статья : Машина без бензина

Машина без бензина

Игорь Мягченков

Растущая в геометрической прогрессии экономическая и стратегическая ценность углеводородных источников энергии — нефти и газа — заставила автопроизводителей искать пути радикального повышения экономичности автомобилей и снижения зависимости от нефтяных поставок

Наибольших успехов в использовании альтернативного топлива добились южноамериканские страны, где значительную часть автомобилей уже заправляют этанолом Е-85 (85% этилового спирта и 15% бензина) или дизельным топливом, полученным из сельскохозяйственных культур. Специально для этого рынка немецкая компания Bosch разработала систему управления Bosch Flex Fuel, которая позволяет автомобильному двигателю работать на этиловом спирте и бензине, смешанных в любых пропорциях (система отмечена наградой Министерства науки и технологий Бразилии). В прошлом году семьдесят процентов зарегистрированных в Бразилии новых авто были оснащены такой системой. Резкое удорожание сахара на мировом рынке напрямую связано с переводом южноамериканских автопарков на этанол — главным источником получения топливного спирта является вырабатываемый из тростника сахар-сырец.

Водородные автомобили проходят эксплуатационные испытания (в основном в Германии). Кроме того, такими транспортными средствами неожиданно заинтересовался Пентагон.

Автопроизводители из Японии пошли иным путем: там активно работают над многотопливными двигателями, «переваривающими» как бензин, так и сжиженный водород. Есть еще одна разновидность водородных автомобилей — электромобили, тяговые электромоторы которых получают энергию от топливных элементов. Принцип их работы — получение электричества в ходе химической реакции между заправленным в топливные элементы водородом и атмосферным кислородом. По оценкам экспертов, в Европе водородные автомобили будут запущены в серийное производство не раньше 2020 года.

Электромобили по-прежнему остаются дорогой игрушкой. Ими вдоволь наигрались муниципалитеты Швейцарии, однако дальше экспериментов дело не пошло. Украинцев может порадовать тот факт, что многие швейцарские электромобили были построены на платформе отечественной микролитражки «Таврия». Японцам удалось создать пятиместный электромобиль, передвигающийся со скоростью около 400 км/ч на расстояние более трехсот километров на одной зарядке тяговой батареи, однако при стоимости в несколько миллионов долларов говорить о его серийном производстве пока рано.

Наиболее привлекательными с коммерческой точки зрения являются гибридные автомобили. Их основным производителям стала Япония, а главным рынком сбыта — Северная Америка.

Простой гибрид

Схема работы гибридной силовой установки проста. Под капотом автомобиля находятся два мотора: бензиновый и тяговый электрический. В городских пробках или во время движения с малой загрузкой на небольшой скорости в дело вступает электродвигатель, получающий энергию от аккумуляторной батареи. Бензиновый мотор при этом не работает и топлива не потребляет. Отключается он и при движении накатом или длительном торможении (например, при затяжном спуске).

На трассе или при большой загрузке работает только бензиновый двигатель. При этом связанный с ним генератор подзаряжает тяговую батарею, а электродвигатель отдыхает. В тех случаях, когда требуется выполнить критический маневр — экстренный обгон или рывок под горку, — запускаются оба мотора. Однако большую часть времени у гибридного автомобиля работает электрический двигатель — это позволяет экономить до 25% бензина.

Самый подходящий источник питания тягового электродвигателя — литий-ионная батарея. Она похожа на батарейку, которая поддерживает жизнедеятельность мобильного телефона. Существуют батареи и получше, но их стоимость — несколько сотен тысяч долларов за один машинокомплект.

Работа гибридной силовой установки невозможна без мощного бортового компьютера, постоянно оценивающего множество параметров в реальном времени. Значительная часть цены этого дорогостоящего устройства приходится на программное обеспечение (программисты называют его firmware).

Америка — «за»

В прошлом году в Канаде и США были приобретены 220 тыс. авто с гибридными моторами, это составило 1,3% от общего числа проданных автомобилей. Такую стремительную динамику спроса можно назвать рекордной, причем в Соединенных Штатах она носит устойчивый характер. Первые гибридные автомобили появились на американском рынке в 1999 году — тогда удалось продать около девяти тысяч экземпляров. По прогнозам консалтинговой фирмы J.D. Power and Associates, в 2010 году на долю гибридов придется 3,5% автомобильных продаж (около 646 тыс. машин), а емкость североамериканского рынка гибридных авто может достигнуть 13 млрд долларов.

Однако в США развитие этого рынка тормозит высокая стоимость бензин-электрических силовых агрегатов. Согласно исследованию маркетинговой компании R. L. Polk & Co., 78% американцев проявляют интерес к гибридным автомобилям, но 61% респондентов отдали предпочтение традиционным машинам из-за высокой стоимости бензин-электрических моделей.

