Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105–97. Бензин гост р 51105


ГОСТ Р 51105-97. Неэтилированный бензин. Технические условия.

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» (ВНИИ НП) 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1997 г. № 404 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 Настоящий стандарт разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228-1993 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Требования и методы испытаний»; 5 ИЗДАНИЕ с Изменением № 1, принятым в июле 1999 г. (ИУС 10-99) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.

НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН

Технические условия

ГОСТ Р 51105-97

Gasolines for combustion engines. Unleaded gasoline. Specifications

Дата введения 1999-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины для автомобильного транспорта (далее — автомобильные бензины), применяемые в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, рассчитанных на использование этилированного или неэтилированного бензина. Обязательные требования к качеству продукции изложены в 4.2, 4.3, разделах 6 и 7.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожарная безопасность. Электрическая искробезопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.4.011-89 Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование ГОСТ 1567-97 Топливо моторное. Метод определения фактических смол ГОСТ 1756-52 Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров ГОСТ 2177-82 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 4039-88 Бензины автомобильные. Методы определения индукционного периода ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Методы определения содержания серы сжиганием в лампе ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров в аппарате с механическим диспергированием ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов ГОСТ Р 12.1.052-97 ССБТ. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения ГОСТ Р 50442-92 Нефть и нефтепродукты. Рентгене-флуоресцентный метод определения серы ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации: форма, размеры и технические требования ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром

3 Классификация

3.1 В зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов: Нормаль-80 — не менее 80; Регуляр-91 — не менее 91; Регуляр-92 — не менее 92; Премиум-95 — не менее 95; Супер-98 — не менее 98. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.2 В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов: 1 — для района II9 с 1 апреля по 1 октября; 2 — для районов II4 и II5 с 1 апреля по 1 октября; 3 — для районов I1 и I2 с 1 апреля по 1 октября и для района II9 с 1 октября по 1 апреля; 4 — для районов II4 и II5 с 1 октября по 1 апреля; 5 — для районов I1 и I2 с 1 октября по 1 апреля.

4 Технические требования

4.1 Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке. 4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1. Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов. Наименование показателя Значение для марки Метод испытания Нормаль-80 ОКП 02 5112 3701 Регуляр-91 ОКП 02 5112 3702 Регуляр-92 ОКП 02 5112 3705 Премиум-95 ОКП 02 5112 3703 Супер-98 ОКП 02 5112 3704
1 Октановое число, не менее:
по моторному методу 76,0 82,5 83,0 85,0 88,0 По ГОСТ 511 или приложению А [10, 32]
по исследовательскому методу 80,0 91,0 92,0 95,0 98,0 По ГОСТ 8226 или приложению А [9, 33]
2 Концентрация свинца, г/дм?, не более 0,010 По ГОСТ 28828 или приложению А [12, 23]
3 Концентрация марганца, мг/дм?, не более 50 18 По 7.2 и приложению А [13]
4 Концентрация фактических смол, мг на 100 см? бензина, не более 5,0 По ГОСТ 1567 или приложению А [4, 20]
5 Индукционный период бензола, мин, не менее 360 По ГОСТ 4039 или приложению А [5, 34]
6 Массовая доля серы, %, не более 0,05 По ГОСТ 19121 или ГОСТ Р 50442, или приложению А [6, 8, 17, 35]
7 Объемная доля бензина, %, не более 5 По ГОСТ 29040 или приложению А[18, 11, 15, 24]
8 Испытание на медной пластинке Выдерживает класс I По ГОСТ 6321 или приложению А [2, 25]
9 Внешний вид Чистый Прозрачный По 7.3
10 Плотность при 15 °С, кг/м? 700–750 725–780 725–780 725–780 725–780 По ГОСТ Р 51069 или приложению А [7, 14, 29, 30]

Примечания: 1. Концентрацию марганца определяют только для бензинов, содержащих марганцевый антидетонатор (МЦТМ). 2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин 3. Автомобильный бензин марки «Регуляр-91» разрешается поставлять до 1 января 2003 г. 4. Поставка автомобильных бензинов с марганцевым антидетонатором разрешается до 1 января 2003 г. Не допускается поставка автомобильных бензинов, содержащих марганцевый антидетонатор, в города и районы, где запрещено применение этилированных бензинов. (Измененная редакция, Изм. № 1) 4.3 Характеристики испаряемости приведены в таблице 2.

