Бензиновое дежавю: почему топливо на АЗС не спешит дешеветь. Бензин дежавю


Бензиновое дежавю - Казахстан: статьи

И снова АЗС страны в ожидании повышения стоимости бензина. Причиной тому стал банальный топливный дефицит. Автовладельцы в ряде регионов страны заправляются по талонам.

19 августа 2014 в 12:01, просмотров: 2136

 В то время как представители Казахстанской топливной ассоциации обвиняют единого национального оператора ТОО “КазМунайГаз Онiмдерi” (КМГО) в том, что он не обеспечивает страну горючим, последние утверждают, что в возникшей ситуации виноваты частные участники рынка, которые сдерживают товар в ожидании повышения предельных розничных цен

Ботагоз Омар

Уже на протяжении последних нескольких лет в одно и то же время в преддверии уборочной в Казахстане начинается настоящий бензиновый коллапс. Не стал исключением и этот год. Первая волна об отпуске популярных видов бензина в ограниченном количестве прокатилась по южной столице, затем - по Уральску и Костанайской области.

Еще 1 августа представители Казахстанской топливной ассоциации (КТО) заявляли, что КМГО не справляется с объемами нефтепродуктов, которые закупаются у российских производителей.

Кроме того, еще одной причиной топливного кризиса они считают отсутствие регулирования оптового рынка. Предельные цены на пистолете устанавливаются только для розничных реализаторов, оптовики в этом плане могут действовать более раскованно. Так как АЗС не могут работать себе в ущерб, и возникают проблемы с обеспечением рынка.

В некоторых столичных АЗС бензин АИ-92, в отличие от проблемных регионов, есть в наличии, но отпускается только по пять литров на один автомобиль.

В то время, как, заверили в КМГО, тотального дефицита бензина в Казахстане нет. По данным компании, фактический объем ввоза бензина из РФ в Казахстан в июне-июле составил 43,2 тысячи тонн.

Представители компании считают, что одной из вероятных причин дефицита бензина на розничном рынке Казахстана является сдерживание реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен на рынке Казахстана.

Текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах по состоянию на 15 августа составляют: в Алматы и Алматинской области - 20 050 тонн, Западно-Казахстанской - 2427 тонн, Костанайской - 8946 тонн.

“Вышеуказанных запасов бензина марки АИ-92 достаточно для обеспечения потребностей этих регионов в течение 7-10 дней. Учитывая, что ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ Казахстана составляет 5,5-5,8 тысячи тонн, оснований для возникновения тотального дефицита в республике нет”, - говорится в сообщении компании.

В августе планируют поставить 10 тысяч тонн АИ-92, 15 тысяч тонн дизельного топлива и пять тысяч тонн АИ-95.

“Относительно текущей ситуации по дефициту нефтепродуктов в определенных регионах Казахстана в городах Уральске, Кокшетау, Костанае и Алматы сообщаем, что наблюдается значительный рост реализации в сети АЗС “КазМунайГаз” в связи с приостановлением продаж определенных видов топлива на частных АЗС”, - отметили в официальном сообщении КМГО.

Что касается обещанной модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, о которых говорится в государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010-2014 годы, то, по данным главного энергетического ведомства страны, она завершится в 2016 году.

Как говорил в апреле, выступая на правительственном часе в мажилисе, экс-министр ныне преобразованного Министерства нефти и газа Узакбай Карабалин, для комплекса ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в 2013 году доставлено все необходимое оборудование, предприятие начнет работать во втором полугодии 2014 года.

По проекту модерни¬за¬ции Павлодарского неф¬те¬хи¬мического завода за¬клю¬чен контракт на первый этап работ с компанией Rominserv, продолжается организация финансирования проекта. По Шымкентскому НПЗ одобрена стратегия ускоренной реализации проекта и перехода на инвестиционный этап, приняты решения по выбору генерального подрядчика и схеме финансирования, а также начаты строительные работы.

Ожидается, что после модернизации трех казахстанских НПЗ в 2017-2022 годы республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом и авиакеросином по стандартам Евро-4 и Евро-5.

Пока при прогнозируемом потреблении, равном 4,168 миллиона тонн, отечественные НПЗ в этом году могут произвести не менее 2,885 миллиона тонн бензина. Таким образом, импортируется не менее 1,2 миллиона этого вида топлива.

Аналогичная картина складывается и по дизельному топливу: при потреблении 4,946 миллиона тонн в республике будет произведено 4,194 миллиона. Поэтому импорт дизтоплива, как ожидается, составит не менее 750 тысяч тонн.

