Способ дегазации емкости от этилированного топлива. Дегазация бензина


Способ дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки космического аппарата

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для обеспечения работы двигательной установки на жидком топливе при спуске космического аппарата (КА) на Землю или другую планету, обладающую атмосферой. В способе дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки КА, включающем сообщение топливу ускорения, временную задержку для сепарации газовых пузырей и сброс отсепарированного газа за пределы КА, используют перегрузку, возникающую при спуске в начале аэродинамического торможения КА в атмосфере планеты, при этом КА ориентируют так, чтобы направление главного вектора аэродинамической силы, действующей на КА, совпадало с направлением от жидкостной полости бака к заборнику вдоль оси заборника, а сброс газа осуществляют через двигатели управления этой же двигательной установки, создающие одинаковые моменты во взаимно противоположных направлениях, во время указанной ориентации в течение промежутка времени, определяемого как отношение массы газа в жидкостной полости бака к суммарному расходу газа через включаемые двигатели управления. Изобретение позволяет обеспечить дешевый и надежной способ дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки КА. 3 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для обеспечения работы двигательной установки на жидком топливе при спуске космического аппарата (КА) на Землю или другую планету, обладающую атмосферой.

В двигательных установках ряда космических аппаратов (например, спускаемых аппаратов космических кораблей серии "Союз") используется однокомпонентное жидкое топливо - пероксид водорода, вещество, склонное к саморазложению в процессе хранения при нормальных температурных условиях (выше 0oC) с выделением газообразного кислорода. Прохождение через включенные двигатели газообразного кислорода, образовавшегося в жидкостной полости бака, ограниченной разделительной оболочкой, приводит к резкому уменьшению тяги двигателей. Одновременное прохождение определенного количества газа через двигатели может привести к срыву динамических режимов управления спускаемым КА. Чтобы исключить срыв динамических режимов в процессе управления спуском приходится ограничивать длительность полета корабля. Дегазация топлива в баках двигательной установки спускаемого КА позволяет без изменения конструкции исключить снижение тяги при работе двигателей из-за попадания на их вход газовых включений, и таким образом увеличить длительность полета космического корабля.

Известен способ дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки КА, включающий сообщение топливу ускорения, временную задержку для сепарации газовых пузырей [1] . Недостатком этого способа является то, что отсепарированный газ жидкостной полости бака не удаляется, вследствие чего при работе двигателя возможны условия (например, в конце выработки топлива) проникновения газа на вход в двигатель.

Известен способ дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки, включающий сообщение топливу ускорения, временную задержку для сепарации газовых пузырей и сброс отсепарированного газа за пределы КА через специальное устройство (клапан) [2]. Сообщение топливу ускорения обеспечивается искусственно: за счет установки вспомогательных двигателей или за счет вращения топливного бака. Этот способ принят за прототип.

Однако при реализации этого способа возникает ряд препятствий, связанных с созданием искусственного ускорения топливу: усложнение двигательной установки и КА в целом, увеличение габаритов и массы, снижение надежности. Кроме того, при сбросе газа за пределы КА возникает проблема парирования дополнительных возмущающих моментов, а организация безмоментного сброса газа еще более усложняет конструкцию КА.

Задачей изобретения является обеспечение дешевого и надежного способа дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки КА.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки космического аппарата (КА), включающем сообщение топливу ускорения, временную задержку для сепарации газовых пузырей и сброс отсепарированного газа за пределы КА, используют перегрузку, возникающую при спуске в начале аэродинамического торможения КА в атмосфере планеты, при этом КА ориентируют так, чтобы направление главного вектора аэродинамической силы, действующей на КА, совпадало с направлением от жидкостной полости бака к заборнику вдоль оси заборника, а сброс газа осуществляют через двигатели управления этой же двигательной установки, создающие одинаковые моменты во взаимно противоположных направлениях, во время указанной ориентации в течение промежутка времени, определяемого как отношение массы газа в жидкостной полости бака к суммарному расходу газа через включаемые двигатели управления.

Сущность изобретения поясняется чертежами на следующем примере.

На фиг. 1 изображена схема двигательной установки КА, где цифрами обозначены: 1 - баллон с газом наддува; 2, 9 - пусковые клапаны; 3 - редуктор давления; 4 - топливный бак; 5 - разделительная эластичная оболочка; 6, 7 - газовая и жидкостная полости бака соответственно; 8 - заборник; 10 - двигатели управления по каналу тангажа; 11 - двигатели управления по каналу рыскания;12 - двигатели управления основные по каналу крена;13 - двигатели управления дополнительные по каналу крена;14 - датчик давления.

На фиг. 2 представлен КА с топливным баком при движении его по траектории спуска (произвольная ориентация), где:4 - топливный бак;5 - разделительная эластичная оболочка;6, 7 - газовая и жидкостная полости бака соответственно;8 - заборник;15 - космический аппарат;V - вектор скорости;Rа - главный вектор аэродинамической силы.

На фиг. 3 представлен КА с топливным баком при движении его по траектории спуска (выбранная ориентация), где:4 - топливный бак;5 - разделительная эластичная оболочка;6, 7 - газовая и жидкостная полости бака соответственно;8 - заборник;15 - космический аппарат;V - вектор скорости;Rа - главный вектор аэродинамической силы.

В режиме хранения (в период орбитального полета КА) газ наддува находится в баллоне 1 (фиг. 1), топливо - в топливном баке 4. В газовой полости бака 6 находится небольшое количество газа предварительного наддува. Выделяющийся при разложении топлива газ накапливается в жидкостной полости бака 7 внутри разделительной эластичной оболочки 5. Количество выделившегося газа контролируется по повышению давления в газовой полости бака с помощью датчика давления 14.

Перед спуском КА выдается команда на открытие пусковых клапанов 2, 9 и происходит наддув бака от баллона 1 через редуктор давления 3 и заполнение топливных магистралей от заборника бака 8 до двигателей управления 10-13.

По мере входа КА в атмосферу планеты растет перегрузка, возникающая при его аэродинамическом торможении. Двигатели управления 10-13, установленные попарно на каждый канал управления и создающие в каждой паре одинаковые моменты во взаимно противоположных направлениях, включаются для построения ориентации КА и стабилизации его в требуемом положении в условиях действия возмущающих аэродинамических моментов. При превышении некоторого критичного уровня перегрузки в управление КА по каналу крена задействуется кроме основного комплекта двигателей также и дополнительный комплект.

Рассмотрим движение космического аппарата 15 по траектории спуска со скоростью V.

Наличие перегрузки, воздействующей на космический аппарат 15, приводит к сепарации газа в жидкостной полости 7 бака 4 (фиг. 2). Отсепарированный газ накапливается в виде пузыря у стенки разделительной эластичной оболочки 5, обращенной навстречу главному вектору аэродинамической силы Rа, действующей на КА. Разделительная эластичная оболочка 5 отделяет жидкостную полость 7 от газовой полости 6 топливного бака 4. Если вектор Rа обращен к заборнику 8 со стороны жидкостной полости 7 и совпадает по направлению с осью заборника, то газовый пузырь образуется непосредственно у заборника 8 (фиг. 3).

