Как подорожание бензина в России скажется на Азербайджане. Азербайджан цена на бензин


Все в руках Тарифного совета Азербайджана

Тарифный совет, скорее всего, оставит цены на дизельное топливо на прежнем уровне, пока оно не будет выпускаться по международным экологическим стандартам.

БАКУ, 29 мая — Sputnik, Фуад Ализаде. Рост цен на бензин в России не будет иметь негативного воздействия на популярные марки бензина АИ-92 и дизельное топливо в Азербайджане.

В России за прошедшую неделю цена на бензин выросла почти на один рубль, или на 2%, что привело к подорожанию топлива марки АИ-92 на АЗС Москвы до 42,21 рубля за литр, АИ-95 — до 45,5 рубля и дизельного топлива — до 43,99 рубля.

В соответствии с курсом рубля к манату, установленным Центральным банком АР, стоимость бензина марки АИ-95 в Москве составляет 1,24 маната за литр, что примерно равно цене на АИ-95 (Premium), который реализуется на азербайджанских АЗС по цене 1,25 маната за литр.

Стоимость других марок бензина на азербайджанских АЗС на порядок ниже, чем в России. К примеру, АИ-92 стоит 0,9 маната за литр (в Москве — 1,15 маната за литр). А дизельное топливо в Азербайджане и вовсе дешевле в два раза — 0,6 маната за литр (в Москве — 1,2 маната за литр).

Дело в том, что в отличие от России, цены на АИ-92 и дизельное топливо в Азербайджане не зависят от колебания мировых цен на нефть и устанавливаются решением Тарифного совета.

Бензин АИ-92 и дизельное топливо производятся на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (БНПЗ), в то время как бензин марки АИ-95 (Premium) и AИ-98 (Super) — привозной и поэтому подвержен ценовым колебаниям.

Впрочем, Государственная нефтяная компания АР (SOCAR) может выступить с предложением к Тарифному совету о необходимости повышения цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо, аргументируя свою позицию тем, что дешевые нефтепродукты, и, в первую очередь, дизельное топливо, могут стать причиной контрабандного вывоза в соседние страны.

Однако, скорее всего, цены на дизельное топливо останутся на прежнем уровне, пока на БНПЗ не будет запущено производство этого вида топлива в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-5, что ожидается лишь к концу ноября 2020 года.

Тарифный (ценовой) совет Азербайджана принял решение с 15 июля 2017 года повысить цены на нефть марки AИ-92. Розничная цена на бензин выросла на 0,20 маната, составив 0,90 маната за марку АИ-92.

К слову, цена на бензин марки АИ-92 в последний раз в Азербайджане поднималась в декабре 2013 года. Тогда стоимость этой марки увеличилась с 0,55 до 0,70 маната за литр.

ru.sputnik.az

Как подорожание бензина в России скажется на Азербайджане

Рост цен на бензин в России не будет иметь негативного воздействия на популярные марки бензина АИ-92 и дизельное топливо в Азербайджане.В России за прошедшую неделю цена на бензин выросла почти на один рубль, или на 2%, что привело к подорожанию топлива марки АИ-92 на АЗС Москвы до 42,21 рубля за литр, АИ-95 — до 45,5 рубля и дизельного топлива — до 43,99 рубля.

В соответствии с курсом рубля к манату, установленным Центральным банком АР, стоимость бензина марки АИ-95 в Москве составляет 1,24 маната за литр, что примерно равно цене на АИ-95 (Premium), который реализуется на азербайджанских АЗС по цене 1,25 маната за литр.

Стоимость других марок бензина на азербайджанских АЗС на порядок ниже, чем в России. К примеру, АИ-92 стоит 0,9 маната за литр (в Москве — 1,15 маната за литр). А дизельное топливо в Азербайджане и вовсе дешевле в два раза — 0,6 маната за литр (в Москве — 1,2 маната за литр).

Дело в том, что в отличие от России, цены на АИ-92 и дизельное топливо в Азербайджане не зависят от колебания мировых цен на нефть и устанавливаются решением Тарифного совета.

Бензин АИ-92 и дизельное топливо производятся на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (БНПЗ), в то время как бензин марки АИ-95 (Premium) и AИ-98 (Super) — привозной и поэтому подвержен ценовым колебаниям.

Впрочем, Государственная нефтяная компания АР (SOCAR) может выступить с предложением к Тарифному совету о необходимости повышения цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо, аргументируя свою позицию тем, что дешевые нефтепродукты, и, в первую очередь, дизельное топливо, могут стать причиной контрабандного вывоза в соседние страны.

Однако, скорее всего, цены на дизельное топливо останутся на прежнем уровне, пока на БНПЗ не будет запущено производство этого вида топлива в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-5, что ожидается лишь к концу ноября 2020 года.

