Что такое бензин с присадками. Бензины с моющими присадками


Секрет титула — журнал За рулем

Современный европейский автомобиль, как правило, рассчитан на любой современный же бензин. Понятно, что обладатель БМВ или «Мерседеса» свежего модельного года не свернет на захолустную заправку — он поедет на заведомо «правильную» АЗС с громким именем. Скажем, на ВР или «Лукойл». И окажется перед проблемой выбора.

Двигатель после обычного 95-го…

Двигатель после обычного 95-го…

Стоит ли переплачивать за топливо с приставками «Ультимэйт» или «Экто»? Что предпочесть: обычный 98-й или «навороченный» 95-й? И конечно же, насколько обоснованы рекламные зазывалки? Скажем, тот же «Бритиш Петролеум» на своем фирменном сайте оперирует ну очень «вкусными» данными: рост мощности — до 14,7%, прибавка ускорения — до 9,9%. Да и «Лукойл» говорит про 100% мощности и 0% коррозии. А каков процент правдивости в таких высказываниях?

Для ответа на подобные вопросы мы приобрели на фирменных столичных АЗС образцы бензинов ВР и «Лукойл» с октановыми числами 95 и 98 — всего шесть образцов. Подробности — на фото.

…и «Ультимэйта». Моющая присадка снижает массу отложений.

…и «Ультимэйта». Моющая присадка снижает массу отложений.

СТАНДАРТ ВЫДЕРЖАН

Купленные бензины, по определению, должны были оказаться должного качества — иначе всякие сравнения «Экто» и «не Экто» теряют смысл. Действительно, проверка физико-химических параметров топлива никаких неожиданностей не выявила. Все в порядке, действующие ГОСТы удовлетворены. Октановые числа — даже с превышением нормы, смол — мало.

Правда, бросилась в глаза странность: у простого BP смол нет совсем, а у фирменных — пожалуйста, вот они! Все объясняется просто — именно так на этом тесте зачастую индицируются некоторые моющие ингредиенты. У «Лукойла», видимо, присадка другая, а потому и результаты смотрятся иначе.

Ароматики в бензинах BP совсем мало — они тянут на Евро IV! В «лукойловских» — побольше, но примерно в зоне Евро III, зато сера на пределе определяемости: приятно! А по общей совокупности — очень даже хорошие бензины с точки зрения «физико-химиков». Впрочем, другого и не ожидали — теперь можно с чистой совестью начинать моторную серию испытаний.

А ТЕПЕРЬ — МОТОРЫ!

Как обычно, испытания проводим на двух типах моторов — впрысковом и карбюраторном. Предвидим ехидный вопрос: а зачем 98-й лить в карбюраторный мотор? Так никто и не предлагает ездить на нем владельцам ВАЗов: мы просто сравниваем реакцию мотора на топливо! «Тупой» карбюраторный мотор точнее отследит особенности сгорания конкретного топлива — там нет «мозгов» и всяких обратных связей. К тому же откроем маленький секрет… Знаете, как одна фирма-производитель бензина определяет эффективность снижения содержания в выхлопных газах углеводородов, окиси азота и прочей гадости? Оказывается, при сравнении 98-го «Ультимэйта» в сравнении с «обычным» 95-м! Как тут не проверить — интересно же! Но главные тесты — конечно же, на впрысковом двигателе, ведь именно его собратья — основные потребители бензинов с громкими именами.

СГОРЯТ ЛИ КЛАПАНЫ?

Эта страшилка известна всем: мол, залил высокооктановый бензин — готовься к капремонту. Специально для апологетов подобной древности мы добавили к списку замеряемых параметров температуру отработавших газов. Если на 98-м она существенно вырастет — значит, опасность реальна.

Но никаких проблем с ростом температуры отработавших газов аппаратура не зафиксировала. Значит, и клапаны останутся живы — не прогорят ни при штатном опережении зажигания, ни при сдвинутом вперед, дабы выявить все возможности высокооктановых бензинов. Но об этом — дальше.

Форсированные турбомоторы тоже могут облегченно вздохнуть — ведь для них повышенные температуры на выпуске дополнительно осложняют и так нелегкую жизнь турбонагнетателя. Впрочем, чему тут удивляться — 98-е именно для таких моторов, в первую очередь, и предназначены. И кушают этот бензин без тяжких последствий для собственного здоровья.

А вообще, отчего могут расти температуры на выпуске? Такое бывает, когда процесс горения топлива замедляется и оно продолжает догорать аж до самого открытия выпускных клапанов. Раньше, когда для повышения октанового числа использовали всякие металлосодержащие присадки, тетраэтилсвинец (ТЭС) в первую очередь, так оно и было — ведь само их действие основано на торможении реакций горения. А ныне эти присадки строжайше запрещены — вот и померла древняя страшилка.

СНОВА ВРЕТ РЕКЛАМА?

Начали с базового цикла испытаний — поочередно залили все бензины в баки моторов и прогнали их по 25 режимам с разными оборотами и нагрузками, замерив при этом мощность, расход топлива, токсичность и температуру отработавших газов. Результаты обработали, сравнили — никаких чудес, все в пределах погрешностей.

Стало даже скучновато: обычные 95-е оказались практически неразличимы. «Лукойл» примерно на 1% обогнал ВР по мощности и расходу то

www.zr.ru

Что такое улучшенный бензин или бензин с присадками

Крымский бензин будет иметь такую же цену, как и российский

Темой улучшенных бензинов лаборатория ГСМ НАМИ занимается более двадцати лет. За это время были разработаны различные методики оценки эксплуатационных свойств таких бензинов, а в 2006 году освоена современная европейская методика оценки моющих свойств, на основе которой и была выписана «путевка в жизнь» бензинам торговых марок ЭКТО (Лукойл), Ultimate и Pulsar (ТНК-ВР), Shell V-Power и других.

От обычных бензинов они отличаются наличием пакета моющих присадок, которые способствуют предотвращению образования отложений на деталях двигателя. Ведь в любом бензине в тех или иных концентрациях содержатся ароматические углеводороды и соединения серы, продукты сгорания которых откладываются на стенках цилиндров, поршнях, клапанах, форсунках. Также вы можете Найти оборудование для мойки автомобилей

По мере накопления эти отложения ухудшают работу двигателя. Отложения в форсунках и на впускных клапанах ухудшают состав топливовоздушной смеси, что в первую очередь отражается на пусковых свойствах. Рост отложений в камере сгорания и на поршне нарушает тепловой режим, а при значительном количестве отложений может возникнуть и детонация — из-за увеличения фактической степени сжатия и увеличения температуры. Ведь нагар — это своего рода шуба, препятствующая теплоотводу.

