Токсичные вещества в автомобильном транспорте. Понятие предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней. Классы опасности. Класс опасности бензина автомобильного


Правила маркировки опасных грузов



Наименование № ООН Код опасности Класс опасности
Бензин моторный, Газолин, Петрол 1203 33 3
Нефть сырая 1267 33/30 3
Топливо дизельное, Газойль 1202 30 3
Керосин 1223 30 3
  • ПЕРЕВОЗКА ОПАСНОГО ГРУЗА (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)

    При перевозке опасного груза транспортное средство должно маркироваться знаками опасности, которые устанавливаются с двух сторон, спереди и сзади.

  • ПЕРЕВОЗКА НЕСКОЛЬКИХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В ОТСЕКАХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

    В случае если в нескольких отсеках транспортного средства размещены вещества, соответствующие одному и тому же классу опасности (либо несколько классов), например - это легковоспламеняющаяся жидкость Класс 3, то размещать знаки на каждом из отсеков не обязательно – достаточно знаков с каждой стороны и 1-го сзади транспортного средства.

    Таблички ООН устанавливаются с двух сторон, спереди и сзади. При перевозке определенных видов грузов сзади допускается установка одной таблички ООН с наиболее опасным веществом, например бензин №1203

    В случае если конструкция транспортного средства предусматривает несколько цистерн, отсеков или контейнеров (либо к автоцистерне присоединена прицеп-цистерна), то дополнительные знаки опасности должны быть закреплены по бокам каждой цистерны, отсека или контейнера. Знаки должны соответствовать классам опасности тех веществ, которые помещены в каждую из цистерн, отсеков или контейнеров.

    В случае если в одной из секций размещено вещество, соответствующее 2-м и более классам опасности, то на такой секции рядом должны располагаться все знаки присутствующих классов (также все виды знаков должны дублироваться на задней части транспортного средства).

  • ПЕРЕВОЗКА ВЕЩЕСТВ, ОПАСНЫХ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    В случае если транспортное средство перевозит вещество, опасное для окружающей среды (в целях ДОПОГ таковыми считаются вещества, загрязняющие водную среду), то такое транспортное средство оснащается соответствующим знаком. Знак наносится по тем же правилам, что и знаки соответствующие классам опасности - с 2-х сторон и сзади транспортного средства.
  • ПОРОЖНИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, НЕ ПРОШЕДШИЕ ОЧИСТКУ

    Порожние транспортные средства, не прошедшие очистку от опасного вещества (дегазацию/дезактивацию), должны сохранять маркировку в виде знаков опасности.

В НАЧАЛОСТРАНИЦЫ

www.uralst.ru

Автомобильные и авиационные бензины (Экологические требования)

Автомобильные и авиационные бензины (Экологические требования)

04.04.2012

Бурный рост автомобильного транспорта в развитых странах, где плотность автомобилей достигла 10-20 ед. на 1 кв.км, привел к сильному загрязнению окружающей среды и, в первую очередь, воздушного бассейна вредными выбросами отработавших газов.  Огромное количество загрязняющих веществ, образующих при сжигании автомобильных бензинов, обусловливает тот факт, что среди всех требований, предъявляемых к бензинам, на первое место выдвигаются экологические.

     

Загрязнение окружающей среды, связанное с применением бензинов, может происходить на этапах транспортирования, заправки и др. (испарение, утечки и пр.). Однако основным источником загрязнения являются отработавшие газы. в их составе содержится более 300 соединений, наносящихся вред окружающей среде и здоровью человека.

    

Среди экологических показателей бензинов важнейшим является содержание в них соединений свинца. Это связано не только с высокой токсичностью этилированных бензинов и продуктов их сгорания, но и с возможностью применения каталитических систем нейтрализации отработавших газов, так как продукты сгорания свинца отравляют катализатор. Поэтому одной из первоочередных экологических задач в области производства бензинов запрещено законом. Переход на производство и применение этилированных бензинов запрещено законом. Переход на производство и применение неэтилированных бензинов позволит не только снизить выбросы в атмосферу высокотоксичных соединений свинца, но и даст возможность оборудовать автомобили каталитическими системами нейтрализации отработавших газов и до минимума сократить токсичность последних. В России также приняты и осуществляются программы, направленные на решение экологических проблем. По относительному объему производства и потребления неэтилированных автобензинов Россия в настоящее время находится на уровне развитых европейских стран. За последние пять лет его выработка увеличилась втрое и в 1997 года составила 70% общего объема. Максимальная норма на содержание свинца в автомобильных бензинах снижена с 0,37 до 0,15 г/дм3.

