Что такое октановое число и зачем оно нужно. Что дает бензину число


Какой бензин лучше — гоночный АИ-102 или обычный АИ-98? — журнал За рулем

Сравниваем два бензина АИ-102 с обычным АИ-98. Что дает высокое октановое число? И кому оно полезно?

01

01

Еще недавно самые динамичные отечественные машины с ладьей на решетке радиатора требовали 93‑й бензин. Нынче самый востребованный — 95‑й. Но многие модели, особенно с наддувом, просят уже 98‑й. Тенденция простая: чем круче мотор, тем больший октан ему подавай.

А ведь в природе есть и более серьезные бензины — с октановым числом 102, 106 и даже 110! Их на АЗС не купишь — только в специализированных фирмах. Жутко дорого, но вдруг машина полетит?

Итак, вопрос: что дает высокое октановое число? И дает ли хоть что-то? И кому оно полезно?

БЕНЗИНОВОЕ БОРОДИНО

Выбор 102‑х бензинов в России небольшой. Но наша задача не сравнительная, а аналитическая. Мы хотим понять, откуда берется эффект и насколько он значим. А для этого вполне хватит двух сортов спортивных бензинов.

02

02

Мы раздобыли российский бензин ТОТЕК Торнадо С‑102 и французский ELF LM S АИ‑102. Такое вот мини-Бородино: наш против «француза». А в качестве эталона берем заведомо качественный бензин АИ‑98‑К5.

Материалы по теме

Донат Сорокин:ТАСС

Результаты анализа физико-химических показателей образцов топлива мы свели в таблицу. Отметим, что у обоих спортивных бензинов октановое число по исследовательскому методу (ОЧИ) чуть меньше, чем заявленное в названии «102», — примерно 101,6–101,8. На это обращают внимание и разработчики — мол, это сделано специально, чтобы ни в коем случае не выйти за предельное значение ОЧИ, определенное правилами FIA. Аналогичная ситуация с октановым числом по моторному методу (ОЧМ) — чуть недотягивает до нормированных 90 единиц.

Кроме того, в 102‑х бензинах выше содержание связанного кислорода, хотя и в меру: в бензине ТОТЕК Торнадо его нашлось 2,9%, в бензине ELF — 2,6%. Углеводородный анализ показал, что ароматических углеводородов в ТОТЕКе больше — это определяет его более высокую теплотворность. А в бензине ELF обнаружились следы азотсодержащих соединений, но в разрешенном количестве.

В общем, мы убедились, что оба бензина вполне соответствуют требованиям FIA к спортивным бензинам. А заодно выяснили, что им соответствует и обычный 98‑й.

table-01

table-01Так зависит давление в цилиндре от изменения угла опережения зажигания при одинаковой частоте вращения коленчатого вала и одном и том же положении дроссельной заслонки. Чем раньше поджигаем топливо, тем выше максимальное давление в цилиндре — ведь большая часть сгорания происходит на ходе сжатия. При слишком раннем зажигании появляется детонация. Обратите внимание на мощность при разных углах опережения зажигания по коленвалу (УОЗ ПКВ): мотору не нравятся ни слишком ранние, ни слишком поздние — нужна оптимальная регулировка, при которой мощность будет максимальной, а расход топлива минимальным.

Так зависит давление в цилиндре от изменения угла опережения зажигания при одинаковой частоте вращения коленчатого вала и одном и том же положении дроссельной заслонки. Чем раньше поджигаем топливо, тем выше максимальное давление в цилиндре — ведь большая часть сгорания происходит на ходе сжатия. При слишком раннем зажигании появляется детонация. Обратите внимание на мощность при разных углах опережения зажигания по коленвалу (УОЗ ПКВ): мотору не нравятся ни слишком ранние, ни слишком поздние — нужна оптимальная регулировка, при которой мощность будет максимальной, а расход топлива минимальным.

