Бензин б 95 130


Авиационный бензин Б-91/115

Авиационный бензин Б-91/115

Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых двигателях самолетов и вертолетов, и должны обеспечивать их нормальную эксплуатацию на всех режимах работы.

В соответствии с требованиями они имеют необходимую детонационную стойкость на бедной и богатой топливо-воздушной смеси, оптимальный фракционный состав, низкую температуру кристаллизации, малое содержание смолистых веществ и сернистых соединений, высокую теплоту сгорания и химическую стабильность при хранении.

В соответствии с требованиями ГОСТ 1012-72 нефтеперерабатывающая промышленность РФ вырабатывала авиационные бензины Б-91/115 (наиболее массово) и Б-95/130.

Авиационный бензин является топливом с высокими антидетонационными свойствами, поэтому стойкость в отношении детонации является одной из важнейших его характеристик.

Авиабензины с одинаковыми октановыми числами (ОЧ) могут иметь различные антидетонационные свойства при работе на богатых смесях (режим взлета ЛА или боевой режим, где a=0,6-0,8), т.е. чем выше сортность, тем лучшими антидетонационными качествами обладает топливо при работе на богатой смеси.

В качестве антидетонатора ранее широко использовались композиции на базе ТЭС, уникальные свойства которого были открыты в 1921 г. специалистами фирмы General Motors Research Corp. Добавление ТЭС был самым дешевым и наиболее распространенным способом повышения детонационной стойкости авиационного бензина и его сортности.

Однако борьба за экологическую безопасность привела к тому, что в настоящее время происходит полный отказ от применения этиловой жидкости.

В США и ряде европейских стран применение этилированных бензинов под запретом.

В РФ с 1 июля 2003 г. согласно федерального закона №34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот также запрещены.

В результате запрета применения ТЭС в РФ прекращено производство авиатоплива марок Б-91/115 и Б-95/130.

Авиационный бензин - легковоспламеняющаяся горючая жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая - 100 мг/м3.

Температура самовоспламенения АвБ всех марок от 380 до 475 °С, t° вспышки от - 34 до - 38 °С, область воспламенения 0,98…5,48 % (по объему).

ГОСТ 1012-72 предусматривает две марки АвБ: Б-91/115 и Б-95/130.

Современные спецификации на бензин для гражданской авиации США сортов (таблица 3): 80, 91, 100, 100 low lead и 82 UL (с низким содержанием и с ультранизким содержанием свинца соответственно).

В гражданской авиации не требуется бензин с ОЧ = 115/145, приводимым в старых версиях спецификации.

Сорт 91 добавлен недавно для двигателей, получивших сертификацию на этот сорт.

О НефтеХим Каталог Производители Информация Контакты Ваши вопросы Презентация (ENG)

Иформация, опубликованная на сайте является собственностью компании “НефтеХим”Любое использование - только по согласованию с правообладателем.

А знаете ли Вы . . .

Сколько проходит времени с момента, когда новый полимер впервые увидит в своей колбе синтезировавший его химик, до того дня, когда будет пущен завод по производству этого вещества? 12 - 15 лет!.. С. А. Вольфсон в своей книжке, которая так и называется “От колбы до реактора” подробно объясняет, почему так получается. Пересказывать все перипетии этого достаточно длинного пути мы здесь не будем - почитайте книжку, и вы все сами поймете. Тем более, что написана она ничуть не менее интересно, чем многие современные романы (по крайней мере на производственную тему). Приведем лишь маленький расчет, показывающий, откуда все-таки набегают эти полтора десятилетия. Несколько лет уходит на технологические исследования - как добиться результатов, полученных в колбе, в условиях современного производства. Когда этот вопрос в принципе решен, технологию отрабатывают на опытной установке. На это нужно еще год-два. Следующий этап - проектирование, строительство и освоение опытно-промышленной установки. На это кладите еще 3 - 4 года. Создание самой промышленной установки, ее отладка и выведение на проектную мощность отнимают еще около 5 лет.

