Российское топливо: в чем отличия от европейского. Качество бензина в европе


Российский дизель – худший в Европе :: Autonews

Международный центр качества топлива (IFQC), Хьюстон, составил рейтинг 100 стран с самыми низкими предельными нормами содержания серы в дизельном топливе. Первое место в рейтинге заняла Швеция, которая одной из первых внедрила очень строгие ограничения на содержание серы. Второе и третье места заняли соответственно Германия и Япония. Именно в этих странах производят самое чистое дизельное топливо – наименее вредное для окружающей среды и щадящее дорогие дизельные двигатели.

Россиянам массово пересаживаться на дизельные автомобили пока не стоит. Мало того что экономически не очень выгодно: стоимость дизельного топлива в Москве, например, сравнялась по цене с 95-м бензином, так еще и качество российского дизельного топлива не на высоте. По американской оценке, российское дизельное топливо худшее в Европе, а в общем рейтинге стран с чистым дизелем Россия заняла только 44 место. Дизтопливо в самих Штатах немногим лучше – 34 место рейтинга. Выигрывают у России даже Мексика с Турцией.

Естественные примеси серы содержатся в сырой нефти. Стоит отметить, что содержание вредной серы в нефти, добываемой на территории России, всегда было очень высоким. Для отечественной нефти Urals содержание серы составляет 1,3%, а для норвежской нефти Brent – всего 0,4%. При обработке сырой нефти на нефтеперегонных заводах сера попадает в очищенные нефтепродукты. При сгорании топлива соединения серы попадают в воздух и оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей. Кроме того, именно длительные значительные выбросы серы приводят к появлению кислотных дождей.

Однако россиянам можно порадоваться за отечественную нефтеперерабатывающую промышленность, так как производимое из нашей же высокосернистой нефти дизельное топливо в соседних странах оставляет желать лучшего. Дизтопливо в соседней Белоруссии, Армении и на Украине чуть хуже российского. Украина едва обогнала Индию и занимает 51 место рейтинга стран с чистым дизелем. Казахстан находится по этому показателю на одном уровне с Китаем: они занимают 65 и 64 места соответственно. Бардак на территории бывшей Югославии привел к тому, что новообразованные и вечно воюющие страны занимаются разбодяживанием топлива, а не проблемами экологии. Качество албанского, македонского и хорватского дизтоплива делает эти страны пятнами грязи на светло-голубом фоне соседствующих с ними стран Евросоюза. Хорватия занимает 85 место списка. Последние места рейтинга занимают среднеазиатские и африканские страны.

Политики и представители промышленности всего мира уже несколько десятилетий работают над снижением предельных норм содержания серы в топливе, однако различия между этими нормами сохраняются. В целом большинство стран мира стремится уменьшить содержание серы в топливе. Все члены ЕС вошли в верхнюю половину рейтинга; ожидается, что к 2009 г. почти 100% дизельного топлива на рынке ЕС будет “бессерным”. Уровень содержания серы существенно отличался у стран, занявших верхние места рейтинга (до 10 промилле), и у всех остальных: страны, оказавшиеся внизу списка, допускают в дизельном топливе до 5000 промилле серы.

Десульфуризация дизельного топлива значительно улучшает выхлопные газы. Кроме того, поскольку сера оказывает отрицательное влияние на системы доочистки, снижение уровня ее содержания повышает эффективность этих систем, что позволяет еще более сократить количество выбросов. Однако удаление серы из топлива понижает его смазывающую способность, и для компенсации этого эффекта необходимы специальные добавки. Существует чистое и возобновляемое решение – биодизельное топливо: добавляя всего 1% биодизельного топлива к дизельному, можно устранить определенные проблемы с его смазывающей способностью, появляющиеся вследствие десульфуризации.

