... мир вокруг нас. Бензин галоша для горелки


Ликбез по горелкам

Решил написать статью, которая как бы обобщает опыт использования горелок различных систем и разновидностей и заодно позволит их классифицировать.

Тут, как в биологии, все будет делиться на виды, подвиды, классы и т.п.

Итак, царство Горелки делятся на виды:

1) Газовые горелки

Поделиться:

В газовых горелках, как не трудно догадаться, топливом служит сжиженный газ под давлением, продающийся в баллонах. В РФ в основном встречаются 2 типа баллонов: цанговый "дихлофосный" и резьбовой баллон стандарта epi-gas. Так же существует огромное количество переходников между стандартами баллонов. На фото переходник с цангового баллона на резьбовой стандарт.

К плюсам газовых горелок можно отнести удобство использования. Регулировка огня легкая и в широких пределах. При работе нет посторонних запахов. Купить газовые баллоны проблем нетК минусам можно отнести плохую работу зимой (ниже -15) и запрет на перевозку таких баллонов в самолетах и поездах, а на месте их купить не всегда возможно.

Сколько же газа надо брать с собой в поход? В теплое время года я исхожу примерно из 60 грамм на человека в сутки.

Классифицировать газовые горелки можно по нескольким признакам:

а) по способу крепления баллона

Накручивающиеся горелки

Шланговые горелки

Накручивающиеся горелки компактнее (обычно баллон + такая горелка укладываются в котелок) и меньше весят, чем шланговые. Зато шланговые устойчивее и ими удобнее управлять. Котелок установленный на шланговую горелку будет ниже по высоте, чем такой же котел на наркручивающейся, его труднее опрокинуть и ветрозащита требуется меньших размеров

В данном случае сказать, что лучше\что хуже нельзя, но по опыту: горелки насадки хороши для небольших котелков до литра. Если нужен больший объем воды то я предпочту шланговые горелки на ножках.

Маленькую титановую горелку-насадку 50 грамм весом можно взять в качестве запасной\аварийной горелки в компанию к большой шланговой.

б) по материалу изготовления:

Сталь

 Титан

Титановые горелки легче, но при этом значительно дороже своих стальных собратьев. Я предпочитаю титан.

в) по наличию или отсутствию трубки подогрева топлива

Трубка предварительного прогрева позволяет работать горелке на перевернутом баллоне, что дает возможность: во-первых использовать ее в более холодных условиях и во-вторых выжигать баллон до последней капли газа. На мой взгляд горелки оснащенные системой прогрева предпочтительней.

Персональные системы приготовления пищи в большинстве своем тоже газовые.

 Их я бы хотел вынести за скобки т.к. работа этой системы - совокупность горелки и радиаторного котелка, который позволяет увеличить скорость закипания и уменьшить расход газа на 30%.Такие системы идеально подходят для быстрого кипячения воды и использования сублиматов. Любителям питаться в походе быстро, советую обратить на такие системы самое пристальное внимание.

2) Жидкотопливные горелки на бензине и пр. продуктах перегонки нефти.

Основной конкурент газовых горелок. Сколько холиваров было, сколько копий сломано, но однозначного ответа, что же лучше, нет и до сих пор.

К плюсам можно отнести доступность топлива и хорошую работу в мороз.К минусам можно отнести необходимость розжига и прогрева горелки, запах топлива и то, что бензиновые горелки, как правило, весят больше газовых.

Идеальным вариантом топлива для горелок будет бензин "Галоша". С другими бензинами, а так же керосином, растворителями и прочем топливе горелки гораздо быстрее засоряются и их приходится чистить гораздо чаще.

Расход бензина в походе около 100 мл. на человека в сутки.

Классифицируются:

а) по способу создания давления внутри емкости с топливом.

- Горелки с насосом (наиболее часто используемые бензиновые горелки).

- Горелки в которых давление создается путем нагрева бачка непосредственно от самой конфорки.

Горелки оснащенные насосом, как правило мощнее и удобней в розжиге и управлении. В комплекте идут сменные жиклеры под разные типы топлива и горелки будут работать практически на любом продукте перегонки нефти начиная от бензина и заканчивая солярой.

