Автоцистерны для перевозки наливных грузов. Цистерны для перевозки бензина


устройство, конструкция, перевозка горючих веществ

Как известно, бензовоз представляет собой автомобиль с прицепом или же полуприцепом для безопасной транспортировки ГСМ. Он оснащён специализированной ёмкостью/цистерной, которая предназначается для хранения и перевозки жидкого топлива. Обычно это бензин, диз.топливо или керосин. Цистерна, которой оснащён бензовоз имеет маркер, показывающий объём топлива, а также дыхательный клапан - так, внутренности цистерны могут сообщаться с атмосферой вокруг, что избавляет её от опасности появления избыточного давления. Также к цистерне подсоединяются сливные патрубки, на которых имеются задвижки быстрого действия и отстойники с водоотделительной системой. Для препятствия возникновения пожаров к цистерне подсоединены устройства для заземления и средства для тушения пожаров.

Как правило, ёмкости бензовозов с прицепом варьируется от тысячи двухсот до восьми тысяч литров, а у бензовозов с полуприцепом, объём ёмкости начинается от семи до тридцати тысяч л. Ёмкости больших размеров, превышающих пять тысяч литров, оснащены перпендикулярными и прямыми вдоль корпуса волнорезами (специальными перегородками), обеспечивающие понижение гидравлических ударов.

В перевозку жидких грузов в принципе входят различные жидкости -  от химических до пищевых. Но все эти перевозки объединяет то, что ёмкость, в которой перевозка осуществляется, должны быть герметичной. Особенно это касается горючих материалов и опасных грузов, с которыми нельзя допускать даже испарения. Такие меры безопасности, предотвращают не только аварийные ситуации, но и загрязнение окружающей среды.

 

бензовоз

Зачастую от цистерны бензовоза требуется поддержание определённой температуры, чтобы горючая жидкость не начала испаряться. Заполняют цистерну бензовоза двумя способами – верхним и нижним. Это зависит от того, как она устроена. Можно только добавить, что нижний залив жидкости, осуществляется при помощи специальных шлангов-адаптеров, входящих в комплект к бензовозу, так как обычные шланги тут не подходят.

Конструкция бензовоза

Как было сказано выше, эти машины предназначаются для транспортировки горючих жидкостей, имеющих третий класс опасности. Исходя из этого к бензовозам применяются специальные требования пожарной безопасности и сохранения груза, исполнять которые.

 

 

 

Так, например, внизу цистерны бензовоза располагаются специальные клапаны, названные донными. Большую часть времени они герметично закрыты, потому как предохраняют от повреждения бензиновых труб, что может стать причиной утечки топлива.

Далее, каждый бензовоз в порядке безопасности снабжается специальным защитным приспособлением, какое предохраняет часть цистерны и защищает бензобак. Помимо этого, на бензовозах монтируется проблесковый маячок и экранированная система проводки.

На тягачи, что используются для буксировки и бензовозов, основанных на авто.шасси, установлены экологичныe двигатели 3-го класса, но помимо этого, осуществляются требования по установки выхлопной трубы. Она устанавливается либо спереди с правым выхлопом, либо с правой стороны, сразу за кабиной. И для обеспечения лучшей безопасности, на выхлопную трубу, надевается искрогаситель.

Также в комплект бензовоза в обязательном порядке должны входить огнетушители и ёмкости для песка. Нужно заметить, что песок необходим вовсе не для тушения возгораний, так как этой цели служат огнетушители. Песок требуется, чтобы присыпать горючие жидкости при её протечке, чтобы связать и не дать растечься дальше или же улетучиться.

Для перевозок диз.топлива, нефтепродуктов осветлённого типа и бензина, как такового. Для перевозки тёмных нефтепродуктов и мазута используется мазутовоз. Для перевозки масла служит оборудованный для этих целей масловоз. Помимо этого существуют также битумовозы для транспортировки битума и нефтевоз для нефтепродуктов. Также под давлением перевозят и газы в цистернах газовоза.

Обычно для перевозки различных горючих материалов, служат по-разному оборудованные цистерны, но бывает и так, что некоторые нефтепродукты могут перевозить в одной и той же цистерне. Единственное, что не рекомендуется делать, это перевозить в одной и той же цистерне светлые и тёмные нефтепродукты. В том лишь случае, когда транспортировать осветлённые нефтепродукты, в цистерне, где перевозились тёмные, необходимо, используется паровая очистка ёмкости.

Бензовозы, которые перевозят битум, масла и мазут, включают такое дополнительное требование, как сохранение темп.режима цистерны. Особенно эта функция цистерны-термоса, актуальна зимой. Ну и напоследок, можно сказать, что есть и бензовозы-автозаправщики, которые отличаются тем, что оборудованы топливораздаточным пистолетом, со счётчиком и сливным насосом.

 

promplace.ru

Изготовление упрощенных автоцистерн для перевозки бензина и масла

автоцистернаГАЗ-АА. Топливная автоцистерна двойного назначения, для хранения, транспортировки раздачи самотёком светлых нефтепродуктов.

Продолжение. Начало про историю автоцистерн тут.

Великая Отечественная проблему снабжения самолетов, танков и другой военной техники высветила, что называется, «во весь рост». Началось срочное изготовление упрощенных автоцистерн для перевозки бензина и масла, снабжавшихся, в основном, ручными насосами и монтировавшихся на упрощенных шасси ГАЗ-ММ и ЗИС-5В.  Подобные цистерны изготавливались очень многими оборонными заводами и их конструкции могли отличаться очень сильно.

По ленд-лизу приходили бензовозы на шасси «Студебекеров», но их было очень мало, поэтому многие такие шасси получили цистерны, изготовленные на советских предприятиях. Они эксплуатировались до начала 60-х годов.

Несмотря на все усилия, производство автоцистерн для нефтепродуктов в годы первых пятилеток было незначительным, их вместимость в основном не превышала 3000 л, хотя эксплуатация и техобслуживание было несложным из-за отсутствия сложных насосных установок и автоматизированных систем контроля и управления сливными операциями. Рост производства грузовых и легковых автомобилей, а также возрастание объемов перевозок нефтепродуктов привели к созданию в 1946–1960 гг. нескольких десятков типов автоцистерн для нефтепродуктов на базе автомобилей средней и большой грузоподъемности, полуприцепах и прицепах.

Одновременно усложнялось оборудование автоцистерн. Бензоцистерна АЦ2-51 емкостью 2000 л на шасси ГАЗ-51 пошла в серийное производство в 1950 г. и предназначалась для перевозки и кратковременного хранения бензина, керосина, лигроина.

  • Корпус цистерны имел полуэллиптичекую форму и устанавливался на трех опорах.
  • Между опорами и лонжеронами рамы автомобиля прокладывались деревянные брусья, цистерна прикреплялась к опорам при помощи кронштейнов, притянутых к ним болтами.
  • В передней части цистерны имелся отстойник, а в задней — сливной трубопровод.
  • Внутри корпуса имелись волнорезы.
  • По бокам цистерны крепились металлические ящики для укладки шлангов и шанцевого инструмента, у задних торцов ящиков укреплялись стремянки, а на корпусе цистерны монтировались поручни.

Заполняли цистерну при помощи центробежного двухступенчатого насоса СЦЛ, а опорожнить ее можно было как при помощи насоса, так и самотеком. Цистерна имела фиксированную цену на протяжении всех лет выпуска до 1965 г. в 14 740 дореформенных рублей.

 

автоцистернаАвтоцистерна для транспортировки бензина на шасси ЗИС-5В 1941–1945 годов выпуска.