Тарифный (ценовой) совет Азербайджана принял решение с 15 июля 2017 года повысить цены на нефть марки AИ-92. Розничная цена на бензин выросла на 0,20 маната, составив 0,90 маната за марку АИ-92.

К слову, цена на бензин марки АИ-92 в последний раз в Азербайджане поднималась в декабре 2013 года. Тогда стоимость этой марки увеличилась с 0,55 до 0,70 маната за литр.

BAKU.WS

baku.ws

Азербайджанский бензин - цена или качество

Цены на бензин - тема всегда очень актуальная, в том числе и в Азербайджане. Все настолько связано, что любое, хоть и небольшое, повышение стоимости на бензин может даже привести к изменению цен на те или иные товары и продукты. Ведь, в основном, продукция, производимая внутри страны, транспортируется автомобилями. И поэтому, любые слухи о возможном повышении цен на этот нефтепродукт, вызывают реакцию со стороны населения. А есть ли причины для беспокойства?

За последние годы потребление бензина в Азербайджане значительно увеличилось, что связано с ростом количества автомобилей в стране. В результате в конце 2013 года объемы производства и потребления бензина в стране сравнялись. Для решения этой большой проблемы SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), которая является единственным в стране производителем нефтепродуктов, были предприняты все необходимые меры, которые реализуются и до настоящего времени.

Во-первых, SOCAR отказалась от производства бензина марки АИ-95 (сейчас он импортируется) и полностью перешла на производство бензина АИ-92, который в стране наиболее востребован (95 процентов от общего объема, потребляемого в стране бензина).  

Во-вторых, Госнефтекомпания в прошлом году свела к минимуму экспорт этого продукта. В этом же году, согласно данным SOCAR, экспорт бензина вообще не производился. То есть, в настоящее время все объемы, производимого в республике топлива, направляются на погашение внутренних потребностей. 

С другой стороны, значительный вклад в решение возникшей проблемы, внесло внедрение с 1 апреля 2014 года экологических стандартов Евро-4. Нужно сказать, что большую часть импортируемых в страну автомобилей составляли транспортные средства, бывшие в употреблении и наносящие большой урон окружающей среде. После внедрения нового экостандарта, импорт автомобилей ощутимо снизился. Так, по данным Государственного таможенного комитета в 2014 году в страну было импортировано 63 368 различных транспортных средств, тогда как в 2013 году этот показатель составлял 104 385. В первом полугодии текущего года этот показатель составил 17 640 против 34 359 за аналогичный период прошлого года. Результат внушительный.

Следующим шагом на пути обеспечения растущих потребностей республики в бензине стало решение о реконструкции и модернизации Бакинского нефтеперерабатывающего завода имени Гейдара Алиева (БНПЗ), а также о том, что он продолжит свою работу еще в течение 15 лет (до запуска нового НПЗ). Хотя планировалось, что этот срок будет меньше.

В рамках предусмотренных работ планируется обновление предприятия и строительство 7-8 новых установок. По завершении модернизации производство бензина в Азербайджане увеличится с 1,3 до 2,2 миллиона тонн, производство дизельного топлива - с 2,3 до 2,9 миллиона тонн, а производство авиационного керосина - с 0,7 до одного миллиона тонн.

Кроме того, обновление БНПЗ позволит обеспечить производство бензина с октановым числом 95,а также выпуск топлива, соответствующего экологическим стандартам Евро-5. Завершить реконструкцию БНПЗ планируется в 2018 году. 

Согласно изначальным расчетам, на реконструкцию и модернизацию БНПЗ может понадобиться порядка 1,2 миллиарда манатов, но эта цифра еще уточняется. Средства планируется обеспечить за счет повышения уставного капитала Госнефтекомпании и привлечения кредита Центрального банка.

Проведение модернизации является необходимостью. Если не проводить модернизацию БНПЗ, то к 2017 году перерабатывающие мощности SOCAR будут работать на пределе и дальнейший рост потребления компания обеспечить не сможет. 

Нужно отметить, что модернизация и реконструкция завода позволит не только покрыть внутренние потребности республики, но и даст Госнефтекомпании возможность выйти на международный рынок с качественным и соответствующим международным экологическим стандартам топливом. 

Как ранее говорил вице-президент SOCAR по стратегическому развитию Тофик Гахраманов, 75 процентов произведенного на заводе бензина будет направляться на местный рынок, в то время как четверть его пойдет на экспорт. Что касается дизельного и авиационного топлива, то 60 процентов продукции обеспечит внутренний рынок, а 40 процентов будет экспортироваться.