Так зависит давление в цилиндре от изменения угла опережения зажигания при одинаковой частоте вращения коленчатого вала и одном и том же положении дроссельной заслонки. Чем раньше поджигаем топливо, тем выше максимальное давление в цилиндре — ведь большая часть сгорания происходит на ходе сжатия. При слишком раннем зажигании появляется детонация. Обратите внимание на мощность при разных углах опережения зажигания по коленвалу (УОЗ ПКВ): мотору не нравятся ни слишк

www.zr.ru

Что такое октановое число бензина?

Все автомобилисты знают, что определенным моделям двигателей нужен бензин определенной марки. Но почему так происходит и что такое октановое число, знают далеко не все. В автошколах подробной информации по этому вопросу учащимся часто не дают. Поэтому для многих эта статья наверняка будет полезной.

Октановое число обозначает степень устойчивости горючего к детонации. Чем оно выше, тем дольше бензин не воспламеняется при сжатии. Это достигается путем добавления специальных присадок в процессе производства. Таким образом, топливо с более высоким октановым числом можно сжать быстрее и сильнее, получив при сгорании больше энергии. Соответственно, для двигателей с высокой степенью сжатия в камере сгорания необходим высокооктановый бензин.

Как определить октановое число?

Самостоятельно измерить октановое число (но только приблизительно) можно с помощью октанометра. Погрешность таких устройств составляет, как правило, около 10 единиц. Точный же результат можно получить только в лаборатории. Специалисты применяют для этих целей два метода: исследовательский и моторный.

Первый заключается в сравнении пробы с эталонным образцом. Во втором случае применяется специальный одноцилиндровый двигатель, конструкция которого позволяет быстро изменять степень сжатия.

Октановое число и расход бензина

Если говорить о влиянии данного параметра на потребление топлива, то здесь справедливо следующее утверждение: если октановое число выше расчетного, расход бензина не снижается, если ниже — увеличивается. Так, если ваш автомобиль рассчитан на 95-й бензин, а вы зальете 92-й, то потребление топлива увеличится. А если машину, рассчитанную на 92-й бензин, заправить 95-м, расход не уменьшиться и никаких плюсов не будет. Кроме того, постоянное использование топлива с октановым числом больше расчетного может привести к поломкам двигателя.

Некоторые производители указывают заниженное октановое число для привлечения покупателей. Чтобы правильно определить необходимый вид топлива, нужно обратить внимание на степень сжатия двигателя.

Еще информация по теме:

Бензин оптом на выгодных условиях. Круглосуточная доставка по Москве. Звоните!

mg-oil.ru

Что такое октановое число: пособие для начинающих

Октановое число – определяет детонационную стойкость автомобильного бензина и выступает главной его характеристикой. В соответствии с определением, детонация – это процесс сгорания топлива в цилиндре двигателя машины, при котором пламя в цилиндре распространяется со скоростью во много раз превышающую скорость распространения пламени при обычном состоянии. Другими словами, при детонации происходит так называемый взрыв, вызывающий резкие удары, которые в свою очередь могут привести к износу двигателя. В простонародье такой грохот называют «стук пальцев».

Детонационные свойства бензина определяют по следующему принципу. Исследуемое топливо заливают в мотор содержащий один цилиндр и доводят его до состояния детонации. Путем подбора смеси, состоящей из двух видов углеводородов, изооктана и но-гептана проводят воздействие на цилиндр. Отметим, что детонационная стойкость изооктана совершенно не склонена к детонации, а но-гептана и вовсе приравнена к нулю. В результате процентное содержание изооктана в смеси подверженное детонации при одинаковой степени сжатия исследуемого топлива и будет называться октановым числом (ОЧ).

Согласно принятым нормам в России автомобильным бензинам присвоена буква «А», после которой указывается цифра. Данная цифра и соответствует октановому числу бензина. Бензины в обозначении которых присутствует буква «И» называются высокооктановыми и определяются по исследовательскому методу. Правда, далеко не всем видам бензина определенным по исследовательскому методу присваивается буква «И», допускается выпуск бензинов А-80, А-92 и А-96. За пределами нашей страны результаты измерения обозначают как MON (моторный метод) и RON (исследовательский метод).

