Против роста цен: правительство намерено снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. Акциз в стоимости бензина


Сбавить обороты: подешевеет ли бензин после снижения акцизов

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Наталья Дембинская. Цены на бензин почти в десять раз опережают инфляцию. Топливо на российских АЗС непрерывно дорожает. В правительстве решили вмешаться в ситуацию и снизить акцизы уже с 1 июля. Почему при сверхнизкой инфляции мы наблюдаем галопирующие цены на горючее, при чем здесь слабый рубль и можно ли остановить рост стоимости бензина на розничном рынке за счет снижения акцизов — в материале РИА Новости.

Бензоколонка автозаправочной станции. Архивное фотоМинфину поручили подготовить проект о снижении акцизов на бензин

Дороже, еще дороже

В апреле цены на АИ-95 повышались в 20 раз быстрее, чем в январе-марте. В мае ралли продолжилось. С начала года, по данным Росстата, бензин подорожал на 4,7 процента, дизельное топливо — на девять процентов. А только за прошлую неделю, по данным Московской топливной ассоциации, розничные цены на бензин в столичном регионе увеличились почти на 70 копеек. В письме Российского топливного союза (РТС) Медведеву ситуация названа беспрецедентной.

Конечно, сказывается сезонный фактор. Топливо всегда дорожает весной, поскольку повышение спроса из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей накладывается на остановку некоторых нефтеперерабатывающих мощностей для профилактического ремонта.

Но почему такие рекордные темпы? Дело в скачке мировых цен на нефть. На фоне напряженной геополитической обстановки черное золото вышло на максимумы последних трех с половиной лет.

"Когда цены на нефть падали, бензин дорожал меньше, чем другие товары. И вклад в инфляцию был меньше", — сказала первый зампред Центробанка Ксения Юдаева. И уточнила, что рост цен на бензин пока не влияет на инфляцию, поскольку носит догоняющий характер.

"Чем выше рублевая цена на нефть, тем дороже бензин", — поясняет Василий Танурков, замначальника управления анализа рынка акций ИК "Велес капитал".

Другой фактор — решение прежнего правительства поднять акцизы на бензин и дизельное топливо. С 1 января 2018 года ставки акциза на бензин и дизельное топливо выросли на 50 копеек с каждого литра. Предполагалось, что с 1 июля прибавится столько же. Кроме того, обложили налогом дополнительный доход нефтяников, что тоже внесло свой вклад.

Бензоколонка автозаправочной станции. Архивное фотоПравительство намерено снизить акцизы на бензин и дизельное топливо‍

Что и насколько снижают 

Новый кабмин поручил Минфину подготовить законопроект о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, акцизы должны уменьшиться до 1 июля 2018 года. На дизельное топливо — на две тысячи рублей за тонну, на бензин — на три тысячи рублей.

По мнению главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, это позволит ограничить рост цен, а возможно, и снизить их, но речь идет лишь об оптовых ценах на бензин. Для розницы этого недостаточно. По его словам, оптовые цены, "видимо, надо уменьшить на десять процентов", чтобы бизнес вышел на нормальную маржинальную доходность. В РТС указали на искажение, возникшее на рынке: оптовые цены давно выше розничных.

Сотрудник автозаправочной станции (АЗС) компании "Газпром нефть"

Аналитики обращают внимание и на то, что такой перекос — следствие в том числе высокой конкуренции, автозаправочных станций настолько много, что они теряют рентабельность.

Эксперты сходятся в том, что, если оптовые цены уменьшатся в среднем на 2,2 рубля за литр (что предполагает снижение акцизов), в рознице такой динамики ждать не следует. Тем не менее эффект будет: цены на АЗС убавятся в среднем на 0,5-1 рубля.

Недооцененный рубль

Рынок не сумеет в полной мере отыграть снижение акцизов не только из-за дорожающей нефти (по большинству прогнозов, к концу года за баррель будут давать сто долларов), но и по причине недооцененности рубля.

Колонка на автозаправочной станции. Архивное фотоСредняя розничная цена бензина в России превысила 41 рубль, сообщил Росстат

"Нефть Brent в рублях за баррель на исторических максимумах. В подобных условиях доллар, даже с учетом негативного влияния геополитики и валютных интервенций Минфина, выглядит сильно переоцененным", — отмечает Тимур Нигматуллин, аналитик "Открытие брокер".

Это означает, что серьезного падения цен добиться все равно не удастся до тех пор, пока рубль не вернется к равновесным значениям, оправданным при нынешних нефтяных котировках.

По мнению Тануркова, такое справедливое значение (с учетом покупки Минфином валюты в больших объемах, что оказывает понижающее давление на российскую валюту) — 55 рублей за доллар.

Котировки валютного рынка

И как считают эксперты, у рубля есть все шансы вернуться к этому уровню. А до тех пор снижение акцизов скорее будет сдерживающим фактором опережающего роста цен на топливо.

Из-за уменьшения топливных акцизов российский бюджет недосчитается ста миллиардов рублей, отметил вице-премьер Дмитрий Козак. Нагрузка вполне посильная, выпадающие доходы компенсируют из других источников — в первую очередь за счет нефтегазовых доходов. 

