Как добывают нефть и делают бензин. Бензин получают из нефти


Получение автомобильных топлив из нефти

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобильные эксплуатационные материалы

Получение автомобильных топлив из нефти

Если вода послужила источником жизни на земле, то о нефти можно сказать, что она стала основным источником «жизни» техники XX века.

Начало использования нефти человеком теряется в глубине веков. Установлено существование нефтяного промысла на берегах Евфрата за 4…6 тыс. лет до нашей эры. Около 700 лет назад Марко Поло при посещении Кавказа обратил внимание на «земляное масло», которое нельзя есть, но можно жечь или лечить с его помощью верблюдов.

Первым целевым продуктом, выработанным из нефти, стал керосин. В 1823 г. русские мастеровые братья Дубинины построили простейшую нефтеперегонную установку для получения керосина (рис. 4). Однако значение нефти в качестве источника энергии человечество впервые поняло в начале XX века, когда в качестве топлива для паровых котлов и двигателей внутреннего сгорания стали широко применять нефть и нефтепродукты. Во время Первой мировой войны 1914 г. бытовала крылатая фраза «Союзники пришл-и к победе на гребне нефтяной волны».

Нефть представляет собой вязкую, несколько маслянистую жидкость темно-коричневого, иногда зеленоватого цвета. Плотность нефтей колеблется от 820 до 900 кг/м3, хотя на отдельных месторождениях добывают более легкие или тяжелые нефти.

В состав нефти входят следующие химические элементы: углерод (82…87%), водород (11…14%), сера (0,1… 7%), азот (0,001… 1,8%), кислород (0,05… 1%). Основными компонентами нефти являются углеводороды — алка-ны, циклоалканы и арены. Алканы (парафиновые углеводороды) имеют общую эмпирическую формулу С,,Н2„+2. Они характеризуются предельным насыщением водородом, в связи с чем известны также под названием предельных углеводородов. Плотность и температура кипения парафинов повышаются с ростом молекулярной массы. Поэтому парафиновые углеводороды с числом атомов 16 и выше представляют собой твердые вещества и находятся в нефти в растворенном состоянии. Содержание парафинов в нефтях равно 30…35%, однако в некоторых случаях может доходить до 50%.

Рис. 1. Нефтеперегонная установка братьев Дубининых, 1823 г: 1 — нефть; 2 — вода; 3 — керосин

В среднем в нефтях содержится от 25 до 75% циклоалканов. Арены (ароматические углеводороды) отличаются наличием в молекуле группы атомов углерода, называемых бензольным кольцом. Нефти содержат 10… 20% аренов, которые обычно представлены бензолом, его гомологами и производными нафталина.

Наряду с углеводородами нефть содержит различные сернистые соединения, органические кислоты, азотистые соединения, а также асфальто-смолистые вещества. Ряд из них несмотря на незначительное содержание оказывают отрицательное влияние на свойства нефтяных топлив. Так, некоторые из сернистых соединений ведут к проявлению сильного коррозионного воздействия на металлы. Наличие органических кислот, получивших название нафтеновых, также способствует коррозии металлических изделий. Особенностью асфальто-смолистых веществ является склонность к отложениям и повышенным нагарам.

В процессах переработки нефти образуются непредельные соединения. Такими соединениями являются, например, олефиновые углеводороды. Для непредельных углеводородов характерна низкая химическая стойкость, в связи с чем их присутствие в нефтепродуктах нежелательно.

При разнообразии содержащихся углеводородов особенностью нефти является также широкий температурный диапазон выкипания. Уже при нагреве до 30…40 °С из нефти начинают испаряться наиболее легкие углеводороды. С повышением температуры состав выкипающих углеводородов становится тяжелее. Это позволяет разделить нефть на части или фракции, выкипающие в определенных температурных пределах. Получаемые продукты называют дистиллятами, а сам процесс — прямой перегонкой нефти.

Обычно выделяют дистилляты со следующими пределами выкипания:Бензиновый……….28…180 °СЛигроиновый …. 110…230 °СКеросиновый …. 120…315 °СГазойлевый……….230…330 °ССоляровый……….280…380 °СМасляный……….320…500 °С

Прямая перегонка является первичным и обязательным процессом переработки нефти в топлива и масла. Она осуществляется путем испарения нефти в трубчатых печах с последующим разделением фракций в ректификационных колоннах. В трубчатой печи нефть нагревается до температуры 330…350 °С и затем подается в среднюю часть ректификационной колонны. Жидкий остаток стекает вниз, а углеводородные пары поднимаются вверх и конденсируются по пути в виде дистиллятов на так называемых ректификационных тарелках. Эти тарелки установлены на различной высоте колонны. На первых тарелках конденсируются тяжелые углеводороды, несколько выше — более легкие. Наиболее легкие углеводороды отводятся с верха колонны в газообразном виде.