Горелки в которых давление создается путем нагрева бачка непосредственно от самой конфорки безопасно работают только на галоше или аналогах, в противном случае горелка может взорваться. Зато в следствии минимума движущихся деталей (одна-две) и полностью металлического исполнения, горелку такой конструкции сломать крайне сложно и служат они десятилетиями.

б) по материалу горелок, как и в газовых делятся на

-Сталь-Титан

в) по материалу насоса (в тех горелках, где он есть)

- Пластик

- Металл

Пластик гораздо легче, зато насосы из металла явно долговечнее.

Спор Газ vs Бензин решил так: летом использую газовые горелки, а зимой бензиновые.

3) Мультитопливные горелки

К этому типу я отнес бензиновые горелки, которые могут работать еще и на газе т.к. мультитопливная горелка, на мой взгляд, не способна заменить хорошую газовую горелку. Будет больший вес и повышенный расход газа, или опять таки придется меня жиклер.

Именно по этому я не рассматриваю их, как универсальный вариант, а только, как бензиновые горелки с дополнительной возможностью работать на газу.

Лучше, чем просто бензиновая горелка.

4) Спиртовки и таганки на сухом горючем.

Сразу скажу, что я такие горелки не понимаю. Вскипятить на них что то большее чем пол литра воды или приготовить еду - задача достаточна нетривиальная и занимает очень много времени.

На мой взгляд ниша подобных систем - только подогрев.

Мне они не нравятся и я их не использую.

На этом все. Спасибо за внимание!

Поделиться:

survivalpandas.blogspot.com

Вопросик по топливу для бенз. горелки

Димсон 31-03-2010 12:03

Прикупил на днях бензиновую горелку Ковея, подкупили небольшие габариты и цена + насадка-обогреватель в подарок :) В инструкции пишут " использовать очищенный белы бензин именуемый "калоша" " обошол все злачные места в городе, нет нигде калоши :) В связи с чем возник вопрос - а каким бензом можно еще заправлять, чтоб без нежелательных последствий для горелки?

хули ган 31-03-2010 13:09

калоша = нефрас с2-80-120

Димсон 31-03-2010 13:16quote:нефрас с2-80-120 а.... это чего?хули ган 31-03-2010 13:18

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0нефрас - нефтяной растворительв обычном хозмаге можно посмотреть - у нас калоша обычно не в каждом бывает/есть

теоретически, можно попробовать уайт-спирит или керосином (летом наверно нормально будет)

где-то встречал тест, в котором в примус заливали кроме собственно калоши почти все что горит или имеет отношение к нефтепродуктам:спирт, автобензин, керосин, ДТ, масло (горелку запустить не смогли)

теоретически - можно автобензином (попроще, типа АИ76 - АИ80), но т.к. много присадок - форсунка быстрее зашлаковывается

Димсон 31-03-2010 13:27

мля, я думал все будет проще... как со шмелем, его я топил и бензином зарведенным с маслов слитым со снегохода :)А разве высокооктановый бензин не чище низкооктанового?

Димсон 31-03-2010 13:29

а как на счет жидкостей для расстопки? Или там вобще зашлаковка будет пипец?

хули ган 31-03-2010 13:31

есть мнение, что на отечественном рынке весь бензин не выше аи80 - типа все заводы построены еще по древним советским гостам и что-то лучше в принципе не могут давать; а то что есть на заправке под видом аи95 и т.п. получают добавлением присадок

хули ган 31-03-2010 13:33

жидкости для растопки подходят для спиртовока вот в примус я бы поостерегся - уж лучше керосин или уайт-спирит

тем более что жидкости для растопки бывают на основе спирта (ИПС, метанол), а это быстрая смерть для прокладок (пока вроде не придумали спирто-бензостойких)

PS а разве в комплекте только одна форсунка под white-gas ? обычно вроде две идут - вторая под топливо "потяжелее"....

PPS возможно, промыть зашлакованную форсунку не такая большая проблема (в стационарных условиях, не в пути) - тогда и автобензин вариант

A-F-A 31-03-2010 13:36quote:Originally posted by Димсон:А разве высокооктановый бензин не чище низкооктанового? В наших условиях скорее наоборот. Почитайте про исследования топлива в "Автревю".Гриня 31-03-2010 13:46

1) выдрать нафиг микронный фильтр из сопла2) топить калошей, она же бензин растворитель БР, она же нефрас цифирки смотри вышеможно топить уайтспиритом, камрад дим 99 пользует на мср, полет нормальный3) если нет вышеперечисленного топить самым низкооктановым бензином какой есть, не забывая следовать инструкции и периодически дергать тросик

в наших реалиях высокооктановый получается путем добавления в низкооктановый антидетонирующих присадок.