Россиянам из Северо-Западного региона можно посоветовать заправлять свои дорогие дизельные внедорожники в соседних Финляндии и Эстонии (4 и 9 место). Это уже ненамного дороже, чем у нас, зато гораздо безопаснее. Мировым лидером производства чистого дизельного топлива является Швеция. Здесь же производят и огромное количество биодизеля, которым можно отовариться на любой местной заправке.

Рейтинг 100 стран с самым чистым дизельным топливом

Кирилл Орлов

www.autonews.ru

в чем отличия от европейского

Протоколы испытаний, выданные по результатам проверки, показали неожиданный результат: российское топливо практически идентично по своим параметрам взятому в качестве сравнительного образца финскому. Так, пресловутая массовая доля серы при максимально допустимой концентрации в 10 мг/кг составила 5,3 для российского дизеля и менее 5 для финского – иными словами, оба образца показали отличный результат.

BO6I0165К СОЖАЛЕНИЮ, В РОССИИ ДО СИХ ПОР РАСПРОСТРАНЕНО МНЕНИЕ, ЧТО РОССИЙСКОЕ ТОПЛИВО ПО СВОИМ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ХУЖЕ ЗАПАДНОГО. ЭТО УЖЕ ДАВНО НЕ ТАК. С ПЕРЕХОДОМ РОССИЙСКИХ ЗАВОДОВ НА СТАНДАРТ К5 ИЛИ ЕВРО-5 СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ КАРДИНАЛЬНО. ЛАБОРАТОРНЫМ МЕТОДОМ ОТЛИЧИТЬ ТОПЛИВО РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ОТ ТОПЛИВА ПРОИЗВОДСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАВОДА ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. ПОЛУЧЕННЫЕ В ЛАБОРАТОРИИ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗЫВАЮТ МИНИМАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ПАРАМЕТРАХ ТОПЛИВ. НАПРИМЕР, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ОДНОМУ СТАНДАРТУ И ПО ВСЕМ КЛЮЧЕВЫМ ПАРАМЕТРАМ ИМЕЕТ ОДИНАКОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Виктор Чуяковгенеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории»

BO6I9629

Главным «имиджмейкером» отечественного топливного рынка, пожалуй, является дизель. В России до сих пор крайне непопулярны дизельные машины — во многом благодаря распространённой «гипотезе» о некачественной солярке, которая может навредить «нежной» аппаратуре Common Rail или насос-форсункам, обрекая водителя на немалые затраты. До сих пор ли эта проблема актуальна?

РОССИЯ – ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПОСТАВЩИКОВ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ЕВРОПУ. НА НАШИХ АЗС ПРОДАЕТСЯ РОВНО ТО ЖЕ САМОЕ ТОПЛИВО, КОТОРЫМ ЗАПРАВЛЯЮТ СВОИ АВТОМОБИЛИ ЖИТЕЛИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН – ОТДЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ЭКСПОРТ НЕТ. ПО НЕКОТОРЫМ ПАРАМЕТРАМ НАШЕ ТОПЛИВО ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ДАЖЕ ПРЕВОСХОДИТ. ИССЛЕДОВАНИЕ, КОТОРОЕ МЫ СЕГОДНЯ ПРОВЕЛИ, НАГЛЯДНО ЭТО ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛО.

Леонид Багдасаровдоцент РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина

BO6I9369

Слова экспертов подтверждаются реальными цифрами: в 2015 году объем экспорта дизельного топлива составил 45,1 млн тонн, а в 2016 году вырос до 48,6 млн тонн. Более того, к 2020 году планируемый объем экспорта дизеля должен достичь 60 млн тонн, что обеспечит львиную долю поставок на основных рынках потребления. Что же касается западного рынка, Россия является крупнейшим поставщиком дизельного топлива высшего качества в страны Европейского союза. Ежемесячный объем экспорта этого продукта превышает 1,5 миллиона тонн.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ДИЗЕЛЯ В ЕВРОПЕ В 2015 ГОДУ СОСТАВИЛО 259,3 МЛН ТОНН, ИЗ КОТОРЫХ 22,1 МЛН ТОНН – ПОСТАВКИ ИЗ РОССИИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ 12-Й ЕВРОПЕЕЦ ЕЗДИТ НА РОССИЙСКОМ ДИЗЕЛЕ. СУММАРНО РОССИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ 64% ИМПОРТА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ЕВРОПУ, ЯВЛЯЯСЬ ВЕДУЩИМ ИМПОРТЕРОМ ЭТОГО ПРОДУКТА В ЕС.