В атмосферной ректификационной колонне получают топливные дистилляты. После перегонки остается мазут, который может подвергаться дальнейшему разделению либо использоваться на установках крекинга или в качестве топлива (топочного мазута). Нефтяные смеси термически нестойкие, в связи с чем во избежание их разложения при перегонке мазутов применяют вакуум, снижающий температуру кипения. Испарение мазутов осуществляют в вакуумных трубчатых установках, а их разделение — в вакуумных ректификационных колоннах. В верхней части вакуумной колонны конденсируются соляровые фракции, ниже — масляные, идущие на приготовление товарных масел. Жидкий остаток наиболее, тяжелых фракций мазута — полугудрон или гудрон — собирается в нижней части вакуумной колонны.

Рис. 2. Получение автомобильных топлив и масел из нефти

Рис. 3. Принципиальная схема нефтеперегонной установки: 1 — трубчатая печь; 2 — испарительная колонна; 3 — ректификационная колонна; 4 — теплообменник; 5 — холодильник

Для улучшения эксплуатационных свойств нефтепродукты подвергаются специальной очистке. Например, для удаления сернистых, азотистых, кислородных, металло-органических и непредельных соединений используется гидроочистка. В процессе гидроочистки соединения, содержащие серу, азот или кислород, путем реакции с водородом переводятся в газообразные, легко удаляющиеся продукты. Гидроочистка проводится при температуре 350…420 °С и давлении 1,7…4,0 МПа в присутствии катализаторов. Гидроочистку применяют для обессеривания дизельных топлив, для очистки масел, а также при подготовке сырья для некоторых вторичных процессов переработки нефти.

Для удаления из топливных дистиллятов некоторых кислородных и сернистых соединений применение находит также очистка щелочью. Этот процесс заключается в добавлении щелочи в очищаемый нефтепродукт с последующим удалением водных растворов образующихся веществ совместно с остатками щелочи.

При разгонке ряда нефтей в получаемых высококипя-щих топливных и масляных дистиллятах содержится большое количество соединений, застывающих при сравнительно высоких температурах. К этим соединениям относятся главным образом парафиновые и некоторые циклические углеводороды. Их наличие ухудшает эксплуатационные свойства нефтепродуктов при пониженных температурах применения. Для удаления этих углеводородов используются различные методы депарафинизации. При производстве дизельных топлив зимних сортов распространение получила так называемая карбамидная депара-финизация. Этот метод основан на свойстве карбамида (мочевины) образовывать комплексные соединения с парафинами, которые достаточно просто отделяются от остальных углеводородов. Депарафинизация масляных дистиллятов осуществляется с помощью их охлаждения до низких температур с последующим отделением образующихся твердых кристаллов углеводородов на специальных фильтрах-прессах.

Прямая перегонка нефти обеспечивает лишь ограниченное количество топливных дистиллятов, не удовлетворяющих постоянно растущий спрос на моторное топливо. Большинство нефтей содержит 15…20% бензиновых дистиллятов и 45…55% фракций, перегоняющихся до 300…350 °С. Поэтому для получения большего количества (увеличения выхода) моторных топлив (в первую очередь бензинов) используются методы химической переработки нефти, получившие название вторичных процессов.

Наибольшую известность получил крекинг-процесс, заключающийся в расщеплении крупных молекул под действием высоких температур (термический крекинг) или в присутствии катализатора (каталитический крекинг). Из-за невысокого качества бензинов термического крекинга в настоящее время используются главным образом процессы каталитического крекинга. Каталитический крекинг проводится при температуре 450… 530 °С и давлении 0,07…0,3 МПа. В качестве катализатора обычно применяются алюмосиликаты (75…80% окиси кремния и 10…20% окиси алюминия). С помощью каталитического крекинга получают бензин с октановым числом до 85 ед. и керосино-газойлевые фракции, используемые в качестве реактивного и дизельного топлива.

Процесс, сочетающий крекирование и гидрирование (присоединение водорода), получил название гидрокрекинга. Гидрокрекинг проводится при температуре 360…440 °С под давлением 15…17 МПа в присутствии водородосодержащего газа. В зависимости от условий процесса и типа сырья гидрокрекинг позволяет получить из керосино-соляровых фракций, вакуумных дистиллятов и остаточных продуктов бензины, реактивные и дизельные топлива.

