Что представляет собой дизельное топливо? Из дизельного топлива бензин


Дизельное топливо параметры. На какой заправке лучше бензин и дизельное топливо?

В 2007 году мировой авторынок с нетерпением ждал выхода кабриолета BMW 1-й серии. Но когда вышел официальный пресс-релиз для российского рынка, наших соотечественников ожидало разочарование сродни тому, что испытывает ребенок, оставшийся на Новый Год без подарка. Практически все дизельные модификации сопровождала приписка «(НЕ поставляется в Россию из-за низкого качества топлива)», впрочем и для оставшихся бензиновых версий значительная часть опций была недоступна по той же причине.

Так что же пугает в нашей солярке крупнейших мировых автопроизводителей, отказывающихся поставлять на наш рынок автомобили с дизельными моторами последних поколений с формулировкой «...из-за низкого качества топлива»?

Для этого необходимо разобраться что есть дизтопливо и с чем его едят.

Дизельное топливо обладает рядом специфических характеристик, определяющих не только эффективность работы двигателя, но и влияющих на срок службы узлов топливной системы.

Основной характеристикой принято считать цетановое число (аналогично октановому числу у бензина). Оно характеризует работу двигателя с точки зрения воспламенения дизельного топлива и его сгорания. От цетанового числа, в свою очередь, зависит мощность, дымность и шумность двигателя. Обычный диапазон значений цетанового числа колеблется от 40 до 50. Фактически, эта цифра означает срок задержки возгорания (отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения). Более высокое цетановое число означает меньший период воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива. Кроме того, при его повышении улучшаются экологические характеристики выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то прирост мощности двигателя прекращается. В свою очередь, солярку с низким цетановым числом производить проще, поэтому на практике изготавливают дизельного топливо с цетановым числом не менее 40-45.

Цетановый индекс - расчетное цетановое число до добавки в топливо цетаноповышающей присадки. Величина цетанового индекса во избежание передозировки присадок должна быть максимально близка к цетановому числу. Цетановый индекс фактически определяет качество топлива на промежуточном цикле производства.

Фракционный состав -наряду с цетановым числом является одним из наиболее важных показателей качества дизельного топлива. Он оказывает влияние на расход топлива, дымность выпуска, легкость пуска двигателя, износ трущихся деталей, нагарообразование и закоксовывание форсунок, пригорание поршневых колец.

Средняя испаряемость (температура при которой выкипает 50% первоначального объема топлива) характеризует рабочие фракции топлива. Именно они обеспечивают запуск, прогрев, приёмистость и устойчивость работы двигателя, а также определяют характеристики переходных режимов.

Температура выкипания 95% топлива. Определяет полноту испарения топлива в двигателе. При слишком высоких значениях топливо не успевает полностью испаряться и конденсируется на внутренних поверхностях камеры сгорания, приводя к повышенному нагарообразованию, разжижению масла и ускорению процессов износа деталей цилиндро-поршневой группы и клапанов.

Температура вспышки в закрытом тигле - наименьшая температура, при которой пары топлива способны вспыхивать при появлении открытого источника огня, не образуя при этом устойчивого горения. Температура вспышки определяет условия безопасности применения топлива.

Массовая доля серы - количество серы, присутствующее в топливе. Наличие серы в топливе имеет как отрицательные, так и положительные стороны. С одной стороны, повышенное содержание серы в топливе ухудшает экологические параметры выхлопа, приводит к образованию серных и сернистых кислот в системе смазки, провоцирующих ускорение окисления моторного масла. Это приводит к снижению смазывающих, противоизносных, противозадирных и моющих свойств масла и образованию нагара в камере сгорания. Следовательно, при работе двигателя на топливе с повышенным содержанием серы приходится сокращать межсервисные интервалы.

Однако, снижение содержания серы приводит к ухудшению смазывающих свойств топлива, что приводит к ускоренному износу деталей ТНВД и топливных форсунок.

Кинематическая вязкость и плотность -определяют возможность нормальной, бесперебойной подачи топлива, образования топливо-воздушной смеси и работоспособность системы фильтрации.

Смазывающая способность - характеристика, показывающая способность гидродинамической и граничной смазки двигающихся частей ТНВД. Определяет срок службы элементов топливной системы.

Степень чистоты топлива - определяет эффективность и надежность работы двигателя, особенно топливной аппаратуры. В парах трения топливных насосов зазоры составляют 1,5-4,0 мкм., соответственно частицы размер которых превышает эти значения приводит к ускоренному износу деталей.

Углеродистый нагар, а точнее, способность к его образованию. Зависит от качества топлива. Чем оно ниже, тем интенсивнее нагар образуется на внутренних поверхностях камер сгорания, что со временем приводит к постепенному снижению мощности двигателя.

Плотность топлива - энергетический показатель дизельного топлива. Чем плотность выше, тем больше энергии вырабатывается в процессе сгорания смеси и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности.

Температура помутнения - температура, при которой начинается процесс кристаллизации содержащегося в топливе парафина. При этой температуре парафин неравномерно распределяется в объеме топлива, образуя своеобразные «облака».

Точка закупорки - минимальная температура, при которой топливо способно протекать в канал диаметром 45 мкм. Значение температуры точки закупорки напрямую зависит от температуры помутнения. Понижение температуры до этого значения приводит к закупорке топливных фильтров кристаллами парафина.

Несгораемые шлаки - показатель влияет на степень чистоты топлива. Практически любое дизельное топливо содержит некоторое количество несгораемых, трудно фильтруемых металлических включений - шлаков.

Как видно, характеристик, влияющих на качественные показатели дизельного топлива немало. И основная беда российской солярки - по-прежнему значительная доля нефтеперерабатывающих заводов работающих на оборудовании, произведенном еще в СССР. Соответственно и их продукция полностью подходит для дизельных двигателей тех лет, устанавливавшихся на МАЗах, КамАЗах, МТЗ и прочих неприхотливых «рабочих лошадках». Справедливости ради стоит заметить, что в последние годы, особенно с началом введения европейских экологических стандартов семейства Euro, ситуация начала стремительно меняться: многие НПЗ, принадлежащие крупным компаниям взяли курс на техническое перевооружение. Естественно дизельное топливо выпускаемое этими предприятиями соответствует всем современным стандартам качества, но к сожалению, доля такого топлива на рынке пока что ощутимо мала, а в большинстве случаев на АЗС предлагается солярка недостаточного качества для безопасной и долгой эксплуатации двигателей, разработанных и произведенных за рубежом. Но другого топлива у нас пока что нет. И единственным выходом представляется использование специальных присадок в топливо, способных «подтянуть» показатели до требуемых величин. Но стоит помнить, что категорически не рекомендуется одновременно применять присадки от различных производителей, т.к. они могут оказаться несовместимыми и вместо улучшения свойств топлива вполне можно приблизить необходимость визита к мотористу и в специализированную мастерскую по ТНВД и топливным системам. Тем более, что у ведущих производителей автохимии в ассортименте присутствуют присадки практически на любой случай.

