Из-за чего появляется белый дым в глушителе. Дымит белым дымом бензин


Белый дым из выхлопной трубы: причины

Выпускная система автомобиля предназначена для отвода выхлопных газов из двигателя, и в любом случае из трубы глушителя идет дым.Белый дым из выхлопной трубы: причины

Но у выхлопа есть своя норма, и если она превышена, то это говорит о неисправностях в самом моторе или одной из его систем. В этой статье мы рассмотрим, от чего бывает белый дым из выхлопной трубы: причины его возникновения, что делать, если он появился.

Почему идет белый дым из выхлопной трубы?

В системе выхлопа может быть дым разного цвета: черный, сизый и белый. Черный выхлоп говорит о переобогащении топливной смеси, неполном сгорании топлива, которое сопровождается его повышенным расходом. Если работа двигателя сопровождается сизым выхлопом, на сто процентов в моторе есть проблемы с поршневой группой или маслосъемными колпачками.

Белый дым не всегда связан с неисправностями в двигателе внутреннего сгорания, он в первую очередь свидетельствует о присутствии водяных паров в выпускной системе. Как правило, пар идет из трубы во время запуска холодного ДВС при низкой температуре окружающей среды (от +5ºC и ниже). Еще конденсат в глушителе скапливается в ненастную погоду, когда на улице идет дождь или просто пасмурно. По мере прогрева движка конденсат успевает испаряться в раскаленной выхлопной системе, и автомобиль перестает дымить.

Белый густой дым – признак неисправности

Но когда густой дым валит клубами на прогретом моторе, это уже говорит о неполадках. Основные признаки здесь следующие:

  • клубы пара вырываются из трубы при запуске мотора, и по мере нагрева ДВС они не пропадают;
  • на холостых оборотах дыма практически нет, он вырывается клубами при резком нажатии на педаль газа.

Опытные автомобилисты определяют по дыму неполадки на глаз, выявляют неисправность, исходя из собственного опыта. Новичку отличить нормальную работу движка от ненормальной сложнее, так как пар в сырую погоду может быть нормой, все зависит от степени его насыщенности.Белый густой дым – признак неисправности

Если пошел белый дым сверх нормы, причиной его появления может быть:

  • пробитая прокладка головки блока;
  • трещина в ГБЦ.

Все дефекты здесь связаны с тем, что охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, и, нагреваясь, выходит из трубы в виде водяного пара. Определить неисправность, связанную с попаданием тосола или антифриза в цилиндры достаточно просто – когда из трубы идет белый дым, а мотор неисправен, в этом случае:

  • двигатель троит, не работает один или несколько цилиндров;
  • ДВС перегревается, в некоторых случаях тосол выкидывает из расширительного бачка;
  • охлаждающая жидкость уходит из радиатора;
  • если вывернуть свечу зажигания из цилиндра, в который попадает охлаждающая жидкость, на ней будет белый налет, свеча будет буквально вымытой.

Белый дым из трубы у автомобиля с дизельным двигателем

Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя при запуске в сырую или холодную погоду – это в целом нормально, только если он не слишком густой, и начинает пропадать с нагревом силового агрегата. Но еще выхлоп у авто с дизелем бывает непонятного цвета – то ли он белый, то ли с сизоватым оттенком. Когда на прогретом моторе дымность не исчезает, необходимо выяснить, что является причиной этого явления.

Опять же опытные автомобилисты и мастера в автосервисах могут отличить неисправный двигатель от исправного по внешним признакам. Как же быть новичку? Можно использовать простой «дедовский» метод – во время работы прогретого двигателя приложить на время к выпускной трубе кусок чистой белой бумаги (тетрадный лист) и посмотреть, что на нем появилось. Если на листе остались только капли воды, значит, мотор, скорее всего в порядке. Появление масляных пятен на листе говорит о том, что через поршневые кольца в систему выпуска попадает масло, необходимо готовиться к ремонту поршневой группы.Белый дым из трубы у автомобиля с дизельным двигателем

Причины перегрева двигателя

Появление густого белого дыма из трубы глушителя почти всегда связано с перегревом двигателя, и перегреваться ДВС может по разным причинам:

  • неисправен (заклинил) клапан термостата;
  • основной радиатор охлаждения забит грязью снаружи или изнутри;
  • не работает перепускной клапан в пробке расширительного бачка;
  • неправильно установлено зажигание, оно слишком позднее;
  • имеется прогар в прокладке головки блока;
  • в головке БЦ (блока цилиндров) появились трещины.

В любом случае эксплуатация постоянно греющегося двигателя недопустима, если на таком авто продолжать движение, мотор достаточно быстро полностью выйдет из строя, и тогда уже потребуется дорогостоящий сложный ремонт. Трещины могут появиться не только в головке, но и в самом блоке, а такие дефекты могут потребовать полной замены двигателя.Как найти причину перегрева двигателя

Как найти причину перегрева двигателя

Если двигатель постоянно греется, а из трубы глушителя идет белый дым, следует в первую очередь проверить:

  • масло в картере ДВС, оно должно быть нормального темного цвета. Белый или слишком светлый цвет моторного масла говорит то том, что в него попал антифриз или тосол, и при смешивании образовалась эмульсия;
  • нагрев патрубков радиатора, когда верхние шланги охлаждающей системы горячие, а нижние – холодные, скорее всего, неисправен термостат, и охлаждающая жидкость идет по малому кругу;
  • наличие охлаждающей жидкости в радиаторе, если ее мало, следует немедленно заглушить мотор, дождаться, пока он немного остынет, затем долить антифриз в систему охлаждения.

