В Таджикистане подорожал бензин. Бензин таджикистан


В Таджикистане подорожал бензин

Саъдулло Бафоев, заместитель генерального директора «Газпромнефть – Таджикистана», сообщил радио «Озоди», что повышение цен произведено с разрешения властей Таджикистана: «Мы повысили цену всего на десять дирамов, что связанно с курсом валюты. Мы предложили увеличить цену на бензин АИ95 на 25 дирамов, но нам не разрешили. Кроме того в зависимости от цены, повышаются и налоги, что несомненно отражается на цене».

В то время как «Газпромнефть» сообщает о повышение цены на бензин и газ на десять дирамов, на самом деле на заправках этой компании стоимость одного литра бензина и газа повысилась от 30 до 40 дирамов. Если неделей раньше литр бензина АИ92 стоил 4 сомони 80 дирамов, то сейчас за литр придется платить 5 сомони 10 дирамов. Такая же ситуация и с бензином мари «J-drive» и АИ 95.

Антимонопольная служба при правительстве Таджикистана, в своем официальном комментарии радио «Озоди», отметила, что с мая на АЗС цена одного литра бензина марки АИ 92 повысилась с 4.80 сомони до 5.10 сомони (6.25%), марки АИ 92 « J-drive» с 4.95 сомони до 5.25 сомони (6.1%) Цена одного литра дизельного топлива также выросла на 1.85% и составляет 5 сомони 45-50 дирамов. Повышение цены на топливо антимонопольное агентство связывает с повышением цен на продукцию нефтеперерабатывающих компаний России и на мировых биржах.

Шамсиддин Насриддинов, ответственный сотрудник по связям с прессой Антимонопольного ведомства Таджикистана, говорит, что, если на АЗС стоимость бензина марки АИ 92 повысилось на 6.25%, то ценна покупки этой марки бензина, производства Омского нефтеперерабатывающего завода, на железнодорожной станции города Худжанд, по сравнению с январем месяцем текущего года, повысилась на 9.6% и по сравнению с маем на 5.9%, продукция «Салаватнефторгцетр»-а соответственно повысилась на 8.21% и 14.5%, «Оргнефтеоргсинтез» 4.2% и 7.3%. Он отметил, что Таджикистан приобретает нефтепродукты только у этих трех Российских производителей. Стоимость бензина марки АИ92 на этих предприятиях в первой половине июня по сравнению с маем повысилась на 65 долларов и по отношению к январю месяцу текущего года повысилась на 71 доллар за одну тонну.

Власти связывают повышение цен на нефтепродукты с действительностью, происходящей на международном рынке и на Российских нефтеперерабатывающих предприятиях. Это положение развеяло все надежды народа Таджикистана, связанные с подписанием договора о поставках нефтепродуктов из России в Таджикистан.

Хаджи Али, водитель, который связался с редакцией радио «Озоди», сказал, что «Говорили, что бензин подешевеет, об этом была достигнута договоренность между странами, однако мы видим, что цены опять ползут вверх. Сегодня подорожало на столько, завтра найдут другую причину по которой опять поднимут цену а бензин. Что будет впоследствии?»

Соглашение о поставках нефтепродуктов из России в Таджикистан, было подписано между странами еще в прошлом году. Согласно этому договору, Россия поставляет Таджикистану в год 1 миллион тонн нефтепродуктов без таможенной пошлины. Кроме того, согласно этому соглашению, была снята таможенная пошлина с нефтепродуктов Российского производства, которая составляла 400 долларов за каждую тонну нефтепродуктов.

При этом, например один литр бензина марки АИ 92 стоил 6 сомони, а литр АИ 95, 7 сомони. Однако, после этого правительство Таджикистана ввела акциз на каждую тонну бензина 55 Евро, дизельного топлива 8 Евро и авиа-керосина 25 Евро. Согласно официальным данным примерно 80% нефтепродуктов Таджикистана поставляет Россия, доля Газпромнефти в общем объеме составляет 40%.

