Плотность бензина. Как считается плотность бензина


Плотность бензина

Отношение массы вещества к его объему или массы его единичного объема называют плотностью. Она у всех веществ разная и зависит от их природы и состава. Например, для пресной воды она равняется, примерно, 1,003 г/см3, а для морской — 1,025 г/см3. Также эта физическая величина подчиняется правилу аддитивности. То есть плотность многокомпонентной смеси (какой является, например, бензин) будет равняться сумме произведений этой характеристики каждого компонента на его массовую долю: ρсмеси = ∑ρi • ci. Расчетный метод может быть использован при известном составе, а также в тех случаях, когда не требуется определить плотность бензина с высокой точностью. Другой недостаток расчетного способа — сложность и высокая затратность определения массовой доли каждого компонента. Оно требует дорогостоящего хроматографического оборудования и высококвалифицированного персонала, так как каждая марка нефтепродукта характеризуется широкой вариабельностью наборов из большого числа индивидуальных, преимущественно, органических веществ (углеводородов).

Качественный и количественный состав, обуславливающий плотность бензина, меняется и зависит от исходного сырья и технологического способа его переработки. Получают различные марки путем прямой перегонки нефти, риформингом, изомеризацией, алкилированием, каталитическим крекингом. Бензин преимущественно состоит из смеси парафинов, нафтенов и олефинов. В настоящее время многие страны ввели ограничения на содержание ароматических углеводородов и олефинов. Такое положение вызвано экологическими требованиями и необходимостью сокращения нагарообразования, которое происходит из-за присутствия в топливе соединений бензольного и этиленового ряда, они часто содержат бензин. Плотность продуктов, октановое число которых увеличено за счет ароматических веществ, как правило, выше, чем у топлива с более низким содержанием бензола и его гомологов.

Кроме того, готовый продукт может содержать специальные добавки. Они также влияют на плотность бензина. Например, кислородсодержащие соединения такие, как этанол, позволяют увеличивать полноту сгорания топлива и снижать концентрацию окиси углерода в выхлопных газах. Нормативный документ и технологический регламент предприятия определяет те компоненты, которые могут быть добавлены в топливо. В настоящее время на территории нашей страны действуют несколько документов, нормирующих качество моторных топлив для транспортных средств с бензиновыми двигателями.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2184-77 переиздан в феврале 2003 года с изменениями 1—6 от 1981, 1983, 1984, 1990, 1997 и 2002 гг., а также с двумя поправками от 2000 и 2001 гг., он признан 10 государствами — бывшими республиками СССР. В Российской Федерации его требования распространяются только на неэтилированный продукт марки А-76. Плотность бензина при 20 оС по данному ГОСТу не регламентируется, но ее определение обязательно до отгрузки потребителю. Для этого применяются ареометрический и пикнометрические методы испытания, которые описаны ГОСТ 3900-85.

Государственный стандарт нашей страны ГОСТ Р 51105-97 (к нему опубликованы в 1999 и 2000 гг. изменения № 1 и № 2) применяется с 01.01.1999 и распространяется на неэтилированные автомобильные бензины, которые в зависимости от величины октанового числа делятся на марки: Супер 98, Премиум 95, Регуляр 92, Регуляр 91, Нормаль 80. Плотность бензина 92 и остальных продуктов с октановым числом от 91 до 98 нормируется при 15 оС и лежит в пределах от 725 до 780 кг/м3. Для продукта марки Нормаль 80 она может меняться от 700 до 750 кг/м3. Определяют эту характеристику с помощью ареометра по методу испытания согласно ГОСТ Р 51069-97.

Другой государственный стандарт — ГОСТ Р 51886-2002 — введен в действие в Российской Федерации с 01.07.2002, а с 01.07.2008 к нему вышло изменение № 1. Документ соответствует европейкой нормали ЕН 228-2004, он распространяется на неэтилированные бензины марок Супер Евро-98 и Премиум Евро-95. Они характеризуются октановым числом 98 и 95 соответственно. Плотность бензина обеих марок при 15 оС лежит в пределах 720—750 кг/м3 и определяется по ГОСТ Р 51069-97 ареометрическим методом.