Астана

mk-kz.kz

БЕНЗИНОВОЕ ДЕЖАВЮ » Информационно аналитический центр

С наступлением осени возник дефицит бензина, вместе с ползучим ростом цен и накалом страстей. Из года в год повторяющаяся проблема вновь оказалась для правительства абсолютно неожиданной. Дежа вю продолжается, но теперь в более худшем варианте.

На этот раз на АЗС в недостатке оказался не только Аи-92, пропали и более дорогие марки бензина: Аи-95 и Аи-98. Отсутствие АИ-95 и АИ-98 стало явным индикатором того, что ситуация на рынке ГСМ отнюдь не благополучная (как ее охарактеризовали в Минэнерго). Однако чиновники утверждали, что о дефиците топлива говорить нельзя, а сложившаяся ситуация обусловлена... его небольшой нехваткой и пообещали стабилизацию в октябре. Не случилось.

Теперь в министерстве энергетики ожидают стабилизации ситуации и даже удешевления бензина АИ-92 во второй половине ноября. Но последнее, пожалуй, из области ненаучной фантастики. Особенно учитывая, что, во-первых, власти намерены бороться с дефицитом продолжением импорта бензина из России (где его стоимость выше казахстанской, а, значит, цены продолжат своё ралли). Во-вторых, модернизация НПЗ проводится в основном на заемные средства, которые надо отдавать  и отдавать с процентами. 

Пока же средняя цена по республике на АИ-92 в январе составлявшая 135 тенге за литр, в сентябре достигла 150 тенге и продолжает расти.

Несмотря на то, что официально в казахстанской структуре стоимости бензина около 60% приходится на долю сырой нефти, 15% - на налоги, остальное  на переработку, транспортировку и т.д.,  дело не в нефтяных котировках. Рост цен на топливо, сопровождающий его дефицит, породила неспособность отечественных НПЗ обеспечить потребности внутреннего рынка. 

Необеспеченный – до 40% – производством спрос удовлетворяется за счет российских поставок. Поэтому независимо от того растут ли мировые цены на нефть или падают, бензин в республике продолжает дорожать. Так, в мае 2008 года, когда баррель нефти Brent стоил 120 долларов, литр Аи-92 на АЗС отпускался за 87 тенге. В октябре 2013 года это соотношение составило 107  долларов и 115  тенге. Сейчас, при стоимости барреля 57-58 долларов, литр Аи-92 на АЗС обходится от 158 до 164 тенге. Цена на бензин  определяется его ценой в России. 

Конкуренции, способной сбивать цены на топливо в стране, нет. Также нет и  внятной государственной антимонопольной и ценовой политики. Контроль над более чем 80% оптового рынка нефтепродуктов позволяет пяти крупным – ТОО «Petrosun», АО «КазМунайГаз-Переработка Маркетинг», ТОО «Petroleum Operating», ТОО «Саутс-Ойл», «Litasco SA»– компаниям формировать на нем выгодные для себя цены. Большое количество независимых участников, безусловно, изменило бы многое на топливном рынке страны. 

Мина топливного дефицита была заложена еще летом. Тогда оптовые цены на границе повысились с 517 до 560-586 долларов за тонну и трейдеры, опасаясь возбуждения административных дел и штрафов за якобы ценовой сговор (соглашение о том, что «обоснованный импорт и обоснованные цены не будут интерпретироваться как ценовой сговор» Министерство энергетики и антимонопольное ведомство подписали только 4 октября), сократили импорт дорогого российского бензина с  ежемесячных 90 тыс тонн до 35-50 тыс тонн. Плюс к этому «коррекция» курса доллара (с 314 до 340 тенге) к национальной валюте, давшая рост цены импортируемого бензина на границе со 160 тысяч до почти 200 тысяч тенге за тонну. Подсуетились и некоторые нефтебазы и  АЗС, ограничившие реализацию бензина в ожидании роста цен на него. 

Положение усугубила утвержденная еще в мае остановка на плановый ремонт в сентябре–октябре двух  НПЗ – в Атырау и Павлодаре. Зная о предстоящих плановых ремонтах этих заводов можно просчитать необходимые объемы горючего, завезти их в соответствующие регионы. Как видим все было известно, но избежать топливного кризиса, увы, опять не удалось.

Дефицит нефтепродуктов и рост цен на них заставили руководство страны искать виновных. За невыполнение своих обязанностей министру энергетики Канату Бозумбаеву объявили выговор, вице-министра энергетики Асета Магауова и вице-президента АО НК «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева освободили от занимаемых должностей. Это подействовало. Через два дня после правительственного совещания бензин вернулся почти на все автозаправки страны.

Вернулись и обещания  бензинового изобилия после завершения затянувшейся модернизации заводов. По словам главы энергетического ведомства Каната Бозумбаева, «к середине 2018 года мы должны будем стать страной, которая сама себя обеспечивает всеми необходимыми продуктами нефтепереработки. И это впервые за наши годы независимости». 

