Дефицит бензина в узбекистане


В Узбекистане — острый дефицит бензина

В Узбекистане нарастает острый бензиновый кризис, вызванный неожиданной нехваткой жидкого топлива. Ситуация, когда бензин полностью исчезает из продажи – и дорогие, и дешевые сорта, в последние недели стала обычной. С началом кризиса, приблизительно в конце сентября, автозаправочные станции Ташкента перестали работать по воскресеньям под предлогом «выходного»; в понедельник бензин, как правило, появляется, но уже через день-два вновь начинаются перебои с его обеспечением и к концу недели он заканчивается на большинстве автозаправок, а перед немногими действующими АЗС выстраиваются длинные очереди машин.

Положение в областях республики значительно хуже: приобрести бензин там намного сложнее. По сообщениям из Самарканда, его продают уже в обычных магазинах – литровая баклажка идет по три тысячи сумов ($1,3), что превышает цену литра «Аи-95» в 2, «Аи-91» в 2,2 и «Аи-80» – в 2,5 раза. Конечно, излишне драматизировать не стоит – многие водители в областях давно уже переделали машины под использование газа, перейдя на дешевый метан. Им дольше заправляться, к тому же на газовых заправках всегда большие очереди, зато он в несколько раз дешевле бензина. Но газовыми баллонами можно оснастить далеко не каждый автомобиль (популярный в народе Matiz не имеет багажника), да и стоит это удовольствие очень недешево – около полутора-двух миллионов сумов ($670-900).

Спорадические бензиновые кризисы случались и раньше, к примеру, летом 2007 года, когда Казахстан из-за дефицита топлива на внутреннем рынке ввел временный запрет на его экспорт, однако в целом бензина в стране всегда хватало. В этот раз даже в столице из продажи надолго исчезают все сорта горючего, а дорогого бензина с октановым числом 98, который продавался на заправках UzGazOil, дочернего иностранного предприятия компании Зеромакс, вообще нет в продаже. Словом, приметы серьезного кризиса налицо, и с каждым месяцем ситуация только усугубляется.

Сами власти традиционно не объясняют причину возникновения дефицита бензина. В отсутствие всякой информации страна полнится слухами о том, почему это происходит, тем более что бензин производится из нефти и узбекского газоконденсата и по идее в республике его должно быть достаточно. Что же произошло, почему так случилось? В ходу две основные версии, и обе связаны с вероятным банкротством компании Zeromax.

Напомним, что в начале мая Ташкентский городской хозяйственный суд наложил арест на все имущество Zeromax в Узбекистане, включая денежные средства и долю компании в других хозяйствующих субъектах на территории республики. Эти действия были произведены по иску на взыскание кредиторских долгов компании, размер которых не раскрывается. По неофициальным данным, к началу 2010 года в ходе осуществления ряда крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере у Zeromax образовалась просроченная кредиторская задолженность в размере около 500 миллионов долларов по импортным поставкам. Но непосредственным истцом выступили не кредиторы, а Служба национальной безопасности Узбекистана (СНБ), что говорит о политической подоплеке этого дела.

Ташкентская АЗС. Фото ИА «Фергана.Ру»

После вероятного банкротства компании и ареста ее исполнительного директора Миродила Джалолова, заправки UzGazOil, дочернего иностранного предприятия Zeromax, были переданы государству, хотя официальная процедура передачи, возможно, еще не завершена. Еще недавно казавшийся всемогущим Джалолов через какое-то время был отпущен, однако погулял на свободе недолго – по неофициальным данным, в сентябре его вновь арестовали.

Хотя арест на имущество Zeromax, как утверждают СМИ, был наложен в мае, кризис в компании начался гораздо раньше, примерно в конце зимы, когда она постепенно начала увольнять или отправлять в вынужденные отпуска своих сотрудников. Приблизительно через месяц после этого в республике и начались проблемы с бензином. По мнению наблюдателей, компания Zeromax, имея тесные отношения с властями Узбекистана, легко решала любые вопросы с поставками бензина и сырой нефти - и составы беспрепятственно шли через казахстанскую границу. С вероятной ликвидацией компании-монополиста, являвшейся соучредителем около десяти совместных и дочерних предприятий нефтегазового комплекса республики, возникла пустота, заполнить которую пока просто некому. «Когда Миродил Джалолов был, все чётко работало, всегда бензин был, не то, что сейчас», - с сожалением высказываются ташкентские таксисты.

В экономических кругах распространена следующая версия возникновения дефицита бензина, по сути, дополняющая первую.