Димсон 31-03-2010 13:46

ясно, ну я так понимаю что использовани не очищеного бензина "галоша", а например обычного АИ-80 чревато лишь более быстрым износом механизмов подачи топлива горелки из-за зашлаковки?

хули ган 31-03-2010 13:47

полуофф - цитата в пользу керосина:

Pkk (фото) | 2010-02-07 09:13Температура свободного горения керосина 825С, Если обеспечить приток кислорода в соотношении примерно 1/3, то керосин будет сгорать полностью и температура горения может достигнуть 2500. Металлические констр. материалы этого не выдержат, поэтому в совр. двигателях для снижения температуры используют соотношение керосин/кислород примерно 1/14, температура горения соответствнно снижается. Мощность реактивного двигателя, как вы знаете прямо пропорционально зависит от отношения температуры на компрессоре к температуре на выхлопе, так что есть смысл бороться за каждый градус, и у керосина перспективы огромные.Сейчас придут настоящие спецы и закидают меня помидорками, но в общем-целом, если жёстко не цепляться к терминам, всё обстоит именно так.Pkk (фото) | 2010-02-07 09:26Ну вот, сам нашёл первые помидорки-уточнения, - это цитата из умной книжки:"Если для полного окисления 1 кг керосина (для ВРД) требуется около 3,4 кг чистого кислорода, то, учитывая, что атмосферный воздух содержит лишь 23 % кислорода по массе, для полного окисления этого горючего требуется 14,8 кг воздуха, и, следовательно, рабочее тело, как минимум, на 94 % своей массы состоит из исходного атмосферного воздуха. На практике в ВРД, как правило, имеет место избыток расхода воздуха (иногда - в несколько раз, по сравнению с минимально необходимым для полного окисления горючего), например, в турбореактивных двигателях массовый расход горючего составляет 1 % - 2 % от расхода воздуха."http://russianplanes.net/ID16272

насколько я понял (весьма вероятно могу ошибаться - не спец нифига) - отличия между калошей и керосином с уайт-спиритом несколько разная летучесть (температура вспышки, кипения и т.д.), что может быть критично в зимних условиях; при плюсовых температурах разница вероятно не так велика - все равно ведь подогревается-возгоняется перед подачей в зону горения

Димсон 31-03-2010 13:57

я вот насчет уайтспирита как-то не совсем доганяю - он же жирный, от него же еще больше шлаков будет. Хотя может это мне такой попался.... я когда-то покупал уайтспирит в художественно салоне для того чтобы отмывать кисти и палитру от маслянных красок после рисования, так тот был прозрачный и ужастно вонючий. А вот недавно купил баночку в хозмагазине, так этот како-тожелтоватый, не такой вонючий и по тактильным ощущениям немного жирный...

Гриня 31-03-2010 14:07

черевато тем что в один прекрасный момент тросик не выдернешь

Дима говорит что сжег 5-7 литров вайт спирита без существенного нагара.

видимо по сравнению с соединениями железа и марганцца в автомобильном топливе остальное не смотрится.

основная разница между бензином и керосином в размере молекулы -температуре испарения(лучше горелку прогревать), большей вязкости и худшей диффузии паров, ну и видимо элементарных реакций побольше.

лучшее что есть в рунетеhttp://www.risk.ru/users/ice-age/3513/зы про иранскую горелку на веру не воспринимать.

Nomadic 31-03-2010 14:15

Насколько я знаю, у Ковеа есть только модели Booster(KB-0603-1) и Booster+1(KB-0603), из тех, что работают на жидком топливе.Так же как и моя горелка Primus Omnifuel эти горелки будут работать на бензине типа А-80 как и на уайт-спирите.(Хотя, конечно безусловно, что на "Калоше" работа предпочтительнее. Я "Калошу" покупаю на строительных рынках - в магазинах с ней не блеск).Хотя, безусловно, Ковея будет работать хуже, так как у нее нет сменных форсунок для разных вида топлива.Единственные негативы, которые могут возникнуть - это более частое засорение форсунки и более сильное закоксовывание нагревательной трубки, которой у Примуса нет.