В качестве наглядного примера можно привести ведущего мирового производителя автохимии немецкую компанию LIQUI MOLY и ее линейку присадок к топливу для дизельных двигателей.

LIQUI MOLY Diesel-Spülung

ОПИСАНИЕ: Diesel-Spülung комбинация высокоэффективных очищающих присадок. Специальные вещества отлично очищают топливную систему, предотвращают коррозию и улучшают качество дизельного топлива (цетановое число).

СВОЙСТВА:

Очищает топливную систему

Удаляет нагар и отложения с форсунок

Повышает цетановое число дизельного топлива

Предотвращает закисание игл

Защищает от коррозии

Обеспечивает оптимальное сгорание топлива

Улучшает эксплуатационные показатели автомобиля, мощность и приемистость

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

Для всех типов дизельных двигателей с проблемами запуска, неустойчивой работой двигателя, засоренными форсунками и иглами. Для устранения этих проблем достаточно 500 мл присадки.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Профилактическое применение: Необходимо добавлять в топливо примерно каждые 3000 км на 75 л

Очистка топливной системы: Отсоединить топливопровод от бака и топливный шланг обратной подачи и поместить их в банку с присадкой. Запустить двигатель и дать ему поработать на присадке периодически прогазовывая пока вся присадка не выработается.

Альтернативное использование присадки возможно при применении аппарата JetClean. Для этого необходимо в аппарат налить 2-3 л присадки, подсоединить все необходимые переходники и произвести очистку двигателя согласно инструкции, прилагаемой к аппарату.

LIQUI MOLY Speed Diesel Zusatz

ОПИСАНИЕ: Присадка для дизеля Speed Diesel Zusatz - это комбинация активных веществ с чистящими, диспергирующими и защитными свойствами с учетом современных двигателей, горюче-смазочных материалов и условий эксплуатации.

СВОЙСТВА:

Обеспечивает оптимальное сжигание и в результате малый уд. расход топлива

Повышает мощность и экономичность

Защищает топливный насос, форсуночные иглы, зону с цилиндрами/поршнями и выпускными клапанами

Легкий запуск зимой без разогрева

Бережный процесс сжигания

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ:

Добавка к дизельному топливу для любых дизельных двигателей в легковом, грузовом автомобиле, тракторах, автобусах, сельскохозяйственных машинах и для стационарных двигателей. Великолепно может использоваться для консервации двигателей при длительном простое в экстремальных условиях.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Объема 1 л достаточно для 400 л дизельного топлива.

Измерительный стаканчик 25 мл (интегрирован в крышку) на 10 л дизельного топлива.

Смешивание с топливом осуществляется автоматически.

LIQUI MOLY Super Diesel Additiv

ОПИСАНИЕ: Super Diesel Additiv- это комбинация активных веществ с чистящими, диспергирующими и защитными свойствами. Разработанная для современных двигателей, горюче-смазочных материалов и условий эксплуатации, повышающая цетановое число. Содержащийся Lubricity Improver придает дизельному топливу с низким содержанием серы достаточную смазочную способность. Благодаря повышению воспламеняемости топливо в холодном состоянии лучше сжигается и в результате снижается загазованность выхлопными газами.

СВОЙСТВА:

Обеспечивает чистоту и предотвращает отложения в топливной системе и камере сгорания

Поддерживает чистоту впрыскивающих форсунок, обеспечивает оптимальное сгорание в двигателе, что ведет к малому удельному расходу топлива и максимальной мощности двигателя

Предотвращает пригорание и осмоление форсуночных игл

Повышает смазочный эффект дизельного топлива с малым содержанием серы (low sulphur diesel согласно DIN EN 590) и защищает распределительный топливный насос от износа.

Повышает цетановое число ДТ, и смягчает процесс сгорания

Содержит антиоксидант и предотвращает коррозию

Совместимость с любыми современными дизельными окислительными катализаторами.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ:

Добавка к дизельному топливу для любых дизельных двигателей, а также для дизельных двигателей высокого давления, в легковых, грузовых автомобилях, тракторах, строительных машинах и для стационарных двигателей. Великолепно может использоваться для консервации двигателей при длительном простое в экстремальных условиях.

LIQUI MOLY Speed Tec Diesel

ОПИСАНИЕ: Speed Tec Diesel - это современная топливная присадка, предназначенная для улучшения процесса сгорания и ускорения в диапазоне частичных нагрузок. Продукт совместим со всеми обычными видами дизельного топлива и присадками любого качества. Значительно увеличивает ускорение транспортного средства.

СВОЙСТВА:

Нет металлоорганических соединений

Более высокий выход мощности

Лучшие ходовые качества

Не влияет на цетановое число

Улучшает ускорение транспортного средства

Очищает систему впуска

Совместим с катализатором

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: Присадка предназначена для всех видов дизельных двигателей. Для улучшения ускорения и увеличения плавности хода.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Добавить присадку в топливо из расчета 250 мл упаковки на максимально 70 литров топлива.

LIQUI MOLY DIESEL-SCHMIER-ADDITIV

ОПИСАНИЕ:

Комбинация поверхностно активных веществ повышающая смазывающую способность дизельного топлива. Продукт отвечает требованиям производителей дизельных двигателей, предусматривающих эксплуатацию на экологически чистом топливе с малым содержанием серы. Защищает топливную аппаратуру от повышенного износа и преждевременного выхода из строя. Разработано специально для моноблочных ТНВД легковых и легких грузовых автомобилей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Уменьшает износ топливного насоса высокого давления

Защищает топливную систему от коррозии

Препятствует падению давления в топливной системе

Снижает шум работы и вибрации насоса

Подходит для всех современных автомобилей с катализаторами

Экономично в использовании, не загрязняет окружающую среду

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

Добавляется в дизельное топливо для всех дизельных двигателей с обычными ТНВД для снижения трения и износа деталей топливной системы.

ПРИМЕНЕНИЕ

При регулярном использовании улучшает смазывающие свойства дизельного топлива. Одной 150 граммовой бутылочки достаточно для 80 литров дизельного топлива. Смешивание происходит самостоятельно. Применять постоянно, при каждой заправке. При временном прекращении эксплуатации двигателя или консервировании добавить 1% продукта в дизельное топливо.

LIQUI MOLY Systempflege Diesel

ОПИСАНИЕ:

Комбинация активных веществ с высокими смазывающими свойствами и очищающими добавками. Продукт отвечает требованиям дизельных моторов с малым содержанием серы для предохранения их от устаревания. Благодаря повышенной готовности к зажиганию обеспечивается лучшее сгорание топлива и снижается выделение отравляющих веществ в атмосферу.