Стоимость черного золота почти вдвое превысила заложенные в бюджете консервативные 40 долларов за баррель, поэтому доходы российского бюджета от экспорта углеводородов вырастут до 2,75 триллиона рублей, это в пять раз больше, чем прописано в бюджете (527,6 миллиарда рублей).

ria.ru

как снижение акцизов повлияет на стоимость бензина и дизтоплива — РТ на русском

Решение правительства России о снижении акцизов на топливо — это временная мера. Такое заявление сделал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов. Он отметил, что к осени 2018 года будет разработано системное решение, которое должно автоматически регулировать цены на внутреннем рынке. Между тем, по словам Сазанова, снижение акцизов приведёт лишь к остановке роста стоимости топлива, но дешевле оно не станет.

Решение правительства России о снижении акцизов на топливо — это временная и точечная мера, которая должна на полгода решить проблему повышения цен в этом сегменте. Уже к осени 2018 года будут сформулированы первые системные решения этого вопроса, заявил Алексей Сазанов.

«Сейчас это решение на полгода. Дальнейшие системные меры прорабатываются. Нужны системные меры, а не точечные решения. Сейчас точечные меры, которые на полгода должны решить проблему, а дальше мы будем прорабатывать к осени какие-то системные решения», — рассказал Сазанов РИА Новости в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

По словам собеседника агентства, возможно, решение по снижению цен будет принято в рамках налогового манёвра в нефтегазовой отрасли, однако есть и другие варианты урегулирования проблемы.

«Есть разные механизмы. По завершению налогового манёвра окончательное решение не принято. Если по нему будет принято окончательное решение, то, безусловно, в его рамках будет решаться вопрос. Если не будет принято, то будем искать иные варианты. Но системное решение должно быть, которое автоматически бы регулировало давление на цены внутреннего рынка при изменении цен на нефть», — пояснил Сазанов.

Глава департамента Минфина добавил, что в текущей ситуации снижение акцизов на топливо приведёт к остановке роста цен на бензин и дизельное топливо, но не к их снижению.

«Снижение цен будет практически невозможно при такой конъюнктуре, при сегодняшнем соотношении курса и нефти», — подчеркнул Сазанов.

Аналогичное мнение выразил президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. По его словам, анонсированное снижение акцизов поможет временно стабилизировать цены на топливо.

Также по теме

Цены на бензин на одной из автозаправочных станций в Москве Против роста цен: правительство намерено снизить акцизы на бензин и дизельное топливо

Правительство России готово снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. Кабмин уже поручил Министерству финансов проработать вопрос...

«Мы благодарны правительству, что решение принято. Это изменение акцизов позволит на какой-то период стабилизировать цены, но я не думаю, что оно будет работать на понижение этих цен», — заявил Алекперов в кулуарах ПМЭФ.

При этом на просьбу журналистов сделать прогноз по ценам на топливо в 2019 году глава ЛУКОЙЛа ответил: «Надеюсь, что цены на бензин в 2019 году сохранятся, потому что внутренний рынок чувствителен во всех отношениях».

В свою очередь, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов заявил, что из-за снижения акцизов из бюджета выпадет порядка 140 млрд рублей.

«Выпадет у нас порядка 140 млрд рублей из федерального бюджета вместе с НДС, выпадет в том числе у субъектов РФ, которые получают эти акцизы в дорожные фонды. Поэтому вместе с предложением по снижению акцизов будет представлено предложение в Бюджетный кодекс по изменению пропорций зачисления акцизов между Федерацией и субъектами, чтобы субъекты не пострадали», — цитирует Силуанова Интерфакс.

По словам главы Минфина, осенью 2018 года будет принято решение, чем «закрывать» выпадающие из федерального бюджета доходы.

«Либо это будут дополнительные ненефтегазовые доходы, либо если их не будет, то заимствования. Осенью на основе прогноза сделаем оценку доходов бюджета, в том числе ненефтегазовых, и если их будет недостаточно, то выйдем с предложением по увеличению заимствований», — добавил Силуанов.

Напомним, в среду, 23 мая, вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что правительство приняло решение снизить акцизы на автомобильный бензин на 3000 рублей за тонну и на дизельное топливо — на 2000 рублей на тонну. Причиной таких действий стал серьёзный рост цен на топливо, превысивший темпы инфляции.

Так, согласно данным Росстата, только за неделю с 15 по 21 мая потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 1,8%, а на дизельное топливо — на 1,6%.

Предполагается, что снижение акцизов должно произойти не позднее 1 июля 2018 года.

«Консервативных рецептов фактически не существует»

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в беседе с RT отметил, что принятое кабмином решение о временном снижении акцизов на топливо логично в условиях изменчивости ценовой конъюнктуры.

«Взятый горизонт логичен. Ценовая конъюнктура изменчива, мировые цены на нефть могут и снизиться, и в целом может поменяться ценообразование на розничном рынке. Поэтому и такой недолгосрочный подход по акцизам. Это снижение как минимум стабилизирует цены на топливо, удержит их рост. Главное — сдержать рост цен и уложиться в рамки годовой инфляции — это задача правительства», — отметил эксперт.

При этом, по словам собеседника RT, есть различные варианты системных мер, которые могут быть проработаны правительством для регулирования в области топливного ценообразования.

