Звідки береться бензин на українських заправках (карта, інфраструктура). Где берет бензин украина


Бензин в Украине - На известных сетях АЗС огромные объемы топлива берутся неизвестно откуда - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире.

Теневой сектор на рынке нефтепродуктов Украины процветает, так как не видит никакой опасности со стороны фискальных органов и ощущает большой спрос на свою продукцию. При цене бензина 25 грн/л доля налогов в нем составляет 11,5 грн. Это колоссальные деньги на фоне 1,5–2,5 грн маржи, получаемой на литре при торговле легальным товаром.

Как пишет в статье для ZN.UA директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн, контроля нет ни на НПЗ, ни на нефтебазах, ни на заправках. Например, отбор бензина на Кременчугском НПЗ в 2014 г. снизился почти на треть — с 26% в 2013 г. до 20% в 2014-м. А ранее было и вовсе 30–32%. Притом что отбор дизтоплива, облагаемого намного меньшим акцизом, остался практически прежним.

Читайте также: В Украине самая высокая в Европе доля налогов в цене на бензин – 40%

В сети БРСМ, успехами которой на европейских курортах обильно делится Эдуард Ставицкий, в 2014 г. 42% бензина, или 77 тыс. т, взялось неизвестно откуда — именно такова разница между поставками и продажами бензина в этой бурно растущей сети. Зато одновременно на нефтебазы этой структуры поступило почти 100 тыс. т сырья и компонентов для производства нефтепродуктов.

"Что произошло с этими специфичными товарами? Если были произведены нефтепродукты, уплатили ли с них акцизы? В нашем случае речь идет о более чем 700 млн грн акциза и НДС", - отмечает автор.

Аналогичные вопросы к крупнейшей сети заправок группы "Приват", где по итогам 2014 г. каждый третий литр имел неизвестное происхождение. По официальным цифрам, собственного производства на "Укртатнафте" и своего импорта не хватает для покрытия розничных продаж.

"Нелегальное производство, контрабанда? Что происходит? Ответы на эти вопросы должны дать фискалы, но признаков работы в этом направлении нет ни малейших. А ведь рассмотренные случаи лишь самые очевидные, аналогичные вопросы можно адресовать многим другим персонажам", - пишет Куюн.

Автор отмечает, что бездеятельность фискалов и Минфина попахивает не просто непрофессионализмом, а халатностью и саботажем. В качестве механизма борьбы с теневым рынком нефтепродуктов бизнес предлагает чиновникам позаимствовать действующую в Европе систему электронных акцизных товаротранспортных накладных (ТТН), которая сделает невозможным нелегальный оборот нелегального топлива. Тем более систему можно внедрить быстро, все возможности для этого были созданы в рамках процесса подготовки к электронному администрированию НДС. Однако в Минфине настроены скептически, ведь налоговики из-за отсутствия бюджетных средств с 2012 г. не могут внедрить электронные ТНН на перемещение алкоголя и спирта стоимостью 10 млн грн. При этом в случае с топливом речь идет о потерях бюджета в 5–15 млрд грн в год.

"Как же Минфин предлагает наполнять бюджет? Элементарно — продолжая повышать налоги. При этом эффект получается обратный, ведь увеличение налогового давления стимулирует рост теневого рынка. Из последнего: введение с 2015 г. 5-процентного налога с розничного оборота подакцизных товаров привело к тому, что заправки массово начали "бить мимо кассы", а вдоль автодорог появилась масса нелегальных точек под "брендом" "Продам ДТ"", - делает вывод Куюн.

Детальнее читайте в стать Сергея Куюна для ZN.UA Путин всех помирит в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина". 

zn.ua

Откуда берется бензин на украинских заправках (карта, инфраструктура)

На украинских заправках преобладает бензин отечественного производства © PHL

На диаграмме показаны основные украинские заводы, изготавливающие бензины и дизтопливо, а также пути поставок нефти на них, и основные импортные потоки нефтепродуктов.

Правда, не все обозначенные нефтеперерабатывающие заводы реально работают. С 2005 года стоит Херсонский НПЗ, в модернизацию которого до сих пор не решается вложить средства никто, включая владельца - Игоря Еремеева, контролирующего сеть заправок WOG.

Эпизодически включаются западноукраинские заводы - "НПК Галичина" (Дрогобыч) и "Нефтехимик Прикарпатья" (Надворная), техническое состояние которых позволяет перерабатывать только малосернистую прикарпатскую нефть.