НефтеХим

www.neft-him.ru

Способ получения авиационного бензина б95/130

Изобретение описывает способ получения авиационного бензина Б-95/130 на основе бензина, содержащего компоненты каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования с добавлением антиокислительной присадки, тетраэтилсвинца и красителя, при этом в качестве основы используется фракция, выделяемая из целевого автомобильного бензина АИ-92 ректификацией по периодической или непрерывной схеме и выкипающая в интервале 40-145°C. Технический результат заключается в получении авиационного бензина с высокой стабильностью и детонационной стойкостью. 1 з.п. ф-лы, 1 пр., 3 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых авиационных бензинов.

Для получения авиационных бензинов широко используют такие компоненты, как бензин каталитического риформинга, стабилизированные фракции бензина каталитического крекинга, алкилбензин, изомеризат, изопентан, красители, антиоксиданты и этиловую жидкость.

Так, известна топливная композиция, содержащая: фракции бензина каталитического риформинга, выкипающие в интервалах НК - 85°C, 85-140°C и др., изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, прямогонную бензиновую фракцию, простые эфиры спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4 (Патент РФ 2153523, C10L 1/4, 2000).

Эта топливная композиция содержит водорастворимые спирты и не может быть использована в качестве авиационного бензина, так как не отвечает требованиям по стабильности фазового состава (расслаивается при температуре ~ минус 45°C), октановому числу, фракционному составу и др. характеристикам.

Известна топливная композиция, содержащая бензин каталитического риформинга - фракцию 35-150°C, бензин каталитического риформинга - фракцию 100-190°C, алкилбензин и прямогонную бензиновую фракции, взятые соответственно в соотношении:

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 35-150°C - 55-80 мас.%,

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 100-190°C - 5-15 мас.%,

Алкилбензин - 10-20 мас.%.

Прямогонная бензиновая фракция - 5-15 мас.%

(Патент РФ 2009168, C10G 59/00, 1994).

Для получения товарного продукта в состав бензина вводят добавки, такие как: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка, краситель.

Недостатком этой композиции является многокомпонентность и высокое содержание ароматических углеводородов и как следствие низкая удельная теплота сгорания.

Наиболее близким к предлагаемой композиции является состав авиационного бензина, содержащий, основу представляющую собой смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135°C, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190°C, взятых в соотношении 50-80:20-50, и алкилбензин при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%:

Основа - ≤70

Алкилбензин - ≥30

Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительную присадку, тетраэтилсвинец, краситель (Патент РФ 2212432, C10L 1/04, 2002).

Недостатком этой композиции является использование нестандартных фракций риформинга и изомеризата (изомеризат на отечественных НПЗ имеет показатель «конец кипения ~75°C, у заявителя 135°C) и дефицитного алкилбензина.

Задачей настоящего изобретения является сокращение используемых компонентов и дефицитных продуктов при производстве авиационного бензина.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая основу, представляющую собой фракцию, полученную из промышленного автомобильного бензина АИ-92, выкипающую в интервале 40-145°C, и добавок: антиокислительной присадки, этиловой жидкости, красителя.

Отличие предлагаемого технического решения состоит в упрощении производства авиационного бензина за счет использования не дефицитных автомобильных бензинов АИ-92, производимых на ряде НПЗ топливного профиля (Киришинефтеоргсинтез, Лукойл-Ухта, Салаватнефтеоргсинтез и др.) Эти бензины (выпускаемые по нормам евро 4), базируются на бензинах риформинга, изомеризации и алкилирования и не содержат олефиновых компонентов, так как не включают продуктов каталитического и термического крекинга.

Указанное отличие позволяет получить топливную композицию, обладающую высокой стабильностью и детонационной стойкостью, что позволяет эффективно использовать данную композицию в качестве авиационного бензина.

Приготовление предлагаемой топливной композиции включает следующие стадии: приготовление основы путем отгонки фракции 40-140°C из бензина АИ-92, периодическим или непрерывным способом, с использованием ректификационной колоны эффективностью не менее 3 т.т. Затем в полученную основу, в следующей последовательности, вводят добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, и краситель. Фракции, полученные после отгонки, основы могут быть использованы как компоненты автомобильного бензина АИ-92/95.

Для приготовления образцов авиационного бензина Б-95/130 был использован бензин, производства «КИНЕФ», характеристики которых приведены в таблице 1.