Все это, конечно, очень важно, но людям обычно больше интересен не процесс производства топлива, а сколько оно в итоге будет стоить. Поэтому, именно так звучит вопрос, которым задаются все автовладельцы (да и не только они) - будет ли повышение цен на бензин?  

Ответ на этот вопрос накануне дал президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев. По его словам, изменение цен на бензин в Азербайджане не стоит на повестке дня. 

"Цена на производимый в Азербайджане бензин марки АИ-92 никак не подвержена влиянию и не связана с ценами на нефть на мировых рынках. К тому же цены на бензин местного производства регулируются Тарифным советом Азербайджана", - сказал Абдуллаев. 

Необходимо отметить, что после того, как Госнефтекомпания Азербайджана отказалась от производства бензина АИ-95, потребности рынка в этой марке топлива стали обеспечиваться за счет импортной продукции, как и в случае с бензином АИ-98. Цены на эти две марки бензина регулируются рынком в отличие от АИ-92 (производится в республике), цена на который определяется Тарифным советом страны. Соответственно, падение цен на нефть на мировом рынке может повлиять только на стоимость бензина марок AИ-95 и AИ-98.

"Когда мы производили бензин марки АИ-95 внутри страны, объем его продаж составлял 150 тысяч тонн в год. Когда же мы начали ввозить его из-за рубежа, население перешло к использованию более дешевого бензина марки АИ-92. Объем продаж бензина марки AИ-95, таким образом, сократился до 25 тысяч тонн в год, упав в шесть раз. При этом даже эти объемы, завезенные семь месяцев назад, до конца не реализованы [...] Это открытый рынок, где существует конкуренция между несколькими компаниями, поэтому цены могут снизиться из-за конкуренции. Однако с повышением цен на нефть, стоимость этих марок бензина (АИ-95 и АИ-98) также будет расти. Цена на AИ-92 стабильна и утверждена Тарифным советом. В стоимости бензина этой марки изменений не ожидается", - сказал глава SOCAR.

В принципе, ответ исчерпывающий и не требует дополнительных пояснений.

Соответственно, о цене на бензин беспокоиться не стоит, а сейчас лучше задуматься о его качестве и объемах производства.

О планах по модернизации БНПЗ и о том, что прослужит еще 15 лет, было отмечено выше. Возникает другой вопрос - что же будет дальше? А дальше будет новый комплекс по переработке нефти и газа, а также производству химической продукции, сырьем для которого будет газ (OGPC). 

Новый комплекс будет располагаться в 60 километрах от Баку, в отличие от БНПЗ, который расположен недалеко от центра Баку.

Комплекс будет создаваться в два этапа. В рамках первой фазы, реализацию которой планируется завершить к 2020 году, будут построены газоперерабатывающий завод (мощность - 12 миллиардов кубометров в год) и предприятие по производству газохимической продукции (860 тысяч тонн полимерной продукции в год). 

Второй фазой реализации проекта станет строительство НПЗ мощностью в 8,6 миллиона тонн. Новый нефтеперерабатывающий завод планируется запустить в 2030 году, и именно до этого времени БНПЗ будет продолжать работать. 

Самое главное, что новый перерабатывающий комплекс обеспечит производство в стране продукции, соответствующей высоким международным стандартам качества и экологии, что позволит обеспечить как внутренние потребности республики в качественном топливе, так и расширить экспортный потенциал. Кроме того, новый проект позволит вывести вредное производство (БНПЗ находится в центре Баку) за пределы столицы и минимизировать выбросы в воздух вредных веществ.

Да, действительно, цена вопроса имеет значение, но также не нужно забывать и о качестве. Ведь качественный бензин это не только "здоровье" вашего автомобиля, но и ваше здоровье, а также право будущих поколений жить в лучших экологических условиях.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.AzТвиттер: @Emilsmail

Все материалы автора здесьСамое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

news.day.az

Азербайджан изменил цены на бензин и топливо

БАКУ /Trend/ - В понедельник решением Тарифного (ценового) совета Азербайджана розничная цена на бензин и дизельное топливо и оптовая цена на жидкий газ повышены на 0,02 маната.

Об этом говорится в сообщении совета, опубликованном на его сайте в понедельник.

Согласно решению совета, с 13 января стоимость бензина марки АИ-92 будет стоить 0,72 маната, а дизельного топлива - 0,62 маната.

Розничная цена газа сохранилась на прежнем уровне.

До 2015 года физические лица оплачивали дорожный налог в соответствии с объемом двигателя при ежегодном прохождении техосмотра. Юридические лица платили дорожный налог в госбюджет за автотранспортные средства, находящиеся у них на балансе, предоставив в налоговые органы декларацию.

