Бензин: 100-й против 98-го. Бензин марки 100 характеристики


Основные характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084-77)

Аннотация

 

Целью курсовой работы является:

- анализ законодательных и нормативных документов в выбранной области подтверждения соответствия;

- разработка процедуры проведения сертификации выбранной продукции;

- разработка методики сертификационных испытаний;

- заполнение документов, необходимых для проведения процедуры сертификации.

Пояснительная записка состоит из четырех частей:

I. Объект сертификации;

II. Анализ ситуация в области подтверждения соответствия объекта;

III. Испытания с целью подтверждения соответствия;

IV. Процедура сертификации.

В первой части приведен обзор аналогов, присутствующих на российском рынке, указаны сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию, а также изготовитель и основные характеристики.

Во второй части работы проведен анализ нормативной и нормативно-правовой документации, необходимой для проведения сертификации, указаны испытательные лаборатории и органы по сертификации, которые имеют право проводить сертификацию в данной области.

В третьей части представлена методика испытаний на подтверждение соответствия и результаты испытаний.

В четвертой части описаны основные этапы проведения сертификации выбранного объекта и представлены необходимые документы.

Объем пояснительной записки составляет 81 лист, в том числе 3 приложения, 12 таблиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА СЕРТИФИКАЦИИ
1.1 Обзор аналогов, присутствующих на российском рынке
1.2 Описание объекта
1.3 Область применения
1.4 Типовые показатели объекта
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТА
2.1 Определение кодов, относящихся к объекту
2.2Описание области подтверждения соответствия. Выбор формы подтверждения соответствия
2.3 Описание действующих в данной области систем сертификации
2.4 Выбор органа по сертификации и испытательной лаборатории
3 ИСПЫТАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
3.1 Выбор нормативного документа, на соответствие которому будут проведены испытания на подтверждения соответствие
3.2Перечень испытательного оборудования
3.3Методика аттестации испытательного оборудования
3.4Методика сертификационных испытаний
4 ПРОЦЕДУРА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
4.1 Документы, необходимые для осуществления процедуры подтверждения соответствия
4.2 Процедура декларирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Заявление на проведение регистрации декларации»  
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Декларация о соответствии»  
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Протокол испытаний № 201 от 15.08.2015»  

Введение

Бензин – это основной вид топлива для двигателей внутреннего сгорания, получаемый в результате перегонки черного золота и её дальнейшей химической очистки. По химическому составу бензин состоит из углеводородов с высокой температурой кипения. В настоящее время широко используется не только, как горючее, но и как растворитель лаков и красок применяемый в строительных работах.

Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.

Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.

Главным свойством, которое характеризирует бензин как топливо для инжекторных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания является его высокая летучесть.

Каждый сорт бензина имеет свои показатели плотности, температуры замерзания и горения. Физические особенности бензина, кроме химической микроструктуры, зависят еще и от наличия переходящих из нефтепродуктов различных примесей. Чем больше примесей, тем ниже качество бензина.

Бензины делятся на автомобильные, авиационные, бензины-растворители и бензины для нефтехимии (нафта).

В данной работе объектом работы является автомобильный бензин марки АИ-92

 

Характеристики объекта сертификации

Обзор аналогов, присутствующих на российском рынке

 

Бензины в зависимости от назначения делят на авиационные и автомобильные. Условия применения этих видов бензина различны, но и те и другие имеют общие показатели качества, которые в свою очередь определяют их эксплуатационные и физико-химические характеристики.

Авиационные и автомобильные бензины в наше время должны удовлетворять определенным требованиям, которые обеспечивают надежную и экономичную работу двигателя. То же касается эксплуатационных параметров: бензиновое топливо должно обладать хорошей испаряемостью (это позволяет при любой температуре получить однородную топливовоздушную смесь с оптимальным составом).

 

Авиационный бензин

Основная сфера применения авиационного бензина — поршневые авиационные двигатели. Они отличаются от двигателей автомобильных тем, что работают по принципу принудительного впрыска топлива. Это определяет отличительные характеристики авиационных бензинов от автомобильных. К качеству авиационного бензина предъявляются более высокие требования еще и потому, что условия их использования более жесткие.