Автоцистерны АЦ2-51 в основном использовались в сельской местности для подвоза горючего на МТС.

Производство бензоцистерны увеличенной до 2600 л емкости на более тяжелом шасси Урал-355 началось в 1950 г. на Уральском механическом заводе, а с 1956 г. цистерны АЦМ-2,6-355М начал производить так же и Еманжелинский Механический завод.

  • Корпус цистерны состоял из трех обечаек, образующих ее стенки, и двух днищ.
  • Обечайки выполнялись из стальных листов толщиной 3 мм, а днище — из листов толщиной 4 мм.
  • Внутри корпуса цистерны имелись два кольца жесткости, к которым приваривались стальные пластины, выполнявшие функции поперечных волнорезов, вдоль корпуса цистерны также предусматривались три продольных волнореза.

Оборудование, установленное на цистерне, включало в себя:

  • вертикальную цилиндрическую заливную горловину,
  • указатель уровня налива,
  • смотровое окно,
  • воздухоотводящее устройство, недопускавшее образования воздушных мешков при заполнении цистерны.

Цистерна заполнялась жидким топливом через горловину средствами заправочной станции, а сливались самотеком, через сливной шланг. Также горючее могло перекачиваться в посторонние емкости при помощи механического центробежного насоса СЦЛ, установленного на автоцистерне. Оптовая отпускная цена АЦМ-2,6-355М составляла 21 050 руб.

автоцистернаАвтоцистерна для транспортировки бензина на шасси ЗИС-5 1946–1949 годы выпуска.

Автоцистерны АЦМ-3,8-150 и АЦ-4-150 Красиловского и Грабовского заводов были самыми массовыми и самыми распространенными бензовозами с 1950 по 1970 гг. Эти машины снабжали горючим больше половины автомобильного парка страны и отличались неприхотливостью и простотой эксплуатации. Преимущества:

  1. Обе цистерны калиброванные, типа 799.
  2. Их корпуса состоят из обечаек, сделанных из стального листа толщиной 3 мм, и двух днищ толщиной 4 мм; корпус опирается на три поперечных опоры, закрепленных на лонжеронах рамы.
  3. Между лонжеронами и опорами проложены деревянные брусья.
  4. Внутри цистерн имеются поперечные и продольные волнорезы.
  5. Автоцистерны изготавливались в двух модификациях: с ручным насосом и без насоса.
  6. Насос монтировали на цистерне с левой стороны автомобиля.

Автоцистерны могли, кроме перевозки топлива, еще и выполнять:

  • заполнение цистерны до объема, установленного при калибровке, через заливную горловину;
  • слив жидкого топлива самотеком через сливной шланг в подземную емкость или наземные резервуары;
  • перекачивание топлива через сливной шланг при помощи бензоперекачивающих средств заправочной станции или бензозаправщика, а также из одной посторонней емкости в другую, минуя собственную емкость, при помощи ручного насоса; раздачу топлива в цистерны и посторонние емкости, через раздаточный шланг при помощи ручного насоса.
автоцистерна8000-литровые цистерны на шасси ЯГ-10 производства завода «Промет» (Ленинград) стали самыми большими автоцистернами в довоенном СССР.

Автоцистерна  АЦМ-4-151 выпускалась с 1957 г. и первоначально монтировалась на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151, затем ЗИЛ-157. Цистерна в основном предназначалась для механизированной заправки машин профильтрованным топливом в полевых условиях и заправки с замером выдаваемого топлива, а также для перемешивания горючего в своей цистерне для приготовления топливных смесей.

  1. Корпус АЦМ-4-151 изготавливался из стали, внутри цистерны имелись три продольных и два поперечных волнореза.
  2. К нижней части цистерны приваривались восемь опор с кронштейнами, которыми цистерна крепилась к раме автомобиля.
  3. Снаружи вдоль цистерны устанавливались поручни для удобства входа на боковые площадки при ее обслуживании.
  4. По сравнению с базовым шасси ЗИС-151 у шасси под автоцистерны АЦМ-4-151 изменено расположение и крепление запасного колеса, а также топливного бака и ресиверов пневмосистемы.
  5. Глушитель выведен вперед и закреплен под передним бампером.

Тяжелая автоцистерна АЦ-8-200 емкостью 8000 л также предназначалась для перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива. Она имела конструкцию, подобную цистернам на шасси ЗИС-150 и ЗИС-151. Но снаружи к цистерне приваривались скобы для крепления лестниц-стремянок, позволявших добираться до заливной горловины, через которую цистерна заполнялась топливом перекачивающими средствами нефтебаз и нефтехранилищ. Топливо из цистерны сливалось самотеком через сливной трубопровод.

автоцистернаАвтоцистерна АЦМ-3,8-164А упрощенной конструкции на шасси ЗИЛ-164А для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1963 по 1966 год Квасиловским машиностроительным заводом.

В 60–70 годы производство автоцистерн в стране намного увеличилось, они стали устанавливаться на новые автомобильные шасси — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, МАЗ-500, что позволило намного улучшить их эксплуатационные показатели, но первые советские машины для транспортировки нефтепродуктов положили начало этому виду специализированных автомобилей. ( продолжение следует)

На тему грузоперевозок:

adr52.ru

Назначение и общая характеристика ж/д цистерн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  ..

 

 

7.7.

Назначение и общая характеристика ж/д цистерн

Цистерны предназначены для транспортирования в основном жидких и газообразных веществ. В некоторых цистернах перевозятся сыпучие пылевидные грузы. Специфика перевозимых в цистернах грузов обусловливает особую герметическую конструкцию ку-зова цистерны, называемого котлом. Котел цистерны представляет собой резервуар цилиндрической формы с выпуклыми торцовыми частями (днищами) в форме шаровых сегментов. Другие узлы цистерны (ходовые части, сцепные приборы, тормозное оборудование) типовые, т. е. такие же, как у всех грузовых вагонов. В зависимости от видов грузов различают цистерны общего назначения (для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов) и специальные (для перевозки определенных грузов). Помимо того, в последние годы введена двухгруппная специализация цистерн общего назначения — для темных нефтепродуктов (нефть, минеральные масла и т. п.) и светлых (бензин, лигроин и т. п.). Это позволило существенно сократить объем работ по подготовке цистерн общего назначения к наливу (очистка котла от ранее перевозимого груза, промывка и пропарка его).

К группе специальных цистерн относятся цистерны для перевозки кислот, молока, спирта, этиловой жидкости, сжиженных газов, цемента, кальцинированной соды и пр. Цистерн специального назначения строят сравни-тельно немного, поэтому для удобства постройки, ремонта и эксплуатации они имеют унифицированные с цистернами общего назначения рамы, узлы крепления котла и Tip. Между собой специальные цистерны отличаются конструкцией котла и его элементов.

Для улучшения организации перевозок наливных грузов (ускорения оборота цистерн) массу жидкого груза в цистерне определяют не взвешиванием, а замерно-калибровочным способом. Для этого измеряют уровень жидкости в котле, затем но таблицам калибровки с учетом плотности груза и калибра цистерны подсчитывают массу груза. О калибре цистерны свидетельствуют металлические цифры, приваренные к котлу с обеих сторон.

Цистерны всех типов выпускаются Ждановским заводом тяжелого машиностроения (ЖЗТМ).

 

 

 

7.8. Устройство ж/д цистерн общего назначения

Четырехосная цистерна для перевозки нефти и нефтепродуктов (рис. 7. 29,а) грузоподъемностью 60 т с объемом котла 61,2 м3 в рабочем парке цистерн наиболее распространена. Она серийно строится с 1957 г.