«Консервативных рецептов фактически не существует, есть только радикальные подходы. Самый жёсткий — госрегулирование, это обсуждаемо, однако это уход от рынка, что не способствует конкуренции. Второй момент — каким-то образом посмотреть с точки зрения вертикально интегрированных холдингов на их разделение и выделение сбытовых сетей и таким образом обеспечить определённые условия для рыночного, а не картельного ценообразования», — заключил Пасечник.

В свою очередь, гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов отметил, что обозначенное снижение акцизов по бензину и дизтопливу действительно не приведёт к падению цен на заправках.

«Что касается оптовых цен, в целом это решение может стабилизировать их. Без этого снижения акцизов у нас оставался существенный потенциал для роста крупнооптовых цен нефтепродуктов на бирже. Благодаря снижению акцизов этот потенциал роста практически сходит на ноль», — отметил эксперт.

Однако, по словам собеседника RT, даже при текущем уровне биржевых цен розничная реализация как бензина, так и дизтоплива убыточна.

«Именно поэтому снижение акцизов не только не сможет привести к снижению розничных цен на бензин. Оно не исключает их повышения», — добавил Турукалов.

«Касательно системных мер нужно понимать следующее: наиболее возможная мера — это не просто снизить акцизы на полгода и потом смотреть, что можно сделать ещё, а просто не отклоняться от изначального плана налогового манёвра. Если мы вернёмся в 2015 год — тот формат налогового манёвра предполагал, что акциз и на бензин, и на дизтопливо будет почти в два раза ниже, чем тот уровень акцизов, который действует сейчас», — подытожил эксперт.

Аналогичные претензии содержатся и в последнем отчёте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по текущей ситуации на рынке нефтепродуктов. Там отмечается, что в соответствии с Налоговым кодексом акцизы с 2015 по 2017 год должны были вырасти на 5% на автомобильный бензин, на 15% на дизельное топливо. По факту в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо — в 2,2 раза.

«Ситуация 2018 года более сложная»

Вместе с тем в ФАС констатировали, что за минувшие три года рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствовал уровню инфляции. Причём, в то время как в 2016 году цены на нефтепродукты существенно отставали от темпов инфляции, за 2017 год цена на автомобильный бензин марки Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 — на 7,2%, на дизельное топливо — на 5,47% и на авиационный керосин — на 18,22%.

При этом с начала 2018 года цена на Аи-92 выросла на 3,5%, на Аи-95 — на 3,4%, а на дизель — на 4,17% при росте инфляции на 1,2%.

«Ситуация 2018 года более сложная. Цены опережают темпы инфляции. Основными причинами роста цен являются повышение налогов и мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторного топлива на биржевых торгах», — заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Он добавил, что во избежание негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС принимает меры антимонопольного воздействия и вносит предложения по нормативному правовому регулированию, включая снижение акцизов на бензин и дизтопливо, а также введение гибкой шкалы акциза.

Также по теме

Пять звёзд для АЗС: Росстандарт планирует издать ГОСТ о рейтинге автозаправок

Автозаправки получат звёздный рейтинг, подобно отелям. Число звёзд будет зависеть от двух показателей — уровня сервиса АЗС и качества...

Отмечается, что в первые месяцы 2018 года оптовые цены на бензин снижались, а на дизель оставались стабильными, тогда как с марта они начали повышаться вслед за ростом цен на мировых рынках и акцизов. При этом по состоянию на 21 мая 2018 года оптовые цены на бензин превысили розничные.

«Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%», — сообщили в ФАС.

В ведомстве добавили, что для недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС принимает ряд мер, включая вынесение предупреждений нефтяным компаниям за создание дефицита топлива на внутреннем рынке, а также возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Напомним, во вторник, 22 мая, на заседании правительства было поручено Министерству финансов во главе с первым вице-премьером Антоном Силуановым совместно с Минэнерго и ФАС до 28 мая 2018 года внести в правительство законопроекты, предусматривающие снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в ранее согласованных размерах, а также изменение структуры распределения доходов от указанных акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

russian.rt.com

Правительство снизит акцизы на дизтопливо и бензин с 1 июня - Экономика и бизнес

МОСКВА, 31 мая. /ТАСС/. Правительство РФ с 1 июня снизит акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно, сообщил журналистам участник совещания с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком, курирующим в том числе вопросы энергетики. При этом правительство не исключает, что снижение акцизов продолжится, и с 1 июля их могут понизить еще на 700 рублей.

"Правительство рассматривает возможность дополнительно снизить ставку акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо на 700 рублей за тонну с 1 июля 2018 года. Ранее принятое решение о снижении ставок акцизов на автомобильный бензин на 3 тыс. рублей и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей вступит в силу с 1 июня 2018 года", - сказал участник совещания.

Представитель Козака подтвердил обсуждение в правительстве дальнейшего снижения фискальной нагрузки для стабилизации ситуации на топливном рынке.

Цены на нефтепродукты

Задуматься о снижении акцизов на нефтепродукты правительство заставил рост цен на бензин в России, который наблюдался с начала года. По данным Росстата, в апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом. За неделю с 21 по 27 мая стоимость бензина марки Аи-92 превысила 41 рубль за литр, Аи-95 и Аи-98 - 44 и 49 рублей за литр соответственно. Дизельное топливо подорожало до 43,91 рубля за литр.