Таким образом, цена на нефтепродукты в Таджикистане не понизилась, и первое повышение цен на них после подписания Соглашения между Россией и Таджикистаном, проясняет, что отныне повышение цен будет продолжительным процессом.

Заробиддин Файзуллоев, заместитель министра Энергетики Таджикистана говорит, что министерство следит только за выполнением программы, а повышение цен связанно с потребностью рынка: «Вопрос цены вообще не зависит от нас. Мы только считаем, сколько поставлено и сколько осталось. Мы наблюдаем за этим до конца года, и после этого делаем выводы».Однако некоторые специалисты считают, что, так как Таджикистан не является членом Таможенного Союза, Россия, планомерно повышая цены на 60-70 долларов, на самом деле восстановит отмененные ранее таможенные пошлины.

Фарҳоди Милод

rus.ozodi.org

Цена на бензин в Таджикистане

Для сравнения стран (в таблице) используются цвета:

 

 Хорошие показатели;

 

 Средние показатели;

 

 Плохие показатели

По последним данным (2014) Цена на бензин в Таджикистане: 1,32 долл. за литр

Динамика изменения: Цена на бензин (долл. за литр)

Год Значение Место в мире Место в Азии
2015 1,26 85 из 179 36 из 49
2014 1,32  
2012 1,45  
2010 1,02 54 из 178 25 из 49
2008 1,03  
2006 0,800  
2005 0,735 50 из 172 28 из 47
2004 0,670  
2002 0,360  
2000 0,450 40 из 163 27 из 46
1998 0,260  

ru.countries.world

В Таджикистане ждут российский бензин

13:19, 17 сентября, 2011Автор: Зарина Эргашева

На АЗС страны зафиксирован дефицит бензина, однако цены остаются прежними.

"Газпромнефть-Таджикистан" прекратило реализацию высокооктанового бензина АИ-92 в связи с отсутствием запасов на него.

Как сообщили «АП» в ООО «Газпромнефть-Таджикистан», сегодня на АЗС этой компании реализуется лишь бензин марки АИ-80 и дизтопливо. Отсутствие других марок бензина не повлияло на цены продаваемого топлива.

В компании надеются, что к 18-20 сентября в страну прибудет новая партия российского топлива, и ситуация с продажей бензина на столичных АЗС улучшится.

В Антимонопольной службе при правительстве РТ сообщили, что ситуация с дефицитом на топливном рынке Таджикистана возникла в связи с тем, что в России,  как и во всём мире, ощущается дефицит нефтепродуктов, в особенности бензина.

«В Таджикистане идёт ежемесячное сокращение объёмов поставок нефтепродуктов, однако поставками бензина занимаются множество компаний, в том числе завозят и из Туркменистана и других стран. Поэтому говорить, что бензина вообще в стране нет, это неправильно», - подчеркивают в антимонопольном ведомстве.

Между тем, в интервью «АП» заместитель генерального директора компании «Анахита» Нурали Бегназаров сообщил, что эта компания уже в течении четырёх месяцев не завозит топливо.

«В самой России бензин стоит $1 за литр. У них у самих этого бензина не хватает. В Казахстане такая же ситуация и бензин выдают по талону – 20 литров в одни руки, - говорит он, - Часто говорят, что Таджикистан может завозить из других стран топливо, но это пока не возможно. В Иране уже давно введено эмбарго на экспорт топлива».

По словам Бегназарова, Россия, которая в течение двух месяцев вводила запрет на вывоз бензина марки АИ-92, сегодня его отменила.

«Однако цена на топливо очень высока и продавать его в Таджикистане будет невыгодно, - сказал замглавы компании «Анахита». - Российские компании предлагает одну тонну бензина за $1,5 тыс. С растаможкой тонна обойдётся нам в $1,9 тыс. Получается, что каждый литр бензина поступает в Таджикистан и обходится нам в 7 сомони. В рознице бензин должен продаваться по 7,5 сомони. При таком раскладе его никто не будет покупать. Соответственно, никто из компаний не хочет рисковать, и нести убытки», - говорит Бегназаров. Он добавил, что поставщики могут нести убытки с одной тыс. тонн нефтепродуктов в размере $600 тыс., что приведёт к полному их  банкротству.

