Цены на бензин в Таджикистане на 2% выше среднемировой стоимости. Цены на бензин таджикистан


Газ подорожал - цены повысились

18:26, 18 сентября, 2017Автор: Сайфиддин КАРАЕВ, Asia-Plus

В Таджикистане продолжается рост цен на сжиженный газ.  Зачастую удорожание энергоносителей становится толчком для повышения цен на другие товары. Как это может отразиться на кошельках граждан и как уже отразилось?

Утром 18 сентября на заправках Таджикистана автомобильный газ продавали 3,8-4 сомони.

Таксист, который заправлялся, жаловался, что месяц назад цена на топливо составляла 2,8 сомони.

По мнению таксистов-извозчиков и пассажиров  наиболее чувствительной сферой к росту цен является именно транспорт.

18:53 11 июля, 2017

Раджаб курсирует по маршруту Душанбе-Турсунзаде. За день совершает 3-4 рейса и запрашивает у пассажиров по 15 сомони. «Повышение цен отразится на нашей работе, - говорит он. – Раньше я соглашался и на 10 сомони, теперь не могу, не покрывает».

Пассажиры жалуются на таксистов, что они специально поднимают цену. Преподаватель Одинаев в неделю три раза ездит в Душанбе. По его словам автобусы и маршрутки подняли цены на один сомони – с 7 до 8, а маршрутки с 5 до 6 сомони.

Житель Шахринава Зулайхо пожаловалась, что раньше из райцентра она ездила в Душанбе за 5, в Турсунзаде за 3 сомони. Теперь цены на проезд уже поднялись на 1 сомони.

Удорожание топлива влияет на перевозку грузов -  стройматериалов, сельхозпродукции и других. В Турсунзаде мы встретили оптовиков из Душанбе. Водитель занимается поставкой овощей на рынки столицы. Его «Опель» был забит до отказа ящиками с виноградом. «Купил по 2,20 за килограмм, - говорит он. – Везу в Душанбе и раздаю по 3. С учетом транспортных расходов мне остаётся с каждого килограмма по 40-50 дирамов».

Турсунзаде. Оптовики офощей и фруктов.

Фото Asia-Plus

После повышения цен на топливо перед ним остаётся два пути – либо повысить оптовую цену, либо довольствоваться малым, то есть заработать с каждого килограмма меньше».

По словам фермера Акбарали, который выращивает овощи, повышение стоимости топлива пока не повлияло на цену на его продукцию.

19:00 14 сентября, 2017

«Помидоры я отпускаю по 1-1,5 сомони в зависимости от сорта, и не собираюсь повышать их, но у меня часто покупают оптовики, и они просят снизить цены». По словам фермера, нынешнее повышение цен на топливо отразится на следящем урожае. «Я сейчас занят уборкой урожая, скоро закончу и начну готовиться к следящему посевному сезону. При обработке земли, покупке семян и удобрений, естественно, буду учитывать нынешние цены. В итоге, следующий мой урожай по себестоимости будет чуть выше».

Абдулло из Гиссара строит дом. В процессе работы он часто обращается к услугам грузового транспорта. На стройку нужно привозить цемент, песок, доски и прочее. «Два месяца назад я заказал 5 машин камня, водитель брал по 250 сомони. Вчера позвонил и спросил дополнительно привезти на мою стройку еще 2 машины, водитель уже просит 280».

…Сжиженный газ на автозаправочных станциях столицы Таджикистана за последнюю неделю подорожал на 9%, с 3,5 до 3,8 сомони за литр. Поставщики объясняют это ростом стоимости данного вида топлива в Казахстане, откуда Таджикистан импортирует более 70% горючего от общего объема.

По сообщению  ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу Министерства Национальной экономики Казахстана, в этой республике с начала текущего года дизельное топливо подорожало на 9,3%, сжиженный газ  - на 7,7%, бензин - на 5,7%.

news.tj

В Таджикистане подскочили цены на сжиженный газ. В чем причина? - Avesta

В Таджикистане подскочили цены на сжиженный газ. В чем причина?

