Россия может начать импортировать бензин. Импортирует ли россия бензин


Чем российский бензин мешает Казахстану

В Казахстане рассматривают меры ограничения поставок российского бензина, и это при том, что топливо из РФ поставлялось в страну десятилетиями. Почему Астане перестали нравиться российские нефтепродукты и какое отношение это имеет к росту цен на топливо внутри России?

Казахстан неожиданно заявил о готовности запретить ввоз в страну российского бензина по железной дороге. Не навсегда, а временно, на три месяца. Такое предложение выдвинул министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. Окончательное решение будет принято после того, как 6 июня пройдут публичные обсуждения этой темы.

Мотивы такого решения в Астане официально не озвучили. Местные эксперты заявили, что причиной стало увеличение стоимости российского топлива. Однако Бозумбаев рассказал, что на цены на АЗС в стране может влиять не только рост цен на бензин в России, но и образовавшийся переизбыток топлива в самом Казахстане. «Нашим нефтепереработчикам нужно сбывать бензин, а его накопления увеличиваются, потому что два завода уже модернизированы», – рассказал Канат Бозумбаев.

Почему же Казахстан, который является одним из крупнейших в регионе добытчиков нефти, импортирует бензин из России? Тем более если свой в избытке?

На самом деле, Казахстан предпочитает продавать больше нефти на экспорт и получать валютную выручку. С переработкой же и производством топлива в стране до недавнего времени была проблема. Переработкой занимались лишь три НПЗ –Атырауский, Павлодарский и Шымкентский, которые полностью не обеспечивали внутренние потребности. «Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана исторически связана с российской. При наличии железных дорог и соседнего государства, в котором до недавних пор поддерживались низкие цены на бензин и дизтопливо, особого смысла в строительстве новых НПЗ не было – дешевле было импортировать недостающие объемы», – объясняет директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Россия как партнер по ЕАЭС поставляет в Казахстан нефтепродукты беспошлинно. В разные периоды Россия покрывала до 30% потребностей казахстанского рынка бензина.

Собственно, поэтому в Казахстане вообще запрещен экспорт светлых нефтепродуктов, ибо самим не хватает. Но в последнее время в Казахстане заговорили об отказе от импорта бензина и открытии экспорта собственных светлых нефтепродуктов. Ведь именно для их производства и была проведена модернизация двух НПЗ. В итоге казахи стали больше перерабатывать собственной нефти, но продолжали закупать много бензина в России (который в оптовом звене дешевле). Это привело к накоплению лишних объемов бензина внутри страны.

Таким образом, российский бензин стал конкурентом собственным казахстанским нефтепродуктам. А нефтепереработчикам надо отбивать инвестиции в модернизацию. Казахи хотят частично закрыть поставки с российского рынка, чтобы российский бензин не конкурировал с этими модернизированными предприятиями, говорит эксперт ФНЭБ Игорь Юшков.

С другой стороны, по его словам, казахстанские власти могут также опасаться, что казахстанские поставщики начнут отправлять бензин в Россию, чтобы подзаработать на разнице цен. В итоге уже Казахстан столкнется с дефицитом бензина у себя на родине и ростом цен. Только паритет цен в обеих странах позволяет избегать таких перетоков.

Что касается России, то ожидаемое снижение акцизов на бензин с июля должно сдержать дальнейшее повышение цен внутри страны. Чтобы вернуть их к прежним значениям, потребуются новые меры. Конечно, на запрет экспорта нефтепродуктов, как в Казахстане, Россия не пойдет, но могут быть введены некие ограничения для экспорта. Они смогли бы помочь избежать нового дефицита бензинов и дизтоплива, который выльется в очередной виток роста цен.

Однако в таком решении есть и подводные камни. «Ограничение экспорта нефтепродуктов может отразиться в конечном счете на доходах российской казны. За счет высокой стоимости нефти на внешних рынках наполнение нефтедолларовых резервов сейчас складывается наилучшим образом, а ограничения придется вводить для всех нефтяников в равной степени», – говорит Алексей Антонов из «Алор Брокер». Если на снижение доходов бюджетов от урезания акцизов власти еще могут пойти, то вот отказаться от сверхдоходов от нефти будет куда сложнее. Тем более что столь выгодная ситуация может продлиться не так долго.

vz.ru

www.discred.ru

Мешает ли российский бензин Казахстану – эксперты РФ

Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана исторически связана с российской. Все ли останется на своих местах?