СВОЙСТВА:

Обеспечивает чистоту и предохраняет от отложений в топливной системе и местах сгорания топлива;

Содержит в чистоте форсунки, способствуя улучшению сгорания топлива и таким образом уменьшая количество потребляемого топлива;

Уменьшает загрязнение форсунок;

Содержит антиоксидант и предохраняет от коррозии;

Годится для всех современных дизельнооксидных катализаторов.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

Добавление в дизельное топливо во всех дизельных моторах с Common-Rail системой впрыскивания. Отлично подходит для "консервирования" двигателей при экстремальных погодных условиях

ПРИМЕНЕНИЕ:

Повышает готовность к зажиганию, при регулярном использовании улучшает смазывающие свойства дизельного топлива с малым содержанием серы. Одной 250 граммовой бутылочки достаточно для 75 литров дизельного топлива. Дозировка 1:300. Применять каждые 2000 км. При временном прекращении эксплуатации двигателя или консервировании добавить 1% продукта в дизельное топливо. Продукт может применяться в любое время, поскольку смешивание происходит самостоятельно

В настоящее время при достаточно высоких ценах на бензин дизельное топливо становится все более популярным. Многие автолюбители отдают предпочтение именно этому виду горючего. Однако нередко встает вопрос: как определить его качество?

Виды дизельного топлива

В соответствии с принятыми в 2006 году нормами ГОСТ, в России выпускается три вида дизтоплива (солярки):

  • летний, с литерой «Л»;
  • , с литерой «З»;
  • арктический, с литерой «А».
  • 350 мг — евростандарт «Евро-3» ;
  • 50 мг — евростандарт «Евро-4» ;
  • 10 мг — евростандарт «Евро-5» .

Определение качества дизтоплива по внешнему виду

Проверить дизельное топливо, не прибегая к сложным лабораторным исследованиям, можно по его органолептическим показателям или, как говорится, «на глаз». С этой целью небольшое количество топлива нужно залить в прозрачную емкость и оставить на некоторое время.

После того как тестируемое дизтопливо отстоится, его сравнивают с образцом масла хорошего качества. Некачественная солярка будет отличаться более темным цветом, а на дне емкости появится осадок. Если в испытываемом образце имеется вода, то она осядет на дно видимым слоем.

Лабораторная проверка дизельного топлива

Если возникают сомнения в качестве топлива, то следует попросить у продавца показать паспорт качества на этот продукт. Такой документ должен иметь все данные о продаваемом дизтопливе.

Небольшое количество солярки можно залить в канистру и отвезти в лабораторию, где ее проверят на наличие воды и различных механических примесей. Присутствие серы в топливе и ее количество определяют при помощи рентгена. От наличия этого вещества в автомобиле наиболее страдает каталитический нейтрализатор, а также окружающая среда. Дизельное топливо с большим количеством серы оказывает на здоровье людей вредное воздействие. Серные выхлопы возвращаются на землю в виде кислотных дождей, которые вызывают заболевания верхних дыхательных путей и губят зеленые насаждения.

Посредством лабораторного исследования можно проверить цетановое число. Оно не должно быть ниже 45. От этого показателя в немалой степени зависит мощность двигателя и его экономичность.

Анализ концентрации полициклических углеводородов поможет определить уровень канцерогенов в выхлопных газах. Температуру вспышки (она должна быть выше 55 градусов С) проверяют в специальных закрытых тиглях. Это исследование помогает установить наличие в солярке бензина.

Для любой техники огромное значение имеет качество используемого в ней дизельного топлива. Обычно плохая солярка приводит как к снижению эффективности работы техники, так и к быстрому изнашиванию всех ее составных частей. Соответственно, многих из нас интересует ответ на вопрос о том, как определить качество дизтоплива . Есть несколько основных характеристик дизельного топлива, по которым можно судить о его качестве.

Наиболее часто используемой характеристикой является цетановое число дизельного топлива . Оно показывает скорость воспламенения солярки в двигателе. Цетановое число качественного дизельного топлива находится в промежутке от 40 до 55. При значении меньшем 40 солярка воспламеняется медленно, вследствие чего двигатель быстро изнашивается, а при значении большем 60 увеличиваются расход топлива и объем выхлопных газов.

Следующей важной характеристикой дизельного топлива является вязкость. С одной стороны, солярка не должна быть слишком вязкой, поскольку в противном случае из-за неравномерного процесса ее горения быстро разрушаются составные части двигателя. С другой стороны, она не должна быть и слишком жидкой, иначе топливный насос будет плохо смазываться. Оптимальное значение вязкости для летнего дизельного топлива находится в промежутке от 3,0 до 6 сСт, а для зимнего – от 1,8 до 5,0 сСт.

Другим показателем качества солярки является ее фракционный состав. Он определяется температурой испарения дизельного топлива. Важно, чтобы фракционный состав не был слишком высоким, иначе практически неизбежны быстрое изнашивание форсунок, образование нагара и разжижение масла. К сожалению, в северных регионах нашей страны солярку нередко разбавляют керосином, вследствие чего, с одной стороны, облегчается воспламенение этого топлива при низких температурах, а с другой стороны, фракционный состав становится слишком большим, что приводит к уже упомянутым негативным последствиям.

Подобно цетановому числу и вязкости, содержание серы оказывает двойственное влияние на качество дизельного топлива. С одной стороны, сера приводит к окислению моторного масла и, что особенно актуально сегодня, к более сильному загрязнению окружающей среды выхлопными газами. С другой стороны, без серы в топливе все-таки не обойтись, иначе оно перестает должным образом смазывать части двигателя, тем самым приводя к их быстрому износу. Оптимальное содержание серы в солярке находится в пределах от 0,15 до 1,5%. В заключение стоит сказать, что сегодня в Интернете и газетах можно найти много объявлений вроде «дизтопливо в Москве», «продажа зимнего дизтоплива», «доставка дт» и т.д. Многие из них предоставляются действительно добросовестными компаниями, продающими дизельное топливо характеристики которого подтверждены всеми необходимыми документами. Однако все-таки никто не застрахован от покупки плохого топлива, ведь его качество нельзя определить по внешнему виду. Поэтому лучшие способы защитить свою технику от некачественной солярки – это уже проверка документов поставщика, подтверждающих качество его продукции, и заключение с ним договора, по которому он будет ответственен за любые поломки, возникшие в связи с плохими характеристиками топлива.

Мы уже неоднократно писали про качество дизельного топлива, но никогда о том, почему оно так важно. Действительно, мы знаем, что дизельные движки довольно неприхотливы и могут работать на печном топливе или даже мазуте. Об этом пишут все кому не лень и даже приводят аргументы. Но так ли это на самом деле? Рассмотрим факторы, влияющие на качество дизельного топлива и его деградацию в процессе хранения.

Для начала зададимся вопросом: - Почему так много публикаций посвящено чистоте дизельного топлива и так мало чистоте бензина? Кажется, что качество последнего мало кого волнует. Почему?