15 декабря 2017, 10:14

2Avesta.Tj | 15.12.2017 | Сжиженный газ на автозаправочных станциях столицы Таджикистана за последние несколько дней подорожал с 3,7 до 4,1 сомони за литр. Профильные экономические отрасли Таджикистана отмечают, что одной из причин роста цен связано с увеличением стоимости нефтепродуктов на мировых биржах и соответственно в странах поставщиках этой продукции.

По данным источника, поставщики объясняют это ростом стоимости данного вида топлива в странах-поставщиках.

Другой причиной подорожания сжиженного газа в Таджикистане, которое происходит ежедневно вот уже неделю, может быть проблема с доставкой данного вида ГСМ в республику.

По неофициальным данным на территории Узбекистана задерживаются порядка 800 вагонов с сжиженным газом, направляющихся в Таджикистан. В каждом вагоне-цистерне содержится 55-60 тонн сжиженного газа.

В ГУП «Таджикские железные дороги» (ТЖД), в свою очередь не подтверждают информацию о якобы задержки вагонов на территории соседнего Узбекистана.

В беседе с ИА «Авеста» первый заместитель начальника ГУП «ТЖД» Бахром Шодиев отметил, что никаких проблем с перевозкой грузов с Узбекистаном не существует, и эти слухи являются беспочвенными.

«На сегодняшний день никаких заявок или жалоб от поставщиков сжиженного газа по вопросу задержек груза в Узбекистане в «ТЖД» не поступало», – отметил Бахром Шодиев.

Шодиев также отметил, что основной объем сжиженного газа поступает в Согдийскую область Таджикистана. Протяженность дороги для доставки грузов из Узбекистана в Согдийскую область составляет 250 км, по времени доставка грузов на такое расстояние занимает чуть больше суток.

Между тем в Антимонопольной службе республики сообщили «Авеста», что в настоящее время ведомство выясняет причины роста цен на сжиженный газ. Также уточняется объем запасов сжиженного газа у поставщиков данной продукции.

В момент подготовки материала не удалось получить комментарии компании «Газпромнефть-Таджикистан», являющимся одним из основных поставщиков ГСМ в Таджикитан

Напомним, что рост цен на сжиженный газ также наблюдался летом текущего года. Тогда поставщики объяснили подорожание повышением оптовых цен на сжиженный газ в Казахстане на 22% – с $82 до $101 за тонну.

По официальным данным, за 11 месяцев текущего года в Таджикистан импортировано 323,8 тыс. тонн сжиженного газа, что на 5,7 тыс. тонн больше показателя аналогичного периода 2016 года. Общая сумма закупленного газа составляет $147,7 млн.

Более 70% этого топлива импортировано из Казахстана. Также в сравнительно небольших объемах сжиженный газ ввозился из России, Туркменистана и Кыргызстана.

Статистические данные подтверждают, что рост объема импорта сжиженного газа за последние четыре года вырос почти в 3,3 раза с 82 тыс. тонн в 2012 году до 350 тыс. тонн в 2016 году.

По некоторым данным количество автомобилей, потребляющих сжиженный газ в Таджикистане за последний год, увеличилось на 40-50%.

avesta.tj

Цены на бензин в Таджикистане на 2% выше среднемировой стоимости

Таджикистан всё еще остаётся страной с наиболее высокими в Центральной Азии ценами на горюче-смазочные материалы, в частности бензин и дизтопливо.

Бензин в Таджикистане с февраля 2014 года подорожал с 0,96 евро до 1,02 евро за литр.

«Цены на бензин в Таджикистане составляют 1,02 евро за литр, что на 2% выше, чем средняя мировая цена на бензин: 1 евро. Стоимость дизельного топлива в Таджикистане составляет 0,77 евро за литр, что на 14% ниже средней мировой цены. Цены на топливо для Таджикистана мы получили из официальных источников и средств массовой информации», — отмечается в сообщении сайта.