Их владелец Игорь Коломойский (группа "Приват") больше внимания уделяет третьему контролируемому им объекту - Кременчугскому НПЗ, который перерабатывает восточноукраинскую и азербайджанскую нефть и достаточно модернизирован.

С октября 2010 остановился Одесский НПЗ, у которого, несмотря на хорошее техническое состояние, низкая доходность. После разворота Украиной всех действующих нефтепроводов с юга на север, российский владелец - компания "Лукойл" Вагита Алекперова - может поставлять туда нефть только по морю.

Российско-британские владельцы - у самого загруженного по результатам прошлого года Лисичанского НПЗ, принадлежащего группе компаний ТНК-ВР. Это единственное предприятие, получающее российскую нефть по трубопроводу.

[page]

В целом отечественное производство покрывает около 60% украинских потребностей в светлых нефтепродуктах, а остальные 40% - импорт. Бензин завозится в основном из Румынии, Литвы, со средиземноморских НПЗ (больше всего - из Италии), а также из Беларуси и Польши.

Дизельное топливо преимущественно попадает к нам из Беларуси, а также из России, Казахстана и Литвы.

 

Читайте больше о формировании стоимости бензина в Украине в статье "Почему бензин такой дорогой".

Также смотрите инфографику, как зависит стоимость бензина от цен на нефть.

Кроме того, узнайте, структуру цены на бензин и сколько денег зарабатывает АЗС на каждом литре.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

news.tochka.net

Звідки береться бензин на українських заправках (карта, інфраструктура)

На українських заправках переважає бензин вітчизняного виробництва © PHL

На діаграмі показано основні українські заводи, які виготовляють бензини та дизпаливо, а також шляхи постачання нафти на них, й основні імпортні потоки нафтопродуктів.

Щоправда, не всі позначені нафтопереробні заводи реально працюють. Із 2005 року стоїть Херсонський НПЗ, в модернізацію якого досі не наважується вкласти кошти ніхто, зокрема й власник - Ігор Єремєєв, який контролює мережу заправок WOG.

Епізодично вмикаються західноукраїнські заводи - "НПК Галичина" (Дрогобич) і "Нафтохімік Прикарпаття" (Надвірна), технічний стан яких дає змогу переробляти лише малосірчисту прикарпатську нафту.

Їхній власник Ігор Коломойський (група "Приват") більше уваги приділяє третьому контрольованому ним об'єкту - Кременчуцькому НПЗ, що переробляє східноукраїнську та азербайджанську нафту й достатньо модернізований.

Із жовтня 2010 року зупинився Одеський НПЗ, у якого, попри хороший технічний стан, низька прибутковість. Після розвороту Україною всіх діючих нафтопроводів із півдня на північ, російський власник - компанія "Лукойл" Вагіта Алекперова - може постачати туди нафту лише морем.

Російсько-британські власники - у найбільш завантаженого за результатами минулого року Лисичанського НПЗ, що належить групі компаній ТНК-ВР. Це єдине підприємство, що отримує російську нафту трубопроводом.

[page]

Загалом вітчизняне виробництво покриває близько 60% вітчизняних потреб у світлих нафтопродуктах, а решта 40% - імпорт. Бензин завозиться здебільшого з Румунії, Литви, з середземноморських НПЗ (найбільше - з Італії), а також із Білорусі та Польщі.

Дизельне паливо переважно потрапляє до нас із Білорусі, крім того з Росії, Казахстану та Литви.

 

Читайте більше про формування вартості бензину в Україні у статті "Чому бензин такий дорогий".

Також дивіться інфографіку, як залежить вартість бензину від цін на нафту.

Крім того, дізнайтесь, структуру ціни на бензин і скільки грошей заробляє АЗС на кожному літрі.

Підписуйся на наш telegram і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

news.tochka.net

Де Україна купує бензин - news.tochka.net

Майже половину бензину в Україну імпортують, а українське пальне переважно виготовляється з імпортної нафти.

Українські НПЗ в основному працюють на імпортній нафті © PHL

finance.tochka.net розпочинає цикл матеріалів про ситуацію на вітчизняному ринку нафтопродуктів. Подорожчання бензину та дизпалива, що спостерігається в Україні, впливає як на користувача, так і на економіку загалом, тож розібратись в ситуації необхідно.