     

Среди продуктов сгорания неэтилированных бензинов наибольшую опасность представляют оксид и диоксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды и твердые частицы.

     

Токсичность неэтилированных бензинов и продуктов их сгорания в основном определяется содержанием в них ароматических углеводородов, особенно бензола, олефиновых углеводородов и серы. Ароматические углеводороды более токсичны по сравнению с парафиновыми углеводородами. Если парафины в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 относится к 4-му классу опасности, то бензин относится ко 2-му классу, а толуол - к 3-му. При их сгорании образуются полициклические ароматические углеводороды (бензпирены), обладающие канцерогенными свойствами. Чем выше содержание ароматических углеводородов в бензине, тем выше температура его сгорания и содержание оксидов азота в отработавших газах. Несгоревшие углеводороды, содержащиеся  в отработавших газах, в воздушной среде под воздействием различных факторов (повышенная влажность, солнечный свет и пр.). способствуют образованию стойких аэрозолей, получивших название "смог". Наибольшей фотохимической активностью обладают продукты сгорания олефиновых и ароматических углеводородов. Высокое содержание серы в бензины увеличивает выбросы оксидов серы, которые губительно действуют на здоровье человека, животный и растительный мир, конструкционные материалы. При использовании бензинов с кислородсодержащими добавками содержание токсичных продуктов в отработавших газах несколько снижается.

    

Запрет на применение свинцовых антидетонаторов в бензинах можно считать первым шагом в изменении экологических свойств бензинов, вторым шагом является переход к использованию так называемых реформулированных бензинов, связанный с принятием в США в 1990 г. поправок к закону о чистом воздухе. Для реформулированного бензина предусматривается введение ограничений и ужесточение требований по целому ряду показателей: давление насыщенных паров, фракционный состав, содержание ароматических углеводородов, бензола, олефинов, серы, предусматривается обязательное добавление кислородсодержащих соединений (не менее 1,8% по кислороду) и моющих присадок. С 1 января 1995 г. в девяти городах США (Нью-Йорк, Чикаго, Хьюстон и др.) потребляется только реформулированный бензин. Требования калифорнийского Совета по охране воздушного бассейна (CARB) к качеству реформулированного бензина, предусмотренные сверх федеральных норм, приведены в табл. 1.1. Переход к реформулированному бензину разбит на два этапа (первыЙ этап действует с 1990 г.).

     

В России также приняты и осуществляются программы, направленные на решение экологических проблем. ГОСТ Р 51105-97 "Бензины для автомобильного транспорта" предусматривает доведение требований к отечественным автобензинам до уровня европейских норм (EN 228). Ужесточена норма на содержание в бензинах общей серы - до 0,05%; введена норма на содержание бензола - не более 5%. Еще более жесткие требования установлены на автобензины, предназначенные для применения в Москве.

    

Одним из путей снижения токсичных выбросов автотранспорта является введение моющих присадок в автобензины, так как образование отложений во впускной системе двигателя и особенно в карбюраторе приводит к падению мощности и ухудшению экономичности работы двигателя, возрастанию таксичности отработавших газов, особенно на режимах холостого хода   и на малых оборотах (условия городской езды). Путем поддержания в чистоте топливной системы моющие присадки способствуют снижению содержания оксидов углерода и несгоревших углеводородов в отработавших газах. На ряде нефтеперерабатывающих предприятий осуществляется организация производства автомобильных бензинов с моющими присадками и с улучшенными экологическими свойствами.

necton-sea.ru

Основные характеристики бензина

ТОП 10:

 