Рама цистерны состоит из хребтовой балки и двух концевых частей. Хребтовая балка выполнена из двух швеллеров № 30с (300Х11.5Х89Х Х13.5 мм), перекрытых сверху и снизу листами толщиной соответственно 8 и

6 мм. Концевая часть рамы помимо участка хребтовой балки включает в себя шкворневую балку коробчатого сечения (сварена из верхнего и нижнего листов толщиной 12 мм и двух вертикальных листов толщиной 8 мм), концевую и две короткие боковые балки, изготовленные из штамповок Г-образной формы толщиной 6 мм. Для увеличения жесткости вертикальные

стенки боковых балок гофрированы. Таким образом, особенностью рамы цистерн является то, что на участке между шкворневыми балками имеется только хребтовая балка, другие продольные и поперечные элементы отсутствуют. Связь шкворневых балок рамы с надрессорными балками двухосных тележек осуществляется с помощью обычного пятникового устройства и боковых скользунов. Описанная конструкция рамы типовая. Она применяется независимо от перевозимых грузов для всех четырехосных цистерн.

Котел цистерны диаметром 2800 мм имеет цилиндрическую часть, сваренную из пяти продольных листов (нижнего, или броневого, толщиной 11 мм, двух верхних и двух средних — 9 мм), и два сферических днища из листа толщиной 11 мм (радиус сферы равен 3000 мм). Материал котла — сталь марки СтЗ. Все листы и днище котла соединены между собой встык автоматической сваркой.

По концам и в средней части котел связан с рамой. Поскольку при изменении температуры длина котла может изменяться, по концам он не крепится жестко к раме, а свободно лежит (рис. 7. 29,6) на деревянных брусках 3. Последние укреплены болтами на металлических опорах 2 шкворневых балок рамы. Верхние части опор имеют очертание, соответствующее форме котла. Чтобы предотвратить вертикальные и поперечные перемещения котла относительно рамы, применяются стяжные хомуты 1. Натяжение хомутов обеспечивается винтовыми муфтами.

Средняя часть котла (рис. 7. 29,в) связана с хребтовой балкой фасонными лапами 4, приваренными к броневому листу котла и соединенными болтами 5 с опорными планками 7, которые жестко приварены к верхним полкам хребтовой балки. Такое соединение котла и хребтовой балки не допус-кает их взаимного смещения в продольном направлении.

Жидкий груз наливается в котел через колпак, размещенный сверху посередине котла. Люк колпака (диаметр 570 мм, высота 300 мм) герметически закрывается крышкой, плотное прилегание которой обеспечивается с помощью восьми откидных болтов. В колпаке размещается устройство для контроля уровня заполнения котла и привод сливного прибора. Часть объема котла (примерно 2% общего объема) должна быть незаполненной, поскольку при повышении температуры объем нефтепродукта увеличивается. Котел оборудован наружной двухсторонней лестницей с площадкой вокруг колпака и внутренней лестницей для спуска внутрь.

Цистерна имеет нижний слив, для чего оборудована универсальным сливным прибором 6, расположенным в средней части котла. Броневой лист котла имеет выгиб вниз глубиной

15 — 30 мм для полного стекания жидкости от днищ к сливному прибору.

Сливной прибор (рис. 7.30) состоит из внутренней и наружной частей.

Внутренняя часть включает в себя стойку 2, клапан 18 и штангу 1, нижний конец которой соединен с клапаном болтами 4, входящими в кольцевую выточку штанги. Клапан снабжен перьями 3, направляемыми стойкой 2. Такая связь клапана со штангой позволяет ему при вращении штанги перемещаться вверх и вниз, препятствуя повороту. Резьбовой частью штанга ввинчивается в стойку, а верхний ее конец, соединенный с откидным воротком, размещается в колпаке. Клапан является основным затвором. Для обеспечения достаточной плотности к нему с помощью прижимного кольца 16 и шпилек 15 прикреплено резиновое кольцо 17. Седлом клапана служит верхний торец корпуса 13.

 

 

 

 

 

Рис. 7.30. Универсальный сливной прибор цистерны.

 

 

 

Наружная часть сливного прибора состоит из корпуса 13 (диаметром 200 мм), приваренного к котлу; крышки // с резиновым уплотнением, прикрепляемым с помощью прижимного кольца и болтов 12; нажимного винта 9 с рукояткой 8 стопорной гайки и скобы 10, подвешенной к корпусу с помощью валиков 5.

Крышка И является дополнительным наружным затвором. Она прижимается к нижнему торцу корпуса винтом 9. Соединение крышки и винта осуществляется с помощью болтов 4, пропущенных через кольцевую выточку винта. Корпус сливного прибора окружен парообогревательным кожухом 14. Патрубки 6 и 7 предназначены

 

соответственно для подвода пара и удаления конденсата из кожуха.

Чтобы открыть сливной прибор, отворачивают винт 9, поворачивают скобу 10 вместе с крышкой 11 и винтом 9 и навешивают ее на крючок, приваренный к хребтовой балке. Таким образом, дополнительный затвор открыт. После этого открывают крышку колпака цистерны и посредством воротка вращают штангу 1. В результате клапан 18 поднимается и отходит от верхнего торца корпуса. Прибор полностью открыт.

 

 

 

 

Рис. 7.31. Предохранительно-впускной кланам цистерны.

 

С точки зрения прочности и устойчивости котла для него опасны внутренние избыточное и пониженное (вакуум) давления. Чтобы избежать этих нежелательных явлений, на котле ря-дом с колпаком устанавливается предохранительно-впускной клана н (рис. 7. 31). При давлении в котле, превышающем давление, на которое отрегулирована пружина 5 (0,15 МПа для цистерн общего назначения), ее сопротивление преодолевается, и клапан 2, имеющий направляющую втулку 4, поднимается вверх, обеспечивая сброс избыточного давления в атмосферу. Если давление в котле понижено (на 0,01 МПа), то сжимается пружина в результате чего клапан 3 опускается и воздух входит в котел.

Котел рассматриваемой цистерны окрашен в светло-желтый (палевый) цвет, в правом верхнем углу наносит-ся трафарет Бензин/Нефть. Недостатком цистерны является то, что ее грузоподъемность неполностью используется при перевозках светлых нефтепродуктов. Удельный объем котла равен 1,02 м3/т, а светлых нефтепродуктов — 1,2—1,4 м3/т.

 

 

Четырехосная цистерна грузоподъемностью 60 т (рис. 7. 32) предназначена для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов. Она выпускается серийно с 1971 г. и характеризуется увеличенным объемом котла (72,7 м3) за счет большей его длины (10 620 мм) и диаметра (3000 мм). Толщины листов цилиндрической части котла: броневого — 11 мм; двух средних 10 мм; двух верхних 9 мм. Материал котла — сталь марки ВСтЗспб. Крепление котла к раме типовое. Броневой лист выполнен с уклоном к универсальному сливному прибору.