У циклі матеріалів про ринок нафтопродуктів ми висвітлимо, де та з якої сировини виробляють бензин, який продають в Україні, чим відрізняються стандарти бензину, як формується його вартість, як вплине на ринок введення імпортного мита на нафту та які є альтернативні види пального.

Перший матеріал у цьому циклі - загальний огляд на тему, звідки з'являється бензин на українських заправках.

Залежні від імпорту

На українських автозаправках частка імпортного палива в 2010 році становила 40%. Його завозять із Білорусі, Росії, Литви, Румунії, Італії, Греції, Польщі та навіть із Фінляндії.

Навіть ті бензини та дизпаливо, що виробляються в Україні, на 77% складаються з імпортної нафти. Відтак, повністю українського продукту на ринку лише близько 9%.

Українські нафтопереробні заводи вважають показник імпорту зависоким, як для країни з шістьма НПЗ. Щоправда, два з цих НПЗ наразі простоюють, а ще два - працюють епізодично.

Але навіть ті бензини та дизпаливо, що виробляються в Україні, на 77% складаються з імпортної нафти. Відтак, повністю українського продукту на ринку лише близько 9%.

Україні не вдається видобувати більше нафти

погляд

Українські родовища невеликі - переважна їх частина має початкові видобувні запаси менше 1 млн. тонн. Окрім того, понад 70% запасів нафти за критеріями рівня виснаження запасів належать до категорії важковидобувних. Розроблення важковидобувних запасів нафти потребує застосування специфічних, наукоємних і високовитратних технологій та обладнання.

Загалом за 2010 рік в Україні видобуто 3,5 млн. тонн нафтової сировини (нафти та газового конденсату).

При цьому 2,3-2,5 млн. вітчизняної нафти на рік видобуває компанія "Укрнафта", підконтрольна співвласнику групи "Приват" Ігорю Коломойському. Приблизно п'яту частину цього обсягу вона отримує у Західній Україні та розподіляє її між двома заводами Коломойського - "НПК Галичина" (Дрогобич) та "Нафтохімік Прикарпаття" (Надвірна).

Ці підприємства - старі та малопотужні, їх технічний стан дає змогу переробляти лише малосірчисту нафту, зокрема прикарпатську. А іншої сировини на Дрогобицький і Надвірнянський НПЗ поки що ніхто й не завозить.

Підприємства неодноразово натякали, що також планують закуповувати азербайджанську сировину. Однак керівник Азербайджанської державної нафтової компанії Ровнаг Абдулаєв під час візиту до України в середині січня дав зрозуміти, що чекає відповідного бажання української сторони. За останніми даними, постачання азербайджанської нафти на два західноукраїнські НПЗ може початися вже в квітні.

Решта нафти, яку видобувають в країні - східноукраїнська. Вона потрапляє на інший "приватівський" завод - "Укртатнафту" в Кременчуці. Там вітчизняну нафту наполовину змішують з імпортною.

Доволі стабільно, хоч і на малих обертах, працює Шебелинський газопереробний завод, що належить державному підприємству "Укргазвидобування", він переробляє конденсат, видобутий материнською компанією - "Нафтогазом України". Однак значну частку продукції "Укргазвидобування" становлять низькооктанові бензини - А-76 та А-80, а також дизпаливо "радянського" зразка.

Російська нафта витісняється з України

Решта заводів переробляє лише імпортну нафту. Ще 3-4 роки тому її завозили майже виключно з Росії. Проте за останній час ситуація суттєво змінилася: "Укртатнафта", що є другим за потужністю українським заводом, вимушена була шукати альтернативну сировину.

Після того, як Коломойський "вижив" із заводу акціонерів, пов'язаних з урядом Татарстану (Росія), всі російські компанії припинили поставки нафти на підприємство. І саме завдяки цьому завод таки спромігся домовитися про постачання в Україну нафти з Азербайджану. Так розпочалася диверсифікація поставок сировини для НПЗ.

Для цього група "Приват" навіть добилася розвороту в північному напрямку Придніпровської системи нафтопроводів, що до того качала російську нафту до українських портів, а тепер працює за маршрутом порт "Південний" - Кременчук.

[page]

Російська сировина наразі надходить лише на заводи, що належать росіянам: найпотужніший у державі Лисичанський НПЗ, контрольований російсько-британською компанією ТНК-ВР, і значно менш потужний Одеський НПЗ, що контролюється компанією "Лукойл" Вагіта Алекперова. Однак Одеський НПЗ працює дуже нестабільно і, наприклад, зараз простоює з жовтня 2010 року.