BO6I0129

Ну и напоследок: есть ли разница, на какой АЗС заправляться — нашей или иностранного бренда? По сути, её нет, потому что заправки под иностранными брендами не везут топливо из Европы, а закупают его на наших НПЗ. Например, автозаправки Shell получают топливо с Ногинской, Подольской и Повельцовской нефтебазы, BP – с Рязанского и Ярославского НПЗ, а Neste – с различных НПЗ, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе частично с Киришского НПЗ (как подтверждал в 2014 году вице-президент компании Neste Пану Копра в интервью изданию Fontanka.fi).

BO6I9455

BO6I9499

Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, можно сказать, что отличий, за исключением применяемых к двигателям экологических стандартов, нет никаких. Главное — не пользоваться заправками никому не известных брендов и не покупать солярку у сомнительных частных перекупщиков, а доверять компаниям, которые дорожат своей репутацией. Тогда и с качеством топлива никаких проблем не будет.

КСТАТИ

Главным различием в экологических стандартах между Россией и Европой являются действующие нормы Евро: в России это Евро-5, а в Европе – Евро-6. Однако эти стандарты регламентируют требования к двигателям новых автомобилей по объему вредных выбросов, а не собственно топливо.Иначе обстоят дела с регламентами по содержание примесей в топливе, разрешенном к применению в современных дизельных двигателях высоких стандартов Евро. Для дизеля это, прежде всего, содержание серы. И в Европе, в России с 1 июля 2016 к реализации допущено только автомобильное топливо с содержанием серы не более 10 ppm, или, условно говоря, мг/кг. В нашей стране это бензин и дизель экологического класса К5 (в простонародье Евро-5). То есть, обязательные требования к топливу в России и на Западе идентичны. Более того, стандартов топлива Евро-6 или К6 ни в одном регламенте просто не существует. А появившиеся ранее в прессе сообщения о запуске производства топлива Евро-6 в нашей стране, по заявлениям экспертов, не более чем «маркетинговый ход».

Источник

koleso.temaretik.com

Как путешествовать по Европе на автомобиле? Заправки. | Авто-мото

То же отсутствие проблем можно наблюдать в Германии. В любой деревушке есть круглосуточная заправка. Принимают как наличные, так и кредитки. Заливай, плати и езжай.

В соседней Франции уже сложнее. На скоростных дорогах заправок хватает, но в стороне от них идиллия заканчивается. Количество АЗС резко уменьшается, а те, что есть, работают строго по рабочим дням, и ни в коем случае не ночью. Впрочем, французы — народ отзывчивый, если сможете найти кого-либо из обслуживающего персонала поблизости от заправки, то, скорее всего, вам помогут. Кстати, будьте внимательны и не залейте в бензиновую машину дизельное топливо, или наоборот. Местные названия, написанные крупным шрифтом на каждой колонке, не всегда понятны, зато всем известные цифры 95, 98 или интернациональное слово diesel придется поискать. Найдете обязательно, возможно, при помощи очков или лупы.

В солнечной Италии похожая ситуация усугубляется любовью местного населения к наличным. Чем меньше заправка, тем больше вероятность, что ваши карточки не пригодятся. А уж ночью на итальянскую заправку лучше не попадать. Процветает грубое, но скрытое вымогательство. Правда, в полицию жаловаться не на кого, кассира на заправке вы не встретите. Деньги принимает автомат, с обязательной выдачей чека. Вот только сдачу он выдавать отказывается категорически. Если она вам нужна, приезжайте утром с чеком, и кассир с улыбкой и без проволочек вернет ее вам. Транзитному водителю без мелких купюр в кармане остается только посочувствовать.

