Для тушения загорания бензина, дизельного топлива, лаков, красок применяются... Для тушения загорания бензина


Для тушения загорания бензина, дизельного топлива, лаков,... -reshimne.ru

1. Огнетушители порошковые. Они бывают с порошками общего и специального назначения. Первые используются при ликвидации возгораний материалов, содержащих углерод (древесина, газы), вторые – при тушении пожаров, вызванных горением щелочных металлов, пирофорных веществ или соединений алюминия.

 

2. Огнетушители углекислотные. Сжиженный диоксид углерода выступает в качестве огнетушащего средства. При возгорании электроустановок под напряжение и веществ, которые не поддерживают горение без доступа кислорода, можно использовать ручные углекислотные огнетушители. При тушении пожаров в помещениях, где нежелательно применение воды (архивах, музеях и т.п.) рекомендовано использовать передвижные углекислотные огнетушители. Также их применение показано при горении легвоспламеняющихся жидкостей, если площадь возгорания составляет не более 5 м2, двигателей внутреннего сгорания.

 

3. Огнетушители жидкостные. Огнетушащее средство в данном случае представлено водой в чистом виде, водным раствором определенных химических веществ или водой, в которую добавлены поверхностно-активные вещества. Возможно использование этих огнетушителей только при плюсовых температурах.

 

4. Огнетушители пенные. Имеют широкую область применения, исключение составляет случаи, когда пена может послужить проводником электрического тока. Пена, являющаяся огнетушащим средством в огнетушителях данного вида, образуется из водных растворов щелочей и кислот.

 

5. Огнетушители воздушно-пенные. Они используются для тушения на пожарах средней категории. Не допускается применение данных огнетушителей в случае возгорания щелочных металлов, веществ, поддерживающих горение без кислорода, электроустановок под напряжением. Огнетушащим средством является водный раствор пенообразователя ПО-1, за границей вместо ПО-1 используется смачиватель "легкая вода".

 

6. Огнетушители аэрозольные. В качестве огнетушащего средства выступают галоидированные углеводороды, способствующие парообразованию, например, бромистый этил, хладон. Данные огнетушители хорошо справляются с возгораниями электроустановок, легковоспламеняющихся жидкостей, различных твердых веществ, за исключением щелочей и веществ, содержащих кислород.

reshimne.ru

Для тушения загорания бензина, дизельного топлива, лаков, красок применяются... - Обж

1. Огнетушители порошковые. Они бывают с порошками общего и специального назначения. Первые используются при ликвидации возгораний материалов, содержащих углерод (древесина, газы), вторые – при тушении пожаров, вызванных горением щелочных металлов, пирофорных веществ или соединений алюминия.

 

2. Огнетушители углекислотные. Сжиженный диоксид углерода выступает в качестве огнетушащего средства. При возгорании электроустановок под напряжение и веществ, которые не поддерживают горение без доступа кислорода, можно использовать ручные углекислотные огнетушители. При тушении пожаров в помещениях, где нежелательно применение воды (архивах, музеях и т.п.) рекомендовано использовать передвижные углекислотные огнетушители. Также их применение показано при горении легвоспламеняющихся жидкостей, если площадь возгорания составляет не более 5 м2, двигателей внутреннего сгорания.

 

3. Огнетушители жидкостные. Огнетушащее средство в данном случае представлено водой в чистом виде, водным раствором определенных химических веществ или водой, в которую добавлены поверхностно-активные вещества. Возможно использование этих огнетушителей только при плюсовых температурах.

 

4. Огнетушители пенные. Имеют широкую область применения, исключение составляет случаи, когда пена может послужить проводником электрического тока. Пена, являющаяся огнетушащим средством в огнетушителях данного вида, образуется из водных растворов щелочей и кислот.

 

5. Огнетушители воздушно-пенные. Они используются для тушения на пожарах средней категории. Не допускается применение данных огнетушителей в случае возгорания щелочных металлов, веществ, поддерживающих горение без кислорода, электроустановок под напряжением. Огнетушащим средством является водный раствор пенообразователя ПО-1, за границей вместо ПО-1 используется смачиватель "легкая вода".

 

6. Огнетушители аэрозольные. В качестве огнетушащего средства выступают галоидированные углеводороды, способствующие парообразованию, например, бромистый этил, хладон. Данные огнетушители хорошо справляются с возгораниями электроустановок, легковоспламеняющихся жидкостей, различных твердых веществ, за исключением щелочей и веществ, содержащих кислород.