№ п/п Наименование, параметры Параметр Источник информации
1. 1.1. 1.2. Наименование веществ Химическое Торговое   Бензин Бензин   ГОСТ 2084-77
2. 2.1. 2.2. Формула Эмпирическая Структурная Смесь легких предельных ароматических и нафтеновых углеводородов, отличающихся условиями и исходным сырьем  
3. 3.1. 3.2. Состав, %мас. Основной продукт Примеси Свинец, г/дм3, н.б. -марка А-76 неэтилированный     0,013     0,015     ГОСТ 2084-77  
4. 4.1. 4.2.   4.3. Общие данные Молекулярная масса Температура кипения,оС (при давлении 101 кПА) Плотность при 20оС, кг/м3   Усредн.95,45 Начало 35 Конец 195 741-770    
5.   5.1. 5.2. Данные о взрывоопасности Температура вспышки,оС Пределы взрываемости, % об.   Минус 27-39 255-370 1,0-6,0 ГОСТ 2084-77 А.Н.Баратов, А.Н.Корольченко «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов»  
1. 2. 3. 4.
6.   6.1.   6.2.   6.3.   6.4. Данные о токсичной опасности ПДК в воздухе рабочей зоны,мг/м3 ПДК в атмосферном воз духе, мг/м3 -максимально-разовая -среднесуточная Летальная токсода LCt30.,мг/кг Пороговая токсода РС t30., мг/л 4класс опасности     5.0 1,5 не определялась   38-49 ГОСТ 12.1005088 Сборник «Перечень и коды веществ, загрязняю щих атмосферный воздух», «Вредные вещества в промышленности».
7. Реакционная способность горюч «Вредные вещества в промышленности» т.1.
8. Запах Специфический - - -
9. Коррозийное воздействие Не имеет - - -
10. Меры предосторожности Максимальная герметизация оборудования, индивидуальные средства защиты - - -
11. Информация о воздей ствии на людей Раздражает слизистую оболочку и кожу человека, при вдыха- нии паров вызывает отравление - - -
Средства защиты Противогазы марки А, шланговые и изоли- рующие противогазы - - -
13. Методы перевода вещества в безвредное состояние Удаление испарением, вентиляцией - - -
14. Меры первой помощи пострадавшим от воз действия веществами   Удалить пострадавше- го из загрязненной зо- ны, при потере дыха- ния – искусственное дыхание, кислород, грелки - - -

Скорость распространения пламени по поверхности зеркала бензина при обычных условиях составляет 10-15 м/сек.

Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений - 100 мг/м3[ГОСТ 12.1.005-88].Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76].Обладают наркотическим действием, раздражают верхние дыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт с бензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

Дизельное топливо (ГОСТ 305-82 Топливо дизельное)представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему).

Основные характеристики дизельного топлива

№ п/п Наименование, параметры Параметр Источник информации
1.
1. 1.1. 1.2. Наименование веществ Химическое Торговое   Дизельное топливо (летнее и зимнее) ГОСТ 305-82 с изм.% 1-5
2. 2.1. 2.2. Формула Эмпирическая Структурная Средние и тяжелые фракции нефтепереработки   ГОСТ 305-82 с изм.% 1-5
3. 3.1.   3.2. Состав, %мас. Основной продукт   Примеси -содержание серы Смесь различных пара финовых и нафтеновых углеводородов   до 0,5 ГОСТ 122.1005-88
4. 4.1.     4.2.   4.3.     Общие данные Молекулярный вес -летнее -зимнее Температура кипения, оС (при давлении 101 кПА) -летнее -зимнее Плотность при 20оС, кг/м3 -летнее -зимнее     203,6 172,3          
5.   5.1.     5.2.     Данные о взрывоопасности Температура вспышки,оС -летнее -зимнее Температура самовоспламенения, оС -летнее -зимнее Нижний предел взрываемости, %об. -летнее -зимнее             0,5 0,6     ГОСТ 305-82 с изм.1-5 ГОСТ 12.1.005-88     А.Н.Баратов, А.Н.Корольченко «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов»
6.   6.1.     6.2.     Данные о токсической опасности ПДК в воздухе рабочей зоны, мг/м3 ПДК в атмосферном воздухе, мг/м3- максимально-разовая ( по углеводородам С12-19)               ГОСТ 12.305-82   ГОСТ 12.1005-88     Сборник «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух»    
6.3.   6.4. Летальная токсодоза LCt30.мг/кг Пороговая токсодоза HCt30.мг/л   не определялась   38-49 «Вредные вещества в промышленности»
1.
7. Реакционная способность Горюч «Вредные вещества в промышленности» т.1.
8. Запах Специфический - - -
9. Коррозийное воздействие Не имеет - - -
10. Меры предосторожности Максимальная герметизация оборудования, индивидуальные средства защиты «Вредные вещества в промышленности» т.1.
11. Информация о воздействии на людей Раздражает слизистую Оболочку и кожу человека, пары вызывают заболевания дыхательных путей - - -
12. Средства защиты Противогазы марки А, шланговые, респиратор «Астра-2» - - -
13. Методы перевода вещества в безвредное состояние Смывание водой с использование моющих средств - - -
14. Меры первой помощи пострадавшим от воздействия веществами Удалить пострадавшего из загрязненной зоны, свежий воздух, при необходимости искусственное дыхание  

Дизельное топливо является малотоксичным веществом и по степени воздействия на организмчеловека относятся к 4-го классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76].Оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку и кожу человека.