Бегназаров отметил, что если Россия отменит экспортные таможенные пошлины на бензин (около $400), то цена на бензин в Таджикистане снизится на 30% автоматически: с 6,50 сомони его цена упадёт до 4,50 сомони.

«Я думаю, если не будут предприняты меры, то цена на бензин из-за его дефицита  может подняться и до 10 сомони за литр. Люди звонят мне, и просят за любую цену продать им бензин, однако его у нас пока нет», - отметил он.

По его словам, антимонопольный орган активно работает и с пониманием относится к данной ситуации. «Что могут сделать антимонопольный орган и наше правительство? Ведь это Россия устанавливает свои правила, да и Узбекистан каждый раз поднимает железнодорожные тарифы», - сказал Бегназаров.

По данным министерства экономического развития и торговли Таджикистана, в течении прошлой недели средняя цена на бензин в столице повысилась на 3,1%. Ещё 1 сентября цена на бензин не превышала 6,40 сомони за 1 литр, сегодня же её средняя цена составляет 6,60 сомони.

По сравнению с сентябрём 2010 года, цена на бензин повысилась на 50%. Российская экспортная таможенная пошлина в сентябре на бензин, утверждённая правительством РФ, с $394 за тонну повысилась до $399. На светлые нефтепродукты пошлина повысилась с $293 до $297.

По данным антимонопольной службы Таджикистана, топливный рынок Таджикистана состоит на 90% из российских нефтепродуктов.

На сегодня самым крупным поставщиком топлива в Таджикистан является ООО «Газпром нефть-Таджикистан», который занимает 35% топливного рынка страны и является доминирующим субъектом на рынке. В этот список так же входят компании - «Анахито» и «НуриДильшод», которые занимают 10% и 9% рынка соответственно. Остальная часть рынка принадлежит мелким поставщикам.

news.tj

Почему в Таджикистане самое дорогое топливо в Центральной Азии :: Озодагон

20 Ноября 2013

Почему в Таджикистане самое дорогое топливо в Центральной Азии

В декабре цены на горюче-смазочные материалы в Таджикистане могут снизиться, если власти не поднимут ставки акцизов. В чем причина дороговизны бензина в стране, выясняла DW.

Таджикистан ждет падение цен на бензин. 14 ноября Россия в ответ на ратификацию соглашения по военной базе отменила экспортные пошлины на нефтепродукты для Душанбе. Однако топливо в стране может не подешеветь. Таджикские власти поговаривают о желании поднять в два раза внутренние акцизы на ввоз в страну горюче-смазочных материалов. Независимые аналитики эти планы называют не вполне обоснованными.

Страна с дорогим топливом

Первая партия цистерн с беспошлинным российским топливом прибудет в Таджикистан в начале декабря. Таким образом, тонна российских ГСМ стране будет обходиться на 300-400 долларов дешевле (сейчас она стоит около 1,2 тысячи долларов), что должно повлиять и на розничные цены. По прогнозам экспертов, бензин и дизельное топливо на местных АЗС должны подешеветь уже в ближайшие недели. \"Если нефтепродукты начнут поставлять без взимания экспортной пошлины, цена может снизиться до 20 процентов\", - полагает глава общественной организации \"Центр свободного рынка Таджикистана\" Константин Бондаренко.

Пока же литр самого ходового у автолюбителей бензина марки АИ-92 стоит на автозаправках 6,4 сомони (около одного евро в пересчете). За 95-й и 98-й, соответственно, просят еще больше. По данным исследования доступности цен на топливо, проведенного в этом году казахстанским центром \"Рейтинг.kz\" совместно с \"Казпотребнадзором\", топливо в Таджикистане является самым дорогим в Центральной Азии. На свою среднемесячную зарплату таджикистанец может приобрести всего 168 литров бензина.