09mog.ru

Тушение - горящий нефтепродукт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Тушение - горящий нефтепродукт

Cтраница 1

Тушение горящих нефтепродуктов в резервуарах путем перемешивания сжатым воздухом, подаваемым под слой жидкости, является простым и дешевым средством ликвидации пожаров. Метод основан на том, что верхний нагретый слой жидкости при перемешивании охлаждается до температуры, при которой выделение паров над поверхностью жидкости резко снижается и их концентрация становится недостаточной для поддержания горения. Перемешивание может осуществляться также с помощью любого инертного газа.  [1]

Тушение горящих нефтепродуктов в резервуарах осуществляется следующими огнегасительными средствами: а) химической пеной; б) воздушно-механической пеной; в) распыленной водой; г) водяным паром и углекислым газом.  [2]

Тушение горящих нефтепродуктов связано с большими затратами пенообразователей. Так, для тушения пламени бензина критическая интенсивность подачи 100-кратной пены должна составлять каждую секунду 0 035 кг на 1 м2 горящей поверхности.  [3]

А вот для тушения горящих нефтепродуктов вода не годится. При тушении водой нефтепродукты всплывают, так как они легче воды, и продолжают гореть. Вода даже может оказаться причиной расширения очага пожара. Нельзя применять воду для тушения в местах, где расположено электрооборудование, находящееся под током, так как вода - хороший проводник электричества, и тот, кто держит в руках пожарный ствол, может быть по струе воды поражен электротоком, что и случалось неоднократно.  [4]

Сейчас в мировой практике для тушения горящих нефтепродуктов, химических материалов, хлопка и тканей, а также пожаров на заводах, в библиотеках, на судах, танкерах, самолетах и на других объектах используется воздушно-механическая пена. Такие пены получают введением воздуха или диоксида углерода в водные растворы ПАВ со стабилизатором.  [5]

Кроме воды, основными средствами для тушения горящих нефтепродуктов и нефти являются химическая и воздушно-механическая пена.  [6]

Вода в распыленном состоянии может применяться для тушения горящих нефтепродуктов с температурой вспышки свыше 120 С.  [7]

Вместе с тем воду нельзя применять для тушения горящих нефтепродуктов - бензина, керосина, масел, а также ацетона и других продуктов переработки природных углеводородов плотностью меньше единицы. Будучи легче воды, они всплывают на ее поверхность, продолжают гореть и растекаться, увеличивая зону горения. Компактная струя большой энергии разбрызгивает горящую жидкость при ударе и также может способствовать увеличению очага пожара.  [8]

Пенокамеры представляют собой устройство, устанавливаемое на верхнем поясе резервуара и предназначенное для тушения горящих нефтепродуктов посредством пены, подаваемой в резервуар под давлением по пенопроводу.  [9]

Однако нефтепродукты тушить водой нельзя, так как они, имея меньшую плотность, чем вода, всплывают на поверхность, растекаются и горение продолжается поверх воды на большей площади. Наиболее эффективным средством для тушения горящих нефтепродуктов является прекращение доступа воздуха в зону горения. Это достигается различными способами: можно накрыть горящий сосуд с нефтепродуктом кошмой, одеялом, засыпать песком.  [10]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Для тушения загорания бензина, дизельного топлива, лаков, красок применяются... - Обж

1. Огнетушители порошковые. Они бывают с порошками общего и специального назначения. Первые используются при ликвидации возгораний материалов, содержащих углерод (древесина, газы), вторые – при тушении пожаров, вызванных горением щелочных металлов, пирофорных веществ или соединений алюминия.

 

2. Огнетушители углекислотные. Сжиженный диоксид углерода выступает в качестве огнетушащего средства. При возгорании электроустановок под напряжение и веществ, которые не поддерживают горение без доступа кислорода, можно использовать ручные углекислотные огнетушители. При тушении пожаров в помещениях, где нежелательно применение воды (архивах, музеях и т.п.) рекомендовано использовать передвижные углекислотные огнетушители. Также их применение показано при горении легвоспламеняющихся жидкостей, если площадь возгорания составляет не более 5 м2, двигателей внутреннего сгорания.

 

3. Огнетушители жидкостные. Огнетушащее средство в данном случае представлено водой в чистом виде, водным раствором определенных химических веществ или водой, в которую добавлены поверхностно-активные вещества. Возможно использование этих огнетушителей только при плюсовых температурах.

 

4. Огнетушители пенные. Имеют широкую область применения, исключение составляет случаи, когда пена может послужить проводником электрического тока. Пена, являющаяся огнетушащим средством в огнетушителях данного вида, образуется из водных растворов щелочей и кислот.

 

5. Огнетушители воздушно-пенные. Они используются для тушения на пожарах средней категории. Не допускается применение данных огнетушителей в случае возгорания щелочных металлов, веществ, поддерживающих горение без кислорода, электроустановок под напряжением. Огнетушащим средством является водный раствор пенообразователя ПО-1, за границей вместо ПО-1 используется смачиватель "легкая вода".