Отметим, что еще в феврале стоимость бензина в Таджикистане была на 14% ниже средней мировой цены на бензин: 1.11 EUR.

В феврале 2014 года цена дизельного топлива в Таджикистане, по данным этого же источника, составляла 0,86 евро за литр, и была на 14% ниже средней мировой цены на этот вид топлива.

Как показывают наблюдения, стоимость бензина в Душанбе вновь стала повышаться две недели назад. Месяц назад стоимость 1 литра бензина в столице Таджикистана не превышала 5 сомони (чуть менее $1), а сегодня бензин подорожал и продаётся в среднем по 5,20 сомони за 1 литр.

Как объясняют сами поставщики топлива, цена устанавливается в соответствии с конъюнктурой рынка и с учётом стоимости поставок в Таджикистан, также учитывается и стоимость самих нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах стран-экспортёров топлива.

Судя по данным mytravelcost.com, Таджикистан в центрально-азиатском регионе является страной с самыми высокими ценами на бензин и дизтопливо. К примеру, цена на 1 литр бензина в Казахстане составляет 0,6 евро, что на 40% ниже, чем средняя мировая цена на бензин. Стоимость дизельного топлива в Казахстане составляет 0,47 евро за литр, что на 48% ниже, чем средняя мировая цена.

Что касается Кыргызстана, то стоимость бензина в соседней стране составляет 0,58 евро за литр, что на 42% ниже, чем средняя мировая цена на бензин. Стоимость дизельного топлива в Кыргызстане составляет 0,4 евро за литр, что на 56% ниже, чем средняя мировая цена.

В Туркменистане стоимость 1 литра бензина составляет 0,17 евро, а дизельного топлива 0,15 евро за 1 литр.

Данные по Узбекистану не приводятся.

novosti-tadzhikistana.ru

Цены на бензин в Таджикистане на 2% выше среднемировой стоимости

12:15, 24 июня, 2014Автор: Зарина Эргашева

Таджикистан всё еще остаётся страной с наиболее высокими в Центральной Азии ценами на горюче-смазочные материалы, в частности бензин и дизтопливо.

По данным сайта www.mytravelcost.com , бензин в Таджикистане с февраля 2014 года подорожал с 0,96 евро до 1,02 евро за литр.

«Цены на бензин в Таджикистане составляют 1,02 евро за литр, что на 2% выше, чем средняя мировая цена на бензин: 1 евро. Стоимость дизельного топлива в Таджикистане составляет 0,77 евро за литр, что на 14% ниже средней мировой цены. Цены на топливо для Таджикистана мы получили из официальных источников и средств массовой информации», - отмечается в сообщении сайта.

Отметим, что еще в феврале стоимость бензина в Таджикистане была на 14% ниже средней мировой цены на бензин: 1.11 EUR.

В феврале 2014 года цена дизельного топлива в Таджикистане, по данным этого же источника, составляла 0,86 евро за литр, и была на 14% ниже средней мировой цены на этот вид топлива.

Как показывают наблюдения, стоимость бензина в Душанбе вновь стала повышаться две недели назад. Месяц назад стоимость 1 литра бензина в столице Таджикистана не превышала 5 сомони (чуть менее $1), а сегодня бензин подорожал и продаётся в среднем по 5,20 сомони за 1 литр.

Как объясняют сами поставщики топлива, цена устанавливается в соответствии с конъюнктурой рынка и с учётом стоимости поставок в Таджикистан, также учитывается и стоимость самих нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах стран-экспортёров топлива.

Судя по данным mytravelcost.com, Таджикистан в центрально-азиатском регионе является страной с самыми высокими ценами на бензин и дизтопливо. К примеру, цена на 1 литр бензина в Казахстане составляет 0,6 евро, что на 40% ниже, чем средняя мировая цена на бензин. Стоимость дизельного топлива в Казахстане составляет 0,47 евро за литр, что на 48% ниже, чем средняя мировая цена. 