Транспортирование высоковязких нефтепродуктов (мазута, смазочных масел и т. п.) в обычных иефтебензино-вых цистернах нерационально, так как такие грузы очень трудно сливать. Для полной выгрузки нефтепродукты надо подогревать. В связи с этим разработана конструкция специальной четырехосной цистерны грузоподъемностью 60 т для вязких нефтепродукт о в (рис. 7. 33). Она отличается от нефтебензиновой наличием парообогревательной рубашки, которой оборудована нижняя часть котла по всей поверхности. Наружной стенкой рубашки служит) стальной лист толщиной 3 мм, равноотстоящий от котла, а внутренней — часть котла. Между собой стенки связаны сваркой металлическим каркасом из уголкового проката. Поверхность обогрева котла цистерны составляет 40 м2. Пар подается в

рубашку через штуцер кожуха сливного прибора, а выход пара или конденсата происходит через два патрубка, расположенных по концам кот-ла в нижней части рубашки. Толщина броневого, средних и верхних листов котла равна соответственно 11,9 и 8 мм, объем котла 61,2 м3, материал — сталь марки ВСтЗспб.

 

 

Восьмиосная цистерна грузоподъемностью 120 т с объемом котла 140 м3 (рис. 7. 34) предназначена для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов. Цистерна безрамной конструкции. Котел ее, как замкнутая цилиндрическая оболочка, воспринимает все вертикальные и горизонтальные нагрузки. Естест-венно, что отсутствие несущей рамы уменьшает тару цистерны и, следовательно, снижает себестоимость перевозок. Котел цистерны внутренним диаметром 3000 мм изготавливается из низколегированной стали марки 09Г2С. Цилиндрическая часть его составлена из двух половин, сваренных встык. Каждая половина сварена из продольных листов: двух нижних толщиной 14 мм, двух средних — 10 мм, двух верхних — 9 мм. Днища торосферической формы штампованы из листа толщиной 12 мм.

 

Для повышения прочности и жесткости цилиндрическая оболочка кот л а в средней и двух опорных зонах подкреплена приваренными к ней кольцевыми шпангоутами (по два в каждой зоне).

По концам котла находятся две опорные нолурамы, посредством которых осуществляется связь котла с ходовыми тележками. Полурама состоит из мощной короткой хребтовой балки (два зета № 31), шкворневой балки коробчатого сечения, облегченных концевой и двух боковых балок, отштампованных из листа толщиной 6 мм. На хребтовой и концевых балках размещены детали автосцепного устройства, а на шкворневой — пятник, скользу-ны. Котел с помощью сварки жестко соединен с полурамами, точнее с опорами хребтовых и шкворнезых балок. Для ускорения операций налива и слива груза котел оборудован двумя типовыми колпаками и двумя универсальными сливными приборами. Ходовой  

частью цистерны служат две обычные четырехосные тележки с соединительными балками штампосварной конструкции.

В концевых частях котлов восьмиосных цистерн, выпускаемых до 1972 г., предусматривались специальные углубления — ниши для размещения хребтовых балок полурам. Наличие ниши позволяет понизить центр тяжести цистерны, что улучшает ее устойчивость и другие динамические качества. Однако при этом значительно усложняется технология изготовления котла и подгонка к нему опорных устройств, появляются начальные технологические напряжения. Все эти отрицательные факторы приводят к усталостному разрушению опор котла в эксплуатации.

В опытной эксплуатации находится восьмиосная цистерна с опиранием кот-ла на скользуны двухосных тележек. Соединительная балка двухосных тележек отсутствует. За счет этого тара цистерны уменьшена на 2,5 т, а грузоподъемность увеличена и равна 122,5 т.

В 1975—1977 гг. разработана и построена восьмиосная цистерна (рис. 7. 35) для перевозки сырой нефти на Байкал о-А м у р-с к о й железнодорожной магистрали. Грузоподъемность цистерны 125 т, объем котла 159,5 м3, внутренний диаметр котла 3400 мм. Цистерна построена по габариту Т. Конструкция цистерны создавалась с учетом особенностей климатических и природных условий в районе БАМа, выдвигающих повышенные требования к надежности и удобству обслуживания узлов цистерн. Она изготовлена из ма-териалов, обеспечивающих устойчивую работу в зоне холодного климата с температурой минус 60°С. Несущий котел цистерны оснащен одним наливным колпаком и одним сливным прибором. В автосцепное устройство включен гидравлический поглощающий аппарат.

Основные технические характеристики цистерн общего назначении приведены в табл. 7. 5.

 

 

Таблица 7.5. Основные технические характеристики нефтебензиновых цистерн

 

 

 

Тип цистерны

 

 

Параметр

Четырехосная для нефтепродуктов

Восьмиосная для:

темных и светлых

светлых

вязких

светлых

нефтепро­

дуктов

сырой

нефти

Грузоподъемность, т

50

60

60

60

120

125

Тара, т

23,5

23

24

23

48,8

51

Коэффициент тары

0,47

0,38

0,4

0.39

0,41

0,41

Нагрузка от оси на рельсы, кН(тс)

180

204

206

205

207

215

(18,4)

(20,8)

(21)

(20,9)

(21,1)

(21,9)

Объем котла, м3: полный

 

61,2

72,7

61,2

140

159,5

полезный

50

60

71,2

60

137,2

156,3

Внутренний диаметр котла, мм

2600

2800

3000

2800

3000

3400

База, мм

7120

7120

7800

7800

13 790

10 520

Длина, мм: по осям сцспления автосцепок

12 020

12 020

12 020

12 020

21 120

18 690

по концевым балкам

10 800

10 800

10 800

10 800

19 990

    

Максимальная высота от уровня головок рельсов, мм

4615

4620

4620

4627

4830

5175

Максимальная ширина, мм

8020

3020

3080

3080

3275

3598

Габарит

1-В

1-В

02-Т

02-Т

1-Т

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  ..

 

 

 

 

 

zinref.ru

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

Одним из сложных видов транспортировки опасных грузов считается доставка нефтепродуктов, бензина, дизельного топлива специальным автотранспортом, такой способ перевозок на сегодняшний день остается наиболее востребованным, так как спрос на жидкое топливо неуклонно растет. На этой страничке рассмотрим этот специфический вид транспорта.

Содержание:

  1. Конструктивные особенности
  2. Формы цистерн
  3. Требования безопасности
  4. Автоцистерна камаз

Конструктивные особенности

Внешне транспорт для перевозки нефтяных продуктов выглядит довольно просто:

avtocisterna

Но кто знаком с этим видом, тот знает, что автоцистерны для перевозки нефтепродуктов должны полностью соответствовать определенным требованиям:

  • иметь вакуумную герметизацию;
  • отличаться качественной теплоизоляцией;
  • наличие клапана, с помощью которого регулируется внутреннее давление цистерны;
  • необходимость устройства заземления;
  • перегородки в емкости, гасящие гидравлические удары.

В таком спецтранспорте есть два слива. Расположены они сверху и снизу, отстойники со сливными приспособлениями, верхний клапан, который еще специалисты называют «дыхательным». Верхненаливная система дает возможность загружать топливо через люк:

verkhnenalivnaya-sistema

Применяется и способ нижнего налива, довольно популярный в последнее время, с помощью которого можно контролировать погрузочно-разгрузочные работы. Одна из отличительных особенностей автоцистерны х горловина, располагаемая на верхней части емкости. По их количеству определяется число отсеков в транспорте.

Формы цистерн

Исходя из объема автоцистерны, бензовозы могут иметь различные формы:

  • овальные;
  • круглые;
  • в виде чемодана.