 

6. Огнетушители аэрозольные. В качестве огнетушащего средства выступают галоидированные углеводороды, способствующие парообразованию, например, бромистый этил, хладон. Данные огнетушители хорошо справляются с возгораниями электроустановок, легковоспламеняющихся жидкостей, различных твердых веществ, за исключением щелочей и веществ, содержащих кислород.

strinfo.ru

Как потушить пожар в автомобиле, виды автомобильных огнетушителей

Пирогами, и блинами, и сушеными грибами:как потушить пожар в автомобиле

В огне горит, как известно, все. Горят леса, горят дома, горят автомобили. Причем последние, по статистике, стали гореть все чаще и чаще. Что может являться причиной пожара на колесах, чем с огнем бороться, какой огнетушитель выбрать? Об этом и поговорим

ПОЧЕМУ ГОРЯТ АВТОМОБИЛИ

как потушить пожар в автомобиле

На самом деле основных причин, по которым может загореться автомобиль, всего две – техническая неисправность и вина водителя. К технической неисправности, в первую очередь, можно отнести утечку ГСМ. Даже нескольких граммов топлива или масла, вырвавшегося из магистрали или узла на раскаленный выпускной коллектор, достаточно, чтобы загорелось подкапотное пространство, а далее огонь перекинулся на салон и… И всего 20 минут нужно, чтобы автомобиль выгорел до остова. В связи с этим вот что хочется посоветовать. Не ленитесь, открывайте капот хотя бы раз в месяц для осмотра подкапотного пространства. Легкий запах топлива, «запотевание» топливных или масляных магистралей в местах сочленений – все это признак того, что под капотом что-то не так, и требуется срочное выявление и устранение неисправности.

почему горят автомобили

Причиной возгорания автомобиля может стать и неисправная электропроводка. Времена, когда в блок предохранителей вместо рекомендуемой по силе тока вставки умниками внедрялась пятирублевая монета, конечно, уже прошли, однако неисправная электропроводка все так же вполне способна превратить ваш даже очень роскошный автомобиль в кучу покоробленного огнем железа. От того, что где-то какой-то провод перетерся, а потом коротнул на корпус, не застрахованы владельцы как обветшалой «классики», так и самых дорогих автомобилей. Порой такие мины замедленного действия и вовсе заложены конструктивно. Свидетельство тому – масса отзывных кампаний по устранению неисправностей подобного рода как нашими, так и зарубежными производителями. Так что если вы вдруг почувствуете в салоне или под капотом запах «горящей» проводки, немедленно остановите машину, обесточьте ее, сняв минусовую, а лучше обе клеммы с аккумулятора, и по возможности сами или при помощи специалиста выявите причину появления этого запаха. Неисправная электропроводка также может давать о себе знать неадекватной работой электрооборудования. Вместо «стопов», например, могут загораться поворотники, а на щитке приборов привычно невидимые пиктограммы могут вдруг вспыхнуть и начать моргать в такт музыке из динамиков. Это все тоже признаки того, что вам необходимо выявить причину, причем немедленно! Поверьте, «Посмотрю, когда приеду» может прозвучать за минуту до «Черт, что это горит?».

причины возгорания в автомобиле

И второй причиной возгорания автомобиля, как уже говорилось, может стать «прокладка», находящаяся между рулем и сиденьем. Зачастую водители сами делают все, чтобы их транспортное средство как можно скорее загорелось. Это и оставленная после ремонта под капотом ветошь, и бутылки с маслами и горючими жидкостями или аэрозолями, и, конечно, разного рода несертифицированные шумоизоляционные и теплоизолирующие материалы. Сожженных машин по вине загоревшихся одеял и ватных матрасов под капотом по всей стране уйма. Не меньше колесной техники горит по причине применения открытого огня для обогрева двигателя. Это одна из основных причин, по которым автомобили полыхают зимой. Поставленная под масляный картер двигателя паяльная лампа вполне способна превратить в факел даже карьерный самосвал. Так что, прежде чем разводить огонь в неположенном месте, несколько раз подумайте, стоит ли игра таких свеч, или же каким-то другим, более цивилизованным образом следовало подготовить свой автомобиль к зиме, к примеру, установив сертифицированную систему автономного подогрева или же попросту используя рекомендуемое для низких температур масло.

Немало сгорело автомобилей и от банального окурка. Выброшенный на ходу в открытое окно, он незаметно для водителя забрасывается обратно в салон набегающим встречным потоком (особенно часто это происходит, когда в салоне открыты все окна), а далее спокойненько себе ждет на заднем сиденье, когда все тот же набегающий встречный поток раздует его искры в пламя.