Что касается Кыргызстана, то стоимость бензина в соседней стране составляет 0,58 евро за литр, что на 42% ниже, чем средняя мировая цена на бензин. Стоимость дизельного топлива в Кыргызстане составляет 0,4 евро за литр, что на 56% ниже, чем средняя мировая цена.

В Туркменистане стоимость 1 литра бензина составляет 0,17 евро, а дизельного топлива 0,15 евро за 1 литр.

Данные по Узбекистану не приводятся.

news.tj

Монополия привела к резкому повышению цен на топливо :: Озодагон

Одним из самых популярных способов передвижения по столице Таджикистана являются так называемые «трехсомоновые такси». Этот вид частного извоза получил название по стоимости проезда.

Но теперь, из-за резкого скачка цен на автомобильное топливо, включая сжиженный газ, проезд в таком такси обходится горожанам в пять сомони (около $0,5).

30-летний Нозим Субхонов, на попечении которого жена, двое детей и престарелые родители, год назад остался без работы. Вот тогда он и стал работать на «трехсомоновом такси». В своей машине он перевозил до четырех пассажиров, которые платили по 3 сомони.

Нозим специально переоборудовал собственную машину под сжиженный газ, чтобы экономить на бензине, который стоит заметно дороже.

В конце июня мужчина, как и многие его коллеги, был вынужден поднять плату за проезд. Сжиженный газ, который, по данным Антимонопольной службы, используют в Таджикистане практически 60% автовладельцев, подорожал почти в полтора раза – с 3,4 сомони до 4,8 сомони за литр. На некоторых АЗС 11 июля цена топлива составляла уже 4,9 сомони.

Вслед за газом подскочили цены на бензин: стоимость литра марки А-95 на заправках в Душанбе достигла 8 сомони.

По словам Нозима, он был вынужден повысить цену за проезд, потому как стало невыгодно.

«Зачем мне вообще работать, если от этого я ничего не получу?», – сказал мужчина.

С повышением цен на топливо выросли тарифы на междугородний проезд. Если раньше поездка из Душанбе во второй город страны – Худжанд – стоила около 80 сомони, то сейчас – около 120. И цены растут повсеместно.

По официальным данным, около 85% из 340 тыс тонн сжиженного газа, необходимых таджикским автомобилистам, импортируется из Казахстана. Оставшаяся часть завозится из России.

Однако отследить, каким образом осуществляются поставки топлива в страну, довольно сложно: этот бизнес непрозрачен и, как утверждается, с ним связано большое количество незаконных действий.

Рост цен на сжиженный газ в регионе был вызван тем, что казахстанско-китайская компания «СНПС-Актобемунайгаз» приостановила экспорт из-за технической неисправности на Жанажольском газоперерабатывающем заводе в Актюбинской области на западе Казахстана, сообщило агентство Argus, специализирующееся на анализе мирового энергетического рынка, в электронном русскоязычном бюллетене от 20 июня.

В бюллетене Argus также сообщало, что цены на газ на узбекско-таджикской границе в июне за неделю выросли на $140 за тонну, до $540.

Но эти цифры, по словам представителей отрасли, могут расти и дальше по ряду причин.

В Казахстане, откуда таджикские компании импортируют большую часть топлива, государством устанавливается предельная для внутренних покупателей оптовая цена на сжиженный газ, которая сегодня составляет 38,7 тыс тенге ($113) за тонну без учета НДС.

Казахстанских законодателей беспокоит, что устанавливаемая цена значительно ниже не только экспортных, но и оптовых цен в соседних государствах, что, по их мнению, ведет к контрабанде сжиженного газа из Казахстана. Это, в свою очередь, искажает процесс сбора данных и ставит под сомнение любые общедоступные данные об объемах и ценах.

В соответствии с изменениями в правилах, которые принял казахстанский парламент 28 июня и которые вступят в силу в январе 2019 года, оптовые цены на сжиженный газ будут отпущены в свободное плавание, т.е. на них не будет распространяться утверждаемая государством предельная цена. Тем самым будет уменьшен стимул для экспорта у казахстанских производителей.