Также охлаждающая система может «завоздушить», но пока прокладка ГБЦ герметична, белый дым из трубы глушителя почти не идет. Пробивает прокладку при перегреве достаточно быстро, поэтому ездить с повышенной температурой в системе охлаждения нельзя, необходимо искать причину и устранять дефект.

Как проверить термостат

Очень часто причиной перегрева ДВС является неисправный термостат. Клапан не открывается и не дает охлаждающей жидкости идти по большому кругу, вследствие этого движок сильно греется. Проверить термостат несложно, но для этого его необходимо снимать с мотора. Проверку производим следующим образом:

  • берем небольшую металлическую посуду;
  • наливаем в нее воды;
  • размещаем в емкости термостат;
  • ставим кастрюлю на огонь, можно в воду поместить электрокипятильник;
  • нагреваем воду.

1

Дым из трубы глушителя с сизым оттенком

Некоторые автомобилисты путают сизый дым с белым, считают, что это одно и то же. Сизый дым всегда сопровождается повышенным расходом масла, и свидетельствует о неисправностях цилиндро-поршневой группы. Причины появления сизого выхлопа из трубы:

  • износ, наличие задиров в цилиндрах;
  • износ, поломка поршневых колец;
  • прогар поршней;
  • затвердевание маслосъемных колпачков.

Еще могут на поршнях лопнуть перегородки между поршневыми кольцами, в головке блока износиться направляющие втулки под клапана. Когда из трубы идет сизый дым, нередко он сопровождается стуками в двигателе, и при таких признаках дальше эксплуатировать автомобиль не стоит, здесь требуется капитальный ремонт.

Статьи по теме:

avtobrands.ru

Белый дым из выхлопной трубы

Автомобиль можно сравнить с живим организмом, ведь если появляются какие-либо неисправности, сразу же происходит реакция, и вы можете увидеть определенные симптомы. У неопытных водителей довольно часто возникают вопросы о выхлопе, а конкретно о том, что машина странно и много дымит. Как правило, это касается белого дыма, который идет как утром на холодный двигатель, так и во время движения. Каждый автолюбитель должен знать, что белый дым из выхлопной трубы не может возникать просто так, поэтому сегодня мы расскажем об основных причинах его появления, и о чем они свидетельствуют.

Что такое выхлоп в целом? Это смесь углекислого газа, водяного пара и азота. Если мотор и другие системы работают правильно, то он не будет иметь никакого цвета, ведь в выхлопной системе есть специальный элемент – катализатор, который очищает выходящее из глушителя соединение от различных газов и прочие вещества. Почему же иногда идет густой белый дым? Следует отметить, что это не всегда признак неисправности. Причин существует две:

  • Испарение конденсата.
  • Техническая неисправность.

Причина №1

Белый дым из выхлопной трубыПредставим ситуацию: утром вы пришли к автомобилю, завели двигатель и заметили дым из выхлопной трубы белого цвета. Не стоит сразу переживать и ехать на СТО, ведь это может быть нормой, особенно зимой. Дело в том, что после поездки в области резонатора, катализатора и глушителя образуется обильный водный конденсат во время охлаждения системы. После того как вы запускаете мотор, вода очень быстро нагревается, закипает и в результате образуется густой белый пар, выходящий из глушителя вместе с отработанными газами.

Спустя некоторое время, когда двигатель начнет все больше прогреваться, дым из выхлопной трубы станет все реже или совсем исчезнет. Такое явление довольно часто наблюдается также в прохладные весенние и осенние дни. Крайне важно научиться отличать водяной пар от других видов, которые возникают при технической неисправности. Здесь все просто ведь если пар из глушителя исчезает сразу же после выхода из выхлопной трубы, то значит – это конденсат. Однако если идет много дыма с сизым оттенком и он стелится небольшим облаком за автомобилем, то это говорит уже о реальной проблеме, с которой необходимо как можно быстрее разобраться, иначе не за горами будет «капиталка».

Причина №2

Белый дым из выхлопной трубыЕсли сильный дым белого цвета идет из выхлопной трубы в теплой время года или на прогретом моторе, то это может говорить о попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Пар образуется из-за того, что в жидкости есть вода, которая также испаряется. Довольно часто его можно спутать с масляным дымом. Для того чтобы уточнить, можно провести простую проверку старым способом. Прогреваем двигатель и подносим к глушителю листок бумаги. Если выбрасывает вода, а не масло, то со временем листок высохнет и на нем не будет ирных пятен.

Итак, идем дальше. Охлаждающая жидкость в цилиндре может появляться не только из-за поврежденной прокладки, но и вследствие образования трещин на блоке или головке цилиндров. Иногда это может приводить к попаданию выхлопных газов в охлаждающую систему. Проверить это можно очень просто: откручиваем крышку расширительного бачка и смотрим на жидкость. Если на ней есть пленка или идет отчетливый запах выхлопа, то проблема определена.