Компания Zeromax и люди из руководства Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» неплохо сидели на импорте нефти и бензина из Казахстана. После того как на Zeromax «наехали» и начали ее банкротить, а у компании были большие долги перед структурами российского Газпрома, то первоначально стороны договорились о том, что качестве возмещения задолженности Газпрому отойдут активы Zeromax в двух крупнейших СП с его участием – ООО СП «Гиссарнефтегаз» (создано в середине 2005-го Zeromax и НХК «Узбекнефтегаз» на паритетной основе для поиска и разведки новых месторождений нефти и газа, а также разработки сложнопостроенных залежей углеводородов с их последующей переработкой и реализацией) и ООО СП «Кокдумалак Газ» (создано в 2004 году Zeromax и НХК «Узбекнефтегаз» на паритетной основе для утилизации попутных газов на нефтегазоконденсатном месторождении «Кокдумалак» в Кашкадарьинской области).

По данным Arch Energy Ltd., одного из соучредителей СП «Кокдумалак-Газ» и «Гиссарнефтегаз», в настоящее время акционерами СП «Кокдумалак-Газ» являются «Мубарекнефтегаз», унитарное дочернее предприятие «Узбекфнетегаза», - 50 процентов, Gas Project Development Central Asia AG, аффилированная структура ОАО «Газпром», - 25 процентов, Zeromax GmbH - 12,5 процентов и и сама Arch Energy Ltd, компания, зарегистрированная в одном из офшоров, - 12,5 процентов. Акционерами «Гиссарнефтагаза» являются «Шуртаннефтегаз», унитарное дочернее предприятие «Узбекнефтегаза», - 50 процентов, Gaz Project Development Asia AG - 40 процентов, Zeromax GmbH - 5 процентов и Arch Energy Ltd - 5 процентов.

Так вот, планировалось, что активы этих двух СП перейдут к Газпрому, который получил бы возможность в необходимой ему мере контролировать в них ситуацию. Однако власти решили Газпрому ничего не давать (идея-фикс президента Ислама Каримова о том, что Россия придет в Узбекистан и всё захватит), а обанкротить Zeromax и влить его активы в состав «Узбекнефтегаза», в том числе и эти два СП. 7 сентября хозяйственный суд Кашкадарьинской области по инициативе налоговых органов республики возбудил процедуру банкротства в отношении СП «Кокдумалак Газ» и СП «Гиссарнефтегаз». Первое заседание хозяйственного суда состоялось 25 октября, на нем было принято решение продлить срок внешнего правления на месяц. Очевидно, кредиторы решили пока отложить вопрос о ликвидации, судя по всему, торгуются. Есть ли в их числе Газпром, сказать трудно: никто ничего не комментирует.

Поскольку все, что с этим связано, не разглашается, то сложно назвать действительную причину, по которой власти, по неофициальным данным, обанкротили Zeromax. В любом случае понятно, что предприятия банкротят для того, чтобы отобрать активы у одного собственника и передать другому. В данном случае - государству в лице НХК «Узбекнефтегаз». А заодно перенаправить долговые претензии от государства к уже обанкроченной компании: где она, мол, была зарегистрирована, - в Швейцарии? Вот туда и предъявляйте свои претензии.

Так или иначе, но в результате Газпром понял, что его оставляют ни с чем, обиделся и решил показать «кузькину мать»: помимо того, что в рамках недавно созданного таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана была повышена пошлина на экспорт углеводородов, Газпром, по слухам, надавил на казахов, и они сократили экспортные поставки бензина и сырой нефти в Узбекистан. В результате быстро образовался дефицит бензина. А кроме Казахстана сырую нефть практически негде взять – возить ее из России очень дорого.

При этом своего бензина в Узбекистане в настоящее время сильно не хватает. Хорошей и добываемой нефти в республике никогда не было, имеется около двухсот отдельных месторождений, но все они с небольшим дебетом, высокосернистые, с высоким содержанием примесей. Для добычи нефти нужны большие инвестиции, а привлечь инвесторов для их разработки очень трудно, к тому же, учитывая историю с Zeromax, сейчас мало кто захочет заниматься ее переработкой в республике.

Ташкентская АЗС. Фото ИА «Фергана.Ру»

Сам бензин производится из нефти и узбекского газоконденсата на Ферганском и Бухарском нефтеперерабатывающих заводах. В 2001 году было произведено 1,555 миллиона тонн бензина, 1,699 миллиона тонн дизтоплива, добыто 4,1 миллиона тонн нефти, конденсата – 3,2 миллиона тонн. В 2009-м количество произведенного бензина составило 1,622 миллиона тонн (немного больше, чем в 2001 году за счет переработки импортной нефти), дизтоплива – 1,3 миллиона тонн (снижение), нефти – 2,3 миллиона тонн (снижение), конденсата – 2,1 миллиона тонн (снижение). То есть увеличение производства бензина незначительно и достигается за счет не своей, а импортной нефти.

Важная деталь: с 2005 года Узбекистан возобновил импорт сырой нефти после десятилетия так называемой «нефтяной независимости». Импортируется и собственно бензин, и нефть, в основном из Казахстана. А потребление бензина, наоборот, сильно выросло: по официальным данным, автопарк республики с 1994 года увеличился в 2,5 раза, а за последние десять лет почти на 70 процентов - с 1,8 до 3 миллионов машин (при том, что из-за высоких таможенных пошлин импортные автомобили в Узбекистан практически не ввозятся).