как предотвратить пожар в автомобиле

Есть и еще одна причина, по которой горят автомобили, это поджог. Но это событие уже из разряда человеческих взаимоотношений, посему рассматривать, кто и почему решил спалить ваш автомобиль, не будем. А если это вдруг произошло, то вспомните, не отдавили ли вы кому-то ноги на пешеходном переходе или не провели ли вечер в объятиях чужой супруги…

ЧЕМ ТУШИТЬ?

Как быть, если все же загорелось? «Конечно же, тушить огнетушителем», – скажете вы, тем более что его наличие в автомобиле прописано в ПДД. Да, на нашу беду, а точнее говоря, чтобы с ней справиться, в каждом автомобиле должен быть огнетушитель. Кстати, первое упоминание об огнетушителе датируется XVIII веком. Тогда он представлял собой бочку, наполненную водой и порохом. Бочку закатывали в охваченное огнем помещение и ждали пока порох, под воздействием температуры взорвется, и вода будет разбрызгана по всей площади возгорания. Огнетушитель же в том форм-факторе, к которому мы привыкли, появился лишь столетие спустя. В 1816 году английский изобретатель Джордж Мэнби предложил в наполненный водой металлический сосуд нагнетать под давлением воздух, который после нажатие на спусковой крючок и выдавливал из него воду упругой струей. Объем огнетушителя составлял 24 литра.

Сегодня ПДД требуют, чтобы в автомобиле находился огнетушитель объемом не меньше 2 литров. По мнению специалистов, этого должно хватить для тушения зарождающегося пожара, что подтверждено множеством испытаний как в лабораторных, так и в полевых условиях.

Однако вам наверняка не раз доводилось видеть возле остова сгоревшего автомобиля множество использованных огнетушителей, но при этом машину удалось затушить лишь прибывшим пожарным. Все дело в том, что некоторые из огнетушителей неспособны потушить то, что горит в автомобиле. А что же, собственно говоря, в автомобиле горит? В первую очередь это ГСМ, то есть топливо, масло, гидравлические жидкости, во вторую очередь пластик и его производные. Учитывая эти факторы, нужно понимать, что тушить автомобиль нужно теми огнетушителями, которые рассчитаны на борьбу с огнем, распространяющимся по материалам, из которых автомобиль собран, то есть заливать его просто водой, конечно, можно, но ее нужно довольно много. Позволить же себе иметь под рукой вместо огнетушителя пожарную машину, а вместо аптечки скорую помощь могут лишь олигархи.

ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ 

Оговоримся сразу, как таковых автомобильных огнетушителей не бывает. Есть допуски, по которым те или иные огнетушители разрешается использовать в качестве автомобильных, и к ним относятся всего два типа – порошковые и хладоновые. Впрочем, если внимательно почитать наставление по пожарной безопасности, то станет ясно, что, в принципе, отнести к автомобильным огнетушителям можно еще и углекислотный, при условии, что его огнетушащая способность будет не ниже, чем у тех огнетушителей, что упомянуты выше. В итоге сегодня при получении диагностической карты наличие такого огнетушителя в салоне автомобиля является одним из пунктов, разрешающих дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.

виды автомобильных огнетушителей

Что же представляют собой эти огнетушители, и где их лучше покупать? Скажем сразу, покупать огнетушитель лучше всего не на рынке или в автомагазине, а в специализированных центрах, торгующих таким оборудованием. Нарваться там на подделку или просроченный, читай не действующий огнетушитель, практически невозможно. Конечно, для этого придется найти такой магазин, доехать до него, что куда хлопотнее, чем прикупить средство пожаротушения в отделе автоаксессуаров гипермаркета при очередном походе за продуктами. Но если, не дай бог, возгорание все же произойдет, то лучше быть уверенным, что вы используете для его тушения именно огнетушитель, и вам не придется уподобляться крокодилу из стишка Чуковского, который тушил море «пирогами, и блинами, и сушеными грибами».

ПОРОШКОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОП)