Отличия форм определяют габариты вещества, разрешаемого к перевозке. Это особенно важно, так как перевозимое топливо влияет на устойчивость транспортного средства.Емкости в виде чемодана хороши тем, что центр тяжести низкий, что позволяет устанавливать на машины самые вместительные емкости:

emkosti-v-vide-chemodana

На круглые или овальные цистерны также имеется спрос. Но для того, чтобы в таких бензовозах перевозка осуществлялась с соблюдением безопасности, база отличается устойчивостью шасси.В числе специального оборудования на автоцистерне устанавливается сливной насосный агрегат и счетчик, снабженный топливозаправочным краном. Такие машины способны осуществлять свою заправку с топливных хранилищ наземного и подземного типа.

slivnoy-nasosnyy-agregatКроме донных клапанов имеется «дыхательный» аналог, играющий важную роль при загрузке и выгрузке топлива. Через него выходят образующиеся в емкости газы.

Требования безопасности

Безопасная перевозка, надежность и показатель прочности – именно на это обращают внимание инженера. Основное направление – создать пассивную защиту от внезапных возгораний при дорожно-транспортном происшествии. Кроме устройства в цистернах перегородок и волнорезов, наблюдается определенная тенденция – сосуды под опасные грузы имеют торосферические донные части, придающие прочность и выполняющие функции волнорезов.Трубопроводные элементы и сливные коллекторные устройства, как правило, соединяются компенсаторами из резинового материала. Их главная задача – воспринимать часть нагрузочного воздействия в момент столкновения, не создавая при этом угроз нарушению герметизации.Еще одна мера – разделение цистерны на несколько секций. Это позволяет перевозить одновременно разные виды топлива. Но есть одно неудобство. При смене вида груза, емкостям необходимо выполнить пропарку.

Автоцистерна камаз

Самый распространенный вид техники, предназначенной для перевозки нефтепродуктов. Производство таких машин налажено на Челябинском заводе:

proizvodstvo

Стоимость одной единицы составляет от 410 000 рублей. Данная техника уже давно сумела зарекомендовать себя в долгом эксплуатационном периоде, надежности и простоте в техническом обслуживании:

kamaz

Модельный ряд таких машин довольно обширный, запасные части всегда в наличии. Транспортное средство прекрасно адаптируется к различным особенностям климата, маневренно и славится своей проходимостью.Для получения разрешения на управление таким видом транспорта необходимо обладать высоким квалификационным уровнем, смелостью, знать физические законы. Даже опытные водители в первое время за рулем такого авто испытывают сложности в перевозках.

Читайте также:

avtoshef.com

Чемодан, овал и круг – Основные средства

Наиболее популярными среди цистерн по праву считаются транспортные средства, рассчитанные на перевозку светлых и темных нефтепродуктов. В зависимости от исполнения емкости цистерна может быть постоянного или переменного сечения, а ее поперечный разрез иметь форму круга, овала или так называемого «чемоданного» сечения. Форма цистерны определяет не только ее емкость, но и соответственно габаритные размеры. Последний фактор весьма важен, так как помимо ограничений по ширине и высоте транспортного средства, которые предъявляются к грузовикам и прицепам со стороны правил дорожного движения, существуют также и ограничения, накладываемые таким важным параметром, как устойчивость автомобиля. Так, ряд производителей специальной техники, а именно к такой относятся цистерны для перевозки горючих нефтепродуктов, под установку на шасси массовых дорожных грузовиков с колесной формулой 4х2 и 6х4 изготавливают емкости чемоданного сечения. Их аргументом в пользу таких емкостей называется более низкий центр тяжести транспортного средства при сохранении максимально возможного по нагрузке на шасси объема перевозимой жидкости. Как правило, «чемоданы», монтируемые на шасси дорожных грузовиков, имеют постоянное по всей длине сечение.

Цистерны, представляющие собой емкости овального или круглого сечения, также достаточно часто устанавливаются на шасси грузовиков, однако такая форма предъявляет к транспортным средствам свои требования. Так, чтобы обеспечить безопасность перевозок нефтепродуктов в конструктивно более высокой «трубе» (разумеется, при равном объеме с «чемоданом» и «овалом»), производитель бензовоза вынужден сделать выбор в пользу более устойчивого шасси, оборудованного всеми современными системами безопасности – от антиблокировочной системы до системы курсовой стабилизации, защиты от опрокидывания, аварийного усилителя торможения, страху­ющего от наезда на препятствие. Поскольку емкости круглого сечения, аналогичные по объему «чемоданам», в ряде случаев имеют большую длину, то и шасси грузовиков выбираются в исполнении с длинной рамой – так называемые длиннобазные модели. А чтобы компенсировать некоторое ухудшение маневренности автомобиля, предпочтение отдается грузовикам с колесной формулой 6х2 с подвесной осью, расположенной за ведущим мостом, то есть при поднятии «ленивца», который в большинстве случаев не оснащается подруливающим механизмом, маневренность машины улучшается.

Отдельная тема – создание бензовозов на полноприводных шасси грузовиков-вездеходов. Здесь производители не гонятся за максимально возможной массой (объемом) перевозимого топлива, так как их в этом жестко ограничивают два параметра. Первый – высокий центр тяжести, который задает шасси внедорожного грузовика, имеющее большой дорожный просвет. Последний задается не только мостами, оснащаемыми бортовыми редукторами, но и прямой балкой переднего, рулевого моста. Поскольку он передает крутящий момент на колеса, то ни о каких «ушах», присущих дорожным машинам, разумеется, не идет и речи. Высоким дорожным просветом и, как следствие, высоким центром тяжести внедорожное шасси обязано и своей ошиновке. Даже если грузовик не оснащается покрышками посадочным диаметром 24 дюйма, имеющими высокую несущую способность, то и более привычные шины на 22,5 дюйма, монтируемые на стандартные диски, имеют высокий профиль. Помимо высокого центра тяжести ограничения на монтируемую на шасси емкость накладывает и максимальная грузоподъемность автомобиля. Дело в том, что грузовики высокой проходимости (полнопривод­ные версии с колесной формулой 4х4 и 6х6) имеют односкатную ошиновку всех осей, что не позволяет перевозить на них грузы, сравнимые по массе с той, которая по плечу дорожным автомобилям с двускатной ошиновкой ведущей тележки (моста).

Цистерны и их элементы

Для того чтобы увеличить массу перевозимого топлива, производители бензовозов вынуждены изготавливать емкости либо из высокопрочной легированной стали, либо из алюминиевого сплава. Само собой разумеется, стоимость таких «бочек» существенно превосходит цену привычных, массово выпускаемых стальных цистерн. Также стоит учитывать и то, что если речь идет о перевозке авиационного топлива, то выбирать материал цистерны перевозчик не может, так как емкости изготавливаются из сплавов, стойко выдерживающих агрессивное воздействие авиационного топлива.

Масса резервуара зависит как от материала, из которого она сварена, так и от толщины листов металла. Как правило, последняя находится в пределах 4–6 мм, хотя есть примеры отклонения в ту или иную сторону.

Характерным элементом большинства цистерн, предназначенных для перевозки топлива, является горловина цилиндрической формы, которая располагается в верхней части емкости. Такой конструктивный элемент служит своеобразной страховкой, дополнительным объемом, который заполняется топливом при его температурном расширении. Само собой разумеется, количество горловин должно соответствовать числу герметичных, не связанных друг с другом отсеков. Через горловину производятся также обслуживание и ремонт цистерны. Горловины для исключения протекания через них топлива закрываются крышками с надежным уплотнением. Прижимает крышку к горловине надежное рычажно-винтовое устройство. Обслуживающий персонал при каждом осмотре техники должен убедиться в исправности последнего, а также исследовать на предмет повреждения уплотнения крышки. При обнаружении на нем вырывов или трещин уплотнение меняется.