При этом юридические и физические лица были вынуждены платить дорожный налог и за непригодные для эксплуатации автотранспортные средства, независимо от того, пользуются ли они автомобильными дорогами или нет.

Как говорится в сообщении, в результате включения дорожного налога в стоимость топлива упрощается процесс оплаты и сбора налогов, а лица, реже использующие автомобили, платят меньше налогов. При этом ежегодно оплачиваемый дорожный налог выплачивается не в один раз, а постепенно, при покупке топлива, для юрлиц упраздняется процесс предоставления деклараций по дорожному налогу, а сбор налогов обеспечивается в полном объеме.

Повышение цен связано с включением дорожного налога в стоимость бензина, дизельного топлива и жидкого газа, произведенных на территории Азербайджана для внутреннего потребления, а также импортируемых из-за рубежа.

Соответствующие изменения включены в Налоговый кодекс, которые были утверждены указом Президента Азербайджана Ильхамом Алиевым 10 января.

Согласно поправкам, с 2015 года автовладельцы страны освобождены от уплаты дорожного налога. С 2015 года объектом налогообложения являются автотранспортные средства иностранных государств, которые привлекаются к уплате дорожного налога при въезде на территорию и выезде с территории Азербайджана, а также бензин, дизельное топливо и жидкий газ, производимый на территории Азербайджана для внутреннего потребления, либо импортируемый из-за рубежа.

В настоящее время Азербайджан импортирует бензины марки "Premium Евро-95" и "Super Евро-98".

Розничная стоимость бензина марки АИ-95 (Premium) с первого октября 2014 года снизилась в Азербайджане с 0,97 маната до 0,95 маната за литр, а стоимость бензина с октановым числом 98 составляет 1,03 маната за литр.

Согласно сегодняшнему решению Тарифного совета, повышение стоимости этих марок бензина на 0,02 маната затронет их оптовую цену.

В настоящее время бензины марок АИ-95 и АИ-98 составляют примерно 10 процентов от общего объема потребления в стране, и они практически не используются в сфере производства и оказания услуг.

Ранее SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) в рамках обеспечения растущих потребностей республики в бензине полностью остановила производство бензина марки АИ-95. Компания перешла на производство бензина АИ-92, на который приходится большая часть потребляемого в республике бензина.

Работы по реконструкции и модернизации Бакинского нефтеперерабатывающего завода имени Гейдара Алиева позволят обеспечить производство бензина с октановым числом 95.

Нефтепродукты в Азербайджане производятся на базе двух бакинских НПЗ суммарной мощностью 16 миллионов тонн нефти в год. Оба НПЗ входят в состав Госнефтекомпании Азербайджана, которая ежегодно перерабатывает около семи миллионов тонн нефти, добываемой на месторождениях суши и моря за счет собственных средств. Всего в прошлом году в Азербайджане было произведено 5,09 миллиона тонн основных видов нефтепродуктов.

Тарифы на нефтепродукты, производимые и реализуемые на территории Азербайджана:

Наименование продукта

Внутренний

тариф

Акциз

Тариф закупки

(с НДС)

Оптовый тариф

(с НДС)

Дорожный налог

Розничный тариф

(с НДС)

ставка

сумма

манат/т

%

манат/т

манат/т

манат/т

манат/т

манат/л

Автомобильный бензин (AI-95)

482,12

64,0

308,56

15,0

948,0

26,20

0,82

Автомобильный бензин (AI-92)

411,91

65,0

267,74

15,0

817,0

26,20

0,72

Автомобильный бензин (AI-80)

409,43

66,0

270,22

15,0

817,0

26,20

0,72

Дизельное топливо

430,19

18,0

77,43

15,0

614,0

23,80

0,62

Реактивное топливо

338,20

9,0

30,44

15,0

450,0

Нафта (бензин первичной обработки)

224,99

13,0

29,25

300,0

Сжиженный газ

208,39

22,0

45,85

300,0

36,36

Моторное топливо (DT-36)

228,95

24,0

54,95

15,0

350,0

Моторное топливо (DT-20)

249,06

31,0

77,21

15,0

400,0

Печной мазут

234,49

3,0

7,03

15,0

300,0

Битум

(BN-60/90, BNB-60/70)

305,39

11,0

33,59

400,0

Битум

(MQO)

60,08

34,0

20,43

95,0

Битум

(BNV, BNB-70/30, BNB-85/25)

161,73

31,0

50,14

250,0

Керосин (KO-20)

318,42

32,0

101,89

12,0

508,0

0,45

Бензиновый газ

129,90

37,0

48,06

210,0

Моторное масло

(M-12VB, M-14V2)

398,07

52,0

207,00

12,0

726,0

0,70

Промышленные масла

(İ-12A, İ-20V, İ-40A, İ-8B1, İ-30V)