Тест-сравнение бензина с присадками

Сильнее всего детали двигателя загрязняются при малых нагрузках, при малых оборотах коленвала двигателя, а также при частой смене режимов — проще говоря, при движении в пробках. Потому и стендовые моторные испытания проводятся при малых нагрузках: до 3000 об/мин, крутящий момент до 40 Нм, а смена режимов — четыре раза за пять минут.

После 60 часов работы в циклическом режиме двигатель разбирается и взвешиваются клапаны: по увеличению их массы можно судить о фактической массе отложений. При работе на стандартном (обычном) бензине накопление отложений составляет от 300 до 500 мг на клапан, а с пакетом присадок клапан остается практически чистым: прирост массы — всего-то 5, максимум 20 мг.

В состав пакета присадок, как правило, входят пять — семь компонентов: это детергенты, антикоррозионные, деэмульгирующие добавки и другие. Но основное функциональное свойство таких присадок — предотвращение образования отложений на деталях двигателей.

Никаких сиюминутных выгод использование улучшенных бензинов не дает: ни увеличения мощности, ни топливной экономичности, о которых так любят говорить в рекламе. Вы не получите этого даже после нескольких кряду заправок «брендовым» бензином.

Положительный эффект будет лишь в том случае, если заправляться таким бензином постоянно, на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. И вот тогда, скажем, после пробега в 20 тысяч километров мотор будет чище и, по сравнению с таким же мотором, который все это время работал на обычном бензине с тем же октановым числом, будет и впрямь экономичнее и мощнее.

Бензин с присадками не отмывает старые моторы

Многих интересует, отмывают ли улучшенные бензины старые моторы? Наши эксперименты показывают, что эффект есть, и все же полностью старый нагар не отмывается — в лучшем случае, процентов на сорок. Так что «вылечить» грязный мотор после нескольких лет эксплуатации одним лишь бензином с моющими присадками не получится.

Почему же улучшенные бензины так активно предлагают почти все крупные игроки топливного рынка? Ответ прост: это выгодно! Разница в розничной цене по сравнению с нормальными бензинами в несколько раз превышает разницу в себестоимости производства. К тому же применение таких бензинов, скажем, в Москве, рекомендовано на законодательном уровне — с целью улучшения экологической обстановки, ведь загрязнение деталей двигателя ведет еще и к увеличению вредных выбросов.

Денис ИзвековКандидат технических наук, заведующий лабораторией горюче-смазочных материалов и спецжидкостей ФГУП НАМИ

autodriving.net

Тест очистителей топливной системы: нечистая сила

Тестируем очистители топливной системы. Подопытные – четыре препарата. Заодно мы сравнили эффект от использования этих средств и бензина с моющими присадками.

Если двигатель потерял былую резвость, но нагулял аппетит и стал плохо пускаться, то диагност на СТО почти наверняка скажет, что засорились форсунки, – и посоветует их промыть или вовсе поменять. Но менять – дорого. Может, и правда промыть? Причем не на сервисе, а самостоятельно – залив в бак очиститель топливной системы.

[​IMG]

Мы нашли четыре препарата: Liqui Moly и Autoprofi Line (Германия), Hi-Gear (США) и отечественный «Супротек».

Резонный вопрос: зачем покупать какое-то снадобье, если в продаже есть брендовые бензины, которые, как уверяет реклама, должны очищать двигатель? Да, бензин может содержать моющие присадки, хотя нормативные документы на топливо не содержат соответствующего требования. И не повсюду такие бензины продаются. К тому же они дороже. Да и задача моющих присадок вовсе не мыть, а препятствовать образованию отложений. Загрязненный двигатель при использовании этих присадок не должен загрязняться еще больше, а вот уменьшения уровня отложений никто не обещает. В общем, пятым в компанию снадобий попал бензин Лукойл Экто А95‑К5 – с моющими присадками.

[​IMG]Поршень после эталонного загрязнения. Лохмотья сажи – типичный вид свечи после «поедания» мотором загрязняющей дряни.

А НЕ ИСПОРТИМ ЛИ БЕНЗИН?

Перед началом испытаний мы решили убедиться, что ввод дополнительных присадок в качественный бензин не приведет к его порче. Для этого подготовили контрольные пробы, введя препараты в бензин согласно рекомендации производителей, и отвезли их в сертифицированную лабораторию – чтобы выяснить, не содержится ли в очистителях чего-то запрещенного Техническим регламентом Таможенного союза. Кроме того, проверили, как влияет добавка очистителя на октановое число бензина.

Результаты – в таблице. Они оказались вполне положительными. Только очиститель Hi-Gear отличился: в бензине после его добавления появляется небольшое количество смол. Надо полагать, это смазывающая присадка: в описании препарата заявлено улучшение данной способности бензина. Кстати, в нормирующих документах для бензинов такого параметра нет – он важен только для дизтоплива.

Все препараты увеличили содержание связанного кислорода в бензине, но до предельной нормы (2,7%) еще очень далеко. Увеличение содержания кислорода говорит о наличии в составе очистителей дополнительных оксигенатов, предназначенных для улучшения горения топлива. А это и есть необходимое условие для высокотемпературной очистки деталей двигателя. В чуть большей степени данная особенность проявилась у очистителя «Супротек». Важно не перебрать с этим параметром: избыток связанного кислорода в топливе способен сбить с толку систему управления двигателем.

[​IMG]Слева – поршень после работы двигателя на бензине с очистителем «Супротек».Справа – вид свечи после того, как мотор поработал на топливе, в которое ввели препарат Liqui Moly.

С отложениями в «холодной» части двигателя борются специальные растворители. И действительно, после добавления присадок уровень рН в бензине заметно повысился. Лидер тут – очиститель Hi-Gear, недаром он называется «быстрым». Но рост кислотности может повлиять на ресурс уплотнений в топливной системе. Поэтому его умеренное увеличение у очистителей Liqui Moly и «Супротек», видимо, более оправданно. Главное: ничего запрещенного подопытные препараты не содержат – ни метанола, ни металлов, ни бензола; изменение октанового числа не выходит за пределы погрешности измерения.

МОЮТ!

Моторные испытания показали: все проверяемые препараты работают. Масса отложений на деталях, сформированная при эталонном загрязнении, существенно уменьшилась. Для полной очистки, возможно, потребовалось бы больше времени. Поскольку обычные режимы эксплуатации двигателя жестче лабораторных, реальная эффективность очистителя должна быть выше. Но мы специально не выходили на предельные режимы: нужно проанализировать эффективность работы самих препаратов, исключив фактор температурной самоочистки, который работает самостоятельно.

В лидерах оказались Liqui Moly и наше «импортозамещение» – очиститель «Супротек». В нагрузочных режимах очистка этими препаратами снизила расход топлива в среднем на 3,5–4%, а в режимах холостого хода эффект возрос до 7–8%. В отработавших газах заметно снизилось содержание остаточных углеводородов, а это один из важных индикаторов степени загрязнения двигателя.