Описанным способом был приготовлен образец основы топливной композиции и образец авиационного бензина Б-95/130, составы которых приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты испытаний полученных образцов бензина соответствуют требованиям, предъявляемым к авиационному бензину Б-95/130.

При выпуске товарного авиационного бензина в составе топливной композиции вводят добавки: этиловая жидкость марки П-2, антиокислительная присадка - 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 с изм. 1,2; краситель органический жирорастворимый желтый-К.

Пример

1400 мл Бензина АИ-92 (свойства в табл. 1), загружают в колбу, снабженную ректификационной колонкой с эффективностью 3 т.т., и последовательно выделяют бензиновые фракции:

1. 31 (Нк) - 40, в количестве 64,0 мл;

2. 40-145, в количестве 1150 мл;

3. 145-198 (К.К), в количестве 186,0 мл.

Фракции №1 и №3 соединяются и испытываются на установке УИТ-85, октановое число по моторному методу равно 84,5, в дальнейшем они могут быть использованы в качестве добавки (до 15% об.) к автомобильным бензинам АИ-92/95.

К 1000 г фракции №2 (свойства фракции 2 приведены в таблице 2), в следующей последовательности о добавлены: антиокислитель - агидол - 0,05 г, этиловая жидкость из расчета содержания ТЭС 1,65 г, краситель жирорастворимый желтый-К - 0,006 г. Свойства полученного бензина (табл. 3) соответствуют требованиям к авиационному бензину Б-95/130.

Таблица 1
Характеристика автомобильного бензина
Характеристики автомобильного бензина Единица измерения Значение по нормативу Значение по факту
1 2 3 4
Массовая доля серы, не более мг/кг 50 12
Объемная доля бензола, не более проценты 1 0,68
Концентрация железа, не более мг/дм3 отсутствие отсутствие
Концентрация марганца, не более мг/дм3 отсутствие отсутствие
Концентрация свинца, не более мг/дм3 отсутствие отсутствие
Массовая доля кислорода, не более проценты 2,7 отсутствие
Объемная доля углеводородов, не более: 35 24,6
ароматических проценты
олефиновых 18 0,12
Октановое число: 92 93,1
по исследовательскому методу, не менее
по моторному методу, не менее 83 84,6
Давление паров, не более: кПа 50-100 (З) 75,2
Объемная доля оксигенатов, не более:
метанола проценты отсутствие отсутствие
этанола 5 отсутствие
изопропанола 10 отсутствие
третбутанола 7 отсутствие
изобутанола 10 отсутствие
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле проценты 15 отсутствие
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 градусов Цельсия) 10 отсутствие
Плотность при 15°C кг/м3 725-780 739
Фракционный состав:
температура начала перегонки, °C, не ниже (з) °C Не норм. 31,0
пределы перегонки, °C, не выше:
10% °С 65 49
50% °C 110 96
90% °C 180 171
конец кипения, °C, не выше °C 215 198
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более мг 5 2
Испытание на медной пластинке Выдерживает Выдерживает
Примечание: требования к характеристикам автомобильного бензина представлены в соответствии с «Техническим регламентом о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».
Таблица 2
Характеристика фракции 40-145°C автомобильного бензина
Характеристики бензина Единица измерения Значение по факту
1 2 4
Массовая доля серы мг/кг 10
Объемная доля бензола проценты 0,72
Концентрация железа мг/дм3 отсутствие
Концентрация марганца мг/дм3 отсутствие
Концентрация свинца мг/дм3 отсутствие
Массовая доля кислорода проценты отсутствие
Объемная доля ароматических углеводородов проценты 24,0
Октановое число:
по исследовательскому методу 91,9
по моторному методу 82,8
Давление паров кПа 45,0
Объемная доля оксигенатов проценты отсутствие
Концентрация фактических смол на 100 см3 бензина мг отсутствие
Плотность при 15°C кг/м3 726
Фракционный состав:
температура начала перегонки °C 40
пределы перегонки °C
10% °C 59
50% °C 88
90% °C 141
конец кипения, °C °C 168
Таблица 3
Характеристика авиационного бензина Б-95/130
Характеристики бензина Значение по нормативу для Б-95/130 Значение по факту
Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более 3,1 1,65
Детонационная стойкость:
октановое число по моторному методу, не менее 95 95,4
сортность на богатой смеси, не менее 130 130
Фракционный состав: потери от разгонки, %, не более 1,5 Менее 1,0
температура начала перегонки, °C, не ниже 40 41
10% перегоняется при температуре, °C, не выше 82 60
50% перегоняется при температуре, °C, не выше 105 89
90% перегоняется при температуре, °C, не выше 170 142
остаток, %, не более 1,5 Менее 1,0
Давление насыщенных паров, кПа, не менее 33,3 -
не более 45,4 45,0
Температура начала кристаллизации, °C, не выше -60 Ниже минус 65
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 35 23,9
Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более 3 Отсутствие
Массовая доля серы, %, не более 0,05 0,001
Содержание механических примесей и воды Отсутствие Отсутствие
Цвет Зеленый Зеленый
Плотность при 15°C, кг/м3 Определение обязательно 727
Примечание: требования к характеристикам бензина представлены в соответствии с «Техническим регламентом о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и ГОСТ 1012-72 «Бензины авиационные».