Испанские заправочные станции — это почти супермаркеты. Нередко можно встретить настоящий ресторан с официантами и недорогими (8−15 евро) обедами. Как и по всей Европе, оплата за топливо производится после заправки. Но, наверное, в Мадриде осело слишком много наших соотечественников. Здесь как в Москве — сначала надо расплатиться.

Самая дорогая для автомобилиста страна — Голландия. Литр горючего местного разлива обойдется в среднем около полутора евро. Но в Европе все еще встречаются контрасты: в соседнем Люксембурге автомобильное топливо самое дешевое на континенте, чем активно пользуются не только голландцы, но и французы, бельгийцы, немцы.

Дешевый бензин можно найти и на некоторых горнолыжных курортах Швейцарии и Италии. Это следствие отмены пошлин с целью стимулирования приезда туристов. Зато у скандинавов взгляд на налогообложение прямо противоположный, потому и цены на горючее одни из самых высоких. Возможно для того, чтобы сгладить впечатление от высоких цен на топливо в Швеции и в Норвегии, на заправках продают самые вкусные хот-доги. Стоят они около 15 крон, вместе с ними можно взять картофельный салат, огурчик, жареный лук. Ну, это, конечно, если автомобиль позволит вам оставить кое-что для себя.

Низкокачественное топливо трудно найти на европейских автозаправках. Традиционно автолюбители западноевропейских стран используют высокооктановый бензин. Последний может быть с пониженным содержанием свинца (unleaded) или обычным (leaded). «Экологический» бензин повсеместно дешевле обычного. Это результат государственного регулирования цен. Отчасти по той же причине цена дизельного топлива обычно значительно ниже бензиновой, но не везде. Например, в Великобритании это почти равные величины.

Впрочем, можно и не тратиться на бензин или дизтопливо. Например, если путешествовать автостопом. Но, каким бы способом вы не путешествовали, рано или поздно вам захочется отдохнуть. Об этом — в следующий раз.

shkolazhizni.ru

Топливо европейского качества / / Независимая газета

бензин, топливо, заправка В России планируется введение уголовного наказания за продажу «паленого» бензина.Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

По оценкам руководителя департамента природопользования Москвы Леонида Бочина, треть московских АЗС отравляют воздух. Дело в том, что они продают некачественное моторное топливо. Во всяком случае, так выглядят результаты проверки АЗС инспекторами столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды. И это при том, что в Москве действует специальный Закон – «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям», а уровень самих требований непрерывно повышается. Требования к топливу класса Евро-2 вступили в силу на территории России с апреля 2006 года, класса 3 – вступят с 1 января 2008 года, класса 4 – с 1 января 2010 года, класса 5 – с 1 января 2014 года. А ведь, согласно нормам Евро-3 и Евро-4, в бензине должно содержаться не более 1% бензола. Это потребует от нефтеперерабатывающих заводов освоения новых технологий гидрирования или алкилирования бензолсодержащих фракций.

Для того чтобы представить себе объем задач, стоящих перед российской нефтехимией, следует провести сравнительный анализ топлива, используемого в России и за рубежом.

Автомобильные бензины

Сравнение качества автобензинов показывает примерное равенство требований к высокооктановым сортам бензинов в России и в других странах по октановым числам, но экологические требования к бензинам европейских стран и США выше. Особый сорт по экологическим требованиям представляет собой реформулированный бензин (США), для которого ограничено содержание бензола (до 0,8%), ароматики (до 25%), олефинов (до 5%). В Европе в соответствии со стандартом EN 228 для обеспечения норм на выбросы автотранспортом Евро-3 с 2000 года были установлены нормы на неэтилированные бензины по содержанию бензола не более 1,0% и серы – не более 150 ppm. Нормированию подвергаются олефиновые углеводороды – не более 18% и ароматические – 42%. Установлены нормы на содержание различных оксигенатов (по кислороду – не более 2,3%). Разработаны требования к качеству автобензинов, которые должны обеспечить нормы на выбросы автомобилями Евро-4, введение которых осуществлено в 2005 году. Это дальнейшее ужесточение норм по сере – до 50 ppm, ароматическим углеводородам – не более 30%, олефиновым углеводородам – не более 14%. Обязательно применение моющих присадок.

