Будет ли еще дорожать бензин в Кыргызстане? Бензин в киргизии


6 главных мифов о рынке ГСМ в Кыргызстане

В обществе периодически ведутся обсуждения дороговизны бензина и сверхприбылей АЗС, а также звучат призывы импортировать дешевое топливо из Казахстана. Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызской Республики рассказала о шести основных мифах на рынке ГСМ и выяснила, имеют ли они под собой объективные основания.

Миф 1. Цены на ГСМ зависят от сетей АЗС

Цены на АЗС в Кыргызстане напрямую зависят от ценовой политики российских заводов-поставщиков нефтепродуктов. Отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Российской Федерации формируются в результате торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. К примеру, этой зимой Московский НПЗ остановил производство на 4 месяца в связи с проведением модернизации. Фактически из рынка выпали 600 тысяч тонн бензина. На фоне того что и крупнейший Ярославский НПЗ находится на ремонте, это сказалось на отпускных ценах других заводов, следовательно, выросла цена для конечного потребителя. Поскольку поставки ГСМ в Кыргызстан осуществляются в основном из России, эти изменения напрямую затронули наш рынок.

Кроме того, на стоимость влияют колебания курсов валют, поскольку бензин закупается нефтетрейдерами за доллары, а продается автолюбителям – за сомы.

(Источник: stat.kg)

Миф 2. В Кыргызстане бензин необоснованно дорогой

Стоимость бензина в Кыргызстане является одной из самых низких в мире – на сегодняшний день наша страна находится на 22-м месте среди всех государств мира. Примечательно, что Кыргызстан – единственный в топе списка импортер ГСМ, который не является нефтедобывающей страной.

Низкие цены в Кыргызстане во многом обусловлены тем, что Россия, наш главный поставщик, отказалась от пошлин на экспорт ГСМ в Кыргызстан, и мы получаем бензин по ценам самих заводов-производителей.

Примечательно, что в странах со схожей экономикой – Таджикистан, Армения – цены на бензин стоят значительно выше кыргызстанских.

(Источник: GlobalPetrolPrices.com)

Миф 3. Мы могли бы ввозить дешевый бензин из Казахстана

В Казахстане действует заградительный барьер на экспорт ГСМ в виде высокой пошлины – 169 USD за тонну бензина или дизельного топлива. То есть каждый литр при экспорте автоматически дорожает минимум на 9 сомов. При такой пошлине вывоз бензина из Казахстана в Кыргызстан теряет смысл ввиду высокой цены для конечного потребителя. Это защитный механизм, позволяющий защитить казахстанский рынок от дисбаланса спроса и предложения. Дело в том, что мощности имеющихся НПЗ в Казахстане позволяют покрыть потребности республики в ГСМ только на 70%, остальные 30% страна вынуждена импортировать из России.

Осуществить модернизацию собственных НПЗ и обеспечить потребности Казахстана на 100% властями республики планируется в ближайшие годы, но пока об отмене экспортной пошлины речи не идет.

Миф 4. Цены на бензин зависят от цен на нефть

Следует помнить, что нефть – это сырье, а нефтепродукты в виде бензина и дизтоплива – это готовая продукция, полученная в результате длительной и дорогостоящей переработки нефти. Стоимость бензина самого популярного в Кыргызстане АИ-92 складывается из ряда факторов: отпускных цен российских заводов (55%), расходов на доставку топлива в Кыргызстан (13%), выплату местных налогов – акцизный налог и НДС (22%), транспортировку ГСМ по Кыргызской Республике (2%), накладные расходы по содержанию АЗС в рабочем состоянии и небольшую маржу (около 8%).

Стоимость самой нефти в цене бензина и дизельного топлива – всего около 6%. Таким образом, изменение цены на нефть на стоимости бензина практически никак не сказывается. Это объясняется дороговизной самого процесса производства бензина. Нефть проходит несколько этапов переработки, очистки и обогащения.

Миф 5. Нефтетрейдеры получают сверхприбыли

Наибольшую выгоду от реализации ГСМ получает государство – порядка 22% от цены на бензин составляют кыргызстанские налоги и сборы. При этом один только акцизный налог за 5 лет увеличился в 4,5 раза.

Стандартная маржа сетей АЗС в нашей стране – около 5%. Для сравнения, маржинальность компаний, занимающихся реализацией ГСМ в Российской Федерации, составляет от 15% и выше. Таким образом, прибыль кыргызстанских нефтетрейдеров в разы меньше, чем у российских коллег.