Качество сепарации характеризуется размером неотсепарированных пузырей и находится в зависимости от величины перегрузки и времени ее действия. Если пренебречь массой топлива по сравнению с массой спускаемого аппарата (обычно не превышает 5%), то на основании формулы (13.22)[3], получим зависимость для времени сепарации пузырейtс = 1,414(L/n)0,5 [1 + 0,716(L/(r(1- г/ж ))0,5],где L - длина бака,n - ускорение (перегрузка),r - радиус пузырька,г,ж - плотность газа и жидкости соответственно.

Полученная зависимость позволяет утверждать, что за время tс действия перегрузки величиной не менее n произойдет сепарация всех пузырьков в баке, радиус которых не менее r. Чем выше уровень перегрузок, тем меньше время сепарации пузырьков данного размера. Максимальный радиус неотсепарированных пузырьков выбирают таким, чтобы при прохождении их через двигатели характеристики последних оставались в заданных пределах. Обычно максимальный радиус неотсепарированных пузырьков имеет порядок радиуса форсунок двигателей.

Способ реализуется следующим образом.

Перед спуском аппарата определяется количество газа в жидкостной полости бака, например, по повышению давления в баке, и рассчитывается длительность включения двигателей tвк как отношение массы газа в жидкостной полости бака к суммарному расходу газа через работающие двигатели управления (10-13).

На начальном участке спуска, когда уровень перегрузки незначителен, спускаемый космический аппарат 15 ориентируют так, чтобы главный вектор аэродинамической силы Rа был направлен к заборнику 8 топливного бака 4 со стороны жидкостной полости 7 и вдоль оси заборника 8 (фиг. 3). Ориентация спускаемого КА заданным образом может осуществляться с использованием бортовой вычислительной машины по результатам фактических измерений параметров движения датчиками системы управления спуском [4]. При этом, из-за малого уровня перегрузок и, соответственно, возмущающих моментов, система управления обеспечивает заданную ориентацию и последующую стабилизацию спускаемого КА даже в случае работы двигателей с пониженной тягой.

После построения заданной ориентации, спустя время tс, определяемое по приведенной выше формуле, включают двигатели управления во взаимно противоположных направлениях, например включают двигатели дополнительного комплекта по каналу крена 13 (фиг. 1), которые не задействованы в построении ориентации. Для сокращения времени tвк возможно одновременное включение всех двигателей управления, при этом стабилизацию спускаемого КА проводят в "негативном" режиме, когда для парирования возмущающего действия аэродинамического момента данного направления выключают двигатель, создающий управляющий момент этого направления. Включение двигателей управления 10-13 производят длительностью tвк..

Газовый пузырь из жидкостной полости 7 топливного бака 4, находящейся внутри разделительной эластичной оболочки 5, удаляется через заборник 8 и включенные двигатели управления 10-13, то есть происходит дегазация топлива.

Так как сброс газа из спускаемого КА производится через двигатели управления, создающие моменты во взаимно противоположных направлениях, то тем самым осуществляется безмоментный сброс газа.

После окончания операции по дегазации топлива система управления осуществляет управление угловым движением КА в соответствии с задачей обеспечения спуска.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет обеспечить дешевый и надежный способ дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки КА.

ЛИТЕРАТУРА1. Э. Ринг Двигательные установки ракет на жидком топливе. М.: Мир, 1966, с. 177, фиг. 13.16.

2. Э. Ринг Двигательные установки ракет на жидком топливе. М.: Мир, 1966, с. 177, фиг. 13.15.

3. Э. Ринг Двигательные установки ракет на жидком топливе. М.: Мир, 1966, с. 180.

4. Д.Е. Охоцимский, Ю.Ф. Голубев, Ю.Г. Сихарулидзе. Алгоритмы управления космическим аппаратом при входе в атмосферу. М.: Наука, 1975, с. 160.

Способ дегазации жидкого топлива в баке двигательной установки космического аппарата (КА), включающий сообщение топливу ускорения, временную задержку для сепарации газовых пузырей и сброс отсепарированного газа за пределы КА, отличающийся тем, что для сообщения топливу ускорения используют перегрузку, возникающую при спуске в начале аэродинамического торможения КА в атмосфере планеты, при этом КА ориентируют так, чтобы направление главного вектора аэродинамической силы, действующей на КА, совпадало с направлением от жидкостной полости бака к заборнику вдоль оси заборника, а сброс газа осуществляют через двигатели управления этой же двигательной установки, создающие одинаковые моменты во взаимно противоположных направлениях во время указанной ориентации в течение промежутка времени, определяемого как отношение массы газа в жидкостной полости бака к суммарному расходу газа через включаемые двигатели управления.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

www.findpatent.ru

Способ дегазации емкости от этилированного топлива

 

1. СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ЕМКОСТИ ОТ ЭТИЛИРОВАННОГО ТОПЛИВА, включающий механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиляции , от ди чающийся тем, что, с целью повьшения эффективности процесса, перед механизированной мойкой в емкости создают образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку EHSJIJiOfEiiA осуществляют водным раствором полиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. 2.Способ ПОП.1, отличающийся тем, что образование насьпцённых паров осуществляют впрыскиванием этилированного бензина в газовое пространство емкости при ее опорожнении от этилированного топлива. 3.Способ по П.1, отличающийся тем,что образование насьпценных паров осуществляют путем направления потока воздуха под слой сливаемого этилированного топлива. § 4.Способ поп.1,отличающ и и с я тем, что образование на (Л сыщенных паров осуществляют подачей подогретого до 40-70 С моющего раствора на остатки этилированного топлива при мойке емкости. 5.Способ по П.1, отличающийся тем, что вентиляцию емкости проводят после ее мойки. 6.Способ по пп. 1-4, отличающийся тем, что механизированную мойку осуществляют водным раствором полиакриламида с концентрацией 0,01-0,05% или динатриевой ел соли этилендиаминтетрауксусной кисо лоты с концентрацией 0,002-0,01%. 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕО1ИХ

РЕСПУБЛИК

gyp В 08 В 9/12

В1.: йY! F у

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ИБЩ0 *gyä

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21),3513773/28-12 (22) 10.11.82 (46) 30.08.84. Бюл. и 32 (72) Т.А. Роговский, Н.И. Бугай, С.П. Шульгин, Б.Т. Туренко, P ° А. Большаков и В.В. Луговенко (71) Одесский технологический институт холодильной промьнпленности, Черноморский филиал Центрального научно-исследовательского института морского флота и Новороссийское морское пароходство (53) 621.7.029 (088.8) (56) 1. Нефть и нефтепродукты, упаковка и хранение. ГОСТ 1510-76.

2. Авторское свидетельство СССР

У 672100, кл. В 63 В 57/04, 1979 (прототип) . (54) (57) 1. СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ЕМКОСТИ ОТ ЭТИЛИРОВАННОГО ТОПЛИВА, включающий механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиля19tH о т Jt и ч а ю шийся тем, что с целью .повышения эффективности процесса, перед механизированной мойкой в емкости создают образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку

„.Я0„„111 50 A осуществляют водным раствором полиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что образование насьпценных паров осуществляют впрыскиванием этилированного бензина в газовое пространство емкости при ее опорожнении от этилированного топлива.

3. Способ по п;1, о т л и ч à юшийся тем,что образование насьпценных паров осуществляют путем направления потока воздуха под слой сливаемого этилированного топлива.

4. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что образование насьпценных паров осуществляют подачей подогретого до 40-70"С моющего раствора на остатки этилированного топлива при мойке емкости.

5. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что вентиляцию емкости проводят после ее мойки.