В России около 40% от общего объема выработки составляют низкооктановые бензины А-76 и АИ-80; 57% – бензины АИ-91, 92, 93 и 3% – АИ-95, 98. Но надо иметь в виду, что выпуск бензинов А-76 и АИ-80 обусловлен еще и наличием большого парка грузовых автомобилей, рассчитанных на этот бензин. В суммарном фонде бензиновых компонентов в России сравнительно низка доля бензина каталитического крекинга, алкилата, изомеризата, оксигенатов и высока доля низкокачественных компонентов бензина: бутанов, бензинов коксования и термокрекинга, рафината. О положительных сдвигах в России в этой области говорит то, что отечественные НПЗ выпускают с 2001 года только неэтилированные бензины. Доля бензинов, содержащих оксигенаты (в основном – МТБЭ), в России незначительна, главным образом, из-за их высокой стоимости. В качестве антидетонационных добавок используются также в небольших количествах амины, соединения марганца и железа.

Ближайшие задачи в области производства автомобильных бензинов в России заключаются, в частности, в увеличении производства неэтилированных бензинов с октановым числом 91 и выше по ИМ взамен бензина А-76 (АИ-80), обеспечении роста производства бензинов по ГОСТу Р 51105-97, а для городов и районов с высокой плотностью транспортных средств необходимо организовать производство и поставку автобензина, отвечающего требованиям EN 228 – 2000 года. Это позволит обеспечить выполнение норм Евро-3 (а впоследствии – Евро-4) по токсичности отработавших газов.

Дизельные топлива

Еще в 1996 году европейские страны перешли на выпуск дизельного топлива с содержанием серы до 0,05%; в 1999 году эта величина достигла 0,035% и даже 0,005% (по старому ГОСТу России – не более 0,2% серы). В шведском стандарте имеются сорта дизельного топлива, содержащие 0,001% и 0,005% серы. В зарубежных стандартах также ограничивается содержание ароматических углеводородов (до 20% и до 16%), а в последнее время – содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) – как наиболее токсичных соединений.

Многие НПЗ России вырабатывают дизельные топлива с содержанием серы до 0,035% (НПЗ в Москве, Перми, Омске, Киришах, Рязани, Кстово и др.). ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» изготавливает арктическое дизельное топливо с содержанием серы 0,03–0,05% и ароматических углеводородов – до 5%. Ряд НПЗ апробировал технологии производства дизельного топлива, содержащего до 0,005% серы.

Основной задачей для НПЗ России является массовый переход на производство экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,035% и 0,005% и полициклических ароматических углеводородов не более 11%. Российские НПЗ хотя и располагают 35 крупными установками гидроочистки мощностью более 40 млн. тонн сырья в год, обеспечить такое количество в массовом порядке пока не могут. Исследования показывают, что на значительной части действующих установок гидроочистки с использованием вырабатываемых у нас в промышленном масштабе новых катализаторов уже в ближайшее время можно организовать выработку дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,035%, а на некоторых заводах – с содержанием полициклических ароматических углеводородов не более 11%, но только из прямогонного сырья.

Для перевода всех предприятий отрасли на производство экологически чистого дизельного топлива необходимо сооружение нового поколения установок гидроочистки, обеспечивающих не только глубокое обессеривание сырья, но и его деароматизацию (давление 7–10 МПа).