Для сдерживания роста цен на внутреннем рынке правительство поручило Минфину проработать возможность снижения акцизов на бензин и дизельное топливо. Как отмечал Козак, эта мера позволит лишь стабилизировать цены на нефтепродукты, а не понизить их (тогда речь шла о снижении на 2 тыс. рублей за тонну дизтоплива и на 3 тыс. рублей за тонну бензина).

По словам представителя Козака, еще 700 рублей с тонны нефтепродуктов может быть снято за счет отказа от планового повышения ставок акцизов с 1 июля. "Корректнее говорить об отмене ранее запланированного повышения ставок акцизов на бензин и дизтопливо с 1 июля", - пояснил он.

Первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов оценил выпадающие доходы бюджета от снижения акцизов на топливо в 140 млрд рублей. Источники возмещения выпадающих доходов правительство должно определить осенью - это будут либо дополнительные ненефтегазовые доходы, либо заимствования, говорил Силуанов.

tass.ru

Акцизы на топливо снизят с 1 июля. Бензин подешевеет?

Акцизы на бензин и дизельное топливо снизят с 1 июля 2018 года, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак в эфире телеканала «Россия 24».

«В понедельник было принято согласованное, достаточно консолидированное решение о необходимости снижения акцизов на моторные топлива. Это должно произойти не позднее 1 июля», — сказал он.

По словам Козака, снижение будет происходить от действующих ставок акцизов, планируемого повышения ставок акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 июля не будет.

«Было принято решение снизить акцизы на дизельное топливо на 2 тысячи рублей с тонны от действующей ставки. И не вводить дополнительных 500 рублей повышения с тонны, а на бензин снизить на 3 тысячи рублей с тонны от действующего размера акциза», — сказал он.

«По нашим оценкам, это позволит стабилизировать ситуацию на рынке. Отрицательного значения (падения цен — ИФ), естественно, не будет, так как некоторые факторы продолжат свое действие до конца текущего года. Но это будет совсем незначительное повышение цен на моторное топливо», — подчеркнул вице-премьер.

Он отметил, что выпадающие доходы бюджета могут составить более 100 млрд рублей, частично выпадающие доходы региональных бюджетов будут компенсированы из федерального бюджета.

В среду правительство поручило Минфину, Минэнерго и ФАС до 28 мая подготовить проекты законов о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо.

Предложение о снижении акциза на бензин и дизельное топливо идет вразрез с политикой Минфина, который осенью прошлого года настоял на необходимости повышать акцизы на топливо в 2018-2020 годах, несмотря на критику Минэнерго, нефтяных компаний и участников топливного рынка.

Правительство поручило Минфину, Минэнерго и ФАС до 28 мая подготовить проекты федеральных законов о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо, говорится в распоряжении правительства по итогам заседания 22 мая.

Одновременно ведомства должны подготовить предложения об изменении структуры распределения доходов от указанных акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Кроме того, Минфину поручено в третьем квартале 2018 года при необходимости представить в правительство предложения об изменении бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в связи с изменением ставок акцизов на бензин и дизельное топливо.

Накануне сообщалось, что в начале недели у нового вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего за ТЭК, обсуждалось предложение снизить акциз на бензин на три тысячи рублей за тонну, акциз на дизельное топливо — на две тысячи рублей за тонну.

Предложение о снижении акциза на бензин и дизельное топливо идет вразрез с политикой Минфина, который осенью прошлого года настоял на необходимости повышать акцизы на топливо в 2018-2020 годах, несмотря на критику Минэнерго, нефтяных компаний и участников топливного рынка.

Акциз на бензин с 1 января 2018 года был повышен на 10,7% — до 11,213 тыс. рублей за тонну. С 1 июля 2018 года он должен был вырасти до 11,892 тыс. рублей за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо с 1 января 2018 года также выросла — на 12,7%, до 7,665 тыс. рублей за тонну. Второй этап повышения был предусмотрен с 1 июля 2018 года — до 8,258 тыс. рублей за тонну.

С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 должна составить 12,314 тыс. рублей за тонну вместо планировавшихся ранее 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году она планируется на уровне 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну.

Ранее некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам» и «Российский топливный союз» обращались к властям с просьбами принять меры для стабилизации рынка топлива.

Как сообщалось, оптовые цены на нефтепродукты в России росли без остановки с середины февраля до середины мая и к настоящему моменту находятся на рекордных уровнях. Кроме того, на внутреннем рынке последние несколько недель активно растут цены на АЗС. По мнению экспертов, росту биржевых и розничных цен на топливо в РФ способствуют сразу несколько причин, в числе которых: рост мировых цен на нефть, ослабление рубля, рост акцизов на нефтепродукты, весенние ремонты НПЗ, активный период сельхозработ, а также сезонный спрос на топливо весной и летом.

Цены на бензин в России на прошлой неделе (с 6 по 13 мая) продолжили лихорадочно расти. Только в Москве цена Аи-92 подскочила на 70 копеек. В результате, в столице России больше не осталось в продаже бензина дешевле 40 рублей, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК.