Налицо две противоположные тенденции: добыча нефти падает, производство бензина незначительно (на автозаправки поставлялся импортный бензин), а количество потребляющего его автотранспорта стремительно возрастает – в разы. На этом фоне ликвидация компании-монополиста, поставлявшей бензин и сырую нефть, вкупе с «разборками» между Газпромом и властями Узбекистана при участии казахской стороны и послужила причиной образования бензинового кризиса. Хотя главная причина, конечно, заключается в том, что Узбекистан не производит достаточного количества бензина. И без возобновления поставок нефти из Казахстана ситуация будет лишь усугубляться.

Это отмечается и в коллективном исследовании под названием «Российское присутствие в нефтегазовой отрасли Узбекистана: основные сценарии», подготовленном узбекистанскими экспертами по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе Владимиром Парамоновым, Алексеем Строковым и Олегом Столповским. «Зависимость Узбекистана от импорта нефти в среднесрочной перспективе будет только увеличиваться», - цитирует аналитиков Регнум. По их оценкам, в 2011 году Узбекистан будет вынужден импортировать не менее 4,2 миллионов тонн нефти, в 2020 году - 6,7 миллиона тонн, а в 2030 году - 8,8 миллиона тонн.

По сообщению сайта Узметроном, на днях Ислам Каримов освободил от занимаемой должности министра экономики Сунатиллу Бекенова, занимавшего этот пост более года. Отставка произошла вскоре после очередного подведения итогов работы народно-хозяйственного комплекса Узбекистана. Бекенова сменил Равшан Гулямов, ранее работавший первым заместителем министра финансов.

Повлияет ли эта кадровая перестановка на общую ситуацию, можно лишь предполагать. Пока же с уверенностью можно спрогнозировать неминуемое повышение цен на бензин – как испытанный метод борьбы с любыми кризисами.

  • www.fergananews.com

    Дефицита бензина нет, а очереди все длиннее…. / Новости, события, мнения

    Дефицита бензина нет, а очереди все длиннее….

    «Дефицита бензина в Узбекистане нет, очереди на автозаправках вызваны ажиотажем и стремлением некоторых автомобилистов запастись бензином впрок из-за слухов о сокращении производства топлива и повышении цен. Бензина в республике достаточно для обеспечения потребностей автомобилистов. Цена на бензин повышаться не будет». Таков ответ «Узнефтмахсулот» на запрос редакции Anhor.uz.

     

    Представители компании утверждают, что в Узбекистане в достаточном объеме производятся все виды горюче-смазочных материалов, соответствующие мировым стандартам. Нефтяное сырье добывается и перерабатывается в объемах, достаточных не только для удовлетворения внутреннего спроса, но и для экспорта ГСМ в определенных объемах.

     

    «Узнефтмахсулот» уверяет, что предпринимаются все необходимые меры для разрешения сложившейся ситуации и полного удовлетворения потребностей населения в автобензине.

     

    На фоне этих заверений, напряженка на автозаправочных станциях наблюдается не первый месяц. За исключением пары недель в октябре, когда бензина было достаточно, за ним все чаще приходилось и приходится стоять в очередях. И очереди растут как на дрожжах.

     

    На этот раз АК «Узнефтмахсулот» даже не удосужилась выступить с обращением.

     

    Скорее всего потому, что предыдущее обращение, опубликованное перед праздником Курбон хайит вызвало шквал возмущения.

     

    Тогда тоже «аналитики» компании всерьез утверждали, что «причиной очередей на заправках Ташкента и других городов является стремление отдельных владельцев автомобилей запастись бензином впрок из-за слухов о сокращении производства топлива и повышении цен.

     

    Подобные обращения, как показывают наблюдения, скорее провоцируют возмущение населения не способствуя ни увеличению количества бензина, ни уменьшению очередей. Это методы почившей в бозе «пропаганды и агитации», место которым на свалке истории. Если вам, уважаемые представители «Узнефтмахсулот» показалось, что вам поверили – ущипните себя за ухо.

     

    В настоящее время автозаправочные станции работают не более 10 часов в день. Очереди стали растягиваться на сотни метров по несколько рядов и выстаивать в них приходиться по несколько часов. В пять утра очереди такие же как и днем.

     

    Все это вызывает много вопросов. Не находя ответа в официальных структурах, люди ищут истину в социальных сетях. На страничке группы «Водители Ташкента» в Фейсбуке тема бензина наиболее популярная. Участники группы справедливо замечают что бензина в Узбекистане было достаточно, когда баррель нефти стоил больше $100-110. Сегодня, по сообщению Euronews, тот же баррель стоит $46-48. Заметим при этом, что падение цен на нефть началось более полугода назад и названная цена держится не менее двух-трех месяцев. Однако, бензин не подешевел, более того - его стало не хватать.