Лисичанський, Одеський і Кременчуцький НПЗ протягом останніх років проводили модернізацію, тож здатні випускати якісне пальне. За їх власними заявами, дизель, що вони виробляють, уже відповідає нормам "Євро-4". Саме такого пального потребують сучасні іномарки. А довести до відповідних норм їх бензин можна шляхом нетривалого технічного переоснащення.

Лисичанський, Одеський і Кременчуцький НПЗ протягом останніх років проводили модернізацію, тож здатні випускати якісне пальне

А ще стабільно стоїть з 2005 року Херсонський нафтопереробний завод, що належить власнику мережі заправок WOG Ігорю Єремєєву. У цього підприємства така низька глибина переробки сировини, що працювати з нею просто нерентабельно.

Імпортні переваги

Українські НПЗ могли б виробляти і більше нафтопродуктів, але не могли б продати такі обсяги. Частково через те, що не можуть конкурувати із закордонними заводами за собівартістю - адже в тих вища глибина переробки. А частково через те, що імпортується переважно високоякісна продукція, яку вітчизняні підприємства донедавна не виробляли.

Відтак, 40% палива українські заправники імпортують. Найбільше його завозять залізницею із Білорусі. Звідти везти його найближче, оскільки Мозирський НПЗ знаходиться просто біля кордону з Україною. Переважно це дизпаливо, але деякі мережі АЗС закуповують там також і бензини. У сумі ця країна забезпечує приблизно половину вітчизняного імпорту нафтопродуктів.

Так само дизпаливо транспортується з російських нафтопереробних заводів продуктопроводом до станції "Новоград-Волинський". Технічні характеристики цього дизпалива дещо нижчі, ніж у білоруського, однак воно користується попитом на Західній Україні.

Бензин до України імпортується переважно з Румунії, з заводу Rompetrol, що належить Казахстанському державному нафтогазовому монополістові "Казмунайгаз". Крім того, бензин імпортують з литовського заводу Orlen Lietuva, що належить польській PKN Orlen. Також пальне закуповують на середземноморських спотових ринках. Усі ці поставки - залізничні або танкерні, і майже всі виключно бензин А-95.

За часів активних польових робіт великі партії дизпалива завозяться з Казахстану, а в Західній Україні преміум-сегмент часто забезпечується бензином із Польщі.

Вітчизняні переробники вважають такі обсяги імпорту надто високими. Про це вони, зокрема, заявляли у спільному зверненні до Кабінету Міністрів у листопаді 2010 року, де критикували здебільшого імпорт із країн СНД.

погляд

Якщо умови для закордонних і вітчизняних гравців не вирівняти, можна очікувати на остаточний занепад української нафтопереробної галузі, скорочення обсягів переробки та зупинку останніх працюючих НПЗ. До речі, з ринку витіснять не лише український продукт, а й європейський. Про диверсифікацію поставок доведеться забути.

А представники імпортерів дотримуються іншої думки.

news.tochka.net

Эксперт прокомментировал стоимость нефти и бензина

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич

РИА Новости Украина — Радиостанция Голос Столицы

В Украине продолжает дорожать бензин. Так, за последние две недели заправиться стало дороже на одну-две гривны. В целом, с конца лета горючее выросло в цене с 25 до 30 гривен.

Автозаправочная станция

Традиционно эксперты поясняют, что цена на топливо в Украине зависит от двух факторов: стоимости нефти в мире и курса доллара.

Стоит ли ожидать снижения стоимости нефти и бензина, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. 

Эксперты говорят, что горючее дорожает из-за курса доллара и стоимости нефти. Насколько это является аргументом? 

— Так и есть. Других факторов не существует. Правительство не поднимло налоги с текущего года, поэтому рост цены нефти и падение курса национальной валюты – это два определяющих фактора, которые привели к существенному подорожанию стоимости нефтепродуктов. По всей видимости, если эти два фактора не исчезнут, а пока они имеют место, рост цен будет продолжаться. 

Сейчас сколько за баррель? До 70 долларов, 69 с копейками. Ранее, в 2017 году цена была ниже, и курс также был другим. Почему топливо не так дешево стоило?