порошвковый огнетушитель для автомобиля

Оптимальный вариант для автомобиля – это порошковый огнетушитель, потому как он считается разрешенным и универсальным. Он тушит все, начиная от топлива и заканчивая тлеющим сиденьем. Борется он с огнем специальным мелкодисперсионным порошком (отсюда и название), который находится в баллоне под высоким давлением. Давление это может быть задано как изначально, так и путем активации химической реакции непосредственно перед применением. В этом случае после того как вы активируете огнетушитель и сможете его применить, пройдет секунд пять, необходимых для наполнения баллона вытесняющим газом. При активации огнетушителя порошок из него ложится на горящие элементы и, спекаясь, прекращает доступ кислорода к огню, тем самым гася его. Правда, есть у такого огнетушителя и один минус. После того как огонь будет потушен, на очистку узлов и агрегатов от «румяной корочки» уйдет немало времени. Да и не запекшийся порошок, то есть тот, который не контактировал с огнем, убрать непросто. А уж в том, что он заполонит все вокруг в радиусе нескольких метров, будьте уверены. Кстати, часто бывает, что просроченные порошковые огнетушители, в первую очередь это касается тех, что активируются химическим путем, не срабатывают, и их откидывают в сторону. А между тем, открутив верхнюю крышку, порошок, которым он наполнен, можно просто высыпать на огонь, тем самым фактически применив по назначению. Такие огнетушители тоже раньше продавались.

ХЛАДОНОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОХ)

Как видно из названия, в таком огнетушителе в качестве средства борьбы с огнем используется газообразная углеводородная смесь, хладон. Она аналогична той, что применяется в холодильных установках в качестве теплоносителя. Огнетушитель представляет собой герметичный баллон, в котором в сжатом виде находится огнегасящая составляющая. При активации огнетушителя сжиженный газ на выходе из баллона переходит в твердое состояние и уже в виде плотного снежного покрова накрывает горящий предмет, тем самым лишая огонь его питания, то есть кислорода. К плюсам такого огнетушителя стоит отнести то, что после того как огонь будет потушен, а снег растает, никаких дополнительных действий по очистке салона или подкапотного пространства производить не нужно. Именно поэтому такие огнетушители рекомендуют для тушения высокотехнологичного оборудования, чтобы после пожара не требовалось менять все оборудование, а лишь ту часть, которая действительно была поражена огнем. Как и порошковый, такой огнетушитель после применения нужно перезарядить, потому как использовать хладон нужно за одно нажатие, то есть полностью. К более серьезным минусам можно отнести то, что хладон довольно токсичен, в связи с чем работать с таким огнетушителем нужно крайне осторожно и в хорошо проветриваемом помещении. Если тушить им автомобиль на улице еще допустимо, то в гараже или на крытой парковке делать это нужно уже в средствах индивидуальной защиты. Да и цена хладонового огнетушителя ввиду дороговизны активного вещества в разы больше порошкового.

УГЛЕКИСЛОТНЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОУ)

Увы, хоть этот огнетушитель и рекомендовано применять для тушения пожара в автомобиле, по большому счету он не тушит огонь, а лишь сбивает пламя. В баллон под высоким давлением закачана углекислота. Под высоким давлением она вырывается из раструба после активации и накрывает огонь снегом, но эффективность такого огнетушителя в два раза ниже хладонового, в связи с чем пламя может вновь разгореться, и дотушивать его придется уже порошковым огнетушителем или подручными средствами. Следует знать и то, что при отрицательных температурах у углекислотного огнетушителя существенно снижается эффективность. А еще у объекта тушения могут появиться значительные тепловые напряжения ввиду воздействия на него отрицательными температурами. Проще говоря, блок двигателя или радиатор могут попросту лопнуть, как лопается от перепада температур стакан с горячим чаем если его поставить в сугроб. К тому же во время тушения пожара углекислотным огнетушителем вас может ударить током ввиду накопившегося статического напряжения, появляющегося при выходе углекислоты из раструба. За раструб же лучше и вовсе держаться в варежках, в противном случае можно получить сильное обморожение: температура углекислоты на выходе из баллона –70 Со.

ВОЗДУШНО-ЭМУЛЬСИОННЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОВЭ)

Этот тип огнетушителей относительно новый, в связи с чем его нет в списке тех, что рекомендованы для тушения пожара на автотранспорте, и, как следствие, ГТО с ним зачастую пройти не удается. Однако в качестве действительно эффективного средства по борьбе с пожаром иметь его в салоне автомобиля рекомендуем. В заряд такого огнетушителя входит большое количество поверхностно-активных веществ, антифриз, органические и неорганические добавки нового поколения. Тушение огня таким огнетушителем происходит посредством подачи к очагу возгорания специальной эмульсии на основе воды. Состав абсолютно безвреден для человека и окружающей среды, к тому же после высыхания эмульсия практически не оставляет следов. Несмотря на то, что в состав смеси входит вода, тушить таким огнетушителем можно даже электрооборудование, находящееся под напряжением. Не стоит бояться и того, что такой огнетушитель может замерзнуть. До –40 Со он вполне работоспособен. Из недостатков можно отметить лишь довольно высокую стоимость этого огнетушителя. Впрочем, если учесть, что срок его жизни порядка 10 лет, получается, что, купив однажды, далее его можно перекладывать из автомобиля в автомобиль, а не покупать каждый раз новый при смене машины.