Причина популярности гибридных автомобилей в Соединенных Штатах для психологов и маркетологов остается загадкой. С точки зрения «Эксперта», у этого феномена три составляющих. Во-первых, менталитет американцев. Одной из психологических особенностей нации является техноснобизм. Американцы отдают предпочтение высокотехнологичным товарам. Иметь гибридный автомобиль (как правило, японский) в США модно и патриотично. Покупая его, американец ощущает себя прогрессивной личностью, борцом за независимость своей страны от импортной нефти. Во-вторых, экология. Отказавшись подписать Киотский протокол о снижении выбросов в атмосферу веществ, вызывающих парниковый эффект, Соединенные Штаты предстали перед мировым сообществом едва ли не экологическим преступником. Американскому президенту и тем, кто стоит за его спиной, действительно нет дела до африканской засухи или таяния ледников Гренландии. Однако на своей территории американцы установили очень жесткие экологические стандарты. Этим и объясняется коммерческий успех японских гибридных автомобилей сначала в самой экологически благополучной Калифорнии (тут живет не только Арнольд Шварценнегер, но и большинство американских мультимиллионеров), а затем по всей стране. И, наконец, экономическая целесообразность. Использование гибридного двигателя позволяет снизить потребление топлива на 20–25%. При нынешних ценах на бензин и любви американцев к большим автомобилям, это существенная экономия даже для обеспеченных людей. По статистике, основными покупателями гибридных моделей являются образованные обеспеченные американцы (женщинам гибриды не нравятся) от сорока шести лет и старше.

Европа воздержалась

В Европе гибридные автомобили не прижились. Достаточно вспомнить малочисленность экспонатов с гибридными моторами на последнем автосалоне в Женеве. Основная причина такого отношения — дизельные двигатели.

В каждой развитой европейской стране автомобилей с дизельными моторами в несколько раз больше, чем в США. Поэтому автопроизводители, поставляющие свою продукцию на европейский рынок, обязательно выпускают экономичные дизельные версии. Дальше всех пошли французские автомобильные компании — их дизельные микролитражки потребляют около четырех литров на 100 км. Ни одна из серийно выпускаемых гибридных машин не имеет таких показателей. К тому же современный дизель дешевле бензин-электрического мотора, не так капризен и прекрасно обходится без мощного компьютера. А главное, не требует создания специальной сервисной сети.

Начало массовых продаж гибридных автомобилей в Европе намечено на 2010 год. Однако пока неизвестно, чьи гибриды будут доминировать на европейском рынке — японские, французские (PSA Peugeot Citroеn) или немецкие (Volkswagen, Porsche, Audi).

Украина — «против»

В прошлом году в Украине были зарегистрированы 225 тыс. новых автомобилей. Появлению у нас предназначенных для американского рынка японских гибридов мы обязаны серым дилерам. В основном в нашу страну ввозятся гибридные внедорожники Lexus RX400h. По сравнению с моделями, оборудованными традиционными бензиновыми двигателями, гибриды примерно на 10 тыс. долларов дороже.

Однако заплатив за гибридный внедорожник премиум-класса 68–77 тыс. долларов (цена зависит от комплектации), украинцы зачастую не знают, что такой автомобиль требует особых навыков вождения. Разгоняться нужно плавно, по городу желательно передвигаться не быстрее 80 км/ч, по трассе лучше ехать в спокойном темпе со скоростью 120–140 км/ч. При соблюдении этих простых правил электродвигатель будет работать активнее бензинового мотора, и дорогостоящее топливо не будет расходоваться впустую.

Есть и более серьезные причины, почему гибридные авто не прижились в Украине. У нас отсутствуют СТО, на которых можно квалифицированно обслужить гибридный силовой агрегат и тяговую электробатарею. Нет диагностических стендов, взаимодействующих с программой бортового компьютера такого автомобиля.

Сейчас в Украине около пятидесяти гибридов, поставленных серыми дилерами. К осени ситуация может измениться: в России уже начались официальные продажи внедорожника Lexus RX400h, значит, через полгода они могут начаться и в Украине. По данным «Эксперта», Toyota тоже активно ведет работу, предшествующую началу продаж гибридных автомобилей. Конкуренцию Lexus RX400h (основная ставка делается именно на него — внедорожный рынок Украины считается одним из самых перспективных в Европе) может составить седан Toyota Prius (стоимость в США 19,5–23,4 тыс. долларов). Всего японская компания выпустила 367 тыс. этих авто. Из них 44% были предназначены для внутреннего рынка, остальные — для экспорта в Соединенные Штаты и Канаду.

Представители марки Honda также изучают перспективы продаж гибридных автомобилей на украинском рынке. Эта компания уже продала в Северной Америке 100 тыс. таких авто.

Однако перелом наступит с появлением гибридных двигателей третьего поколения. Из-за высокой цены, бензин-электрических моторы второго поколения используются только в моделях бизнес-класса. Как сказал президент корпорации Toyota Катсуаки Ватанабе, «мы близки к тому, чтобы снизить стоимость гибридов, чтобы наши машины стали доступными как можно большему количеству покупателей». Это значит, что компания вплотную подошла к тому, чтобы оснащать гибридными двигателями модели стоимостью 12–16 тыс. долларов.

По оценкам аналитиков «Эксперта», в этом году объем продаж гибридных автомобилей в Украине не превысит миллион долларов. В следующем — он может составить 3–3,5 млн долларов. Гибриды станут самостоятельным сегментом автомобильного рынка ко второй половине 2008 года, когда объем их продаж возрастет до 0,2–0,5% от общего количества новых автомобилей, зарегистрированных в Украине. К этому времени часть гибридов уже будет оборудована бензин-электрическими двигателями третьего поколения. К 2009−му емкость рынка гибридных автомобилей может приблизиться к 100 млн долларов.

Один из важных факторов успеха гибридных автомобилей в Украине — активная, но корректная маркетинговая стратегия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ecoportal.ru/

topref.ru


Смотрите также