270,00

72,0

194,40

12,0

560,0

0,55

Турбинные масла

(T-22, T-30, T-46)

300,55

39,0

117,21

12,0

505,0

0,50

Трансформаторное масло (T-1500)

331,82

54,0

179,18

12,0

615,0

0,60

Другие масла

(AK-15, S-11, XM-6, K-12, K-19, VM-4)

237,94

56,0

133,25

12,0

450,0

0,42

Кокс (KT-A)

54,12

19,0

10,28

76,0

Кокс (KT-T)

27,78

19,0

5,28

39,0

Кокс (KT-Q)

39,50

18,0

7,11

55,0

Официальный курс на 12 января составляет 0,7844 AZN/USD.

(Автор: Азад Гасанли. Редактор: Илаха Мамедли)

Твиттер: @AzadHasanli

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

www.trend.az

Взрывоопасный вопрос: в Азербайджане растут цены на бензин

В текущем году экономический кризис в Азербайджане отметит свое двухлетие. На самом высоком уровне заявляют, что страна нашла выход из кризиса, но аналитики продолжают теряться в догадках — миновала ли кульминация, или худшие времена все еще впереди.

«2016 год останется в истории Азербайджана как год глубоких экономических реформ, был найден выход из экономического кризиса», — цитата из выступления президента Ильхама Алиева в ходе заседания Кабинета министров, посвященного итогам социально-экономического развития в 2016 году и предстоящим задачам (10 января 2017).

Ему вторит первый вице-спикер Милли меджлиса (парламента) Азербайджана Зияфет Аскеров.

«В мире продолжается экономический кризис. Его негативные результаты незначительно повлияли и на Азербайджан. Однако наша страна смогла выйти из кризиса» (27 января 2017).

К сожалению, реалии оптимизма не внушают. В качестве наглядного примера достаточно отметить стремительную девальвацию национальной валюты — маната, с недавних пор отпущенного в свободное плавание. Местные экономисты утверждают, что плавание это все-таки не полностью свободное, и правительство продолжит сдерживать манат от обвала как минимум до конца текущего года.

В любом случае, новости с валютного рынка, кажется, волнуют уже все меньше и меньше народа. Остальные привыкли и приспособились – забрали средства из банков, перевели их в инвалюту, спрятали под матрасы и теперь ждут нового обвала национальной валюты.

Еще одним тревожным сигналом стало внедрение дифференцированной системы оплаты газа и электроэнергии, фактически — повышение тарифов. Социальные сети запестрели изображениями чеков с трехзначными цифрами, но и эта шумиха скоро улеглась.

Богатые не плачут

Новым, можно сказать взрывоопасным, вопросом стало повышение цен на импортируемый из-за рубежа бензин. С первого февраля «АИ-95 Premium» продается на азербайджанских заправках по цене 1,15 маната за литр (0,59 доллара США), а «АИ 98 Super» — 1,20 маната (0,62 доллара). В обоих случаях рост составил 10 гяпиков, или около 10%. Примечательно, что ранее в 2017 году, а именно 13 января, цены на те же марки бензина уже были повышены с 0,9 маната до 1,05 маната и с 0,95 маната до 1,10 маната соответственно.

Стоимость бензина «АИ-92», который является основным видом топлива в Азербайджане, и производится в стране, остается прежней – 0,70 маната (0,36 доллара).

Даже после повышения цены на бензин рассматриваемых марок в Азербайджане ниже, чем в соседних России (0,64 и 0,74 доллара соответственно – данные портала AutoTraveler), Грузии – (0,85 и 0,90 доллара), Армении (0,76 и 0,81 доллара). И, конечно же, в известной своими высокими топливными ценами Турции (1,42 и 1,44 доллара). Вне конкуренции Иран, где средняя цена бензина составляет 0,40 доллара.

Рост цен на бензин всегда и во всех странах вызывает среди населения большие опасения, так как неминуемо ведет к автоматическому повышению цен на ряд других товаров потребления и услуг.

Дорожает транспорт, продукты питания, но в данном случае даже 20%-е повышение стоимости высокооктановых марок бензина в Азербайджане не вызвало широкого резонанса, на что есть несколько причин.

В 2014 году Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR, столкнувшись с проблемой обеспечения внутреннего спроса, прекратила экспорт бензина, а все производство направила на выпуск бензина марки АИ-92. Еще тогда SOCAR заявила, что отныне бензин марок АИ-95 и АИ-98 будет импортироваться в страну, а их стоимость будет регулироваться рынком и курсом доллара на местном валютном рынке. Это известно всем, и пока против этого никто не выступает.

