Озон - это газ голубого цвета. Свойства и применение газа. Озон в атмосфере. Горение бензина в озоне


это газ голубого цвета. Свойства и применение газа. Озон в атмосфере

Озон – это газ. В отличие от многих других он не прозрачный, а имеет характерный цвет и даже запах. Он присутствует в нашей атмосфере и является одним из важнейших её составляющих. Какова плотность озона, его масса и другие свойства? Какова его роль в жизни планеты?

Голубой газ

В химии озон не имеет отдельного места в таблице Менделеева. Все потому, что он не является элементом. Озон – это аллотропная модификация или же вариация кислорода. Как и в О2, его молекула состоит только из атомов кислорода, но имеет их не два, а три. Поэтому его химическая формула выглядит как О3.

озон это

Озон является газом голубого цвета. Он обладает хорошо заметным резким запахом, напоминающим хлор, если концентрация будет слишком большой. Вы помните запах свежести во время дождя? Это и есть озон. Благодаря такому свойству он и получил своё название, ведь с древнегреческого языка «озон» - это «пахну».

Молекула газа полярна, атомы в ней соединяются под углом 116,78°. Озон образуется, когда к молекуле О2 присоединяется свободный атом кислорода. Происходит это во время различных реакций, например, окисления фосфора, электрического разряда или разложения перекисей, в ходе которых и освобождаются атомы оксигена.

Свойства озона

При нормальных условиях озон существует в виде газа с молекулярной массой почти 48 г/моль. Он является диамагнетиком, то есть не способен притягиваться к магниту, точно так же, как серебро, золото или азот. Плотность озона составляет 2,1445 г/дм³.

В твердом состоянии озон приобретает иссиня-черный цвет, в жидком – цвет индиго, близкий к фиолетовому. Температура кипения при этом составляет 111,8 градусов Цельсия. При температуре нуль градусов он растворяется в воде (только в чистой) в десять раз лучше кислорода. Он отлично смешивается с жидким метаном, азотом, фтором, аргоном, а при определенных условиях и с кислородом.

озон химия

Под действием ряда катализаторов легко окисляется, выделяя при этом свободные атомы кислорода. Соединяясь с ним, тут же воспламеняется. Вещество способно окислить практически все металлы. Не поддаются его действию только платина и золота. Он разрушает различные органические и ароматические соединения. При контакте с аммиаком образует нитрит аммония, разрушает двойные углеродные связи.

Присутствуя в атмосфере в больших концентрациях, озон самопроизвольно разлагается. При этом выделяется тепло и образуется молекула О2. Чем выше его концентрация, тем сильнее реакция тепловыделения. При содержании озона больше 10% она сопровождается взрывом. При увеличении температуры и снижении давления или при контакте с органическими веществами разложение О3 происходит быстрее.

История открытия

В химии озон не был известен до XVIII века. Обнаружен он был в 1785 году благодаря запаху, который физик Ван Марум услышал рядом с работающей электростатической машиной. Ещё 50 лет после этого газ никак не фигурировал в научных экспериментах и исследованиях.

Ученый Кристиан Шёнбейн в 1840 году изучал окисление белого фосфора. Во время экспериментов ему удалось выделить неизвестное вещество, которое он назвал «озон». Химик вплотную занялся изучением его свойств и описал способы получения вновь открытого газа.

Вскоре к исследованиям вещества подключились и другие ученые. Знаменитый физик Никола Тесла даже соорудил первый в истории генератор озона. Промышленное использование О3 началось в конце XIX века с появлением первых установок для подачи в дома питьевой воды. Вещество применяли для дезинфицирования.

кислород озон воздух

Озон в атмосфере

Наша Земля окружена невидимой оболочкой из воздуха – атмосферой. Без неё жизнь на планете была бы невозможна. Составляющие атмосферного воздуха: кислород, озон, азот, водород, метан и другие газы.

Сам по себе озон не существует и возникает только в результате химических реакций. Близко к поверхности Земли он образуется за счет электрических разрядов молнии во время грозы. Неестественным путем он появляется благодаря выбросам выхлопных газов автомобилей, заводов, испарениям бензина, действию тепловых электростанций.

плотность озона

Озон нижних слоев атмосферы называют приземным или тропосферным. Существует и стратосферный. Он возникает под действием ультрафиолетового излучения, идущего от Солнца. Он образуется на расстоянии 19-20 километров над поверхностью планеты и тянется до высоты 25-30 километров.

Стратосферный О3 формирует озоновый слой планеты, который защищает её от мощной солнечной радиации. Он поглощает примерно 98% ультрафиолетового излучения с длиной волны, достаточной для возникновения раковых заболеваний и ожогов.

Применение вещества

Озон – это отличный окислитель и разрушитель. Такое свойство давно используется для очищения питьевой воды. Вещество губительно действует на опасные для человека бактерии и вирусы, а само при окислении превращается в безвредный кислород.

Он способен убить даже стойких к хлору организмов. Кроме того, его применяют для очищения сточных вод от губительных для окружающей среды нефтепродуктов, сульфидов, фенолов и т.д. Такие практики распространены в основном на территории США и некоторых стран Европы.

Озон применяют в медицине для обеззараживания инструментов, в промышленности с его помощью отбеливают бумагу, очищают масла, получают различные вещества. Применение О3 для очистки воздуха, воды и помещения называется озонированием.

озон в атмосфере

Озон и человек

Несмотря на все свои полезные свойства, озон может быть опасен для человека. Если в воздухе газа окажется больше, чем может перенести человек, отравления не избежать. В России его допустимая норма составляет 0,1 мкг/л.

При превышении этой нормы появляются типичные признаки химического отравления, такие как головная боль, раздражение слизистых, головокружение. Озон уменьшает сопротивление организма к инфекциям, передающимся через дыхательные пути, а также снижает давление крови. При концентрации газа выше 8–9 мкг/л возможен отек легких и даже смерть.

При этом распознать озон в воздухе достаточно легко. Запах «свежести», хлора или «раков» (как утверждал Менделеев) отчетливо слышен и при незначительном содержании вещества.

fb.ru

Управляемый импульсный источник электропитания частотно-регулируемого озонатора

В статье представлены обобщенные результаты экспериментальных исследований, нацеленных на преобразование кислорода в озона. Выявлена и оптимизирована зависимость горения топлива с кислородом и озоном. Разработана структурная схема системы озонирования воздуха для ДВС. Разработан адаптивный алгоритм работы автоматизированной системы. Разработан опытный образец устройства озонирования воздуха системы топливоподачи ДВС. Проведено внедрение системы в двигатель внутреннего сгорания. Проведен анализ результатов исследований концентрации отработанных газов, с использованием озонатора и без него.