При остановке мотора, жидкость переместится в цилиндр, пройдет через кольца и осядет в масле и поддоне картера. При следующих поездках масло с охлаждающей жидкостью образует определенную смесь, становится более светлым. В результате движения по системе, это эмульсия образует налет на маслозаливной горловине, который можно увидеть, вынув щуп. При этом если трещина или прогар маленький, то масло останется чистым. С другой стороны, отсутствие герметичности в цилиндре может привести к сбору жидкости над поршнем, препятствуя движению коленвала стартером. В самых сложных случаях может возникать гидроудар, разрушение колец, поршней, шатунов и клапанов.

В общем, если вы обнаружили, что идет довольно сильный и плотный дым из выхлопной трубы, но это не конденсат – срочно отправляйтесь на станцию технического обслуживания и решайте проблему, иначе это обернется серьезными капиталовложениями.

Другие причины

Помимо описанных выше ситуаций, дым из выхлопной трубы идет и по другим причинам, среди которых можно выделить:

  1. Неправильная работа свечей зажигания или неполное сгорание горючего.
  2. Большое количество влаги в камерах сгорания.
  3. Неадекватная работа системы распределения топлива, впрыска.
  4. Неисправность инжектора.
  5. Использование некачественного бензина с большим количеством сторонних добавок.
  6. Использование дешевого масла, которое не соответствует требованиям вашего двигателя.
  7. Выгорание масла из-за залегания колец в моторе (дым может быть не чисто белым).

Большинство неполадок, которые вызывают сильный беловатый дым из выхлопной трубы, возникают из-за перегрева двигателя, а это значит – неисправность охлаждающей системы (поломанный датчик вентилятора, термостат, радиатор и т. д.). Не стоит эксплуатировать неисправный автомобиль, так как это приводит к ускоренному износу деталей. Удачи!

Белый дым из глушителя, метод определения неисправности

Что делать, если из выхлопной трубы появляется сизый дым?

Льет форсунка, часть - 2. Белый дым из трубы.

Белый дым (пар) двигателя 2.0HDi P-Partner

Белый дым из выхлопной

Полезные материалы

23.03.2016Андрей Павлюк

Об авторе

Андрей Павлюк

Андрей Павлюк

Поделиться:

fordprof.ru

Дизельный двигатель дымит: возможные причины

 

На российских дорогах довольно часто можно наблюдать, как дизельная фура, преодолевающая затяжной подъем, буквально извергает клубы черного дыма, уподобляясь исландскому вулкану «Эйяфьятлайокудль» в разгар его извержения. К сожалению, подобное встречается не только на грузовиках, но и на легковых авто, под капотом которых слышится характерное урчанье дизеля. Этой болезнью часто страдают двигатели, работающие на солярке.

Что это: конструктивные особенности дизельного агрегата, или его неправильная эксплуатация, и почему дымит дизельный двигатель? Предлагаем вашему вниманию анализ наиболее распространенных проявлений болезни и вызывающих ее причин.

Дымит дизельный двигатель

Откуда появляется дым на выхлопе дизеля

Принцип работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) ясен из самого их названия. То есть, механическая энергия в них получается из тепловой в процессе сгорания топлива внутри цилиндров. Повседневный опыт подсказывает нам, что сухие дрова, положенные в горящий костер, практически не дают дыма. Так же ведет себя и дизельный двигатель.

Исправный, хорошо отрегулированный мотор, не выделяет при своей работе сколь-нибудь заметного дыма. И, наоборот, если из выпускной системы выходят сизые облачка или густые черные клубы, это говорит о том, что или топливо плохое, или оно не полностью сгорает. А возможно, в цилиндры попадает еще что-нибудь, например, смазочное масло или тосол.

Почему дым из глушителя чаще наблюдается у дизелей. Дело в том, что дизельное топливо (солярка) воспламеняется от раскаленного до 750 — 800°C воздуха, а не от свечи зажигания, как в бензиновых движках. Чтобы цикл дизеля проходил успешно, требуется исправное состояние всасывающего тракта, системы питания, цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).

Дизтопливо обладает более высокой температурой воспламенения, чем бензин. Кроме того, в дизеле топливно-воздушная смесь образуется за более короткое время, что приводит к ее неоднородности.

Дымит дизельный двигатель

Элементарно, Ватсон

В идеале выхлоп исправного дизеля должен быть прозрачным. Если дизельный двигатель дымит, это говорит о нарушениях в работе или неисправности одной или нескольких систем двигателя. Причем виновника повышенной дымности выдает цвет дыма. Забегая вперед, можно сказать:

  • серый или черный дым свидетельствует о неполном сгорании топлива;
  • голубовато-синий или сизый цвет выхлопа указывает на угар смазочного масла и некоторые другие причины;
  • пушистые белые облака, напоминающие продувку бульбулятора (по выражению любителей кальяна), на самом деле — попадание охладителя в камеры сгорания.

