Газ – соперник бензина. 105 октановый бензин


Октановое число 105?

Октановое число 105?      Исследования     опровергли     устоявшееся     мнение,    что использование газа вместо бензина -- вынужденная мера.   Газовое топливо   сгорает   полнее, поэтому концентрация окиси углерода в выхлопе газового двигателя в несколько раз меньше.      Автомобиль на бензине выбрасывает   в   атмосферу   сернистый газ,   который   образуется   от   сгорания   сернистых   компонентов топлива, и тетраэтилсвинец. В природном газе серы, как правило, нет, а поэтому в выхлопах газового двигателя нет ни   сернистого газа, ни соединений свинца.      В отработанных газах бензинового двигателя из-за неполного сгорания   топлива содержится и окись углерода (СО) – токсичное для человека вещество.      И газовые, и бензиновые автомобили выбрасывают в атмосферу одинаковое   количество   углеводородов.   Для   здоровья   человека опасны    не    сами    углеводороды,   а   продукты   их   окисления. Двигатель,   работающий   на   бензине,   выбрасывает   сравнительно легко   окисляющиеся   вещества   --   этил   и   этилен,   а   газовый двигатель -- метан, который из   всех   предельных   углеводородов наиболее   устойчив   к   окислению. Поэтому углеводородный выброс газового автомобиля менее опасен.      Газ как моторное топливо не только не уступает бензину, но и превосходит его по своим свойствам.      Двигатель   внутреннего   сгорания   автомобиля   работает   по классическому четырехтактному циклу. Газообразная смесь воздуха и   топлива   всасывается в цилиндр двигателя, сжимается поршнем, воспламеняется искрой, давит   на   поршень   и   двигает   шатунный механизм, а затем выбрасывается из цилиндра.       Чем    сильнее    можно    сжать   топливо   без   возникновения детонации    (детонация    [лат.     detonare     прогреметь]      -- распространение   пламени   в   веществе со скоростью, превышающей скорость   звука   в   данном   веществе),   тем    больше    мощность двигателя.   Антидетонационную   способность   топлива   определяют октановым числом. Чем оно   выше,   тем   лучше   топливо.   Среднее октановое число природного газа -- 105 -- недостижимо для любых марок бензина.      Двигатель внутреннего сгорания работает на смеси воздуха и распыленного     топлива,     Для    воспламенения    смеси    нужна определенная концентрация топлива. Газ, в сравнении с бензином, горит   при   меньших   концентрациях,   т.е.   при   более   "бедных" смесях. В случае повышения концентрации газа и обогащения смеси можно   добиться   увеличения   мощности двигателя. Обедняя смесь, наоборот,   можно   понизить   мощность.    Возникает    возможность изменением   состава   смеси регулировать мощность двигателя: газ как топливо значительно "послушнее" бензина.      Эксплуатация   показала,   что   автомобили   на   газе    более выносливы   --   в   полтора-два раза дольше работают без ремонта. При сгорании газа образуется   меньше   твердых   частиц   и   золы, вызывающих   повышенный   износ   цилиндров   и   поршней двигателя. Кроме того, масляная пленка дольше   держится   на   металлических поверхностях   --   ее не смывает жидкое топливо, и, наконец, газ практически не вызывает коррозию металла.       Несмотря на многочисленные   достоинства   природного   газа, закрывать заправочные станции и   выбрасывать бензиновые канистры еще рано.

www.wewees.ru

Газ – соперник бензина. Cтатьи. Наука и техника

Виктор Лаврус

Газ (фр. gaz, от греч. chaos – хаос), агрегатное состояние вещества, в котором оно равномерно заполняет весь предоставленный ему объем.

В тридцатые годы прошлого века англичанин Барнетт получил патент на газовый двигатель, а в 1860 году француз Э. Ленуар построил мотор, работающий на смеси воздуха и газа. Такой выбор горючего никого не удивил – бензина еще не было.

Бензин в качестве горючего был использован спустя два десятилетия, когда Г. Даймлер создал бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Бензиновый мотор заменил лошадь в первых «самодвижущихся колясках» – автомобилях.

Повсеместный рост количества автомобилей потребовал значительного увеличения объемов производства бензина. О газе как о возможном моторном топливе надолго забыли. Лишь через 100 лет после Барнетта, в конце тридцатых годов нашего столетия, возродилась мысль о его использовании. Тогда появились первые газогенераторные автомобили. Газ вырабатывался в топке, а оттуда подавался в двигатель.