Ключевые слова: Озонатор, импульсный источник, регулировочная характеристика.

Введение

Существенное увеличение количества автотранспортных средств, во всем мире приводит к необратимому загрязнению окружающей среды. Для снижения выбросов вредных веществ необходимо устанавливать на автомобили системы озонирования воздуха, т.к. озон является сильным окислителем по сравнению с кислородом. При добавлении с озона топливо сгорает полнее, следовательно увеличивается мощность и КПД ДВС. Для реализации такой системы необходимо разработать качественный и мощный источниках питания, преобразующий напряжение бортовой сети автомобиля до десятков КВ [1].

Постановка задачи

Перед авторами стояла цель – разработать импульсный источник питания системы синтеза озона, системы топливоподачи ДВС, Для ее решения были поставлены следующие задачи:

  • повысить коэффициент полезного действия существующей системы [1];

  • снизить энергопотребление установки;

  • улучшить качество преобразования электроэнергии;

  • разработать адаптивный алгоритм управления;

  • упростить конструкцию самой установки и ее монтажа;

  • снизить себестоимость системы.

Новизна работы заключается в создании управляемого микроконтроллером импульсного источника питания с высоким КПД и регулированием процесса синтеза озона.

Разработка устройства синтеза озона.

Поступающий кислород в составе воздуха во время работы двигателя внутреннего сгорания проходит через озонатор [2,3]. Озонатор представляет собой трубу в двумя сетками (рис. 1), на которые подается высокое напряжение, несколько десятков кВ для создания барьерного разряда.

Рис.1. Структурная схема озонаторной установки

Описание принципиальной схемы двухкаскадного импульсного источника питания.

На рис.2. приведена схема двухкаскадного импульсного источника. Трансформатор Т1, с помощью коммутатора, трансформирует напряжение бортовой сети автомобиля из 14В в 4500В. Такой трансформатор имеет высокий коэффициент трансформации, поэтому, паразитная емкость, искажает усиливаемый сигнал. Коммутатор реализован на транзисторе VT7 и является однотактным. Недостатки однотактного преобразовательного источника:

  1. Большой коэффициент трансформации повышающего трансформатора, приводящий к увеличению паразитных емкостей, которые искажают усиливаемый сигнал.

  2. Схемное решение преобразователя имеет следующие существенные недостатки:

  • работа с однополярными токами в обмотках трансформатора требует мер по снижению одностороннего намагничения сердечника.

  • при размыкании ключа энергия, накопленная в индуктивности намагничения трансформатора «повисают в воздухе». В этом случае возникает индуктивный выброс- повышение напряжения на силовых электродах ключевого транзистора, что может привести к его пробою.

  • короткое замыкание выходных клемм преобразователя обязательно выведет силовую часть из строя, следовательно, требуются тщательные меры по защите от КЗ.

  1. Отсутствие встречного транзистору, защитного диода;

  2. Недостаточная производительность вырабатываемого озона связанная с низким КПД источника электропитания.

Рис.2. Принципиальная схема двухкаскадной схемы преобразователя

Проведение эксперимента на определение состава выхлопных газов

На рис.3 представлены временные диаграммы содержания CH (углеводорода), CO (угарного газа), CO2 (углекислого газа), O2 (кислорода) в отработанных газах. В качестве топлива используется бензин. В выхлопной системе автомобиля не имеется катализатора. Мощность потребляемая устройством для преобразования озона равна 60 Вт.

Рис.3. Диаграммы концентрации выхлопных газов автомобиля на холостом ходу (ХХ)

Полученные зависимости содержания CH, CO, CO2, O2 в отработанных газах в результате экспериментального исследования системы воздухоподачи с объемом двигателя 1,5л на холостом ходу (ХХ) показывают, что:

  1. без применения озонатора количество CO составляет 6,4% и CH 335 ppm.;

  2. с использованием озонатора CO снизилось до 4,48% и CH до 235 ppm.

Проведен эксперимент на том же автомобиле, но на 2000 об/мин двигателя (рис.4). Без применения озонатора (данные слева) количество CO составляет 9,83% и CH 410 ppm. При включении озонатора (данные справа) CO снизилось до 8,69% и CH до 290 ppm.

Сравнив полученные результаты рис.5 видим, что в проведенных экспериментах значение СН снизилось на 30%, а СО, в первом случае (при ХХ) на 30%, во втором (при 2000 об/мин) на 22%.

Рис.4. Диаграммы концентрации выхлопных газов автомобиля на 2000 об/мин

Вывод: для снижения уровня загрязнения окружающей среды в среднем на 30% необходимы озонаторные устройства мощностью 60Вт.

Исследование мощностных характеристик устройства

На рис.5 – представлены мощностные характеристики автомобиля с объемом двигателя 1,5л. Тонкими линиями обозначены характеристики двигателя без применения озонатора, а жирными – с применением озонатора. На графике видно, что на низких оборотах двигателя (до 2400 об/мин) мощность (P-норм) и момент (М-норм) с применением озонатора возросли.

Рис.5 –Мощностные характеристики автомобиля с объемом двигателя 1,5л.

Жирная линия-эксперимент с применением озонатора;

Тонкая линия-эксперимент без применением озонатора.

Вывод: с применением озонатора мощность и момент двигателя, до 2400 об/мин больше на 20%, чем без него. Т.е при увеличении мощности озонатора увеличится мощность и момент двигателя на больших оборотах.

Разработка трехкаскадной схемы преобразователя

Разработан импульсный преобразователь напряжения, принципиальная схема которого представлена на рис.6, системы синтеза озона, обладающая следующими достоинствами:

  • высокий КПД;

  • более высокое качество преобразованной электроэнергии;

  • меньшее потребление бортовой электроэнергии автомобиля;

  • меньшие массо-габаритные размеры.

Достижение этих возможностей стало благодаря применению трех каскадного преобразования напряжения, два первых каскада реализованы на трансформаторах, а третий – на умножителе. Каждый трансформатор имеет не высокий коэффициент трансформации, поэтому, паразитная емкость, которая искажает усиливаемый сигнал становится на много меньше. В разработанном импульсном источнике напряжения используется мостовой инвертор, реализованный на транзисторах VT4,VT5,VT9,VT10, что увеличивает генерируемое напряжение в два раза. Таким образом усиливаемый сигнал не искажается, а КПД импульсного преобразователя увеличивается.