Для улучшения одного из важнейших эксплуатационных свойств бензина — стойкости к детонации — используются процессы риформинга. Различают два вида рифор-минга: термический и каталитический. Наиболее широкое-применение в промышленности нашел каталитический риформинг, позволяющий из прямогон-ного бензина получить риформинг-бензин. Этот бензин содержит значительное количество (65…75%) ценных ароматических углеводородов, что позволяет их использовать для повышения детонационной стойкости товарных бензинов.

Каталитический риформинг протекает в среде водорода при температуре 500…540 °С, давлении 1,5…4 МПа и в присутствии катализатора. В качестве катализатора промышленное применение получила платина на окиси алюминия, отчего такой процесс получил название платфор-минга.

Компоненты бензинов с высокой детонационной стойкостью получают также с помощью процессов алкилиро-вания и изомеризации. Алкилирование представляет собой реакцию введения алкильных радикалов в органическое соединение. Путем алкирования вырабатывают ценные компоненты бензинов, известные под названием алкилата и алкилбензола. Изомеризация ведет к перегруппировке атомов в молекуле с образованием молекулы с изоструктурой, которая обеспечивает необходимые свойства топлива.

Очистка и вторичные процессы существенно улучшают эксплуатационные свойства топлив, однако недостаточны для удовлетворения всех требований двигателей современных автомобилей. Поэтому на заключительном этапе производства топлива после смешения продуктов прямой перегонки и вторичных процессов осуществляется добавление различных присадок. Присадки это вещества, добавка которых в небольших количествах существенно улучшает один или ряд показателей эксплуатационных свойств нефтепродуктов.

Производство нефтепродуктов и нефтехимического сырья из нефти осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). При переработке нефти применяются различные технологические процессы, тип и режимные условия которых определяются специализацией завода и характеристиками используемого сырья — нефти.

До недавнего времени НПЗ топливной специализации строились по схеме неглубокой переработки, при которой из каждой тонны нефти производится в среднем 15% бензина, 22% дизельного топлива и свыше 40% топочного мазута. Для более рационального использования нефтяного сырья в настоящее время осуществляется строительство установок для углубленной переработки нефти с использованием различных вторичных процессов, что позволит довести выработку автомобильного топлива до 55…60%.

Читать далее: Особенности производства смазочных материалов

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Как добывают нефть и делают бензин

Старый добрый бензин – это самая популярная горючая жидкость для автомобилей на нашей планете. Ежедневно около 800 миллионов прожорливых автомобилей поглощает 7 миллиардов литров этой жидкости, и неиссякаемая жажда постоянно растет. Поддержание в безопасном состоянии мировых бензопроводов с текущей по ним крайне огнеопасной жидкостью является невероятно сложным и потенциально рискованным бизнесом. Для этого требуется сочетание блестящего инженерного умения, мастерства химиков, а также выдержка и терпение. Так из чего делают бензин?

Техас, США. Вас можно простить, если при взгляде на эту жаркую, безжизненную, продуваемую ветрами местность, вы сочтете ее сельской глухоманью. Но на самом деле, это одно из богатейших место в мире, так как Техас — родина американской нефтяной промышленности.

Здесь добывали нефть с 1894 года. Но настоящий нефтяной бум начался в 1901 году, когда фирма Lucas Gusher разом утроила добычу нефти в США.

С тех пор из техасской земли было выкачано почти 60 миллиардов баррелей и если нефтяные компании правильно подсчитали, то в запасе имеется примерно еще 10 миллиардов, которые предстоит добыть. Вязкая, дурно пахнущая, черная жидкость, которая их привлекает — это сырая нефть, являющаяся сырьем для производства бензина. Она образовалась из останков небольших морских растений и животных в пермский период. 250 миллионов лет спустя, под воздействием жары и давления, они превратились в один из важнейших в мире источников энергии. Это черное золото, техасский чай, самое лучшее что здесь есть. Она пахнет тухлыми яйцами, но также и деньгами.

В жаркое влажное техасское утро, бригада буровой вышки готовится пробурить очередную скважину. Каждый месяц в Техасе бурят свыше двух тысяч новых скважин, из них всех выкачивают более девятисот тысяч баррелей сырой нефти в день. Для поддержания добычи нефти на таком уровне, производители, подобные Оксидентал Петролеум, ежедневно бурят в среднем одну новую скважину. Для рабочих, которые здесь заняты, это жаркая, шумная, тяжелая работа является совершенно обычным делом. «Я очень люблю эту работу и занимаюсь ей 11 лет», говорит один из них. «Мы гордимся своей работой, на вышке. Мы словно одна большая семья».