Автозаправочная станция. Архивное фото

— Надо же сравнимые величины сравнивать. То есть, если поставить график стоимости нефтепродуктов в долларовом эквиваленте на заправках, которые работают в белую и платят все акцизы, то он, в принципе, соответствовал бы, скажем так, реалиям нашей жизни. Сейчас в каждом литре бензина 95-го где-то 60% — это цена нефти и ее переработки, где-то процентов 25 — это налоги, акциз также привязан к курсу евро.

Как быстро реагирует рынок бензина, горючего на колебания рынка доллара и нефти? 

— Как правило, тут Вы правы, трейдеры пытаются закладывать свои риски, точнее, они пытаются свои риски перекладывать на потребителя. Скажем так, они повышают свои цены еще до того, как дорогая нефть доехала на автозаправочные станции в виде бензина. Объяснение следующее. Поскольку следующую партию нефтепродуктов нужно покупать в гривневом эквиваленте за более высокую цену, то им нужно брать где-то деньги с рынка. Они таким образом пытаются переложить часть своих проблем на конечного потребителя. Именно поэтому бензин дорожает быстрее, чем дешевеет. Так всегда было в последние годы в украинской экономике.

Сергей Куюн

Таким образом, даже когда колебания курса доллара или нефти позволяют снизить цены, они не снижают, ведь списывают на риски? 

— Я с вами не соглашусь. На самом деле даже на протяжении 2017 года были периоды, когда укреплялся курс нацвалюты, это было летом. Тогда бензин даже подешевел в пределах одной гривны на литре. К сожалению, все это удешевление было с лихвой перекрыто к концу года. Ничего хорошего для нефтепродуктов с точки зрения цены не ждет  конечного потребителя. Нефтепродукты будут дорожать в Украине и далее, по всей видимости, если не случится какой-то там фантастики. 

Читайте также: Рост цены бензина и автогаза: из-за чего и на долго ли?

То есть, будут дорожать нефтепродукты, и к курсу есть большие вопросы. Какая может быть критическая цена? 

— Нефтепродукты, бензин — это товар, спрос на который не является эластичным. Поэтому, к сожалению, даже если цены вырастут, условно говоря, в два раза, люди не перестанут ездить. И бензин будет необходим, и дизтопливо нужно для народного хозяйства страны. Поэтому какой-то критической граничной цифры, после которой условно цены упадут в три раза, не существует в принципе. Да, понятно, что рынок реагирует постепенно, если нефтепродукты будут дорожать, особенно бензин, то будет расти доля сжиженного газа, как на протяжении последних трех лет. Вот так будет реагировать рынок, то есть постепенно переходить на виды топлива, которые пока дешевле по разным причинам.

Автозаправочная станция. Архивное фото

Если подорожание нефтепродуктов естественно, то в таком случае оно должно быть естественным и в тех странах, что рядом с нами. В Белоруссии, Польше тоже дорожает бензин? 

— Я не готов и не буду говорить вам по поводу Белоруссии, там государство этим рынком очень жестко управляет, но в Италии — я прилетел буквально сегодня оттуда — за неделю бензин подорожал. Поэтому рост цены на нефть оказывает прямое влияние на рост цены нефтепродуктов на всех рынках, где ценообразование рыночное.

Если украинский бензин дороже, меняется ли каким-то образом качество? 

— К сожалению, это большой вопрос. Действительно, по качеству еще далеко даже до наших белорусских соседей, откуда мы импортируем значительные объемы топлива. Есть большой сегмент теневого рынка, и этот рост цены будет только содействовать его увеличению. За качество нужно бороться другими методами, какими-то, по всей видимости, проверками, созданием системы контроля качества, которое государство так и не осуществило, хотя обещало многие годы. Цена на качество нефтепродуктов прямого влияния не оказывает. 

Кто этим должен заниматься?

Автозаправочная станция. Архивное фото

— Государство должно декларировать намерение создать соответствующее подразделение, инспекцию, которая занимается контролем над ценами, ее не существует, и необходимо оборудование, которое будет проводить постоянные проверки АЗС. Более того, даже в бюджетах предыдущих лет были зафиксированы некие суммы, однако все это было провалено.

С 1 января вступило в силу требование Технического регламента к автомобильным бензинам и дизтопливу. Оно запрещает оборот бензинов и дизтоплива стандарта Евро-4. Запрет повлияет на те марки бензина, которые продаются на заправках? Что делать с топливом, которое не продали?

— Фактически нет, потому что этот бензин в львиной доле современных автомобилей, тем более, транспорта личного пользования не используют. В основном, это используется в сельском хозяйстве.