6. Способ по пп. 1-4, о т л ич а ю шийся тем, что механизированную мойку осуществляют водным раствором полиакриламида с концентрацией 0,01-0,05Х или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты с концентрацией 0,002-0,01Х.

1110506

Изобретение относится к способу дегазации емкости от этилированного топлива и может быть использовано на водном, железнодорожном транспорте и в других областях на- родного хозяйства при дегазации емкости из"под этилированного топлива1

Трудность очистки емкости от этилированного топлива заключается в !6 необходимости удаления токсичных соединений свинца с металлических поверхностей, влияющих на качество

-,перевозимого в емкости груза. Соединения свинца находятся в этилирован- 15 :ном топливе, например, в составе

::тетраэтилсвинца и продуктов его разложения, образующихся на свету под воздействием кислорода, углекислого газа воздуха, и осаждаются на поверх«20 ности, проникая в продукты коррозии в процессе хранения и опорожнения емкости.

Известен способ дегазацки емкости от этилированного топлива, включаю- .25 щий удаление остатков этилированного бензина промывкой горячей водой и моющими веществами или растворителями, вторичную промывку горячей водой, просушку, протирку днища ве- ЗО тошъю kt).

Наиболее близким к. изобретению является способ дегазации емкости от этилированного топлив@, включающий механизированную мойку емкости 35 водным раствором перманганата калия

0,1Х-ной концентрации, при этом перед мойкой производят вентиляцию, которая способствует разложению тетраэтилсвинца, содержащегося в остат- 4 ках этилированного топлива на органические продукты, соединения углерода и свинца f2). !

Однако при взаимодействии с кислородом и углекислым газом воздуха 4> йа поверхности емкости образуются водонерастворимые соединения свинца в виде 8LO,P6(0H)»Pf4C0 Наносимый на поверхность перманганат калия образует со свинцом водонерастворимые соединения, которые остаются на поверхности танков.

Очистка поверхности от отложений водонерастворимого соединения свинца трудоемкая операция, которая ухуд-Ы шает условия труда мойщиков при выборке твердых остатков и увеличивает время дегазации.

Кроме того, для осуществления данного способа требуется подогрев поверхностей грузовых танков с одновременной вентиляцией, что требует больших затрат энергии и специального оборудования. Все это снижает эффективность процесса дегазации.

Цель изобретения - повышение эффек,тивности процесса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу дегазации емкости от этилированного топлива, включающему механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиляции, перед механизированной мойкой в емкости создают. образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку осуществляют водным раствором йолиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. Образование насыщенных паров осуществляют направлением потока воздуха под слой сливаемого этилированного топлива, подачей

О подогретого до 40-70 С моющего раствора на остатки этилированного топлива при.мойке емкости, впрыскиванием этилированного бензина в газо" вое пространство емкости во время ее опорожнения от этилированного бензина. Вентиляцию емкости произво" дят после ее мойки. Кроме того, механизированную мойку осуществляют

0,01-0,05Х-ным водным раствором полиакриламида или 0,002-0,01Х-ным водным раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты.

Создание в емкости насыщенных паров предотвращает испарение этилированного топлива с внутренних поверхностей емкости и уменьшается переход свинца в нерастворимые соединения. Кроме того, исключается контакт кислорода и углекислого газа воздуха с тетраэтилсвинцом, содержащимся в остатках топлива на поверхности емкости, и разложение тетраэтилсвинца на водонерастворимые соединения. Таким образом,предотвращение испарения бензина создает необходимые условия последующей мойки емкости водным раствором полиакриламида (IIAA), который выпускается в виде технического геля ПАА (ТУ 6-01t049-81, ТУ 6-01-1109-77) или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (Na-ЭДТА). Находящиеся

1110506 в ПАА карбоксильные группы СООН придают ПАА свойства органической кислоты, дающей с различными катионами достаточно прочные и растворимые в воде комплексные соли. При образовании солей катион металла (свинца) замещает атомы водорода функциональной группы органического ееединения, в данном случае карбоксильной группы.

Предлагаемый способ очистки осуществляется следующим образом.

Во время опорожнения танка нефтеналивного судна от этилированного бензина в газовое пространство емкости впрыскивают этилированный бензин или направляют поток воздуха под слой сливаемого бензина. Этилированный бензин, испаряясь в газовом пространстве, насыщает его и предотвращает испарение бензина с внутренней поверхности танка. После полного опорожнения танка прекращают процесс насыщения парами бензина газовой атмосферы.

Процесс насыщения-освободившегося объема танка после слива груза можно обеспечить также подачей подогретого моющего раствора на неоткачениые остатки перевозимого этилированного бензина. Допустимый неоткачиваемый остаток. находится в пределах 1Х от вместимости танка.

При испарении 0,01 -ных остатков бензина в танке достигается концентрация газовоздушной среды выше ВПВ.

Под остатком перевозимого этилированного бензина понимается продукт, находящийся в свободном состоянии на дне танка, абсорбционные пленки по поверхности танка и некоторое количество продукта, содержащегося в трещинах поверхности, порах и продуктах коррозии.

В танк заводят моечное оборудование и проводят механизированную мойку моющим водным раствором (можно подогретым), содержащим полиакриламид при концентрации 0,01-0,05Х или динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты при концентрации

О, 002-0,01Х. Отработанный моющий раствор сбрасывают за борт при концентрации полиакриламида, динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты и свинца не более предельно допустимой в районе сброса. Результаты приведены в таблице.

Как видно из таблицы, для эффективной отмывки поверхности диапазоны концентраций в моющем растворе составляют для ПАА 0,01-0,05, а для

Na-ЭДТА 0,002-0,01. Механизированную мойку грузовых танков производят переносными моечными машинками, которые подвешивают в танках через моечные горловины. Моечные машинки

10 перемещают по высоте танка. Суммарное время мойки танка объемом 807 м с учетом установки моечного оборудования составляет 5 ч/см. Струи раствора, истекающие из сопел моеч-!

5 ных машин при Р 0,5-0,8 МПа омывают поверхность танков, эмульгируют углеводороды этилированного топлива и переводят свинец в раствор в виде водорастворимых ком20 ппексных солей ° Образующуюся эмульсию этилированного топлива (жидкие остатки топлива с днища),а также .соединения свинца в растворе откачивают зачистным насосом в отстойный танк. Удаление остатков этилированного топлива из.воздушной среды танка при мойке происходит за счет вентиляции танка испаряющимся моющим раствором. Содержание углеводородов топлива в атмосфере грузовых танков не должно превышать 12,5 г/м . По данным измерений содержание паров топлива составляет 1 г/м . Полное удаление остатков этилированного

35 топлива после мойки, находящихся в грузовом танке в виде паров паровоздушной смеси углеводородов топлива, производят вентиляцией (например принудительной).

Эффективность дегазации емкости от этилированного топлива по предлагаемому способу по сравнению с прототипом выше, так как на дега45 зацию затрачивают в 70 раз меньше времени, сокращается объем и исключается ручной труд с токсичными соединениями свинца. Кроме того, дегазацию по прототипу невозможно

50 осуществить в грузовых танках морских танкеров при переходе морем, из-эа большой высоты танков, волнения моря (качки судна). В результате повышения эффективности

55 Дегаэации и ее проведения в балластном рейсе увеличивается эксплуатационный период танкеров, уменьшается количество баллстных рейсов, сокращается стоимость дегазации.