Но перед бригадой стоит трудоемкая задача — добыть нефть. В этом районе, так называемом бассейне пермского периода, сырая нефть залегает на глубине до четырех километров, зажатая горными породами, возрастом около 542 миллионов лет. Для того, чтобы добраться до нее, на вышке используют огромные моторы, дабы опустить глубоко в землю борт с алмазным долотом.

От трения сильно поднимается температура, поэтому в трубу под высоким давлением постоянно закачивается вода для охлаждения бурильной головки. Затем вода перебрасывает буровой шлам на поверхность в виде бурового раствора.

Это шумная, опасная работа. Рабочие должны поддерживать нужное давление на буровой коронке. Если оно слишком мало, то установка не будет бурить, а если слишком большое, то сломается. Кроме того, рабочим надо быть постоянно начеку из-за угрозы выброса газа, который может вызвать катастрофические взрывы. «Труд на буровой вышке по-настоящему опасный, мы должны быть предельно осторожными на такой работе». Во время бурения, бригаде нужно постоянно наращивать новую девятиметровую бурильную трубу, используя громадный пятитонный автоматический трубный ключ, так называемый «железный помощник». Так как головка бура углубляется примерно на 5 метров в час, то эту тяжелую работу надо повторять через каждые два часа на протяжении всех суток. Если, в конце концов, им повезет, то они откроют нефтяной источник.

Сначала нефть под давлением пробивается через небольшие отверстия в готовой трубе и устремляется на поверхность. Но это естественное давление продолжается недолго, поэтому чтобы нефть текла постоянно, используются качалки насосной установки или «кивающий головой осел». Круговое движение вращающегося махового колеса преобразуется в вертикальное, и оно, подобно огромному металлическому шприцу, вытягивает нефть на поверхность. Эти спокойные настойчивые кивающие головой «ослики», которые разбросаны по пустыне, собирают урожай черного золота Техаса.

Но эти нефтепромыслы вдали на многие километры от тех мест, где требуется сырая нефть.

Поэтому ряд насосов закачивает ее в трубопровод, и отправляет в долгое путешествие на тысячи километров к месту назначения, в другую часть США — в цитадель блестящих серебристых труб — город Бэйтаун.

Он расположен менее чем в пятидесяти километрах от Хьюстона, и выглядит как футуристическая декорация из фильма «Бегущий по лезвию бритвы». Это единственный, самый крупный в Штатах нефтеперерабатывающий завод. Он занимает площадь более десяти квадратных километров. С металлическими трубами, длиной свыше восьми тысяч километров и может переработать более 562 тысяч баррелей сырой нефти ежедневно. Здесь не только невероятно жарко, но шум настолько оглушающий, что 4.000 здешних работников изнашивают в год более миллиона защитных наушников.

Предприятие такое огромное, что поглощает продукцию не только местного происхождения, но также перерабатывает нефть, поступающую со всего мира. Для удовлетворения потребностей Бэйтауна, сюда, на специально сконструированные причалы, прибывают громадные 300 метровые корабли. Ежемесячно приходит свыше 20 таких мощных судов. Каждая выгружает из огромных трюмов около трех миллионов баррелей нефти, столько же, сколько добывается на каждой вышке в Техасе за три с половиной дня.

Но всю эту нефть надо очистить, потому что она действительно не обработанная, сырая. Ее нельзя использовать как горючее для машины. В центре нефтеперерабатывающего завода расположена лаборатория. Она контролирует процесс превращения сырой нефти в пригодную продукцию.

Это сырая нефть, и в этом состоянии она не очень пригодна. Если ее залить в бак, то вы, к сожалению, не сможете никуда уехать.

Дело в том, что сырая нефть состоит из смеси углеводородов, каждый из которых имеет разные количество атомов углерода. У них различный вес. Самый легкий – пропан, а самый тяжелый используется для изготовления асфальта.

Получение бензина из этой смеси сложная задача, и для этого необходимы сложные химические процессы. В самой большой части завода, в блестящем как луна и высоком как собор сооружении, происходит сепарация сырой нефти. Ее нагревают до температуры свыше 370 градусов Цельсия и закачивают в основание башни. Оттуда поднимается пар, словно из котла. При тепловой обработке конденсируются молекулы. Сначала самые тяжелые, битумные, в основании. Более легкие молекулы, входящие в бензин и топливо для реактивных двигателей, продолжают подниматься, пока тоже не превратятся в жидкость и их можно будет откачать.