Hunt70 31-03-2010 18:41

Пользуюсь Ковеа Booster+1 в основном на газу, но когда надо лью обычный 92-95 бензин, нагар после бензина есть, но не критичный(ничего не закоксовывалось). Всё чиститься :)

Димсон 01-04-2010 12:41

нашел таки я сегодня галошу :) 5л - 570р. х.з., сижу теперь думаю - литр бензы 20 р. литр калоши 114р. ...

dim99 01-04-2010 14:21

10л уайт-спирита брал за 400р :Pс керосина (осветительный) грязи больше

jake the Mad Russian 01-04-2010 23:18

Уважаемый Димсон, тема бензиновой горелки очень близка(летом, когда печку топить слишком жарко, готовлю исключительно на бензине(али костре)).Если позволите, вот некоторые сумбурные мысли:

Все, что работает на бензине(керосин/соляра, енто(в моем опыте)совсем другое дело),имеет две критически важные части :(1)Трубка/полость/что-либо, где бензин смешивается с воздухом в горячую смесь. (вкл.устройство это прочищать, тросик,проволочка, и др.).(2)Отверстие кое выпускает горючую смесь.Обе эти детали и подвергаются зашлакованнию, коксированию,и т.п.Выходов несколько-чистить(изготовив спец. инструмент заранее),заменять, или избегать сложности всего этого, используя более неубиваемые приборы.

Если Вам необходима крайняя компактность/легкость, то,к сожалению, за это приходится расплачиватся сложностью прибора... В таком случае, просто можно использовать его минимально, когда на своих двоих, с рюкзаком, альпинизм,и т.п.

Если имеется транспорт-собаки, снегоход,лодка, то проще разбиратся с дешевым/грубым прибором. У меня Колман(Coleman),о двух горелках. Представляет из себя чемодан, громоздкий и уродливый, хоть и нетяжелый. По-идее он тоже требует "белый бензин"(который в Аляске столько-же как и у Вас, пропорционально),но хрен им,годами гоняю на обычном, любой очистки. 4 года без смены генератора смеси/отверстия. Горючего через него перегнал немеренно, одна консервная операция чего стоит-14 литровых банок за раз(очень удобно иногда консервировать прямо на месте убивства/ловли/ягодособирания).С холодом тоже нормально, только в -40 и ниже нужно вынимать насос и греть в кармане.

В частности с Вашей горелкой не знаком, увы.В прошлом, когда были походы/туризм вместо выживания, возился с различными, без особого толку. Все надежное, конечно,очень дорого(как multi-fuel MSR,например),и возни не намного меньше.

dim99 02-04-2010 05:17

Наш бензин есть гадость.

jake the Mad Russian 02-04-2010 07:06quote:Наш бензин есть гадость.

А это даже (почти)хорошо-таким образом человек на чеку, готов к разборам со снаряжением, не ожидает чуда. Главное чтоб была стратегия выработанна:Кишечки из генераторной трубки можно было б вынуть/почистить, и была б чистилка правильного размера для отверстия(узнать у производителя точный размер, и спросить у знакомых сварщиков, нет-ли такой у них для прочищения отверстия в резаке?).На всякую хитрую гадость вполне может быть и свой растворитель с винтом-может, и разбирать не придется?

Бензин он часто непонятный. Зимой,когда у нас света по 3-4 часа в день, приходилось повозится с лампами. На их генераторы гадость особенно пагубно влияет, сразу сказывается на кол-ве света. Разбирал/собирал почти каждый день, потому и философия такая выработалась-знай, мол,свое оружие, все равно придется возится, и хорошо еще если не в темноте да на морозе...

Если у Вас в живых держатся более чувствительные приборы-4-ех тактные малогабаритные Хонды, скажем,или иньекторы на авто. двигателях,то горелка должна катить. Только вот фактор починяемости хорошо хоть какой иметь, потому как даже самый из дорогих/надежных приборов рано али поздно откажет-энтропия, что попишешь...

guns.allzip.org

Починка и эксплуатация мультитопливной горелки

Все-таки, удивительный я человек 

— не перестаю себе удивляться.