Так что предварительный диагноз определяется по окраске выхлопа. Более точно определить причину дымления установят специалисты на станции технического обслуживания (СТО), используя диагностическое оборудование и газоанализатор. В таблице приведены некоторые цифры, регламентирующие максимальное содержание вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Также указываются и возможные неисправности в системах двигателя.

Химический элементНорма для дизельного двигателяПричина несоответствия норме
Азот (N2)76 — 78%Обеднённый состав топливной смеси, перегрев двигателя
Кислород (O2)0,5% макс.Негерметичность выпускного коллектора
Оксид углерода (CO)0,01 — 0,5%Засорение фильтров, завышенное давление топлива в системе питания, переобогащенная смесь
Углекислый газ (CO2)1,0 — 10%Засорение фильтров, превышение давления топлива, переобогащенная смесь
Углеводороды (CH)50 PPM макс.Пропуски воспламенения (неисправность свечей накаливания), богатая смесь

Черный дым за трубой…

Наиболее характерным для дизеля является черный дым. Дымление может быть разной степени: от светло-серого до ядовито-черного, как при сжигании автомобильных покрышек. Монохромный цвет обусловлен присутствием в выхлопных газах частиц сажи, остающихся после неполного сгорания топлива.

Объяснение этому можно дать в двух словах: переобогащенная смесь, которая не успевает полностью сгореть в цилиндре и догорает при низкой температуре в системе выпуска. Такая смесь получается из-за нехватки воздуха, либо избытка топлива. Существуют и другие отклонения. Перечислим некоторые причины появления черного дыма:

  • Некачественное топливо.
  • Загрязнение воздушного фильтра или подводящих каналов.
  • Недостаточная компрессия в цилиндрах.
  • Неисправность форсунок. Дым появляется при резком нажатии на газ, либо при работе дизеля под нагрузкой. Дополнительным подтверждением этой неисправности является тряска мотора на холостых оборотах.
  • Ранний момент впрыск топлива, в результате чего воспламенение происходит с запозданием, и образуется много сажи.
  • Покрывается нагаром клапан системы EGR (рециркуляция отработанных газов), в результате чего механизм клинит в открытом положении, и увеличивается поступление выхлопных газов во впускной коллектор.
  • Отказ кислородного датчика, вследствие чего электронный блок управления двигателем (ЭБУ) начинает работать «вслепую».
  • Забит противосажевый фильтр.

Дымит дизельный двигатель

Наиболее опасны неисправные форсунки и продолжительная езда с большим опережением впрыска. Итоги: прогар предкамер, повреждение поршней и перемычек, что чревато дорогостоящим ремонтом. В остальных случаях езда с черным дымом не столь опасна для двигателя.

Рецепты лечения коптящего двигателя

Ранее было сказано, что топливно-воздушная смесь в дизеле перед воспламенением обладает большей неоднородностью по сравнению с бензиновыми двигателями. Бензиновая смесь обладает гомогенным характером, чего не скажешь про распыленное облако солярки. Поэтому даже исправный современный дизельный двигатель все равно более склонен к проявлению дымности.

Какие меры помогут снизить дымность черного выхлопа дизельного двигателя:

  • Следить за состоянием воздушного фильтра, вовремя менять сменный фильтрующий элемент. Особенно не допускать его заливания, преодолевая водные препятствия. Если такое случилось, фильтр нужно основательно высушить или заменить.
  • Проверить герметичность воздушных каналов (шланги, хомуты, интеркулер). Для этого можно использовать велосипедный насос. Создавая давление в заглушенной системе при неработающем двигателе, слушать — нет ли шипения воздуха в местах соединений.
  • Следить за исправностью топливного насоса высокого давления (ТНВД), в случае подозрений произвести его стендовую диагностику.
  • Контролировать состояние топливных форсунок. Отложения нагара на распылителе легко обнаружить визуально, сняв форсунку с головки блока. При необходимости их следует отремонтировать.
  • Если двигатель дергается на холостых оборотах, или при резком открытии дросселя наблюдаются провалы, обратите внимание на электромагнитный датчик ЕГР (система рециркуляции выхлопных газов).
  • Проверить компрессию в цилиндрах, что под силу выполнить самостоятельно.
  • На современных дизелях имеется противосажевый фильтр, который необходимо регулярно очищать и промывать. И, конечно, своевременно менять, когда он выработает срок службы.

Дымит дизельный двигатель

Все оттенки синего

Причины возникновения синего выхлопа весьма многообразны. Это и нарушения образования топливного факела, и плохие условия для его самовоспламенения, и, наконец, попадание масла в рабочую камеру. Каждому фактору присущ свой оттенок дымности.

Выхлоп синего цвета с едким, острым запахом свидетельствует о недостаточной эффективности топливной струи. Часть горючего не сгорает, а вылетает из глушителя в виде мельчайших капелек, которые и придают выхлопу синий цвет. Но это еще полбеды, ведь сгорание основной смеси происходит не в воздушном объеме камеры сжатия, а довольно часто на днище поршня. Не стоит напоминать, что это приведет в ближайшей перспективе к его обгоранию, задирам на поверхности цилиндров и к весьма недешевому ремонту.