     

    Возникает вопрос, почему же уважаемый «Узнефтмахсулот» не закупит его по низкой цене, не заполнит все резервуары и не обеспечит бензином всех желающих, даже пусть и не понижая цен?

     

    И здесь легковесным и поверхностным обращением, взваливающим вину на «несознательных граждан», скорее всего, нельзя будет отделаться.

     

    Возникает предположение, что если нефть подешевела, но ее не покупают, следовательно нет валютных резервов у «Узнефтмахсулот».

     

    Если валюта есть, бензина производится достаточно, следовательно создается искусственный ажиотаж, который вызывает возмущение. Тогда, это дело для правоохранительных органов - найти и обезвредить злоумышленников.

     

    На фоне дефицита появились «ловкие ребята», которые продают бензин в баклажках со своей наценкой. К слову, как стало известно нашей редакции, правоохранительные органы не дремлют и пытаются бороться со спекулянтами.

     

    А пока в социальных сетях создаются группы взаимопомощи, обмениваются информацией о длине очередей и телефонами заправочных станций. Все это хорошо, показывает, что люди ищут выход, пытаются решать проблемы сами, однако....

     

    Однако, как говориться, на нет и суда нет, другими словами, если нет бензина в наличии, то ничего не поделаешь, только зря будешь ездить из одной очереди в другую и нет гарантии, что бензин не кончится перед самым носом.

     

    Поскольку дело с явным дефицитом бензина принимает серьезный оборот, не только руководству компании «Узнефтмахсулот», но и правительству, вероятно, пора обратить внимание на проблему.

     

    Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz

    фото:12news.uz

     

    anhor.uz

    Узбекистан не может одолеть дефицит бензина :: Озодагон

    В регионах Узбекистана автозаправочные станции закрыты. В столице Ташкенте огромные очереди, и заправки работают только до 16 часов дня.

    4 декабря, в Ташкенте 8 часов утра. Возле популярной автозаправочной станции (АЗС) «Intran-servis» вереница машин в два ряда. Почти километровая очередь перекрывает часть дороги.

    Водители сигналят и ругаются. Некоторые пытаются вклиниться в очередь, но никто не хочет пропускать. Опасаются, что бензина не хватит. Это реальная ситуация самого большого мегаполиса Центральной Азии.

    Сменив руководство Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», правительство Узбекистана так и не смогло обеспечить свободный доступ к горючему.

    Заявление нового руководства «Узбекнефтегаза», что с дефицитом будет покончено за счет дополнительных поставок из Туркменистана, не увенчались успехом.

    «Ташкент просто рай по сравнению с регионами», -говорит Хамидулло, владелец автозаправки из Кашкадарьинской области.

    По его словам, он и другие жителя его области давно уже забыли, что такое бензин на АЗС. За доставку одного бензовоза нужно дать взятку в 500 долларов, а как его потом продавать по фиксированным ценам?

    Всегда есть у перекупщиковЧтоб покрыть расходы, часть бензина, а иногда полностью, продается частным продавцам бензина, продолжает Хамидулло. По сути, он описывает коррупционную схему распределения бензина потребителям.

    Такая же ситуация практически во всех регионах страны. Нет бензина на АЗС, но он всегда есть у перекупщиков.

    Вдоль дорог можно увидеть молодых людей, продающих бензин в пластиковых бутылках объемом от 1,5 до 5 литров за 3000-5000 сумов (1,2-2 доллара) за литр. Так часть населения регионов страны зарабатывает на жизнь.

    Сардор из Сурхандарьинской области в прошлом году закончил колледж и теперь помогает отцу продавать бензин на улице. Когда стемнеет, водители приезжают к ним домой. Они занимаются этим бизнесом уже три года.

    «Бензин берем на заправке за наличные. Обычно это происходит ночью. Как приезжает бензовоз тут же нам звонят с заправки»,- говорит Сардор.

    Таких пацанов как он 30-40 человек, и каждому дают по 30 литров, а если повезет, то и по 50 литров горючего на продажу.

    Заправился - продал

    Рашид занимается частным извозом на своей «Нексии» между Ташкентом и Бухарой.

    «Я обычно заправляюсь, когда приезжаю в Ташкент. Хоть и очереди, но можно купить бензин. И потом заливаю еще в канистры, чуть переплатив заправщикам», - говорит он.

    Уже вернувшись в Бухару, Рашид продает бензин в канистрах перекупщикам.

    Механизм бензинового бизнеса прост: купленный за 1650 -1800 сумов литр бензина Рашид продает у себя в Бухаре за 2500-3000 сумов - навар отменный.

    В результате бензинового дефицита наживаются все, начиная с высокого начальства всех рангов и категорий, заканчивая перекупщиками и водителями дальнобойщиками.

    И весь этот коррупционный груз ложится на плечи простых граждан.

    Платит народ

    «Водители такси цены завышают за проезд, если возразишь, то у них одна причина - бензин дорогой или нет бензина», - жалуется Сабина Рузиева в Ташкенте.