Таблица 2. Испаряемость бензинов. Наименование показателя Значение для класса Метод испытания 1 2 3 4 5
1 Давление насыщенных паров бензина, кПа, ДНП По ГОСТ 1756 или ГОСТ 28781, или приложению А[3. 19, 21]
мин. 35 45 55 60 80
макс. 70 80 90 95 100
2 Фракционный состав: По ГОСТ 2177 или приложению А [1, 26]
температура начала перегонки, °С, не ниже 35 35 Не нормируется
пределы перегонки, °С, не выше:
10 % 75 70 65 60 55
50 % 120 115 110 105 100
90 % 190 185 180 170 160
конец кипения, °С, не выше 215
доля остатка в колбе, %, (по объему) 2
остаток и потери, % (по объему) 4
или объем испарившегося бензина, %, при температуре: Выдерживает класс I По ГОСТ 2177 или приложению А [1, 26]
70 °С мин. 10 15 15 15 15
         макс. 45 45 47 50 50
100 °С мин. 35 40 40 40 40
           макс. 65 70 70 70 70
180 °С, не менее 85 85 85 85 85
доля остатка в колбе, %, (по объему) 2
конец кипения, °С, не выше 215
остаток в колбе, % (по объему), не более 2
3 Индекс испаряемости, не более 900 1000 1100 1200 1300 По 7.4 или приложению А [22]

4.4 При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению. Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и АЭС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля. 4.5 Упаковка, маркировка автомобильных бензинов — по ГОСТ 1510. Маркировка, характеризующая транспортную опасность автомобильных бензинов, (ГОСТ 19433), — класс 3, подкласс 3.1, знак опасности 3, классификационный шифр 3111, номер ООН 1203.

5 Требования безопасности и охраны окружающей среды

5.1 Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. 5.2 Автомобильные бензины обладают наркотическим действием, раздражают верхние дыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт с бензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы. 5.3 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений — 100 мг/м? в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание углеводородов в воздухе определяется прибором УГ-2 или другим прибором аналогичного назначения. Наличие автомобильных бензинов в питьевой воде недопустимо; определяется визуально (маслянистая пленка нефтепродукта на поверхности воды). 5.4 Автомобильный бензин представляет собой в соответствии с ГОСТ 12.1.044 легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 255-370 °С. Температурные пределы воспламенения: нижний — минус 27 – минус 39 °С, верхний — минус 8 – минус 27 °С. Концентрационные пределы распространения пламени: нижний — 1,0 %, верхний — 6 % (по объему). 5.5 При загорании бензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5, пар. 5.6 В помещениях для хранения и использования бензинов запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывобезопасного исполнения. При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. 5.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования бензина, должны быть защищены от статического электричества по ГОСТ 12.1.018. 5.8 Оборудование и аппараты процессов слива и налива автомобильных бензинов должны быть герметизированы с целью исключения попадания бензина в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров — в воздушную среду. 5.9 При разливе автомобильного бензина необходимо собрать его в отдельную тару; место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН № 3183-84. 5.10 Помещения для работ с бензинами должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией, места интенсивного выделения паров бензинов должны быть снабжены местными отсосами. 5.11 При работе с бензином применяют индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. Работу в зоне с высокой концентрацией паров бензина необходимо проводить с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно — фильтрующих противогазов марки А, долговременно — шланговых противогазов. 5.12 При работе с бензином необходимо соблюдать правила личной гигиены. При попадании бензина на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть глаза теплой водой. 5.13 Все работающие с автомобильными бензинами должны проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке в соответствии с приказом Минздрава РФ.