Рис.6. Принципиальная схема трехкаскадной схемы преобразователя

Регулировочные характеристики устройства

В ЭСАУ двигателем используется программно-адаптивное управление. Для реализации программного управления в ПЗУ бло­ка управления записывается зависимость длительности впры­ска (количества подаваемого топлива) от нагрузки и частоты вра­щения коленчатого вала двигателя [6]. На рис.13 представлена обобщенная регулировочная характеристика двигателя по составу смеси, горение топлива происходит с кислородом.

Рис. 13. Обобщенная регулировочная характеристика бензинового двигателя по составу смеси при горении топлива с кислородом.

При горении топлива с озоном регулировочная характеристика имеет более равномерный вид (рис. 14), что улучшает переход из одной рабочей точки в другую и улучшает динамику работы системы топливоподачи.

Рис.14. Регулировочная характеристика бензинового двигателя по составу смеси при горении топлива с озоном.

Заключение:

  1. Показана эффективность использования импульсного источника питания для диссоциации кислорода, поступающего в камеру сгорания ДВС;

  2. Представлена зависимость синтеза озона от используемого окислителя в ТВС;

  3. Выявлено влияние озонированной ТВС на концентрацию отработанных газов;

  4. Установлено, что мощность и момент ДВС зависят от используемого окислителя в ТВС.

  5. Использование системы озонирования приводит к изменению регулировочной диаграммы ПЗУ ЭБУ.

Литература:

  1. Притула А.Н., Полуянович Н.К. «Разработка и исследование системы топливоподачи на базе озонатора». Ресурсоэффективные технологии для будущих поколений. Сборник трудов II Международной научно-практической конференции молодых ученых. 23 - 25 ноября 2010 г. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 452 с.

  2. Притула А.Н., Полуянович Н.К. «Разработка системы озонирования воздуха для двигателя внутреннего сгорания» Геосистемы: факторы развития, рациональное природопользование, методы управления: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня основания филиала РГГМУ в городе Туапсе, 4-8 октября 2011года/Рос. фонд фундамент. Исслед., Рабочая группа «Морские берега» Совета РАН по проблемам мирового океана, Фил. Рос. гос. гидрометеорол. ун-та в городе Туапсе Краснодар. Края. – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2011. – 416с.

  3. Притула А.Н., Полуянович Н.К. «Устройства озонирования воздуха системы топливоподачи ДВС». Сборник работ победителя отборочного тура Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых по нескольким междисциплинарным направлениям, г.Новочеркасск, октябрь-ноябрь 2011г. / Мин-во образования и науки РФ, Юж. – Рос. Гос. Техн. ун-т.(НПИ). – Новочеркасск: Лик, 2011. – 575с.

  4. Притула А.Н., Полуянович Н.К. «Проектирование и реализация системы озонирования воздуха для ДВС». Президиум центрального совета Российского Научно-Технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С.Попова. 2011г.

  5. Цифровые интегральные микросхемы: Справ. / М. И. Богданович, И. Н. Грель, В. А. Прохоренко, В. В. Шалимов. - Мн.: Беларусь, 1991.- 493с.;

  6. Утин В. Варианты блока питания "Люстры Чижевского". - Радио, 1997, №10, с. 42, 43

Основные термины (генерируются автоматически): принципиальная схема, горение топлива, усиливаемый сигнал, озонатор, регулировочная характеристика, импульсный источник питания, объем двигателя, состав смеси, схема преобразователя, бензиновый двигатель.

moluch.ru

КрайсНефть

ГК «КрайсНефть» — частная компания, которая имеет возможность выбирать и оперативно внедрять современные лучшие разработки во благо своих клиентов.

OZON — премиальный продукт, специально для автолюбителей, желающих получать от топлива дополнительные преимущества.

С 2011 г. — OZON АИ-92С 2014 г. — OZON Евро ДТ

Необходимо соблюдать паспортные требования автомобиля по виду топлива. 

Первый положительный эффект ощутим через 3-4 полных пролитых бака. При начале использования в редких случаях может увеличится расход топлива и снизится мощность, это связано с текущим состоянием топливной системы конкретного автомобиля и необходимостью его перенастройки на новое топливо.

Для наилучшего результата начала очистки топливной системы, а после для поддержания её оптимального состояния — стоит использовать OZON регулярно.

Для проверки эффективности действия топлива OZON проведены испытания в Иркутской области среди независимых автолюбителей — подробности открытый тест-драйв топлива OZON.

Принцип действия

Для того чтобы понять, как именно работает OZON, рассмотрим процесс сгорания топлива. Любое горючее имеет естественную склонность к нагарообразованию. В результате этого происходит постепенное «зарастание» форсунок инжектора. Это приводит к тому, что качество распыления топлива ухудшается, размер топливных капель увеличивается, в результате они не успевают полностью испариться в камере сгорания, происходит их недожог.

Несгоревшие углеводороды выносятся с отработанными газами или в виде нагара оседают на поверхности камеры сгорания. По сути, элементы содержащиеся в OZON, и являются активаторами горения, который непосредственно повышает качество и полноту сгорания топлива в камере сгорания. Под воздействием высоких температур, активные частицы (нанокластеры), мгновенно получают тепло и буквально «взрываются», что приводит к нескольким важным эффектам:

  1. Разрушению крупных капель топлива на мелкие, которые более полно и легко испаряются;
  2. Увеличивается локальная турбулентность, которая улучшает процесс смешения воздуха и паров топлива, что обеспечивает более полный процесс сгорания.

Когда активные нанокластеры достигают поверхности камеры сгорания двигателя, они осуществляют деликатную очистку накопленных отложений.

Необходимо отметить, что наноразмер активных частиц исключает возможность отслоения крупных элементов нагара, которые могли бы негативно сказаться на рабочем процессе двигателя. Чистая камера сгорания обеспечивает лучший отвод тепла, более низкий уровень выбросов и способствует продлению срока службы моторного масла (рис. 3), а так же снижению расхода топлива, как минимум на 6%. OZON помогает сократить объем несгоревшего топлива, тем самым увеличить КПД двигателя и сократить выбросы в окружающую среду вредных веществ. Эти факты подтверждают испытания в научно-исследовательских институтах и отзывы промышленных компаний Бельгии, Нидерландов, Люксенбурга.