Оценка риска

На АЗС, имеющих герметичное оборудование, вероятность подземных утечек топлива минимальна. Количество проливов у топливораздаточных колонок и на площадке слива топлива оценивается до 100 г/т бензина и 50 г/т дизельного топлива [Беляев, 2000].

Наиболее часто к ЧС(Н) на АЗС и АЗК приводит разгерметизация резервуаров (табл. 1), а наибольшую частоту вторичных СЧ имеют сценарии, связанные с образованием зоны взрывоопасных концентраций и сгорания облака ТВС в пределах концентраций самовоспламенения в дефлаграционном режиме (табл.2).

Таблица1. Значения частот инициирующих событий на АЗС

№ п/п   Инициирующее событие Значение частоты (1/год)  
Разгерметизация резервуара хранения нефтепродукта 1,1 х 10-4
  Разгерметизация автоцистерны топливозаправщика на территории АЗС   5,0 х 10-6  
Разгерметизация ж/д цистерны на территории сливной эстакады 5,0 х 10-6
Перелив нефтепродукта при заполнении резервуара 5,0 х 10-6
5.   Перелив нефтепродукта из горловины бензобака автомобилей из-за отказа автоматики   5,0 х 10-5  

Таблица 2. Вероятность развития возможных аварий на АЗС

Сценарий развития аварии Вероятность
Образование зоны токсического поражения 0.7039
Сгорание облака ТВС в дефлаграционном режиме 0.1689
Безопасное рассеивание 0.0292
Горение пролива вытекшей среды 0.0287
Сгорание облака ТВС в детонационном режиме 0.0119

В случае аварийного разлива ЛВЖ и образования паро-воздушного облака вероятность дальнейших событий будет в значительной мере определяться направлением перемещения облака ТВС по территории производства и за его пределы, что в свою очередь в значительной мере определяется господствующей розой ветров в районе размещения площадки объекта.

Социальные последствия для персонала и населения

Проведем расчет индивидуального риска для человека находящегося возле топливно-раздаточной колонки. Расстояние от автоцистерны до ТРК – 20 метров.

Выполним оценку вероятности развития аварии по формуле:

Q(Ai) = QавxQ(Ai)ст,

где Q(Ai) – статистическая вероятность развития аварии по i-й ветви логической схемы, по таблице 3.7.;

- Qав – вероятность разгерметизации автоцистерны и выброса горючего вещества в течении года исходя из статистических данных об авариях.

Вероятность сгорания паровоздушой смеси в открытом пространстве с образованием

волны избыточного давления:

 

Qс.д. = 5х10-6 х 0,0119 = 5,95х10-8 год-1.

 

Вероятность образования «огненного шара»:

 

Qо.ш. = 5х10-6 х 0,1689 = 8,4х10-7 год-1.

 

Вероятность воспламенения пролива:

 

Qв.п. = 5х10-6 х 0,0287 = 1,4х10-7 год-1.

 

Вероятности развития аварии в остальных случаях принимаем равными 0.

Определяем значения поражающих факторов с помощью методов, приведенных в приложениях В,Д,Е, (ГОСТ 12.3.047-98).

Согласно расчетам, избыточное давление Δр, импульс i волны давления, интенсивность теплового излучения от «огненного шара», qо.ш. и время его существования ts, интенсивность теплового излучения от пожара пролива qп бензина на расстоянии 20 метров составят:

 

Δр = 25,9 кПа, I = 74,38 Па*с, qо.ш = 103,4 кВт/м2, ts = 11,95 с., qп = 1,005 кВт/м2

 

Для приведенных значений поражающих факторов по формулам (ГОСТ 12.3.047-98) определяем значения «пробит» - функции Рr, которые соответственно составляют:

 

Prс.д. =1,709; Prо.ш. =7,24; Prп = -9,255.

 

Для указанных значений «пробит» - функции условная вероятность поражения человека поражающими факторами равна:

 

Qпс.д. = 0; Qпо.ш. = 0,985; Qпп = 0;

 

n

По формуле R = Σ Qпj х Q(Ai), определяем индивидуальный риск:

i=1

R = 5,95х10-8 х 0 + 8,4х10-7 х 0,985 + 1,4х10-7 х 0 = 8,27 х 10-7год-1.