6 Правила приемки

6.1 Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. 6.2 Индукционный период бензина изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал и дополнительно по требованию потребителя. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд. 6.3 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания новой пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию. 6.4 В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества автомобильных бензинов устанавливается метод, указанный в таблицах 1 и 2 первым.

7 Методы испытаний

7.1 Пробы автомобильного бензина отбирают по ГОСТ 2517 или приложению А [16, 27, 28]. Объем объединенной пробы — по 2 дм? бензина каждой марки. На случай разногласий пробы автомобильных бензинов отбирают в тару из темного стекла. 7.2 Для бензина марки Нормаль-80, содержащего от 30 до 50 мг/дм? марганца, концентрацию марганца определяют по приложению А [13] на образцах бензина, разбавленного в два раза метилэтилкетоном или ксилолом. 7.3 Автомобильный бензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40–55 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. 7.4 Расчет индекса испаряемости (ИИ) ИИ характеризует испаряемость бензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина при температуре 70 °С. ИИ рассчитывают по формуле ИИ = 10ДНП + 7V70,

где ДНП — давление насыщенных паров, кПа;

      V70 — объем испарившегося бензина при температуре 70°, %.

8 Транспортирование и хранение

8.1 Транспортирование и хранение автомобильных бензинов — по ГОСТ 1510.

9 Гарантии изготовителя

9.1 Изготовитель гарантирует соответствие автомобильного бензина требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 9.2 Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок — 1 год со дня изготовления бензина.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(рекомендуемое) Методы оценки качества бензинов При необходимости могут быть использованы следующие методы испытаний: 1 ASTM D 86-95 Метод определения фракционного состава нефтепродуктов 2 ASTM D 130-94 Испытание коррозионной активности нефтепродуктов на медной пластинке 3 ASTM D 323-94 Метод определения давления насыщенных паров нефтепродуктов (метод Рейда) 4 ASTM D 381-94 Метод определения фактических смол в топливах испарением в струе (воздуха или пара) 5 ASTM D 525-95 Метод определения окислительной стабильности бензин

www.magnumoil.ru

ГОСТ Р 51105-97* Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия

ГОСТ Р 51105-97

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВАДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН

ТЕХНИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ

ГОССТАНДАРТ РОССИИМосква

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизацииТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» (ВНИИ НП)

2 ПРИНЯТ ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1997 г. № 404

3 ВВЕДЕНВПЕРВЫЕ

4 Настоящийстандарт разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта EN228-1993 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин.Требования и методы испытаний»

5 Издание (июль2001) с Изменениями 1, 2, принятыми в июле 1999 г. и апреле 2000 г. (ИУС 10-99,7-2000)

Содержание

ГОСТ Р 51105-97

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН

Технические условия

Gasolines for combustion engines. Unleaded gasoline.Specifications

Датавведения 1999-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандартраспространяется на неэтилированные бензины для автомобильной техники класса 2 (далее - автомобильныебензины), применяемые в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетныхдвигателей, а также двигателей другого назначения, рассчитанных наиспользование этилированного или неэтилированного бензина.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

(поправка. ИУС 5-2009 г.)

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящемстандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны.Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества.Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.Электрическая искробезопасность. Общие требования

ГОСТ12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда.Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы ихопределения

ГОСТ12.4.011-89 Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа

ГОСТ1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, хранение итранспортирование

ГОСТ1567-97 (ИСО 6246-95) Топливо моторное. Метод определения фактических смол

ГОСТ1756-2000 (ИСО 3007-99) Нефтепродукты. Метод определения давлениянасыщенных паров

ГОСТ2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционногосостава

ГОСТ 2517-85Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ4039-88 Бензины автомобильные. Методы определения индукционного периода

ГОСТ6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на меднойпластинке

ГОСТ8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определенияоктанового числа

ГОСТ16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметрыклиматических факторов для технических целей