    Дефицит горючего влияет и на цены на базарах. Продавцы овощей и фруктов поднимают цены из-за сложности доставки продукции.

    Жизнь в кишлаках замирает после 3-х часов дня. Местные таксисты не выходят на маршрут - нет топлива. А завышенные стоимости за проезд население не воспринимает - и конфликт на лицо.

    Не все таксисты готовы покупать бензин у перекупщиков. Когда бензин слишком дорог, заниматься частным извозом не выгодно.

    Руководство «Узбекнефтегаза» знает о положении с бензином на местах. Но по каким-то причинам не может его ликвидировать.

    В отчете британской компании \"British Petroleum\" (BP) по мировой энергетике говорится, что Узбекистан в 2012 году снизил добычу нефти на 12% — до 3,2 миллиона тонн нефти.

    Компания отмечает, что в среднем Узбекистан добывал 68 тысяч баррелей нефти в сутки (минус 11,7% по сравнению с 2011 годом).

    Объем потребления нефти в республике в прошлом году вырос на 2,1% по сравнению с 2011 годом — до 3,9 миллионов тонн.

    Среднесуточное потребление нефти внутри страны в 2012 году составило 82 тысячи баррелей против 80 тысяч годом ранее, об этом пишет агентство РИА-Новости

    Другая причина по официальным данным - возросший парк автомашин в стране.

    Об этом сообщает информационный портал Mezon.uz, ссылаясь на доклад Центра экономических исследований: «Состояние и перспективы развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан», что за годы Независимости обеспеченность транспортными средствами личного пользования в республике выросла в 2,4 раза.

    Обеспеченность автомобилями в стране достигла уровня 67 автомобилей на 1000 жителей.

    По количеству автомобилей Узбекистан опережает Китай и Индию, где на 1000 человек насчитывается соответственно 49 и 11 машин.

    В США данный показатель составляет 643 автомобиля, России - 250, Украине - 175, Турции - 106.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Мой мир

    Google+

    catoday.org

    В Узбекистане обострился дефицит бензина, машины стоят часами в очередях :: Озодагон

    В Узбекистане обострился дефицит бензина, машины стоят часами в очередях

    22 Августа 2016

    В Узбекистане обострился дефицит бензина, машины стоят часами в очередях

    В столице Ташкенте и других регионах Узбекистана день ото дня обостряется дефицит бензина. Водители жалуются, что им приходится часами, а в некоторых случаях целыми ночами стоять в очереди возле АЗС. Автозаправки в некоторых областях республики вообще пустуют.

    Водители в Асакинском районе Андижанской области день и ночь дежурят возле автозаправочных станций в надежде купить бензин.

    – Бензина вообще нет. Мы со вчерашнего дня тут дежурим. Водители оставляют машины в очереди, а сами сидят и ждут. Но нет никаких вестей о том, привезут бензин или нет, – говорит репортеру «Озодлика» один из андижанских водителей.

    Аналогичная ситуация наблюдается и в соседней Наманганской области.

    – Сотрудники автозаправочных станций сами говорят, что в ближайшее время бензина не будет. ​Они сказали нам: «Либо переводите свои машины на газовое топливо, либо затолкайте их в свой гараж». Но на перевод авто на газ тоже нужны деньги. Получается, что теперь нам придется ходить пешком, – говорит «Озодлику» водитель из Намангана.

    В Хорезмской области, которая расположена в западной части Узбекистана, бензин можно купить, в основном, у частных лиц. Цена на бензин превысила в этой области 3 тысячи сумов.

    – Бензин мы покупаем в основном у частных лиц. Сейчас он у нас стоит 3200 сумов. У нас многие из-за отсутствия бензина переводят свои автомобили на газовое топливо, – сказал нашему репортеру один из ургенчских водителей.

    На протяжении последнего месяца в большинстве автозаправочных станций в Ташкенте бензина вообще нет.

    Сотрудники столичных АЗС говорят, что причина дефицита бензина в Ташкенте связана с тем, что на базе им дают мало топлива.

    – На прошлой неделе нам дали только три машины бензина, которое уже закончилось. На этой неделе на базе бензин нам вообще не дали, – сказал «Озодлику» сотрудник АЗС, расположенной недалеко от озера «Рохат» на окраине Ташкента.

    В последние годы дефицит бензина стал практически обычным явлением в Узбекистане.

    Ранее представитель акционерной компании «Узбекнефтемахсулот» комментировал причину дефицита бензина в Ташкенте и столичной области следующим образом:

    – Видите ли, сейчас очень много машин, ежемесячно 30 тысяч машин берут у нас бензин, в год бензин получают около полумиллиона машин. Естественно, бензин заканчивается, когда все берут его в таком количестве. Он ведь бывает в ограниченном количестве. Но все равно ситуация в Ташкенте хорошая по сравнению с другими регионами, если на одном АЗС бензина нет, то на втором его обязательно можно найти, – говорил «Озодлику» сотрудник АК «Узбекнефтемахсулот».