Мнения экспертов

Сравнительная таблица топлива OZON с другими брендовыми видами топлива

Вид топлива Топливо с присадкой и модификатором трения Топливо с активатором горения
Место действия
  • Впускной клапан
  • Форсунка инжектора
  • Камера сгорания
  • Топливная система низкого давления
  • Впускной клапан 
  • Форсунка инжектора 
  • Камера сгорания  
  • Компрессионные кольца  
  • Система выпуска и катализатор (очистка)
Принцип действия
  • Keep-clean и Clean up, клапана и инжекторы
  • Keep-clean и Clean up, камера сгорания
  • Снижение трения между поршнями и стенками камеры сгорания
  • Keep-clean и Clean up, клапана и инжекторы
  • Keep-clean и Clean up, камера сгорания 
  • Увеличение полноты сгорания топлива
  • Благодаря удалению нагара камеры сгорания продлевается срок службы моторного масла
  • Способствует полному догоранию масла при попадании в цилиндр
  • Снижение трения между компрессионными кольцами
Механизм действия
  • Химический (удаление нагара)
  • Физический (формирование пленки)
  • Химический (удаление нагара)
  • Физический (формирование пленки)
  • Каталитический (образование каталитически активного слоя на стенках камеры сгорания)
Экономия топлива
  • Восстановление заводских характеристик за счет удаления нагара, экономия топлива в среднем до 2,5%
  • Восстановление заводских настроек за счет равномерного удаления нагара и полноты сгорания топлива, экономия в среднем на 6%
Увеличение мощности
  • 1,8% за счет снижения трения
  • 4% за счет снижения трения и более полного сгорания топлива
Экология
  • Снижение выбросов HC и Co2 (атомизация топлива) 
  • Снижение выбросов Nox (ниже температуры горения)
  • Снижение выбросов ТЧ (полное сгорание)
  • Снижение выбросов Co2 (Экономия топлива)

kraisneft.ru

Принцип работы устройства "Озон-6" - Мои статьи - Каталог статей

Электронный прибор предназначен для качественного улучшения характеристик воздушно - топливной смеси в камере сгорания бензиновых или дизельных двигателей внутреннего сгорания, путем активации воздуха полем высокого напряжения БЕЗ возникновения искрового разряда на электроде активаторе (тихий разряд). Активация кислорода воздуха происходит за счет подвижной электронной связи в молекуле кислорода, под действием электрического поля высокого напряжения. При этом образуются озон, положительно и отрицательно заряженные молекулы кислорода и свободные радикалы кислорода переменного состава.В свободных радикалах кислорода электрон является свободной частичкой молекулы и вступает в реакции окисления значительно легче, чем не активированная молекула кислорода. Источником заряженных частиц является рабочий электрод- активатор, который устанавливается в потоке очищенного воздуха, поступающего из фильтра тонкой очистки в камеру сгорания. Воздух становиться наэлектризован, становится возможным увеличение объёма  области разряда  свечей в  камере сгорания  двигателя и воздушно-топливная смесь поджигается за меньшее время и в большем объёме, тем самым, улучшая процесс работы двигателя.

     Высокая окислительная способность свободных радикалов кислорода более эффективна для горения любого топлива.      Все это позволяет снизить процесс накапливания, а в дальнейшем залипания твердых частичек углеродистых соединений в самом двигателе, на свечах и топливных форсунках, а также в катализаторе и на лямбда зондах, что в значительной мере продлит их эксплуатационный ресурс. Даже самый легкий коричневатый нагар может провоцировать аномальное горение топлива. Причем в различные погодные условия скорость горения топливной смеси имеет широкий диапазон. Многие автовладельцы замечали, что ночью или после грозы машина идет с легкостью и при утапливании педали газа в пол вы можете даже не наблюдать детонации двигатель работает тихо и ровно хорошая динамика разгона словно подменили двигатель. Тогда как днем в туман или перед грозой к железному коню словно прицепляют плуг. Машина отказывается ехать, появляется сильное торможение двигателем, детонация, двигатель ревет, динамики нет.      И все же, каким образом происходит взаимодействие прибора и автомобиля, как происходит адаптация самого двигателя и как это влияет на расход топлива:?      Начнем наверное, с того, что использование систем экологической безопасности, так называемых катализаторов и постоянный контроль всей системы выхлопных газов  с помощью датчиков кислорода (λ- зонды), все это неотъемлемая часть очень строгих и так необходимых экологических требований практически во всем Мире (Евро-3, Евро-4).      Контроль этих параметров заложен в программу бортового компьютера, который через данные, полученные от λ- зондов, оценивает работу двигателя автомобиля и корректирует ее при его эксплуатации. Все эти процессы напрямую связаны с расходом топлива автомобиля и его динамическими характеристиками в различных режимах.

 Давно известно, что для равномерной и экономичной работы двигателя автомобиля необходимо, чтобы все системы автомобиля были исправны и правильно настроены, а также необходимо; качественное топливо, своевременная замена воздушного и топливного фильтра, и что еще немаловажно, катализатор автомобиля находился в рабочем состоянии. Так выглядит стандартная схема рабочего процесса.