Но трудность производства разных типов бензина состоит в том, что теперь он становится необычайно взрывоопасной жидкостью, с которым приходится иметь дело. Ну конечно, именно способность бензина взрываться делает его таким полезным. Для того, чтобы убедиться, что он достаточно взрывчатый, рабочие осторожно отводят образец в лабораторию для анализа. Из каждого резервуара, объемом 191 литр сырой нефти, производят:• 88 литров бензина• 48 литров дизельного топлива• около 26 литров реактивного топлива и мазута• примерно 7 литров пропана• еще 32 литра других продуктов, таких, как смазочные материалы и пластмасса.

На этом заводе ежедневно производится столько бензина, что его хватит на то, чтобы машина 770 раз слетала на Луну и обратно. Лаборатория делает окончательный анализ всей производимой на нефтеочистительном заводе продукции, и если она не соответствует требованиям заказчиков, то не выходит за ворота завода. Топливо проверяют, заливая в приспособления для оценки бензина.

Одним из них является устаревший, но крепкий двигатель, который испытывают на детонационную стойкость. В моторе появляется стук, когда топливо самовозгорается, так как оно сжимается в цилиндре двигателя. Причиной преждевременного возгорания является слишком большое содержание гептана и недостаточно октана в смеси. При увеличении процентного содержания октана, смесь можно улучшить, пока не прекратится стук.

Затем лаборатория отсылает данные обратно, на основное очистительное производство, чтобы исправить все допущенные при смешивании ошибки и получить отличную смесь.

Когда перегонка на заводе завершена, то открывают некоторые из пятисот вентилей и бензин течет по подземному трубопроводу, по которому подается на многочисленные терминалы, подобные тому, что на юге Хьюстона.

Отсюда он перекачивается в огромные бензовозы для транспортировки по дороге.

Но заполнения автоцистерны более сложное дело, чем обычная заправка вашей машины. Это может быть опасным занятием, шофер автоцистерны должен быть очень осторожным и внимательным. Перевоз сотен литров быстро испаряющегося груза означает, что водителю надо строго соблюдать меры безопасности. Ошибка при загрузке и разгрузке цистерны может привести к взрыву, поэтому он не должен допускать опасных случайностей. Металлический кузов способен генерировать искры от статического электричества, поэтому сначала крепится провод для заземления трейлера, а также сверху, на каждом отсеке подключают щупы, контролирующие перелив. Во избежание легко воспламеняющихся испарений, крепят второй шланг для улавливания паров. Он откачивает любые утечки, которые иначе могли бы попасть в атмосферу. Только после установки и подключения всех этих штуковин, водитель может присоединить шланги и начать перекачку бензина.

Ежедневно более миллиона литров бензина безопасно доставляются на местные АЗС только из этого терминала. Бензин, перекаченный в огромный резервуар заправочной станции, наконец, готов к потреблению. Поэтому, когда в следующий раз вы будете заправлять машину бензином и удивитесь его цене, то в качестве самоутешения подумайте о том, какая огромная работа была проделана, чтобы вертелись колеса вашего автомобиля.

kak-eto-sdelano.ru

Что делают из нефти

Вы даже не предполагаете, что некоторые продукты, которые вы используете каждый день, частично состоят из нефти. Узнайте, как используют нефть, что из нее делают помимо известного каждому бензина.

Что делают из нефти

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Виды топлива можно разделить на следующие:

  • бензин (для автомобилей и для самолетов)
  • сжиженный газ (применяют для отопления, в качестве топлива, как энергоноситель)
  • керосин
  • реактивное топливо
  • дизель

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

Что делают из мазута

Напомним, что мазут получают в результате первичной обработки нефти. Далее из мазута делают:

  • битум (из которого при добавлении минеральных веществ получается асфальт)
  • масла (которые идут на производство косметических кремов, масел и мазей)
  • жидкое котельное топливо (для обогрева домов)
  • парафин (свечи и прочее)

Вторичная обработка нефти

Как видно из рисунка выше, после вторичной переработки нефти получаются следующие продукты:

  • пластмасса
  • резина и каучуки (синтетические)
  • полиэтиллен (пакеты и прочее)
  • ткани (синтетика, например, полиэстер)
  • краски
  • моющие средства
  • воск
  • удобрения
  • красители

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

  • вазелин
  • гидравлическое и электроизоляционное масла
  • охлаждающую жидкость

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

  • гудрон (он используется при строительстве дорог)
  • кокс (находит применение в металлургии)
  • сера (идет для производства серной кислоты)

Читайте в наших отдельных статьях про мировой рынок нефти и про то, из чего складывается цена на сырую нефть.