    Сейчас в Ташкенте государственная цена на бензин марки Аи-80 составляет 2070 сумов. ​Однако в областях бензин продается по коммерческой цене – более 3000 сумов за 1 литр топлива.

    Такая разница в цене на бензин в Ташкенте и областях республики развивает спекуляцию. Наблюдатели считают, что дефицит бензина и дизельного топлива возникает ежегодно в августе месяце с началом в Узбекистане всеобщей мобилизации людей на сбор хлопка.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Мой мир

    Google+

    catoday.org

    Узбекистан не может одолеть дефицит бензина :: Озодагон

    В регионах Узбекистана автозаправочные станции закрыты. В столице Ташкенте огромные очереди, и заправки работают только до 16 часов дня.

    4 декабря, в Ташкенте 8 часов утра. Возле популярной автозаправочной станции (АЗС) «Intran-servis» вереница машин в два ряда. Почти километровая очередь перекрывает часть дороги.

    Водители сигналят и ругаются. Некоторые пытаются вклиниться в очередь, но никто не хочет пропускать. Опасаются, что бензина не хватит. Это реальная ситуация самого большого мегаполиса Центральной Азии.

    Сменив руководство Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», правительство Узбекистана так и не смогло обеспечить свободный доступ к горючему.

    Заявление нового руководства «Узбекнефтегаза», что с дефицитом будет покончено за счет дополнительных поставок из Туркменистана, не увенчались успехом.

    «Ташкент просто рай по сравнению с регионами», -говорит Хамидулло, владелец автозаправки из Кашкадарьинской области.

    По его словам, он и другие жителя его области давно уже забыли, что такое бензин на АЗС. За доставку одного бензовоза нужно дать взятку в 500 долларов, а как его потом продавать по фиксированным ценам?

    Всегда есть у перекупщиковЧтоб покрыть расходы, часть бензина, а иногда полностью, продается частным продавцам бензина, продолжает Хамидулло. По сути, он описывает коррупционную схему распределения бензина потребителям.

    Такая же ситуация практически во всех регионах страны. Нет бензина на АЗС, но он всегда есть у перекупщиков.

    Вдоль дорог можно увидеть молодых людей, продающих бензин в пластиковых бутылках объемом от 1,5 до 5 литров за 3000-5000 сумов (1,2-2 доллара) за литр. Так часть населения регионов страны зарабатывает на жизнь.

    Сардор из Сурхандарьинской области в прошлом году закончил колледж и теперь помогает отцу продавать бензин на улице. Когда стемнеет, водители приезжают к ним домой. Они занимаются этим бизнесом уже три года.

    «Бензин берем на заправке за наличные. Обычно это происходит ночью. Как приезжает бензовоз тут же нам звонят с заправки»,- говорит Сардор.

    Таких пацанов как он 30-40 человек, и каждому дают по 30 литров, а если повезет, то и по 50 литров горючего на продажу.

    Заправился - продал

    Рашид занимается частным извозом на своей «Нексии» между Ташкентом и Бухарой.

    «Я обычно заправляюсь, когда приезжаю в Ташкент. Хоть и очереди, но можно купить бензин. И потом заливаю еще в канистры, чуть переплатив заправщикам», - говорит он.

    Уже вернувшись в Бухару, Рашид продает бензин в канистрах перекупщикам.

    Механизм бензинового бизнеса прост: купленный за 1650 -1800 сумов литр бензина Рашид продает у себя в Бухаре за 2500-3000 сумов - навар отменный.

    В результате бензинового дефицита наживаются все, начиная с высокого начальства всех рангов и категорий, заканчивая перекупщиками и водителями дальнобойщиками.

    И весь этот коррупционный груз ложится на плечи простых граждан.

    Платит народ

    «Водители такси цены завышают за проезд, если возразишь, то у них одна причина - бензин дорогой или нет бензина», - жалуется Сабина Рузиева в Ташкенте.

    Дефицит горючего влияет и на цены на базарах. Продавцы овощей и фруктов поднимают цены из-за сложности доставки продукции.

    Жизнь в кишлаках замирает после 3-х часов дня. Местные таксисты не выходят на маршрут - нет топлива. А завышенные стоимости за проезд население не воспринимает - и конфликт на лицо.

    Не все таксисты готовы покупать бензин у перекупщиков. Когда бензин слишком дорог, заниматься частным извозом не выгодно.

    Руководство «Узбекнефтегаза» знает о положении с бензином на местах. Но по каким-то причинам не может его ликвидировать.

    В отчете британской компании \"British Petroleum\" (BP) по мировой энергетике говорится, что Узбекистан в 2012 году снизил добычу нефти на 12% — до 3,2 миллиона тонн нефти.

    Компания отмечает, что в среднем Узбекистан добывал 68 тысяч баррелей нефти в сутки (минус 11,7% по сравнению с 2011 годом).