1110506

Химические реагенты

Концентрация химреагентов в воде, мас.X

Моющая способность

Вода

0,01

0,005

0,51

0,01

0,69

0i02

0,92

ПАА

ПАА

Na-ЭДТА

О, 002

О, 005

0,84

О, 97., 0,01

0,99

0,02

0,98

Составитель В. П иманская

Техред Л. Микеш Корректор В. Бутяга

Редактор Н. Воловик

Заказ 6230/6

Na-ЭДТА

Яа-ЭДТА

Na-ЭДТА

Na-ЭДТА

0,05

Ов!

О, 001

Тирам 566 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ултород, ул. Проектная,4

0,96

0,97;

0,60

    

www.findpatent.ru

Дегазация

Дегазация — это комплекс мероприятий, направленных на обезвреживание (удаление) отравляющих веществ на различных объектах внешней среды. В зависимости от способа проведения дегазации может быть частичной и полной. Частичная дегазация заключается в обезвреживании (удалении) отравляющих веществ только на тех  участках   объектов,   с  которыми человек соприкасается в процессе работы. Полная дегазация проводится после выполнения войсками, подразделениями гражданской обороны боевых задач и предусматривает полное обезвреживание ОВ на обрабатываемых объектах, исключающее возможность последующего поражения личного состава. Небольшие предметы, личное оружие во всех случаях подвергаются полной дегазации.

Дегазации подвергают все объекты, зараженные стойкими отравляющими веществами (V-газы, ОВ типа зоман, иприт) в капельножидком или аэрозольном состоянии. Зараженность вооружения, техники, местности в летнее время сохраняется в течение нескольких суток, зимой — до нескольких недель, месяцев. Стойкость заражения зависит от типа отравляющих веществ, плотности заражения, метеорологических условий и глубины проникновения отравляющих веществ в различные материалы. При заражении парами фосфорорганических отравляющих веществ (зарин, зоман, V-газы) обмундирования, палаток и других пористых материалов они также подлежат дегазации.

Для дегазации вооружения и техники, медицинской аппаратуры применяют дегазирующие вещества, растворители и моющие средства.

В качестве технических средств для дегазации вооружения и техники используют авторазливочные станции (АРС), различные специальные дегазационные комплекты и приборы; обработка машин и транспортных средств эффективно производится горячими газовыми струями. В качестве дегазирующих веществ используют химически активные вещества, которые быстро вступают в химическое взаимодействие с отравляющими веществами, образуя нетоксичные соединения (гексахлормеламин, дихлорамин, едкий натр, аммиачная вода, дветрети-основная соль гипохлорита кальция— ДТС ГК, хлорная известь). Наиболее часто дегазирующие вещества применяют в виде следующих растворов.

Дегазирующий раствор Л° 1 — 5% раствор гексахлормеламина или 10% раствор дихлорамина в дихлорэтане. Предназначается для дегазации V-газов, ОВ типа иприт. Раствор № 1 готовят незадолго перед употреблением. Дегазирующий раствор № 2-ащ (аммиачно-щелочной) — водный раствор 2% едкого натра, 5% моноэтаноламина и 20% аммиака. Предназначается для дегазации отравляющих веществ типа зоман. Водные суспензии или водные кашицы ДТС ГК, водные кашицы хлорной извести применяются для дегазации вооружения и техники, зараженных V-газами и ипритом. Однако они вызывают ржавление металлических поверхностей, в связи с чем дегазированные ими предметы необходимо промыть водой, вытереть насухо и смазать соответствующей смазкой.

Дегазация вооружения, техники, медицинской аппаратуры проводится путем протирания зараженных поверхностей дегазирующим раствором.

При отсутствии дегазирующих растворов для их обработки можно использовать водные растворы моющих средств и растворители (дихлорэтан, бензин, керосин и др.). В тех случаях, когда вид ОВ неизвестен, зараженное вооружение, технику, медицинскую аппаратуру дегазируют раствором № 1, а затем раствором № 2-ащ.

Дегазация предметов медико-санитарного имущества, обмундирования, снаряжения, обуви и индивидуальных средств защиты проводится одним из следующих способов: 1) кипячением, 2) паро-воздушно-аммиачной смесью, 3) пароаммиачной смесью, 4) стиркой, 5) проветриванием. Дегазация кипячением основана на способности ОВ разлагаться при воздействии воды и высокой температуры. Для нейтрализации образующихся кислых продуктов дегазации готовят 2—4% раствор соды. Этот метод применяется для дегазации металлического медицинского инструментария, хлопчатобумажных тканей, изделий из резины и прорезиненной ткани. После обработки изделия должны быть высушены и проветрены.

Дегазация паро - воздушно - аммиачной смесью осуществляется на специальных автодегазационных станциях и паро-аммиачной смесью — в бучильных установках. При воздействии горячего воздуха (пара) с аммиаком происходит разложение ОВ с образованием нетоксичных продуктов. Дегазации паро-воздушно-аммиачной смесью можно подвергать все виды вещевого имущества; паро-аммиачной смесью нельзя дегазировать меховые и кожаные изделия.

В результате дегазации стиркой с применением моющих средств и высокой температуры происходит гидролиз (разложение) ОВ. Таким способом дегазируют изделия из хлопчатобумажных тканей и ватное обмундирование.

При заражении обмундирования парами (но не каплями) отравляющих веществ используют дегазацию проветриванием. В летнее время при t° 15—20°  дегазация проветриванием продолжается около 3 час, в зимнее время — 6—8 час. Этот способ основан на разрушении ОВ в естественных условиях под воздействием температуры, влаги и других факторов внешней среды. Применяется при наличии открытых, хорошо вентилируемых участков местности на значительном удалении от населенных мест.

При дегазации деревянных, резиновых, кожаных изделий, а также брезента, палаток и резиновых предметов, покрытых красками, следует учитывать, что ОВ быстро впитываются этими материалами, поэтому дегазацию надо проводить в течение первого часа после заражения; продегазированные объекты в течение некоторого времени могут представлять опасность, их необходимо проветривать до полного удаления паров ОВ.

Надежность дегазации предметов медико-санитарного имущества, обмундирования, снаряжения, обуви и индивидуальных средств защиты вышеуказанными способами обеспечивается только при строгом соблюдении режима дегазации.

Дегазацию местности производится водными суспензиями ДТС ГК и хлорной извести с использованием авторазливочных станций (АРС), а при их отсутствии дегазирующими растворами № 1 и № 2.

На отдельных участках местности зараженную почву можно удалять механическим путем.

В случае заражения отравляющими веществами пищевых продуктов дегазация заключается в удалении поверхностного зараженного слоя и их тщательной кулинарной обработке. Продукты, обычно употребляемые без кулинарной обработки, уничтожают. Решение о пригодности продуктов к употреблению принимается только после проведения специальных исследований на ОВ в лабораториях.

Дегазация зараженной воды осуществляется ее фильтрованием через специальные фильтры, дистилляцией и кипячением. Наиболее надежным способом является обеззараживание воды с использованием фильтров, сорбирующих  ОВ.

Дегазация воды может быть проведена с использованием оборудования водопроводных станций, автофильтровальных станций (МАФС), универсального носимого фильтра (УНФ), тканево-угольного фильтра (ТУФ) и других технических средств.