На фоне невеселой реальности в эту картину радужных перспектив верится с трудом.  Тем более, что, по оценке министерства энергетики, профицит на топливном рынке страны  сохранится до 2022-2023 годов, а дальше… вновь дефицит и всё по новому кругу?

Ни отставка двух топ-менеджеров, ни чудесным образом совпавшее с последовавшими крупными – 100 тыс тонн– закупками российского топлива падение курса доллара (позволившее снизить оптовые цены на импортируемые нефтепродукты) проблем на топливном рынке страны не решают. Депутаты назвали борьбу правительства с дефицитом бензина «суетой в режиме проснувшегося пожарного, когда все двигаются, что-то тушат, а результата практически нет, пока пожар сам не потухнет». 

Причины сложившейся на топливном рынке страны ситуации не в отдельных нерадивых чиновниках и валютных курсах, а неэффективном управлении добычей и переработкой нефти в целом, в отсутствии прозрачности во всей цепочке оборота нефти (от ее производства до реализации нефтепродуктов), что позволяет узкому кругу заинтересованных лиц получать дополнительную прибыль. 

Вместо декларативных заявлений, административных рокировок, поиска «заговорщиков» на топливном рынке властям следовало бы заняться изменением ориентированной на экспорт сырья налоговой системы. В частности, для стимулирования загрузки отечественных НПЗ отменить НДС  на поставляемую на них нефть и ввести этот налог на экспортируемое сырье. Ввести плавающую ставку акциза, которая бы автоматически снижалась в период высоких нефтяных цен и повышалась в период низких. Для поддержания желаемого уровня цен и регулирования их путем товарной интервенции создать стратегические запасы нефти и нефтепродуктов. 

Сегодня Казахстан, ежегодно  добывающий почти 80 млн. тонн нефти, не может обеспечить себя необходимым объемом ГСМ. И это понятно. Своими энергоносителями республика, прежде всего, обеспечивает спрос на международном рынке, а потребности же своего топливного рынка удовлетворяет по остаточному принципу.

 

Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter

cc-sauran.kz

Бензиновое дежавю

Ботагоз Омар И снова АЗС страны в ожидании повышения стоимости бензина. Причиной тому стал банальный топливный дефицит. Автовладельцы в ряде регионов страны заправляются по талонам. В то время как представители Казахстанской топливной ассоциации обвиняют единого национального оператора ТОО “ҚазМұнайГаз Өнiмдерi” (КМГО) в том, что он не обеспечивает страну горючим, последние утверждают, что в возникшей ситуации виноваты частные участники рынка, которые сдерживают товар в ожидании повышения предельных розничных цен Уже на протяжении последних нескольких лет в одно и то же время в преддверии уборочной в Казахстане начинается настоящий бензиновый коллапс. Не стал исключением и этот год. Первая волна об отпуске популярных видов бензина в ограниченном количестве прокатилась по южной столице, затем - по Уральску и Костанайской области. Еще 1 августа представители Казахстанской топливной ассоциации (КТО) заявляли, что КМГО не справляется с объемами нефтепродуктов, которые закупаются у российских производителей. Кроме того, еще одной причиной топливного кризиса они считают отсутствие регулирования оптового рынка. Предельные цены на пистолете устанавливаются только для розничных реализаторов, оптовики в этом плане могут действовать более раскованно. Так как АЗС не могут работать себе в ущерб, и возникают проблемы с обеспечением рынка. В некоторых столичных АЗС бензин АИ-92, в отличие от проблемных регионов, есть в наличии, но отпускается только по пять литров на один автомобиль. В то время, как, заверили в КМГО, тотального дефицита бензина в Казахстане нет. По данным компании, фактический объем ввоза бензина из РФ в Казахстан в июне-июле составил 43,2 тысячи тонн. Представители компании считают, что одной из вероятных причин дефицита бензина на розничном рынке Казахстана является сдерживание реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен на рынке Казахстана.

Текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах по состоянию на 15 августа составляют: в Алматы и Алматинской области - 20 050 тонн, Западно-Казахстанской - 2427 тонн, Костанайской - 8946 тонн. “Вышеуказанных запасов бензина марки АИ-92 достаточно для обеспечения потребностей этих регионов в течение 7-10 дней. Учитывая, что ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ Казахстана составляет 5,5-5,8 тысячи тонн, оснований для возникновения тотального дефицита в республике нет”, - говорится в сообщении компании. В августе планируют поставить 10 тысяч тонн АИ-92, 15 тысяч тонн дизельного топлива и пять тысяч тонн АИ-95. “Относительно текущей ситуации по дефициту нефтепродуктов в определенных регионах Казахстана в городах Уральске, Кокшетау, Костанае и Алматы сообщаем, что наблюдается значительный рост реализации в сети АЗС “КазМунайГаз” в связи с приостановлением продаж определенных видов топлива на частных АЗС”, - отметили в официальном сообщении КМГО. Что касается обещанной модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, о которых говорится в государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010-2014 годы, то, по данным главного энергетического ведомства страны, она завершится в 2016 году. Как говорил в апреле, выступая на правительственном часе в мажилисе, экс-министр ныне преобразованного Министерства нефти и газа Узакбай Карабалин, для комплекса ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в 2013 году доставлено все необходимое оборудование, предприятие начнет работать во втором полугодии 2014 года. По проекту модернизации Павлодарского нефтехимического завода заключен контракт на первый этап работ с компанией Rominserv, продолжается организация финансирования проекта. По Шымкентскому НПЗ одобрена стратегия ускоренной реализации проекта и перехода на инвестиционный этап, приняты решения по выбору генерального подрядчика и схеме финансирования, а также начаты строительные работы. Ожидается, что после модернизации трех казахстанских НПЗ в 2017-2022 годы республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом и авиакеросином по стандартам Евро-4 и Евро-5. Пока при прогнозируемом потреблении, равном 4,168 миллиона тонн, отечественные НПЗ в этом году могут произвести не менее 2,885 миллиона тонн бензина. Таким образом, импортируется не менее 1,2 миллиона этого вида топлива. Аналогичная картина складывается и по дизельному топливу: при потреблении 4,946 миллиона тонн в республике будет произведено 4,194 миллиона. Поэтому импорт дизтоплива, как ожидается, составит не менее 750 тысяч тонн.

Астана

news.ivest.kz

Бензиновое дежавю: почему топливо на АЗС не спешит дешеветь. И почему АМКУ по-прежнему «смотрит не туда»

В конце августа премьер-министр Арсений Яценюк заявил о необходимости проверить объективность цен на основные виды автомобильного топлива в Украине. Буквально на следующий день Антимонопольный комитет выдал рекомендацию «снизить цены до уровня, который бы существовал в условиях конкуренции». Такой сценарий, по мнению эксперта Сергея Куюна, очень напоминает манеру общения с топливным рынком при прежней власти.

В последнее время ощущение дежавю преследует все чаще. Уж очень много чего возвращается из той, казалось бы, прошлой жизни. Например, последняя «бензиновая двухходовка», которая постоянно использовалась при прежнем режиме. 

Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую рекомендацию. А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc»

Ну, во-первых, какой еще должна быть конкуренция, если на украинском рынке нефтепродуктов более десяти сетей с количеством станций свыше 100 единиц? А сколько мелких и одиночных АЗС – не сосчитать. В любой европейской стране вряд ли найдется более 6-7 торговых марок, из которых 4-5 – транснациональные игроки, такие как Shell, BP, Total, Statoil и т.д.

Во-вторых, в перечне сетей, которым рекомендовано снизить цены до «рыночного» уровня, множество различных ошибок. Юрлица, владеющие сетями, идут вперемешку с брендами, формы собственности извращены. Среди них также упоминается ООО «Веста-Сервис», которое уже года четыре не ведет операционной деятельности на рынке, сдавая свою сеть в аренду операторам, работающим совершенно под другими торговыми марками.

Все это говорит о том, что новые чиновники АМКУ – а его состав, напомню, недавно был переформатирован полностью – пока решили работать по старинке. Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую «рекомендацию». А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc».

Но главная проблема – не в этом. Украинские антимонополисты всегда развивают активность лишь в периоды высоких цен, которые срочно необходимо снижать. В этом основное отличие нашей, безусловно, очень нужной антимонопольной службы от европейских коллег. И можно с уверенностью утверждать, что именно это отличие приводит к перекосам топливного рынка, который часто не оправдывает ожидания общественности и чиновников. В том числе и в такой период, как сегодня, когда цены на украинских заправках пусть и медленно, но ползут вниз следом за обвалившейся нефтью.

Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена – это сигнал об отсутствии в ней налогов

В цивилизованном мире принято следить за справедливостью конкуренции, что приводит к процветанию. Такой лозунг даже начертан крупными буквами в офисе АМКУ в Киеве. Но что же происходит в отечественной реальности? От каждого нового директора местного отделения Shell то и дело приходится слышать, что такой разницы в ценах, как в Украине, нет больше нигде.

«В Европе все торгуют по единым ценам, потому что покупают в одних и тех же местах, платят одинаковые налоги, несут одни и те же затраты. В Украине все то же самое, только разница в ценах на АЗС может достигать 15%. Это невероятно!» – примерно так звучит праведный гнев от представителей зарубежного топливного ритейла. Удивительно это выглядит еще и потому, что 15% – это, как правило, недосягаемый уровень торговой наценки в этом бизнесе. Иными словами, если кто-то торгует дешевле Shell на 15%, он торгует без прибыли. Таких на украинском рынке – половина заправок. Кто-то верит, что они продают бензин и дизтопливо без прибыли?

Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить.

Теперь понятно, откуда такая разница в ценах? Необязательно не платить с каждого литра, можно не платить с каждого третьего, но и тогда преимущество будет колоссальным. И это позволяет забирать продажи у того, кто платит казне сполна. И это называется недобросовестная конкуренция, с которой, прежде всего, должен бороться Антимонопольный комитет. Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена – это сигнал об отсутствии в ней налогов.

Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить

По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в 2015 году теневой рынок бензина и дизтоплива унесет из бюджета около 7 млрд гривен, поскольку суммарный объем составит 800 000 тонн. И этот рынок виден безо всяких лабораторных анализов и проверок – просто по стелам АЗС с привлекательно дешевым бензином, который даже рекламируют по телевизору.

Эта проблема имеет также эффект в виде заторможенности падения цен. Крупные «дорогие» сети с падением цен на закупаемое топливо получают возможность поправить свое финансовое здоровье, пошатнувшееся в борьбе с «бодяжниками» и контрабандистами. Поэтому снижать цены особо не спешат. Не делает этого и конкурирующая сторона, удерживающая 2-3-гривневую дистанцию от «брендов».

Если бы конкуренция была такой, как пишет АМКУ в своих рекомендациях, реакция рынка на внешние изменения была бы куда более оперативной, ведь возможность снизить цены – это всегда шанс получить новых потребителей. В нашей же ситуации снижение ничего не даст, так как «бодяжник» всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки – на гривны.

Ключом к более прогнозируемому рынку нефтепродуктов является наведение порядка по части неукоснительной уплаты налогов. С этого должна начать свою работу новая команда АМКУ. Практика «папередников», которую пока использует новый состав Комитета, не работала и раньше, а сегодня не будет работать тем более.

FORBES Теги: автомобильное топливо, АЗС, АМКУ, налоги, теневой рынок

enkorr.com.ua

Бензиновое дежавю: почему топливо на АЗС не спешит дешеветь

Сергей Куюн

И почему АМКУ по-прежнему "смотрит не туда"

В конце августа премьер-министр Арсений Яценюк заявил о необходимости проверить объективность цен на основные виды автомобильного топлива в Украине. Буквально на следующий день Антимонопольный комитет выдал рекомендацию "снизить цены до уровня, который бы существовал в условиях конкуренции". Такой сценарий, по мнению эксперта Сергея Куюна, очень напоминает манеру общения с топливным рынком при прежней власти.

В последнее время ощущение дежавю преследует все чаще. Уж очень много чего возвращается из той, казалось бы, прошлой жизни. Например, последняя "бензиновая двухходовка", которая постоянно использовалась при прежнем режиме.

Ну, во-первых, какой еще должна быть конкуренция, если на украинском рынке нефтепродуктов более десяти сетей с количеством станций свыше 100 единиц? А сколько мелких и одиночных АЗС – не сосчитать. В любой европейской стране вряд ли найдется более 6-7 торговых марок, из которых 4-5 – транснациональные игроки, такие как Shell, BP, Total, Statoil и т.д.

Во-вторых, в перечне сетей, которым рекомендовано снизить цены до "рыночного" уровня, множество различных ошибок. Юрлица, владеющие сетями, идут вперемешку с брендами, формы собственности извращены. Среди них также упоминается ООО "Веста-Сервис", которое уже года четыре не ведет операционной деятельности на рынке, сдавая свою сеть в аренду операторам, работающим совершенно под другими торговыми марками.

Все это говорит о том, что новые чиновники АМКУ – а его состав, напомню, недавно был переформатирован полностью – пока решили работать по старинке. Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной "папередниками", изменил даты и выдал новую-старую "рекомендацию". А возможно, кто-то открыл дежурный файл "Рекомендация нефтетрейдерам.doc".

Но главная проблема – не в этом. Украинские антимонополисты всегда развивают активность лишь в периоды высоких цен, которые срочно необходимо снижать. В этом основное отличие нашей, безусловно, очень нужной антимонопольной службы от европейских коллег. И можно с уверенностью утверждать, что именно это отличие приводит к перекосам топливного рынка, который часто не оправдывает ожидания общественности и чиновников. В том числе и в такой период, как сегодня, когда цены на украинских заправках пусть и медленно, но ползут вниз следом за обвалившейся нефтью.

В цивилизованном мире принято следить за справедливостью конкуренции, что приводит к процветанию. Такой лозунг даже начертан крупными буквами в офисе АМКУ в Киеве. Но что же происходит в отечественной реальности? От каждого нового директора местного отделения Shell то и дело приходится слышать, что такой разницы в ценах, как в Украине, нет больше нигде.