       Мультитопливную горелку Primus MF3288 мы приобрели в 2008 году перед велопоездкой в Турцию. С тех пор я регулярно ей пользовался не отдавая себе отчет «как оно работает». И только через 4 года, когда горелка сломалась, я с трепетом прикоснулся к основам примусологии. Дальнейшая инфа есть фиксацией полученных результатов для нас и потомков.

       Итак, в процессе подготовки к Испании, решено было почистить горелку от сажи и вообще. Почистил, заправил бензином "Калоша" и … бензин загорался и быстро тух, несмотря на полностью открученный вентиль. Тут надо вкратце рассказать принцип работы такой горелки.

       В баллоне с бензином, насосом создается давление. Бензин поступает в изогнутую над горелкой трубку (рис. 1). Там (поскольку трубка над огнем) бензин испаряется и из форсунки вылетают горючие испарения. Вот они-то (а не жидкий бензин) и горят и разбиваясь о рассекатель делают «конфорку».

Рис. 1. Принцип работы горелки на жидком топливе. Взято из статьи «Мультитопливная правда» http://life.ice-age.ru/?p=110

       Чтобы запустить горелку надо напустить немного жидкого бензина в чашечку горелки (там для этого еще стеклоткань есть) и поджечь. Когда трубка предпрогрева нагреется, горелка начнет шипеть-сипеть – это значит начался процесс испарения бензина. Тогда откручиваем вентиль подачи топлива и настраиваем нужный уровень мощности горения.

       Так вот, горелка не хотела работать. Бензин начинал поступать, трубка прогревалась, горелка выходила на рабочий режим и через полминуты тухла при этом успевая изрядно закоптиться. Многократная прочистка трассы ничего не давала. За неимением лучшей версии я стал грешить на качество топлива. 

       Не буду вас томить, — проблема оказалась в бензине-Калоша производства АТ «Укрнафта», м. Кременчуг. Розфасовано ТОВ НВК „Запоріжавтопобутхім”, м. Запоріжжя. Это он так чадил, что моментально закоксовывал форсунку. Кто бы мог подумать, ведь горелка расчитана на бензин, керосин и даже дизель купленные в жопах мира. Выходит, что очищенный бензин по 18 грн за 0.6 литра (525 гр.) производства АТ «Укрнафта» хуже? 

       Чтобы все-таки запустить горелку, а на тот момент «забрало у меня уже упало», решено было не поскупиться и скормить ей спирт (помнится в велопоходе по Турции мы тоже запускали ее на спирте и она нормально работала).

        Со спиртом история повторилась: горелка разогревалась, выходила на режим и тухла, разве что без копоти и вони. Нормальных объяснений у меня не нашлось, поэтому решено было все списать на Людмилу. Спирт хранился в Людмиле долго и возможно выветрился, поэтому пары спирта отказывались гореть.

       Только с третьего захода мне удалось купить достойное топливо: бензин "калошу" производства ТОВ «Алекспром», фасовки ТОВ «Кіровоградпостач», м. Кіровоград. Горелка запустилась с полпинка и практически не коптила.

   

Было решено воспользоваться победой и поставить серию опытов на тему „за сколько закипает поллитра воды при разных ухищрениях”. Об этом в следующей части.

Post scriptum

«Ерунда — калоши. Не в калошах счастье», 

— подумал пес, — «но личность выдающаяся.»

М. Булгаков. Собачье сердце.

       Когда уже верстался номер, наше внимание привлек материал из Википедии.

       Бензин Калоша

       Бензин-растворитель для резиновой промышленности БР-1 «Галоша» (ГОСТ 443-76) (или его аналог — нефтяной растворитель Нефрас С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92)) — представляет собой легкокипящую фракцию деароматизованного бензина прямой перегонки малосернистых нефтей. Относится к группе бензинов-растворителей.

       На сегодняшний день, в связи с отменой ГОСТа 443-76, «Бензин Калоша» и «Бензин Галоша» являются товарными наименованиями Нефраса С2-80/120.