Последний раз в Москве цена на Аи-92 в 39,94 рубля наблюдалась в понедельник 6 мая. Уже во вторник 7 мая она преодолела психологический барьер в 40 рублей за литр, а к концу недели цена Аи-92 достигла 40,65 рубля за литр. Аи-95 в Москве за неделю подорожал на 63 копейки и достиг 43,86 рублей за литр.

В среднем по России цены на Аи-92 хоть и повысились на 42 копейки, но пока держатся в пределах 39,8 рублей. Аи-95 на российских заправках подорожал на 40 копеек — до 42,5 рублей.

За последний месяц бензин на российских АЗС подорожал в среднем на два рубля. Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, правительство решило снизить акцизы на топливо. При этом вице-премьер Дмитрий Козак предупредил, что снижения цен все равно не будет — принятых мер хватит лишь на то, чтобы замедлить их рост. В России широко распространено мнение, что цены на бензин растут постоянно, стремительно и абсолютно безо всякой логики — и это в стране, которая, наряду с США и Саудовской Аравией, добывает нефти больше всех в мире. На самом деле, все сложнее.

Бензин все время дорожает. Хотя при низких ценах на нефть должен дешеветь

На самом деле нет. Стоимость нефти — далеко не главный фактор, который влияет на итоговую цену бензина на заправке. Она складывается из себестоимости добычи, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизов и расходов на переработку и транспортировку. Помимо них еще есть НДС, затраты на содержание автозаправок и прибыль, которую должны получить все в цепочке от производителя до владельца АЗС. Из всех этих слагаемых от цены на нефть зависит НДПИ, причем лишь косвенно, потому что ставка этого налога рассчитывается по специальной сложной формуле, которая, помимо котировок на нефтяных рынках, включает в себя курс доллара и другие параметры.

Средства от нефтегазовых компаний — важнейшая часть российского бюджета. В периоды низких цен на нефть власти повышают акцизы, чтобы компенсировать нехватку доходов, и из-за этого бензин дорожает. То есть зависимость между ценами на нефть и бензином теоретически может быть даже обратной.

Литр АИ-95 уже 44 рубля! Бензин в России дорожает очень быстро

На самом деле нет. Бензин в сравнении с остальными товарами дорожает не так уж и стремительно. Стоимость литра 95-го бензина за последние 10 лет выросла примерно в два раза — с 21 рубля в январе 2008 года до 42 рублей в апреле 2018-го. Общий уровень цен в стране за это же время вырос в 2,2 раза. Например, килограмм говядины (данные Росстата) в начале 2008 года стоил 141 рубль, а сейчас — 321, пачка аспирина подорожала с двух до шести рублей. Цены на электроэнергию за этот же период поднялись с 1,64 до 3,73 рубля за киловатт-час.

Другой пример: за последние два года бензин подорожал на 13% (при накопленной инфляции около 8%), хотя цена на нефть в этот период подскочила с 45 до 70 долларов за баррель — более чем в полтора раза. На протяжении всего этого периода цены на бензин росли непрерывно и практически линейно, в то время как нефть то дорожала, то дешевела, то снова дорожала.

Во всех странах, где добывается нефть, бензин дешевый. Хорошо бы, чтобы в России было так же

На самом деле нет. Есть много нефтедобывающих стран, где бензин дороже, чем в России. Например, в Канаде и Бразилии — странах, которые входят в десятку крупнейших нефтедобытчиков, — бензин сейчас стоит примерно 1,10-1,20 доллара за литр, в Мексике — доллар за литр. А в Норвегии, которая добывает нефти лишь в шесть раз меньше, чем Россия (при меньшем в 28 раз населении), цена вообще достигает почти 2 долларов за литр — это один из самых высоких показателей в мире.

В других нефтедобывающих странах бензин действительно стоит дешевле, чем в России — например, в Иране, Кувейте или Казахстане цена литра бензина может быть и 50, и даже 30 центов. Но не факт, что это хорошо для жителей этих стран. Дело в том, что такая низкая цена обеспечивается тем, что правительства держат низкие ставки акцизов и напрямую субсидируют отрасль. Получается, что дешевый бензин обеспечивается за счет средств всех налогоплательщиков, даже тех, у кого, например, нет автомобиля.

Искусственное занижение цен часто приводит к ситуациям, когда бензин вдруг начинает резко дорожать. Например, в Венесуэле цены на бензин не повышались 20 лет (и были самыми низкими в мире), а когда несколько лет назад в стране начался кризис, подскочили сразу в 60 раз. В Туркмении за последние 10 лет стоимость бензина выросла в 20 раз.

Рост цен наблюдался во всех регионах России, кроме Дальнего Востока. Наиболее активным он был в Центральном округе. Так в Воронежской области Аи-92 за одну неделю подорожал больше, чем на 1 рубль, Аи-95 — на 67 копеек. В Костромской области Аи-92 и Аи-95 подорожали на 90 копеек, в Ярославской области литр Аи-92 подскочил на 88 копеек, Аи-95 — на 70 копеек. В регионах Северо-Западного округа цены на бензин на прошлой неделе выросли на 30-50 копеек. При этом в Санкт-Петербурге бензин подорожал на 48-49 копеек. Заметно подскочили цены на топливо в Приволжском округе. В Пензенской области литр Аи-92 вырос в цене на 99 копеек, Аи-95 — на 64 копейки. В Нижегородской области Аи-92 подскочил на 72 копейки, Аи-95 — на 57 копеек.