Сергей Куюн

Что будет использовать сельское хозяйство?

— Тракторы, которые используют топливо низких стандартов. Для сельхозпроизводителей есть отдельные нормы законодательства, которые позволяют им продолжать и далее использовать данные виды топлива, то есть, какого-то жесткого запрета нет.

Напомним, эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук считает, что украинцев некому защитить от некачественного топлива на заправках.

Эксперт рынка нефтепродуктов Геннадий Рябцев полагает, что зависимость Украины от нефтепродуктов из российской нефти критическая.

rian.com.ua

Где украинские водители покупают больше всего топлива

В 1 квартале 2016 г. украинцы сократили покупку автотоплива на 19% по сравнению с предыдущим кварталом, свидетельствуют данные Госстата. В то же время, к январю-марту 2015 года продажи упали на 1,6%.

Среди водителей продолжает расти популярность автомобильных газов — их продажи выросли на 23,8% к 4 кварталу-2015, в то время как бензина и дизеля упали на 4,3% и 7,9% соответственно.

Это подтверждает и структура покупок украинских водителей. Так, по сравнению с 1 кварталом 2015 г. доля автомобильных газов в общем объеме проданного топлива выросла с 14,5% до 18,2%, в то время как дизель и бензин немного сдают позиции.

За квартал наши соотечественники потратили на заправку автомобилей 17 млрд грн, — на 12% меньше затрат в январе-марте прошлого года. Это объясняется высокой сравнительной базой: напомним, именно в 1 квартале 2015 г. курс доллара достигал исторических пиков, что сказывалось на стоимости топлива.

Тем не менее, в марте в связи с началом посевной украинцы стали активней затариваться именно дизельным топливом — его доля в общем объеме покупок выросла до 36,12%, а продажи увеличились на 16,7% и перевалили за 100 тыс. тонн.

Больше всего топлива в марте покупали в Киеве и столичном регионе, а также туристических областях — Львовской, Одесской и Закарпатской. Также довольно активно заправляются водители в "промышленной" Днепропетровской области.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

ubr.ua

Кому принадлежат АЗС Украины - news.tochka.net

Мелкие АЗС зачастую получают не тот бензин, который оптовики купили на НПЗ © flickr.com

В Украине рынок автозаправочных станций монополизирован умеренно. В целом этот рынок насчитывает примерно 6320 автозаправочных станций и комплексов.

Около половины рынка АЗС распределены между шестью игроками, которые контролируют 2943 станции. Из них 1638 (по данным компании "Галнафтогаз") связаны с крупнейшим игроком на рынке - группой "Приват". Кроме этой шестерки, на рынке присутствуют региональные сети АЗС, отдельные заправки, которые арендуют известные бренды, и небрендированные заправки.

Все эти заправки можно четко разделить по ориентации на отечественные или импортные нефтепродукты.

Импортеры - законодатели моды

С 2005 года, когда был разблокирован импорт автомобильного топлива, на территорию Украины устремились нефтепродукты, которых раньше здесь не продавали. В частности, появилось топливо премиум-класса, рассчитанное на владельцев дорогих автомобилей. Кроме того, увеличилось количество просто качественных нефтепродуктов, которых в то время из-за отсутствия серьезной конкуренции между отечественными НПЗ в Украине производилось мало.

Импортеры, торговавшие таким продуктом, решили позиционировать себя в сегменте крупных автозаправочных комплексов, на которых, кроме собственно налива топлива и продажи жвачек, предлагается еще много сервисов: подкачка шин, пылесос, мойка, ресторан и т.д.

А поскольку крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы сосредоточены на востоке и в центре Украины, то, соответственно, импортеры занимали рынок прежде всего в других регионах - там, где импортные поставки могли по логистике конкурировать с отечественными.

Из западного региона разрастались сети WOG Игоря Еремеева и OKKO Виталия Антонова. До сих пор в Западной Украине они имеют наибольшее количество станций, а на востоке - наименьшее. Эти сети вообще очень похожи по маркетинговой стратегией и положению на рынке. Но WOG декларирует, что импортирует топливо из Румынии, Греции, Литвы и Польши. OKKO же работает преимущественно с литовским топливом.

Третья самая известная сеть-импортер, которая сейчас работает под брендом Shell, ранее принадлежала российской группе "Альянс", которая в то время контролировала также Херсонский НПЗ. Поэтому наибольшее количество этих заправок - на юге Украины. Сейчас Shell продает бензин из Литвы и Беларуси, а также существенную долю покупает у украинских заводов.