Рассмотрим два двигателя - дизельный и бензиновый. Их коренное отличие в степени компрессии или сжатия топлива внутри цилиндров двигателя. У дизеля степень сжатия рабочей смеси почти в два раза выше. Причем эта цифра продолжает расти вместе с желанием сделать автомобиль более экономичным. Такое давление внутри цилиндров обеспечить весьма непросто. Возникает необходимость в применении топливного насоса высокого давления (ТНВД), а также в минимальных зазорах в системе подачи топлива. Именно эти самые зазоры забиваются различной "грязью" в первую очередь, что ведет к дорогостоящему ремонту двигателя. В бензиновых двигателях эта проблема так остро не стоит.

Откуда грязь?

Самое чистое топливо заливается на НПЗ потому, что на заводе соблюдаются все правила промежуточного хранения топлива. Кроме того, резервуары и трубопровода проходят регулятную очистку.

В подавляющем большинстве случаев, загрязнение дизельного топлива происходит уже после отгрузки с завода в процессе транспортировки до конечного потребителя или при неправильном хранении самим потребителем. Причем, не обязательно хранить топливо долго, достаточно залить его в бензобак собственного автомобиля и дело в шляпе - топливо стало "грязным". Как это возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного окунуться в химию.

Химия загрязнения

Следует знать, что загрязняющие вещества могут находиться в топливе изначально, могут попадать в топливо из окружающей среды в процессе хранения или эксплуатации, могут образовываться в топливе со временем. Кроме того, некоторые безобидные на первый взгляд вещества могут провоцировать появление более опасных и непрятных.

Вот основные загрязнители: вода, бактерии, органические соли, мыло, полимеры, оксиды, силикаты. Независимо от их происхождения, все они способствуют образованию отложений в двигателе, вызывают эрозионный износ деталей и забивают топливные фильтры.

Вода

Вода - наиболее распространенный загрязнитель в топливных системах, способный привести к множеству проблем. Она может попадать в дизтопливо разными путями: в процессе очистки, с дождем, как конденсат во время хранения. Главное, что кол-во воды в топливных баках почти никто не контролирует! Из-за того, что вода тяжелее солярки, она постепенно накапливается на дне резервуаров и баков для хранения топлива. Вода - отличный растворитель для неорганических солей и кислот, которые могут вызвать коррозию металлических частей топливной системы и нанести серьезный вред двигателю. В холодное время свободная вода в топливе превращается в кристаллы льда. Кроме того, вода является необходимым компонентом для жизни анаэробных бактерий, которые развиваются на границе вода-топливо и насыщают солярку продуктами своей жизнедеятельности. Эти продукты наряду с кристаллами льда способны напрочь забить топливные фильтры.

Основной канал проникновения воды - топливные резервуары, снабженные вентиляционными отверстиями. Во время хранения топлива в резервуар поступает влажный теплый воздух, а когда температура окружающей среды достигает точки росы, вода конденсируется. Стекая по стенкам, она опускается на дно резервуара и там накапливается. Этот процесс периодический, чем дольше хранится топливо - тем больше воды в резервуаре.

Для слива воды, резервуар необходимо оборудовать донным патрубком и установить в чуть наклонном положении, чтобы вода накапливалась с одного края. Так многие промышленные резервуары для хранения дизельного топлива имеют конусное дно. Такая конструкция заметно облегчает слив воды.

Кроме того, при самостоятельном хранении дизтоплива в металлических баках, необходимо использовать присадку - ингибитор коррозии, что значительно уменьшит количество твердых частиц в топливе.

Микробы

Множество различных микроорганизмов используют дизельное топливо в качестве пищи. К ним относятся бактерии, дрожжи, плесень, грибы. Как и все другие формы жизни, эти микробы требуют присутствия воды, которая собирается в нижних точках топливных систем. Здесь и происходит микробиологическое загрязнение.

Эти микроорганизмы имеют размер от 0,5 до 3 микрон и им не требуется большое количество воды. Достаточно 3 мм. на дне резервуара, чтобы их колония процветала. Даже небольших пятен воды на стенках топливного бака достаточно для поддержания их роста. Причем, эти микроорганизмы встречаются всюду: в воздухе, почве, воде. Вот почему практически невозможно сохранить топливную сиcтему стерильной без применения биоцидов .

Эффекты от микробного заражения бывают разные в зависимости от типа и массы микроорганизмов. Наиболее распространенным является продуцирование микробным сообществом низкомолекулярных органических кислот. И хотя эти кислоты не являются агрессивными как неорганические кислоты, они вступают в реакцию с хлоридами, сульфатами и нитратами. В результате в топливе появляются сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная. Именно они вызывают сильнейшую коррозию топливной системы, заметно ухудшают качество топлива.

Для поглощения органических молекул дизельного топлива, микроорганизмы производят специальные вещества - биосурфактанты. По сути это обыкновенное мыло!

Все колонии микроорганизмов живут на границе воды и топлива в виде биопленок. Это довольно сложные структуры, состоящие из липких полимерных веществ, которые обеспечивают защитную среду обитания для микробов, растущих внутри. Биопленки находятся в состоянии динамической устойчивости и могут образовывать целые кластеры. Как только умирает одна пленка, формируется несколько новых.

Проходя по топливопроводам, эти кластеры способны напрочь забить любые топливные фильтры и даже размножаться в них.

Колония этих грибов имеет смолистое покрытие, что еще больше блокирует подачу топлива через фильтры. После того, как колонии умирает, смолистое покрытие исчезает, но переплетенная структура грибов остается. В топливе появляются хлопья из мертвых структур с отвратительным запахом.

Избавиться от Hormoconus resinae довольно сложно. В случае применения биоцидов, мёртвый гриб забивает все возможные фильтры и топлитвопроводы. Необходима тотальная чистка системы! И даже после этого, процесс повторной колонизации может произойти в течение несколько дней. Чаще всего этот процесс занимает от месяцев до года в зависимости от сорта топлива и скорости его оборота. И всё из-за постоянного присутствия воды!

Продукты окисления топлива

Окисление топлива кислородом происходит во время длительного хранения в результате чего образуются полимеры и кислоты. Процесс протекает быстрее при высоких температурах и при наличии металлов-катализаторов, таких как медь и цинк.

Эти химические реакции обычно приводят к образованию растворимых полимеров и нерастворимых веществ - каучуков и твердых частиц. В дальнейшем из этих полимеров образуются лаки.

Все эти продукты окисления топлива могут прилипать к поверхностям, образовывать тромбы, закупоривать небольшие зазоры, вызывая такие проблемы с подачей топлива, как неисправности инжекторов и детонацию. Кроме того, они очень быстро забивают топливные фильтры, снижая их проницаемость.

Кроме полимеров, в результате окисления образуются низкомолекулярные кислоты - муравьиная и др. Характерная их особенность в том, что в результате окисления металлов они легко превращаются в мыло, которое выпадает в осадок.

Неорганические соединения

Неорганические соединения - это ржавчина, металлы, пыль, соль и др. Некоторые из них, например ржавчина, могут образоваться в топливных резервуарах или трубопроводах. Другие, такие как пыль могут попасть в топливо случайно, например через вентиляционное отверстие резервуара. Все эти вещества приводят к забиванию фильтров, способствуют коррозии бака, являются причиной повышенного механического износа, способствуют микробной активности.