 



infopedia.su

Категорирование по взрывопожарной опасности и классификация взрывоопасных зон объектов автозаправочных станций (АЗС) и топливозаправочных пунктов (ТЗП)

КАТЕГОРИРОВАНИЕ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ ЗОН ОБЪЕКТОВ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (АЗС) И ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫХ ПУНКТОВ (ТЗП)

В нормативных документах, касающихся установок топливозаправки (бензин, дизельное топливо) автомобильного транспорта, приводятся изложенные ниже данные по категорированию объектов по взрывопожарной опасности и классификации взрывоопасных зон.

1. "Правила технической документации стационарных и передвижных автозаправочных станций", утверждены председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г.

Взрывоопасные установки АЗС представлены в таблице.

Наименование установки

Категория

Класс по ПУЭ

Размер взрывоопасной зоны

Топливораздаточная колонка (бензин)

А

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от колонки

Резервуары для приема и хранения ЛВЖ подземные

А

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от резервуара

Стоянка автоцистерн при сливе ЛВЖ и смотровые колодцы подземных резервуаров ЛВЖ

А

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от закрытого места слива (границ колодца)

Дыхательные устройства резервуаров ЛВЖ

А

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от дыхательных и предохранительных клапанов

Обращает на себя внимание неправомерность категорирования наружных взрывоопасных установок и несоответствие указанных размеров взрывоопасных зон требованиям главы 7.3 ПУЭ.

2. СНиП II -93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования".

Категорирование установок в нормах отсутствует, но приведены следующие расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов:

до зданий АЗС II степени огнестойкости                                       - 4 м;

до зданий АЗС III степени огнестойкости                                      - 7 м;

до подземных резервуаров нефтепродуктов                                   - 4 м;

до раздаточных колонок нефтепродуктов                                      - не нормируется;

до проездов или площадок автомобилей (край заправочного островка)      - 0,8 м.

Расстояние между заправочными островками должно приниматься:

при расположении заправляемых автомобилей в один ряд равным ширине автомобиля плюс 1 м, но не менее 3 м;

при расположении автомобилей в два ряда - равным удвоенной ширине автомобиля плюс 1,5 м, но не менее 7 м.

Указанные расстояния между заправочными островками должны увеличиваться на 4 м, если между ними предусматривается также транзитный проезд автомобилей к другим заправочным колонкам станции.

Классы взрывоопасных зон согласно указанию СНиП 11-93-74 должны определяться по требованиям главы 7.3 ПУЭ.

3. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей", Минавтотранс РСФСР.

В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива, размещаемого на территории автотранспортных предприятий, предусматриваются следующие сооружения:

подземные резервуары для хранения топлива;

островки для размещения раздаточных колонок;

павильон для установки пультов управления (может не сооружаться).

Расстояния от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее:

до павильона ТЗП - 4 м;

до проезда, до края островка для раздаточной колонки - 0,8 м;

до подземного резервуара - 4 м;

до раздаточной колонки - не нормируется.

Расстояние между островками для раздаточных колонок можно принимать согласно п. 2 настоящего документа.

В ВСН 01-89 имеется указание, что при проектировании должны выдерживаться требования ПУЭ. Это означает, что классификация взрывоопасных зон установок ТЗП должна выполняться согласно главе 7.3 ПУЭ.

4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной опасности Минавтотранса РСФСР (1989 г.).

Выписка из перечня

№№

Наименование

Категория

Класс

Размер взрывоопасной зоны

64.1

Стационарный автозаправочный пункт (бензин, дизельное топливо)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от топливораздаточных колонок

64.2

Площадка для передвижной заправочной станции (бензин, дизельное топливо)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от топливозаправщика

64.3

64.4

Подземные резервуары для бензина, дизельного топлива

-

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от устройств выброса из предохранительных и дыхательных клапанов емкостей

64.5

64.6

Склад баллонов СНГ, СПГ, открытый (пропан-бутановая смесь, метан)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от баллонов

64.8

Пункт аккумуляции СПГ (метан)

-

В-1г

5м по горизонтали и вертикали от границы пункта и обреза сбросного трубопровода (свечи)

64.9

Сливная и наполнительная колонка для СНГ (пропан-бутановая смесь)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от сливных и наполнительных колонок

64.10

Площадка для подземных емкостей для СНГ (пропан-бутановая смесь)

-

В-1г

8 м по горизонтали и вертикали от резервуаров

Примечание . СНГ - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ.