В настоящее время производство качественных дизельных топлив невозможно без добавки присадок различного функционального назначения, таких как депрессорные, моющие, антидымные, противоизносные. Скорее всего для ускорения перехода НПЗ России на производство и применение автобензинов и дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами необходимо обеспечить экономическую заинтересованность в производстве и использовании таких бензинов (например, дифференцированные ставки акцизных сборов).

Выпуск дизельных топлив с присадками в России относительно невелик. В ближайшие годы следует ожидать значительного расширения производства дизельных топлив, содержащих различные присадки. Это поможет повышению уровня экологии в российских городах.

Выработка моторных топлив в России ═ 1990 г. 1996 г. 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г.
Переработка нефти, млн. т 295,0 176,0 164,0 173,8 185,0 207,4
Бензин, млн. т, в том числе: 40,6 25,7 26,0 27,2 29,3 32,0
– неэтилированный 27,6% 53,1% 80,0% 97,7% 100% 100%
– высокооктановый (ОЧ 91 ИМ и выше) 13,2% 30,0% 42,9% 55,0% 60,4%
Дизельное топливо, млн. т, в том числе: 75,6 43,6 45,0 49,2 53,8 60,1
– сера до 0,2% 55,8% 77,0% 79,0% 95,0% 98,0% 94,3%
– сера до 0,1% и 0,05% 6,9% 12,0% 12,0% 15,0% 11,8%*
% моторных топлив от нефти 44,4 50,1 50 50 50
Глубина переработки нефти 64,0 71,0 70,0 71,3

*Содержание серы – менее 0,035%

Основные требования к качеству автомобильных бензинов в России и государствах – членах ЕС

Параметр Россия ЕС (EN-228)
ГОСТ 2084 ГОСТ Р51105-97 Евро-2 Евро-3 с 2000 г. Евро-4 с 2005 г.
(нормы на выбросы автотранспортом)
Максимальное содержание, %:
– бензола 5,0 5,0 1,0 1,0
– серы 0,1 0,05 0,05 150 ppm 50 ppm
– ароматических углеводородов 55* 55* 42 30
– олефиновых углеводородов 20* 20* 18 14
– кислорода 2,7* 2,7* 2,3 2,7
Фракционный состав, оС:
– до 100оС перегоняется, %, не менее 40 46 46
– до 150оС перегоняется, %, не менее 85** 75 75
Давление насыщенных паров, кПа, не более 35–100 в зависимости от класса испаряемости 60 60
Наличие моющих присадок обязательно

* Нормы комплекса методов квалификационной оценки** По ГОСТ Р 51105-97 указано до 180оС

Требования к качеству дизельных топлив в странах ЕС и в России

═ 1993–1996 гг. EN-590 (страны ЕС) ГОСТ 305 (летний сорт), Россия
1996–1999 гг. Действующий с 1999 г
Массовая доля серы, %, не более 0,3 0,05 0,035 0,2
Цетановое число, не менее 45 49 51 45
Плотность при 150С, кг/м3 820–860 820–860 820–845 не более 860
Кинематическая вязкость при 400С, мм2/с 2,0–4,5 2,0–4,5 2,0–4,0 3–6 (при 200С)
Содержание полициклических ароматических углеводородов, %, не более не нормируется не нормируется 11 не нормируется
Смазывающие свойства, мкм, не более не нормируется не нормируется 460 не нормируется

Структура суммарного бензинового фонда различных стран

Показатели Россия США Западная Европа
Общий объем бензинового фонда, млн. т/год 32 330 130
Компонентный состав, %:
– бутаны 5,7 7,0 5,0
– риформат 54,1 34,0 48,2
– бензиновые фракции каталитического крекинга 20,0 35,5 27,0
– изомеризат 1,5 5,0 5,0
– алкилат 0,3 11,2 5,0
– оксигенаты 0,2 3,6 2,0
– бензиновые фракции прямой перегонки, гидрокрекинга и гидроочистки 13,3 3,1 7,3
– бензиновые фракции термических процессов 4,9 0,6 0,5
Октановое число: (ОЧИ + ОЧМ)/2 82 89 88

Дальнейшее ужесточение требований к качеству дизельных топлив (с 2005 г.)