Бензин дорожает, и сегодня его пытаются заменить. И природным газом, и синтезированными газами и жидкостями, например – спиртом, который гонят из самого разного сырья: от тростника до апельсиновых корок.

Все эти виды топлива менее опасны для окружающей среды, чем бензин.

Октановое число 105?

Исследования опровергли устоявшееся мнение, что использование газа вместо бензина – вынужденная мера. Газовое топливо сгорает полнее, поэтому концентрация окиси углерода в выхлопе газового двигателя в несколько раз меньше.

Автомобиль на бензине выбрасывает в атмосферу сернистый газ, который образуется от сгорания сернистых компонентов топлива, и тетраэтилсвинец. В природном газе серы, как правило, нет, а поэтому в выхлопах газового двигателя нет ни сернистого газа, ни соединений свинца.

В отработанных газах бензинового двигателя из-за неполного сгорания топлива содержится и окись углерода (СО) – токсичное для человека вещество.

И газовые, и бензиновые автомобили выбрасывают в атмосферу одинаковое количество углеводородов. Для здоровья человека опасны не сами углеводороды, а продукты их окисления. Двигатель, работающий на бензине, выбрасывает сравнительно легко окисляющиеся вещества – этил и этилен, а газовый двигатель – метан, который из всех предельных углеводородов наиболее устойчив к окислению. Поэтому углеводородный выброс газового автомобиля менее опасен (см. рис. 1.5 книги «Источники энергии»).

Газ как моторное топливо не только не уступает бензину, но и превосходит его по своим свойствам.

Двигатель внутреннего сгорания автомобиля работает по классическому четырехтактному циклу. Газообразная смесь воздуха и топлива всасывается в цилиндр двигателя, сжимается поршнем, воспламеняется искрой, давит на поршень и двигает шатунный механизм, а затем выбрасывается из цилиндра.

Чем сильнее можно сжать топливо без возникновения детонации*, тем больше мощность двигателя. Антидетонационную способность топлива определяют октановым числом. Чем оно выше, тем лучше топливо. Среднее октановое число природного газа – 105 – недостижимо для любых марок бензина.

* Детонация [лат. detonare прогреметь] – распространение пламени в веществе со скоростью, превышающей скорость звука в данном веществе.

Двигатель внутреннего сгорания работает на смеси воздуха и распыленного топлива. Для воспламенения смеси нужна определенная концентрация топлива. Газ, в сравнении с бензином, горит при меньших концентрациях, т.е. при более «бедных» смесях. В случае повышения концентрации газа и обогащения смеси можно добиться увеличения мощности двигателя. Обедняя смесь, наоборот, можно понизить мощность. Возникает возможность изменением состава смеси регулировать мощность двигателя: газ как топливо значительно «послушнее» бензина.

Эксплуатация показала, что автомобили на газе более выносливы – в полтора-два раза дольше работают без ремонта. При сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя. Кроме того, масляная пленка дольше держится на металлических поверхностях – ее не смывает жидкое топливо, и, наконец, газ практически не вызывает коррозию металла.

Несмотря на многочисленные достоинства природного газа, закрывать заправочные станции и выбрасывать бензиновые канистры еще рано.

Метан

В переходе на газовое топливо есть свои сложности. Так, например, плотность природного метана в тысячу раз ниже плотности бензина. Поэтому, если заправлять автомобиль метаном при атмосферном давлении, то для равного с бензином количества топлива понадобится бак в 1000 раз больше. Чтобы не возить огромный прицеп с топливом, необходимо увеличить плотность газа. Это можно достичь сжатием метана до 20...25 МПа (200...250 атмосфер). Для хранения в таком состоянии используются специальные баллоны, которые устанавливаются на автомобилях.

Природный газ-метан способен резко уменьшать объем (в 600 раз) при его низкотемпературном cжижении. Такой жидкий газ можно перевозить в специальных «бензобаках» при давлении не более 6 атмосфер (давление воды в водопроводном кране). Имеется множество технических разработок и патентов по реализации такой технологии получения жидкого метана. Во всем мире уже производится и потребляется много миллионов тонн охлажденного (до температуры около –120°C) метана. Крупнейшими производителями является Индонезия, Алжир, Ливия, США, Норвегия и т.д. Для перевозки используются танкеры-метановозы водоизмещением до 120 000 тонн (Япония). Продуктами полного сгорания метана являются безвредные вещества – углекислый газ и вода. Именно поэтому мы не испытываем неудобств на наших кухнях, где иногда целый день горят газовые (метановые) горелки.