[​IMG]

А что показал бензин? Длительные испытания на обычном бензине без всяких очистителей не выявили какой-то выраженной тенденции. А вот с бензином Лукойл Экто начало улучшаться качество сгорания: снизились расход топлива и содержание СН в контрольных точках. Следовательно, все-таки он моет. Однако улучшение идет лишь после определенного момента. В начале цикла испытаний мы вообще получили ухудшение работы мотора: из топливной системы стали активно вымываться отложения, что подпортило процесс смесеобразования. Но затем четко проявилась положительная динамика, а к концу испытаний показатели стабилизировались на существенно лучшем уровне, чем перед началом испытаний загрязненного двигателя.

Бензин Лукойл Экто работает примерно как присадки, но значительно мягче. Похоже, принцип действия очистителей тот же, что у моющих присадок товарных бензинов, но эффект усилен более высокой концентрацией.

Весовой анализ деталей подтверждает эти выводы: очистители обеспечили более заметное снижение массы отложений, нежели бензин Лукойл Экто. Большая часть отложений за время испытаний ушла в выпускную трубу, а лучшие результаты показали лидеры по моторным показателям – Liqui Moly и «Супротек».

ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ?Вывод: препараты действительно работают, их можно применять. Но червоточинка сомнений все же есть: а не навредят ли как-то эти средства мотору?

Давайте размышлять. Ввод препаратов в топливо повышает содержание связанного кислорода. Основная масса товарных бензинов имеет большой запас по этому параметру, поэтому проблем возникнуть не должно. Но у нас часто встречается бодяжное топливо с десятками процентов метанола. Вот там кислород либо на пределе, либо вообще зашкаливает. В этом случае добавление дополнительных оксигенатов нежелательно. Потому принцип первый: используйте очистители только в сочетании с качественным бензином.

Ухудшение параметров работы на начальной стадии «банной процедуры» будет более выраженным для очень сильно загрязненных моторов. В практике бывали случаи, когда двигатель начинал работать неустойчиво и даже вообще глох – грязь, смытая в топливной системе, забивала дозирующие элементы системы подачи топлива. Потому надо помнить еще один принцип использования автохимии: это средство профилактики, а не лечения. Если мотор сильно загрязнен, лучше сразу ехать на сервис.

Эффективность работы очистителей зависит и от того, в каких режимах эксплуатируется двигатель. Худший вариант – залить присадку и застрять в пробке. Лучшее решение – совместить очистку химическую с температурной: залить состав и побыстрее выработать бак, покатавшись на свободе за городом. Согласитесь, постоянное использование хорошего бензина с моющими присадками предпочтительнее шоковой терапии. Тем же, кому фирменный бензин не по карману, рекомендуем пару-тройку раз в год использовать проверенные нами очистители. Профилактики ради.

ОТКУДА ГРЯЗЬ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

Двигатель сам по себе – «грязнуля». Отложения в камере сгорания – следствие неполного сгорания топлива и масла; они нарушают тепловое состояние, изменяют степень сжатия, уменьшая объем камеры сгорания. Так и до детонации недалеко. Во впускной системе грязь образуется на внутренней части тарелок клапанов и на стенках впускных каналов. Они мешают наполнению цилиндров и тем самым крадут часть мощности. Отложения в топливной системе, особенно в форсунках, нарушают процессы смесеобразования.

Проблемы в разных зонах двигателя имеют различную природу. В камере сгорания и на клапанах мы найдем преимущественно твердые частицы (типа кокса), склеенные органикой и образующие черную «шубу». В топливной системе, где рабочие температуры низкие, коксам взяться неоткуда, и там отложения формируются в виде лаковых пленок разной толщины.

Отсюда два разных принципа удаления отложений. В топливной системе лак надо растворить, а в камере сгорания кокс удаляют выжиганием органической связующей, которая удерживает нагар на поверхности. Для этого надо использовать добавку в топливо, которая кратковременно повысит температуру сгорания. Или выехать за город и промчать сотню километров на хорошей скорости – высокотемпературная очистка гарантирована.

МЕТОДИКА

[​IMG]

За основу мы взяли методику, отработанную для оценки качества работы «улучшенных» бензинов. Стендовым двигателям обеспечили так называемое эталонное загрязнение. В изначальном моторе, с новыми форсунками и свечами зажигания, вымытой камерой сгорания и чистыми клапанами, в специально подобранных режимах, обеспечивающих повышенный темп образования отложений, выжигали несколько десятков литров смеси бензина, дизтоплива и минерального моторного масла. После этого такой параметр, как остаток в колбе, характеризующий склонность к образованию отложений, повысился с исходных 1–2 до 7%, а содержание смол выросло практически с нуля до 12 мг на 100 см3 бензина (при норме 5 мг/100 см3, сохраненной в древнем ГОСТе).

После испытаний мотор частично разбирали, взвешивали форсунки, впускные клапаны, свечи зажигания. Затем – сборка и снятие характеристик в нескольких режимах. При этом использовали холостой ход и малые нагрузки, чтобы избежать температурной самоочистки двигателя. Загрязнение привело к росту расхода топлива и токсичности, причем больше всего – в режиме холостого хода. При проверке моющих свойств в строго фиксированных режимах вырабатывали 80 л топлива, содержащего испытуемые препараты. Кроме того, провели аналогичный цикл испытаний для «обычного» базового топлива Лукойл А95‑К5 и «улучшенного» бензина Лукойл Экто. Периодически снимали контрольные характеристики двигателя, чтобы отследить динамику работы препаратов. Затем мотор разбирали, детали взвешивали и фотографировали. Сравнение с исходными данными позволяло судить о наличии или отсутствии моющего эффекта. Далее мотор снова собирали и снимали его характеристики при работе на чистом бензине, без каких-либо дополнительных присадок.

[​IMG]

[​IMG]

[​IMG]

[​IMG]

Михаил Колодочкин, Александр Шабанов

Фото: «За рулем»

http://www.zr.ru/content/articles/748580-test-ochistitelej-toplivnoj-sistemy-nechistaya-sila/

 

www.bmwclub.ru

ЭКСПРЕСС-МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЮЩИХ ПРИСАДОК В АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНАХ

Изобретение относится к способам контроля качества автомобильного бензина (АБ), в частности к экспрессному способу определения содержания моющих присадок в АБ, и может быть использовано в лабораториях горючего, автозаправочных станциях, предприятиях нефтепродуктообеспечения, занимающихся приемом, хранением, выдачей, контролем качества автомобильных бензинов.

В процессе применения в двигателях автомобильных бензинов образуются отложения в топливных баках, системе питания, в камере сгорания, на штоках и тарелках впускных клапанов и в картере. Отложения изменяют тепловой режим двигателя, ухудшают подачу топлива, увеличивают износ и надежность эксплуатации.