Показатели Европа США Канада
Содержание серы, % не более 0,005 0,003 0,005
Содержание полициклических ароматических углеводородов, %, не более 3,0 2,0 2,0

www.ng.ru

в чем отличия от европейского

До сих пор в умах российских граждан сильны стереотипы советского и постсоветского периода: западное лучше отечественного. Грешат этим и автолюбители – мол, за границей и дороги ровнее, и топливо лучше, да и там хорошо, где нас нет. А нет ли нас «там» на самом деле? Давайте разбираться.

Есть ли все-таки разница между отечественным и иностранным горючим?

Лучшее доказательство качества – использование топлива в автоспорте, где нагрузки на мотор и всё его навесное оборудование максимальны.

На минувшей неделе в китайском городе Сиань финишировал знаменитый ралли-рейд «Шелковый путь». А чуть ранее в Москве перед его стартом организаторами марафона был проведён эксперимент. В мобильной лаборатории сети АЗС «Газпромнефть», установленной в сервисном парке гонки в Лужниках, группа экспертов провела сравнительный анализ автомобильных бензинов АИ-95/Super 95 и дизельного топлива российского и европейского производства. Образцы были взяты на АЗС в России и Финляндии.

Протоколы испытаний, выданные по результатам проверки, показали неожиданный результат: российское топливо практически идентично по своим параметрам взятому в качестве сравнительного образца финскому. Так, пресловутая массовая доля серы при максимально допустимой концентрации в 10 мг/кг составила 5,3 для российского дизеля и менее 5 для финского – иными словами, оба образца показали отличный результат.

BO6I9290

BO6I9501

За объективностью эксперимента внимательно следили генеральный координатор ралли «Шелковый путь» Сергей Мишин, доцент РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, к.т.н. Леонид Багдасаров и генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории» Виктор Чуяков.

BO6I0244 BO6I0165К СОЖАЛЕНИЮ, В РОССИИ ДО СИХ ПОР РАСПРОСТРАНЕНО МНЕНИЕ, ЧТО РОССИЙСКОЕ ТОПЛИВО ПО СВОИМ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ХУЖЕ ЗАПАДНОГО. ЭТО УЖЕ ДАВНО НЕ ТАК. С ПЕРЕХОДОМ РОССИЙСКИХ ЗАВОДОВ НА СТАНДАРТ К5 ИЛИ ЕВРО-5 СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ КАРДИНАЛЬНО. ЛАБОРАТОРНЫМ МЕТОДОМ ОТЛИЧИТЬ ТОПЛИВО РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ОТ ТОПЛИВА ПРОИЗВОДСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАВОДА ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. ПОЛУЧЕННЫЕ В ЛАБОРАТОРИИ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗЫВАЮТ МИНИМАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ПАРАМЕТРАХ ТОПЛИВ. НАПРИМЕР, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ОДНОМУ СТАНДАРТУ И ПО ВСЕМ КЛЮЧЕВЫМ ПАРАМЕТРАМ ИМЕЕТ ОДИНАКОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Виктор Чуяковгенеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории»

BO6I9629

Главным «имиджмейкером» отечественного топливного рынка, пожалуй, является дизель. В России до сих пор крайне непопулярны дизельные машины — во многом благодаря распространённой «гипотезе» о некачественной солярке, которая может навредить «нежной» аппаратуре Common Rail или насос-форсункам, обрекая водителя на немалые затраты. До сих пор ли эта проблема актуальна?