ГОСТ19121-73 Нефтепродукты. Методы определения содержания серы сжиганием влампе

ГОСТ19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паровв аппарате с механическим диспергированием

ГОСТ 28828-90Бензины. Метод определения свинца

ГОСТ29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержанияароматических углеводородов

ГОСТР 50442-92 Нефть и нефтепродукты. Рентгено-флуоресцентный метод определениясеры

ГОСТР 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации: форма, размерыи технические требования

ГОСТР 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности,относительной плотности и плотности в градусах API ареометром

ГОСТР 51859-2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом

ГОСТР 51941-2002 Бензины. Газохроматографический метод определенияароматических углеводородов

ГОСТР 51942-2002 Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционнойспектрометрии

ГОСТР 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методомэнергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТР 52068-2003 Бензины. Определение стабильности в условиях ускоренногоокисления (индукционный период)

ГОСТР 51925-2002 Бензины. Определение марганца методом атомно-абсорбционнойспектроскопии

ГОСТР 52530-2006 Бензины автомобильные. Фотоколориметрический метод определенияжелеза

(Измененнаяредакция, Изм.№ 3, 4).

(поправка. ИУС 5-2009 г.)

3 КЛАССИФИКАЦИЯ

3.1 Взависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом,устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов:

Нормаль-80 - не менее 80; Регуляр-91 - не менее 91;Регуляр-92 - не менее 92; Премиум-95 - не менее 95; Супер-98 - не менее 98.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1).

3.2 Взависимости от климатического района применения по ГОСТ16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов:

1 - для района II9 с 1 апреля по 1 октября;

2 - для районовII4 и II5 с 1 апреля по 1 октября;

3 - для районовI1и I2с 1 апреля по 1 октября и для района II9 с 1 октября по 1 апреля;

4 - для районовII4 и II5 с 1 октября по 1 апреля;

5 - для районовI1и I2с 1 октября по 1 апреля.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованияминастоящего стандарта по технологической документации, утвержденной вустановленном порядке.

4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильныебензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Физико-химические иэксплуатационные показатели автомобильных бензинов

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания

Нормаль-80ОКП 025112 3701

Регуляр-91ОКП 025112 3702

Регуляр-92ОКП 025112 3705

Премиум-95ОКП 025112 3703

Супер-98ОКП 025112 3704

1 Октановое число, не менее:

 

 

 

 

 

 

по моторному методу

76,0

82,5

83,0

85,0

88,0

По ГОСТ 511 или приложению А [10, 32]

по исследовательскому методу

80,0

91,0

92,0

95,0

98,0

По ГОСТ 8226 или приложению А [9, 33]

2 Концентрация свинца, г/дм, не более

Отсутствие

По ГОСТ 28828 или ГОСТ Р 51942, или приложению А [12], [23]

3 Концентрация марганца, мг/дм, не более

Отсутствие

По ГОСТ Р 51925

4 Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более

5,0

По ГОСТ 1567 или приложению А [4, 20]

5 Индукционный период бензина, мин, не менее

360

По ГОСТ 4039 или ГОСТ Р 52068, или приложению А [5], [34]

6 Массовая доля серы, %, не более

0,05

По ГОСТ 19121 или ГОСТ Р 50442, или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ Р 51947, или приложению А [6], [8], [17], [35]

7 Объемная доля бензола, %, не более

5

По ГОСТ 29040 или ГОСТ Р 51941, или приложению А [11], [15], [18], [24]

8 Испытание на медной пластине

Выдерживает класс I

По ГОСТ 6321 или приложению А [2, 25]

9 Внешний вид

Чистый Прозрачный

По 7.3

10 Плотность при 15°С, кг/м3

700-750

725-780

725-780

725-780

725-780

По ГОСТ Р 51069 или приложению А [7, 14, 29, 30]

11. Концентрация железа, г/дм3, не более

Отсутствие

По ГОСТ Р 52530

Примечания

1 За отсутствие свинца принимают концентрацию менее 2,5 мг/дм3, за отсутствие марганца - менее 0,25 мг/дм3, за отсутствие железа - менее 0,01 г/дм3.