Особое место среди неорганических загрязнителей занимают соединения натрия и кальция. Они попадают в топливо различными путями:

  • на НПЗ в процессе удаления воды (солеосушение),
  • в процессе каустической нейтрализации,
  • при использовании щелочных металлов для удаленния водорода,
  • при использовании ингибиторов коррозии,
  • при попадании в топливо антигололедных соединений (хлорид натрия, хлорид кальция),
  • при попадании отработанного масла в топливо.

Особенно часто кристаллы хлорида натрия (соли) образуются на игле клапана инжектора, что приводит к неприятным последствиям.

Другими недопустимыми веществами являются ионы цветных металлов - цинка, меди, свинца. Цинк способствует коксованию сопла инжекторов. Свинец, взаимодействуя с кислотами, образует мыло. Медь является катализатором окислительных процессов в дизельном топливе и способствует осаждению твердых веществ. В любом случае, цветные металлы и их сплавы не должны использоваться в топливопроводах и резервуарах для хранения топлива.

Методы борьбы с загрязнениями

Теперь, когда стало понятно, что такое "грязь" в дизельном топливе и откуда она берется, можно обозначить некоторые методы борьбы за чистоту. Они конечно не дают полной гарантии, но весьма эффективны. Итак...

Покупка топлива

Старайтесь покупать дизельное топливо напрямую с НПЗ. Понятно, что купить канистру не получится, но установить на дачном участке 1-2 тонный резурвуар с раздаточным пистолетом никто не запрещает. У этого варианта есть два больших плюса - оптовые цены и качество топлива. Почему? Очень просто. Дело в том, что топливным трейдерам невыгодно хранить топливо в транзитных хранилищах. Вместо этого они заливают топливо в бензовозы и быстро развозят его своим покупателям. Доставка осуществляется напрямую с НПЗ.

Для заправки своих авто пользуйтесь АЗС, принадлежащими крупным топливным компаниям производителям дизельного топлива: Лукойл, НТК, Газпромнефть, Славнефть, Сургутнефтегаз и др. Будьте внимательны, пользуйтесь только фирменными заправками, никаких франчайзеров! Если вы заметили три старые колонки под вывеской "ЛукОйл" - проезжайте мимо.

Отстаивание и фильтрация

Фильтрация дизельного топлива - действенное средство борьбы с загрязнениями. Однако, следует помнить, что на НПЗ топливо лишь отстаивается в течение долгого времени, но не фильтруется. Для НПЗ, который отпускает огромные объемы топлива ежедневно применение фильтров неприемлемо, ведь чем тоньше фильтр - тем ниже скорость слива.

На АЗС ситуация схожая - топливо сливается из бензовоза в подземный резервуар и отстаивается. Слив происходит из другого резервуара. Впрочем фильтры на АЗС применяются: пористостью 120 мкм. - для грузового транспорта, 30 мкм. - для легкового.

Отстаивание топлива - достаточно продолжительный способ очистки. Так верхние слои дизельного топлива очищаются на 90-95% за 50-100 ч. Опытным путем было установлено, что частицы воды и механических примесей размером менее 15-20 мкм. оседают очень медленно и, следовательно, с трудом удаляются из топлива. При этом, чем выше вязкость и плотность топлива или ниже его температура, тем медленнее происходит процесс осаждения и тем больше времени требуется для отстаивания.

Из сказанного можно сделать вывод, что частицы менее 10-15 мкм. так или иначе попадают в наши бензобаки. Они должны быть удалены фильтрами тонкой очистки. Впрочем, если вы имеете собственный резервуар, установите промежуточный 10 мкм. топливный фильтр. Эта мера значительно продлит срок службы ваших дизельных агрегатов. Следует помнить, что чем больше размер фильтра, тем меньше его гидросопротивление и лучше проницаемость для топлива. Большой фильтр - выше скорость заправки!

Топливная компания "Бисойл" - оптовые поставки дизельного топлива и бензина высшего качества.

Как определить самостоятельно качество дизельного топлива и не только..

Конечно же каждый авто владелец рассчитывает на то, что при заправке он заливает качественный нефтепродукт, который соответствует ГОСТ Р 52368-2005, в точности копирующий евронормаль EN-590 и отвечающий нормам Евро-4 и Евро-5.

Ведь владелец дизельного автомобиля заинтересован в его безупречной работе, надежности, минимальном расходе топлива и длительном сроке службы.

Однако, все это может перечеркнуть недостаточно высокое качество дизельного топлива (ДТ).

Параметры, определяющие качество дизтоплива

Итак, качественное дизельное топливо - залог эффективной работы вашего автомобиля

Каждый производитель (НПЗ) предоставляет специальный паспорт качества на дизельное топливо, который и является гарантией того, что вы заправляете качественный продукт. В паспорте указаны все ключевые характеристики и показатели качества дизельного топлива, к которым относятся:

1. Цетановое число. Эта самый важный параметр, который показывает скорость воспламенения топлива в двигателе. Высокое качество дизтоплива гарантирует ЦЧ в диапазоне 40-55. При ЦЧ менее 40 дизтопливо будет воспламеняться медленно, а износ двигателя наступит очень быстро. Значение, превышающее 55, грозит большим расходом топлива и объемом выхлопа.

2. Фракционный состав Еще одним показателем качества является фракционный состав, который определяется по температуре испарения топлива. Если фракционный состав становится слишком высоким, то происходит быстрое образование нагара и разжижение масла. При низких температурах воздуха часто дизтопливо разбавляется керосином, из-за чего, с одной стороны, облегчается воспламенение этого топлива при низких температурах, а с другой стороны, фракционный состав становится слишком большим, что приводит к уже упомянутым негативным последствиям.

3. Вязкость От величины вязкости также зависит качество дизельного топлива. С одной стороны, оно не должно быть слишком вязким, потому что из-за неравномерного процесса его горения быстро разрушаются составные части двигателя. С другой стороны, оно не должно быть и слишком жидким, так как топливный насос не сможет хорошо смазываться. Оптимальная величина вязкости для летнего дизельного топлива - от 3,0 до 6 сСт, для зимнего – от 1,8 до 5,0 сСт.

4. Содержание серы Сера провоцирует окисление моторного масла, а это сильно загрязняет выхлопными газами окружающую среду. Чем меньше ее в топливе, тем дольше служит каталитический нейтрализатор, Однако, без серы не обойтись, она обеспечивает смазку частей двигателя и снижение их износа. Качественное дизтопливо должно иметь процентное содержание серы 0,15-1,5%. При концентрации серы менее 50 мг/кг нейтрализатор будет исправно работать не один десяток тысяч километров, а при «гостовских» 2000 мг/кг он перестанет эффективно функционировать уже после нескольких заправок: сера, взаимодействуя с драгоценными металлами нейтрализатора, сводит их химическую активность на нет. Тем не менее сера — не только злейший враг нейтрализаторов, но и лучший друг трущихся пар внутри дизельной топливной аппаратуры. Ведь они смазываются исключительно соляркой, антифрикционные и противозадирные свойства которой напрямую зависят от концентрации серы: чем ее больше, тем лучше. Поэтому в низкосернистое топливо нужно добавлять противоизносные присадки, а смазывающую способность - нормировать.