Важным элементом конструкции цистерны является так называемый дыхательный клапан, который предназначен для выпуска образующихся во время заливки, транспортировки и слива топлива газов. Среди всего многообразия конструкций клапанов наибольшее распространение получили шариковые и тарельчатые узлы. Говорить о том, насколько одна конструкция лучше другой, пустая трата времени. Как показывает практика, если клапан проходит периодический контроль и вовремя обслуживается (если конструкция это предусматривает), то и работает механизм исправно в течение долгих лет.

Чтобы увеличить экономические показатели перевозок, к грузовику цепляют прицеп, на котором также устанавливается емкость для перевозки нефтепродуктов. По сути, перевозимый автопоездом объем топлива увеличивается по сравнению с грузовиком-одиночкой в полтора, а то и в два раза. При всех достоинствах такого автопоезда у него есть один существенный недостаток, а именно сложное управление машиной на скользкой или заснеженной дороге. Даже при наличии полного пакета систем без­опасности управлять автопоездом в составе грузовика и классического прицепа могут лишь водители с высокой квалификацией.

Как правило, емкости, монтируемые на шасси грузовика и прицеп, имеют форму постоянного сечения. Более сложную конструкцию «бочек» с изменяющимся сечением, а часто и формой можно видеть на полуприцепах. Так, в передней части емкости часто подрезают, создавая площадку под цапфу, входящую в замковый механизм седла, смонтированного на раме тягача. Усложнение конструкции «бочки» прежде всего направлено на то, чтобы обеспечить оптимальное пространственное положение цистерны в рабочем состоянии. При этом не забудем упомянуть тот факт, что чем сложнее конструкция, тем выше нагружены ее элементы. Для обеспечения прочности конструкторы вынуждены применять современные материалы и технологии сборки (читай – сварки). Особенно сложна технология соединения деталей, изготовленных из алюминиевого сплава. Так, сегодня для того, чтобы обеспечить высокую прочность сварного шва, технологи используют метод «ротационной» сварки, который напоминает процесс сварки трением. Фирменное промышленное оборудование для его реализации стоит значительно дороже, чем то, что используется для полуавтоматической сварки в среде защитного газа.

Автоцистерны, предназначенные не только для перевозки, но и для временного хранения топлива (нефтепродуктов), а также его тарированного отпуска, имеют как насосную станцию со сменными фильтрами, так и раздаточную колонку с пистолетами и счетчиками отпущенного горючего. В зависимости от емкости цистерны и количества отдельных, изолированных полостей специальный автомобиль может одновременно перевозить несколько видов топлива и заменять собой топливозаправочную станцию. Справедливости ради отметим, что данный вид техники малочислен и применяется ограниченным числом транспортных компаний, не имеющих стационарных АЗС, расположенных на территории автопарка. Самыми сложными и дорогими среди топливозаправщиков по праву являются машины, предназначенные для заправки топливом воздушных транспортных средств. Такие машины имеют сложный узел раздачи и фильтрации топлива, а также целый арсенал шлангов и переходников для стыковки с топливозаправочными штуцерами самолетов и вертолетов вне зависимости от того, где они расположены: под или над крылом. Само собой разумеется, авиационные топливозаправщики имеют мощную систему из средств пожаротушения и несколько точек заземления.

(Продолжение следует)

os1.ru

Автоцистерны для перевозки наливных грузов

Автоцистерны для перевозки наливных грузов

Грузоперевозки автоцистернами позволяют решать транспортные задачи по перемещению наливных грузов. Перевозка грузов цистернами имеет ряд особенностей. Дело в том, что для каждого из наливных грузов, даже однотипных, требуются отдельные, специально для них модифицированные полуприцепы-цистерны.

Например, сырую нефть и бензин, или другие продукты переработки нефти, перевозить в одинаковых цистернах нельзя. То же самое касается и пищевых продуктов молоко, патока, живая рыба и т.д. В настоящее время существует ряд модификаций цистерн, специально приспособленных для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, химических и пищевых разновидностей жидких грузов.

Полуприцепы-цистерны имеют ряд модификаций, соответственно для инертных и агрессивных веществ, в зависимости от физического состояния подобных грузов, и т.д. Так же разнообразны и материалы, из которых изготавливаются ППЦ. Перевозка грузов осуществляется цистернами, специально предназначенными для отдельных видов груза.

Среди них можно выделить основные, такие как:

Цистерны для транспортировки промышленной наливной химии предназначены для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. Для перевозки агрессивной химии для изготовления сосуда автоцистерны, как правило используется нержавеющая сталь марки АС-316. Другое название, этой марки стали AISI 316, представляющая собой марку AISI 304, улучшенную за счёт добавления молибдена. Благодаря молибдену сталь этой марки особенно устойчива к коррозии, высоким температурам и агрессивным средам.

Гуммированные цистерны используются в перевозках и временном хранении агрессивных кислотно-щелочных грузов, так как внутренняя поверхность покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом прочих дополнительных защитными средств, которые по своим свойства обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов полуприцепа-цистерны от его разъедания.

Автоцистерны для перевозки пищевых жидкостей нужны для перевозки, временного хранения, доставки к месту реализации и в пункты переработки пищевых жидкостей плотностью не более 1,03 г/см3. К пищевым жидким грузам относятся различные соки, концентраты, растительные масла, жиры, сиропы, патока, шоколад, глюкоза, алкогольные напитки, молочные продукты, а также живая рыба и многое другое. Автомобильные цистерны для перевозки пищевых жидких грузов должны соответствовать европейским экологическим стандартам и проходить специальную обработку дезинфицирующими веществами перед каждой загрузкой.

При транспортировке жидких пищевых продуктов, автоцистерну дополнительно оборудуют пластиковым или алюминиевым резервуаром. Вся внутренняя поверхность цистерны покрывается стеклянной эмалью, нержавейкой или цинком. Также данный тип автоцистерн имеет дополнительно теплоизоляционный слой для поддержания необходимой температуры перевозимой жидкости.

Термоизолированная пищевая цистерна состоит из стойкой к коррозии стали и различного количества секций, основания и отсека обслуживания, расположенного в задней части автоцистерны. Цистерна имеет заливные горловины, предназначенные для наполнения, дезинфекции и осмотра внутренней поверхности корпуса ППЦ. Каждая горловина закрывается термоизолированными крышками. Трубопроводы наполнения-слива имеют эффективную защиту от обмерзания в зимнее время.

Автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов ГСМ для перевозки и кратковременного хранения производных продуктов нефти плотностью 0,7 - 0,86 г/куб. см по автомобильным дорогам общего назначения РФ в условиях, соответствующих их конкретному климатическому исполнению. Автоцистерны-бензовозы предназначены для перевозки различных видов светлых нефтепродуктов (бензины различных марок, а также дизельное топливо).

Бензин в достаточно большой мере состоит из летучих и взрывоопасных фракций, поэтому цистерны-бензовозы изготавливаются с учетом соблюдения высоких требований по пожарной безопасности. Автоцистерны-бензовозы обычно имеют несколько автономных отсеков, позволяющих одновременно перевозить несколько видов топлива, обычно количество отсеков колеблется от 3 до 5, но встречаются и исключения.

Также цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов различаются по объему загружаемого для перевозки топлива, причем в очень широких пределах. Таким образом, бензовозы различаются по емкости автоцистерны, по ее форме (чемодан, овал или круглая) и по количеству отсеков. Правильно выбранная форма цистерны способна увеличить объем перевозимого продукта. А несколько отсеков у автоцистерны дает возможность доставлять бензин разных марок на автозаправочные станции.