Для обеспечения установленных требований к качеству автомобильных бензинов допускается использование присадок, улучшающих характеристики работы двигателей, обеспечивающих сохраняемость качества, уменьшающих отложения в камере сгорания, снижающих уровень токсичности отработавших газов [1 - А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, А.В. Орешенков. Качество автомобильных топлив. Эксплуатационные свойства. Требования к качеству. Методы испытаний. НПИКЦ, 2006, с.148].

Наиболее эффективным способом борьбы с образованием отложений во впускной системе двигателя является применение специальных моющих присадок. При постоянном использовании автомобильного бензина с моющими присадками возможна экономия топлива до 2-3%. Кроме того, добавление в бензин моющих присадок увеличивает пробег автомобиля без нарушения регулировок, снижает содержание окиси углерода в отработанных газах [1 - с.156].

Моющие присадки представляют собой масло- и масловодородорастворимые поверхностно-активные вещества (ПАВ) с достаточной термоокислительной стабильностью, которые проявляют себя на границе раздела фаз «металл-углеводороды-смолистые отложения», способствуя переводу смолистых отложений на металле в жидкую углеводородную среду. Большинство моющих присадок представляют собой сложные азотсодержащие и кислородсодержащие соединения, полученные при взаимодействии высших жирных кислот, спиртов, аминов, альдегидов и других нефтехимических продуктов. Механизм действия моющих присадок основан на внедрении молекул ПАВ в частицы загрязнений, сорбированных на поверхности, переводе их в объем топлива и солюбилизации внутри мицелл, образованных молекулами ПАВ. При этом моющие присадки также обладают диспергирующим действием, предотвращая высаживание загрязнений на металлической поверхности двигателя и топливной аппаратуры [2 - Данилов A.M. Присадки и добавки. М.: Химия, 1996, с.131].

Моющую присадку можно вводить в бензин на всех стадиях его производства, хранения и применения. В условиях НПЗ присадки стараются не вводить, чтобы не увеличивать число марок бензина и, следовательно, резервуарный парк, коммуникации и т.д. На сегодняшний день широко практикуется введение присадок на нефтебазах и АЗС при отгрузке топлива потребителю. В этом случае присадку дозируют в поток топлива или наливают в цистерну бензовоза: смешение происходит в процессе перекачки. [3 - Журнал «Нефтепереработка и нефтехимия» №3 2010 г с.22-23;].

В действующей нормативно-технической документации на автомобильные бензины определение наличия моющих присадок не предусмотрено, общепринятые методы отсутствуют. При этом определение моющих присадок в бензинах необходимо осуществлять для того, чтобы убедиться, действительно ли они (моющие присадки) были введены в бензины при отгрузке или заправке и для проверки соответствия моющих свойств бензинов, которые, как правило, вносятся в сопроводительную документацию.

Перед авторами стояла задача разработать простой в исполнении, не требующий сложного аналитического оборудования, а также недорогой в экономическом плане экспресс-метод определения наличия моющих присадок в автомобильном бензине с допустимой достоверностью и точностью.

При анализе научно-технической и патентной литературы были выявлены технические решения, частично решающие поставленную задачу определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах.

Известен метод количественного определения моющих присадок в автомобильных бензинах, который основан на измерении площади пиков в области 1103 см-1 в Фурье ИК-спектрах растворов моющих присадок на основе высокомолекулярного основания Манниха в метиленхлориде. Спектры получены с помощью Фурье ИК-спектрометров Tensor 227 «BRUKER» или «Nicolet 380» как спектрометров высокого разрешения. Съемка спектров велась в разборной жидкостной кювете со стеклами KBr, толщина прокладки составляла 0.5 мм [3 - с.21-26].

Известен также способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах, согласно которому наличие моющей присадки определяют по разности количества смол до и после промывки н-гептаном, используя метод определения промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном). [RU П №2497111, G01N 33/2 (2006.02)].

Анализ вышеуказанных методов определения моющих присадок в АБ показывает, что они имеют ряд недостатков, связанных с необходимостью использования дорогостоящего оборудования, продолжительность времени испытания, что исключает возможность оперативного использования на автозаправочных станциях, нефтебазах и других объектах, потребляющих автомобильный бензин.

Авторы не обнаружили экспресс-методов определения моющих присадок в бензинах, а любой из вышеперечисленных способов может быть принят за прототип, так как решает ту же задачу - определение наличия моющей присадки.

Технический результат изобретения - снижение времени определения моющих присадок в автомобильных бензинах без снижения требований по достоверности.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах, согласно изобретению готовят диспергирующе-индикаторный состав, для чего в дистиллированную воду вводят 0,1 н соляную кислоту и водно-спиртовой раствор бромфенолового синего в объемном соотношении 1:0,01:0,001, полученный состав объединяют с 40±2 см3 пробы бензина, в которую предварительно добавляют метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в количестве 0,1 объема пробы, смесь перемешивают в течение 60±5 сек, отстаивают при комнатной температуре в течение 10-15 мин, замеряют на границе раздела объем пенистого слоя сине-голубого цвета, при значении которого не менее 1 см3 судят о наличии моющей присадки в бензине, при этом исходный объем дистиллированной воды берут равным объему пробы бензина с метил-трет-бутиловым эфиром.

Сущность метода заключается в экстракции моющей присадки слабокислым раствором 0,1н соляной кислоты (HCL) (ГОСТ 3118-77) в присутствии индикатора бромфенолового синего (БФС) (ТУ 6-09-5421-90) с последующей фиксацией ее наличия. Для этого были подобраны условия экстрагирования моющих присадок из АБ, получения эмульсии и подбора индикатора, обладающего цветовым переходом при контакте с эмульсией, содержащей моющие присадки. Кроме того, при проведении исследований было выявлено влияние различного количества МТБЭ на объем пенистого слоя на границе раздела бензин-вода, что обусловило определение минимально достаточного количества МТБЭ, добавляемого в пробу бензина - 0,1 от объема пробы.

Для обоснования режимных параметров и совокупности приемов заявленного способа были приготовлены образцы автомобильных бензинов с различными моющими присадками (табл.1).

Способ реализуется следующим образом.

Пример 1. В пробу 40 см3 бензина по образцу №1 (табл.1) добавляют 4 см3 МТБЭ. Готовят диспергирующе-индикаторный состав, для чего в воду объемом 44 см3 добавляют 0,44 см3 0.1 н HCL и 0,04 см3 (4 капли) индикатора бромфенолового синего. Далее пробу бензина с добавкой МТБЭ смешивают с полученным диспергирующе-индикаторным составом и осуществляют перемешивание (например, встряхиванием) в течение 60 сек. Полученную смесь отстаивают в течение 15 мин, получают четкую границу раздела «бензин-вода», где виден пенистый слой. Фиксируют объем пенистого слоя сине-голубого цвета.

Вышеуказанные действия примера 1 были осуществлены со всеми приготовленными образцами (№2-№4) автомобильных бензинов. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, с помощью экспресс-метода подтвердилось наличие моющих присадок в образцах №1-№3 и отсутствие в образце №4.