       Применяется в резиновой промышленности, а также для разрежения красок, эмалей, обезжиривания поверхностей, предназначенных для склеивания. Также находит применение в органической химии, в процессе экстракции. Возможно использование данного вида бензина в качестве топлива для каталитических грелок, рекомендуется в качестве топлива для бензиновых паяльных ламп и туристических горелок.

       При внимательном рассмотрении, на плохой „калоше” мы обнаружили ГОСТы — технические условия: ТУ У 748-33610760-001:2005, ТУ У 23.2-00152307-004:2009, а также надпись: „нефрас 80/120”. На хорошей „калоше” значились ТУ У 24.3-00904996.01-2003. При этом все ТУ на бутылках, а также те, что были приведены в статье из Википедии были разные.

       Спрашивается, как покупателю отличить хороший продукт, если под названием „калоша” можно продавать хоть ослиную мочу типа „нефрас”? Оно бы и ладно, коли уж прогрессу не стоится на месте. Но хоть бы оно горело нормально!

«Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Но я спрашиваю: почему это, когда началось, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? ... Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош. Ничего похожего! На нем есть теперь калоши и эти калоши… мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года. Спрашивается, — кто их попер? ... Это сделали вот эти самые, певуны! Да хоть они бы снимали их на лестнице!»

М. Булгаков. Собачье сердце.

Следующая часть. Эксплуатация горелки

       Обсуждая с камрадами кухонные принадлежности в Испанию, а мы собираемся 7 из 9-ти дней провести в палатке и готовить на горелке заправленной местным бензином, я отстаивал такой режим питания и, соответственно, набор котелков-кастрюлек и полуфабрикатов при котором на нашу горелку будут возлагаться минимальные надежды.

Столь спартанский подход продвигался, во-первых, по причине общей идеологии минимализма; во-вторых, потому что на момент дискусии мы уже располагали результатами опытов на тему:

„За сколько закипает поллитра воды при разных ухищрениях”

       Итак, целью опытов было определить скорость получения кипятка на горелке, а также возможности ускорения сего процесса.

       Условия:

• Кипятилось всегда одинаковое колличество холодной воды из под крана — 500 мл, отмеряемое мерным стаканчиком.

• Внешенюю среду имитировал застекленный балкон с открытым на проветривание окошком, что создавало движение воздуха „как на природе в штиль”.

• Был залит „полный бак” правильного бензина-калоши ТОВ «Алекспром» и горелка выведена на рабочий режим: шумит, пламя разбивается о рассекатель.

• Для тех кто любит точность во всем: секундомером выступали часы мобильного без секунд. Поэтому возможна погрешность в пределах минуты.

       Первой на огонь была поставленна кастрюлька с крышкой „Татонка” подаренная некогда Люсе Ростиком. Результат до закипания: 22 мин. По-чесному, через 22 мин! эти несчастные поллитра даже и не закипели по-настоящему. Поверхность воды начала дымить (но не бурлить) и со дна массово начали подниматься бульбашки.

       Вторым лотом было кипячение воды в столь популярной среди читателей кружке „Татонка” без крышки. Результат „убийственный”: 22 мин. И тоже не до полноценного закипания.

Надо было что-то предпринять.

       Решено было внести такие улучшения:

• добавить давления в баке путем дополнительных 20-30 качков насосом;

• накрывать кружку крышкой вырезанной из толстой фольги ветроэкрана;

• остатки ветроэкрана также использовать по назначению закрывая пламя от „ветра” на балконе;

• активно задействовать „тонкую подстройку” с помощью вентиля подачи топлива.

       Критерии сформировались интуитивно:

а) добиваться максимально возможного шума, что на наш взгляд, было признаком увеличения мощности.

б) регулировать так, чтобы держать руку на определенной высоте над пламенем становилось невозможно.

       Итог: со всеми „улучшениями” кружка накрытая крышкой закипела за 13 мин., что, забегая вперед, является лучшим результатом.

       Еще одну кружку мы вскипятили с закрытой крышкой, но не играясь с вентилем, а открутив его по полной! Результат: 15 мин.

       На основе проделанного анализа мы можем предложить такие

практические выводы:

       Скорость закипания НЕ зависит от типа посуды: ширины дна и поверхности испарения. Сильное (полное) откручивание вентиля подачи топлива не дает сколь-нибудь видимого увеличения пламени или прироста мощности.