Вторая причина – спрос на высокооктановые марки бензина в Азербайджане составляет примерно 10%, и в этот процент не входят транспортные средства, занятые в сфере услуг.

Третья причина – Премиум-95 и Супер-98 заливают в свои баки дорогие автомобили, стоимостью свыше 30 тысяч долларов, поэтому нынешнее подорожание, можно предположить, не сильно бьет по карману их владельцев.

Что говорят экономисты

Экономист Губад Ибадоглу прогнозирует повышение цен на бензин марки А-92.

«После последнего увеличения розничной цены на литр импортного бензина, разрыв в цене с отечественным бензином заметно вырос. Бренд «Супер» стал дороже в два раза, а «Премиум» — в 1,71 раза дороже «АИ-92». В то же время, этот разрыв будет расти и дальше, поскольку продолжается падение маната», — написал Ибадоглу на своей странице в Facebook.

Эксперт считает, что этот фактор станет основой для обращения в Тарифный совет монопольного производителя бензина АИ-92 и дизтоплива — Госнефтекомпании SOCAR за разрешением повысить цены на свою продукцию. Дополнительно в качестве аргумента будет использован факт более высоких цен на топливо в соседних странах, полагает Ибадоглу.

Аналогичного мнения придерживается и другой азербайджанский эксперт Акрам Гасанов.

«Пока повышается стоимость импортных марок. Именно так и объясняют: мол, девальвация, а мы закупаем за границей, поэтому и повышаем цены. Но если следовать этой логике, скоро повысят цены и на местные марки, объясняя тем, что в долларовом эквиваленте наш бензин стал дешевле зарубежных. В любом случае у SOCAR серьезные финансовые проблемы, а потому думаю, этот вопрос уже не за горами — цены повысят».

Есть ли надежды на самостоятельное производство бензина?

Несмотря на то, что Азербайджан является нефтедобывающей страной, сегодня в республике нет нефтеперерабатывающего завода, который мог бы не только удовлетворить внутренние потребности, но и производить экспортную продукцию. Ведь, как известно, сырая нефть дешевле готового продукта.

«К сожалению, за годы независимости мы стали сырьевым придатком. За счет нефти могли наладить много производств, включая и бензин. Но не сделали, поскольку продажа сырой нефти особого ума и сил не требует. Вот и покупаем то, что, возможно, сделано из нашей же нефти», — говорит Гасанов.

Что касается надежд Азербайджана в этой области, то они долгосрочные. Более того, в зависимости от расстановки приоритетов SOCAR, могут быть отложены и на более дальние сроки. Так, в сентябре 2016 года началась реализация проекта модернизации НПЗ имени Гейдара Алиева. После модернизации, которая потребует от 1,5 до 2 миллиардов долларов, объем переработки нефти на Бакинском НПЗ вырастет с 6 миллионов тонн до 7,5 миллиона тонн нефтепродуктов. При этом структура выпуска нефтепродуктов составит: 37% — дизельное топливо, 25% — автомобильный бензин, 13% — авиационное топливо, остальной объем выработки придется на другие нефтепродукты.

Датой завершения реализации этого проекта ранее назывался 2018 год, теперь – 2020 год. Возможно, и это не окончательная дата, так как Госнефтекомпания Азербайджана сегодня очень занята строительством завода STAR в Турции, запуск которого запланирован на следующий год.

А уже позже – где-то в начале 2030 годов, согласно планам, в Гарадагском районе Баку завершится вторая фаза строительства нефтегазоперерабатывающего и нефтехимического комплекса (OGPC), в рамках которой будет сдан в эксплуатацию новый НПЗ, который также займется выпуском высокооктанового бензина и других нефтепродуктов.

Ниджат Гаджиев

dlmn.info

Бензин – для состоятельных и социальных потребителей

ЭКОНОМИКА

14:18 02.02.2017(обновлено 14:41 02.02.2017) Получить короткую ссылку

88932

До 2020 года Госнефтекомпании будет выгоднее перерабатывать азербайджанскую нефть и продавать высокооктановый бензин на вновь строящемся НПЗ в Турции, нежели в Азербайджане.

БАКУ, 2 фев — Sputnik. С начала текущего года зафиксировано второе повышение цены на бензин Ai-95 Premium и Ai-98 Super. В сравнении с 13 января ценники на автозаправочных станциях (АЗС) с 1 февраля сменились с 1,05 и 1,10 маната за литр на 1,15 и 1,2 маната за бензин Ai-95 Premium и Ai-98 Super соответственно.

Отметим, что стоимость литра бензина Ai-95 Premium с 1 октября 2014 года до 13 января 2017 года составляла 0,95 маната за литр.

Впрочем, последний рост цен на бензин не стал предметом активных обсуждений в социальных сетях и возмущения граждан.