Миф 6. "Гaзпром нeфть Aзия" – монополист на рынке Кыргызстана

Рынок моторных топлив Кыргызкой Республики является высококонкурентным. В настоящее время автовладельцам нефтепродукты реализуют 664 автозаправочные станции, из которых 342 принадлежат крупным сетям заправочных станций (данные на 10 февраля 2017 г.).

С января 2017 года компания "Гaзпром нeфть Aзия" была выведена из списка разрешенных монополий, поскольку после реструктуризации доля рынка компании составила менее 35%.

Реструктуризация компании была проведена в связи с ростом объемов неофициальных поставок бензина и дизельного топлива из Казахстана, а также отсрочкой ввода в действие до 2021 года положений Технического регламента Таможенного союза о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (ТР ТС 013/2011) от 18 октября 2011 года.

Это означает, что до 2021 года в Кыргызстане разрешены производство и реализация нефтепродуктов низких экологических классов Евро-2 и Евро-3.

Компания "Гaзпром нeфть Aзия" поставляет топливо Омского НПЗ, выпускающего топливо класса Евро-5. Однако спрос на топливо высоких экологических классов в Кыргызстане не велик, поэтому часть АЗС в 2016 году были переданы в аренду. В данное время в сети АЗС "Гaзпром нeфть Aзии" в Кыргызстане продолжают работу 38 АЗС.

Екатерина Прохорова.

kaktus.media

В Кыргызстане цена на бензин снизилась на 1 сом

В Кыргызстане цена на бензин снизилась на 1 сом

12 Января, 16:48  /   Обновлено в 16:58 12.01.2016

Бишкек. 12 января. КирТАГ – Айзура Чыкынова. С 12 января по всем регионам республики на 1 сом снизилась стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95, а также дизельного топлива, цены АИ-80 и СУГ снижены на 0,5 сома за литр. Об этом сообщила пресс-служба ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана во вторник.

«С 12 января 2016 года по всем регионам республики на 1 сом снизилась стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95, а также дизельного топлива. Цены АИ-80 и СУГ снижены на 0,5 сома за литр», - сообщили в ассоциации.

Как отмечается, продолжающееся движение цен в сторону понижения связано со снижением оптово-отпускных цен на российском рынке нефтепродуктов под воздействием двух факторов, повлиявших на баланс спроса и предложения.

«С одной стороны, увеличилось предложение на рынке после завершения ремонтно-профилактических работ на НПЗ. С другой стороны, наблюдается сезонное сокращение спроса на топливо. Кроме того, оптово-отпускные цены заводов снижаются в связи с падением цен на сырую нефть», - поясняется в сообщении.

Более подробная информация об изменении цен на ГСМ по городам Бишкек и Ош приведена в нижеследующих таблицах:

Бишкек

Вид ГСМ

Цена за 1 литр (сом)

Цена за 1 литр (сом)

Изменение

Темп роста (%)

11.01.2016

12.01.16

(сомов)

АИ-80

33

32,5

-0,5

-1,5%

АИ-92

37,5

36,5

-1

-2,7%

АИ-95

41,5

40,5

-1

-2,4%

Дт

36,5

35,5

-1

-2,7%

СУГ

20,5

20

-0,5

-2,4%

в среднем

-0,8

-2,4%

Ош

Вид ГСМ

Цена за 1 литр (сом)

Цена за 1 литр (сом)

Изменение

Темп роста (%)

11.01.2016

12.01.16

(сомов)

АИ-80

35,5

35

-0,5

-1,4%

АИ-92

39

38

-1

-2,6%

АИ-95

44

43

-1

-2,3%

Дт

39,5

38,5

-1

-2,5%

СУГ

23

22,5

-0,5

-2,2%

в среднем

-0,8

-2,2%

 

 

kyrtag.kg

Будет ли еще дорожать бензин в Кыргызстане?

Жумалиев: Есть данные мониторинга с 8 сентября по 23 ноября. По республике бензин марки АИ-80 подорожал на 2 сома 12 тыйынов. Например, 8 сентября бензин этой марки стоил 35,36 сома. Это средняя цена по республике. На 23 ноября цена составляет 37,48 сома. В срезе регионов, например, в городе Бишкеке бензин подорожал на 70 тыйынов. На столько же поднялась цена на бензин этой марки в Иссык-Кульской и Нарынской областях. В Таласской области повышение составило 1 сом 90 тыйынов. В Баткенской области бензин подорожал на 2 сома 50 тыйынов, а в Джалал-Абадской области – на 2 сома 20 тыйынов.

«Азаттык»: А что происходит с ценами на бензин других марок?