РОССИЯ – ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПОСТАВЩИКОВ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ЕВРОПУ. НА НАШИХ АЗС ПРОДАЕТСЯ РОВНО ТО ЖЕ САМОЕ ТОПЛИВО, КОТОРЫМ ЗАПРАВЛЯЮТ СВОИ АВТОМОБИЛИ ЖИТЕЛИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН – ОТДЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ЭКСПОРТ НЕТ. ПО НЕКОТОРЫМ ПАРАМЕТРАМ НАШЕ ТОПЛИВО ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ДАЖЕ ПРЕВОСХОДИТ. ИССЛЕДОВАНИЕ, КОТОРОЕ МЫ СЕГОДНЯ ПРОВЕЛИ, НАГЛЯДНО ЭТО ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛО.

Леонид Багдасаровдоцент РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина

BO6I9369

Слова экспертов подтверждаются реальными цифрами: в 2015 году объем экспорта дизельного топлива составил 45,1 млн тонн, а в 2016 году вырос до 48,6 млн тонн. Более того, к 2020 году планируемый объем экспорта дизеля должен достичь 60 млн тонн, что обеспечит львиную долю поставок на основных рынках потребления. Что же касается западного рынка, Россия является крупнейшим поставщиком дизельного топлива высшего качества в страны Европейского союза. Ежемесячный объем экспорта этого продукта превышает 1,5 миллиона тонн.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ДИЗЕЛЯ В ЕВРОПЕ В 2015 ГОДУ СОСТАВИЛО 259,3 МЛН ТОНН, ИЗ КОТОРЫХ 22,1 МЛН ТОНН – ПОСТАВКИ ИЗ РОССИИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ 12-Й ЕВРОПЕЕЦ ЕЗДИТ НА РОССИЙСКОМ ДИЗЕЛЕ. СУММАРНО РОССИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ 64% ИМПОРТА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ЕВРОПУ, ЯВЛЯЯСЬ ВЕДУЩИМ ИМПОРТЕРОМ ЭТОГО ПРОДУКТА В ЕС.

BO6I0129

Ну и напоследок: есть ли разница, на какой АЗС заправляться — нашей или иностранного бренда? По сути, её нет, потому что заправки под иностранными брендами не везут топливо из Европы, а закупают его на наших НПЗ. Например, автозаправки Shell получают топливо с Ногинской, Подольской и Повельцовской нефтебазы, BP – с Рязанского и Ярославского НПЗ, а Neste – с различных НПЗ, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе частично с Киришского НПЗ (как подтверждал в 2014 году вице-президент компании Neste Пану Копра в интервью изданию Fontanka.fi).

BO6I9455

BO6I9499

Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, можно сказать, что отличий, за исключением применяемых к двигателям экологических стандартов, нет никаких. Главное — не пользоваться заправками никому не известных брендов и не покупать солярку у сомнительных частных перекупщиков, а доверять компаниям, которые дорожат своей репутацией. Тогда и с качеством топлива никаких проблем не будет.

КСТАТИ

Главным различием в экологических стандартах между Россией и Европой являются действующие нормы Евро: в России это Евро-5, а в Европе – Евро-6. Однако эти стандарты регламентируют требования к двигателям новых автомобилей по объему вредных выбросов, а не собственно топливо.Иначе обстоят дела с регламентами по содержание примесей в топливе, разрешенном к применению в современных дизельных двигателях высоких стандартов Евро. Для дизеля это, прежде всего, содержание серы. И в Европе, в России с 1 июля 2016 к реализации допущено только автомобильное топливо с содержанием серы не более 10 ppm, или, условно говоря, мг/кг. В нашей стране это бензин и дизель экологического класса К5 (в простонародье Евро-5). То есть, обязательные требования к топливу в России и на Западе идентичны. Более того, стандартов топлива Евро-6 или К6 ни в одном регламенте просто не существует. А появившиеся ранее в прессе сообщения о запуске производства топлива Евро-6 в нашей стране, по заявлениям экспертов, не более чем «маркетинговый ход».

Источник

drive.temaretik.com


Смотрите также