5koleso.ru

Тушение пожаров ЛВЖ и ГЖ: как и чем тушат?

Тушение пожаров ЛВЖ и ГЖ опирается на анализе всех вариантов их развития. Возгорания, происходящие в резервуарах, более продолжительные, потому требуют большое количество средств и сил для ликвидации.

Резервуары для хранения ЛВЖ и ГЖ

Для целей хранения ЛВЖ и ГЖ используются емкости из металла, железобетона, льдогрунта и синтетического материала. Самыми популярными считаются резервуары из стали. Их классифицируют по конструкции и вместимости на:

  • вертикальные в форме цилиндра, имеющие коническую или сферическую крышу, объемом в 20 тыс.куб.м для хранения ЛВЖ и 50 тыс.куб.м для хранения ГЖ;
  • вертикальные в форме цилиндра, имеющие стационарную крышу и плавающий понтон, объемом в 50 тыс.куб.м;
  • вертикальные в форме цилиндра, имеющие плавающую крышу, объемом в 120 тыс.куб.м.
РВС с ГЖ и ЛВЖ

РВС с ГЖ и ЛВЖ

Процесс развития пожара в резервуаре

Тушение пожаров резервуарных парков хранения ЛВЖ, ГЖ зависит от сложности процесса развития возгорания. Горение начинается по причине взрыва газовоздушной смеси при наличии источника зажигания. Образование загазованной среды происходит из-за свойств ГЖ и ЛВЖ, а также режимов эксплуатации и климатических условий вокруг резервуара. Взрываясь, газовоздушная смесь на высокой скорости устремляется вверх, часто срывая крышу емкости, после чего начинается воспламенение по всей поверхности хранимой горючей жидкости.

Дальнейшая судьба пламени будет зависеть от того участка, где оно началось, его габаритов, огнестойкости конструкции резервуара, погодных условий, действий работников и противопожарных систем.

Пожар ГЖ в резервуарах вертикальных

Пожар ГЖ в резервуарах вертикальных

При хранении ГЖ и ЛВЖ, к примеру, в резервуарах из железобетона при взрыве разрушается его часть, а горение начинается именно на этом участке, что в течение последующих 30 минут приводит к полному разрушению емкости и распространению пожара. Остальные типы емкостей при отсутствии охлаждения со стороны в течение 15 минут деформируются, провоцируя разлив ЛВЖ и распространение огня.

Пенное пожаротушение

Тушение ЛВЖ и ГЖ пеной низкой и средней кратности – самый востребованный способ борьбы с пламенем. Преимущество пены состоит в том, что она изолируется поверхность горючей жидкости от пламени, что приводит к уменьшению ее испарения и, соответственно, объема горючих газов в воздухе. При этом образуется раствор пенообразователя, обладающего охлаждающими свойствами. Таким образом достигается конвективный тепломассобмен, а температурный уровень становится одинаковым по всей глубине емкости за 15 минут от начала применения пены.

Тушение пеной

Тушение легковоспламеняющихся жидкостей с помощью пенного раствора различной кратности зависит от того, где происходит горение:

  • низкая кратность для нижней части емкости, используется для «подслойного» метода тушения, в составе огнетушащего вещества содержится фторсодержащий пленкообразующий пенообразователь, благодаря которому при подъеме пены через слой горючего содержимого, она не насыщается парами углеводородов, сохраняет огнегасящие способности; получают при помощи стволов низкократной пены;
  • средняя кратность для поверхностного тушения, пена также инертна, не взаимодействует с парами ЛВЖ, охлаждает жидкость, способствует уменьшению образования взрывовоздушной смеси; получают с помощью специализированных пеногенераторов по типу ГПС.

После того, как тушение ЛВЖ и ГЖ закончено, на поверхности жидкости образуется толстый пенный слой, защищающий ее возобновления горения.

При подаче огнетушащей пены  очаг пламени следует соблюдать интенсивность в 0,15 л/с.

Осуществить пенное пожаротушение допускается тремя методами:

  • доставка пенообразователя при помощи пеноподъемника и другой подобной техники;
  • доставка пены к поверхности горящих ЛВЖ и ГЖ при помощи мониторов;
  • доставка пены посредством подслойного тушения.

Водяное пожаротушение

При отсутствии возможности организовать тушение пожаров ЛВЖ с помощью пены допускается применять распыленную воду, которая способствует охлаждению горючего содержимого до температуры, при которой невозможна его вспыхивание.

При этом интенсивность подачи водяного раствора должна быть не меньше 0,2 л/с.