Остальные импортеры - это преимущественно сети регионального масштаба. Среди них надо выделить Parallel Рината Ахметова, которая работает на Востоке Украины, продавая украинское, русское, белорусское и литовское топливо. Еще один игрок рынка - киевская сеть КЛО, о владельцах которой известно, что это "пул инвесторов". Эта компания, как и "Галнафтогаз", торгует преимущественно литовским топливом, а еще продает румынское.

Равнение на НПЗ

Сети АЗС, аффилированные с отечественными заводами, не всегда расположены вокруг этих предприятий. Однако заправок Lukoil довольно много вокруг Одесского НПЗ. Правда, этот завод с октября стоит, и потому на окружающих АЗС продается преимущественно топливо другого завода Lukoil, расположенного в Румынии.

А вот бренд ТНК недавно использовался в Украине только джобберскими станциями, т.е. посторонними предприятиями, заключившими с ТНК-ВР договоры о поставке топлива и использовании бренда. Но в течение последних двух лет группа купила две сети заправок - всеукраинскую "Вик Ойл" и киевскую "Золотой гепард", а также построила несколько "с нуля", таким образом получив собственную сеть. А поскольку она не создавалась вокруг Лисичанского НПЗ, то является достаточно разветвленной по регионам. Кроме того, "Золотой гепард", даже после его покупки, сохранил за собой свою рыночную нишу и продолжает продавать, кроме лисичанского топлива, еще и продукцию из Литвы, Кременчуга и Дрогобыча.

[page]

Самая большая ниша - у группы "Приват" Игоря Коломойского, которая контролирует Кременчугский, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ. Ее объемы можно оценить только приблизительно, поскольку они не имеют единой структуры: АЗС все время переводятся с одних мелких структур на другие. Часть из них работает под брендами "Авиас", "Сентоза", "Укртатнафта" и "Укрнафта", они продают преимущественно вполне приличную продукцию из Кременчуга. Другая часть АЗС - небрендированные, и именно через нее, в частности, реализовались в течение первой половины прошлого года так называемые компоненты бензина.

Ну и мелкие заправки, которых в Украине пока достаточно, обычно закупают топливо у крупных операторов: либо у украинских заводов, которые не могут продать все горючее через собственные сети, или же у крупных импортеров, которые всегда завозили в Украину топлива больше, чем могли реализовать в розницу.

Независимые и бесконтрольные

Следует понимать, что не все станции, работающие под брендами ТНК или "Укртатнафта", принадлежат этим нефтеперерабатывающим заводам. Правда, компании преимущественно следят за тем, чтобы пользователи бренда продавали только их топливо, но срабатывает это не всегда.

"Сейчас идет работа по внедрению более жесткой в смысле контроля поставок модели сотрудничества по джобберской программе. Сокращать количество партнерских станций не планируем, но мы становимся все более требовательными относительно форм контроля за использованием нашей торговой марки. Мы всегда старались как можно лучше контролировать всю цепочку продвижения нефтепродуктов, чтобы ожидания клиента были оправданными, когда он приезжает на АЗС под нашим брендом ", - отмечает председатель правления "ТНК-ВР Коммерс" Дидье Казимиро.

А относительно мелких сетей АЗС и одиночных заправок, то они часто получают совсем не тот бензин, который оптовики купили на заводах-производителях. Дело в том, что многие нефтебазы не имеют возможности хранить отдельно различные сорта топлива, и часто смешивают их из-за этого. Или сознательно "бодяжат", смешивая то, что смешивать не стоит.

"На сегодняшний день несовершенство законодательства позволяет нефтебазам не иметь собственной лаборатории. Правда, владельцы крупных розничных сетей вовсю стараются удержать качество. Другое дело, что некоторые из них получают существенные выгоды от продажи "именного" топлива, не отличающегося по своим качественным характеристикам от "обычного". К тому же, трейдеры по понятным причинам не объявляют результатов своих внутренних расследований", - объясняет заместитель руководителя НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

Следовательно, прямой зависимости качества топлива от цены установить обычно нельзя, ни в крупных, ни в мелких сетях АЗС.

Узнайте, где Украина покупает бензин и почему бензин такой дорогой. Смотрите структуру цены на бензин и зависимость цен на бензин в Украине от мировых цен на нефть.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

news.tochka.net