 Напомним, Казахстан заявил о готовности временно запретить ввоз в страну российского бензина по железной дороге. Окончательное решение будет принято после того, как 6 июня пройдут публичные обсуждения этой темы.

Мотивы такого решения в Астане пока не озвучены, но некоторые эксперты предположили, что причиной стало увеличение стоимости российского топлива. Однако глава минэнерго РК Канат Бозумбаев рассказал, что на цены на АЗС в стране может влиять не только рост цен на бензин в России, но и образовавшийся переизбыток топлива в самом Казахстане.

- Нашим нефтепереработчикам нужно сбывать бензин, а его накопления увеличиваются, потому что два завода уже модернизированы, – рассказал господин Бозумбаев.

О том, для чего Казахстан, который является одним из крупнейших в регионе добытчиков нефти, импортирует бензин из России, притом, что свой - в избытке, издание «Взгляд» порассуждало с российскими экспертами.

Как отмечается в публикации наших коллег, Казахстан предпочитает продавать больше нефти на экспорт и получать валютную выручку, но три НПЗ – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский, которые занимались переработкой, полностью не обеспечивали внутренние потребности.

- Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана исторически связана с российской. При наличии железных дорог и соседнего государства, в котором до недавних пор поддерживались низкие цены на бензин и дизтопливо, особого смысла в строительстве новых НПЗ не было – дешевле было импортировать недостающие объемы, – пояснил директор экспертной группы Veta Дмитрий ЖАРСКИЙ.

Россия как партнер по ЕАЭС поставляет в Казахстан нефтепродукты беспошлинно. В разные периоды Россия покрывала до 30% потребностей казахстанского рынка бензина, и, якобы, поэтому в Казахстане запрещен экспорт светлых нефтепродуктов, «ибо самим не хватает».

Эксперт ФНЭБ Игорь ЮШКОВ считает, что российский бензин стал конкурентом собственным казахстанским нефтепродуктам, а нефтепереработчикам надо отбивать инвестиции в модернизацию.

- Казахстан хочет частично закрыть поставки с российского рынка, чтобы российский бензин не конкурировал с этими модернизированными предприятиями, - подметил Юшков.

Но с другой стороны, по его словам, казахстанские власти могут также опасаться, что казахстанские поставщики начнут отправлять бензин в Россию, чтобы подзаработать на разнице цен. В итоге возможен такой исход:

- Казахстан столкнется с дефицитом бензина у себя на родине и ростом цен. Только паритет цен в обеих странах позволяет избегать таких перетоков, - предположил эксперт.

Что касается России, то ожидаемое снижение акцизов на бензин с июля должно сдержать дальнейшее повышение цен внутри страны. Чтобы вернуть их к прежним значениям, потребуются новые меры. На запрет экспорта нефтепродуктов РФ не пойдет, но могут быть введены некие ограничения для экспорта.

- Ограничение экспорта нефтепродуктов может отразиться в конечном счете на доходах российской казны. За счет высокой стоимости нефти на внешних рынках наполнение нефтедолларовых резервов сейчас складывается наилучшим образом, а ограничения придется вводить для всех нефтяников в равной степени, – говорит Алексей АНТОНОВ из «Алор Брокер».

 

https://www.caravan.kz/news/meshaet-li-rossijjskijj-benzin-kazakhstanu-ehksperty-rf-449807/

www.ca-portal.ru

Россия может начать импортировать бензин

Россия, несмотря на статус одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира, может начать импортировать бензин. Связано это с грядущим запретом на продажу топлива ниже класса "Евро-3", который должен вступить в силу с 1 января 2013 года.

График перехода на новые экостандарты, который прописан в топливном техрегламенте, менялся уже дважды. Каждый раз нефтяные компании (НК) заявляли, что не успевают с модернизацией нефтепереработки под выпуск более качественного топлива. В действующей версии техрегламента с 1 января 2013 года в нашей стране будет запрещена продажа низкосортного топлива (класса "Евро-2").