Существуют две основных марки авиабензина, различающиеся октановым числом и сортностью: Б-95/130 и Б-91/115. Недавно также был разработан единый бензин марки Б-92. Его применение позволяет обеспечить нормальную работу двигателя и существенно расширить ресурсную сферу авиационных бензинов.

Помимо описанных марок, которые используются в поршневых двигателях, существует также авиабензин Б-70 (неэтилированный), применяющийся в качестве бензина-растворителя. Его производят путем прямой перегонки бензина с добавлением рафинадов и высокооктановых компонентов (алкибензина, изопентана, изооктана, толуола).

В ходе производства авиационных бензинов осуществляется ряд технологических процессов: прямая перегонка нефти, ароматизация, алкилирование, каталитический риформинг. Конечный продукт отличается повышенной детонационной стойкостью, как на богатых, так и на бедных смесях. Причем, чем больше в нем содержание ароматических углеводородов, тем выше сортность авиационного бензина.

При определении сортности (равной 100 и выше) в качестве эталонного топлива применяют технический эталонный изооктан. Следует заметить, что чем выше сортность топлива, тем выше его детонационная стойкость на богатой меси.

Для безопасности в обращении, а также для маркировки эталированные авиационные бензины окрашивают в три цвета: Б-100/130 – в оранжево-желтый, Б-95/130 – в желтый, Б-91/115 – в зеленый. Неэтилированный бензин Б-70 бесцветный.

Авиационные бензины должны быть химически нейтральными и не вызывать коррозию металлов и емкостей. С этой целью в бензинах ограничивают содержание серы до 0,05% и не допускают наличия в них водо-растворимых кислот и щелочей.

Таблица 1 – Характеристика авиационных бензинов

Показатели Б-95/130 Б-91/115 Б-92 Б-70
  ГОСТ 1012-72 ГОСТ 1012-72 ТУ 38.401- 58-47-92 ТУ 38.1 01913-82
Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более 3,1 2,5 2,0 -
Детонационная стойкость:        
октановое число по моторному методу        
не менее, 91,5
сортность на богатой смеси, не менее - -
Удельная теплота сгорания низшая, 42947.103 42947.103 42737.103 -
Дж/кг (ккал/кг), не менее (10250) (10250) (10200)  
Фракционный состав:        
температура начала перегонки, °С, не ниже
перегоняется при температуре, °С, не выше:        
10%
50%
90%
97,5 %
остаток, %, не более 1,5 1,5 1,5 1,5
Давление насыщенных паров, Па 33325-45422 29326-47988 29326-47988
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более 0,3 0,3 1,0 1,0
Температура начала кристаллизации, °С, -60 -60 -60 -60
не выше        
Йодное число, г йода/100 г бензина, не более 6,0 2,0 2,0 2,0
Массовая доля ароматических углеводородов, Не норми- руется. Определе- ние обяза- тельно 12-20
%, не более
 
Содержание фактических смол, 4,0 3,0 3,0 2,0
мг/100 см3 бензина, не более        
Массовая доля серы, %, не более 0,03 0,03 0,05 0,05
Цвет Желтый Зеленый Зеленый Бесцветный
Массовая доля параоксидифениламина, %   0,002-0,005 0,002-0,005 - -
Период стабильности, ч, не менее -

 

Примечания.

1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке— выдерживает; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; прозрачность— прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется, определение обязательно.

2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:

а) йодное число— 10 г йода/100 г бензина.

б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина.

3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.

4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.

5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.

6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157.103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).

7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч.