Использование технологии, ионизации - активации кислорода в потоке воздуха поступающего в камеру сгорания позволяет качественно улучшить характеристики образовавшейся воздушно - топливной смеси и самого процесса сгорания топлива в камере сгорания (происходит более полное и качественное сгорание топлива). При этом происходит значительное снижение выброса различных углеродистых соединений (СО, СН, СО2).     Качественное изменение отработанных газов фиксируются бортовым компьютером по полученным данным от лямбда зондов, который, в свою очередь начинает перестраивать циклы подачи топлива через форсунки путем изменения в сторону экономии долговременной коррекции топлива, корректирует угол опережения зажигания.     Таким образом происходит адаптация автомобиля и начинается процесс экономии расхода топлива.Для не прогретого двигателя работа прибора очень актуальна еще тем, что именно при работе холодного двигателя происходит максимальное обогащение воздушно - топливной смеси, что приводит к максимальному выбросу и залипанию углеродистых соединений (СО, СН, СО2).     При применении прибора происходят довольно ощутимые изменения в соотношении угла положения дроссельной заслонки и оборотов работающего двигателя. Для набора тех же оборотов, теперь достаточен меньший угол положения {газовой педали} дроссельной заслонки. Теперь можно меньше давить на педаль, чтобы двигатель набрал необходимые обороты. А ведь чем сильнее давишь на педаль газа, тем больше расход топлива и это аксиома. Отсюда получается, для разгона и поддержания заданной скорости, мы меньше давим на педаль газа, получая при этом дополнительный запас мощности,  который бывает так необходим для уверенного обгона (мягкий "кикдаун").      Конечно, это не волшебная палочка, которая сделает из автомобиля самолет, но все снятые показатели в процессе испытаний и эксплуатации прибора реальны и дают ощутимый результат. Известно, что КПД бензинового ДВС. примерно 35% дизельного 45%. С нашим прибором этот коэффициент значительно увеличивается. В отличии от предшественника «ЭФФЕКТ-2» который выпускался в 90х годах, прибор «Озон-6» более эффективней. В данное время прибор прошел модернизацию, выполнен из современных материалов, стал еще более компактен.   Прибор за свое время был награжден несколькими дипломами. Автор изобретения 1998 году был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.  Николай Леонидович Егин родился в 1949 году. Закончил Рязанский радиотехнический институт. Является почетным членом-корреспондентом ЦНТИ г.Рязани . Трудился НПО «Энергия» (проект Энергия- Буран). В 1986 году был признан лучшим изобретателем СССР (на тот момент им было запатентовано около 120 изобретений). которые в период с 1987 по 1997 гг., были отмечены 5 золотыми, 7 серебреными, более 20 бронзовыми медалями ВВЦ (ВДНХ) СССР и РФ, медалью «Изобретатель и рационализатор», медалью «Техника - колесница прогресса» и мн.др. наградами. В последние годы активно и плодотворно сотрудничает с Рязанским военным автомобильным институтом (РВАИ кафедра ДВС). тел. 8 4912341037 Егин Н.Л.                Работой по получению и сжиганию озона ионной смеси в двигателях мне пришлось заниматься почти 20 лет.Изночально приследовалась цель увеличить ресурс ДВС.  Практически от всех ранее известных способов получения озона пришлось отказаться из-за дороговизны оборудования и больших энергозатрат. Действительно, химический, радиационный ультрафиолетовый методы сразу отпали из-за своей вредоносности и дороговизны. Не подошли СВЧ-излучатели, искровые разрядники и другие громоздкие многокиловаттные агрегаты, с которыми на стационаре-то хлопот предостаточно, а тем более - на борту автомобиля.Самые малогабаритные и эффективные генераторы озона и ионов для ДВС у нас получились на углеродном войлоке (точнее, на его игольчатой модификации), работающие от  отдельного электронного блока. Все устройство помещалось под крышкой из прозрачного пластика в штатном воздухоочистителе ДВС и давало значительную экономию и мощность ГСМ. Именно поэтому Новолипецкий металлургический комбинат внедрил наше изобретение на цеховом транспорте.Совместно с Рязанским военным автомобильным институтом (РВАИ) мы продолжили работы по обработке воздуха и разработали варианты их применения на жигулях, волгах, КамАЗах и БелАЗах. Вся полезная площадь фильтра, вплоть до заборника воздуха, работала на получение озона. Акты испытаний ионизаторов (пат. 1239389, 1320487) в пустынной Средней Азии показали снижение расхода топлива на 15% и абразивного износа деталей ДВС в 2 и более раза. Последующие разработки ионизаторов (пат. 1373852, 1679045, 2008502) с новыми углеродными материалами дали более высокий процент.Многолетние исследования и испытания добавки отрицательных ионов и озона в ДВС показали, что окисления или разрушения металла в двигателях не происходит. Сама по себе молекула озона О3 долго не живет и мгновенно распадается в камере сгорания ДВС на кислород О2 и атомарный кислород О, поэтому вступить в реакцию с металлами просто не успевает. Зато отдает всю свою энергию более интенсивному и полному сгоранию топлива. Отсюда напрашивается вывод, что добавки озона и ионов в ДВС не только абсолютно безопасна, но и полезна. Наконец,- кем сказано что двигатель должен потреблять атмосферный воздух. Практика показала что включение прибора на 15-20 секунд в мороз перед запуском облегчает запуск ДВС значительно уменьшает время прогрева, а это уже экономия ГСМ. Кроме того, ионизация топливовоздушной смеси снижает ее конденсацию на холодных стенках впускного тракта, на поршнях и цилиндрах. Более того отрицательный заряд под действием кулоновских сил концентрирует смесь в центре камеры сгорания, не позволяя смывать масляные пленки с поверхностей трущихся деталей. А полное сгорание топливовоздушной смеси предотвращает залипание углеродистых соединений (нагара), старый нагар в процессе работы ДВС удаляется. Головка блока, поршня, клапана, канавки компрессионных колец где они обычно залегают остаются всегда чистыми, в следствии этого увеличивается ресурс двигателя. В данное время налажено производство прибора в Новосибирске. Мой последователь лицензиат, доработал прибор под современные автомобили.

Прибор состоит из двух компонентов:

1. Электронный блок питания оптимизатора (устанавливается под капотом).2. Электрод  - активатор оптимизатора крепится в потоке воздуха поступающего в ДВС.

Работа и питание прибора осуществляется автономно.  

                                                ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ: необходимо, чтобы система питания и зажигания автомобиля были исправны и правильно настроены, а также необходимо чтобы катализатор, лямбда-зонд (кислородный датчик) автомобиля находился в рабочем исправном состоянии. Фильтр воздуха должен быть чистым. Процент эффективности работы Оптимизатора воздуха будет зависеть от качества работы этих систем.

 

ozon6-nsk.ucoz.com

Озон — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Озон

Модель молекулы озона в художественном представлении Наименование по ИЮПАК: Озон Химическая формула: O3 Отн. молек. масса: 47,9982 а.е.м. Молярная масса: 47,9982 г/моль

Термодинамика:

Температура плавления: -192,7°C

80,45 K-314,86 °F144,81 °R

Температура кипения: -111,9°C

161,25 K-169,42 °F290,25 °R

Теплота плавления: 0,5 ккал/моль

2093,364 Дж/моль2,093 кДж/моль500 кал/моль

Теплота испарения: 3,626 ккал/моль

15181,076 Дж/моль15,181 кДж/моль3626 кал/моль

Критическая точка, давление: 54,6 атм

5460000 Па54600 ГПа5460 кПа5,46 МПа5,46 МДж/кг

Образование и разложение:

Теплота образования: +30,4 ккал/моль

127276,533 Дж/моль127,277 кДж/моль30400 кал/моль

Строение молекулы озона

Озо́н (О3) (от греч. ὄζω, «пахну») — простое вещество состава O3, одно из аллотропических видоизменений элемента кислорода. В отличие от наиболее распространённой в атмосфере Земли молекулятной формы, кислорода O2 молекула озона состоит из трёх атомов. Чистый озон при обыкновенных условиях представляет из себя резко пахнущий взрывчатый газ, в толстом слое синего цвета, обладает сильнейшими окислительными свойствами.