Это может привести к дефициту и дальнейшему росту цен в Таджикистане. Даже в краткосрочной перспективе картина не выглядит обнадеживающей.

Представитель одной компании, занимающейся импортом и реализацией сжиженного газа, на условиях анонимности сообщил Eurasianet.org, что с 1 июня по 15 июля Жанажольский газоперерабатывающий завод вообще не экспортирует газ в Таджикистан.

«Учитывая эту ситуацию, другие казахстанские компании резко повысили стоимость экспортируемого ими газа. Именно поэтому цена так резко выросла», – сказал источник.

Россия могла бы стать выгодной альтернативой, учитывая, что между ней и Таджикистаном есть постоянное соглашение о беспошлинной торговле ГСМ, но на практике этого не происходит.

«Только пара таджикских компаний и [российская] «Газпромнефть» могут воспользоваться этим соглашением», – говорит представитель таджикской компании-поставщика ГСМ.

Вклад в повышение розничных цен на сжиженный газ также внес рост тарифов на транспортировку топлива по территории Таджикистана. В апреле государственное унитарное предприятие «Таджикская железная дорога» повысило вдвое внутренние тарифы на перевозку сжиженного газа и бензина по территории Согдийской области, что на севере Таджикистана.

«Подорожание транспортировки, налоговая нагрузка и таможенные пошлины – все это негативно сказывается на ценообразовании на нефтепродукты, и в первую очередь страдает потребитель», – сказал сотрудник компании, импортирующей топливо.

Представители рынка ожидают, что ситуация стабилизируется к концу лета, но маловероятно, что цены на топливо вернутся к прежним уровням.

При этом в самом Таджикистане аналитики уверены, что имеет место монополия. Таджикский топливный рынок контролируется зятем президента страны Шамсулло Сохибовым, которому принадлежит компания «Фароз», один из основных поставщиков сжиженного газа в Таджикистан.

Сама компания поспешила опровергнуть предположения о монополии, распространив на официальной странице в Facebook заявление о том, что в Таджикистане импортом и реализацией нефтепродуктов занимаются 35 компаний. Представители «Фароз» заверили, что в стране существует здоровая конкуренция, и сама компания заинтересована в конкурентоспособных ценах.

Между тем, источник близкий к отрасли на условиях анонимности подтвердил Eurasianet.org, что импорт в страну действительно осуществляют более трех десятков компаний, и каждая из них по отдельности заключает контракты с поставщиками газа.

«Но большинство из них аффилированы с Шамсулло Сохибовым, а те, которые не под его контролем, вынуждены давать «долю», не снижать цены, чтобы компании Сохибова тоже были конкурентоспособными. В связи с этим цены на топливо на АЗС практически не отличаются», – заявил источник.

Демонстрировать существование «здоровой конкуренции» Сохибову помогает Ассоциация импортеров нефти и сжиженного газа, которую, по данным международной организации OCCRP, объединяющей расследующих коррупцию репортеров, «Фароз» зарегистрировала в 2013 году.

OCCRP, со ссылкой на двух представителей отрасли, сообщает, что голос ассоциации необходим для получения лицензий на импорт топлива и лоббирования «интересов импортеров», а фактически одного лица.

Но в конечном итоге от подобной монополии и повышения цен страдает простой народ. Эксперт по экономическим вопросам Алишер Сафаров говорит, что подорожание топлива значительно повлияет на ценообразование на продукты первой необходимости.

«Цены на продукты поднимутся, поскольку для их доставки к конечному покупателю также используется транспорт, который уже повысил цены на свои услуги. Любые изменения в первую очередь коснутся простого потребителя…», – добавил эксперт.

Eurasianet

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

Google+

catoday.org

«Газпромнефть-Таджикистан» повысила цены на топливо

11/05/2011 15:55

Зарина Эргашева

Просмотров: 4477

 

Душанбе. 11 мая. «Азия-Плюс» - | Розничные цены на бензин и дизтопливо на автозаправочных станциях ООО «Газпромнефть-Таджикистан», с 10 мая, как и планировалось, изменились в сторону повышения.