Порошковое тушение

Тушение пожаров в резервуарных парках хранения ЛВЖ с помощью порошка подходит для тех ситуаций, когда горение происходит в районе задвижек, фланцевых соединений или зазорах между крышей и стенкой емкости. Интенсивность подачи должна превышать 0,3 кг/с. Порошок не способен охладить жидкость, потому может потребоваться повторное тушение ЛВЖ.

Тушение порошком — только для незначительных возгораний и быстрого тушения

Во избежание подобных ситуаций порошковое пожаротушение комбинируют с пенным следующими способами:

  • максимальное тушение пламени пенным раствором, после чего с помощью порошка локализуют отдельные очаги пламени;
  • ликвидация пламени с помощью порошковой составляющей с последующей подачей пенообразователя для охлаждения поврежденной поверхности и предотвращения возобновления горения.

В этом случае объем подаваемых огнетушащих средств уменьшать запрещено.

План борьбы с огнем в резервуарах

Тушение ЛВЖ и ГЖ в резервуарах целесообразно начинать с оценивания сложившейся обстановки, а также с расчета требуемых средств и сил. На случай подобной аварийной ситуации должна быть организована добровольная пожарная охрана, руководитель которой будет ответственным лицом за управление процессом ликвидации пламени и распределение задач между участниками пожаротушения.

Ответственное лицо должно определить объем территории, на которой будут производиться работы по тушению, организовать устранение посторонних лиц в опасную зону.

По прибытию к месту возгорания руководитель проводит разведку и указывает другим участникам пожаротушения участки, куда должны быть брошены максимальные силы.

На протяжении всей работы в задачи руководителя входит и обеспечение всеми доступными силами и средствами охлаждения ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, а также выбор оптимального метода борьбы с огнем.

Когда основные силы брошены на работу с горящей емкостью важно защитить соседние резервуары на случай, если поврежденный разрушится, либо образовавшая газовоздушная смесь взорвется. Именно с этой целью всей пожарные машины устанавливают на безопасном расстоянии, а к месту работ прокладывают рукавные линии.

Тушение резервуарных парков ЛВЖ и ГЖ напрямую зависит от продолжительности горения, характера образовавшихся разрушений резервуаров, объема хранящихся жидкостей в поврежденном и соседних емкостях, вероятность взрыва и последующего аварийного разлива содержимого.

При проектировании и строительстве резервуарных парков должна быть предусмотрена канализация, в которую возможен отвод воды в процесс пожаротушения, а также проектируются устройства для аварийного откачивания содержимого в безопасный резервуар.

Как охлаждают резервуары при пожаротушении

Тушение пожаров ЛВЖ и ГЖ в резервуарах должно в обязательном порядке сопровождаться охлаждением содержимого поврежденной емкости. Последнюю требуется охлаждать на протяжении всей длины ее окружности. В отношении соседних резервуаров также есть требование об обязательном охлаждении, но только вдоль всей длины полуокружности емкости с той стороны, которая обращена в зоне горения. В некоторых случаях допускается не проводить процедуру охлаждения соседних емкостей, если угрозы перебрасывания пламени не наблюдается. Подача воды для целей охлаждения должна быть с интенсивностью не менее 1,2 л/с.

Для тушения резервуаров с ГЖ и ЛВЖ объемом в 5 тыс.куб.м рекомендуется применят лафетные стволы, которые не только обеспечивают требуемую мощность водоотдачи, но и имеют режим орошения горящего объекта.

Очередность работы с соседними неповрежденными емкостями такова, что первыми защищаются и охлаждаются те, которые расположены с подветренной стороны от места пожара.

Продолжительность работы определяется до тех пор, пока пламя не будет полностью ликвидировано, а уровень температуры внутри емкости не нормализуется.

Опасные зоны при горении в резервуарных парках

Тушение пожаров ЛВЖ и ГЖ также должно осуществляться с учетом опасных факторов и зон, которые могут уменьшить эффективность мероприятий по пожаротушению:

  1. Формирование зон, куда невозможно доставить огнетушащее вещество.
  2. Прогрев горючего содержимого резервуара на глубину 1 м и более.
  3. Пониженная температура воздуха вокруг места пожара.
  4. Загорание нескольких емкостей одновременно.

Тушение реального пожара розлива ЛВЖ большой площади Ангарск 2014:

pozhar.info

Если загорелся ваш автомобиль... / Различные статьи на авто тематику / Статьи

Пожар в автомобиле может произойти неожиданно, причем независимо от того, движется машина или стоит на месте. Если не отреагировать адекватно на первые признаки возгорания – автомобиль может сгореть полностью.

Что должно вас насторожить?Машина вдруг перестает вас слушаться, мотор глохнет или работает с перебоями, появляется сильный запах бензина, масла, горящей изоляции или резины. Чаще всего пожар происходит из-за несвоевременного техосмотра автомобиля, несерьезного отношения к его техническому состоянию, нарушения правил эксплуатации, неосторожного ремонта.