"В Европе все торгуют по единым ценам, потому что покупают в одних и тех же местах, платят одинаковые налоги, несут одни и те же затраты. В Украине все то же самое, только разница в ценах на АЗС может достигать 15%. Это невероятно!" – примерно так звучит праведный гнев от представителей зарубежного топливного ритейла. Удивительно это выглядит еще и потому, что 15% – это, как правило, недосягаемый уровень торговой наценки в этом бизнесе. Иными словами, если кто-то торгует дешевле Shell на 15%, он торгует без прибыли. Таких на украинском рынке – половина заправок. Кто-то верит, что они продают бензин и дизтопливо без прибыли?

Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить.

Теперь понятно, откуда такая разница в ценах? Необязательно не платить с каждого литра, можно не платить с каждого третьего, но и тогда преимущество будет колоссальным. И это позволяет забирать продажи у того, кто платит казне сполна. И это называется недобросовестная конкуренция, с которой, прежде всего, должен бороться Антимонопольный комитет. Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена – это сигнал об отсутствии в ней налогов.

По оценкам "Консалтинговой группы А-95", в 2015 году теневой рынок бензина и дизтоплива унесет из бюджета около 7 млрд гривен, поскольку суммарный объем составит 800 000 тонн. И этот рынок виден безо всяких лабораторных анализов и проверок – просто по стелам АЗС с привлекательно дешевым бензином, который даже рекламируют по телевизору.

Эта проблема имеет также эффект в виде заторможенности падения цен. Крупные "дорогие" сети с падением цен на закупаемое топливо получают возможность поправить свое финансовое здоровье, пошатнувшееся в борьбе с "бодяжниками" и контрабандистами. Поэтому снижать цены особо не спешат. Не делает этого и конкурирующая сторона, удерживающая 2-3-гривневую дистанцию от "брендов".

Если бы конкуренция была такой, как пишет АМКУ в своих рекомендациях, реакция рынка на внешние изменения была бы куда более оперативной, ведь возможность снизить цены – это всегда шанс получить новых потребителей. В нашей же ситуации снижение ничего не даст, так как "бодяжник" всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки – на гривны.

Ключом к более прогнозируемому рынку нефтепродуктов является наведение порядка по части неукоснительной уплаты налогов. С этого должна начать свою работу новая команда АМКУ. Практика "папередников", которую пока использует новый состав Комитета, не работала и раньше, а сегодня не будет работать тем более.

uaenergy.com.ua

БЕНЗИНОВОЕ ДЕЖАВЮ | Экономическая газета

В ближайшее время белорусские водители могут столкнуться с уже давно забытой, но от этого не ставшей менее неприятной проблемой — ограничением отпуска автомобильного топлива на АЗС. Это своеобразное возвращение в прошлое обусловлено ситуацией, сложившейся на топливном рынке.

Как сообщили в пресс-службе концерна «Белнефтехим», он вынужден принимать срочные меры, чтобы «не допустить дальнейшего увеличения вывоза за рубеж бензина и дизтоплива, приобретенных на белорусских АЗС, и причинения ущерба экономике страны». Правда, несколько дней спустя в концерне уточнили, что пока никаких ограничений не принято и, возможно, обойдется без них. Но проблему «утечки» белорусского топлива за рубеж в Белнефтехиме по-прежнему считают актуальной.

По данным концерна, в январе–феврале 2011 г. на приграничных АЗС Брестской области рост реализации дизельного топлива составил 153% к тому же периоду 2010 г., в Витебской области — 127%, Гомельской — 198%. Аналогичная картина складывается и с автомобильными бензинами различных марок. Прошедшее в начале марта повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке на 4,5–10,5% ситуацию кардинально не изменило — уж очень велика разница в цене на автомобильное топливо в нашей стране и сопредельных государствах. «По сведениям на 18 марта, цена 1 л дизельного топлива в Литве превышает цену на белорусских АЗС на 85%, в Латвии — на 92%, Польше — на 80%, Украине — на 21%. Стоимость бензина АИ-95 на АЗС в Литве выше, чем в Беларуси, на 61%, в Латвии — на 57%, Польше — на 53%, Украине — на 7%», — сообщается на сайте Белнефтехима.