Ранее замглавы Минфина Сергей Шаталов предложил продлить оборот низкосортного бензина еще на год...

Нефтяники вновь попросили об отсрочке. Некоторые чиновники даже заявили, что переход на новый класс для отдельных компаний могут перенести, чтобы последние все же успели обновить свои установки. Однако, как заявил "Ведомостям" замминистра энергетики Павел Федоров, устанавливать новые сроки перехода на "Евро-3" на этот раз не будут. В противном случае нарушается концепция постепенного планового улучшения качества автомобильного топлива.

Однако, факт остается фактом. Не все НК успели подготовиться, заявил Федоров, не назвав конкретных имен. По его словам, из оборота будет выведено не более 1 млн тонн бензина. Компенсировать это и планируется за счет импорта. Опоздавшие компании уже обязались организовать поставки из-за рубежа. Как отметил чиновник, в настоящее время идут переговоры в поставке в следующем году 2 млн тонн топлива из Беларуссии.

Такое решение уже поддержал куратор топливно-энергетического комплекса страны, вице-премьер Аркадий Дворкович.

Напомним, ранее Федеральная антимонопольная служба говорила о целесообразности переноса запрета на полгода в связи с невыполнением НК обязательств по модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Замглавы ведомства Анатолий Голомолзин рассказал, что несколько компаний попросили продлить срок использования "Евро-2" "на год или даже на три". Кстати, в числе эти компаний чиновник назвал "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". Представитель "Роснефти" подтвердил изданию инициативу компании за продление оборота "Евро-2".

Впрочем, некоторые компании уже производят высококачественные виды бензина. Например, "Лукойл" и "Башнефть" выпускают "Евро-4" и "Евро-5". В следующем году перейти на четвертый и пятый стандарты планирует "Газпром нефть".

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук заявил, что нехватки 1 млн тонн топлива Россия практически не заметит, так как в стране ежегодно потребляется порядка 70 млн тонн. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что грядущий запрет на нефтяных компаниях скажется не сильно, так как регламент запрещает с 2013 года оборот, то есть продажу низкосортного топлива. Производство "Евро-2" будет разрешено еще какое-то время. Компании, которые не успели модернизировать свои НПЗ, могут продолжить выпуск для экспорта.

 

auto.vesti.ru

Мешает ли российский бензин Казахстану – эксперты РФ - Новости

Напомним, Казахстан заявил о готовности временно запретить ввоз в страну российского бензина по железной дороге. Окончательное решение будет принято после того, как 6 июня пройдут публичные обсуждения этой темы.

Мотивы такого решения в Астане пока не озвучены, но некоторые эксперты предположили, что причиной стало увеличение стоимости российского топлива. Однако глава минэнерго РК Канат Бозумбаев рассказал, что на цены на АЗС в стране может влиять не только рост цен на бензин в России, но и образовавшийся переизбыток топлива в самом Казахстане.

- Нашим нефтепереработчикам нужно сбывать бензин, а его накопления увеличиваются, потому что два завода уже модернизированы, – рассказал господин Бозумбаев.

О том, для чего Казахстан, который является одним из крупнейших в регионе добытчиков нефти, импортирует бензин из России, притом, что свой - в избытке, издание «Взгляд» порассуждало с российскими экспертами.

Как отмечается в публикации наших коллег, Казахстан предпочитает продавать больше нефти на экспорт и получать валютную выручку, но три НПЗ – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский, которые занимались переработкой, полностью не обеспечивали внутренние потребности.

- Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана исторически связана с российской. При наличии железных дорог и соседнего государства, в котором до недавних пор поддерживались низкие цены на бензин и дизтопливо, особого смысла в строительстве новых НПЗ не было – дешевле было импортировать недостающие объемы, – пояснил директор экспертной группы Veta Дмитрий ЖАРСКИЙ.