Как сообщили «АП» в ООО «Газпромнефть-Таджикистан», сегодня цена литра бензина марки АИ-92 составляет 5,25 сомони вместо ранее установленных 4,80 сомони. Стоимость дизтоплива выросла на 25 дирамов и составляет 5,85 сомони за 1 литр.

Как сообщили в компании, цена реализуемого на АЗС компании бензина марки  АИ-95 составляет теперь 5,50 сомони за литр против прежних 5,30 сомони, АИ-98 - 5,65 сомони вместо 5,60 сомони и АИ-80 - 4,95 сомони вместо 4,70 сомони.

Источник отметил, что «Газпромнефть-Таджикистан» уведомил Антимонопольную службу страны о повышении цен, обосновав этот факт увеличившимися с 1 мая ставками экспортных пошлин на российское топливо.

По данным, приведённым на сайте правительства РФ, сегодня российская экспортная таможенная пошлина на бензин для стран, не являющихся членами Таможенного Союза, установленная с 1 мая, составляет $408,3 за тонну, а экспортная таможенная пошлина на остальные виды светлых нефтепродуктов составляет $304 за тонну.

«Мы удерживали цены до 10 мая, используя апрельские запасы топлива, однако с новым завозом ГСМ это делать нереально, потому что топливо приходит в Таджикистан уже с учетом новых экспортных таможенных пошлин», - отметили в таджикской дочке «Газпрома».

Стоит отметить, что цены на самую востребованную марку бензина (АИ-92) в столице Таджикистана в настоящее время варьируются от 5,20 до 5,80 сомони за литр.

Антимонопольная служба не исключает возможного существования спекуляции и необоснованного завышения цен на топливо.

«По городу осуществляют продажу топлива большие машины с цистернами, которые продают бензин по завышенным ценам, - отмечает источник в Антимонопольном ведомстве. - Я не имею ввиду красные машины, которые реализуют бензин и дизтопливо со стороны ГУП «Захирахои нефти». Я имею ввиду тех, которые, по всей видимости, скупают бензин оптом у поставщиков и осуществляют продажу незаконно».

Напомним, российская компания «Газпромнефть-Таджикистан» занимает 35% топливного рынка Таджикистана и входит в список доминирующих субъектов на товарном рынке страны. Кроме этого, в списке доминирующих компаний, занимающихся импортом топлива в Таджикистан, входят компании «Анахита» и «Нури Дильшод».

По данным Минэкономразвития и торговли РТ, в 2010 году в Таджикистан было завезено 630 тыс. тонн нефтепродуктов на общую сумму $435 млн., 90% из них являются долей России.

За первый квартал этого года Таджикистаном импортировано 141,3 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 82,8 тыс. тонн бензина и 35,7 тыс. тонн дизельного топлива. Из общего объема 112 тыс. тонн (79,3%) ввезено из Российской Федерации, 22,5 тыс. тонн – из Туркменистана и 4,9 тыс. тонн – из Казахстана.

Напомним, в апреле этого года ряд регионов России столкнулся с дефицитом бензина. В связи с дефицитом и резким ростом цен на автомобильное топливо в России, правительство РФ начало принимать меры по ликвидации последствий «топливного кризиса». Одним из методов оказалось повышение экспортных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты.

old.news.tj

Цены на бензин в Таджикистане вновь повысятся

16:32, 25 октября, 2011Автор: Зарина Эргашева

Россия не намерена отменять экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты в рамках подписанного договора о создании зоны свободной торговли стран СНГ.

Как отметил в интервью «АП» экономист Далер Икромов, премьер-министр России Владимир Путин уточнил, что в данном договоре речь идет о некоторых изъятиях по товарным группам, которые представляют для бюджетов некоторых стран, в том числе для бюджета Российской Федерации, интерес. Это те группы товаров, за счет реализации которых в значительной степени пополняется бюджет.

«Это касается и экспорта нефтепродуктов из России. Так, что говорить об отмене экспортных пошлин пока рано», - сказал он.