Отличия данных методов заключаются в условиях проведения испытаний. Моторный метод предполагает создание высокой температуры и больших оборотов. Соответственно определенное октановое число по моторному методу значительно ниже, чем по исследовательскому. Например, если определить октановое число бензина Аи-98 по моторному методу, то оно бы равнялось 88.

От сюда делаем вывод, что можно предположить существование бензинов с октановым числом более 100, что теоретически кажется невозможным (однако, такие бензины существуют и используются в авиации). Моторный и исследовательские методы по результатам замеров в прямой зависимости не состоят. В зарубежной практике, в Америке октановое число не используется, а применяется октановый индекс. Октановый индекс – это среднее арифметическое двух составляющих MON и RON. Так что американский 91 бензин соответствует нашему 95 и имеет одно октановое число.

Двигатели сегодня имеют достаточно высокую степень сжатия, соответственно для них необходим бензин содержащий высокое октановое число. Нефтепереработка и выработка подобного топлива стоит не дешево, в виду использования самых разнообразных присадок, способных повысить октановое число. Наиболее эффективным считался тетраэтилсвинец, который использовался практически повсеместно. Он быстро выводит из строя каталитические нейтрализаторы и датчики без которых сегодня не эксплуатируется ни одна конструкция автомобиля. Мало того, сам по себе тетраэтилсвинец очень ядовит.

В старых моделях автомобилей осадок свинца используется в качестве смазки, поэтому необходимо параллельное использование специальных добавок, купить которые можно в любом автомобильном магазине. Отметим, что только авиационный бензин на сегодняшний день может быть легально этилированным. Добавим, что для увеличения октанового числа так же используется ферроцен. В составе данной присадки имеется железо, которое создает налет на свечах, удалить который практически не возможно, в результате срок их эксплуатации уменьшается от пяти до семи тысяч пройденных километров.

бензозаправка за рубежом

На территории стран бывшего СНГ довольно частое применение имели присадки на основе марганца, но на сегодняшний день они под запретом. Сегодня наиболее широкое применение на территории России и в европейских странах присуще метилтретбутиловому эфиру (МТБЭ), который является абсолютно безвредной антидетонационной добавкой для двигателя автомобиля.

В кругах автомобильных владельцев бытует мнение о том, что «залить двадцать литров 98-го бензина» невероятно необходимая вещь для машины, однако это большое заблуждение. Как показывает практика использование топлива с октановым числом выше рекомендуемого не имеет ни какого смысла. Современные автомобили предполагают использование различных видов топлива с разным октановым числом, однако работа на высокооктановом топливе не существенно увеличивает их мощность и экономичность не более, чем на 5 процентов. А для машин с простыми двигателями это вообще не дает ни каких преимуществ. Подведя итого, хочется сказать, что к большому сожалению на сегодняшний день потребитель не в силах определить качество топлива. И все советы тут не имеют явного смысла. Поэтому, единственным критерием достойного качества бензина может выступать та или иная АЗС. Где после заправки автомобиля, ваша машина будет «нестись, как стрела».

Как проверить качество топлива на заправке: 

avtogarazh.net

Октановое число - данный бензин

Октановое число - данный бензин

Cтраница 1

Октановое число данного бензина можно считать результирующей величиной, учитывающей октановое число каждого углеводорода, входящего в состав бензина, и хотя суммарное октановое число является сложной функцией частных октановых чисел ( в связи с эффектом взаимного смешения углеводородов различной природы), все же можно по октановым числам индивидуальных углеводородов судить о пределах колебания октанового числа углеводородной смеси. Этого нельзя сказать об октановом числе бензина с присадкой антидетонатора, поскольку здесь суммарный эффект осложняется как за счет различной приемистости к антидетонатору у отдельных углеводородов, так и неодинакового эффекта смешения. Кроме того, отсутствуют международный стандарт на состав антидетонатора и нормы его дозировки. Приемистость к антидетонаторам индивидуальных углеводородов и эффект взаимного смешения в отношении изменения приемистости к этим же антидетонаторам для данной углеводородной смеси освещены в специальной литературе недостаточно. Поэтому, если необходимо проанализировать конечные и решающие свойства бензина, полученного в результате того или иного процесса крекинга и риформинга, с, точки зрения свойств отдельных углеводородов, входящих.  [1]