Во-первых, топливо марок Ai-95 Premium и Ai-98 Super импортируется, а не производится Государственной нефтяной компанией АР (SOCAR) в стране, так что сильно зависят от мировых цен на энергоносители. Во-вторых, как правило, Ai-95 Premium и Ai-98 Super заливают состоятельные автовладельцы, для которых 20%-ое подорожание не имеет существенного значения, раз уж автомобили куплены за 50 тысяч долларов и выше. И наконец, в-третьих, общий объем продаж марок бензина выше Ai-92 не превышает десятой части топливного рынка.

Стоит отметить, что бензин марки Ai-95 производился на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) SOCAR до середины 2014 года и был весьма востребованным, так как литр его стоил 0,8 маната.

Но в 2014 году было решено, что высокооктановые сорта бензина будут импортироваться, а Азербайджан станет производить бензин Ai-92 по 0,7 маната за литр и дизельное топливо по 0,6 маната за литр. При этом цены на бензин данных марок не будут зависеть напрямую от цен на нефть на мировых рынках или курса национальной валюты, а будут регулироваться посредством Тарифного совета АР.

С учетом того, что сегодня автомобили, занятые непосредственно в сфере услуг, заливают Ai-92 или на дизельном топливе, нынешний рост цен на высокооктановый бензин не окажет влияния на ситуацию с ценами на потребительском рынке.

Вместе с тем, очередное подорожание окончательно вынудит некоторых граждан, бережно относящихся к своим автомобилям, отказаться от "элитных" Ai-95 Premium и Ai-98 Super и склониться в пользу "социального" бензина Ai-92.

В то же время надежда автолюбителей на то, что в Азербайджане возобновится продажа доступного бензина Ai-95 по приемлемой цене 0,8 маната за литр, установленной Тарифным советом 14 января 2015 года, может сбыться не ранее 2020 года, когда на Бакинском НПЗ будет завершено строительство установки по выпуску бензина стандарта Евро-5.

Между тем, разница в стоимости Ai-92 и Ai-95 Premium достигла уже 64%, в то время как в случае возобновления переработки на Бакинском НПЗ Ai-95 она составила бы лишь 14%. Неудивительно, что менее состоятельные владельцы машин вынуждены использовать "социальный" бензин Ai-92, вне зависимости от технических потребностей своего авто. Заметим, такая экономия носит неоднозначный характер, так как использование неподходящего топлива доказуемо наносит вред автомобилю.

Впрочем, руководство SOCAR вряд ли будет торопиться с выпуском высокооктанового бензина в Азербайджане, поскольку все силы компании брошены на запуск (ожидаемый уже в 2018 году) завода STAR в Турции и приобретение там же сети АЗС для продажи высокооктанового топлива. Отметим, что цена бензина в Турции сегодня составляет 1,4 доллара за литр (в соответствии с курсом Центробанка АР — 2,68 маната за литр), так что понятно, где SOCAR выгоднее перерабатывать азербайджанскую нефть и продавать бензин.

А азербайджанским автолюбителям остается лишь наблюдать, как будет сокращаться эксплуатационный срок их транспортных средств, которые для многих давно не роскошь, а средство передвижения.

© Foto : APA

Последние данные по стоимости автомобильного топлива

ru.sputnik.az

В Азербайджане поднимутся цены на бензин

 

Повышение курса доллара приведет к изменениям цен на автомобильное топливо. Об этом Report сообщили источники в SOCAR. 

"Однако это не будет касаться всех видов автомобильного топлива. В зависимости от позиции рынка повысятся цены на бензин, стоимость которого будет определяться рынком", - сообщает источник. 

Напомним, что к импортируемым маркам бензина, стоимость которых определяется рынком, относятся Premium Euro-95 и Super Euro-98. Так, решением Кабинета министров от 31 марта 2014 года импортируемый в Азербайджан автобензины с октановым числом 95 и выше (Ai-95 и Ai-98), соответствующие экологическим стандартам Euro-5, не входят в список товаров, регулируемых государством, то есть стоимость этих импортируемых марок автомобильного бензина устанавливается в свободном порядке. 

 

Стоимость производимых в Азербайджане бензина марки Aİ-92 и дизельного топлива (L-62) регулируется Тарифным советом. А Тарифный совет 3 декабря 2013 года установил стоимость розничной продажи бензина Aİ-92 на уровне 70 гяпиков за литр. Цена дизельного топлива же составляет 60 гяпиков. Навряд ли правительство пойдет на повышение цен на указанные виды бензина и дизельного топлива, производимых в стране.