История открытия[править]

История открытия озона довольно туманна, и в целом ряду научных энциклопедий приводятся различные авторы открытия озона. В настоящее время научным сообществом принято что озон был впервые найден в начале 1785 года Ван-Марумом, по характерному запаху и окислительным свойствам, обнаруженным в воздухе, после длительного пропускания в последнем электрических искр. Ван-Марум сделал вывод, что озон - это так называемая «электрическая материя».

В 1840 году Шёнбейн произвёл сопоставление свойств газообразного кислорода при пропускании в нём электрических искр, и после выделения его электролитически, и объяснил изменение физических и химических свойств видоизмененного кислорода тем что он при обработке электрическими искрами переходит в иное молекулярное состояние.

Позже Мариньяк и де ля Рив подтвердили что озон является аллотропической модификацией кислорода. В дальнейшем известный изобретатель Никола Тесла запатентовал (22 сентября 1896 г.) первый в истории озонатор, а в 1857 г. Вернер фон Сименс с помощью созданной им «совершенной трубки магнитной индукции» построил первый промышленный озонатор. В 1901 г. фирмой «Сименс» построена первая гидростанция с мощным озонатором в городе Висбанд.

Физические свойства[править]

Озон хорошо растворяется в воде (при обычных условиях 0,45 объёма/1 объём воды) и при этом его водный раствор приобретает тонкую голубоватую окраску. Значительно лучше озон растворяется в различных хлор и фторопроизводных углеводородов (фреонах), например при обычных условиях в четырёххлористом углероде растворяется 3 объема озона/1 объём и раствор имеет красивый и насыщенный голубой цвет.

Химические свойства[править]

Образование озона проходит по обратимой реакции:

3O2 + 68 ккал (285 кДж) ←→ 2O3.

Озон представляет из себя весьма реакционноспособное химическое вещество, химическая активность которого исключительно велика. Это его свойство обусловлено тем что трёхатомная молекула озона способна к лёгкому распаду и дополнительному выделению энергии (озон эндотермичен). Освобождающийся атом кислорода имеет чрезвычайно высокую активность, усиленную дополнительной энергией. Так например при комнатной температуре озон взаимодействует практически со всеми химическими элементами и их химическими соединениями. Под действием газообразного озона все металлы кроме Au, Pt, Ir превращаются в оксиды или покрываются тонкой оксидной плёнкой, сульфиды, селениды, теллуриды окисляются до сульфатов, селенатов, теллуратов, аммиак окисляется до азотистой и азотной кислоты и т. д. Резина чрезвычайно быстро разрушается озоном (охрупчивается и рассыпается в порошок), а многие горючие органические вещества (спирты, кетоны, углеводороды и т. д.) при соприкосновении с озоном воспламеняются или взрываются. После некоторого поверхностного окисления довольно хорошо противостоят воздействию озона Cu, Ni, Sn а также безуглеродистые сплавы железа с 25% хрома. Бактерии, грибы и вирусы при взаимодействии с озоном полностью разрушаются, что находит широкое применение для обеззараживания самых разнообразных сред. В присутствии небольших количеств HNO3 озон стабилизируется, а в герметичных сосудах из стекла, некоторых пластмасс или чистых металлов озон при низких температурах (—78 ºС) практически не разлагается. Некоторые типы риакций с озоном:

2 Cu2+(aq) + 2 h4O+(aq) + O3(g) → 2 Cu3+(aq) + 3 h3O(l) + O2(g)

Озон повышает степень окисления оксидов:

NO + O3 → NO2 + O2

Эта реакция сопровождается хемилюминесценцией. Двуокись азота может быть окислена до свободного радикала - "трехокиси" азота:

NO2 + O3 → NO3 + O2

Этот радикал немедленно вступает в реакцию с образованием азотного ангидрида N2O5:

NO2 + NO3 → N2O5

Озон реагирует с углеродом при нормальной температуре с образованием двуокиси углерода:

C + 2 O3 → CO2 + 2 O2

Озон не реагирует с аммониевыми солями, но реагирует с аммиаком с образованием нитрата аммония:

2 Nh4 + 4 O3 → Nh5NO3 + 4 O2 + h3O

Озон реагирует с сульфидами с образованием сульфатов:

PbS + 4 O3 → PbSO4 + 4 O2

С помощью озона можно получить Серную кислоту как из элементарной серы, так и из двуокиси серы:

S + h3O + O3 → h3SO4 3 SO2 + 3 h3O + O3 → 3 h3SO4

Все три атома кислорода в озоне могут реагировать по отдельности в реакции хлорида олова с соляной кислотой и озоном:

3 SnCl2 + 6 HCl + O3 → 3 SnCl4 + 3 h3O

В газовой фазе озон взаимодействует с сероводородом с образованием двуокиси серы:

h3S + O3 → SO2 + h3O

В водном растворе проходят две конкурирующие реакции с сероводородом, одна с образованием элементарной серы, другая с образованием серной кислоты:

h3S + O3 → S + O2 + h3O 3 h3S + 4 O3 → 3 h3SO4

Обработкой озоном раствора йода в холодной безводной надсерной кислоте может быть получен перхлорат йода:

I2 + 6 HClO4 + O3 → 2 I(ClO4)3 + 3 h3O

Твёрдый нитрилперхлорат может быть получен реакцией газообразных NO2, ClO2, and O3:

2 NO2 + 2 ClO2 + 2 O3 → 2 NO2ClO4 + O2

Озон может участвовать в реакциях горения, при этом температуры горения выше, чем с двухатомным кислородом:

3 C4N2 + 4 O3 → 12 CO + 3 N2

Озон может реагировать при низких температурах. При 77 K (-196 °C), атомарный водород взаимодействует с озоном с образованием супероксидного радикала с димеризацией последнего[1] :

H + O3 → HO2 + O 2 HO2 → h3O4

Озон может образовывать озониды, содержащие анион O3-. Эти соединения взрывоопасны и могут храниться при низких температурах. Известны озониды всех щелочных металлов. KO3, RbO3, and CsO3 могут быть получены из соответствующих супероксидов:

KO2 + O3 → KO3 + O2

Озонид калия может быть получен и другим путём из гидроокиси калия [2]:

