Бензин в СССР. Какой он был, и сколько стоил. Дефицит бензина в ссср


Ни рыбы, ни мяса

Какие товары и когда продавались в нашей стране по карточкам На заправочных станциях в Магадане вновь появились талоны. Не самый приятный призрак советского прошлого материализовался из-за нехватки в регионе бензина марки АИ-95. Как объясняет департамент правительства области, дефицит возник из-за поломки танкера, осуществляющего доставку нефтепродуктов. При этом топливо других видов отпускается без ограничений.

«Лента.ру» вспоминает, какие товары и когда продавались в нашей стране по карточкам или были предметами особого нормирования со стороны государства.

Вас тут не стояло

Словно злой рок, карточная система сопровождала советское государство с момента его основания до самого развала. Талоны выполняли разнообразные функции — гарантировали получение продовольственного минимума в военные годы или подавляли дефицит в мирное время путем снижения спроса (когда деньги на товар есть, а все равно без бумажки не купить). И даже должны были способствовать справедливому распределению: в 30-е и 80-е годы правительство ожесточенно боролось с «десантом» покупателей в крупные промышленные центры, вводя талоны, привязанные к месту прописки (так называемая карточка покупателя).

Увы, но карточная система не могла решить проблему недопроизводства, а неорганизованность снабжения приводила к тому, что товары исчезали из продажи непредсказуемым и причудливым образом. Так, сегодня граждане охотились за бритвенными станками, а назавтра с прилавков пропадали носки или школьные тетради. Так что карточки, в конце концов, стали ассоциироваться с разрухой и бедностью. Хоть залейся, а все равно нет

Иллюстрацией порочности идеи карточного распределения служит бензин. В СССР его нельзя было приобрести за наличные — только по талонам на 10 или 20 литров. При этом дефицита топлива в Советском Союзе, конечно же, не было, карточную систему ввели в качестве превентивной меры борьбы со спекулянтами. Талоны продавались без ограничений в хозяйственных магазинах, иногда выдавались на сдачу и в продуктовых.

В 80-х годах АЗС были разделены на государственные (заправляющие государственный транспорт) и платные (для автомобилистов-частников). Последних станций было очень мало — к ним выстраивались длинные очереди, а объемов хранилищ не хватало на всех желающих. Часто автомобилистам приходилось лицезреть табличку «Бензина нет». Это привело к расцвету спекуляций талонами на госзаправки, которые со временем превратились в теневую валюту, обеспеченную топливом. Впрочем, талоны не были единственной препоной, с которой сталкивался советский автомобилист, желающий заправить машину. На АЗС необходимо было предъявить заборную книжку с указанием ФИО, марки автомобиля, дату его приобретения и показания одометра. Такого рода блокноты также продавались в хозяйственных магазинах, заполнять их нужно было от руки, причем обязательно без помарок и исправлений.

Макулатурные книги

Другим любопытным примером государственного регулирования потребления в СССР служит печатная промышленность. Удовлетворить потребности самой читающей в мире страны она не могла. Отчасти из-за неразвитости бумажного производства, отчасти из-за того, что львиная доля ресурсов уходила на печатание книг, которые не пользовались спросом, вроде многотомных материалов съездов КПСС или произведений членов Союза писателей — невысокой художественной ценности, зато идеологически выдержанных.

В 1970 годах для подавления спроса на книги востребованных авторов (таких, как Александр Дюма, Агата Кристи, Проспер Мериме) их стали продавать за талоны. Интересно, что талоны обменивались на макулатуру — по курсу 20 килограммов за новую книгу. Если книга шла в двух и более томах, то на талон наклеивались марки, свидетельствующие о сдаче дополнительных килограммов. Подобные «макулатурные» книжные серии все равно оставались дефицитом, так как тиражей не хватало на всех сборщиков бумажных отходов. В конечном итоге востребованная литература стала ходовым товаром теневого рынка СССР.

Не сладко

Иногда потребительские товары попадали в «карточный список» по идеологическим соображениям — несмотря на то, что их было в избытке. Так, антиалкогольная кампания периода «ускорения» (1985-1987 годы) перевела в разряд дефицита водку и крепленое вино. Появившиеся талоны на алкоголь (одна бутылка водки или две бутылки вина в месяц на человека) отоваривали даже непьющие граждане: спиртное стало самой популярной валютой СССР, а талоны на него — предметом живейшей купли-продажи и обмена. Побочной жертвой антиалкогольной кампании стал сахар — он в огромных количествах раскупался самогонщиками, так что его постепенно перестало хватать. В результате «сахарные талоны» были введены даже в Москве.

Седло большое, ковер и телевизор

Талон чаще выражал охранную, нежели репрессивную политику государства по отношению к товару. Например, стиральные машины, телевизоры и прочая бытовая техника пользовались ажиотажным спросом у населения, несмотря на высокую стоимость. Цена советского видеомагнитофона равнялась десяти средним зарплатам, однако в магазинах их мгновенно раскупали. В таких условиях талон худо-бедно гарантировал распределение дефицитных товаров среди всех слоев общества — ими премировали передовиков производства, лучших сотрудников советских учреждений.