При последнем росте цен стоимость производимой в стране продукции осталась неизменной. Так, цена на импортируемый в Азербайджан бензин марки Аi-95 (Premium) выросла 13 января текущего года. Сейчас стоимость бензина Аİ-95 составляет 1,05 маната.

Здесь особую роль играет курс доллара к манату. При последнем повышении цен было отмечено, что стоимость бензина Аİ-95 будет меняться в зависимости от курса. То есть, цена будет формироваться в соответствии с ценовыми тенденциями на данную марку бензина на мировом рынке и курса азербайджанского маната. Отметим, что 13 января курс 1 доллара США составлял 1,7867 маната. 30 января курс доллара составил 1,9165 маната. То есть, доллар за этот период подорожал на 7,3%. По полученной информации, согласно средней стоимости котировки PREM UNL 10 PPM, опубликованной в издании PLATTS EUROPEAN MARKETSCAN от 30 января под названием FOB MED (ITALY), стоимость бензина составляет 546,75 долларов за 1000 литров. Транспортные расходы бензина до Баку составляют  около 80 долларов (сюда относятся фрахт, разгрузка, перевозочные и финансовые расходы, инспекция и страхование) и таким образом, стоимость 1000 литров бензина марки премиум вместе с транспортными расходами составляет 624,74 доллара. Акцизный налог за 1 тонну составляет 41,74 доллара, НДС (18%) 131, 54 доллара, дорожный налог - 13,67 доллара. С учетом всех таможенных расходов 1 тонна бензина этой марки обходится в 812,02 доллара. А это по сегодняшнему курсу Центробанка (1 доллар - 1,9165 маната) составляет 1 556,24 манатов. Импортная стоимость 1 литра бензина марки премиум составляет 1,188 манатов. То есть нынешние цены дешевле импортируемой стоимости на 0,138 маната. В этом случае компании формируют стоимость бензина Premium, импортируемого в долларах, продаваемого в стране в манатах дешевле себестоимости, согласно курсу и рынку. 

Помимо этого, в январе в ряде стран также выросли цены на бензин марки Premium. 

В Грузии цены выросли с 1 января. На АЗС стоимость литра бензина выросла на 40 – 60 тетри.  Если в конце декабря 2016 года бензин продавался по 1,45 лари (0,95 маната) за литр, начиная со 2 января этого года, он подорожал до 1,90 (1,25 маната), 1,95 (1,28 маната) и 2 (1,31 маната) лари. Цены на бензин росли постепенно в течение трех дней. Отметим, что курс грузинского лари к манату на 5 января определен по курсу Центробанка (1 грузинский лари - 0,6564 маната). 

 

В России в середине января подорожала розничная стоимость бензина марок Aİ-92 и Ai-95. Бензин марки Aİ-92 подорожал на 4 копейки и составил 35,56 рублей (1,07 маната), а Aİ-92 - на 5 копеек или до 38,49 рублей (1,15 маната). 

Согласно информации, наибольшее подорожание наблюдалось в Южном федеральном округе, где стоимость бензина марки Aİ-92 выросла на 36 копеек и составила 38,8 рублей за литр (1,16 маната).

В целом, с начала 2015 года до конца 2016 года бензин в России подрожал на 3,7%, дизельное топливо – на 2,7%. Во многих странах цены изменяются постоянно, в зависимости от позиции рынка. 

Все это показывает, что этот процесс происходит и в других странах, и выступая с позиции импортера, согласование роста цен в Азербайджане определяется спросом рынка. 

Также следует учесть, что последнее повышение цен на бензин марки Premium Euro-95 не вызвало больших проблем. Это связано с тем, что потребность на Аi-95 намного меньше, чем на Аİ-92 и дизельное топливо. Согласно статистическим данным, за месяц в стране в среднем было произведено около 95-100 тыс тонн автомобильного бензина марки Aİ-92, примерно 155 тыс. тонн дизельного топлива (L-62). Почти весь производимый в стране бензин идет на нужды внутреннего рынка. Примерно 90-95 тыс. тонн производимого в стране дизелного топлива приходится на внутренний рынок. Остальной объем идет на экспорт. Ежемесячно в страну ввозится около 4 тыс. тонн бензина Premium Euro-95 и Super Euro-98. В основном, эти марки импортируются из Болгарии, России, Румынии, Беларуси.  Доля автобензина с октановым числом не менее 95 составляет 4% внутреннего потребления.

Как видно, после роста цен 13 января на бензин этой марки, который не является товаром массового спроса и используется в основном на относительно дорогих автомобилях, не повлиял на основную массу населения, общественный транспорт и экономику в целом.

Следовательно, стоимость бензина марки Аi-92 и дизельного топлива не повысится, рост цен коснется импортируемой продукции, что обусловлено рынком.

baku.ws


Смотрите также