Октановым числом данного бензина называется процентное содержание изоокта-на в такой смеси с нормальным гептаном С7Н1в которая обладает такой же склонностью к детонации, как и данный бензин.  [2]

Октановым числом данного бензина называется процентное содержание изооктана в та-кой смеси с нормальным гептаном ( CyHie), которая обладает такой же склонностью к детонации, как и данный бензин. Для определения октанового числа сжигание бензина проводят в строго определенных м постоянных условиях.  [3]

Буква А обозначает, что бензин автомобильный, а следующая за ней цифра - октановое число данного бензина. В обозначение некоторых бензинов входит также буква И, показывающая, что октановое числе их определено по исследовательскому, а не по моторному методу, как у других бензинов.  [4]

Оказалось, что наибольшей детонационной способностью обладают бензины, содержащие углеводороды нормального строения, в частности я-гептан, октановое число которого условились считать равным нулю. Чтобы определить октановое число данного бензина, его испытывают на специальных двигателях с переменной степенью сжатия и сравнивают со смесями, содержащими в различном процентном соотношении н-гептан и изооктан.  [5]

Оказалось, что наибольшей детонационной способностью обладают бензины, содержащие углеводороды нормального строения, в частности н-гептан, октановое число которого условились считать равным нулю. Чтобы определить октановое число данного бензина, его испытывают на специальных двигателях с переменной степенью сжатия и сравнивают со смесями, содержащими в различном процентном соотношении н-гептан и изооктан.  [6]

Оказалось, что наибольшей детонационной способностью обладают бензины, содержащие углеводороды нормального строения, в частности н-гептан, октановое число которого условились считать равным нулю. Чтобы определить октановое число данного бензина, его испытывают на специальных двигателях с переменной степенью сжатия и сравнивают со смесями, содержащими в различном процентном соотношении к-геп-тан и изооктан.  [7]

Оказалось, что наибольшей детонационной способностью обладают бензины, содержащие углеводороды нормального строения, в частности н-гептан, октановое число которого условились считать равным нулю. Чтобы определить октановое число данного бензина, его испытывают на специальных двигателях с переменной степенью сжатия и сравнивают со смесями, содержащими в различном процентном соотношении - гептан и изооктан.  [8]

В соответствии с ГОСТ выпускают следующие сорта автомобильных бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98 и др. Буква А означает, что бензин автомобильный, а стоящие при ней цифры соответствуют сктановому числу, которое характеризует стойкость бензина против детонации. В обозначении некоторых бензинов буква И показывает, что октановое число данного бензина определено по исследовательскому, а не по моторному методу.  [9]

Отечественная нефтеперерабатывающая промышленность выпускает автомобильные бензины нескольких марок. ГОСТом 2084 - 67 предусмотрен выпуск автомобильных бензинов следующих пяти марок: А-66, А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98. Цифры, входящие в их обозначение, указывают октановое число данного бензина. В обозначение бензинов, октановое число которых определено по исследовательскому методу, входит буква И. Все бензины ( кроме АИ-98) выпускаются в виде двух сортов - летнего и зимнего.  [10]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Чем заменить 80 разведенный бензин в мотоцикл.