Сизый оттенок выпускных газов говорит о затрудненном самовоспламенении топливной смеси. Во-первых — недостаточное давление (компрессия) в конце хода сжатия. Основная причина заключается в износе деталей ЦПГ. Низкая компрессия вызывается также неплотным прилеганием тарелок клапанов к седлам в результате образования на них нагара. Во-вторых — недостаточная температура для самовоспламенения вследствие неисправности свечей накаливания.

Наконец, дымок разных оттенков, начиная от светло-голубого и заканчивая густо-синим, указывает на то, что в цилиндрах сгорает масло. Откуда оно проникает:

  • из картера двигателя через маслосъемные кольца, если они изношены или залегли в канавках;
  • из клапанной коробки через изношенные маслосъемные колпачки;
  • через уплотнения подшипников турбины компрессора;
  • из воздушного фильтра при забитой вентиляции картера.

Дымит дизельный двигатель

О чем говорит белый шлейф за глушителем

Белый дым из трубы Сикстинской капеллы, где проходят выборы очередного предстоятеля Римско-католической церкви — Папы Римского, информирует паству о том, что новый Папа выбран. Для получения белого дыма кардиналы использовали ранее сырую солому.

Так же и в дизельном двигателе — белый цвет дыма из глушителя указывает на присутствие в очаге (камеры сгорания) воды, в качестве которой выступает охлаждающая жидкость. Причиной попадания тосола или антифриза в цилиндры дизеля может быть:

  • пробитая прокладка головки блока цилиндров;
  • сгнивший патрубок охлаждения корпуса дроссельной заслонки.

Чтобы проверить эту версию, достаточно открыть крышку расширительного бачка. Подтверждением послужит бульканье жидкости, маслянистая пленка на ее поверхности и запах выхлопных газов. Кроме того, уровень жидкости в бачке будет пониженным, а в масляном картере будет какая-то жижа.

Внимание: кратковременный белый дым после запуска двигателя не является признаком неисправности двигателя. В этом случае происходит испарение конденсата, образовавшегося в глушителе при стоянке автомобиля. То есть это не дым, а пар.

Проблема повышенной дымности актуальна для многих дизелей, что вызвано особенностями дизельного рабочего такта. Усугубляющим фактором является заправка некачественным топливом и несвоевременное техническое обслуживание. В некоторых случаях причину дымления реально выяснить самостоятельно, окончательный диагноз поставит стендовая диагностика топливной системы двигателя и проверка на газоанализаторе.

avtodvigateli.com

Мотор дымит! Что делать? О чем говорит дым из выхлопной трубы? Можно ли ехать на машине? — Автосервис «Эксперт» — Ремонт и обслуживание автомобилей

При запуске двигателя почти у любого автомобиля до момента прогрева видны выделения из выхлопной трубы. Если с двигателем все в порядке, эти выделения – пар. Чем выше температура мотора, тем прозрачнее и меньше выхлоп. Однако, в ситуации, когда мотор прогрелся, а видимый выхлоп остался или ваша машина оказалась в мутном облаке – это тревожный признак.

На какую неисправность указывает дым из выхлопной трубы?

Признак чего? Это зависит от цвета дыма из выхлопной трубы. Он может быть черным, сизым, синеватым, белым и других оттенков. При этом, именно цвет выхлопных газов, указывает на характер происходящих в двигателе химических и физических процессов, и поэтому служит важным диагностическим признаком неисправности двигателя. Обычно речь идет о таких неисправностях, как неисправность цилиндропоршневой группы, механизма газораспределения, системы зажигания, системы управления впрыском, системы питания или системы охлаждения двигателя.

Что придает выхлопным газам характерный цвет?

• Неполное или неправильное сгорание топлива окрашивает выхлопные газы в черный или синий цвет.• Признак попадания в антифриза в камеру сгорания – белый дым, т.е. скорее пар.• Признак горения масла в цилиндре – сизый цвет дыма.Однако, мы хотим сразу предостеречь вас от поспешных выводов. Потому что очень легко спутать причину со следствием, а неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, зачастую возникает вследствие неисправности другой. Чтобы не быть голословными, приведем пример:Возникла неисправность в системе охлаждения двигателя, или термостат не сработал, или вентилятор или вытек антифриз. Следствие – двигатель перегрет, но ГБЦ не повело, прокладка не пробита, но поршневые кольца пригорели. В этом случае в цилиндры попадает масло, и мы видим сизый дым из выхлопной трубы, а у масла повышенный расход. Получается, что в этом случае неисправность появилась сразу в двух системах, и исправив следствие важно проверить работу всех основных систем, чтобы не пропустить причину!

Белый пар из выхлопной трубы – это нормально.

Самая распространенная паника по этому поводу – это появление обильного пара на морозе. Скажем сразу, что это вполне нормальное явление для режима прогрева холодного двигателя. Почему мы упоминаем слово паника, потому что в данном случае облако сзади машины закономерно и это не дым, а пар. Откуда он берется? В холодной выхлопной системе влага из воздуха частично конденсируется и становится видимой, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. А по мере прогревания системы конденсат и пар исчезают. Кстати, на цвет и насыщенность пара влияет влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще. Стоит так же отметить зимние особенности:• При температуре воздуха ниже -10 градусов белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе,• При температуре воздуха ниже —20 градусов выхлоп приобретает густой белый цвет с сизым оттенком.