Автомобильный бензин

Качество бензинов должно удовлетворять следующим требованиям:

- обладать высокими карбюраторными свойствами, т. е. способностью образовывать такую горючую смесь, которая обеспечивает легкий пуск двигателя, полноту испарения и сгорания топлива и устойчивую работу при всех возможных режимах;

-не вызывать детонации двигателя, т. е. иметь достаточную детонацисть;

-обеспечивать полное сгорание и не вызывать смоло- и нагарообразование на деталях двигателя;

-обладать высокой стабильностью, т. е. при длительном хранении, перекачках и транспортировке состав и свойства бензинов должны оставаться без существенных изменений;

-обладать высокими антикоррозионными свойствами;

-теплота сгорания горючей смеси должна быть максимально возможной.

 

Основные характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084-77)

Таблица 2

Показатель Марки бензинов
А-72 А-76 (этил.) АИ-91 АИ-93 АИ-95
Детонационная стойкость (октановое число), не менее: моторный метод исследовательский метод     –     –     82,5        
Содержание свинца, г/дм3, не более 0,013 0,17 0,013 0,013 0,013
Фракционный состав, (t оC): начало кипения, не ниже: летнее зимнее 10 % фракций, не выше: летнее зимнее 50 % фракций, не выше: летнее зимнее 90 % фракций, не выше: летнее зимнее конец кипения, не выше: летнее зимнее     –             –             –             –             –        
Давление насыщенных паров,кПа: летнего, не более зимнего 66,7 66,7…93,3 66,7 66,7…93,3 66,7 66,7…93,3 66,7 66,7…93,3 66,7 66,7…93,3

 

Кислотность, мг КОН/100 см3, не более 3,0 3,0 3,0 0,8 2,0
Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более: на месте производства на месте потребления 5,0 10,0 5,0 8…10 5,0 8…10 5,0 5…7 5,0 5…7
Индукционный период, мин, не менее 1200…900
Содержание серы, %, не более 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10

 

Описание объекта

Объектом декларирования соответствия является автомобильный бензин АИ-92.

Расшифровка условного обозначения АИ-92: АИ-автомобильный бензин; цифра 92 обозначает октановое число автомобильного бензина, определенного исследовательским методом.

Область применения

АИ-92 является лучшим топливом для двигателей внутреннего сгорания, а так же одним из основных видов горючего для двигателей современной техники.

Неэтилированный бензин марки АИ-92 предназначен для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

Бензин АИ-92 обладает рядом физико-химических свойств, позволяющих применять его в качестве надёжного и экономичного топлива:

• Высокая испаряемость;

• Стойкость состава при длительном хранении;

• Индифферентность к различным материалам;

• Способность сгорать без детонации.

 

Типовые показатели

Таблица 3

Наименование показателя Значение для класса
ОКП 02 5117
1 Октановое число, не менее:  
по моторному методу 83,0
по исследовательскому методу 92,0
2 Концентрация свинца, мг/дм, не более Отсутствие
3 Концентрация марганца, мг/дм, не более Отсутствие
4 Концентрация фактических смол, мг на 100 см бензина, не более 5,0
5 Индукционный период бензина, мин, не менее
6 Концентрация серы, мг/кг, не более 50,0
 
 
 
7 Объемная доля бензола, %, не более 1,0
8 Объемная доля углеводородов, %, не более   18,0 35,0
- олефиновых
- ароматических
9 Массовая доля кислорода, %, не более 2,7
10 Объемная доля оксигенатов, %, не более   Отсутствие 5,0 10,0 10,0 7,0 15,0 10,0
- метанола
- этанола
- изопропилового спирта
-изобутилового спирта
- третбутилового спирта
- эфиров (С5 и выше)
- других оксигенатов
11 Испытание на медной пластине Класс 1
12 Внешний вид Чистый, прозрачный
13 Плотность при 15 °C, кг/м 725,0-780,0
14 Концентрация железа, г/дм, не более Отсутствие
15 Объемная доля монометиланилина (N-метиланилина), %, не более 1,0

 

 

stydopedia.ru

Бензин: 100-й против 98-го - Автоцентр.ua

В чем отличия этих марок бензина.

Заправляюсь 98-м, но недавно попробовал 100-й (Mustang). По ощущениям, машина поехала лучше. Чем он отличается от «обычного» 98-го?