Инструкция

Бензин подразумевается как смесь изооктана, который условно принимается за 100 единиц, так как он практически не взрывоопасен при повышении давления и нормального гептана, принятого за 0 единиц. Он практически не стоек к детонации при повышении давления. Октановое число бензина 92 значит, что он детонирует как смесь 92% изооктана и 8% нормального гептана. Обычно после первичной перегонки нефти октановое число не превышает 70. Для улучшения качества бензина применяются антидетонаторы. В настоящее время наиболее применяемый эфир метил-трет-бутиловый (МТБЭ). Он имеет огромные преимущества перед ранее применяемыми свинцовыми антидетонаторами, которые негативно воздействовали на окружающую среду и здоровье человека. Имеются бензины с октановым числом больше 100 единиц. В них используется изооктан с разными объемными присадками.

Скорость сгорания бензина напрямую зависит от октанового числа. Бензин с высоким октановым числом сгорает более длительно и плавно, не вызывая ударные нагрузки на поршни в камере сгорания. Мотор будет работать четко и равномерно. Именно из-за этого современная автопромышленность выпускает автомашины с двигателями, которые работают на высокооктановом бензине .

бывают случаи, когда необходимо понизить октановое число бензина. К сожалению, не в одной технической литературе не описывается конкретный способ как это произвести, так как превращать дорогостоящий высокооктановый бензин в дешевое топливо с низким октановым числом не экономично. Октановое число могут понизить:1. Добавление в бензин смолистых веществ и сернистых соединений.2. Добавление в высокооктановый бензин топлива более низкого уровня понижает октановое число первого.3. Долгое стояние бензина. С течением времени бензин, оставленный в какой-либо емкости, понижает октановое число. Снижение это происходит от 0,2 до 0,5 единиц за день.

Октановое число – это показатель детонационной стойкости автомобильного бензина и другого моторного топлива. Принято считать, что чем выше октановое число , тем лучшими качествами обладает это топливо, а значит, это существенно отразится на работе двигателя. Но нередко возникает необходимость уменьшить октановое число используемого моторного топлива.

Вам понадобится

  • - однопоршневый двигатель;
  • - портативный прибор для определения октанового числа;
  • - бензин с низким октановым числом;
  • - сернистые соединения.

Инструкция

Прежде чем рассмотреть способы уменьшения октанового числа, познакомьтесь с особенностями данного показателя и способами определения октанового числа. Начало отсчета в октановой шкале – детонационная устойчивость гептана (октановой показатель равен 0).

За 100 принимают октановое число изоокатана. Именно из этих двух веществ (гептана и изооктана) и состоит бензин, октановое число которого нужно уменьшить. Так, октановое число бензина АИ-92 указывает на то, что данное горючее топливо обладает такой же детонационной устойчивостью как смесь 92% изооктана и 8% гептана.

Для того чтобы определить октановое число , моторное топливо сравнивают с эталонном, состоящим из изооктана и гептана. Различают следующие методы определения октанового числа: исследовательский, хроматографический, моторный и с помощью специальных портативных приборов.

Моторный метод определения показателя детонационной устойчивости топлива подразумевает имитацию напряженной езды с использованием при этом однопоршневого двигателя. Однако данный метод несовершенен: показатель, полученный этим способом, может быть несколько заниженным.

Исследовательский метод тоже подразумевает использование однопоршневого двигателя (без имитации езды): данный способ определения октанового числа может дать завышенный результат.

Хроматографический метод используется как дополнительный метод, предназначенный для выявления всевозможных примесей в топливе, к примеру, бензола. Однако самый надежный способ определения показателя детонационной устойчивости топлива – измерение октанового числа специальными портативными приборами.

Зная показатель детонационной устойчивости горючего топлива, можно довести его до нужного результата, в том числе и уменьшить. Один из способов уменьшить октановое число – добавить в высокооктановое топливо бензин с меньшим показателем детонационной устойчивости.

Октановое число можно снизить, если добавить в горючее топливо с высоким показателем детонационной устойчивости сернистые соединения. Кроме того, низкое октановое число у бензина после первичной перегонки нефти: этот показатель не превышает 70.