Жумалиев: И 92-й тоже, если сегодня он стоит 40,6 сома за литр, 8 сентября стоил 38,6 сома. То есть, бензин этой марки подорожал на 2 сома. По республике подорожание составило в среднем на 1,7 сома. Это результаты мониторинга с 8 сентября по 23 ноября. Подорожание есть.

«Азаттык»: А в чем причина?

Жумалиев: Около 1 миллиона тонн ГСМ мы берем у России через «Газпром». Наша потребность – около 1,3 миллиона тонн. 1 миллион тонн поставляет «Газпром». Кроме того, у нас есть нефтеперерабатывающий завод «Джунда», расположенный в городе Кара-Балте. Там производится около 300 тысяч тонн бензина. Из-за того, что основной объем ГСМ поставляется из России, цены у нас зависят от них. К этой цене добавляются транспортные расходы, есть еще накладные расходы «Газпрома» в размере 10-12%. Россия продает этот 1 миллион тонн без пошлины. С пошлинами цены были еще выше.

«Азаттык»: То есть, у нас дорожает бензин, потому что в России растет отпускная цена на него?

Жумалиев: Да. Это явление повторяется из года в год. Но значительного повышения цены нет. Цены повысились от 70 тыйынов до 2,1 сома.

«Азаттык»: В ближайшей перспективе еще возможно повышение?

Жумалиев: Основной дефицит и рост цен приходятся на осень. Потому что в это время года идет сбор урожая. Мы далеки от того, чтобы говорить, что цены расти не будут. Но, по данным из России, возможно, подорожание будет на 2-3%. Ну, а пока цены стабильные.

«Азаттык»: Спасибо, расскажите теперь про уголь. Насколько он подорожал, в процентах?

Жумалиев: Тот же каракечинский уголь в октябре в Бишкеке стоил 3600 сомов, сейчас – 4200 сомов. В Иссык-Кульской области цена составляет 4300 сомов. В Нарынской области, именно там добывается уголь, он стоит от 3000 до 3500 сомов. В Таласской области уголь чуть дороже – 5300 сомов. В Чуйской области в среднем тонна угля стоит 4300-4500 сомов, в Джалал-Абаде – 4600 сомов. Дорогой уголь в Оше и одноименной области – 6000-6300 сомов. Но самый дорогой - в Баткенской области. Там цена достигает 6400 сомов за тонну. В среднем, по республике цена составляет около 5 тысяч сомов.

«Азаттык»: Как обстоят дела с поставками угля из Казахстана?

Жумалиев: Годовая потребность Кыргызстана в угле составляет 2,3 миллиона тонн. Около 2 миллионов мы покупаем на внутреннем рынке. Это уголь из разрезов Кара-Кече, Турук, Джиргалан. Также около 1 миллиона добывается в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях. Около 350-400 тысяч тонн мы покупаем у Казахстана. Как-то же был ажиотаж, слухи, что нам не отпускают уголь. Но с тех пор мы получили из Казахстана 180 тысяч тонн угля. Нам надо еще закупить около 200 тысяч тонн.

Угрозы дефицита угля нет. Если раньше мы у себя добывали 1,8 миллиона тонн, то в этом году планируем добыть около 2 миллионов тонн.

«Азаттык»: А если сравнивать с прошлым годом, как изменились цены?

Жумалиев: Уголь подорожал на 10-12%.

«Азаттык»: Причины?

Жумалиев: В прошлом году у нас не было проблем с Казахстаном. Мы импортировали больше угля. А в этом году на ТЭЦ поставляется, а частники экспортируют меньше. Поэтому многие пользуются местным углем. Но доставка угля автомобильным транспортом из Кара-Кече дорогая.

«Азаттык»: Получается, за счет роста цен на ГСМ могут вырасти и цены на уголь?

Жумалиев: Цепочкой растут цены и на уголь. Но мы далеки от того, чтобы говорить, что будет значительный рост. В первое время мы сильно опасались, что тонна угля может вырасти до 6-7 тысяч сомов. Но, слава богу, цены такие, какие есть сегодня.

rus.azattyk.org

Будет ли еще дорожать бензин в Кыргызстане? - "Азаттык"

В Кыргызстане отмечен рост цен на ГСМ и уголь. Звучат опасения, что рост продолжится. Действительно ли это так? Как изменились цены за последние несколько месяцев и почему? На эти и другие вопросы «Азаттыка» ответил начальник Северного межрегионального управления Министерства экономики Зайнидин Жумалиев.