Андрей Сиренко, г. Черкассы

Ответить на этот вопрос мы попросили специалистов Института потребительских экспертиз, которые занимаются проверкой качества топлива в Украине. По их информации, бензин Mustang 100 разработан совместно с немецким химическим концерном BASF на базе импортного бензина и по всем показателям отвечает норме Евро 5. Его преимуществом является увеличенное до 100 единиц октановое число. Это позволяет высокофорсированным моторам (с повышенной степенью сжатия и высоким давлением наддува) эффективнее использовать свой потенциал. В Mustang также добавляются специальные антикоррозионные и антипригарные компоненты, задачей которых является очистка и защита топливной системы мотора. Чтобы получить объективные показатели разницы при использовании 98-го бензина и Mustang 100, специалисты института провели сравнительный тест разгонной динамики автомобиля Hyundai Coupe (с форсированным под высокооктановый бензин двигателем) на обычном 98-м бензине и на Mustang 100. Испытания проходили в сертифицированной лаборатории института «ДержавтотрансНДІпроект» на роликовом стенде AVL (Германия), моделирующем реальные условия движения. На одном и на другом бензине было сделано несколько десятков замеров в режиме ускорения при 100-процентном открытии дроссельной заслонки на высшей передаче в диапазоне скоростей от 60 до 140 км/ч. Этот алгоритм исключает погрешности, обусловленные отличиями во времени переключения передач. Согласно результатам проверки бензин Mustang 100 ускоряет автомобиль в указанном диапазоне на 4,5% быстрее, чем обычный 98-й. С появленим этого топлива автолюбители могут «кормить» своих «заряженных» любимцев тем топливом, которое способно полностью раскрыть потенциал автомобиля.

Подготовили Юрий Дацык и Олег Полажинец

www.autocentre.ua

Автомобильные бензины

Автомобильные бензины

   Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры).    В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные.    Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.    Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах;иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др. В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.

Ассортимент, качество и состав автомобильных бензинов

   Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084–77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084–77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних — по исследовательскому. В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.    Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165–97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96. Эти бензины предназначены в основном для поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122–95 и ТУ 38.401-58-127–95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86–94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается. Требования ГОСТ 2084–77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице. Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084–77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля. Летние — для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов. Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084–77, существенно отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических требований. В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105–97 “Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия”, который вводится в действие с 01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084–77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированных бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105–97 будут вырабатываться только неэтилированные бензины (максимальное содержание свинца не более 0,01 г/дм3).

Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084–77)
Показатели А-72 А-76 неэтил. А-76 этил. АИ-91 АИ-93 АИ-95
Детонационная стойкость: октановое число, не менее:
   моторный метод 72 76 76 82,5 85 85
   исследовательский метод Не нормируется 91 93 95
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более 0,013 0,013 0,17 0,013 0,013 0,013
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже:
   летнего 35 35 35 35 35 30
   зимнего Не нормируется
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего 70 70 70 70 70 75
   зимнего 55 55 55 55 55 55
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего 115 115 115 115 115 120
   зимнего 100 100 100 100 100 105
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего 180 180 180 180 180 180
   зимнего 160 160 160 160 160 160
Конец кипения бензина, °С, не выше:
   летнего 195 195 195 205 205 205
   зимнего 185 185 185 195 195 195
Остаток в колбе, %, не более 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
Остаток и потери, %, не более 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0
Давление насыщенных паров бензина, кПа:
   летнего, не более 66,7 66,7 66,7 66,7 66,7 66,7
   зимнего 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более 3,0 1,0 3,0 3,0 0,8 2,0
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более:
   на месте производства 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
   на месте потребления 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее 600 1200 900 900 1200 900
Массовая доля серы, %, не более 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10
Цвет - - Желтый - - -
Примечания. 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; плотность при 20 °С — не нормируется, определение обязательно. 2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные. 3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С; 4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температура конца кипения не выше 205 °С — для летнего и не выше 195 °С — для зимнего.