Дистилляция и кипячение применяются для дегазации небольших количеств   воды.

www.medical-enc.ru

ДЕГАЗАЦИЯ — Большая Медицинская Энциклопедия

ДЕГАЗАЦИЯ — обезвреживание или удаление отравляющих веществ с поверхности или объема зараженных объектов с целью предотвращения поражения людей. Д. является составной частью специальной обработки (см.). Д. отравляющих веществ (ОВ) на кожных покровах человека (животных) называется санитарной (ветеринарной) обработкой.

Термин «дегазация» появился в период первой мировой войны (1914— 1918) после применения отравляющего вещества иприта. Обезвреживание объектов, зараженных «отравляющими газами», и составило содержание термина «дегазация».

Объектами Д. могут быть зараженные О В местность, строения и оборонительные сооружения, воздух, вода, продукты питания, вооружение, транспортные средства, боевая и производственная техника, одежда, мед. имущество и др.

Методы дегазации подразделяются на химические, физические и механические. Наиболее эффективны хим. методы, при которых достигается разрушение или превращение ОВ в нетоксичные продукты вследствие хим. реакции с дегазирующими веществами. При физ. методах ОВ удаляются с зараженных объектов путем смывания их специальными моющими р-рами (ОП-7, ОП-10) или растворителями (бензин, керосин, дихлорэтан и др.), испарения или сорбции (активированный уголь). При этом ОБ, переходя в р-р, пар или сорбированное состояние, частично или полностью сохраняют свои токсические свойства. Механические методы Д. состоят в удалении О В с объекта сухими тампонами, срезании зараженного слоя или в изоляции зараженной поверхности путем устройства настилов и других покрытий (песок, опилки).

Выбор метода Д. зависит в основном от вида ОВ, его агрегатного состояния, а также от назначения зараженного объекта и от материала, из к-рого он состоит. При заражении объектов из непористых материалов стойкими ОВ в аэрозольном и капельно-жидком состоянии (V-газы, иприт, люизит) для Д. применяются гл. обр. хим. методы.

В практике может использоваться и естественная Д. («самодегазация»), наступающая вследствие разложения ОВ и удаления их под воздействием факторов окружающей среды-испарения, гидролитического разложения, окисления кислородом воздуха и т. д. Продолжительность заражения объектов ОВ зависит от типа ОВ, от плотности и экспозиции заражения, от метеорол, условий и глубины проникновения О В в различные материалы, а также от свойств этих материалов и может колебаться в значительных пределах. Так, ОВ на вооружении, технике и на местности летом могут сохраняться в течение нескольких суток, зимой — в течение недель и даже месяцев с момента заражения.

Химические соединения, способные вступать в реакции с ОВ, в результате которых образуются малотоксичные или нетоксичные продукты, принято называть дегазирующими веществами. Обычно они применяются в виде дегазирующих рецептур (дегазаторов), представляющих собой р-ры дегазирующих веществ с различными добавками для повышения стабильности при хранении, улучшения смачиваемости, снижения температуры замерзания и улучшения других качеств. В качестве дегазирующих веществ для ОВ кожно-нарывного действия и V-газов преимущественно используют хим. соединения, содержащие активный хлор и являющиеся сильными окислителями. Для Д. фосфорорганических ОВ (табун, заман, зарин) предпочтительнее применять щелочи, алкоголяты и амины, которые вызывают гидролитический распад ОВ до нетоксичных или малотоксичных продуктов.

Наиболее известными хлорсодержащими дегазирующими веществами, применяемыми для Д. различных объектов, зараженных ипритами, люизитом и V-газами, являются следующие.

Хлорная известь. Содержит от 32 до 36% активного хлора. Применяют в сухом виде, в виде кашицы (смеси с водой 1 : 2 по весу) или в виде хлорно-известкового молока (в разведении 1 : 9 по весу) для Д. местности, зданий и оборонительных сооружений, деревянных предметов, некоторых видов военной техники.

Дветретиосновная соль гипохлорита кальция. Содержит 55—60% активного хлора; в воде умеренно растворима. Применяют в виде водной суспензии в разведении 1:5—1:10 для Д. местности, сооружений, деревянных изделий.

Монохлорамин Б. Содержит ок. 32% активного хлора. Применяют 10% водные и водно-спиртовые р-ры для Д. различных предметов, 2— 5% водный или 5—15% спиртовой р-р для Д. кожи человека, 0,2— 0,5% водный р-р для обработки слизистых оболочек глаз.

Дихлорамин Т. Содержит ок. 60% активного хлора; в воде не растворим. Применяют 10% р-р в дихлорэтане для Д. различных предметов.

Гексахлормеламин. Содержит ок. 120% активного хлора; в воде не растворяется, хорошо растворяется в дихлорэтане. Применяют 5% р-р в дихлорэтане для Д. различных предметов.

Среди щелочных дегазаторов объектов, зараженных ОВ типа зарин, наиболее известны следующие.

Едкий натр. Применяют 5—10% водные р-ры.

Аммиак. Применяют 10—12% водные р-ры.

Сернистый натрий. Применяют 5— 10% водные или водно-спиртовые р-ры для Д. металлических, стеклянных и фарфоровых изделий, а в твердом (измельченном) виде — для Д. почвы.

В качестве дегазаторов V-газов, люизита, зарина могут применяться и некоторые перекиси, напр. 1—3% р-ры перекиси водорода, 2—3% р-ры перманганата калия.

В целях обеспечения полной Д. различных О В предложены рецептуры поливалентных дегазаторов. К таким, в частности, относятся дегазирующий р-р №1 (5% р-р гексахлормеламина в дихлорэтане), который используется для Д. оружия, техники, транспорта и других предметов, зараженных ипритами, люизитом, V-газами, и дегазирующий аммиачно-щелочной р-р № 2-ащ (водный р-р, содержащий 2% едкого натра, 5% моноэтанол амина и 20% аммиака), который предназначается для Д. при заражении фосфорорганическими ОВ типа зарина.

Технические средства дегазации

Для Д. объектов, зараженных ОВ, применяют различные технические средства, принятые на оснащение войск и хим. подразделений.

Индивидуальный противохимический пакет (см.) применяется для Д. отравляющих веществ, попавших на кожу человека.

Индивидуальный дегазационный пакет (ИДП). Представляет собой металлический футляр, в к-ром находятся две стеклянные ампулы: одна, заполненная дегазирующим р-ром № 1, вторая — р-ром № 2-ащ; в крышке футляра имеется несколько бумажных салфеток. Используют для Д. личного оружия. Чистой бумажной салфеткой удаляют с оружия видимые капли ОВ, после чего протирают оружие салфетками, смоченными в р-ре № 1, а затем в р-ре № 2-ащ.

Артиллерийский дегазационный комплект (А-ДК). Состоит из металлического футляра, в к-ром размещены две банки с растворителем для дегазирующего р-ра № 1 и два пенала с соответствующим количеством гексахлормеламина (р-р готовят непосредственно перед обработкой), две банки с дегазирующим р-ром № 2-ащ, две кисти, два скребка для удаления грязи и ветошь. Предназначен для Д. вооружения и техники. Непосредственно перед обработкой оружия или техники необходимо приготовить р-р № 1 (в одной из банок с растворителем растворяют содержимое пенала). Ветошью снимают с поверхности капли ОВ и протирают зараженные места щетками, смоченными сначала в р-ре № 1, а затем в р-ре № 2-ащ.