    Объем потребления нефти в республике в прошлом году вырос на 2,1% по сравнению с 2011 годом — до 3,9 миллионов тонн.

    Среднесуточное потребление нефти внутри страны в 2012 году составило 82 тысячи баррелей против 80 тысяч годом ранее, об этом пишет агентство РИА-Новости

    Другая причина по официальным данным - возросший парк автомашин в стране.

    Об этом сообщает информационный портал Mezon.uz, ссылаясь на доклад Центра экономических исследований: «Состояние и перспективы развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан», что за годы Независимости обеспеченность транспортными средствами личного пользования в республике выросла в 2,4 раза.

    Обеспеченность автомобилями в стране достигла уровня 67 автомобилей на 1000 жителей.

    По количеству автомобилей Узбекистан опережает Китай и Индию, где на 1000 человек насчитывается соответственно 49 и 11 машин.

    В США данный показатель составляет 643 автомобиля, России - 250, Украине - 175, Турции - 106.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Мой мир

    Google+

    catoday.org

    В Узбекистане обострился дефицит бензина, машины стоят часами в очередях :: Озодагон

    В Узбекистане обострился дефицит бензина, машины стоят часами в очередях

    22 Августа 2016

    В Узбекистане обострился дефицит бензина, машины стоят часами в очередях

    В столице Ташкенте и других регионах Узбекистана день ото дня обостряется дефицит бензина. Водители жалуются, что им приходится часами, а в некоторых случаях целыми ночами стоять в очереди возле АЗС. Автозаправки в некоторых областях республики вообще пустуют.

    Водители в Асакинском районе Андижанской области день и ночь дежурят возле автозаправочных станций в надежде купить бензин.

    – Бензина вообще нет. Мы со вчерашнего дня тут дежурим. Водители оставляют машины в очереди, а сами сидят и ждут. Но нет никаких вестей о том, привезут бензин или нет, – говорит репортеру «Озодлика» один из андижанских водителей.

    Аналогичная ситуация наблюдается и в соседней Наманганской области.

    – Сотрудники автозаправочных станций сами говорят, что в ближайшее время бензина не будет. ​Они сказали нам: «Либо переводите свои машины на газовое топливо, либо затолкайте их в свой гараж». Но на перевод авто на газ тоже нужны деньги. Получается, что теперь нам придется ходить пешком, – говорит «Озодлику» водитель из Намангана.

    В Хорезмской области, которая расположена в западной части Узбекистана, бензин можно купить, в основном, у частных лиц. Цена на бензин превысила в этой области 3 тысячи сумов.

    – Бензин мы покупаем в основном у частных лиц. Сейчас он у нас стоит 3200 сумов. У нас многие из-за отсутствия бензина переводят свои автомобили на газовое топливо, – сказал нашему репортеру один из ургенчских водителей.

    На протяжении последнего месяца в большинстве автозаправочных станций в Ташкенте бензина вообще нет.

    Сотрудники столичных АЗС говорят, что причина дефицита бензина в Ташкенте связана с тем, что на базе им дают мало топлива.

    – На прошлой неделе нам дали только три машины бензина, которое уже закончилось. На этой неделе на базе бензин нам вообще не дали, – сказал «Озодлику» сотрудник АЗС, расположенной недалеко от озера «Рохат» на окраине Ташкента.

    В последние годы дефицит бензина стал практически обычным явлением в Узбекистане.

    Ранее представитель акционерной компании «Узбекнефтемахсулот» комментировал причину дефицита бензина в Ташкенте и столичной области следующим образом:

    – Видите ли, сейчас очень много машин, ежемесячно 30 тысяч машин берут у нас бензин, в год бензин получают около полумиллиона машин. Естественно, бензин заканчивается, когда все берут его в таком количестве. Он ведь бывает в ограниченном количестве. Но все равно ситуация в Ташкенте хорошая по сравнению с другими регионами, если на одном АЗС бензина нет, то на втором его обязательно можно найти, – говорил «Озодлику» сотрудник АК «Узбекнефтемахсулот».

    Сейчас в Ташкенте государственная цена на бензин марки Аи-80 составляет 2070 сумов. ​Однако в областях бензин продается по коммерческой цене – более 3000 сумов за 1 литр топлива.

    Такая разница в цене на бензин в Ташкенте и областях республики развивает спекуляцию. Наблюдатели считают, что дефицит бензина и дизельного топлива возникает ежегодно в августе месяце с началом в Узбекистане всеобщей мобилизации людей на сбор хлопка.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Мой мир

    Google+

    catoday.org

    Узбекистан не может одолеть дефицит бензина :: Озодагон

    В регионах Узбекистана автозаправочные станции закрыты. В столице Ташкенте огромные очереди, и заправки работают только до 16 часов дня.

    4 декабря, в Ташкенте 8 часов утра. Возле популярной автозаправочной станции (АЗС) «Intran-servis» вереница машин в два ряда. Почти километровая очередь перекрывает часть дороги.