Пропан-бутан

Пропан-бутан – синтетическое топливо. Его получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой, ее хранят и перевозят под давлением в 1,6 МПа (16 атмосфер). Газобаллонная аппаратура для сжиженного пропан бутана несколько проще. Процесс заправки машин на газонаполнительных станциях несложен и очень похож на заправку бензином.

По своим свойствам сжиженный пропан-бутан почти не отличается от сжатого природного газа. То же высокое октановое число, те же неплохие экологические и эксплуатационные показатели. Есть у сжиженного пропан бутана и преимущество перед метаном – 225 литров этого горючего хватает на пробег около 500 километров, а метана, помещающегося в восьми баллонах – на вдвое меньший. На сжиженном газе работает вдвое меньше машин, чем на сжатом и вот почему. Пропан бутана получают в 20...25 раз меньше, чем добывают природного газа.

 

Источники информации:

Лаврус В.С. Источники энергии. К.: НиТ, 1997.

Дата публикации:

27 августа 1999 года

n-t.ru

Голдовое снаряжение необходимость или излишняя роскошь в танчиках онлайн?

Автор: Mirtankov.net

Каждый игрок в Мире Танков рано или поздно приходит к выводу необходимости использования снаряжение. Что же лучше выбрать, обычные расходники или их голдовые аналоги? Количество слотов на каждом танке ограничено 3-мя штуками, поэтому придется выбирать.

Главная отличительная особенность – цена покупки. За голдовый расходник World of Tanks необходимо заплатить 20000 серебра или 50 золота. Почти в каждом бою используется хотя бы один элемент снаряжения. Естественно тратить голду на расходники нецелесообразно. Но вот приобретать их за кредиты вполне реально.

Игра насчитывает всего 11 голдовых расходников. Перечислим их: Большая аптечка, Большой ремкомплект, 105-октановый бензин, Автоматический огнетушитель, Шоколад, Доппаек, Ящик Колы, Крепкий кофе, Улучшенный рацион, Пудинг с чаем, Онигири. Последние семь имеют одинаковые функции, но используется на технике конкретной нации. Разберемся, зачем же нужно голдовое снаряжение и стоит ли вообще его использовать.  

Большой ремкомплект

В отличие от малого ремкомплекта, производит одновременно починку всех поврежденных модулей. Дополнительный бонус расходника в уменьшении времени починки модулей на 10%. Согласитесь мелочь, а приятно. Его эффективно использовать против повреждений от фугасных снарядов артиллерии и других танков. В рандоме применяются мало из-за «фармовой» составляющей боев. Чаще, юзаются в сражениях на ГК, турнирах и прочих ответственных играх.

Большая аптечка

По аналогии с предыдущим расходником, большая аптечка действует на всех контуженых членов экипажа. Одним нажатием кнопки весь экипаж становится боеспособным. Используется параллельно с большим ремкомплектом при тех же условиях. В обычном бою применяется редко. Дополнительный бонус снаряжения – вероятность контузии -15%.

Автоматический огнетушитель

Из названия, можно понять по какому принципу действует этот расходник. При возгорании танка, снаряжение вступает в действие автоматически. Позволяет сохранить драгоценные очки прочности танка и потушить пожар. Также, автоматический огнетушитель снижает шанс возгорания на 10%. Если учесть, что случаи поджога вашей машины случаются примерно раз в 20 боев, то установка голдового огнетушителя вполне оправдана. Зачастую, он используется на топовой технике, но и остальным уровням его установка не помешает.

105-октановый бензин

Данный расходник имеет минус. Он используется по умолчанию. За каждый проведенный бой с ним придется заплатить 20 тысяч серебра или 50 золота. Взамен, игрок получает 10% к мощности двигателя и столько же к скорости вращения башни. Хорошая прибавка к ТТХ, но слишком дорого. Поэтому используют 105-октановый бензин в исключительных случаях. Такие ситуации могут возникать на ГК и других ротных боях, где необходимо занять позицию быстрей противника.