Режимные параметры и соотношения реактивов в заявляемом способе получены при проведении научных исследований с использованием образцов по табл.1 и многих других искусственно приготовленных образцов.

Результаты экспериментальных исследований по подбору параметров для определения моющих присадок в автомобильных бензинах представлены в табл. 3 и 4.

Как видно из результатов испытания, величина пенного слоя зависит от времени отстаивания пенного слоя и объема 0,1 н HCL, входящей в состав диспергирующе-индикаторного состава. Установлено, что образовавшаяся пена во время отстаивания уменьшается, а после 10 минут практически стабилизируется (см. строки 4, 5, 9, 10, 14, 15 в табл.3), причем объем пены, достаточный для ее замера, наиболее оптимален при 0,4 см3 0,1 н HCL (см строки 13-15).

Диспергирующе-индикаторный состав представляет собой полученную при исследованиях жидкую смесь дистиллированной воды, 0.1 н соляной кислоты и БФС, взятых в соотношении 1:0,01:0,001. При других значениях соотношений не наблюдается четкого пенного слоя.

Время перемешивания 60±5 сек так же было выбрано исходя из величины и устойчивости во времени пенного слоя. При меньшем времени перемешивания пена не успевала образовываться.

Выявленная необходимость дополнительного введения МТБЭ в пробу бензина подтвердила влияние на увеличение пенистого слоя. Результаты оценки влияния содержания МТБЭ на величину пенистого слоя представлены в таблице 4.

Оптимальное количество МТБЭ выбрано 4 см3 (0,1 от объема пробы), причем введение осуществлялось непосредственно в цилиндр с АБ и другими необходимыми реагентами перед перемешиванием. Такое добавление МТБЭ значительно увеличивает объем пенистого слоя, что облегчает его фиксацию, особенно для бензинов, которые в своем составе изначально не содержат МТБЭ (Pulsar-92).

Заявленным способом в лабораторных условиях были проведены испытания реальных образцов автомобильного бензина марки Pulsar-95, производство фирмы ТНК-ВР и Регуляр-92 (Рязанский нефтеперерабатывающий завод). Содержание присадки в пробах для подтверждения достоверности было проверенно методом ИК-спектроскопии (3 - с.22-23). Результаты представлены в таблице 5.

Результаты, представленные в таблице 5, подтверждают, что изобретение является достоверным, кроме того, лабораторное оборудование и химические реактивы, используемые для реализации данного способа, позволяют его реализовать как в условиях стационарных, передвижных лабораторий, так и на месте непосредственного применения АБ (АЗС, нефтебазах, топливозаправщиках) в течение короткого интервала времени (10-15 минут).

Экспресс-метод определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах, отличающийся тем, что готовят диспергирующе-индикаторный состав, для чего в дистиллированную воду вводят 0,1 н соляную кислоту и водно-спиртовой раствор бромфенолового синего в объемном соотношении 1:0,01:0,001, полученный состав объединяют с 40±2 см пробы бензина, в которую предварительно добавляют метил-трет-бутиловый эфир в количестве 0,1 от объема пробы, смесь перемешивают в течение 60±5 сек, отстаивают при комнатной температуре в течение 10-15 мин, замеряют на границе раздела «бензин-вода» объем пенистого слоя сине-голубого цвета, при значении которого не менее 1 см судят о наличии моющей присадки в бензине, при этом исходный объем дистиллированной воды берут равным объему пробы бензина с метил-трет-бутиловым эфиром.

edrid.ru

Моющие присадки к автомобильным бензинам

    Один из путей уменьшения отрицательного воздействия автотранспорта на городскую среду — усовершенствование обычных бензиновых и дизельных автомобилей, включающее применение непосредственного впрыска топлива, электронного управления, нейтрализатора отработавших газов и других систем, без которых эксплуатация машин во многих развитых странах запрещена. Но повсеместное применение нейтрализаторов отработанных газов в ближайшие годы не представляется возможным. Поэтому одним из основных путей снижения вредных выбросов остается улучшение качества топлив. Производство автобензинов с улучшенными экологическими свойствами, с повышающими октановое число, моющими и антидымными присадками позволяет существенно улучшить сгорание топлива в двигателях и снизить выбросы вредных газов с выхлопными газами. По современным нормам требуется снижение содержания серы и бензола в бензинах и дизельных топливах. Применение добавок и моющих присадок к топливам способствует снижению выбросов оксида углерода СО на 20-30% и сокращению расхода топлива па 2-4%. Перечисленные показатели, в значительной мере влияющие на выбросы загрязняющих веществ карбюраторными двигателями, должны соответствовать требованиям международного стандарта ЕМ 228, а также требованиям проекта нового российского стандарта на автомобильные бензины (глава 4). Таким образом, существуют пути решения вопроса улучшения экологической напряженности мегаполисов путем обеспечения [c.64]     Наиболее эффективным средством борьбы с загрязнением карбюратора оказалось введение в бензин специальных присадок, обладающих моющими свойствами. Автомобильные бензины, содержащие моющие присадки, появились в США в 1964 г. [31 ]. Испытания показали, что нарушение нормальной работы карбюратора вследствие его загрязнения может наступить через 13 тыс. км в летнее время года и через 15 тыс. км — ъ зимнее. В этих же условиях введение моющей присадки в бензин позволяет продлить работу двигателя без наруше- [c.286]

    В заключение следует привести результаты расчета экономического эффекта от применения экологически улучшенного автомобильного бензина производства ОАО Московский НПЗ [74]. Эффект складывается от снижения содержания в топливе серы и бензола, вовлечения в него МТБЭ (см. с. ООО) и введения моющей присадки. Показатели свидетельствуют о том, что использование присадки в данном топливе обеспечивает почти половину экономического эффекта при минимальных затратах на производство  [c.132]

    Однако продолжительность эксплуатации автомобиля с оптимальной регулировкой карбюратора и незначительными отложениями на его деталях может быть увеличена в несколько раз в случае использования специальных моющих присадок, добавляемых к бензинам в концентрации 0,001—0,10%. При применении автомобильных бензинов с моющими присадками количество отложений в карбюраторе уменьшается в несколько раз и пробег автомобиля без нарушения регулировок карбюратора возрастает более чем вдвое. [c.364]

    Для ОДНОГО испытания требуется 3 л базового топлива, 0,6 л топлива с загрязнителем и 0,5 л испытуемого топлива. Расхождения результатов двух последовательных испытаний не превышают 3 мин. Моющие свойства товарных автомобильных бензинов (время смывания загрязнителя) без моющих присадок находятся в пределах 15—50 мин, бензинов с моющими присадками — не более 17 мин. [c.405]