7. Температура вспышки. Определяет условия безопасности применения топлива в дизелях; наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию, износ.

Важность проверки ДТ на качество

Случаи когда «фирменные» заправки или частные АЗС,(в том числе франчайзинговые станции) далеко не всегда продают заявленный качественный продукт не редки. При заправке ДТ требуйте паспорт качества. К сожалению, даже топливо от проверенного производителя может оказаться низкокачественным. И причины тут множество (от недобросовестности самого изготовителя, до "нечистоплотности" поставщиков и самих реализаторов, операторов) .На разной стадии ДТ может подвергаться различным переработкам, разбавкам и прочим операциям, снижающим его качество. Самый распространенный вариант суррогата - это летнее ДТ, смешанное с различными модификаторами, в том числе керосином, которых снижает смазывающую способность солярки и Установить факт наличия керосина, к сожалению, можно только в лабораторных условиях. Также под видом дизтоплива могут продать похожее по цвету судовое топливо (маловязкое), печное топливо, а то и газовый конденсат. Тем кто покупает большие партии топлива(к примеру автобаза) рекомендуем производить контрольный лабораторный анализ качества ДТ.

Самостоятельная проверка дизельного топлива

Самый простой способ определения качества ДТ достаточно прост, наливаем топливо в прозрачный сосуд,закупориваем пробкой и отстаиваем. Топливо низкого качества скоро примет темный оттенок, а также даст осадок, Наличие воды также сформирует отдельный слой.

1. Для определения наличия механических примесей , следует пропустить топливо через бумажный фильтр. ДТ хорошего качества оставит пятно небольшое и светлое. Низкокачественное ДТ оставит на фильтре пятно большее по размеру и более темное. Качественное дизельное топливо обладает слабым, нерезким запахом, имеет цвет от светло-коричневого до бурого с синеватым оттенком, после испарения оставляет на листе чистой бумаги жирное пятно, в то время как бензин испаряется бесследно. Но все прекрасно понимают, что все эти исследования достаточно относительны, и более точные показатели можно получить только при проведении исследований в лабораторных условиях.

Владелец дизельного автомобиля по-прежнему должен быть осторожен и с недобросовестной АЗС.

Практика показывает, что при заправке ДТ достаточно часто происходит типичный недолив топлива, так в зависимости от аппетитов АЗС недолив может составить - от 50 мл до 800 мл на 5 л топлива. Удачных вам поездок!

pro-men.ru

Как удалить воду из дизельного топлива

Присутствие воды в топливном баке – одна из самых распространённых проблем для автомобилистов. В некоторых случаях на дне может собраться до литра воды, что причиняет массу неприятностей. Чаще такая проблема возникает в холодное время года. Причин несколько: это может быть конденсат из-за перепада температуры или низкое качество топлива, которое на заправке нередко разбавляют водой. Если во втором случае проблема сравнительно легко решается при условии покупки горючего только на проверенных заправках, то с физикой и перепадами температур бороться намного сложнее.

В чём опасность воды в топливе?

Главная проблема воды, которая находится под слоем топлива, состоит в том, что у неё нет возможности испаряться. Она может только накапливаться. Образовавшаяся в топливном баке вода в своём спокойном состоянии не смешивается с дизельным топливом, поэтому просто находится на дне.

Вода в топливном бакеНо во время движения автомобиля она начинает смешиваться с горючим, кардинально меняя его характеристики. В результате работа двигателя становится нестабильной, а обороты – неравномерными. Если же вода поступает в топливопровод, при сильных морозах всегда есть вероятность того, что она просто замёрзнет, полностью перекрывая доступ топлива к мотору.

Кроме того, есть большая вероятность повреждения распылителей инжектора, заморозки системы впрыска. Даже после оттаивания системы возникает масса проблем: к примеру, оттаявшая вода попадёт в двигатель, что чаще всего приводит в итоге к необходимости его ремонта. Для самого топливного бака постоянный контакт с водой тоже не проходит бесследно, что явно видно на фото справа.

Как бороться с водой в дизельном топливе?

Фильтры-сепараторы, отстойники

Одним из самых распространённых решений для дизельных топливных систем становится оснащение их специальными фильтрами с отстойниками. Удаление воды в них в зависимости от модификации может проводиться автоматически или вручную. Также возможно использование фильтра-сепаратора, который устанавливается перед топливным фильтром и предусматривает подогрев, позволяющий избежать замерзания топлива и воды в данном узле.

Немного реже встречается использование термисторных электроподогревателей, который по аналогии с прокладкой устанавливается между фильтром и головкой. Он подключается к бортовой электросети. Конструкция и принцип работы устройства разработаны таким образом, чтобы не допускать перегрева топлива в любых условиях. Кроме того, устройство является саморегулирующимся, что позволяет использовать его в зимнее время без выключения.

Топливной бак

Осушители топлива

Одним из действенных способов удаления воды из дизельного топлива является использование специальных средств – осушителей. Среди их преимуществ стоит отметить доступную цену, лёгкость и удобство применения. Средство представляет собой влаговытесняющую присадку-ингибитор, которая обладает направленным действием и препятствует накапливанию воды в баке. Принцип её работы заключается в том, что капли воды в топливе разбиваются до мелкодисперсного состояния, равномерно распределяясь по всему объёму. Во время работы двигателя они попадают в камеру сгорания и отводятся с отработанными газами.

Способы профилактики образования воды в дизельном топливе

Лучшим решением проблемы всё же является профилактика. В данном случае для автомобилистов есть несколько основных рекомендаций:

  • в условиях высокой вероятности перепадов температур (особенно зимой) и при сырой погоде заправлять бак полностью, чтобы не оставлять места для воздуха;
  • пользоваться услугами заправочных станций, которые закупают топливо на сертифицированных нефтебазах, и не занимаются махинациями;
  • с периодичностью в полгода использовать специальные присадки, которые позволяют вывести образовавшуюся воду из системы.

ООО «Компания «Нипетойл» предлагает свои услуги по поставке сертифицированного дизельного топлива в Москве и Московской области оптом партией от 1000 л. У нас есть собственный автопарк, который позволяет нам выполнять доставку по удобному для заказчика графику точно в оговоренные сроки. Мы предлагаем выгодные цены, оперативность и неизменно высокое качество топлива.

www.nipetoil.ru

Получение зимних дизельных топлив из летних топлив с применением депрессорных присадок

Тенденции в структуре применения депрессорных присадок с течением времени изменялись. Вначале целью разработок и объектом применения депрессорных присадок были только смазочные масла, начиная с 60-х и особенно с 70-х годов – все более актуальным становится применение депрессорных присадок для нефтей, дистиллятных и остаточных топлив. При этом очень скоро выясняется, что те присадки, которые хорошо себя зарекомендовали как депрессоры к маслам, совершенно неэффективны или малоэффективны при введении их в топлива и нефть.