Группа расходников для каждой нации WoT

Доппайком в игре привыкли называть все национальные расходники, будь то Ящик Колы, Онигири или любой другой. Каждый из них добавляет 10% ко всем умениям и навыкам членов экипажа. Очень эффективен, когда нужно уменьшить перезарядку на танке. Но есть небольшой минус. При установке «доппайка» придется отказаться от одного из важных расходников (огнетушитель, ремкомплект или аптечка). Поэтому используется он чаще всего на артиллерии, вместо огнетушителя, либо на танках не склонных к возгоранию. 

Выходит, что используя голдовое снаряжение, игрок получает небольшое преимущество перед остальными. За это приходиться платить больше. Не лучший вариант, когда запасов серебра не много. Так, что в рандоме можно вполне обойтись и обычным снаряжением.

 

 

< Назад Вперёд >

mirtankov.net

Октановое число Википедия

Указание октановых чисел в системе AKI[en] на американской АЗС

Окта́новое число́ (от [изо]октан) — химический показатель эталонного прямогонного бензина, равный содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном. Для товарного бензина используется как сравнительный эталонный показатель, характеризующий детонационную стойкость исследуемого топлива (способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием[1]. Это число изооктана, при котором смесь изооктана и н-гептана (эталонный бензин) эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Октановое число как химический показатель не является синонимом понятия детонационной стойкости, однако используется для сравнения таковой стойкости разных по составу бензинов. Поэтому, в случае использования октанового числа как сравнительного показателя, обязательно указывается метод его определения. В зависимости от метода определения различают исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ). Таким образом, химический октановый показатель называется ОЧ, тогда как детонационные показатели - ОЧИ и ОЧМ. Разница между ОЧИ и ОЧМ называется чувствительностью топлива (англ. fuel sensitivity). Для характеристики детонационной стойкости топлива в реальных условиях эксплуатации применяются также фактическое октановое число (в испытаниях двигателя на стенде) и дорожное октановое число (в испытаниях на дороге непосредственно на автомобиле)[2]. Октановое число не используется при характеристике дизельного топлива и авиационного керосина[1]. Реальное ОЧ товарного бензина, как правило, ниже его же ОЧИ и ОЧМ в силу высокой стоимости высококтановых бензинов, поэтому для достижения нужной детонационной стойкости при производстве товарных бензинов используются различные антидетонационные присадки к топливу.

Изооктан с трудом самовоспламеняется даже при высоких степенях сжатия, и его октановое число по определению принято равным 100. Напротив, сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается стуком в двигателе, поэтому его октановое число принято за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств антидетонатора (тетраэтилсвинца).

Стук в двигателе на слух воспринимается как характерный металлический звон. Он создаётся волнами давления, возникающими при быстром сгорании смеси и отражающимися от стенок цилиндра и поршня. При этом снижается мощность двигателя и ускоряется его износ, а при возникновении детонационных волн двигатель может быть повреждён или разрушен.

Впервые эти явления были исследованы в 1921 году английским инженером Гарри Рикардо[en], который предложил первую шкалу детонационной стойкости бензинов. Долгое время основным антидетонатором служил тетраэтилсвинец, однако в настоящее время использование этилированного бензина запрещено из-за его токсичности и для повышения октанового числа применяются другие антидетонационные присадки.

Испытание топлива

Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе, или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем. На полноразмерных двигателях при стендовых испытаниях определяют так называемое фактическое октановое число (ФОЧ), а в дорожных условиях — дорожное октановое число (ДОЧ). На специальных установках с одноцилиндровым двигателем определение октанового числа принято проводить в двух режимах: более жёсткий (моторный метод) и менее жёсткий (исследовательский метод). Октановое число топлива, установленное исследовательским методом, как правило, несколько выше, чем октановое число, установленное моторным методом. Точность определения октанового числа, более правильно именуемая воспроизводимостью, составляет единицу. Это означает, что бензин с октановым числом 93 может показать на другой установке при соблюдении всех требований метода определения октанового числа (ASTM D2699, ASTM D2700, EN 25163, ISO 5163, ISO 5164, ГОСТ 511, ГОСТ 8226) совсем другую величину — например, 92. Существенным является то, что обе величины, 93 и 92, являются и точными, и правильными и при этом относятся к одному и тому же образцу топлива.

Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ

Значения октанового числа углеводородов и различных видов топлива Вещество ОЧМ ОЧИ
Метан 110,0 107,5
Пропан 100,0 105,7
н-бутан 91,0 93,6
Изобутан 99,0 101,1
н-пентан 61,7 61,7
Изопентан (2-метилбутан) 90,3 92,3
Изогексан (2,2-диметилбутан) 93,4 91,8
2,2,3-триметилбутан 101,0 105,0
н-гептан 0 0
Изооктан (2,2,4-триметилпентан) 100 100
1-пентен 77,1 90,9
2-метил-1-бутен 81,9 101,3
2-метил-2-бутен 84,7 97,3
Метилциклопентан 80,0 91,3
Циклогексан 77,2 83,0
Бензол 111,6 113,0
Толуол 102,1 115,7
Бензины прямой перегонки 41—56 43—58
Бензины термического крекинга 65—70 70—75
Бензины каталитического крекинга 75—89 80—94
Бензины каталитического риформинга 77—93 83—100
Бензин Н-80[t 1] 76[t 2] 84
Бензин АИ-92 83,5[t 2] 92
Бензин АИ-95 85,0[t 3] 95
Полимербензин 85 100
Алкилат 90 92
Алкилбензол 100 107
Этанол 100 105
Керосин 30
Ацетон >100
Метил-трет-бутиловый эфир 100—101 117[t 4][t 3]
  1. ↑ Число обозначает среднее арифметическое ОЧМ и ОЧИ данного типа бензина.
  2. ↑ 1 2 Ориентировочное значение; может слегка варьироваться в зависимости от состава конкретных образцов бензина.
  3. ↑ 1 2 Норма по СТО 00044434-006-2005 с изм. 1—5.
  4. ↑ Октановое число было определено при смешении с бензином.

Исследовательское октановое число (ОЧИ) (англ. Research Octane Number — RON) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, температуре всасываемого воздуха 52°C и угле опережения зажигания 13°. Оно показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.

Моторное октановое число (ОЧМ) (англ. Motor Octane Number — MON) определяется также на одноцилиндровой установке, при частоте вращения коленчатого вала 900 об/мин, температуре всасываемой смеси 149°C и переменном угле опережения зажигания. ОЧМ имеет более низкие значения, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок. Оказывает влияние на высокую скорость и детонацию при частичном дроссельном ускорении и работе двигателя под нагрузкой, движении в гору и т. д.

По крайней мере в 1950-х годах использовалось также октановое число по температурному методу[3].

Октановое число AKI[en] является средним арифметическим между ОЧИ и ОЧМ. Используется на АЗС в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах.

Разность между ОЧИ и ОЧМ характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.

Распределение октанового числа

Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.

Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости: наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды (алканы) разветвлённого строения, наименьшее октановое число имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Топлива нефтяного происхождения, полученные каталитическим риформингом и крекингом, имеют более высокие октановые числа, чем полученные при прямой перегонке.

Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки. Многие из них (например, МТБЭ) испаряются легче, чем бензин, что приводит к интересному эффекту у машин с негерметичным бензобаком — по мере расходования топлива и испарения присадки октановое число бензина, оставшегося в баке, уменьшается на несколько единиц. Это приводит к лёгкому звону при полной мощности мотора (если он не оборудован датчиком детонации). Подавляющее большинство современных инжекторных двигателей имеет датчики детонации, позволяющие использовать любой бензин с октановым числом 91—98, однако для двигателей с высокой степенью сжатия может быть необходимо использовать бензин с октановым числом не ниже 95 или даже 98.

См. также

Примечания

Литература

  • Гуреев А. А., Жоров Ю. М., Смидович Е. В. Производство высокооктановых бензинов. — М.: Химия, 1981. — 224 с. — 2670 экз.
  • Гуреев А. А., Серёгин Е. П., Азев В. С. Квалификационные методы испытания нефтяных топлив. — М.: Химия. — 200 с. — 3300 экз.
  • Смышляева Ю. А., Иванчина Э. Д., Кравцов А. В., Зыонг Ч. Т., Фан Ф. Разработка базы данных по октановым числам для математической модели процесса компаундирования товарных бензинов // Известия Томского политехнического университета. — 2011. — Т. 318, № 3. — С. 75—80.

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также