На нынешние цены в Таджикистане обращает внимание и информационное агентство Российского топливного союза, которое отмечает, что осенью стоимость литра бензина АИ-95 в Душанбе была на 40 американских центов выше, чем в Астане и на 70 - чем в Ташкенте. Таджикские власти такую ситуацию объясняют отсутствием в стране месторождений нефти. \"Почти 99 процентов нефтепродуктов мы завозим из других государств\", - объясняет ведущий эксперт министерства энергетики и промышленности Таджикистана Ерахмад Бегахмадов.

Но самая большая разница в цене - на авиатопливо. К тому же оно в ноябре оказалось в большом дефиците. Тонна авиакеросина в Душанбе сейчас стоит 1,9 тысячи долларов, что в два раза выше, чем в Москве. В итоге самолеты, вылетающие из Таджикистана, вынуждены делать дополнительную посадку в Туркмении и Казахстане для дозаправки.

Российские поставки возрастут

Годовую потребность Таджикистана в ГСМ эксперты оценивают примерно в миллион тонн. Сюда входят девять видов топлива, включая нефтяной кокс для алюминиевой компании \"ТАЛКО\". В 2012 году 60 процентов горюче-смазочных материалов республика завезла из России, а около 13 процентов - из Туркмении.

За девять месяцев этого года доля российских поставок упала до 37,6 процента. Более чем наполовину уменьшился импорт и из Туркмении. Зато на этом фоне выросли закупки ГСМ в Киргизии, хотя эта страна не является крупным производителем нефтепродуктов.

По данным таджикского Минэнергопрома, доля топлива из Киргизии на местном рынке достигла почти 43 процентов. Немалую часть в этом объеме составляют контрабандно ввезенные российские нефтепродукты, которые Бишкек беспошлинно получает из России. Таможенники периодически рапортуют об изъятии топлива на таджикско-киргизской границе. Но вместе с тем признают, что полностью перекрыть этот канал просто нереально.

Независимые аналитики в Душанбе полагают, что теперь, когда Москва сняла экспортные пошлины на нефтепродукты и для Душанбе, поставки топлива из Киргизии могут снизиться.

\"Смысл в контрабанде отпадет, и компании, которые легально работают на таджикском рынке, скорее всего, будут вновь работать с российскими поставщиками\", - прогнозирует эксперт Центра социально-экономических исследований \"Стратегия\", экономист Фируз Саидов.

Цены могут не упасть

Наблюдатели говорят, что отменой экспортной пошлины таджикские власти могут воспользоваться по-разному. Еще в начале этого года в Минфине заявили о желании поднять внутренние акцизы на ввоз в республику ГСМ с действующих 40 до 90 евро. При этом не пояснили причину этого шага. \"Возможно, это связано с намерением пополнить бюджет\", - предполагает экономист Константин Бондаренко.

По его словам, такие действия - далеко не очевидное благо для экономики. Ведь не факт, что, попав в таджикский госбюджет, данные средства будут израсходованы на меры инвестиционного характера. \"Эти средства могут быть просто потрачены на празднества или строительство помпезных сооружений, как это нередко происходит в стране\", - отмечает Бондаренко.

Исходя из этого, эксперт считает эффективность введения акцизов крайне сомнительной.

Снижение же цен на нефтепродукты, по его мнению, может благоприятно отразиться на экономической активности населения: \"В данном случае экономическое благо для страны следует понимать как благо для потребителей\". Бондаренко добавляет, что отказ от повышения акцизов власти могут использовать еще и как позитивный политический сигнал - снижение цен на топливо будет воспринято населением как определенная победа таджикской дипломатии и действенная мера для стабильного развития экономики.

Галим Фасхутдинов,

\"Немецкая волна\"

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

Google+

catoday.org


Смотрите также