Что может послужит причиной пожара?а) электрическое замыкание в проводке;б) возгорание бензина в результате искры неотрегулированной системы выпуска;в) неосторожно ведущиеся сварочные работы;г) электростатический разряд;д) курение в салоне.

Вероятность пожара увеличивает находящийся в багажнике газовый баллон, спецодежда и тряпки со следами ГСМ, легковоспламеняющиеся химические вещества, лаки, краски, угли для мангала и прочие мелочи. Поэтому, захламленный багажник и заваленный личными вещами салон – это факторы повышенного оиска.

Как тушить пожар?Самый неэффективный метод – пытаться поливать машину водой, засыпать снегом или песком, накидывать на нее одеяло. Ни одеяло, ни вещи не смогут перекрыть доступ кислорода к горящему бензобаку, например. А если он горит – вода здесь вообще не поможет.Поэтому, чтобы не терять очень важное в данной ситуации время, лучше всего начать тушение пожара при помощи огнетушителя.Огнетушитель должен быть в распоряжении каждого водителя.

Правила тушения пожара с помощью огнетушителя.Струю необходимо направлять от краев очага пожара к его середине. Если вы тушите под капотом автомобиля – во избежение появления открытого пламени необходимо сначала аккуратно его (капот) открыть, воспользовавшись для этого монтировкой.Не тушите пожар, если ваша одежда или руки испачканы ГСМ – это крайне опасно для жизни!Если вы видите, что справиться с возгоранием своими силами вам не удается – уйдите в безопасное место, во избежание взрыва бака с горючим. Вызовите пожарных и помните: садиться в горящую машину и включать зажигание категорически запрещается! Проследите за тем, чтобы никто из окружающим не приближался к машине ближе, чем на 10 м. Пока приедут пожарные, необходимо отогнать в сторону другие автомобили, нахаходящиеся в непосредственной близости с горящим. Если в пострадавшей машине находится пассажир, а дверь открыть невозможно – нужно освободить его, разбив стекло, вынести на воздух, подальше от горящего автомобиля и оказать необходимую помощь в ожидании приезда врачей.После ликвидации пожара оповестите о случившемся госинспекцию безопасности дорожного движения.

Какой огнетушитель выбрать?Покупать огнетушитель нужно по принципу его функциональности, а не внешней «красивости». Подразделяются огнетушители по своему содержимому, и могут быть водными, воздушно-пенными, углекислотными, порошковыми.

Водные огнетушители эффективны только лишь для тушения твердых поверхностей, и то – при плюсовой температуре окружающей среды.

Воздушно-пенные огнетушители считаются более эффективными за счет свойства пенного раствора покрывать очаг пожара, лишая его кислорода, необходимого для процесса горения, и снижая температуру. Воздушно-пенные огнетушители выпускаются с низкой и средней кратностью раствора.Но пенный раствор имеет свойство замерзать, поэтому в холодное время года, при температуре ниже +5гр С, такой огнетушитель малопригоден. Кроме того, пападание пенного раствора в глаза опасно для здоровья.

Углекислотный огнетушитель работает на основе сжиженной углекислоты. Может погасить пожар, возникший по причине неисправной электропроводки, либо возгорание твердых веществ. Однако, тушение пожара таким огнетушителем в закрытом помещении опасно из-за побочных продуктов – высокой концентрации углекислого газа в воздухе. У человека может развиться удушье, сильное головокружение, произойти внезапная остановка дыхания. Также, при низких зимних температурах (-20 гр С) такой огнетушитель не работает.

Порошковые огнетушители работают за счет мелкоизмельченного порошка солей, они всесезонны, их эффективность не зависит от окружающей температуры и не оказывают вредного воздействия на здоровье. К недостаткам можно отнести такое их свойство, как летучесть (ветренная погода препятствует попаданию порошковой струи в очаг возгорания), плохое покрытие порошками вертикальных поверхностей. Поэтому, вслед за применением порошкового огнетушителя целесообразно воспользоваться водным.Инструкция огнетушителя, как правило, всегда содержит информацию, к какому виду он относится, и при каком классе пожара применяется.

Что делать (и чего не делать) после пожара.Пока неизвестна причина возгорания – категорически нельзя заводиться и выезжать. Это крайне опасно! Лучше всего воспользоваться эвакуатором и транспортировать автомобиль в гараж, на СТО для выявления причины и устранения последствий пожара и его тушения. Сменить поврежденные детали и узлы, воспользоваться пылесосом для сбора остатков порошка. Если пена сильно испортила салон – не избежать и смены обшивки….

azlk-team.ru