На фоне общего бурного роста, топливный рынок Дальнего Востока выглядит невероятно стабильным. За неделю ни в одном из регионов этого федерального округа не было зафиксировано никаких изменений цен на бензин.

Правительство РФ, ФАС и нефтекомпании обсуждают вариант снижения акцизов на бензин для стабилизации цен на рынке, сообщили «Интерфаксу» источники, знакомые с ситуацией.

По их словам, этот вопрос обсуждался в начале недели у нового вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего за ТЭК. В частности, было предложено снизить акциз на бензин на три тысячи рублей за тонну, акциз на дизельное топливо — на две тысячи рублей за тонну. Законопроект хотят как можно скорее согласовать на всех уровнях, чтобы успеть принять в Госдуме в весеннюю сессию, отметили источники.

Во вторник первый зампред комитета по энергетике в Госдуме Сергей Есяков сообщил, что правительство РФ после ряда совещаний приняло решение о снижении акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. «Правительство всю неделю занималось решением этой проблемы. Сегодня правительством принято решение о снижении цен акцизов на автомобильный бензин на три тысячи рублей за тонну и на дизельное топливо на две тысячи рублей за тонну», — сказал он. По его словам, со стороны депутатского корпуса был сегодня сделан соответствующий запрос и получена данная информация.

Источники в Минэнерго и Минфине подтвердили, что вопрос о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо активно обсуждается, однако не стали говорить о размерах, условиях и сроках снижения.

Представитель вице-премьера РФ Козака не стал комментировать вопрос снижения акцизов, однако подтвердил факт проведения совещания. «21 мая Д.Козак провел совещание с участием Минфина, Минэнерго, ФАС, Минэкономразвития и нефтяных компаний по вопросам ценообразования на нефтепродукты и динамики цен на топливо», — сказал он.

Представители Минэнерго и Минфина отказались комментировать данный вопрос.

Предложение о снижении акциза на бензин и дизельное топливо идет вразрез с политикой Минфина, который осенью прошлого года настоял на необходимости повышать акцизы на топливо в 2018-2020 годах, несмотря на критику Минэнерго, нефтяных компаний и участников топливного рынка.

В результате акциз на бензин с 1 января 2018 года был повышен на 10,7% — до 11,213 тыс. рублей за тонну. С 1 июля 2018 года он должен вырасти до 11,892 тыс. рублей за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо с 1 января 2018 года также выросла — на 12,7%, до 7,665 тыс. рублей за тонну. Второй этап повышения предусмотрен с 1 июля 2018 года — до 8,258 тыс. рублей за тонну.

С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 должна составить 12,314 тыс. рублей за тонну вместо планировавшихся ранее 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году онапланируется на уровне 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. Их снижение на 2-3 тыс. рублей за тонну может привести к существенным выпадающим доходам бюджета. Из каких источников будут компенсированы выпадающие доходы от снижения акцизов на бензин и дизельное топливо, источники пока не поясняют.

Между тем, цены на бензин в России растут очень высокими темпами и уже давно обогнали темпы роста инфляции.

Так, по данным ЦДУ ТЭК, средние розничные цены на Аи-92 выросли в России с 38,56 рубля за литр до 40,6 рубля за литр, на Аи-95 — с 41,23 рубля до 43,31 рубля. Только за последнюю неделю они подорожали на 70-80 копеек. При этом в Москве, например, уже не осталось бензина дешевле 40 рублей.

Feed enhanced by Better Feed from Ozh

Сообщение Акцизы на топливо снизят с 1 июля. Бензин подешевеет? появились сначала на Я в курсе.

skolkozarabativaet.ru

Акцизы на топливо снизят на месяц раньше — Российская газета

С приходом лета цены на автозаправках перегрелись и, чтобы избежать дальнейшего роста, нефтекомпании согласились заморозить стоимость бензина и дизеля на сетевых АЗС. Пока это бессрочная мера - как справиться с первопричиной роста цен, правительство вместе с участниками рынка решит во втором полугодии.

30 мая вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий ТЭК, провел экстренное совещание с нефтекомпаниями. Повод - слабо поддающееся контролю удорожание топлива в опте - более чем на 30 процентов с начала года, а следом и в рознице - почти на восемь процентов. Обсуждалась возможность снизить ставки акцизов на бензин на три тысячи рублей за тонну и на дизель - на две тысячи. Доля акциза в конечной цене - около 30 процентов.

Предполагалось, что снижение произойдет 1 июля, но срок перенесли на 1 июня, сообщил "Российской газете" участник совещания и подтвердил еще один. Законодательно маневр оформят постфактум через поправки в Налоговый кодекс, полагают юристы. Эти меры уже стабилизировали оптовые цены на бирже. Если эффект не дойдет до АЗС, то с 1 июля будет отменено плановое повышение ставок акциза на бензин и дизель еще на 600-700 рублей, говорят в отрасли.

С учетом уже принятых решений о снижении фискальной нагрузки, крупнейшие компании "подтвердили готовность выдерживать текущий уровень розничных цен на бензин и дизельное топливо", рассказал "РГ" представитель вице-премьера Илья Джус. "Рассчитываем, что это решение также окажет существенное стабилизирующее влияние на цены на оптовом рынке", - добавил он.