Жумалиев: Есть данные мониторинга с 8 сентября по 23 ноября. По республике бензин марки АИ-80 подорожал на 2 сома 12 тыйынов. Например, 8 сентября бензин этой марки стоил 35,36 сома. Это средняя цена по республике. На 23 ноября цена составляет 37,48 сома. В срезе регионов, например, в городе Бишкеке бензин подорожал на 70 тыйынов. На столько же поднялась цена на бензин этой марки в Иссык-Кульской и Нарынской областях. В Таласской области повышение составило 1 сом 90 тыйынов. В Баткенской области бензин подорожал на 2 сома 50 тыйынов, а в Джалал-Абадской области – на 2 сома 20 тыйынов.

«Азаттык»: А что происходит с ценами на бензин других марок?

Жумалиев: И 92-й тоже, если сегодня он стоит 40,6 сома за литр, 8 сентября стоил 38,6 сома. То есть, бензин этой марки подорожал на 2 сома. По республике подорожание составило в среднем на 1,7 сома. Это результаты мониторинга с 8 сентября по 23 ноября. Подорожание есть.

«Азаттык»: А в чем причина?

Жумалиев: Около 1 миллиона тонн ГСМ мы берем у России через «Газпром». Наша потребность – около 1,3 миллиона тонн. 1 миллион тонн поставляет «Газпром». Кроме того, у нас есть нефтеперерабатывающий завод «Джунда», расположенный в городе Кара-Балте. Там производится около 300 тысяч тонн бензина. Из-за того, что основной объем ГСМ поставляется из России, цены у нас зависят от них. К этой цене добавляются транспортные расходы, есть еще накладные расходы «Газпрома» в размере 10-12%. Россия продает этот 1 миллион тонн без пошлины. С пошлинами цены были еще выше.

«Азаттык»: То есть, у нас дорожает бензин, потому что в России растет отпускная цена на него?

Жумалиев: Да. Это явление повторяется из года в год. Но значительного повышения цены нет. Цены повысились от 70 тыйынов до 2,1 сома.

«Азаттык»: В ближайшей перспективе еще возможно повышение?

Жумалиев: Основной дефицит и рост цен приходятся на осень. Потому что в это время года идет сбор урожая. Мы далеки от того, чтобы говорить, что цены расти не будут. Но, по данным из России, возможно, подорожание будет на 2-3%. Ну, а пока цены стабильные.

«Азаттык»: Спасибо, расскажите теперь про уголь. Насколько он подорожал, в процентах?

Жумалиев: Тот же каракечинский уголь в октябре в Бишкеке стоил 3600 сомов, сейчас – 4200 сомов. В Иссык-Кульской области цена составляет 4300 сомов. В Нарынской области, именно там добывается уголь, он стоит от 3000 до 3500 сомов. В Таласской области уголь чуть дороже – 5300 сомов. В Чуйской области в среднем тонна угля стоит 4300-4500 сомов, в Джалал-Абаде – 4600 сомов. Дорогой уголь в Оше и одноименной области – 6000-6300 сомов. Но самый дорогой - в Баткенской области. Там цена достигает 6400 сомов за тонну. В среднем, по республике цена составляет около 5 тысяч сомов.

«Азаттык»: Как обстоят дела с поставками угля из Казахстана?

Жумалиев: Годовая потребность Кыргызстана в угле составляет 2,3 миллиона тонн. Около 2 миллионов мы покупаем на внутреннем рынке. Это уголь из разрезов Кара-Кече, Турук, Джиргалан. Также около 1 миллиона добывается в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях. Около 350-400 тысяч тонн мы покупаем у Казахстана. Как-то же был ажиотаж, слухи, что нам не отпускают уголь. Но с тех пор мы получили из Казахстана 180 тысяч тонн угля. Нам надо еще закупить около 200 тысяч тонн.

Угрозы дефицита угля нет. Если раньше мы у себя добывали 1,8 миллиона тонн, то в этом году планируем добыть около 2 миллионов тонн.

«Азаттык»: А если сравнивать с прошлым годом, как изменились цены?

Жумалиев: Уголь подорожал на 10-12%.

«Азаттык»: Причины?

Жумалиев: В прошлом году у нас не было проблем с Казахстаном. Мы импортировали больше угля. А в этом году на ТЭЦ поставляется, а частники экспортируют меньше. Поэтому многие пользуются местным углем. Но доставка угля автомобильным транспортом из Кара-Кече дорогая.

«Азаттык»: Получается, за счет роста цен на ГСМ могут вырасти и цены на уголь?

Жумалиев: Цепочкой растут цены и на уголь. Но мы далеки от того, чтобы говорить, что будет значительный рост. В первое время мы сильно опасались, что тонна угля может вырасти до 6-7 тысяч сомов. Но, слава богу, цены такие, какие есть сегодня.

Ссылка на оригинал публикации : rus.azattyk.org

dem.kg


Смотрите также