Продукты из нефти

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда - одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств - аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Нефть в нашей жизни

Как мы видим, нефть - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

Из нашей статьи вы узнали, какие продукты сделаны из нефти или имеют продукты нефтехимии в своем составе. Мы также постарались наглядно показать, что делают из нефти, какие этапы переработки проходит “черное золото”.

www.benzin-cena.ru

Что получают из нефти?

Нефть – это подлинная кладовая углеводородного сырья. Ее насыщенный химический состав позволяет выделять разнородные по структуре и качествам вещества. Какие же существуют продукты переработки нефти?

После первичной переработке нефти вырабатываются так называемые «исходные углеводороды». Они проходят последующую обработку и дают начало для многочисленных вторичных нефтепродуктов. Стадии переработки отличаются многоплановостью и разветвленностью, и позволяют достичь практически безотходного производства.

Какие продукты получают от переработки нефти?

Из метана производится метанол (метиловый спирт), аммиак и метилхлорид. Метанол выполняет роль антифриза. Также из него выделяют формальдегид, который нашел широкое применение в химической, лакокрасочной, кожевенной отраслях, при изготовлении бытовой химии и лекарственных препаратов. Аммиак является продуцентом при выпуске азотных удобрений, мочевины и гидразина (ракетное топливо).

Самый востребованный из начальных нефтепродуктов — этилен. Он служит основой в синтезировании этилового спирта, этилхлорида, дихлорэтана, полиэтилена. Этиловый спирт обеспечивает создание уксусной кислоты и уксусного ангидрита. Их используют при выпуске ацетатного волокна и целлофана. Пропилен, необходим для извлечения изоприлового спирта. Его в последующем окисляют в ацетон.

Из бутилена вырабатывают бутадиен, необходимый для синтеза каучука.

К популярным нефтепродуктам относятся:

  1. Газолин и бензин (топливо для автотранспорта и авиации).
  2. Лигроин (горючее для тракторов).
  3. Керосин (для освещения, для бытовых нужд, топливо для самолетов).
  4. Дизельное топливо (горючее для автобусов, грузовых машин).
  5. Мазут (топливо для тепловых электростанций и кораблей).
  6. Вазелин (для производства косметики, лекарств, в качестве масла для церковных лампад).
  7. Гудрон (для асфальтирования, дорожного строительства).
  8. Парафин (для изготовления свечей и спичек).

Сжиженный бензин с температурой пламени до +1600 С известен под названием «напалм» и применялся в качестве боевого средства во время вьетнамской войны.

Необычное применение нефтепродуктов в быту

Получаемые из нефти продукты нашли широкое применение в повседневной жизни.

Так, пропиленгликоль служит основой для всевозможных косметических средств (помада, тушь и подводка для глаз), которыми пользуются современные женщины.

Синтетический материал полиэстер обладает завидными качествами – не мнется, устойчив к загрязнениям, долго изнашивается. Из него шьют разнообразные предметы одежды и аксессуары.

Любимая многими жевательная резинка имеет в своем составе наряду с натуральным латексом продукты нефтехимии – полиэтиленовые и парафиновые смолы.

Лекарственный препарат аспирин помогает избавиться от жара и болей. Базисом его производства выступают бензол и углеводород, производные нефтепереработки. Медицинский спирт также относится к числу синтетических продуктов на основе нефти.

Удобные красивые нейлоновые колготки вошли в моду в середине 20 века, когда путем химического синтеза был получен термопластик нейлон. В наши дни спектр его применения обширен – от моющих средств до парашютов.

Абсолютно уникальное изобретение было сделано в СССР в 60-х годах. Академик А. Несмеянов разработал технологию приготовления пищевого заменителя натуральной черной икры из осетровых рыб. Он предложил в качестве альтернативы белковую икру на основе так называемых «нефтяных дрожжей».

Перечень того, что добывают из нефти, постоянно пополняется. «Черное золото» прочно утвердилось в современной экономике и жизни миллионов людей.

Понравилась статья? Поделитесь!

interesnie-fakti.net


Смотрите также