Приведенная выше информация по АЗС, ТЗП свидетельствует о ее противоречивости, особенно в части категорирования и классификации пространства у топливозаправочных колонок. Согласно приведенным документам транспортное средство при заправке, как правило, располагается непосредственно во взрывоопасной зоне класса В-1г, что является недопустимым.

В рассмотренных выше документах СНиП II -93-74 и ВСН 01-89 в части классификации взрывоопасных зон сделаны ссылки на главу 7.3 ПУЭ "Электроустановки во взрывоопасных зонах". Следует иметь в виду, что требования ПУЭ определяют общие принципы классификации взрывоопасных зон и специфика АЗС, ТЗП, естественно, в главе 7.3 не отражена.

Как разработчик главы 7.3 институт Тяжпромэлектропроект рекомендует для объектов АЗС, ТЗП принимать следующие решения:

у наружной топливозаправочной колонки имеет место взрывоопасная зона класса В-1г (зона 2 согласно публикации 79-10 МЭК и проекта главы 7.3 ПУЭ 7-го издания) на расстоянии 0,5 м от корпуса колонки. Это решение соответствует требованиям раздела 514 национального электротехнического кода США для разливочных автоматов заправки автотранспорта. В рекомендациях МЭК не содержится конкретных указаний по топливозаправочным колонкам, но анализ документа 31 J секр. 10 от мая 1987 г., подготовленного ТК 31 МЭК, позволяет принять для данной конструкции зону класса 2 радиусом 1 м от возможного источника выделения, что примерно соответствует протяженности зоны 0,5 м от корпуса колонки;

при непринятии мер по удалению пролившегося топлива пространство у земли вокруг топливозаправочной колонки высотой 0,5 м и радиусом 3 м от оси колонки следует также относить к взрывоопасной зоне класса В-1г;

пространство внутри кожуха топливораздаточной колонки классифицируется согласно главе 7.3 ПУЭ только в том случае, если это оговорено техническими условиями или стандартами на изготовление топливораздаточной колонки;

классификацию помещений с установками заправки автомобилей рекомендуется производить согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ВНТП 10-90 "Определение категорий помещений и зданий заводов Минавтосельхозмаша по взрывопожарной и пожарной опасности", Минавтосельхозмаш СССР, 1990 г.;

размеры взрывоопасных зон остальных наружных взрывоопасных установок АЗС, ТЗП должны приниматься в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования, при разработке которых следует учитывать рекомендации ТК 31 МЭК. Часть из них содержится в работе Тяжпромэлектропроекта "Классификация взрывоопасных зон в национальных и международных стандартах, правилах" (шифр М788-1082, 1992 г.).

При отсутствии отраслевых норм технологического проектирования должны быть учтены требования п. 7.3.44 главы 7.3 ПУЭ 6-го издания.

Похожие документы

znaytovar.ru

Токсичные вещества в автомобильном транспорте. Понятие предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней. Классы опасности

Токсичность химических соединений обычно характеризуется

при помощи трех основных показателей: пороговой концентрацией,

пределом переносимости и токсической дозой (токсодозой). Пороговая концентрация – это наименьшее количествовещества, которое при попадании в организм человека может вызвать ощутимый физиологический эффект. В этом случае люди ощущают лишь первичные признаки поражения и сохраняютработоспособность.

Предел переносимости – это максимальная концентрация, которую человек может выдержать определённое время без устойчивого поражения. На практике в качестве предела переносимости используется предельно допустимая концентрация

(ПДК).

Токсическая доза – количественная характеристика поражающего действия отравляющих веществ.

 

ПДК и ПДУ – это максимальное значение факторов, которые

воздействуют на человека (изолированно или в сочетании с другими

факторами) в течение рабочей смены, ежедневно, на протяжении

всего трудового стажа, не вызывая у него и его потомства

биологических изменений, даже скрытых и временно

компенсируемых. ПДК и ПДУ устанавливают для производственной

среды и населенных мест.

В соответствии с ГОСТ [27] по степени воздействия на организм

вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

 1-й – вещества чрезвычайно опасные;

 2-й – вещества высокоопасные;

 3-й – вещества умеренно опасные;

 4-й – вещества малоопасные

 

Токсичные вещества в автомобильном транспорте. Свойства токсичных веществ.