Чем вызвана необходимость определения плотности моторного топлива? Во-первых, эта величина косвенно характеризует состав продукта и помогает его идентифицировать. Например, если измеренная плотность будет 0,980 кг/ м3 или 0,650 кг/м3, то можно с уверенностью сказать, что это не бензин, а какой-то другой продукт. Также плотность бензина широко применяется на практике: зная объем продукта в большом резервуаре, который невозможно взвесить, рассчитывают его массу, умножая плотность на объем. Такой способ называется косвенным, требования к нему содержит ГОСТ Р 8.595-2004. Измеряют температуру и уровень продукта в резервуаре и рассчитывают его объем. Отбирают точечные пробы в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-85, объединяют их и определяют плотность по ГОСТ 51069-97 или по ГОСТ 3900-85. Результаты измерений приводят к стандартным условиям (температура 15 или 20 оС), только после этого эти величины используют для расчета массы продукта в резервуаре.

загрузка...

fjord12.ru

Плотность бензина

Плотность бензина определяется с помощью такого специального, особенного прибора, который называется денсиметр. Так, сущность определения денсиметром плотности бензина заключается в очень точном установлении глубины погружения в жидкость прибора по его шкале…Денсиметр – это стеклянный пустотелый поплавок, имеющий определённый балласт внизу, а также стеклянную тоненькую трубкой сверху, на которой эта шкала плотности и изображена.

На сегодняшний день различают три типа денсиметра. Так, первый тип денсиметров отличается по цене деления шкалы, которая равна 0,0005 г/кубических сантиметров, а второй и третий тип денсиметров равен 0,0012 г/кубических сантиметров. Денсиметры второго и первого типов полностью снабжены современными термометрами, однако в отличие от первых 2-х типов, третий тип термометра полностью отсутствует, поэтому, если используется именно этот тип денсиметров, то температуру все же следует измерять при помощи дополнительного термометра. Однако, перед тем, как непосредственно определять плотность бензина, сам продукт выдерживают при характерной температуре окружающей среды, причем до тех пор, пока продукт не примет уже эту самую температуру (отклонение допускается, но незначительное, в пять градусов С).

В металлический или стеклянный цилиндр, имеющий ёмкость от 250 до 500 миллиметров, а также диаметр пятьдесят миллиметров наливают испытуемый бензин. Сухой, и, главное, чистый денсиметр берут за его верхнюю часть и медленно – медленно опускают в нефтепродукт, который испытывается, да так, чтобы прибор ни в коем случае стенок цилиндра не касался. Преждевременное отпускание денсиметра нельзя допускать, т. к. при очень быстром погружении в жидкость, прибор может сильно удариться о дно цилиндра и сразу же разрушиться. Вследствие такого глубокого погружения бензиновая жидкость может сильно смочить стержень денсиметра, у которого установлена предельная высота отметки шкалы, которая, в свою очередь, должна соответствовать самой плотности бензина. После полного прекращения колебаний в жидкости на шкале плотности, а также на шкале температуры отмечают необходимые показания. При этом отсчёт показаний плотности бензина производят только по верхнему мениску, а глаз наблюдателя всегда должен находиться там, где располагается верхний уровень мениска жидкости…

 

www.espada-ufa.ru

Плотность бензина

Отношение массы вещества к его объему или массы его единичного объема называют плотностью. Она у всех веществ разная и зависит от их природы и состава. Например, для пресной воды она равняется, примерно, 1,003 г/см3, а для морской — 1,025 г/см3. Также эта физическая величина подчиняется правилу аддитивности. То есть плотность многокомпонентной смеси (какой является, например, бензин) будет равняться сумме произведений этой характеристики каждого компонента на его массовую долю: ρсмеси = ∑ρi • ci. Расчетный метод может быть использован при известном составе, а также в тех случаях, когда не требуется определить плотность бензина с высокой точностью. Другой недостаток расчетного способа — сложность и высокая затратность определения массовой доли каждого компонента. Оно требует дорогостоящего хроматографического оборудования и высококвалифицированного персонала, так как каждая марка нефтепродукта характеризуется широкой вариабельностью наборов из большого числа индивидуальных, преимущественно, органических веществ (углеводородов).

Качественный и количественный состав, обуславливающий плотность бензина, меняется и зависит от исходного сырья и технологического способа его переработки. Получают различные марки путем прямой перегонки нефти, риформингом, изомеризацией, алкилированием, каталитическим крекингом. Бензин преимущественно состоит из смеси парафинов, нафтенов и олефинов. В настоящее время многие страны ввели ограничения на содержание ароматических углеводородов и олефинов. Такое положение вызвано экологическими требованиями и необходимостью сокращения нагарообразования, которое происходит из-за присутствия в топливе соединений бензольного и этиленового ряда, они часто содержат бензин. Плотность продуктов, октановое число которых увеличено за счет ароматических веществ, как правило, выше, чем у топлива с более низким содержанием бензола и его гомологов.