Немудрено, что многие жители приграничных районов быстро освоили нехитрый бизнес, позволяющий зарабатывать, особо не напрягаясь. Однако могут ли такие «топливные» челноки нанести серьезный ущерб экономике страны? Думаем, что это сильное преувеличение, особенно с учетом того, что в России бензин и солярка много дешевле наших, в Украине они стоят почти столько же (поэтому коммерческий вывоз туда становится бессмысленным), а в Польшу на легковушки действует ограничение в полбака (на грузовики — 200 л). Прикинуть, сколько автомобильного топлива реально вывозится в прибалтийском направлении с целью перепродажи, несложно, но, наверное, не стоит на это тратить время, ведь именно в Витебской области рост потребления автомобильного топлива наименее заметен.

Сказанное означает, что информация, размещенная на сайте Белнефтехима, хоть и имеет под собой реальную основу, преподносится общественности с вполне определенной целью — оправдать будущее ограничение объема продаж бензина и дизельного топлива на АЗС, вызванного причинами, весьма далекими от бизнеса «топливных» челноков. Убыточность работы некоторых сегментов отечественного НПЗ обусловлена новыми нефтяными соглашениями с нашим восточным соседом и, в частности, премией к цене российской нефти, которую, кроме 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, теперь придется оплачивать белорусам.

Ждет ли нас своеобразное бензиновое дежавю? Напомним, что во времена развала Советского Союза автомобилисты томились в километровых очередях, а канистра 92-го считалась такой же твердой валютой, как и бутылка водки. Когда будут введены ограничения на отпуск автомобильного топлива и какой лимит будет установлен, пока неизвестно, но, похоже, очередного возвращения в прошлое нам не избежать. «Ближайшая мера, которая будет принята, — это ограничение отпуска топлива на приграничных АЗС для покупателей», — сообщила пресс-секретарь концерна Марина Костюченко.

Впрочем, так ли уж виноваты транзитные автовладельцы? Отметим, что, по данным Белстата, цены на бензин в феврале 2011 г. были на 14,6% выше, чем год назад. При этом в январе–феврале 2011 г. было реализовано моторного топлива на 551,3 млрд. Br, что в сопоставимых ценах только на 11,1% больше, чем год назад. Учитывая, что только в январе текущего года в республику было ввезено 15,8 тыс. легковых автомобилей — в 2,1 раза больше, чем в январе 2010 г., рост объема продаж автомобильного топлива выглядит не столь уж ажиотажным.

Постановлением Совмина от 17.03.2011 № 341 утверждены показатели по снижению потребления светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, топлива дизельного, биодизельного и моторного) на 2011 г. Данный нормативный акт принят в целях реализации положений Указа Президента от 19.11.2010 № 596 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год».

Эти показатели будут доведены до республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Минского горисполкома по подчиненным (входящим в их состав) организациям и хозяйственным обществам, в которых имеется доля государства. Им дан месячный срок на разработку и согласование с Департаментом по энергоэффективности Белстандарта организационно-технических мероприятий, направленных на экономию светлых нефтепродуктов в 2011 г. Но разработкой мероприятий для них дело не ограничится: ежеквартально, начиная с отчета за январь—июнь 2011 г., до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, нужно будет представлять в указанный департамент информацию о ходе выполнения этих мероприятий по утвержденной Минтрансом, Белстандартом и Минэкономики форме.

Отметим, что Мининформ, Минпром, Минсвязи, Минторг, Госпогранкомитет, концерны «Белбиофарм», «Белгоспищепром» и «Беллесбумпром» должны будут выполнять показатель по снижению потребления светлых нефтепродуктов на уровне 5%; Минжилкомхоз, Минздрав, Минкультуры, Минлесхоз, Минобразование, Минсельхозпрод, Минспорта, Минтранс, Минприроды, МЧС, Госкомвоенпром, Управление делами Президента, ГПО «Белэнерго», ОАО «Белтрансгаз», концерны «Беллегпром» и «Белнефтехим», а также все облисполкомы и Мингорисполком — 4%; Минстройархитектуры — 3,5%; ГПО «Белтопгаз» — 2%; «Белкоопсоюз» — 2%. Больше всего повезло Минобороны и МВД: для них показатель по снижению потребления светлых нефтепродуктов установлен на почти незаметном уровне в 1%.

Показатель представляет собой отношение полученных за счет организационно-технических мероприятий объемов экономии светлых нефтепродуктов в отчетном периоде 2011 г. к объему их фактического потребления в соответствующем периоде 2010 г.

Александр ГАНАГО

neg.by

Минэнерго настоятельно рекомендует снизить экспорт бензина. Дежавю? // Экономика // Новости

2 августа 2013 г Минэнерго РФ и ФАС провели заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. 

 

Похоже, Минэнерго придется вернуться к практике проведения  еженедельных заседаний Штаба, практиковавшейся с конца ноября 2011 г до середины осени 2012 г.

 

В начале 2011 г уже была похожая ситуация.

Тогда В.Путин вынес вердикт: причина роста цен проста – грубо извлечь необоснованную прибыль.