Белый дым из выхлопной трубы – признак неисправности двигателя.

Да, если мотор прогрелся, а белый выхлоп остался, то это симптом, указывающий на то, что в камеру сгорания попадает охлаждающая жидкость. Это может произойти при повреждении прокладки ГБЦ, или из-за трещины в головке блока цилиндров. Попадая в раскаленный цилиндр, вода, содержащаяся в антифризе, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый пар, который смотрится как настоящий дым. Оттенок этого дыма-пара зависит от типа антифриза, температуры, влажности и освещенности на улице. Он даже может выглядеть не белым, а сизым, и напоминать дым при сгорании масла. Однако, этот цвет всё равно не позволит нам обмануться, т.к. мы имеем дело не с дымом, а паром, он сразу рассеивается, а после “масляного” дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.

Как определить какая именно неисправность вызвала дымление?

1.

Если вам кажется, что вы обнаружили излишний белый пар из выхлопной трубы, стоит убедиться, что проблема именно в системе охлаждения. Есть простой тест, для которого понадобится только один лист бумаги, который поможет уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло. Для достаточно на 15 секунд закрыть отверстие выхлопной трубы листом бумаги, когда двигатель полностью прогрет. Если на листе не останется жирных следов, значит, масло из выхлопной трубы не летит.

2.

Следующим шагом, для распознавания причины появления белого дыма из выхлопной трубы, является проверка версии повреждения ГБЦ или самого блока цилиндров. Трещины в двигателе при его работе вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения. В некоторых случаях в системе охлаждения даже образуется газовая пробка. В этом случае, открыв пробку радиатора или расширительного бачка, вы можете почувствовать запах выхлопных газов и заметить пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. При этом уровень антифриза будет пониженным. Важно знать, что в случае такой неисправности, после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается. Вы можете проверить эту версию, сжав рукой верхний шланг радиатора. При этом, обратите внимание на уровень жидкости в расширительном бачке. Он быстро увеличивается, ведет себя не стабильно, и в бачке можно заметить выход пузырьков газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из горловины.

3.

Еще стоит проверить масло на возможное образование эмульсии. Для этого достаточно открыть пробку маслозаливной горловины или вытянуть масляный щуп. Проходя по масляным каналам, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену от светло-голубого до желто-коричневого цвета. Эмульсия образуется, когда антифриз уходит в цилиндр. В этом случае он со временем проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске двигателя масло перемешивается с жидкостью, образует эмульсию и меняет цвет — становится непрозрачным и более светлым.Стоит отметить, что если трещина или прогар не большого размера и антифриз через него сочится медленно, то эмульсия в масле может не образоваться и масло останется чистым, однако пена на пробке все-таки будет. Но, если дырка в цилиндре существенная, то антифриз, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стартером в первый момент при запуске. Из-за этого даже возможен гидроудар в цилиндрах, деформация и поломка поршневых колец, самих поршней, клапанов и шатунов.

4.

Четвертый шаг диагностики неисправности системы охлаждения двигателя – это проверка состояния свечей зажигания. Дело в том, что антифриз, попадая в двигатель, активно отчищает всё на своем пути. Поэтому, если одна из свечей будет выглядеть новой, т.е. будет хорошо отмыта – вы нашли место дефекта. Вы можете через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением и убедиться, что уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться. ВАЖНО! При проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, держать автомобиль на тормозе и включить передачу.

5.

Пятая версия, которую стоит проверить, это то, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндры через систему впуска. Это возможно из-за повреждения прокладки впускного коллектора, если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью. А так же из-за повреждения уплотнений узла дроссельной заслонки, как правило, это происходит на автомобилях азиатского рынка. В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов в ней нет, масло не превращается в эмульсию, зато есть, как правило, сладковатый запах антифриза в выхлопных газах и активное парение.

6.

Дальше следует снятие головки блока цилиндров и механическая диагностика двигателя. Рекомендована проверка состояния прокладки ГБЦ, шлифовка плоскости ГБЦ, опрессовка ГБЦ а так же осмотр камеры сгорания, тарелок клапанов и днища поршня.При перегреве двигателя часто происходит прогар прокладки ГБЦ, который во многих случаях сопровождается деформацией плоскости головки блока цилиндров. В этом случае достаточно шлифовки плоскости ГБЦ и замены прокладки. А вот в случае, если при снятии головы нет явных дефектов, необходимо проверить головку на герметичность под давлением, эта операция называется опрессовка ГБЦ. При этом, вблизи седла выпускного клапана на стенке камеры сгорания часто обнаруживается трещина. Далее надо опустить поршень в нижнюю мертвую точку и внимательно осмотреть цилиндр. Очень большая редкость трещина в самом цилиндре, но убедиться, что её нет надо обязательно.Еще раз напомним, что все неисправности, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, это следствие и цепочки неисправностей, и важно устранить их первопричину. Такие дефекты чаще всего возникли из-за перегрева двигателя, который в свою очередь произошел из-за того, что не работает термостат, датчик включения вентилятора, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.Помните, что если вы заметили белый дым из выхлопной трубы, важно сразу разобраться в причинах его возникновения. Ездить на машине с таким дефектом нельзя, потому что как известно «водичка дырочку найдет» и такие дефекты быстро прогрессируют, а работа двигателя на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей. И если обратившись в автосервис сразу вы можете обойтись заменой прокладки ГБЦ, то через несколько сотен километров эксплуатации двигателя с эмульсией вы заработаете капиталку.