Таким образом, развитие депрессорных присадок идет по направлению их использования в нефтях, дизельных и котельных топливах. Учитывая колоссальный объем последних, во много раз превосходящий объем производства масел, одним из важных требований становится экономичность разрабатываемых присадок [1].

Настоящие испытания для дизеля начинаются, когда на улице мороз ниже -25 °С. На Севере накоплен богатый опыт эксплуатации дизелей в зимнее время. Там в сильные морозы технику вообще на ночь не глушат, а через топливные баки пропускают различные змеевики и трубы, по которым циркулирует горячая вода из системы охлаждения, а то и выхлопные газы.

Не помешает снять батарею и занести ее в теплое помещение. В противном случае емкости аккумулятора для полноценного запуска утром может не хватить. В худшем случае, если плотность электролита не была доведена до зимней нормы, он рискует замерзнуть со всеми вытекающими последствиями. Перед тем как заглушить двигатель, не забыть влить в маслокартер бензин (доза – один стакан). Бензин разжижает масло и на некоторое время снижает его вязкость.

После утреннего запуска и нормального прогрева он испаряется и улетучивается через систему вентиляции картера. В этом и заключается вся хитрость. Но такой способ следует рассматривать только как кратковременную меру. Бензин ускоряет окисление масла, так как разлагает содержащиеся в нем присадки.

Многие автолюбители считают, что доля проблем, связанных с зимней эксплуатацией дизеля, возникает из-за использования не соответствующего сезону дизельного топлива. Стандартом установлены три его основные марки.

Самое распространенное дизельное топливо – летнее (Л), диапазон его применения – от 00С и выше. Зимнее дизельное топливо (3) применяют при отрицательных температурах воздуха (до -300С). При более низких температурах следует использовать арктическое (А) дизельное топливо.

Отличительной чертой дизельного топлива является температура его помутнения. Фактически это температура, при которой начинают кристаллизоваться парафины, содержащиеся в дизельном топливе. Она действительно мутнеет, а при дальнейшем снижении температуры становится похожей на кисель или застывший жир. Мельчайшие кристаллики парафина забивают поры топливных фильтров и предохранительных сеточек, оседают в каналах трубопроводов и парализуют работу двигателя. При выполнении экспериментальной работы этот показатель очень важен для определения температуры застывания.

Для летнего топлива температура помутнения равна -50С, а для зимнего составляет -250С. Зимнее дизельное топливо не отличается от летнего ни цветом, ни запахом. И все же, как показывает опыт, дизель зимой можно эксплуатировать и на летней солярке. При отсутствии зимнего дизельного топлива используют смесь летнего и керосина. Например, при температуре воздуха от -20 до -300С рекомендуется применять смесь, состоящую из 80 – 90% летнего топлива и 10 – 20% керосина.

Доказано, что даже длительная эксплуатации дизеля на такой смеси при отрицательных температурах не оказывает существенного влияния на его детали и узлы. Вместо керосина в дизельное топливо можно добавлять бензин, однако этот способ следует рассматривать как крайнюю меру [2].

В настоящее время производство высококачественных дизельных топлив невозможно без добавки присадок различного функционального назначения, таких как депрессорные, цетаноповышающие, противоизносные, антидымные, моющие, антиокислительные, диспергирующие, ингибиторы коррозии и другие. Добавка пакета присадок позволяет получить топливо с улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами.

При составлении пакетов присадок к дизельному топливу необходимо учитывать их совместимость, поскольку различные поверхностно-активные вещества могут отрицательно влиять на функциональные свойства друг друга, т.е. проявлять антагонистический эффект [3].

В продаже имеются специальные депрессаторные присадки к дизельному топливу. Эти присадки не только снижают температуру загустевания топлива. Они, кроме того, удаляют из дизельного топлива воду. Хорошо, если в конструкции предусмотрен подогрев дизельного топлива в топливном фильтре. Дело в том, что для рабочего процесса используется не все топливо. Значительная его часть по дренажному трубопроводу возвращается в бак или фильтр и слегка подогревает находящийся там запас. Такой подогрев должен включаться в работу автоматически, вне зависимости от температуры в фильтре, но проверить это не помешает [4].].

Актуальностью и основной задачей данной работы является изучение влияния депрессорных присадок на низкотемпературные свойства нефтепродуктов.

В качестве присадок были выбраны присадки разного производства, снижающие температуру застывания дизельных топлив. Это:

Присадка 1 – супер антигель Hi-Gear, производство США.

Характеристика:

  • улучшает низкотемпературные свойства дизтоплива;

  • значительно облегчает пуск дизельного двигателя при низких температурах;

  • эффективно защищает и смазывает форсунки и топливный насос за счет содержащейся в препарате специальной смазки;

  • удаляет конденсат воды из топливного бака.

Присадка 2 – Антигель-56, производство США.

Характеристика:

  • разработан для улучшения низкотемпературных свойств дизтоплива: температуры застывания и предельной температуры фильтруемости;

  • обеспечивает надежный пуск и бесперебойную работу дизельного двигателя при сверхнизких температурах.

Присадка 3 – Winter-diesel Mannol, производство Германия.

Характеристика:

  • разработан по уникальной технологии и служит для предотвращения образования кристаллов парафина в дизельном топливе при низких температурах;

  • благодаря депрессорному действию антигеля предотвращается забивка фильтров и топлиприводов;

  • антигель не только снижает предельную температуру фильтруемости и температуру застывания дизельного топлива, но и оптимизирует работу топливной системы при низких температурах;

  • сгорает полностью, без образования зольных отложений.

В данной работе в качестве исследуемой пробы были отобраны летние дизельные топлива из АЗС «Helios», «КазМунайГаз», «Азов» г.Аксай Западно-Казахстанской области. После добавления присадок в соотношениях 1:0,03, 1:0,04, 1:0,05 при температуре 20 – 250С были получены данные приведенные в таблице 1 и на рисунке 1.

В работе основное внимание уделено эффективности действия депрессорных присадок на температуру застывания исследуемых проб.

По полученным результатам можно выделить хорошие показатели дизельного топлива из АЗС «Азов».

Таблица 1

Результаты экспериментально-исследовательской работы

Показатели

«КазМунайГаз»

«Helios»

«Азов»

Плотность при 200С, г/см3

0, 8136

0, 8162

0, 8231

Кинематическая вязкость при 200С, мм2/с

3,4

3,9

4,2

tвсп., 0С

50

48

52

tпомут, 0С

-2

-5

-8

tзаст., 0С

-10

-15

-17

Коррозионное воздействие на Cuпл.

выдерживает

выдерживает

выдерживает

Концентрация присадки, %. вес.