Ранцевый дегазационный прибор РДП-4В. Предназначен для Д. оружия, техники и других предметов. Перед работой резервуар (емкость 8,5 л) заполняют одним из дегазирующих р-ров, а затем через шланг с брандспойтом и щеткой подают на дегазируемый объект давлением воздуха, нагнетаемого в резервуар ручным насосом.

Автомобильный комплект специальной обработки (ДК-4). Состоит из газожидкостного прибора, соединяемого с выхлопной трубой автомобиля. С помощью комплекта производится Д. машин и техники горячей струей р-ра через шланг и брандспойт со щеткой.

Авторазливочная станция (АРС). Применяют для Д. техники, оружия, транспорта и местности. Для обработки зараженных объектов цистерну АРС (емкостью 2,5 м3) заполняют дегазирующим р-ром, который под давлением в 2 атм подается на дегазируемые объекты через шланги и брандспойты со щетками. Одновременно можно обрабатывать до 5 объектов.

Автодегазационная машина (АДМ). Имеет две емкости, установленные в кузове грузового автомобиля, и систему шлангов с брандспойтами и щетками, через которые дегазирующие р-ры № 1 и № 2-ащ могут подаваться на обрабатываемые объекты. Используют для Д. оружия, боевой техники и других объектов.

Подвесной дегазационный прибор (ПДП-53). Предназначен для Д. местности сухими дегазаторами. Прибор устанавливают на грузовом автомобиле. Бункер его заполняют дегазатором, который с помощью высевающего механизма распыляют на зараженном участке местности. Для Д. местности можно использовать также поливомоечные машины, грейдеры, бульдозеры, снегоочистители.

Автодегазационная станция (АГВ-ЗМ). Предназначена для Д. обмундирования, обуви, индивидуальных средств защиты с использованием паровоздушно-аммиачного метода. АГВ-ЗМ состоит из силовой машины, двух дегазационных машин, на каждой из которых установлены три дегазационные камеры с генератором аммиака (аммиак получают из двууглекислого аммония или аммиачной воды), и подсобной машины. Силовая машина оборудована установкой для обеспечения дегазационных камер горячим воздухом и паром. В результате увлажнения и нагрева предметов, помещенных в дегазационные камеры, происходит гидролитическое разложение имеющихся на них ОВ. Аммиак предназначен гл. обр. для нейтрализации образующихся при этом к-т, могущих разрушать ткань. Одежда после такой Д. подлежит гиг. стирке. Одежда из суконнобумажных тканей дегазируется при t° 100 °, кожаные и овчинные изделия — при t° 60 °. Продолжительность Д. зависит от температуры в камере и типа ОВ.

Бучильная установка (БУ-4М). Используется для Д. одежды из хлопчатобумажных тканей, индивидуальных средств защиты, мягкого инвентаря. БУ-4М включает два металлических бучильника, пресс для отжима одежды после кипячения, ручной насос для наполнения бучильника водой. Д. одежды производят кипячением.

Мероприятия по Д. организуют в зависимости от характера, назначения и принадлежности зараженных объектов.

В зависимости от условий, наличия времени и оснащения Д. оружия, техники, транспорта и других объектов может быть частичной или полной.

Частичная Д. осуществляется в ходе выполнения боевой задачи и заключается в обезвреживании тех частей и агрегатов, контакт с к-рыми не может быть прекращен по условиям обстановки.

Полная Д. проводится, как правило, в районах расположения частей (подразделений), а также на пунктах специальной обработки (ПуСО), развертываемых хим. службой.

Д. оружия, боевой техники, транспорта, боевых позиций, оборонительных сооружений организуют командиры частей совместно с подразделениями хим. войск. Д. объектов в населенных пунктах и городах организуют соответствующие штабы и хим. служба органов гражданской обороны с привлечением населения.

Д. воды и водоисточников осуществляет инженерная служба, а продуктов питания — продовольственная служба. Мед. служба осуществляет контроль за полнотой Д. воды и продовольствия, дает заключение о пригодности их к употреблению; контролирует соблюдение мер безопасности при производстве дегазационных работ: организует и производит Д. мед. имущества, проводит санобработку пораженных и больных, поступивших на этапы мед. эвакуации.

Д. воды осуществляется лишь в тех случаях, когда невозможно добыть воду, пригодную для питья. Для надежного обезвреживания воду вначале хлорируют, коагулируют, а затем пропускают через специальные фильтры. Для Д. небольших запасов воды используют универсальный фильтр (УНФ-30) производительностью 30 л/час или тканевоугольный фильтр (ТУФ-200) производительностью 200 л/час. На пунктах водоснабжения, развертываемых инженерной службой, Д. воды осуществляется механизированной автофильтровальной станцией (МАФС-7500) производительностью 3600 л/час. Полное освобождение воды от всех ОВ можно достичь фильтрованием ее через фильтры, содержащие карбоферрогели. Д. воды кипячением может применяться только в случаях незначительной зараженности и когда точно известно, что продукты гидролиза О В не токсичны. Вода, зараженная люизитом, не может быть дегазирована кипячением, т. к. образующиеся при его гидролизе продукты содержат мышьяк и токсичны.

Продукты питания, находящиеся в герметической, не проницаемой для ОВ таре, могут быть использованы после Д. тары (консервные банки и др.). Небольшие запасы зараженных продуктов, не защищенных от О В тарой, уничтожают. Для Д. больших количеств продовольствия производят механическое удаление зараженных слоев, проветривание, применяют кулинарную обработку, технологическую переработку. Д. твердых и сыпучих продуктов питания, зараженных капельно-жидкими ОВ, начинают с механического снятия слоя на глубину проникновения капель ОВ, затем продукты проветривают. Заключительным этапом является кулинарная (технологическая) обработка. Продовольствие, зараженное парами ОВ, дегазируется проветриванием с последующей кулинарной обработкой.

Вода и продовольствие после Д. могут быть использованы по назначению только при наличии заключения о пригодности к употреблению, полученного от мед. службы войск, а в ГО—органов государственного сан. надзора.

Мед. предметы и медикаменты, находящиеся в герметической, не проницаемой для ОВ упаковке, могут быть использованы по назначению после Д. тары. Различного рода металлические предметы могут дегазироваться штатными дегазаторами (растворами № 1 и № 2-ащ) или путем неоднократного промывания чистыми растворителями с последующим кипячением в содовом р-ре. Зараженные капельно-жидкими ОВ мед. резиновые изделия (катетеры, дренажные трубки), бинты, а также незатаренные медикаменты Д. не подвергаются, а уничтожаются. Санитарно-техническое имущество, носилки, палатки и транспорт могут дегазироваться общевойсковыми средствами. Обмундирование пораженных, как правило, для Д. направляется на дегазационные пункты.

Лица, привлекаемые для проведения дегазационных работ, должны находиться в индивидуальных средствах защиты и соблюдать установленные меры безопасности, а по окончании работы пройти полную санобработку.

Средствами Д. (дегазаторами, техническими средствами Д.) войска (формирования ГО) обеспечивает хим. служба.

См. также Индивидуальные средства защиты, Отравляющие вещества.

Библиография: Александров В. Н. Отравляющие вещества, М., 1969, библиогр.; Градосельский В. В. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие и защита от него, М., 1970; К а р а к ч и-е в Н. И. Токсикология О В и защита от оружия массового поражения, Ташкент, 1973; К о р о л e в Р. В. Санитарно-хими-ческая экспертиза воды и пищевых продуктов, М., 1971, библиогр.; Санитарно-хи-мическая защита, Патология, клиника и терапия поражений отравляющими веществами, под ред. Ю. В. Другова, М., 1959; Стер л и н Р. H., E м e л ь я н о в В. И. и Зимин В. И. Химическое оружие и защита от него, М., 1971, библиогр.