   В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-91”, “Премиум-95”, “Супер-98”. Бензин “Нормаль-80” предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин “Регуляр-91” предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины “Премиум-95” и “Супер-98” полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.    С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более – 5 мг Мn/дм3 для марки “Нормаль-80” и не более 18 мг Мn/дм3 для марки “Регуляр-91”. В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержания бензола введен показатель “объемная доля бензола” — не более 5 %. Установлена норма по показателю “плотность при 15 °С”. Ужесточена норма на массовую долю серы — до 0,05 %. Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального использования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350 – 80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель “индекс испаряемости”. В ГОСТ Р 51105–97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).    Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105–97 приведены в таблице.

Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105–97
Показатели Нормаль-80 Регуляр-91 Премиум-95 Супер-98
Октановое число, не менее: моторный метод 76,0 82,5 85,0 88,0
Октановое число, не менее: исследовательский метод 80,0 91,0 95,0 98,0
Содержание свинца, г/дм3, не более 0,010
Содержание марганца, мг/дм3, не более 50 18 - -
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более 5,0
Индукционный период бензина, мин, не менее 360
Массовая доля серы, %, не более 0,05
Объемная доля бензола, %, не более 5
Испытание на медной пластине Выдерживает, класс 1
Внешний вид Чистый, прозрачный
Плотность при 15 °С, кг/м3 700-750 725-780 725-780 725-780
Примечания. 1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевым антидетонатором (МЦТМ). 2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин.

   По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.    Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.    Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90–93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30–40 %, олефиновых — 25–35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800–900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.    Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.    При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.    Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 — в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.    Примерные компонентные составы автомобильных бензинов различных марок приведены в таблице.

Средние компонентные составы автомобильных бензинов
Компонент А-76 (А-80) А-76* АИ-91 А-92 А-92* АИ-95 АИ-98
Бензин каталитического риформинга:
   мягкого режима 40-80 70-60 60-90 60-88 50-100 - -
   жесткого режима - - 40-100 40-100 10-40 5-90 25-88
Ксилольная фракция - - 10-20 10-30 - 20-40 20-40
Бензин каталитического крекинга 20-80 10-60 10-85 10-85 10-85 10-50 10-20
Бензин прямой перегонки 20-60 40-100 10-20 10-20 10-80 - -
Алкилбензин - - 5-20 5-20 - 10-35 15-50
Бутаны+изопентан 1-7 1-5 1-10 1-10 1-7 1-10 1-10
Газовый бензин 5-10 5-10 5-10 5-10 5-10 - -
Толуол - - 0-7 0-10 - 8-15 10-15
Бензин коксования 1-5 5-10 - - - - -
Гидростабилизированный бензин пиролиза 10-35 10-20 10-30 10-30 10-30 10-20 10-20
МТБЭ - 5-12 5-12 - 10-15 10-15
    * - Этилированный.

   В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного.    При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные нетрадиционные присадки и добавки, ранее выпускаемыми химической и микробиологической промышленности в иных целях.    К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные методики контроля.    Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", который вводится с 01 июля 2000г.    Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.

Бензины автомобильные. Общие технические условия.
Наименование показателя Значение показателя для типов бензинов Метод испытания
I II III IV
Детонационная стойкость:
   октановое число по исследовательскому методу, не менее 80 91 95 98 по ГОСТ 8226
   октановое число по моторному методу, не менее 76 - - - по ГОСТ 511
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина:
   неэтилированного 0,013 0,013 0,013 0,013 по ГОСТ 28828
   этилированного 0,17 - - -
Давление насыщенных паров, кПа 35-100 35-100 35-100 35-100 по ГОСТ 1756
Фракционный состав:
   90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше 190 190 190 190
   конец кипения бензина, °С, не выше 215 215 215 215
   остаток в колбе, %, не более 1,5 1,5 1,5 1,5
Массовая доля серы, %, не более 0,1 0,05 0,05 0,05 по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442
Объемная доля бензола, %, не более 5 5 5 5 по ГОСТ 29040
Hosted by uCoz

www.gsm2sale.narod.ru