 

Тогда для стабилизации цен на рынке было предложено ввести следующие меры:- для сглаживания сезонных колебаний цен на нефтепродукты предложено формировать резервы- календарные графики ремонта НПЗ согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором на предмет равномерности по срокам ремонта- проработать вопрос о создании биржевого комитета на рынке нефтепродуктов. Напомним, ранее была достигнута договоренность об обязательной продаже через биржу до 15% сырья 

 

В нынешнем заседании приняли участие представители всех крупных нефтяных компаний.

Вели заседание замминистра энергетики К. Молодцов и замглавы ФАС РФ А. Голомолзин.

 

Во 2-м квартале  2013 г  произошло увеличение экспорта бензина на 56,3%,  до 1,61 млн т бензина.

Чиновники затребовали объяснения причин экспортирования товарного бензина вместо реализации его на внутреннем рынке.

 

Участники мероприятия отмечают, что одна из причин роста цен на бензин - сокращение поставок бензина из Белоруссии.

Поскольку спрос на бензин в России растет быстрее предложения, то в 3-м квартале 2013 г возможен дефицит без дополнительных поставок белорусского бензина.

 

Ныне для стабилизации цен на рынке было предложено запретить экспорт бензина с марта по октябрь 2013 г, поставлять из Белоруссии не менее 150 тыс т/мес нефтепродуктов, повысить экспортную пошлину на нетоварный бензин и сырье для нефтехимии.

Минэнерго РФ предложило нефтяным компаниям снизить поставки бензина на внешний рынок, пока на внутреннем сохраняется сложная ситуация с ростом цен на бензин.

Можно рекомендовать чиновникам прислушиваться к капиталистическим закономерностям в развитии общества и вместо запретительных мер, попытаться включить экономические рычаги, сделав реализацию внутри страны более выгодной.

И, конечно, возобновить еженедельные заседания штаба по Мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. 

 

Согласно сообщению Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ с 22 по 29 июля 2013 г выросли на 0,5 %, дизтопливо - на 0,3%.

Темп роста цен увеличился по сравнению с предыдущей неделей, когда был зафиксирован прирост стоимости автобензина на 0,2 %.

При этом автотопливо дорожает 2-ю неделю подряд, до этого потребительские цены не менялись несколько недель.

Беспокойство регуляторов рынка вызывает возможный рост розничной стоимости топлива.

При росте стоимости, в случае недостаточного количества товара наступает его дефицит, забытое слово еще из социалистического лексикона.

Это уже происходило в конце 2010 г.

Как это может повторяться, особенно в стране, находящейся на нефтяной игле?

Как это возможно, когда нефтегазовая отрасль страны находится под тотальным контролем властей? 

 

По данным ЦДУ ТЭК, объем выпуска автомобильного бензина в РФ в январе-июле 2013 г вырос на 2,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 г и составил 22,296 млн тонн.

Выпуск дизельного топлива увеличился на 3,2% - до 41,447 млн тонн.

Производство топочного мазута возросло на 2,1% - до 44,053 млн тонн, авиакеросина - на 0,4%, до 5,892 млн тонн.

Объем поставок нефтяного сырья на переработку в России возрос в январе-июле на 2,9% и составил 157,808 млн тонн.

 

Любопытно что, и увеличение с 1 августа 2013 г пошлины на экспорт бензина не смогло нормализовать ситуацию.

Напомним, пошлина на экспорт бензина, исходя из коэффициента 0,90, повысилась до 341,8 долл США/т с 332,2 долл США/т.

 

Кстати, с 1 августа 2013 г экспортные пошлины на нефть также повысила и Белоруссия. До российского уровня.

 

Напомним, прогнозы существенного увеличения цен на топливо в ближайшие 2 года давались экпертами ещё в начале мая 2013 г.

Правда, аргументы и причины у аналитиков были иные.

К такому выводу эксперты пришли, анализируя проект Основных направлений налоговой политики.

В частности, Минфин предлагает в 2016 г поднять ставки акцизов на Евро-5 до уровня ставок на Евро-4 на 2015 г.

Конкретные значения еще не называются, однако исходя из действующих к 2016 г, налоговая нагрузка на бензин класса Евро-5 вырастет вдвое – с 5143 руб до 10 358 руб за т.

 

Более того, цены на бензин могут быть увеличены, из-за увеличения акцизов на топливо.

Напомним, в начале апреля 2013 г в Минфине заявили, что за счёт нефтяников можно наполнить дорожный фонд.

В Минфине считают, что высококачественное топливо мало облагается налогом.

О том что все затраты будут переложены на потребителя, у экспертов сомнений не вызывает.

Новые дороги потребуют от Минфина собрать по 27 руб с барреля нефти.

 

Обсудить на Форуме

neftegaz.ru


Смотрите также