2 Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин

3 Исключено.

4 Исключено.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 3,4).

(поправка.ИУС 5-2009 г.)

4.3 Характеристикииспаряемости приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Испаряемость бензинов

Наименование показателя

Значение для класса

Метод испытания

1

2

3

4

5

1 Давление насыщенных паров бензина, кПа, ДНП

 

 

 

 

 

По ГОСТ 1756 или ГОСТ 28781, или приложению А [3, 19, 21]

мин.

35

45

55

60

80

 

макс.

70

80

90

95

100

 

2 Фракционный состав:

 

 

 

 

 

По ГОСТ 2177 или приложению А [1, 26]

температура начала перегонки, °С, не ниже

35

35

Не нормируется

 

 

пределы перегонки, °С, не выше:

 

 

 

 

 

 

10 %

75

70

65

60

55

 

50 %

120

115

110

105

100

 

90 %

190

185

180

170

160

 

конец кипения, °С, не выше

215

 

доля остатка в колбе, %, (по объему)

2

 

остаток и потери, % (по объему) или объем испарившегося бензина, %, при температуре:

4

По ГОСТ 2177 или приложению А [1, 26]

70°С мин.

10

15

15

15

15

 

макс.

45

45

47

50

50

 

100°С мин.

35

40

40

40

40

 

макс.

65

70

70

70

70

 

180°С, не менее

85

85

85

85

85

 

конец кипения, °С, не выше

215

 

остаток в колбе, % (по объему), не более

2

 

3 Индекс испаряемости, не более

900

1000

1100

1200

1300

По 7.4 или приложению А [22]

4.4 При производствеавтомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты,другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки,улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению.

Моющие присадкимогут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также нанефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля.

Автомобильныйбензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

(поправка. ИУС 5-2009 г.)

4.5 Упаковка,маркировка автомобильных бензинов - по ГОСТ1510.

Маркировка, характеризующаятранспортную опасность автомобильных бензинов, (ГОСТ 19433), - класс 3,подкласс 3.1, знак опасности 3, классификационный шифр 3111, номер ООН 1203.

5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

5.1Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействияна организм относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ12.1.007.

5.2Автомобильные бензины обладают наркотическим действием, раздражают верхниедыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт сбензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

5.3 Предельнодопустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственныхпомещений - 100 мг/м3 в соответствии с ГОСТ12.1.005.

Содержаниеуглеводородов в воздухе определяется прибором УГ-2 или другим прибороманалогичного назначения.

Наличиеавтомобильных бензинов в питьевой воде недопустимо; определяется визуально(маслянистая пленка нефтепродукта на поверхности воды).

5.4 Автомобильныйбензин представляет собой в соответствии с ГОСТ12.1.044 легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 255-370°С.

Температурныепределы воспламенения: нижний - минус 27 - минус 39°С, верхний - минус 8 -минус 27°С.

Концентрационныепределы распространения пламени: нижний - 1,0 %, верхний - 6 % (по объему).

5.5 При загораниибензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; приобъемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав «3,5», пар.

5.6 Впомещениях для хранения и использования бензинов запрещается обращение соткрытым огнем; электрооборудование, электрические сети и искусственноеосвещение должны быть взрывобезопасного исполнения.

При работе сбензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

5.7 Емкости итрубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования бензина, должныбыть защищены от статического электричества по ГОСТ12.1.018.

5.8Оборудование и аппараты процессов слива и налива автомобильных бензинов должныбыть герметизированы с целью исключения попадания бензина в системы бытовой,промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а егопаров - в воздушную среду.

5.9 При разливеавтомобильного бензина необходимо собрать его в отдельную тару; место разливапротереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разливазасыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии сСанПиН № 3183-84.