Автоцистерны для перевозки тёмных нефтепродуктов таких как, нефть, мазут и битум, которые представлять собой остаточный продукт переработки или естественные производные каменного угля, нефти и сланцев, носит название битумовоз и является специфичным представителем техники специального назначения. Данный тип автоцистерн битумовозов может обеспечении подогрева груза во время его транспортировки до 250 градусов Цельсия.

Подогревание битума обеспечивается специальными системами, которые функционируют на дизельном топливе или керосине. Кроме того, специальная конструкция резервуара битумовоза обеспечивает малую теплопотерю, что в совокупности с системами подогрева позволяет осуществлять транспортировку нефтепродуктов на дальние расстояния.

При изготовлении битумовозов и всевозможных комплектующих этой спецтехники используются только специальные материалы, обеспечивающие безопасность перевозок такого груза. Ведь перевозка легковоспламеняющегося груза, температура которого колеблется в пределах 230 градусов Цельсия, – это процедура повышенной опасности, требующая тщательного подхода на всех этапах проведения.

Автоцистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов (пропан, бутан и их смеси) используютя специальные автоцистерны и полуприцепы-цистерны газовозы, имеющие особое устройство. Цистерны-газовозы имеют несущую внешнюю оболочку и двойные стенки. Высокий уровень безопасности при эксплуатации цистерны, достигаемый использованием двустенной оболочки цистерны. Пространство между стенками заполнено специальным трудногорючим материалом.

На автомобилях - цистернах газовозах должно быть установлено следующее оборудование:

вентиль для заполнения и выпуска (слива) перевозимых газов;вентиль для отбора паров перевозимых газов;вентиль для выравнивания давления и выпуска (сброса) паров на верхней части цистерны;два предохранительных клапана;манометр;устройства контроля уровня жидкости;устройства, автоматически защищающие автоцистерну от аварийных расходов газа по сливо - наливным коммуникациям.

Основные виды автоцистерн:

Автоцистерны для обычных условий эксплуатации.

Этот вид автомобильных цистерн имеет простой металлический корпус и используется для перевозок наливных грузов только при плюсовой температуре окружающей среды или грузов неподверженных замерзанию благодаря своим химическим свойствам. В автоцистерне нет устройств подогрева и термоизоляции, поэтому в процессе транспортировки температура груза не сохраняется и неподдерживается.

Автоцистерна изотермическая.

Изотермические автоцистерны сохраняют температуру залитого груза в течение процесса транспортировки за счёт применения термозолирующих материалов в своей конструкция. Перевозки наливных грузов изотермическими автоцистернвми обезпечивают минимальные тепловые потери жидкого груза, которые составляют от 1 до 3 градусов Цельсия в сутки. В основном, этот вид автомобильных цистерн используется для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и прочих грузов данного сегмента. Например молоко в таких цистернах остаётся холодным даже в самую жаркую погоду.

Автоцистерна изотермическая с паровой рубашкой.

Этот вид автомобильных цистерн обладает абсолютно всеми вышеуказанными свойствами изотермических автоцистерн. Изотермическая автоцистерна с паровой рубашкой обладает дополнительной возможностью подогрева груза. К примеру, если температура перевозимого груза слишком низкая или в условиях зимней транспортировки груз загустел и стал вязким то его выгрузка значительно затрудняется. В этом случае загустевший груз подогревается при помощи подачи горячего пара в специальный межстенный контур полуприцепа цистерны. Наличие паровой рубашки в автоцистерне и наличие парогенератора в пункте выгрузки – это одно из важнейших условий, с помощью которого осуществляется быстрая и качественная разгрузка наиболее вязких типов жидких грузов.

Автоцистерна изотермическая с автономным подогревом.

Этот класс автомобильных цистерн оснащён специальным оборудованием, которое служит для поддержания необходимого температурного режима во время транспортировки жидкого наливного груза. Такие автоцистерны имеют специальный автономный теплогенератор, который не связан с двигателем тягача. Работает эта система следующим образом. За счёт специального устройства теплоноситель нагревается до необходимой температуры и циркулирует по специальным внутренним каналам полуприцепа-цистерны.

Система автономного подогрева имеет возможность поддерживать необходимую для груза температуру за счёт предварительных настроек реле-контроллера. Тем самым в условиях зимней транспортировки автоцистерна изотермическая с автономным подогревом имеет наибольшее количество преимуществ нацеленных на сохранность и стабильность свойств различных жидких грузов в процессе их сезонной транспортировки.

Автоцистерны для перевозки опасных химических грузов ADR.

Цистерна для транспортировки жидких химических грузов предназначена для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. При перевозке агрессивной химии для изготовления сосудов автоцистерны часто используется нержавеющая сталь марки АС-316 и дополнительно подвергают гуммированию внутренние сосуды ППЦ.

Гуммированные цистерны используются в перевозках и временном хранении агрессивных кислотно-щелочных грузов, так как внутренняя поверхность покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом прочих дополнительных защитными средств, которые по своим свойства обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов полуприцепа-цистерны от его разъедания. Гуммировке также подлежат все трубопроводы, устройства запорной арматуры и элементы имеющие прямой контакт с жидкой агрессивной средой химического вещества налитого в автоцистерну.

Каждая автоцистерна оборудуется дыхательными клапанами и различными современными системами вентиляции, отстойником со спускным устройством, указателем уровня жидкости, устройствами верхнего и нижнего слива, специальными химически-стойкими шлангами, средствами пожаротушения, насосами и помпами с механическим приводом, поперечными волнорезами в отсеках для предотвращения возникновения динамических волн и раскачки груженой автоцистерны в процессе перевозки опасных химических грузов.

Для транспортировки, перевозки лёгкой (бытовой) химии, в зависимости от сезонных требований к перевозке, могут использоваться дополнительные опции, такие как, термоизоляция для сохранности груза от внешних температурных факторов, встроенное насосное оборудование, различны системы подогрева груза для предотвращения загустевания и т.д.

В подавляющем большинстве перевозка наливных грузов осуществляется автоцистернами с типичными характеристиками.

Можно указать основные из них:

ёмкость от 1.5 до 50 тыс. л;длина от 5 до 16,1 м;масса в пределах 4,5 -11 т;от 1 до 8 отсеков в цистерне;рабочее давление до 25 кг/см. куб;цистерны оснащаются пневматической или рессорной подвеской, в зависимости от типа груза.

Типы автоцистерн по форме:

чемоданаятрапецивиднаяцилиндрическаяэллиптическая.

Типы автоцистерн по характеру взаимодействия с шасси:

АЦ – непосредственно автоцистерны, неотъемлемы от шасси;ППЦ - полуприцепы-цистерны;ПЦ - прицепы-цистерны.

Особое значение имеет материал, из которого сделаны транспортировочные емкости ППЦ. Обычно для этих целей используется конструктивная, тонколистовая, легированная или нержавеющая сталь и прочные алюминиевые сплавы, причем каждый из вариантов имеет свои преимущества.

Цистерны в этом сегменте делятся на 4 категории:

Полуприцеп-цистерна из конструктивной сталиПолуприцеп-цистерна из алюминияПолуприцеп-цистерна из нержавеющей сталиПолуприцеп-цистерна из стеклопластика

Полуприцеп-цистерна из стали

Стальные топливные полуприцепы-цистерны изготавливается в основном российскими производителями из конструкционной стали. Имеет достаточную прочность, но при этом имеет высокий собственный вес. Срок эксплуатации такой бочки, как правило, составляет 3-5 лет.