Ставки акцизов будут снижены на полгода, говорил ранее глава департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов. По его словам, системные изменения проработают к осени. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил в пятницу, что целесообразно оставить акцизы сниженными минимум до конца года. А на выходных вице-премьер Дмитрий Козак в интервью "Вести в субботу" объяснил причины роста цен на топливо, заявив, что они увеличились в связи с более высокими мировыми ценами на нефть на внешних рынках, что может делать его производство в России относительно невыгодным.

"Прежде всего нужно сформировать как можно больше предложения на рынке. Грубо говоря, нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было этого дефицита", - призвал нефтяников Артемьев. Он подчеркнул, что текущее ценообразование, "которое злит людей", возникает при высоких ценах на нефть. Участники рынка должны осознавать свою социальную ответственность, самостоятельно решая, когда следует, например, ограничить экспорт, чтобы не росли цены внутри страны. Эти меры глава ФАС назвал крайними.

По разным оценкам, снижение акцизов приведет к выпадению доходов бюджета на 130-140 миллиардов рублей в этом году. Для компенсации будет организован трансферт из федерального бюджета, следует из решения правительства, принятого 22 мая. Вероятно, саму "дыру" заместят дополнительными нефтегазовыми доходами.

Учитывая, что до 25 июня налогоплательщик платит акциз по прежней ставке, может не хватить времени для внесения поправок в Налоговый кодекс, поэтому их внесут позже, но с ретроспективным действием, говорит юрист юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Руслан Маннапов. "Однако, чтобы в дальнейшем цены резко не выросли, должны быть снижены сначала оптовые цены, а уже следом за ними - розничные. В противном случае это приведет к существенному росту в будущем", - предупреждает руководитель коммерческой практики BMS Law Firm Денис Фролов.

rg.ru

Правительство намерено снизить акцизы на бензин и дизельное топливо‍

01:1223.05.2018

(обновлено: 18:59 23.05.2018)

8857141490

МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. Правительство готово снизить акцизы на бензин дизельное топливо, заявил первый заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Сергей Есяков.

Мужчина на автозаправочной станции Лукойл в МосквеТопливо инфляции. Будет ли бензин летом стоить 50 рублейДепутат отметил, что акцизы на бензин могут понизить на три тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — на две тысячи.

Есяков также рассказал, как изменились цены на топливо с начала 2018 года. По его словам, бензин подорожал на 4,7 процента, а дизтопливо — на 9%. При этом рост цен гораздо выше темпов инфляции, что связано с повышением акцизов, увеличением стоимости нефти и укреплением рубля.

Как сообщил депутат, кабмин практически всю неделю занималось этим вопросом, а вчера вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание, посвященное данной проблеме.

Рост цен на топливо

Ранее Росстат констатировал, что средняя розничная цена бензина в России за неделю выросла до 41,28 рубля за литр.

  • Да, сильно ударило

  • Отразилось, но незначительно

  • Не заметил(а) повышения

  • У меня нет автомобиля

В ведомстве рассказали, что средняя цена на бензин в апреле превысила психологическую отметку в 40 рублей за литр, после чего продолжила расти.

По данным на 14 мая, средняя стоимость бензина марки Аи-92 с 7 мая выросла на 48 копеек и составила 39,51 рубля за литр. Цена марки Аи-95 выросла на 46 копеек — до 42,49 рубля за литр, марки Аи-98 — на 38 копеек, до 47,71 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива увеличилась на 45 копеек и составила 42,41 рубля за литр.

За неделю с 7 по 13 мая в 75 центрах российских регионов отмечался рост цен на топливо. Самые сильные изменения наблюдались в Махачкале — на 4,8 процента, Рязани — на 3,2 процента, Кирове — на 2,8 процента. В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 1,5 и 0,8 процента соответственно.

"Догоняющий характер"

О проблеме цен на топливо ранее говорили в Банке России. Так, первый заместитель председателя ведомства Ксения Юдаева объяснила, что в первую очередь связано с повышением акцизов и международных цен на топливо.

"Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше, чем другие цены. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен", — уточнила Юдаева.

Помимо этого, зампред Центробанка отметила, что на данный момент рост цен на бензин не влияет на инфляцию.

Женщина расплачивается кредитной картой на автозаправочной станции в Москве. Архивное фотоЗолотой литр. Почему в России дорожает бензинВ свою очередь глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев выразил уверенность, что рост цен носит догоняющий характер.

"По бензину мы наблюдаем плавный медленный рост в течение длительного периода, который отставал от роста цен производителей, когда росли цены на нефть", — сказал Дмитриев.

Заявления представителей Центробанка прокомментировал председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, попросив подготовить для депутатов пояснительную записку. Он также предположил, что в сложившейся ситуации будет уместно обратиться в Федеральную антимонопольную службу.

 

ria.ru

правительство намерено снизить акцизы на бензин и дизельное топливо — РТ на русском

Правительство России готово снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. Кабмин уже поручил Министерству финансов проработать вопрос до 1 июля. Как напомнили в Госдуме, цены на топливо превысили темпы инфляции и преодолели психологическую отметку 40 рублей. Эксперты считают, что мера по снижению акцизов позволит сдержать оптовые цены на бензин, однако в целом для изменений на топливном рынке этого недостаточно.