2 KOH + 5 O3 → 2 KO3 + 5 O2 + h3O

NaO3 and LiO3 могут быть получены действием CsO3 в жидком аммиаке Nh4 на ионообменные смолы, содержащие ионы Na+ or Li+[3]:

CsO3 + Na+ → Cs+ + NaO3

Обработка озоном раствора кальция в аммиаке приводит к образованию озонида аммония, а не кальция [4]:

3 Ca + 10 Nh4 + 6 O3 → Ca•6Nh4 + Ca(OH)2 + Ca(NO3)2 + 2 Nh5O3 + 2 O2 + h3

Озон может быть использован для удаления марганца из воды с образованием осадка, который может быть удалён фильтрованием:

2 Mn2+ + 2 O3 + 4 h3O → 2 MnO(OH)2 (s) + 2 O2 + 4 H+

Озон превращает цианиды во много раз менее токсичные цианаты:

CN- + O3 → CNO- + O2

Озон может полностью разлагать мочевину [5] :

(Nh3)2CO + O3 → N2 + CO2 + 2 h3O

Горение в атмосфере озона[править]

При сжигании в атмосфере озона различных топлив могут быть достигнуты более высокие температуры, чем при сжигании тех же веществ в атмосфере кислорода, фтора и в ряде других окислителей. Эта особенность озона представляет собой значительный интерес для ракетной техники. В целом достигаемые температуры при горении в озоне превышают температуры горения в кислороде на 20-30%. Например, пламя дициана с кислородом имеет температуру около 4480°C (неполное сгорание), а при сгорании дициана в атмосфере озона температура достигает 5000°C (полное сгорание). В аналогичных условиях горение ацетилендинитрила (темп.сгор в кисл ~4988-5013°C) приводит к получению температуры около 5700°C. Примечательно, что при организации горения в атмосфере озона таким образом, что происходит неполное сгорание топлива, можно достичь исключительно высоких температур (например для дициана 5300°C), а в случае применения ацетилендинитрила ещё выше. Теоретически озон является одним из самых высококалорийных окислителей. Например, ракетное топливо на основе озона в смеси с водородом даёт 16,15 МДж/кг (3850 ккал/кг).

Атмосферный озон[править]

Естественный атмосферный озон[править]

Озон является постоянным компонентом атмосферы Земли и играет важную роль для поддержания на ней жизни. В приземных слоях земной атмосферы концентрация озона чрезвычайно мала и составляет величину порядка 10-7 — 10-6%. Однако с увеличением высоты концентрация озона резко возрастает, проходя через максимум на высоте 20—30 км. Общее содержание озона в атмосфере может быть охарактеризовано слоем озона, приведённого к нормальным условиям (0°С, 1 атм), и составляет толщину около 0,4—0,6 см. Общее содержание озона в атмосфере переменное, и колеблется в зависимости от времени года и географической широты. Как правило, концентрация озона больше в высоких широтах и максимальна весной, а минимальна осенью. Известно, что атмосферный озон играет ключевую роль для поддержания жизни на земле, выступая в качестве защитной составляющей для живых организмов от жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца. С другой стороны, озон является весьма эффективным парниковым газом, и, поглощая инфракрасное излучение поверхности Земли, препятствует её охлаждению. Установлено, что нахождение и перемещение масс озона в атмосфере Земли существенно влияет на метеорологическую обстановку на планете. Так же существует теория, по которой, в соответствии с формулой "3O2 + 68 ккал (285 кДж) ←→ 2O3", озон является не защитником планеты от жестких ультрафиолетовых излучений, а лишь побочным продуктом, т.е. жесткое ультрафиолетовое излучение (которое является видом солнечной энергии) поглощает кислород, отнимая от вредного излучения 68 ккал (285 кДж) с образованием озона, эта реакция идет в верхних слоях атмосферы и продолжается до тех пор пока жесткое ультрафиолетовое излучение не потеряет всю энергию достаточную для образования озона. Доказательством этой теории может служить и то что озон тяжелее кислорода, и другим образом, кроме как преобразование из кислорода под действием солнечной энергии, взяться в верхних слоях атмосферы озону неоткуда. Соответственно становится понятно почему над полюсами земли содержание озона минимально, солнечная активность над полюсами очень слаба, лучи идут под большими углами да и по пол года вообще не бывает света, энергии поглощается мало следовательно и озона образуется мало.

Техногенный озон[править]

В некоторых технологических процессах (работа с высокими напряжениями, электросварка, с источниками ультрафиолетового излучения) озон может образоваться в концентрациях, превышающих ПДК.

Так, появление озона на рабочем месте рабочего - ксерокопировальщика рассматривается как фактор профессиональной вредности.

Озон в питьевой воде[править]

Озонирование как метод обеззараживания воды используется чаще и чаще, однако повреждающий эффект свободных радикалов, образующихся при взаимодействии озона с биологическими материалами, сопоставим с повреждающим эффектом молекулярного хлора.

Ошибочная идентификация озона[править]

В ряде случаев наличие озона в воздухе идентифицировалось по запаху и окисляющим свойствам атмосферы. Такая идентификация не всегда верна - за озон принимали оксиды азота, перекисные соединения и др. вещества со сходным запахом.

Получение и производство[править]

Озон образуется во всех процессах которые сопровождаются выделением атомарного кислорода (разложение перекисей, окисление фосфора, электролизе кислородсодержащих кислот и т. п.), а также при действии на кислород коротковолнового излучения (λ<2000 Α) и потоков быстрых частиц (электронов, протонов и др.). Очень малые количества озона могут быть получены в лабораторной практике путём слабого нагревания в пробирке персульфата аммония с концентрированной азотной кислотой или взаимодействием концентрированной серной кислоты с перекисью бария.

Промышленное получение озона[править]

  • Получение в озонаторах

В промышленных условиях озон производят в озонаторах. Разрядный промежуток озонатора ограничен одним или двумя диэлектрическими электродами, которые стабилизируют ток разряда по поверхности. Электропитание озонаторов осуществляется переменным током, при том мощность озонатора пропорциональна частоте потребляемого тока. Важнейшей характеристикой любого озонатора является отношение активной мощности озонатора к расходу обрабатываемого газа. Как правило с ростом концентрации озона в озонаторе, энергетический выход озона падает и КПД озонатора снижается. Это обусловлено происходящим одновременно с образованием распадом озона. Для повышения выхода озона и увеличения КПД озонатора применяются следующие меры: тщательна осушка вводимого кислорода (точка росы ниже -50°С), охлаждение вводимого кислорода, снижение примесей азота и других газов в водимом кислороде. В современных промышленных озонаторах расход энергии на получение озона достигает 10-15 кВт/кг озона. Следует отметить что применение вместо кислорода обыкновенного атмосферного воздуха снижает выход озона в 3-5 раз, увеличивает расход энергии и получаемый озон сильно загрязнён окислами азота, и этот способ в промышленности практикуется крайне редко.