Экономист уверен, что наряду с таможенными пошлинами, будут расти мировые цены на нефтепродукты. По данным некоторых российских СМИ, экспортная пошлина на российский бензин с 1 ноября может снизиться с $411,4 до $392,4-$393,6.

Но, по словам Икромова, экспортная пошлина не является единственным фактором формирующим цену на нефтепродукты. «Влияющими факторами являются и неустойчивость мировых цен, отпускная цена нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих предприятиях Российской Федерации и других стран», - отмечает он.

В пример он приводит российскую компанию «Газпром нефть-Таджикистан». «Эта компания для того, чтобы как то обеспечивать объемы потребительского рынка ГСМ, сама вынуждена искать производителей нефтепродуктов. Раньше она завозила нефтепродукты с Омского НПЗ. Однако в силу существующих ограничений на вывоз из России высокооктановых марок бензина, она завозит бензин других производителей, не входящих в систему Газпром-нефти», - говорит Икромов.

По его словам, таможенная статистика показывает, что отпускная цена на нефтепродукты этих заводов, к примеру, Салаватского бензина значительно выше. «Поэтому, полагаю, что на конец текущего и начало следующего месяца возможен рост цен, и стоимость бензина опять повысится в среднем на 50-60 дирамов», - сказал он.

Собеседник также напоминает о повышении стоимости нефтепродуктов в августе этого года, когда цена по сравнению с январем 2011 года возросла на 28%. По словам экономиста, на увеличении стоимости нефтепродуктов в этот период повлияло повышение отпускных цен нефтеперерабатывающих заводах России.

«Наряду с этим на формирование цен в значительной степени влияют и расходы на транспортировку через железную дорогу, тарифы на которую возросли на 25%. Другой важный фактор, влияющий на стоимость нефтепродуктов, это неустойчивость национальной валюты – сомони по отношению к курсу доллара США», – пояснил Икромов, что можно увидеть на нижеприводимой таблице:

Наиме-нова-ние

Ед. изме-рения

Янв 2011

Фев 2011

Март 2011

Апр 2011

Май 2011

Июн 2011

Июл 2011

Авг 2011

Сен 2011

Расче-тный курс 1 доллара США

Сомони

4,40

4,40

4,45

4,47

4,51

4,61

4,69

4,73

4,76

Между тем, по словам экономиста, анализ статистики и периодичности импорта ГСМ показывает, что объём импорта с апреля текущего года по настоящее время снижается в связи с нерегулярностью поставок нефтепродуктов со стороны некоторых местных субъектов, участвующих в этом сегменте рынка, что также влияет на формирование цен.

Экономист приводит официальные данные, где объемы импортируемого бензина в апреле текущего года снизились по сравнению с январем на 29,1%, в мае на 36,4%, в июне на 47,8%, в июле на 59,1% и в августе на 55,3%.

Икромов отмечает, что анализ рынка и данные антимонопольного органа показывают, что к середине текущего года доля основного участника рынка, компании «Газпром нефти-Таджикистан» возросла. При этом необходимо отметить, что объёмы импорта «Газпром нефти - Таджикистан» выросли только в процентном отношении, а в абсолютном упали(!).

«Это произошло за счет снижения объемов поставок другими участниками рынка, а некоторые и вовсе прекратили ввоз бензин в Таджикистан», - объясняет экономист.

По данным Антимонопольного ведомства страны, на рынке ГСМ в Таджикистане работают множество компаний, но 6 из них имеют наибольшее влияние на конкурентную среду. Это ООО «Газпром нефть-Таджикистана» с общей долей рынка в 51,9%, ООО «НуриДильшод» - 5,3%, ООО «Анахито» - 3,6%, ООО «ОзодИнтернейшнл» - 4,6%, ЗАО «Хонако нефтепродукт» - 4,4%, ООО «Умед-88» - 2,3%. На другие хозяйствующие субъекты и индивидуальных предпринимателей приходится 27,7% рынка.

news.tj