Правительство готово снизить акцизы на бензин и дизельное топливо для автомобилей. Об этом сообщил первый зампред комитета Госдумы РФ по энергетике Сергей Есяков. По его словам, совещание по этому вопросу накануне провёл вице-премьер Дмитрий Козак. 

«Сегодня правительством принято решение о снижении акцизов на автомобильный бензин на 3 тыс. рублей за тонну и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей за тонну», — цитирует Есякова РИА Новости.

Причиной изменений стал рост цен на топливо, который превысил темпы инфляции. 

Как отметил депутат, стоимость бензина с начала 2018 года выросла на 4,7%, на дизельное топливо — на 9%, что обусловлено повышением акцизов, ростом цен на нефть и увеличением курса рубля.

По словам начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, правительство уже поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на топливо. 

«Протоколом совещания дано поручение согласиться с позицией ФАС и Минэнерго по снижению акциза и проработать Минфину до 1 июля предложение от действующей ставки снизить акциз», — заявил он ТАСС.

О том, что кабмин обсуждает возможность снижения акцизов на горюче-смазочные материалы на 2—4 рубля на литр, накануне сообщил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв. 

  • Автомобили на одной из автозаправочных станций в Москве
  • РИА Новости
  • © Евгений Одиноков

Снижение акцизов на топливо позволит уменьшить оптовые цены на бензин, полагает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Акцизы с 1 июля, скорее всего, снизятся, это надо ещё провести через Госдуму, но думаю, что проблем не будет. Реально это позволит несколько ограничить рост оптовых цен, может быть даже снизить», — сказал он в беседе с RT.

По мнению эксперта, такая мера недостаточна.

«Сегодня оптовые цены выше розничных, такого никогда не было. Для того чтобы выйти на нормальную маржинальную доходность для розничного бизнеса, которая позволит не повышать розничные цены, оптовые цены, видимо, надо снизить на 10%», — отметил Аркуша.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что снижение акцизов даст временный эффект. 

«В теме бензина основной смысл всех изменений заключается в том, чтобы избежать роста цен, потому что он мгновенно виден на рынке конечного потребления. Естественно, это повышает уровень социального недовольства и напряжённости. В реальности бензин дорожает и из-за налогового манёвра, и из-за того, что происходит в целом в отрасли. Это перекладывание нагрузки с экспортной пошлины на скважину, на НДПИ, и, естественно, сама нефть дорожает. Для руководства страны и региональных властей это важные вещи, это отражается на уровне поддержки. Они идут по пути ручного регулирования, понижения акцизов, хотя это тоже не панацея, это даст временный эффект», — заявил он в беседе с RT.

Госдума поручила комитету по энергетике запросить в правительстве информацию о повышении цен на топливо в текущем году и его причинах, а также о принимаемых мерах по недопущению резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке.

Как отмечают инициаторы поручения, депутаты от КПРФ Вера Ганзя, Алексей Куринный и Николай Коломейцев, особенно трудная ситуация складывается в аграрном секторе.

«Цены на дизельное топливо с марта текущего года в среднем выросли на 7%. Это приведёт к большим рискам невыполнения в полном объёме сезонных сельскохозяйственных работ», — считают парламентарии.

По данным Росстата, средняя розничная цена бензина в России 14 мая перешла рубеж в 41 рубль за литр, достигнув 41,28 рубля.

Сильнее всего цена на топливо выросла в Махачкале, Рязани и Кирове.

Средняя стоимость бензина марки АИ-92 с 7 мая повысилась на 48 копеек и составила 39,51 рубля за литр. Цена АИ-95 выросла на 46 копеек — до 42,49 рубля за литр, АИ-98 — на 38 копеек, до 47,71 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива увеличилась на 45 копеек и составила 42,41 рубля за литр.

С 29 апреля по 7 мая бензин подорожал на 1%, дизельное топливо — на 0,9%, а в целом потребительские цены повысились на 0,1%.

Причины роста цен на бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выразила готовность рассмотреть вопрос о снижении акцизов на топливо. 

«Мы подумаем о снижении акцизов прежде всего, потому что акцизы в последние годы были главной причиной, провоцирующей рост (цен на нефтепродукты. — RT)», — сказал глава ведомства Игорь Артемьев.

При этом он объяснил рост стоимости топлива сезонным фактором.

«Общая ситуация стандартная для этого периода времени. Посевная же. В ноябре-декабре она упадёт, а в среднем будет в пределах инфляции», — отметил он.

ФАС также упрекала в росте цен нефтяные компании, которые увеличили поставки автомобильного бензина и дизельного топлива на экспорт при одновременном сокращении поставок на внутренний рынок России.

В Центробанке видят причину повышения стоимости топлива в росте акцизов и международных цен на топливо.

«В этом году выросли международные цены, выросли акцизы — это два фактора, которые внесли вклад (в рост цен. — RT). Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше, чем другие цены. И их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен», — заявила первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева.

По её словам, в настоящее время рост цен на бензин не влияет на инфляцию, однако через некоторое время он окажет своё воздействие.

russian.rt.com


Смотрите также