Среди «поощрительных талонов» особо желанными были карточки на товары в экспортном исполнении. Считалось, что СССР поставляет за рубеж более качественную продукцию, чем та, что остается для внутреннего потребления. Алексей Сивашенков

militariorg.ucoz.ru

Бензин в СССР. Какой он был, и сколько стоил: mexanizm

Небольшой очерк о ценах  на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем  газировка. Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю  стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится  смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.  

В СССР все заправки,  понятное дело, были государственные и на всех действовал единый  прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане  СССР  29 ноября 1968  был утвержден прейскурант цен № 882, согласно  которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на  бензин в СССР: 

Бензины автомобильные 

А-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп. 

А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп. 

А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп. 

АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп. 

АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп. 

Авиационный Б-70 - ГОСТ 1012-54 - 1р.20коп. 

Топливная смесь - ВТУ  30-8-63 - 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 - 1р.00коп. Это смесь топлива и  масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов. 

Цены – в рублях за 10  литров.  Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что  частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт  заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме  отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего  остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало  ГОСТам.  Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как  тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров.  К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец  заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У  дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла,  оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».  

Через несколько лет, в  начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а  низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был  выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов  мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое  было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и  масло.  

Резкое подорожание  произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли  вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а  этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до  самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.  

Середину 80-х я уже  застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их  тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки,  означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека –  по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда  жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в  крупных городах ситуация была  получше.  

Еще помню интересный  момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках  появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный  АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было  неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше  нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было,  этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны.  Этилированный  АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не  припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и  какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже  сложно представить.  

Что можно сказать,  подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и  сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и  зарплаты пропорционально, были не многотысячными.  

Фото для иллюстраций взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.   

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.        

mexanizm.livejournal.com

Бензин в СССР: его качество и цена

Небольшой очерк о ценах на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем газировка.

Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.

В СССР все заправки, понятное дело, были государственные и на всех действовал единый прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане СССР 29 ноября 1968 был утвержден прейскурант цен № 882, согласно которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на бензин в СССР:Бензины автомобильныеА-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.Авиационный Б-70 — ГОСТ 1012-54 — 1р.20коп.Топливная смесь — ВТУ 30-8-63 — 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 — 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.

Цены – в рублях за 10 литров. Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало ГОСТам. Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров. К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла, оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».

Через несколько лет, в начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и масло.Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.

Середину 80-х я уже застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки, означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека – по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в крупных городах ситуация была получше.Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.

Что можно сказать, подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и зарплаты пропорционально, были не многотысячными.

http://back-in-ussr.com/2018/06/benzin-v-sssr-ego-kachestvo-...

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

myhistori.ru

его качество и цена »

Небольшой очерк о ценах на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем газировка.

Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.

В СССР все заправки, понятное дело, были государственные и на всех действовал единый прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане СССР 29 ноября 1968 был утвержден прейскурант цен № 882, согласно которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на бензин в СССР:Бензины автомобильныеА-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.Авиационный Б-70 — ГОСТ 1012-54 — 1р.20коп.Топливная смесь — ВТУ 30-8-63 — 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 — 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.Цены – в рублях за 10 литров. Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало ГОСТам. Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров. К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла, оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».

Через несколько лет, в начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и масло.Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.Середину 80-х я уже застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки, означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека – по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в крупных городах ситуация была получше.Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.Что можно сказать, подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и зарплаты пропорционально, были не многотысячными.

Источник

Post Views: 134

topast.ru

Почему в России дефицит бензина

1. Главная проблема в следующем — многим нефтяным компаниям гораздо выгоднее вывозить нефть или нефтепродукты низкого качества за рубеж, чем вкладываться в нефтепереработку внутри России. Это проще, не требует больших инвестиций, ну и вообще всегда есть «страновой риск» — заниматься бизнесом в России порой довольно опасно.

2. Правительство России хочет, чтобы нефтяники перерабатывали продукцию внутри страны. Для этого придумывалось много инструментов разной степени эффективности, один из последних — налоговый маневр. Суть такая: брать больше денег за добычу и за экспорт нефтепродуктов, меньше — за продажу нефти за рубеж и бензина — внутри России. Многие компании на налоговый маневр жалуются.

3. Нефтеперерабатывающие заводы в России устарели, а власти хотят, чтобы НПЗ производили все более высококачественный бензин. Существует специальный график запрета неэкологичных видов бензина (уже запрещен «Евро-3», «Евро-4»хотят запретить с 2016 года), но некоторые компании — прежде всего «Роснефть» — не успевают с переходом на экологичное топливо.

4. Власти слишком пристально следят за ценами на бензин. Иногда в ход идетпрямая заморозка цен, иногда — существенные штрафы со стороны антимонопольщиков. Это, естественно, создает перекосы на рынке.

5. В Советском Союзе систему снабжения придумывали не для России, а для всего СССР. После распада Союза Россия вынуждена была начать покупать бензин у Белоруссии, где располагаются крупные НПЗ. Белоруссия — непростой партнер, ей выгоднее гнать бензин в Европу и она может иногда вовсепрекращать поставки в Россию.

maxpark.com