    Первый комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов был разработан в 1969 г., после чего он периодически дополнялся и уточнялся. Использование комплекса методов квалификационной оценки позволило значительно сократить объем испытаний при допуске к применению нового кислородсодержащего компонента — метил-/я е/я-бутилового эфира, противоокислительной присадки ионол и других ал-килфенольных присадок, моющих присадок Найк и Афен , антидетонационной композиции с тетраметилсвинцом, подобрать оптимальный компонентный состав бензина АИ-93, уточнить технологию алкилирования при получении алкилбензина, оптимизировать компонентный сос ар высокооктановых неэтилированных бензинов, получаемых на базе компонентов каталитического крекинга и каталитического риформинга, допустить к применению без дальнейших испытаний многие десятки образцов бензинов, полученных с частичным изменением сырья и технологии, а также при пуске новых установок и нефтеперерабатывающих заводов. [c.379]

    В России в качестве моющих композиций, обладающих антиобледенительными и защитными свойствами, разработаны присадки найк (афен), афен-1 и автомат. Присадка найк (афен) состоит из амида полиэтиленполиамина на основе фракций синтетических жирных кислот io ,s (10-20%), оксиэтилированного алкилфе-нола ОП-7 (10-20%) и комплексного растворителя (ксилолы + изопропиловый спирт 1 1). Моющая эффективность присадок типа афен, а также другие функциональные свойства, определенные по комплексу методов квалификационной оценки автомобильных бензинов в сравнении с некоторыми зарубежными аналогами, показаны в табл. 4.25. Следует, что моющие присадки практически являются многофункциональными, улучшающими защитные и антиобледенительные свойства бензинов. По моющей эффективности отечественные моющие присадки не уступают многофункциональным зарубежным присадкам, например, Paradyne-50 и МРА-85, вырабатываемым на базе аминов и амидов. [c.372]

    Разработана многофункциональная нрисадка автомаг, предназначенная для улучшения экологических и эксплуатационных свойств автомобильных бензинов обладает моющими, антиобледенительными и антикоррозионными свойствами, растворяется полностью при смешивании со всеми марками автомобильных бензинов. Применение автомобильных бензинов с присадкой автомаг при эксплуатации автотранспорта обеспечивает снижение токсичных выбросов (СО, СН) с отработанными газами и экономию топлива до 5%. Рекомендуемая концентрация присадки составляет 0,05%. По результатам сравнительных испытаний установлено, что присадка по свойствам находится на уровне лучших зарубежных аналогов. По моющей эффективности присадка превосходит аналогичные присадки как отечественного производства (аспект-модификатор), так и зарубежных фирм Wynn s (Бельгия), SAT (Германия), PPI (США) и других. [c.378]

    В России допущены к применению и выпускаются моющие присадки, поддерживающие чистоту карбюратора (автомаг, неолин-1, аспект-модификатор автомобильного бензина). Однако они не обладают моющим действием на поверхностях впускных клапанов. Этого недостатка лишены присадки второго поколения, которые широко применяются за рубежом, но не имеют отечественных аналогов. Такие присадки необходимы в первую очередь в составе бензина АИ-95, на котором работают автомобили иномарок. Двигатели этих автомобилей особенно чувствительны к отложениям на деталях системы питания, впускных клапанах и при их загрязнении становятся источниками повышенных выбросов вред- [c.379]

    В топливах антиобледенительные присадки образуют мицеллы, включающие в себя молекулы воды, но мере повышения концентрации ПАВ образуются мицеллы, имеющие в своем составе солюбилизированную воду. Чем больше воды содержится в топливе, тем ниже критическая концентрация мицеллообразования, но также ниже и солюбилизирующая способность. Это значит, что эффективная концентрация присадки тем меньше, чем больше воды содержится в топливе при этом ниже ан-тиобледенительная эффективность присадки. Концентрации антиобледенительных присадок на один-два порядка меньше, чем антиводокристаллизующих добавок, но они не пригодны для удаления уже образовавшихся кристаллов льда. Поэтому в реактивных топливах они не применяются, но широко используются в бензинах для предотвращения обледенения карбюратора, а также в дизельных топливах. Ассортимент этих присадок базируется на окси-этилированных производных спиртов, аминов, фенолов и карбоновых кислот. Моющие присадки к автомобильным бензинам обычно обладают достаточно высокими антиобледенительными свойствами. [c.373]

    Ассортимент. Специально антиобледенительные присадки почти не разрабатываются. На практике их функции выполняют моющие присадки, которые являются многофункциональными. Все отечественные моющие присадки характеризуются достаточно высокими антиобледенительными свойствами. Наряду с ними допущена к применению в автомобильных бензинах добавка КОБС, представляющая собой кубовые остатки бутиловых спиртов, получаемых методом оксосинтеза. [c.162]

    Применение антиобледенительных присадок к автомобильным бензинам позволяет обеспечить надежную эксплуатацию карбюраторов автомобильных двигателей в холодный пертод года, уменьшить загрязнение воздушного бассейна и снизить расход топлива. Кроме того, антиобледенительные присадки поверхностно-активного типа обладают также моющими и защитными свойствами, что позволяет избежать образования смолистых отложений в карбюраторе и удалять уже образовавшиеся отложения, а также обеспечить защиту тошшво-подводящей аппаратуры й агрегатов от электрохимической коррозии. [c.44]

chem21.info

Моющие присадки - Миксент

В европейских спецификациях отсутствуют прямые требования по обязательному введению моющих присадок, но несмотря на отсутствие законодательного регулирования в Европе свыше 90% топлив, реализуемых в странах ЕС, содержат моющие присадки. И это неслучайно. Снижение содержания серы в топливе приводит к существенному уменьшению токсических составляющих отработавших газов дизелей, таких как твердые частицы, SO2 и не сгоревшие углеводороды, но попрежнему остается проблема выбросов углекислого газа. Эффект по снижению выбросов CO2 может быть получен только применением топлив, обеспечивающих чистоту основных деталей двигателя и препятствующих образованию отложений.

Моющие присадки очищают от нагара и поддерживают в чистоте распылители форсунок, вследствие чего обеспечивается равномерность распыла и подачи топлива в камеру сгорания. В результате снижается расход топлива и токсичность отработавших газов. Кроме того, с увеличением производства реактивного топлива изменился фракционный состав дизельного топлива.

На  рис. 3 представлено влияние отбора реактивного топлива от потенциального содержания его в нефти на состав дизельного топлива: а – без отбора керосина, т.е. реактивное топливо на НПЗ не вырабатывается и все его фракции входят в состав топлива дизельного. В этом случае дизельное топливо имеет широкий фракционный состав 180–360°С, что благоприятно для работы дизельного двигателя. При отборе реактивного топлива в объеме 10% от потенциального содержания его в нефти (см. рис. 3,б), что наиболее типично для НПЗ, дизельное топливо будет иметь более узкий фракционный состав (180–320°С).