    Водители сигналят и ругаются. Некоторые пытаются вклиниться в очередь, но никто не хочет пропускать. Опасаются, что бензина не хватит. Это реальная ситуация самого большого мегаполиса Центральной Азии.

    Сменив руководство Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», правительство Узбекистана так и не смогло обеспечить свободный доступ к горючему.

    Заявление нового руководства «Узбекнефтегаза», что с дефицитом будет покончено за счет дополнительных поставок из Туркменистана, не увенчались успехом.

    «Ташкент просто рай по сравнению с регионами», -говорит Хамидулло, владелец автозаправки из Кашкадарьинской области.

    По его словам, он и другие жителя его области давно уже забыли, что такое бензин на АЗС. За доставку одного бензовоза нужно дать взятку в 500 долларов, а как его потом продавать по фиксированным ценам?

    Всегда есть у перекупщиковЧтоб покрыть расходы, часть бензина, а иногда полностью, продается частным продавцам бензина, продолжает Хамидулло. По сути, он описывает коррупционную схему распределения бензина потребителям.

    Такая же ситуация практически во всех регионах страны. Нет бензина на АЗС, но он всегда есть у перекупщиков.

    Вдоль дорог можно увидеть молодых людей, продающих бензин в пластиковых бутылках объемом от 1,5 до 5 литров за 3000-5000 сумов (1,2-2 доллара) за литр. Так часть населения регионов страны зарабатывает на жизнь.

    Сардор из Сурхандарьинской области в прошлом году закончил колледж и теперь помогает отцу продавать бензин на улице. Когда стемнеет, водители приезжают к ним домой. Они занимаются этим бизнесом уже три года.

    «Бензин берем на заправке за наличные. Обычно это происходит ночью. Как приезжает бензовоз тут же нам звонят с заправки»,- говорит Сардор.

    Таких пацанов как он 30-40 человек, и каждому дают по 30 литров, а если повезет, то и по 50 литров горючего на продажу.

    Заправился - продал

    Рашид занимается частным извозом на своей «Нексии» между Ташкентом и Бухарой.

    «Я обычно заправляюсь, когда приезжаю в Ташкент. Хоть и очереди, но можно купить бензин. И потом заливаю еще в канистры, чуть переплатив заправщикам», - говорит он.

    Уже вернувшись в Бухару, Рашид продает бензин в канистрах перекупщикам.

    Механизм бензинового бизнеса прост: купленный за 1650 -1800 сумов литр бензина Рашид продает у себя в Бухаре за 2500-3000 сумов - навар отменный.

    В результате бензинового дефицита наживаются все, начиная с высокого начальства всех рангов и категорий, заканчивая перекупщиками и водителями дальнобойщиками.

    И весь этот коррупционный груз ложится на плечи простых граждан.

    Платит народ

    «Водители такси цены завышают за проезд, если возразишь, то у них одна причина - бензин дорогой или нет бензина», - жалуется Сабина Рузиева в Ташкенте.

    Дефицит горючего влияет и на цены на базарах. Продавцы овощей и фруктов поднимают цены из-за сложности доставки продукции.

    Жизнь в кишлаках замирает после 3-х часов дня. Местные таксисты не выходят на маршрут - нет топлива. А завышенные стоимости за проезд население не воспринимает - и конфликт на лицо.

    Не все таксисты готовы покупать бензин у перекупщиков. Когда бензин слишком дорог, заниматься частным извозом не выгодно.

    Руководство «Узбекнефтегаза» знает о положении с бензином на местах. Но по каким-то причинам не может его ликвидировать.

    В отчете британской компании \"British Petroleum\" (BP) по мировой энергетике говорится, что Узбекистан в 2012 году снизил добычу нефти на 12% — до 3,2 миллиона тонн нефти.

    Компания отмечает, что в среднем Узбекистан добывал 68 тысяч баррелей нефти в сутки (минус 11,7% по сравнению с 2011 годом).

    Объем потребления нефти в республике в прошлом году вырос на 2,1% по сравнению с 2011 годом — до 3,9 миллионов тонн.

    Среднесуточное потребление нефти внутри страны в 2012 году составило 82 тысячи баррелей против 80 тысяч годом ранее, об этом пишет агентство РИА-Новости

    Другая причина по официальным данным - возросший парк автомашин в стране.

    Об этом сообщает информационный портал Mezon.uz, ссылаясь на доклад Центра экономических исследований: «Состояние и перспективы развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан», что за годы Независимости обеспеченность транспортными средствами личного пользования в республике выросла в 2,4 раза.

    Обеспеченность автомобилями в стране достигла уровня 67 автомобилей на 1000 жителей.

    По количеству автомобилей Узбекистан опережает Китай и Индию, где на 1000 человек насчитывается соответственно 49 и 11 машин.

    В США данный показатель составляет 643 автомобиля, России - 250, Украине - 175, Турции - 106.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Мой мир

    Google+

    catoday.org


    Смотрите также