Кроме того, готовый продукт может содержать специальные добавки. Они также влияют на плотность бензина. Например, кислородсодержащие соединения такие, как этанол, позволяют увеличивать полноту сгорания топлива и снижать концентрацию окиси углерода в выхлопных газах. Нормативный документ и технологический регламент предприятия определяет те компоненты, которые могут быть добавлены в топливо. В настоящее время на территории нашей страны действуют несколько документов, нормирующих качество моторных топлив для транспортных средств с бензиновыми двигателями.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2184-77 переиздан в феврале 2003 года с изменениями 1—6 от 1981, 1983, 1984, 1990, 1997 и 2002 гг., а также с двумя поправками от 2000 и 2001 гг., он признан 10 государствами — бывшими республиками СССР. В Российской Федерации его требования распространяются только на неэтилированный продукт марки А-76. Плотность бензина при 20 оС по данному ГОСТу не регламентируется, но ее определение обязательно до отгрузки потребителю. Для этого применяются ареометрический и пикнометрические методы испытания, которые описаны ГОСТ 3900-85.

Государственный стандарт нашей страны ГОСТ Р 51105-97 (к нему опубликованы в 1999 и 2000 гг. изменения № 1 и № 2) применяется с 01.01.1999 и распространяется на неэтилированные автомобильные бензины, которые в зависимости от величины октанового числа делятся на марки: Супер 98, Премиум 95, Регуляр 92, Регуляр 91, Нормаль 80. Плотность бензина 92 и остальных продуктов с октановым числом от 91 до 98 нормируется при 15 оС и лежит в пределах от 725 до 780 кг/м3. Для продукта марки Нормаль 80 она может меняться от 700 до 750 кг/м3. Определяют эту характеристику с помощью ареометра по методу испытания согласно ГОСТ Р 51069-97.

Другой государственный стандарт — ГОСТ Р 51886-2002 — введен в действие в Российской Федерации с 01.07.2002, а с 01.07.2008 к нему вышло изменение № 1. Документ соответствует европейкой нормали ЕН 228-2004, он распространяется на неэтилированные бензины марок Супер Евро-98 и Премиум Евро-95. Они характеризуются октановым числом 98 и 95 соответственно. Плотность бензина обеих марок при 15 оС лежит в пределах 720—750 кг/м3 и определяется по ГОСТ Р 51069-97 ареометрическим методом.

Чем вызвана необходимость определения плотности моторного топлива? Во-первых, эта величина косвенно характеризует состав продукта и помогает его идентифицировать. Например, если измеренная плотность будет 0,980 кг/ м3 или 0,650 кг/м3, то можно с уверенностью сказать, что это не бензин, а какой-то другой продукт. Также плотность бензина широко применяется на практике: зная объем продукта в большом резервуаре, который невозможно взвесить, рассчитывают его массу, умножая плотность на объем. Такой способ называется косвенным, требования к нему содержит ГОСТ Р 8.595-2004. Измеряют температуру и уровень продукта в резервуаре и рассчитывают его объем. Отбирают точечные пробы в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-85, объединяют их и определяют плотность по ГОСТ 51069-97 или по ГОСТ 3900-85. Результаты измерений приводят к стандартным условиям (температура 15 или 20 оС), только после этого эти величины используют для расчета массы продукта в резервуаре.

загрузка...

worldfb.ru

Плотность бензина

Отношение массы вещества к его объему или массы его единичного объема называют плотностью. Она у всех веществ разная и зависит от их природы и состава. Например, для пресной воды она равняется, примерно, 1,003 г/см3, а для морской — 1,025 г/см3. Также эта физическая величина подчиняется правилу аддитивности. То есть плотность многокомпонентной смеси (какой является, например, бензин) будет равняться сумме произведений этой характеристики каждого компонента на его массовую долю: ρсмеси = ∑ρi • ci. Расчетный метод может быть использован при известном составе, а также в тех случаях, когда не требуется определить плотность бензина с высокой точностью. Другой недостаток расчетного способа — сложность и высокая затратность определения массовой доли каждого компонента. Оно требует дорогостоящего хроматографического оборудования и высококвалифицированного персонала, так как каждая марка нефтепродукта характеризуется широкой вариабельностью наборов из большого числа индивидуальных, преимущественно, органических веществ (углеводородов).