Можно отметить, что эта сталь является наиболее податливым материалом в плане ремонта, будь то наваривание ребер жесткости, срочная сварка в пути или комплексный капитальный ремонт. Вместе с тем, полуприцеп, произведенный из данного материала, имеет большую массу, в среднем от 7 до 9 тонн. Также это весьма экономичный материал. Толщина стенки зачастую составляет всего 4-5 мм, новые цистерны из стали самые доступные на сегодняшний день.

В свою очередь для стальных цистерн характерны:

высокая жесткость;ударопрочность;максимальная ремонтопригодность;хорошая адаптированность к российским условиям эксплуатации;относительно низкая цена.

Полуприцеп-цистерна из алюминия

Алюминиевая топливная цистерна изготавливается из современного инновационного материала – легированного алюминия. В результате использования этого материала автоцистерна имеет достаточно лёгкий собственный вес - стандартная комплектация, 5 секций, 36000 л – 5700 кг. И при этом сохраняет прочность и повышает уровень экологической безопасности. В связи с тем, что отечественным производителем ещё не совсем освоена технология варки алюминия, на рынке предлагаются в основном марки европейских производителей алюминиевых цистерн.

Стенки автоцистерн, сделанных из этого алюминиевого сплава, гораздо толще своих стальных аналогов, толщина доходит до 6 мм, в среднем. В сравнении со сталью у этого материала есть свои плюсы:

малый вес;меньший расход топлива буксировщика;стойкость, как к внутренней, так и наружной коррозии металла;износостойкость и длительный срок службы;высокая остаточная стоимость;cпособность сохранять пластичность при экстремально низких температурах;гарантийная искро безопасность.

Полуприцеп-цистерна из нержавеющей стали

Как альтернативу стальной отечественной бочке из конструкционной стали европейские производители предлагают нашему рынку для перевозки светлых нефтепродуктов полуприцепы-цистерны из нержавеющей стали АС-304. Толщина нержавеющей стали 3 мм, что даёт возможность транспортировать бензин и дизель в стандартной комплектации 4 секции, 34 000 л при собственном весе 6500 кг. Полуприцепы цистерны из нержавеющей стали значительно легче, чем прицепы из конструкционной (чёрной) стали и значительно прочнее и надёжнее чем топливные цистерны из алюминия.

Стали коррозионностойкие AiSi 304, AiSi 321, AiSi 316Ti и др. это аустенитная сталь с низким содержанием углерода. Применяют ее при изготовлении оборудования для пищевых и химических предприятий, оборудование для производства, транспортировки и хранения молока и субпродуктов, вина, пива и иных напитков, а также кухонных и столовых принадлежностей.

Эта сталь являет собой основной сорт в семействе нержавеющих сталей и содержит минимум Хрома (Cr) и Никеля (Ni). Такое содержание хрома обеспечивает образование на поверхности стали особого оксидного слоя, который придает стали устойчивость к воздействию различных химических веществ.

Полуприцеп-цистерна из стеклопластика

Новый вид рамных полуприцепов-цистерн с емкостью из стеклопластика, позволяющие перевозить агрессивные жидкости. Стеклопластик это композиционный материал, состоящий в основном из стекловолокнистого наполнителя и полимерной матрицы (связующего), объединяющего наполнитель в единую однородную композицию. Автоцистерны из композитных материалов предназначены для транспортировки и временного хранения любых видов жидкостей (в том числе - химически агрессивных сред - кислот, щелочей, нефтепродуктов и т.д.).

Используемый стеклопластик 10 мм на основе полиэфирных, винилэфирных смол устойчив ко многим агрессивным жидкостям. Стеклопластики являются конструкционными материалами способными выдерживать все виды нагрузок, включая ударные и вибрационные. Стеклопластики нерастворимы и не подвержены плавлению. Стеклопластики обладают высокой химической стойкостью, низким водопоглощением, экологической чистотой конечного продукта. Форма цистерны цилиндрическая, постоянного сечения с внутренними элементами жесткости (волнорезами), которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов.

Преимущества полуприцепов-цистерн из стеклопластика:

высокая удельная механическая прочность;высокая стойкость к воздействию агрессивных средств;высокая ремонтопригодность;в случае необходимости ремонт или реконструкцию возможно произвести на месте эксплуатации;стеклопластик не подвержен биообрастанию мхом и плесенью;высокая стойкость к воздействию ультрафиолетового облучения.

Наиболее часто встречающиеся в практике агрессивные среды, транспортировку и хранение которых возможно производить в стеклопластиковых емкостях - соляная, фосфорная кислота, едкий натр, хлорное железо, полиоксихлорид алюминия без ограничения по концентрации, а также серная кислота, смесь кислот соляная и плавиковая, гипохлорид натрия, едкий калий и пр. Конструкция полуприцепа-цистерны -рамная, съемная, емкость крепится к полуприцепу стяжными лентами.

Положение жидкости в автоцистерне при торможении и на поворотах.

Управление автомобилями-цистернами, заполненны ми жидкостями, требует не только высокой квалифика ции, но и знания законов физики. Водители, которые впервые сели за руль автоцистерны, сталкиваются самыми неожиданными явлениями: то автомобиль «плохо» тормозит, то его куда-то затянуло на повороте, то прицеп начал раскачиваться.

Цистерны, предназначенные для перевозки жидко стей, имеют внутренние перегородки для уменьшения ударов жидкости в переднюю и боковую стенки, особенно при резком торможении или повороте. Правда наличие перегородок в цистерне снижает скорость сли ва жидкости из нее, затрудняет промывку, уменьшает полезную грузоподъемность. В некоторых странах последнее время цистерны изготавливаются без внутренних перегородок. Это оказалось возможным благодаря высокой квалификации, умению и дисциплине во дителей, управляющих такими транспортными сред ствами.

Рис. 1

При резком торможении волна жидкости в напол ненной цистерне, двигаясь вперед или вбок, как бы под талкивает автомобиль (Рис. 1). Это может оказать чрезвычайно вредное воздействие на повороте или при торможении. Однако при плавном и непрерывном тормо жении волна жидкости достигает передней стенки ци стерны и, отразившись от нее, начинает двигаться в обратном направлении, способствуя торможению. Та ким образом, плавность выполнения маневров обеспе чивает требуемую безопасность движения.

Рис. 2 Рис. 3

На закруглении дороги жидкость в цистерне смеща ется в сторону, противоположную повороту. Это вызы вает возникновение дополнительного опрокидывающего момента из-за удара жидкости о стенку цистерны и смещения центра тяжести (Рис.2). Водитель перед поворотом должен значительно снизить скорость перед самым вращением рулевого колеса слегка уве личить подачу топлива. Жидкость несколько сместится к задней стенке, что позволит лучше «посадить» авто мобиль на повороте. Кроме того, это в какой-то степени разгрузит передние управляемые колеса и облегчит вращение рулевого колеса.

Особую осторожность следует проявлять водителю при управлении автопоездом-цистерной. В этом случае все описанные явления с жидкостью возникают отдельно в автомобиле-цистерне и прицепе-цистерне, а их дей ствие складывается. Учитывая, что в цистернах часто перевозят горючее, нетрудно представить возможные последствия в случае аварии.

Опытный водитель учитывает степень заполнения цистерн жидкостью. Если цистерны заполнены почти полностью, то управление автомобилем упрощается, если они будут полузаполненные (Рис.3). В полностью заполненной цистерне не возникнет гидравлических ударов при торможении или разгоне, а смещение жидкости на повороте не окажет существенного влияния на поведение грузового транспортного средства.

transavtocisterna.satom.ru


Смотрите также