Подразделение бензина на разные категории производится в зависимости от значения его октанового числа. Это основной показатель, который определяет не только фактическое качество бензина, но и его химические свойства.

Понятие октанового числа бензина

В результате фракционной перегонки нефти под воздействием разных температур получаются всевозможные виды топлива (в том числе и бензин), смазочные материалы, а также продукты для нефтехимического синтеза. Это, бесспорно, знают все, кто бывал на уроках химии в школе. Однако, подъезжая к автозаправке, вы наверняка не раз обращали внимание на загадочные цифры, подразделяющие бензин на разные виды. В чем же их реальное различие?

Эти самые цифры в маркировках бензина обозначают его октановое число. Это основной критерий, по которому классифицируются различные виды бензина. Термин «октановое число» характеризует свойство топлива свободно сгорать в двигателе с учетом разнообразных условий. Чем выше это число, тем бензин более устойчив к самовоспламенению при сжатии. Однако получить при производстве высокооктановый бензин несколько сложнее, кроме того, он должен быть достаточно чистым.

Определение антидетонационных свойств бензина

Каждый двигатель создается для работы на топливе с определенным октановым числом. В России большая часть автовладельцев использует Аи92. Такие виды бензина, как Аи95 и Аи98, как правило, позволяют себе владельцы авто «премиум» класса. Дизельное топливо и Аи80 пользуются еще меньшим спросом.

Определение устойчивости бензина к детонации производится с помощью стандартных смесей. Дело в том, что бензин эквивалентен смеси изооктана и гептана. Соответственно, если октановое число бензина будет равно 92, он будет самовоспламеняться как состав из 92% изооктана и 8% гептана.

Повышение октанового числа бензина

При производстве различных видов бензина используется метод смешивания компонентов топлива. Иначе этот процесс называется «компаундирование». В результате всех необходимых процессов должны получиться продукты, полностью соответствующие государственным стандартам и обладающие точным октановым значением.

Первичная фракционная перегонка нефти выдает бензин с октановым показателем в пределах 70. Качество бензина повышается не только с применением компаундирования, но и благодаря использованию специальных добавок-антидетонаторов. Ранее в целях улучшения детонационных свойств топлива использовался тетраэтилсвинец. При всем том, что для человека это вещество является сильным ядом. В настоящее время в качестве высокооктановых добавок применяются ферроцен или метилтретбутиловый эфир, не обладающие такой огромной токсичностью.

Степень сжатия понижают и для того, чтобы повысить порог детонации двигателя и получить оптимальные углы опережения зажигания. Например, можно увеличить объем камеры сгорания, однако добиться значительного изменения величины невозможно. Можно только убрать острые края, сгладить колодцы клапанов, произвести прочие операции, что даст прирост лишь в несколько см3 и соответственно снижение степени сжатия лишь на несколько десятых.

Проточите дно поршня. Однако заводские имеют тонкое дно и существенно изменить их нельзя. Поэтому этот метод применим только в том случае, когда агрегаты в двигатель изготавливаются на заказ.

Установите прокладку (проставку) под головку блока цилиндров. Она представляет собой толстую металлическую пластину и повторяет конфигурацию поверхности головки. Прокладку можно купить в готовом виде, можно выточить самостоятельно. Установив ее, вы приподнимите головку блока выше верхней мертвой точки, увеличивая, таким образом, объем цилиндров. Это, в свою очередь, увеличивает количество попадающей туда топливной смеси, дает более сильный взрыв в камере, что ведет к увеличению крутящего момента.

Обратите внимание

Степень сжатия первых двигателей, двигателей Отто, делалась небольшой, 4-5, из-за невысокого качества топлива. При большей в двигателе возникали детонации, стуки. Далее, путем вычислений и дальнейших несложных технических преобразований, объем камеры сгорания был уменьшен, что дало значительное увеличение мощности двигателя и снижения расхода топлива.

pro-men.ru


Смотрите также