H. Н. Савченко.

xn--90aw5c.xn--c1avg

Проведение дегазации

Дегазация — это уничтожение (нейтрализация) аварийно-химически опасных и отравляющих веществ (АХОВ и ОВ) или их удаление с поверхности таким образом, чтобы зараженность снизилась до допустимой нормы или исчезла полностью.

Основными способами дегазации являются механический, физический и химический.

Механический — удаление отравляющего или ядовитого вещества с какой-то поверхности, территории, техники, транспорта и других отдельных предметов. Обычно зараженный слой грунта срезают и вывозят в специально отведенные места для захоронения или засыпают песком, землей, гравием, щебнем.

При физическом способе верхний слой прожигают паяльной лампой или специальными огнеобразующими приспособлениями. Из растворителей используют дихлорэтан, четыреххлористый углерод, бензин, керосин, спирт.

Наибольшее распространение нашел химический способ дегазации, основанный на применении веществ окисляющего и хлорирующего действия — хлорной извести, двухосновной соли гипохлорита кальция (ДС-ГК), дветретиосновной соли гипохлорита кальция (ДТС-ГК), хлористого сульфурила (ХС), моноэтаноламина, дихлорамина, а из веществ основного характера — едкого натра, аммиака, гашеной извести, сернистого натрия, углекислого натрия, двууглекислого аммония.

Дегазация территории — трудоемкий процесс, поэтому, как правило, сначала обеззараживают не всю площадь предприятия, учреждения, а только те места, где возможно передвижение людей, животных и техники. Остальные участки обносят знаками ограждения. Если грунт рыхлый, дегазацию дорог и проходов производят таким порядком: зараженный участок засыпают порошком хлорной извести из расчета 1 кг на 1 м2и перепахивают его на глубину 3–4 см, а затем повторно покрывают хлорной известью.

Зараженные участки на твердом грунте, асфальтовом, бетонном покрытии обрабатывают хлорной известью или ДТС-ГК (0,5 кг на м2), а затем через 20 мин поливают водой (1 л на 1 м2). При ветреной погоде делают наоборот.

Дегазация одежды, обуви, средств индивидуальной защиты осуществляется, в основном, кипячением, обработкой пароаммиачной смесью, стиркой и проветриванием. Сущность этого способа заключается в разложении ОВ и АХОВ горячей водой. При кипячении многие из них растворяются и постепенно подвергаются гидролизу, в результате чего образуются нетоксичные продукты. Кипячением можно дегазировать изделия из хлопчатобумажной ткани, а также из прорезиненных защитных тканей. Меховые и кожаные изделия при кипячении приходят в негодность, так как при температуре более 60°С их белковая основа свертывается, шерстяные и суконные — получают большую усадку, из-за чего становятся непригодными к носке.

Проведение дезинфекции

Дезинфекция — это уничтожение во внешней среде возбудителей заразных болезней. Существует 3 вида дезинфекции: профилактическая, текущая и заключительная.

Профилактическая дезинфекция проводится постоянно, до возникновения заболевания среди населения, и предусматривает выполнение обычных гигиенических норм (мытье рук, посуды, стирка белья, влажная уборка помещения).

Текущая дезинфекция предусматривает реализацию комплекса противоэпидемических мероприятий или инфекционных заболеваний и заключается в выполнении санитарно-гигиенических правил, проведении обеззараживания различных объектов внешней среды, а также выделений больного человека (фекалии, моча, мокрота). Текущая дезинфекция является обязательной и направлена на предупреждение распространения инфекционных заболеваний за пределы очага.

Заключительная дезинфекция осуществляется после госпитализации больного или его смерти.

Дезинфекцию можно проводить физическим, химическим и комбинированным способами. Физический основан на разрушении болезнетворных микробов под действием высоких температур, например, применением пара, кипячением, стиркой, проглаживанием горячим утюгом. Химический — на применении дезинфицирующих растворов, обладающих свойствами уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Основной и самый надежный способ — комбинированный. При этом разрушение болезнетворных микробов и их токсинов производится одновременным воздействием химических веществ и высокой температуры раствора. Обычно используются хлорсодержащие препараты: хлорная известь, монохлорамин, ДТС-ГК, лизол, карболовая кислота.

При дезинфекции, также как и при дегазации одежды, обуви, средств защиты, применяются два способа: паро-воздушный и пароформалиновый. Продолжительность обработки зависит от количества и состояния имущества, степени и характера заражения.

Обеззараживание проводят в средствах индивидуальной защиты и защитной одежде. Работать в помещении, где находится зараженная одежда, одному человеку запрещается. Нельзя расстегивать или снимать средства защиты, ложиться, садиться на загрязненные предметы или прикасаться к ним; принимать пищу, пить воду, курить и отдыхать на рабочих местах. Запрещается открытое хранение, в том числе и временное, а также транспортировка зараженной одежды. Все вещи должны находиться в завязанных полиэтиленовых мешках. Использованную ветошь, тряпки и другие материалы, которые соприкасались с зараженными предметами, обеззараживают, а затем закапывают.

studfiles.net

Средство и способы дегазации хлора?

Поиск Лекций

Назначение и способы дегазации. Дегазацией называют мероприятия, которые проводятся для уничтожения отравляющих веществ или удаления их с зараженной местности, сооружений и различных предметов. Способы дегазации делятся на механические, физические и химические.

Механические способы заключаются в удалении ОВ с зараженной местности и предметов или в изоляции зараженного слоя. При этих способах дегазации ОВ удаляется вместе с зараженным слоем или изолируется на нем путем покрытия зараженной местности землей, досками или другими материалами.

Физические способы заключаются или в испарения ОВ при обработке зараженных предметов и материалов горячим воздухом, при выветривании и т. д., или в извлечении ОВ из зараженных предметов растворителями (керосином, бензином, бензолом, четыреххлористым углеродом и т. п.). При физических способах дегазации ОВ не уничтожаются, а только удаляются с зараженных предметов.

Химические способы дегазации заключаются в том, что специальные дегазирующие вещества, воздействуя на ОВ, уничтожают их поражающие свойства и тем самым обезвреживают ОВ.

Вещества, приборы и приспособления, при помощи которых осуществляются эти способы дегазации, весьма разнообразны. Они применяются в зависимости от того, какие ОВ требуется обезвредить, что заражено и в каких условиях происходит процесс обеззараживания.

Дегазирующие вещества и растворители. В качестве дегазирующих веществ при химических способах дегазации ОВ применяются хлорная известь, соли гипохлорита кальция, сернистый натрий, хлора мины, едкие щелочи и другие вещества.

Некоторые из этих дегазирующих веществ (хлорная известь, соли гипохлорита кальция) могут применяться как в сухом (порошкообразном) виде, так и в виде водной кашицы или суспензии. Другие, например, сернистый натрий или монохлорамин Б применяются в виде водных и водно-спиртовых растворов дегазирующего вещества. Третьи, например, хлористый сульфурил, могут применяться со специальными растворителями (дихлорэтаном, четыреххлористым углеродом) дегазирующих веществ.

Основное дегазирующее вещество — хлорная известь.