Черный дым из выхлопной трубы

В отличие от белого пара, черный – это именно дым, т.е. частички сажи, возникающие при неполном сгорании топлива. Поэтому черный дым из выхлопной трубы – это признак того, что топливовоздушная смесь излишне обогащена. Соответственно, мы можем сделать вывод о неисправностях системы питания, системы зажигания или системы управления впрыском. При этом закономерны большой расход топлива, плохой запуск и неустойчивая работа двигателя, высокая токсичность выхлопных газов, и потеря мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.

Черный дым при карбюраторной подаче топлива

У автомобилей с карбюратором черный дым обычно возникает из-за неправильно установленного угла опережения зажигания или неисправности карбюратора. В этом случае возможен перелив топлива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров.

Черный дым бензиновых двигателей

При инжекторной подаче топлива, управляющейся компьютером, переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности расходомера, лямда зонда, а также если льют форсунки. При этом существует опасность, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. В этом случае возможен гидроудар.

Черный дым дизельных двигателей

У дизелей черный дым является свидетельством дефекта в работе топливной аппаратуры. Это проявляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.При этом, стоит понимать, то всем без исключения двигателям вредно работать на переобогащенной смеси. Такая эксплуатация мотора вызывает его повышенный износ или даже задиры на стенках цилиндров, с которых избыточное топливо смывает масло и ухудшает смазку. Несгоревшее топливо может догорать в катализаторе, раскаляя его и создавая опасность возгорания автомобиля, а так же попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. Вы можете это обнаружить вынув масляный щуп и поняв что уровень масла повышен, а само масло имеет запах топлива.

Синий дым из выхлопной трубы – масляный дым.

Если белый дым из глушителя – это признак антифриза в цилиндрах, а черный дым – свидетельство переобогащенной смеси, то основная причина появления синего дыма — это горение масла в двигателе. Такой дым закономерно называют “масляным” и он мог бы радовать своим цветом глаз автолюбителей, если бы не был таким явным свидетельством проблем с двигателем. Действительно, цвет и фактура этого дыма может быть как плотной насыщенной с явной синевой, так и почти прозрачной голубой.Цвет масляного дыма в каждом случае разный и зависит от множества факторов: степени прогрева двигателя, количества оборотов, состава и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности, влажности и пр. В отличие от пара дым в котором содержится масло, долго держится в воздухе образуя облако с характерным запахом. Если к выхлопной трубе на несколько секунд поднести лист бумаги, на ней появляются жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.

Определение по характеру дымления степени износа двигателя

Опытные мотористы уже расспрашивая клиента об особенностях дымления мотора могут предположить, что их ждет внутри:• Если синий или сине-белый дым явно виден только при прогреве двигателя, постепенно уменьшаясь и даже исчезая когда мотор прогреется, это скорее всего указывает на то того, что больших износов деталей нет. Объясняется такой эффект расширением деталей при нагревании. При прогреве мотора они лучше прилегают друг к другу и перестают пропускать масло.• Если же после полного прогрева двигателя дымление усиливается – можно сделать вывод о большом износе деталей. В этом случае расширения деталей при нагреве не достаточно для герметизации течи масла, а горячее масло в свою очередь легче протекает в цилиндр через зазоры в деталях.Естественно, что в случае горения масла в двигателе, масло имеет повышенный расход. При этом, есть статистика такого расхода:• Если расход в районе пол литра масла на 100 км, масляный дым появляется в основном на переходных режимах работы двигателя.,• По достижении одного литра на сотню км, масляный дым видно уже и на режимах равномерного движения, а на переходных режимах дым из выхлопной трубы становится густым сине-белым.Кстати, если течи масла нет, а расход масла есть, но дыма из выхлопной трубы вы не наблюдаете, надо помнить, что в современных автомобилях существует возможность установки нейтрализатора, способного очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно большом расходе.

Парадокс компрессии

При диагностике причин появления сизого дыма важно помнить о том, что компрессия может быть как заниженной, так и завышенной:• С одной стороны износ деталей цилиндропоршневой группы нередко сопровождается потерей компрессии и повышением давления картерных газов.• С другой стороны большое количество масла, поступающее в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях, если эти зазоры не слишком велики, то результат измерения компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу.

Из-за каких дефектов масло попадает в камеру сгорания?

Сразу скажем, что у масла есть два пути в камеру сгорания:1. через поршневые кольца;2. через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.

• Износ поршневых колец

Самая распространенная причина горения масла в двигателе – это дефект поршневых колец. При этом у верхних компрессионных колец износ часто происходит не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, испытывающим давление газов в цилиндре. Кроме того, износ канавок этих колец в поршнях создает насосный эффект и закачивает масло в цилиндр, даже если маслосъемные кольца еще в норме.