Россия как партнер по ЕАЭС поставляет в Казахстан нефтепродукты беспошлинно. В разные периоды Россия покрывала до 30% потребностей казахстанского рынка бензина, и, якобы, поэтому в Казахстане запрещен экспорт светлых нефтепродуктов, «ибо самим не хватает».

Эксперт ФНЭБ Игорь ЮШКОВ считает, что российский бензин стал конкурентом собственным казахстанским нефтепродуктам, а нефтепереработчикам надо отбивать инвестиции в модернизацию.

- Казахстан хочет частично закрыть поставки с российского рынка, чтобы российский бензин не конкурировал с этими модернизированными предприятиями, - подметил Юшков.

Но с другой стороны, по его словам, казахстанские власти могут также опасаться, что казахстанские поставщики начнут отправлять бензин в Россию, чтобы подзаработать на разнице цен. В итоге возможен такой исход:

- Казахстан столкнется с дефицитом бензина у себя на родине и ростом цен. Только паритет цен в обеих странах позволяет избегать таких перетоков, - предположил эксперт.

Что касается России, то ожидаемое снижение акцизов на бензин с июля должно сдержать дальнейшее повышение цен внутри страны. Чтобы вернуть их к прежним значениям, потребуются новые меры. На запрет экспорта нефтепродуктов РФ не пойдет, но могут быть введены некие ограничения для экспорта.

- Ограничение экспорта нефтепродуктов может отразиться в конечном счете на доходах российской казны. За счет высокой стоимости нефти на внешних рынках наполнение нефтедолларовых резервов сейчас складывается наилучшим образом, а ограничения придется вводить для всех нефтяников в равной степени, – говорит Алексей АНТОНОВ из «Алор Брокер».

Мешает ли российский бензин Казахстану – эксперты РФ Фото - из открытых источников

Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана исторически связана с российской. Все ли останется на своих местах?

www.caravan.kz

Россия прекращает экспорт бензина

Россия полностью прекращает экспорт бензина в мае текущего года. Об этом в четверг 28 апреля объявил заместитель министра энергетики РФ Сергей Кудряшов, передают российские информагентства. Главная цель – насытить внутренний рынок. Такое решение было принято накануне на совещании Министерства энергетики РФ и нефтяных компаний, в том числе «Роснефти» и «Газпром нефти».

Бензиновый голод

Ранее сообщалось, что в различных регионах страны поочередно стали возникать перебои со снабжением бензином. Так, в минувшие выходные остановили работу большинство независимых АЗС в Алтайском крае, а заправки «Роснефти» и «Газпром нефти» отпускали там бензин с ограничениями. Затем топливный кризис распространился еще почти на два десятка регионов. Нехватка бензина ощущалась в таких крупных центрах и регионах, как Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, Сахалин...

Впрочем, к четвергу, по данным Сергея Кудряшова, кризис смягчился, и серьезные проблемы с поставками нефтепродуктов остались лишь в трех регионах. Но и такое положение вряд ли можно считать нормальным для страны – мирового экспортера нефти.

Напомним, с февраля в России действует запрет на рост цен на бензин. Это привело к тому, что вслед за ростом цен на нефть на мировых рынках российские производители нефти увеличили экспорт нефтепродуктов. Для внутреннего рынка нефтяные компании оставили только те объемы, которые требовались их собственным сетям.

По сообщению информагентства «Интерфакс», рост цены в апреле на 92-й бензин на биржевых торгах составил 18,8 процента, а 95-й бензин подорожал на 5 процентов. Это самые ходовые марки горючего в России.

Меры и их эффективность

Насколько обоснованы и адекватны принятые правительством меры? Ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что запрет на экспорт может привести к падению в России цен на нефтепродукты, прежде всего, на бензин. «Это способ надавить на нефтяные компании. Другое дело, что подобные действия не должны подменять собой другие меры по стабилизации бензиновых цен», – добавил он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Ему представляется, что как элемент ручной регулировки такой ход правительства, скорее всего, должен сработать. «Но в долгосрочной перспективе он неэффективен. Без создания, например, в течение ближайшего года необходимых перерабатывающих мощностей, без снижения налогового бремени говорить о серьезной поддержке нефтепереработки довольно сложно», – подчеркнул эксперт.