  • Электролитический способ

В гораздо более значительных количествах и с меньшим расходом энергии озон производится электролитически. Так как например для потребностей современной химической промышленности и ракетной техники нужен наиболее дешёвый озон, то разработан способ его производства в больших количествах. Способ заключается в электролитическом разложении 40-50% водных растворов хлорной кислоты постоянным током при температурах -50 -60°С. Этот способ чрезвычайно эффективен, и средний выход озона в составе кислородного электродного газа составляет 20-30 вес %. Процесс электролитического получения озона проводится под постоянным уменьшенным давлением (0,1 атм).

Применение озона обусловлено его специфическими химическими свойствами - способностью к окислению, дезинфекции и бактерицидным свойствам, а также возможностью резкого ускорения реакций горения и достижения в них очень высоких температур.

  • Наиболее широкое применение озон находит для очистки и обеззараживания питьевой и сточной воды. Озонированная вода обладает замечательными гигиеническими свойствами и отличными вкусовыми качествами. Однако сопоставимых количественных данных относительно безопасности хлора и озона пока нет.
  • Использование озона для очистки сточных вод обусловленно тем что при обработке сточных вод озоном они полностью обеззараживаются.
  • В пищевой промышленности озон применяется как бактерицидное средство на холодильниках продуктов, консервных и пивоваренных заводах, и в др. случаях. В качестве окислителя озон используется для отбеливания бумаги, соломы, льна, масел, и др. сырья, а также широко применяется в производстве ванилина, камфоры, жирных кислот и др. продуктов.
  • В небольших количествах озон применяется для дезодорации воздуха в помещениях (туалеты, транспорт, и др).
  • Возможность получения высоких температур и высокого удельного импульса ракетных топлив содержащих озон в качестве окислителя обусловило значительный практический интерес применения озона в ракетно-космической технике.
  • Люстра Чижевского и другие ионизаторы воздуха являются источниками так называемых "активных форм кислорода", среди которых озон является одним из наиболее важных.

Физиологическое действие озона на человека и животных[править]

Токсические эффекты[править]

Характерный запах озона ощущается человеком в концентрации несколько ниже 1/100 000 000 по объёму, а продолжительное пребывание в атмосфере озона при концентрации 1/1 000 000 вызывает у человека раздражительность, чувство усталости, и нередко сильную головную боль. При более высоких концентрациях озона во вдыхаемом воздухе к этим симптомам прибавляется тошнота, кровотечение из носа и воспаление глаз. Озон чрезвычайно токсичен, и токсически безопасной концентрацией озона в воздухе может быть принята лишь исчезающе малая величина. При испытаниях на мышах атмосферы содержащей озон, были получены следующие результаты: Смертельная (летальная) доза для мышей (LD50 после 4-х часового пребывания) составила 4•10-4%, что почти в 12 раз ниже летальной дозы фосфина. Также весьма характерно для различных животных т.наз «способность привыкать» к озону путём выработки своеобразного «озонного иммунитета». Так например после 4-6 часов пребывания мышей в атмосфере озона с концентрацией 10-4%, мыши приобрели способность выдерживать в течение 4-6 недель концентрации озона превышающие смертельные в 2-3 раза.

Эффекты малых доз[править]

В малых дозах озонотерапия используется в качестве лечебного метода при самых разных заболеваниях.

Техника безопасности при работе с озоном[править]

Озон представляет из себя вещество, способное не только к активному взаимодействию с биологическими тканями и всевозможными органическими веществами, но и к взрывному распаду в любом агрегатном состоянии и в составе смесей с инертными разбавителями. При высоких концентрациях разложение озона происходит со взрывом. Взрывоопасность озона в значительной степени зависит от примесей, и особенно от примесей органического происхождения. Взрывные свойства чистых газообразных смесей озона с кислородом по отношению к локальным импульсам инициирования подразделяются на три области: 1). при концентрациях ниже 20 вес % взрывное разложение озона происходит только в месте локального импульса и не распространяется по всему объёму газовой смеси, 2). при концентрации озона около 20—48 вес % взрывное разложение захватывает весь объём газовой смеси и имеет характер слабого взрыва (который может быть произведён в стеклянных сосудах, и используется для лабораторных анализов), 3). при концентрациях озона в газовой смеси выше 48 вес % происходит резкий и мощный взрыв переходящий в детонацию. Также в настоящее время надёжно установлено что при сильном подрыве смесей озона с кислородом с концентрацией озона ниже 20 вес % данные смеси также способны к детонации. В жидком и твёрдом состоянии озон является инициирующим взрывчатым веществом, при том известно что примеси резко повышают чувствительность озона к толчкам, сотрясениям, трению и локальному нагреву. Взрыв жидкого озона при течении последнего в трубах может инициировать кавитация. Смеси фтора с озоном используемые в качестве наиболее мощных окислителей ракетного топлива имеют более широкие пределы устойчивости к взрывному разложению, и не детонируют до тех пор пока концентрация озона менее 60-64 вес%. Смеси кислорода с озоном, используемые в ракетной технике в качестве окислителей имеют более узкие пределы устойчивости чем смеси с фтором, и максимальная безопасная концентрация в них достигает 24 вес%. Особенно важно то обстоятельство, что озон будучи в очень чистом состоянии (отсутствие следов органических соединений) устойчив к нагреву, толчкам и сотрясениям, а также известно что ряд добавок (фториды кислорода и азота, фреоны) повышают его устойчивость к разложению со взрывом и могут быть рекомендованы для стабилизации озона.

  1. ↑ Horvath M., Bilitzky L., & Huttner J., 1985. "Ozone." pg 44–49
  2. ↑ Housecroft & Sharpe, 2005. "Inorganic Chemistry." pg 439
  3. ↑ Housecroft & Sharpe, 2005. "Inorganic Chemistry." pg 265
  4. ↑ Horvath M., Bilitzky L., & Huttner J., 1985. "Ozone." pg 44–49
  5. ↑ Horvath M., Bilitzky L., & Huttner J., 1985. "Ozone." pg 259, 269–270
Rocket fuel.jpg

 

Gas.gif

 

traditio.wiki


Смотрите также