Значительное уменьшение диапазона температур эффективного испарения топлива приводит к ухудшению смесеобразования и, как следствие, к закоксованности распылителей форсунок, снижению их пропускной способности, а также к отложениям на деталях двигателя и топливной аппаратуры, увеличению эмиссии токсичных продуктов сгорания.

При полном (100%ном отборе) реактивного топлива(см. рис. 3, в) дизельное топливо не содержит легких фракций, выкипающих до 240°С. Для обеспечения требований стандарта по фракционному составу, вязкости необходимо снизить и конец его кипения. В этом случае дизельное топливо будет представлять собой узкую 50 градусную фракцию 240–290°С, использование которой в двигателе крайне затруднительно.

В большинстве случаев моющие присадки вырабатывают на основе с укцинимида низкомолекулярного полиизобутилена. Эффективность их действия зависит от углеводородного состава топлива. Поэтому во всех случаях необходимо подбирать оптимальную присадку и ее концентрацию для каждого конкретного топлива.

На заводах ОАО «ЛУКОЙЛПермнефтеоргсинтез», ОАО«ЛУКОЙЛНижегороднефтеоргсинтез» и ОАО «ЛУКОЙЛУтатнефтепереработка» к применению допущена присадка Keropur DP 4510 фирмы BASF.

Моющие присадки можно вводить в топливо на всех стадиях его производства, хранения и применения. При первом использовании моющих присадок необходимо промыть всю топливную систему, начиная с емкостей, в которых храится топливо. Иначе присадка будет  вымывать накопившуюся грязь, что может привести к забивке фильтров и остановке двигателя.

Как показали проведенные исследования, моющие присадки могут оказывать отрицательное влияние на седиментационную устойчивость дизельного топлива, содержащего депрессорнодиспергирующую присадку (табл. 11). С этой проблемой столкнулись при испытании дизельного топлива Евро производства ОАО «ЛУКОЙЛПермнефтеоргсинтез». Образец, содержащий депрессорно-диспергирующую присадку фирмы Clariant и моющую присадку фирмы BASF, расслоился при испытании в холодильной камере. В то же время пакет присадок фирмы BASF при хранении не расслаивался. Улучшить стабильность этого топлива возможно либо снизив концентрацию моющей присадки, либо добавив в топливо диспергатор парафинов. Это еще раз подверждает, что при подборе пакета присадок должны быть исследованы все вопросы, которые могут встретиться в условиях эксплуатации.

За рубежом на терминалах для улучшения потребительских свойств в состав топлива добавляют различные присадки или пакет присадок, которые фирма выбрала для своего «бренда». Бренд предлагаемых присадок зависит от маркетинговой стратегии фирмы, реализующей топливо на рынке. В Германии на заправках Shell и Arai Ultmate можно заправиться дизельным топливом Premium. В состав этого топлива, наряду с обязательными для производства дизельного топлива, входят моющая и антикоррозионная присадки, деэмульгатор, а также добавка Dehazers – для предотвращения помутнения топлива при попадании в него воды.

НК «ЛУКОЙЛ» изготавливает и реализует на своих заправках дизельное топливо ЭКТО, содержащее не только противоизносную, цетаноповышающую, депрессорнодиспергирующую, но и моющую присадку.В состав пакетов присадок могут входить антикоррозионные, деэмульгирующие, антипенные присадки. Предлагаются даже экзотические добавки – отдушки дизельного топлива.

Антикоррозионные присадки – необходимость их добавки обусловлена тем, что при гидрообессеривании из топлива вместе с сернистыми соединениями и ароматическими углеводородами удаляются поверхностноактивные вещества, что приводит к снижению способности топлива вытеснять влагу с поверхности металла и образовывать защитную пленку.

Источник: Научно-технический журнал "МИР НЕФТЕПРОДУКТОВ", №9–10 2009 год. Автор - Т.Н. МИТУСОВА, др техн. наук (ОАО «ВНИИ НП»).