Качественный и количественный состав, обуславливающий плотность бензина, меняется и зависит от исходного сырья и технологического способа его переработки. Получают различные марки путем прямой перегонки нефти, риформингом, изомеризацией, алкилированием, каталитическим крекингом. Бензин преимущественно состоит из смеси парафинов, нафтенов и олефинов. В настоящее время многие страны ввели ограничения на содержание ароматических углеводородов и олефинов. Такое положение вызвано экологическими требованиями и необходимостью сокращения нагарообразования, которое происходит из-за присутствия в топливе соединений бензольного и этиленового ряда, они часто содержат бензин. Плотность продуктов, октановое число которых увеличено за счет ароматических веществ, как правило, выше, чем у топлива с более низким содержанием бензола и его гомологов.

Кроме того, готовый продукт может содержать специальные добавки. Они также влияют на плотность бензина. Например, кислородсодержащие соединения такие, как этанол, позволяют увеличивать полноту сгорания топлива и снижать концентрацию окиси углерода в выхлопных газах. Нормативный документ и технологический регламент предприятия определяет те компоненты, которые могут быть добавлены в топливо. В настоящее время на территории нашей страны действуют несколько документов, нормирующих качество моторных топлив для транспортных средств с бензиновыми двигателями.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2184-77 переиздан в феврале 2003 года с изменениями 1—6 от 1981, 1983, 1984, 1990, 1997 и 2002 гг., а также с двумя поправками от 2000 и 2001 гг., он признан 10 государствами — бывшими республиками СССР. В Российской Федерации его требования распространяются только на неэтилированный продукт марки А-76. Плотность бензина при 20 оС по данному ГОСТу не регламентируется, но ее определение обязательно до отгрузки потребителю. Для этого применяются ареометрический и пикнометрические методы испытания, которые описаны ГОСТ 3900-85.

Государственный стандарт нашей страны ГОСТ Р 51105-97 (к нему опубликованы в 1999 и 2000 гг. изменения № 1 и № 2) применяется с 01.01.1999 и распространяется на неэтилированные автомобильные бензины, которые в зависимости от величины октанового числа делятся на марки: Супер 98, Премиум 95, Регуляр 92, Регуляр 91, Нормаль 80. Плотность бензина 92 и остальных продуктов с октановым числом от 91 до 98 нормируется при 15 оС и лежит в пределах от 725 до 780 кг/м3. Для продукта марки Нормаль 80 она может меняться от 700 до 750 кг/м3. Определяют эту характеристику с помощью ареометра по методу испытания согласно ГОСТ Р 51069-97.

Другой государственный стандарт — ГОСТ Р 51886-2002 — введен в действие в Российской Федерации с 01.07.2002, а с 01.07.2008 к нему вышло изменение № 1. Документ соответствует европейкой нормали ЕН 228-2004, он распространяется на неэтилированные бензины марок Супер Евро-98 и Премиум Евро-95. Они характеризуются октановым числом 98 и 95 соответственно. Плотность бензина обеих марок при 15 оС лежит в пределах 720—750 кг/м3 и определяется по ГОСТ Р 51069-97 ареометрическим методом.

Чем вызвана необходимость определения плотности моторного топлива? Во-первых, эта величина косвенно характеризует состав продукта и помогает его идентифицировать. Например, если измеренная плотность будет 0,980 кг/ м3 или 0,650 кг/м3, то можно с уверенностью сказать, что это не бензин, а какой-то другой продукт. Также плотность бензина широко применяется на практике: зная объем продукта в большом резервуаре, который невозможно взвесить, рассчитывают его массу, умножая плотность на объем. Такой способ называется косвенным, требования к нему содержит ГОСТ Р 8.595-2004. Измеряют температуру и уровень продукта в резервуаре и рассчитывают его объем. Отбирают точечные пробы в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-85, объединяют их и определяют плотность по ГОСТ 51069-97 или по ГОСТ 3900-85. Результаты измерений приводят к стандартным условиям (температура 15 или 20 оС), только после этого эти величины используют для расчета массы продукта в резервуаре.

загрузка...

buk-journal.ru