bankpatentov.ru

авиа бензины | ГСМ

Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях.В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет особенности авиационных бензинов. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012-72 предусматривает 2 марки авиа бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси — в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 — двигателей АШ-82Т и АШ-82В.

В России вырабатывали две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130 мало этилированный — ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ D 910 и европейским спецификациям на бензины марок  AVGAS 100 и 100LL.Кроме описанных выше марок авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ 38.101913-82). В настоящее время этот бензин используется, в основном, как бензин-растворитель.

Характеристики авиационных бензинов

Показатели Б-95/130ГОСТ1012-72 Б-91/115ГОСТ1012-72 Б-92ТУ 38.401-58-47-92 Б-70ТУ 38. 101913-82
Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более 3,1 2,5 2,0
Детонационная стойкость:
октановое число по моторному методу, не менее 95 91 91,5 70
сортность на богатой смеси, не менее 130 115
Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее 42947·103(10250) 42947·103(10250) 42737·103(10200)
Фракционный состав:
температура начала перегонки, °С, не ниже 40 40 40 40
перегоняется при температуре, °С, не выше:
10 % 82 82 82 88
50 % 105 105 105 105
90 % 145 145 145 145
97,5 % 180 180 180 180
остаток, %, не более 1,5 1,5 1,5 1,5
Давление насыщенных паров, Па 33325-45422 29326-47988 29326-47988 47988
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более 0,3 0,3 1,0 1,0
Температура начала кристаллизации, °С, не выше -60 -60 -60 -60
Йодное число, г йода/100 г бензина, не более 6,0 2,0 2,0 2,0
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 35 35 Не нормируется.Определениеобязательно. 12-20
Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более 4,0 3,0 3,0 2,0
Массовая доля серы, %, не более 0,03 0,03 0,05 0,05
Цвет Желтый Зеленый Зеленый Бесцветный
Массовая доля параоксидифениламина, % 0,002-0,005 0,002-0,005
Период стабильности, ч, не менее 12 12 8

Примечания

1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживает;содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; прозрачность — прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется, определение обязательно.2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:а) йодное число — 10 г йода/100 г бензина.б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина.3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157·103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч.

В связи с тем, что к авиационным  бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются.Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.Бензины каталитического риформинга имеют высокую детонационную стойкость на богатых и бедных смесях.Чем больше содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты — алкилбензин, изомеризат и толуол.В целях обеспечения необходимого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К; Б-100/130 — в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.

В связи с действиями НАТО и международных нефтяных корпораций, производство авиабензинов в России прекращено. Потребности российского рынка авиабензинов обеспечивают западные корпорации. В настоящее время организуется запуск производства на Омском НПЗ. На замену отечественным авиабензинам, НАТО позволяет использовать в России авиабензин AVGAS 100LL для эксплуатации в поршневых авиационных двигателях, который представляет собой топливо, с высоким октановым числом, содержащее тетраэтилсвинец в большом количестве, до 0,56 г/литр свинца. Avgas 100LL окрашен в синий цвет . Avgas 100 окрашен в зеленый цвет и имеет болшее содержание свинца.  AVGAS  производится компанией Shell Nederland Raffinaderij B.V.

gsmhelp.anz.ru


Смотрите также