Похожей оценки придерживаются и другие опрошенные эксперты. Директор Института проблем глобализации доктор экономических наук Михаил Делягин убежден, что в той ситуации, которая возникла в стране, когда срывается посевная кампания, это действительно правильная мера, способная привести к реальным результатам. «Единственное но, – предостерег он в интервью «Голосу Америки», – все чрезвычайные меры могут действовать очень ограниченное количество времени».

Делягин также отметил, что принятое решение требует определенного времени для его реализации. «А пока меры будут готовить, обсуждать их или переливать из пустого в порожнее, можно упустить время. В критической ситуации нужно сначала принимать меры, а потом разбираться дальше», – резюмировал он.

На взгляд Михаила Делягина, в нынешних условиях требуется переход к гибкой политике, гибкому установлению вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты с тем, чтобы менять их не раз в квартал, а чаще – в силу необходимости. «Нужно сделать так, чтобы продажа нефтепродуктов на экспорт была столь же выгодной, как и продажа их внутри страны», – заключил экономист.

Директор Центра исследований постиндустриального общества, профессор, доктор экономических наук Владислав Иноземцев с одной стороны признал, что санкции – печальная новость. «Но с другой стороны, это вполне разумная мера, – уточнил он. – Потому что в стране, которая добывает нефть, и где внутренние цены на нее намного меньше мировых, бензин и дизельное топливо не могут стоить столько, сколько они стоят сегодня. Это, конечно, полный нонсенс».

По его мнению, к этому привели и произвол наших нефтяных компаний, и рутинная позиция государства. «Если государство стремится решать проблемы, связанные с ценами на бензин, оно должно ввести очень гибкую систему налогообложения акцизов в зависимости, допустим, от мировых цен на нефть. Если эти цены растут, понятно, что аппетиты у нефтяников поднимаются. Тогда налог на акциз надо снижать, и общая цена топлива останется на прежнем уровне. Если цены на нефть падают, то, соответственно, и налоги на акцизы должны возрастать», – сформулировал он свою позицию.

По его наблюдениям, в России все происходит по совершенно иной схеме. «У нас, когда нефть дешевеет, цены на бензин не снижаются. А когда нефть дорожает, то бензин очень быстро взлетает в цене», – констатирует Иноземцев. Государство не хочет ничего менять принципиально, убежден профессор. «Оно предпочитает более примитивные схемы. Вроде запрета на экспорт нефтепродуктов», – подытожил он.

Трудности возникнут только у спекулянтов?

Замминистра энергетики Сергей Кудряшов привел следующую статистику: за четыре месяца 2011 года экспорт нефтепродуктов из РФ составил 1 миллион тонн, а за весь 2010 год было экспортировано 3 миллиона тонн. По оценке экспертов, российское эмбарго на поставки не окажет существенного влияния на мировой рынок.

Россия в значительных объемах экспортирует лишь мазут, а российский бензин потребляют только в странах СНГ, указывает Михаил Делягин. «Но поскольку экспорт бензина очень резко вырос за последний период, что, собственно, и стало одной из причин нынешнего кризиса в России, то закупленных там запасов хватит надолго, – полагает он. – И никаких проблем в соседних странах не возникнет, если не принимать в расчет местных спекулянтов, у которых закончатся “заначки”».

Дмитрий Абзалов также склоняется к тому, что запрет на экспорт нефтепродуктов не коснется болезненно партнеров России по Евросоюзу. С его точки зрения, глобальных проблем в связи с вводимыми мерами не должно возникнуть и на постсоветском пространстве. «Пока объемы недопоставок в СНГ не слишком большие. Если ситуация стабилизируется за несколько недель, то существующих запасов в соседних странах должно хватить для обеспечения их нужд. Если процесс затянется, то тогда, очевидно, потребуются срочные консультации», – комментирует он.

Эксперт напомнил, что на фоне серьезных социальных сложностей к аналогичным мерам прибегали в разные времена Франция, Германия, Великобритания, США, а особенно часто это делал Китай.

Другие материалы о России читайте в рубрике «Россия»

Статьи на экономическую тему читайте в рубрике «Экономика»

www.golos-ameriki.ru