miksent.ru

Моющая присадка к автомобильным бензинам

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моющих присадок. Присадка содержит 40-60% продукта взаимодействия дистиллированного таллового масла и/или фракции жирных кислот таллового масла с диэтаноламином, не более 30% алкилбензолов и до 100 минерального масла с вязкостью не более 15 сСт при 50°С и температурой застывания не выше минус 30°С. Моющая присадка используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,03-0,2 мас.%. Присадка эффективно снижает отложения в топливоподающей системе двигателя, улучшает эксплуатационные характеристики бензинов и снижает токсичность отработавших газов автомобилей. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моющих присадок к автомобильным бензинам.Использование моющих присадок в составе автомобильных бензинов необходимо с целью снижения отложений в топливоподающей системе двигателя, улучшения эксплуатационных характеристик бензинов и снижения токсичности отработавших газов автомобилей.В России были предложены моющие присадки, получаемые на базе продуктов реакции карбоновых кислот и аминов или полиаминов различного строения (Лыков О.П. Улучшение эксплуатационных характеристик моторных топлив с помощью поверхностно-активных присадок. “Химия и технология топлив и масел”, 1992, № 1, с. 16-25). Недостатком этих присадок является малая моющая эффективность 25-35%.Известна детергентная присадка (патент США № 4729769, кл. 44/71, 1988) на основе продукта реакции моно- или ди-(С2-С4)-алканоламинов и сложных эфиров полиспиртов и С6-С20-карбоновых кислот. В качестве кислотного компонента используют растительные масла - кокосовое, оливковое, пальмовое и друге. Молярное соотношение исходных продуктов (1:1) берется из расчета получения амидов исходных алканоламинов. Недостатком этой присадки является дефицит сырьевых ресурсов - природных растительных масел, используемых для ее получения.Известна добавка к автобензину (патент США № 6183524, кл. 44-385, 2001), содержащая высший С9-С11-спирт 46-60%, амид, представляющий собой продукт конденсации метиловых эфиров жирных кислот, содержащих не менее 9 атомов углерода в алкильной цепи, с моно-, ди- или триэтаноламином в эквимолекулярном соотношении (1:1) 20-30% и этоксиэтилированную С11-жирную кислоту 20-28%. Эта присадка имеет сложную технологию получения содержащихся в ней компонентов и использование ее будет приводить к повышению цены бензина.Наиболее близкой к заявляемой является присадка (заявка Германии № 2559480, кл. C 10 L 1/14, 1977, прототип), в состав которой входят сложные эфиры вторичных циклоалифатических C5-C7-спиртов и жирных кислот, продукт конденсации 1 моль глицерина или 1 моль полиэтаноламинов с 1-2 моль жирных кислот, содержащих 10 и более атомов углерода в углеводородной цепи или их смесью и рафинат минеральных масел с вязкостью от 1,6°Е при 20°С до 15°Е при 50°С. Эта присадка обладает низкими моющими свойствами в топливоподающей системе двигателя. Использование в ее составе высоковязких минеральных масел приводит к повышению фактических смол в бензинах. Кроме того, дефицитность и сложность технологии компонентов, входящих в ее состав, будет приводить к повышению цены бензинов при промышленном использовании этой присадки.Известна присадка аналогичного состава в сочетании с железоорганическим антидетонатором (патент Швейцарии № 599464, кл. F 02 В 51/02, 1978).Целью настоящего изобретения является создание состава моющей присадки к автомобильным бензинам на доступном сырье, обладающей высокими моющими свойствами в топливоподающей системе двигателя и высоким уровнем эксплуатационных и экологических свойств.Для достижения поставленной цели предлагается присадка к автомобильным бензинам на основе продукта взаимодействия дистиллированного таллового масла и/или фракции жирных кислот таллового масла с диэтаноламином, взятых в молярном соотношении кислота : амин, равном 3:1, минерального масла с вязкостью не более 15 сСт при 50°С и температурой застывания не выше минус 30°С с добавлением алкилбензолов индивидуальных или их смесей с температурой кипения 138-184°С при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:Продукт взаимодействиядистиллированного талловогомасла и/или фракции жирныхкислот таллового маслас диэтаноламином 40-60Алкилбензолы Не более 30Минеральное масло До 100Использование в составе предлагаемой присадки в качестве основного моющего компонента продукта взаимодействия дистиллированного таллового масла и/или фракции жирных кислот таллового масла с диэтаноламином, взятых в молярном соотношении кислота : амин, равном 3:1, в смеси с минеральным маслом с вязкостью не более 15 сСт при 50°С и температурой застывания не выше минус 30°С в заявленном соотношении обеспечивает высокие моющие свойства бензинов в системе подачи топлива. При этом эксплуатационные и экологические свойства бензинов находятся на высоком уровне и отвечают требованиям действующей нормативно-технической документации.Алкилбензолы выполняют в составе предлагаемой присадки роль растворителя, снижающего вязкость присадки и повышающего скорость растворения ее в бензине.Использование в составе предлагаемой присадки минерального масла с вязкостью не более 15 сСт при 50°С и температурой застывания не выше минус 30°С необходимо для предотвращения залипания клапанов вследствие образования твердых отложений на их поверхности при охлаждении двигателя.Предлагаемая присадка может добавляться в бензины любых марок в концентрации 0,03-0,2%.Для получения продукта взаимодействия может быть использован, например, диэтаноламин по ТУ 6-02-2652, дистиллированное талловое масло по ТУ 13-00281074-26 или фракция жирных кислот таллового масла по ГОСТ 148-45. В качестве минерального масла в предлагаемом составе может быть использовано, например, масло веретенное АУ по ТУ 38.101-12-58 или индустриальное масло И12А1 по ГОСТ 20799. В качестве алкилбензолов может быть использован ксилол нефтяной по ГОСТ 9410, представляющий собой смесь трех изомеров ксилола и этилбензола.Технология получения предлагаемой присадки состоит в следующем. В смесителе с внешним обогревом смешивают дистиллированное талловое масло или фракцию жирных кислот таллового масла с диэтаноламином в заявленном соотношении и растворитель - алкилбензолы в количестве от 0,5 до 1,5 раз кратном весу таллового масла. Далее проводят азеотропную отгонку образующейся реакционной воды в течение 1-4 часов. После окончания реакции растворитель частично отгоняют. Для ускорения отгонки растворителя может быть использована продувка азота через реакционную смесь. Далее для получения готовой присадки полученный продукт взаимодействия смешивается с минеральным маслом.Процесс получения продукта взаимодействия может быть проведен без использования растворителя - алкилбензолов. В этом случае реакцию проводят при температуре 145-165°С в течение 1-4 часов с обязательной продувкой реакционной смеси азотом.Продукт взаимодействия, входящий в состав заявляемой присадки представляет собой смесь, основным компонентом которой является диэфироамид, образующийся по реакции:3RCOOH+HN(Ch3Ch3OH)2=RCON(Ch3Ch3OOCR)2+3Н2О,где R - углеводородный радикал кислот таллового масла.Продукт взаимодействия представляет собой однородную прозрачную жидкость от желтоватого до светло-коричневого цвета, плотность не менее 870 кг/м3, щелочное число не более 1 мг КОН/г.Для испытаний приготовлено 3 образца присадки предлагаемого состава, состав и свойства которых представлены в таблице 1. Испытание моющих свойств бензинов с присадкой проводили методу квалификационной оценки.Для проведения сравнительных испытаний моющих свойств синтезирован образец присадки прототипа (состав по примеру 2 на с.6 заявки Германии 2559480, кл. C 10 L 1/14, 1977). Согласно полученным результатам испытаний время смывания отложений для образца прототипа составило 30,1 мин. Этот результат показывает, что присадка предлагаемого состава обладает более высокой моющей способностью по сравнению с прототипом (табл.1).По результатам антикоррозионных испытаний (табл.1) использование присадки предлагаемого состава в составе бензинов усиливает антикоррозионную защиту топливной аппаратуры.Результаты испытаний качества образцов бензинов различных марок с предлагаемой присадкой, приведенные в таблице 2, показывают, что они полностью соответствуют требованиям действующей научно-технической документации.По результатам дорожных испытаний бензина Нормаль-80 без присадки и с предлагаемой присадкой (образец 3 в концентрации 0,05%, табл.1) на двигателе показано, что использование предлагаемой присадки снижает уровень выброса токсичных компонентов СО - на 20%, СН - на 16% в процессе эксплуатации автомобиля, снижает количество отложений в топливоподающей системе двигателя, сокращает затраты на техническое обслуживание автомобиля и обеспечивает экономию бензина до 5%.Для приготовления предлагаемой присадки используется недорогое доступное сырье, использование ее не будет приводить к повышению цены на бензин и дает возможность расширить ассортимент неэтилированных автомобильных бензинов.

Формула изобретения

1. Моющая присадка к автомобильным бензинам на основе масла, отличающаяся тем, что дополнительно содержит продукт взаимодействия дистиллированного таллового масла и/или фракции жирных кислот таллового масла с диэтаноламином, взятых в молярном соотношении кислота : амин, равном 3:1, в качестве масла содержит минеральное масло с вязкостью не более 15 сСт при 50°С и температурой застывания не выше минус 30°С и дополнительно содержит алкилбензолы индивидуальные или их смеси с температурой кипения 138-184°С при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:Продукт взаимодействиядистиллированного талловогомасла и/или фракции жирныхкислот таллового маслас диэтаноламином 40 - 60Алкилбензолы Не более 30Минеральное масло До 1002. Моющая присадка к автомобильным бензинам по п.1, отличающаяся тем, что используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,03-0,2 мас.%.

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 04.04.2008

Извещение опубликовано: 27.05.2010        БИ: 15/2010

bankpatentov.ru


Смотрите также