0,03

0,04

0,05

0,03

0,04

0,05

0,03

0,04

0,05

tзаст. после добавления присадки 1, 0С

-19

-21

-24

-24

-28

-31

-28

-33

-37

tзаст. после добавления присадки 2, 0С

-18

-20

-25

-23

-28

-32

-27

-33

-38

tзаст. после добавления присадки 3, 0С

-21

-23

-27

-21

-27

-32

-30

-34

-38

Рис. 1. Диаграмма сравнения характеристик зимних дизельных топлив

при разных концентрациях депрессорных присадок

Таким образом, по полученным результатам можно выделить хорошие показатели дизельного топлива из АЗС «Азов». Из летнего дизельного топлива АЗС «Азов» при концентрации 0,05% вес. присадки № 3 (Winter-diesel Mannol) получили зимнее дизельное топливо с температурой застывания -380С, что дает возможность использовать её в холодное время года.

Литература:

  1. Тертерян Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. – М. : Химия, 1990. – 345 с.

  2. Организация производства дизельного топлива с депрессорными присадками на заводах Тюменской нефтяной компании //Нефтепереработка и нефтехимия. – 2003. – Вып. № 4

  3. Митусова Т.Н., Полина Е.В., Калинина М.В. и др. Присадки к современным дизельным топливам //Нефтепереработка и нефтехимия. – 2002. – Вып. №7.

  4. Снижение температуры помутнения дизельного топлива за счет применения специальной присадки //Нефтепереработка и нефтехимия. Научные – технические достижения и передовой опыт. – 2005. – Вып. № 2.

moluch.ru

Что представляет собой дизельное топливо?

Дизельное топливо (солярка, дизтопливо, ДТ) представляет собой нефтяное топливо, применяющееся в дизелях.

Солярка производится путем перегонки нефти из КГФ (керосиново-газолиевых фракций). Дизтопливо состоит по большей части из углерода, является трудноиспаряемой, вязкой жидкостью.

Дизельное топливо (дизтопливо, солярка) продукт перегонки нефти

Используется в газотурбинных и дизельных двигателях судовой и наземной техники. Условия, при которых протекает смесеобразование и воспламенение в цилиндре дизельного двигателя, отличаются от карбюраторного.

В дизелях может быть осуществлена высокая степень сжимаемости (до 18 в быстроходных моторах), благодаря чему удельный расход топлива в них снижается на 25-30% по сравнению с карбюраторным двигателем, что является неоспоримым преимуществом. Недостатком дизеля является то, что его сложнее изготовить, и он занимает больше площади.

По уровню расхода топлива и надежности работы дизельные двигатели успешно конкурируют с карбюраторными.

Сферы применения дизтоплива

Дизельное топливо, которое в народе называют «солярка», применяется во многих отраслях.

По большей части, солярку используют в:

  • Сельcкохозяйственной технике (тракторах и т.д.)
  • Железнодорожном транспорте (дизельные поезда)
  • Водном транспорте
  • Грузовых автомобилях
  • Военной технике
  • Дизельных генераторах

Помимо этого, в последнее время солярка активно используется для легковых автомобилей. Связано это с тем, что сейчас научились производить дизтопливо, соответствующее самым жестким экологическим стандартам, стоимость которого дешевле бензина. Да и производство дизельных двигателей для «легковушек» не стоит на месте, они показывают высокую производительность.

Соляровое масло (остаточное дизельное топливо) – фракция нефти, подвергшаяся очистке щелочью.

Соляровое масло находит применение как топливо для котельных, ею пропитывается кожа, она входит в состав закалочных и смазочно-охлаждающих жидкостей. Соляровое масло используется при термической, либо механической металлообработке.

Из чего состоит дизтопливо?

Как отмечалось выше, дизельное топливо является трудноиспоряемым, вязким жидким продуктом, состоящим в основном из углеродоводородов (парафиновых – 10-40%, нафтеновых – 20-60%, ароматических – 15-30%). Также в состав дизтоплива входят такие элементы, как:

  • Сера (до 0,5%)
  • Азот
  • Кислород
  • Водород

Основные характеристики солярки

Если разобраться во всех тонкостях применения дизтоплива, то можно сэкономить немало денежных средств за период эксплуатации автомобиля, а также избежать различных неисправностей.

Неправильно ставить вопрос, какие конкретно характеристики солярки играют наиболее важную роль, поскольку они все отвечают за полезную работу топлива в процессе сгорания.

В первую очередь топливо является источником энергии, но это не единственное его свойство. Солярка также является смазкой для трущихся поверхностей деталей двигателя. Она обладает свойством охлаждения камеры сгорания.

Безусловно, одним из важнейших показателей дизтоплива считается цетановое число.

Цетановое число показывает время задержки воспламенения смеси, в момент от впрыска в цилиндр до начала горения. Другими словами, оно характеризует способность солярки к воспламенению после поступления в камеру сгорания дизеля.

Чем больше цетановое число, тем лучше происходит процесс воспламенения топлива, тем меньше будет эта временная задержка, и тем плавне и спокойнее будет происходить горение топливо-воздушная смесь.

Производители дизельных двигателей советуют использовать дизельное топливо, число которого будет не менее 40.

От значения этой характеристики воспламеняемости дизтоплива будет зависеть качество работы при холодном пуске, равномерность работы и скорость прогревания двигателя.

В европейских странах производят солярку с цетановым числом не меньше 51, в Японии – 50. Согласно отечественным ГОСТам, цетановое число для летней и зимней солярки не должно быть меньше 48 единиц, так что мощность дизельных двигателей, изготовленных в Европе (которые используются и в технике отечественного производства), и, соответственно, заточенных под японское или европейское топливо, может быть снижена при работе на дизельном топливе российского производства. Такие двигатели работают жестче на дизтопливе с пониженным цетановым числом.

Низкотемпературные свойства солярки

Порой в дизтопливо добавляют керосин, для улучшения низкотемпературных свойств дизтоплива, т.к. более легкие фракции «черного золота» имеют более низкую точку кипения. При таком подходе дизели работают жестче, снижается их мощность, повышается уровень износа. Так что можно сделать вывод, что фракционный состав – одна из важнейших характеристик для солярки, особое внимание ему надо уделять, если вы планируете использовать чувствительные турбодизели с непосредственным впрыском.

Почему так важна вязкость солярки?

Значимым параметром будет вязкость дизтоплива, которая определяется его химическим и фракционным составом, и определяет меру однородности и распыливания рабочей смеси. Если топливо «слишком» жидкое, т.е. не обладает достаточным уровнем вязкости, оно не будет в достаточной степени смазывать детали топливного насоса, что в свою очередь «аукнуться» чередой проблем. Например, твердые частицы (продукты амортизации деталей топливного насоса) могут попасть в топливо и привести к поломке деталей системы питания, которая расположена после насоса. Или же топливный насос может сломаться. В любом случае, это нежелательные последствия, поэтому повторим: на характеристики дизтоплива следует обращать пристальное внимание.

Источник: ng-logistic.ru

ng-logistic.ru


Смотрите также