• Нарушение геометрии цилиндров

Что касается износа самих цилиндров, то у них более всего страдает место остановки верхнего кольца при достижении поршнем верхней мертвой точки, в то время как средняя часть цилиндра часто приобретает форму эллипса. При диагностике состояние цилиндропоршневой группы, производится серия замеров геометрии цилиндров: как минимум в двух вертикальных плоскостях и в трех-четырех уровнях по горизонтали, чтобы точнее определить овальность и эллипсность. Очень важно максимально точно выявить все отклонения формы цилиндра от окружности, т.к. они значительно ухудшают уплотнительные свойства колец.

• Задиры на цилиндрах

Задиры, царапины на поверхности цилиндрах так же становятся путями для попадания масла в цилиндр. Есть три стандартных варианта, при которых на цилиндре возникают царапины:1. При плохой фильтрации масла, если между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы.2. После долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться очаги коррозии. В этом случае есть надежда, что детали могут приработаться и дым пропадет.3. При нарушении технологии ремонта двигателя, если двигатель собран в грязи, поверхность отремонтированного цилиндра слишком грубая, либо цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца.

• Износ маслосъемных колпачков

Следующая группа причин, по которым появляется сизый или синий дым из выхлопной трубы, а так же дополнительный расход масла связана с износом направляющих втулок и стержней клапанов, а также потерей эластичности маслосъемных колпачков. Это как раз те самые дефекты, при которых по мере прогрева двигателя количество дыма увеличивается, т.к. горячему более текучему маслу становится гораздо легче попадать в камеру сгорания через зазоры в изношенных деталях.При торможении двигателем и на холостых оборотах, попадание масла в цилиндры еще усиливается, вызывая клубы дыма. Это происходит из-за того, что на этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего “масляного” дыма.

• Неисправность турбокомперссора

В случае, если мы имеем дело с турбированным мотором, у которого среди тревожных симптомов синий дым и расход масла, есть основания подозревать износ подшипников и уплотнений ротора турбокомпрессора. При этом, износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков, включая масляный нагар на свечах. Дефектоционное отличие в том, что при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла. Значительно сложнее выявить неисправность уплотнения турбины, т.к. масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.

• Прогар клапана

Следующей причиной появления синего дыма из выхлопной трубы и повышенного расхода масла является неисправность системы зажигания или негерметичность клапанов. В случае прогара клапана дым приобретает бело-голубой оттенок. Естественно, что и в плане постановки диагноза такая явная неисправность очень проста. Достаточно выкрутить свечи и замерить компрессию. Цилиндр в котором прогорел клапан будет отличаться от других отсутствием компрессии и обильным черным нагаром на свече зажигания. Если двигатель с прогоревшим клапанам какое-то время эксплуатировали, то нагар на свече может превратиться в нарост.

• Дефект АКПП

Самой редкой поломкой, вызывающей синий дым из глушителя можно назвать дефект АКПП. Это происходит в случае разрыва мембраны регулятора, если у АКПП вакуумный датчик нагрузки. Конструкция этой системы такова, что полость АКПП соединена шлангом со впускным коллектором, и мотор при движении высасывает масло из коробки передач. При этом, масло поступает только в те цилиндры, около которых в коллекторе сделан отбор вакуума. Этот процесс сопровождается забрасыванием свечей зажигания и разбрызгиванием масла из свечных отверстий, что и позволяет определить дефект, т.к. коробочное масло имеет специфический запах и красный цвет.И если обобщить, всё о чем мы говорили в отношении масляного дыма, то многолетний опыт работы подсказывает, что чем серьезнее неисправность, тем она более очевидна:• Сильный перегрев двигателя вызывает деформацию юбок поршней, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром• Детонация обычно приводит к поломке перемычек между кольцами на поршнях, реже — к поломке самих колец.• Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец.• Тот же результат может быть при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по не закрывшемуся клапану.• Менее очевидный, но не менее серьезный дефект может появиться, например, в результате заливки в двигатель масла низкого качества, из-за которого поршневые кольца могут пригореть или залечь в канавках поршня, существенно снизив компрессию в цилиндре.Как определить проблемный цилиндрПри холодном запуске двигателя, неисправный мотор часто торит, что может сразу указать неработающие цилиндры. Если этого не произойдет, на помощь приходит фонендоскоп, локализующий посторонние шумы и стуки при работе двигателя. Ну, и самый действенный способ, так как чаще всего, неисправность возникает в одном цилиндре или паре, локализовать повреждение можно просто сравнив состояние свечей зажигания и значение компрессии в разных цилиндрах.

Можно ли ездить на машине с синим дымом?

Если вы прочли не только подзаголовки этой статьи, но и её основное содержание, ответ на этот вопрос для вас очевиден. И вы сами четко понимаете, что эксплуатация двигателя с вышеописанными неисправностями, не только не комфортна для вас, но и губительна для автомобиля.

Приезжайте к нам на диагностику и ремонт двигателя, мы работаем круглосуточно и всегда готовы оказать квалифицированную помощь! тел (812)931-09-78, 948-13-40, 931-13-68адрес: Большая Яблоновка д. 56.есть эвакуатор!

saenko-service.ru