       Увеличения скорости закипания можно добиться регулировкой подачи топлива, оценивая мощность горения:

- на слух: чем больше шум, тем больше мощность;

- тактильно — рукой над пламенем.

Визуально, по форме пламени, определить мощность горения у нас не получалось.

       Как показали опыты, на скорость закипания заметно влияет накрывание крышкой. Вместе с тем, есть мнение (ничем не подтвержденное), что процесс кипения зарождается на дне кружки и накрыта она сверху или нет — не так важно.

       Ну и чтобы окончательно развенчать мультитопливную горелку мы решили провести показательные соревнования газовых горелок (рис. 3). Для чистоты эксперимента были взяты одинаковые газ.баллоны и одинаковые „Татонки”.

Рис. 3. Сектор газа. 

Слева — горелка Kovea, моя, старинная, купленная еще в Днепропетровске 13-14 лет назад. Вес: 198 гр. 

Справа: тоже Kovea приподнесенная мне Белым по случаю ДР пару лет назад и позицинирующаяся, как очень легкая: 94 гр.

Рис. 4. Торжество газа. Чисто. Быстро. Тихо.

       Результат на заставил себя ждать. Старинная Kovea закипятила 500мл воды за 4 минуты. Суперлегкая Kovea — за 6 минут. Для сравнения, электрочайник Tefal Vitesse справился с этой работой за 1 минуту.

Рис. 5. Через 4-ре минуты после запуска.

 

Заключение

       Жидкое топливо по сравнению с газом обладает всего одним достоинством — его по можно купить на любой АЗС по более-менее ожидаемой и невысокой цене. На этом достоинства заканчиваются (высокогорные нюансы мы не рассматриваем). Однако, то обстоятельство, что газ запрещено провозить в самолетах, да и в любом общественном транспорте, делает использование мультитопливных горелок почти безальтернативным. как минимум там, где есть авиаперелет и/или проход таможни. Исключением могут быть поездки туда, где можно легко приобрести газовые баллоны нужной системы (epi-gas). Хотя даже в европейской Испании, решено было не тратить время на поиски туристического магазина, а взять мультитопливо.

       Таким образом, расширяя ареал наших путешествий нам остается принять и морально приготовиться к тому, что при использовании мультитопливной горелки нести придется больше и ждать дольше.

Таблица „скоростей и весов”:

№ | Устройство | Вес, гр. | Время закипания 500 мл воды, мин.

1) Электрочайник | 896 | 1

2) горелка Kovea, старинная | 198 | 4

3) горелка Kovea, «суперлегкая» | 94 | 6

4) Мультитопливная горелка Primus MF3288 на бензине «калоша» | 352 | 13.

tour-around-world.blogspot.com

Ликбез по горелкам - survivalpanda

Решил написать статью, которая как бы обобщает опыт использования горелок различных систем и разновидностей и заодно позволит их классифицировать.

Тут, как в биологии, все будет делиться на виды, подвиды, классы и т.п.

Итак, царство Горелки делятся на виды:

1) Газовые горелки

В газовых горелках, как не трудно догадаться, топливом служит сжиженный газ под давлением, продающийся в баллонах.

В РФ в основном встречаются 2 типа баллонов: цанговый "дихлофосный" и резьбовой баллон стандарта epi-gas. Так же существует огромное количество переходников между стандартами баллонов. На фото переходник с цангового баллона на резьбовой стандарт.

К плюсам газовых горелок можно отнести удобство использования.

Регулировка огня легкая и в широких пределах. При работе нет посторонних запахов. Купить газовые баллоны проблем нет

К минусам можно отнести плохую работу зимой (ниже -15) и запрет на перевозку таких баллонов в самолетах и поездах, а на месте их купить не всегда возможно.

Сколько же газа надо брать с собой в поход? В теплое время года я исхожу примерно из 60 грамм на человека в сутки.

Классифицировать газовые горелки можно по нескольким признакам:

а) по способу крепления баллона

Накручивающиеся горелки

Шланговые горелки

Накручивающиеся горелки компактнее (обычно баллон + такая горелка укладываются в котелок) и меньше весят, чем шланговые.