5.10 Помещениядля работ с бензинами должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией, местаинтенсивного выделения паров бензинов должны быть снабжены местными отсосами.

5.11 При работес бензином применяют индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ12.4.011 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

Работу в зоне свысокой концентрацией паров бензина необходимо проводить с применением средствзащиты органов дыхания: кратковременно - фильтрующие противогазы марки А,долговременно - шланговые противогазы.

5.12 При работес бензином необходимо соблюдать правила личной гигиены.

При попаданиибензина на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожутеплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промытьглаза теплой водой.

5.13 Всеработающие с автомобильными бензинами должны проходить периодическиемедицинские осмотры в установленном порядке в соответствии с приказом МинздраваРФ.

6 ПРАВИЛАПРИЕМКИ

6.1Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количествопродукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса,однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным приприемке на основании испытания объединенной пробы. Паспорт должен соответствоватьтребованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному иавиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивныхдвигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 27 февраля 2008 г. N118 и настоящего стандарта.

(поправка. ИУС 5-2009 г.)

6.2Индукционный период бензина изготовитель проверяет периодически не реже одногораза в квартал и дополнительно по требованию потребителя.

При получениинеудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводитиспытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до полученияположительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд.

6.3 Приполучении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одномупоказателю проводят повторные испытания новой пробы, взятой из той же партии.

Результатыповторных испытаний распространяют на всю партию.

6.4 В случаеразногласий арбитражным методом испытаний качества автомобильных бензиновустанавливается метод, указанный в таблицах 1и 2 первым.

7 МЕТОДЫИСПЫТАНИЙ

7.1 Пробыавтомобильного бензина отбирают по ГОСТ 2517 или приложению А [16, 27, 28].Объем объединенной пробы - по 2 дм3 бензина каждой марки.

На случайразногласий пробы автомобильных бензинов отбирают в тару из темного стекла.

7.2.Исключен.

7.3 Автомобильный бензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40-55мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндрапосторонних примесей, в том числе и воды.

7.4 Расчетиндекса испаряемости (ИИ)

ИИ характеризует испаряемостьбензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенномсочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина притемпературе 70°С.

ИИ рассчитывают по формуле:

ИИ = 10 ДНП + 7V70,

где ДНП -давление насыщенных паров, кПа;

V70 - объем испарившегося бензина при температуре 70°,%.

8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

8.1Транспортирование и хранение автомобильных бензинов - по ГОСТ1510.

9 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

9.1Изготовитель гарантирует соответствие автомобильного бензина требованиямнастоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

9.2 Гарантийныйсрок хранения автомобильного бензина всех марок - 1 год со дня изготовлениябензина.

Гарантийныйсрок хранения автомобильного бензина с индукционным периодом не менее 1200 мин- 5 лет со дня изготовления бензина.

(Измененнаяредакция, Изм. № 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ А(рекомендуемое)
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БЕНЗИНОВ

(Измененнаяредакция, Изм. № 4).

Ключевые слова: бензин, неэтилированный бензин, технические характеристики, испытания, летучесть

 

stroy.expert

Бензины по ГОСТ Р 51105–97

По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Показатели

Нормаль-80

Регуляр-91

Премиум-95

Супер-98

Октановое число, не менее: моторный метод

76,0

82,5

85,0

88,0

Октановое число, не менее: исследовательский метод

80,0

91,0

95,0

98,0

Содержание свинца, г/дм3, не более

0,010

Содержание марганца, мг/дм3, не более

50

18

-

-

Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более

5,0

Индукционный период бензина, мин, не менее

360

Массовая доля серы, %, не более

0,05

Объемная доля бензола, %, не более

5

Испытание на медной пластине

Выдерживает, класс 1

Внешний вид

Чистый, прозрачный

Плотность при 15 °С, кг/м3

700-750

725-780

725-780

725-780

Примечания.1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевым антидетонатором (МЦТМ).2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин.

Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.

Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых - 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.

Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.

Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.

 

rikon.su


Смотрите также