Бензин и дизельное топливо способны проникать в организм через органы дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Даже при непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в количестве 5–10 мг/л, наступает острое отравление, характерными признаками которого являются головная боль, кашель, раздражение

слизистой оболочки носа и глаз, головокружение. Большинство этих симптомов через некоторое время исчезнет, если удалить пострадавшего из загрязненной среды. При более высоких концентрациях паров бензина возникает серьезная опасность для здоровья человека, может наступить быстрая потеря сознания и даже смерть. Наибольшую опасность острого отравления парами бензина и дизельного топлива представляют работы, проводимые в закрытых помещениях с резервуарами, заполненными топливом.

Спирты. В ДВС в качестве альтернативного топлива используются спирты двух видов: метиловый и этиловый. Метанол. Метанол – метиловый или древесный спирт является сильным ядом. При обычных условиях это бесцветная, легколетучая, горючая жидкость, иногда с запахом, напоминающим запах этилового спирта. Отравление чаще наступает при приеме внутрь с целью опьянения. Метиловый спирт токсичен при вдыхании его паров, а также при попадании на кожу.

Этанол. Этанол – этиловый или винный спирт, обычно используется как топливо для ДВС и относится к ядовитым веществам. Если принять внутрь 0,25 л этанола, то через 6–8 часов это вызывает повреждение печени, почек и даже смерть человека.

Смертельная доза алкоголя для нормального взрослого человека равна 300–400 мл чистого спирта или 800–1000 мл 40 % алкоголя при потреблении в пределах одного часа.

Тосол (антифриз). Тосол – самый распространенный антифриз, состоит из воды (33 %) и этиленгликоля – двухатомного спирта, который относится к ядовитым веществам.

Токсичные вещества в автомобильном транспорте. Способы защиты человека от токсичных веществ

 

Защитить человека от отравляющих веществ традиционно

можно при помощи соблюдения правил техники безопасности при работе с отравляющими веществами, а также используя средства коллективной и индивидуальной защиты.

Современный противогаз достаточно хорошо защищает человека от всех отравляющих веществ общеядовитого действия, за исключением окиси углерода и карбонилов металлов. Для защиты от окиси углерода и карбонилов металлов противогаз необходимо снабжать специальным гопкалитровым патроном. Также можно использовать респираторы. Например, респиратор "Лепесток-200" способен защитить органы дыхания человека от различных видов

аэрозолей, присутствующих в воздухе, если концентрация аэрозолей не превышает 100 мг/м3.

Дегазация помещений от отравляющих веществ общеядовитого действия проще всего может быть осуществлена удалением их паров с током воздуха. В естественных условиях это происходит за счет ветра, а в закрытых помещениях путем вентиляции.

 

Пожаробезопасность автомобильного транспорта. Основные понятия: пожар и горение. Возможные последствия пожара.

Особенности организации рабочего процесса ДВС таковы, что тепловая энергия, выделяющаяся в результате химической реакции окисления топлив, превращается в механическую энергию. В качестве топлив для ДВС традиционно используются вещества с большой теплотой сгорания: бензины, дизельное топливо, водород, спирты, эфиры и т.д. В качестве смазочных материалов для ДВС широкое распространение приобрели минеральные и синтетические масла углеводородного состава. Топлива и смазочные материалы ДВС представляют собой горючие вещества и требуют соблюденияособых мер пожаробезопасности при их хранении, утилизации, а особенно в процессе эксплуатации двигателей. Пожар – это неконтролируемое горение вне специального очага, опасное для жизни человека и влекущее за собой материальный ущерб.

Горение – это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя (обычно кислорода воздуха) и источника зажигания

(импульса). В качестве окислителя может выступать не только кислород, но и хлор, фтор, бром, йод, окислы азота и т.д.

Основными показателями пожарной опасности, определяющими

критические условия возникновения и развития процесса горения, являются температура самовоспламенения и концентрационные пределы воспламенения.

Процесс горения опасен не только тем, что вызывает уничтожение материальных ценностей и наносит ущерб жизни и здоровью людей под действием повышенной температуры, но еще и тем, что вследствие высоких температур увеличивается давление газа и может возникнуть ударная волна разрушающего действия. Негативное влияние на человека и окружающую среду оказывают также дым и токсичные продукты, выделяющиеся при горении различных веществ.

 

megaobuchalka.ru