Зато шланговые устойчивее и ими удобнее управлять. Котелок установленный на шланговую горелку будет ниже по высоте, чем такой же котел на наркручивающейся, его труднее опрокинуть и ветрозащита требуется меньших размеров

В данном случае сказать, что лучше\что хуже нельзя, но по опыту: горелки насадки хороши для небольших котелков до литра. Если нужен больший объем воды то я предпочту шланговые горелки на ножках.

Маленькую титановую горелку-насадку 50 грамм весом можно взять в качестве запасной\аварийной горелки в компанию к большой шланговой.

б) по материалу изготовления:

Сталь

 Титан

Титановые горелки легче, но при этом значительно дороже своих стальных собратьев. Я предпочитаю титан.

в) по наличию или отсутствию трубки подогрева топлива

Трубка предварительного прогрева позволяет работать горелке на перевернутом баллоне, что дает возможность: во-первых использовать ее в более холодных условиях и во-вторых выжигать баллон до последней капли газа. На мой взгляд горелки оснащенные системой прогрева предпочтительней.

Персональные системы приготовления пищи в большинстве своем тоже газовые.

 Их я бы хотел вынести за скобки т.к. работа этой системы - совокупность горелки и радиаторного котелка, который позволяет увеличить скорость закипания и уменьшить расход газа на 30%.

Такие системы идеально подходят для быстрого кипячения воды и использования сублиматов. Любителям питаться в походе быстро, советую обратить на такие системы самое пристальное внимание.

2) Жидкотопливные горелки на бензине и пр. продуктах перегонки нефти.

Основной конкурент газовых горелок. Сколько холиваров было, сколько копий сломано, но однозначного ответа, что же лучше, нет и до сих пор.

К плюсам можно отнести доступность топлива и хорошую работу в мороз.

К минусам можно отнести необходимость розжига и прогрева горелки, запах топлива и то, что бензиновые горелки, как правило, весят больше газовых.

Идеальным вариантом топлива для горелок будет бензин "Галоша". С другими бензинами, а так же керосином, растворителями и прочем топливе горелки гораздо быстрее засоряются и их приходится чистить гораздо чаще.

Расход бензина в походе около 100 мл. на человека в сутки.

Классифицируются:

а) по способу создания давления внутри емкости с топливом.

- Горелки с насосом (наиболее часто используемые бензиновые горелки).

- Горелки в которых давление создается путем нагрева бачка непосредственно от самой конфорки.

Горелки оснащенные насосом, как правило мощнее и удобней в розжиге и управлении. В комплекте идут сменные жиклеры под разные типы топлива и горелки будут работать практически на любом продукте перегонки нефти начиная от бензина и заканчивая солярой.

Горелки в которых давление создается путем нагрева бачка непосредственно от самой конфорки безопасно работают только на галоше или аналогах, в противном случае горелка может взорваться. Зато в следствии минимума движущихся деталей (одна-две) и полностью металлического исполнения, горелку такой конструкции сломать крайне сложно и служат они десятилетиями.

б) по материалу горелок, как и в газовых делятся на

-Сталь

-Титан

в) по материалу насоса (в тех горелках, где он есть)

- Пластик

- Металл

Пластик гораздо легче, зато насосы из металла явно долговечнее.

Спор Газ vs Бензин решил так: летом использую газовые горелки, а зимой бензиновые.

3) Мультитопливные горелки

К этому типу я отнес бензиновые горелки, которые могут работать еще и на газе т.к. мультитопливная горелка, на мой взгляд, не способна заменить хорошую газовую горелку. Будет больший вес и повышенный расход газа, или опять таки придется меня жиклер.

Именно по этому я не рассматриваю их, как универсальный вариант, а только, как бензиновые горелки с дополнительной возможностью работать на газу.

Лучше, чем просто бензиновая горелка.

4) Спиртовки и таганки на сухом горючем.

Сразу скажу, что я такие горелки не понимаю. Вскипятить на них что то большее чем пол литра воды или приготовить еду - задача достаточна нетривиальная и занимает очень много времени.

На мой взгляд ниша подобных систем - только подогрев.

Мне они не нравятся и я их не использую.

На этом все,спасибо за внимание!Другие мои статьи и обзорыhttp://survivalpandas.blogspot.ru

survivalpanda.livejournal.com