Хлорная известь в сухом виде представляет собой сыпучий порошок белого цвета с запахом хлора. Хлорная известь сорта А содержит активного хлора 35%, сорта Б — 32% и сорта В — 28%.

Хлорная известь поглощает из воздуха влагу и углекислый газ, теряя при этом активный хлор. Хранится хлорная известь и транспортируется в деревянных бочках емкостью от 50 до 100 кг. На складах ее надо хранить в сухих темных помещениях при температуре не выше плюс 20—25°. Вместе с хлорной известью нельзя хранить взрывчатые и огнеопасные вещества, пищевые продукты, металлические изделия, баллоны со сжатыми газами. Хлорная известь обесцвечивает и разрушает ткани, портит обувь. Кожа человека от хлорной извести становится шершавой и трескается.

Хлорную известь применяют для дегазации местности, дорог, зданий, деревянных, металлических и других предметов.

Для дегазации дорог и местности с растительностью не свыше 10 см хлорная известь может применяться в сухом виде. В виде водной кашицы в соотношении 2 : 1 или 1 : 1 (две части хлорной извести на одну часть воды по объему или одна часть хлорной извести на одну часть воды) хлорная известь применяется для дегазации вертикальных поверхностей, деревянных и металлических предметов, резины. Приготовляется кашица непосредственно перед употреблением.

Хлорная известь может применяться и в виде хлорного «молока» (известкового молока), состоящего из одной части хлорной извести и двух частей воды.

Дветретиосновная соль гипохлорита кальция (ДТС ГК) — тоже белый порошок и тоже с запахом хлора, но содержит активного хлора 56%. Водный раствор (одна часть ДТС ГК и четыре части воды) может применяться при температуре не ниже плюс 5° для дегазации дорог и местности, покрытой растительностью до 50 см.

ДТС ГК может также применяться б виде водной кашицы или водного раствора для дегазации деревянных, резиновых и грубых металлических изделий.

Монохлорамины Б и Т — белые или слегка розоватые порошки со слабым запахом хлора. Они хорошо растворяются в воде и не растворяются в органических растворителях. Содержание активного хлора в них составляет примерно 30%. Применяются в виде водных или водно-спиртовых растворов для дегазации одежды и кожи человека. Монохлорамины могут также с успехом применяться для дезинфекции. Хранятся и транспортируются в сухом виде, в фанерных барабанах.

Дихлорамины Б и Т — белые или слегка желтоватые кристаллы со слабым запахом хлора. В воде они не растворимы, но хорошо растворяются в органических растворителях. Применяются дихлорамины для целей дегазации в виде растворов в дихлорэтане или четыреххлористом углероде. Содержание активного хлора в них составляет около 60%. Десятипроцентный раствор дихлорамина в дихлорэтане может применяться для дегазации оборудования, транспорта, железных, деревянных и резиновых изделий; в зимних условиях может применяться для дегазации и дезинфекции небольших участков местности.

Приготовленные растворы дихлорамина в дихлорэтане при длительном хранении теряют свои дегазирующие свойства, поэтому рекомендуется приготовлять эти растворы непосредственно перед применением.

Нормы расхода растворов дихлорамина для дегазации поверхностей различных предметов колеблются от 0,3 до 0,7 л на 1 кв. м.

Едкий натр (каустическая сода) представляет собой белые куски или мелкие чешуйки. В незакупоренном виде он легко поглощает влагу, содержащуюся в воздухе, и расплывается. Едкий натр поэтому хранится или в запаянных металлических барабанах или в стеклянных плотно закупоренных банках. Он хорошо растворяется в воде и спирте. Для целей дегазации применяется в виде водных или спиртовых растворов.

Едкий натр хорошо дегазирует большинство отравляющих веществ, в особенности вещества типа табун в люизит.

Например, для дегазации почвы, зараженной люизитом, может применяться 5% водный раствор едкого натра при норме расхода 1 л раствора на 1 кв. м.

Аммиак при обычных условиях — газ с резким неприятным запахом. Легко сжижается при температуре 0° и давлении 4 атмосферы. Аммиак исключительно легко растворяется в воде. 25% раствор аммиака в воде называется нашатырным спиртом или аммиачной водой.

Применяется аммиак для дегазации нестойких и стойких отравляющих веществ в парообразном и жидком состоянии. Он хорошо дегазирует фосген, вещества типа табун, люизит. Аммиак может применяться для дегазации совместно с едким натром и другими веществами.

Аммиак хранится в баллонах, а аммиачная вода, преимущественно, в стеклянной таре.

Хлористый сульфурил (ДЖ) — дымящая на воздухе жидкость с раздражающим запахом. Хорошо растворяется в дихлорэтане (дихлорэтан — не смешивающаяся с водой жидкость со слабым запахом, с температурой замерзания минус 35°С) и четыреххлористом углероде (четыреххлористый углерод — жидкость со сладковатым запахом, с температурой замерзания минус 24°).

Хлористый сульфурил под действием воды разлагается, образуя серную и соляную кислоту. Вызывает ожоги на коже человека, ржавление металлов и порчу тканей и кожи.

Хорошо взаимодействует с ипритом и люизитом как в летних, так и в зимних условиях. Может применяться для дегазации местности в виде 50% раствора в дихлорэтане при температуре ниже +5°.

Хлористый сульфурил может также использоваться для дезинфекции местности.

Сернистый натрий представляет собой твердую массу серовато-коричневого цвета с запахом сероводорода. Хорошо растворяется в воде и спирте. Применяется в виде 5—10% водных или водно-спиртовых растворов. Хранится и транспортируется в железных барабанах емкостью 160—185 кг.

Двууглекислый аммоний представляет собой белое кристаллическое вещество с резким запахом аммиака. Упакован в деревянных бочках емкостью 50—100 л. Применяется для получения аммиака при дегазации одежды пароаммиачным и паровоздушноаммиачным способами.

Для дегазации местности могут быть использованы материалы из местных природных ресурсов и некоторые отходы промышленности: почвенные материалы (глина, почва, торф), известковые материалы (негашеная и гашеная известь, известковый шлам, мергель, доломиты) и зольные материалы (золы горючего сланца, кокс и полукокс горючего сланца, золы от сгорания древесного топлива, золы от сгорания торфа) и др.

Из отходов и полуфабрикатов промышленности могут быть использованы минеральные кислоты, едкие и углекислые щелочи, сернистые щелочи, хлорная известь с пониженным содержанием активного хлора, щелочные эмульсии и некоторые другие промышленные отходы.

Применение этих материалов в количестве от 0,5 до 2 кг на кв. м обеспечивает полную дегазацию зараженных поверхностей.

Растворители. Для удаления стойких ОВ с зараженных поверхностей пользуются растворителями. Растворители не уничтожают СОВ, а лишь смывают их, причем сами растворители заражаются. Удаление СОВ растворителями возможно лишь с материалов, зараженных поверхностно, например изделий из металлов, стекла, мрамора и т. п. Пористые материалы (резина, дерево и т. п.), впитывающие в себя СОВ, дегазируются растворителями плохо и требуют по мере «выпотевания» ОВ повторной дегазации.

В качестве растворителей СОВ используются керосин, бензин или их смеси. В летних условиях для приготовления смеси берут две части керосина и одну часть бензина, а в зимних условиях: одну часть керосина и две части бензина. Кроме керосина и бензина, могут быть использованы и другие растворители: дихлорэтан, четыреххлористый углерод и др.

poisk-ru.ru


Смотрите также